Основные положения вещных прав на земельные участки

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,06 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные положения вещных прав на земельные участки

Содержание

Введение

. Соотношение земельного и гражданского законодательства

. Земельный участок как объект прав на землю

. Вещные права на земельные участки и их виды

.1 Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

.2 Пожизненное наследуемое владение

.3 Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Заключение

Список использованной и изученной литературы

Введение

Процессы становления новой демократической государственности в Российской Федерации, преобразования былого социалистического устройства в новое - социально-правовое могут успешно протекать только при надлежащем экономическом обеспечении, и единственно возможной экономической базой для него будет рыночная система хозяйствования. В связи с активным развитием в Российской Федерации рыночных отношений все большее значение приобретает детальная правовая регламентация гражданского оборота благ, а также гарантирование их нормального использования. Поэтому весьма актуальным является вопрос вещных прав на земельные участки в современный период.

Объектом исследования является основные положения вещных прав на земельные участки.

Предметом исследования является земельное и гражданское законодательство.

Целью настоящей работы является рассмотрение вещных прав на земельные участки в современном земельном законодательстве.

Для реализации поставленных целей при написании работы ставились следующие промежуточные задачи:

) показать соотношение земельного и гражданского законодательства;

) рассмотреть земельный участок как объект прав;

) проанализировать вещные права на земельные участки: право собственности; право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; пожизненное наследуемое владение; аренда земельных участков; право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут); безвозмездное срочное пользование.

Научную базу исследования составляют труды ученых как Писарев Г.А., Колов А.Ю., Косолапов О.А., Романова Г.В. и другие.

Структура исследования обусловлена поставленными целями и задачами и включает введение, три главы, включающие три параграфа, заключение и список использованной и изученной литературы.

. Соотношение земельного и гражданского законодательства

Одной из важнейших проблем для понимания природы права собственности и других вещных прав граждан на земельный участок является их определение, прежде всего, как гражданских, цивильных. Остро дискуссионным в связи с этим является вопрос о размежевании и взаимодействии гражданского законодательства с земельным, природоохранным и другим специальным законодательством. Значение этого состоит в том, что выбор соответствующих норм при правоприменении имеет немаловажное практическое значение для упорядочения общественных отношений, определения вещных и иных прав на земельные участки, границ их осуществления, решения экологических и иных насущных проблем. Все вместе это будет служить безопасному, долгому и наиболее полному осуществлению права собственности и других вещных прав на земельные участки.

Следует вспомнить то, что мы относимся к континентальной правовой системе, которая подразделяется на две подсистемы: частную и публичную, причем основы разграничения лежат в методе и области правового воздействия на общественные отношения. Каждая из отраслей в пределах своей области правового воздействия имеет приоритет над другой в методах и принципах воздействия на объект правового регулирования. Назначение земельного, природоохранного, специального законодательства - ограничить свободу усмотрения субъектов прав на землю в общественных интересах. Так, цель земельного права состоит в организации рационального землепользования в соответствии с природным назначением, что составляет специфику предмета отрасли. Она и выносится как бы за скобки права пользования как института гражданского права, получает предметную и методологическую самостоятельность. Поскольку организация землепользования как природной основы жизнедеятельности народа - задача всего общества, то ее решение не может быть поставлено в зависимость от доброй воли отдельных участников. Поэтому предмет земельного права использует уже не метод юридического равенства сторон, а властно-императивный, с преобладанием запретов и предписаний, присущих для публичных отраслей.

Важным является видеть отличие между понятиями "отрасль права" и "отрасль законодательства". Как известно, институт права собственности является институтом гражданского права. В связи с этим отношения по поводу владения, пользования, распоряжения и регистрации прав граждан на землю возникают в сфере, основанной на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности субъектов права, следовательно, регулируются и охраняются специфическими методами гражданского права. Отношения, возникающие по поводу привлечения граждан к административной ответственности за нарушения в области землепользования, входят в предмет земельного и других публичных отраслей права. Причем правила, которые нарушены, устанавливаются нормами земельного или другого публичного права, регулирующего отношения по использованию земель. Поэтому логично вывести запрет на привлечение к ответственности, в частности, по нормам земельного законодательства, за нарушения в области землепользования, урегулированного нормами гражданского права, хотя и содержащиеся в актах земельного законодательства.

