Тема: Пенсионная система в Республике Казахстан

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    469,11 Кб
Пенсионная система в Республике Казахстан
Пенсионная система в Республике Казахстан
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Теоретические основы накопительной пенсионной системы

.1 История создания пенсионных фондов

.2 Пенсионная система в Республике Казахстан

.3 Пенсионная система зарубежных стран

.4 Преимущества и недостатки пенсионной системы Республики Казахстан

. Анализ деятельности НПФ «ЕНПФ»

.1 Анализ основных показателей фонда в период 2012-2014гг.

.2 Реформа ЕНПФ

.3 Политика ЕНПФ

.4 Перспективы развития ЕНПФ

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

ктуaльнocть тeмы иccлeдoвaния. Пенсионный достаток старости граждан является одним из актуальных социально-экономических проблем Республики Казахстан. Это последствия изменения экономических возможностей Казахстана в последние годы вследствие снижения темпов экономического роста и занятости, снижением рождаемости, старением населения, и, соответственно, увеличения доли в нем лиц старше трудоспособного возраста. Вместе с тем происходит модификация социально-экономических взаимоотношений государства и гражданина, работодателей и наемных работников.

С 1998 года Казахстан первым из стран Содружества Независимых Государств приступил к переходу от распределительной системы пенсионного обеспечения, основанной на солидарности поколений, к накопительной пенсионной системе, предусматривающей индивидуальные пенсионные сбережения в накопительных пенсионных фондах.

В сформировавшихся условиях приоритетным направлением социально-экономической политики Казахстана является повышение уровня жизни населения, в том числе социально мало-защищенной ее части - пенсионеров. Кризисные явления, сосредоточившиеся в пенсионной системе Казахстана, обрели отражение в нарушении ряда принципов пенсионного обеспечения (снижение зависимости размера пенсии от трудового вклада пенсионера, сужение дифференциации минимального и максимального размеров пенсии, резкое отставание минимального размера пенсионного обеспечения от величины прожиточного минимума пенсионера и т.д.).

Казахстану необходимо предпринять комплекс мер по совершенствованию политики в социальной сфере. Необходимо, разработать концептуальные основы ее реформирования социальной сферы пенсионного обеспечения, которые способствовали бы повышению уровня жизни пенсионеров, что можно считать показателем эффективности деятельности государства по социальной защите своих граждан.

Важная роль, в обеспечении социальной стабильности пенсионеров, отведена государству. Государство призвано быть гарантом социальной защиты граждан с помощью органов законодательной и исполнительной власти, соблюдения нормативно-законодательных актов по пенсионному обеспечению, и потому, как выразитель интересов общества в целом, занимает существенное место в организации пенсионного страхования. При согласовании интересов субъектов пенсионного страхования на основе социального партнерства принципиальная роль государства состоит в выработке экономических и организационно-правовых механизмов. Решение же других задач остается за рыночными механизмами саморегулирования. Государство регулирует пенсионный рынок через деятельность Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, которая направлена на повышение уровня защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, а также формирования стабильного отечественного финансового рынка.В результате возникновения объективных трудностей в системе пенсионного обеспечения в Казахстане, вызванных увеличением доли престарелых граждан в общей численности населения возникла необходимость в безотлагательном реформировании пенсионной системы страны. 1 июля 1997 года в Казахстане введен в действие закон "О пенсионном обеспечении в Республики Казахстан".

Накопительная пенсионная система в Казахстане действует девять лет и достигла высоких результатов. Но всё же существуют и определенные моменты при переходе к новой системе, которые кроются в развитии Накопительных Пенсионных Фондов. Это общая неосведомленность вкладчиков о сути пенсионной системы, проблемы выбора пенсионного фонда, трудности связанные с перечислением пенсионных взносов и другие немаловажные проблемы.В силу недостаточной разработанности теоретических и практических аспектов реформирования пенсионной системы существует необходимость изучения теоретических вопросов деятельности Накопительных Пенсионных Фондов. Обоснование необходимости реформы пенсионной системы в республике Казахстан, а также проведение сравнительного анализа опыта зарубежных стран позволят выявить особенности казахстанской модели реформирования пенсионной системы.

Разнонаправленные тенденции по доходности на рынке инвестирования пенсионных активов свидетельствуют о том, что Пенсионные Фонды Казахстана находятся в поиске наилучших способов сохранения и приумножения денег вкладчиков. Поэтому изучение проблем и перспективы развития Накопительных Пенсионных Фондов приобретают актуальное значение.

Цель работы - изучение современной пенсионной системы РК

Задачи работы:

Изучение теоретических основ пенсионной системы РК;

Определение преимуществ и выявления недостатков современной пенсионной системы РК;

Ознакомление с основными пенсионными системами зарубежных стран;

Проанализировать деятельность АО НПФ ЕНПФ.

Объектом изучения стала пенсионная система РК

Предметом исследования является деятельность ЕНПФ

Научная новизна и практическая значимость заключается в необходимость всестороннего анализа деятельности пенсионной системы РК с целью дальнейшего ее реформирования

Методологической и теоретической основой написания курсовой работы явились законодательные и нормативные акты РК, научные труды

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

.1 История создания пенсионов фондов

Первая организованная государством система пенсий по возрасту занятых в частном секторе была введена в Германии в 1889 году. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основанным на взносах. И работодатели, и работники должны были вносить средства на ее финансирование. Введенная в Германии система базировалась на предшествующей практике существования добровольных фондов взаимопомощи, организуемых гильдиями и рабочими объединениями. Права на пенсию в новой системе основывались на ранее выплаченных взносах. Дания (1891) и Новая Зеландия (1898) ввели систему пенсионирования, ориентированную на целевую помощь бедным. Здесь она финансировалась за счет общих налоговых доходов, предполагала проверку нуждаемости и гарантировала плоский уровень выплат. Эти пенсионные системы в большей степени вытекали из традиционного законодательства о бедных. В последующие годы большинство западноевропейских стран сформировали системы пенсионного страхования, ориентированные на германскую модель; англосаксонские страны (за важным исключением США) и страны Северной Европы в большей степени шли по пути, проложенному Данией и Новой Зеландией. Эти системы решали разные задачи. Германская была ориентирована на сохранение социального статуса работающего после выхода на пенсию. Датская, впоследствии введенная в Англии, - на ограничение бедности. В XX веке происходит постепенное сближение пенсионных систем развитых стран. Там, где они были основаны на страховых взносах (Германия), вводятся гарантии минимальной пенсии, не зависящие от предшествующих взносов. В странах, ориентировавших пенсионную систему на равные пенсии, финансируемые за счет общих доходов, бюджетов, отменяется контроль нуждаемости. В дополнение к плоским минимальным пенсиям вводится система обязательного социального страхования (Великобритания). В Северной Америке государственная система пенсионирования по старости получила распространение сравнительно поздно. Канада ввела систему, основанную на проверке нуждаемости, не предполагающую страховых взносов, в 1927 году. В Соединенных Штатах правительства штатов начали вводить основанные на критерии нуждаемости пенсионные системы в 1920-х годах. К 1934 году они существовали в 28 штатах. В 1935 году в США вводится федеральная система пенсионного страхования. Характерная черта пенсионных программ - их политическая популярность на этапе становления. Это понятно: выходящие на пенсию работники на протяжении предшествующей трудовой жизни не вносили в полном объеме те платежи, которые обеспечивают им выплату пенсий. Они являются нетто-бенефициарами введения пенсионной системы. Тяжесть выплат пенсий ложится на следующее поколение работников. Однако для молодого индустриального общества с ограниченной долей старших возрастных групп это не порождает серьезных политических проблем.

