Тема: Контрольная по анатомии

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
Контрольная по анатомии
Контрольная по анатомии
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

 

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………..3

2.Специфический и неспецифический иммунитет, клеточный

и гуморальный иммунитет, их общая характеристика.………………………….5

3. Обмен белков у детей и подростков……………………………………………9

4.Половые железы – железы смешанной секреции;

их развитие в онтогенезе и значение.

Гормоны половых желез, их функции……………………………………………11

5.Строение и функции среднего мозга,

его развитие в онтогенезе.

Ориентировочные рефлексы, их значение ………………………………………17

6.Компьютерная томография как метод

структурно-функциональной диагностики………………………………………………………………………….21

7. Заключение………………………………………………………………………..24

8. Используемая литературы………………………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

Анатомия — наука, изучающая строение человеческого организма и исследующая закономерности его развития в связи с функцией и окружающей средой. Анатомия изучает организм человека как целост­ную систему, которая находится в единстве с условиями существова­ния, поэтому она исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии — филогенезе. 

Физиология — наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятель­ности. Анатомия и физиология рассматривают один и тот же объ­ект — структуру живого, но с разных позиций: анатомия — с точки зрения формы и организации живого, а физиология — с точки зрения функции и процессов в организме. В системе физиологических наук в настоящее время выделяют общую физиологию, сравнительную и эволюционную физиологию, физиологию человека, физиологию животных и возрастную физиологию.

Основные задачи возрастной анатомии и физиологии:

• выяснение основных закономерностей развития человека;

•  установление параметров возрастной нормы;

• определение возрастной периодизации онтогенеза;

• выявление сенситивных и критических периодов развития;

•  изучение индивидуально-типологических особенностей роста и раз­вития;

•  выявление основных факторов, определяющих развитие организ­ма в различные возрастные периоды.

 

Для работников дошкольных и школьных учреждений знание морфофункциональных особенностей организма ребенка особенно важно, так как именно в период его становления при неправильной организации условий жизни и обучения особенно быстро возникают различные патологические нарушения функций нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и др. Необходимо расширение знаний в области изучения развивающегося организма ребенка для повышения педагогической эффективности процесса обучения. Последняя зависит от того, насколько методы пе­дагогического воздействия адекватны возрастным физиологическим особенностям школьников. Педагогическая эффективность опреде­ляется также соответствием условий организации учебного процесса возможностям детей и подростков. Особого внимания заслуживают периоды развития ребенка с повышенной чувствительностью и пони­женной сопротивляемостью организма. В связи с этим возрастная анатомия и физиология являются необходимым компонентом зна­ний молодого специалиста, работающего с детьми: воспитателя, учи­теля, психолога, социального педагога, социального работника, ги­гиениста.

Цель нашей работы - изучив учебную литературу  рассмотреть вопросы дисциплины «Анатомия и возрастная физиология»,

Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть заданные вопросы.
3. Проанализировать и сделать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Специфический и неспецифический иммунитет, клеточный

и гуморальный иммунитет, их общая характеристика.

Иммунитет - есть способность нашего организма защищать самого себя от болезнетворных микроорганизмов, химических агентов, а также от собственных больных и некондиционных клеток. Биологический смысл иммунитета заключается в обеспечении целостности и поддержании постоянства состава организма на генетическом и молекулярном уровне в течение всей его жизни. Реализуется иммунитет благодаря иммунной системе, в которой выделяют органы центральные, а также периферические. В них образуются иммунокомпетентные клетки. К центральным органам относят костный красный мозг и вилочковую железу (тимус). Периферические органы – это селезенка, лимфоузлы, а также лимфоидная ткань, находящуюся в некоторых органах. Иммунная защита сложно устроена. Давайте разберемся, какие формы, виды и механизмы иммунитета существуют.

Виды и формы иммунитета

Форм иммунитета существует две.

1. Неспецифический иммунитет направлен против всех микроорганизмов, независимо от их природы. Он осуществляется различными веществами, которые выделяют железы кожи, пищеварительного и дыхательного тракта. Например, в желудке среда сильнокислая, благодаря чему ряд микробов гибнет. В слюне находится лизоцим, обладающий сильными антибактериальным действием и т.д. К неспецифическому иммунитету также относится фагоцитоз – захватывание и переваривание микробных клеток лейкоцитами.

2.   Специфический иммунитет направлен против конкретного вида микроорганизмов. Осуществляется специфический иммунитет за счет

Т-лимфоцитов и антител. На каждый вид микробов вырабатываются организмом свои антитела.

