Тема: Пенсия за выслугу лет

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    29,37 Кб
Пенсия за выслугу лет
Пенсия за выслугу лет
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

.1 Понятие пенсии за выслугу лет

.2 Правовое регулирование назначения пенсий за выслугу лет

. СПЕЦИФИКА НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

.1 Положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации: понятие, значение, специфика

.2 Условия назначения и выплаты пенсий за выслугу лет

.3 Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



ВВЕДЕНИЕ


Тема данной работы, посвященной рассмотрению порядка начисления пенсий за выслугу лет, представляется достаточно актуальной, т. к. социальное обеспечение является одним из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста.

Так, в статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что Россия является социальным государством. В части 2 данной статьи говорится о праве граждан на социальное и пенсионное обеспечение. Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ (ред. от 28.11.2015 с изм. от 23.05.2016) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» устанавливаются правовые основания пенсионного обеспечения. В Федеральном законе Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. №312-Ф3. О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отражены новые положения о государственном пенсионном обеспечении, в частности порядка и условий назначения и выплаты пенсии за выслугу лет. Отдельными законодательными актами может устанавливаться льготное исчисление стажа для пенсии за выслугу лет. Условия и порядок назначения данного вида пенсии во многом зависит от специфики пенсионного обеспечения конкретных категорий служащих.

Целью данной дипломной работы является именно рассмотрение правового регулирования назначения пенсии за выслугу лет на современном этапе. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

¾дать понятие пенсии за выслугу лет;

¾определить круг лиц, обеспечиваемых данным видом пенсий;

¾определить условия назначения и размеры пенсии за выслугу лет.


. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ


.1 Понятие пенсии за выслугу лет


Пенсией за выслугу лет называется пенсия, которая устанавливается при наличии соответствующего длительного специального трудового стажа независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности. Применительно к пенсии за выслугу лет такой стаж именуется «выслугой». Выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию (независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия). Пенсия за выслугу лет всегда зависит от стажа, как и пенсия по старости, но без возрастного ценза. Однако иногда пенсией за выслугу лет именуется и та пенсия, которая устанавливается при наличии соответствующего специального стажа (выслуги) и достижении определенного возраста. Пенсии за выслугу лет введены не для всех работников, а лишь для отдельных категорий.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. не содержится оснований для установления пенсии за выслугу лет. Теоретически, введение этого вида пенсий объясняется главным образом спецификой определенной деятельности. После длительного выполнения определённого вида работы дальнейшее ее выполнение по различным причинам не всегда возможно и целесообразно. Например, в связи с некоторыми возрастными изменениями или с накопившейся за многие годы психологической и эмоциональной перегрузкой. Цель пенсии за выслугу лет - освободить таких граждан от необходимости продолжать свою прежнюю работу, в значительной степени компенсировать им утраченный заработок в связи с переходом на другую, как правило, нижеоплачиваемую работу либо с полным прекращением трудовой деятельности.

Списки профессий и должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждены Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

В России пенсия за выслугу лет для ряда категорий работников является основным видом пенсионного обеспечения, вместо пенсии по старости. Размеры таких пенсий выше, чем пенсий по старости. Для других граждан установление пенсии за выслугу лет не исключает в дальнейшем их переход на пенсию по старости, размер которой выше.

Таким образом, пенсия за выслугу лет является одним из базисных институтов социального обеспечения. По сути, она является дополнением к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и отдельно от трудовой пенсии по старости (инвалидности) не устанавливается. Пенсией за выслугу лет признается выплата, устанавливаемая дополнительно к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.


1.2 Правовое регулирование назначения пенсий за выслугу лет


Правовое регулирование назначения и выплаты пенсии за выслугу лет строится на десятках разноуровневых нормативных актов. Ключевой из них, как отмечалось, - Федеральный Закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Выстроим иерархию источников, направленных на регулирования порядка назначения и выплаты пенсии за выслугу лет: во-первых, международные акты, во-вторых, федеральные законодательные акты, в - третьих, подзаконные нормативные акты.

В российскую правовую систему согласно ч. 4 ст. 15 Конституции входят также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Действующее пенсионное законодательство закрепляет приоритет международных договоров Российской Федерации в области пенсионного обеспечения. В случае противоречия норм трудового законодательства нормам международных договоров надлежит применять правила соответствующего международного договора Российской Федерации.

К международным договорам Российской Федерации в области пенсионного обеспечения следует отнести ратифицированные Российской Федерацией Конвенции МОТ, например Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения. Ключевой акт - Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках СНГ (Москва, 25 ноября 1998 г.).

Существует и судебная практика применения международных положений. Приведем пример:

По делу 01-1/5-99 требовалось истолковать применение части 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года в связи с неоднозначным толкованием государственными органами при исчислении выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, проживающим на территории государств - участников СНГ, и ранее проходившим службу на территориях бывших союзных республик СССР. Разногласия касались, в частности, вопроса о том, что законодательство какого государства - места проживания военнослужащего (и, следовательно, назначения пенсии) либо места службы должно применяться при льготном исчислении военнослужащему выслуги лет за период его службы в Вооруженных Силах СССР на территориях бывших союзных республик, а также возможности применения при этом законодательства государства - участника по месту службы военнослужащего (а именно Республики Казахстан), если оно устанавливает основание для льготного исчисления выслуги лет, которое не было предусмотрено законодательством бывшего Союза ССР в период действия которого проходил службу военнослужащий.

Экономический Суд, изучив действующее законодательство государств участников СНГ, пришел к выводу, что при назначении государством участником Соглашения от 15 мая 1992 года пенсии военнослужащему, его служба в другом государстве - участнике Соглашения засчитывается в выслугу лет, в том числе в льготном исчислении, на основании законодательства этого другого государства, принятого как до, так и после подписания Соглашения от 15 мая 1992 года.

Что же касается порядка исчисления выслуги лет, определенного частью 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, то Экономический Суд посчитал, что она должна применяется к военнослужащим, проходившим службу на территориях других государств - участников Соглашения от 15 мая 1992 года, в том числе в период их вхождения в состав Союза ССР, и реализующим право на пенсионное обеспечение после принятия государством места службы соответствующего законодательства.

