Тема: Творческая биография Сергея Павловича Королева

  • Вид работы:
    Эссе
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    42,85 Кб
Творческая биография Сергея Павловича Королева
Творческая биография Сергея Павловича Королева
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт Фундаментальной Биологии и Биотехнологии

Кафедра Медицинской биологии

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Творческая биография Сергея Павловича Королева

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель _____________.10.16 Л.Н.Медведев

 

подпись

Студент ББ15-05М  ________   .10.16 Ю.С. Шангина

подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Красноярск 2016

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.. 4

1.   Краткая биографическая справка. 4

2.   Мотивы выбора профессии и области науки. 6

3.   Области научной деятельности. 8

4.  Предыдущее состояние области научного знания. 8

5. Научные достижения. 8

6.  Педагогическая деятельность. 11

7.  Научная школа. 11

8.  Основные труды.. 11

9.  Внешняя оценка научных достижений. 13

10.  Самооценка научных достижений. 14

11.  Значение методологии в научном поиске. 14

12.  Жизнь вне науки. 15

13.  Выводы.. 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

"То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что ещё вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра - свершением!" С. П. Королёв[[1]].

Эра освоения космического пространства, первый спутник земли, первый полет человека в космос, первый выход космонавта в открытый космос, многолетняя работа орбитальной станции и многое другое непосредственно связано с именем академика Сергея Павловича Королева, первого Главного конструктора ракетно-космических систем[1].

Громадной энергией обладал Сергей Павлович. Этой энергией он заряжал окружающих людей. Он был решительным человеком и довольно суровым. Королев – это сплав холодного рационализма и мечтательности. Именно Сергею Королеву принадлежит заслуга в реализации века космических технологий [1].

Наряду с величайшими достижениями в науке и технике, Сергей Павлович Королев подготовил целую плеяду ученых и специалистов, которые продолжили его дело. Создание советской школы ракетостроения – только часть вклада Королева в исследование и освоение космического пространства. Вся его жизнь – пример настойчивого и терпеливого подбора, воспитания и учебы коллективов высшей квалификации, технически смелых и самоотверженно преданных делу специалистов[1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1. Краткая биографическая справка

Будущий величайший ученый Сергей Павлович Королёв появился на свет 31 декабря 1906 года. По новому стилю это случилось 12 января 1907 года в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королева [[2]].

В 1909 г. семья перебралась в Киев и вскоре после этого родители развелись. По решению матери маленького Серёжу отправили в Нежин к бабушке и дедушке, в большую купеческую семью родителей матери, Н. Я. Москаленко [[3]].

В 1915 г. Сергей поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве. В 1916 г. Мать - Мария Николаевна вновь вышла замуж и вместе с сыном и мужем Георгием Михайловичем Баланиным переехала в Одессу [3].

В 1917 г. мальчик поступил в гимназию, однако началась революция, гимназию закрыли, и четыре месяца он занимался в единой трудовой школе. Далее получал образование дома, занимаясь самостоятельно по гимназической программе с помощью матери и отчима, которые были учителями, а отчим, кроме педагогического, имел еще и инженерное образование [3].

В 1921 Сергей Королев познакомился с летчиками гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиа безграмотности[[4]].

Еще в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 1923 г. начал заниматься в планерном кружке и в 17 лет он уже разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции—-«безмоторного самолета К-5» [[5]].

Поступив в 1924 г. в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королев за два года освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 г. он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ) [5].

Во время учебы в МВТУ Королев был уже известен как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. С четвертого курса он совмещал учебу с работой в конструкторских бюро (КБ). С 1927 г. по 1930 г. участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях в Крыму под Коктебелем, где летал сам и представлял свои планеры, в том числе планер СК-1 "Коктебель" и СК-3 "Красная звезда", специально сконструированный и построенный для исполнения фигур высшего пилотажа [3].

В 1930 г. он работал в Центральном КБ завода им. В.Р. Менжинского, а с марта 1931 г. начал работать старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ)[3].

В 1931 участвовал в организации Группы изучения реактивного движения (ГИРД, Москва), которую возглавил в мае 1932. В ГИРДе была построена и в августе 1933 запущена первая советская жидкостная ракета “ГИРД-09”[[6]].

