Особенности и закономерности развития юридической науки советского периода

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,06 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности и закономерности развития юридической науки советского периода

Оглавление

Введение

. Становление советского правоведения

. Развитие юридического образования

. Советская юридическая наука послевоенного периода и в период перестройки

Заключение

Список библиографических источников

Введение

Решение сложных и многообразных проблем, стоящих в настоящее время перед российской правовой системой, невозможно без обращения к мировому и отечественному идейно-теоретическому наследию. При этом значительная часть этих проблем уходит своими корнями в советское прошлое российского государства. Влияние юридической науки этого периода на современное российское правоведение несомненно; многие идеи, теории и концепции того времени (например, касающиеся понятия права, его системы, природы правовых норм, правотворчества, толкования и применения права и т.п.) получили широкое признание. В то же время современная российская юриспруденция пока не в полной мере оценила и освоила идейное наследие советской правовой науки.

В связи с этим особо актуальным становится изучение вопроса о развитии юридической науки в СССР.

Объект работы советская юридическая наука.

Предмет - особенности и закономерности развития юридической науки советского периода.

Цель работы состоит в изучении особенностей истории юридической науки в СССР.

В ходе выполнения работы должны быть решены следующие задачи:

изучить период становления советского правоведения;

проследить развитие юридического образования в СССР;

изучить ход развития советской юридической науки послевоенного периода и в период перестройки

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

1. Становление советского правоведения

Становление советского права начинается с первых декретов, принятых в 1917 году на съезде Советов рабочих и солдатских депутатов:

·Декрет о мире, предлагавший всем враждующим государствам заключить мир.

·Декрет о земле, который отменил частную собственность на землю и национализировал ее.

·Декрет об отмене наследования. (По этому декрету все имущество, оставшееся после смерти гражданина, становилось достоянием государства. Дарение собственности фактически запрещалось) и др.

Идеологической основой советского государства и права были идеи марксизма-ленинизма. Идеи В. И. Ленина (1870 - 1924) во многом предопределили будущее нового государства. По мнению Ленина, государство представляет собой организацию насилия для подавления какого-либо класса. В пролетарском же государстве речь идет о диктатуре пролетариата. Право у Ленина носит классовый характер. Причем в период социалистического общества отдельные элементы буржуазного права сохраняются («узкий горизонт буржуазного права»).

Советская власть уничтожила сословную систему, отменила чины, титулы и ранее полученные награды. Советское государство разрушило старую судебную систему с ее прогрессивными принципами судопроизводства - гласностью, бессословностью, состязательностью сторон. Вместо прежних буржуазных судов были образованы местные суды, которые сами осуществляли следствие. Наряду с ними повсеместно стали создаваться революционные трибуналы по борьбе с контрреволюционными преступлениями. На практике это были группы из 3 или более человек из числа революционно настроенных рабочих или солдат, которые подчас не имели не только юридического образования, но и вообще были малограмотными. Исходя из революционной целесообразности, они и принимали судебные решения. Им же принадлежало право допускать или нет защитника к участию в деле.

В 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). В ее задачи входило следить за настроением всех слоев общества, выявлять инакомыслящих. ВЧК имела право не только заниматься розыском и проводить следствие, но и выносить приговоры, в том числе с применением расстрела.

С победой революции 1917 г. на смену сословному правосознанию пришло классовое, обусловленное общественным бытием, материальными условиями жизни. Право советской России 1917 - конца 1920-х гг. открыто и честно именовалось «революционным», характеризовалось как «революционное правосознание», а порой как «революционная целесообразность». В этом отношении показательным, типичным является высказывание известного деятеля Октябрьской революции, члена ВЧК М. Лациса: «Мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материала и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против советской власти. Первый вопрос, который вы должны ему предложить, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого. В этом смысл и сущность красного террора».

В 1918 г. была принята первая Конституция, которая закрепила диктатуру пролетариата, предоставив государственную власть только трудящейся части населения.

декабря 1922 г. был образован Союз Советских Социалистических Республик и принята Декларация об образовании нового государства - СССР. Эта Декларация стала основой Конституции СССР 1924 г., которая установила общесоюзные законодательные и исполнительные органы.

Декларация и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик были приняты в декабре 1922 г., а денонсированы в декабре 1991 г. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (позже слова «социалистическая» и «советская» в названии местами поменяли) была ядром СССР и хотя государство называлось федеративным, оно представляло собой чрезвычайно централизованное коммунистическое партийное государство. Правовая система страны из системы юридического типа, черты которой она явно стала обретать к началу XX в., превратилась в коммунистическую правовую систему, т.е. правовую систему идеологического типа.

Антиправовой характер советской власти был закреплен в первые годы после революции введением трудовой повинности, организацией концлагерей (1918 г.), применением административной высылки (1922 г.), лишением прав (1920-е гг.). В конце 1920 г. в РСФСР было 84 лагеря, располагавшихся на территории 43 губерний, АССР и автономных областей. Исследователи выделяют 5 типов лагерей: 1) лагеря особого назначения; 2) концлагеря общего типа; 3) производственные лагеря, имевшие фабрики, заводы,сельскохозяйственные предприятия, обслуживаемые трудом заключенных (самообеспечение); 4) лагеря для военнопленных в виде трудовых дружин, 5) лагеря-распределители в крупных центрах, через которые проходили заключенные для размещения их по другим лагерям. Первое упоминание о лагерях как особых местах изоляции для некоторых элементов содержится в декрете СНК от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре».

Милитаризация промышленности и транспорта, трудовые мобилизации, трудармии в 20-х гг. способствовали утверждению в экономической политике и практике откровенного внеэкономического принуждения к труду. В таких условиях все сферы жизнедеятельности человека, в том числе сфера труда, зависели от степени вмешательства государства. В первой половине 20-х гг. попрание прав человека вызвало резкую ответную реакцию со стороны населения.

Советское правосознание 20-30-х гг. часто отрицало нормативные правовые акты и проводимую государством политику. В сводках о политическом состоянии, подготовленных ОГПУ и партийными органами, а также сводках о политико-моральном состоянии сотрудников милиции, датированных 1929-1933 гг., содержатся многочисленные примеры высказываний сельских жителей о преимуществах досоветского государства и права. В этот период нередко происходили мятежи, восстания, забастовки. Среди них, по сведениям начальников местных управлений милиции за первое полугодие 1921 г., представленным в НКВД, можно назвать: выступление солдаток с требованием хлеба (Сызранский уезд); создание антиправительственных реввоенсоветов, требующих отказа коммунистов от власти, введения свободы торговли, мелкой частной собственности (г. Хвалынск); активные выступления городского, «туземного» населения, недовольного политикой продразверстки, в Ставропольской и Дагестанской области и др.