Можно выделить и иные международные соглашения, например, Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения, заключенное Россией 13 марта 1992 г. с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном и Украиной, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении, подписанное 29 июня 1999 г. и ратифицированное Российской Федерацией Федеральным законом от 16.04.01 №43-ФЗ, и др.

Следующая группа актов - федеральные законодательные акты. Наряду с Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» можно выделить:

¾Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. №155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации";

¾Федеральный закон от 25 июля 1998 г. №130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (с изм. и доп. от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г., 30 июня 2003 г.);

¾Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (с изм. и доп. от 7 августа, 7 ноября 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 30 июня, 25 июля, 31 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г.);

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с изм. и доп. от 28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) др.

Каждый из названных законодательных актов регулирует специфику исчисления, назначения и выплаты пенсии за выслугу лет отдельным категориям служащих (работников).

Наряду с законодательными актами необходимо выделить и подзаконные нормативные акты: акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что данная группа актов может приниматься только во исполнение федерального законодательства, а значит не должно ему противоречить.

Среди Указов Президента Российской Федерации можно выделить:

¾Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 2001 г. №374 "О пересчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, и лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР";

¾Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2000 г. №1864 "Об особенностях применения Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. №854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы" при определении размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим должности помощника члена Совета Федерации и помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп. от 5 октября 2002 г.);

¾Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 1999 г. №350 "Вопросы Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации" (с изм. и доп. от 22 января, 25 февраля 2003 г.).

Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 114 и ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет возложенные на него полномочия, в том числе Федеральными законами, на основании и во исполнение которых оно издает постановления и распоряжения. Аналогичные обязанности Правительства Российской Федерации закреплены и в ст.ст. 22 и 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.1997 г. №2-ФКЗ.

В качестве примера акцентируем внимание на отдельных актах Правительства Российской Федерации:

¾Постановление Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" (с изменениями от 31 марта 1994 г., 20 февраля, 14 марта, 26 июня, 20 ноября 1995 г., 3, 15 апреля, 1 мая, 31 октября 1996 г., 5 апреля, 31 октября 1999 г., 6 января, 22 февраля, 14 июля, 26 августа, 4, 15 сентября, 12 октября 2000 г., 31 июля 2001 г., 26 февраля, 18 апреля, 7 июня, 1 октября, 21 ноября 2002 г., 8 августа, 12 ноября 2003 г.);

¾Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. №103) (с изменениями от 5 января 2000 г., 15 февраля 2001 г., 15 мая 2003 г.);

¾Постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г. №141 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

¾Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2003 г . №247 "Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан".

На практике с периодичностью возникают споры о признании отдельных Постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на регулирования назначения пенсии по выслуге лет, противоречащими федеральному законодательству.

Приведем пример:

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. о признании незаконным (недействующим) со дня принятия абзацев 15 и 16 раздела 2 Приложения 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 года N 941 в части установления срока, с которого служба на территории Приморского и Хабаровского краев засчитывается в выслугу лет на льготных условиях со слов "на остальной территории края - с 1 января 1985 года", установила:

Р. обратился в Верховный Суд с вышеуказанными требованиями считая, что установленный Правительством Российской Федерации временной период, с которого военная служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях для назначения пенсии, нарушает федеральные законы Российской Федерации, его права и законные интересы, предусмотренные ч. 2 ст. 6, ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 37, ч. 2 ст. 39, ст.ст. 55 и 56 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, по мнению заявителя, законами Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и "О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года N 4520-1 Правительству Российской Федерации не предоставлено право устанавливать временной период, с которого служба в Приморском и Хабаровском краях должна засчитываться в выслугу лет на льготных условиях.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление Р. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии (в том числе время прохождения службы в особых условиях и время начала льготного исчисления) лицами, проходившими военную службу, согласно частям 2 и 3 указанной статьи входит в исключительную компетенцию Правительства Российской Федерации.

Правовым основанием установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий является Постановление Совета Министров

Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 и

Приложения NN 1 и 2 к нему.

Согласно Приложению N 1 в Перечень местностей Российской Федерации, в которых служба военнослужащих засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, включены Приморский и Хабаровский края.

При этом служба в указанных краях согласно абзаца 15 и 16 раздела II перечня для военнослужащих на остальной территории Приморского и Хабаровского краев засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за полтора с 1 января 1985 года.

Анализ вышеуказанных законодательных и нормативных актов позволяет прийти к выводу о том, что установление срока, с которого служба на территории Приморского и Хабаровского краев засчитывается в выслугу лет на льготных условиях, не нарушает прав заявителя на пенсионное обеспечение.

Правительство Российской Федерации принимая нормативный акт регулирующий порядок исчисления времени прохождения службы в особых условиях и времени начала льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.

Вопреки утверждению заявителя, оспариваемая норма не противоречит Конституции Российской Федерации, Законам Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и "О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года N 4520-1, так как определяет порядок исчисления выслуги лет на льготных условиях для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, а не порядок исчисления трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение на общих основаниях.

Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет регулируется огромным количеством ведомственных актов.

Базисный акт - новые Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты утверждены постановлением Минтруда Российской Федерации от 30 июня 2003 г. №44, вступающим в силу с 1 октября 2003 г..

Наряду с Правилами можно выделить:

¾Приказ Минобороны Российской Федерации от 4 июля 1996 г. № 284 "О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих";

¾Приказ ГТК Российской Федерации от 25 апреля 2003 г. №457 «Об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов РФ»;

¾Инструкция об условиях и порядке льготного исчисления выслуги лет летному составу таможенных органов (утв. Приказом ГТК Российской Федерации от 26 июля 2002 г. №799).

Мы перечислили лишь несколько основных ведомственных актов, на практике же действуют десятки аналогичных актов издаваемых различными министерствами и ведомствами.

Важно подчеркнуть, что для того чтобы ведомственные акты имели юридическую силу, они должны быть зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации и официально опубликованы. Соответственно акты не прошедшие регистрации и публикации юридической силы не имеют.

