Положения Конституции Республики Казахстан

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    56,29 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Положения Конституции Республики Казахстан

Содержание

Введение

. Нормативно-правовая и морально-этическая основа оперативно-розыскной деятельности: понятие и значение

.1 Оперативно-розыскная деятельность, как объект научного познания

.2 Правовая основа оперативно-розыскной деятельности в Республике Казахстан

.3 Морально-этические основы оперативно-розыскной деятельности

. Проблемы и основные направления совершенствования правовых и морально-этических основ оперативно-розыскной деятельности

.1 Появление профессиональной деформации сотрудников оперативных аппаратов и пути ее преодоления

.2 Развитие основ оперативно-розыскного законодательства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что с первых дней независимости в Республике Казахстан началось строительство основ правового и демократического государства. Принятая 30 августа 1995 года Конституция закрепила основные приоритеты и ценности, касающиеся прав человека и гражданина в обществе и государстве[1].

В Казахстане полным ходом идет создание новых правовых институтов, обеспечивающих цивилизованный законодательный процесс, которые создают предпосылки для дальнейшего развития демократических основ функционирования государственного аппарата, укрепления охраны прав и интересов граждан, общественной безопасности и правоохранительной деятельности одним из которых является оперативно-розыскная.

Совершенствование деятельности оперативных аппаратов по предупреждению и раскрытию преступлений - актуальнейшая задача, стоящая перед правоохранительными органами. Вся оперативно-розыскная деятельность ее субъектов, базируется на праве, которое определяют ее цели, содержание, пределы и обеспечивают на практике достижение наиболее эффективных результатов в борьбе с преступностью.

Значительный вклад в исследование фундаментальных вопросов в области изучения правовых и морально-этических основ ОРД внесли ученые в сфере оперативно-розыскной деятельности:

в советский период: М.А. Атмажитов, В.Г.Бобров, К.К. Горяинов, Д.В. Гребельский, В.В. Дедюхин, Э.А. Дидоренко, В.В.Зайцев, В.Д. Пахомов, Ф.Г. Канцарин, А.В. Михайличенко, В.А.Лукашов, В.Н.Натаров, В.Е. Резунов, Г.К. Синилов, Н.М. Якушин и другие;

в Казахстане: Б.А. Абдрахманов, С.Ж. Галиев, Т.Б. Токалов, С.В. Паташков, А.Д. Шаймуханов, Ж.Т. Успанов.

В современный период развития нашего общества большое внимание уделяется укреплению законности, усилению борьбы с правонарушениями, совершенствованию деятельности правоохранительных органов.

Основной целью дипломной работы является изучение положений Конституции Республики Казахстан, других институтов права для установления исходных, объективно обусловленных и основополагающих начал, в соответствии с которыми сформулирована система и содержание оперативно-розыскной деятельности, дать анализ действующей нормативно-правовой базы, определяющей правовые и морально-этические основы.

Цель исследования предопределила и постановку следующих задач:

изучить правовые и морально-этические основы, в соответствии с которыми формируется оперативно-розыскная деятельность;

обосновать социально-правовую значимость оперативно-розыскной деятельности в современных условиях, наличие объективных политических и социальных предпосылок изменения правовой идеологии оперативно-розыскной деятельности в части ее принципов;

на основе действующего законодательства, новых направлений теории и практики оперативно-розыскной деятельности определить основные направления развития ее правовых и морально-этических основ;

исследовать вопросы морально-этических основ в оперативно-розыскной деятельности и ее влияние на эффективность в борьбе с преступностью;

сформулировать предложения по совершенствованию оперативно-розыскного законодательства.

Объектом исследования является сущность правоотношений возникающих в применении оперативно-розыскной деятельности на основе ее правовых и морально-этических основы.

Предметом настоящего исследования является правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности и практика его применения.

Методологическую основу проведенного исследования составила материалистическая диалектика, которая обусловила использование общих и частных методов познания объективной действительности. Специфика объекта предопределила использование: диалектико-логического, исторического, систематического, сравнительного и кретно-социологических методов исследования. Относительно методологической основы дипломного проекта, то в данной работе мы попытались решить поставленные задачи на основе сбора, изучения нормативных актов, монографий и периодических изданий, Таким образом, в основу работы положены: логический метод, сравнительный и статистический. Использование данных методов помогает глубже и шире подойти к изучению темы.

Теоретически значимыми и новыми являются разработанные автором положения о сущности ее правовых и морально-этических основы, их характеристики, классификации и возможностях закрепления в правовых нормах; разработка основных направлений совершенствования и развития в сфере оперативно-розыскной деятельности и дальнейшего совершенствования оперативно-розыскного законодательства.

Практическая ценность исследования состоит в том, что сформулированные в дипломной работе положения могут быть использованы при организации оперативно-розыскной деятельности оперативных аппаратов.

Указанные обстоятельства, недостаточная разработанность, сложность, многоаспектность данной проблемы, нуждающейся в специальных комплексных исследованиях, обусловили ее как тему дипломной работы.

1. Нормативно-правовая и морально-этическая основа оперативно-розыскной деятельности: понятие и значение

.1 Оперативно-розыскная деятельность, как объект научного познания

Многовековая история развития человечества, современный его опыт свидетельствуют о том, что при любом государственном устройстве была, есть и будет необходимость в осуществлении разведывательной работы. В глубокой древности разведка, представляющая собой преимущественно негласное обследование, поиск, изучение объектов со специальной целью, применялась в войсковых формированиях для получения сведений о противнике, его замыслах, численности, вооружении, занимаемой им местности. С укреплением государственности связано появление организаций, ведающих специальным изучением экономической и политической жизни других стран, их военного потенциала и т.п. Период инквизиции был характерен применением в межгосударственных масштабах негласных методов выявления еретиков и вероотступников. В современный период политическая и криминальная разведка (сыск) по выслеживанию, розыску, изобличению государственных и уголовных преступников стали неотъемлемыми внутригосударственными функциями.

Ситуация борьбы с преступностью, с которыми имеют дело органы внутренних дел, весьма многообразны и уникальны. Для получения необходимого разведывательного результата органы внутренних дел наделены полномочиями применять такие силы, средства и методы, которые позволяют негласно или строго конспиративно обследовать криминогенные объекты и контингенты и получать необходимую информацию, используемую для предупреждения и раскрытия уголовно наказуемых деяний, а также розыска скрывшихся преступников.

Применяя различные формы, средства и методы негласной разведывательной работы, специальные подразделения соответствующих ведомств всегда использовали и используют помощь граждан, сотрудничество с которыми строится на основе конспирации, осуществляются в условиях негласных, тайных от постороннего глаза связей. Именно благодаря этой помощи, как убеждает нас многовековый опыт разведывательной работы, удается более успешно решать самые сложные задачи защиты интересов общества, законных прав его граждан.

Необходимость, социальная полезность такого института борьбы с преступностью обусловлены следующими обстоятельствами:

Оперативные сотрудники органов внутренних дел имеют возможность постоянно получать более полное представление о процессах, происходящих в криминогенной среде с учетом того, что значительная часть преступлений готовиться и совершается тайно, с тщательным сокрытием следов, улик, попытками нейтрализовать активность жертв и очевидцев, вплоть до физической расправы с потерпевшими и свидетелями;

Выявление замышляемых преступлений на ранней стадии на основе применения методов скрытого (наружного) наблюдения, оперативно-технических средств, а тем более процессуальным путем зачастую не только крайне затруднительно, но и фактически невозможно по различным причинам;

Почти всегда агентурно-оперативная работа является единственным способом налаживания действенного контроля и мер превентивного воздействия в отношении лиц замышляющих и подготавливающих преступные деяния;

В случаях не терпящих отлагательств только с помощью негласных сотрудников возможно быстрое, надежное проникновение в преступную среду, принятие эффективных мер для пресечения преступлений, имеющих тяжкие последствия.