Советская государственная и правовая идеология, основанная на марксизме, отрицала религию, относилась к ней враждебно, применяла к её представителям репрессии. Как отмечалось в отчёте VIII отдела Наркомюста, в 1920 г. была почти закончена ликвидация церковных и монастырских денежных капиталов, и фондов, было ликвидировано 673 монастыря, национализировано 84 свечных завода, 277 больниц и приютов, изъято 827 540 десятин земли.

В 30-е годы при НКВД были созданы внесудебные органы - особые совещания, "тройки" и "двойки". Их деятельность была вопиющим нарушением прав человека. Они выносили судебные решения фактически без суда и следствия, применяли изощренные пытки. Заключенные лишались права на защиту и обжалование приговора. От политических репрессий органов НКВД, в результате произвола и беззакония погибло огромное число невиновных граждан, миллионы были сосланы в лагеря, ссылки, колонии.

В 1936 г. была принята новая Конституция СССР. В ней появились новые главы:

об устройстве общества и местных органов власти;

о суде и прокуратуре;

о правах и обязанностях граждан.

Государственное руководство согласно Конституции осуществлял рабочий класс. Высшим органом власти стал Верховный Совет СССР, который избирал Президиум Верховного Совета и Правительство СССР. Местными органами власти на местах остались Советы депутатов трудящихся. Конституция провозгласила права и свободы граждан: право на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, образование, свободу совести, печати и слова, неприкосновенность личности, жилища и др. Однако большинство из этих прав носило декларативный характер. На деле государство грубо пренебрегало правами граждан.

Советское право на протяжении всего пути его развития было подчинено государству. Законы переписывались в зависимости от ситуации, подстраиваясь под господствующую идеологию - марксизм-ленинизм. Кроме того, право той исторической эпохи отличалось декларативностью - правовые нормы провозглашались, но не всегда действовали.

Особенно трудными для юридической науки были первые годы советской власти. Новые источники права, имевшие специфический характер, отсутствие четкого представления о том, каким должно быть социалистическое право и различного рода левацкие радикальные теории отбросили советское правоведение далеко назад. Но революционные преобразования имели и положительное значение для развития отдельных правовых институтов. Так, изменения, затронувшие трудовое право, семейное и социальное обеспечение, несомненно, в значительной мере носили прогрессивный характер. В дальнейшем кодификация советского права, прошедшая в 20-е гг., закрепила эти изменения и развила отдельные положения и способствовала росту юридической науки.

Однако наличие в период НЭПа в рамках социалистической системы хозяйствования буржуазных элементов создало иллюзию у отдельных представителей советской юриспруденции о возможности возвращения в советскую правовую действительность многих ценных и важных достижений прежней, буржуазной юридической науки. Рупором таких идей стал выходивший в период НЭПа журнал «Право и жизнь» (1922 - 1928).

С отказом от НЭПа меняется советское гражданское право, а в 30-е гг. постепенно происходит ужесточение норм трудового, уголовного и процессуального права. Формируются нормы специфического советского хозяйственного права, а укрепление колхозного движения приводит к становлению и укреплению колхозного права. Таким образом, конец 20-х - 30-е гг. становятся весьма важным этапом для развития юридической науки. Этот этап характеризуется как определенными достижениями, так и серьезными отступлениями от важнейших правовых принципов.

Видные представители юридической науки периода становления:

·М.А. Рейснер (1868 - 1928). Государство представлялось Рейснером в качестве внешнего проявления сознания и психики людей, как определенная форма идеологии.

·П.И. Стучка (1865 - 1932) в своем учении соединил марксизм с отдельными элементами социологической школы права.

·Е.Б. Пашуканис (1891 - 1937). Природу правоучений он видел в производственных отношениях. Высшей формой правовой действительности Пашуканис считал буржуазное право.

·А.Я. Вышинский (1887 - 1954) был организатором Совещания по вопросам науки советского государства и права (1938). На этом совещании были подвергнуты жесткой критике идеи Рейснера, Стучки и Пашуканиса.

Было сформулировано и новое общее определение права, которое считалось теперь совокупностью правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общения, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу. Определение «советского права» дополнялось упоминаниями «власти трудящихся» и «построения коммунистического общества». Данный подход к праву был близок идеям нормативизма. В области уголовно-процессуального права Вышинский придавал особое значение в качестве доказательства признанию обвиняемого, что способствовало развитию нарушений принципа законности в советском праве.

В области теоретической юриспруденции во всех ее европейских течениях отечественные специалисты первой четверти XX века находились на передовых позициях. Можно уверенно говорить, что Н.М. Коркунов и С.А. Муромцев стали основателями социологического правопонимания, которое особенно прославили за рубежом М.М. Ковалевский и П.Г. Виноградов. Существенный вклад в это перспективное в юриспруденции направление внесли изгнанные из Страны Советов П.А. Сорокин, Н.С. Тимашев, Г.Д. Гурвич, которых в США и Франции стали называть американскими и французскими учеными, а на Родине проклинать как антикоммунистов. Создателем психологической теории права стал Л.И. Петражицкий, которого не без оснований считают крупнейшим теоретиком юриспруденции XX в. В Советской России ему работать не дали.

Особую значимость по общеевропейским меркам обрели оригинальные метафизические учения о праве П.И. Новгородцева, Н.Н. Алексеева, Н.А. Бердяева, тоже закончивших жизненный путь на чужбине и долгие годы у себя на Родине упоминавшиеся лишь в связи с антисоветизмом. Многие считают, что подлинно русскими юридическими концепциями являются теологические теории В.С. Соловьева и И.А. Ильина. О последнем в СССР изредка вспоминали с проклятьями как идеологе «белогвардейщины». Не удивительно, что на первых порах в политико-правовой теории такие видные советские государственные деятели, как Л.Д. Троцкий, продолжали теологические искания своих предшественников; другие, как Д.И. Курский, П.И. Стучка, Е.Б. Пашуканис, в более умеренном тоне развивали социологические представления; третьи, как М.А. Рейснер, - психологическую теорию права. Только трое из них закончили жизненный путь своей смертью, Троцкий и Пашуканис, как злейшие враги народа, были казнены. Многие ученые-юристы этого же поколения либо сами покинули страну, либо были высланы, другие - если не погибли, то навсегда замолчали.

К концу 30-х гг. сформировалось уже советское поколение научно-педагогических работников, которые строили свое правопонимание на официально принятом в 1938 г. определении, сформулированном А.Я. Вышинским так: «Право есть совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства, в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу».