После слияния в конце 1933 ГИРДа и Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и образования Реактивного института (РНИИ) Королев был назначен заместителем директора по научной части, а с начала 1934 — руководителем отдела ракетных летательных аппаратов. В 1934 была издана его работа “Ракетный полет в стратосфере”. Им был разработан ряд проектов, в т.ч. проекты управляемой крылатой ракеты 212 (летавшей в 1939) и ракетопланера РП-318-1, впервые в СССР совершившего полет под управлением летчика В.П. Федорова (1940).

До учебы в Киеве, в Одессе, Королёв познакомился со своей будущей супругой - Ксенией Винцентини. Он старался сделать все, чтобы она стала его девушкой: и вверх ногами вокруг нее ходил, и под баржей в море проплывал, и даже на краю крыши двухэтажного одесского морга сделал ради нее стойку на руках. Все это произвело на Ксению необходимое впечатление. Уезжая учиться на авиационное отделение Киевского политехнического института, Королев сделал ей предложение. Она ответила, что, хотя и любит его, выходить замуж не собирается до тех пор, пока не выучится, чтобы зарабатывать самостоятельно [[7]].

Он учился в Киеве, потом в МВТУ в Москве, а она в Харькове, на врача. После института Ксению распределили работать в Донбасс. Бывая там, Королев вновь пытается добиться согласия на брак. 6 августа 1931 года она стала его женой, и он увез ее в Москву. 1935 у них родилась дочь Наталья. Однако верностью в браке Сергей не отличался. Похождения мужа довели Ксению до того, что все свои чувства весной 1948 года она вылила в письме матери Королева: "Всю историю нашей любви вы знаете хорошо. Много горя еще до 38-го года (год ареста Королева. — Авт.) пришлось мне пережить, и, несмотря на оставшееся чувство привязанности и какой-то любви к С., я твердо решила… оставить его для продолжения им жизни под его любимым лозунгом "Дайте каждому жить, как ему хочется…" Позже они развелись. Второй женой Королёва стала переводчица Нина Ивановна, работавшая в его конструкторском бюро [7].

В 1938 году Королева осуждают на долгие 10 лет в результате ложного обвинения. Осенью 1940 г. он был' переведен в новое место заключения—ЦКБ-29 НКВД СССР, где под руководством А. Н. Туполева принимал активное участие в создании и производстве фронтового бомбардировщика Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Это послужило поводом для перевода Королева в 1942 г. в другую организацию такого же лагерного типа — ОКБ НКВД СССР при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. С. П. Королев со свойственным ему энтузиазмом отдается идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины пробега самолета при взлете и повышения скоростных и динамических характеристик самолетов во время воздушного боя [2,5].

27 июля 1944 г. по указу президиума Верховного Совета СССР Королев и ряд других сотрудников режимного КБ были досрочно освобождены со снятием судимости. После окончания войны во второй половине 1945 г. Сергей Королев в числе других специалистов был командирован в Германию для изучения немецкой техники. Особый интерес для него представляла немецкая ракета V-2 (Фау-2) [3].

В 1942-1946 Королев работал в ОКБ зам. гл. конструктора двигателей, занимаясь проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями. Дальнейшая его деятельность была направлена на создание мощных ракетных систем[7].

В августе 1946 г. Королев начал работать в подмосковном Калининграде (затем переименованном в 1996 г. в Королев), где был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела № 3 НИИ?88 по их разработке [3].

24 июня 1947 года официально расторгнут брак между С.П. Королевым и К.М. Винцентини, а 1 сентября 1949 года состоялась официальная регистрация брака с Н.И.Ермолаевой(Котенковой)[[8]].

Под руководством К. были созданы первый в мире искусственный спутник Земли (1957), первый космический корабль "Восток", пилотируемый Ю.А. Гагариным (1961), осуществлен первый выход в открытый космос (1965) А.А. Леонова. Академик К. был дважды удостоен звания Героя Соц. Труда (1956, 1961) и многих наград[6].