В стратегии развития Казахстана до 2030 года долгосрочными приоритетами определены национальная безопасность, внутриполитическая стабильность и консолидация общества, в реализации которых важная роль отведена органам внутренних дел. Защита конституционных прав и свобод граждан, интересов государства, успешная борьба с преступностью невозможны без всемерного развития и совершенствования оперативно-розыскной функции подразделений МВД Республики Казахстан.

Вместе с тем, криминогенная обстановка в Республике не улучшается. В 2002-2008 годах отмечен рост тяжких видов преступлений (разбойных нападений, грабежей, вымогательств, «заказных» убийств), преступлений в сфере экономики. Наметилась тенденция увеличения масштабов нелегального оборота огнестрельного оружия, наркотических средств, психотропных веществ, что существенно ухудшает раскрытие и расследование этих преступлений.

Имеется тенденция к увеличению ранее не характерных для Казахстана преступлений, таких как коррупция, похищение людей с целью выкупа, разбойные нападения на объекты финансово-банковских структур, терроризм, компьютерная преступность и др.

Продолжает усиливаться потенциал организованной преступности. Значительная часть сконцентрированных в криминальной среде теневых капиталов направляется на воспроизводство преступности в более широких масштабах.

Большая часть преступников в той или иной степени осведомлена о методах работы оперативных подразделений органов внутренних дел, в том числе и негласных. Они принимают активные контрмеры по выявлению в своем окружении негласных сотрудников оперативных аппаратов, проводят изощренные проверки, принимаемых в преступные группы лиц. Расшифрованных негласных сотрудников при этом склоняют к двурушничеству для дезинформирования оперативных работников.

В новых условиях развития общественных отношений, ориентированных на свободу рыночной экономики, деятельность органов внутренних дел, прежде всего, должна быть направлена на выявление и профилактику противоправных деяний, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, сдерживание преступности на уровне, при котором она не будет представлять угрозу безопасности государства, правам и законным интересам граждан.

Повышение эффективности деятельности оперативных аппаратов правоохранительных органов, профессиональных качеств их сотрудников во многом определяется состоянием научной разработки тех или иных практических вопросов. Одним из них является совершенствование использования негласных сил, средств и методов борьбы с преступностью.

Закон Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности»[2] от 15 сентября 1994 года стал новым отсчетом борьбы правоохранительных органов с преступностью, впервые за всю историю государства оперативно-розыскная деятельность получила законодательное регламентирование. В Законе было дано определение оперативно-розыскной деятельности, раскрыто ее содержание, задачи и принципы, сформулированы основные положения, устанавливающие правомерность, условия и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, использования их результатов в раскрытии преступлений: закреплены права и обязанности лиц, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, регламентированы вопросы их социальной и правовой защиты.

С принятием Закона оперативно-розыскная деятельность получила официальный статус государственно-правовой формы борьбы с преступностью.

Между тем, анализ состояния работы оперативных аппаратов органов внутренних дел, свидетельствует о снижении уровня и эффективности оперативной работы. Это происходит в силу различных причин, основными из которых являются: происшедший отток квалифицированных кадров, особенно в самом начале рыночных преобразований; серьезная «расстыковка» оперативного аппарата органов внутренних дел с современным криминальным миром по многим параметрам, его несоответствие новым требованиям; использование устаревших принципов формирования агентурного аппарата, порождающее дополнительные условия для расшифровки негласной работы и ее дискредитации в целом; отсутствие полноценной нормативной базы[3].

На современном этапе развития нашего общества использование негласных методов борьбы с преступностью обусловлено социальными потребностями обеспечения прочного правопорядка в условиях сохраняющегося значительного уровня преступности и тайного характера приготовления, совершения и сокрытия тяжких преступлений. С учетом накопленного опыта применения негласных методов введено Республикой Казахстан в определенные правовые и организационные рамки.

Исследование сложной системы функционирующих в составе правоохранительных органов подразделений позволяет обнаружить, что негласная деятельность в борьбе с преступностью представляет собой самостоятельный социальный институт, обладающий определенным набором характерных признаков. Анализ этих признаков дает возможность уяснить сущность и особенности оперативно-розыскной деятельности.

В качестве первого отличительного признака необходимо указать на профессиональный характер практической деятельности оперативных аппаратов, использующих негласные методы. Специфичность применяемых методов борьбы с преступностью обусловливает создание специальных подразделений, комплектуемых профессиональными кадрами.

В негласной деятельности по борьбе с преступностью участвуют также другие подразделения правоохранительных органов, которые выполняют иные функциональные обязанности, но могут оказывать помощь оперативно-розыскным службам (дежурные части, подразделения Департамента административной службы, Комитета дорожной безопасности и др.).

Вторым отличительным признаком оперативно-розыскной деятельности является ее правовая регламентация. Обеспечивается она с помощью широкого круга правовых источников, содержащих сложную совокупность норм права. В нее входят правовые предписания, установленные актами различной юридической силы - от законов Республики Казахстан до ведомственных нормативных актов (приказов, инструкций, указаний и т.п.).

К третьему отличительному признаку оперативно-розыскной деятельности необходимо отнести разведывательный характер принимаемых мер по борьбе с преступностью.

Таким образом, оперативно-розыскная деятельность - это основанная на Законах и подзаконных нормативных актах система оперативно-розыскных, разведывательных и контрразведывательных мероприятий, как правило, негласного характера, осуществляемая специально на то уполномоченными аппаратами и должностными лицами правоохранительных органов, использующими специальные силы, средства и методы для выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести, а также для исправления и перевоспитания осужденных.

Главная особенность оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что она строится в расчете на получение информации относительно преступлений и лиц, их совершающих. Такого рода деятельность в ряде областей профессиональной практики обозначается термином «разведка», «разведывательный». Под этим понимается определенного рода деятельность, сущность которой состоит в обследовании чего-нибудь со специальной целью

Применение разведывательных приемов в целях борьбы с преступностью возлагается государством на МВД РК, КНБ, оперативные аппараты агентства финансовой полиции, и прочие, чем достигается их постоянное и целеустремленное функционирование в виде оперативно-розыскной деятельности.

Чтобы получить разведывательным путем необходимые сведения для использования их в борьбе с преступностью оперативные аппараты должны применять такие средства практической деятельности, которые отличаются двумя важными характеристиками: носят конспиративный характер; обладают разведывательными возможностями, т.е. позволяющими должностным лицам оперативных аппаратов получать необходимые сведения о негласно обследуемых объектах. Весь «инструментарий» оперативно-розыскной деятельности оперативных аппаратов складывается из определенным образом осуществляемых приемов и действий соответствующих оперативных работников и привлекаемых к сотрудничеству граждан, а также из специальной техники. Именно с помощью интеллектуальных усилий и иных поведенческих актов людей и технических средств можно получить тот или иной разведывательный материал[11, С. 90].

Оперативно-розыскная теория стремится к обобщению существенных сторон и признаков различных объектов и более глубокому осмысливанию оперативно-розыскной практики.

Располагая оперативно-розыскными возможностями оперативные подразделения осуществляют повседневную оперативно-розыскную деятельность по борьбе с преступностью. Разведывательные усилия предпринимаются в отношении криминогенных объектов и контингентов, т.е. направлены на негласное выявление и обследование таких фактов, явлений, событий и контингентов лиц, среди которых распознаются возможные или совершенные преступления.

Здесь необходимо подчеркнуть, что в отличие от официально-публичных функций (предварительное следствие, административная деятельность), которые начинают исполняться, как правило, при наличии физического факта, оперативно-розыскная деятельность ввиду своей разведывательной сущности носит инициативный характер. Она организуется для предупреждения и обнаружения юридических фактов, т.е. неправомерных действий, запрещенных уголовным законом. Выполняя свою разведывательную роль оперативные аппараты соответствующим образом планируют и осуществляют разнообразные оперативно-розыскные мероприятия и тактические операции, в основе которых лежит использование оперативно-розыскных сил, средств и методов.

