Тема: Монополизм

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Антикризисный менеджмент
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
Монополизм
Монополизм
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 МОНОПОЛИЯ И МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ……………………………….5

1.1 Cущность  и основные черты монополии…………………………………..5

1.2 Понятие монопольной власти………………………………………………..8

1.3 Ущерб, приносимый монополией…………………………………………..14

2 МОНПОЛИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ……….20

2.1. Характеристика российских монополий…………………………………20

2.2. Регулирование деятельности монополий в РФ………………………….30

2.3. Плюсы и минусы монополий………………………………………………36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблемам монополизма экономическая теория уделяла серьезное внимание, начиная с классической школы и заканчивая современными направлениями. Проблемы монополизма, поиска путей его преодоления в последнее столетие служили предметом особого внимания экономистов всего мира.

Актуальность темы исследования заключается в том, что монополии, в отличие от других хозяйственных единиц, занимают особое место в системе экономических отношений. В число отраслей экономики, имеющих признаки естественных монополий, входят: электроэнергетика, газовая промышленность, транспортировка нефти, железнодорожный транспорт, многие отрасли связи. В этих сферах демонополизация и создание конкурентного механизма оказываются невозможными в связи со спецификой характера предоставляемых услуг и технологии доведения их до потребителя. Следовательно, необходимы рычаги внерыночного, административного регулирования этих отраслей в интересах потребителя.

Если государство не имеет способов планомерного воздействия на монополии, оно и его граждане становятся заложниками злоупотребления монополистов своей властью. На практике это проявляется в росте цен и тарифов на услуги монополистических предприятий, что усугубляет и без того тяжелое экономическое положение большей части промышленных предприятий и населения.

Степень разработки темы исследования. Определенное место данным вопросам уделялось в работах таких отечественных авторов, как:Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина, А. Бутыркин, Е.Варга, В.А. Волконский, Г.И. Корягин, Е.Б. Мостовая, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю,  П.А.Ореховский, М.Фридман, Ю.П.Янков.

 

Объект исследования – является монополизм, его специфика в Российской Федерации.

Предмет исследования - является система государственного регулирования монополий в современной Российской экономики.

Целью исследованияявляется рассмотрение особенности монополизма в современной России в условиях развития рыночных отношений.

Задачи:

1.  Рассмотреть сущность  и основные черты монополии;

2. Выявитьущерб, приносимый монополией;

3. Рассмотреть характеристику российских монополий;

4. Изучитьрегулирование деятельности монополий в РФ;

5. Выявить плюсы и минусы монополий

6. Внести предложения по совершенствованию монополии России.

Методология и методика исследования. При работе над курсовой работы использовались диалектический, сравнительно-правовой, а равно формально-логический методы исследования.

Нормативную базу составляют: Федеральный закон «О  естественных  монополиях», Гражданский кодекс РФ.

 

 

 

 

 

1. МОНОПОЛИЯ И МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

1.2 Cущность  и основные черты монополии

Монополия - это исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы. Это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны[1].

Факторами способствующими возникновению монополий можно назвать: полный (исключительный) контроль над вводимыми важными факторами производства; экономия, обусловленная ростом масштаба производства (проявляющаяся в снижении долгосрочных средних издержек производства на единицу продукции при увеличении объема выпуска продукции); патенты; государственные лицензии или привилегии[2].

Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия - это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела[3].

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению высоких прибылей. Некоторые экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом[4]. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие прогресса, он их прибыли[5].

признаком образования  (монополии)   моноп доминирующее  положение  предпринимателя,  которое  дает возможность предпринимателями конкуренцию рынке товара[6].

чертами монополии следующие:

1.  Отрасль  состоит  из  одной которая единственным данного или услуги.

2. первого вытекает, покупатель у или без заменителей рекламы. монополисту нет использовать рекламу.

3. условиях монополизированного производитель диктует   и  имеет возможность количеством предложенного продукта.

Существование монополии наличие    для  появления  отрасли аналогичных создаваемых другими Эти барьеры быть экономическими, или юридическими[7].

По ДиЛоренцо, устойчивой быть только защищенная государством. существует ни достоверно известного чтобы некий добился низких в долгосрочной и тем установил перманентную Постоянно действующий конкуренции – том числе конкуренции – возможность появления в условиях рынка[8].

1.2 монопольной власти

и ею (олигополия, конкуренция) особым субъекта экономической и на равновесие для образом[9].

Монопольная (власть рынком) как индивидуального производителя контролировать цену товара воздействовать неё, поставляемое рынок, количество. связывают власть способностью устанавливать выше издержек. этом, их зрения, менее спрос, большей властью фирма. монопольная обратно эластичности на (услугу). является ограничительной рыночной монополии. может либо либо предложения, не и вместе. он цену, рыночный диктует производства[10].

Возможностью влиять цену на поставляемой обладает абсолютная что реальной случается редко.

(рыночная, власть возникает Формирование обусловлено положением стремящегося большей получать прибыли, большим Экономическая мощных групп им менять сознательно ход операций своих интересах. положение для своего фактором носителем источником дохода[11].

М.Фридман три основных монопольной власти:  технические (когда существование одного производителя предприятия более в техническом прямую косвенную поддержку; частный сговор меж отдельными лицами[12].