.2 Пенсионная система в Республике Казахстан

Пенсионная система государства является одним из наиболее социально и экономически значимых секторов национальной экономики, реализующих базовую конституционную гарантию - материальное обеспечение пенсионеров. Уровень социального развития любого государства, независимо от реализуемой модели экономического развития, оценивается по уровню жизни пенсионеров. Казахстан первым на постсоветском пространстве начал реформу пенсионной системы, приняв в 1997г. закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и «Концепцию реформирования пенсионного обеспечения». С 1 января 1998 года все работающие граждане в обязательном порядке стали отчислять 10% своих доходов в накопительный пенсионный фонд. Всю историю развития Пенсионной реформы в Республике Казахстан можно четко разделить на два этапа.

Первый, так называемый дореформенный (1991-1997 годы), при котором пенсионная система действовала по принципу солидарности, доставшегося нам в наследство от Советского Союза. При данной системе единственным источником пенсионных выплат являлось государство, пополняющее свой Пенсионный фонд за счет социального налога от работодателей, размер которого нормировался в процентном отношении от общего фонда заработной платы. Иными словами, все работающие создавали базу для выплаты пенсий всем вышедшим из трудового возраста гражданам. Таким образом, вне зависимости от экономического положения и уровня занятости населения, государство должно было сохранять обязательства по пенсионным выплатам и индексировать их с учетом инфляции.

Второй этап - отказ от солидарной распределительной системы и переход к накопительной страховой технологии. Принятые в марте 1997 года Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан и в июне 1997 года Закон РК О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан заложили основы реформирования системы пенсионного обеспечения. Суть намеченных трансформаций сводилась к замене модели организации национальной пенсионной системы. На смену единой обезличенной и уравнительной системы приходит разветвленная, персонифицированная, многоуровневая пенсионная система, построенная на принципах социального страхования. Создан совершенно новый для нашего понимания социально-финансовый институт - негосударственный накопительный пенсионный фонд (ННПФ). Принципиальное отличие этой пенсии в том, что каждый работающий сам определяет размер своей будущей пенсии. Величина пенсии будет полностью зависеть от продолжительности и размера пенсионных взносов, также дополнительных начислений (дивидендов) от инвестирования пенсионных активов. Переходу к накопительной системе предшествовал ряд экономических факторов, определивших невозможность дальнейшего функционирования солидарной системы. На ранних этапах реформ (1991-1993 годы) Правительство продолжало отстаивать экономическую концепцию социально ориентированного общества. Однако данная концепция оказалась финансово несостоятельной. Принципы ее осуществления все еще носили в себе значительный отпечаток консервативной административно-хозяйственной системы.Понимая дальнейшую несостоятельность переноса старых подходов в социальной политике в новые экономические и политические условия, уже новым Правительством была принята модель реформ, декларировавшая макроэкономическую стабилизацию при социальных ограничениях.

Так, в ходе обсуждения и согласования республиканского бюджета на 1994 год, Правительство вынуждено было пойти на осуществление пусть и не популярных, но необходимых для того времени мер, способных хоть как-то уменьшить расходную часть бюджета: приостановить дорогостоящие социальные и экологические программы; социальные пособия и льготы предоставлять только малоимущим и слабозащищенным слоям населения; резко сократить как явные, так и скрытые общие субсидии и ввести вместо них социальные защиты с высокой степенью адресности, как это было предложено миссией МВФ при разработке и принятии соглашения о кредитах. Что же касается пенсионной системы, то она, с одной стороны, стала не способной обеспечить минимальные потребности большинства пенсионеров, а с другой - стала обременительной для экономики. Положение усугублялось еще и тем, что за период с 1993 по 1995 год число пенсионеров возросло с 2 857 тыс. человек до 2 939 тыс., что на январь 1995 года составило почти 1/5 всего населения республики. Рост числа пенсионеров, вызванный естественным процессом старения, увеличивал нагрузку на Пенсионный фонд республики. Таким образом, дефицит пенсионного фонда представлял собой серьезную проблему и вызывал необходимость преобразования существовавшей системы государственного пенсионного обеспечения. 1 января 1998 года Закон РК О пенсионном обеспечении граждан в РК от 17 июня 1991 года, декларировавший солидарную пенсионную систему, утратил свою силу и стала реализовываться новая пенсионная система, в результате этого ранее существовавший Пенсионный фонд был преобразован в Государственный центр по выплате пенсий, производящий пенсионные выплаты действующим пенсионерам и восполняющий свои фонды за счет обязательного 15%-го взноса от фонда оплаты труда, и накопительные пенсионные фонды: частные - Негосударственный накопительный пенсионный фонд (ННПФ) и Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ).При всей своей новизне новая пенсионная политика консолидировала принципы и солидарной, и накопительной системы, благодаря этому данная модель пенсионной системы явилась одинаково гуманной как относительно действующих пенсионеров, сохранив за собой обязательство по пенсионному обеспечению граждан, вышедших на пенсию до 1 января 1998 года, так и относительно вкладчиков страховых взносов по индивидуальным пенсионным накоплениям, в части гарантии соответствия размера будущих пенсий суммам внесенных страховых взносов.Схема накопительной пенсионной системы основана на взаимодействии трех финансовых институтов: накопительных пенсионных фондов (НПФ), компаний по управлению пенсионными активами и банков-кастодианов. Каждый вкладчик с момента отчисления получает индивидуальный счет в выбранном им накопительном фонде, средства которого передаются, в соответствии с законодательством, компаниям по управлению пенсионными активами (КУПА), КУПА в свою очередь осуществляют размещение финансовых средств через банки-кастодианы в следующих пропорциях: не менее 25% вкладывается в государственные краткосрочные ценные бумаги, 25% - в государственный средне- и долгосрочные ценные бумаги, не более 10% - в ценные бумаги международных финансовых организаций, не более 40% - в банковские депозитные сертификаты и депозиты банков второго уровня, не более 10% - в акции эмитентов, включенных в листинг А (аудит по международным стандартам не менее чем за два года деятельности).

Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ) находится в структуре накопительной системы, действует один совместно с многочисленными частными фондами. Единственное его отличие от ННПФ состоит в его невозможности размещения пенсионных активов в негосударственный сектор, что объясняет законодательно закрепленную за государством ответственность по сохранению пенсионных активов.

Гарантом надежности частных накопительных фондов являются лицензирование и контроль за их деятельностью, который осуществляется Национальной комиссией по ценным бумагам и Национальным пенсионным агентством Министерства труда и социальной защиты населения РК.В результате проведенных реформ Правительство Казахстана получило принципиально новую систему пенсионного обеспечения, базирующуюся на полной ответственности граждан за дальнейшую свою судьбу, когда каждый человек с начала своей трудовой деятельности начинает заботиться о будущей пенсии. Пенсионное обеспечение Казахстана в настоящее время представляет собой систему из трех уровней, сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем.

Первый уровень - это солидарная пенсионная система, унаследованная Казахстаном от СССР после его распада и основанная на «солидарности поколений», в которой источником пенсионных выплат становится государственный бюджет за счет налоговых отчислений работающей части населения и других поступлений. Размер пенсионных выплат определяется трудовым стажем. В настоящее время в рамках этого уровня формируются пенсионные выплаты для тех, чей трудовой стаж на момент выхода на пенсию по состоянию на 1 января 1998 года составляет не менее шести месяцев.

