Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




Северо-Кавказский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский Государственный Университет Правосудия»

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

Кафедра Общетеоретических правовых дисциплин








Контрольная работа

Вариант № 20

«Политико-правовое учение Канта»


Магистранта 1 курса группы 2/15

заочной формы обучения

Панчук Татьяны Ивановны

Научный руководитель:

Шепелева Анна Сергеевна, доцент,

кандидат исторических наук




КРАСНОДАР

г.


Содержание


Введение

. Основы политического и правового учения Канта о праве и государстве

.1 Учение Канта о государстве

.2 Кант о правовом государстве

.3 Учение Канта о праве

. Классификация форм правления по Канту

. Проект вечного мира

Заключение

Список используемой литературы



Введение


К числу самых известных специалистов в области общей теории государства и права ХVIII в. относится германский ученый И. Кант. Многие положения сформулированной им политико-юридической доктрины приобрели статус классических, так как получили высокую оценку и нашли широкое применение в работах выдающихся политологов и юристов XIX и XX вв.

Условиями познания, по Канту, являются общезначимые априорные, или предшествующие опыту, формы, упорядочивающие беспорядок разрозненных аффектов и придающие целостный характер нашим представлениям о мире и человеке. Такими формами являются: пространство и время (чувственное познание), причинность (рассудок) и так называемые идеи чистого разума - идеи Бога, бессмертия души и бесконечного мира как целого; последние не подлежат теоретическому доказательству или опровержению, ибо в опыте нет реальных объектов, соответствующих данным понятиям


.Основы политического и правового учения Канта о праве и государстве


Продолжателем просветительской традиции в области государственно-правовой теории стал И. Кант. Он принял основную антидеспотическую установку договорных теорий просветителей - стремление к строго правовому ограничению принуждающей государственной власти. Вместе с тем Кант пересмотрел основания политической теории и существенно модифицировал саму эту теорию: он утверждал, что источник нормативности права и ограничения всевластия государства в конечном счете - это суверенитет автономной в моральном отношении личности. Кант считал, что только не отчуждаемость моральной автономии и гражданского достоинства индивида - члена политического сообщества может быть окончательным критерием «строгого права» и правового государства.

Канта по праву называют философом свободы. Квинтэссенцией этики мыслителя является учение о том, что человек - существо не только природное, но и свободное.

Среди основных работ Канта необходимо назвать следующие:

"Критика чистого разума" (1781 г.);

"Критика практического разума" (1788 г.);

"Критика способности суждения" (1790 г.);

"К вечному миру" (1795 г.);

"Метафизика нравов" (1797 г.);

"О поговорке "Может, это и верно в теории, но не годится для практики" (1793 г.).


1.1Учение Канта о государстве


Государство - это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Кант, очевидно, имел в виду правовое государство, сообразующееся с универсальным правовым стандартом, включающим и такие уровни, как международное право и права гражданина мира.

Вместе с тем первичный договор об образовании государства выступает у мыслителя исключительно умозрительной конструкцией: "...этот договор есть всего лишь идея разума, которая, однако, имеет несомненную (практическую) реальность в том смысле, что он налагает на каждого законодателя обязанность издавать свои законы так, чтобы они могли исходить из объединенной воли целого народа". "В самом деле, - отмечал Кант, - трудно предположить, чтобы народ дал согласие на закон о наследственных привилегиях сословия господ. Такой закон, возвышающий одну часть общества над другой, представляется противоправным".

Выработка данного положения позволила Канту преодолеть противоречие, столь свойственное естественно-правовой теории, представлявшей государство одновременно и как реальный договор, заключенный между государством и каждым индивидом в частности, и как модель будущей организации политической власти.


1.2 Кант о правовом государстве


В своих работах Кант, как и многие предшествующие ему мыслители и правоведы, поднимает и анализирует вопрос о правовом государстве. Кант противопоставил идеал правового государства (Rechtsstaat) патерналистскому государству (imperium paternale), ибо в патерналистском государстве "суверен хочет по своим понятиям сделать народ счастливым и становится деспотом".

Согласно Канту, целью государства является не благо и не счастье каждого подданного, а состояние наибольшего соответствия государственного устройства с принципами права, "к чему нас обязывает стремиться разум при помощи категорического императива". Это в корне отличает воззрения Канта от традиций античной философии, которая рассматривала в качестве цели государства достижение всеобщего блага. Всеобщее благо, с точки зрения Канта, не является правовым принципом, поскольку не может быть реализовано повсеместно и понимаемо каждым гражданином по-своему.

