Тема: Понятие и виды международных договоров

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    22,9 Кб
Понятие и виды международных договоров
Понятие и виды международных договоров
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

"ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

МРЦПК

КАФЕДРА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Международное Частное Право

Понятие и виды международных договоров.










Иркутск 2016 г.

Оглавление

Введение

1. Общие положения о международных договорах

1.1 Понятие и признаки международного договора

1.2 Правовая природа международного договора

2. Виды международных договоров

2.1 Основания классификации международных договоров

2.2 Торговые договоры, как разновидность международных договоров

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Роль международных договоров в так называемом международном частном праве невозможно выяснить без более четкого понимания феномена самого международного частного права, без внятного ответа на вопрос: что являет собой нормативная среда, в которой международные договоры играют ту или иную роль? Кардинальным при этом представляется решение проблем нормативного состава международного частного права: является ли международное частное право действительно в какой-то мере международным или же фактически национальным правом, существует ли некое общее (или локальное) международное частное право или по сути у каждого государства свое международное частное право?

Проблемы эти, к сожалению, не решены однозначно не только в отечественной, но и в мировой науке. Положение для гуманитарной науки вообще скорее обычное, нежели неординарное. Даже в советской теории международного частного права, когда любая наука принципиально предполагалась концептуально унифицированной, и то существовали различные доктринальные понимания международного частного права.

В этом плане несомненный научный и практический интерес вызывает вопрос о том, что же представляет собой феномен международного частного права. А впоследствии уже на этой основе можно говорить и о значении для него международных договоров.

Недостаточная изученность и актуальность исследуемой проблемы, ее большая практическая значимость для современного этапа развития международного права Российской Федерации определили необходимость дальнейших теоретических исследований в этой области.

международный договор торговый таможенный

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования международных договоров, а также их реализации.

Предмет курсовой работы составляют нормы международного права, закрепляющие понятие, признаки и систему источников международного права, определяющие проблемы соотношения и взаимодействия международных договоров.

Цель исследования заключается в осуществлении комплексного анализа международных договоров, а также места и роли в международном праве.

Цель исследования достигается посредством решения следующих задач:

рассмотреть понятие международных договоров;

дать характеристику международному договору;

рассмотреть виды договоров в международном праве.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, в том числе: метод системного анализа, структурно-функциональный, метод комплексного подхода и другие, а также ряд частнонаучных методов - специально-юридический, статистический, конкретно социологический и иные методы.

Цели и задачи, поставленные перед нами, определили структуру и содержание курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных нормативных правовых актов, официальных документов и научной литературы.

1. Общие положения о международных договорах

1.1 Понятие и признаки международного договора

Понятие и само существование любой отрасли права (и его науки) определяются прежде всего наличием особого предмета его регулирования.

Ключевым в понимании как самого международного частного права, так и его предмета, очевидно, служит слово "частное" (М.М. Богуславский, А.Л. Маковский) , т.е. частные международные отношения между в основном юридическими и физическими лицами. Это прежде всего отношения имущественные, но также в определенной своей части семейные, трудовые отношения с так называемым иностранным элементом.

Л.А. Лунц писал, что "международное частное право как отрасль права и отрасль правоведения есть область отношений гражданско-правового характера в. широком смысле слова, возникающих в международной жизни". Можно полагать, что область международных отношений гражданско-правового характера (включая семейные, трудовые и т.п. отношения) и есть предмет регулирования международного частного права. А коль скоро гражданско-правовые (и смежные) отношения, бесспорно, регулируются прежде всего гражданско-правовыми, в принципе национальными нормами, то и международное частное право есть, по-видимому, право национальное. По этому пути и пошла в основном, хотя и с известными нюансами, доминирующая в настоящее время отечественная доктрина международного частного права (А.Б. Альтшулер, М.М. Богуславский, М.И. Брагинский, И.А. Грингольц, С.А. Гуреев, К.Ф. Егоров, В.П. Звеков, С.Н. Лебедев, А.Л. Маковский, Г.К. Матвеев, Н.В. Орлова, А.С. Поздняков, М.Г. Розенберг, А.А. Рубанов, О.Н. Садиков и др.). С таким подходом перекликаются и оценки национального характера международного частного права в зарубежной науке. Так, английский ученый М. Вольф еще в 1945 г. писал: "В настоящее время международное частное право, несомненно, является национальным правом.".

С этим приходится соглашаться, учитывая тот факт, что термин "международное частное право" получил уже широкое распространение в национальном законодательстве и России, и ряда других стран (Австрия, Венгрия, Грузия, Польша, Турция, Чехия, Швейцария, и др.), причем речь идет в основном лишь о коллизионных нормах, которые действительно почти всегда являются национальными.

Что же еще, кроме коллизионных норм, включают обычно в национальное международное частное право, в его систему и состав?

