Тема: Петровское законодательство о государственной службе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    22,83 Кб
Петровское законодательство о государственной службе
Петровское законодательство о государственной службе
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ; ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПЕТРА I О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

. ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Интерес к истории возникновения и развития государственной службы России не случаен: изменившиеся социально-экономические и правовые условия, статус нашей страны в мировом сообществе заставляют управленцев, юристов, политиков, политологов задуматься о путях совершенствования государственного управления, и наиболее эффективным видится здесь соединение передового зарубежного опыта со спецификой русской ментальности, геополитических условий и исторического развития. Механическое перенесение заимствованного из-за рубежа опыта явно неприемлемо, что, без сомнения, следует не только из социально-демографической специфики России, но и из особенностей ее исторического развития: пожалуй, ни одна страна в мире не знала столь ярких периодов взлета и столь катастрофических падений, как Россия. Поэтому игнорирование исторического опыта в законотворческой деятельности недопустимо и может привести к серьезным последствиям.

В связи со сказанным, нетрудно заметить, что в первую очередь опыт формирования и реформирования отечественного законодательства о государственной службе эпохи Петра I представляет особый интерес в свете развития современного российского законодательства о государственной службе. Петровские реформы, предпринятые в первую очередь для обновления системы государственной службы и порядка управления, затронули в действительности в той или иной степени все сферы жизни русского общества. Преобразования Петра I в рассматриваемой сфере общественных отношений стали отправной точкой для последующего выстраивания системы государственной службы, формирования правовых основ деятельности государственного аппарата.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере государственной службы.

Предметом изучения выступает законодательство о государственной службе эпохи Петра I.

Цель данной работы состоит в анализе основных нормативно-правовых актов первой четверти XVIII в., затрагивающих вопросы кадровой политики и государственной службы.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

Изучить законодательство Петра I о государственной службе;

Обозначить особенности государственной службы петровской эпохи;

Провести анализ одного из ключевых нормативно-правовых актов о государственной службе - «Табели о рангах».

Методологическую основу исследования составили: историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования.

Труды таких ученых как: С.Е. Байкеева, Н.Ф. Демидова, В.А. Евреинов, В.О. Ключевский, Н.А. Омельченко, Н.И. Павленко, Л.Ф. Писарькова, В.А. Томсинов, Л.Е. Шепелёв представляют теоретическую основу исследования.

Структура настоящей работы включает в себя: введение, две главы, заключение и список использованных источников.

петровское законодательство государственный служба

1. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ; ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПЕТРА I О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

Важнейшим элементом организации государственной службы в России была созданная Петром I иерархическая система чинов, титулов и званий, положившая начала формированию порядка кадрового обеспечения органов государственной власти и управления. По замыслу императора такая система была призвана, во-первых, способствовать укреплению порядка и субординации при взаимодействии государственных служащих различного уровня как внутри каждого ведомства, так и между ними, а во-вторых, стимулировать последовательное продвижение по ступеням служебной лестницы каждого чиновника согласно его способностям и заслугам. Создание Правительствующего Сената и коллегий определяло новую систему органов государственной власти и управления. Реформы центрального и местного управленческого аппарата потребовали новой организации государственной службы и ее кадрового обеспечения.

Любые преобразования, инициированные Петром I, встречались с противостоянием со стороны приказной бюрократии старого формата, которая была не готова так быстро перестроиться и принять новые правила. Проблемы с кадрами при формировании и укомплектовании государственных органов власти и управления были вызваны, помимо прочего, сложностью и непопулярностью государственной службы, отсутствием правовых основ государственной службы. В ходе преобразований Петра I в сфере государственного управления учреждаются новые должности, которые царь раздавал, основываясь в первую очередь на личностных качествах назначаемых. Петр I неоднократно настойчиво поддерживал тезис о том, что дворянское происхождение само по себе, без надлежащего и почетного чина, приобретенного путем верной службы, не должно предоставлять каких-либо прав. Подобный подход совершенно разрушал само основание старой иерархии государственных чинов и вызывал «необходимость нового чиновного распорядка служилого люда».

В эпоху Петра I все государственные учреждения были обеспечены регламентами, инструкциями, штампами. Создавалась упорядоченная и внешне стройная структура органов управления, которую современники сравнивали с часовым механизмом. Как в нем все элементы системы находятся во взаимодействии, выполняя конкретную функцию, так и в государственном аппарате устанавливался порядок деятельности, предполагающий соподчиненность государственных ведомств и учреждений, разделение их полномочий.

Унификация и упорядочивание вели к специализации государственной службы и конкретизации обязанностей должностных лиц. Показательным примером все большего разделения труда государственных служащих явилось отделение службы военной от гражданской. Ранее, до петровских реформ, военная и гражданская служба не разделялись, представляя собой единую систему чинов.

