Тема: Оценка эффективности муниципального управления на примере города Ставрополя

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    25,09 Кб
Оценка эффективности муниципального управления на примере города Ставрополя
Оценка эффективности муниципального управления на примере города Ставрополя
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Введение

Эффективность системы городского управления в современных условиях зависит от грамотной организации взаимодействия всех ее элементов, а также привлечение жителей города к управлению. Эффективные социальные технологии «вовлечения» горожан в плодотворное социальное партнерство с властью в России пока не найдены, чем и объясняется актуальность рассмотрения темы данной курсовой работы. Как и всякий общественный процесс, процесс расширения числа участников управленческих решений имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительными являются возможность принимать управленческие, решения, опираясь на информацию о реальных настроениях людей в городе, на знания об иерархии наиболее актуальных проблем, требующих оперативного решения; оценка отношения людей к постановлениям, решениям, принимаемым законодательной и исполнительной властью; принятие решений, осознавая степень готовности различных групп населения к принятию и реализации постановлений местной власти, направленных как на осуществление перспективных, так и текущих задач; понимать расстановку социальных сил, знать городские социальные группы, готовые к активной работе по реализации принятых решений, ориентированные на пассивное ожидание или сопротивление нововведениям; работа, направленная на реализацию идеи активного социального партнерства власти и населения, общественных движений, различных партий. К отрицательным последствиям можно отнести усложнение процесса принятия решений, поскольку согласование большого числа различных интересов - процесс многоступенчатый и трудный; возможно значительное удлинение сроков принятия решений; не исключено некоторое увеличение материальных затрат, обусловленное возрастанием числа участников управленческого процесса.

Следовательно, эффективное управление не может быть делом всенародным, оно требует профессионализма, т.е. квалифицированных специалистов, имеющих опыт управленческой работы и владеющих разносторонней информацией о социальных процессах. С другой стороны, несомненные положительные результаты широкого участия жителей в процессе управления территорией не должны игнорироваться.

Цель курсовой работы является рассмотрение решений в системе муниципального управления.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

рассмотреть системность муниципального управления;

проанализировать муниципального управления;

отразить функции муниципального управления.

Объектом исследования является организационно-управленческая и экономическая деятельность администрации города Ставрополя.

Предмет исследования - процесс муниципального управления города Ставрополя.

Структура курсовой работы включает введение, 3 главы и заключение, список использованных источников.

В данной работе использованы методы: экономический, монографический, сравнения, анализ относительных показателей и другие.

Информационно-аналитической базой исследования послужили данные оперативной и бухгалтерской информации за 2010 -2013 гг.

1. Организационно-методические аспекты организации и осуществления муниципального управления

.1 Сущность и содержание муниципального управления

Городское регулирование считается одним из наиболее трудных вариантов общественного управления. Процесс городского управления имеет сознательно философско-мировоззренческий смысл для всего общества, развития его гражданских институтов, становления демократии, формирования общественного облика.

Действенное принятие решений в процессе городского управления нужно для исполнения главных функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля. Конкретно потому исследование и организация процесса принятия решений и их выполнения составляет базу теории управленческих решений.

Содержанием муниципального управления считаются все процессы управления общественно-финансовыми системами и объектами городского образования.

Субъект муниципального управления - это население муниципального образования и образованные им аппараты районного самоуправления.

Объект городского управления - это городское образование со всеми его строениями, взаимосвязями, отношениями, ресурсами [1].

Особенность городского управления ориентируется, прежде всего, только чертами городского образования, как объекта управления, подключающего все стороны жизни населения. К примеру, говоря об отдачи городского управления, невозможно обойтись только финансовой отдачей, забывая о рассмотрении общественной, "высоконравственной" отдаче этих либо других административных решений. Вместе с тем жители муниципального образования в то же время считаются как объектом, так и субъектом управления сообразно к порядку организаций городского управления, так как жители заведуют собственными делами либо конкретно (чрез избрание, голосование), либо опосредствованно (исполняя наблюдение за деятельностью органов муниципального управления).

В настоящий момент местное самоуправление в Российской Федерации находится, сообразно созданию, в пребывании перехода с порядка " местных Советов " к порядку районного самоуправления. В ходе вырабатывания порядка городского управления нужно заключение последующих главных проблем:

оптимальное разделение возможностей меж федерационным, областным и городским правлением, и прежде всего в деятельности экономных взаимоотношений и взаимоотношений собственности;

улучшение способов и структур управления в целях увеличения эффективности всей системы городского управления;

создание действенной системы подготовки сотрудников для службы в органах городского управления.

