Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента
 

Тема: Понятие административного права. Понятие времени отдыха






Содержание


1. Понятие административного права. Субъекты административного права

. Понятие времени отдыха. Виды времени отдыха

Список использованной литературы


1. Понятие административного права. Субъекты административного права


Административное право - это наиболее объёмная, мобильная, сложная и нестабильная из всех областей права. Ни одна сфера человеческой жизни не обходится без административного правового регулирования, начиная от функционирования органов государственной власти, и, заканчивая работой организаций, предприятий, коллективов, общественных объединений. Поэтому в административных правоотношениях участвуют почти все люди.

Административное право, как отрасль права является совокупностью правовых норм, регулирующих с целью реализации задач и функций государства, общественные отношения управленческого характера, формирующиеся в сфере исполнительной власти. Также эта отрасль права регламентирует координацию деятельности иных органов государства, позволяя к тому же реализовывать внешние полномочия относительно управлениями негосударственными организациями и объединениями. Выражаясь другими словами, административное право отличается от иных юридических отраслей специфическим предметом, методом, регулирования, о чем мы напишем далее, и особенностями структуры.

Данное право выполняет важные функции: правотворческую, правоприменительную, организационную и правоохранительную. Оно не только позволяет государству реализовывать власть и выстраивать систему государственного управления, но и формировать публичный правовой режим, поддерживая законность и демократию.

Основными принципами административного права являются принцип законности, равенства людей перед законом, защиты прав и свобод граждан; демократизма, гуманизма, взаимной ответственности субъектов правовых отношений.

Административное право как наука - это система знаний о совокупности правовых норм, регулирующих отношения управленческого характера в названных сферах общества. Как наука административное право имеет общенаучные задачи, а именно: выявление, описание, объяснение процессов, явлений, закономерностей и формулирование на этом основании взглядов, прогнозов, рекомендаций относительно усовершенствования и развития административной практики. Тем не менее, отождествлять эту правовую область с наукой управления неуместно, поскольку государственное управление и управленческая деятельность частично переведены в юридическую плоскость, и к тому же управление реализуется не только в административно-правовой форме.

Административное право как учебный курс - это дисциплина, преподаваемая в учебных заведениях юридического и иного уклона, как ознакомления правоведов с особенностями этого ответвления системы права, так и для ознакомления иных специалистов с практическими навыками использования административного права, особенностями применение норм административного права в практической деятельности.

Ни в коем случае нельзя отождествлять понятие «административное право» с понятием «административное законодательство», под которым необходимо понимать систему нормативно-правовых актов, в которых эти нормы находят своё выражение.

Предмет административного права представляет собой широкий комплекс общественных отношений, возникающих в связи с реализацией функций государственной исполнительной власти, содержанием которой является управление обществом.

Административному праву присущи определённые границы правового регулирования - это сфера деятельности исполнительных и распорядительных органов и общественные отношения управленческого характера, формирующиеся в этой сфере.

Особенностью предмета административного права выступает то, что им является не само государственное управление, а общественные отношения, которые в связи с управлением возникают. Именно это дает возможность отнести к предмету административного права и негосударственные виды управленческого влияния (например, в сфере коммерческой, предпринимательской деятельности). Основная задача административного права - это правовое регулирование организационных, управленческих отношений в обществе (административная деятельность) и правоохранительная деятельность государства.

Предметом административно-правовой науки являются исследования в сфере государственного управления, применение норм административного права, действие административно-правовых актов, правотворчество органов государственного управления.

Необходимо также указать, что предмет этой науки постоянно находится в динамике, что связано с реформационными процессами в государстве.

Вместе с тем следует указать, что предмет административного права как области права отличается от предмета административного права как науки, что представляет собой систему научных представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, уже присутствующих в области административного права.

Наряду с предметом важную роль в осуществлении административным правом регулятивной функции принадлежит методу регулирования общественных отношений, или методу административного права. Само понятие предмета и метода правового регулирования дают полную характеристику любой области права, включая и административное.