Нормы гражданского права могут содержаться в актах земельного законодательства, и наоборот. Такой прием юридической техники широко распространен в действующем законодательстве. Так, нормы гражданского права получили развитие и конкретизацию в ЗК РФ и посвящены институтам владения, пользования, распоряжения и регистрации прав, применительно к особенностям такого объекта прав, как земельный участок. Такие нормативные положения, содержащиеся в ЗК РФ, развивают положения гл. 17 ГК РФ. Поэтому мы не вправе не использовать нормы земельного законодательства, посвященные объектам гражданских прав. Нормы актов гражданского законодательства применяются с учетом того, что они носят бланкетный характер, отсылают к нормам гражданского права, содержащимся в актах земельного законодательства. Нормы земельного и других публичных отраслей законодательства представляют собой изъятия, ограничения, приспособления и дополнения к общим правилам, регулирующим осуществление права собственности и других вещных прав на землю. В этом смысле следует понимать п. 3 ст. 3 ЗК РФ, согласно которому имущественные отношения по владению, пользованию, распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ним регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и другими указанными в статье отраслями законодательства.

Итак, земельное законодательство носит комплексный характер, содержит как свои специфические нормы, так и нормы гражданского права, регулирующие и охраняющие отношения, складывающиеся в области землепользования своим особым методом, с соответствующими бланкетными изъятиями, ограничениями, приспособлениями, которым в актах земельного законодательства придается специальный характер. Такой вывод не противоречит положениям п. 1 ст. 3 ЗК РФ о регулировании земельным законодательством отношений по использованию и охране земель как основы жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а также, например, правилам ст. 260 ГК РФ, допускающей ограничения осуществления права собственности на землю на основании закона. Так, в частности, гражданским законом ограничивается пользование земельным участком пределами его назначения.

2. Земельный участок как объект прав на землю

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому в подп. 1 п. 1 ст. 6 ЗК земля рассматривается как природный объект (составная часть природы) и одновременно как природный ресурс с точки зрения ее охраны и использования (извлечения полезных свойств) в целях удовлетворения различных потребностей человека. В этом качестве земля и связанные с ней общественные отношения являются объектом правового регулирования природоохранного и прежде всего земельного законодательства.

Подпункт 2 п. 1 ст. 6 Кодекса в качестве объекта земельных отношений называет земельный участок, юридическое определение которого установлено в п. 2 этой же статьи. Одновременно такой участок является недвижимым имуществом, объектом гражданских прав, вещью в гражданско-правовом смысле (ст. 128 - 130, 133, 260 ГК РФ). Как и любая другая вещь, земельный участок, отвечающий требованиям гражданского и земельного законодательства, может предоставляться гражданам и юридическим лицам, быть предметом сделок, в результате которых возникают, переходят и прекращаются вещные и иные права на землю. В этом качестве он является объектом не только земельных (связанных с использованием и охраной земель), но и множества гражданско-правовых отношений, прежде всего имущественных (ст. 2 ГК РФ).

Объектом земельных (и в определенных случаях гражданско-правовых) отношений может быть также часть земельного участка (подп. 3 п. 1 ст. 6 Кодекса). В случаях, когда в соответствии с законодательством земельный участок приобретает качества делимой вещи, объектом гражданского оборота может быть не только соответствующий земельный участок в целом, но и его часть, которая в таком случае приобретает статус самостоятельного земельного участка.

Земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Из данного определения следует, что такой участок может быть объектом земельных и гражданско-правовых отношений только при условии, что его границы "описаны и удостоверены в установленном порядке". Это касается и способности земельного участка быть объектом прав на землю.

Установление фактических границ земельных участков осуществляется при проведении землеустройства, которое включает, в частности, мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство).

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства, помимо ст. 68, 69 Кодекса, осуществляется ФЗ от 18.06.2001 "О землеустройстве", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе ведомственными), а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

Для того чтобы земельный участок мог стать объектом не только земельных, но и гражданско-правовых отношений, объектом субъективных гражданских прав, он должен пройти государственный кадастровый учет по правилам ст. 70 Кодекса. Это касается любых земельных участков, в том числе лесных участков.

3. Вещные права на земельные участки и их виды

.1 Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

В субъектный состав лиц, которым могут быть предоставлены земельные участки на праве постоянного бессрочного пользования в соответствии с пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, входят: государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, а также органы государственной власти и местного самоуправления. В постоянное бессрочное пользование этим лицам предоставляются земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.