Видов иммунитета тоже два, каждый из них, в свою очередь, подразделяется еще на две группы.

1. Естественный иммунитет передается по наследству или приобретается после перенесенных болезней. Он, соответственно, и подразделяется на врожденный и приобретенный.

2.   Искусственный иммунитет человек приобретает после прививок – введения вакцин, сывороток и иммуноглобулинов. Вакцинация способствует появлению активного искусственного иммунитета, так как в организм попадают либо убитые, либо ослабленные культуры микробов, а организм потом сам на них вырабатывает иммунитет. Так действуют вакцины против полиомиелита, туберкулеза, дифтерии и некоторых других инфекционных заболеваний. Активный иммунитет вырабатывается на годы или на всю жизнь.

При введении сывороток или иммуноглобулинов в кровь попадают уже готовые антитела, которые циркулируют в организме и защищают его в течение нескольких месяцев. Так как организм получает готовые антитела, этот вид искусственного иммунитета называется пассивным.

И, наконец, существует два основных механизма, за счет которых осуществляются иммунные реакции. Это гуморальный и клеточный иммунитет. По названию видно, что гуморальный иммунитет реализуется за счет образования определенных веществ, а клеточный – благодаря работе определенных клеток организма.

Этот механизм иммунитета проявляется при образовании антител к антигенам – чужеродным химическим веществам, а также микробным клеткам. Основополагающую роль в гуморальном иммунитете берут на себя

В-лимфоциты. Именно они распознают чужеродные структуры в организме, а потом вырабатывают на них антитела – специфические вещества белковой природы, которые еще называют иммуноглобулинами.

Антитела, которые вырабатываются, исключительно специфичны, то есть взаимодействовать они могут только с теми чужеродными частицами, которые вызвали образование этих антител. Иммуноглобулины (Ig) находятся в крови (сывороточные), на поверхности иммунокомпетентных клеток (поверхностные), а также в секретах желудочно-кишечного тракта, слезной жидкости, грудном молоке (секреторные иммуноглобулины).

Кроме того, что антигены высоко специфичны, у них есть еще и другие биологические характеристики. Они имеют один или несколько активных центров, которыми взаимодействуют с антигенами. Чаще их два и больше. Прочность связи активный центр антитела – антиген зависит от пространственной структуры веществ, вступающих в связи (т.е. антитела и антигена), а также количества активных центров у одного иммуноглобулина. С одним антигеном могут связываться сразу несколько антител.У иммуноглобулинов существует своя классификация с помощью латинских букв. В соответствии с ней иммуноглобулины подразделяются на Ig G, Ig M, Ig A, Ig D и Ig E. Они отличаются по структуре и функциям. Одни антителапоявляются сразу после инфицирования, а другие – позже.

Комплекс антиген-антитело активизирует систему комплемента (белковой субстанции), что способствует дальнейшему поглощению фагоцитами микробных клеток. За счет антител формируется иммунитет после перенесенных инфекций, а также после вакцинации. Они способствуют нейтрализации токсинов, попадающих в организм. У вирусов антитела блокируют рецепторы, препятствуя поглощению их клетками организма. Антитела участвуют в «смачивании микробов», благодаря чему антигены легче заглатываются и перевариваются макрофагами.

Клеточный иммунитет

Как было уже сказано, клеточный иммунитет осуществляется за счет иммунокомпетентных клеток. Это Т-лимфоциты и фагоциты. И если защита от бактерий организма происходит, в основном, за счет гуморального механизма, то противовирусная, противогрибковая, а также противоопухолевая защита – за счет клеточных механизмов иммунитета.

Как видим, клеточный и гуморальный иммунитеты между собой связаны.

Клеточный иммунитет, кроме противогрибкового, противовирусного и противоопухолевого иммунитета, обеспечивает защиту организма от внутриклеточных паразитов, а также участвует в отторжениях чужеродных тканей (при трансплантациях) и в аллергических реакциях замедленного типа.

Вторая группа иммунокомпетентных клеток, участвующих в клеточных иммунных реакциях, – это фагоциты. Фактически, это лейкоциты разных видов, которые находятся либо в крови (циркулирующие фагоциты), либо в тканях (тканевые фагоциты). В крови циркулируют гранулоциты (нейтрофилы, базофилы, эозинофилы) и моноциты. Тканевые фагоциты находятся в соединительной ткани, селезенке, лимфоузлах, легких, эндокринных клетках поджелудочной железы и др. Процесс уничтожения антигена фагоцитами называется фагоцитоз. Он крайне важен для обеспечения иммунной защиты организма.