Процесс управления - это распорядок осуществлении механизма управления. Процесс подготовки и формирования административного решения предусматривает исполнение в конкретной очередности последующих дел: сбор, переработка и диагностика информации об объекте управления; определение цели и выработка решения; управляющей команды и доведение ее до исполнителей; осуществление решения и модифицирование объекта.

Обеспечивая удовлетворение потребностей населения в жизненно важных услугах, аппараты районного самоуправления, во-первых, создают, содержат, вырабатывают надлежащие городские компании, институты, организации и службы. Аппараты районного самоуправления должны заниматься вопросами организации, содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, городских энергоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, канализации и др. Закон так же возлагает на аппараты районного самоуправления вопросы обеспечения населения бензином [6].

Во-вторых, городские аппараты должны создавать обстоятельства для квартирного и общественно - культурного строительства; для снабжения жителей услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации зрелищных мероприятий и т.д. Помимо этого, аппараты районного самоуправления гарантируют санитарное благополучие населения; общественную помощь и помощь по занятости населения; охранопожарную сохранность в муниципальном образовании.

В-третьих, аппараты районного самоуправления регулируют вопросы, касающиеся к данной области городского управления. Представительные органы районного самоуправления выполняют общеобязательные правила по этим вопросам местной жизни.

В-четвертых, органы районного самоуправления исполняют в данной области контрольную деятельность, что служит созданию нужных предпосылок для более совершенной и действенной реализации прав и свобод людей, обеспечиванию устойчивого правового режима муниципального образования. Таким образом, понятия «планирование», «решение» и «цель» считаются рефлексивными.

Особенностями городского управления как вида деятельности обуславливается его сутью. Она может быть открыта как система мер целенаправленного влияния общества в цельном и страны как главенствующего субъекта управления на реализацию жизненных сил местных сообществ, разумное использование имеющихся здесь ресурсов (естественно-географических, финансовых, хозяйственных, социальных, духовных и др.) [4]. Другими словами, регулирование обязано гарантировать ориентированность соответственной системы, ее единство, эффективное функционирование и развитие. Субъектом решения в городском управлении имеют все шансы существовать как правящая подсистема организационно-производственной системы, так и лицо, принимающее решение [1].

Регулирование, как в широком, так и в узком понимании, считается главной составляющей всех форм образования: от государственных до коммерческих структур. Термин «управление» возник от старорусского слова «управа», т.е. способность с кем-то управляться. В широком смысле под ним подразумевается деятельность по упорядочиванию процессов, текущих в природе, технике и обществе, уничтожению их дезорганизации, неопределенности и приведению в необходимое положение с учетом тенденций их становления и конфигурации [5].

В настоящий момент в рамках городского управления происходит переход к новому качеству планового регулирования. Это связанно, прежде всего, с отказом от директивных методов и переходом к планированию, основанному на партнерских отношениях властных структур с разными субъектами хозяйствования на территории муниципального образования, осуществляемому при учете интересов различных групп населения.

.2 Механизм реализации процесса муниципального управления

В процессе исследования и принятия управленческих решений необходимо не только понимать сущность и рубежи данного процесса, но и учитывать его организационные нюансы, в том числе необходимо иметь представление об уровнях принятия управленческих решений.

Первоочередной задачей менеджеров на муниципальном уровне является решение проблем. Трудности, которые возникают пред управленцем, разнообразны. Управляющий должен уметь: осуществлять анализ хозяйственной деятельности, управлять трудным совещанием, убеждать клиента поменять собственную заявку, консультировать подчиненного по вопросам внесения изменений в его служебную карьеру, регулировать конфликт, справляться с собственными стрессами [3].

Часто неувязкой может быть то, что плохо поняли ранее, ее решение может требовать абсолютно новых представлений и способов. Управляющий должен уметь понимать совершенно неожиданные трудности, решение которых требует от него развития в себе возможности мыслить применительно к изменяющимся условиям. Не исключено, что для решения передовых сложных проблем может понадобиться создание новейшей ветви науки или технологии.

Уровни принятия решений, ключевые умения потребуются и руководителю. Руководителям, работающим над принятием решений муниципального уровня, нужны навыки и более низкого уровня. К примеру, менеджеру, работающему на уровне 3 (адаптационные решения), потребуются умения не только этого уровня, но и начальных уровней [2].

В теории муниципального управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов муниципального управления:

правовой подход;

политический подход;

управленческий подход.