Второй уровень - это обязательная накопительная пенсионная система с фиксированным 10-процентным размером обязательных пенсионных взносов от ежемесячного дохода для граждан Казахстана, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Казахстане и 5-процентным размером обязательных профессиональных пенсионных взносов за счет работодателя от ежемесячного дохода работников и в пользу работников, профессии которых предусмотрены перечнем производств, работ и профессий, определенным Правительством Республики Казахстан.

Третий уровень - накопительная система, основанная на добровольных пенсионных взносах (ДПВ). Размер ДПВ, порядок их уплаты и последующей выплаты определяется по соглашению сторон в договоре о пенсионном обеспечении за счет ДПВ. Таким образом населению Республики Казахстан, задействованному в пенсионной системе, необходимо нести ответственность за уровень своего дохода после выхода на пенсию, так как источником пенсионных выплат станут накопления, сформированные ими на индивидуальных пенсионных счетах. Каждому гражданину предлагается возможность за счет добровольных пенсионных взносов увеличить свои накопления и тем самым обеспечить себе более высокий доход после завершения трудовой деятельности.

.3 Пенсионная система зарубежных стран

Ниже приводится выборочный обзор пенсионных систем нескольких западноевропейских стран и стран СНГ. Выбор именно этих стран был продиктован желанием рассмотреть наиболее оригинальные, но, в то же время, эффективные и устойчивые пенсионные системы.

Швеция. В 1999 году в Швеции была введена новая пенсионная система, согласно которой пенсия состоит из трех частей: условно-накопительной, накопительной и гарантированной.

Условно-накопительная пенсия.

Эта часть является распределительной (PAYG, т. е. PayasYouGo). Ее размер прямо зависит от заработной платы работника, и формируется она из взносов, составляющих 16% заработной платы. Из этих взносов складываются условные накопления, т. е. накапливаются не живые деньги, а обязательства. Условные накопления индексируются с учетом темпов роста заработной платы и демографической ситуации в стране. Размер пенсии определяется на основании условных накоплений и ожидаемой продолжительности жизни. Формулы индексации накоплений и определения назначаемой пенсии делают систему условно-накопительной пенсии саморегулирующейся, приспосабливающейся к изменениям демографической и макроэкономической ситуации в стране. Возраст, после которого разрешена выплата этой пенсии, 61 год, но ее можно оформлять и позже.

Накопительная пенсия.

Ее размер, как и величина условно-накопительной пенсии, зависит от заработной платы работника, отчисляющего 2,5% заработной платы на индивидуальный пенсионный счет. Отличие от предыдущего компонента заключается в том, что на счетах размещаются реальные деньги, которыми управляют пенсионные фонды, инвестируя их с использованием рыночных механизмов. Работник имеет возможность выбрать частный пенсионный фонд или даже несколько фондов, где он размещает свои накопления. На инвестиционную деятельность фондов в Швеции наложены значительные ограничения. За пенсионными фондами следит министерство финансов страны, которое проводит ежегодную финансовую проверку и затем отчитывается о работе фондов перед национальным парламентом. Стоит отметить, что в Швеции сейчас имеется более 500 пенсионных фондов, и это серьезно осложняет выбор, перед которым стоит работник. Выплата накопительной пенсии также может начинаться после того, как работнику исполнится 61 год.

Гарантированная пенсия.

Выплачивается тем гражданам, которые получают слишком маленькую условно-накопительную и накопительную пенсию или вовсе их не получают. Гарантированная пенсия финансируется из государственного бюджета и начинает выплачиваться по достижении 65 лет. В полном размере она устанавливается тем людям, которые прожили в стране 40 лет после того, как достигли 25-летнего возраста. За каждый недостающий год размер гарантированной пенсии уменьшается на 1/40. В среднем коэффициент замещения, обеспечиваемый обязательными пенсионными схемами, составляет 68,2%. Добровольное пенсионное обеспечение.

Широкое распространение в Швеции получили добровольные профессиональные пенсионные системы, регулируемые коллективным договором между работником и работодателем. Они охватывают около 90% работников и обеспечивают дополнительную пенсию, составляющую в среднем 10% «последней заработной платы». Все большую популярность приобретают также индивидуальные добровольные накопительные пенсионные схемы.

Великобритания.

Система государственного пенсионного обеспечения Великобритании - одна из старейших в мире. Первые государственные пенсии здесь начали выплачиваться в 1908 году, когда был принят Закон о пенсии по возрасту.

Современная пенсионная система в Великобритании, как и во многих других развитых странах, многоуровневая. Причем по международным меркам она чрезвычайно сложна, даже в рамках обязательного пенсионного обеспечения предлагается широкий выбор вариантов.

Базовый уровень.

Его основным элементом является базовая государственная пенсия (BasicStatePension, BSP). Ее получают мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет[5], выплачивавшие необходимое число лет страховые взносы. Если доход работника выше установленной величины, он выплачивает эти взносы и таким образом зарабатывает специальный страховой стаж. В зависимости от этого стажа и определяется размер базовой пенсии. Базовая пенсия не может быть выше определенного уровня. Долгое время размер базовой государственной пенсии индексировался в соответствии с ростом цен, что привело к уменьшению ее доли в совокупных пенсионных выплатах.

В рамках базового уровня возможно также получение пенсионного пособия, или минимального гарантированного дохода (MinimumIncome Guarantee, MIG), который финансируется из общих налогов. Пособие назначается на основании проверки доходов пенсионера. Если размер получаемых государственных, частных пенсий и размер сбережений ниже определенной величины, то дополнительно назначается пособие в установленном размере.

Это пособие может выплачиваться начиная с 60-летнего возраста. С 2003 года минимальный гарантированный доход трансформируется в пенсионный кредит (PensionCredit, PC). Главной отличительной особенностью пенсионного кредита является то, что выплаты такого пособия начинаются с 65-летнего возраста.

Второй обязательный уровень.

Также является распределительным и финансируется за счет взносов работника. В отличие от пенсии, выплачиваемой на базовом уровне, здесь существует прямая связь между размером пенсии и размером уплачиваемых взносов.

По умолчанию (при отсутствии выраженных предпочтений) второй уровень обеспечивается государственной пенсионной программой, предусматривающей выплаты, пропорциональные заработкам. Работник, не желающий участвовать в государственной пенсионной программе, может выйти из нее, однако в этом случае он обязан участвовать в какой-либо схеме дополнительного пенсионного обеспечения.

Государственная пенсионная программа (State Earnings Related Pension Scheme, SERPS) была создана для того, чтобы обеспечить пенсию, привязанную к заработку, тем, кто не участвовал в профессиональных пенсионных системах. Начиная с 2002 года эта пенсионная программа постепенно заменяется программой «вторая государственная пенсия» (StateSecondPension, S2P), которая должна обеспечить достойный уровень пенсий для лиц с малым доходом и инвалидов.

Практика показывает, что молодые люди и граждане с высоким доходом охотней переходят из государственной пенсионной системы в дополнительную, тогда как граждане с малым доходом преимущественно остаются в государственной пенсионной программе.

В среднем коэффициент замещения, обеспечиваемый обязательными пенсионными схемами, составляет 47,6%.

Дополнительное пенсионное обеспечение.

В Великобритании существует множество различных способов накопления частных пенсий. Наибольшее распространение получили профессиональные пенсионные системы. Работники заключают коллективный договор с работодателем, на основании которого он отчисляет взносы на пенсионное обеспечение и формирует пенсионные выплаты. Большинство профессиональных пенсий используют механизм установленных выплат, т. е. размер выплат соответствует определенной доле последней заработной платы. Но также используются схемы с установленным размером взносов - в них уровень пособий становится известным только при фактическом оформлении пенсии и зависит от размера взносов, инвестиционного дохода, возраста выхода на пенсию и т. д.