Это, по Л.А. Лунцу, национальные нормы, регулирующие гражданско-правовое положение иностранных физических и юридических лиц и международных организаций; право собственности, обязательства и исключительные права в международном частном праве; коллизионные вопросы наследования и семейного права; вопросы трудовых отношений с иностранным элементом и, наконец, вопросы международного гражданского процесс.

Наглядно видно, что все это - фрагментарно употребительные нормы, а иногда и берущиеся целиком (например, обязательственное право), составные части разных отраслей национального законодательства. Это представляется не очень системным. Взять, к примеру, наугад норму: "Перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора" (п.1 ст.391 ГК РФ). Соответственно, удобно ли считать эту норму одновременно и нормой российского гражданского права, а в конкретной ситуации - и нормой российского международного частного права? К тому же обычно, когда решается вопрос о том или ином применимом к спору материальном праве, речь никогда не идет о российском международном частном праве, но о российском праве.

Международные договоры, нацеленные на регулирование публичных правоотношений, но нормы которых служат и урегулированию частноправовых отношений. Ярким примером такого рода договоров являются двусторонние торговые договоры (торговые соглашения, договоры о торговле и мореплавании) и многосторонние договоры в рамках ВТО, к которым применимы, в частности, принципы режима наибольшего благоприятствования и национального режима. Принципы эти юридически международно-правовые, но основными выгодопользователями их становятся частные лица. Это же относится и к договорам о создании и деятельности межгосударственных интеграционных объединений (например, в рамках ЕС), таможенных союзов, ассоциаций (зон) свободной торговли.

К этой же категории международных договоров можно, на наш взгляд, отнести двусторонние или многосторонние соглашения о правовой помощи, консульские конвенции, соглашения о поощрении и защите иностранных инвестиций, об устранении двойного налогообложения.

Само наличие такого рода международных договоров со смешанными публично-правовым и частноправовым эффектами подкрепляет высказанную выше мысль, что теоретически порочно и практически трудно для отбора подводить нормы международных договоров вообще и договоров данной категории в частности исключительно под местные "крыши" национального международного частного права, не учитывая специфики конвенционных норм.

Необходимо также отметить, что наряду с нормативно-правовой договорной базой международного частного права во все большей степени приобретают практическую значимость многообразные международные акты недоговорного характера, в том числе и с факультативной силой, такие как, например, ИНКОТЕРМС, типовые, единообразные законы, арбитражные регламенты, общие условия поставок и т.п. Но такие акты разрабатываются в органах ООН (ЮНСИТРАЛ, ЕЭС ООН и т.д.) в УНИДРУА, т.е. при прямом участии представителей государств. Масштабным источником международно-правовых норм становятся также правовые акты межгосударственных, особенно экономических, организаций. Это не столько даже решения органов ООН, сколько правовые акты с большим обязывающим значением таких организаций, как ВТО, не говоря уже об актах, принимаемых органами Европейского союза, которые имеют свою специфику, определяемую спецификой самого этого Союза. Роль международно-правовых актов международных учреждений для международного частного права остается пока малоизученной и еще ждет своих исследователей.

В новое время вообще наблюдается тенденция постоянного расширения сферы регулирования международных частных правоотношений посредством унифицированных международно-правовых инструментов.

Практика и достижения международного публичного права иллюстрируют реальные возможности глобализации выработки и применения норм этого права. Вся история прогрессивного развития международного публичного права и его универсализации дает надежду на постепенное становление также базирующегося на международно-правовых нормах универсального права регулирования частноправовых отношений. Неважно, будет ли оно традиционно называться международным частным правом или как-то иначе, - важно, чтобы оно состоялось.

Конституция Российской Федерации в ч.4 ст.15 закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, в главе 1 "Основы конституционного строя", которая не может быть пересмотрена Федеральным Собранием Российской Федерации, четко закрепляется примат международного права над национальным.

При анализе данного положения можно сделать вывод о том, что международные договоры в Российской Федерации являются источником права в формально-юридическом смысле этого слова. Об этом свидетельствует несколько факторов. Во-первых, прямо указано на их вхождение в российскую правовую систему. Во-вторых, международно-правовые договоры содержат правила поведения общего характера, которые и должны применяться при противоречии им федерального законодательства. В-третьих, данное положение закреплено в Конституции Российской Федерации, обладающей высшей юридической силой, а также имеющей прямое и непосредственное действие на всей территории Российской Федерации.

Однако необходимо отметить, что однозначно в иерархию источников российского права мы можем включить лишь международные договоры, чего нельзя сделать относительно общепризнанных принципов и норм международного права.