Согласно правовому подходу, главными ценностями муниципального управления являются ценности главенства права, охраны прав людей. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства <#"justify">2. Оценка эффективности муниципального управления на примере города Ставрополя

муниципальное управление принятие решение

2.1 Организационно-правовые аспекты осуществления муниципального управления в городе Ставрополе

Город Ставрополь является муниципальным образованием, объединяющим населенную территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, и имеет муниципальную собственность, бюджет города, выборные органы местного самоуправления, а также собственную символику в виде герба, флага и гимна. Национально-культурной особенностью города Ставрополя является проживание на его территории жителей около ста национальностей. Территория города, граничащая пригородной зоной с двумя районами Ставропольского края - Шпаковским и Грачёвским, состоит из трех районов - Ленинского, Октябрьского и Промышленного.

Местное самоуправление в городе Ставрополе, как и везде в Российской Федерации, представляет собой систему организации деятельности граждан для самостоятельного решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации. В ведении органов местного самоуправления находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления [13].

К вопросам местного значения, в соответствии с Уставом города Ставрополя, относятся:

принятие и изменение Устава города, контроль за его соблюдением;

владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

комплексное социально-экономическое развитие города;

организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

регулирование вопросов планировки и застройки территории города;

контроль за использованием земель на территории города;

создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;

организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

благоустройство и озеленение территории города;

организация утилизации и переработки бытовых отходов и т.д. [13].

Органы местного самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению и иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

В городе Ставрополе органом местного самоуправления, в соответствии с Уставом города Ставрополя, является администрация города Ставрополя, организационно состоящая из администрации города и трех администраций районов города, территориально расположенных в разных частях города.

Администрация города является исполнительным органом местного самоуправления города Ставрополя и формируется главой города. В структуру органов исполнительной власти города Ставрополя входят комитеты, управления, отделы, комиссии и иные структурные подразделения. К полномочиям городской администрации относятся:

разработка бюджета города, нормативных правил, программ развития и других документов, утверждаемых городской Думой;

осуществление муниципальных внутренних заимствований и выдача муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов);

исполнение принятых главой города и городской Думой решений и постановлений;

обеспечение функционирования служб и учреждений, отнесенных к ведению местного самоуправления, предоставляющих услуги населению;

внесение проектов решений в городскую Думу;

Кроме того, администрация города оказывает содействие органам территориального общественного самоуправления населения и координирует их деятельность, а также по согласованию с ними вправе делегировать им часть своих полномочий [15].

Администрация города является юридическим лицом, имеет гербовую печать, расчетный счет и обособленное имущество. Ее штаты, в пределах бюджетных ассигнований, формируются Главой города в соответствии со схемой управления городом и структурой городской администрации.

Экономическую основу осуществления местного самоуправления в городе Ставрополе составляют муниципальная собственность, местные финансы и имущество, находящиеся в государственной собственности и переданные в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения города.

.2 Основные проблемы функционирования органов местного самоуправления на Ставрополье

Реализация Федерального Закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целом дала положительную динамику развития местного самоуправления на территории Ставропольского края.

Муниципальные образования в районах Ставропольского края сформированы на двух уровнях:

в муниципальных районах;

в поселениях.

В соответствии с действующим законодательством, уставами муниципальных образований Ставропольского края работают различные способы формирования органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления Ставропольского края призваны решать, и решают те же задачи и испытывают те же проблемы, что и большинство органов местного самоуправления других регионов Российской Федерации [8].

Недостаточно четкое распределение компетенции между уровнями публичной власти, в результате, приводит к тому, что органы местного самоуправления исполняют полномочия, присущие органам государственной власти. Зачастую имеет место обязанность органов местного самоуправления осуществлять полномочия, выходящие за пределы местного самоуправления и, как следствие, недостаточная финансовая, кадровая и материальная обеспеченность.

Например, ст.14 Вопросы местного значения поселения Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что к вопросам местного значения поселения относятся:

участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения;

создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка и так далее [1].

Ответственность муниципальных образований должна быть соразмерна наличию финансовых ресурсов. Это самый больной вопрос. Отсутствие должного финансирования является корень муниципальных проблем, с этим уже никто не спорит. При этом в надзорных органах доминирует тот взгляд, что любое положение закона безусловно и обязательно к исполнению, суды выносят решения, основанные на том, что отсутствие финансовых средств не является основанием для их неисполнения.

К сожалению, в настоящее время имеет место несоразмерная перечню решаемых вопросов финансовая обеспеченность, обеспеченность материальными средствами, особенно с учетом того, что перечень вопросов местного значения постоянно расширяется.