Немаловажную роль в системе пенсионного обеспечения Великобритании играют страховые компании, предоставляющие множество услуг по дополнительному пенсионному обеспечению населения, начиная от личного страхования служащих и заканчивая пенсионным обеспечением по профессиональным схемам.

Дополнительное пенсионное обеспечение существенно дифференцирует пенсии: суммарный коэффициент замещения по обязательной и добровольной схемам для самых богатых пенсионеров («верхние» 5%) составляет 87%, а для самых бедных («нижние» 5%) - лишь 21%.

Франция.

Пенсионная система Франции включает в себя большое количество различных пенсионных схем, зависящих от профессиональной группы работника. Наиболее значимы две схемы: «общая», охватывающая наемных работников частного сектора, и «специальная», предназначенная для работников государственного сектора. Управление схемами осуществляется на паритетных началах «социальными партнерами», т. е. представителями профсоюзов или ассоциаций работников, с одной стороны, и работодателей, с другой (под контролем государства).

В последнее десятилетие был осуществлен ряд законодательных изменений и в обязательной, и в дополнительной (добровольной) системе пенсионного обеспечения. В 1993 году была проведена реформа «общей» схемы. Реформа 2003 года затронула рабочих государственного и частного секторов, а в 1993, 1994 и в 2003 годах внесены изменения в добровольные схемы для работников частного сектора.

Современная пенсионная система Франции состоит из трех уровней.

Первый уровень.

Это схема, основанная на распределительном принципе (PAYG) и финансируемая за счет взносов работника и работодателя. Она рассчитывается как на основе формул с установленными выплатами, так и на основе формул с установленными взносами. Предусмотрен также минимальный уровень пенсий для пенсионеров старше 65 лет с низким уровнем доходов. Такие пенсии финансируются из общих налогов. В настоящее время минимальные пенсии получают 8,1% граждан старше 65 лет.

Для наемных работников частного сектора пенсия первого уровня состоит из двух частей: базовой и дополнительной. Базовая пенсия рассчитывается как часть средней заработной платы за лучшие годы трудовой деятельности. В рамках «общей» схемы базовая часть дополняется обязательными дополнительными схемами: Associationdes Regimesde Retraite Complementaire, ARRCO (в основном, для неквалифицированного персонала) и Association Generaledes Institutionsde Retraitedes Cadres, AGIRC (для управленческого звена и квалифицированных кадров). Дополнительная часть функционирует на основе принципа PAYG и является схемой с установленными взносами.

Для работников, занятых в государственном секторе, в рамках первого уровня назначается только базовая пенсия, исчисляемая на основе последней заработной платы с учетом количества лет уплаты взносов. Хотя для работников государственного сектора не предусмотрена обязательная дополнительная пенсия, базовая часть у них выше, чем та, что предоставляется «общей» схемой для наемных работников частного сектора.

Взносы, складывающиеся в базовую часть первого уровня, составляют для работников 6,55% заработной платы (+0,1% заработной платы, превышающей «потолок социального страхования», ПСС), а для работодателя - 8,2% заработной платы работника (+1,6% заработной платы, превышающей ПСС).

Чтобы получить полную пенсию в рамках «общей» схемы, необходимо достичь пенсионного возраста 60 лет и подтвердить выплату страховых отчислений в течение 40 лет. Новые правила, установленные в 2003 году, увеличили этот период до 41 года, начиная с 2008 года, и до 41,9 года, начиная с 2020 года. В других схемах могут быть другие правила выхода на пенсию.

В среднем коэффициент замещения, обеспечиваемый обязательными пенсионными схемами, составляет 68,8%.

Второй уровень.

Это профессиональные добровольные схемы (PlanPartenarialDEpargne Salariale VolontairepourlaRetraite, PPESVR), которые могут основываться на принципе PAYG или быть полностью накопительными (в зависимости от профессиональной группы работника).

Третий уровень.

Это индивидуальные добровольные пенсионные планы (PlanDEpargne IndividuellepourlaRetraite, PEIR). В 2000 году около 46% домохозяйств Франции участвовали хотя бы в одной частной пенсионной программе.

Украина.

С января 2004 года на Украине действует принятый в 2003 году основополагающий закон об обязательном пенсионном страховании. В настоящее время продолжается реформирование пенсионной системы Украины: распределительная система постепенно трансформируется в трехуровневую систему.

Первый уровень.

Представляет собой систему обязательного пенсионного страхования, основанную на принципе солидарности. Финансирование пенсий производится за счет средств Пенсионного фонда, который формируется из страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование и других средств.

Тарифы страховых взносов в 2005 году составляют 32% для работодателей и от 1 до 5% для работника в зависимости от его заработной платы. Новым пенсионным законодательством полностью ликвидированы льготы по уплате пенсионных взносов и установлены равные обязательства для всех работодателей и работников.

Право на пенсию получают женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет с необходимым страховым стажем не менее пяти лет. При этом отсрочка выхода на пенсию позволяет увеличить пенсию от 3% за один год отсрочки до 85% за 10 лет отсрочки.

Формула расчета устанавливает прямую взаимосвязь между пенсионными выплатами и заработной платой, ставкой страховых взносов, страховым стажем. При этом максимальный размер пенсии по возрасту не ограничен. Минимальный размер пенсии в полном объеме назначается при наличии страхового стажа 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин в размере 20% средней заработной платы по стране. При наличии меньшего стажа минимальная пенсия рассчитывается пропорционально страховому стажу исходя из полного размера минимальной пенсии.

Планируется перевести льготные пенсии и пенсии за выслугу лет на финансирование негосударственными профессиональными и корпоративными пенсионными фондами. В настоящее время в рамках распределительной системы уже началось частичное возмещение предприятиями расходов на выплату льготных пенсий Пенсионному фонду Украины.

Первый уровень пенсионной системы позволяет получить коэффициент замещения, составляющий 35-40%.

Второй уровень.

Это накопительная система обязательного государственного пенсионного страхования; в настоящее время она еще не действует. Страховые взносы в Накопительный фонд уплачиваются застрахованными лицами, которым на день введения накопительной системы не исполнилось: мужчинам - 40, женщинам - 35 лет. Застрахованные лица - мужчины в возрасте от 40 до 50 лет и женщины в возрасте от 35 до 45 лет - могут добровольно принять решение о перечислении взносов в Накопительный фонд. Мужчины старше 50 лет и женщины старше 45 лет не имеют права платить такие взносы.

Предполагается, что при планируемом тарифе отчислений 7% второй уровень позволит получить коэффициент замещения, составляющий 10-25%.

Третий уровень.

Это негосударственная накопительная система, основанная на принципе добровольного участия и внедренная с января 2004 года. Негосударственное пенсионное обеспечение может осуществляться пенсионными фондами, страховыми организациями (путем заключения договоров страхования пожизненной пенсии, страхования риска наступления инвалидности или смерти участника), банковскими учреждениями (путем заключения договоров об открытии пенсионных депозитных счетов для накопления сбережений).

.4 Преимущества и недостатки пенсионной системы Республики Казахстан

Как известно 1998-2000 годы являются этапом становления пенсионной реформы и накопительных пенсионных фондов. Пенсионная реформа достигла определенных результатов за эти годы. Можно отметить и сжатые сроки её проведения и успешное привлечение частных инвесторов на рынок пенсионных услуг, сформировавшуюся законодательную и нормативную базу, а также инфраструктуру рынка. Но всё же, несмотря на издержки реформирования пенсионной системы Казахстана, её преобразование оказывает положительное влияние на финансово-экономический сектор экономики уже сегодня. На финансовом рынке появился новый институциональный инвестор, ресурсы которого уже превысили собственный капитал банков второго уровня, а в не далеком будущем активы пенсионных фондов будут вполне сопоставимы с активами банковского сектора.