Необходимо иметь в виду, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, которые не указаны в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность до 1 января 2013 года. Данное правило не распространяется на случаи, если земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования предоставлены:

садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан;

организациям, при которых до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 г.) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, пользующиеся такими земельными участками.

В указанных случаях права постоянного (бессрочного) пользования этими земельными участками переоформляются в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Цена приобретения земельного участка в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек устанавливается в пределах 20% кадастровой стоимости и 2,5% кадастровой стоимости - на земельные участки "в иной местности". Данная норма действует для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, если находящиеся в их собственности здания и строения были отчуждены из государственной собственности, и для граждан и некоммерческих организаций, если право их частной собственности возникло до вступления в силу Земельного кодекса.

Другие собственники зданий, строений, сооружений на государственных или муниципальных земельных участках приобретают земельные участки в населенных пунктах с населением свыше 3 млн. человек по цене от пяти до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; в населенных пунктах с численностью от 0,5 до 3 млн. человек - по цене от пяти до семнадцатикратного размера ставки земельного налога; в населенных пунктах до 0,5 млн. человек и за пределами границ населенных пунктов - от трех до десятикратного размера.

Если предприниматель не может выкупить землю, закон устанавливает его права приобрести ее в аренду. Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 ст. 65 ЗК РФ. Порядок же определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах:

двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;

трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие ЗК РФ в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются в собственность указанных организаций бесплатно.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 года №11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться следующим. Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

Названные обстоятельства должны приниматься судами во внимание также при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка. При этом следует учитывать, что ответчиком по такому иску является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа.

В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 ГК РФ.

Необходимо отметить, что на практике еще многие землепользователи не переоформили права постоянного (бессрочного) пользования. Одни организации опасаются множества проблем, с которыми столкнулись другие землепользователи при переоформлении прав на землю, другие же не видят в этом необходимости. Кроме того, как выкуп земельных участков, так и оформление права аренды требуют значительного объема денежных средств, а оформление права аренды земельного участка еще и влечет за собой утрату прав на эту землю.

Согласно пункту 3 статьи 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

Оснований для принудительного изъятия земельного участка у лица, не переоформившего право постоянного (бессрочного) пользования в установленные сроки, в законодательстве не содержится, однако с 1 января 2013 года КоАП РФ был дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность. Таким образом, за невыполнение требований о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет налагаться административный штраф в размере от 20 тыс. до 100 тыс. рублей. Согласно пункту 4 статьи 20 ЗК РФ граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Следует отметить, что с 1 сентября 2006 года пункт 5 указанной статьи, закреплявший возможность граждан, обладающих земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, приобрести их однократно и бесплатно в собственность, признан не действующим. Вместо него Федеральным законом от 30 июня 2006 года №93-ФЗ (в ред. от 21.12.2009г.) "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" установлен новый упрощенный порядок оформления гражданами в собственность земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения.

Согласно новому порядку граждане, имеющие документы о том, что земельный участок принадлежит им на праве пожизненного наследуемого владения либо на праве постоянного (бессрочного) пользования или документ, в котором право на участок конкретно не названо, или невозможно определить вид этого права, автоматически наделяются правом собственности на земельный участок. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

Это положение содержится в пункте 9.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ (в ред. от 22.07.2010 г.) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому, если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Федеральным законом от 23 ноября 2007 года №268-ФЗ (в ред. от 21.12.2009 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки" упрощенный порядок оформления в собственность земельных участков был распространен также на граждан, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Такие граждане теперь также вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ (в ред. от 17.06.2010 г.) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Федеральный закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" признает любые документы - решения, справки, выписки, свидетельство о праве на наследство и др., подтверждающие факт предоставления гражданину земельного участка. Они теперь считаются достаточными для регистрации права собственности.

Обязательным приложением к представляемому документу является кадастровый план соответствующего земельного участка, который выдается органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, по форме, установленной Правилами оформления кадастрового плана земельного участка.

В случае если реальные границы участка и его площадь не совпали с тем, что значится в документах, новый закон разрешает оформить неучтенные ранее метры в свою собственность. Эта правило действует при двух условиях:

при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, не нарушены права смежных землепользователей;

уточненная площадь земельного участка не превышает минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.