Муниципалитеты, особенно сельские, рискуют остаться на обочине модернизации экономики и внедрения инновационных технологий, а такие задачи стоят очень остро. На текущие нужды, хотя и не в полном объеме, средства выделяются, но на цели развития, на модернизацию - нет. Говорить о недостатке финансов не очень принято, но не говорить об этом нельзя.

Передача на муниципальный уровень отчислений от налогов, взимаемых с малого и среднего бизнеса, явилась бы хорошим стимулом для муниципалитетов активизировать работу по поддержке предпринимательской деятельности, развитию производства и сферы услуг.

Роль местного самоуправления в условиях нехватки средств сводится не к самоорганизации и саморазвитию, а к уравнительному распределению ограниченных ресурсов и «латанию дыр». Это подрывает экономические устои самоуправления.

Причиной снижения интереса граждан к местной власти является отсутствие системного внимания к местному самоуправлению со стороны средств массовой информации. Внимание привлекают только криминальные и коррупционные истории, тогда как повседневную работу органов местного самоуправления, позитивную практику социальной и экономической жизни показывают редко.

Несколько лет назад появилась еще одна проблема - взаимодействие муниципалитетов с контролирующими органами. Зачастую муниципалитеты тратят время не на решение реальных проблем граждан, а на составление справок и ответов контролирующим органам. Вопрос стал предметом внимания первых лиц государства, соответствующие поручения были даны, но изменения идут очень медленно. Вопрос об урегулировании взаимоотношений контролирующих и контролируемых необходимо решать в рамках правового поля [2].

К числу проблем, от решения которых во многом зависят темпы развития муниципальных образований, а значит и общегосударственная модернизация экономики и общества, относится и кадровая проблема, связанная с нехваткой на местах квалифицированных специалистов, готовых работать в сфере местного самоуправления.

Важнейшим условием улучшения работы органов местного самоуправления должно стать повышение профессионального уровня выборных должностных лиц и муниципальных служащих, внедрение современных методов работы. К сожалению, из-за низкой заработной платы в настоящее время наблюдается отток квалифицированных работников в иные сферы деятельности. В органы местного самоуправления приходит работать молодежь, но, набравшись немного опыта, молодые люди увольняются. Для решения кадровой проблемы необходимо:

принятие и реализация федеральной целевой программы, направленной на обучение и повышение квалификации должностных и выборных лиц местного самоуправления;

решение вопроса о повышении уровня оплаты труда работников органов местного самоуправления.

Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что важнейшим условием для обеспечения достойного уровня качества жизни граждан и развития государства в целом является устойчивое социально-экономическое развитие муниципальных образований. Для решения этой задачи необходима перестройка принципов межбюджетных отношений, направленная на расширение финансовой самостоятельности муниципалитетов, их возможности влиять на укрепление доходной части местных бюджетов.

Важнейшим условием развития муниципальных образований является привлечение инвестиций. Однако инвесторы неохотно идут или совсем не идут в поселения. Одна из основных причин этого отсутствие развитой инженерной инфраструктуры, нормальных дорог и т.д. Муниципалитеты не имеет денег для решения этих задач, а инвесторы не хотят тратить дополнительные средства. Предприятия, освоившись на территории и начав работать, будут платить налоги, которые в течение определенного времени компенсируют затраты на развитие инфраструктуры. Это значит, что на федеральном и региональном уровне необходимо принять соответствующие нормативные акты, стимулирующие сотрудничество между органами местного самоуправления и бизнесом, в том числе и предусматривающее возврат части инвестиций, вложенных в инфраструктуру, в пределах сумм налогов, перечисленных в соответствующие бюджеты [10].

3. Направления совершенствования механизма разработки и реализации управленческих решений в системе муниципального управления

.1 Методика разработки и принятия решений в системе муниципального управления

Как и коммуникации, принятие решений представляет собой связующий процесс в региональном администрировании. Однако, в отличие от других связующих процессов, принятие решений выступает и как управленческая функция. В этом своем качестве решения присутствуют в каждом элементе управленческой деятельности, поскольку всякий шаг требует сравнения альтернатив и выбора.

Решения, принимаемые в процессе управления, могут быть классифицированы по различным признакам.