14 января 1966 года Сергей Павлович Королев погиб на операционном столе в кремлевской больнице. Захоронен на Красной площади города Москвы, в Кремлевской стене[8].

 

2. Мотивы выбора профессии и области науки

В Нежине в 1911 году Сергей впервые увидел полет на аэроплане русского летчика Уточкина и это событие потрясло воображение впечатлительного мальчика. Отца Королев не помнил. Его воспитывали мать - учительница и отчим инженер Григорий Михайлович Баланин. Сергею исполнилось 13 лет, он учился дома, но его страстным увлечением было небо, он хотел летать, строить самолеты. Зная о склонности пасынка, Григорий Михайлович записал его в модельный кружок портового клуба. Мальчик занимался с увлечением, читал статьи об авиации, авиамоделированию и конструированию[1].

В 1917 году Сергей вместе с матерью переехал в Одессу к отчиму. В 1921 году в Одессе появился отряд гидросамолетов ГИДРО-3 Главного управления Военно-Воздушного Флота. Сергей наблюдал за их полетами над морем, мечтая подняться на них в небо. Случай свел подростка с механиком гидроотряда Василием Долгановым. Новый знакомый, копаясь в моторе, объяснял Сергею - что к чему. По протекции Долганова, Сергей однажды поднялся в воздух, да еще в гидросамолете, который вел сам командир. Юноша решил стать летчиком. Вскоре за Сергеем закрепилась слава настоящего механика. Полет следовал за полетом. Сергей от полетов никогда не отказывался[1].

Было в эти годы еще одно пристрастие у Сергея Королева. Часами он трудился в школьной производственной мастерской, научился работать за токарным станком, вытачивал детали сложной конфигурации. «Столярная» школа очень пригодилась Сергею, когда он начал строить планеры. Занятия в школе требовали от Сергея особой организованности. Он умело делил время между математическим и астрономическим кружками, гимнастической и боксерской секциями спортклуба «Сокол», музыкальными и литературными вечерами. Все летнее время он проводил в гидроотряде, помогая готовить самолеты к полетам. Королев стал незаменимым, безотказным помощником механикам и летчикам [7].

В августе 1929 года, по дороге из Одессы в Москву, Сергей решил посетить К. Э. Циолковского. Встреча с ним сыграла решающую роль в определении жизненного пути Королева. Беседа с Константином Эдуардовичем произвела на Сергея огромное впечатление. «Константин Эдуардович потряс тогда своей верой в возможность космоплавания, – много лет спустя вспоминал Королев. – Я ушел от него с одной мыслью – строить ракеты и летать на них. Всем смыслом моей жизни стало одно – пробиться к звездам»[1,3].

Павел Яковлевич, отец Сергея Королева, писал сыну письма, однако мать Мария Николаевна письма не передавала. 10 ноября 1929 года Павел Яковлевич умер от туберкулеза горла, похоронен в Киеве. Тоска по отцу навсегда осталась в душе и сердце Сергея Павловича незаживающей, кровоточащей раной, во многом определила его уникальный дар проникновенного и цельного отношения к жизни и к людям. Он не простил матери этого поступка до конца жизни[8].

 

3. Области научной деятельности

Советский ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, главный конструктор первых ракет-носителей, искусственного спутника Земли (ИСЗ), пилотируемых космических кораблей, основоположник практической космонавтики, академик АН СССР, член президиума АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда [[9]].

С.П. Королёв был генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники, его вклад в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим. Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественных ракетного вооружения и ракетно-космической техники[9].

4. Предыдущее состояние области научного знания

К глубокому сожалению, ученый не смог заняться реальным претворением в жизнь многих своих идей и не стал свидетелем того, что космонавты получили возможность нахождения без скафандров с защитными приспособлениями в оборудованном для подобных целей жилом отсеке в течение продолжительного времени. Первая аппаратная стыковка двух советских кораблей "Союз" на околоземной орбите, когда космонавтами было выполнено перемещение из одного корабля в другой через открытый космос, тоже случились уже без Королева [2].

Конструктор был одержим идеей полета человека на Луну, но она осталась не осуществленной при его жизни, позже лунная программа затормозилась, а изучение Луны велось беспилотными космическими аппаратами [2].