Регулярная армия, учрежденная Петром I, могла существовать лишь при наличии широкого слоя военной бюрократии - профессионально подготовленного офицерского корпуса. Военная служба если по-прежнему и совмещалась с иной, то исключительно с дипломатической службой, однако подобное совмещение являлось следствием их естественной взаимосвязи.

Другим ярким примером углубления специализации государственных служащих стало дробление должностей, наблюдавшееся практически во всех элементах бюрократической системы. Единоличного главу приказа, фактически руководившего его деятельностью, заменяют коллегии со своей внутренней иерархией должностных лиц: президент, вице-президент, советники и асессоры. Помимо этого еще более дробное разделение труда наблюдалось в низшем эшелоне государственного аппарата; учреждаются до этого не знакомые российскому государству должности исполнителей: секретари, протоколисты, актуариусы и пр.

Численность государственных служащих в абсолютном отношении к концу правления Петра I, несмотря на все преобразования, увеличилась довольно незначительно. Это было связано с перераспределением должностных лиц между различными сферами государственного управления. Так, если в Боярской думе в конце XVII века насчитывалось более 100 членов, то в Сенате Петра I заседало лишь девять человек. Присутствие любой коллегии состояло из десяти членов вместо двух-трех служащих в приказах допетровского периода. Зато число самих приказов к концу XVII столетия насчитывало 44, а количество образованных коллегий и учреждений одного уровня с ними составило двенадцать. Нивелировка произошла и в администрации на местах: при Петре I были учреждены не существовавшие ранее губернские и провинциальные органы власти, а вместе с ними их штаты.

Разрастающийся государственный аппарат требовал большого числа грамотных и знающих служащих как для военной, так и для гражданской службы. Этим объясняется охотное зачисление на службу иностранцев, даже особое приглашение их в Россию.

Формирование кадрового состава чиновников государственных ведомств и учреждений происходило параллельно с утверждением в правовой системе страны принципов подбора и расстановки государственных служащих.

Поступление на государственную службу осуществлялось по-разному, в зависимости от сословного происхождения. Подданные низкого происхождения, из трудящихся сословий, набирались на службу (в первую очередь военную) «по прибору» (по добровольной записи). К служилым людям по прибору относились стрельцы, воротники (охрана городских ворот), затинщики (прислуга пушек) и др. Часто такая служба приобретала характер семейной; это облегчало поступление на нее, поскольку семейные узы служили как бы поручительством вновь принимаемому в его добросовестности. Вольных же людей принимали таких, в которых «воровства не чают, с доброй порукою».

Служилые люди по отечеству, т.е. по происхождению, поступали на службу, «верстались» в обязательном порядке. Уклонение от поступления на службу данной категории подданных сурово наказывалось вплоть до лишения поместья. Петр I оставил традиционный возраст поступления на службу - 15 лет, но вменил в обязанность поступающим до службы (с 10 до 15 лет) получить начальное образование. Неучи же не освобождались от службы, но без свидетельства о получении образования не могли жениться.

Генеральный Регламент Петра I от 28 февраля 1720 г. (далее - Регламент) установил организационную структуру коллегий, порядок их деятельности и принципы делопроизводства в коллегиях.

Все инстанции становились взаимосвязанными друг с другом письменно, «ибо как в Сенате, так и в коллегиях словесные указы никогда отправляемы быть не надлежат». Именно в связи с этим Регламент отводил значительную роль документообороту в государственных учреждениях. Также, генеральный регламент предусмотрел обязанности служащих канцелярии: секретаря, регистратора, актуариуса, нотариуса.

Пунктуальное и строгое соблюдение порядка, предусмотренного регламентом, обеспечивало быстрый и беспрепятственный документооборот по всем инстанциям государственных ведомств и учреждений.

Ключевым должностным лицом канцелярии являлся секретарь. Именно секретарь докладывал присутствию коллегии обо всех поступивших бумагах, он же вел учет завершенных и текущих незавершенных дел. И хотя «секретарь, - как было сказано в Регламенте, - в коллегии гласу не имеет», он обязан был «присутствию надлежаще уведомления делать и о нужном напамятовать», то есть именно секретарь определял повестку дня заседания коллегии. Секретарь являлся в коллегию раньше, нежели ее члены, чтобы подготовить к началу заседания коллегии необходимые материалы.

Следующим должностным лицом в коллегии был нотариус. Основная обязанность нотариуса заключалась в ведении протокола заседания коллегии, причем Регламент устанавливал его форму, и предусматривал единообразные правила для оформления протоколов. Для этого «первым делом надлежит вверху листа год и число написать». Форма протокола предусматривала и возможные отступления от бесконфликтного обсуждения вопроса, когда члены коллегии при голосовании расходились во мнении. В таком случае надлежало непременно излагать голоса членов присутствия, несогласных с мнением большинства.