В региональных и муниципальных органах решения принимаются и коллегиально, и индивидуально. В первом случае это делается по фундаментальным вопросам жизнедеятельности территорий. Второй случай имеет отношение к текущим вопросам территориальной экономики и ее надстроечных образований. По своему содержанию принятие решений в системе муниципального управления, как связующий процесс в управленческой деятельности, представляет собой сложную систему из следующих основных элементов:

планирование (его главной задачей является выбор стратегии я тактики);

организация (она заключается в выборе организационной структуры формирования, которому предстоит обеспечить достижение искомой цели);

мотивация (выбор стимуляторов предполагаемой деятельности). Они могут быть как побуждающие, так и ограничивающие. Лучший стимулятор - это тот, кто побуждает исполнителя захотеть сделать то, что предначертано планом;

контроль (определение цели проверок, выбор форы и периодичности проверок, составление перечня проверяемых параметров и исполнителей) [9].

Особенностью управленческой деятельности работников аппарата региональных и муниципальных администраций является повышенная степень многовариантности развития управленческих ситуации, это объясняется открытостью региональной (и особенно муниципальной) экономики, наличием на территории множества различных хозяйствующих субъектов, неоднородностью состава населения и др.

Чтобы построить схему, к примеру, для ситуации инвестирования строительства объекта регионального или муниципального значения, необходимо выделить основные (базовые) показатели инвестирования и организации строительства, очертить граничные параметры (суммы, сроки и т.п.) и запрещенные действия.

Тем не менее, при кажущейся простоте разработки программ последовательности принятия решений необходимо учитывать, что такие программы реальны лишь для ситуаций со сравнительно однородным составом агентов (участников, субъектов, объектов, процессов и т.д.) [16].

Региональное управление предполагает, разнообразные ситуации с нестандартным (нетипичным) развитием событий. В этом случае от менеджеров требуется принятие запрограммированных решений. Такие решения в основном имеют место в неструктурированных секторах управления и случайных (несистематизированных) ситуациях.

Особую ценность имеет умение менеджера разложить нестандартную ситуацию на стандартные элементы и путем комбинирования запрограммированных решений составить схему действий по разрешению создавшейся ситуации.

Эффективным способом нахождения правильного решения в сфере муниципального управления может выступать моделирование развития событий по каждому из предложенных вариантов и выбор из них наиболее приемлемого.

Менеджеру любого ранга необходимо учитывать, что в управлении людьми крайне редко встречаются решения, результатом реализации которых было бы только благо. Это объясняется тем, что всякое решение уравновешивает противоречивые ценности, а следовательно, использует каждую из них не в полной мере.

Решения на базе суждений основываются на сравнении рассматриваемой ситуации подобными, которые встречались ранее, в разработке мер по аналогии, удобством этого метода принятия решений заключается в том, что он не требует проведения глубокого анализа ситуации и позволяет быстро находить оптимальный вариант действий.

Недостатком этого метода является то, что он приемлем только для повторяющихся ситуаций. Кроме того, поскольку суждения опираются на прожитый опыт, они изначально приглушают у управленца интерес к нестандартным решениям, к управленческому творчеству.

Классификация управленческих решений носит во многом условный характер. Однако набор требований, предъявляемых к качеству управленческих решений, обычно постоянен [12].

К таким требованиям можно отнести следующие:

минимальное число корректировок;

строгая ответственность;

конкретность;

полномочность;

освоевременность.

Таковы основные требования, предъявляемые к качеству управленческих решений. Эти требования следует в полной мере учитывать в процессе подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений в системе муниципального управления.

3.2 Разработка комплекса мероприятий по совершенствованию муниципального управления

Вследствие многочисленных проблем и недоработок организационного характера управления муниципальными ресурсами на уровне города, предлагаются мероприятия организационного характера совершенствования муниципальным управлением в следующих направлениях: разработка нормативно-правовых документов взаимодействия органов власти, населения на региональном и местном уровнях; совершенствование существующей нормативно-правовой базы взаимодействия органов власти, задействованных в управлении муниципальными финансами; четкое разграничение полномочий и ответственности между органами власти Ставропольского края и в его муниципалитетах в нормативно-правовых документах; повышение квалификации работников занимающихся управлением муниципальными ресурсами, повышение их правовой культуры; вовлечение уполномоченных организаций, общественности по контролю за эффективным расходованием финансовых средств; совершенствование организационной структуры системы органов власти Ставропольского края и его муниципалитетов, занимающихся управлением муниципальным имуществом [8].

Мероприятия организационно-экономического характера можно выразить в нескольких направлениях. Одно из них является базовым направлением совершенствования, а именно внедрение инструментов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результат.

