Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




Министерство образования Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет дистанционного обучения

Кафедра теории государства и права и конституционного права








КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Государственная служба"

Отрасль права: государственная служба




Исполнитель

Биньевская Е.Р.








Оренбург 2015

Содержание


Введение

1. Государственная служба как отрасль российского права

2. Предмет и метод отрасли государственная служба

3. Цели, задачи и принципы государственной службы

4. Понятие и признаки государственно-служебных отношений

Заключение

Список использованных источников


Введение


Государственная служба - один из ключевых конституционных институтов. Это многоаспектное, многогранное правовое явление, имеющее соответствующие грани и точки соприкосновения, а точнее - органические взаимосвязи, в первую очередь с тремя фундаментальными правовыми отраслями - конституционным (государственным) правом, административным правом, трудовым правом, а также с рядом других отраслей, ветвей российского права.

Государственная служба - сложный, комплексный и многогранный социально-правовой институт, имеющий прочные правовые, экономические, социальные и организационные корни, основы и устои. Это неотъемлемая, органическая часть, один из фундаментальных элементов российской государственности и один из ведущих институтов административного права.

Государственная служба является организованной, социально ориентированной, прочно связывающей государство с обществом отраслью права. Формирование современной и эффективной государственной службы Российского государства относится к приоритетным направлениям преобразований, происходящих в административно-политической и правовой сферах. За последние годы проблематика государственной службы особенно активно рассматривалась в правовой науке.


1. Государственная служба как отрасль российского права


Если анализировать современную отечественную литературу, посвященную вопросам государственной службы, то обнаружится, что проблема учебного курса "Государственная служба" и его предмета учеными отчетливо не ставилась и поэтому не обсуждалась до середины 90-х годов 20 века.

Существует точка зрения представителей административной школы права, согласно которой служебное право является подотраслью административного права.

Ряд авторов относят государственную службу к комплексным отраслям. Есть мнения, согласно которым право государственной службы можно признать самостоятельной отраслью права.

Достаточно распространенным является мнение представителей науки конституционного и административного права, о том, что служебное право (государственная служба) и административное право имеют общий предмет правового регулирования.

Между тем в предмете правового регулирования служебного и административного права существуют и различия. В этом вопросе достаточно ясными и обоснованными являются аргументы приводимые Б.Н. Габричидзе: "Если предметом административного регулирования являются общественные отношения в сфере организации и функционирования исполнительной власти и некоторые другие социальные связи, то предмет служебного права составляет весь комплекс общественных отношений, возникающих в процессе организации и функционирования государственной службы. А она, как известно, образуется не только в сфере исполнительной власти, но и в других органах государственной власти".

государственная служба отрасль право

Нередко возникает вопрос: институт государственной службы - это в "чистом" виде феномен административного права или он имеет сложный, комплексный характер, который соприкасается с конституционным правом, трудовым правом, функциональным и рядом других отраслей российского права? Ответ может быть только один: государственная служба - это комплексный социально-правовой институт, соприкасающийся с названными и другими отраслями права, но его сердцевина, главное поле реального проявления и воплощения - это административное право. Поэтому не случайно данная проблема изучается в курсе административного права, что, конечно, не исключает выделения всего комплекса связанных с ней вопросов организации, статуса и деятельности в самостоятельный учебный курс, и даже, с учетом всех аргументов, - в правовую отрасль или самостоятельное правовое образование.

Далеко не все ученые-административисты, специалисты в области конституционного права, теории государственного права, сравнительного правоведения признают служебное право в качестве отрасли российского права.

В обосновании обособленности служебного права как отрасли (подотрасли) российского права некоторые существенные, фундаментальные положения, разработанные видным теоретиком права С.С. Алексеевым.

Без выяснения специфики невозможно разграничить различные отрасли права.С. С. Алексеев считает, что главная особенность каждой отрасли - наличие особого юридического режима ("метода регулирования"), который во многом ориентирован на способы правового регулирования - дозволения, запрещения, обязывания. В регулировании служебных отношений несложно обнаружить наличие сразу всех трех названных способов.

С.С. Алексеев определяет отрасль как главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений. Далее он отмечает: "У каждой из отраслей есть "свой предмет", т.е. особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений".