Основанное на философском позитивизме и явно нормативистское по теоретической принадлежности, это определение выдавалось за высшее достижение марксистско-ленинской обществоведческой мысли. Любые попытки сопоставить его с подлинными текстами основоположников этой мысли неизменно трактовались как ревизионизм и яростно искоренялись. В 40-е гг. были опубликованы учебники как по теоретико-историческому, так и по отраслевому и специальному циклам советского правоведения, что позволило восстановить в университетах страны юридические факультеты и готовить на них новое поколение юристов, теперь уже советских, которые верой и правдой служили бы делу Коммунистической партии Советского Союза по увеличению роли государства и права в строительстве безгосударственного коммунистического общества с неюридическим общественным самоуправлением.

Развитие советского права проходит несколько этапов. Обычно выделяют этап диктатуры пролетариата и этап общенародного государства и права. С.С. Алексеев говорит о двух этапах, двух эпохах - ленинизме и сталинизме. Для первого (ленинского) этапа характерно более широкое применение термина «правосознание» по сравнению с предшествующим политическим строем и в то же время отсутствие единого его понимания.

П.И. Стучка, оценивая правовую действительность первых лет советской власти, писал: «...под революционным или социалистическим правосознанием скрывалось в значительной степени то же буржуазное правосознание, ибо иного правосознания ни в "природе", ни в человеческом представлении ещё не существовало».

Для первого характерно время прямой революционно-большевистской диктатуры, ленинского вождизма, когда при всех ужасах порядков революционного правосознания всё же шел какой-то поиск нового, царил романтический настрой, скрывавший кровавую схватку коммунистов за выбор пути «социалистического и коммунистического строительства» и за власть. В официальной пропаганде и в официальной марксистской науке единодушно рассматривалось как не преодоленный ещё «остаток прошлого» сохранившееся ещё «буржуазное право», которое уже - на радость пролетарской диктатуре - «отмирает». Использовались и возводились в самую высокую степень «революционное правосознание», «революционная законность», «пролетарский суд», «права трудящегося и эксплуатируемого народа», а также неюридические формы и институты регуляции - технические нормативы, организационные правила и т. д.

На втором этапе взамен «революционного правосознания» утверждается идея о социалистическом праве как «основе нормальной жизни общества», а главное - о социалистической законности как выражении, по официальным идеологическим утверждениям, нового гуманного и демократического этапа всей идеологи и практики коммунизма.

Началось тотальное оправдание действующего законодательства и существующей юридической практики, более того - их безудержное восхваление, обоснование того, что они представляют собой совершенно новое, невиданное в мире, замечательное право. Вводятся и по любому поводу используются другие престижные обороты - «социалистическая законность», «социалистический правопорядок». Определение «социалистическое» начинает прилагаться к любому юридическому явлению - «социалистическое правоотношение», «социалистическая правовая норма», «социалистическое правосознание» и т. д.

Созданная Сталиным всесильная государственность включала в состав своих сложных механизмов право в двух принципиально разных ипостасях (соответственно и двух видов правосознания): во-первых, официальную юридическую систему, так сказать, видимое право, именуемое «советским, социалистическим», совсеми его плюсами и минусами и, во-вторых, невидимое право - сердцевину всей системы власти, право-невидимку, которое никогда, в отличие от революционных времен, не преподносилось как официальная юридическая реальность, но которое в действительности, как и ранее, оставалось высшим революционным правом, служащим по воле вождей и партийного аппарата делу коммунизма, - направляющим и регламентирующим, жестко и непререкаемо, воистину по-большевистски, по-чекистски беспощадно жизнь и развитие всего общества.

В работах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, каждая строчка которых коммунистами была превращена в священное писание, достаточно последовательно просматривается радикально-социологическое истолкование государственно-правовой проблематики и яростно разоблачается юридическое мировоззрение, которому противопоставляется коммунистическое. Как оказалось на деле, следовать коммунистическому учению, согласно которому общественное развитие во всемирно-историческом масштабе через пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата неизбежно приведет сначала к социализму, а потом к коммунизму, при котором не будет государства и права, пришлось в условиях государственно-правовой организованности общества. Нужно было соединить теологические представления о неизбежности отмирания государства и права с прагматистской идеей возрастания роли государства и права в строительстве коммунизма. Практически все это вылилось в ужасающий террор внутри страны, завершившийся созданием партийно-государственного монстра, аналоги которому во всеобщей истории встречаются достаточно часто. Очевидность совпадения реальных порядков в нашей стране с порядками, устанавливавшимися в эти же годы в Италии и Германии, фактическое тождество внешней политики коммунистов и фашистов, вылившееся во Вторую мировую войну, окончательно дискредитировали коммунистическую идеологию. Внутри страны все это трактовалось как трудности построения коммунизма, усугубленные враждебной политикой мирового империализма.

Великая Отечественная война вызвала перестройку аппарата Советского государства применительно к условиям военного времени. В связи с этим встали новые задачи и в области правового регулирования общественной жизни. Нужно было ввести в действие законы военного времени, призванные обеспечить применение иных методов правового регулирования в условиях фронта и тыла. Роль советского права как регулятора общественных отношений во время войны возросла. Сохраняя свое общее социальное назначение, советское право, тем не менее, видоизменялось в том смысле, что воля рабочего класса и всех трудящихся, выраженная в нормах права и возведенная в (непреложный закон, имела своей ближайшей и прямой целью обеспечение победы над врагом. Другие задачи права - регулирование в области хозяйственного и социально-культурного строительства, преодоление пережитков капитализма в сознании людей, защита общественной социалистической собственности - были подчинены его основному направлению в военный период.

Условия военного времени определили особенности развития всех отраслей советского права этого периода. Уже 22 июня 1941 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении». Военное положение могло объявляться в отдельных местностях или по всему СССР.1 июля 1941 года СНК СССР принял Постановление «О расширении прав Народных Комиссаров СССР в условиях военного времени». В соответствии с Постановлением наркомы получали широкие полномочия в сфере своей деятельности. Они могли по своему усмотрению распределять и перераспределять ресурсы наркоматов между отдельными предприятиями, перераспределять капиталовложения, допускать отступления от утвержденных планов и смет, разрешать пуск в эксплуатацию недостроенных предприятий и т.д. Ведение военных действий, перемещение значительных масс населения, частая смена собственников и владельцев имущества потребовали упорядочения имущественных правоотношений. Задачи гражданского права в этот период заключались в защите интересов как государства, так и собственников. В силу этого были расширены права государства в отношении частной собственности: все граждане были обязаны временно сдать трофейное и брошенное имущество, радиоприемники, в районе переправ могли изыматься лодки, повозки и т.д.

Вместе с тем Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» обязывало советские и государственные органы возвратить в освобожденные районы эвакуированный скот, технику и оборудование.