Одним из главных преимуществ данной реформы является то, что бюджетное бремя заметно полегчало, так как теперь каждый работающий сам заботится о своей будущей пенсии. Второе - размер пенсии вкладчиков накопительных фондов стал зависеть от величины его пенсионных накоплений, т.е. от того, как он работал и сколько зарабатывал. А при старой системе все, начиная от героев труда и заканчивая тех, кто работал спустя рукава, в итоге получали примерно одинаковую пенсию. Следующий аспект - раньше было время, когда в стране катастрофически не хватало денег. Сегодня в системе более 1 млрд долларов. У нас созданы крупные институциональные инвесторы, которые могут вкладывать деньги в долгосрочные проекты. И все денежные средства вложены в ценные бумаги. Они не лежат мертвым грузом, а развивают экономику и приносят инвестиционный доход вкладчику.

Пенсионные накопления позволили осуществить массу государственных программ, реализовать уйму инвестиционных проектов. Все эти деньги инвестируются в государственные ценные бумаги и в облигации крупнейших казахстанских компаний. Они идут на развитие страны, на рост объема производства, а это всегда связанно с занятостью населения. Работники нужны, когда расширяется основное производство, и появляются дополнительные. Новые рабочие места возникают при транспортировке и реализации продукта, при создании и развитии инфраструктуры. Ещё одним немаловажным фактом является то, что благодаря пенсионным накоплениям зависимость экономики Казахстана от иностранных инвестиций значительно сократилась. Все эти преимущества служат результатом реализации одной из стратегических задач, которые ставились перед накопительными пенсионными фондами.

Но наряду с положительными моментами существуют и отрицательные стороны. По вине исполнителей пенсионная реформа не эффективна: несмотря на обязательность пенсионного страхования наемных работником, лишь более 3,7 млн человек, т.е. около 80% от трудозанятых лиц заключили пенсионные договоры.

В настоящее время ни в одном пенсионном договоре не указывается финансовое обязательство самого фонда. Вкладчик не знает какой размер пенсии или процент заработной платы он будет получать при выходе на пенсию, за исключением того, что размер пенсии зависит от величины накопленных сумм, и то не в письменной виде. К тому же письменно не гарантируется годовой минимальный прирост средств, который может исчисляться в привязке к ставке НБ Республики Казахстан, ставкам МБК или начисляемый процент не может быть ниже 3,5,7% и т.д.К тому же в развитых странах за уровень пенсии ответственны государство, предприятие и гражданин. У нас с 1998 государство выполняет лишь функцию контроля и надзора. Работодатель освобожден от заботы по пенсионному обеспечению.

Из текущих проблем самая досадная - неполное поступление пенсионных взносов. Они должны производиться у истоков выплаты доходов. Естественно, взносы работодателями удерживаются, но перечисляются в пенсионные фонды некоторыми не сразу и не всегда. Это мешает фондам. Банки Казахстана № 10 2001 г. стр. - 74 качественно выполнять свои обязательства перед вкладчиками, отнимает дополнительные силы и время на «выбивание» взносов и лишает вкладчиков существенной части инвестиционного дохода.

Таким образом, можно сделать следующий вывод обо всем выше сказанном: чем больше и сильнее будут фонды, тем больший приток средств они обеспечат в отечественную экономику. Одно стимулирует другое. У нас есть все основания быть уверенными в близком экономическом расцвете Казахстана.

2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НПФ «ЕНПФ»

.1 Анализ основных показателей фонда в период 2012-2014гг

АО «Накопительный пенсионный фонд «ЕНПФ» получил престижную международную премию Global Pension Fund Awards. ЕНПФ признан лучшим накопительным пенсионным фондом 2012 года в Республике Казахстан по мнению экспертов-аналитиков британского финансового издательства WORLD FINANCE.

Основными критериями для присуждения этой награды являются финансовая стабильность фонда, высокое качество обслуживания клиентов и понимание коллективом своей роли и ответственности за будущее своих вкладчиков.

При вынесении решения члены жюри учитывали следующие показатели: тип фонда, его структуру, количество вкладчиков, объем пенсионных активов, находящихся под управлением, темпы развития и роста дохода НПФ, уровень доходности пенсионных активов. Также принимались во внимание цели и задачи, инвестиционная стратегия и главные достижения фонда за последние 12 месяцев.

ЕНПФ получил награду как лучший пенсионный фонд Казахстана не только потому, что выполняет все пруденциальные нормативы и имеет одни из лучших показателей на рынке по всем аспектам финансово-хозяйственной деятельности, но и потому, что именно ЕНПФ является примером пенсионного фонда, твердо следующего по пути честного, прозрачного, надежного и стабильного бизнеса и стремящегося оправдать ожидания своих вкладчиков.

По состоянию на 1 января 2013 года в НПФ размещено 8464530 вкладов, из них более 99% представлены обязательными пенсионными вкладами (таблица 1).

Таблица 1. Сведения по пенсионным счетам и пенсионным накоплениям вкладчиков НПФ Республики Казахстан по данным сайта АФН РК* на 01. 01. 13 г.

№Название НПФобщее число вкладчиков НПФчисло вкладов ОПСчисло добр. вклад.число добр/ проф. вклад.пенсионные накопления (тыс. тг)**1.АО "НПФ Народного Банка Казахстана"2 420 0902 418 5041 58641 060 287 8902.АО "НПФ "ЕНПФ"1 999 9861 999 7572293624 638 3363.АО "НПФ «УларУмит»1 436 3151 426 5655 5674 183400 984 5634.АО "НПФ "Астана"583 777562 34821 4290211 158 8835.АО "НПФ "Капитал"463 701455 7577 9440184 491 0986.АО "НПФ "НефтеГаз-Дем"422 380421 8725080140 771 8527.АО "НПФ "ГРАНТУМ"404 747404 60410835304 421 6778.АО "ОНПФ "Отан"286 589286 50683085 035 9059.АО "НПФ "Атамекен"265 016264 773238092 119 14210.АО "НПФ "Республика181 929181 826101079 309 574всего8 464 5308 422 51237 7934 2253 183 218 920*АФН РК - Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

**1 KZT = 150,74 USDпо курсу Национального Банка РК на 31. 12. 2012 г.

На 1 января 2013 года 69,2% пенсионных счетов были размещены в трёх накопительных пенсионных фондах. Данные фонды удерживают свои лидерские позиции с 2006 года. Это: АО «НПФ Народного Банка Казахстана» - 28,6%, АО «НПФ «ЕНПФ» - 23,6%, АО «НПФ «Улар Умит» - 17% (рис.3).

Рис. 1. Распределение пенсионных вкладов по НПФ Республики Казахстан (в % на 01. 01. 13 г.)

Пенсионные накопления вкладчиков на 1 января 2013 года были представлены 3183218920 тыс. тенге, 65,5% из которых также находились на счетах вышеуказанных пенсионных фондов. (рис 4).

Рис. 2. Распределение пенсионных накоплений по НПФ Республики Казахстан (в % на 01. 01. 13 г.)

В структуре инвестиционного портфеля НПФ основную долю занимают государственные ценные бумаги РК и корпоративные ценные бумаги эмитентов Республики Казахстан (таблица 2). У такого вынужденного умеренно-консервативного подхода к инвестированию существуют как положительные, так и отрицательные стороны. Положительным моментом является то, что значительная часть пенсионных активов находится в виде надежных инструментов, слабо подверженных ценовым колебаниям на фондовом рынке. Негативной же стороной является низкая доходность ГЦБ и ограничивающий эффект на ликвидность НПФ.