Иммунитет – важнейший процесс нашего организма, помогающий поддерживать его целостность, защищающий его от вредных микроорганизмов и чужеродных агентов. Клеточный и гуморальный иммунитет – два механизма, которые, слаженно действуя, взаимодополняют друг друга и помогают сохранить здоровье и жизнь. Эти механизмы достаточно сложные, но ведь и наш организм в целом – очень сложная самоорганизующаяся система.

 

3. Обмен белков у детей и подростков.

Обмен веществ и энергии – основа процессов жизнедеятельности организма. В организме человека, в его органах, тканях, клетках идет непрерывный процесс синтеза, т. е. образования сложных веществ из более простых. Одновременно с этим происходит распад, окисление сложных органических веществ, входящих в состав клеток организма.

 Белки в обмене веществ занимают особое место. Они входят в состав цитоплазмы, гемоглобина, плазмы крови, многих гормонов, иммунных тел, поддерживают постоянство водно-солевой среды организма, обеспечивают его рост. Ферменты, обязательно участвующие во всех этапах обмена веществ, являются белками.

Аминокислоты, идущие на построение белков организма, неравноценны. Некоторые аминокислоты (лейцин, метионин, фенилаланин и др.) незаменимы для организма. Если в пище отсутствует незаменимая аминокислота, то синтез белков в организме резко нарушается. Аминокислоты, которые могут быть заменены другими или синтезированы в самом организме в процессе обмена веществ, называются заменимыми.

Белки пищи, содержащие весь необходимый набор аминокислот для нормального синтеза белка организма, называют полноценными. К ним относят преимущественно животные белки. Белки пищи, не содержащие всех необходимых для синтеза белка организма аминокислот, называют неполноценными (например, желатин, белок кукурузы, белок пшеницы). Наиболее высокая биологическая ценность у белков яиц, мяса, молока, рыбы. При смешанном питании, когда в пище есть продукты животного и растительного происхождения, в организм обычно доставляется необходимый для синтеза белков набор аминокислот.

Особенно важно поступление всех незаменимых аминокислот для растущего организма. Например, отсутствие в пище аминокислоты лизина приводит к задержке роста ребенка, к истощению его мышечной системы. Недостаток валина вызывает расстройство вестибулярного аппарата у детей.

В организме ребенка идут интенсивно процессы роста и формирования новых клеток и тканей. Потребность в белке детского организма больше, чем взрослого человека. Чем интенсивнее идут процессы роста, тем больше потребность в белке.

У детей наблюдается положительный азотистый баланс, когда количество азота, вводимого с белковой пищей, превышает количество азота, выводимого с мочой, что обеспечивает потребность растущего организма в белке. Суточная потребность в белке на 1 кг массы тела у ребенка на первом году жизни составляет 4–5 г, от 1 до 3 лет – 4–4,5 г, от 6 до 10 лет – 2,5–3 г, старше 12 лет – 2–2,5 г, у взрослых – 1,5–1,8 г. Отсюда следует, что в зависимости от возраста и массы тела дети от 1 до 4 лет должны получать 30–50 г белка в сутки, от 4 до 7 лет – около 70 г, с 7 лет – 75–80 г. При этих показателях азот максимально задерживается в организме. Белки не откладываются в организме про запас, поэтому если давать их с пищей больше, чем это требуется организму, то увеличения задержки азота и нарастания синтеза белка не произойдет. Слишком низкое количество белка в пище вызывает у ребенка ухудшение аппетита, нарушает кислотно-щелочное равновесие, усиливает выведение азота с мочой и калом. Ребенку нужно давать оптимальное количество белка с набором всех необходимых аминокислот, при этом важно, чтобы соотношение количества белков, жиров и углеводов в пище ребенка было 1:1:3; при этих условиях азот максимально задерживается в организме.

В первые дни после рождения азот составляет 6–7 % суточного количества мочи. С возрастом относительное содержание его в моче уменьшается.

 

 

4.Половые железы – железы смешанной секреции; их развитие в онтогенезе и значение. Гормоны половых желез, их функции.

Железы смешанной секреции — это железы, одни клетки которых вырабатывают гормоны, а другие выделяют секреты, которые по специальным протокам попадают в органы или в наружную среду.

В половых железах образуются не только половые гормоны, но и половые клетки (яйцеклетки, сперматозоиды), поэтому они относятся к железам смешаннойсекреции.

Развитие половых желез связано с общим развитием организма человека. В детском возрасте эти железы не развиваются (находятся в "спящем состоянии"). В возрасте 12—16 лет начинается процесс полового развития(период половогосозревания или пубертатный период), в результате которого наступает половая зрелость(половые железы начинают вырабатывать половые гормоны, в них также начинают созревать половые клетки).