Далее в иерархии служащих после нотариуса стоял актуариус. В его обязанности входила регистрация поступающих в коллегию документов, составление их реестра и представление документов непосредственным исполнителям, назначенным секретарем. Наконец, актуариус отвечал за оформление указов, исходивших из коллегии. В его обязанности также входило ведение журналов исходящих и входящих бумаг коллегии.

Указанные выше должностные лица были причастны к составлению документов. Далее эти документы должны были попасть в руки каллиграфистов XVIII в. - копиистов. Готовый документ не должен был иметь ни исправлений, ни дополнений, сокращений и других следов редакционной работы.

К числу государственных служащих относились административные чиновники, а также все те, кому присваивались классные чины и предоставлялось содержание от государства, - учителя, инженеры, профессионалы-художники, библиотекари и лица других подобных профессий.

Численность классных служащих, их должности, размер денежного содержания и пенсий предусматривались штатными расписаниями. Канцелярские служители (их прислуга) работали по вольному найму, штатами лишь определялось их число и общая сумма на их содержание. За нерадивость или по ненадобности они могли быть уволены в любое время.

Все штатные служащие принимали присягу. В установленных случаях устраивались молебны. Руководитель учреждения (или его подразделения) в назначенное время принимал посетителей, выслушивал доклады подчиненных, подписывал бумаги, сам докладывал наиболее сложные дела своему начальству, проводил совещания.

Не только в коллегиях, но и во многих других учреждениях существовали присутствия - коллегиальные органы для совместного принятия решений. Члены присутствий в определенное время собирались в специальных помещениях, в которых необходимо было иметь императорский портрет. В соответствии с регламентом, помещение для заседаний должно было быть хорошо обставлено, а именно: «добрыми коврами и стульями», а стол должен быть покрыт «добрым сукном». Все это придавало палате торжественность и одновременно простоту. Члены присутствия собирались вокруг большого стола, на котором находилось зерцало (то, что полагалось зерцать). Зерцало представляло собой трехгранную усеченную пирамиду, на каждой из сторон которой печатались тексты трех указов: от 17 апреля 1722г. - «О хранении прав гражданских», от 21 января 1724 г. - «О соблюдении благочиния во всех судейских местах» и от 22 января 1724 г. - «О важности государственных уставов».

Помимо внутреннего убранства коллегий, в регламенте особое внимание уделялось и ее служебному распорядку. Работала коллегия, а соответственно и члены присутствия, все дни недели, помимо четвергов (потому что президенты коллегий обязаны были присутствовать в Сенате) и воскресений. Регламент содержал также положения об отпусках государственных служащих: канцелярским служащим был положен четырехнедельный отпуск. Использовать его можно было летом, чтобы «в местности свои ехать летним увеселением забавляться». В отпуск отправлялись не все служащие сразу, а лишь треть, был установлен специальный график, с целью обеспечения непрерывной работы коллегии.

В остальных же случаях в отпуск на срок больше недели можно было уйти президентам и вице-президентам - с разрешения царя, а остальным служащим коллегии - по решению руководителей коллегии.

Генеральный Регламент предписывал руководителям госучреждений внимательно заботиться о том, чтобы канцелярии и конторы принимали на штатные должности только компетентных лиц. Особое значение придавалось профессионализму и специальной подготовке чиновников. Для государственных служащих, помимо прочего, было обязательным знание законов Российского государства.

Генеральный Регламент устанавливал основные обязанности государственных служащих. От любого служащего требовались «верность службе», надлежащее оформление документов, соблюдение государственной тайны, следование правилам делопроизводства. Выполнение обязанностей государственным служащим должно было осуществляться «верно и прилежно, ни по дружбе, или вражде, или из-за взяток». Чиновники должны были следовать в своем поведении началам «добродетели» и «любочестия», им было предписано воздерживаться от «пития и игры, лжи и обманства».

Требования, предъявляемые к государственным служащим петровским Генеральным Регламентом, в последующие годы при развитии реформ государственного аппарата конкретизировались и дополнялись различными уставами, указами и инструкциями.

Так, изданный 17 апреля 1722 г. Указ о хранении прав гражданских в первую очередь выражал стремление Петра 1 утвердить принцип законности в государственном управлении. Принятие его было реакцией российского самодержца на многочисленные случаи неисполнения чиновниками норм, установленных законами.

Сам Петр 1 в полной мере осознавал опасность такого положения. В указе «О должности Сената», изданном в декабре 1718 г., его величество предписывал сенаторам иметь в памяти царские указы и не откладывать их исполнение. Неисполнение указов он приравнивал к преступлению более опасному для устоев государства, нежели государственная измена.

Государственным преступлением, влекущим за собой смертную казнь, указ Петра 1 от 17 апреля 1722 объявлял не только вершение дел вопреки законам, но и попытки самопроизвольно толковать «темные» места в их текстах. Согласно данному указу допустимым признавалось лишь толкование закона, утвержденное и подписанное государем. В виде исключения разрешалось применять толкование закона Сенатом, но только тогда, когда царь «отлучался в даль». В таких случаях толкование закона не печаталось и не присоединялось к его тексту до тех пор, пока не последует на это царское повеление.