На временно оккупированной территории советские законы считались действующими. Все гражданско-правовые сделки, не соответствующие им, признавались недействительными. На освобожденных территориях сдавалось брошенное, найденное и трофейное имущество и имущество, собственники которого были неизвестны. Были территории в период Великой Отечественной войны, где объявлялось осадное положение. Это требовало преобразования общих судов в военные трибуналы. Примером может служить Московский городской суд - по Постановлению Военного Совета Западного фронта с 25 октября 1941 года он стал действовать как военный трибунал, а военные суды города - как его постоянные сессии. Также создавались суды в партизанских отрядах для рассмотрения дел о предателях и диверсантах.

В годы Великой Отечественной войны потребовалась перестройка работы органов предварительного расследования. В районах военных действий была расширена подследственность военных следователей. По подавляющему количеству деяний был установлен упрощенный порядок проведения предварительного расследования.

Для советского права того периода было характерным: поощрение массового военного героизма, культивирование патриотизма, поддержка норм семейной морали, обеспечение непримиримого отношения к дезорганизаторам тыла и фронта, создание необходимой основы для повышения у советских людей чувства гражданского долга.

2. Развитие юридического образования

На январь 1917 г. в стране было 124 вуза (65 государственных и 59 негосударственных), в которых училось 123 тыс. студентов и работало 4,5 тыс. преподавателей, из них не менее 53 тыс. человек изучало юриспруденцию, а 1,8 тыс. - ее преподавало и это при 160 млн чел. населения.

В 1917 г. страна вступила в полосу революционных потрясений и гражданской войны, закончившуюся установлением диктатуры большевистской партии, которую сама партия назвала «диктатурой пролетариата».

По Декрету СНК от 5 июля 1918 года все учебные заведения страны передавались в ведение Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса). Научным, методическим и кадровым центром становился Государственный ученый совет (ГУС), образованный в составе Наркомпроса 20 января 1919 г. Его статус был уточнен в Положении, принятом в 1921 г.: ГУС осуществлял кадровые назначения профессорско-преподавательского состава, разрабатывал и утверждал учебные программы, выдавал разрешения на издание учебных пособий. Юриспруденция ввиду специфики ее предмета, наряду с историей, философией, филологией, педагогикой и экономикой была отнесена к общественным наукам, перестройке преподавания которых придавалось особое значение. Ведущим научным учреждением, призванным развивать марксистскую теорию, являлась Социалистическая академия общественных наук, образованная в июне 1918 года.

В апреле 1919 г. был принят новый Устав академии, она стала называться Социалистической академией, а в 1924 г. была переименована в Коммунистическую академию. В академии были сосредоточены немногочисленные юридические кадры, поддержавшие советскую власть: П.И. Стучка, М.А. Рейснер, А.Г. Гойхбарг и другие. Разработка правовых проблем велась в секции общей теории права и государства и секции советского строительства. За короткий срок были опубликованы учебные программы по правовым дисциплинам, написаны работы в русле марксистской методологии, которые должны были заменить дореволюционные юридические учебники.

В декабре 1918 г. юридические факультеты университетов постепенно закрывались, а согласно Постановлению Наркомпроса от 3 марта 1919 года на их основе создавались факультеты общественных наук (ФОНы). В состав ФОНов входило три отделения: 1) юридико-политическое, 2) экономическое, 3) историческое.

марта 1921 г. был подписан Декрет СНК «О плане организации факультетов общественных наук российских университетов». Перед факультетами ставилась задача создания кадров научно-подготовленных практических работников социалистического строительства. В нормальный состав ФОНа должны были входить три отделения: экономическое, правовое и общественно-педагогическое.

Преподавание собственно юридических дисциплин базировалось на изучении действовавшего советского законодательства. Создание новых программ и учебников ввиду ограниченного числа ученых-марксистов затягивалось и сопровождалось значительными трудностями. Только в октябре 1922 г. были утверждены первые программы вузовских курсов по Конституции РСФСР (автор П.И. Стучка) и историческому материализму (автор В.В. Адоратский). Переход к НЭПу непосредственным образом затронул юридическое образование. Возрождение рыночных отношений, восстановление денежного обращения, создание банковской сети, развитие международных торговых связей требовали стабильности законодательства и регулирования новых экономических отношений правовыми средствами, а не методами революционного насилия.

Был принят Декрет СНК РСФСР от 8 августа 1924 г. «Об изменении сети высших учебных заведений», который ликвидировал факультеты общественных наук. Подготовка юристов должна была вестись на отдельных факультетах.

В первое десятилетие советской власти сохранялся дореволюционный способ получения высшего юридического образования - только на дневной форме. Однако изменение целей высшего образования, а именно необходимость обучения партийного и советского актива, неминуемо привело к появлению заочного образования. В октябре 1927 года в МГУ было создано бюро заочного образования (факультет советского права на дому) с учебным планом, рассчитанным на четырехлетний срок обучения. Однако заочное образование в данный период делало только первые шаги, превращение его в самую массовую форму подготовки юристов оказалось делом будущего.

Пока работники наркоматов разбирались, какой специалист им нужен, жизнь сама показала «плоды просвещения», в том числе и юридического. Общеизвестно, что Постановление ЦИК И СНК СССР «О революционной законности» осудило незаконные аресты, обыски, конфискации необоснованные наложения штрафов исполкомами и т.д. Инструкция «Всем партийно-советским работникам и всем органам ОГПУ, суда и прокуратуры» указала на разгул арестов органами, которые при этом теряют чувство меры. Воистину «факультетом ненужных вещей» мог называться факультет советского права, если и впрямь готовил подобных «деятелей». Правда, 44,5% прокурорских работников по РСФСР к этому времени не имели никакого юридического образования. То же положение было у 74,9% следственных работников РСФСР.

апреля 1931 г. постановлением ЦИК РСФСР из ряда государственных университетов выделялись факультеты советского строительства и права, которые реорганизовывались в самостоятельные институты: а) советского строительства (для подготовки руководящего и инструкторского состава советов и исполкомов); б) советского права (для подготовки судебно-прокурорских работников). Институты советского строительства находились в ведении ВЦИКа, институты советского права - в ведении НКЮ СССР. Согласно этому же постановлению хозяйственно- правовое и международное отделения теперь уже бывшего факультета МГУ передавались Московскому институту советского права, который был открыт также на основании указанного постановления.

Новый этап в развитии системы юридических высших учебных заведений, связанный с Постановлением ВЦИК РСФСР от 20 апреля 1931 г. «О мероприятиях по подготовке и переподготовке кадров работников советского строительства», предусматривал выделение из университетов правовых факультетов и создание самостоятельных институтов двух типов: институтов советского права и институтов советского строительства. В последующем эти институты были объединены и превращены в единые юридические институты - основной тип юридических вузов 30-40-х годов. В этот период сеть юридических институтов и число студентов резко возрастают, складывается система заочного юридического образования.