"Одно из проявлений сближения международной и национальных правовых систем - объявление норм международного права составной частью внутригосударственной правовой системы". Предполагается, что в ч.4 ст.15 Конституции РФ законодатель очень точно определил связь международно-правовых норм и внутреннего права, указав, что общепризнанные принципы и нормы международного права, в отличие от международных договоров РФ, являются частью именно правовой системы, а не законодательства или права.

Большинство авторов склоняются к тому, что "правовая система" является сложным, многоаспектным явлением, охватывающим право, законодательство и еще группу более простых явлений. Правовая система Российской Федерации представляется как комплекс всех явлений правовой действительности - не только внутригосударственных, но и связанных с международным правом. Она включает правовые нормы, действующие в стране (право РФ, а также нормы международного и иностранного права), правовую деятельность и правовые идеи, представления, теории, взгляды, доктрины.

Нам остается ответить на вопрос о том, какое место в иерархии источников современного российского права занимает международный договор, но для этого нам необходимо ответить на вопросы, что понимать под международным договором, какие виды международных договоров бывают и на все ли из них распространяется действие ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации, а также какие условия должны наступить для того, чтобы эта норма действовала.

Источниками права договоров являются обычные нормы, которые в значительной мере кодифицированы и развиты универсальными конвенциями: Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. (касается договоров только между государствами), Венской конвенцией о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. К праву договоров относится и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., но она более тесно связана с институтом правопреемства.

Важная роль в регулировании заключения и осуществления договоров принадлежит внутреннему праву. Основные его положения содержатся в конституционном праве. Более детальные нормы формируются в практике государственных органов, включая судебные. Считается, что область внешних сношений требует гибкого регулирования.

Что касается законодательства, то понятие международного договора также дано и в Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г., и в Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями от 21 марта 1986 г. В указанных документах под международным договором понимается "регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования".

Интересное определение международному договору дано Дж. Фицморисом: "Договор есть международное соглашение, воплощенное в единый формальный акт (независимо от его названия, титула или обозначения), заключенное между сторонами, две или все из которых являются субъектами международного права, обладающими международной правосубъектностью и правоспособностью заключения международных договоров, имеющее целью создавать права и обязанности или устанавливать отношения, регулируемые международным правом". Мы же, в свою очередь, считаем, что международный договор есть разновидность нормативно-правового договора, под которым следует понимать признаваемое и гарантированное государством добровольное соглашение равноправных субъектов в виде нормы общего характера, направленное на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей.

Уяснение понятия международного договора и его отношения к правовой системе России создает лишь исходные позиции в исследовании вопроса. Оно должно сопровождаться еще и изучением правовых основ действия норм международного права в правовой системе РФ. Спорным в юридической литературе является вопрос о правовых основаниях действия и применения норм международного права. Представляется, что он подлежит обязательному рассмотрению, так как вступление договора в силу порождает правовые последствия для государств-участников - обязанность выполнить его.

Рассуждая на тему международного договора в правовой системе России, нельзя не обозначить проблему его соотношения с национальными источниками права, в частности с Конституцией России и законами, а значит, определения его места в системе источников внутригосударственного права. Однако вопрос этот достаточно неоднозначный и требует отдельной проработки.

В завершение хотелось отметить, что в последнее десятилетие международный договор приобрел значительную силу не только как источник международного права, но и как регулятор внутригосударственных общественных отношений. Это связано с активным участием государств в международной жизни и стремлением развивать международные отношения на более высоком правовом уровне. Поэтому все больше стран включают в состав своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. В свою очередь, правовая система вообще и Российской Федерации в частности представляет собой сложное многоаспектное явление, состоящее из совокупности всех правовых явлений, существующих в стране, - не только внутригосударственных, но и связанных с международным правом. Национальная и международная правовые системы, являясь самостоятельными явлениями, оказывают существенное влияние друг на друга. Поэтому условно нормы международного права, в том числе и договорные, действуют на право России (статическую, системообразующую часть правовой системы), правоотношения, правовую деятельность в целом, правосознание, правовую идеологию (динамическую часть).

1.2 Правовая природа международного договора

Современная международно-правовая система тесно связана с системой внутригосударственного права. Эта связь отражает тенденцию к интернационализации общественной жизни, достигшей глобального уровня, так как данная тенденция в различных формах охватила все государства и основные сферы жизни общества. При этом развитие международного права проявляет себя как основной инструмент гармонизации и унификации права государств посредством действия общепризнанных принципов, норм и стандартов, являющихся универсальными демократическими правилами поведения, которые находят применение в разработке концепций российского законодательства.