Роль главного конструктора не была ограничена только тематикой космических аппаратов. В его ведении находились осуществление космических программ и некоторых прикладных научных направлений в сфере ракетостроения. Научные идеи и труды Королева развиваются и продолжаются звездной плеядой его учеников, имевших честь работать с этим гениальным ученым [2].

5. Научные достижения

В сентябре 1929 года Сергей Королев и его коллега Сергей Люшин предъявили на VI Всесоюзные планерные состязания в Коктебеле необычный планер, примерно на 50-90 килограммов тяжелее собратьев. Пробный полет на "Коктебеле" совершил К.К.Арцеулов, доложив членам технической комиссии: "Планер удачно сбалансирован. Хорошо слушается рулей. Можно допустить к полетам". На планере "Коктебель" двадцатидвухлетний Королев установил рекорд парения. Он парил в воздухе 4 час. 19 мин[7].

В феврале 1930 Сергей Королев успешно защитил дипломный проект легкого самолета СК-4 (руководителем был А. Н. Туполев). В это время самолет уже строился, но из-за отсутствия надежного легкого авиадвигателя разбился при испытаниях, не успев показать ожидаемой рекордной дальности. Параллельно Королев конструировал еще один рекордный аппарат, рассчитанный «на все случаи жизни», — планер СК-3 «Красная звезда», на котором в октябре 1930 впервые в мире были выполнены петли Нестерова в свободном полете[4].

17 августа 1933 года на Подмосковном полигоне Нахабино в небо умчалась первая советская ракета ГИРД-09 конструкции М.К.Тихонравова на жидком топливе. Ракета поднялась на высоту 400 метров, продолжительность полета составила 18 секунд. В группе разработчиков был Королев[7].

C 1940 года в московской спецтюрьме НКВД ЦКБ-29, под руководством Туполева, также заключённого, Сергей принимал участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика [7].

В 1948 году Королев начинает летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 году успешно сдает ее на вооружение. Эта ракета отличалась от немецкой значительно большей надежностью. Параллельно Королёв вел разработку новой баллистической ракеты Р-2 с дальностью полета 600 километров. Ракета Р-2 сдана на вооружение в 1951 году[3].

На основе конструктивных решении ракеты Р-2 с использованием ее форсированного двигателя была создана одноступенчатая экспериментальная БР Р-ЗА бесстабилизаторной схемы с дальностью полета 1200 километров. Успешные летные испытания данной ракеты дали основание Министерству обороны принять ее на вооружение в 1956 году с ядерной боевой частью как Р-5М. Это была первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны[7].

Министерство обороны поручило ОКБ-1 НИИ-88 разработку ракеты Н-11, и Королев блестяще решил указанную задачу, применив только что созданный для зенитной ракеты 8-тонный двигатель А.М.Исаева и впервые использовав жидкостный аккумулятор давления для подачи топлива в камеру сгорания. На основе Р-11 Королёв разработал и сдал на вооружение в 1957 году стратегическую ракету Р-11М с ядерной боевой частью, транспортируемую в заправленном виде на танковом шасси. Серьезно модифицировав эту ракету, он приспособил ее для вооружения подводных лодок (ПЛ) как Р-11ФМ[7].

В дальнейшем Королёв разработал более совершенную компактную двухступенчатую межконтинентальную ракету Р-9 (в качестве окислителя используется переохлажденный жидкий кислород) и сдал ее (шахтный вариант Р-9А) на вооружение в 1962 году. Позже параллельно с работами над важными космическими системами Сергей Павлович начал первым в стране разрабатывать твердотопливную межконтинентальную ракету РТ-2, которая была сдана на вооружение уже после его смерти[7].

В 1955 году еще задолго до летных испытаний ракеты Р-7 Королёв, М.В.Келдыш, М.К.Тихонравов пришли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника. Правительство поддерживает эту инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 выходит из состава НИИ-88 и становится самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначается Королёв. И уже 4 октября 1957 года Королев запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества спутник[7].

12 апреля 1961 года С.П. Королев поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток», он реализует первый в мире полёт человека - гражданина СССР Ю.А. Гагарина - по околоземной орбите[[10]].