Борьба с преступностью в наших условиях - это сложный комплекс социально-экономических, идеологических, воспитательных, правовых, организационно-технических и иных мер, проводимых всеми государственными организациями. Разумеется, важную роль в их проведении играют суд, прокуратура, МВД, КНБ, другие субъекты оперативно-розыскной деятельности, так как борьба с преступностью является одной из основных функций этих органов.

На оперативные подразделения, правоохранительных органов, возложена борьба прежде всего с наиболее опасными, тяжкими преступлениями, совершаемыми тайно, в условиях неочевидности. Для предупреждения и раскрытия преступлений, борьба с которыми отнесена к компетенции упомянутых правоохранительных органов применяются все силы и средства, имеющиеся в их распоряжении, осуществляется взаимодействие с аппаратами КНБ, прокуратуры, суда, финансовой полицией, и другими государственными органами, используется помощь общественных организаций, отдельных граждан.

Основными задачами оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов, которые должны решаться с помощью оперативно-розыскных мероприятий являются:

своевременное предупреждение преступлений;

обеспечение обнаружения, быстрого и полного раскрытия преступлений;

поддержание режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством, в местах лишения свободы.

Народ Республики Казахстан вправе требовать, чтобы работа правоохранительных органов была максимально эффективной, чтобы каждое преступление было раскрыто, должным образом расследовалось и виновные несли заслуженное наказание.

Все это требует усиления борьбы с преступностью, разумного, научно обоснованного подхода к использованию всех возможностей нашего общества в предупреждении преступлений, устранении причин противоправных деяний и условий, способствующих их совершению, дальнейшего изучения для совершенствования правовых и морально-этических основ оперативно-розыскной деятельности.

1.2 Правовая основа оперативно-розыскной деятельности в Республике Казахстан

Формирование теории оперативно-розыскного права как науки было сложным и противоречивым. Как известно общенаучные взгляды на оперативно-розыскную деятельность базировались на реалиях общественной жизни определенных исторических периодов становления данной науки. Поэтому научные прогнозы, представления, выводы о настоящем и будущем оперативно-розыскного законодательства, его развития многоплановы и неоднозначны.

Знание закона, правовой природы его возникновения, правового механизма его действия одно из необходимых условий должного выполнения задач указанных в Законе Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности».

Вопрос о правовой природе возникновения оперативно-розыскной деятельности невозможен без изучения процесса перехода к правовой регламентации этого вида государственной деятельности[3].

И если объективно оценить историю правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, то период его полностью автономного, а фактичес ки - независимого от всего остального, в том чис ле и конституционного законотворчества завершил ся лишь в 1994 г.

В условиях развития процесса построения правового государства ненадлежащее правовое регулирова ние стало нетерпимым как по причинам собствен но судопроизводственным, так и политическим. С помощью такого института, как правовые основы оперативно-розыскной деятельности обеспечиваются выбор и направление в организации работы, слаженность и упорядочность всего комплекса оперативно-розыскных мер, она также является гарантией законности ее осуществления. Деятельность правоохранительных органов республики, особенно в сфере оперативно-розыскной деятельности, которая в основном осуществляется негласно, и при жестко ограниченном доступе круге должностных лиц и органов нуждается в постоянном внимании со стороны института государственной власти. Проводимые ОРМ во исполнении задач, определенных в Законе тесно переплетаются с правами и свободами, гарантированными Конституцией. Поэтому каждый оперативный сотрудник правоохранительных органов, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, должен подлежать надзору и контролю, а его деятельность проверяться с помощью соответствующих процедур отчетов и проверок.

Вопрос о содержании понятия «правовые ос новы оперативно-розыскной деятельности» представляет не только теоретический, но и, главным образом, сугубо практический интерес, поскольку:

ст. 4 Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» определен уровень нормативных актов, которые могут быть государственными источниками основных положений, относящихся к оперативно-розыскной деятельности;

все конкретные статьи упомянутого закона представляют собой формулировку тех положений правовых основ оперативно-розыскной деятельности, которые входят в предмет регулирования данного закона;

перечень этих правовых основ не является полным в связи с отсылочным характером ряда норм, в первую очередь, - самой ст. 4 Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» [2].

Рассмотрим содержание ст. 4 Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» «Правовая осно ва оперативно-розыскной деятельности». Она гласит:

«1. Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Республики Казахстан, настоящий Закон, а также другие законы и иные нормативные акты Республики Казахстан.

. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своей компетенции на основании настоящего Закона нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий».

Из анализа данной нормы видим, что правовая основа оперативно-розыскной деятельности, представляя собой единое целое совокупности нормативно-правовых актов ее регламентирующих, имеет и свою структуру. Структура состоит из четырех уровней:

конституционный, который включает в себя Конституцию и конституционные законы Республики Казахстан;

международно-правовой;

законодательный, который следует разделить, в зависимости от юридической силы и значимости нормативно-правовых актов, на четыре подуровня: 1) кодифицированное законодательство (УК, УПК, УИК, ГПК); 2) Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»; 3) нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность субъектов оперативно-розыскной деятельности; 4) нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, возникающие при осуществлении отдельных положений оперативно-розыскной деятельности;

подзаконный, включающий в себя нормативные Указы Президента Республики Казахстан, постановления и распоряжения Правительства Республики Казахстан, акты Генеральной прокуратуры, межведомственные и ведомственные нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, регулирующие отдельные правоотношения в оперативно-розыскной деятельности.

Такая структура сформирована на основании положений Конституции Республики Казахстан и Закона Республики Казахстан «О нормативно-правовых актах» от 26 июня 1998.

Редакция ст. 4 рассматриваемого закона имеет безусловные дос тоинства в том, что устанавливает строго ограни ченные Конституцией Республики Казахстан предмет и порядок правового регулирования деятельности в этой сфе ре.

Как справедливо отмечает К.В. Сурков «если говорить о роли Конституции в правовой основе оперативно-розыскной деятельности, то необходимо учитывать тот факт, что в ней зафиксированы общеправовые положения, а также нормы, непосредственно касающиеся правового регулирования оперативно-розыскной деятельности и организации деятельности органов, ее осуществляющих» [4].

Закон РК «Об оперативно-розыскной деятельности» не каким образом не противоречит Конституции Республики Казахстан, так в ст. 1 указанного закона прямо говорится, что «оперативно-розыскная деятельность - научно обоснованная система гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий, осуществляемых в соответствии с Конституцией Республики Казахстан…». Таким образом Конституция Республики Казахстан является основным элементом правовой природы оперативно-розыскной деятельности.

В Конституции Республики Казахстан закреплено ряд нормативных положений, относящихся к оперативно-розыскной деятельности. Назовем их:

Правительство Республики и иные государственные органы выступают от имени государства в пределах делегированных им полномочий (п.3 ст.3)/.

Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных актов … (п.1. ст. 4);

Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики (п.2. ст.4);

Международные договоры, ратифицированные Республикой имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона (п.3 ст. 4);

… Официальное опубликование нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения (п.4. ст. 4);

Достоинство человека неприкосновенно (п. 1 ст. 17);

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (п. 2 ст. 17);

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства (п.1 ст. 18);

Каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом (п. 2 ст. 18);

Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации (п.3 ст. 18);

Военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии (п. 2 ст. 23);

Жилище неприкосновенно. Не допускается лишение жилища, иначе как по решению суда. Проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке установленном законом (п.1 ст. 25);

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения (п.1 ст. 39);

не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом. … (п.п. 9 п. 3 ст. 77)

Полномочия, организация и порядок деятельности органов дознания, следствия, вопросы оперативно-розыскной деятельности в Республике Казахстан регулируются законом (п. 2 ст. 84).