Предпринятая в 1931 г. реорганизация факультетов советского права, связанная с выделением их из университетов и созданием самостоятельных институтов советского права и советского строительства, способствовала росту сети юридических учебных заведений, установлению их более тесных и всесторонних связей с органами и учреждениями юстиции, соединению процесса обучения студентов с практикой работы органов суда, прокуратуры, милиции и т.д. Вместе с тем эта реорганизация привела к излишне узкой специализации, наносившей ущерб широте и теоретическому уровню подготовки будущих специалистов. Кроме того, исключение юридических факультетов из университетов, с одной стороны, обедняло само университетское образование, а с другой - отрицательно сказывалось и на уровне научно-исследовательской работы в юридических институтах, хотя в целом в предвоенные годы здесь имелись несомненные достижения.

Важное значение для подготовки юридических кадров имело Постановление ЦИК и СНК СССР от 5 марта 1935 г. «О мероприятиях по развертыванию и улучшению правового образования»1, в котором наряду с другими мерами предусматривалась организация юридических институтов в Харькове и Ташкенте; в этом году на основные отделения правовых институтов прием устанавливался 1490 человек и 70 - в аспирантуру. В дальнейшем были созданы регулярно действующие курсы по переподготовке районных работников-юристов и правовые школы с годичными, а позднее - двухлетним сроком обучения. Постановлением СНК СССР от 29 марта 1937г. на базе Центрального заочного правового института был организован Всесоюзный юридический заочный институт. 1)

Рост высших юридических учебных заведений сопровождался ростом педагогических кадров, увеличением выпуска юридической литературы и учебников, улучшением учебно-методической работы. Именно, в эти годы сложился основной профессорско-преподавательский состав, который обеспечил развитие высшего юридического образования в послевоенный период и, который включал как ученых старой школы, окончательно перешедших на марксистские позиции, так и научную молодежь, выпущенную из вузов за годы Советской власти.

Начиная с 1925 г. из факультетов общественных наук стали выделять факультеты советского права, а в 1931 г. на базе таких факультетов в Москве, Ленинграде, Саратове, Свердловске, Казани, Минске были образованы Юридические институты. В Москве появился еще и Центральный заочный институт (с 1937 г. - Всесоюзный юридический заочный институт с филиалами в двух десятках городов, в том числе в Хабаровске). В этих институтах вводилось четырехлетнее обучение, были учреждены ученые степени кандидата и доктора юридических наук, ученые звания доцента и профессора по определенной кафедре. До наших дней уцелели Саратовский и Екатеринбургский институты (теперь - академии), на базе Хабаровского филиала ВЮЗИ тоже создана правовая академия. В 1942 г. в университетах были восстановлены юридические факультеты с пятилетним сроком обучения по единому учебному плану. Сохранялись особые условия приема на такие факультеты, т.е. для поступающих был обязателен трехлетний трудовой стаж (к нему приравнивалась служба в армии), рекомендации партийных, комсомольских или советских органов.

В период Великой Отечественной войны была проделана огромная работа по эвакуации ряда юридических вузов. В трудных условиях военного времени продолжалась подготовка юристов, хотя множество студентов и преподавателей в рядах действующей армии боролись против Германии.

Наибольшего развития советская юридическая высшая школа достигла после окончания Великой Отечественной войны. Существенную роль при этом сыграло начатое еще в период войны восстановление подготовки юристов в университетах.

Юридические факультеты были созданы почти во всех университетах, они сумели собрать и вырастить сильные научные коллективы. Резко возрос уровень научно-исследовательской работы, что не только позволило поднять подготовку специалистов на новую, более высокую ступень, но и превратило факультеты в важнейшие центры пр правовой науки в СССР, расширило фронт теоретических исследований.

Послевоенное развитие юридических вузов определялось принятым 5 октября 1946 г. Постановлением ЦК партии «О расширении и улучшении юридического образования в стране». Реализация этого постановления привела к увеличению приема в юридические вузы и росту общего контингента студентов-юристов, выработке новых учебных планов и программ, более соответствующих требованиям практики и возросшему уровню правовой науки, способствовала оживлению научно-исследовательской работы.

Большое влияние на дельнейшее совершенствование юридического образования оказал переход в эти годы на 5-летний срок обучения на юридических факультетах и упорядочение в целом системы юридических учебных заведений. Объединение ряда юридических институтов с юридическими факультетами университетов и реорганизация некоторых институтов в факультеты позволили устранить параллелизм в подготовке специалистов, четко определить задачи различных типов учебных заведений и главное создать более благоприятные условия для развития научной работы. В результате этого на юридических факультетах сложились крупные творческие коллективы, превратившиеся в важнейшие центры развития советской правовой науки.

Резкий подъем научной работы на юридических факультетах и в юридических институтах, наметившийся с начала 50-х годов и достигший особенно высокого уровня к середине 50-х-60-м годам, оказал самое благотворное влияние на постановку преподавания и на качество подготовки специалистов. По уровню научной активности и продуктивности 60-е годы не имеют себе равных в истории советской высшей школы.

Развитие юридического образования в СССР в последующие годы характеризовалось расширением подготовки, ростом квалификации педагогических кадров, увеличением объема и актуализацией характера научно-исследовательской работы, укреплением связи с практикой.

В 1964 г. ЦК КПСС принял Постановление «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране». В нем подчеркивалось важное значение советского права в период развернутого строительства коммунизма, отмечались недостатки в развитии правовой науки и юридического образования, ставились конкретные задачи, направленные на их дальнейшее развитие. Постановление предусматривало, в частности, меры по расширению и улучшению подготовки кадров, введение специализации студентов с учетом характера их будущей работы, включение в учебные планы таких дисциплин, как советское строительство, хозяйственное право, судебная психология, исправительно-трудовое право, организацию юридической подготовки работников советских и хозяйственных органов, служебная деятельность которых связана с применением законодательства, разработкой и изданием правовых актов. Важной задачей являлось развитие научных основ организации высшего образования, конкретный анализ эффективности тех или иных форм подготовки юридических кадров.

В 70-е гг. ХХ в. особое внимание уделяется правовому воспитанию населения. Создаются народные университеты правовых знаний. В учебные программы школ и ВУЗов для неюридических специальностей вводятся специальные дисциплины: в школах - «Основы советского государства и права», а в ПТУ - «Основы правоведения».

Следует отметить, что, несмотря на значительное увеличение числа студентов-юристов в 60-70-е годы сказывалась нехватка кадров с высшим юридическим образованием.

В советских вузах готовилось лишь до 70% нужных государству специалистов по праву. Даже в «развитом социалистическом обществе» в начале 80-х гг. из каждой 1000 человек юридического персонала высшее юридическое образование имел только 771 Численность обучающихся на юридических факультетах партийными властями тщательно регулировалась. В 20-е гг. ежегодно из учебных заведений выпускалось по 500 правоведов, в 30-е гг. - лишь по 300, а начиная с 50-х гг. - снова по 500 человек.