В юридической литературе отмечается, что международный договор характеризуется как основной источник международного права благодаря договорной форме, которая позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и обязательства сторон, что благоприятствует вступлению в силу и применению договорных норм. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. не исключает возможности заключения международных соглашений "не в письменной форме", т.е. устных (так называемых джентльменских) соглашений, но они относятся скорее к былым временам, чем к современности. Факт выработки окончательного согласованного текста договора еще не свидетельствует о его заключении. Процесс заключения международного договора, как указывал Г.И. Тункин, есть процесс согласования воль государств, результатом которого является соглашение, воплощающееся в нормах договора. Завершение процесса заключения международного договора есть завершение процесса становления нормы международного права.

Договоры могут составляться по-разному. Нет никаких конкретных требований к форме многостороннего международного договора, хотя она (форма), бесспорно, важна для сторон, которые намерены урегулировать правовые отношения между собой в виде соглашения. Вопросы структуры права привлекают внимание исследователей. Структура упорядочивает содержание договора, обеспечивает его целостность, единство. В международном праве принцип единства договора давно нашел признание. В соответствии с этим принципом договор представляет единое целое и должен рассматриваться как единая система норм, которые являются обязательными и должны выполняться. Только такое отношение к договору представляется добросовестным и потому прямо вытекает из принципа добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

Согласно общепринятой практике договор должен представлять собой единый документ, выстроенный по следующей схеме: название, преамбула, основной текст, заключительные статьи, заключительная формула и подписи сторон, а также приложения (если таковые имеются).

В соответствии с широко распространенной точкой зрения природа международного права имеет согласительный характер, что означает особый способ создания международно-правовых норм. Таким образом, итогом создания норм является соглашение государств, в основе которого лежит согласование воли сторон. Участвуя в процессе создания норм по вопросам, в отношении которых существует общий интерес в их международно-правовом регулировании, государство неизбежно сталкивается с необходимостью его учитывать. В этих рамках также возможны различные варианты избираемой государством позиции по конкретным вопросам. При этом характер и содержание международно-правовой позиции государства зависит от того, насколько интересы и цели данного государства соответствуют объективным закономерностям развития международных отношений, потребностям международного сообщества государств в решении проблем, представляющих общий интерес.

В принципе решающим фактором возникновения договора является воля сторон. Она определяет ход переговоров, от нее зависит выработанный в результате этих переговоров документ, который должен выражать согласованные позиции субъектов международного права. Ф. Мартенс писал: "Интерес, собственная польза заставляют государства заключать международные договоры, и интерес, польза обеспечивают признание их обязательности".

С момента принятия многосторонний договор порождает определенные юридические последствия. Даже если договор еще не вступил в силу, некоторые его положения, в частности заключительные статьи, применяются в силу их характера и задач незамедлительно (к таковым относятся положения, касающиеся порядка установления аутентичности текста, выражения согласия государств на обязательность для них договора, вступления договора в силу, оговорок, функций депозитария и т.п.) (п.4 ст.24 Венской конвенции 1969 г.).

Наибольшее влияние на развитие российского законодательства оказывают действующие международные договоры, т.е. договоры, которые вступили в силу для Российской Федерации. Выражение "международный договор вступает в силу" означает, что положения данного договора становятся обязательными для его участников.

Вступление договора в силу вводит в действие другое, более широкое по объему обязательство - добросовестное выполнение всего договора в целом. Таким образом, на смену обязанности добросовестного поведения государств в отношении соблюдения объекта и цели договора, содержащейся в ст.18 Венской конвенции 1969 г., приходит положение ст.26 Конвенции - pacta sunt servanda. Данный принцип служит критерием законности деятельности субъектов международного права в международных отношениях и выступает в качестве условия стабильности, эффективности международного правопорядка. Указанный принцип, как было отмечено Специальным комитетом Генеральной Ассамблеи ООН по принципам международного права, "лежит в основе всей структуры международного права". Требования этого фундаментального принципа, в частности, раскрываются как юридическая обязанность государства, взявшего на себя определенные международно-правовые обязательства, реализовать их, т.е. осуществить.

В свете особой важности многосторонних международных договоров наибольший интерес представляет вступление в силу в результате присоединения. Последнее означает согласие на обязательность договора субъекта международного права, который его не подписал или вообще не принимал участия в его подготовке.

Особенностью присоединения, которая отличает его от других способов вступления в силу, является то, что в основном эта процедура используется в отношении многосторонних договоров. Двусторонний договор становится многосторонним в результате присоединения какого-либо нового участника. Так, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о временном ввозе и вывозе транспортных средств 2010 г. содержится следующее положение: "Настоящее Соглашение открыто для присоединения любого государства - члена Евразийского экономического сообщества. Присоединение осуществляется с согласия Сторон на условиях и в порядке, определяемых в отдельном соглашении с присоединяющимся государством". Присоединение произойдет к двустороннему договору, который после факта присоединения станет многосторонним.