Между тем, наличие большого количества нормативных актов направленных на регулирования порядка назначения и выплаты пенсии за выслугу лет (и, прежде всего актов Правительства Российской Федерации и ведомственных актов) вызывает, зачастую, споры о признании отдельных положений данных актов противоречащими Конституции Российской Федерации или федеральному законодательству. Приведем лишь часть примеров из практики:

¾Решение ВК Верховного Суда Российской Федерации от 6 марта 2003 г. №ВКПИ 02 - 139 оспариваемое постановление, устанавливающее порядок определения выслуги лет при начислении пенсий военнослужащим, соответствует действующему законодательству и не нарушает права заявителя;

¾Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 13 июля 2001 г. №ВКПИ 01-53 Об отказе в удовлетворении жалобы о признании незаконным п. 2 постановления СМ РФ от 22 сентября 1993 г. №941 в части ограничений, касающихся включения периодов обучения военнослужащих в средних специальных либо высших гражданских учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии, и прекращении производства по делу в части оспаривания п. 5 "Положения о суворовских военных, нахимовском военно-морском и военно-музыкальном училищах", введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 9 июля 1981 г. №150;

¾Решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. №ВКПИ 01-11. О признании незаконным (недействительным) абзаца 8 подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации";

¾Решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. №ВКПИ 01-12 Об отказе в удовлетворении жалоб на абзац 1 пункта 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

Большая часть жалоб граждан остается без удовлетворения, но все же, ВС Российской Федерации, по отдельным делам подтверждает несоответствие подзаконных актов федеральному законодательству.

Приведем пример:

Заявитель Новикова А.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с требованием о признании незаконным абзаца 8 подпункта б пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации в части установления ограничений в зачета выслуги лет на льготных условиях для лиц, проходивших службу и принимавших участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, уволенных со службы, либо откомандированных из этих стран за совершение проступков, порочащих честь военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, сославшись на то, что положения оспариваемой нормы лишают его части льгот, установленных законом для военнослужащих, находившихся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан.

По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит закону и Конституции Российской Федерации и нарушает его права, поскольку на ее основании после увольнения с военной службы выслуга лет для назначения пенсии за период службы и участия в боевых действиях на территории Республики Афганистан в связи с понижением в должности и откомандированием из этой страны засчитана ему в календарном исчислении, а не на льготных условиях.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации сочла жалобу Новикова А.В. обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" №4468-1 от 12 февраля 1993 года для назначения пенсии определено понятие выслуги лет, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней службы.

В соответствии с частями 2 и 3.3 указанной статьи время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, определяется Правительством Российской Федерации.

При этом Закон не содержит каких-либо ограничений при исчислении выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу в особых условиях.

Указанный закон также не раскрывает понятия "особые условия" военной службы и не определяет критерии отнесения условий военной службы к "особым".

Правовым основанием для становления порядка счисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, в том числе и на льготных условиях, является Постановление Правительства РФ №941 от 22 сентября 1993 года, а также Приложения к нему №1 и №2.

Правительство Российской Федерации, также не раскрывая понятия "особые условия" в своем Постановлении, к особым условиям службы относит такие ее периоды, как:

¾служба в составе действующей армии, участие в боевых действиях в зонах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, в том числе и за пределами Российской Федерации;

¾участие в ликвидации радиационных аварий, последствий стихийных действий;

¾служба в отдаленных местностях, неблагоприятных климатических условиях;

¾служба на определенных воинских специальностях, при выполнении

¾некоторых видов работ, боевых и других специальных задач, в подразделениях специального назначения и др.

Таким образом, указанные критерии определения особых условий службы отражают объективные факторы прохождения военной службы, конкретизируют установленное законом право военнослужащих на льготное исчисление выслуги лет за службу в особых условиях.

Обжалуемая заявителем норма ( абзац 8 подпункта б пункта 3)

¾Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №941) устанавливает ограничения в зачете выслуги лет на льготных условиях для лиц , проходивших службу и принимавших участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, уволенных со службы либо откомандированных из этих стран за совершение проступков , порочащих честь военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава.

Однако для военнослужащих , участвовавших в иных военных действиях, в том числе и за пределами бывшего СССР и Российской Федерации, а также в зонах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, при выполнении задач по поддержанию правопорядка, а также для всех других указанных в этом нормативном акте категорий военнослужащих, проходивших службу в особых условиях, таких ограничений не установлено.

Таким образом, данное ограничение не является объективным критерием прохождения военной службы.

Не может быть отнесено это ограничение в полной мере, как это определено законом, и к порядку исчисления выслуги лет, установление которого относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

По своей природе рассматриваемое ограничение служит для военнослужащего наказанием (санкцией) за совершение порочащего поступка, которое лишает его части пенсионного обеспечения либо права а него вовсе, поскольку это право находится в прямой зависимости от расчета выслуги лет именно в льготном исчислении.

Преамбулой и п.1 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" для военнослужащих и граждан , уволенных с военной службы, устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека перед законом и судом.

Исходя из указанных конституционных положений и норм закона, Военная коллегия приходит к выводу, что военнослужащие, уволенные с военной службы и имеющие право на получение пенсии, соответственно должны обладать и равным правом на льготное исчисление выслуги лет за службу в особых условиях.

В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" таких ограничений не устанавливает.

Напротив, норма этого закона о зачете времени прохождения службы в особых условиях в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении является императивной.

В соответствии с нормами действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства гражданин может быть лишен прав, льгот и - свобод либо ограничен в них только в порядке исполнения уголовного наказания, назначенного по приговору суда.

Таким образом, установив рассматриваемые ограничения, Правительство Российской Федерации вышло за пределы своей компетенции, определенной законом, а обжалуемая заявителем норма в этой части должна быть признана незаконной (недействительной) как противоречащая ст.ст.19 и 55 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.3 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" и ст.18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 119-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации решила удовлетворить жалобу Новикова Александра Васильевича и признать незаконным (недействительным) абзац 8 подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №941 "О порядке исчисления выслуги лет , назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в части установления ограничений в зачете выслуги лет на льготных условиях для лиц, проходивших службу и принимавших участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, уволенных со службы либо откомандированных из этих стран за совершение проступков, порочащих честь военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава.