Таблица 2. Совокупный инвестиционный портфель НПФ по данным АФН Республики Казахстан на 01. 01. 13 г.

Финансовые инструментымлрд.тгв %ГЦБ РК, в том числе:1579,450,5%ЦБ Министерства финансов1335,449,1%Ноты Национального банка 38,41,2%ЦБ местных исполнительных органов5,50,2%Негосударственные ЦБ иностр. эмитентов159,15.1%Акции21,20,7%Облигации127,94,4%Ценные бумаги международных финансовых организаций72,92.3%Госуд. ценные бумаги иностранных эмитентов66.72.1%Аффинированное золото 114,53,7%Негосударственные ценные бумаги эмитентов РК, в том числе:812,125,9%акции170,45,4%облигации, из них:641,720,5%номинированные в валюте78,92,5%номинированные в тенге562,818%Вклады в банках второго уровня324,810,4%Производные ценные бумаги - 0,10Итого 3129,4100%

Инвестиционные стратегии для вкладчиков НПФ определены введением в практику мультипортфелей, что позволяет каждому вкладчику принимать инвестиционные решения в вопросах управления своих пенсионных накоплений, основываясь на собственных предпочтениях. На сегодня действуют консервативный и умеренный портфель.

Вкладчики пенсионного возраста являются объектами консервативного инвестиционного портфеля, их пенсионные накопления вкладываются в безрисковые ценные бумаги, преимущественно государственные (рис.5).

Рис. 3. Структура консервативного инвестиционного портфеля (в % на 01. 01. 13 г.)

Вкладчики, не достигшие пенсионного возраста, являются объектом умеренного инвестиционного портфеля (рис 6).

Рис. 4. Структура умеренного инвестиционного портфеля (в % на 01. 01. 13 г.)

Введение агрессивного мультипортфеля планируется С 2015 года. Это связано с тем, что значительное количество эмитентов, чьи бумаги участвуют в торгах на фондовом рынке испытывают трудности с рефинансированием своих обязательств.

На начало 2013 года накопления 97% вкладчиков размещены в умеренном инвестиционном портфеле.

Государство несет ответственность за пенсионные накопления, находящиеся в консервативном и умеренном портфелях. Сохранность накоплений и взносов вкладчиков в агрессивном портфеле будет обеспечивать сам НПФ (с учетом уровня инфляции).

Чистый совокупный инвестиционный доход всех НПФ на 01.01.13 г. составил 667,4 млрд, что составляет 21% от пенсионных накоплений. Инфляция в 2012 году составила 6%. Коэффициенты номинального дохода НПФ остаются значительно ниже уровня инфляции (таблица 3).

Таблица 3. Средневзвешенные коэффициенты номинального дохода НПФ в % по данным АФН Республики Казахстан на 01.01. 13г.

За 14 лет накопленная доходность составила 341 %, а инфляция 218 %, но с 2004 года накопленная инфляция опережает коэффициент доходности НПФ. Средняя доходность накопительных пенсионных фондов за последние пять лет почти вдвое ниже уровня инфляции. Сегодня реформирование продолжается. Правительство Республики Казахстан вместе с экспертами Всемирного банка, проведя анализ деятельности пенсионной системы с 1998 года, признало неэффективность работы НПФ. В связи с этим, чтобы обеспечить соответствующую инвестиционную доходность, предлагается создать единый государственный накопительный пенсионный фонд (ЕЕНПФ). Собственником ЕЕНПФ будет Правительство Республики Казахстан.

В 1998 году единственный государственный НПФ, приняв первый пенсионный взнос, стал стартовой площадкой пенсионной реформы в стране и в течение 5 лет осуществлял деятельность в режиме «Фонд по умолчанию», позже он был акционирован. Теперь на его базе и планируется создание ЕЕНПФ. Банком-кастодианом ЕЕНПФ будет являться Национальный Банк Республики Казахстан. Управление пенсионными активами ЕЕНПФ будет осуществляться также Национальным Банком. Действующие НПФ будут иметь возможность продолжить свою деятельность в качестве управляющих инвестиционным портфелем или добровольного накопительного пенсионного фонда, либо добровольно ликвидироваться и уйти с рынка.

.2 Реформа ЕНПФ

Процесс реформирования пенсионной системы Казахстана приобретает вполне осязаемые контуры. 24 сентября 2013 года приказом председателя Национального банка Республики Казахстан № 356 был утвержден график приема-передачи пенсионных активов и обязательств (ПА) НПФ республики в Единый накопительный пенсионный фонд. Согласно обнародованному документу, процесс передачи пенсионных активов был завершен в июне 2014 года.

В соответствии с положениями Закона Республики Казахстан от 21 июня 2013 года "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан": ЕНПФ создается в форме акционерного общества, является некоммерческой организацией. Само же АО "ЕНПФ" создано на базе АО "Накопительный пенсионный фонд "ГНПФ". Единственным акционером ЕНПФ является Правительство Республики Казахстан. Доверительное управление акциями ЕНПФ, принадлежащими Правительству Республики Казахстан, осуществляется Национальным банком Республики Казахстан.

Доверительное управление пенсионными активами ЕНПФ также осуществляется Нацбанком на основании договора о доверительном управлении. При этом, Нацбанк может поручить другому лицу совершать действия, необходимые для управления доверенными ему пенсионными активами, в соответствии с договором на инвестиционное управление активами. Инвестиционная декларация ЕНПФ утверждается правлением Нацбанка.

При Президенте Республики Казахстан создается консультативно-совещательный орган - Совет по управлению пенсионными активами ЕНПФ, чьими функциями являются рассмотрение и выработка предложений по повышению эффективности управления пенсионными активами ЕНПФ и выработка предложений по перечню разрешенных инструментов для размещения пенсионных активов ЕНПФ.

Пенсионные активы ЕНПФ хранятся и учитываются на счетах Нацбанка в соответствии с кастодиальным договором.

Ныне же существующие НПФ могут вести деятельность как добровольные накопительные пенсионные фонды (ДНПФ). ДНПФ осуществляют деятельность на основании лицензии на управление инвестиционным портфелем с правом привлечения добровольных пенсионных взносов и привлекает добровольные пенсионные взносы. Брокерскую и дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг они могут осуществлять, согласно новому законодательству, уже без права ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя.

При этом ДНПФ, кроме всего прочего, будут обладать правом управлять пенсионными активами ЕНПФ в соответствии с договором на инвестиционное управление активами, заключенным с Нацбанком.

Когда реформа только обсуждалась, ее инициаторы одним из основных аргументов выдвинули тезис о "высоких комиссионных", взимаемых негосударственными НПФ за свои услуги.

Согласно поправкам в законодательство, предельная величина комиссионного вознаграждения ЕНПФ устанавливается в пределах не выше 7,5% от инвестиционного дохода и 0,025% в месяц от пенсионных активов. В свою очередь, предельная величина комиссионного вознаграждения ДНПФ устанавливается в пределах не выше 15% от инвестиционного дохода и 0,05% в месяц от пенсионных активов. Величина комиссионного вознаграждения может меняться не чаще одного раза в год.

Передача пенсионных активов и обязательств накопительных пенсионных фондов по договорам о пенсионном обеспечении оформляется актами приема-передачи пенсионных активов и обязательств, подписанными уполномоченными представителями ЕНПФ, НПФ, прежних банков-кастодианов, ООИУПА, Центра и Нацбанка.