Половые железы мужчины

Семенники выделяют во внешнюю среду сперматозоиды (внешняя секреция), а во внутреннюю - гормоны андрогены, основным из  которых является тестостерон (внутренняя секреция).

Тестостерон необходим для нормального формирования половой системы по мужскому типу и развития мужских вторичных половых признаков (особенности волосяного покрова и развитие мускулатуры по мужскому типу, низкий голос, специфика обмена веществ и поведения и т.п.), кроме того, он обеспечивает постоянство выработки сперматозоидов.

Половые железы женщины — яичники

Яичники выделяют во внешнюю среду яйцеклетки (внешняя секреция), а во внутреннюю — гормоны эстрогены и прогестины (внутренняя секреция).

Эстрадиол, относящийся к эстрогенам, который отвечает за созревание яйцеклеток в яичниках, а также участвует в формировании вторичных половых признаков по женскому типу (развитие молочных желёз, определённый тип телосложения и др.).

Прогестерон, относящийся к прогестинам, тормозит созревание новых яйцеклеток во время беременности.

В норме в семенниках вырабатывается некоторое количество женских гормонов, а в яичниках — мужских. Если соотношение половых гормонов в организме нарушается, то возникает интерсексуальность. У мужчин появляются некоторые женские признаки, а у женщин — мужские.

Половые различия в онтогенезе человека

Каждая клетка организма содержит некую информационную программу, в соответствии с которой она функционирует. Эта программа заложена в хромосомах, которые находятся в клеточном ядре. Благодаря особому виду клеточного деления, каждая из гамет, будь то яйцеклетка или сперматозоид, содержит всего лишь 23 единичные хромосомы. Поэтому после их соединения новая оплодотворенная клетка, от которой в дальнейшем пойдет потомство, будет содержать 23 пары хромосом – по половине от каждого из родителей.

Одна пара хромосом определяет пол дочернего организма. Яйцеклетка всегда несет Х-хромосому, тогда как сперматозоид – либо X, либо Y-хромосому. Поэтому пол ребенка определяется хромосомами, переносимыми сперматозоидами: комбинация XX – девочка, XY – мальчик.

Вплоть до 8 недель после зачатия мужские и женские эмбрионы выглядят практически одинаково. Но всего через неделю, когда длина зародыша еще не превышает 3 см, а его вес – 2 г, наружная мембрана, покрывающая гениталии женского организма, исчезает, образуя вход в примитивное влагалище. У мужского зародыша один конец генитальных складок начинает удлиняться до рудиментарного пениса. К 11-й неделе устанавливаются характерные очертания наружных половых органов.

Процесс, происходящий внутри зародышевого организма, намного сложнее. У недифференцированного зародыша имеется два вида трубчатых образований – мюллеровы и вольфовы протоки. У женщин между 7-й и 9-й неделями внутриутробного развития вольфовы протоки практически исчезают, а нижние части мюллеровых объединяются, образуя влагалище. Затем, довольно медленно, вплоть до 34-й недели, недифференцированные половые железы (гонады) превращаются в примитивные яичники, а верхние части мюллеровых протоков становятся фаллопиевыми трубами.

У мужчин, напротив, исчезают мюллеровы трубы, гонады мигрируют в мошонку, становясь яичками, а вольфовы протоки дифференцируются всемявыносящие.

В самом общем виде можно выделить следующие уровни половой дифференциации у человека:

 1. пол хромосомный – зависит от состава половых хромосом;

 2. пол гонадный – зависит от типа сформировавшихся гонад;

 3. пол гормональный – зависит от качества и количества продуцируемых половых гормонов;

 4. пол соматический, или фенотипический, – зависит от наружных половых органов, вторичных половых признаков, пропорций тела и т.д.;

 5. пол психический – зависит от психосексуальной ориентации индивида и осознания им/ей своей гендерной принадлежности.

Пол – это биологический статус личности, а гендер – социо- психологический статус, формирование которого находится под воздействием разнообразных социокультурных факторов.

Вернемся к особенностям индивидуального развития человека: средний вес новорожденных девочек несколько ниже, чем мальчиков: 3,17 и 3,4 кг соответственно. Размеры сердца и легких у цепочек при рождении также чуть ниже. Дети, вес которых сильно отличается от средних значений, имеют меньше шансов на выживание.

Девочки и мальчики в раннем детстве растут с примерно одинаковой скоростью, хотя девочки и обгоняют мальчиков в отношении скелетного созревания и прорезывания зубов (один из показателей так называемого биологического возраста).