Помимо надлежащего исполнения законов и соблюдения порядка по их толкованию, указ о хранении прав гражданских признавал необходимым сохранение нормативно-правовых актов. Во исполнение этого Петр первый в 1714 году издает указ печатать все законы и продавать их всем желающим. Тексты нормативно-правовых актов направляли в органы местного управления, где их зачитывали в церквях и на площадях, расклеивали на улицах. Варианты обнародования иногда прописывались в самих документах. Обязательное знание законов, а также принцип «незнание закона не является оправданием» были закреплены также в Воинском уставе 1716 года. Каждый должен знать свой чин и должность и обязан знать законы и не оправдываться их незнанием, так говорится в преамбуле к Воинскому уставу.

Согласно указаниям Петра Первого все должностные лица государственной службы обязаны знать законы. В указе от 22 января 1724 года говорилось, что всем работающим в Синоде, Сенате, Коллегиях, Канцеляриях и в иных государственных органах необходимо знать все государственные указы и понимать их важность, иначе служащий будет наказан. В качестве превентивной меры наказания за первую провинность в незнании законов лишали чина на время, а также присуждали штраф - лишение годового жалования. За вторую провинность отнимали третью долю всего движимого и недвижимого имения, а за третью лишали чина навсегда.

Помимо закрепления обязанностей государственных служащих Петр первый решил организовать систему обучения молодых людей, пришедших на государственную службу, навыкам ведения дел.

В Генеральном Регламенте, принятом 28 февраля 1720 года закреплялось, что перед тем как поступать на службу в коллегию, будущий чиновник должен обучиться письму и получить профессиональные навыки необходимые для работы в коллегии. Обучение проходило в самой коллегии «прилежным списывание дел» и практическим применением полученных навыков «под управлением секретаря». Инструкцией герольдмейстеру, пунктом 5, при Сенате создавалась так называемая «кратная школа», в которой дворян и детей из знатных семей обучали экономике и гражданству. Однако данное обучение не принесло никакого результата, поскольку обучение проходили буквально единицы - всего четыре-восемь человек. Контролировал обучение генерал-прокурор, но несмотря на это ученики часто не приходили на занятия. Данная ситуация подтверждается в Указе от 5 февраля 1724 года, в котором говорилось, что в коллегиях мало обучающихся, а где-то их совсем нет. Нежелание обучаться делопроизводству при коллегиях объяснялась достаточно рутинным характером обучения.

Петровское законодательство о государственной службе в то время пополнили также Адмиралтейский (1722г.) и Духовный регламент (1721 г.). Отдельного внимания заслуживает «Табель о рангах» - нормативно-правовой акт, оказавший огромное влияние на формирование бюрократического аппарата, о данном документе речь пойдет в следующей главе.

Основное отличие Адмиралтейского и Генерального регламентов в том, что генеральный закрепляет круг обязанностей канцелярских учреждений, тогда как Адмиралтейский регламент, содержит нормы прямо закрепляющие права и обязанности должностных лиц, осуществляющих свою деятельность за пределами здания коллегии. Адмиралтейский регламент огромное внимание уделял обязанностям должностных лиц, осуществляющих производство и заготовку строительных материалов и продовольствия. Адмиралтейская коллегия ведала кораблестроительными верфями, в адмиралтейском регламенте оговаривались даже бытовые детали производства: например, возможность использования щепы на верфи. Ее разрешалось использовать в личных целях плотникам только по субботам, и ее необходимо было предварительно собрать в кучи. Несмотря на узкую направленность адмиралтейского регламента, его нормами должны были руководствоваться и другие коллегии, например, в отношении порядка заключения договоров на поставку леса, провианта и прочих материалов. В нем также говорилось о порядке работы госпиталей и учебных заведений, порядке наделения их медикаментами, бельем и прочими вещами.

Отличительной особенностью Адмиралтейского регламента является его объем по сравнению с остальными документами того времени. Регламент содержал 506 статей, тогда как другие регламенты включали лишь несколько десятков. Увеличение объема связано с закреплением в регламенте обязанностей более широко круга должностей и лиц, таких как: прокуроры, фискалы.