Соглашаясь в целом с положением, высказанным С.С. Алексеевым, необходимо заметить, что признак однородности регулируемых отношений характерен для всех отраслей российского права. Однако классификация отраслей права, предлагаемая С.С. Алексеевым, представляется достаточно обоснованной. Данная классификация включает:

) профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы (конституционное, гражданское, административное, уголовное право);

) специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества (трудовое, земельное, финансовое, исправительно-трудовое право, право социального обеспечения);

) комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей (хозяйственное, сельскохозяйственное, природоохранительное, торговое право, право прокурорского надзора, морское право).

Признание комплексных отраслей - достаточно основательная теоретическая посылка для дальнейшего анализа служебного права. "Вместе с развитием законодательства, обусловленным потребностями экономических, а также социально-политических и иных отношений, издаются комплексные акты, затрагивающие целые сферы социальной жизни или их участки. В этих случаях формируются комплексные отрасли законодательства, в которых объединяется по тому или иному предметному, тематическому или целевому признаку юридически разнородный правовой материал. Причем если такого рода компоновка юридически разнородного материала осуществлена не путем простого корпоративного его сосредоточения в одном документе, а путем кодификации и, следовательно, обогащения содержания права, введения в правовую ткань новых специфических системных нормативных обобщений, то в результате могут сложиться новые, относительно самостоятельные правовые образования".

Развивая это положение, С.С. Алексеев подчеркивает, то в правовой системе наряду с основными подразделениями, которые обособляются в соответствии с критерием юридического режима, выраженного в особых отраслевых методах и механизмах регулирования, имеются образования комплексного характера, такие как морское, банковское право. Входя в комплексные образования, юридические нормы остаются в составе основных отраслей. Во вторичную структуру они включаются, будучи нормами, например, гражданского, уголовного, административного, трудового права.

С.С. Алексеев делает вывод: "И все же перед нами особая юридическая целостность. Нормы комплексного образования по иному предмету и по иным, пусть не главным юридическим особенностям вторично, ничуть не нарушая архитектоники основных отраслей и не исключая из их состава ни единой нормы, объединяются в особую общность".

Специфические принципы, общие положения, приемы регулирования, установленные в результате комплексной кодификации, имеют значение своеобразного силового поля, не только объединяющего юридически разнородный материал в известную целостность, но и придающего ему специфически отраслевой оттенок, пусть и вторичный. Хотя нормы комплексной отрасли можно и нужно "распределять" по основным отраслям, но "замкнуть" их только в рамках основных отраслей нельзя.

Для того, чтоб доказать самостоятельность служебного права как отрасли, необходимо выделить как и во всякой отрасли права, предмет и специфические методы правового регулирования, наличие кодифицирующего акта, возможность взаимодействия с другими отраслями.

Служебное право - это система правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере внутренней организации государственной службы, установления правового статуса государственных служащих, практического функционирования государственной службы с целью обеспечения деятельности государственных служащих, выполняющих задачи и функции публичной власти, так и всей государственной администрации.

Можно согласиться с тем, что начиналось служебное право с подотрасли административного права. Однако, превратившись в весьма сложное, комплексное и объемное правовое образование, характеризующееся значительной нормативно-правовой базой (по сравнению с другими административно-правовыми институтами). Рассматривая этот аспект можно выделить утративший силу Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 5 июля 1995 г., и принятый Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 11.11.2003.

В предмете служебного права большое место занимают общественные отношения, регулируемые конституционным, трудовым, уголовным, гражданским правом. Государственные служащие выполняют весьма широкий круг полномочий, относящихся не только к управленческой, но и к юрисдикционной (правоохранительной) сфере.

Масштабность и комплексность общественных отношений, регулируемых нормами служебного права, позволяют говорить о том, что оно претендует на звание самостоятельной отрасли права, находящейся в системе административно-правового регулирования.

В специальной литературе поддерживается именно такой подход к обособлению служебного права. Авторы отмечают, что с учетом усиливающейся и имеющей объективный характер тенденции возникновения и развития новых комплексных отраслей права "не представляется искусственным и надуманным выделение служебного ("чиновного") права по крайней мере как подотрасли административного права".

