Тема: Основные направления деятельности, принципы и задачи правоохранительных органов

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    10,08 Кб
Основные направления деятельности, принципы и задачи правоохранительных органов
Основные направления деятельности, принципы и задачи правоохранительных органов
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

План

1. Понятие, основные направления деятельности, принципы и задачи деятельности правоохранительных органов

Библиографический список


1. Понятие, основные направления деятельности, принципы и задачи деятельности правоохранительных органов

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Одним из обязательных признаков правового государства является то, что в нем человек и гражданин признается высшей ценностью, а государство принимает на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы. Этот признак закреплен в ст.2 Конституции РФ. Вместе с тем, чтобы быть гарантом прав и свобод своих граждан государство должно осуществлять собственную защиту. Функция этой защиты возложена собой на правоохранительные органы.

Целью данного исследования является общая характеристика правоохранительной деятельности.

Задачами же являются следующие:

рассмотрение понятия деятельности правоохранительных органов;

рассмотрение понятия и видов правоохранительных органов;

определение основных направлений их деятельности;

рассмотрение принципов правоохранительной деятельности;

определение ее задач.

Деятельность государства, осуществляемую с целью обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан принято именовать правоохранительной деятельностью.

Юридические основы правоохранительной деятельности складываются как результат тесной взаимосвязи различных отраслей права, регламентирующих эту сферу функционирования государства.

Правоохранительные органы РФ - это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. В расширительном толковании в понятие правоохранительные органы обычно включают также ряд негосударственных институтов, таких как адвокатура, частные нотариальные конторы и другие. В российском законодательстве пока не сложилось четкого определения понятия правоохранительные органы. В этих условиях к правоохранительным органам принято относить такие органы, которые обладают следующими признаками:

они уполномочены законом и осуществляют свою деятельность в соответствии с ними;

деятельность их процессуально регламентирована и осуществляется на основе соответствующих правил и процедур, нарушение которых ведет к дисциплинарной административной или уголовной ответственности;

лица, стоящие на службе в этих органах должны иметь специальную подготовку;

в процессе своей деятельности они имеют право применять установленные законом меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение;

К государственным правоохранительным органам относятся:

суд;

прокуратура;

органы юстиции;

органы внутренних дел;

органы предварительного расследования;

таможенные органы;

служба по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами;

органы обеспечения безопасности.

К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные и охранные службы.

Организацию, структуру и компетенцию правоохранительных органов определяют функции, которые на них возложены:

конституционный контроль;

осуществление правосудия;

прокурорский надзор;

расследование преступлений;

исполнение судебных решений;

оперативно-розыскная деятельность;

оказание юридической помощи;

профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

В совокупности эти функции характеризуют разделение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа. Наиболее тесно связаны между собой функции, осуществляемые по уголовным делам: оперативно-розыскная, расследования, обвинения и прокурорского надзора, защиты и правосудия. Эти функции по конкретному уголовному делу могут следовать одна за другой, либо реализовываться одновременно. Последовательное осуществление характерно, например, для расследования и правосудия, одновременное - для обвинения, защиты и правосудия. Необходимо также отметить, что некоторые функции могут осуществляться и не правоохранительными органами, а другими участниками судопроизводства по уголовному делу. Например, потерпевший может выполнять функции обвинения, сам подсудимый - выполняет функцию защиты.

Функция отправления правосудия является приоритетной для деятельности правоохранительных органов занимает главенствующее положение. Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосудия и принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие функции являются обслуживающими по отношению к функции отправления правосудия.

Каждой функции соответствуют определенные закрепленные в законе средства и процедуры ее реализации, которые предоставляются соответствующим правоохранительным органам.

Вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Основным отличием правоохранительных органов от иных государственных структур является то, что правоохранительные институты специально наделены государством полномочиями осуществлять деятельность по охране прав человека и гражданина от нарушений в соответствии с указанным законом порядке.

В законодательных актах, представляющих собой правовую основу деятельности правоохранительных органов Российской Федерации, закреплены правовые нормы, определяющие основные начала организации и деятельности этих органов. В иерархии правовых норм такие нормы занимают положение общих и руководящих по отношению к другим более конкретным нормам, так как они устанавливают магистральные направления правового регулирования организации и деятельности правоохранительных органов. В правовой науке и юридической практике такие нормы принято называть принципами.