Сохраняются административно-командной - положение как монопольного экономических неразрывная собственности власти, форм им собственника, над не госрегулированию. монополия формирует искусственную, технологическую экономическую монополии[13].

Е.Варга считал, монопольная в производства быть монопольным факторами обладанием капиталом, техникой, т.е. монополией, сферы (железными автолиниями, сбытовыми организациями)[14].

монопольной власти, или взятые совокупности, трактуются причины образования Так, они к контролю сырья, низким производства, позволяющим товар по ценам, недоступным конкурентов, обладанию на новую или технологию, получению от исключительных прав реализацию товара услуги.

Монопольной власти следующие особенности: спроса не сопровождается увеличением предлагаемого товара. часто просто цену. Решающим определяющим размер товара, является кривой предельного а не спроса; б)для монополиста определить кривую Так как количество товара, монополией, может по разным в зависимости спроса и ценовой эластичности. условиях монополии объёмы выпуска быть связаны ценой[15].

В современных получить монопольную можно не путём достижения размеров производства, путём обладания технологией. Если такое преимущество доступно только производству, рассчитанному массовый и спрос, то настоящее время- мелкому и бизнесу. Монопольной на использование услуг обладают талантливые певцы, спортсмены. Эту людей с знаниями и относят к ресурсам[16].

власть может также достигнута создания сверхкрупных играющих значительную на рынке своего доминирования влияющих на товаров и ценообразование.

технологии в отраслях промышленности алюминиевой, сталелитейной) крупных производств. обусловлено не экономией издержек масштабах производства, и значительными капитала, необходимыми вступления в Таки отрасли, правило, состоят небольшого количества фирм, обладающих степенью монопольной власти[18].

на производства естественные образовавшиеся отраслях, предприятиями пользования транспорта, энерго-, газоснабжения). бы выгодно расточительно дублирование предприятий. степень производств них технологически, рост производства снижает К в затраты 1 уменьшаются росту электростанции[19].

Исключительные этим предоставляет Правительство за право их чтобы допускать монопольной определяет сферу деятельности, качество цены товары услуги. сырьевые создаются валоризации, системы предпринимаемых поддержке власти искусственного цен уменьшения и производства[20].

Факторами, усилению или монопольной власти, экономический потенциал включающий потенциал и потенциал предполагаемая прибыль, инноваций, наличие секретов, высокие (препятствия) для конкурентов, в числе протекционистская государства (установление квот), наличие конкуренция со фирм, производящих продукцию, и конкуренция со компаний, имеющих организовать аналогичное несовершенство рыночной кризисы, войны, насилие[21].

Внутриотраслевая существенно власть на Завышение всегда чёткий за оно быть (сокращение может на высокую единицы Если все автомобилестроительные одновременно цены свою на %, по экономистов, отрасли бы на Если аналогичное цен одна то продажи на в перераспределения в конкурентов. цены компанией обусловить аналогичных что первую рынка Таким давление конкуренции ограничивает власть[22].

Монопольная производителя внутреннем защищена иностранной устанавливаемыми на Это особо Ф.Энгельс. пошлины,- он,- возможность себя внутреннем за цены, которым (монополист.- авт.), на рынке». компенсация внутреннем осуществляется установления высоких Монополии покровительственные как монополизации рынка. определению это направленная отечественного потребителя[23].

можно вывод, понятия «рыночная», власть в теории синонимы. условия, влияющие них, Причины монополии монопольной совпадают.

Носителями власти государство, отдельные лица. властью как фирмы, и имеющие преимущества[24].

современных условиях признаком монопольной является обладание технологией, доступной и среднему бизнесу.

1.3 Ущерб, приносимый монополией

монополизации совершенно конкурентно отрасли иллюстрирует 1.2.1. Рыночный на продукцию конкурентной отрасли линией спроса D, предложение ? ветвью отраслевой предельных затрат, Соответственно равновесный продукции совершенно отрасли составит Q*1, цена ? P*1. видеть, что монополизации отрасли выпуска и изменятся[25].

Рис.1.2.1

приносимый монополией

 

монополист прибыль объеме выпуска Q*2 поскольку этот соответствует Курно E2, которой предельных и выручки Этому для выпуску более цена P*2. именно цену уплатить товар если продаж составляет Q*2 Очевидно, прибыль, в случае с проданной продукции, длине отрезка LN (P*2(Q*2 - SАТС(Q*2 А суммарная равна прямоугольника CP*2LN (P*2(Q*2)Q*2 - SATC(Q*2)Q*2)[26].

оценить ущерб приносимый Кривая как знаем, ценность единиц для Кривая затрат альтернативную ресурсов, для этих единиц. выпуск целесообразно до пор, кривая остается кривой затрат, е. точки пересечения[27]. рис. 1.2.1.такой точке E1 выпуск Q*1. наилучший объем выпуска[28].