Документ о присоединении может принимать различные формы. Присоединение к международному договору в зависимости от его содержания, объекта и цели может совершаться от имени государства в целом, его главы или от имени правительства. Использование государственных эмблем или других торжественных признаков не является обязательным. Однако необходимо учитывать, что присоединение - это не только способ вступления в силу, но и своеобразный способ его заключения, в котором возможны свои стадии. Например, предварительные переговоры присоединяющегося государства с первоначальными участниками договора, консультации с его депозитарием об условиях своего участия в договоре и т.д. Присоединение завершается, когда документ о присоединении обменивается между договаривающимися сторонами, если такое положение предусмотрено (ст.16 Венской конвенции 1969 г.). В этот момент договорные отношения между сторонами договора и присоединившимся государством создаются посредством соответствующих волеизъявлений: со стороны участников договора - это предусмотренная возможность присоединения к договору, а со стороны новых участников - это принятие такого предложения путем присоединения.

В Федеральном законе от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах", как и в Венской конвенции 1969 г., есть отдельная статья, посвященная порядку присоединения к международным договорам. Из статьи 21 указанного Федерального закона следует, что присоединение к международным договорам по вопросам, указанным в п.1 ст.15 данного Закона, возможно в форме федерального закона в порядке, установленном для ратификации международных договоров. Решения о присоединении принимаются также Президентом РФ и Правительством РФ. Наиболее часто решение о присоединении принимает Правительство РФ в виде постановления о присоединении к международному договору.

2. Виды международных договоров

2.1 Основания классификации международных договоров

Международные договоры могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера). По данным справочно-информационной системы "Консультант Плюс", на сегодняшний день Россия является участницей более 70 международных договоров в области таможенного дела, которые выступают источниками таможенного права России.

Предлагаются разные варианты классификации международных договоров. По нашему мнению, в качестве одного из наиболее практичных вариантов можно предложить разделение международных договоров как источников таможенного права Российской Федерации на две большие группы: международные договоры, заключенные Россией в рамках Таможенного союза ("союзные источники"), и международные договоры, заключенные Россией до Таможенного союза ("национальные источники") .

Наибольшую роль в формировании таможенного законодательства Российской Федерации в том виде, в котором оно сейчас существует, сыграло создание Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества. Появление подобного интеграционного объединения поставило перед государствами-членами задачу сформировать единое законодательство в сфере таможенного дела, которое составляет Таможенный кодекс Таможенного союза, международные договоры государств-членов союза и решения Комиссии таможенного союза. Решения Комиссии Таможенного союза принимаются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и международными договорами государств-членов Таможенного союза. Центральным актом в законодательстве Таможенного союза можно обозначить решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества № 17 от 27 ноября 2009 года, которым был принят Таможенный кодекс Таможенного союза. Таможенный кодекс Таможенного союза по своей сути является главенствующим актом во всей системе источников таможенного права. Остальные акты в рамках Таможенного союза можно считать принятыми на основании и во исполнение данного Кодекса. Они развивают и дополняют те положения, которые не нашли отражения в тексте Таможенного кодекса Таможенного союза.

Международные договоры Таможенного союза также можно подразделить на две группы: организационные договоры - международные договоры, формирующие Таможенный союз, и регулятивные договоры - международные договоры, регулирующие таможенные правоотношения в рамках Таможенного союза.

Организационные договоры Таможенного союза направлены на начальное и завершающее формирование и выстраивание структуры интеграционного объединения, в том числе его внутренних органов. В качестве примера таких договоров можно привести Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года, Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года и другие.

К регулятивным договорам Таможенного союза можно отнести ту большую группу международных договоров, которые непосредственно осуществляют регулирование таможенных правоотношений в рамках Таможенного союза. Например, это Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 года, Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 года, Соглашение о порядке декларирования товаров от 12 декабря 2008 года, а также многие другие международные договоры.

Что касается группы иных международных договоров как источников таможенного права Российской Федерации, то кроме тех международных договоров и конвенций, участником которых являлся СССР, Россия является участником большого количества международных договоров, которые подразделяются на многосторонние международные договоры (конвенции) и двухсторонние международные договоры. Применение правил и положений, которые содержатся в заключенных Россией международных договорах в области таможенного дела, на территории Российской Федерации производится в соответствии с ведомственными актами, изданными Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (ГТК РФ) и Федеральной таможенной службой Российской Федерации (ФТС РФ).

Среди многосторонних международных договоров можно выделить Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (Киотская конвенция). Россия присоединилась к данной Конвенции в ноябре 2010 года. Целью принятия Конвенции является унификация российского законодательства в соответствии с международными нормами и правилами в сфере таможенного регулирования, что является необходимым условием для вступления России во Всемирную торговую организацию. Принципы и положения, установленные Конвенцией, должны упростить таможенные формальности, ускорить переход на использование электронных документов, автоматизацию таможенных процедур и создание электронных систем "единого окна". Кроме того, Киотская конвенция привнесла в Россию систему управления рисками, применяемую при таможенном контроле.