Для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, гражданин представляет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав по месту нахождения земельного участка, также документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию прав на земельный участок.


.2 Пожизненное наследуемое владение

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком - одно из вещных прав, регулируемых гражданским и земельным законодательством Российской Федерации. Носителем данного права может быть только физическое лицо. В ГК РФ указанному праву посвящены ст. 216, 265, 266, 267, в ЗК - ст. 21- ныне исключена.

Содержание права пожизненного наследуемого владения установлено в ст. 266 ГК РФ. Согласно данной статье, гражданин, обладающий указанным правом (владелец земельного участка, по терминологии ГК РФ, и землевладелец согласно ст. 5 Кодекса), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству. Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, то владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.

В соответствии со ст. 265 ГК РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В настоящее время земельное законодательство России таких оснований не предусматривает: Кодекс в п. 1 ст. 21 в императивной норме запретил предоставление земельных участков из государственных и муниципальных земель гражданам на указанном праве после введения в действие Кодекса, сохранив при этом право пожизненного наследуемого владения земельными участками для тех землевладельцев, которые приобрели данное право до введения в действие Кодекса.

Следовательно, индивидуальные правовые акты органов, осуществляющих предоставление земельных участков, которые нарушают запрет на предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, должны признаваться недействительными либо не подлежащими применению (ст. 12, 13 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 3 Вводного закона, оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.

Если земельный участок был предоставлен гражданину до введения в действие Кодекса для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения, то этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на данный земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (п. 9.1 ст. 3 Вводного закона).

Действующая редакция ст. 267 ГК РФ ограничивает правомочия владельца земельного участка, владеющего таким участком на праве пожизненного наследуемого владения, по распоряжению земельным участком. Запрещены любые способы распоряжения земельным участком, предоставленным на указанном праве, за исключением единственного случая - перехода прав на такой участок по наследству.

Аналогичные правила содержит п. 2 ст. 21 Кодекса: распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Отметим, что запрет на распоряжение земельным участком не ограничивает право землевладельца на возведение на соответствующем участке объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 266 ГК РФ), так как указанное право реализуется в рамках правомочия пользования, а не распоряжения земельным участком.

Переход прав на земельный участок по наследству возможен при наследовании как по закону, так и по завещанию и регулируется нормами части третьей ГК РФ.

Принадлежавшее наследодателю право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных ГК РФ. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется. При наследовании права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом (ст. 1181 ГК РФ).

Переход права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству подлежит государственной регистрации по правилам ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

Свидетельство о праве на наследство - это документ, выдаваемый на основании заявления наследника по месту открытия наследства нотариусом или должностным лицом, уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие. Согласно ст. 1162 ГК РФ, по желанию наследников свидетельство может быть выдано всем наследникам вместе или каждому наследнику в отдельности, на все наследственное имущество в целом или на его отдельные части. В таком же порядке выдается свидетельство и при переходе выморочного имущества в порядке наследования к Российской Федерации. В случае выявления после выдачи указанного свидетельства наследственного имущества, на которое такое свидетельство не было выдано, выдается дополнительное свидетельство о праве на наследство.

Свидетельство о праве на наследство выдается наследникам в любое время по истечении шести месяцев со дня открытия наследства, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Например, при наследовании как по закону, так и по завещанию свидетельство может быть выдано до истечения шести месяцев со дня открытия наследства, если имеются достоверные данные о том, что кроме лиц, обратившихся за выдачей свидетельства, иных наследников, имеющих право на наследство или его соответствующую часть, не имеется.

земельный участок собственность сервитут

3.3 Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

С 1 марта 2015 года начинает свое действие новая редакция Земельного кодекса Российской Федерации. Законодательные инновации коснулись такого института земельного законодательства, как земельный сервитут.