Поэтому И. Кант заключает: "Суверен не вправе принуждать своих граждан к действиям, способствующим достижению общего блага, но должен применять насилие, чтобы частные цели не мешали всем остальным". Следовательно, правовое государство должно гарантировать подданным гражданскую свободу, а не заботиться о благосостоянии отдельных граждан.

Кант развивал антиэтатистскую традицию в интерпретации государства как "ночного сторожа", ограничив сферу государственного регулирования прежде всего функцией правовой защиты интересов частного собственника и выведя из перечня функций государства воспитательную, социальную и иные функции.

Идеальными формами правления Кант называл парламентскую республику и конституционную монархию с разделением властей. Нужно подчеркнуть, что принцип разделения властей Кант трактовал не в контексте идеи "контроля и баланса", так называемой системы сдержек и противовесов, а функционально. То есть три ветви власти дополняют друг друга "до совершенства" и ни одна из ветвей власти не может принять на себя функции другой.

Все три ветви власти могут быть представлены как суждения в силлогизме: "Большая посылка, содержащая в себе закон всеобщим образом объединенной воли; меньшая посылка, содержащая в себе веление поступать, т.е. принцип поведения под эту волю, и вывод, содержащий в себе судебное решение (приговор) относительно того, что в данном случае соответствует праву".


1.3 Учение Канта о праве


Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант называет правом. Из такого понимания права явствует, что оно призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовне человеческие поступки. Иначе говоря, никто не вправе предписывать человеку, ради чего он должен жить, в чем ему надо видеть свое личное благо и счастье.

Право как социальный регулятор противостоит более универсальным правилам - моральным - и является разновидностью всеобщих этических норм.

Право у Канта отлично от законодательства и имеет ценностное измерение, в частности измеряется через понятие "свобода". "Право есть ограничение свободы каждого с условием ее согласия со свободой каждого другого, насколько это возможно по всеобщему закону". К таким условиям относятся: наличие принудительно осуществляемых законов, гарантированный статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общества перед законом, а также разрешение споров в судебном порядке.

По сути дела, перед нами определение права как системы внешних законов, т.е. право объективное, писаное. Кант понимает всю недостаточность такого определения права, поэтому он вводит понятие всеобщего принципа, или всеобщего правового закона, который можно назвать категорическим правовым императивом.

В практико-идеологическом плане кантовское определение права созвучно идеологии раннего либерализма, исходившей из того, что свободные и независимые друг от друга индивиды способны сами, по взаимному согласию, урегулировать отношения, возникающие между ними, и нуждаются лишь в том, чтобы эти отношения получили надежную защиту.

По мнению Канта, всеобщий правовой закон должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключить из него какие-либо моральные требования. И сделано это было не зря. Во-первых, для того чтобы исключить какие-либо разночтения со стороны рядовых граждан.

Кант полагает, что вопрос "Что такое право?", обращенный к правоведу, сродни вопросу "Что есть истина?", обращенному к учителям логики. Что следует по праву (quid sit iuris), т.е. что говорят или говорили законы в том или ином месте в то или другое время, он еще может указать; но право (recht) ли то, чего они требуют, и каков всеобщий критерий, на основании которого можно вообще различать правовое и неправовое (iustum et iniustum), - это остается для него тайной, если он хоть на время не оставляет указанные эмпирические принципы и не ищет источник этих суждений в одном лишь разуме (хотя бы упомянутые законы и служили ему для этого хорошим руководством), чтобы установить основу для возможного положительного законодательства. Чисто эмпирическое учение о праве - это голова (подобно деревянной голове в басне Федра), которая может быть красива, но, увы, безмозгла.

2.Классификация форм правления по Канту


Кант предлагает следующую классификацию форм правления:

) Формы правления, по числу законодательствующих лиц:

а) автократия (абсолютизм);

б) аристократия;

в) демократия.

Автократия - одна из лучших форм. Демократия - худшая, так как наиболее сложная форма правления.

) Центр тяжести проблемы устройства государства лежит непосредственно в способах и методах управления народа. С этой позиции Кант разделяет следующие формы управления:

а) республиканская - основана на отделении исполнительной власти от законодательной;

б) деспотическая - основана на слиянии исполнительной власти и законодательной.

По Канту, самодержавная форма власти, вполне может быть республиканской (поскольку в ней четко разделены законодательная и исполнительная власть), а демократия чрезвычайно подвержена трансформации в деспотизм и совместима с ним.

Государь, правитель наделяется только правами. Кант оспаривает право народа наказывать главу государства, если даже тот нарушает свой долг перед государством. Осуждается также право на восстание и допускается только легальное и в некотором смысле пассивное сопротивление существующей власти. Форма борьбы за право - неповиновение.

Все политически изменения Кант предлагает путем плавных реформ сверху, но не в коем случае не путем открытой вооруженной борьбы.