Двусторонние международные договоры также являются источниками таможенного права России. В данной группе можно выделить:

межгосударственные договоры, например, Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О создании Союзного государства" от 8 декабря 1999 года;

межправительственные договоры, например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о временном ввозе и вывозе транспортных средств 2010 года, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах и другие. Перечень межправительственных соглашений приведен на официальном интернет-сайте Федеральной таможенной службы РФ. Как правило, такие межправительственные договоры представляют собой соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи по таможенным делам между Российской Федерацией и другим государством; Соглашение между Правительством РФ и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 года и Протокол от 22 июля 2011 года между Правительством РФ и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров. В частности, во исполнение данного Соглашения был издан Приказ ФТС от 31 октября 2011 года № 2223 "О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербия";

договоры межведомственного характера, например, Меморандум между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан о сотрудничестве в области подготовки и повышения квалификации кадров от 13 декабря 2012 года, Протокол между Федеральной таможенной службой (ФТС России) и Государственным таможенным комитетом Кыргызской Республики об осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, производимых на территории Кыргызской Республики и ввозимых на территорию Российской Федерации, с использованием информационного обмена от 5 марта 2009 года (в редакции Межведомственного протокола от 22 июня 2012 года).

2.2 Торговые договоры, как разновидность международных договоров

Наиболее детально правопорядок в мировой торговле определен в торговых договорах. Торговые договоры могут иметь различные наименования (о мире, дружбе, сотрудничестве и торговле, о торговле и населении, о торговом мореплавании, о торговле и судоходстве). Именно этот вид международных экономических договоров создает основу для всего комплекса торгово-экономических связей государств и их участников внешнеэкономической деятельности. В них определены субъекты, уполномоченные осуществлять торговые или экономические связи в целом со стороны каждого договаривающегося государства. В торговых договорах между договаривающимися государствами устанавливаются долговременные нормы и принципы, определяются правовой режим и основные условия поддержания международной торговли, могут предусматриваться особенности осуществления процедур таможенного обложения, порядка ввоза и вывоза товаров, перевозки и транзита товаров, торговых расчетов и иных аспектов внешнеэкономической деятельности физических и юридических лиц (включая их защиту).

Наиболее значимыми для правопорядка международной торговли являются те положения торговых договоров, что устанавливают между их государствами-участниками специальные договорные принципы регулирования (определяют условия и сферу применения принципа наибольшего благоприятствования, принципа предоставления национального режима, преференциального режима). На их основе в государствах-участниках такого договора складываются соответствующие этим принципам режимы международной торговли.

Общенормативные положения торговых договоров сопровождаются мерами по контролю за их соблюдением, например, создание совместных комиссий и т.п. органов. В таких договорах может быть оговорено учреждение торгпредств или торговых отделов в составе посольств, способы рассмотрения споров.

Последним по времени вступления в силу (7 марта 2013 г.) может считаться Договор о партнерских отношениях между Российской Федерацией и Республикой Чили от 13 ноября 2010 г., ориентированный помимо прочего на взаимное подключение российских и чилийских торгово-экономических структур к интеграционным процессам в Латинской Америке и в рамках Содружества Независимых Государств.

Примерами торговых договоров последних лет могут служить Соглашение об основах отношений между Российской Федерацией и Республикой Эль-Сальвадор от 22 августа 2011 г. (вступило в силу 17 декабря 2012 г.), Договор о принципах отношений между Российской Федерацией и Республикой Панама от 27 ноября 1997 г. (вступил в силу 4 августа 1999 г.), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о торгово-экономическом сотрудничестве от 30 августа 2008 г. (вступило в силу с момента подписания).

В международной торговой системе широко используются договоры, содержащие конкретные обязательства государств. Например, межгосударственные или межправительственные договоры о поставках отдельных согласованных товаров в особо оговоренных случаях (в связи с совместным строительством объекта, для выполнения силами нескольких государств научно-технического проекта и т.д.). Их также часто называют торговыми договорами, но они уже не носят рамочного характера. Более того, ведутся дискуссии относительно наличия в них правил поведения, рассчитанных на неоднократное применение, и правомерности причисления их к источникам международного экономического права. Эти договоры рассчитаны на конкретную ситуацию, потому их называют "договоры-сделки". Во всяком случае, они обеспечивают правопорядок в конкретной области взаимоотношений государств на период выполнения уполномоченными организациями строительных работ, совместных научно-технических проектов и т.п. действий.