Правовые основы земельного сервитута заложены статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельный сервитут - это право ограниченного пользования чужим земельным участком. До 1 марта 2015 года Земельный кодекс Российской Федерации четко различал два вида земельного сервитута: публичный и частный. Устанавливалось, что порядок, основания, условия, последствия и иные вопросы, связанные с установлением публичного сервитута, регулируются земельным законодательством, а правовое регулирование установления частного сервитута - сфера гражданского законодательства. Новая редакция Земельного кодекса Российской Федерации существенно изменила названную устоявшуюся концепцию. Прежде всего ликвидировано такое понятие, как частный земельный сервитут. Однако само явление с признаками, характерными для частного сервитута, осталось, как и норма, отсылающая к положениям гражданского законодательства. Изменение данной теоретической конструкции вызвано стремлением законодателя к единообразному подходу к обозначению одних и тех же явлений различными правовыми актами. Так, Гражданский кодекс Российской Федерации никогда не называл земельный сервитут "частным". То есть такая классификация земельных сервитутов содержалась только в нормах Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации был приведен в соответствие с гражданским законодательством, которое в отношении регулирования данного вида сервитутов является специальным актом, то есть обладает приоритетом. О приоритетном положении норм Гражданского кодекса неоднократно упоминают и авторы Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, которые вообще предлагали исключить нормы о публичном сервитуте из Земельного кодекса, включив их соответственно в Гражданский кодекс (п. 3.6.2. Концепции). Кроме того, авторы Концепции предлагали развить положения о сервитутах, установив целый ряд новых норм в тексте Гражданского кодекса, в том числе: новые классификации сервитутов, а также несколько иные правовые последствия их установления.

Однако концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации - это документ, несмотря на то, что утвержден органом государственной власти, не является нормативным актом и, соответственно, не обязателен к исполнению. Он разработан ведущими учеными в области гражданского права и отражает их научную позицию в отношении развития положений гражданского законодательства. К тому же положения Концепции, реализация которых привела бы к изъятию всех норм, регулирующих имущественные земельные отношения, из Земельного кодекса и их перемещению в нормы Гражданского кодекса, подвергались справедливой критике со стороны ученых - сторонников земельно-правового регулирования имущественных земельных отношений.

Споры о соотношении норм гражданского и земельного законодательства при регулировании имущественных земельных отношений возникли сразу с момента принятия Земельного кодекса Российской Федерации. Обширные научные дискуссии обосновывали различные точки зрения. Однако градус научного накала по данному вопросу был снижен, так как стало очевидно, что законодатель пошел по пути сторонников земельно-правового регулирования указанных отношений, которое явилось вполне логичным, поскольку приоритет всегда остается за специальным актом перед общим.

Часть первая ст. 23 ЗК говорит, что Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Часть вторая ст. 23 ЗК говорит, что Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Впервые в современном законодательстве сервитут был предусмотрен Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденными Указом Президента РФ от 22.07.1994 №1535 (СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1478). Этим нормативным актом устанавливались случаи возникновения публичных сервитутов в отношении застроенных и продаваемых при приватизации земельных участков.

Публичный сервитут может быть установлен для целей: обеспечения интересов России или субъектов РФ, местного самоуправления или местного населения. Основанием установления сервитута является нормативный правовой акт, под которым понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

В статье данной статьи не предусматривается такое основание установления сервитута, как решение суда. Как справедливо было указано по одному из дел, публичный сервитут не может быть установлен в судебном порядке, так как он в силу прямого указания специальных норм ЗК возникает на основании закона или иного нормативного правового акта.

Для реализации принципа участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю (подп. 4 п. 1 ст. 1 ЗК), и обеспечения принятия уполномоченными органами законного и обоснованного решения установление публичного сервитута допускается только после проведения общественных слушаний. Порядок проведения таких слушаний может устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Для выявления мнения общественности, во всяком случае, требуются информирование через средства массовой информации о планируемом установлении сервитута и указание на способы, которыми может быть выражено мнение заинтересованных лиц. Отсутствие порядка проведения таких слушаний не освобождает орган, устанавливающий публичный сервитут, от получения каким-либо образом мнения общественности по данному вопросу. Результаты общественных слушаний не являются обязательными для органа, принимающего решение об установлении сервитута, а лишь служат ориентиром в принятии соответствующего решения. В то же время представляется неправильной позиция некоторых судов, которые считают, что "непроведение общественных слушаний не может служить основанием для признания нормативного акта не соответствующим закону, поскольку указанная норма права предусматривает согласительный характер таких слушаний и предписывает лишь учитывать их результаты, а не устанавливать публичный сервитут по результатам общественных слушаний". Законодатель не ставит в зависимость от волеизъявления органа власти или органа местного самоуправления проведение общественных слушаний, а закрепляет, что их проведение является обязательным условием принятия нормативного правового акта об установлении сервитута. Поэтому невыполнение данного условия свидетельствует о принятии нормативного правового акта с нарушением процедуры, установленной в ЗК. В силу ч. 2 ст. 195 АПК, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ нормативный правовой акт о публичном сервитуте, принятый без проведения общественных слушаний, должен быть признан не соответствующим другому нормативному правовому акту - большей юридической силы - и недействующим.