Проведем краткий анализ вышеперечисленных конституционных норм. Конституция Республики Казахстан - основной нормативный акт государства и общества, ставшего на путь демократического, цивилизованного развития. Важной особенностью Конституции является и то, что она выступает основным законом, с одной стороны, государства, а с другой - общества. Она закладывает основы взаимоотношений государства, государственных органов с обществом, общественными институтами. Определяет основы общественного строя: экономические, политические, правовые, организационные, социальные, духовные и личностные.

В правовой науке выработано понятие юридических источников права. В основе формирования и развития казахстанского права лежат провозглашенные в Конституции Республики Казахстан (п. 2 ст. 1) принципы деятельности государства: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте. Эти принципы распространяются на все сферы жизни и деятельности[5].

Реализация конституционных норм, заключается в закреплении в соответствующих нормативных правовых актах принципов с учетом особенностей каждого государственного органа или рода деятельности. При этом, надо принимать во внимание, что правовые нормы Конституции не регулируют подробно и всесторонне общественные отношения в указанных сферах. Они регулируют лишь существенные, главные стороны общественных отношений.

Прямое действие норм Конституции (п.2 ст. 4) означает, что «государственные органы должны их применять непосредственно к тем общественным отношениям, которые они регулируют. Также прямое действие проявляется и в ее правосозидающей роли».

Статьи 17, 18, 25 входят в раздел 2 Конституции «Человек и гражданин», в котором определены основные права и свободы человека и гражданина, соблюдение которых является обязательным при осуществлении любого вида деятельности, в том числе и оперативно-розыскной. «Каждое из этих положений имеет гораздо большее политическое и юридическое содержание, ибо представляет составную часть правового статуса гражданина, регламентированного Конституцией. Это - прежде всего важнейшие субъективные права граждан, сохраняющие свое значение во всех сферах государственной и общественной жизни. Но именно поэтому, в интересах охраны государства и общества от преступных посягательств в сфере уголовного судопроизводства, необходимы определенные ограничения этих конституционных начал». В связи с чем, оперативно-розыскное законодательство предусматривает строго определенные условия, при которых возможно ограничение гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина.

Одними из важных элементов соблюдения прав и свобод гражданина, уважения достоинства личности являются права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства, и обязанность государственных органов, в том числе осуществляющих ОРД, обеспечить возможность каждому гражданину ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации (ч. 1 и 3 ст. 18), и неприкосновенность жилища (ч.1 ст. 25). Частная жизнь - это область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, принадлежит и дорога только ему и поэтому, по общим правилам, не подлежит контролю со стороны общества и государства, и охраняется Конституцией, законами, в первую очередь нормами уголовного права. Ч. 3 ст. 18 реализовывается во многих отраслевых законодательных актах. Так п. ст. 5 Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает: «Лицо, виновность которого в подготовке или совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения, послужившие основанием для его проверки и о характере имеющейся в отношении него информации, в пределах, исключающих разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны.

В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья своим мотивированным определением, а прокурор предписанием может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи».

Принципиальное значение для определения пределов и условий, проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающие конституционные права граждан, имеют положения ст.ст. 18 и 25 Конституции Республики Казахстан, и только строго уполномоченными должностными лицами государственных органов и с санкции прокурора.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина может иметь место только на уровне законов и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения (ч. 1 ст. 39). Однако, любое государство обозначает пределы ограничения этих прав и свобод, поскольку они не могут быть безграничными. Свобода человека кончается там, где начинается свобода другого человека, - гласит основной принцип права. В данной статье определяются обстоятельства, в пределах которых ограничиваются права и свободы человека. Вместе с тем, Конституция Республики Казахстан, международное право и законодательная практика многих государств устанавливают, что ряд прав и свобод ни при каких обстоятельствах, не подлежат ограничению. Не подлежат ограничению «права и свободы, предусмотренные ст.ст. 10, 11, 13-15, п.1 ст. 16, 17, 19, 22, п. 2 ст.26» (п. 3 ст. 39 Конституции). Данные положения нашли свое отражение в оперативно-розыскном законе в ст.ст. 1 «Оперативно-розыскная деятельность», 2 «Задачи оперативно-розыскной деятельности», 3 «Принципы оперативно-розыскной деятельности, 5 «Соблюдение прав и свобод личности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», 12 «Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий», 15 «Ограничения в оперативно-розыскной деятельности» Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности».

В теории и практике отношения между государственной властью и личностью в сфере свободы должны регулироваться только законами. Закон есть нормативная формула прав человека. Перечень ценностей, в целях защиты которых возможно ограничение прав и свобод не может быть расширен, т.е. является исчерпывающим[6].

На формирование правовой основы оперативно-розыскной деятельности оказывают влияние нормы Конституции, закрепляющие осуществление правосудия. Так, не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом (ч. 9 ст. 77). Объективность сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскной деятельности, обеспечивается конституционной нормой о запрещении их участия в деятельности политических и общественных партий, организаций (ч. 2 ст. 23).

В Конституции Республики Казахстан есть норма непосредственно указывающая: «… вопросы оперативно-розыскной деятельности в Республике Казахстан регулируются законом» (п. 2 ст. 84), что позволяет говорить о прямых конституционных основах ее. В конституциях Беларуси, Киргизии, России, Таджикистана и Украины такой нормы нет.

Отсюда следует, что ряд основных моментов оперативно-розыскной деятельности исходит непосредственно из Конституции, другие по своему содержанию соответствуют ей, отражая специфический характер оперативно-розыскной деятельности, что не умаляет их равноценности.

Указанные конституционные положения находят свою реализацию через позитивную деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Эти органы согласно п. 2 ст. 4 Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» издают в пределах своей компетенции нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, через которые реально осуществляются конституционные интересы субъектов оперативно-розыскной деятельности.

Задачи оперативно-розыскной деятельности наиболее четко соединяются с отраслью конституционного права на основе правила: то, что закреплено Конституцией и конституционным правом в целом, подлежит неукоснительной защите силами, средствами и методами оперативно-розыскной деятельности. Прежде всего, это сферы жизни, здоровья населения, собственности, общественного порядка и многие другие[7].

Включение в первый уровень структуры правовой основы оперативно-розыскной деятельности конституционных законов предопределена их особым статусом. В их содержании непосредственно рассматриваются конституционные положения. К правовым основам оперативно-розыскной деятельности относятся Конституционные законы Республики Казахстан: «О Президенте Республики Казахстан» от 26 декабря 1995 года, «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16 октября 1995 года № 2529, «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 года № 132. Согласно казахстанского законодательства правовое положение президента, депутата парламента и судей обуславливает особый порядок проведения в отношении них оперативно-розыскных мероприятий.

Второй уровень правовой основы оперативно-розыскной деятельности - международно-правовой. Данный уровень предопределен п. 3 ст. 4 Конституции Республики Казахстан, которая гласит «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона».

Согласно Постановлению Конституционного Совета Республики Казахстан от 11 октября 2000 года № 18/2: «пункт 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан следует понимать так, что преимущественную юридическую силу перед законодательством Республики имеют международные договоры, заключенные ею в соответствии с Конституцией Республики, в установленном законодательством порядке, и ратифицированные Парламентом Республики путем принятия соответствующего закона.

Международные договоры, не предусматривающие ратификации как условия вступления в силу, заключенные до принятия Конституции 1995 года, являются действующими и сохраняют приоритет перед законодательством Республики, если такой приоритет для этих международных договоров прямо предусмотрен законами республики, регулирующими соответствующие сферы правоотношений».

Соответственно, важным моментом при определении правовой основы оперативно-розыскной деятельности является международное право. Согласно п. 8 ст. 1 Закона Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» от 30 мая 2005 г., № 54-III «международный договор Республики Казахстан - международное соглашение, заключенное Республикой Казахстан с иностранным государством (иностранными государствами) или с международной организацией (международными организациями) в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования».