Вслед за первым полётом Ю.А.Гагарина 6 августа 1961 года Г.С.Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А.Н.Николаевым и П.Р.Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года. На следующий год - совместный полёт космонавтов В.Ф.Быковского и В.В.Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 года. За ними - с 12 по 13 октября 1964 года - в космосе экипаж из трёх человек на более сложном космическом корабле «Восход». 18 марта 1965 года во время полёта на корабле «Восход-2» космонавт А.А.Леонов совершил первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру[10].

Параллельно с бурным развитием пилотируемой космонавтики велись работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 году разрабатываются и выводятся в космос геофизический спутник, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 году создаются и запускаются три автоматических космических аппарата к Луне. Первый и второй - для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны. В дальнейшем С.П.Королёв начал разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы[10].

6. Педагогическая деятельность

В 1921 году Сергей Павлович познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет — как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 — как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке [4].

После слияния в конце 1933 ГИРДа и Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и образования Реактивного института (РНИИ) Королев был назначен заместителем директора по научной части, а с начала 1934 — руководителем отдела ракетных летательных аппаратов[6].

 

7. Научная школа

Фридрих Цандер, долгие годы был для Королева учителем. Всю свою жизнь Сергей Павлович будет искать и «воспитывать» таких, как Цандер, – страстных и увлеченных, готовых терпеть все лишения и «приносить жертву на алтарь [10].

Сергей Павлович Королев является основоположником советской космонавтики. Королёв является создателем отечественного стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположником практической космонавтики. Его конструкторские разработки в области ракетной техники представляют исключительную ценность для развития отечественного ракетного вооружения, а в области космонавтики имеют мировое значение. Он по праву является отцом отечественной ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой[[11]].

8. Основные труды

 

В 1934 году вышла в свет первая печатная работа Королёва "Ракетный полет в стратосфере". "Ракета является очень серьезным оружием", - предупреждал автор в своей работе. Экземпляр книги Сергей Павлович послал Циолковскому. Вскоре пришло письмо от Циолковского с отзывом на труд Королева: "Книга разумная, содержательная и полезная"[7].

 «Исследование космического пространства» - Эта статья С. П. Королёва была опубликована в газете "Правда" от 10 декабря 1957 г.  под псевдонимом "Профессор К. Сергеев"[12].

 «Шаги в будущее» - Статья С. П. Королёва была опубликована в газете "Правда" от 1 января 1966 г. под псевдонимом "Профессор К. Сергеев". Она также переиздана с некоторыми сокращениями в книге "Эпоха - газетной строкой". "Правда" 1917 - 1967" (М., 1967, с. 384-386) со следующим предисловием: «На протяжении нескольких лет в номерах "Правды", датированных первым днем нового года, появлялись статьи, подписанные профессором К. Сергеевым. Сегодня можно назвать подлинное имя автора этих увлекательных статей. Это был Сергей Павлович Королёв, который внес большой личный вклад в освоение космического пространства и которого советские летчики-космонавты называли своим отцом. Мы печатаем здесь его статью „Шаги в будущее", опубликованную "Правдой" 1 января 1966 г. Она стала своеобразным завещанием крупнейшего советского ученого [12].»

 «Краткие предложения и замечания к плану работ ... » (записка от 1966 г.) - Служебная записка «Краткие предложения и замечания к плану работ по Космосу на ближайший период» в верхнем левом углу на первой странице содержит пометку С.П. Королева: "1.66. СП." Поэтому можно считать публикуемую записку одним из последних служебных документов, с которыми работал С.П. Королев. Это обстоятельство придает содержанию записки особое значение. С.П. Королев уже знал, что ему предстоит операция, и накануне занялся самыми неотложными вопросами, которые больше всего его заботили [12].

На записке адресат не указан, но легко догадаться по сжатой форме изложения и укрупненной постановке вопросов, что документ предназначался Л.И. Брежневу. К тому же осталось неотправленным письмо, написанное С.П. Королевым в ноябре 1965 г. С.А. Афанасьеву на аналогичную тему, по причине полной бесполезности ставить перед министром такие вопросы. В публикуемой записке есть обобщение на этот счет: "любое вносимое техническое предложение принимается, как правило, волевым порядком" [12].