Административно-правовой метод - это совокупность правовых средств и способов (приёмов), применяемых органами управления для обеспечения регулятивного влияния норм административного права на общественные отношения.

Метод административно-правового регулирования отличается от других методов властным, императивным характером. Практическое значение этого метода, как и предмета административно-правового регулирования, заключается в том, что с их помощью осуществляется размежевание разных правовых областей.

Особенность метода административного права заключается в том, что его нормы ориентированы на удовлетворение не частных и личных, а публичных интересов - интересов людей, государства и общества, они предусматривают прямое применение административных санкций.

Кроме того, общественные отношения, которые регулируются нормами административного права, всегда предусматривают неравенство участников, жёсткое подчинение воли.

Необходимо подчеркнуть то, что методу административного права присущи как общие методы правового регулирования: императивный и диспозитивный, реализующиеся путем: а) использования предписаний; б) установления запретов; в) предоставления разрешений; так и специальные, присущие только этой области: субординации, координации, реординации, административного договора, регистрации, стимулирования, инвестиций и др.

Предписание - это указание относительно порядка действии, запрет тоже предписание, но негативного характера, а разрешение - позитивного.

Императивный метод правового регулирования - это метод властных предписаний, характерный для административного права.

Диспозитивный метод (метод координации), в отличие от императивного метода, предусматривает юридическое равенство участников правоотношений и применяется, как правило, в гражданском праве, но имеет место и в частном административном праве. Диспозитивный метод в административном праве применяется для установления правового статуса государственных служащих и для осуществления ими должностных полномочий в сфере государственного управления. Юридическим фактом в данном случае, как правило, выступает договор.

Т.е. можно указать, что административный, или административно-правовой метод представляет собой совокупность методов права, выражающих властную природу государственного управления, а урегулированные этим методом отношения определяются как отношения власти и подчинённости.

Административное право принадлежит к категории фундаментальных и, будучи частью правовой системы РФ, имеет собственное внутреннее строение, собственное систему, связанную с административно-правовыми нормами, институтами, подотраслями. Необходимо различать систему административного права, т.е. совокупность подотраслей, институтов и норм административного права, и систему административного законодательства, которая представляет собой совокупность действующих законодательных и других нормативных актов, что связаны между собой и регулируют соответствующие отношения в сфере государственного (публичного) управления.

Вместе с тем административное право и административное законодательство - неразрывные понятия.

Нормы, касающиеся утверждения основ государственного правления, а также юридического статуса субъектов административного права (включая (органы власти, муниципалитеты, отдельных граждан, чиновников и пр.); формы и методы осуществления исполнительно-распорядительной деятельности; правила организации административного процесса; способы достижения дисциплины и обеспечения законности при руководстве государством составляют общую часть административного права.

В особой части содержаться нормы, детализирующие правила управления промышленным производством, сельским хозяйством, политическими делами административного характера (юстиция, внутренние дела); социальной сферой (образование, здравоохранение, культура, спорт и пр.), межотраслевого руководства в сфере стандартизации и статистики, образования цен и др.

Специальная часть объединяет нормы, регламентирующие управление со стороны уполномоченных органов конкретными отраслями народного хозяйства и государственного аппарата, например работой органов внутренних дел и безопасности.

Легко понять, что особая и общая части административного права тесно взаимосвязаны. Все институты особой части могут ощутить на себе влияние норм части общей. Если общие правила определяют порядок принятия нормативно-правовых актов, то их практическое применение в ходе исполнительных и распорядительных действий распространяется на все направления социально-культурного развития общества без учёта их специфических особенностей.

Субъекты административного права - это непосредственные участники данных правовых отношений, носители прав и обязанностей в сфере административных правоотношений.

Субъект административного права характеризуется:

персонификацией, способностью выступать в качестве лица;

самостоятельностью и отделённостью от других лиц;

способностью выражать персонифицированную волю отдельного лица или волеизъявление государства.

