Тема: Особенности финансового права

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    13,7 Кб
Особенности финансового права
Особенности финансового права
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!














Финансовое право

Введение

Финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления, носят многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Вместе с тем финансовые отношения исключительно важны для жизнедеятельности всего государства, поэтому должны всесторонне изучаться финансово-правовой наукой и регулироваться правовыми нормами. Одновременно системная организация этих норм, находя свое закрепление в нормативных финансово-правовых актах, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, образует систему финансового законодательства.

Развитие рыночных отношений обусловливает стремительное развитие финансово-правовых механизмов управления обществом. Финансы обеспечивают прозрачность деятельности государства, дают возможность осуществлять слежение рублем за всеми процессами в государстве и обществе. Финансы пронизывают все стороны государственной деятельности, позволяют сохранять федеративную форму государственного устройства. Используя финансово-правовые механизмы, государство реализует не только экономическую, но и иные публичные функции. Финансовая деятельность государства обеспечивает взаимодействие частного и публичного секторов экономики, национального и международных рынков капиталов, способствует обеспечению и поддержанию экономической безопасности государства. Именно этим и обуславливается актуальность изучения финансового права.

Целью и задачами данной работы является подробное освещения некоторых вопросов финансового права.

Задание 1

Раскройте конституционное нормы, на которых базируется финансовое право.

Основой всех источников финансового права выступает Конституция, конституционные акты субъектов Федерации. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и служат базой для развития финансового законодательства в разных областях.

Основным источником любой отрасли прав является Конституция, принятая 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием.

Конституция устанавливает для финансового права основополагающие нормы.

В ст. 4 Конституции говорится, что Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Поэтому все остальные законы, в том числе и те, которые принимаются субъектами РФ, не могут противоречить Конституции и федеральным законам.

При этом надо иметь в виду, что согласно Конституции установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки, относятся к сфере исключительной компетенции Российской Федерации (п. «ж» ст. 71).

В соответствии со ст. 75 Конституции денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

Защита и обеспечение устойчивости рубля в соответствии с той же статьей служит основной функцией ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

В Российской Федерации (ст. 8 Конституции) гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Кроме того, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституции).

Задание 2

Порядок защиты прав и законных интересов участников финансовых правоотношений, установленный российским законодательством.

Рыночные преобразования и проводимые в стране экономические реформы, направленные на развитие финансовой деятельности государства и муниципальных образований, обусловливают быстрый рост числа субъектов финансового права, которые с целью аккумулирования, распределения и использования государственных или муниципальных денежных фондов постоянно вступают между собой в различные правоотношения. Степень участия каждого субъекта в финансовых правоотношениях может иметь различную социальную значимость.

Своим поведением субъект финансового права может принести контрагентам как значительную пользу, так и существенный вред. «Если, не нарушая материальных границ своего права, индивид использует его в ущерб другому индивиду, если, соблюдая букву права, он нарушает его дух, тогда говорят, что он злоупотребляет своим правом, но никак не употребляет его на пользу, и такое злоупотребление не может иметь юридических оправданий» . Поэтому государство, будучи официальным представителем и гарантом безопасности всех участников финансовых правоотношений, устанавливает способы защиты нарушенных прав.

С помощью мер государственного принуждения обеспечиваются исполнение субъектами финансового права своих юридических обязанностей, а в необходимых случаях осуществляется восстановление нарушенных прав.

Несомненным демократическим достижением Российского государства является правовое закрепление увеличившихся возможностей субъектов финансовых правоотношений по обжалованию нарушенных прав. Прежде всего характерно расширение сферы применения судебного порядка защиты прав для всех субъектов финансового права. Эта возможность гарантирована, в частности, федеральными конституционными законами от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» , от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» , АПК РФ, БК РФ и НК РФ.

Нормативными финансово-правовыми актами федерального уровня предусмотрены следующие способы защиты прав субъектов финансовых правоотношений: президентский, административный, судебный, самозащита прав.

Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере.

Административный способ предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие. Процессуальный порядок реализации административного способа защиты проще, решение жалобы основывается на общих правилах рассмотрения жалоб и заявлений органами власти и предусматривает в основном месячный срок рассмотрения, если иное не установлено законодательством. Кроме того, административный порядок предполагает упрощенное производство по поданной жалобе, вынесение решения по ней. Вместе с тем административный порядок в ряде случаев не отрицает возможности обращения впоследствии за защитой в суд либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений. Соответственно в различных по виду финансовых отношениях имеются свои особенности в их применении (например, в налоговых - при обращении за льготой или отсрочкой налогового платежа).