В юриспруденции существуют различные подходы к определению понятия принципов. В частности, под принципами понимают основные положения, идеи как получившие свое закрепление в правовых нормах достаточно высокой степени общности, так и не получившие непосредственного закрепления в законе, но вытекающие из ряда его норм. Существует также мнение о том, что принципами являются основные, наиболее отражающие объективные закономерности общественного развития, сформулированные в научных работах, они становятся принципами, даже если они не закреплены в каком-либо нормативном акте.

Изложенное дает основание считать принципами деятельности правоохранительных органов руководящие идеи и положения, которые независимо от формы их существования определяют кардинальные направления правовой регламентации правоохранительной деятельности, осуществляемой с целью обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан.

В зависимости от степени общности принципы деятельности правоохранительных органов можно разделить на две группы:

. Общие принципы деятельности правоохранительных органов.

. Специфические принципы деятельности конкретных правоохранительных органов.

Общими принципами являются следующие.

Принцип законности нашел свое законодательное выражение в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, согласно которому органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Таким образом, принцип законности распространяется на все сферы жизни общества, в том числе и на правовую сферу.

Принцип публичности (официальности) находит свое выражение преимущественно в деятельности правоохранительных органов, выполняемой с момента обнаружения признаков преступления. Сущность этого принципа состоит в том, что правоохранительные органы в силу своего официального положения обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления и их наказанию. Отсюда следует, что правоохранительные органы, действуя в интересах государства и общества (отсюда и наименование принцип публичности), обязаны проявлять активность и инициативу в раскрытии преступлений, изобличение лиц, их совершивших. Для этого они обязаны принимать все законные меры и совершать все необходимые действия, независимо от усмотрения заинтересованных лиц и организаций.

Принцип равенства граждан перед законом и правоохранительными органами. Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Принцип неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки, охраны личной жизни граждан, тайны телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Истоки данного принципа находятся в ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 23, ч. 2 ст. 23, ст. 25 Конституции Российской Федерации, где провозглашается:

право каждого на свободу и личную неприкосновенность;

право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны;

право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

неприкосновенность жилища.

В деятельности правоохранительных органов эти принципиальные положения находят свое воплощение в том, что правоохранительные органы могут производить аресты граждан, их заключение под стражу и содержание под стражей только по решению суда и только при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью.

Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту. Правоохранительные органы, выполняя возложенные на них обязанности, в пределах своих полномочий и при наличии к тому законных оснований, могут задержать гражданина, подозреваемого в совершении преступления и предъявить ему обвинение в совершении преступления. Поскольку выполняемая в этой связи деятельность правоохранительных органов носит наступательный, активный характер направлена на изобличение гражданина в совершении преступления, постольку было бы несправедливым не наделить подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) правами, достаточными и необходимыми для защиты от выдвинутого против него обвинения. В соответствии с ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации, в которой признаются и гарантируются права и свободы гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права лица, привлекаемые в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, имеют право на защиту. В частности, на них без каких-либо изъятий распространяется закрепленное в ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации положение о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. правоохранительный оперативный прокурорский правосудие

В соответствии со ст. 49 Конституции Российской Федерации каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого.

Принцип национального языка в деятельности правоохранительных органов. Сущность этого принципа состоит в том, что каждый гражданин вправе обращаться в любой правоохранительный орган за защитой своих прав и законных интересов на родном языке или любом другом языке, которым он владеет. В свою очередь, правоохранительные органы не вправе отказать гражданину в защите по мотиву незнания языка, на котором гражданин к ним обратился. Такой вывод следует из содержания ч. 2 ст. 26 Конституции Российской Федерации, где закреплено правило о том, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения.

Принцип гласности в деятельности правоохранительных органов. Истоки этого принципа находятся в ч.2 ст.24 Конституции Российской Федерации, где закреплена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Принцип участия общественности в деятельности правоохранительных органов. В п.5 ст.32 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан участвовать в отправлении правосудия. В таком понимании принцип участия общественности в деятельности правоохранительных органов заключается в том, что граждане участвуют в судебном разбирательстве в качестве народных заседателей, присяжных заседателей, общественных обвинителей, общественных защитников и других участников судебного разбирательства (представители комиссий по делам несовершеннолетних, наблюдательных комиссий и др.).

Принцип участия общественности в деятельности правоохранительных органов не ограничивается участием граждан в судебном разбирательстве. Представители общественности участвуют также в деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью. Так, например, отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту.