Для монополиста оптимальным оказывается выпуска Q*2. Каким бы валовой покупателей, если выпуск увеличился до Q*1 Очевидно, он бы равен лежащей ниже кривой спроса LE1 т.е. Q*2LE1Q*1. что обошлось монополисту увеличение пуска с Q*2 до Q*1? в сумму, площади фигуры, ниже участка E2E1 кривой затрат, т. е. Q*2E2E1Q*1 Таким образом, от увеличения превышает затраты него на равную разности названных величин, е. площади E2LE1 , на рис. вертикальной штриховкой. монополист не на увеличение сверх Q*2. Ведь дополнительная (сверх Q*2) выпуска сулит ему  затрат, превышающий выручки. Действительно, увеличении выпуска с Q*2 до Q*1 монополиста увеличатся сумму, как уже знаем, площади Q*2E2E1Q*1, тогда выручка возрастет на сумму, площади Q*2E2Q*1, так его чистые составят сумму, площадиE2E1Q*1[29].

Кроме того, совершенно конкурентной сопровождается не уменьшением, но перераспределением части потребителей в монополии. При конкуренции излишек на рис. 1.2.1 площадью треугольника P*1ME1 При он, как составит лишь равную площади треугольника P*2ML Часть его, именно KLE1t пропадет связи с выпуска с Q*1до Q*2, е. войдет состав так называемых безвозвратных общества E2LE1 Другая же равная площади прямоугольника P*1P*2LK будет присвоена поскольку линия являющаяся нижней потребительского излишка цене P*2, окажется чем при цене P*1[30].

возникнуть почему состав для потерь войдет область Q*2E2E1Q*1 характеризующая затрат связи снижением с Q*1до Q*2 Дело том, ресурсы, до для производства Q*1 -Q*2 продукции, найдут применение в  секторах экономики. область Q*2E2E1Q*1 скорее можно как альтернативную ценность высвобождающихся сокращения в отрасли[31]. сводном изменения благосостоянии результате представлены табл. 1.2.1. 

Таблица 1.1

в в монополизации конкурентной отрасли 

на 1.2.1

При конкуренции

После монополизации

P*1 ML

Излишек потребителя

потребителя

P*1P*2LK

 

Избыточная (монопольная прибыль)

KL E1

 

потери

OCN Q*2 

производства

Затраты производства

Q*2 E2E1 Q*1 

 

ценность ресурсов, в результате монополизации

E2NF

Излишек (часть)

Безвозвратные потери

 

трудно увеличивает уменьшает перераспределение излишка благосостояние. владельцами в которого часть являются акционеры, е. же как потребители, эту излишка, межличностное полезности, мы догадываемся, невозможно Многие утверждают, поскольку акционеров к и слоям перераспределение потребительского в пользу увеличивает общества, в разных групп[32]. оппоненты, считают, и некоторых производство монополизировано, лица высокими средними а это элиминируется крайней отчасти) ценами, которым покупаются товары. однако, в что о приемлемом дифференциации в относится к нормативной, к экономике[33].

Можно предположить что совершенно отрасли не на производства Возможно, что организационные, главное, нововведения осуществлены того, будет монополия. нововведения привести снижению затрат, что предельных монополии не совпадать кривой в совершенно отрасли, это ранее. Поскольку монополии менее чем совершенной экономисты, об приносимом имеют в не предприятие, монополизировавшее рынок, ущерб, вообщемонопольной (или властью[34].

попытку дать оценку ущербу, монополией, предпринял экономист А. в 1954 невысокая оценка экономистами ущерба, монополиями в экономике, имеет Предприятия ориентированы максимизацию долгосрочной, не краткосрочной т. е. максимизируют дисконтированный, приведенный, поток за ряд посл временных периодов. Такая максимизация достигается посредством прибыли в отдельный период[35]. высокая прибыль любом отдельном привлекает в отрасль новичков, если их в отрасль легок, быстро цену товара сводят монопольную к нулю. качестве одного барьеров на предприятие, обладающее некоторой монопольной возводит барьер формеограничивающей цены (англ, price). Вместо чтобы определять выпуска, уравнивая предельные затраты предельную выручку, обладающее монопольной назначает цену, выше совершенно и тем предотвращает вход отрасль новичков значительно снижает вероятность (количество новичков)[36].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1. Характеристика монополий

В    стране,  до    времени,  преобладала    к   и  централизации  производства над могут возрастать  до    пределов,  после чего утрачиваются. Начиная этапа индустриализации,   народного шло путем предприятий    гигантов,  которым  предоставляло лучшие хозяйствования. Небольшим  заводам    фабрикам отведена второстепенная роль[37].

настоящее время Российской Федерации ряд предприятий таких как:

Открытое Общество Акционерное «Единая Система» производство услуги передаче по линиям (ОАО «ЕЭС»).

2. Открытое Общество «Российские Дороги (ОАО «РЖД»).

Открытое Акционерное «Газпром» - газа по реализация природного (ОАО «Газпром»)[38].

В своего значения экономики целом привлекают внимание.

При данных предприятий одному из монополии, необходимо что данные относятся к монополиям. По о структуре ОАО РАО ОАО «РЖД» ОАО «Газпром» отнести к монополиям, так государству принадлежит доля акций.

Так РАО России» принадлежит акций, «РЖД» акций ОАО 38%.

Хотя «Газпром» акционерное в доля всего тем менее его включать госсектор[39].

Кроме имеется еще национальных монополий класса, таких «Транснефть», Минатом, также Сбербанк, они не часто привлекают И еще монополии составляют часть государственного и всей экономики.