Еще одним нормативно-правовым актом петровской эпохи является Духовный регламент, или регламент Синода. Особенностью данного документа является то, что он обосновывает преимущество и значение нововведенной коллегиальной системы управления. В 1720 году составители Генерального регламента попытались обозначить преимущества коллегиальной системы управления. Духовный регламент содержал целую главу под названием «О преимуществе коллегии», однако сущность ее не соответствовала названию и не приводила доводов в пользу нового устройства государственного аппарата. Эта идея пришла составителю Духовного регламента Феофану Прокоповичу, его подтолкнула необходимость убеждения в целесообразности замены единоличной формы правления (патриаршества) коллегиальной - Синодом. Целесообразность заключалась в том, что истину можно постичь лишь коллегиально, поскольку «что не постигнет один, то постигнет другой, а также, что не увидит один, то увидит другой». Также преимуществом коллегиальной системы управления является то, что решение большинства будет иметь больший вес, нежели единоличное решение, и ему будут безоговорочно подчиняться. Плюсом считалось также возможность предвзятого отношения к принятию решения, и невозможность вступления в преступный сговор с целью вынести угодное лишь некоторым лицам решение.

Современники Петра свидетельствовали, что не все ладилось у него в организации реформ государственной службы: наемники-иностранцы предавали, свои дворяне всячески уклонялись от службы. Тем не менее нельзя сказать, что реформа государственной службы провалилась, ведь сформировался особый слой служилых людей - чиновничество, на долгие годы ставший опорой для монарха.

2. ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

Особенностью государственной службы в Российской империи была иерархически построенная система чинов, титулов и званий.

Петр первый стремился ликвидировать местничество и привлечь на государственную службу как дворян, так и лиц «подлого» сословия. В основу создания нового аппарата государственной службы положен принцип выслуги лет, который заключался в том, что продвижению по службе способствовало не происхождение служащего и не его награды, а количество лет, которое чиновник прослужил на нижестоящей должности. Петр первый стремился придать государственной службе четкий организационный характер. Учитывая опыт европейских государств, Император стремился сделать службу подконтрольной верховной власти, и одновременно, обладающей независимостью, представляющую собой строгую иерархию должностей. На введение четкой иерархии должностей повлияло создание нового государственного аппарата, появления новых органов государственной власти, расширением функций этих органов.

Предполагалось, что введение иерархии должностей и чинов будет способствовать улучшению отношений при взаимодействии начальников и подчиненных как непосредственно в одном ведомстве, так и между несколькими государственными органами. Также, создание иерархии чинов является стимулом для продвижения по карьерной лестнице каждого служащего, в зависимости от его заслуг и способностей.

Нормативное закрепление вышеназванные положения получили после введения в действие 24 января 1722 «Табели о рангах всех чинов воинских, статских, придворных, которые в каждом классе чины…». Данный нормативно-правовой акт вводит новое значение понятия «чин». Если ранее под «чином» подразумевалась любая должность, статус лица в обществе, его почетное звание, т.е. «чин» имел обобщенный характер, то после введения «Табели» слово «чин» стало употребляться в специальном значении. Чином теперь называется ранг государственного служащего в соответствии с установленной «Табелью о рангах» иерархией должностей, состоящей из четырнадцати классов. Ранг обозначали либо цифрой класса (например, чиновник V класса), либо непосредственно его условным названием (например, статский советник в гражданской службе, бригадир в военной). Чины давались за выслугу в очередном порядке, и подразумевали наличие профессиональных знаний и уровень подготовки служащих к занятию вышестоящих должностей. В связи с этим, указания на чин как общее понятие и соответствовавшую ему должность как частное понятие, часто подменялись.

В отличие от военной службы, в гражданской к моменту введения «Табели о рангах» чинов фактически не существовало. Против сохранения служебных рангов (их названий) приказного периода Петр I возражал. В новый же, коллежский период по примеру Пруссии в России стали жаловаться звания советников - действительного тайного советника и тайного советника, но ранг их, не был определен точно, однако точно было известно, что он высок.

Работа над «Табелью о рангах» началась со сбора в 1719 году и последующего перевода на русский язык основных нормативно-правовых актов Дании, Пруссии, Швеции, Англии и иных европейских государств. Особое внимание уделялось законодательству Пруссии и Дании.

Некоторые из этих актов (английский, датский, прусский) <javascript://>относились к классам в общей последовательности не только должностных лиц разного типа, но и обладателей родовых титулов (графов, баронов) и просто дворян («которые вотчины в том государстве и землях имеют»), лиц, имевших духовные и ученые звания, кавалеров орденов (Святого Духа, Слона, Черного Орла и др.). Ни обладатели родовых титулов, ни дворяне-помещики в «Табель о рангах» не попали. Дворяне оказались вне главной служебной иерархии и для обретения чина должны были поступать на государственную службу.

Табель о рангах закреплял три основных вида службы: гражданскую (статскую), военную и придворную, каждая из которых делилась на четырнадцать рангов. Всего «Табели» состояла из 262 должностей: 126 должностей на военной службе, 94 - на гражданской, и 42 должности относились к придворной службе. Низшей ступенью военной службы считается фендрик, а верхней - генерал-фельдмаршал. В гражданской или статской службе наивысшей должностью считается канцлер и действительные тайные советники, а внизу лестницы находятся коллежские регистраторы и провинциальные секретари.

