Тема: Избирательная активность как основа гражданского общества

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Конституционное право
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
Избирательная активность как основа гражданского общества
Избирательная активность как основа гражданского общества
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ТРАНСФЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему:

 

«Повышение избирательной активности как основа  развития демократического общества»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студент 1 курса

группы ФТСЭЮ-О-13/1

Додонова Евгения Александровна

 

Научный руководитель:

старший преподаватель

Колодий Элла Юрьевна

 

 

Работа сдана: "___"_____________2014 г.

 

К защите допущена "___"________2014 г.

 

Оценка ____________________________  

 

 

 

Ульяновск,

2014 г.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ТРАНСФЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

ОТЗЫВ

на курсовую работу студента

 

 

___1__ курса __ Додоновой Евгении  Александровны________________

  ( фамилия, имя, отчество)

 

на тему:___ «Повышение избирательной активности как основа демократического общества»____________

 

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Отметка о защите ___________________________________________________

 

Дата_____________________________ Подпись__________________

 

 

  СОДЕРЖАНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________3
Глава 1.Понятие избирательной активности _____   ___________________6
Глава 2. Причины низкой избирательной активности­­­­­____________________________ 11
3. Способы и методы повышения активности граждан_________________ 18

1.1 Привлечение молодежи как избирателей­­­­­­­­­­­__________________________18

1.2 Доступность голосования_______________________________________20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________31

Список использованных источников_________________________________34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в стране, которая провозглашает себя демократическим государством. Это по праву так,  когда выполняется главное условие,  главный признак демократического государства - проявление народной воли.

Народная воля проявляется непосредственно как участие в различных выборах: демократических, свободных или периодических, а также  в референдумах.

Защита демократических признаков и норм избирательного права, а также права на участие в референдуме гарантируется государством с помощью законодательства и соответствующих законов.

В данной курсовой работе нам предстоит разобраться с довольно глубоким понятием - избирательная активность граждан Российской Федерации. Ведь проблема участия граждан в избирательном процессе сегодня как нельзя актуальна. Если у российских граждан есть такое право, закрепленное в Конституции, почему они им не столь охотно пользуются, как стоило бы небезучастному человеку?

 Активность избирателей это очень сложный процесс как и любое социальное явление. Его довольно сложно предугадать, вычислить по формуле или прогнозировать, в итоге выявив точное число граждан, которые решат отдать свой голос в день голосования.

Проанализировав статистику явок в день голосования на избирательные участки граждан нашей страны, выявить тенденцию активности потенциальных избирателей и  определить причины, движущие данный процесс.

Следующей задачей будет поиск  методов, которые должны способствовать активизации гражданской позиции по избирательному праву. Способы, которые дадут вновь понять гражданам, что они полноправные члены демократического общества, более того, они  создатели, основной его гарант и  именно они диктуют путь его будущего развития.
Привлечение молодежи - довольно актуальная проблема, потому как именно на молодежь возлагают все надежды. Она представляет собой основную опору  любого общества, просто потому что  за спиной у молодых людей опыт прошлого, опыт своих предшественников, а впереди - будущее, которое они вправе выбирать сами. Искать способы привлечения этого общественного слоя не только к активному избирательному праву, но и к пассивному - одна из задач нашей работы.

Еще один важный аспект исследования активности избирателей это доступность к избирательному процессу. Может быть дело низкой явки на избирательные участки в день голосования вовсе не в каком-либо глубоком нарушении, а все лежит на поверхности, например, это тяжелая доступность или нарушение в процедуре проведения выборов? С этим тоже предстоит разобраться.
  Итак, проведя нужные рассуждения, касающиеся повышения избирательной активности как основы развития демократического общества, обоснуем и подведем итог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие избирательной активности граждан.

Еще совсем недавно наша страна претерпела череду конституционных изменений государственного строя, которые коснулись развития общества и привели к становлению демократического государства.

Как известно, демократическое  государство включает в себя следующие принципы:

- Разделение властей;

- Верховенство закона;

- Гласность;

- Построение гражданского общества;

- Проявление воли народа;

Все эти принципы тесно связаны с активностью граждан на выборах и возможны лишь с его помощью.

Путем всенародного голосования в декабре 1993 года  была принята новая Конституция Российской Федерации, которая провозглашала Россию демократическим государством и ставила вопрос о роли человека в государстве и обществе. Конституция говорит, что " носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением  власти народа являются референдум и свободные выборы". Следовательно, статья 3 четко определяет, что участие граждан в выборах есть основополагающий принцип избирательного процесса в  Российской  Федерации.
  Также основной закон страны в статье 32 указывает, что " граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме".[1] Исходя из этого, каждый человек, являющийся гражданином Российской Федерации  является ячейкой управления политикой государства. У него есть право не только избирать, но и быть избранным, а это значит, что народ в прямом значении может управлять, выдвигать свои идеи, мысли об улучшении жизни общества.
Значение вышеописанных принципов весомо, их сложно изменить, потому что они закреплены не только в Конституции Российской Федерации, но и в соответствующем федеральном законодательстве, например, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации " от 12.06.2002
N67-ФЗ (c изм.  15.04.2014 N 51-ФЗ)//Парламентская газета.2002.15 июля;

Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; [3]
Относительно этого хочется сказать, что каждое государство, стремящееся построить гуманистическое, правовое общество, обязано не пренебрегать  основными правами  своих граждан, в том числе избирательными.
Кроме того, государство должно обеспечить данное право гарантиями того, что оно действительно будет демократическим и справедливым. Для этого избирательное законодательство закрепило основные принципы избирательного права: всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Кроме того, к принципам относятся: проведение выборов на периодической основе и свободное волеизъявление граждан. Они выработаны многовековым всемирным опытом развития демократических институтов и получили воплощение в важнейших  международно-правовых документах, в частности во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года.