Принцип гуманизма предопределяет содержание таких принципов деятельности правоохранительных органов как презумпция невиновности, обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту.

Принцип гуманизма находит свое непосредственное проявление в деятельности правоохранительных органов, связанной с избранием меры пресечения. Принимая решение об избрании меры пресечения, органы, ведущие производство по уголовному делу, обязаны учитывать тяжесть совершенного преступления, личность обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение и принять меры попечения о несовершеннолетних детях обвиняемого и охране его имущества.

Принцип демократизма в деятельности правоохранительных органов проявляется, прежде всего, в том, что решаемые этими органами задачи укрепления законности и правопорядка, охраны интересов общества, прав и свобод граждан отвечают интересам народа. Принцип демократизма находит свое выражение в иных принципах деятельности правоохранительных органов. В частности, принцип демократизма лежит в основе принципа участия представителей общественности в деятельности правоохранительных органов (например, участие народных и присяжных заседателей в рассмотрении и разрешении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции). Он находит свое выражение в принципе независимости судей и подчинении их только закону. Это обусловлено тем, что Основной закон (Конституция РФ) принят непосредственно народом, а все иные федеральные законы принимаются его представителями.

Принцип справедливости находит свое отражение в следующих принципах организации и деятельности правоохранительных органов: а) независимости судей и подчинение их только закону, ибо полагается справедливость каждого закона; б) презумпция невиновности обвиняемого, так как справедливо считать обвиняемого невиновным до тех пор, пока не вступит в законную силу обвинительный приговор; в) обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Поскольку они еще не признаны виновными, то справедливо предоставить им возможность защищаться от предъявленного обвинения.

Принцип справедливости в сочетании с принципами гуманизма и демократизма обуславливает существование в реальной действительности и других принципов деятельности правоохранительных органов (публичности, равенства граждан перед законом и правоохранительными органами, национального языка в деятельности правоохранительных органов).

Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее понятии и содержании, в целом пока что в законодательном порядке четко не решен.

Но это не значит, что у нее нет своих задач. Они есть, и о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной степени решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. К таким актам можно отнести, например, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», ГПК РФ, УПК РФ и некоторые другие.

На основании анализа этих законов вполне допустим вывод о том, что задачи правоохранительной деятельности целесообразно подразделять на две группы: задачи общие, характерные для всех се направлений, а также задачи конкретные, специфические для отдельных направлений.

Основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов, в том числе правоохранительных, являются: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Это положение и следовало бы считать основным ориентиром при раскрытии содержания общих задач правоохранительной деятельности. Во всяком случае, в нем четко обозначены те ценности, которые должны охраняться. Охрана именно этих ценностей и составляет суть, основное содержание общих задач.

Таким образом, мы рассмотрели понятие и виды правоохранительной деятельности, ее содержание, принципы и задачи правоохранительной деятельности.

Отметили, что государственные организации и общественные объединения в целом образуют систему по обеспечению законности и правопорядка в государстве, при этом их деятельность полностью согласуется с законодательными актами, представляющих правовую основу деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации в виде совокупности принципов: принцип законности, принцип публичности, принцип равенства граждан перед законом и правоохранительными органами и т.д.


Библиографический список

Правовые акты

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.

. Федеральный закон от 12 августа 1995г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в послед. ред. ФЗ от 26.12.2008 №293-ФЗ) // Российская газета. 1995. 18 августа.

. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (в послед. ред. ФЗ от 29.12.2009 №383-ФЗ) // Российская газета. 1996. 18-20, 25 июня

. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (в послед. ред. ФЗ от 30.11.2009 №245-ФЗ) / Российская газета. 2001. 22 декабря.

. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ (в послед. ред. ФЗ от 28.12.2009 №380-ФЗ) // Российская газета. 2001. 31 декабря.

. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ (в послед. ред. ФЗ от 09.11.2009 №246-ФЗ) // Российская газета. 2002. 20 ноября.

. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (в послед. ред. ФЗ от 27.12.2009 №350 ФЗ) // Российская газета. 2004. 25 августа.

Научная литература

9. Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафина. - М.: Юрист, 2005. - 587с.

10. Правоохранительные органы Российской Федерации / Под редакцией В. П. Божьева. - М.: Проспект, 2004. - 345 с.

. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов /Под ред. К.Ф. Гуценко. - М.: Зерцало-М, 2005. - 440 с.

. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность /Под ред. В.А. Галкова. - Белгород: Юниформ, 2007. - 488 с.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!