Необходимо отметить, что каждому из этих четырнадцати классов соответствовала должность или группа должностей: например в четырнадцатом классе гражданской службы кроме коллежских регистраторов числились еще коллежские и земские комиссары, фискалы при надворных судах, губернские почтмейстеры и т.д.

По мнению Н.Ф. Демидовой, это означало «что низшее звено гражданской администрации, сохраняя свое привилегированное положение к податным сословиям, выводится за пределы класса дворянства» .

В результате создаются две параллельные служебные лестницы: одна из дворян, так называемая чиновничья лестница, и одна канцелярская - для разночинцев и детей приказных. Несмотря на то, что в основу «Табели о рангах» положены европейские нормативно-правовые акты, в них не существовало настолько дробного деления. Чины гражданской службы формировались за счет появления новых органов государственной власти, а также из числа почетных званий, которые не связаны ни с должностями, ни с определенными обязанностями, так, например в «Табели о рангах» были включены кавалеры ордена св. Андрея первозванного. Названия чинов и должностей носили немецкий характер, либо произносились на иностранный манер, либо переводились с иностранного языка.

В создании «Табели о рангах» активное участие принимал и сам император. Об этом свидетельствуют проекты Петра Первого, а также сохранившиеся замечания царя на текст документа. Петр первый 1 февраля 1721 года подписал «Табель о рангах», однако распорядился данный документ сразу не публиковать и не печатать, чтобы еще раз проверить документ и внести коррективы. Внесение изменений и предложений в «Табель» Петр поручил Сенату, и наказал к сентябрю месяцу составить отчет о предполагаемых изменениях.

Помимо Сената, Петр затребовал мнение относительно «Табели» от Военной и Адмиралтейской Коллегий. 20 сентября 1721 года Сенат составил заключение в котором не выразил замечаний в отношении военных и морских чинов. Что касается других категорий, то Сенат предложил внести изменения в классы (ранги) по подобию европейских нормативно-правовых актов. Кроме того. Необходимо было добавить в иерархию созданных должностей ряд рангов, поскольку в России ими к моменту введения «Табели» обладали некоторые лица. Тогда же были составлены списки этих «древних чинов» - гражданских и придворных (бояре, окольничие, кравчие, стольники, спальники), а также их обязанности. Однако данное предложение Сената не было одобрено императором. Петр I вообще избегал в новых условиях использования прежних чинов и званий. Однако многие должности, включенные в Табели в скором времени были заменены, поскольку не использовались. Таким образом, «Табель о рангах» со временем упрощалась.

К «Табели о рангах» прилагался разъяснительный текст («Пункты»). В пунктах оговаривался порядок прохождения службы. Вакансии в учреждении замещались служащими из этого же государственного органа, в связи с чем, учреждения были заинтересованы в высоком профессиональном уровне персонала. В пунктах также оговаривался порядок повышения в должности: учитывался опыт работы в предыдущих должностях, а также уровень полученного образования. Молодые дворяне, получившие чин коллегии юнкеров, должны были изучать делопроизводство, экономику и право. В целях совершенствования знаний их могли направлять за границу. Было обязательным обучение дворян, претендовавших на должность государственного служащего. Дворянам выдавались дипломы, порядок выдачи которых был определен «пунктами». также в «пунктах» закреплялся перечень привилегий, полагавшихся служащему на определенной должности.

По велению Петра I государственная служба для дворян была обязательной. Дворяне обязаны были служить либо в государственных учреждениях, либо в армии, либо на флоте. Все дворяне, находящиеся на службе, непосредственно подчинялись Сенату. До Сената все кадровые решения, включая назначения по гражданской службе (помимо первых пяти классов) принимал Разрядный приказ. При Сенате была должность герольдмейстера, который отвечал за кадровое обеспечение государственных органов и непосредственно вел учет дворян, годных к службе. Герольдмейстер составлял списки дворян подходящих на вакантную должность государственного служащего и предоставлял их Сенату. На него также была возложена обязанность следить за дворянами, дабы они не уклонялись от службы. Кроме того. Герольдмейстер отвечал за профессиональную подготовку будущих госслужащих.

Российским и иностранным служащим, при получении чина выдавался патент - документ, удостоверяющий чин служащего. Обер-офицерам патент подписывался Военной коллегией. Иностранцы охотно принимались на российскую службу, однако чин, который они имели у себя на родине, должен быть подтвержден российским императором.