Что касается нашего государства, принципы всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании раскрывается только применительно к выборам Президента Российской Федерации, также периодичность проведения выборов, непосредственно в Конституции, установлена только для Президента и депутатов Государственной Думы.
В конституциях республик  и уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов  устанавливаются основы избирательного права при проведении выборов депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации значительно различаются по объему регламентации вопросов избирательного права. Рассмотрев Устав Ульяновской области и Конституцию республики Крым, можно увидеть, что вопросы избирательной системы  или прямой демократии не выделяются в отдельную главу. В этих документах содержатся нормы избирательного права, в целом аналогичные тем, что содержатся в Конституции Российской Федерации. В конституции и уставе этих субъектов Федерации закрепляется порядок назначения выборов, а также условия осуществления гражданами пассивного избирательного права  при проведении выборов депутатов законодательного органа государственной власти, устанавливается количество этих депутатов, а также срок их полномочий.
[4]

   Правильность проведения избирательной кампании и избирательного процесса можно добиться в судебном порядке. Например, в городе Ульяновске за период избирательной кампании по выборам Главы муниципального образования "город Ульяновск" и депутатов Ульяновской Городской Думы четвертого созыва всего судом было рассмотрено 23 заявления участников избирательного процесса о нарушении законодательства о выборах. В том числе 15 заявлений кандидатов об отмене постановления Ульяновской городской избирательной комиссии об отказе  в регистрации. По 12 из них судом вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления. Заявители обжаловали решения суда в кассационном порядке, но результат остался тем же. Лишь по одному заявлению судом было решено удовлетворить заявление, избирательная комиссия подала кассационную жалобу, на что Ульяновский областной суд, рассмотрев жалобу, направил на повторное рассмотрение в суд первой инстанции, который  оставил без удовлетворения заявление.
  Избирательная кампания 2010 года была также отмечена обжалованием в суд "конкурирующих" друг с другом кандидатов. Так, было подано 4 заявления об отмене регистрации кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы четвертого созыва.
[5]

  Активность каждого гражданина, формирование  гражданской и жизненной позиции, желание участвовать в принятии государственных решений – это залог национальной безопасности. Однако практика проведения выборов различных уровней показывает, что активность избирателя в последнее время снижается. Существует множество факторов, влияющих на электоральное отчуждение  избирателей: психологические, исторические, социальные, экономические и другие. В российской политической традиции их принято объединять в три основные группы: правовой нигилизм, недоверие к власти, негативная социальная адаптация. Таким образом, становится очевидной актуальность выработки комплекса мер по формированию политико-правовой культуры молодежи, преодолению ее электоральной пассивности, выстраиванию диалога между молодым поколением и органами государственной власти.[6]

В завершении хотелось бы только привести пример голосования на Украине, а именно референдум в Крыму по вопросу присоединения к Российской Федерации и всенародное голосование в Луганской и Донецкой областях по вопросу формирования самостоятельных регионов.

В 20:00 по местному времени (22:00 мск) в Крыму закрылись избирательные участки по проведению референдума о статусе полуострова. Явка превысила 80%, сообщает «Крыминформ».

  Эти данные почти в два раза выше аналогичного показателя на выборах в Верховную раду Украины в 2012 году.

Явка избирателей на референдум в Севастополе составила свыше 85 процентов, сообщил председатель городской избирательной комиссии про проведению референдума Валерий Медведев.[7]

Итоговая явка на референдуме в Донецкой области составила 74,87%.  В Луганской области "явка превысила 80%".[8]

Это говорит лишь о том, что народ понимает всю важность предстоящего вопроса. Голосующие сами отмечали небывалую явку, стояли буквально очереди к избирательным участкам. Просто люди в этом случае действительно решают свою судьбу, дальнейшее развитие своего региона, города, семьи.

  Глава 2.ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
 
Выше мы рассматривали понятие избирательной активности граждан Российской Федерации.  Демократический режим в нашем государстве, основной закон страны, законодательная база, охрана избирательных прав, продемонстрированных на примерах судебной практики - всё перечисленное указывает на должную правильность избирательного процесса.
Но почему наша страна на протяжении последнего времени испытывает сильную истощенность избирательных голосов? Почему граждане России пренебрегают правом, данным им и охраняемым государством как и другие права, например, право на жизнь, здоровье, образование? Почему наши граждане не понимают или не хотят понимать всю важность и значимость такого мероприятия как выборы, будь то региональные или федеральные?

На наш взгляд, проблема избирательно-правового нигилизма в России обусловлена некоторыми историческими фактами, когда достаточно длительное время народу не предоставляли реального права на политическое участие в жизни государства. Сегодня ситуация  отличается, тому свидетельство принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации и другие юридические акты, рассмотренные в первой главе и  говорящие о том, что российским гражданам предоставлены юридически основанные возможности участвовать в формировании и развитии государства, его политике.

Между тем остро стоит вопрос о легитимности выборов, проходящих на территории Российской Федерации.  Исходя из того, что порог явки избирателей низкий, следует говорить о волеизъявлении не всего народа, а лишь его части.