На наш взгляд, судебная практика, в том числе по делам о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет приобретает все большее значение. И не смотря на то, что судебная практика не является источником права (как в странах с англо-саксонской системой права), она применяется нижестоящими судебными инстанциями при рассмотрении конкретных дел.

В заключение подчеркнем, что ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении предусматривается возможность установления аналогичных пенсий государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Нормативными правовыми актами указанных субъектов права могут устанавливаться иные нормы, чем предусмотренные в Федеральном Законе «О государственном пенсионном обеспечении». Между тем, иногда субъекты злоупотребляют своими полномочиями.

Приведем пример из практики:

Прокурором Амурской области было подано заявление в суд о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п. 1 ст. 1 Закона Амурской области от 27 апреля 2002 г. N 102-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Амурской области "О денежном содержании государственных служащих государственной службы области и лиц, замещающих государственные должности области категории "А" и п. 1 ст. 1 Закона Амурской области от 9 декабря 2002 г. N 156-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Амурской области "О денежном содержании государственных служащих государственной службы области и денежном вознаграждении лиц , замещающих государственные должности области категории А в части включения материальной помощи в состав денежного содержания государственного служащего государственной службы Амурской области.

Решением Амурского областного суда от 24 декабря 2002 г. прокурору в удовлетворении заявления отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 11 марта 2003 г. протест участвующего в деле прокурора, в котором ставился вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным истолкованием и применением материального закона и вынесении нового решения об удовлетворении заявления, удовлетворила по следующим основаниям.

Прокурором области оспариваются Законы области, которыми внесены изменения и дополнения в Закон Амурской области от 2 июля 1997 г. N 19-ОЗ "О денежном содержании государственных служащих государственной службы области и лиц, замещающих государственные должности области категории "А".

Согласно п. 1 ст. 1 Закона области от 27 апреля 2002 г. N 102-ОЗ денежное содержание государственного служащего государственной службы области состоит из : должностного оклада , надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной службы, надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной службе, премий по результатам работы, материальной помощи.

Законом области от 9 декабря 2002 г. N 156-ОЗ п. 2 ст. 1 Закона Амурской области "О денежном содержании государственных служащих государственной службы области и денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности области категории "А" изложен в следующей редакции: денежное вознаграждение лиц, замещающих государственные должности области категории "А", имеет установленный размер, определенный с учетом должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы (за сложность, напряженность и специальный режим работы), за выслугу лет на государственной службе, премий по результатам работы, материальной помощи.

Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд пришел к выводу, что оспариваемые нормы областных Законов не противоречат Федеральному закону от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (в ред. от 7 ноября 2000 г.) и Указу Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов Федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации" (с изменениями от 9 ноября 2000 г.).

С таким выводом согласиться нельзя.

В соответствии со ст. 15 Федерального Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственному служащему гарантируются денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

То есть законодатель четко отграничил денежное содержание от иных выплат.

В ст. 17 названного Федерального Закона определено, что включает в себя денежное содержание федерального государственного служащего, а также государственного служащего субъекта Российской Федерации. Данной нормой установлено: денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу, а также премий по результатам работы.

Таким образом, материальная помощь не входит в денежное содержание государственного служащего. Однако она может быть отнесена к иным выплатам.

Несостоятельна и ссылка в решении в подтверждение вывода о возможности включения материальной помощи в состав денежного содержания на ст.ст. 129, 135, 139 ТК Российской Федерации, а также п. 13 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 38 "О порядке исчисления среднего заработка в 2000-2001 годах", в силу которого для работников организаций, находящихся на бюджетном финансировании, материальная помощь, оказываемая всем или большинству работников, учитывается при исчислении среднего заработка в размере 1/12 от начисленной суммы с начала года на момент наступления события за каждый месяц расчетного периода. Материальная помощь указана и в п. 14 прилагаемого к Постановлению Перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка.

Согласно ст. 11 Трудового Кодекса Российской Федерации особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных служащих и других) устанавливаются Кодексом и иными федеральными законами.

Правовое положение государственных служащих, в том числе состав денежного содержания, определены в ст. 17 Федерального Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", и материальная помощь в нем не предусмотрена.

Не входит она в состав заработка, поскольку не обусловлена системой оплаты труда (что следует из норм раздела VI Трудового Кодекса Российской Федерации и других положений действующего законодательства Российской Федерации).

Включение определенных случаях материальной помощи в сумму, из которой исчисляется средний заработок (например, в упомянутом постановлении Министерства труда и социального развития Российской Федерации), само по себе не может свидетельствовать о том, что материальная помощь входит в денежное содержание государственного служащего, установленное Федеральным законом.

Ссылка на Указы Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" и от 6 марта 1998 г. N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации" также несостоятельна, так как из положений названных актов не следует, что материальная помощь подлежит включению в денежное содержание государственного служащего.

При решении вопроса о проверке соответствия федеральному законодательству Закона области от 9 декабря 2002 г. N 156-ОЗ Судебной коллегией учтено, что на момент рассмотрения дела в кассационном порядке этот закон вступил в силу, оспаривается в части включения материальной помощи в состав денежного содержания государственного служащего по тем же основаниям, что и Закон области от 27 апреля 2002 г. N 102-ОЗ, с которым находится в тесной связи.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены правильно, но допущено неправильное применение норм материального права, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила решение суда и приняла новое решение об удовлетворении заявления прокурора области.

Таким образом, включение материальной помощи в денежное содержание государственного служащего признано противоречащим федеральному законодательству.


. СПЕЦИФИКА НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ


2.1 Положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации: понятие, значение, специфика

пенсия выслуга выплата регулирование

До 1 января 2002 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 августа 1995 года № 854 лицам, замещавшим государственные должности федеральных государственных служащих и государственные должности государственной службы, устанавливались ежемесячные доплаты к государственной пенсии, назначенной на основании Закона Российской Федерации О государственных пенсиях в Российской Федерации.