Служебное право как отрасль права должно определяться прежде всего как система правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения. Эта отрасль права изучает государственно-служебное законодательство, т.е. законодательство о государственной и муниципальной службе.

Служебное право (право государственной службы, отрасль государственной службы), с одной стороны, - часть публичного права, поскольку специальные субъекты права осуществляют задачи и функции государства, его органов и органов местного самоуправления. С другой стороны, служебное право является (в более узком смысле) частью административного права.

Публичное служебное право должно включать в себя правовые установления, которые регламентируют содержание правоотношений (государственно-правовых и частно-правовых) лиц, находящихся на государственной службе, порядок их образования, изменения и прекращения. Таким образом, публичное служебное право - это право государственной службы государственных должностных лиц и должностных лиц органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, технического персонала, судей, военнослужащих и других лиц, состоящих на службе у субъектов публичного права.

Логичным здесь является выделение частного служебного права, т.е. системы правовых норм, регламентирующих порядок поступления и службу лиц, занятых трудом, деятельностью в не государственных организациях, в органах управления частные коммерческих структур, предприятий и объединений. Правовом статус этих лиц устанавливается только нормами трудового права, а соответствующие правоотношения возникают в результате заключения трудового договора (контракта).

Основным субъектом публичного служебного права является должностное лицо - важнейшая категория государственных служащих.

Изучение служебного права как отрасли предполагает рассмотрение следующих вопросов:

) порядок образования государственно-служебного правоотношения и правовые последствия;

) изменение служебного правоотношения;

) права и обязанности государственных служащих;

) правовые последствия нарушения служащими своих обязанностей, запретов и ограничений; наложение дисциплинарных взысканий;

) нарушения работодателями (органами государства, органами местного самоуправления), а также начальниками, должностными лицами и т.д. своих обязанностей и несоблюдение прав государственных служащих;

) правовая защита в государственно-служебном правоотношении (рассмотрение споров, возникающих на государственной службе).

Основополагающим понятием в структуре служебного права должно стать государственно-служебное правоотношение, под которым понимается государственно-правовое отношение службы и верности государственного (муниципального) служащего, поступающего на службу. Работодатели государственного (муниципального) служащего - государство, Федерация, субъекты Федерации, органы местного самоуправления, другие публичные организации - должны выступать активными участниками этих отношений, ибо функционирование государственной службы во многом зависит от организованности самих публичных организаций и органов.

Завершая рассмотрения вопроса можно отметить, что на сегодняшний день нет единства мнений о названии отрасли. Исходя из предложенной аргументации более верным представляется название - служебное право, однако наиболее используемыми на сегодняшний день является право государственной службы, отрасль государственной службы, что можно объяснить мнением законодателей так часто использующих именно термин государственная служба.

2. Предмет и метод отрасли государственная служба


Опираясь на традиционные подходы к разграничению отраслей права, мы, прежде всего, рассматриваем вопрос, о предмете правового регулирования служебного права, т.е. о круге общественных отношений, который регулируется нормами соответствующей отрасли.

При этом следует иметь в виду, что каждая из правовых отраслей имеет свой специфический предмет правового регулирования.

Предметом служебного права выступают специфические, государственно-служебные отношения, возникающие на базе и в связи с организацией и функционированием государственной службы.

В предмете государственной службы можно выделить несколько групп общественных отношений:

общественные отношения по формированию государственно-служебных отношений;

общественные отношения в сфере кадровой политики (работа с персоналом, управление гос. службой и др.);

общественные отношения по практическому функционированию государственной службы;

общественные отношения по реализации принципов государственной службы;

общественные отношения по формированию и реализации статуса государственного служащего;

общественные отношения по прохождению государственной службы;

общественные отношения по прекращению государственно-служебных отношений;

общественные отношения по управлению государственной службой;

общественные отношения по проведению реформы государственной службы.

Эти отношения имеют сложный и комплексный характер.

При этом следует иметь в виду, что вследствие сложности, комплексности и многоплановости самого института государственной службы, который, собственно, и является предметом служебного права, составляющие его общественные отношения регулируются нормами разных отраслей права: конституционного, административного, трудового, финансового, гражданского, международного права.

Это далеко не полный, исчерпывающий перечень отраслей права, принимающих участие в регулировании отношений в сфере служебного права.