Наряду с административным применяется и судебный порядок обжалования. В основной части финансовых отношений для граждан действует общий порядок, предусмотренный Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Право на обжалование имеет каждый гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, незаконно на него возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности либо созданы препятствия для осуществления его прав и свобод. Юридические лица - субъекты финансового права - вправе обращаться за судебной защитой и в том случае, если оспариваемые финансовые отношения оформлялись договором. В соответствии со ст. 27 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из всех видов правоотношений, если сторонами являются юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ.

К экономическим спорам отнесены споры о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции в бесспорном порядке, с нарушением требований закона или иного нормативного акта; о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания; о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке.

Гарантией судебной защиты выступает отнесение к экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, споров о признании недействительными ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов. Важной гарантией выступает предусмотренное Конституцией РФ (ст. 53) положение о возмещении гражданам и юридическим лицам ущерба, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностными лицами, а также возможность привлечения их к дисциплинарной ответственности на основании решения суда.

Значительно усилилась роль Конституционного Суда РФ в защите нарушенных прав и законных интересов субъектов финансового права. Полномочия Конституционного Суда РФ, закрепленные в ч. 2 ст. 125 и ч. 3 ст. 100 Конституции РФ, ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», предусматривают возможность рассмотрения и разрешения запросов и жалоб, в том числе в финансовой сфере, о соответствии Конституции РФ законов, других нормативных актов, разрешения вопросов о компетенции между государственными органами, о конституционности примененных в отношении граждан норм, нарушающих конституционные права и свободы граждан. Так, постановлением Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. № 7-П1 признаны не соответствующими Конституции РФ положения ст. 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 г. № 64-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов в части установления для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28% от суммы заработка (дохода).

Существенная роль в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит прокуратуре РФ, которая согласно Конституции РФ (ст. 129) и Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ) составляет единую централизованную систему, осуществляет надзор за исполнением действующих на территории России законов, предпринимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение нарушителей к ответственности. Наряду с другими направлениями в функции прокуратуры входит осуществление надзора за исполнением финансового законодательства. При этом не имеет значения, от кого исходит нарушение - от органов представительной или исполнительной власти, финансовых, кредитных органов, налогоплательщиков, налоговых агентов, резидентов в валютных отношениях и т. д.

Для выполнения функции надзора за исполнением финансового законодательства органы прокуратуры вправе проводить проверки по исполнению и соблюдению финансового законодательства. Подобные проверки проводятся в связи с поступающими в прокуратуру жалобами, заявлениями, а также иными сведениями о фактах финансовых правонарушений.

В случае установления фактов нарушений налогового законодательства прокурор вправе принять следующие меры: внести представление об устранении нарушений закона; опротестовать противоречащие закону акты, изданные или принятые органами государственной власти, органами местного самоуправления или финансовым органом; обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных финансовых прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства; возбудить производство по факту финансового правонарушения; возбудить уголовное дело по признакам совершения экономического преступления.

Защита нарушенных прав субъектов финансового права осуществляется не только мерами, прямо названными в финансовом законодательстве. В целях предотвращения финансово-правовых конфликтов государство предоставляет физическим лицам и организациям право на самозащиту своих прав, которое наиболее распространено в налоговом праве. В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц. Неправомерность названных актов или требований заключается в их несоответствии НК РФ или иным федеральным законам.

В сфере финансовой деятельности государства права индивидуальных субъектов защищаются более разнообразными способами, чем финансовые права организаций. По сравнению с организациями физические лица имеют больший диапазон прав на обжалование актов налоговых и иных государственных органов, неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц. Так, Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предоставляет физическим лицам возможность обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному по правам человека. Граждане-налогоплательщики также имеют право направлять заявления по вопросам защиты своих нарушенных прав в Европейский суд по правам человека.

Рассмотренные меры защиты нарушенных прав субъектов финансового права позволяют, с одной стороны, обеспечить защиту их прав и законных интересов от неправомерных действий органов государства, органов местного самоуправления или финансовых органов, а с другой - обеспечить финансовые интересы государства и муниципальных образований.