Исходное состояние данного направления в Ставропольском крае в настоящее время: отсутствие методологии формирования среднесрочных ведомственных целевых программ, ориентированных на постановку целей и задач для решения проблем в рамках конкретных отраслей муниципального управления, и, как следствие, возникновение трудностей при формировании показателей для оценки результатов осуществления функций и задач конкретных структурных подразделений Администрации Ставропольского края; отсутствие механизмов взаимоувязки принятия решений об объемах финансирования целевых программ на очередной финансовый год с результатами реализации программ по итогам очередного отчетного периода; недостаточность доходной базы бюджета Ставропольского края; отсутствие по ряду расходных обязательств муниципальных правовых актов, регулирующих финансовое обеспечение и порядок расходования средств на выполнение вопросов местного значения [11].

Для реализации данного направления необходим комплекс мероприятий по совершенствованию муниципального управления:

проведение оценки и анализ причин отклонений утвержденных на год доходов и расходов местного бюджета от фактических (в том числе по отдельным статьям бюджетной классификации) за последние три отчетных года и текущий финансовый год;

проведение мониторинга показателей результативности деятельности комитетов Администрации Ставропольского края;

проведение оценки эффективности ведомственных целевых программ и муниципальных.

В рамках данных мероприятий необходимо разработать и утвердить (в том числе путем внесения изменений и дополнений в действующие муниципальные правовые акты): порядок разработки, утверждения, реализации и мониторинга областных целевых программ, направленных на достижение целей и задач деятельности комитетов Администрации Ставропольского края, ее муниципалитетов, аппарата Администрации края, органов власти муниципалитетов Ставропольского края и подведомственных им муниципальных бюджетных учреждений; методику оценки эффективности целевых программ; методику проведения мониторинга показателей результативности деятельности комитетов Администрации Ставропольского края; муниципальные целевые программы Ставропольского края; порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Ставропольского края, их формирования и реализации [14].

Ожидаемым результатом реализации мероприятий является формирование системы программно-целевого бюджетного планирования в форме ведомственных и долгосрочных целевых программ, а так же закрепление методологии привязки объемов бюджетного финансирования (и их корректировки) к целевым индикаторам результативности реализации.

Другим, не менее важным направлением совершенствования муниципального управления, считается повышение качества финансового менеджмента.

Исходное состояние данного направления в Ставропольском крае в настоящее время: учет и анализ показателей, характеризующих качество финансового менеджмента, осуществляется на основе бухгалтерской отчетности о хозяйственной деятельности муниципальных учреждений и докладов о результатах и основных направлениях деятельности; исполнение бюджета осуществляется на основе ежемесячного планирования кассовых поступлений и выплат в соответствии с порядком формирования и ведения кассового плана, при этом отсутствует процедура формирования финансового резерва; планирование объема привлекаемых долговых обязательств на очередной финансовый год (месяц) осуществляется на основе прогнозов ожидаемых доходов, расходов на погашение и обслуживание уже принятых долговых обязательств, без учета расходов на погашение просроченной кредиторской задолженности и влияния муниципальных заимствований на платежеспособность муниципального образования; отсутствие системы показателей, характеризующих финансовую гибкость; созданная на уровне любого муниципального образования Ставропольском крае нормативная база требует усовершенствования, т.к. не в полной мере позволяет качественно управлять муниципальными финансами [7].

Мероприятия, планируемые к реализации в рамках направления совершенствования:

проведение оценки показателей, характеризующих качество финансового управления субъектов бюджетного планирования в Кемеровской области;

проведение анализа целесообразности продажи или сдачи в аренду объектов, находящихся в собственности муниципалитетов или области, исходя из экономической выгоды;

проведение оценки возможности внедрения новых видов платных услуг;

проведение оценки финансовой гибкости; проведение мониторинга выполнения мероприятий по повышению качества управления [9].

В рамках данных мероприятий можно разработать и утвердить: систему показателей бальной оценки качества управления, осуществляемого субъектами бюджетного планирования; порядок применения результатов мониторинга оценки качества финансового управления, осуществляемого субъектами бюджетного планирования; методические рекомендации, модельные муниципальные правовые акты, необходимые для повышения качества управления субъектов бюджетного планирования; мероприятия по мобилизации дополнительных налоговых и неналоговых доходов и оптимизации расходов; систему показателей для оценки финансовой гибкости; план мероприятий по сокращению затратности муниципальных бюджетных учреждений и расходов на содержание муниципальных служащих [12].