Иными словами, государственная служба есть предмет, объект правового регулирования, а служебное право оформляет правовыми средствами отношения и связи, возникающие в сфере государственной и муниципальной службы; в структурах частной формы собственности и др.

Другим основополагающим признаком отрасли прав является ее метод. Метод является основным понятием правового регулирования как явления права. Как можно охарактеризовать метод государственной службы как отрасли? Каковы его особенности?

В юридической литературе вопросам о методах правового регулирования уделено значительное внимание в трудах М.И. Пискотина, В.Д. Сорокина, С.С. Алексеева, Б.М. Лазарева, Ю.М. Козлова. В теории права выделяются два основных метода правового регулирования - императивный и диапозитивный. Они свойственны двум противоположным по своему характеру и назначению отраслям права - публичному (административному, государственному праву, процессуальному и пр.) и частному (гражданскому, трудовому).

Особое влияние на формирование метода государственной службы повлияло особо тесная связь с административным правом и как следствие превалирующая роль императивного метода в государственной службе.

Императивный метод правового регулирования - это метод властных предписаний, он характерен, прежде всего, для административного права. Преимущественно он проявляется в сфере государственно-служебного правового регулирования. Этот метод отличается властно-императивными началами регламентации отношений. Необходимость государственно-властного регулирования организации и деятельности государственных служащих обусловлена спецификой деятельности государства в сфере кадровой политики и государственной службы, реализующего методы властных предписаний при осуществлении своих полномочий.

Диспозитивный метод (метод координации) в отличие от императивного метода предполагает юридическое равенство участников правоотношений и применяется в основном в гражданском праве. Диспозитивный метод характерен и для установления правового статуса государственных служащих, и для осуществления ими должностных полномочий в сфере государственного (муниципального) управления.

При осуществлении управленческой деятельности государственные служащие используют различные методы управления и применяют разные административно-правовые формы. Современный уровень развития управленческих отношений, задачи формирования правового демократического государства, нашедшие отражение в новой Конституции РФ, обусловливают необходимость дальнейшего развития института административно-правовых форм управления (правовых форм реализации исполнительной власти), а следовательно, уточнения научных представлений о значении и содержании этого вопроса.

Публично-правовые установления традиционно направлены на укрепление дисциплины и на усиление ответственности в сфере исполнительной власти. Кроме того, они лежат в основе создания правовых механизмов для решения управленческих задач, выполняемых путем установления договорных инструментов со стороны государственной администрации и на уровне функционирования органов местного самоуправления. Как известно, договор является традиционным средством регулирования отношений между субъектами в отраслях частного права (например, гражданско-правовой договор). В сфере частного права отношения, как правило, регламентируются нормами гражданского права, которое предоставляет участникам договорных отношений при заключении договора равные права.

Публичное право также использует договорное начало как самостоятельный особый способ договорного регулирования. С.С. Алексеев считает, что главная особенность каждой отрасли - наличие особого юридического режима ("метода регулирования"), который ориентирован на способы правового регулирования: дозволения, запреты, обязывания. Служебное право использует все основные способы правового регулирования - дозволение, предписание, разрешение, которые дифференцируются в императивный метод, т.е. метод властных предписаний, и дислоцированный метод (методах координации).


3. Цели, задачи и принципы государственной службы


Главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации.

К основным задачам государственной службы можно отнести:

охрана конституционного строя РФ, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;

формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов;

обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией;

совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;

обеспечение действия принципа открытости в деятельности государственных служащих и государственных органов;

создание и поддержание в государственных органах благоприятных межличностных отношений, которые обеспечивали бы развитие положительных личных качеств работников.

Каждый вид государственной службы, осуществляемой специальными органами государственной власти (например, федеральными службами), имеет свои установленные в нормативных актах задачи.