В связи с принятием и введением в действие с 1 января 2002 года Федерального Закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации федеральным государственным служащим устанавливается пенсия за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности), предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г. № 141 О некоторых вопросах реализации Федерального закона О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации гражданам Российской Федерации из числа лиц, замещавших государственные должности и государственные должности федеральных государственных служащих, получающим по состоянию на 31 декабря 2001 г. ежемесячную доплату к государственной пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 854 , с 1 января 2002 года установлена пенсия за выслугу лет.

Как мы уже подчеркнули выше, с 1 января 2002 г. федеральным государственным служащим взамен ранее устанавливаемых доплат (установленных Указом Президента Российской Федерации) назначаются пенсии за выслугу лет. Правовые основы пенсионного обеспечения за выслугу лет Федеральных государственных служащих закреплены в Законе о государственном пенсионном обеспечении.

Согласно нормам данного Закона этот вид пенсии не носит самостоятельного характера.

Более того, как верно подчеркивают эксперты, по сути, она является дополнением к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и отдельно от трудовой пенсии по старости (инвалидности) не устанавливается. Поэтому обязательным условием назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим является также установление трудовой пенсии по старости (инвалидности).

Дадим определение пенсии за выслугу лет. Действующее законодательство легального понятия данного вида пенсии не содержат, однако систематический анализ норм пенсионного законодательства позволяет такое понятие сформулировать.

Пенсией за выслугу лет признается не только ежемесячная денежная выплата, устанавливаемая дополнительно к трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Законом о трудовых пенсиях (п.2 ст.7 Федерального Закона О государственных пенсиях в Российской Федерации но и компенсация утраченного заработка(дохода) в связи с прекращением государственной службы, компенсация вреда, нанесенного здоровью при прохождении военной службы.

Еще раз подчеркнем, что пенсия за выслугу лет может быть установлена только по достижении возраста, требуемого для назначения трудовой пенсии по старости, в том числе и назначаемой.

Однако трудовая пенсия за выслугу лет может быть назначена досрочно при:

¾невозможности трудоустройства безработного, уволенного в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата, но не ранее, чем за 2 года до установленного законодательством срока выхода на пенсию. При установлении указанной пенсии по старости также может быть решен вопрос о назначении пенсии за выслугу лет. В данном случае для назначения пенсии за выслугу лет необходимо иметь статус безработного, т.е. требуется официальная;

¾регистрация гражданина в государственной службе занятости в целях поиска подходящей работы;

¾при установлении инвалидности.

В соответствии со ст.5 Закона право на пенсию за выслугу лет имеют государственные служащие и военнослужащие (ст. 19 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу). Пенсия за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним лицам, проходящим военную службу по контракту, назначается в порядке, предусмотренном Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие.

Пенсия по государственному обеспечению может назначаться и выплачиваться только в соответствии с Федеральным законом О государственном пенсионном обеспечением в Российской Федерации. Вместе с тем данный Закон предусматривает существование иных федеральных законов для лиц пенсионное обеспечение которых не предусмотрено в рамках настоящего закона о государственном пенсионном обеспечении.

2.2 Условия назначения и выплаты пенсий за выслугу лет


Возникновение права на пенсию по выслуге лет законодатель связывает с наличием у работника (служащего) необходимого стажа (выслуги лет).

Как правило, на практике, основная сложность заключается в подсчете стажа для назначения пенсии за выслугу лет. Так, если для государственных служащих такой стаж установлен в срок не менее 15 лет, то для работников летно-испытательного состава он составляет не менее 25 лет. Сотрудники таможенных органов должны иметь стаж в размере 20 лет и более; сотрудники таможенных органов, уволенные со службы по достижении предельного возраста, по состоянию здоровья или по болезни, либо в связи с проведением организационно - штатных мероприятий и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющий общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет служба в таможенных органах.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют работники, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более; данные лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Особенности исчисления стажа отдельных категорий служащих и работников определяется специальными нормативными актами. В частности, необходимо выделить:

¾Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. №155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям";

¾Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 1999 г. №350 "Вопросы Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации" (с изм. и доп. от 22 января, 25 февраля 2003 г.);

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781);

Приказ Минобороны Российской Федерации от 17 августа 2002 г. №315 "О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме "Байконур" и в г. Ленинске, и членов их семей" (с изм. и доп. от 14 октября 2003 г.) и др..

Также необходимо отметить, что отдельным законодательными актами устанавливается льготное исчисления выслуги лет. Так, например, в Законе «О борьбе с терроризмом» устанавливается льготное исчисление выслуги лет (ст.22 Закона): военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции - один день службы за три дня (если законодательством Российской Федерации не предусматривается более льготное исчисление выслуги лет).

Таким образом, при расчете стажа конкретного работника необходим учитывать особенности исчисления стажа для данной категории служащих.

Между тем в силу п.5 вышеназванного Положения в выслугу лет работникам летно-испытательного состава засчитывается, в частности, время работы в должностях летного состава гражданской авиации в порядке, установленном для назначения пенсии летному составу гражданской авиации.

Ссылка суда и президиума областного суда на то, что этот пункт определяет лишь порядок исчисления размера пенсии работнику летно-испытательного состава, имеющему не менее 25 лет выслуги только в должностях, указанных в п.3 Положения, несостоятельна, поскольку не соответствует содержанию п.5 Положения и с учетом длительного стажа работы истца летчиком-испытателем (20 лет 20 дней) нарушает его права.

Поэтому решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации решение Заволжского районного суда г. Ульяновска, определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда и постановление президиума Ульяновского областного суда отменила и дело направила на новое судебное рассмотрение.

Для того, чтобы более детально исследовать порядок и условия назначение пенсии за выслугу лет, рассмотрим такой порядок на примере государственных служащих (регулируется Федеральным Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и рядом иных нормативных актов).