Но стать субъектом административного права не может ни одно лицо, и ни один орган, пока государство не наделит его соответствующими правами и обязанностями. Поэтому, если речь идет о потенциальном участии в правовых отношениях, то говорят об административной право-, и дееспособности.

Права субъектов административного права отличаются связью с правовыми обязанностями, наличием юридической природы и поддержкой государственного принуждения, формированием определённого поведения в границах административного законодательства, возможностью реализовывать свои интересы, предусмотренные законодательством.

Обязанности субъектов административного права означают, что от них ожидают определённого поведения в интересах других лиц. Субъекты административного права обладают правами и обязанностями потенциально, а субъекты административных правоотношений - непосредственно.

Субъектами административного права в РФ выступают Президент, органы исполнительной власти, муниципалитеты, государственные служащие, граждане и иностранцы, включая их объединения. Все они обладают разными полномочиями и правовыми свойствами.

На Президента РФ возложены обязанности по формированию и поддержанию деятельности исполнительной власти, отчасти законодательной и судебной, а также по обеспечению законности государственного управления. Государственная Дума РФ координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти, в т.ч. в сфере упорядочивания административных правоотношений, выступая в качестве законодателя. Федеральные органы власти и муниципальные органы с их служащими объективируют права и обязанности власти в сфере административного права. При этом государственная служба регулируется многими нормативно-правовыми актами.

Граждане РФ, как субъекты административного права характеризуется административной правоспособностью и наличием личных, а не коллективных интересов. Правоспособность может быть полной или ограниченной. При совершении правонарушения гражданин может быть лишён отдельных прав, например, права водить транспортное средство. А административная дееспособность граждан зависит от их возраста, социального положения состояния здоровья.

Иностранные граждане являются участники административных правоотношений на общих основаниях, если нет ограничений их правоспособности другими государствами.

Объединения граждан, независимо от их типа, как субъекты административного права отличаются от государственных органов тем, что у них нет властных полномочий. Государство активно влияет лишь на те объединения граждан, общественные организации, что тесно связаны с реализацией его полномочий. В остальном им предоставлена относительная свобода действий в рамках законодательства. Их административно-правовые полномочия возникают после официальной регистрации организации. Органы самоорганизации граждан должны действовать на основе принципов выборности, законности, подотчётности, гласности и открытости.

Значит, административное право - это сложное социально-правовое явление. Задачами административного права, как отрасли права являются:

обеспечение прав и свобод физических и юридических лиц;

организация функционирования публичных институтов;

построение правового государства и гражданского общества в РФ;

- создание нормальных условий деятельности государственной власти и местного самоуправления;

противодействие противоправным деяниям и негативным социальным явлениям - коррупции, бюрократизма и т.д.


. Понятие времени отдыха. Виды времени отдыха


В Конституции РФ указано, что все граждане имеют право на труд и право на отдых (ст. 37).

Определение времени отдыха приводится в Трудовом Кодексе РФ: «время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению» (ст. 108 ТК РФ).

При этом законодатель к основным видам времени отдыха относит: перерывы на протяжении рабочего времени (дня или смены), ежедневный отдых или промежуток между сменами, еженедельный отдых или выходные дни, праздничные дни на протяжении года и отпуска.

В течение дня работник получает право сделать перерыв для принятия пищи, но и не только, так как это время может быть использовано им по собственному усмотрению (ст. 108-109 ТК РФ). Также это могут быть перерывы для согревания рабочих, трудящихся в холодных условиях. Как правило, перерыв наступает через 4 часа после начала рабочего дня, смены. Он может длиться от получаса до двух часов, но как правило, ограничивается одним часом. Если перерыв невозможен по условиям труда, работникам предоставляется возможность принять пищу на рабочем месте.

Для женщин, у которых есть грудные дети, до полутора лет предоставляются дополнительные перерывы для кормления ребёнка (не менее часа).

Другие перерывы, например, при тяжёлых условиях труда не входят во время отдыха.