Конкретизируя вышесказанное, основными задачами государственной службы можно назвать следующие:

защита прав, свобод и законных интересов граждан;

охрана конституционного строя РФ, создание и обеспечение условий для развития гражданского общества, политического и социального партнерства;

формирование общественно-политических и правовых условий для практического достижения целей и осуществления задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления;

обеспечения эффективного функционирования механизма государства и государственного аппарата;

комплектования персонала органов государственной власти высококвалифицированными специалистами, способными профессионально выполнять свои должностные обязанности;

усовершенствования условий профессиональной деятельности государственных служащих;

обеспечения действия принципа прозрачности в деятельности государственных служащих и государственного аппарата, соблюдения законности, искоренение бюрократизма, протекционизма, коррупции и других негативных явлений в государственной службе;

обеспечения надлежащего функционирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;

создание социальных, информационных, материально-финансовых и других условий, необходимых для деятельности персонала органов государственной власти и местного самоуправления, в частности, создание и поддержание благоприятных межличностных отношений, которые бы обеспечивали развитие положительных личностных качеств работников, их способностей и эффективность управленческого труда;

усовершенствование порядка отбора кадров, продвижения по службе, проведение аттестаций, присвоении рангов, стимулирование к добросовестной работе и ответственности.

Принципы государственной службы обусловлены конституционно определенными принципами государства, государственного управления, государственного механизма и государственного аппарата.

Конституционное и законодательное установление принципов государственной службы обусловливает функционирование органов государственной власти, профессиональную деятельность государственных служащих, постоянство правового регулирования государственно-служебных правоотношений, а также обоснование тенденций развития законодательства и нормативных актов.

Принципы государственной службы как научная категория определяют исходные положения и теоретические идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства, наиболее характерные черты организации и функционирования не только самой государственной службы, но и всей системы государственного аппарата, судопроизводства и прокуратуры, определяют содержание сложных взаимоотношений внутри всего механизма государства. Они закладываются в основу формирования и функционирования органов государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, прокуратуры).

Принципы государственной службы охватывают все правовые, организационные, функциональные и другие стороны, из которых складывается содержание государственной службы.

Обобщая, можно сказать, что принципы государственной службы - это такие основополагающие идеи, установки, положения, отражающие объективные закономерности и обоснованные направления реализации целей, задач и функций государства, органов всех ветвей власти, прокуратуры, полномочий и обязанностей государственных служащих.

Принципы государственной службы:

объективно определяют сущность государственной службы, ее важнейшие черты;

освещают общий характер управленческой, нормо-проектной, организационно-распорядительной, консультативно-совещательной и другие стороны деятельности государственных служащих;

устанавливают закономерности в системе организации и функционирования государственной службы;

обусловливают значимость, законность и социальную ценность правоотношений, возникающих в системе государственной службы;

отражают объективные связи, возникающие в системе государственно-служебных правоотношений;

закрепляют упомянутое в нормах правового института государственной службы.

Принципы государственной службы определяются Конституцией РФ, Законом РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими законодательными и нормативными актами. Они реализуются через практическую профессиональную деятельность государственных служащих.

Объективные закономерности деятельности органов государственной власти, прокуратуры нашли свое выражение в комплексе принципов государственной службы. Как и принципы государственного управления, их целесообразно классифицировать на конституционные и организационно-функциональные.

Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ и конкретизируются в соответствующих законодательных актах. Организационно-функциональные принципы отражают принципы построения и функционирования государственной службы, государственного аппарата.

С конституционными принципами следует отнести:

принцип служения народу;

принцип верховенства Конституции РФ и законов над иными нормативно-правовыми актами;

принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;

принцип демократизма и законности;

принцип гуманизма и социальной справедливости;

принцип единства государственной власти;

принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

принцип равного доступа граждан к государственной службе;

принцип политической нейтральности государственной службы, отделения религиозных объединений.

Организационно-функциональные принципы государственной службы можно отнести к категориям положений, которые установлены в специальных законодательных и других актах о государственной службе и которые определяют специфические отношения государственно-служебного характеру.

К ним относятся:

принцип обязательности выполнения для государственных служащих решений, принятых вышестоящими органами государственной власти и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;

принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;

принципы профессионализма, компетентности, инициативности, честности, преданности делу государственных служащих;

принцип прозрачности в осуществлении государственной службы;

принцип персональной ответственности государственных служащих за решения, которые они готовят и принимают, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

принцип соблюдения прав и законных интересов органов местного самоуправления;

принцип соблюдения прав предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан;

принцип стабильности кадров государственных служащих в органах государственной власти;

принцип социальной защищенности государственных служащих.