Следовательно, в контексте заявленной проблемы  можно признать , что определяющую роль будет играть готовность и желание гражданина реализовать свои права.[9]

Почему же в век правовых знаний, демократии, народ не идет  отдавать свой голос на избирательный участок? Может быть, потенциальный избиратель считает не лучшей ту политику, которую предлагают ему в выбор? Тогда существует другое право - пассивное избирательное право, право быть избранным. Или причина в том, что гражданин считает: "от одного голоса ничего не измениться"? А может быть, из-за некачественной процедуры проведения выборов?

Что касается последнего, то 8 сентября 2013 года  прошли выборы. Эксперты в нашем регионе оценили прошедшее мероприятие вполне благоприятно. Прошедшие выборы оставили гораздо более хорошее послевкусие, чем  многие предыдущие избирательные кампании. К такому выводу пришли политологи, участвовавшие в "круглом столе" " Политическая реформа и итоги выборов" Мероприятие проводил фонд развития гражданского общества.

По итогам всех наблюдений, количество обращений в соответствующие инстанции, в ЦИК  по сравнению с выборами предыдущих лет, снизилось на порядки - делает акцент  один из экспертов. Следовательно, ошибок в процедуре почти не было. Однако, что касается явки избирателей в этот день, данные не столь радуют. Даже прогноз выдавал большую цифру.  По мнению ВЦИОМ Валерия Федорова помешал в этот день сезонный фактор. Народ использовал хорошую погоду по прямому назначению, а не по политическому, чего не смогли предусмотреть в своем прогнозе социологи. [10]

По мнению же другого эксперта, что много избирателей, так называемых протестный электорат, который не имеет твердых политических убеждений, но настроен против власти, чаще всего остается дома, либо приходит на выборы и отдает свой голос за главного оппозиционного кандидата, не вдаваясь в его программу.

То есть как причина может послужить не просто недоверие к какой либо одной партии или кандидату, а против политики в целом. Не зря встал вопрос о внесении в избирательный бюллетень графы "против всех".

Конституционное право избирать  предоставлено всем гражданам Российской Федерации, достигшим 18-летнего возраста. Это значит, что молодому человеку, достигшему совершеннолетия предоставлено право выбирать своё будущее, будущее своей страны, своего общества и он должен относится к этому праву со всей важностью.

Молодежь во все времена являлась движущей силой, определяющей направление развития государственной политики и общества в целом. Исходя из этого нужно акцентировать внимание на участие в избирательном процессе как одном из проблемных аспектов российской избирательно-правовой политике. Привлечение молодежи к избирательному процессу является важным фактором в вопросе легитимности выборов.

Согласно данным опроса в социальных сетях , которые проводились накануне выборов Президента Российской Федерации в марте 2012 года, представители молодого поколения , имеющие страничку в социальных сетях, отвечали на вопрос, примут ли участие в голосовании, большинство ответили "нет, так как не вижу в этом смысла", что говорит об отсутствии у молодежи мотивации и наличие ошибочного мнения о выборах как о формальной процедуре.[11]

Если по данным в Российской Федерации, в частности в нашей области низкий уровень электоральной активности населения, на выборы приходят меньше половины потенциальных избирателей, а избирателей в возрасте от 18 до 35 лет пришли лишь 20%.

Основными причинами нежелания идти на выборы у молодежи являются:
  - Отсутствие интереса у молодежи к политике;

- Недоверие к выборам, недоверие к власти;

- Отсутствие возможности голосовать "против всех";

- Отсутствия четких и понятных программ кандидатов;

- Программы не имеют обращения к молодежи и не освещают зачастую интересующие их проблемы.[12]

По заданию Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ группой специалистов социологического факультета МГУ им. М.В Ломоносова было проведено социологическое исследование "Молодежь и выборы". По его итогом было зафиксировано несколько причин негативного электорального поведения молодых людей.

Первая модель - "На выборы не хожу, потому что никому не верю"

Вторая модель - "На выборы не хожу, потому что мой голос ничего не изменит"

Третья модель - "На выборы не хожу, потому что мне это вообще не интересно"

Но ведь не голосуя, мы все равно участвуем в процессе выбора, и очень часто того, что нам не угодно.[13]

Но кроме равнодушия  к будущему своей страны, играет большую роль и такой аспект как правосознание. Правовой нигилизм очень прижился в нашей стране, несмотря на демократический режим и Конституцию, ставящую права личность человека и гражданина в приоритете. Что говорить, а правовая культура в нашей стране только начинает укрепляться, дабы мы строим правовое государство, пытаемся построить гражданское общество.

Основная группа проблем  реализации активного избирательного права обусловлена низкой электоральной культурой граждан. Воспитание личности предполагает в первую очередь получение определенного набора правовых знаний.

Существует прямая связь между демократией и электоральной культурой избирателей.

Что мы видим из собственного опыта, наблюдая за подрастающим поколением, которые в скором времени станут дееспособными гражданами, полноценными избирателями  ?

Проведем анализ. Городской подросток воспитан в деловой среде, где каждодневно совершаются множество сделок, где правосознание, можно сказать, парит в воздухе, просто нужно его правильно понимать и осознавать. Другое дело, подросток, растущий за пределами города, допустим, в деревне или поселке городского типа. Да, в нынешний век компьютерных технологий, многое позволительно. Человек сейчас имеет доступ почти ко всему электронному материалу, было бы желание. Однако, правосознание не городских жителей как было низким, так и остается. Тоже касается и их участие в политической жизни страны. У них просто другая среда обитания. Всё намного проще. Недаром говорят, деревни в России заброшены и никому не нужны. Но это не значит, что там живут другие люди, которые не обладают избирательным правом.