Ежедневный отдых, как правило, вдвое превышает рабочее время (день, смену).

Еженедельный отдых (выходные) должен быть не меньше 42 часов (ст. 110 ТК РФ). Работникам могут предоставляться два или один выходной день (чаще в субботу и воскресенье, что является всеобщим выходным днём). Однако, если это невозможно по объективным причинам, выходные даются в другие дни недели (ст. 11 ТК РФ). Привлечение сотрудников к работе в выходные дни должно быть добровольным, согласованным с профсоюзом с последующей компенсацией. Сверхурочные работы компенсируются в установленном законом порядке. Принудительный выход на работу в выходные возможен лишь во время ликвидации чрезвычайных ситуаций, угрожающих здоровью людей и имуществу.

В течение месяца лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, и женщинам, работающим в сельской местности, могут предоставляться дополнительные выходные.

К нерабочим праздничным дням в нашей стране относятся:

7 января - Рождество Христово;

23 февраля - День защитника Отечества;

8 марта - Международный женский день;

1 мая - Праздник Весны и Труда;

9 мая - День Победы;

12 июня - День России;

4 ноября - День народного единства (ст. 112 ТК РФ).

В эти дни, как и в выходные, работники не могут быть привлечены к исполнению должностных обязанностей, кроме персонала непрерывно действующих предприятий или сверхурочных срочных работ, подлежащих компенсации.

Если праздничный день припадает на выходной, то он переносится на следующий рабочий день. Исключение составляют 8 марта - Международный женский день и 1 мая - Праздник Весны и Труда, переносимые на следующий календарный год. Размер заработной платы не зависит от количества праздничных дней. Отдельные праздничные дни могут переноситься по решениям законодательства.

Важным видом отдыха является ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 114-128 ТК РФ). Отпуска бывают разнообразными. Большая часть отпусков представляет собой время отдыха, предоставляемое в конце рабочего года. Но есть и отпуска, не относящиеся к отдыху, а позволяющие совмещать разные виды деятельности, например, отпуск для учёбы, повышения квалификации, декретный отпуск (т.н. социальные отпуска) и т.д. Поэтому принято выделять ежегодные оплачиваемые отпуска, социальные отпуска, дополнительные учебные отпуска, творческие отпуска и отпуска без сохранения зарплаты, т.н. отпуска «за свой счет». В отдельных случаях трудовой договор или законодательство могут устанавливать другие виды отпусков, например, при опасных условиях труда, за стаж.

На протяжении отпуска работник освобождается от исполнения профессиональных обязанностей. При этом сохраняется зарплата и рабочее место. Рабочий год считается с дня заключения трудового контракта.

Отпуск не зависит от места работы, условий труда, квалификации сотрудника и пр. Право на отпуск имеют все работники, независимо от того, есть ли у них гражданство РФ, работают ли они полный или неполный день (смену). Этого права лишены лишь осуждённые, пребывающие в местах лишения свободы и работающие по гражданско-правовому договору (например, в отношениях «заказчик» - «подрядчик»).

При увольнении работник может получить неиспользованный отпуск и лишь потом быть уволенным. При этом на срок отпуска продляется и трудовой договор. Но это не касается увольнений при нарушении трудовой дисциплины. Неиспользованный отпуск увольняемо работнику может быть компенсирован денежными выплатами.