Согласно Табели о рангах одним из принципов государственной службы является ее иерархичность. Данный принцип заключался в том что получение высшего чина невозможно не отслужив определенное количество времени на нижестоящих должностях. Данный принцип имел свои плюсы: строгая иерархичность и обязательное прохождение всех уровней обеспечивали полное замещение все должностей государственной службы, а также повышали профессиональный уровень чиновников. На каждой должности необходимо было отслужить определенное количество лет (в низших классах обычно не меньше трех лет), однако данный срок возможно было сократить за особые заслуги. Получение нового чина или класса и занятие новой вышестоящей должности считалось как занятие свободной вакансии. Скорость продвижения по службе зависела от вида службы: согласно «Табели» должностей гражданской службы было значительно больше чем на военной службе, в связи с чем продвижение по гражданской службе было значительно быстрее, поскольку на ней было больше открытых свободных вакансий. На деле же, продвижение по службе оказывалось медленным и не заинтересовывало в продолжении службы.

В связи с этим в гражданской службе минимум лет службы в каждом классе стал рассматриваться как максимум, дающий право назначения на должность более высокого класса, а при отсутствии вакансий - производства в следующий класс с оставлением на прежней должности. Класс как ранг должности превращался в самостоятельный правовой феномен - ранг без должности, получивший название чина или классного чина (для отличия от чина вообще, чина как должности и звания), а за его обладателем утвердилось наименование «чиновник».

Получение чина более высокого класса (на один - два ранга), чем класс фактически занимаемой должности, стало в гражданской службе обычным явлением. Возможность этого предусматривалась уже в самой «Табели», где говорилось, что если кто-то «выше ранг получил, нежели по чину, который он действительно управляет, то имеет он при всяких случаях ранг вышнего его чина». Тот, кто получил следующий класс, становился кандидатом на соответствующую этому классу должность. Из нескольких претендентов старшим считался тот, кто раньше был произведен в этот класс.

Возможен был и противный вариант: назначение на должность более высокого класса, чем чин. Необходимость этого обнаружилась сразу же после введения «Табели», когда пришлось на гражданские должности высоких классов назначать людей, не успевших выслужить соответствующие чины. Чинопроизводство при этом обычно ускорялось. Служащий, назначенный на должность, класс которого был выше класса его чина, имел права лишь на почести по должности, но не получал тех преимуществ, которые были прямо связаны с классом чина (дворянство, например).

Такой чин, не связанный с должностью, сначала пытались обозначать указанием классов (например, коллежский асессор VIII класса, а после получения следующего чина - коллежский асессор VII класса), но это оказалось неудобным прежде всего потому, что каждая должность относилась лишь к одному классу. Поэтому чины гражданской службы стали обозначаться либо наименованиями некоторых должностей (коллежский секретарь), либо званиями, относившимися к классу данного чина (тайный советник), либо специально созданными названиям (статский советник).

«Табель о рангах» установив четкую иерархию чинов и должностей закрепила строгое соблюдение принципа старшинства и связанного с ним чинопочитания.

Помимо старшинства рангов по каждому роду службы, устанавливалось старшинство военной службы над гражданской и придворной (среди чинов одного класса старшим считался военный). Лишь позднее военные утратили право на старшинство в I и II классах.

Среди лиц, обладающих одинаковым чином, старшим считался тот, кто получил этот чин раньше. Принцип старшинства и выслуги лет являлся основополагающим при назначении на вышестоящую должность, а также ложился в основу составления всех официальных справочных изданий, с перечнем государственных чиновников.

Принцип старшинства и чинопочитания необходимо было обязательно соблюдать на всех официальных церемониях и торжествах: при дворе, во время знатных обедов, при бракосочетании, крещениях, погребениях и даже в церквах при богослужении.

Серьезные изменения вносит Петр I в систему платы за службу. Денежное жалованье должно было вытеснить такую форму вознаграждения, как раздача земельных участков. Переход к новой форме оплаты сформировал новый социальный слой - бюрократию или чиновничество, не являющиеся феодалами, но отстаивающие интересы феодального государства.

Постепенно на первое место становится принцип денежного вознаграждения. Однако денег в казне часто не хватало, поэтому денежное жалованье заменялось выдачей «казенных товаров». В качестве таковых могли быть меха, китайские товары, реже выделялись пашни. Оплата гражданских чиновников и военных была неодинаковой, и лишь в 1722 году гражданские служащие были уравнены при определении жалованья с военнослужащими, с этого времени размер жалованья зависел только от ранга.

Количество должностей на государственной службе увеличивалось, что обусловило привлечение на нее недворян. Однако исполнение обязанностей на государственной службе в России возможно лишь в том случае, если чиновник имеет статус дворянина. Таким образом, в «Табели о рангах» предусматривалось присвоение личного дворянства лицам, поступившим на государственную службу. Предпосылкой этому послужило установление 16 января 1721 г. права на потомственное дворянство всем офицерам, произошедшим не из дворян. После получения титула дворянина у чиновника появлялись дополнительные льготы, что являлось, безусловно, стимулом к поступлению на службу. в зависимости от вида службы присваивался различный вид дворянства: лица дослужившие до XIV класса на военной службе, и до VII класса на гражданской получали потомственное дворянство, а служба на всех должностях ниже этих классов давала лишь личное дворянство. Это было сделано для того, чтобы не каждый из служилого сословия мог в одночасье получить потомственное дворянство.