ОАО «Газпром» российская газодобывающая газораспределительная компания, в России.

комплекс особое значение России. является звеном экономической обеспечивает деятельность предприятий, подвоз важных в отдаленные страны, также самым транспортом миллионов граждан.

ОАО в грузообороте видов общего страны состав около 80%.

Открытое акционерное «Российские железные входит в тройку лидеров компаний. Это следующие факторы: о объемы грузовых пассажирских перевозок; финансовые рейтинги; к специалисты во областях железнодорожного большая научно-техническая проектные строительные мощности; з опыт международного сотрудничества[41].

и акционером «РЖД» Российская От Российской полномочия осуществляет Российской Федерации.

компании сформировано внесения уставный ОАО по стоимости 987 федерального транспорта[42].

Технические ОАО эксплуатационная железных 85,2 тыс км; электрифицированных 42,9 км; в транспортной России 43%; доля пассажирообороте тран системы 41%; Миссия состоит удовлетворении спроса перевозки, эффективности качества и интеграции Евроазиатскую систему[43].

Главные деятельности - потребностей юридических физических в перевозках, и оказываемых транспортом, также прибыли.

Стратегические компании:увеличение масштаба бизнеса; повышение производствен эффективности; качества и перевозок; глубокая в Евроази транспортную вес дорожного в перевозках в 41%, сопоставимо объемам автомобильными Важнейшая отрасли в что ее - - как несколькими - дорогами, есть уровне отрасли. необходимость формирования распределения от аккумулирования ресурсов развития сети, и железнодорожного внедрения научно-технического прогресса[44].

показателей российских дорог, по тонно-километров, на занятого перевозках, зарубежными свидетельствует том, в она 2,5-3 выше, в Франции, и При время вагонов нашей в раза чем США, на б расстояния перевозок.

В России дороги в работают с (при том, средний железнодорожный в России 8-10 раз чем в странах). Убытки транспорта покрываются счет работы грузового.

РАО «ЕЭС - самая в России занимающаяся производством, и распределением а также управлением этими процессами.

целью образования «ЕЭС» было оптового рынка При создании «ЕЭС» около новейших электростанций более половины мощностей - выведены из территориальных акционерных - энерго поступили в владение РАО России». В капитала РАО России» государству 52,6% акций, долю иностранных приходится 30,7%. большей частью мощностей, РАО России» является всей сети электропередач страны. станций, не в РАО значительную долю АЭС, на приходиться 13% производства электроэнергии Российской Федерации[45].

ОАО «ЕЭС в своих стремится долгосрочному ценности акций акций которые образованы процессе путем осуществления и эффективности прозрачности деятельности деятельности созданных процессе реструктуризации[46].

В российской естественная монополия исторически. Передающая сеть по своей предназначена монопольной. Конкуренция экономически бессмысленна, означала бы сооружение нескольких друг другу сетей, предназначенных выполнения буквально и тех услуг и друг от лишь тем, они принадлежат хозяйствующим субъектам. выгода от на издержках электроэнергии за конкуренции между сетей не ни в сравнение с затратами на передающих сетей[47].

Основной образования «ЕЭС в акционерного (когда ноябре году объединены свыше электростанций ГРЭС, и энергосистемы) формирование рынка В владение «ЕЭС поступили 50 электростанций более общих выведенных состава АО-энерго[48].

Толчком регионализации, единого электроэнергии введение 1991 дифференцированных по электроэнергии отдельных в от затрат каждой.

проблема электроэнергетики неплатежи. силу производимой применение в неплательщиков затруднено. вызванное можно улучшить реализации экспортного РАО По оценкам, электроэнергии, на мощностях, бы ежегодно 16 долл. для больших электроэнергии значительные с ее требуется линий и сооружений.

Примером из крупнейшей в России «Норильский Никель».Открытое акционерное «Горно-металлургическая компания никель» - в России одна из в мире по производству и цветных На его приходится более мирового производства более 10% и 3% На отечественном на долю «ГМК «Норильский приходится около всего производимого стране никеля, меди, 95% кобальта[49].

Предприятие поиском, добычей, и переработкой ископаемых, маркетингом реализацией и металлов, полезных производством собственных нужд[50].

государственное предприятие России» распоряжением от сентября года. февраля года государственная предприятия, Устав.

На разрозненных почтовой создана филиалов «Почта внедрена новая управления структурами связи основе учетных бухгалтерского, и учетов[51].

Сегодня России в 86 около 000 почтовой оказывающих почтовой на территории Федерации, все и населенные Один самых трудовых почтовых - 415000 Ежегодно работники принимают, и более млрд. 54 посылок почти млн. переводов.

Всего предлагает клиентам 80 финансовых, и услуг. почтовые осуществляется пенсий пособий, также печатных В почтовой можно коммунальные получить погасить кредит, денежные с карт, страховку, лотерейные, авиа- театральные а товары потребления. того, Пунктах доступа могут в отправить получить почту, распе документ так далее.

затрат предприятий-монополистов две причины роста: отсутствие давления на прибыли ведет более слабому над расходами; получить сверхприбыль стимулировать расходов усиление защиту положения.

В современной экономики рыночная реализуется всего счет издержек, не дополнительной о свидетельствует индекса на труда прочих на над инфляции.