Сегодняшнее состояние правовой культуры российского общества напрямую зависит от действующей в стране системы правового воспитания и образования, от требований к уровню правовых знаний не просто граждан, а работников государственного аппарата , от внимания их со стороны общества и государства к деятельности судебной и правоохранительной системы.[14] Данное подтверждают факты судебной практики в городе Ульяновск. Судебная практика говорит о многих заявлениях, которые являются "мнимыми" и зачастую просто конкуренцией кандидатов. Например, 2 заявления в суд были поданы на действие (бездействие) Ульяновской городской избирательной комиссии. 1 заявление было подано о бездействии Ульяновской городской избирательной комиссии и отмене выборов Главы муниципального образования "город Ульяновск", роспуске Ульяновской городской избирательной комиссии. По результатам  рассмотрения указанного заявления  производство по делу было прекращено. Определение суда не обжаловалось.

2 заявления были поданы в суд о признании результатов выборов недействительными. Суд вынес решение об отказе удовлетворения заявлений. [15]

Правовое сознание оказывает воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержание и укрепление целостности общества, порядка в нем.Здоровое правосознание общества, знание и уважение гражданами закона являются основой государства, эффективного функционирования политической и правовой систем, повышение электоральной активности граждан.

Надо отдать должное сегодня идет активная работа с членами избирательной комиссий, которую проводит Российский центр обучения избирательным технологиям про ЦИК РФ. Представители всех региональных избиркомов прошли обучение в ЦИК России по программе «Правовое обеспечение избирательного процесса»

ЦИК России совместно с РЦОИТ при ЦИК России завершила обучение членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и работников их аппаратов, обеспечивающих правовое обеспечение избирательного процесса. Свою квалификацию в Центризбиркоме повысили представители всех региональных избиркомов.

  Образовательная программа «Правовое обучение избирательного процесса», разработанная под руководством члена ЦИК России Майи Владимировны Гришиной, включала в себя лекции, практические занятия и заседания «круглых столов».[16]

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИИЯ АКТИВНОСТИ  ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Не является секретом, что активность граждан в решении насущных социально-политических проблем остается очень низкой. Люди пассивны, причин тому много. Среди них, как нам кажется, незнание своих конституционных прав,  проблема правовой неосведомленности избирателей о тех правах, которые им предоставляет законодательство для участия в выборах, нежелание участия в выборах в связи с тем, что «от меня ничего не зависит».

Задача государства в настоящее время является повышение электоральной активности граждан Российской Федерации. Повышение электоральной активности увеличивает значимость человека в жизни общества, призывает его участвовать в жизни государства. Стоят вопросы о способах повышении избирательной активности.

  1.1 Привлечение молодежи как избирателей

В настоящее время сложилась отнюдь нерадостная картинка электоральной активности молодых людей. Повышение электоральной активности молодежи - процесс длительный и сложный.

Начиная с 90-х гг. 20 века в России  появились молодежные парламенты, что благотворно повлияло на формирование политических взглядов в молодежной среде и повышение уровня ее правовой культуры. Принятый еще в 1991 г. Закон "Об общественных объединениях" способствовал формированию молодежных общественных организаций, молодежных парламентов. В настоящее время, по данным Ассоциации молодежных парламентов  Российской Федерации, региональные молодежные парламенты существуют в 72 субъектах.

Деятельность таких молодежных парламентов характеризуется просветительской деятельностью. С одной стороны это подготовка молодых людей как членов парламентских структур, с другой стороны - повышение  правосознания молодежи, повышение правовой культуры избирателей, доступность общественно-политической информации, формирование активной гражданской позиции у молодых людей.[17]

Следующие меры государства должны быть направлены на школу, ССУЗы, ВУЗы, общественные организации. Для этого в указанных заведениях следует проводить классные часы в школах или факультативные занятия, организация клубов молодых избирателей по основам избирательного права и процесса, основам политологии. У учащихся с начальных классов должно формироваться представление о выборах, чувство гражданского долга.

Например, в моей школе действовала программа образа демократического государства. Муниципальное образование, то есть сама школа называла себя республикой "Эврика". Соответственно, присущие республике признаки выполнялись. У нас действовала система самоуправления: формировалось правительство, министрами которого были старшеклассники, выбирался президент и однажды проходило общешкольное голосование по вопросу принятия школой имени Героя России Ю.Д Недвиги.  Для проведения выборов организовывалась избирательная комиссия, проводились курсы по этому поводу и проходила вся избирательная процедура. Именно такое локальное участие и организация избирательного процесса вполне может сложить впечатление об избирательной системе и ее значении в целом.

Между тем отмеченные тенденции не исключают необходимости усовершенствования  и оптимизации программных средств и методов в указанной сфере.

Одним наиболее ярким способом привлечения избирателей - информационное обеспечение выборов и агитация.

Информационное обеспечение выборов и референдумов соответствующего уровня осуществляется с использованием государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания, редакций государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата или списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

При этом агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном федеральным законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.[18]

Хоть избирательный процесс - серьезное мероприятие, которое решает и определяет политический курс страны, но в целях привлечения именно молодежи будет уместна эффективная разработка интересной рекламы с креативными тезисами и манящими лозунгами о необходимости участия в голосовании. Также агитационная реклама и видеоролики с призывом приходить на выборы может размещаться в социальных сетях, так популярных среди молодежи. Причем  данная информация должна быть не только доступной , но и достоверной, на что следует обратить внимание. Социальные сети сегодня- это глобальный склад, хранилище, поле воздействия разного рода информации. Общество же не успевает контролировать, проверять, делать сравнительный анализ разных источников и делать вывод также о достоверности информации. Так называемый информационный мусор вызывает негативный результат, фактически лишает человека способности реально мыслить.