В отношении изменения форм государства Кант пишет: «Все же суверен (народ) должен иметь возможность изменять существующее государственное устройство, если оно не согласуется с идеей первоначального договора, и при этом сохранять форму, необходимую для того, чтобы народ составлял государство».

Таким образом, Кант является типичным ранним идеологом социального реформизма.

Кант против захватнической, грабительской войны, резко осуждает подготовку к войне. Он выдвигает проект установления «вечного мира» путем создания всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому принципу. По его мнению, создание такого космополитического союза в будущем неминуемо. Предпосылкой тому должны явиться просвещение и воспитание народов, благоразумие и добрая воля правителя, коммерческие потребности наций.

Лучшей формой государства Кант считает республику (как правовой союз) с разделением властей, так как здесь сочетаются закон, свобода и принуждение. В анархии есть свобода, но нет закона и принуждения. В монархии есть закон и принуждение, но нет свободы. Однако формам государства Кант не придает особого значения. Главное, считает он, - это методы властвования, т.е. политический режим, а не форма правления. Говоря о политическом режиме, Кант уделяет внимание соотношению исполнительной и законодательной власти. Если они объединены в одном лице, то тогда наступит деспотия. Наилучшей формой государства (как формы правления) он считает конституционную монархию, т.е. монархию, опирающуюся на конституцию.

«Государственные формы, - отмечает Кант, - это всего лишь буква (littera) первоначального законодательства в гражданском состоянии, и они могут существовать до тех пор, пока они как принадлежность механизма государственного строя считаются по старой и длительной привычке (следовательно, лишь субъективно) необходимыми. Но дух первоначального договора (anima pacti originarii) налагает на устрояющую власть обязательство делать способ правления соответствующим идее первоначального договора и, если этого нельзя добиться сразу, постепенно и последовательно так изменять это правление, чтобы оно по своему действию согласовалось с единственно правомерным строем».

Таким образом, И. Кант в систематизированной форме обосновал политическую доктрину либерализма. Он считал либерализм учением, единственно соответствующим разуму, и подвел под него философско-этическую основу.

кант государство правовой правление

3.Проект вечного мира


Стремление человечества запретить войны восходит к глубокой древности. Идея вечного мира занимала умы мыслителей не только античности и средневековья, но и пользовалась огромной популярностью среди ученых и государственных деятелей в период буржуазных революций.

Проблеме установления мира Кант также посвятил отдельную работу - "К вечному миру" (1795), которая пользовалась большим успехом у современников. Достаточно напомнить, что при жизни автора данное сочинение издавалось 12 раз.

И. Кант выделил шесть предварительных (прелиминарных) условий и четыре основных (дефинитивных) условия, необходимых для установления вечного мира. Среди прелиминарных были названы следующие условия:

) при заключении мирного договора не должны сохраняться тайные основания для разжигания войны, а именно нельзя включать в текст договора те положения, которые могут возобновить военные действия между сторонами;

) нельзя дарить, наследовать, передавать в качестве приданого и т.д. территорию или часть территории государства;

) постоянные армии должны быть распущены;

) запрещаются государственные займы, взятые для финансирования военных действий;

) недопустимо вмешательство одного государства во внутреннюю политику другого государства;

) военные действия не должны вестись такими средствами, которые бы подрывали доверие сторон в будущем. Например, засылка тайных убийц, отравителей, нарушение условий капитуляции, подстрекательство к измене в государстве неприятеля.

Среди основных условий заключения мирного договора Кант называет четыре условия:

) при республиканском устройстве сложнее начать войну, поэтому участниками договора должны стать республики;

) в результате заключения договора государства объединяются в союз (федерацию свободных государств), в котором каждое государство сохраняет свой суверенитет;

) между государствами устанавливается сотрудничество и взаимное гостеприимство;

) (тайное условие) правители должны совещаться с философами в принятии государственных решений.


.Соотношение вины и наказания


Хотя право и мораль - самостоятельные, «суверенные» механизмы регуляции и формы духовности. в нашем общественном сознании прочно утвердились представления, в соответствии с которыми есть такая сторона во взаимосвязи рассматриваемых явлений, где приоритет безусловно принадлежит морали. Это, по убеждению многих людей, - значение в области права основополагающей моральной категории - справедливости. Той справедливости, которая, характеризует начала «равновесности» в праве и соотносится с его определяющим качеством - бытием и действием права в качестве «равной меры».