Международные договоры заключенные и ратифицированные Республикой Казахстан, как правовой основы оперативно-розыскной деятельности можно разделить на следующие группы:

группа - общемировые, в основном в рамках ООН (международные конвенции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, терроризмом, экстремизмом, рабством и т.д.);

группа - региональные, в основном в рамках региональных союзов (Содружества независимых государств, Шанхайской организацией сотрудничества, Союза центрально-азиатских государств и т.д.);

группа - двусторонние, которые по своему содержанию разделяются на договора о правовой помощи и дружбе и сотрудничестве;

группа - состоящая из одного договора о вхождении Казахстана в Международную организацию уголовной полиции (Интерпол).

Третий уровень правовой основы оперативно-розыскной деятельности - законодательный, который следует разделить, в зависимости от юридической силы и значимости нормативно-правовых актов, на четыре подуровня: 1) кодифицированное законодательство (УК, УПК, УИК, ГПК); 2) сам Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»; 3) нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность субъектов оперативно-розыскной деятельности; 4) нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, возникающие при осуществлении отдельных положений оперативно-розыскной деятельности.

Первый подуровень третьего уровня правовой основы оперативно-розыскной деятельности составляет кодифицированное законодательство Республики Казахстан.

Второй подуровень третьего уровня правовой основы оперативно-розыскной деятельности состоит из одного нормативно-правового акта - Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности», как единственного определяющего содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Республики Казахстан, и закрепляющей систему правовых гарантий законности при ее проведении.

Четвертый подуровень третьего уровня правовой основы оперативно-розыскной деятельности состоит из нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении отдельных положений (при решении отдельных задач) оперативно-розыскной деятельности.

Четвертый уровень правовой основы оперативно-розыскной деятельности - подзаконный, который включает в себя нормативные Указы Президента Республики Казахстан, постановления и распоряжения Правительства Республики Казахстан, акты Генеральной прокуратуры, межведомственные и ведомственные нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, регулирующие отдельные правоотношения в оперативно-розыскной деятельности.

Следовательно, органы и подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, руководствуются в повседневной работе не только предписаниями Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» но и нормами всех других законов Республики Казахстан и международных соглашений, необходимость применения которых диктуется конкретными обстоятельствами, и они имеют обязательную силу для всех находящихся на ее территории органов, подразделений, должностных лиц, граждан Республики Казахстан, граждан иностранных государств и для лиц без гражданства.

Правовые нормы, регламентирующие ОРД, не устанавливают общеобязательных правил поведения людей, неисполнение которых является правонарушением. Они устанавливают процедуру применения оперативно-розыскных сил, средств и методов, то есть регламентируют процесс их применения в целях предотвращения, раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц.

Следовательно, под правовой основой оперативно-розыскной деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел следует понимать систему правовых норм, содержащихся в различных законах и подзаконных правовых актах, содержание которых создает основания, порядок и условия для применения всего комплекса оперативно-розыскных мер в борьбе с преступностью в пределах установленной компетенции.

В заключении хотелось бы отметить, что легитимность оперативно-розыскной деятельности стала подтверждаться не частной нормой уголовно-процессуального закона, регламентирующего иную по правовой природе, чем оперативно-розыскная деятельность, функцию уголовной юстиции, а закон, непосредственно определяющий различные аспекты оперативно-розыскной работы как самостоятельного вида правоохранительной деятельности[8]. В итоге несомненным является факт появления оперативно-розыскного законодательства, т.е. совокупности изданных уполномоченными правотворческими органами нормативных актов, важнейшим из которых является, во-первых, Закон Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности», занявший ключевое место в правовой основе оперативно-розыскной деятельности, во-вторых, законодательные акты, определяющие нормативно-правовой статус и направления деятельности оперативно-розыскных аппаратов.

оперативный розыскной законодательство

1.3 Морально-этические основы оперативно-розыскной деятельности

Морально-этические основы оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскной деятельности сотрудниками оперативных аппаратов обусловлена следующими основными обстоятельствами.

Во-первых, оперативная работа по своей природе самым тесным образом связана с необходимостью постоянного решения большого числа вопросов, характеризующихся значительным нравственным содержанием. В процессе применения специальных сил, средств и методов, как правило, возникают ситуации, результатом которых часто является ограничение прав и интересов граждан, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия. В целом же все фактические отношения, возникающие в сфере оперативно-розыскной деятельности, имеют личностный характер, поскольку они так или иначе затрагивают важнейшие субъективные ценности их участников[9].

Во-вторых, имеет место тесная взаимосвязь и взаимозависимость этического и правового аспекта оперативно-розыскной деятельности. Как государственно-правовая функция она предполагает органическое единство соблюдения требований права и морали. Нравственные нормы включаются в содержание правовых норм, являясь их необходимым элементом и определяя нравственные условия их применения. Соблюдение этических требований является необходимым условием обеспечения законности в оперативно-розыскной деятельности, что для нее характерны общественные отношения, которые не могут быть урегулированы не только общими, но и ведомственными нормативными актами. В этих случаях именно нормы нравственности играют главную роль при решении вопроса о допустимости тактических приемов, применяемых в ходе оперативно-розыскных мероприятий, а так же поведения их участников в каждой конкретной ситуации.

В этой связи следует учитывать то обстоятельство, что этические вопросы в условиях оперативно-розыскной деятельности приобретают дополнительную остроту вследствие ее преимущественно негласного характера. В ее структуре большое место занимают различные тактические приемы, основанные на введении в заблуждение, оказание на людей психологического воздействия и т.п.

Общей предпосылкой, обосновывающей соответствие оперативно-розыскной деятельности требованиям нравственности, является общественная и государственная необходимость решения задач борьбы с преступностью, предотвращения, раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников. Социальное назначение оперативно-розыскной деятельности и заключается в том, чтобы обеспечивать предупреждение и раскрытие в первую очередь таких преступлений, которые подготавливаются и совершаются тайно, с применением различных ухищрений и приемов маскировки для сокрытия следов содеянного и введения в заблуждение правоохранительных органов. В современных условиях оперативно-розыскная деятельность является одним из наиболее эффективных средств борьбы с преступностью, защиты охраняемых законом прав и интересов общества, государства, граждан. Возможность решения этой задачи делает необходимым и оправданным не только в правовом, но и в нравственном аспектах применения поисковых и разведывательных, негласных сил, средств и методов в борьбе с преступностью[10].

Многие отношения, складывающиеся в ОРД прежде всего между оперативными работниками правоохранительных органов РК и конфидентами, не охватывается нормативным регулированием, носят морально-этический характер.

Сложность проблемы нравственных критериев ОРД проистекает из сложного характера взаимоотношений между людьми. Оперативные работники правоохранительных органов, опираясь на помощь граждан выполняют свой профессиональный долг и стремятся к достижению социально полезных целей. Граждане, оказывающие содействие оперативным работникам, получают возможность выполнить свой гражданский долг и способствовать решению важных задач по укреплению правопорядка. Однако одновременно они находятся в служебных, семейно-бытовых и других взаимоотношениях с лицами, в отношении которых нередко и осуществляет оперативно-розыскные мероприятия. А поступки людей, находящихся между собой в каких-либо взаимоотношениях, всегда имеют ту или иную моральную характеристику и нередко требуют выбора, потому что могут быть с точки зрения моральных правил исключающими друг друга. Вот почему у оперативного работника должны быть совершенно ясные и четкие представления о нравственных критериях ОРД. Такие же представления оперативный работник должен формировать и у граждан, если он рассчитывает добиться успеха в борьбе с преступностью.

Проблема критериев нравственности ОРД требует освещения с двух сторон: соответствия института ОРД принципам морали и применения отдельных моральных требований к различным ситуациям этой деятельности[11].

Как это вытекает из положений этики, действительным основанием (и, соответственно, критерием) нравственности является объективная историческая необходимость того или иного социального института. Эта историческая необходимость преломляется в потребностях и интересах людей, социальных групп и классов, что и отражается в представлениях о справедливости, добре и зле, в содержании моральных требований. Мораль представляет собой одну из форм общественного сознания, выполняющую функцию регулирования поведения людей в самых разнообразны сферах общественной и личной жизни.