Задание 3

финансовый правовой конституционный норма

Заполните таблицу «Виды налогов и иных платежей»:

№Основания для классификацииВиды налогов и иных платежейПримеры1По степени закрепления за бюджетом- закрепленные - на длительный период полностью или частично закреплены как доходный источник конкретного бюджета;таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи- регулирующиеакцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий- федеральные или региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджет на очередной финансовый год (акцизы).земельный налог, местные лицензионные сборы2По степени периодичности взимания- регулярные - взимаются с определеннойНДС, взносы во внебюджетные социальные фонды, налог на доходы и прибыльпериодичностью; - разовые - уплата этих налогов связывается с событиями, образующими системы.налог на имущество, переходящее в порядке наследования3По налогоплательщику- взимаемые с юридических лиц;Налог на имущество организаций, налог на прибыль- взимаемые с физических лиц.налог на имущество, переходящее в порядке наследования, налог на доходы физических лиц4По органу, установившему и конкретизирующему налог- федеральные;НДС, взносы во внебюджетные социальные фонды, налог на доходы и прибыль- региональные (налоги субъектов РФ);Налог на имущество организаций, налог на недвижимость- местные.земельный налог, местные лицензионные сборы

Задача 4

В ряде субъектов РФ в последние годы были приняты законы об административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства (связанные с использованием средств бюджетов субъектов РФ).

Приведите примеры таких законов субъектов РФ.

Соотнесите положения этих законов, КоАП РФ и гл. 2 БК РФ.

Определите, нет ли противоречий или несогласованностей в указанных нормативных актах.

Решение

Несмотря на то что административная ответственность существует давно, ее можно отнести к одному из самых динамично развивающихся правовых институтов. Примером тому служит формирование правовых основ административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением местного самоуправления.

В соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из самого Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Федерации об административных правонарушениях. К ведению России в области законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.3) отнесено установление:

общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

перечня видов административных наказаний и правил их применения;

административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Бланкетные нормы, а также нормы, регулирующие отдельные вопросы административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением местного самоуправления, содержатся в законодательстве федеральном и субъектов Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Федерации обязаны установить административную ответственность граждан, руководителей организаций, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления:

за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления (ст. 7);

за нарушение порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления (ст. 32);

за непредставление органам местного самоуправления материалов и информации, необходимых для формирования проекта соответствующего местного бюджета (ст. 84).

В некоторых субъектах Федерации (Амурская, Иркутская, Омская и Пензенская области, Корякский автономный округ и др.) законы уже приняты. В них регулируются все или большая часть составов административных правонарушений.

Согласно Кодексу Нижегородской области об административных правонарушениях года неисполнение решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, влечет за собой наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц (ст. 9.3). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять главы местного самоуправления (главы администраций) и их заместители (ст. 12.3).

В Законе Удмуртской Республики от 16.11.2001 «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» указано, что неисполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а равно невыполнение в установленный срок постановления должностного лица местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции, если иное не установлено федеральным законодательством или этим Законом, влечет за собой наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц (ст. 19). Протоколы вправе составлять исполнительные органы местного самоуправления (ст. 31), дела рассматриваются мировыми судьями (ст. 28).

В ст. 55 Закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края»предусматривается, что неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданами, руководителями организаций, должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных правовых актов влечет за собой наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц. Дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи (ст. 74).

Административная ответственность может наступить за нарушение норм таможенного, налогового, финансового законодательства, за правонарушения в области строительства и др. Должностные лица местного самоуправления несут административную ответственность в случае совершения ими при исполнении служебных обязанностей правонарушений, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов Федерации. Толкование понятия должностного лица в административном и муниципальном праве различается. При привлечении должностных лиц местного самоуправления к административной ответственности следует руководствоваться примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, так как эта норма специальная. Конкретные составы правонарушений, за которые должностные лица местного самоуправления могут быть привлечены к ответственности, содержатся в КоАП РФ, например ст. 14.9.

Одной из особенностей КоАП РФ является возможность привлечения к административной ответственности не только должностных, но и юридических лиц (органов местного самоуправления). Последние подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях (ст. 2.10). Субъектом административной ответственности могут быть одновременно и должностное, и юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1). Назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности виновное физическое лицо.

К сожалению, бюджетная сфера характеризуется низкой эффективностью бюджетно-правового регулирования, отсутствием четкого и простого механизма применения мер как административной, так и финансовой ответственности в сфере бюджетных отношений. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за следующие правонарушения: нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14); нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 15.15); нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (ст. 15.16). Этим правонарушениям корреспондируют нормы БК РФ (статьи 289 - 291, 304). Двенадцать видов нарушений бюджетного законодательства (статьи 293, 295 - 303, 305, 306) не содержатся в КоАП РФ, хотя предусматривают наложение штрафов в соответствии с ним.