Достаточно развита практика заключения торговых контингентных соглашений (они именуются также соглашениями о поставке товаров (соглашения о товарных поставках) или соглашениями о товарообороте (товарообороте и платежах)). Договоры этого вида бывают, как правило, межправительственного двустороннего уровня. Они определяют контингенты товаров, поставляемых государствами друг другу. В договорах такого рода уточняются условия поставок товаров и меры контроля со стороны договаривающихся правительств. В этих же договорах могут содержаться обязательства двух государств содействовать взаимной торговле, оговариваются сроки выдачи разрешений на ввоз и вывоз товаров, схема разрешения споров и другие общие вопросы.

Если контингентное соглашение (соглашение о товарообороте) рассчитано на срок более года (встречаются краткосрочные - 6 - 12 мес. и долгосрочные - до 5 лет договоры), то в соглашении определяется общий контингент по каждой товарной позиции, в приложении к договору - разбивка по годам в зависимости от срока действия договора. Могут составляться генеральные списки товаров, где определяются основные виды и количество товаров, намечаемых для поставки на несколько лет, и устанавливается схема принятия ежегодных межправительственных протоколов о взаимных поставках товаров на основе генеральных списков. В соглашении такого рода может быть предусмотрено совершение последующих сделок на поставки товара вне установленных списков и протоколов, тем самым обозначаются направления дальнейшего развития торговых отношений.

Договаривающиеся правительства на основе торговых контингентных соглашений принимают взаимные обязательства по обеспечению беспрепятственной выдачи разрешений на экспорт и импорт товаров в пределах согласованных контингентов. Иногда статьи о правительственных гарантиях взаимных поставок особо выделяются и подчеркиваются.

В системе заключения договоров такого рода В.М. Шумилов усматривает как "плюсы" - достижение баланса поставок (определенный паритет импорта и экспорта договаривающихся сторон), так и "минусы" - путь к застою в торговле и экономическом сотрудничестве. В качестве примера договорного закрепления состояния товарооборота он приводит российско-азербайджанский договор. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об основных принципах и направлениях экономического сотрудничества от 25 января 2002 г. (вступило в силу 12 апреля 2002 г.) , упомянутое профессором Шумиловым, действительно закрепляет обязательство сторон осуществлять меры по увеличению взаимного товарооборота, созданию равных правовых и экономических условий для их хозяйствующих субъектов, а также осуществлять, если специально не предусмотрено иное, расчеты и платежи за товары и услуги, поставляемые по договорам (контрактам), заключенным в рамках Соглашения 2002 г. в свободно конвертируемой валюте, однако конкретных обязательств по каким-либо товарным позициям не фиксирует.

Универсальные условия международной торговли устанавливаются в рамках ВТО. В.М. Шумилов в 2000 г. предположил, что к 2020 г. будет возможно создать глобальную зону свободной торговли.

В то же время еще до создания ВТО была сформулирована ст. XX ГАТТ-47 о так называемых "общих исключениях разнородного характера". Эти исключения без каких-либо изменений были перенесены в ГАТТ-94 и составляют неотъемлемую часть системы ВТО. Тот факт, что такие исключения длительное время применялись на постоянной основе и то, что в их отношении при создании ВТО не произошло никаких изменений, позволяет исследователям этого вопроса говорить об их обычно-правовом характере. Такие изъятия установлены в отношении режима разрешений на вывоз национального культурного достояния государств. Каждое государство, исходя из своего суверенитета, может вывести определенные товары из сферы оборота мировой торговли, но может на основе специального соглашения с другим государством разрешить вывоз предметов, составляющих национальное культурное достояние. К этому прибегают, например, при обмене культурными ценностями между двумя государствами.

Заключение

В заключении подведем итоги и сделаем соответствующие выводы.

Исходя из общего понятия договора и с учетом особенностей регулирования, международный договор - это международное соглашение, заключенное с одной стороны Российской Федерацией, а с другой иностранным государством, международной организацией либо иным международным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, регулируемое международным правом, независимо от его конкретного наименования, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном или в нескольких связанных между собой документах, направленное на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей его участников.

Рассмотрено значение международного договора, образующего правовую основу межгосударственных отношений, содействующего поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций; играющего важную роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств; являющегося составной частью российской правовой системы; выступающего существенным элементом стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Международный договор приобрел значительную силу не только как источник международного права, но и как регулятор внутригосударственных общественных отношений. Это связано с активным участием государств в международной жизни и стремлением развивать международные отношения на более высоком правовом уровне. Поэтому все больше стран включают в состав своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. В свою очередь, правовая система вообще и Российской Федерации в частности представляет собой сложное многоаспектное явление, состоящее из совокупности всех правовых явлений, существующих в стране, - не только внутригосударственных, но и связанных с международным правом. Национальная и международная правовые системы, являясь самостоятельными явлениями, оказывают существенное влияние друг на друга. Поэтому условно нормы международного права, в том числе и договорные, действуют на право России (статическую, системообразующую часть правовой системы), правоотношения, правовую деятельность в целом, правосознание, правовую идеологию (динамическую часть). Однако то, что нормы международного права дополняют нормативный массив правовой системы РФ, вовсе не означает, что они становятся частью права РФ или ее законодательства. В связи с этим нельзя ставить договор как источник международного права в один ряд с законом - одним из источников внутригосударственного права. А построение иерархичности норм внутригосударственного права, учитывая регулятивное воздействие международных договоров, является отдельной и достаточно сложной проблемой в исследовании.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1.Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) // СЗ РФ. - 2010. - № 50. - Ст.6615.