Интересным представляется тот факт, что в «Табели о рангах» впервые в российском законодательстве говорится о рангах для женщин. Ранги получали жены и дочери высших сановников в соответствии с рангом их мужа или отца, но не исключалась и возможность службы самих дам в придворном штате императрицы или царевен.

Введение «Табели о рангах» положительно сказалось на военной службе, тогда как на гражданской - вызвало сложности. Сложности заключались прежде всего в продвижении по должности, поскольку требования «Табели о рангах» оказались в первый период просто невыполнимыми. Это связано с тем, что количество высших должностей оказалось меньше чем низших, и это было препятствием для чиновников в продвижении по службе. В связи с этим, в качестве поощрения службы, чтобы имитировать действительную карьеру, присвоение следующего чина часто было без повышения в должности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственная служба в период правления Петра I становится объектом нормативно-правового регулирования. В результате, формируется самостоятельная профессиональная сфера деятельности, состоящая из особого социального слоя - государственных служащих или чиновников.

В период правления Петра I было издано более трех тысяч нормативно-правовых актов, закреплявших правовое положение, жизнь и деятельность существующих сословий.

Итогом правления Петра I было создание правовой базы существования и функционирования государственных органов. Издаются указы и распоряжения, определяющие порядок поступления на государственную службу, принципы деятельности государственных служащих, требования к лицам, поступающим на государственную службу. Данные требования касались образования будущих чиновников, их деловых качеств.

Одним из основных документов, регулировавших порядок поступления на госслужбу был «Табель о рангах». Данный документ приводит в систему должности на всех видах службы того времени: как на военной, так и на гражданской.

«Табель о рангах» - особенный документ, отличающийся от похожих европейских нормативно-правовых актов. Различным было то, что согласно «Табели» чины присваивались в зависимости от места службы (на каждом виде службе была своя иерархия должностей). Продвижение по службе и присвоение нового, высшего чина, зависело не от заслуг чиновника, а от выслуги на занимаемом посту. Необходимо было прослужить определенное количество лет на конкретной должности, и только затем можно было получить повышение.

Табель о рангах предусматривал в качестве награды за службу предоставление личного дворянства. Вступить в ряды нового сословия возможно дослужившись до первого офицерского чина на военной службе, и дослужившись до 8 ранга на гражданской. Положительным моментом и стимулом для службы была также возможность получения не только личного дворянства, но и потомственного.

Это было сделано с целью привлечения на государственную службу лиц из различных сословий, а также заставить дворян поступать на государственную службу.

Табель о рангах окончательно закрепил устройство государственной службы в области кадрового обеспечения, сформировав четкую структуру государственного аппарата.

Законодательство петровской эпохи завершило длительный и сложный процесс формирования в России совершенно новой для нее социальной категории - чиновничества. Базой для него являлось дворянство, но в отличие от дворянства, чиновничество не принадлежало всецело классу феодалов, основой для его жизнеобеспечения были не вотчины и поместья, даваемые за службу, а государственное жалованье, поэтому зависимость его от государства стала более тесной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Демидова Н.Ф. Бюрократизация государственного абсолютизма в XVII-XVIII вв. // Абсолютизм в России. Сборник статей. - М.: 1964. - 372 с.

Евреинов В.А. Гражданское чинопроизводство в России. Исторический очерк. - Спб., 1888.

Законодательство Петра I. - М.: Юрид.лит., 1997. - 880 с.

История государственного управления: учебник для бакалавров / Н.А.Омельченко. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 575 с.

Ключевский В.О. О государственности в России. - М.: Мысль, 2003. - 606 с.

Чистяков О.И. Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т. 4. - М.: 1996. - 345 с.

Шепелёв Л.Е. Чиновный мир России: XVIII - начало XX в. - Санкт-Петербург: «Искусство-СПБ», 1999. - 479 с.

Байкеева С.Е. Правовая регламентация кадрового обеспечения органов государственной власти и управления в первой четверти 18 века // История государства и права. - 2008. - №10. - С. 19-21.

Павленко Н.И. У истоков Российской бюрократии // Вопросы истории.- 1989. - №12. - С.3-17.

Писарькова Л.Ф. От Петра I до Николая I: Политика правительства в области формирования бюрократии //Отечественная история. - 1996. - № 4. - С.29-43.

Томсинов В.А. Развитие русской юриспруденции в первой четверти XVIII века // Законодательство. - 2006. - №2. - С.82-87.

Томсинов В.А. Развитие русской юриспруденции в первой четверти XVIII века (статья вторая) // Законодательство. - 2006. - № 3. - С.85-90.

Полное собрание законов Российской империи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/content.html (дата обращения 31.11.2014)

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!