Таким образом, внедрение представленных организационных мероприятий совершенствования муниципального управления в городе Ставрополе будут способствовать повышению эффективности деятельности структурных подразделений Администрации Ставропольского края; расширению практики формирования и реализации целевых программ; повышению качества управления субъектов бюджетного планирования и как следствие повышение качества уровня жизни населения.

.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий

Мероприятий по совершенствованию муниципального управления повлекут за собой перемены во всех сферах жизни общества.

В модернизированном муниципальном управлении принцип «не мешать, помогая» станет ключевым для муниципального образования.

Произойдёт не просто сокращение вмешательства власти в дела компаний и граждан, но его радикальная оптимизация.

Значительная часть административных барьеров и надуманных ограничений, препятствовавших созданию и ведению бизнеса, останется в прошлом. Это станет возможным благодаря широкому внедрению в работу органов городского управления информационных технологий, реализации программы электронного Правительства, разработке административных регламентов, оптимизации функционирования всех служб по оказанию муниципальных и государственных услуг.

Станут открытыми несколько центров по принципу «единого окна»: в сфере градостроительства и землепользования; оказания социальных услуг; регистрации и обслуживания бизнеса; оформления инвестиционных проектов. Их работа позволит существенно упростить и сократить сроки процедур приобретения земельных участков, получения разрешительной документации на строительство, подключение к инженерным сетям и т.д.

Осуществив предложенные мероприятия, мы увидим, что муниципальное управление стало прозрачным, социально ответственным и поддерживающим постоянную обратную связь с населением города. Основными принципами работы администрации города остаются ориентированность на результат и прозрачность использования бюджетных средств.

Запущены механизмы непрерывного стратегического планирования. В системе городского управления созданы и успешно работают структуры, занятые непосредственно долгосрочным развитием города, формированием условий для развития бизнеса, привлечения инвестиций. Наряду с общепринятыми данными статистики в стратегическом планировании используется система дополнительных индикаторов, наиболее полно и адекватно отражающих содержание происходящих процессов.

Налажено и постоянно расширяется взаимодействие с представителями групп влияния - их мнение обязательно учитывается при принятии важных для города решений, как государственными органами, так и крупными бизнес-структурами. Осваивается культура лоббирования интересов города на краевом и федеральном уровнях

Динамичное развитие и структурные изменения экономики города повлекут за собой глубокие перемены на рынке труда, сформируют устойчивую потребность в образованном и квалифицированном работнике. Сформируют динамическое равновесие между спросом на специалистов и их предложением, целенаправленно и планомерно поддерживаемое вузами, средними специальными учебными заведениями, центром занятости, бизнес-сообществом и муниципалитетом. Популярными и престижными станут профессии инженера, технического специалиста и высококвалифицированного рабочего. Стремительно увеличится число представителей новых для города профессий: менеджеров инноваций и инвестиций, специалистов по коммерциализации разработок. Заметно возрастёт количество маркетологов и специалистов по продвижению товаров и услуг. Активизируется трудовая миграция - люди трудоспособного возраста, включая значительную долю квалифицированных специалистов и талантливой, активной молодежи, будут все более заинтересованы жить и работать в Ставрополе [11].

Важнейшим приоритетом администрации города остается повышение качества жизни населения. Достигнуты качественные изменения в уровне материального обеспечения и социального самочувствия жителей Ставрополя, наиболее многочисленным социальным слоем стал средний класс, состоящий из активных, образованных и состоятельных людей.

На основе доходов этой категории горожан формируется основной потребительский спрос населения, относительно высокий уровень которого позитивно влияет на темпы промышленного производства, развития сферы услуг и других отраслей экономики.

Доля среднего класса в городе станет - около 50 процентов, а доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума не превышает 11 процентов от общей численности населения Ставрополя [6].

В работу по социальному обслуживанию населения, в первую очередь пенсионеров, будут внедрены современные технологии и принципиально новые формы оказания услуг. Разработаны критерии оценки качества предоставления социальных услуг, эффективности деятельности учреждений и реализации целевых программ.

В системе социальной защиты населения сформировано единое информационное пространство. Успешно работает многофункциональный центр (МФЦ). Все жители города имеют открытый и равный доступ к предоставляемым социальным услугам.

Общество благожелательно и толерантно настроено к людям с ограниченными возможностями здоровья. Выстроена социально адаптированная инфраструктура города для маломобильных групп населения.

Администрация города, бизнес, общественные организации тесно взаимодействуют в социальной сфере, эффективно работая над реализацией широкого спектра частно-государственных социальных инициатив [5].

Эффективное муниципальное управление - залог счастливой жизни населения каждого субъекта. Именно к этому и стремятся все органы власти, ведь от этого зависит развитие не только одного муниципального образования, но и всей страны в целом.