С точки зрения организации и функционирования государственной службы все рассмотренные принципы можно разделить на две группы:

принципы организации государственной службы;

принципы ее практического функционирования.

Зависимости от места в структуре правового института государственной службы можно выделить отраслевые и конкретно институциональные принципы. Принципы государственной службы могут распространяться на весь институт государственной службы, а могут характеризовать его отдельные структурные элементы. Например, конституционный принцип равенства граждан при поступлении на государственную службу является общим принципом работников государственной службы, поскольку он создает основы для создания государственно-служебных отношений.

Одним из основополагающих принципов государственной службы является принцип профессионализма.

Профессия - это род деятельности, занятий лица, обладающего комплексом специальных профессиональных знаний и практических профессиональных умений и навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной профессиональной подготовки, а также опыта роботы.

Профессионализм представляет собой глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в определенной области общественно полезной деятельности.

Относительно государственной службы профессионализм - это, прежде всего, способность государственного служащего, коллектива государственных служащих определять с учетом условий и реальных возможностей наиболее эффективные пути и способы реализации поставленных перед ними задач.

Принцип профессионализма заключается в том, что государственный служащий выполняет свои обязанности на профессиональной основе, т.е. выполняет основную работу, за что получает заработную плату из государственных средств. Поскольку функциональные обязанности должностей государственных служащих имеют определенную профессиональную направленность, то государственный служащий должен иметь высшее образование по специальности, соответствующей требованиям профессионально-квалификационной характеристики. Профессионализм государственного служащего призван обеспечить качественное выполнение должностных обязанностей, стабильность государственной службы, постоянную готовность к подготовке и реализации решений из сложных задач, возможность повышения своей квалификации и т.д.

Принцип профессионализма государственных служащих является ведущей основой при организации и функционировании государственной службы. Это не только одно из ведущих требований, определяющее формирование и практическую деятельность персонала, но и необходимое правовое требование, без которого невозможно получение права на осуществление должностных полномочий.

Отрасли и сектора экономики, сферы государственного управления требуют высокого "отраслевого" профессионализма. Служащим разного профиля органов (министерств, государственных комитетов и т.д.) и разных уровней (центральные органы, территориальные органы центральных органов, местные органы исполнительной власти) нужны значительной степени различные знания, профессиональные умения и навыки.

В профессиональном развитии работников государственного аппарата важно максимально использовать практику служебной деятельности. Постановка перед служащим новых, более сложных задач, моделирования ситуаций, требующих от него принятия самостоятельных, в том числе инновационных решений, материальное стимулирование улучшения качества труда побуждать служащего к обогащению своих профессиональных умений, навыков и способностей к формированию потребности в служебном росте. Умения, навыки и знания, полученные и обогащенные в процессе практической деятельности, становятся важной предпосылкой для служебной карьеры.

Поэтому в профессиональном развитии кадров государственной службы следует более четко (особенно со стороны руководителей кадровых служб органов государственной власти) выделить две стороны, а именно:

профессионально-квалификационное развитие, в основном связан с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, получением новых умений, знаний, навыков и нового опыта;

профессионально-должностной развитие, в основном связан с рациональным подбором и расстановкой кадров на основе использования способностей и личных возможностей каждого работника, оптимального использования в рамках коллектива работников различных специальностей, опыта, возраста, склада ума и личных качеств.

Все это может найти отражение в планировании карьеры государственного служащего, в гласном продвижении по службе.

В органе государственной власти важно создать такие условия, при которых и государственный служащий как личность, и государство как основной заказчик управленческих услуг для населения, были бы взаимно заинтересованы в повышении профессионализма всего персонала и конкретного работника, в повышении эффективности управленческого труда. В таком случае планирование и реализация карьеры государственного служащего не могут рассматриваться только с точки зрения личных интересов, они должны стать делом кадровых служб органов, их руководителей, вообще государства.


4. Понятие и признаки государственно-служебных отношений


Государственно-служебные отношения - отношения складывающиеся в процессе выполнения в пределах полномочий и прерогатив государственной власти и управления закрепленных совокупностью правовых, социальных и организационных норм, стандартов, традиций по реализации конституции и законов государства, его политических, экономических и социальных условий и задач.

Это публично-правовые отношения между государством и государственным служащим по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу.