Отпуск нельзя заменить денежной компенсацией. Дополнительные и социальные отпуска также не могут быть компенсированы финансово (ст. 126 ТК РФ). Материальной компенсации подлежит только часть отпуска, превышающая 28 дней, но и этот шаг должен быть согласован с работником. И в отличие от прочих видов ежегодный оплачиваемый отпуск наступает лишь на основании заключения договора трудовых отношений. Продолжительность отпуска колеблется от 28 до 31 рабочего дня (для несовершеннолетних, а депутатам Госдумы даются 42 дня), в зависимости от условий труда, возраста работников, условий трудового договора. Но как правило, он составляет 28 дней, что установлено трудовым правом. Работникам, занятым в тяжёлых условиях, при ненормированном труде может предоставляться дополнительный отпуск сроком семь дней, но не меньше 3 дней. Эти условия прописываются в коллективных договорах и межотраслевых соглашениях. Нерабочие праздничные дни не входят в число дней календарного отпуска. Стаж, дающий право на дополнительный отпуск состоит лишь из фактически отработанного рабочего времени, исключение составляют вынужденные прогулы и время, когда работник не работал, но рабочее место сохранялось за ним по закону. Декретный отпуск и др. виды пропущенного рабочего времени не зачисляются в стаж, влияющий на продолжительность дополнительных отпусков. Ежегодный отпуск, в зависимости от стажа, может увеличиваться на 2 или 4 рабочих дня. Также на это влияет отрасль, где работает человек.

Первый оплачиваемый отпуск может быть предоставлен работнику при согласии работодателя уже через полгода непрерывной работы. В первую очередь по истечении шести месяцев на отпуск могут претендовать женщины, собирающие в отпуск по уходу за ребенком, а также женщины с детьми до 15 лет и детьми-инвалидами, инвалиды, несовершеннолетние, мужчины, жены которых находятся в отпуске по беременности и уходу за детьми, лица, освобожденные от срочной и альтернативной службы и т.д.

Очерёдность отпусков должна быть известной за две недели до наступления календарного года. И за две недели до начала отпуска работник должен поставить подпись под документом, извещающим его об отпуске. Некоторые работники могут получить внеплановый отпуск. Мужья, чьи жены находятся в декретном отпуске, также могут сами выбирать время предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска.

При временной нетрудоспособности рабочего, исполнении им государственных обязательствах и иных случаях, ежегодный отпуск может быть перенесён на другой срок.

Также срок отпуска переносится, если работнику он не был оплачен или работник не был вовремя, в течение двух недель уведомлен об отпуске. Иногда ежегодный оплачиваемый отпуск может быть перенесен на следующий год в интересах организации. После получения согласия работника, срок переносится не больше, чем на 12 месяцев. Нельзя предоставлять отпуск реже, чем раз в два года. Также трудовое право не позволяет оставлять без отпуска сотрудников, занятых на вредных и тяжёлых работах, а равно и несовершеннолетних работников.

При разделении ежегодного отпуска на части, продолжительность отдельных частей должна быть около 14 дней. Иногда работник может отзываться из отпуска досрочно. В таком случае неиспользованное время ежегодного отдыха, переносится на другой срок в течение календарного года или присоединяется к времени отпуска в следующем году. Несовершеннолетние, беременные женщины, те, кто работает в опасных и тяжелых условиях, не могут подлежать отзыву.

По требованию работника, в связи с личными, семейными обстоятельствами, ему может быть предоставлен неоплачиваемый отпуск. При этом продолжительность согласовывается с работодателем. Установлены следующие нормативы неоплачиваемых отпусков:

работоспособным и трудоустроенным инвалидам - до 60 календарных дней в году;

ветеранам ВОВ - до 35 календарных дней в году;

работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 дней;

родителям и женам (мужьям) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы, и др. органов, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (службы), либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы (службы), - до 14 календарных дней в году;

остальным категориям работающих людей в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до пяти календарных дней.

Дополнительные учебные отпуска предусмотрены для того, чтобы работник мог:

сдать экзамены в школе, если речь идет о несовершеннолетнем человеке;

сдать вступительные и др. экзамены в средних и высших учебных заведениях на дневной и заочной форме обучения;

обучаться в вечерних отделениях учебных заведений;

пройти установочные занятия при вечерней и заочной форме обучения, выполнить лабораторные, практические задания, сдать промежуточные экзамены и зачеты;

в период подготовки и защиты дипломной, выпускной квалификационной работ.

Продолжительных дополнительных учебных отпусков колеблется в пределах от 4-10 до 28-35 дней, в зависимости от их назначения.