По пункту три ст. 23 ЗК мы видим, что могут устанавливаться публичные сервитуты для:

) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

) проведения дренажных работ на земельном участке;

) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Обратим внимание, что перечень целей установления публичных сервитутов изложен как исчерпывающий. Для сравнения напомним, что прежнее водное и лесное законодательство предусматривало возможность установления публичных водных сервитутов и публичных лесных сервитутов. В настоящее время новые ВК РФ и ЛК РФ указанные отношения не регулируют. Наоборот, согласно ст. 9 ЛК РФ право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут) возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством. В действующей редакции п. 3 ст. 23 Кодекса предусмотрены цели, для которых в соответствии с прежним водным и лесным законодательством могли устанавливаться сервитуты.

В соответствии с п. 3 ст. 31 ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" публичным сервитутом может являться обязанность собственника допускать ограниченное использование приватизированного государственного или муниципального имущества (в том числе земельных участков и других объектов недвижимости) иными лицами, а именно: обеспечивать беспрепятственный доступ, проход, проезд; обеспечивать возможность размещения межевых, геодезических и иных знаков; обеспечивать возможность прокладки и использования линий электропередачи, связи и трубопроводов, систем водоснабжения, канализации и мелиорации.

Согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ от 19.07.1998 "О гидрометеорологической службе" на земельные участки, через которые осуществляется проход или проезд к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть, могут быть установлены сервитуты в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Сервитут может быть срочным или постоянным. Длящиеся правоотношения с течением времени претерпевают определенные изменения. По этой причине любой сервитут в любое время может прекратиться по самым разнообразным основаниям (например, у обладателя сервитута может отпасть необходимость в сервитуте, или соответствующий земельный участок может быть изъят из оборота, или каким-либо образом будет изменено его целевое назначение, что может повлечь за собой прекращение сервитута и т.д.). В связи с этим в литературе высказывалось мнение, что более корректным было бы деление сервитутов не на срочные и постоянные, а на сервитуты срочные (установленные на определенный срок) и бессрочные (сервитуты без указания определенного срока, на который они устанавливаются), как это предусмотрено, например, в п. 4 ст. 56 Кодекса.

Для земельных участков, расположенных в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд в императивной норме п. 4.1 ст. 23 Кодекса установлено ограничение сроков установления публичных сервитутов: такие сроки не могут превышать сроки резервирования указанных земель.

Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Согласно п. 2 ст. 41 Кодекса, права лиц, использующих земельный участок на основании на основании публичного сервитута нормативным правовым актом, которым установлен такой сервитут.

Согласно п. 6 ст. 23 Кодекса, собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. Данное общее правило основывается на положениях п. 5 ст. 274 ГК РФ. Размер платы должен устанавливаться по соглашению сторон. В случаях, если в федеральных законах содержатся указания о безвозмездном характере сервитутов в конкретных условиях, указанное общее правило не применяется.

Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, то его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

Сервитуты подлежат государственной регистрации. При государственной регистрации сервитутов применяются как общие положения ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", так и специальные нормы его ст. 27, определяющие особенности регистрации сервитутов.

Государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в указанном Едином государственном реестре.

Для регистрации сервитута в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, необходимо представить:

·заявление собственника о государственной регистрации сервитута или заявление лица, в пользу которого установлен сервитут (в случае установления публичного сервитута заявление о регистрации подается органом государственной власти или органом местного самоуправления, его установившим);

·документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за регистрацию в установленных законодательством размерах;

·документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя;

·документ, свидетельствующий об установлении сервитута. Таким документом может быть: соглашение (договор) лиц об установлении частного сервитута, копия распорядительного акта соответствующего государственного органа об установлении публичного сервитута или судебное решение об установлении сервитута;

·учредительные документы правообладателя сервитута (если это юридическое лицо) и учредительные документы юридического лица, на основании соглашения с которым сервитут установлен (если речь идет о частном сервитуте);

·документы, подтверждающие полномочия руководителей юридических лиц на подписание соответствующих документов;

·документы, описывающие земельный участок, в отношении которого установлен сервитут (кадастровый план участка). При этом следует учитывать, что если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется. Если сервитут относится только к части земельного участка, то предоставление кадастрового плана участка обязательно, причем на нем должна быть отмечена сфера действия сервитута (п. 2 ст. 27 Закона о регистрации);

·иные необходимые для проведения регистрации документы.

Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Заключение

Соотношение гражданского и земельного законодательства таково, что в ГК РФ перечисляются виды прав на земельные участки и определяется их содержание. Так, в ст. 265-267 ГК РФ устанавливаются основания приобретения права пожизненного наследуемого владения и объем полномочий землевладельцев по владению, пользованию и распоряжению земельными участки, а в ст. 268-269 ГК РФ предусматриваются основания приобретения и содержание права постоянного (бессрочного) пользования. Более детально отношения по использованию земельных участков на основании указанных прав регулируются ЗК РФ и другими нормативными правовыми актами. Например, в ст. 21 ЗК РФ устанавливается, что предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК РФ не допускается. Однако право пожизненного наследуемого владения земельным участком, приобретенное гражданином до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Следует отметить, что в ст. 21 ЗК РФ, так же как и в ст. 267 ГК РФ, закрепляется, что распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

Земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Для того чтобы земельный участок мог стать объектом земельных отношений он должен пройти государственный кадастровый учет по правилам ст. 70 Кодекса.

Режим использования земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования закрепляется нормами не только ГК РФ и ЗК РФ, но и иных нормативных правовых актов. Предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком - одно из вещных прав, регулируемых так же гражданским и земельным законодательством Российской Федерации. Носителем данного права может быть только физическое лицо. Переход права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству подлежит государственной регистрации.

С 1 марта 2015 года была изменена ст. 23 ЗК. Прежде всего, ликвидировано такое понятие, как частный земельный сервитут. Однако само явление с признаками, характерными для частного сервитута, осталось, как и норма, отсылающая к положениям гражданского законодательства.

Список использованной и изученной литературы

Нормативные правовые акты

.Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. №44. 93 с.

.Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. №32. 187 с.

.Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 // Вестник ВАС РФ. 2009. №11.

.ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"// СЗ РФ. - 1997. - №30. 3594 с.

.ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества"// СЗ РФ. 2002. - №4. 251 с.

6.Ахетова О.С. Право собственности на землю в Российской Федерации // Бюллетень нотариальной практики, 2009, №2. 432 с.

.Боголюбов С.А. Земельное законодательство и Концепция развития гражданского законодательства // Журнал российского права. 2010. №1. 458с.

.Васильева М.И. Земельные и природо-ресурсные отношения в Концепции развития законодательства о вещном праве // Экологическое право, 2009, №5/6. 390 с.

.Ершов О.Г. Строительные сервитуты // Право и экономика. 2013. №1. С. 25-31.

.Кожевникова А.Г. Право пользования земельным участком при переходе права собственности на объекты недвижимого имущества, находящиеся на чужом земельном участке // Нотариус, 2009, №1. 519 с.

.Колов Ю.А. Вещные права на земельный участок в России. Томск. 2004. 498 с.

.Мисник Г.А. Публичный сервитут в земельном праве: содержание, основания возникновения и прекращения // Правовые вопросы связи, 2010, №1. 623 с.

.Писарев Г.А. "О соотношении гражданского и земельного законодательства в регулировании и охране вещных прав на земельные участки" // Юрист. 2006. №8. 398 с.

.Романова Г.В. Содержание права собственности и других вещных прав на земельные участки. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Энгельс, 2009. 297с.

.Сергеев А.П. Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Теис, 1996. 785 с.

.Суханов Е.А. Вещные права в новом Земельном кодексе Российской Федерации // Экологическое право. 2003. №1. 357 с.

.Тихомиров М.Ю. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008. 419 с.

.Тихомиров М.Ю. Комментарий к новому Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2007. 403 с.

.Чубуков Г.В. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2006 - 2007. 430 с.

Материалы судебной практики

.Постановление ФАС Московского округа от 30.08.2002 по делу №КГ-А40/4955-02. // СПС "ГарантПлюс" (30.04.2015)

.Постановление ФАС Уральского округа от 25.11.2004 №Ф09-3898/04-ГК. // СПС "ГарантПлюс" (30.04.2015)

Похожие работы на - Основные положения вещных прав на земельные участки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!