Государственно-служебные отношения можно классифицировать в зависимости от органов государственной власти, где отношении развиваются на следующие группы:

отношения, возникающие между различными звеньями системы исполнительной власти;

отношения, возникающие между исполнительными, органами системы местного самоуправления, а также между ними и названными выше субъектами;

отношения, возникающие в процессе организации и функционирования органов законодательной (представитель ной) власти и судебной власти, а также органов прокуратуры (так называемые внутриорганизационные отношения);

отношения организационно-управленческого характера, возникающие в области внутренней жизни общественных объединений.

Общим признаком, объединяющим названные группы отношений в единое целое, является то, что в совокупности они составляют общественные отношения в сфере государственной службы.

Все государственно-служебные отношения можно подбелить на материальные и процессуальные правоотношения.

Материальные нормы служебного права устанавливают положения, которые характеризуют принципиальнее черты этого правового института. К материальным нормам относятся: принципы государственной службы; понятие государственного (муниципального) служащего; права, обязанности, правоограничения государственных служащих, гарантии и компенсации (правовой статус служащих; условия службы; контроль и надзор в системе государственной службы.

Процессуальные нормы регулируют отношения по реальному исполнению положений, содержащихся в материальных нормах. Например, процедура перемещения служащего и прохождение службы; порядок проведения аттестации и т.д. Государственно-служебные отношения могут иметь и отраслевую характеристику. Это замечание относится к статусам должностных лиц налоговых органов; таможенных органов; правоохранительных и других органов.

Особо важное значение, для теоретико-правового осмысления характера служебного права имеет анализ государственно-служебного правоотношения. В этой проблеме следует выделить такие вопросы:

) порядок возникновения государственно-служебного правоотношения и правовые последствия;

) изменение служебного правоотношения;

) права и обязанности государственных (муниципальных) служащих;

) правовые последствия нарушения служащими своих обязанностей, запретов и ограничений; наложение дисциплинарных взысканий;

) нарушения работодателями (органами государства, органами местного самоуправления, начальниками, должностными лицами и т.д.) своих обязанностей и несоблюдение прав государственных (муниципальных) служащих;

) правовая защита в государственно-служебном правоотношении (рассмотрение споров, возникающих на государственной (муниципальной) службе).

Государственно-служебное правоотношение характеризуется тем, что:

) оно является государственно-правовым, т.е. в большей мере регулируется нормами публичного права (государственного, административного), во многом свободно от частноправового регулирования. Служебные отношения в правовом государстве являются правовыми отношениями, установленными законом. Государственные (муниципальные) служащие не являются обычными работниками, которых принимают в частном порядке на службу, - они имеют особый государственно-правовой статус;

) государственно-служебное правоотношение - это особое (статусное) правовое отношение, устанавливающее статус государственных (муниципальных) служащих (должностных лиц). Работодатель и государственный (муниципальный) служащий находятся в отношении подчиненности (вышестоящий и нижестоящий субъекты). Поэтому, на наш взгляд, государственное правоотношение должно образовываться только в одностороннем порядке при обязательном согласии нижестоящего субъекта (служащего) путем издания административного акта, а не заключения трудового договора, как, например, этот имеет место для представителей технического персонала, также находящихся на государственной (муниципальной) службе;

) государственно-служебное правоотношение - это отношение подчиненности и верности государственного (муниципального) служащего. Это правило принципиально обусловливает права и обязанности государственных (муниципальных) служащих. С одной стороны, особым и непременным требованием для них является подчинение, а с другой - соблюдение принципа верности государственного (муниципального) служащего государству. Государственные (муниципальные) служащие должны исполнять служебные указания и распоряжения начальников, подчиняться их дисциплинарной власти. Этим обязанностям соответствует обязанность заботы о них и защиты их прав со стороны государства и его органов (работодателя, вышестоящего в порядке подчиненности должностного лица). При этом государственные служащие находятся под защитой Конституции РФ, т.е. им гарантируется защита от необоснованных притязаний и действий вышестоящих государственных служащих;

) служебное правоотношение - это властное государственно-правовое отношение. "Властность" означает в данном случае приоритет государственного суверенитета и независимости властных действий государственных (муниципальных) служащих, возможность осуществления организационно-распорядительных и административных мер, административно-юрисдикционных действий и мер как внутри государственной (муниципальной) организации, так и по отношению к внешним субъектам права;

) его активными участниками выступают работодатели государственного (муниципального) служащего - государство, субъект Федерации, органы местного самоуправления, другие публичные организации.