Развитие экономики 21  веке  определится  тем,  насколько развиваться  крупные  корпорации,  способные  выдержать  международную И шансов остальных предприятий[52].

 Выживут    крупные  корпорации.  обслуживающие. Во кризиса  банки слабы. России нет  никаких перспектив операций с капиталом. Ничтожные  обороты  фондового рынка  означают,    все  мало-мальски    бумаги  будут обращаться за рубежом.  Ещё    надежд  на    с  усыхающим федеральным Можно зарабатывать   в  реальном    Но  от реального сектора в ближайшее время останутся     крупные экспортоориентированные А значит из    останутся  только обслуживающие Это значит, банки войдут состав таких  корпораций  качестве их и расчётных Банки    развиваться  в России с опорой реальный сектор. означает, что   называемая схема у неизбежна[53].

Для преодоления степени монополизации экономики и развития конкуренции разработаны специальные программы.

Основной задачей программ являлось концентрации производства создание необходимых для развития на рынках по приоритетным товаров, а диверсификация производства увеличение выпуска продукции. Исследования что число не ощущающих постепенно сокращается во многих не превышает лишь в достигая 20% выше[54].

Более глубокое данной проблемы  приводит кпарадоксальным на взгляд результатам. что даже  абсолютно оценка  прибыли в или иной хозяйственной деятельностисама по не способна эффективные механизмы и рыночного процесса. из причин является используемаямодель ценообразования, по принципу издержки плюсприбыль" и включающая в уровень предельных издержек[55].

на основании модели предполагает, предельные издержки постоянны не слишком отличаются отсредних при рассматриваемом выпуска продукции. на такое положение весьма идеализированно к примеру, при установлении различных сроков ввода эксплуатацию электростанций задаютсясовершенно уровни  предельных для новых устаревших Таким образом, органам приходится дифференцироватьсвою по ценообразования даже рамках одной что можетпривести к цен ниже предельных издержек отсутствиюстимулов введению и технологий.

 

Регулирование деятельности в РФ

Назначение регулирования    соблюсти,  а  необходимости уравновесить баланс интересов субъектов естественных монополий потребителей.

Высокая  экономическая  эффективность  естественных  монополий недопустимым  их  дробление,  но  с стороны бесконтрольная способна значительный  вред,  поэтому  государство  не воздерживаться регулирования монополий[56].

Суть  любого  участников    общения,  прежде    в  установлении  определенных правил в данном  случае    в  рыночных  Регулирование  естественные монополии, его специфика в его   которыми антимонопольные органы наделены[57].

Специально образованные   органы  исполнительной    по естественных монополий своим структуре функциям, а  также полномочиям  и    их  осуществления    имеют  много сходного с федеральными органами. Они цены на  продукцию монополии определяют    потребителей  продукции,    монополия поставлять свою продукцию.

  законом      монополиях"  установлены два специфических (применение иных не допускается)[58]:

Органы естественных могут ценовое осуществляемое определения цен или предельного уровня.

первом либерализации инфляции резких относительных пересмотр  тарифов  и  цен  не практика ценообразования различным осуществляться или естественных монополистов[59].

Государство вправе использовать  ценовое    в  рыночных отношениях, согласно 424 ГК РФ исполнение договора   по установленной соглашением И только   предусмотренных  законом случаях цены (тарифы, станки и   устанавливаемые регулируемые уполномоченными  на    государственными  органами[60].  исключительное право  и    органам  регулирования  монополий.    метод  логично вытекает непосредственно из понятия естественной существенный элемент   -  неэластичные  на ее Само ценовое осуществляется    установления   фиксированной  цены,    предельного  уровня    (тарифов),  либо предельных изменения цен  (тарифов)    товары,  производимые (реализуемые) су естественной монополии[61].

Как используются заранее схемы установления цен:

Метод предельных Он заключается  в    что  государство (и контролирует), устанавливаемая монополистом   равнялась его    издержкам.  народнохозяйственной  точки  производства и потребления естественной монополии, часто ведет убыткам и  необходимости монополию за государственных средств[62].

Метод издержек в что исключением нормальной, цена средним издержкам). метод дать результат, при продукта будет производиться мало необходимым  для  эффективного функционирования  экономики  в  целом,  и,  с  другой  стороны,  не  создает заинтересованности минимизации   м расходы компенсированы[63].

в. установления цен приводит дефициту продукции.

Субсидирование   монополи  используют метод, предельных   практики  про ее, по низким за счет других, которых  фактически возлагается бремя.  В  наиболее  тяжком  положении  оказались промышленные которые  фактически  субсидируют  льготные  тарифы для населения.

подобной   заключаютс развития российской  промышленности;  в противоречии  экономической  логике  (себестоимость  продукта е для ниже,  чем  для  индивидуальных потребителей);  возложении  на  естественные им функций политики[64].

Неудивительно, социальная этого своеобр промышленных крайне  низка:  а объему   услуги. слои получают больше, чем собственно, должна подобная помощь[65].

Однако    существует  наилучшей    условий  схемы, которая   бы  безотказную    целей  общества,    производства необходимого    продукции  с    издержками.  Как  эффективной система мер, включающ сочетание элементов  частной и государственного посредством    жестких ценообразования.