В соответствии со ст.7 вышеназванного Закона, к условиям, определяющим право федеральных государственных служащих на пенсию за выслугу лет, относятся:

.наличие стажа государственной службы не менее 15 лет;

.увольнение с федеральной государственной службы по одному из следующих оснований:

¾ликвидация федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией и федеральными законами, а также по сокращению штата в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией и федеральными законами;

¾увольнение с должностей, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, , в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;

¾достижение предельного возраста для замещения должности федеральной государственной службы. Согласно положениям п. 3 ст. 25 Федерального Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы - 60 лет. По решению руководителя соответствующего государственного органа допускается однократное продление срока нахождения на государственной службе, но не более чем до достижения федеральным государственным служащим 65 лет, для лиц, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигших предельного возраста нахождения на государственной службе;

¾несоответствие замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья;

¾увольнение по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию.

.замещение должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.

Законодатель не связывает право государственного служащего на указанный вид пенсионного обеспечения с достижением лицом определенного возраста. Вместе с тем пенсия за выслугу лет может быть установлена только по достижении возраста, требуемого для назначения трудовой пенсии по старости, в том числе и назначаемой досрочно.

Пенсия за выслугу лет может быть также установлена к трудовой пенсии по инвалидности, условия назначения которой определены в ст. 8 Закона о трудовых пенсиях.


2.3 Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет


Прием документов для назначения пенсии за выслугу лет от федеральных органов осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации.

При рассмотрении документов, представленных для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, Пенсионный фонд Российской Федерации:

¾осуществляет проверку правильности оформления представленных документов;

¾принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;

¾запрашивает в необходимых случаях от федеральных органов и федеральных служащих недостающие документы , подтверждающие стаж государственной службы (работы);

¾принимает решение о назначении пенсии за выслугу лет либо об отказе в ее назначении на основании совокупности представленных документов.

В соответствии с Правилами обращения, которые регулируют процедуру обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, процедуру рассмотрения заявлений о назначении (приостановлении, возобновлении) пенсии за выслугу лет, определяют порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим, за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты утвержденными Постановлением Минтруда Российской Федерации от 30 июня 2003 г. №44, федеральный служащий должен подать письменное заявление, форма которого предусмотрена приложением №1 к настоящим Правилам (см. Приложение А) о назначении пенсии за выслугу лет на имя председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации с необходимыми документами в кадровую службу федерального органа государственной власти или его аппарата, иного государственного органа, образованного в соответствии с Конституцией Российской Федерации или федеральным законом (далее именуется - федеральный орган), в котором он замещал должность федеральной службы перед увольнением. Федеральный служащий может обращаться за пенсией за выслугу лет в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления.

В случае реорганизации или ликвидации федерального органа заявление о назначении пенсии за выслугу лет подается в кадровую службу федерального органа, которому законодательством Российской Федерации переданы функции реорганизованного или ликвидированного федерального органа.

Днем обращения за назначением пенсии за выслугу лет считается день регистрации заявления со всеми необходимыми документами федеральным органом, в котором федеральный служащий замещал должность федеральной службы перед увольнением (раздел II Постановления Минтруда от 30.06.2003 №44).

При приеме заявления о назначении пенсии за выслугу лет федерального служащего, имеющего право на эту пенсию, и при наличии всех необходимых документов для ее назначения кадровая служба федерального органа, в котором федеральный служащий замещал должность федеральной службы перед увольнением :

.проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность при приеме заявления о назначении пенсии за выслугу лет федерального служащего, имеющего право на эту пенсию, и при наличии всех необходимых документов для ее назначения кадровая служба федерального органа, в котором федеральный служащий замещал должность федеральной службы перед увольнением и иным представленным документам;

.сличает подлинники документов с их копиями, удостоверяет их, фиксирует выявленные расхождения;

.регистрирует заявление и выдает расписку - уведомление , в которой указываются дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления;

.истребует от федерального служащего дополнительные документы, необходимые для назначения пенсии за выслугу лет;

.оказывает содействие федеральному служащему в получении недостающих документов для назначения пенсии за выслугу лет.

Кадровая служба соответствующего федерального органа при получении заявления федерального служащего, имеющего право на пенсию за выслугу лет, организует оформление справки о размере его среднемесячного заработка, форма которой предусмотрена к настоящим Правилам ( Приложение А), оформляет справку о должностях, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, форма которой предусмотрена .

Справка о должностях, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет оформляется:

.для федеральных служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти - кадровой службой центрального аппарата федерального органа исполнительной власти;

.для федеральных служащих аппаратов верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов - Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации:

.для федеральных служащих аппаратов федеральных арбитражных судов - кадровой службой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

.для федеральных служащих прокуратуры субъектов Российской Федерации и прокуратуры городов ( районов ) - Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных служащих включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы , государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определенных Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 1413 (Собрание законодательства Российской Федерации , 2002, N 51, ст.5063 ), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По заявлению федерального служащего, имеющего право на пенсию за выслугу лет, руководителем федерального органа, в котором федеральный служащий замещал должность перед увольнением, оформляется представление о назначении пенсии за выслугу лет, форма которого предусмотрена.

Представление о назначении пенсии за выслугу лет оформляется:

.для федеральных служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти - кадровой службой центрального аппарата федерального органа исполнительной власти;

.для федеральных служащих аппаратов верховных судов республик, краевых и областных судов , судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов - Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации;

.для федеральных служащих аппаратов федеральных арбитражных судов - кадровой службой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

.для федеральных служащих прокуратуры субъектов Российской Федерации и прокуратуры городов (районов) - Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Федеральный орган в 14-дневный срок со дня поступления заявления федерального служащего о назначении пенсии за выслугу лет и других документов рассматривает их, оформляет представление о назначении пенсии за выслугу лет и направляет его в Пенсионный фонд Российской Федерации.