В настоящее время, в связи с недостаточной информированностью  молодежи относительно избирательного процесса, актуальным представляется волонтерское движение в избирательно-правовой сфере. Этот метод может решить несколько задач, таких как:

-  привлечение молодежи к организации избирательно-правового просвещения, выразить свою активную позицию;

- повышение уровня правовой культуры среди молодых избирателей;

-  повышение степени электоральной активности молодежи;
 Нужно отметить, что этот метод не затратный, но и не столь быстродействующий. Деятельность групп активистов будет помогать еще более молодому поколению получать нужные избирательно-правовые знания, повышая их правовую культуру.

Этот метод стоит того, чтобы существовать, но государство должно способствовать его развитию, стимулирование вступление и процветания волонтерского движения.

 

  2.2 Доступность голосования

Полное участие в основных звеньях общества — семье, социальных группах  — является главным элементом жизни человека. Право на равенство возможностей такого участия предусмотрено во Всеобщей декларации прав человека[19] и должно предоставляться каждому человеку, включая инвалидов.

По данным Организации объединенных наций, около 650 миллионов человек, являются инвалидами, что составляет около 10 процентов населения всего мира. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, эта цифра неуклонно возрастает в связи с ростом численности населения и процессом старения . В России общее количество лиц с ограниченными физическими возможностями составляет порядка 14 миллионов, из них около 12,5 миллионов обладают правом избирать, быть избранными и участвовать в референдуме.

Свободные, прямые выборы являются основой демократического государства и каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом, должен иметь возможность его осуществить.[20]

Именно поэтому большой проблемой является вопрос соблюдения прав граждан, являющихся инвалидами и имеющих какую-либо степень ограничения физических возможностей. Одной из актуальных целей социального государства является разработка и реализация грамотной социальной политики. Тем более Российская Федерация старается быть государством "без границ" то есть люди с ограниченными возможностями имели возможность находиться в обществе.

Что же касается избирательных прав, то  в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (с изм. от 28.12.2013, N 421-ФЗ)/ "Собрание законодательства РФ".1995.27 ноября; », принято разделять ограничения функций здоровья по нескольким категориям. В сфере обеспечения избирательных прав речь идет только об отдельных категориях граждан с ограниченными физическими возможностями, обладающих дееспособностью и испытывающих препятствия в осуществлении своих конституционных избирательных прав. Таким образом, ограничение возможностей здоровья может быть связано с нарушением сенсорных функций (зрение, слух) и функций опорно-двигательного аппарата.

«Доступность голосования для инвалидов – в центре внимания» сообщают УРОи СОК АУ ВОС совместно с ИПРПП ВОС «Реакомп».  Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых».

Инвалиды по зрению приняли участие в тестировании образцов

избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва 1 декабря 2010 года в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации состоялось тестирование образцов избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. Представленные варианты были разработаны с учетом возможности размещения в нем до 10 фамилий кандидатов в федеральной части списков политических партий – в соответствии с законом, недавно принятым Федеральным Собранием. В мероприятии приняли участие председатель ЦИК России Владимир Евгеньевич Чуров, члены ЦИК России, представители политических партий, общественных организаций. В качестве экспертной группы от инвалидов по зрению в тестировании участвовали представители ИПРПП ВОС «Реакомп».

Председатель ЦИК России В.Е. Чуров отметил, что для ЦИК России очень важно знать мнение представителей различных социальных групп об удобстве предлагаемых форм избирательного бюллетеня для восприятия и заполнения, в том числе и мнения инвалидов по зрению. Член ЦИК России Людмила Федоровна Демьянченко пригласила участников эксперимента на модельный избирательный участок, оборудованный как традиционными, так и современными средствами для голосования.

Участники тестирования – инвалиды по зрению К.А.Лапшин (слабовидящий) и С.В.Михеев (без остатка зрения) а также методист Института «Реакомп» Н.А.Куркай заполняли различные варианты форм избирательного бюллетеня, «голосовали» в тестовом режиме, давали экспертные оценки. Все участники высоко оценили полезность голосового озвучивания процесса голосования для незрячих с помощью современного комплекса обработки избирательных бюллетеней (КОИБа), высказали мнения по формату и шрифтовому исполнению бюллетеней для голосования.

Полученные результаты в дальнейшем будут учтены при официальном утверждении документа, с помощью которого состоятся выборы очередного состава Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.[23]

Еще один способ облегчения голосования это новый вид - электронное голосование.

В своем выступлении на семинаре в Варшаве Председатель ЦИК России В.Е. Чуров говорит об электронном голосовании.

 Электронное голосование – далеко не новая тема для обсуждения в рамках международных семинаров или в национальной электоральной практике. Что, тем не менее, не исключает ее актуальности, заинтересованности государств, а также наличия различных мнений и подходов к поставленной теме.

Российская Федерация активно осваивает информационные технологии при организации и проведении выборов. За последние годы выборы в России стали современным и технологичным процессом, использующим новейшие технологии для голосования избирателей, подведения его итогов и определения результатов выборов.

Российская Федерация находится в числе государств, заинтересованных в развитии электронного голосования. У нас имеются и опыт применения электронного голосования, и свое отношение к его проведению, а, самое главное, настоятельная необходимость в нем.

Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым была поставлена задача ускоренной технической модернизации избирательной системы страны, технологического обеспечения политической конкуренции. Глава государства подчеркнул, что «современное обустройство избирательного процесса – это часть национальной инфраструктуры России». В связи с поставленной задачей был разработан проект Программы ускоренного технического переоснащения российской избирательной системы; в настоящее время осуществляется ее реализация в определенных направлениях.

Масштабы избирательных кампаний, проводимых в Российской Федерации, огромная территория страны, необходимость обеспечения быстрого, точного, транспарентного подсчета голосов и определения результатов выборов предопределили разработку адаптированных к поставленным задачам программно-технических средств.

В российском законодательстве о выборах даны определения понятий «комплекс для электронного голосования», «электронное голосование» и «электронный бюллетень». Причем общее число избирательных участков, на которых возможно проведение электронного голосования, не должно превышать одного процента от числа избирательных участков, образованных на конкретной территории.

В составе КЭГ используется сенсорный экран, микроконтроллерная схема и специальные файлы данных, что позволяет надежно защитить КЭГ от возможных попыток несанкционированных воздействий и вирусных атак. Алгоритмы и интерфейсы экранных форм устройств сенсорного голосования исключают случайный пропуск избирателем какого-либо из электронных бюллетеней в процессе голосования. Переносное устройство электронного голосования обеспечивает голосование вне помещения избирательного участка.

Кроме КЭГ, в Российской Федерации используются комплексы обработки избирательных бюллетеней (сокращенно – КОИБ). В 2001 году в России были созданы сканеры обработки избирательных бюллетеней, а в 2003 году – КОИБ.

КОИБ обеспечивают: автоматизированный подсчет голосов избирателей при проведении выборов и референдумов всех уровней; одновременное проведение до семи уровней выборов с выдачей отдельных результатов голосования по каждому из них; прием исходных данных и передачу итогового протокола на внешнем носителе информации или по выделенным каналам телекоммуникационной связи в вышестоящую избирательную комиссию.

Согласно проекту упомянутой выше Программы, в 2011 году планируется  оснастить комплексами для электронного голосования 1000 избирательных участков, комплексами для обработки избирательных бюллетеней – 5250  участков.

Опыт применения на избирательных участках программно-технических средств подтвердил повышение оперативности, надежности передачи итогов голосования и результатов выборов, их достоверности. На тех избирательных участках, где применялись технические средства подсчета голосов, итоги голосования были получены через 5–10 минут после того, как последний избиратель опустил избирательный бюллетень в КОИБ или КЭГ. В условиях обычного голосования с использованием бумажных бюллетеней среднее время подсчета голосов избирателей составляет около 2,5–3 часов. Важно также, что использование технических средств позволяет минимизировать непреднамеренные ошибки, возможные при ручном подсчете голосов.

Проект Программы ускоренного технического переоснащения российской избирательной системы предусматривает также создание системы дистанционного электронного голосования с целью обеспечения дополнительной возможности участия избирателей в выборах без посещения помещения для голосования.

Целесообразность внедрения такого способа голосования вызвана тем, что число избирательных участков, образуемых на выборах для голосования российских граждан, проживающих за рубежом, а также находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, составляет не менее одного процента; примерно столько же избирательных участков при проведении федеральных выборов организуется на судах, находящихся в плавании. Нельзя оставить без внимания и интерес молодых избирателей к современным средствам голосования, для которых Интернет, мобильная связь стали повседневными источниками информации, средством коммуникации.

Для реализации нововведений при участии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации прошло три эксперимента по электронному опросу избирателей в ходе выборов. Электронные опросы избирателей сопровождались проведением социологических исследований, направленных на выяснение готовности избирателей к использованию нового средства для голосования, а также степени доверия к нему. В России такие опросы проводились  и в масштабах страны в целом, и в отдельных регионах.

Первым опытом применения интернет-технологий в российской электоральной практике стал эксперимент с использованием дисков для электронного голосования в ходе муниципальных выборов в городе Новомосковске Тульской области в октябре 2008 года.

В сравнении с общероссийскими показателями позитивные оценки социологического опроса в городе Новомосковске существенно возросли, чему способствовала и соответствующая информационно-разъяснительная деятельность избирательных комиссий. По результатам поствыборного опроса число граждан, позитивно относившихся к введению интернет-голосования, составило 65 процентов, а негативно – 4 процента.

Поствыборный социологический опрос в этих регионах показал, что более 71 процента респондентов положительно отнеслись к перспективе введения электронного голосования, а считают его возможным и необходимым – почти 59 процентов. Полагаем, что это хорошие показатели.

О доверии российских избирателей к новым системам голосования свидетельствует совпадение по основным параметрам результатов экспериментального электронного опроса и официальных результатов выборов в части электоральной активности и предпочтений избирателей.

Тем не менее избиратели видели и определенные препятствия при использовании дистанционного электронного голосования, в том числе из-за технических сложностей, которые были отмечены 31 процентом респондентов, из-за возможности искажения результатов – 27 процентами, по причине высоких финансовых затрат – 22 процентами. В определенной степени такие оценки можно объяснить недостаточной публичностью технических аспектов процедуры голосования.