Стоит напомнить, что речь идет о стране с более чем 200-миллионным населением и только плановых показателях, и если население у нас до XXI в. неизменно из года в год росло, то планы с такой же неизменностью не выполнялись. В начале 60-х гг. советская система подготовки юристов в вузах обрела стабильную форму, т.е. для того чтобы заменить прежнюю, создававшуюся с огромным трудом почти двести лет, хватило всего сорока. Обучение велось по специальности «правоведение» в течение 5 лет на дневном и 6 лет на заочном отделениях по единому учебному плану, предусматривавшему четыре специализации: государственно-правовую, уголовно-правовую, гражданско-правовую, международно-правовую. К концу 80-х гг. юристов готовили в 48 университетах и 5 юридических институтах, а также в сети учебных заведений Министерства внутренних дел (высших школах милиции). Численность студентов приближалась к 100 тысячам, при населении страны в 260 млн чел.

. Советская юридическая наука послевоенного периода и в период перестройки

Послевоенный период советской истории сыграл особую роль в развитии отечественной правовой системы, включая законодательство, юридическую практику и науку.

Высокогуманными, связанными с победой, явились Указы «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией», «О при знании утратившими силу Указов Президиума Верховного Совета СССР об объявлении в ряде местностей СССР военного положения» и, конечно, Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене смертной казни».

В рассматриваемый период был принят закон, положивший начало международному уголовному законодательству в СССР - Закон о защите мира от 12 марта 1951 г. Им устанавливалась уголовная ответственность за пропаганду войны, в какой бы форме она ни велась. Следует отметить, что именно советской науке принадлежат глубокие разработки о преступлениях против мира и человечества. Еще в 30-х гг., с захватом нацистами власти в Германии, в нашей стране появляются серьезные монографические исследования об ответственности за тяжкие международные преступления, прежде всего книги профессора МГУ А.Н.Трайнина, впоследствии научного консультанта на Нюрнбергском процессе над главными военными преступниками. Теоретическая разработка проблем уголовной ответственности за международные преступления и преступления международного характера намного обогнала законодательство. Это отставание продлилось вплоть до УК 1996 г., который ввел раздел «Преступления против мира и безопасности человечества».

Ослабление тоталитарных тенденций политического режима, усложнение задач государственного управления и социально-экономического развития привели к раскрепощению научной мысли, расширению предмета научных исследований в области права.

В послевоенный период значение и роль советской науки, несомненно, выросли. Это было связано с тем, что окончательно стала очевидной несбыточность многих положений марксистско-ленинской теории, которые воспринимались в послереволюционный период слишком буквально. Государство и право не только не собирались отживать, но наоборот, их роль в укреплении основ социалистического общества и строительства коммунизма неуклонно повышалась. Пренебрежение правом, его основными принципами, политика массовых репрессий ушли в прошлое. Начался процесс новой систематизации и кодификации советского законодательства, продолжавшийся с конца 50-х гг. и до нач. 80-х гг. ХХ в. Соблюдение принципа социалистической законности становится непреложным правилом советского общежития. В таких условиях возрастает роль теоретико-правовой науки и отраслевых юридических наук. Идеологически важным становятся исследования, посвященные истории государства и права, политических и правовых учений и сравнительному анализу зарубежных государственно-правовых институтов, как стран социалистической ориентации, так и буржуазных государств.

Только в условиях хрущевской «оттепели» 50-х гг. советская юридическая наука впервые достаточно активно начала исследовать проблемы обеспечения законности, контроля и надзора в государственном управлении и законодательной защиты прав граждан.

Переломным в истории страны и уголовного законодательства явился XX съезд КПСС, состоявшийся в 1956 г. На съезде с докладом о культе личности Сталина и его последствиях выступил Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев. В докладе и принятом на его основе постановлении съезда беззаконие сталинщины оценивалось как преступление против партии, государства и общества. В докладе, в частности, говорилось: «Используя установку Сталина о том, что чем ближе к социализму, тем больше будет врагов, и, используя резолюцию февральско-мартовского Пленума ЦК КПСС по докладу Ежова, провокаторы, пробравшиеся в органы государственной безопасности, а также бессовестные карьеристы стали осуществлять именем партии массовый террор против кадров партии и Советского государства, против рядовых советских граждан».

В докладе впервые были приведены данные о размерах репрессий. По уточненным данным, установленным коллегией КГБ СССР 13 марта 1990 г., с 1921 по 1953 г. было осуждено за контрреволюционные преступления судебными и внесудебными органами 3,7 млн. человек, из них 790 тысяч расстреляны.

Сразу после XX съезда партии началась интенсивная работа по подготовке нового уголовного законодательства, прежде тормозившаяся.

В Конституцию СССР вносятся демократические изменения, в частности, восстановлено положение о компетенции союзных и республиканских органов в части уголовного законодательства.

Союз ССР принимает Основы уголовного законодательства, законы о государственных и воинских преступлениях, республики издают УК. В 1958г. принимаются Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Они ознаменовали собой крупный шаг по пути укрепления законности. Закрепляя и развивая лучшие традиции российского уголовного законодательства, Основы внесли в Общую часть уголовного права много принципиальных изменений в духе упрочения законности, углубления демократизма, расширения гуманизма и справедливости.

В октябре 1961г. состоялся XXII съезд КПСС, принявший новую Программу партии, в которой намечался переход общества к коммунизму: 1961-1971гг. - создание материально-технической базы коммунизма, а в 1971-1981гг.- вступление в коммунизм.

В 1963 г.- сокращение числа совнархозов и образование Высшего Совета Народного Хозяйства (Совета Министров СССР) завершили процесс воссоздания централизованной экономической структуры.

В 1960 г. упраздняется МВД СССР, а его функции передаются МВД союзных республик в 1962 г. переименованные в министерства охраны общественного порядка. Для координации их работы в 1966 г. было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. В ноябре 1968 г. оно вновь переименовывается в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР).

Конституция 1977 г. закрепляла новые формы «непосредственной демократии» -всенародное обсуждение и референдум;

новые гражданские права:

)право на обжалование действий должностных лиц, 2)на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, 3)на критику действий государственных и общественных организаций и т.д.

Впервые были закреплены права на охрану здоровья, на жилище, на пользование достижениями культуры, на свободу творчества

Конституция с большей определенностью подчеркивала значение личности, декларируя уважение и охрану ее прав и свобод. Однако поскольку Конституция не была законом прямого действия, а порядок обжалования не был прописан ни в одном ином законе, то и само право так и осталось на бумаге, хотя от произвола чиновников-бюрократов страдали многие граждане.

На основе Конституции 1977 г. преобразовывалась система правоохранительных органов.