) государственно-служебное правоотношение связано с управлением государственной (публичной) должностью, т.е. государственный (муниципальный) служащий осуществляет функции государства и решает круг государственных задач. Для этого ему предоставляются особые государственно-правовые и властные полномочия. Государственные служащие могут иметь следующие особые властные полномочия: осуществление распорядительной, организационной, административной власти и применение мер административного принуждения, осуществление задач по защите государственных интересов, рассмотрение жалоб граждан, предприятий и организаций и пр.

Государственные служащие имеют равные с другими гражданами права; ограничения прав могут специально устанавливаться законодателем в случаях, обусловленных осуществляемыми государственными (муниципальными) служащими функциями и решаемыми ими задачами. Ограничения основных прав государственных (муниципальных) служащих, связанные с государственно-правовым служебным отношением, входят в систему принципов профессиональной государственной (муниципальной) службы.

Заключение


Существует точка зрения представителей административной школы права, согласно которой служебное право является подотраслью административного права.

Ряд авторов относят государственную службу к комплексным отраслям. Есть мнения, согласно которым право государственной службы можно признать самостоятельной отраслью права.

Предметом служебного права выступают специфические, государственно-служебные отношения, возникающие на базе и в связи с организацией и функционированием государственной службы.

В юридической литературе вопросам о методах правового регулирования уделено значительное внимание. В теории права выделяются два основных метода правового регулирования - императивный и диапозитивный. Они свойственны двум противоположным по своему характеру и назначению отраслям права - публичному (административному, государственному праву, процессуальному и пр.) и частному (гражданскому, трудовому).

Главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации.

Объективные закономерности деятельности органов государственной власти, прокуратуры нашли свое выражение в комплексе принципов государственной службы.

Основополагающим понятием в структуре служебного права должно стать государственно-служебное правоотношение, под которым понимается государственно-правовое отношение службы и верности государственного (муниципального) служащего, поступающего на службу. Работодатели государственного (муниципального) служащего - государство, Федерация, субъекты Федерации, органы местного самоуправления, другие публичные организации - должны выступать активными участниками этих отношений, ибо функционирование государственной службы во многом зависит от организованности самих публичных организаций и органов.

Завершая рассмотрения вопроса можно отметить, что на сегодняшний день нет единства мнений о названии отрасли. Исходя из предложенной аргументации более верным представляется название - служебное право, однако наиболее используемыми на сегодняшний день является право государственной службы, отрасль государственной службы, что можно объяснить мнением законодателей так часто использующих именно термин государственная служба.

Список использованных источников


1.Аксенова Е.А., Базаров Т.Ю., Беков Х.А. и др. Управление персоналом в системе государственной службы: Учебное пособие. М.: ИПК госслужбы, 1997.

2.Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права. - М.: Норма, 2005.

3.Габричидзе <http://www.books.ru/author/gabrichidze-21132/> Б.Н., А.Г. Чернявский <http://www.books.ru/author/chernyavskii-24237/>, Н.Д. Эриашвили <http://www.books.ru/author/eriashvili-68716/>. Основы органов государственной власти России. - М.: ЮНИТИ, 2010.

.Гришковец А.А. К вопросу о служебном праве // Государство и право. 2013. № 4.

.Дякина И.А. Федеральный государственный служащий: правовое обеспечение нормативного статуса: Монография. Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2002.

.Дякина И.А. Служебное право как комплексная отрасль права. Ростов-н/Д: Изд-во "Наука-Пресс", 2006.

.М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов <http://www.livelib.ru/author/386479>. Служебное право Российской Федерации. - М., ИНФРА-М, 2011.

.Лазарев Б.М. Государственная служба. М.: ИГПАН, 1993.

.Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: Уч. пособие для студентов юридических факультетов и институтов / Отв. ред. проф. Г.А. Туманов. М.: Юристъ, 1996.

.Старилов Ю.Н. Служебное право: Учебник. - Воронеж, ВорГУ, 1996.