Вопросы формирования экологического мышления в рамках географического образования при реализации учебно- воспитательного процесса.

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,89 Кб
  • Опубликовано:
    2017-01-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Вопросы формирования экологического мышления в рамках географического образования при реализации учебно- воспитательного процесса.

    С.Г. Крылова,

преподаватель географии МОУ Лицея №6, г. Волгоград

Вопросы формирования экологического мышления в рамках географического образования при реализации учебно- воспитательного процесса.

Необходимо учесть , что в настоящее время биосфера Земли постепенно превращается в техносферу: искусственные городские, промышленные, сельскохозяйственные ландшафты получают всепланетное глобальное распространение. Разум сделал человека могущественным, при этом экологические проблемы возникли вопреки желанию человека, из - за недостатка мудрости. Таким образом, возникла  потребность в экологическом мышлении.

Экологическое мышление - это образ жизни, обуславливающий принципы нашего взаимодействия с природой. Оно определяет и стиль   жизни: труда, быта, отдыха, межличностных взаимоотношений. Оно напрямую связано с возможностью реализации целей развития общества и каждой личности. Чтобы сохранить человечество и окружающую среду в будущем, всем нам необходимо осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего на  планете наравне с другими видами. А значит - нужны люди с новым мышлением.

В современном географическом образовании формирование экологического мышления и развитие экологических знаний неразрывно связаны между собой. При отборе содержания экологического воспитания (обучения, образования, развития) необходимо учитывать следующие положения:

 цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;

 знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у школьников определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;

 содержание должно отличаться научностью. Школьники должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений;

 

 экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом;

 нормы экологически грамотного безопасного поведения должны научить понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;

 обучающийся должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природопользования.

  В своей педагогической практике  по  формированию экологического мышления  у  учащихся  активно применяю  разнообразные методы и формы :участие в экологических акциях, слётах юных экологов, экологических конкурсах сочинений, экосказок и эссе, экологических викторинах, участие в фестивалях и форумах экологической направленности, в конкурсах детского творчества (рисунков и поделок), экологических проектах и исследованиях, конкурсах видеороликов и презентаций и др. Указанные формы и методы учебной деятельности  направлены на развитие творческих компетентностей учащихся в сфере его собственных интересов, с учетом  его личного выбора,     как в учебное, так и внеурочное время. Ученики получают возможность раскрыть свои способности, самореализоваться, сориентироваться в окружающим их социуме, выразить свое собственное отношение к проблемам окружающей среды.

Таким образом, вся проводимая работа  формирует  у учащихся систему экологических знаний, показывает пути и возможности их практического применения, позволяет отработать правила личного природоохранного поведения в окружающем мире. Её итогом должно стать формирование у школьников гуманного и разумного отношения к природе.  

В целом экологическое образование позволяет каждому из нас полнее реализовать   развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников за состояние природной среды.

Ведь  современные школьники с экологическим мышлением - это будущее страны - предприниматели, депутаты, простые граждане.  Чем больше будет экологически грамотных  людей, тем быстрее начнется переход от техносферы к гармоничному сосуществованию Человека и Природы.

Список литературы:

1. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в Федеральных Государственных стандартах второго поколения. М.: Образование и экология, 2011.- С.138

2. Котляков, В.М. География как важнейшая наука об окружающей среде / В.М. Котляков // Экология и жизнь. - 2012. - № 1. - С. 336 -42

 

 

 

 

 

Похожие работы на - Вопросы формирования экологического мышления в рамках географического образования при реализации учебно- воспитательного процесса.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!