Складываясь из совокупности бытующих в обществе идей, представлений, идеалов, принципов, требований, понятий и норм поведения с точки зрения одобрения или порицания действий или поступков, оценивая их с позиции добра или зла, мораль тем самым становится важным регулирующим средством. В конечном счете предназначением моральных правил являются объединение людей для достижения общих целей, утверждение и укрепление существующих общественных отношений. Поддерживаясь силой общественного мнения, моральные правила превращаются в массовую привычку, и это, в свою очередь, формирует нравственные представления каждого отдельного человека. Поэтому каждое действие и каждый поступок человека могут быть мотивированы и оценены с позиций нравственности, то есть рассматриваться как добро или преднамеренное зло. Такие мотивировки и оценки могут быть даны самой личностью, окружением лица, трудовым коллективом и, наконец, государством через его соответствующие органы. В повседневной жизни при решении больших и малых общественных и личных дел каждый человек зачастую встречается с необходимостью сделать моральный выбор, то есть при наличии нескольких вариантов поведения, диктуемых объективными обстоятельствами, остановиться на одном, соответствующем норме нравственности.

Безусловно, в ситуациях морального выбора человек принимает решение в меру имеющихся у него представлений о нравственном и безнравственном, которые формируются семейным воспитанием, окружением и всем укладом его жизнедеятельности. Применение ОРМ обусловлено характером подготовки и совершения тяжких преступлений и объективной необходимостью проникновения в замыслы уголовных элементов с целью поддержания правопорядка, так как в нормах права выражена высшая мораль нашего общества. Всякое правонарушение противоречит морали, сложившейся в обществе. И наоборот, все законное, предусмотренное нормами права, является нравственным.

Признание объективной необходимости ОРД приводит к моральной оценке в виде одобрения этого явления социальной действительности. При моральной оценке работы оперативных подразделений правоохранительных органов не следует ограничиваться лишь общим пониманием объективной необходимости этого института. Практика его использования в борьбе с преступностью повседневно доказывает, что использование ОРД дает существенный выигрыш в общественной жизни, то есть обладает определенной социальной ценностью и является социальным благом. С помощью ОРД обеспечивается раскрытие до 70 % преступлений. В борьбе же с действиями законспирированных преступных групп использование ОРД оказывается в большинстве случаев единственным путем выявления и разоблачения их участников и пресечения опасной преступной деятельности этих лиц[12].

Каждый отдельный человек призван осознанно относиться к общим моральным принципам и правилам, уметь правильно применять их в конкретных условиях. При столкновении общественных и личных интересов преимущество должно быть отдано именно первым из них, потому что мораль несовместима с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием, она зовет к активному неприятию всего, что противоречит нашему образу жизни. В конкретных ситуациях борьбы с преступностью в связи с использованием института ОРД наиболее распространенные нравственные конфликты и вызванные ими моральные переживания возникают по причине нарушений (или непонимания) общих принципов морали и неверного истолкования отдельных моральных правил и понятий, таких как, например, как дружба, товарищество, честность, правдивость, измена, предательство и тому подобное.

С социально психологической точки зрения отход от общих принципов морали, неверное применение отдельных этических категорий порождается ограниченностью обыденного сознания лиц и групп лиц и широко бытующей в связи с этим практикой приспособления моральных правил, признанных в обществе, к своим узкокорыстным или групповым интересам. Дисциплинирующее и регулирующее значение общих моральных правил и понятий быстро обнаруживается в повседневной жизни. Например, идеи честности, товарищества и дружбы всегда объединяли людей и вели их к успешному решению общественно полезных задач, потому и закрепились в качестве требований морали. Объединенные же для достижения своих неблаговидных целей группы вырабатывают, заимствуя из общепринятой морали, отдельные положения, приспосабливая их к своим групповым интересам. Так рождаются взаимные требования у преступников не выдавать друг друга в случаях провала и остро отрицательное отношение к тем из соучастников, кто оказывает негласную помощь правоохранительным органам в борьбе с уголовно-наказуемой деятельностью. То, что такие «правила» не имеют ничего общего с нравственностью, легко доказывается. Прежде всего, со всей решительностью и определенностью необходимо подчеркнуть, что соответствующими нравственности могут быть только такие требования, которые объединяют людей для совместной социально полезной деятельности. Например, верность как приверженность общему делу и честность как правдивость, искренность перед своими товарищами, верность принятым обязательствам рассматриваются в качестве моральных качеств личности и линии ее поведения только в тех случаях, когда дело, ради которого соединяются его приверженцы, имеет социально полезное значение. Применять же их к случаям, когда люди объединяются для достижения противозаконных целей - это значит отвести морали как регулятору общественных отношений прямо противоположную отрицательную роль. Аналогично решается вопрос о нравственных критериях некоторых приемов работы оперативных сотрудников, рассчитанных на завоевание у преступников доверительных отношений и выведывание информации, необходимой для предупреждения или раскрытия уголовно наказуемого деяния. Усматривать в различных приемах дезинформации преступников отход от честности, отсутствие искренности перед своими товарищами - значит придавать отношениям в преступной группе положительное содержание.

Поскольку взаимоотношения в группе преступников носят антиобщественное содержание и преследуют достижение противозаконных целей, дезинформирующие действия конфидента не являются обманом, а представляют собой выполнение гражданского долга во имя укрепления правопорядка, то есть оперативной хитростью[13].

Теоретические, правовые и нравственные основы ОРД реализуются на практике в рамках работы правоохранительных органов, составляющей специальную область государственной функции, осуществляемой в целях предупреждения и раскрытия уголовных проявлений, а также розыска скрывающихся преступников и лиц, пропавших без вести, а также других лиц, в случаях предусмотренных законом.

Признание оперативно-розыскной деятельности нравственной содержится в уголовно-процессуальном законодательстве, которое закрепляет государственную необходимость и целесообразность ее использования в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших, а так же принятия всех необходимых мер по предупреждению и пресечению преступлений

На индивидуальном уровне нравственный характер оперативно-розыскной деятельности отражается в сознании оперативных работников виде понимания этого ее качества и практической реализации этических требований в повседневной деятельности. Своего наивысшего выражения этот процесс получает в таких этических категориях, как служебный долг и служебная ответственность за выполнение профессиональных обязанностей. В соответствии с этим содержание их служебного долга включает весь комплекс не только правовых, но и моральных требований, предъявляемых к каждому работнику и осознаваемых ими как нравственная необходимость практически действовать в любых самых сложных и острых ситуациях в соответствии с коренными интересами общества и государства, требованиями законности.

При этом следует иметь в виду, что решение всех без исключения морально-этических проблем в сфере оперативно-розыскной деятельности должно осуществляться на базе общих положений общественной нравственности. Будучи обусловленными особенностями сферы их проявления - применения поисковой и преимущественно негласной оперативно-розыскной деятельности в целях предотвращения, раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников, общие нормы нравственности трансформируются в соответствующую разновидность профессиональной этики, не утрачивая своей принципиальной сущности[15].

В соответствии с этим морально-этические основы оперативно-розыскной деятельности представляют собой совокупность общих норм нравственности, реализуемых в специфических условиях функционирования оперативных аппаратов правоохранительных органов при решении задач борьбы с преступностью путем применения, преимущественно негласных методов.

Необходимым элементом морально-этических основ оперативно-розыскной деятельности является исключение незаконного нарушения прав и интересов граждан, вовлекаемых в сферу применения специальных сил, средств и методов. В частности, недопустимо использование оперативно-тактических приемов, связанных с причинением физического и другого ущерба лицам, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия, а так же конфидентам, применением провокации, угроз, шантажа, обмана, способных подтолкнуть их к совершению преступления или искусственному созданию доказательств, самооговору и любому другому искажению обстоятельств, влекущему изменения в их правовой квалификации.