Эксперименты позволили выделить приоритетные технологии дистанционного голосования – с использованием мобильных средств связи и электронных социальных карт. Одновременно обозначились определенные риски, связанные, в частности, с возможным нарушением конфиденциальности голосования или вмешательством в систему обработки голосов избирателей, сложностью обеспечения общественного наблюдения за процедурой дистанционного электронного голосования.[24] И действительно, электронное голосование, несомненно, имеет свои положительные свойства, но с другой стороны и серьезные недостатки. Например, это невозможность определения подлинности личности избирателя при регистрации, а также осуществления одного из принципов избирательного процесса - тайного голосования.

Председатель Ивановской областной избирательной комиссии В.П.Смирнов отмечает данный недостаток как главное препятствие для Интернет- голосования. Он говорит: на сегодняшний день стандарты свободных демократических выборов, которые приняты в России , использовать Интернет как средство голосования не позволяют. Все потому, что в Интернете невозможно решить свободы волеизъявления. Никто не может гарантировать, что гражданин выражает свою волю самостоятельно. За него может проголосовать любой другой человек - достаточно иметь код доступа.[25]

Поэтому такое явление как электронное голосование довольно спорное, имеющее как преимущества, так и недостатки. Но это является  так же одним из способов привлечения избирателей, дабы упростив им саму процедуру голосования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изменения конституционного строя, произошедшие с принятием новой Конституции  Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря  1993 года. Новая Конституция РФ провозглашала Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством.

В условиях формирования гражданского общества в Российской Федерации встал вопрос о роли человека в управлении государством. Конституция провозглашала не только личные права и свободы человека и гражданина, но и говорила о том, что "носителем суверенитета и единственным источников власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением  власти народа являются референдум и свободные выборы" Поэтому свободное участие граждан в выборах является основным признаком демократического государства и принципом избирательного процесса в  Российской Федерации.

Но как показывает статистика, картина электоральной активности отнюдь неутешительная. Конечно, после законодательной отмены нижнего  порога явки для признания выборов состоявшимися, численность пришедших на избирательный участок людей юридического значения не имеет. Но тем не менее, можно ли считать выборы действительно состоявшимися и справедливо и демократично состоявшимися, если явка на избирательный  участок будет низка? Конечно же нет.

  Несмотря на этот факт, выборы проходят и считаются действительными при достаточно низкой избирательной активности. Перед нами стоял вопрос: почему граждане Российской Федерации, обладающие избирательным правом пренебрегают им? Ведь оно вместе с другими правами дается основным законом страны и охраняется государством.

  Активность каждого гражданина, формирование  гражданской и жизненной позиции, желание участвовать в принятии государственных решений – это залог национальной безопасности. Существует множество факторов, влияющих на электоральное отчуждение  избирателей: психологические, исторические, социальные, экономические и другие. В российской политической традиции их принято объединять в три основные группы: правовой нигилизм, недоверие к власти, негативная социальная адаптация. Таким образом, становится очевидной актуальность выработки комплекса мер по формированию политико-правовой культуры граждан, преодолению их электоральной пассивности, выстраиванию диалога между молодым поколением и органами государственной власти.

 Как один из способов повышение избирательной активности это привлечение молодого поколения. Молодежь всегда являлась основным двигателем всех  общественных процессов. В работе приведены несколько примеров взаимодействия государства и молодых людей, направленных на повышения их электорального поведения. Они не только призывают к активному избирательному праву ( праву избирать), но и пассивному ( праву быть избранным)

С другой стороны, нужно воздействовать не на какую-либо отдельную социальную группу, а на общество в целом. К этому относится преодоление правовой безграмотности, правового нигилизма. Нужно повышать доверие к власти, повышать правовую культуру граждан.

Еще один метод повышения избирательной активности это доступность голосования. К нему относится доступность к голосованию людей с ограниченными возможностями, но обладающих избирательным правом и электронное голосование или Интернет-голосование, которое делает процесс голосования упрощенным и дистанционным, но достаточно спорна его справедливость и субъективность.

  Граждане Российской Федерации должны участвовать в выборах, только так смогут реализоваться принципы избирательного права и признаки демократического государства. Поэтому задача государства в настоящее время  - повышение избирательной активности граждан.

  Выборы - это не только существенный признак, обязательный атрибут демократии, но и ее необходимое исходное явление. по сути, это главный политический институт, позволяющий народу выступать в качестве реального источника власти, а гражданскому обществу- контролировать власть.[26] Граждане должны понимать всю важность этого процесса и своей активностью на выборах являться основой демократического общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Международные правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.// "Российская газета" 1995.N 67.ст 7.

2. Международный пакт от 16.12.1996  " О гражданских и политических правах" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", 1994. N 12.

 

  Нормативно-правовые акты Российской Федерации

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ,от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) //N67-ФЗ  (с изм.  15.04.2014 N 51-ФЗ )// "Парламентская газета".-2002.-15 июля; "//Вестник Центризбиркома РФ". N 10. 2011

 

Книги

7. Ершов,В.А.Основы избирательного права в Российской Федерации: учеб. для вузов/В.А. Ершов. Издательство "Гросс Медиа", 2008.193 с.

 

Статьи из периодической печати и сборников

 

8. Багдасарян, А.Я. Электоральная активность молодежи как значимый фактор избирательного процесса в Российской Федерации/ А.Я Багдасарян//Конституционные основы избирательного процесса в Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов высших учебных заведений города Ульяновска.-Ульяновск: Обл.типография "Печатный двор", 2012г.-С.54-55.

9. Новоселов,М.А. Электоральная активность молодежи как основа конституционной стабильности./М.А Новоселов//Конституционные основы избирательного процесса в Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов высших учебных заведений города Ульяновска.-Ульяновск: Областная типография "Печатный двор", 2012г.- С.11.