2. Определение подлежащих обязательному   и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае   удовлетворения  в    объеме  потребностей в товаре, (реализуемом) субъектом естестве  монополии.  Необходимость   применения  прямо    природой  естественных монополий. в них нередко объективно ограничены по  своим  а и вовсе   (полное  использование    месторождений, сокращение    и  т.    Это  обстоятельство позволяет субъектам монополий выборочно,   своему  усмотрению,  продавать  одним и лишать товаров других   Вмешательство государства призвано интересы всех потребителей.

органы регулирования естественных монополий принимают об или о регулирования в о  конкретных  субъектов монополий, если   установленные  для    основания, например, если   возможность  для  р  конкуренции  на  соответствующих И подобно как  принятие    о  введении   служит  основанием  вклюмонополии реестр, так основе решения прекращении регулирования   из реестра исключается[66].

  Вопросы, введения, изменения прекращения деятельности естественной монополии могут быть рассмотрены на осн предложений федеральных исполнительной власти, органов власти субъектов федерации и местного самоуправления, общественных потребителей, ассоциаций союзов, хо субъектов.  орган естественной монополии применит только ме регулирования, которые предусмотрены законом "О естественных монополиях" иными федеральными законами[67].

деятельности конкретн стимулирующей методов регулирования. этом обоснованность и  принимаются  во внимание: производства товаров, стоимость и накладные налоги другие платежи; стоимость производственных потребности их воспрои и отчисления; прогнозируемая от реализации (тарифам);  удаленность  различных  групп  потребителей  от  места  производства товаров;  соответствие  качества  производимых потребителей; государственные и меры поддержки[68].

Орган естественной  монополии,  при  принятии  решения  о применении регулирования деятел конкретного монополии,  обязан  рассматривать  информацию,  предоставленную заинтересованными  лицами,  о  деятельности  монополии. О  деятельн субъектов - цены или предельного  уровня.  Поэтому особенно  значима  та  информация,  которая   раскрывает издержек производства,  являющихся  главным  фактором формирования товара. Целесообразно  при  этом  учитывать  не  только  сложившуюся   пр в будущем, цен отдельные компонент издержек п.). издержек, значит цены, неизбежно убыточным[69].

2.3. Плюсы и минусы монополий

Как на монополизм экономике свои и Так или стороны проявляются двух пунктах. в отраслях более и экономию Во-вторых, сравнению конкурентным у и больше и для научно-технического в производстве. Дело том, небольшие предприятия весьма в и прежде текущей а будущими выгодами новшеств. того, идеи копируются и что на осуществление одни, выгода на У же фирм финансовые шире, вся от достается авторам[70].

Можно обратиться к или сторонам господства. назовем распределение Оно когда погоне сверхприбылями искусственно производство, цены сбивают в монопсонии), обществу виды, уровень, и продаж продукции. самым механизм регулирования экономики, в конкуренции[71].

Многие лишаются и рационального не давления неоправданных цен, деловую а и В сокращается растут инфляция, расстройство Богатство в становится чем бы при оптимальном распределении ресурсов.

примеру, длительном сельского России 1990-х доля топливно-энергетических, химических, других монополистов значительна.

В с демократией Франция, рыночной угрожает один вид монополизм профсоюзов Опираясь свои права, подчас устранению рабочих снижают работникам профессий, продолжительности времени адекватным зарплат т.д. нарушает саморегулирования рабочей и рост труда[72].

Второй монополизма усиление в в Оно с завышением цен сверхприбылями, их означает уменьшение остальной населения[73].

Возьмем примера Сбербанк почти в вкладов (свыше всех депозитов стране 1 2014 Достаточно на конторские этого сравнить его и, учителей, чтобы в им сверхприбылей. заниженный и кредитный (своеобразные цен») перераспределяет общества свою монополисты не рядовых но своих собратьев» бизнесу. каждый рубль, к у метро в городе!), не истрачен покупку, пряников молока не выручку или фермера[74].

Следующий момент монополизма экономический застой торможение НТП. возможен потому, монополисты не давления конкурентов часто могут высокие прибыли без дополнительных благодаря своей власти. Это подталкивает их рационализации производства, поиску резервов его эффективности, улучшению качества расширению ее развитию НТП к проявлению об интересах клиентов.

Против действует такой монополисты в физическом работающего внедрение новых угрожает быстрым износом необходимостью физически годной Отсюда вывод, в НТП монополистическом «борются» противоположные одна у развитию, - торможению.

Наконец, последняя негативных сторон - опасность демократии как экономике так в политике. частности, в монополисты (олигархи) подавлять свободную честную конкуренцию, себе менее бизнес, могут обществу свои условия: заниженную сравнению с оплату труда работников, плохое товаров, завышенные своих продаж заниженные цены принудительные «довески» своей продукции программ для в Интернет, «Майкрософтом» к системе «Windows») пр.

Заметна и роль олигархов политике. Скупая массовой информации, политические партии предвыборные кампании, манипулируют сознанием проводят в и правительства ставленников, добиваются помощью лоббизма нужных решений, выгодные контракты, льготы, субсидии другие привилегии ущемляя интересы права остальных граждан[75].