Специфическим для оперативно-розыскной деятельности нравственным требованием является недопущение предвзятости в работе.

Каждый сотрудник оперативных аппаратов должен обязательно учитывать в своей повседневной работе, что любое отступление от требований нравственности порождает серьезные отрицательные последствия. Во-первых, такие отступления влекут нарушения законности. Во-вторых, это наносит ущерб представлению граждан о моральном облике данного оперативного работника, причем эти отрицательные оценки зачастую распространяются на всех сотрудников оперативных аппаратов и правоохранительные органы в целом.

Правильная ориентировка относительно научных основ оперативно-розыскной деятельности и предмета оперативно-розыскной теории необходима для сознательного и устремленного овладения профессией оперативного работника, формирования в себе необходимых разведывательных качеств. Именно научность преподавания позволяет практическим работникам в дальнейшем развивать и совершенствовать свои знания, а так же заниматься самостоятельным творчеством.

Однако неверно считать, что положения складывающиеся в настоящее время в оперативно-розыскной теории служат единственным источником формирования профессионального специалиста. И на сегодняшний день не менее актуальными являются изучение, обобщение и распространение положительного опыта оперативно-розыскной работы. Объясняется это тем, что профессиональное творчество оперативных работников в сложных ситуациях борьбы с преступностью повседневно отыскивает наиболее передовые эффективные приемы и способы негласной работы. Эти находки не должны предаваться забвению, а в аналогичных ситуациях могут быть использованы и в других оперативных аппаратах.

Профессиональная ценность положительного передового опыта оперативно-розыскной работы предъявляет особые требования к оперативно-розыскной теории и научным исследованиям в этой области. Они должны тщательно изучать и обобщать все ценное, передовое, что предлагает практика, и вырабатывать на их основе эффективные рекомендации по борьбе с преступностью[16].

В системе научных знаний, обслуживающих профессиональную деятельность оперативных аппаратов оперативно-розыскная теория занимает особое место. Она отражает зафиксированные в научных и профессиональных категориях теоретические, правовые, организационные, тактические и технические стороны оперативно-розыскной деятельности. Творчески приспосабливая современные достижения смежных наук и исследуя положительный опыт оперативно-розыскных подразделений, оперативно-розыскная теория своими научными выводами и рекомендациями непосредственно обслуживает разведывательную работу правоохранительных органов в области борьбы с преступностью. Поскольку каждый работник правоохранительных органов, выполняющий функции по охране общественного порядка, в той или иной мере использует элементы разведывательной работы, состоящей в негласном выявлении и исследовании криминогенных объектов. Оперативно-розыскная теория представляет собой фундаментальное научное знание, необходимое профессиональному специалисту, получающему специальное образование.

2. Проблемы и основные направления совершенствования правовых и морально-этических основ оперативно-розыскной деятельности

.1 Появление профессиональной деформации сотрудников оперативных аппаратов и пути ее преодоления

Нравственная культура занимает одно из центральных мест в личной культуре сотрудников правоохранительных органов. Это обусловлено характером их деятельности, т.к. она связана с обеспечением прав и свобод граждан, выполнением их обязанностей перед обществом и государством. Советский военачальник М.В. Фрунзе, отмечал «армия с устойчивой моралью будет армией непобедимой». Его слова мог бы поддержать Ганнибал столкнувшийся с тем, что в течение одного месяца, в Капуе, его войско занимаясь грабежами, разбоями и увеселениями морально разложилось превратившись в вооруженный сброд, что предопределило победу римлян. Термин «нравственная культура» образовался на базе двух понятий «нравственность» и «культура» [17].

Нравственность как известно, это практическая воплощенность моральных идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях <#"justify">Заключение

Подводя итог исследования в рамках дипломной работы мы можем сказать, правовая и морально-этическая основа оперативно-розыскной деятельности сформировались в процессе практической деятельности оперативных служб органов внутренних дел, были обобщены и сформулированы теорией ОРД и получили нормативное закрепление в законодательстве и ведомственном правовом регулировании.

Принятие Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» придало принципам статус законодательных норм с соответствующим механизмом их реализации и тем самым завершилось безграничное ведомственное нормотворчество в данной сфере правового регулирования, и тем самым был сделан один из первых шагов на пути к правовому государству, в контексте укрепления законности.

Правовая и морально-этическая основа являясь исходными положениями, имеют важное значение. Законодательная фиксация создают предпосылки для того, чтобы объективные требования ее закономерностей, сформулированные в виде обязательных правил, неизбежно будут использоваться персоналом органов, правомочных проводить оперативно-розыскную работу, для достижения цели и разрешения задач ОРД. Речь идет о том, что обретая форму правовых норм, непосредственно включаются в процесс правоприменения. При этом, с одной стороны, они представляют собой нормы, то есть установленные и санкционированные государством и обеспечиваемые его силой правила, регулирующие отношения в сфере ОРД, а с другой - исходные положения человеческой деятельности в этой сфере, то есть понятия, отображающие логику движения различных форм деятельности в ней. От правильного употребления термина часто зависит «узнаваемость» всей директивы, заключенной в правовой норме. Напротив, присутствие в действующих законах множества различных терминологических единиц совпадающих по своему значению, вносит сумятицу в правоприменение. Принципы права - это выраженные в праве руководящие начала, характеризующие наиболее важные черты его содержания.

Правовые идеи, формируемые исследователями, несомненно, могут влиять на правосознание правоприменителя, но такое правосознание должно корректироваться и подчиняться только тем научным идеям, которые восприняты законодателем в качестве основы того или иного вида деятельности и нашли свое закрепление в конкретных правовых нормах, то есть стали нормами.

Следовательно, органы и подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, руководствуются в повседневной работе не только предписаниями Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» но и нормами всех других законов Республики Казахстан и международных соглашений, необходимость применения которых диктуется конкретными обстоятельствами, и они имеют обязательную силу для всех находящихся на ее территории органов, подразделений, должностных лиц, граждан Республики Казахстан, граждан иностранных государств и для лиц без гражданства.

Правовые нормы, регламентирующие ОРД, не устанавливают общеобязательных правил поведения людей, неисполнение которых является правонарушением. Они устанавливают процедуру применения оперативно-розыскных сил, средств и методов, то есть регламентируют процесс их применения в целях предотвращения, раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц.

Следовательно, под правовой основой оперативно-розыскной деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел следует понимать систему правовых норм, содержащихся в различных законах и подзаконных правовых актах, содержание которых создает основания, порядок и условия для применения всего комплекса оперативно-розыскных мер в борьбе с преступностью в пределах установленной компетенции.

При определении значения международно-правовых актов в формировании оперативно-розыскного законодательства, мы руководствовались ч. 3 ст. 4 Конституции, которая гласит: «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона»[1].

С момента обретения независимости в 1991 году Республика Казахстан проводит целенаправленную политику интеграции в международное сообщество. За тринадцать лет независимости пройден большой путь как политических, так и экономических и социальных реформ. Одним из направлений данных реформ является коренное изменение существовавшего законодательства, приведение его в соответствие с международными стандартами, где приоритетами являются человек, его права и свободы. Возрастающее значение роли международных отношений, их воздействие на внутреннюю жизнь любого государства придают современному миру целостность. Соответственно, важным моментом при формировании правовой и морально-этической основы ОРД является международное право.

На основании изложенного полагаем ч. 1 ст. 4 Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» нуждается в дополнении и полагаем целесообразным изложить ее в следующей редакции: «Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Республики Казахстан, международные договоры, заключенные и ратифицированные Республикой Казахстан, настоящий Закон, а также другие нормативные акты Республики Казахстан».

В результате проведенного исследования, в рамках дипломной работы, мы можем сказать, правовая и морально-этическая основа ОРД сформировались в процессе практической деятельности оперативных служб органов, субъектов ОРД, были обобщены и сформулированы теорией ОРД и получили нормативное закрепление в законодательстве и ведомственном правовом регулировании.