10. Петров,В. Бумеранг честности/ В. Петров// Российская газета.-2013.-№202.-С.20-21.

11. Солоцкий,Д.Г.Демократические выборы как основа формирования гражданского общества/ Д.Г. Солоцкий. Государственная власть и МСУ//2011.№3.-С.24.

12. Стадник,И.В. Преодоление избирательно-правового нигилизма и повышение электоральной активности в молодежной среде: векторный подход./ И.В Стадник//Сборник конкурсных работ в сфере избирательного права и избирательного процесса, повышение правовой и политической культуры избирателей( участников референдума), организаторов выборов, участников избирательных компаний, выполненных студентами, аспирантами и преподавателями высших учебных заведений Российской Федерации в 2012/2013 году.М.:РЦОИТ, 2013.-С.-57-60.

13. Смахтина, Н.С. Обеспечение избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями: опыт Российской Федерации и США./  Н.С Смахтина// Сборник конкурсных работ в сфере избирательного права и избирательного процесса, повышение правовой и политической культуры избирателей( участников референдума), организаторов выборов, участников избирательных компаний, выполненных студентами, аспирантами и преподавателями высших учебных заведений Российской Федерации в 2012/2013 году.-М.:РЦОИТ, 2013.-С.-73.

 

Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет

 

14. Бетехтина, A.В.Electoral behavior of the youth: why don’t young people go to the polls?/ Журнал "Вопросы управления"[Электронный ресурс]/ A.В. Бетехтина, Н.В Oлухов.- Режим доступа: #"за" до 90%.[Электронный ресурс] Режим доступа:

#"all">


[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ,от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) //  15.04.2014 N 51-ФЗ )// "Парламентская газета".-2002.-15 июля; N 12.

[4] Конституция республики Крым от 11 апреля 2014 года // Крымские известия. 2014. 12 апреля

[5] Сборник судебной практики по избирательным спорам в период подготовки и проведения муниципальных выборов в г. Ульяновске 14 марта 2010 года.-Ульяновск. Ульяновская городская избирательная комиссия.2010г.-С.5

[6] Бетехтина, А.В,  . Electoral behavior of the youth: why don’t young people go to the polls?/ Журнал "Вопросы управления"[Электронный ресурс]/ A.В.Бетехтина, Н.В Олухов.- Режим доступа: #"за" до 90%.[Электронный ресурс] Режим доступа: #"Печатный двор", 2012г.-С.11.

 

[13] Багдасарян, А.Я. Электоральная активность молодежи как значимый фактор избирательного процесса в Российской Федерации/ А.Я Багдасарян//Конституционные основы избирательного процесса в Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов высших учебных заведений города Ульяновска.-Ульяновск: Обл.типография "Печатный двор", 2012г.-С.54-55.

[14] Багдасарян, А.Я. Электоральная активность молодежи как значимый фактор избирательного процесса в Российской Федерации/ А.Я Багдасарян//Конституционные основы избирательного процесса в Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов высших учебных заведений города Ульяновска.-Ульяновск: Обл.типография "Печатный двор", 2012г.-С.54-55.

 

[15] Сборник судебной практики по избирательным спорам в период подготовки и проведения муниципальных выборов в г. Ульяновске 14 марта 2010 года.-Ульяновск. Ульяновская городская избирательная комиссия.2010г.-С.5,197

[16] «Правовое обеспечение избирательного процесса».[Электронный ресурс]/Пресс-служба ЦИК России.Режим доступа: #"Гросс Медиа", 2008.-С.153-154.

[19] Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.// "Российская газета" 1995.N 67.ст 7.

 

[20] Смахтина, Н.С. Обеспечение избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями: опыт Российской Федерации и США./  Н.С Смахтина// Сборник конкурсных работ в сфере избирательного права и избирательного процесса, повышение правовой и политической культуры избирателей( участников референдума), организаторов выборов, участников избирательных компаний, выполненных студентами, аспирантами и преподавателями высших учебных заведений Российской Федерации в 2012/2013 году.-М.:РЦОИТ, 2013.-С.-73.

 

[21]Федеральный закон  ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181- (с изм. от 28.12.2013, N 421-ФЗ)/ "Собрание законодательства РФ".1995.27 ноября; "//Вестник Центризбиркома РФ". N 10. 2011

 

[23] «Доступность голосования для инвалидов – в центре внимания».- http://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1389:l-------r&catid=45:c-gr-newsvos&Itemid=59.-26.04.2013.-загл.с экрана. Дата обращения 25.04.2014.

[24] Выступление Председателя ЦИК России В.Е. Чурова «Электронное голосование – обеспечение баланса между доступностью голосования и доверием граждан к системам голосования» на семинаре ОБСЕ «Роль политических партий в политическом процессе» (Варшава, 18 – 20 мая 2011 года/.- http://www.cikrf.ru/news/relevant/2011/06/01/churov_electron.html.-26.04.2014г..-загл. с экрана.Дата обращения 25.04.2014.

 

[25] Дайджест материалов СМИ от 4 октября 2011 года.- Режим доступа: http://cikrf.ru/banners/smi_tech/10/04102011.html.-27.04.2014г.-загл. с экрана. Дата обращения 26.01.2014.

[26] Солоцкий,Д.Г.Демократические выборы как основа формирования гражданского общества/ Д.Г. Солоцкий. Государственная власть и МСУ//-2011.-№3.-С.24.

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Библиофонд и Rosdiplom.ru