В ноябре 1979 г. были приняты новые законы:

о Верховном Суде СССР,

о прокуратуре СССР,

о государственном арбитраже в СССР,

об адвокатуре в СССР.

В 60-е - нач. 80-х гг. советская юридическая наука достигает своего пика развития.

Видными представителями теоретико-правовой науки были С.С. Алексеев, Д.А. Керимов, П.Е. Недбайло, В.А. Туманов, В.Е. Чиркин.

В области хозяйственного и гражданского права активно работали М.. Агарков, С.Н. Братусь, Д.М. Генкин, В.П. Грибанов, О.А. Красавчиков, А.И. Пергамент, Р.О. Халфина, Ю.К. Толстой.

Развитие науки истории государства и права было связано с именами П.Н. Галанзы, О.А. Жидкова, А.И. Королева, О.И. Чистякова, С.В. Юшкова.

Вопросы трудового права активно рассматривались в работах В.С. Андреева, С.А. Иванова, В.И. Никитинского, А.С. Пашкова, О.В. Смирнова.

В области уголовного права, криминологии и криминалистики серьезных успехов достигли Н.Д. Фурманов, В.Н. Кудрявцев, М.М. Исаев, М.Д. Шаргородский, А.М. Яковлев и др.

Вопросы процессуального права излагались в трудах М.А. Гурвича, М.С. Строговича и К.С. Юдельсона.

В свет выходят многотомные коллективные научные труды по различным отраслям юридических знаний - «История советского государства и права» (Т. 1-3, 1968 - 1985), «Марксистско-ленинская общая теория государства и права» (Т. 1-4, 1970 - 1973), «Курс советского уголовного права» (Т. 1-6, 1970 - 1971) и др.

Советская правовая мысль добилась колоссальных успехов в области кодификации нормативных правовых актов, а, следовательно, налицо прогрессивное развитие советского законодательства. Предпосылками этих успехов явились такие процессы, протекающие в советском праве, как изменение сферы правового регулирования, дифференциация и интеграция правового регулирования общественных отношений, а следствием - разработка, кодификация и принятие в 1960-1980 годах таких прогрессивных, с юридической точки зрения, нормативных правовых актов, как Гражданский кодекс, Основы гражданского законодательства, Кодекс законов о труде, Кодекс о браке и семье, Собрание действующего законодательства в пятидесяти томах и, наконец, Конституция.

Советская юридическая наука, действуя в рамках традиционной советской идеологии, стиснутая в ее тисках, тем не менее, добивается серьезных успехов. В ее недрах зреют новые подходы к государству и праву, отдельным их институтам. Однако проникновение зарубежных научных веяний происходит с большим трудом. Советские ученые традиционно критикуют достижения западной юриспруденции. Лишь в период перестройки советская юридическая наука получила относительную свободу. В этот период происходят демократические преобразования в правовой системе СССР, создается орган конституционного надзора - Комитет Конституционного надзора СССР, куда входят выдающиеся отечественные юристы.

С середины 80-х гг. и особенно 90-х гг. в России, как и в целом СССР, стали происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально- экономической и особенно политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для России и всех республик, входивших в Советский Союз.

XIX партконференция КПСС (июнь - июль 1988 года) вынуждена была поставить в повестку дня вопрос о необходимости глубокой реформы политической и правовой системы государства.

декабря 1988 года Верховный Совет СССР признал необходимым усовершенствовать систему высших органов власти СССР и союзных республиках и внес соответствующие изменения в Конституцию СССР.

марта 1990 года Верховным Советом был принят Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР».

В том же 1990 году были приняты Законы «О собственности в СССР», «О предприятии в СССР», по которым допускалось ответственность частная, коллективная, государственная, а также иностранных юридических и физических лиц. Предприятия могли быть индивидуальными и семейными, коллективные и государственные, а также допускались смешанные формы собственности.

Таким образом, начатая М.С. Горбачевым перестройка вылилась в радикальное реформирование хозяйственной, политической, социальной и правовой системы государства. Более того, она не остановилась на реформистском этапе, а повлекла за собой крах всей государственно - политической системы СССР

Следует заметить, что распад СССР не был фатальной неизбежностью. Он обусловлен в большей мере субъективными факторами. 17 марта 1991 года в стране состоялся референдум, в котором 78% (112 млн. чел.) голосовавших высказались за сохранение Союза. Почему же так легко распался Советский Союз, просуществовавший почти 70 лет и по праву считавшийся мировой сверхдержавой? Для убедительных и исчерпывающих ответов потребуется еще немало времени. Но уже сегодня можно утверждать, что запрет КПСС, ее структур на местах после августа 1991 года, которые скрепляли республики Союза единой идеологией и экономикой, единым аппаратом управления, мгновенно вызвал обвал всей союзной государственности.

Но были причины и субъективного характера. Значительная доля ответственности за происшедшее лежит на союзном и российском руководстве. Борьба за власть и личные амбиции не позволили им если не предупредить распад Союза, то, по крайней мере, сделать этот процесс менее обвальным и болезненным.

Заявляя о преданности идеалам Ленина и социализма, Горбачев отказался на практике от них и повел дело к их девальвации.

Непоследовательно и беспринципно вел себя Горбачев и в августовских событиях 1991г. Одобрив в общих чертах некоторые чрезвычайные меры Правительства по сохранению Союза, он отмежевался от действий ГКЧП, которые ранее сам санкционировал. Все это обострило политический кризис и ускорило развал Союза.

Распад СССР изменил геополитическую ситуацию. Для России наступил принципиально новый стратегический этап в развитии Российской государственности и управления - политической смены государственного строя России.

Советская юридическая наука прошла в своем развитии нелегкий путь. Будучи длительное время скованной догматами коммунистической идеологии, обслуживая интересы советского государства, она, пожалуй, была бы обречена на быстрое забвение в условиях демократических порядков новой России. Но на деле оказалось, что многие положения советского правоведения, его представители и их труды остаются актуальными и по сей день. Они не потеряли научной значимости, а современное поколение правоведов с уважением относится к достижениям юриспруденции советской эпохи.

правоведение юридический наука

Заключение

Решение сложных и многообразных проблем, стоящих в настоящее время перед российской правовой системой, невозможно без обращения к мировому и отечественному идейно-теоретическому наследию. При этом значительная часть этих проблем уходит своими корнями в советское прошлое российского государства. Влияние юридической науки этого периода на современное российское правоведение несомненно; многие идеи, теории и концепции того времени (например, касающиеся понятия права, его системы, природы правовых норм, правотворчества, толкования и применения права и т.п.) получили широкое признание. В то же время современная российская юриспруденция пока не в полной мере оценила и освоила идейное наследие советской правовой науки.