К представлению о назначении пенсии за выслугу лет прилагаются:

¾заявление федерального служащего о назначении пенсии за выслугу лет; справка о размере среднемесячного заработка;

¾справка о должностях, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет;

¾справка органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о назначенной ( досрочно оформленной ) трудовой пенсии по старости ( инвалидности ) с указанием федерального закона , в соответствии с которым она назначена , и размера назначенной пенсии , датированная месяцем увольнения;

¾копия решения об освобождении от должности федеральной службы;

¾копия трудовой книжки; копия военного билета;

¾другие документы, подтверждающие периоды, включаемые в стаж государственной службы, для назначения пенсии за выслугу лет, в том числе:

.подлинник решения Минтруда России, согласованного с Минфином России и Минюстом России, о зачете в стаж государственной службы иных периодов работы (службы);

.другие в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии за выслугу лет приложены не все необходимые документы, Пенсионный Фонд Российской Федерации направляет федеральному органу, представившему документы, разъяснение о том, какие документы необходимо направить дополнительно.

Если такие документы будут представлены в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее чем через три месяца со дня регистрации кадровой службой федерального органа заявления о назначении пенсии либо получения его по почте, то днем обращения федерального служащего за пенсией за выслугу лет считается день регистрации этого заявления соответствующим федеральным органом или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления заявления.

Пенсионный фонд Российской Федерации в месячный срок со дня получения всех необходимых документов осуществляет их проверку, принимает решение о назначении пенсии за выслугу лет.

Пенсия за выслугу лет назначается Пенсионным фондом Российской Федерации с 1-го числа месяца, в котором федеральный служащий обратился за ней, но не ранее дня, следующего за днем освобождения от должности федеральной службы и назначения (досрочного оформления ) трудовой пенсии по старости (инвалидности).

При рассмотрении вышеназванного положения возникает логичный вопрос: а если служащий не обращается в течение какого-то времени за пенсией, например, считает, что она ему не полагается, а уже через какой-то промежуток времени ему становиться известно о том, что ему полагается пенсия. Будет ли ему выплачена «задолженность» государства?

Судебной практики по этому вопросу пока нет, поэтому ответ на вопрос может строиться только на нормах действующего законодательства, а оно такой «задолженности» не предусматривает. Хотя, на наш взгляд, при условии, что все документы, служащего в порядке, и он может подтвердить свое право на пенсию, и не сделал это по каким-либо объективным причинам, пенсия должна быть компенсирована, путь и в полном размере, но компенсирована. Впрочем, это только мнение автора.

Далее отметим, что пенсия за выслугу лет выплачивается одновременно с трудовой пенсией по старости (инвалидности) органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании поручения Пенсионного фонда Российской Федерации.

Расходы по доставке и пересылке пенсии за выслугу лет федеральных служащих осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Важно подчеркнуть, что пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на государственной должности федеральной службы, государственной должности государственной службы субъекта Российской Федерации и других случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (Раздел V Постановлении Минтруда).

При этом государственный служащий, получающий пенсию за выслугу лет и назначенный на государственную должность государственной службы, обязан в 5-дневный срок сообщить об этом в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается со дня назначения на одну из указанных должностей по решению Пенсионного фонда Российской

Федерации о приостановлении ее выплаты.

При последующем освобождении от государственной должности государственной службы выплата пенсии за выслугу лет возобновляется на прежних условиях по заявлению лица, направленному в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с приложением копии приказа (распоряжения) об освобождении от соответствующей должности. Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в 5-дневный срок направляются представленные документы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации в 14-дневный срок со дня поступления заявления о возобновлении принимает решение о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет. Соответственно выплата пенсии за выслугу лет возобновляется с 1-го числа того месяца, когда федеральный служащий, получавший пенсию за выслугу лет, обратился с заявлением о ее возобновлении, но не ранее дня, когда наступило право на возобновление выплаты пенсии за выслугу лет.

Необходимо учитывать, что выплата пенсии за выслугу лет прекращается лицу, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены ежемесячная доплата к трудовой пенсии или ежемесячное пожизненное содержание, или дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, либо в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии или назначена пенсия за выслугу лет.

В связи с назначением выплат указанных надбавок, федеральный служащий сообщает в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о назначении указанных выплат и направляет заявление

Выплата пенсии за выслугу лет прекращается со дня назначения выплат, на основании решения Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, до получения решения Пенсионного Фонда Российской Федерации, приостанавливает выплату пенсии за выслугу лет.

При рассмотрении данных правил может возникнуть вопрос: предусмотрена ли ответственность для служащих, которые вновь поступили на государственную службу и не поставили в известность полномочные органы?

Для ответа на вопрос, рассмотрим текст заявления, которое, для получения пенсии подписывает служащий. В нем есть такая строка: В случае переплаты пенсии за выслугу лет обязуюсь внести переплаченную сумму. Аналогичное правило можно найти в десятках нормативных актов. Проиллюстрируем сказанное и примером из практики:

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей рассмотрел кассационную жалобу ОАО "Калина" на решение от 29.10.2002 г. и постановление апелляционной инстанции от 19.12.2002 г. Арбитражного суда Свердловской области по делу №А60-22527/02.

В судебном заседании принял участие представитель ОАО "Калина": Орлова Л.Б., ведущий юрисконсульт, доверенность от 27.12.2003 г.

Представитель Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился.

Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска обратилось с заявлением к Открытому акционерному обществу "Калина" о взыскании 3150 руб. 53 коп. ущерба, возникшего в связи с непредставлением в период с 03.07.2000 г. по 26.11.2001 г. сведений о приеме на работу пенсионера и выплатой им излишней суммы пенсии.

Решением от 29.10.2002 г. заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 19.12.2002 г. решение суда оставлено без изменения.

ОАО "Калина" с судебными актами не согласно, просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судом положений ст. 127 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. №340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР"( в настоящее время данный Закон утратил юридическую силу).

По мнению заявителя жалобы, суду при вынесении судебных актов следовало руководствоваться нормами Федерального закона от 17.12.01 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", так как Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" утратил силу с 01.01.02.

Проверив законность судебных актов в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований к их отмене не находит.

Как следует из обстоятельств дела, в период с 03.07.2000 г. по 26.11.2001 г. ОАО "Калина" приняло на работу пенсионера - Басову P.M..

Сведения о приеме на работу пенсионера ответчик в Пенсионный фонд не представил, в результате чего Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска была осуществлена переплата пенсий на 6301 . 07 р..