В отличие от административной меры бюджетной ответственности не применяются одновременно к юридическому и виновному должностному лицу. Однако сохраняется возможность наложения на правонарушителя одновременно мер административной и бюджетной ответственности. Так, бюджетные нарушения, предусмотренные статьями 15.14 - 15.16 КоАП РФ, влекут за собой наложение административного штрафа на должностных лиц. Согласно БК РФ (статьи 282, 289 - 306) из всех мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства в отношении должностных лиц возможно применение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса и наложения штрафа.

В КоАП РФ несколько сужен круг лиц, которых можно подвергнуть административному взысканию. Административный штраф может быть наложен только на должностных лиц - получателей бюджетных средств (статьи 15.14 - 15.16). Согласно ст. 162 БК РФ ими являются бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Нормы бюджетного законодательства не согласуются с нормами КоАП РФ. При совершении правонарушений, предусмотренных БК РФ, невозможно применить предусмотренную в бюджетном законодательстве меру ответственности - наложение штрафа на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления и кредитных организаций, так как эти нормы отсылают к КоАП РФ, в котором отсутствуют соответствующие составы правонарушений.

Еще одной проблемой является пробельность и противоречивость административного и бюджетного законодательства в части процедуры привлечения к ответственности. Некоторые субъекты Федерации принимают законы, чтобы их устранить.

В Законе Ульяновской области от 24.02.2005 № 014-ЗО «Об административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства Ульяновской области», в частности, указывается, что дела об административных правонарушениях в отношении средств бюджетов муниципальных образований рассматриваются мировыми судьями (ст. 4).

Дисквалификацию следует отличать от лишения специального права (ст. 3.8 КоАП РФ), а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ)[5]. Статья 32.11 КоАП РФ предусматривает немедленное прекращение договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом, что соответствует положениям ст. 77 Трудового кодекса РФ, указывающим на возможность прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным федеральными законами.

Согласно КоАП РФ дисквалификация возможна за следующие административные правонарушения:

нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27);

незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53);

фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);

неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13);

ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21);

совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст. 14.22);

осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом (ст. 14.23);

нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25);

незаконное получение или предоставление кредитного отчета (ст. 14.29);

невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5).

Статьи 14.12 - 14.13, 14.25, 14.29 КоАП РФ содержатся в главе 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности», поэтому вряд ли могут быть применены к должностным лицам органов местного самоуправления. А вот ст. 19.5 применима к должностным лицам органов местного самоуправления, например за нарушения в бюджетной сфере по результатам проверки Счетной палатой РФ или иным контрольным органом.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц или дисквалификацию, на юридических - штраф.

Выводы

Финансовое право России претерпевает существенные изменения, а это в совокупности с недостаточностью научного осмысления происходящих преобразований неизбежно приводит к появлению пробелов в финансовом законодательстве, к коллизиям правового регулирования, а зачастую и к юридическим конфликтам в финансовой сфере. Политико-правовые преобразования, происходящие в Российской Федерации, увеличивают важность курса «Финансовое право России» и предъявляют к качеству его содержания повышенные требования.

Теоретическое осмысление финансового правотворчества позволит изменить отношение к финансовому законодательству. Нормы финансового права - это не только и не столько правила поведения, в большей мере это правила, позволяющие в юридической форме преодолевать возникающие разногласия.

Одна из основных задач финансово-правовой науки - подготовка специалистов к юридической деятельности в финансовой сфере. Знание теоретических основ финансово-правового регулирования, умение их использовать в правотворческой и правоприменительной деятельности позволят выпускникам высших учебных заведений успешно осуществлять профессиональную деятельность в финансово-правовой сфере.

Список использованной литературы

1.Конституция РФ

.Бюджетный кодекс РФ

.Налоговый кодекс РФ

.Гражданский кодекс РФ

.Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В. И. Даниленко. M., 2010. С. 442.

.Грачева Е.Ю. Финансовое право. Схемы с комментариями: учебное пособие. - М.: Проспект, 2007

.Крохина Ю. А. Финансовое право России : учебник / Ю. А. Крохина. - 3е изд., перераб. и доп. - М. : Норма, 2008. - 720 с.

.Павлов П.В. Финансовое право: Курс лекций. - М.: «Омега-Л», 2011.

.Финансовое право: Учебник / Под ред. Н. И. Химичевой. М.: Юрист, 2011

.Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право. Учебно-методический комплекс. - М.: Норма, 2007.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!