Необходимость и монополизма общества еще конце века. в с в истории антитрестовым законом принятым США 1890 монополизация и объявлялась и преступной[76].

Современная политика, прежде направлена на преимуществ естественной под контролем и государства недопущение или искусственной монополии[77]. этих целях меры против концентрации экономической искусственных дефицитов, злоупотреблений. Одновременно, свободная и конкуренция в В случае монополизма к могут применяться размонополизации: денежные штрафы, запрет навязывание своей через продажу в комплекте, то и суровое - компании, то е ее раздел несколько фирм.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив монополизма России, сделать что монополии конкуренции одной наиболее для страны настоящее Монополизм собой проблему экономики, - обладают рыночными перед предприятиями, из положения доход счет экономических Проблема экономики состоит том, абсолютно отношений рынке может в Это и наследством с времен ведения и нецелесообразностью отдельных имеющих для значение. связи этим, стоящая государством создание рынка, решается рыночными так чрезмерная ведет обратным а государственными органами.

Следует что отрицательной монополизации избыточная фирм-монополистов. тех, может бизнес, сужается делает всю Новым тяжело практически выйти рынок, разрушает структуру Недостаточный на новых не развиваться конкуренции, результате у нет к эффективности При расцветает в мнение том, деньги заработать при отношении властью. в способствует Все не развитию в тормозит и новых предприятий. эффективной и систем не развитию В многие работают расчете краткосрочные увозят за неохотно их производство. это сказывается экономике страны.

таком стоится рост а и благосостояния социальная в Выбор России либо движение расчете появление класса, жесткие по «кандалов» экономически субъектов, реальные для роста экономики. такой еще возрастает корпораций, решают начатых по экономики, в привести экономику траекторию роста.

В с антимонопольное должно разумным продуманным, применение работниками агентств быть механизмом но более так чрезмерно проведение политики привести большому сформировавшихся отношений вызвать со работников фирм.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Гражданский Российской Часть от ноября г. 51-ФЗ Собрание РФ.-1994 - 3301. редакция 02.12.2014)

2. Федеральный РФ 17 1995 N 147-ФЗ «О  естественных  монополиях» ред. // газета. 138-139. Российская 10.02.2014.

3. Агапова Т.А., Серегина Макроэкономика Т.А. С.Ф. – Москв Издательство 2012г. С.416-420.

4. И.М., Р.Г., А.В. экономическая п М.: и 2011. – С.732.

  А.Я. монополии: и регулирования. Новый 2013. – С.433.

6. Бутыркин А., Проблемы монополии Бутыркин. Мировая и отношения.2014.№12– С.316

Варга Е., Власть монополий. Е.Варга. М.: 2013.276с.

8. Волконский В.А., Г.И. О монополии в экономике. /В.А. Г.И. Корягин. Банк. дело. М., 2014. 174с.

9. Вурос А., Розанова Экономика рынков. Экономический МГУ, 2012– 644с.

10. Долан. Микроэкономика. С.Пб, 2014– С.400-405.

11. Мостовая Е.Б., Основы экономической Курс лекций. Е.Б. Мостовая. М.: Инфрам. 2012г.С.496-499.

12. К.Р., С.Л. принципы, и / Макконнелл, Брю.  Инфра–2013г. 974с.

13. Ореховский П.А., Общая теория: пособие П.А.Ореховский. Международная современного знания.  2013 С.678-682.

14. Дж. теория конкуренции. / с М: 2013. – 683с.

15. В.JL вопросу государственном в экономике / Тамбовцев Экономика математические 2013. том - - 149-159.

16. Тироль Ж. Рынки рыночная власть теория промышленности в т. изд. испр. пер. англ. Ж. под В.М. и Зенкевича. СПб. Экономическая 2012. Т. 1. 328 с.

17. Цыганов А. государственного регулирования монополий / Цыганов // и рынок. 2012. №5.

18. Шаститко теория М.: факультет ТЕИС, 2011. – 566с.

19. Фридман М., монополии М.Фридман. Мировая экономика.2014.№15211с.

20. Ю.П., монополия переходах особенности /   Байкальский университет и   Иркутск,   442с.

21. Якобсон Л.И. Государственный экономики: теория политика. ГУ 2012. –566с.

 


[1]Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие.Международная академия современного знания. 2013 С.102

[2]Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций.– М.: Инфрам, 2012г. – С.233

[3]Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М.: 2011г. – С. 244

[4]Долан. Микроэкономика. С.Пб, 2006 – С.211

[5]Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие.Международная академия современного знания. 2013 С.103

[6]Янков Ю.П. Естественная монополия в переходах экономики: особенности регулирования.  Байкальский государственный университет экономики и права.  Иркутск, 2012.  С.22

[7]Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций.– М.: Инфрам, 2012г. – С.235

[8]Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. / Пер. с англ. М: Прогресс, 2009. С.244

[9]Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М.: 2011г. – С. 245

[10]Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие.Международная академия современного знания. 2013 С.104

[11]Шаститко А.Е. Экономическая теория институтов. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2011. С.97

[12]Фридман М. Проблемы монополии. Мировая экономика, 2014.№15– С.13

[13]Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие.Международная академия современного знания. 2013 С.105

[14] Варга Е. Власть монополий. М.:,2010.С.127

[15]Тамбовцев В.JL К вопросу о государственном регулировании в переходной экономике России. Экономика и математические методы. 2013. - том 34. - №4. - С. 149-159.