В связи с тем, что 50% суммы излишне выплаченной пенсии удержано с пенсионера, сумма ущерба составила 3150 . 53 р..

Разрешая спор, суд исходил из правомерности требования Пенсионного Фонда. В соответствии с частью 1 статьи 127 Закона Российской Федерации №340-1 от 20.11.90 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.02, организация была обязана сообщать в пятидневный срок органу, выплачивающему пенсию, о приеме на работу пенсионера.

В случае невыполнения установленных названной статьей обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм пенсии организация и пенсионер должны возместить соответствующему органу социальной защиты населения причиненный ущерб (ч. 3 статьи 127).

Поскольку материалами дела подтверждается не сообщение ОАО "Калина" в Пенсионный Фонд о приеме на работу пенсионера, и выплаты в связи с этим излишних сумм пенсии, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования. Ссылки ОАО "Калина" на Федеральный Закон от 17.12.01 №173-ФЗ, не предусматривающий обязанности организаций сообщать органу, выплачивающему пенсию, о приеме на работу пенсионера, судом отклоняются, так как данный Закон вступил в силу с 1 января 2002 года. Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации его действие распространяется на отношения, возникшие после названной даты. На ранее возникшие отношения действие правового акта может распространяться лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.

¾Федеральный закон от 17.12.01 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит положений об освобождении организаций, допустивших нарушение требований ранее действовавшего закона, от обязанности возместить причиненный ущерб. В силу изложенного решение и постановление апелляционной инстанции являются законными и отмене не подлежат. Руководствуясь ст. 286, 287, 289 АПК Российской Федерации, суд постановил:

Решение от 29.10.2002 г. и постановление апелляционной инстанции от 19.12.2002 г. Арбитражного суда Свердловской области по делу А60-22527/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Таким образом, подчеркнем, что если ранее действовавшим законодательством обязанность о извещении лежала на организации-работодателе, то теперь такая обязанность возложена на работника (служащего), соответственно служащий обязан поставить в известность полномочные органы, в противном случае, задолженность по переплате пенсии может быть взыскана в судебном порядке.

Перерасчет размера установленной пенсии в сторону уменьшения производится без заявления пенсионера при наступлении обстоятельств предусмотренных действующим законодательством в качестве оснований для снижения размера пенсии.

Перерасчет же размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом от 17.12.2001 г. и Законом от 15.12.2001 г., производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Такое заявление пенсионера и необходимые документы подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии.

Перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в связи с установлением более высокой степени ограничения способности к трудовой деятельности (группы инвалидности) и достижением пенсионером возраста 80 лет может быть произведен без подачи дополнительного письменного заявления, если в заявлении о назначении ему пенсии было зафиксировано согласие заявителя на осуществление перерасчетов его пенсии при наступлении впоследствии указанных обстоятельств.

Также подчеркнем, что вопросы, связанные с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет федеральных служащих, не урегулированные Правилами Минтруда «Об обращении за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты», разрешаются применительно к Правилам обращения за пенсией, назначения пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. №17/19 п.б (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 31.05.02. г. №3491).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение данной дипломной работы можно подвести следующие итоги проделанному исследованию:

Одним из базисных институтов социального обеспечения - пенсия за выслугу лет.

Пенсия за выслугу лет не носит самостоятельного характера. По сути, она является дополнением к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и отдельно от трудовой пенсии по старости (инвалидности) не устанавливается.

Пенсией за выслугу лет признается выплата, устанавливаемая дополнительно к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию (независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия).

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие.

Возникновение права на пенсию по выслуге лет законодатель связывает с наличием у работника (служащего) необходимого стажа. Как правило, на практике, основная сложность заключается в подсчете стажа для назначения пенсии за выслугу лет. Так, если для государственных служащих такой стаж установлен в срок не менее 15 лет, то для работников летно-испытательного состава он составляет не менее 25 лет. Сотрудники таможенных органов должны иметь стаж в размере 20 лет и более и т.д.

Отдельными законодательными актами может устанавливаться льготное исчисление стажа для пенсии за выслугу лет.

Условия, и порядок назначения пенсии за выслугу лет во многом зависит от специфики пенсионного обеспечения конкретных категорий служащих.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Российская Газета. 25 декабря 2014

2.Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 23.05.2016)"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

.Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1(ред. от 04.11.2014, с изм. от 14.01.2016)"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)

.Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении Собрание законодательства Российской Федерации. -8 октября 2011 г. - №41. - Ст. 3889

.Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (Москва, 25 ноября 2012 г.)

.Постановление Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. №17/19пб "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов. - июль 2014 г. - №29

.Постановление Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. №44 "Об утверждении Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты" Российская газета. - 26 августа 2013

.Азарова Е. Г., Виноградова 3. Д., Полупанов М. И. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении. Концепция развития российского законодательства. М. 2014

.Бабич А. М., Егоров Е. Н., Жильцов. Экономика социального страхования. М. 2012

.Братчикова Н.В. Новый порядок назначения трудовых пенсий. Адвокат - № 10. М. 2015

.Батыгин К. С. Право социального обеспечения. Общая часть: Учебн. пособие. М. 2015

.Забелин Л. В. Теоретические основы социального страхования. М.2014

.Гинцбург Л. Я. Трудовой стаж рабочих и служащих. М. 2013

.ГомьенД., ХаррисД., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М. 2014

.Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Пенсионная реформа в России 1990 г.: хорошее начало и плачевные результаты. Государство и право. 2012. № 3

.Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Практический и научный комментарий к закону Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». М. 2011

.Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: Учебн. пособие. М. 2012

.Мачульская Е. Е. Практикум по праву социального обеспечения. М. 2014

.Право социального обеспечения: Учебн. пособие / Под ред. К. Н. Гусова. М. 2015

.Сулейманова Г. В. Социальное обеспечение и социальное страхование. М. 2014

.Тучкова Э. Г. Формирование системы пенсионного обеспечения России (правовые проблемы) // Пенсионная реформа в России: Оценка специалистов. М. 2014

.Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения: Учебно-метод, пособие. М. 2012

.Шайхатдтов В. Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учебн. пособие. Екатеринбург. 2013

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!