В ходе данной работы были изучены периоды становления и развития советской юридической науки.

Право советской России 1917 - конца 1920-х гг. открыто и честно именовалось «революционным», характеризовалось как «революционное правосознание», а порой как «революционная целесообразность».

Правовая система страны из системы юридического типа, черты которой она явно стала обретать к началу XX в., превратилась в коммунистическую правовую систему, т.е. правовую систему идеологического типа.

Советское право на протяжении всего пути его развития было подчинено государству. Законы переписывались в зависимости от ситуации, подстраиваясь под господствующую идеологию - марксизм-ленинизм. Кроме того, право той исторической эпохи отличалось декларативностью - правовые нормы провозглашались, но не всегда действовали.

Особенно трудными для юридической науки были первые годы советской власти. Новые источники права, имевшие специфический характер, отсутствие четкого представления о том, каким должно быть социалистическое право и различного рода левацкие радикальные теории отбросили советское правоведение далеко назад. Но революционные преобразования имели и положительное значение для развития отдельных правовых институтов. Так, изменения, затронувшие трудовое право, семейное и социальное обеспечение, несомненно, в значительной мере носили прогрессивный характер.

Советская юридическая наука прошла в своем развитии нелегкий путь.

Начиная от полностью разрушенной системы юридического образования царской России, через ФОНы и правовые факультеты к институтам правоведения. Рост высших юридических учебных заведений сопровождался ростом педагогических кадров, увеличением выпуска юридической литературы и учебников, улучшением учебно-методической работы. Именно, в эти годы сложился основной профессорско-преподавательский состав, который обеспечил развитие высшего юридического образования в послевоенный период и, который включал как ученых старой школы, окончательно перешедших на марксистские позиции, так и научную молодежь, выпущенную из вузов за годы Советской власти.

Послевоенный период советской истории сыграл особую роль в развитии отечественной правовой системы, включая законодательство, юридическую практику и науку. В рассматриваемый период был принят закон, положивший начало международному уголовному законодательству в СССР - Закон о защите мира от 12 марта 1951 г.

Советская правовая мысль добилась колоссальных успехов в области кодификации нормативных правовых актов, а, следовательно, налицо прогрессивное развитие советского законодательства. Предпосылками этих успехов явились такие процессы, протекающие в советском праве, как изменение сферы правового регулирования, дифференциация и интеграция правового регулирования общественных отношений, а следствием - разработка, кодификация и принятие в 1960-1980 годах таких прогрессивных, с юридической точки зрения, нормативных правовых актов, как Гражданский кодекс, Основы гражданского законодательства, Кодекс законов о труде, Кодекс о браке и семье, Собрание действующего законодательства в пятидесяти томах и, наконец, Конституция.

Советская юридическая наука, действуя в рамках традиционной советской идеологии, стиснутая в ее тисках, тем не менее, добивается серьезных успехов. В ее недрах зреют новые подходы к государству и праву, отдельным их институтам. Однако проникновение зарубежных научных веяний происходит с большим трудом. Советские ученые традиционно критикуют достижения западной юриспруденции. Лишь в период перестройки советская юридическая наука получила относительную свободу.

В этот период происходят демократические преобразования в правовой системе СССР, создается орган конституционного надзора - Комитет Конституционного надзора СССР, куда входят выдающиеся отечественные юристы.

С середины 80-х гг. и особенно 90-х гг. в России, как и в целом СССР, стали происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально- экономической и особенно политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для России и всех республик, входивших в Советский Союз.

Будучи длительное время скованной догматами коммунистической идеологии, обслуживая интересы советского государства, советская юридическая наука, пожалуй, была бы обречена на быстрое забвение в условиях демократических порядков новой России. Но на деле оказалось, что многие положения советского правоведения, его представители и их труды остаются актуальными и по сей день. Они не потеряли научной значимости, а современное поколение правоведов с уважением относится к достижениям юриспруденции советской эпохи.

Цели и задачи, поставленные в ходе работы выполнены.

Список библиографических источников

1.Азаркин Н.М. История юридической мысли России [Текст]: Курс лекций/ Н.М. Азаркин. - М.: Спарк, 2006. - 678 с.

2.Алексеев С.С. Теория права [Текст]: учебник для вузов / С.С. Алексеев. - М.: БЕК, 1994. - 224 с.

.Бучило Н.Ф. История и философия науки [Текст]: учебное пособие / Н.Ф. Бучило. - М.: Проспект, 2012. - 270 с.

.Графский В.Г. Основные концепции права и государства в современной России (По материалам «круглого стола» в Центре теории и истории права и государства ИГП РАН) [Текст] / В.Г. Графский // Государство и право. 2003. № 5. С. 5 - 33.

.Кабаненко М.С. Особенности советского социалистического правосознания, обусловившие его деформацию [Текст] / М.С. Кабаненко // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2011. № 3 (28). С. 38-44.

.Колоскова И.Ю., Соколов Н.Я. Юристы как социально-профессиональная группа (Советский период) [Текст] // Государство и право. - 2009, № 10.

.Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений [Текст]: учебник / В.С. Нерсесянц - М.: Спарк, 2006. - 748 с.

.Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства [Текст] / Е,Б. Пашуканис. - М.: Просвещение, 1980 - 345 с.

.Советская правовая теория периода ее становления. М.А. Рейснер, П.И. Стучка, Е.Б. Пашуканис // История политических и правовых учений: Учебник для вузов / под общ. ред. проф. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2006. С. 787-800.

.Советская юриспруденция: основные политико-правовые концепции // Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. М., 2009. С. 666-681.

.Советский и постсоветский период развития марксисткой политической мысли // История государственно-правовых учений: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. М.: Спарк, 2006. С. 534-554.

.Сырых В.М. История и методология юридической науки. Учебник по программам магистерской ступени образования. М.: Норма: Инфра-М, 2013.

.Стучка П.И. Избранные произведения по марксистко-ленинской теории права [Текст] / И.И. Стучка . - Рига, 1964.- 122 с.

.Стучка П.И. Учение о советском государстве и его Конституции СССР и РСФСР. Л.,1927. С. 170.

.Яркова Е.Н. История и методология юридической науки: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012.

.Государственная публичная историческая библиотека России

.Информационно-правовой портал «Гарант»

18.Научная библиотека МГУ имени М.В. Ломоносова

.Научная электронная библиотека // ELIBRARY.RU

.Официальный сайт компании «Консультант Плюс»

.Правовая система «Референт»

22.Правовые системы «Кодекс» // Нормативно-правовые акты

.Сайт юридической тематики // Правовая информация

.Сайт лаборатории теоретических исследований права и государства

.Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»

.Электронная библиотека // Право России // ALLPRAVO.RU

Похожие работы на - Особенности и закономерности развития юридической науки советского периода

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!