2.Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о Межправительственной российско-туркменской комиссии по экономическому сотрудничеству от 10 июля 2007 г. // Бюллетень международных договоров. - 2012. - № 4. - С.24 - 26.

.Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об основных принципах и направлениях экономического сотрудничества 2002 г. // Бюллетень международных договоров. 2003. - № 1. - С.26 - 29.

.Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 05 февр. 2014 № 2-ФКЗ) // Рос. газ. - 1993. - 25 дек.

.О международных договорах Российской Федерации: федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // СЗ РФ. - 1995. - № 29. - Ст.2757.

Специальная литература

6.Алексеев С.С. Структура советского права. - М.: Просвещение, 1972. - 856 с.

7.Балданов Б.Б. Место международно-правовых договоров в системе источников российского права / Б.Б. Балданов // История государства и права. - 2010. - № 11. - С.2 - 4.

.Богуславский М.М. Международное частное право / М.М. Богуславский. - М., 1998. - 263 с.

9.Васечко А.А. Понятие международного договора в правовой системе России / А.А. Васечко // Международное публичное и частное право. - 2012. - № 1. - С.21-25.

.Ганюшкина Е.Б. Основные компоненты международного правопорядка в области регулирования международной торговли / Е.Б. Ганюшкина // Международное право и международные организации. - 2014. - № 3. - С.334 - 354.

.Договор о партнерских отношениях между Российской Федерацией и Республикой Чили // Бюллетень международных договоров. - 2013. - № 9. - С.116 - 118.

.Зенкин И.В. Международное экономическое право. Практический курс / И.В. Зенкин. - М., 2006. - 859 с.

.Игнатенко Г.В. Международное право и общественный прогресс. М.: Просвещение, 1972.285 с.

.Каро Д., Жюйар П. Международное экономическое право (перевод с французского) / Д. Каро, П. Жюйар. - М., 2012. - 368 с.

.Лукашук И.И. Современное право международных договоров: В 2 т. М., 2011. - Т.1: Заключение международных договоров. - 785 с.

.Лунц Л.А. Курс международного частного права / Л.А. Лунц. - Общая часть. - М., 1973. - 556 с.

.Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации / С.Ю. Марочкин. - Тюмень, 2011. - 552 с.

.Международное право: Учебник / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, И.О. Тиунов.5-е изд. - М., 2012. - 862 с.

.Отдельные виды обязательств в международном частном праве: монография.2-е изд., перераб. и доп. / В.Н. Борисов, Н.В. Власова, Н.Г. Доронина и др.; отв. ред.Н.Г. Доронина, И.О. Хлестова. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ИНФРА-М, 2014. - 552 с.

.Современное международное частное право в России и Евросоюзе: монография / А. Алиев, Ю. Базедов, М.П. Бардина и др.; под ред.М. М. Богуславского, А.Г. Лисицына-Светланова, А. Трунка. - М.: Норма, 2013. - Кн.1. - 656 с.

.Специалисты определяют их как разновидность торговых соглашений // Международное экономическое право. Учебное пособие. Коллектив авторов; под ред.А.Н. Вылегжанина. - М., 2012. - 745 с.

.Талалаев А.Н. Юридическая природа международного договора / А.Н. Талаев. - М.: Норма, 2012. - 635 с.

.Таможенное право: Учебник для бакалавров / Отв. ред.Д.Н. Бахрах.3-е изд., перераб. и доп. - М.: "Юрайт", 2013. - 685 с.

.Тиунов О.И. Решения Конституционного Суда РФ и международное право / О.И. Тиунов // Российская юстиция. - 2011. - № 10. - С.14.

.Тункин Г.И. Теория международного права: Учебник / Под общ. ред.Л.Н. Шестакова. - М., 2010. - 856 с.

.Ульянова Н.Н. Общие многосторонние договоры в современных международных отношениях / Н.Н. Ульянова. - Киев, 1981. - 774 с.

.Шумилов В.М. Международное экономическое право. Учебник для магистров / В.М. Шумилов. - М., 2011. - 856 с.

.Шумилов В.М. Некоторые вопросы теории и практики / В.М. Шумилов // Московский журнал международного права. - 2010. - № 3. - С.150.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!