Дополнительные отпуска также предоставляются аспирантам, осуществляющим научную деятельность без отрыва от производства.

Другие виды отпусков для работников могут предусматриваться трудовым законодательством, специальными нормативно-правовыми актами. Так согласно закону РФ «О государственной гражданской службе РФ» государственным служащим высшего звена положен ежегодный отпуск продолжительностью 35 календарных дней, прочим служащим - 30 дней. За каждый год стажа назначается дополнительный день отпуска, но максимальная продолжительного ежегодного отдыха не должна превышать 45 дней. К вредным условиям труда гражданских служащих приравниваются неблагоприятные климатические условия.

Военнослужащим РФ, которые прослужили в вооруженных силах менее 10 лет, положен ежегодный оплачиваемый отпуск длинной в 30 дней, свыше 10 лет - 35 суток, свыше 15 лет - 40 суток и свыше 20 лет - 45 суток. Также им предоставляется до 6 суток еженедельного отдыха с учетом компенсации времени, проведённого на боевом дежурстве, во время учений и др. мероприятий. Это рабочее время может быть компенсировано и в денежной форме (ст. 11. Закона РФ «О статусе военнослужащих»).

Социальные отпуска предоставляются женщинам в период беременности, рождения детей и ухода за ребенком, лицам, у которых есть дети в возрасте от 3-х лет, а также дети-инвалиды до 18 лет, лицам, усыновляющим детей. Социальные отпуска полагаются при временной нетрудоспособности, лицам, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, одному из родителей ребенка, которому установлена инвалидность, связанная с Чернобыльской катастрофой и т.д.

Всем женщинам РФ предоставляется отпуск по беременности и родам (ст. 255 ТК РФ): 70 календарных дней до родов и 70 после рождения ребенка. При многоплодной беременности срок увеличивается до 84, а иногда 110 дней. Длительность также может быть изменена в зависимости от состояния здоровья матери и ребенка. Отпуск по уходу за ребенком может длиться 3 года, использоваться частями или передаваться другим членам семьи.

административный отдых отпуск


Список использованной литературы


Нормативно-правовые акты

1.Конституция РФ от 12.12.1993 с зим. и доп. от 21.07.2014. - СПб.: Питер, 2015. - 64 с.

2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 13.07.2015). - М.: КОДЕКС, 2015. - 256 с.

.Федеральный Закон РФ «О статусе военнослужащих от 27.05.1998 N 76-ФЗ ( с изм. и доп от 20.04.2015). - М.: Омега-Л, 2015. - 64 с.

.Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 08.06.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации». - М.: Проспект, 2015. - 64 с.

Прочая литература

5.Агапов А.Б. Административное право. - М.: Юрайт, 2014. - 937 с.

6.Гейхман В.Л., Дмитриева И.К. Трудовое право. - М.: Юрайт, 2014. - 548 с.

.Купреев С.С. Административное право и защита прав и свобод человека и гражданина в современный период // Административное право и процесс. 2011. № 9. С. 16-19.

.Куртяк И.В., Кайнов В.И. и др. Административное право. - СПб.: Питер, 2011. - 272 с.

.Наумова Р.Л. Трудовые отношения с женщинами и лицами с семейными обязанностями. - М.: Синергия, 2012. - 176 с.

.Петрова А.А. Соотношение административного права с другими отраслями права // Молодой ученый. 2014. № 20. С. 490-493.

.Побежимова Н.И. Административное право - отрасль публичного права и его взаимодействие с гражданским правом // Актуальные проблемы публичного права в России и за рубежом Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 60-летию д.ю.н., проф. А.Б. Зеленцова. Москва, 2011. С. 267-277.

.Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации. Учебник. - М.: РГ-Пресс, 2015. - 568 с.

.Сатышев В.Е. Административное право. - М.: Омега-Л, 2012. - 252 с.

.Семенихин В.В. Трудовой договор и трудовые отношения. - М.: Синергия, 2012. - 576 с.