Основная мысль - отсутствие единого плана по космосу наносит огромный ущерб государству. С.П. Королев также подчеркивал, имея в виду специфическую направленность правительственных заданий по космосу, что, кроме проблем приоритетного характера, есть научные и народнохозяйственные задачи, которыми надо серьезно заниматься [12].

Таковы были особенности в организации работ по космосу на исходе творческой деятельности С.П. Королева, и его последние силы уходили на то, чтобы навести порядок в деле, которому он посвятил жизнь [12].

 О практическом значении предложений К. Э. Циолковского ...- Настоящий текст - отдельные выдержки из доклада «О практическом значении научных и технических предложений К. Э. Циолковского в области ракетной техники», прочитанного С. П. Королевым 17 сентября 1957 г. на торжественном собрании, посвященном столетию со дня рождения К. Э. Циолковского, которое было проведено в Колонном зале Дома Союзов [12].

 «Заметки по тяжелому межпланетному кораблю и тяж. орбитальной станции» - Заметки по тяжелому межпланетному кораблю и тяжелой орбитальной станции [1962г.] Представляют собой выдержки из записных книжек  С. П. Королёва [12]

 «Докладная записка об использовании носителя Н-I» - Докладная записка об использовании носителя Н-I (11А52) и создании на его основе первоочередных космических объектов (1963 г.) содержит разделы: Изучение и освоение Луны; Изучение планет Солнечной системы (ближайших и дальних планет); Создание постоянно действующей орбитальной тяжелой станции - орбитального космического института [12].

 «О перспективах космической астрономии» - Письмо заместителю председателя Астрономического совета АН СССР [12].

 Некоторые выдержки из статей С.П. Королёва в газете «Правда» - Страница содержит отдельные выдержки из статей С.П. Королёва, опубликованных под псевдонимом "Профессор К. Сергеев" в газете «Правда»: «Творчество, воодушевлённое Октябрём» - 10.11.1960; «Советская Земля стала берегом Вселенной!» - 31.12.1961; «С Новым космическим годом!» - 01.01.1964; «Космические дали» - 01.01.1865 [12].

 

9. Внешняя оценка научных достижений

После запуска первого спутника Нобелевский комитет направит запрос: кому дать премию? Хрущев ответит, что спутник запустил народ и соцсистема. «Оправданием» стал гриф секретности, который накладывался практически на все разработки Королева, а вместе с ними – и на его личность. На самом деле это было не так – Королева прекрасно знали и в Европе, и в Америке. Так Нобелевская премия «прошла» мимо Королева. Вместо этого он незадолго до возможности получить Нобелевскую премию стал единственным человеком в советской истории, который, не будучи реабилитированным, был удостоен звания Героя Социалистического Труда[[13]].

·   Дважды Герой Социалистического Труда (20.04.1956; 17.06.1961).

·   Награждён тремя орденами Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.

·   Лауреат Ленинской премии.

·   Академик АН СССР.

·   Почётный гражданин городов Королёв, Калуга и Байконур [[14]]

 

10. Самооценка научных достижений

«Всё идёт прекрасно, даже лучше, чем я думал, и, кажется, первый раз в жизни чувствую колоссальное удовлетворение, и мне хочется крикнуть что-то навстречу ветру, обнимающему моё лицо и заставляющему вздрагивать мою красную птицу при порывах.

И как-то не верится, что такой тяжёлый кусок металла и дерева может летать. Но достаточно только оторваться от Земли, как чувствуешь, что машина словно оживает и летит со свистом, послушная каждому движению руля. Разве не наибольшее удовлетворение и награда самому летать на своей же машине?! Ради этого можно забыть всё: и целую вереницу бессонных ночей, дней, потраченных в упорной работе без отдыха, без передышки… [[15]

«Критикуешь чужое, предлагай своё. Предлагая — делай [15].»

«Ракета под водой — это абсурд. Но именно поэтому я возьмусь сделать это [15].»