В процессе постнатального онтогенеза особое значение для формирования внешних различий, свойственных мужчинам и женщинам, имеет пубертатный период. В это время молодой организм приобретает способность к деторождению. У девочек в яичниках начинают созревать яйцеклетки и появляется менструация – вероятии, самый важный из признаков наступающего пубертаса. У мальчиков яички приступают к продуцированию спермы. Это всего лишь один из показателей в длинном списке физических изменений, которые происходят почти во всех частях тела.

У представителей двух полов существуют важные различия в  шертывании процесса полового созревания. Девочки достигают половозрелое в течение сравнительно короткого времени и после достижения ими взрослой физической формы, а мальчики достигают взрослой физической формы значительно позднее, фактически после наступления половозрелости. Можно сказать, что девочки вначале реализуют программу роста, а потом – программу созревания, а мальчики – наоборот. Иными словами, мальчики становятся половозрелыми задолго до обретения ими внешнего облика взрослых мужчин, а девочки выглядят взрослыми и достигают определенных размеров тела до окончательного становления репродуктивной функции. Это дало повод американскому антропологу Б. Богину (1999) выступить с оригинальной гипотезой, касающейся сути процесса взросления у представителей двух полов. По мнению этого исследователя, подобные половые различия во временной приуроченности событий полового созревания отражают в первую очередь эволюционный опыт человечества, а именно, ведущую роль самок гоминид в выращивании и воспитании детенышей.

У девочек пубертатный период начинается между 9 и 14 годами, а заканчивается – между 14 и 18. Мальчики обычно развиваются и созревают позже и медленнее девочек.

Гормоны половых желез, их функции.

Женские и мужские гормоны половой железы отвечают за физиологическую регуляцию репродуктивной функции. У мужчин такие гормоны производятся в семенниках, у женщин – в яичниках.

Женские гормоны половой железы

Эстрадиол, эстрон и эстриол - три формы гормона эстрогена, главного женского гормона половой железы. Эстрадиол и эстрон производятся и выделяются яичниками. Во время беременности эстриол вырабатывается плацентой.

В период полового созревания, увеличение секреции эстрогена предвещает заметные изменения, такие как увеличение груди, рост волос на лобке и подмышками, а также начало менструации. Тело девушки меняет свою форму, в связи с перераспределением жира на бедрах и ягодицах. Всплеск роста обычно происходит в начале полового созревания и может достичь пикового уровня в 12 лет.

На протяжении всей жизни женщины грудь, матка, а также головной мозг, кости, печень и сердце – являются целевыми органами для молекул эстрогена. Уровень эстрогена влияет на репродуктивную систему женщины, на ее внешность, здоровье костей, а также напрямую связан с риском сердечных заболеваний. Здоровье женщины постоянно нуждается в этом гормоне половой железы.

 

Мужские гормоны половой железы

Андрогены являются важнейшими гормонами, производимыми мужскими половыми железами – семенниками. В женском организме андрогены тоже производятся, но в существенно меньшем количестве. Превышение нормальной концентрации андрогенов в женском организме приводит к верилизации – проявлению у женщины характерных мужских признаков.

Андрогены могут вводиться в организм с помощью инъекций, а также в виде таблеток. Однако, если принимать андрогены в чрезмерных количествах, они могут оказывать на организм негативные побочные эффекты.

Из всех андрогенов, самым важным является тестостерон. Этот мощнейший гормон мужчины очень часто используют искусственным образом - чтобы увеличить свою мышечную массу. В мужском организме, в своей естественной форме, он отвечает за развитие мужских половых признаков – мускулатуры, волосяного покрова, глубины мужского голоса. Кроме того, он регулирует выработку сперматозоидов и влияет на половое поведение мужчины.

Говоря о половых гормонах, нельзя не упомянуть глобулин, связывающий половые гормоны. Это белок, связывающий и транспортирующий тестостерон, андростендион, эстрадиол и прогестерон. В таком связанном виде половые стероиды биологически неактивны. Помимо своей транспортной функции, глобулин защищает вышеназванные гормоны от метаболической инактивации по пути от места их секреции к органу–мишени. При снижении концентрации этого глобулина доля свободно циркулирующих в крови гормонов увеличивается. В этом случае их эффекты усиливаются, хотя общая концентрация гормона может не выходить за пределы референсных значений. При этом андрогенные эффекты возрастают сильнее, чем эффекты эстрадиола. Таким образом, определение глобулина, связывающего половые стероиды, является полезным для пациентов с различными гормональными расстройствами в половой сфере.