Принятие Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» придало оперативно-розыскным мероприятиям статус законодательных норм с соответствующим механизмом их реализации и тем самым завершилось безграничное ведомственное нормотворчество в данной сфере правового регулирования, и тем самым был сделан один из первых шагов на пути к правовому государству, в контексте укрепления законности, соблюдения прав и свобод человека.

Законодательная фиксация в правовых актах создают предпосылки для того, чтобы объективные требования ее закономерностей, сформулированные в виде обязательных правил, неизбежно будут использоваться персоналом органов, правомочных проводить оперативно-розыскную работу, для достижения цели и разрешения задач ОРД. Речь идет о том, что оперативно-розыскные мероприятия, обретая форму правовых норм, непосредственно включаются в процесс правоприменения. При этом, с одной стороны, они представляют собой нормы, то есть установленные и санкционированные государством и обеспечиваемые его силой правила, регулирующие отношения в сфере ОРД, а с другой - исходные положения человеческой деятельности в этой сфере, то есть понятия, отображающие логику движения различных форм деятельности в ней.

Целенаправленная государственная политика в сфере борьбы с преступностью, помноженная на нетерпимость общества к этим проявлениям, сдвинула данную проблему с мертвой точки.

Отмечая положительные тенденции в совершенствовании оперативно-розыскного законодательства, в части регламентации осуществления оперативно-розыскных мероприятий, при этом отмечается наличие нерешенных проблем.

Во-первых, принятие Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности», и последовавшие дальнейшие дополнения и изменения оперативно-розыскного законодательства дало на начальном этапе положительный импульс. Но правоприменительная практика последних трех-пяти лет показывает необходимость принятия ряда новых законов, направленных на совершенствование правовой базы, регламентирующей осуществление оперативно-розыскных мероприятий.

Во-вторых, в настоящее время проведение отдельных мероприятий, особенно специальных требует длительного времени на оформление процессуальных документов. Следует упростить процедуру.

В-третьих, слабая материально-техническая оснащенность, недостаточная социальная и правовая защита работников правоохранительных органов, наряду с другими факторами в определенной мере сдерживают эффективность, которые непосредственно влияют на ее результаты.

В-четвертых, необходимо четко регламентировать использование результатов, полученных в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий в качестве доказательств в уголовном процессе

В-пятых, необходимо предпринять дополнительные усилия, направленные на усовершенствование механизмов взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями по вопросам проведения оперативно-розыскных мероприятий как по поручению, так и на территории другого государства Основными направлениями должны стать: сближение основ законодательства, в основании, порядке проведения и прекращения оперативно-розыскных мероприятий.

Список использованной литературы

1.Конституция Республики Казахстан, 1995 г.

.Закон Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 года.

.Оперативно-розыскная деятельность: Учебник/Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова.- М.: ИНФРА-М, 2001.- С. 62.

.Маркушин А.Г. Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел (правовые, моральные, организационные и тактические аспекты): Дисс. д.ю.н. в форме научного доклада, выполняющего также функции автореферата М., 1994. - С.22.

.Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научно-практический комментарий, - Омск: Юридический институт МВД России.- 1996. - С.9.

.Савицкий В.М. Язык процессуального закона: Вопросы терминологии.- М., 1987. - С. 9.

.Чувилев А.А. Оперативно-розыскное право. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999.- С.14.

.Гущин А.Н., Францифоров Ю.В. Доказательства, доказывание и использование результатов оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие./ М.: «Издательство ПРИОР», 2001. - С. 44.

.Галиев С.Ж., Сапарин О.Е. Комментарий к Закону Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» - Алматы: Жетi жаргы, 1998.- 96 с.

.А.К. Мулдахметов, А.Ч. Уразалиев, Т.Б. Токалов. Оперативно-розыскная деятельность: термины и определения: - Алматы, 1998. - С.55.

.Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1 - М., 1982. - С. 98.

.Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 года.

.Конституция Республики Казахстан. Комментарий. Под ред. Г. Сапаргалиева.- Алматы: Жет! Жаргы,1998.- С. 29.

.Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник.- Алматы: Жет! Жаргы, 1998. - С.30.

.Журсимбаев С.Е. Актуальные проблемы обеспечения прокурором прав и свобод человека и гражданина на досудебных стадиях уголовного процесса./ Дисс. на соиск. учен. степ. к.ю.н., Алматы, 2000. - С. 21.

.Олейник П.А., Птицын А.Г. Вопросы теории и тактики агентурно-оперативной работы./ Киев: РИО МВД УССР, 1975.- С. 11.

.Сергеев В. Правовые основы обеспечения социалистической законности в оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие./ М.: Академия МВД СССР, 1984.- С.29-32.

.Приходько Е.П., Побрызгаев П.П. Механизм формирования поведения оперативных работников в условиях риска: Межвузовский сборник научных трудов.- Киев. 1991.- С. 54.

.Корневский Ю.В.. Токарева М.Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. Методическое пособие. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2000.- С.5.

.Конопля Н.С. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Теримины и определения: Учебное пособие.- Киев: НИ и РИО КВШ МВД СССР им. Ф.Э. Дзержинского, 1988. - С. 22.

.Сурков К.В. Принципы оперативно-розыскной деятельности и их правовое обеспечение в законодательстве, регламентирующем сыск: Монография. СПб.: СпбЮИ МВД России, 1996.- С. 39-40.

.Самохин Б.М., Князев В.В. Зарубежный опыт оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью: Научно-аналитический обзор,- М.: Академия МВД России, 1991.- 132с.

.Шумилов А.Ю. Сущность, содержание и принципы оперативно-розыскной деятельности./ Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред.К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова.- М.: ИНФРА_М, 2001. - С. 69.

.Самойлов В.Г. Документирование по делам оперативной разработки: Учебное пособие./ Горький: ГВШ МВД СССР, 1978.- С.25.

.Чечеткин А.Е. Принципы оперативно-розыскной деятельности. / Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научно-практический комментарий., 1999. - С. 13.

.Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов./ М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999.- С. 11.

.Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, 1998 г.

.Уголовный кодекс Республики Казахстан, 1998 г.

.Гребельский Д.В. Обеспечение реализации ленинского принципа социалистической законности в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.- Труды Высшей школы МВД СССР. М., 1970, № 27.- С. 185.

.Гребельский Д.В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Автореферат докторской диссертации. М., 1974.- С. 27.

.Гранин А.Ф. Правовая культура работника учреждений органов внутренних дел. Киев, 1971.- С. 16.

.Возный А.Ф. Уголовно-правовые и этические проблемы теории и практики в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.- М.: ВНИИИ МВД СССР,.- С. 74.

.Махинин В.И. Основы управления в органах безопасности: Учебник./ Отв. ред. д.ю.н., проф. Б.С. Тетерин.- М.: Изд-ль И.И. Шумилова, 2001.- С. 140.

.Филимонов Н.В. Морально-этический аспект оперативно-розыскной деятельности./ Актуальные проблемы теории оперативно-розыскной деятельности: Сборник научных трудов.- Омск: Высшая школа милиции МВД СССР, 1986.- С. 60.

.Паташков С.В., Чокин Ж.М., Каймульдинов Е.Е. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебно-практическое пособие. - Алматы: Юный полиграфист, 2001.

.Конституция Республики Казахстан: Комментарий. Под ред. Г. Сапаргалиева. - Алматы: Жете Жаргы, 1998. - С. 30.

.Журсимбаев С.Е. Актуальные проблемы обеспечения прокурором прав и свобод человека и гражданина на досудебных стадиях уголовного процесса: Дисс. … к.ю.н. - Алматы, 2000. - С. 21.

.Савицкий В.М. Язык процессуального закона: Вопросы терминологии. - М., 1987. - С. 9.

Похожие работы на - Положения Конституции Республики Казахстан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!