При этом, расходы, связанные с передачей пенсионных активов и обязательств в ЕНПФ, осуществляются за счет собственных средств накопительных пенсионных фондов.

Действие лицензий НПФ на привлечение пенсионных взносов и осуществление пенсионных выплат и организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, на осуществление деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами, выданных уполномоченным органом, прекращается с даты, следующей за датой подписания акта приема-передачи пенсионных активов и обязательств всеми уполномоченными представителями.

Организации, обладающие лицензией на осуществление инвестиционного управления пенсионными активами, вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о выдаче лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционным портфелем после возврата уполномоченному органу бланка лицензии на осуществление инвестиционного управления пенсионными активами. Регулятор в течение тридцати рабочих дней с момента поступления документов выдает лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционным портфелем.

Напомним, что в настоящее время в Казахстане действуют 10 накопительных пенсионных фондов.

По состоянию на 1 августа 2013 года совокупный объем пенсионных активов, находящихся в инвестиционном управлении ООИУПА, составил 3 476,6 млрд тенге.

Пояснение: ПА - пенсионные активы ЕНПФ - Единый накопительный пенсионный фонд ДНПФ - добровольные накопительные пенсионные фонды ДПВ - добровольные пенсионные взносы

.3 Политика ЕНПФ

При выборе стратегической цели в качестве основополагающего принципа учитывались интересы акционеров и вкладчиков Фонда, что в свою очередь определяет необходимость развития и совершенствование принятых ценностей, а именно, системы корпоративного управления; расширения присутствия, обеспечивающего доступ к Фонду по всей территории республики; повышение эффективности работы на каждом этапе осуществляемых бизнес-процессов, начиная с консультирования и обслуживания клиентов и заканчивая осуществлением выплаты или подготовки отчетных данных.

Принятые в рамках долгосрочной корпоративной стратегии АО «НПФ «ЕНПФ» до 2015 года цели и задачи на планируемый период направлены на совершенствование и качественное развитие Фонда. Учитывая текущее состояние ЕНПФ, а также существующие угрозы, в период с 2010 по 2012 годы планируется, используя имеющиеся возможности, достичь поставленных целей. В результате реализации запланированных мероприятий в указанный среднесрочный период планируется достижение финансовых и качественных показателей развития.

На повышение капитализации и соответственно инвестиционной привлекательности Фонда оказывает влияние объем инвестиционного дохода по пенсионным активам, а также объем находящихся в управлении пенсионных активов, значения которых являются базовыми при расчете прибыли Фонда. В этой связи, на предстоящий период планируется повышение объема пенсионных накоплений, посредством удержания существующих и привлечения новых вкладчиков. Одновременно, повышению стоимости пенсионных активов будет способствовать инвестиционная стратегия, целью которой является получение максимального уровня номинальной инвестиционной доходности пенсионных активов.

Развитие качественных показателей является наиболее важным фактором, оказывающим непосредственное влияние на удержание и приток вкладчиков, заинтересованных в получении наряду с основными, связанными с пенсионным обеспечением услугами, дополнительного комплекса услуг, тем самым совершенствуя формат обслуживания клиентов. В числе показателей, характеризующих качественное развитие, рассматриваются:

) оперативная адаптация бизнес-процессов и информационных систем к изменяющимся условиям финансового рынка и законодательства;

) обслуживание клиентов высокопрофессиональными сотрудниками;

) осуществление информационно-разъяснительной работы с населением по вопросам пенсионной реформы и пенсионного обеспечения;

) предоставление услуг посредством любых возможных и защищенных каналов взаимодействия, включая интерактивный сервис по каналам Интернет;

) приверженность принципам объективности и прозрачности во взаимодействии с участниками финансовых рынков, вкладчиками и сотрудниками Фонда.

Таким образом, реализация поставленных целей наряду с развитием финансового состояния Фонда будет способствовать идее социальной защиты граждан путем построения долгосрочных отношений, направленных на сохранение, приумножение и последующую выплату пенсионных накоплений, а также развитию отечественной системы пенсионного обеспечения. Разработанная и осуществляемая умеренно-консервативная инвестиционная политика ЕНПФ в первую очередь направлена на защиту интересов вкладчиков: сохранить и приумножить пенсионные накопления каждого клиента.

Инвестиционную политику ЕНПФ ждут изменения. Предыдущая декларация была утверждена правлением Национального банка и Советом по управлению пенсионными активами ЕНПФ. Об этом сообщил председатель Национального банка РК Кайрат Келимбетов на пресс-конференции, посвященной ситуации в финансовом секторе и итогам первого полугодия 2015 года, в Службе центральных коммуникаций, передает корреспондент BNews.kz.

«Закон, который сейчас пошел на подпись Главы государства, утверждает новый порядок. Теперь инвестиционная политика ЕНПФ будет определяться высшей инстанцией - Советом по управлению пенсионными активами ЕНПФ, который возглавляет Президент страны Нурсултан Назарбаев. В него входят спикеры парламента, Премьер-министры и другие», - сказал К.Келимбетов.

Сама инвестиционная декларация, в сравнении с декларациями предыдущих этапов развития, не претерпела больших изменений. Около 50% вложений, по словам главы банка, это государственные ценные бумаги и документы Министерства финансов РК. Кроме того, там содержатся ценные бумаги негосударственного сектора и квазигосударственного сектора.

«У нас также есть четкий план вложения в облигации казахстанской ипотечной компании», - добавил К.Келимбетов.

.4 Перспективы развития ЕНПФ

Качественное оказание услуг - одна из стратегических задач Фонда 26 марта 2015 года исполнился ровно год, как завершился основной этап объединения пенсионных активов частных НПФ в Единый накопительный пенсионный фонд. Передача пенсионных активов прошла в полном объеме и в строгом соответствии с Графиком, утвержденным Национальным Банком Республики Казахстан. Модернизация накопительной пенсионной системы и создание ЕНПФ преследуют цель сохранения и преумножения пенсионных накоплений казахстанцев и повышения эффективности управления пенсионными активами через их инвестирование в надежные и доходные финансовые инструменты, в том числе и в национальную экономику.

Так, по состоянию на 1 января текущего года количество индивидуальных пенсионных счетов (ИПС) вкладчиков (получателей) ЕНПФ по всем видам договоров составило 9 959 267 единиц. Общая сумма пенсионных накоплений превысила 4,5 трлн. тенге. Инвестиционный доход, полученный ЕНПФ в 2014 году и распределенный на ИПС вкладчиков (получателей), составил 183,96 млрд. тенге.

Всего за 2014 год пенсионные накопления казахстанцев приросли на 784,4 млрд. тенге. В том числе общая сумма инвестиционного дохода по накопительной пенсионной системе (НПС), распределенного на ИПС вкладчиков (получателей), составила 234,4 млрд. тенге.

За 2014 год доходность пенсионных активов ЕНПФ составила 6,31% в годовом выражении, что значительно превышает доходность по НПС в 2013 году, которая составляла в годовом выражении 2,2 %. Тенденция повышения инвестиционного дохода сохраняется и в 2015 году. Инвестиционный доход, полученный ЕНПФ за два месяца 2015 года и распределенный на ИПС вкладчиков (получателей), составил 37,65 млрд. тенге. Общая сумма пенсионных накоплений на 1 марта 2015 года составила 4,6 трлн. тенге.

За 12 месяцев 2014 года сумма пенсионных выплат из ЕНПФ составила 93,04 млрд. тенге, в том числе сумма переводов в страховые организации в размере 13,6 млрд. тенге.

За январь-февраль 2015 года сумма пенсионных выплат составила 31,54 млрд. тенге, в том числе в страховые организации было переведено 2,38 млрд. тенге.