 

5.Строение и функции среднего мозга, его развитие в онтогенезе. Ориентировочные рефлексы, их значение.

Средний мозг (мезенцефалон) включает ножки мозга, четверохолмие и ряд скоплений нервных клеток (ядер). В области четверохолмия расположены первичные центры зрения и слуха, осуществляющие локализацию источника внешнего стимула. Эти центры находятся под контролем вышележащих отделов мозга. Они играют важнейшую роль в раннем онтогенезе, обеспечивая первичные формы сенсорного внимания. Ядра (черная субстанция и красное ядро) играют важную роль в координации движений и регуляции мышечного тонуса.

В среднем мозге расположена так называемая сетчатая, или ретикулярная, формация. В ее состав входят переключательные клетки, аккумулирующие информацию от афферентных путей. Восходящие пути от клеток ретикулярной формации идут во все отделы коры больших полушарий, оказывая тонические активирующие влияния. Это так называемая неспецифическая активирующая система мозга, которой принадлежит важная роль в регуляции уровня бодрствования, организации непроизвольного внимания и поведенческих реакций.

Функции среднего мозга:

Проводниковая функция. Заключается в том, что через него проходят все восходящие пути к вышележащим таламусу (меди­альная петля, спиноталамический путь), большому мозгу и моз­жечку. Нисходящие пути идут через средний мозг к продолговатому и спинному мозгу. Это

пирамидный путь, корково-мостовые волокна, рубро ретикулоспинальныйпуть.

Двигательная функция. Реализуется за счет ядра блокового нерва, ядер глазодвигательного нерва, красного ядра, черного вещества.

Рефлекторные функции. Основная функция бугров четверохолмия — ор­ганизация реакции настораживания и так называемых старт-ре­флексов на внезапные, еще не распознанные, зрительные или зву­ковые сигналы. Активация среднего мозга в этих случаях через гипоталамус приводит к повышению тонуса мышц, учащению со­кращений сердца; происходит подготовка к избеганию, к оборони­тельной реакции.

Средний мозг регулирует тонус мышц, участвует в его распределении, что является необходимым условием для координированных движений. Средний мозг обеспечивает регуляцию ряда вегетативных функций организма (жевание, глотание, давление крови, дыхание). Средний мозг за счет сторожевых зрительных и слуховых рефлексов, усиления тонуса мышц-сгибателей подготавливает организм к ответу на внезапное раздражение. На уровне среднего мозга реализуются статические и статокинетические рефлексы.

В процессе онтогенеза головной мозг развивается неравномерно. В перинатальном периоде, прежде всего, формируются отделы, которые отвечают за функционирование жизненно важных органов (продол­говатый мозг, ядра среднего и промежуточного мозга). К концу внут­риутробного периода развиваются первичные проекционные поля. К моменту рождения структуры мозга позволяют осуществлять жиз­ненно важные функции (дыхание, жевание, глотание) и простейшие реакции на внешние раздражители. Таким образом, осуществляется принцип минимального и достаточного обеспечения функций. В пост- натальном периоде продолжается интенсивное развитие мозга, в осо­бенности коры больших полушарий.

Ориентировочные рефлексы, их значение.

Кроме безусловных и условных рефлексов имеют место и ориентировочные рефлексы, которые находятся на границе врожденной и приобретенной рефлекторной деятельности. С безусловными рефлексами их “роднит” то, что они носят врожденный характер, с условными – то, что они непостоянны и могут угасать. Ориентировочные рефлексы возникают на неожиданное действие каких-либо новых раздражителей окружающей среды и проявляются в ориентировочной реакции, получившей название “Что такое?”. В этом случае включается непроизвольное сенсорное внимание, что проявляется реакцией тревоги, настороженности и др. (при этом включается как вегетативные, так и соматические механизмы).

Более сложная форма этого рефлекса – ориентировочный рефлекс - имеет место на новую обстановку (ориентировочно-исследовательская деятельность). Любой вид аналитической деятельности происходит при активном участии этого рефлекса. В развитии ориентировочного рефлекса различают два этапа.

Первый этап проявляется в том, что прекращается текущая деятельность; второй этап проявляется увеличением двигательной активности, возникающей как следствие готовности организма к возможной встрече с раздражителем. Это проявляется увеличением тонуса мышц, возрастанием деятельности многих внутренних органов (дыхания, кровообращения и др.).