Заключение

Муниципальное управление в России, как и в других странах, имеет много различных сторон: управление экономикой, социальными и политическими процессами, культурой, некоторыми аспектами духовной жизни общества, поведением людей, имеющим общественное значение. В каждой из этих сторон - своя сфера регулирующей деятельности органов государства (Федерации), субъектов РФ, органов местного самоуправления в муниципальных образованиях. Каждая из них имеет своп особенности. Управление финансами строится иначе, чем вооруженными силами, а сельским хозяйством - по-другому, чем в сфере средств массовой информации, городским транспортом в муниципальном образовании - иначе, чем железнодорожным на территории государства. Эти особенности, своеобразные формы, приемы, методы в различных сферах жизни изучаются специальными дисциплинами.

Функция муниципального регулирования реализуется различными методами и в различных формах. Многие из них являются традиционными, органично присущими муниципальному управлению. В современном механизме муниципального управления своеобразными и получающими более широкое использование, становятся метод муниципального заказа, а формами - программы, муниципальный контракт (договор), муниципальный заказ.

Существует два определения теории принятия решений в муниципальном управлении: расширенное и узкое. Расширенное отождествляет принятие решений со всем процессом управления. Узкое трактует процесс как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов. Многие авторы считают, что в теорию принятия решений имеет смысл включать также генерирование альтернативных вариантов, исполнение, контроль и анализ результатов.

Итак, в ходе выполнения курсовой работы была достигнута ее цель - всестороннее исследование понятия и содержания муниципального управления, а также целей и задач муниципального управления. Были рассмотрены субъект, объект и специфика муниципального управления.

В работе представлены основные виды целей муниципального управления, образующие следующую структуру: социальные, культурные, экономические, производственные и организационные. Стратегические и тактические цели муниципального управления связаны с сохранением или повышением уровня и качества жизни населения муниципального образования. Оперативные цели же связаны с каждодневными и конкретными действиями по достижению стратегических и тактических целей. Кроме того, представлены требования, которые предъявляются к целям муниципального управления. Что касается задач муниципального управления, то было выделено три уровня задач: стабилизация управляющих параметров, управление сферами жизнедеятельности и оптимизация функционирования муниципального образования. Основные задачи муниципального управления заключаются в удовлетворении потребностей населения в различного рода услугах, в реализации социально - экономического потенциала муниципального образования, в оптимальном сочетании местных и государственных интересов, в распределении социальных благ, в поддержании систем, обеспечивающих жизнедеятельность муниципального образования и обеспечении условий для производства благ в видовом, количественном и качественном отношении.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

. Федеральный закон от 27.05.2003 №58-ФЗ «о системе государственной службы Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 25.04.2003).

. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003).

. Федеральный закон от 23.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 07.02.2007).

. Бункина, М.К. Экономическая политики. Учебное пособие / М.К. Бункина, А.М. Семенов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа»Интел-синтез», 2009. - 336 с.

. Вакуненко, Р.Я. Экономические методы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Учебное пособие / Р.Я. Вакуненко, О.И. Холодова // ОКИ, 2008. - 42 с.

. Веснин, В.Р. Менеджмент: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2009. - 504 с.

. Воронин, А.Г. Муниципальное управление: учеб. пособие для студентов вузов / А.Г. Воронин. - М.: Гардарики, 2010. - 366 с.

. Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. / И.Н. Герчикова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 511 с.

. Глазунова, Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учеб. пособие для студентов вузов / Н.И. Глзунова. - М.: Издательство «Финпресс», 2010. - 366 с.

. Жданов, С.А. Экономические модели и методы в управлении: учеб. пособие / С.А. Жданов. - М.: Экономика, 2007. - 266 с.

. Зотов, В.Б. Муниципальное управление / В.Б. Зотов. - СПб.: Питер, 2005. - 352 с.: ил. - (Серия «Практика менеджмента»)

. Муниципальное управление (Энциклопедия управленческий знаний) - М.: ИНФРА - М, 2009. - 200 с. - (Серия «Высшее образование»)

. Райзберг, Б.А. Управление экономикой. Учеб. пособие / Б.А. Райзберг. - М.: ЗАО «Издательство "Экономика"», 2010. - 247 с.

. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления: Учебник для студентов высших учебных заведений / О.М. Рой. - 19-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. - 432 с.

. Саак, А.Э. Разработка управленческого решения: учебник / А.Э. Саак. - М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 312 с.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!