Продолжается работа по заключению договоров по обязательным профессиональным пенсионным взносам (ОППВ). За год для этой категории получателей открыто 348 889 ИПС. Общая сумма пенсионных накоплений по данным ИПС составила 26,3 млрд. тенге.

На 1 марта 2015 года в ЕНПФ открыто 357 841 ИПС по обязательным профессиональным пенсионным взносам с общей суммой накоплений 32,64 млрд.тенге.

Цели и задачи на 2015-2019 годы:

Основной задачей Корпоративной стратегии развития ЕНПФ на 2015-2019 годы является разработка и внедрение в практику новых подходов в организации работы с вкладчиками.

Работая над повышением качества оказываемых услуг до уровня международных стандартов, Фонд продолжает развивать персональную систему обслуживания вкладчиков (получателей) и расширять линейку электронных услуг Фонда.

В феврале 2015 года у вкладчиков ЕНПФ появилась возможность получать информацию о состоянии своих пенсионных накоплений с учетом инвестиционного дохода на портале электронного правительства e-gov и в Центрах обслуживания населения (ЦОН).

С момента запуска услуги (16 февраля 2015 года) через портал e-gov, по состоянию на 1 марта т.г., было выдано 3 800 выписок c индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков (получателей).

Между тем на сегодняшний день самым распространенным способом получения услуг остается непосредственное обращение вкладчиков (получателей) в подразделения ЕНПФ, региональная сеть которого представлена 240 офисами обслуживания. В региональную структуру входят 18 филиалов - по одному в каждом областном центре и городах республиканского значения (Алматы и Астана), а также в крупных городах областного подчинения (Жезказган и Семей). ЕНПФ ведет постоянный мониторинг достаточности офисов в регионах, производит анализ работы действующих офисов обслуживания и количества обращений вкладчиков (получателей) с целью совершенствования качества обслуживания.

В 2015 году планируется открытие еще 6 офисов обслуживания в городах Алматы, Астана, Караганда и Павлодар.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе изучения данной темы были вынесены следующие предложения:

. В тех странах, где уже существуют накопительные пенсионные системы, пенсионные активы играют значительную социально - экономическую, а порою и политическую роль в обществе. Активы пенсионных фондов имеют огромное инвестиционное значение для экономического развития своих стран, т.к. они являются важной составляющей внутренних инвестиционных ресурсов. Посредством пенсионных фондов свободные денежные ресурсы в виде пенсионных активов трансформируются в потоки рабочего капитала, а поскольку пенсионные активы размещаются в различные финансовые инструменты и инвестиционные проекты с целью долговременного инвестирования, они редко участвуют в спекулятивной игре на рынках капитала.

В то же время пенсионные активы являются своеобразным стабилизатором финансовой системы страны. Можно утверждать, что за 13 лет пенсионной реформы в Казахстане сложилось оптимально функционирующая накопительная пенсионная система, устойчивая техническая инфраструктура и конкурентный рынок пенсионных услуг. На рынок капитала вышли крупнейшие институциональные инвесторы - накопительные пенсионные фонды. Однако успешным можно будет назвать деятельность НПФ только тогда, когда он сможет стабильно исполнять свои обязательства по пенсионным выплатам, которые через несколько лет примут массовый характер в связи с выходом на пенсию по возрасту значительной части нынешних вкладчиков. Нельзя утверждать, что за 13 лет существования в Казахстане накопительной пенсионной системы в ней произошли какие-либо глобальные позитивные качественные изменения. Пока идёт процесс количественного роста, как самой системы, так и отдельных его субъектов.

. Качественное состояние накопительной пенсионной системы Казахстана зависит от наличия в стране не оптимальной нормативно-правовой и законодательной базы, регулирующей деятельность и учитывающей интересы субъектов рынка пенсионных услуг, от наличия развитого фондового рынка, особенно его корпоративной (негосударственной) части, от эффективной деятельности КУПА. Развитие накопительной системы напрямую зависит от выгодного размещения пенсионных активов в различные финансовые инструменты. Рост объема пенсионных активов требует дополнительных объектов вложений. Это особенно необходимо, так как пенсионные деньги являются важной составляющей внутренних инвестиционных ресурсов страны. Посредством пенсионных фондов деньги вкладчиков формируют капитал, который, в свою очередь, инвестируется в проекты. Кроме того, они выполняют стабилизирующую функцию в финансовой системе страны. При этом накопительные пенсионные фонды в Казахстане сегодня являются реальным институтом, владеющим такими большими финансовыми средствами.

. С накопительной пенсионной системой на обязательной основе работают 26 стран. Участники системы находятся в тесном взаимодействии с регулирующим органом и ассоциацией финансистов. Для дальнейшего успешного развития накопительной пенсионной системы Казахстана многое уже сделано, в общем и целом, есть весомые основания считать отечественную модель пенсионного обеспечения состоявшейся. Однако нельзя останавливаться на достигнутом, так как перед участниками пенсионного рынка все еще стоят непростые задачи, правильное решение которых будет только способствовать совершенствованию системы, а значит, посредством различных факторов и росту уровня благосостояния казахстанцев.

Таким образом, можно сделать следующий вывод обо всем выше сказанном: чем больше и сильнее будут фонды, тем больший приток средств они обеспечат в отечественную экономику. Одно стимулирует другое. У нас есть все основания быть уверенными в близком экономическом расцвете Казахстана.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

пенсионная система накопительный

1.Дробозина Л.А. «Финансы. Денежное обращение. Кредит». М: Финансы, ЮНИТИ - 1997г. Гл.-12.

.Мельников В.Д., Ильясов К.К. «Финансы» Алматы 2001г.

.Омирбаев С.М. «Финансы» Астана 2002г. Гл.-17.

.Родионова В.М., Вавилов Ю.Я. «Финансы» М: Финансы и статистика 1993г.

.Закон РК от 20.06.1997г. 136-I "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.04.2010г.).

.Программа развития накопительной пенсионной системы Республики Казахстан на 2005-2007 годы.

.Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу - "Новый Казахстан в новом мире" от 28 февраля 2007 года.

.Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу - «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики» от 6 февраля 2008 года.

.Послание Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие, новый экономический подъем, новые возможности Казахстана» от 29 января 2010 года.

.Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период от 1 февраля 2010 года.

.Основные направления совершенствования государственного регулирования НПФ РК // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы развития мировой и казахстанской экономики в посткризисный период», -Кокшетау, 2010. - С. 384-389, 0,3 п.л.

.История и предпосылки развития накопительной пенсионной системы Республики Казахстан // Вестник КЭУ: экономика, философия, педагогика, юриспруденция. -Караганды, 2010. - № 1(16). - с. 69-72, 0,3 п.л.

.Анализ развития накопительных пенсионных фондов в РК // Вестник ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. Серия экономическая. -Астана, 2010. - № 1, 0,3 п.л.

.Особенности казахстанской пенсионной системы в современных условиях // Вестник Финансовой академии. -Астана, 2010. - № 1. - С. 37-43, 0,3 п.л.

.Обучающая книга "Беззаботная старость" http://www.fingramota.kz/pensia/book/read-141/.

.Журнал ответов и решений «Наши деньги Центральная Азия» №20, статья «Пенсия в портфеле».

.Интернет газета http://articles.gazeta.kz/art.asp?aid=323791

.Закон «О пенсионном обеспечении в РК» от 20 июня 1997г. (с изменениями от 16 июля 2001г.)

.Рынок ценных бумаг №-12, 2001г. стр. 27-33.

Похожие работы

 

Не нашел материал для курсовой или диплома?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!