В развитии ориентировочного рефлекса различают два вида активности - локальную и генерализованную. Причем, в начале проявляется генерализованная, связанная в основном, с деятельностью ретикулярной формации ствола мозга, а затем - локальная, когда многие компоненты ориентировочного рефлекса постепенно угасают. Ориентировочным рефлексам отводится большое значение, так как они мобилизуют организм к неизвестной будущей деятельности.

Возникает вопрос: “Какие механизмы лежат в основе образования условного рефлекса?”. И. П. Павлов говорил, что в основе образования любого условного рефлекса лежит универсальный механизм – механизм формирования временной связи между двумя возбужденными участками в ЦНС, которые возникают при действии условного и безусловного раздражителя, осуществляемый по типу проторения. Позже было показано, что в образовании временной связи большое значение имеет одновременная суммация и доминантное свойство, в результате которого более сильный очаг возбуждения в ЦНС, создаваемый безусловным раздражителем, притягивает к себе менее сильное раздражение, возникающее под влиянием условного сигнала.

Вначале предполагалось, что формирование временной связи происходит по горизонтальным путям (ассоциативным). Однако, позже было показано, что временная связь одновременно формируется и по вертикальным путям (проекционный путь) “кора ? подкорковые образования”, так как разрушение горизонтальных связей (разобщение) не приводило к исчезновению условных рефлексов. Большое значение в образовании временных связей придается ретикулярной формации, которая постоянно возбуждая корковые нейроны и обеспечивая их тонус, способствует усвоению этой информации. Как только сформируется временная связь, ретикулярная формация теряет свое значение. Многочисленными исследованиями было показано, что разрушение некоторых структур ретикулярной формации у животных, приводит к заметному затруднению образования временных связей, в то же время стимуляция ретикулярной формации облегчает их формирование.

 

 

 

 

 

 

6. Компьютерная томография как метод структурно-функциональной диагностики.

Компьютерная томография (КТ) — метод послойного исследования внутренней структуры объекта без его разрушения. Метод основан на измерении и последующей компьютерной обработке разности ослабления рентгеновского излучения различными тканями организма. За разработку метода томографии Годфри Хаунсфилд и Аллан Кормак в 1972 году были удостоены Нобелевской премии.

Наиболее часто компьютерной томографией называют рентгеновскую компьютерную томографию, так как именно она положила начало всей современной томографии. Рентгеновская компьютерная томография — томографический метод исследования внутренних органов человека с использованием рентгеновского излучения. В отличие от обычной рентгенографии (рентгена), КТ позволяет получить объемное изображение исследуемого органа. При КТ исследовании толщина среза может составлять до 0,5 мм. Посредством компьютерной томографии можно исследовать структуры, которые не определяются на обычных рентгенограммах.

Принципы компьютерной томографии

Принцип работы компьютерного томографа достаточно прост. Основывается он на использовании рентгеновских лучей (X-лучей). Проходя через тело человека, рентгеновские лучи поглощаются различными тканями в разной степени. Затем X-лучи попадают на специальную чувствительную матрицу, данные с которой считываются в компьютер. Ну а современные компьютеры позволяют обработать эту информацию как угодно: нарисовать четкую "картинку" исследуемого органа, построить различные таблицы и графики.

Казалось бы, отличие от обычной рентгенографии не такое уж большое - ведь и простой рентгеновский снимок можно обработать на компьютере. Но на самом деле это не так. На рентгеновском снимке мы видим лишь накладывающиеся друг на друга "тени" всех органов, через которые прошел рентгеновский луч. А компьютерный томограф позволяет получить четкое изображение определенного среза тела. Сделав же "фотографии" нескольких таких срезов с шагом, скажем, в 1 миллиметр, мы получим очень качественное объемное, трехмерное изображение, которое позволяет увидеть в подробностях топографию органов пациента, локализацию, протяженность и характер очагов заболеваний, их взаимосвязь с окружающими тканями. Кроме того, чувствительность компьютерных томографов на порядок выше, чем обычных рентгеновских аппаратов: на рентгеновском снимке можно достаточно четко различить ткани, отличающиеся по степени поглощения X-лучей на 10-20%, а у современных компьютерных томографов этот показатель составляет 1-2%.

Где применяется компьютерная томография.

Компьютерная томография может применяться для диагностики очень широкого спектра заболеваний. Первой областью, где стали активно использоваться компьютерные томографы, стала неврология и нейрохирургия. Впервые врачи получили возможность заглянуть в головной мозг живого человека - ни УЗИ, ни обычная рентгенография такой возможности не дают.