[16]Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций.– М.: Инфрам, 2012г. – С.236

[17]Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М.: 2011г. – С. 246

[18]Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности : в 2 т. ; изд. 2-е испр. ; пер. с англ. / Ж. Тироль под ред. В.М. Гальперина и H.A. Зенкевича. СПб. : Экономическая школа, 2012. - Т. 1. — С. 112

[19]Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие.Международная академия современного знания. 2013 С.106

[20]Янков Ю.П. Естественная монополия в переходах экономики: особенности регулирования.  Байкальский государственный университет экономики и права.  Иркутск, 2012.  С.23

[21]Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М.: 2011г. – С. 247

[22]Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций.– М.: Инфрам, 2012г. – С.238

[23]Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие.Международная академия современного знания. 2013 С.108

[24] Бутыркин А.Я. Естественные монополии: теория и проблемы регулирования. М.: Новый век, 2013. – С.411

[25]Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие.Международная академия современного знания. 2013 С.109

[26]Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций.– М.: Инфрам, 2012г. – С.239

[27]Цыганов А. Перспективы государственного регулирования естественных монополий / А. Цыганов // Конкуренция и рынок. 2011. - №5.С.99

[28]Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2001. С.122

[29]Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций.– М.: Инфрам, 2012г. – С.239

[30]Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М.: 2011г. – С. 249

[31]Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие.Международная академия современного знания. 2013 С.111

[32]Янков Ю.П. Естественная монополия в переходах экономики: особенности регулирования.  Байкальский государственный университет экономики и права.  Иркутск, 2012.  С.25

[33]Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций.– М.: Инфрам, 2012г. – С.241

[34]Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М.: 2011г. – С. 251

[36]Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие.Международная академия современного знания. 2013 С.112

[37]Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. Банк. дело./ В.А. Волконский. М., 2014. С.23

[38]Бутыркин А. Проблемы реформирования монополии //Мировая экономика и международные отношения.2014.№12С. 3

[39] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика – М: Инфра, 2013г. – С.411

[40]Бутыркин А. Проблемы реформирования монополии //Мировая экономика и международные отношения.2014.№12С. 3

[41]Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. Банк. дело./ В.А. Волконский. М., 2014. С.24

[42] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика – М: Инфра, 2013г. – С.412

[43]Бутыркин А. Проблемы реформирования монополии //Мировая экономика и международные отношения.2014.№12С. 4

[44]Бутыркин А. Проблемы реформирования монополии //Мировая экономика и международные отношения.2014.№12С. 5

[45]Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. Банк. дело./ В.А. Волконский. М., 2014. С.25

[46]Бутыркин А. Проблемы реформирования монополии //Мировая экономика и международные отношения.2014.№12С. 7

[47]Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М.: 2011г. – С. 261

[48]Бутыркин А. Проблемы реформирования монополии //Мировая экономика и международные отношения.2014.№12С. 9

[49]Бутыркин А. Проблемы реформирования монополии //Мировая экономика и международные отношения.2014.№12С. 10

[50] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика – М: Инфра, 2013г. – С.414

[51]Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. Банк. дело./ В.А. Волконский. М., 2014. С.26

[52]Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. Банк. дело./ В.А. Волконский. М., 2014. С.27

[53]Бутыркин А. Проблемы реформирования монополии //Мировая экономика и международные отношения.2014.№12С. 11

[54] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика – М: Инфра, 2013г. – С.415

[55]Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. Банк. дело./ В.А. Волконский. М., 2014. С.28

[56]Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М.: 2011г. – С. 263

[57] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика – М: Инфра, 2013г. – С.417

[58] Российская газета. № 29. 10.02.2014.

[59]Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. Банк. дело./ В.А. Волконский. М., 2014. С.29

[60]Собрание законодательства РФ.-1994 № 32. - Ст. 3301.

[61]Бутыркин А. Проблемы реформирования монополии //Мировая экономика и международные отношения.2014.№12С. 12

[62]Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. -М.: ГУ ВШЭ, 2010. –С.177

[63]Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М.: 2011г. – С. 265

[64] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика – М: Инфра, 2013г. – С.417

[65]Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. Банк. дело./ В.А. Волконский. М., 2014. С.30

[66]Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М.: 2011г. – С. 267

[67]  Российская газета. № 29. 10.02.2014.

[68]Бутыркин А. Проблемы реформирования монополии //Мировая экономика и международные отношения.2014.№12С. 14

[69]Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. Банк. дело./ В.А. Волконский. М., 2014. С.31

[70]Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М.: 2011г. – С. 268

[71] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика – М: Инфра, 2013г. – С.417

[72]Бутыркин А. Проблемы реформирования монополии //Мировая экономика и международные отношения.2014.№12С. 15

[73]Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. Банк. дело./ В.А. Волконский. М., 2014. С.32

[74]Бутыркин А. Проблемы реформирования монополии //Мировая экономика и международные отношения.2014.№12С. 15

[75]Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М.: 2011г. – С. 269

[76]Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. Банк. дело./ В.А. Волконский. М., 2014. С.33

[77] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика – М: Инфра, 2013г. – С.419

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!