Индивид, по Канту, есть существо, в принципе способное стать «господином самому себе» и потому не нуждающееся во внешней опеке при осуществлении того или иного ценностного и нормативного выбора. Но далеко не всякий использует индивидуальную свободу только для реализации «категорического императива», сплошь и рядом она перерастает в произвол. Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант называет правом. Оно призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовне человеческие поступки. Никто не вправе предписывать человеку, ради чего он должен жить, в чем ему надо видеть свое личное благо и счастье. Тем более нельзя добиваться от него угрозами, силой, выполнения этих предписаний.

Кант был убежден, что неизбежная конфликтность частнособственнических интересов может посредством права приводиться к определенной согласованности, исключающей необходимость прибегать к силе для разрешения противоречий. Право Кант трактует как проявление практического разума: человек постепенно приучается быть если не морально добрым человеком, то во всяком случае хорошим гражданином.

Кант выступает против таких принципов аморальной политики: 1) при благоприятных условиях захватывай чужие территории, подыскивая затем оправдания этим захватам; 2) отрицай свою виновность в преступлении, которое ты сам совершил; 3) разделяй и властвуй.

Кант считает необходимым средством борьбы против этого зла гласность, рассмотрение политики с точки зрения ее гуманистического смысла, устранения из нее бесчеловечности. Кант утверждал: «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти».

Истинное призвание права - надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализоваться свобода индивида.

Осуществление права требует того, чтобы оно было общеобязательным. Для этого право наделяется принудительной силой. Иначе нельзя заставить людей соблюдать правовые нормы, нельзя воспрепятствовать их нарушению и восстанавливать нарушенное. Если право не снабдить принудительной силой, оно окажется не в состоянии выполнить уготованную ему в обществе роль. Сообщить праву такое нужное ему свойство способно лишь государство - исконный и первичный носитель принуждения.

Кант многократно подчеркивал необходимость для государства опираться на право, ориентироваться в своей деятельности на него, согласовывать с ним свои акции. Отступление от этого положения грозит потерей доверия и уважения своих граждан.

Общество в целом, прежде всего в лице государства, не может нарушать достоинства личности, рассматривая ее только как средство достижения государственных целей. Государство не вправе также опекать своих граждан, подобно тому как родители опекают малолетних детей. «Правление отеческое, - пишет И. Кант, - при котором подданные, как несовершеннолетние. не в состоянии различить, что для них полезно или вредно… Такое правление есть величайший деспотизм».


Заключение


Учение Канта о праве стало основой для нормативизма, оно исходит из представления, что нормы права абсолютно независимы от законов развития общественной жизни и принципиально отличаются от них по своему характеру, так как представляют собой требования должного, в то время как законы природы и общественной жизни выражают необоснованность, в которой воля человека бессильна.

С учением Канта тесно связана теория правового государства, так как Кант считал, что цели государства являются обеспечением торжества права. Государство должно подчиняться требованиям конституции. Характерным для учения Канта о праве является противопоставление легального и морального.

Единственное и достаточное его основание - человек как разумное существо. Он покоится на признании важности тех свойств и признаков (прежде всего разума), по которым все люди могут быть отнесены к единой категории рода человеческого.



Список литературы


1.Козлихин, И.Ю. История политических и правовых учений. Курс лекций [Электронный ресурс] : учебное пособие. - Электрон. дан. - М. : Проспект, 2014. - 301 с.

.История политических учений: Учебное пособие / А.И. Демидов, А.Ф. Бичехвост, Т.А. Алексеева; Отв. ред. А.И. Демидов. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 432 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-342-3, 1000 экз.

.История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста и В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2009. 584 с.

.История государственно-правовых учений: Хрестоматия / Авт.-сост. С.В. Липень; Под общ. ред. В.В. Лазарева. М.: Спарк, 2006. 1071 с.

.Козлихин И.Ю. Избранные труды. СПб.: Юрид. центр "Пресс", 2012. 585 с.

.Козлихин И.Ю., Поляков А.В., Тимошина Е.В. История политических и правовых учений. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та; Изд-во юрид. фак. СПбГУ, 2007. 856 с.

.Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2007. 480 с.

.Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений. М.: Приор-издат, 2004. 608 с.

.Таранов П.С. Философия сорока пяти поколений. М.: АСТ, 1998. 656 с.

.Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. / Авт.-сост. В.В. Лазарев, С.В. Липень. М.: Юристъ, 2001. Т. 2. 604 с.

.История политических учений: Учебное пособие / А.И. Демидов, А.Ф. Бичехвост, Т.А. Алексеева; Отв. ред. А.И. Демидов. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 432 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-342-3, 1000 экз.

.История политических и правовых учений: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 704 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-262-4, 500 экз.

.Суслова Л. А. Философия И. Канта. - М. Высшая школа, 1988. С. 215.

.Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. С. 288-290.

.Философия. Учебное пособие под редакцией профессора В.Н. Лавриненко.