«Можно сделать быстро, но плохо, а можно — медленно, но хорошо. Через некоторое время все забудут, что было быстро, но будут помнить, что было плохо. И наоборот [15].»

"То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что ещё вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра - свершением!" С. П. Королёв

11. Значение методологии в научном поиске

«Сергей Павлович обладал, особенно поначалу, вполне трезвым инженерным умом и понимал, что его главная обязанность - быть там, где труднее всего, выявлять спорные технические проблемы, анализировать неудачи и своевременно, не откладывая, принимать решения, не уклоняясь от этой не всегда почётной обязанности.

Конечно, главный конструктор и одновременно руководитель крупного предприятия не мог в каждый вопрос вникнуть сам и с ходу найти в нём все «за» и «против». Королёв в сложных случаях предпочитал устраивать столкновения сторон или предлагал несколько вариантов для обсуждения. Он умел провоцировать споры и дискуссии. При этом, как правило, он успевал ухватить суть дела.

Был у него и такой метод поиска решения спорной проблемы. Выступит на совещании с разгромной критикой одного из предложенных вариантов, а потом слушает и смотрит: найдётся ли кто такой отчаянный, чтобы возразить и оспорить доводы «самого Королёва». Если предложение было дельным, серьёзным, защитник непременно обнаруживался. И тогда Королёв вдруг становился на его сторону. Назывался этот метод «развалить избу». Если, мол, есть у неё, то бишь у идеи, настоящий хозяин, то возьмёт её под защиту, а если нет, то, значит, идея мало чего стоит.

Всех удивляла и в С.П., и в его ближайших помощниках готовность принимать решения по проблемам, в которых они, по существу, не разбирались, опираясь лишь на отнюдь не всегда убедительные споры и результаты, так сказать, «устного голосования». Решения С.П. старался принимать так, чтобы у собравшихся возникало ощущение, что оно общее, коллективное. На самом деле весь груз ответственности он брал на себя, проявляясь при этом и как конструктор, и как производственник, и как политик, и как психолог [[16]]».

 

12. Жизнь вне науки

В доступных источниках данные такого плана отсутствуют, однако очень много материала рассказывающем о преданности Сергея Павловича Королева своей мечте о полетах в космос.

«Еще школьником, в Одессе, где он тогда жил с родителями, каждый день видя из окон квартиры море, отец не мог не обратить внимание на базу гидросамолетов в Хлебной гавани. Самолеты взлетали с обособленной молом водной глади и кружились над морским простором. Однажды отец с другими ребятами пошли туда посмотреть. Однако это оказалось непросто, так как вход на мол был перекрыт колючей проволокой, а за ней ходил часовой, не разрешавший подойти поближе. Но удержать ребят было невозможно. По соседству с молом находилась затопленная землечерпалка. Друзья подплыли к ней, сложили на выступавшей из воды ее части одежду и поплыли вдоль мола. А дальше можно было увидеть много интересного. Так продолжалось день, другой, третий. Наконец, это всем надоело. Всем, кроме Сергея, который продолжал туда ходить, подплывать к молу, цепляться за какие-то конструкции и наблюдать. Однажды часовой на него прикрикнул: "Что ты здесь вертишься? Зачем торчишь тут, парень?" На что тот простодушно ответил: "А мне интересно. Хочу посмотреть, как эти машины летают". - "Ну, интересно, так полезай сюда, помогать будешь". А ему это и нужно было. Он моментально пролез под проволоку, стал приглядываться и помогать. Вышел начальник базы, военный летчик, спросил: "Откуда этот парень?" - "Да он тут без конца глаза мозолит, я позвал его, чтоб помогал", - ответил часовой. Механик начал обучать его собирать мотор, летчики беседовали с ним о премудростях авиации и стали брать в полеты...[[17]

 

13. Выводы

12 января 1907 года родился Сергей Королев, выдающийся ученый, которого называют отцом советской космонавтики. У Королева была тяжелая судьба, он прошел лагеря. Ученый сделал Советский Союз передовой ракетно-космической державой и запустил в космос человека — Юрия Гагарина. На его счету пять главных достижениях[[18]]:

1. БАЛЛИСТИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ

2. ПЕРВЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ

3. АППАРАТЫ ДЛЯ ПОЛЕТА НА ЛУНУ

4. ЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ

5. ПРОЕКТ ОРБИТАЛЬНОЙ СТАНЦИИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



[1] Сергей Павлович Королев. Конструктор космических кораблей [Электронный ресурс] //Межпоселенческая центральная библиотека Мясниковского района. Режим доступа: http://chaltlib.ru/articles/resurs/jubilei_goda/god_rossijjskojj_kosmonavtik/sergejj_pavlovich_korolev/ (Дата обращения 24.10.2016)

[2] Сергей Павлович Королёв. Краткая биография [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cosmos-online.ru/people/127-sergej-pavlovich-korolyov-kratkaya-biografiya.html (Дата обращения 24.10.2016)

[3] Сергей Павлович Королев. Биографическая справка [Электронный ресурс] //Риа Новости. Справки. Режим доступа: https://ria.ru/gagarin_spravki/20110221/336823482.html (Дата обращения 24.10.2016)

[4] Сергей Павлович Королев – биография [Электронный ресурс] Режим доступа: http://to-name.ru/biography/sergej-korolev.htm (Дата обращения 24.10.2016)

[5] КОРОЛЕВ Сергей Павлович [Электронный ресурс] // Александр Красников. Режим доступа: http://space.hobby.ru/korolev.html (Дата обращения 24.10.2016)

[6] Королев Сергей Павлович [Электронный ресурс] //Хронос. Всемирня история в интернете Режим доступа: http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/korolev.php (Дата обращения 24.10.2016)

[7] Королёв Сергей Павлович [Электронный ресурс] //Библиографический ресурс «Чтобы Помнили» Режим доступа: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=279 (Дата обращения 24.10.2016)

[8] Неизвестный Королев. Главный конструктор будущего [Электронный ресурс] //Владимир Томский Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=VlyPY04c684C&pg=PA1926&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false (Дата обращения 24.10.2016)

[9] Новости Королёва [Электронный ресурс] //Официальный сайт Администрации - Сергей Павлович Королёв. Режим доступа: http://www.korolev.ru/city/sergey-korolev/#ixzz4NzO18ycz (Дата обращения 24.10.2016)

[10] Сергей Павлович Королев [Электронный ресурс] //Литературно-исторические заметки юного техника Режим доступа: http://ptiburdukov.ru/ (Дата обращения 24.10.2016)

[11] Королёв Сергей Павлович [Электронный ресурс] Режим доступа: http://osiktakan.ru/lcp/korolev.html (Дата обращения 24.10.2016)

[12] Сайт о Главном конструкторе Сергее Павловиче Королеве [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.korolev-s-p.ru/ (Дата обращения 24.10.2016)

[13] Каким был Сергей Королев [Электронный ресурс] //Русская Семерка Режим доступа: http://russian7.ru/post/7-glavnyx-faktov-o-sergee-koroleve/ (Дата обращения 24.10.2016)

[14] Королев Сергей Павлович [Электронный ресурс] // Герои страны Режим доступа: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=12252 (Дата обращения 24.10.2016)

[15]Сергей Павлович Королев Электронный ресурс] // Цитаты великих и известных людей, афоризмы Режим доступа: http://citaty.info/man (Дата обращения 24.10.2016)

[16] Провоцирование споров / дискуссий для группового творческого обсуждения по С.П. Королёву [Электронный ресурс] Режим доступа:http://vikent.ru/enc/4603/ (Дата обращения 24.10.2016)

[17] Королёв Сергей Павлович [Электронный ресурс] // ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛЮДИ Режим доступа: http://kocmi.ru/korolev-sergej-pavlovich.html (Дата обращения 24.10.2016)

[18] Пять главных достижений Сергея Королева [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://smartnews.ru/articles/14614.html (Дата обращения 24.10.2016)

Похожие работы

 
  • Голованов Ярослав Кириллович
    ...внимание Главного конструктора космонавтики Сергея Павловича Королева , который предлагает Ярославу самому слетать в космос.
    ...этом высшем журналистском творческом звании все последующие годы. В течение 10 лет он - специальный корреспондент "КП...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!