Чуть позже компьютерные томографы стали использовать для диагностики заболеваний легких и органов брюшной полости. В настоящее время компьютерная томография широко применяется также для исследования мочеполовой сферы (почки, мочевой пузырь и мочеточники, яичники, простата), костей и суставов, позвоночного столба и спинного мозга.

Вредна ли компьютерная томография? Так как метод основан на использовании рентгеновских лучей, то понятно, что при исследовании пациент получает определенную дозу излучения. Но эта доза невелика, не больше, чем при рентгенографии небольших участков, например зубов или кисти.

А вот действительно серьезный недостаток метода компьютерной томографии - это его дороговизна. Стоимость компьютерных томографов такова, что до недавнего времени приобрести их не могли себе позволить даже многие областные клинические больницы. Сейчас ситуация несколько улучшилась, но говорить о доступности этого метода обследования для всех, кто в нем нуждается, еще очень и очень рано...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе выполнения контрольной работы мы провели отбор литературы, изучили учебную и дополнительную литературу, тем самым ответили на поставленные вопросы. В ходе работы мы повторили материалы ранее изученные. Мы выяснили, что знания о деятельности всех физиологических систем организма помогут педагогу сознательно совершенствовать методы учебно-воспитательной работы, лучше понимать основные задачи и положения школьной гигиены, проникнуться той огромной ответственностью, которую несёт каждый педагог за здоровье своих питомцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

«БИОЛОГИЯ: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ /Г.И. ЛЕРНЕР»: АСТ, Астрель, Москва, 2009. ISBN 978-5-17-060750-1, 978-5-271-24452-0.

Возрастная физиология и психофизиология (практикум): учеб пособие для вузов [гриф УМО]/ Махнева С.Г., Турова Т.Ф., Югова Е.А., Лукинская Л.А.. – Екатеринбург: РГППУ, 2011. – 158 с.

Дробинская А.О. Анатомия и возрастная физиология: учебник [Гриф УМО]. - М.: Юрайт, 2014. - 527 с.

Лысова Н.Ф.Анатомия и физиология человека: учеб, пособие для вузов [Гриф УМО] / Н. Ф. Лысова, Г. А. Корощенко, С. Р. Савина. - Новосибирск: Издательство НГПУ; М. : Издательство МПГУ, 2011. - 271 с.

Лысова Н.Ф. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учеб.пособие для вузов [Гриф УМО] / Н. Ф. Лысова [и др.] ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Моск. пед. гос. ун-т. - Новосибирск; М.: АРТА, 2011. - 334 с.

Каменская В. Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена для бакалавров: учебник для вузов [Гриф УМО]/ В. Г. Каменская, И. Е. Мельникова. - С.-Петербург [и др.]: Питер, 2013. - 264 с.

Попова Н. П. Анатомия центральной нервной системы / Н. П. Попова, О.О.Якименко. – 2-е изд. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2004. – 112с.

Физиология человека. Под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф.

2-е изд., перераб. и допол. – М.: 2003. – 656 с.

Югова Е.А., Турова Т.Ф. Возрастная физиология и психофизиология: учебник для вузов / Е. А. Югова, Т. Ф. Турова. - М.: Академия, 2011. - 334 с.

 

 

  Дополнительная литература

Агаджанян Н. А.и др. Основы физиологии человека: учебник для вузов; [гриф Минобразования]. – 2-е изд., испр. – м. : Изд-воРос. Ун-та дружбы народов, 2003. – 408 с.

Большой практикум по физиологии: учеб.пособие для вузов / ред.  А. Г. Камкин. - М.: Академия, 2007. - 448 с.

Воронова Н. В. Анатомия центральной нервной системы / Н. В. Воронова, Н. М. Климова, А. М. Менджерицкий. – М.: Аспект Пресс, 2006.

Морозов, Михаил Андреевич. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний : учебное пособие для вузов / М. А. Морозов ; [предисл. Л. П. Хорошининой]. - 2-е изд., испр. и доп. - С.-Петербург: СпецЛит, 2013. - 175 с.

Ноздрачев А. Д. И др. Начала физиологии: учебник для вузов [гриф Минобразования РФ] / ред. А. Д. Ноздрачев. – 3-е изд. – СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2004. – 1088 с.: ил

Самусев Р. П. Атлас анатомии человека: учеб. Пособие [Гриф Минздрава РФ]/ Р. П. Самусов, В. Я. Липченко. – 5-е изд. – М.: Оникс, 2006.

Сапин М.Р.Анатомия и физиология детей и подростков : учеб.пособие для вузов [Гриф УМО] / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 432 с.

 

 

 

 

 

 

 

Похожие работы

 

Не нашел материал для курсовой или диплома?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!