Основания административной ответственности

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,82 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основания административной ответственности

Введение

Актуальность темы контрольной работы определяется следующим. Административной ответственностью является такой вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. При этом административная ответственность обладает рядом характерных качеств.

Основанием административной ответственности является правонарушение. В соответствии со ст. 2.1 «Административное правонарушение» КоАП РФ «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность» /1/.

Цель работы - изучить институт административной ответственности.

В соответствии с целью задачами работы являются:

- изучить понятие административной ответственности;

- исследовать особенности административной ответственности;

выявить критерии ограничения административной ответственности от иных видов ответственности;

изучить правонарушение как основание административной ответственности.

1. Понятие и особенности административной ответственности

административная ответственность материальная правонарушение

Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов указывают, что административная ответственность - это реализация административно - правовых санкций, применение уполномоченным органом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение /2/.

А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий считают, что административной ответственностью называется вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение /3/.

Административная ответственность обладает рядом характерных качеств. Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и юридические лица, она отличается от других видов ответственности своим субъектным составом.

К сожалению, как пишут Д.П. Звоненко, А.Ю. Малумов, Г.Ю. Малумов в главе 2 КоАП РФ отсутствует вычлененное понятие «административная ответственность». Хотя при тщательном изучении и анализе ст. 2.1 КоАП РФ можно заметить, что административная ответственность наступает исключительно при наличии основания - совершения административного правонарушения /5/.

Руководствуясь главой 1 «Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях» КоАП РФ, следует отметить, что в понятие «административная ответственность» включаются действия государственных органов принуждения и их должностных лиц в рамках их компетенции, например судов, федеральных служб, в том числе налоговой службы, регистрационных органов и иных надзорных инстанций, в том числе и негосударственных организаций (Российский союз промышленников и предпринимателей, профессиональные союзы), направленные на достижение основной цели и принципа административного законодательства: неотвратимости наказания за совершенный противоправный поступок.

Ст.1.1 КоАП РФ «Законодательство об административных правонарушениях» устанавливает, что «законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях».

То есть названная статья определяет состав законодательства Российской Федерации, учитывая федеративное устройство России.

В соответствии с ч.1 ст.1.1 КоАП РФ:

определяется, по сути дела, что административная ответственность как физических, так и юридических лиц может устанавливаться только законом, а не подзаконным нормативным правовым актом;

КоАП РФ является основополагающим законодательным актом в этой сфере и поэтому законы субъектов РФ об административных правонарушениях должны соответствовать положениям Кодекса.

В настоящее время, как отмечается Н.Г. Салищевой, в большинстве субъектов РФ действуют кодифицированные законодательные акты об административных правонарушениях, в которых предусмотрена административная ответственность за нарушение правил, установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в пределах предметов их ведения (например, за нарушение правил благоустройства, охраны зеленых насаждений, пользования общественным транспортом, охраны общественного порядка) /6/.

При принятии таких законов субъекты РФ должны соблюдать требования, сформулированные в КоАП РФ.

В этой связи важное практическое значение имеет положение ч.1 статьи 1.6 «Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением», согласно которой привлекаемое к административной ответственности лицо может быть подвергнуто административному наказанию не иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

КоАП РФ определяет виды административных наказаний, в том числе те из них, которые могут устанавливаться только КоАП РФ, то есть федеральным законом. При этом, указывает И. И.Веремеенко за пределы установленного для него перечня видов наказаний законодатель субъекта РФ при определении конкретного вида административного наказания выйти не может /7/.

В соответствии с ч.1 ст. 1.3 КоАП РФ только федеральным законом (КоАП РФ) может быть установлен порядок производства по делам об административных нарушениях, в том числе определены меры по обеспечению этого производства.

Законодательные и правоприменительные органы должны строго придерживаться установленных Кодексом правил, что является гарантией обеспечения прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.

К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление общих положений и принципов указанного законодательства и перечень видов административных наказаний и правил их применения.

К ведению РФ отнесено также установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (конкретизацию в особенной части КоАП РФ).

Законодатель отнес к предметам федерального законодательства установление порядка производства по делам об административных правонарушениях и мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и порядка исполнения постановлений по этим делам.

Кодекс требует от судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, учитывать и обстоятельства, которые дают основание для смягчения административного наказания в рамках санкции нормы, предусматривающей административную ответственность.

По смыслу статьи 4.2 КоАП РФ смягчающими могут быть обстоятельства, которые не включены в квалификацию состава административного правонарушения. Статья 4.2 признает смягчающими ответственность десять видов обстоятельств, которые при назначении административного наказания должен учитывать субъект административной юрисдикции /7/:

- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает осознание им противоправности содеянного, его отрицательное отношение к правонарушению, активное участие в способствовании раскрытию обстоятельств совершенного деяния, объяснение причин, мотивов совершения правонарушения;

- добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

- добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении. Такое сообщение свидетельствует о положительном после совершения административного правонарушения поведении виновного;

- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

- предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного ущерба означает его реальные действия по устранению или уменьшению таких последствий;

- добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

- совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) признается смягчающим обстоятельством, если лицо является вменяемым;

совершение административного правонарушения несовершеннолетним, так как они могут совершить правонарушение из-за недостатка жизненного опыта, неправильной оценки сложившейся правовой ситуации, под влиянием других взрослых;

совершение административного правонарушения беременной женщиной признается смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такое состояние сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, может отражаться на поведении женщины. Закон признает также смягчающим обстоятельством совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Ст. 4.2 КоАП РФ содержит не исчерпывающий перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предоставляя судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, право признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или законе субъекта РФ об административных правонарушениях.

На практике субъекты административной юрисдикции относят к таким обстоятельствам возраст, состояние здоровья, инвалидность, положительное поведение в быту, наличие на попечении виновного больных, престарелых членов семьи /6/.

Установление смягчающих обстоятельств должно смягчать административную ответственность, то есть субъект административной юрисдикции должен избирать менее строгий вид административного наказания (при альтернативных санкциях) или снижать верхний предел административного наказания (при относительно-определенных санкциях).

Многие жизненные обстоятельства могут влиять на тяжесть совершенного административного правонарушения. Но только обстоятельства, указанные в статье 4.3, являются основанием для усиления административной ответственности в рамках санкции соответствующей статьи Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Перечень указанных в статье 4.3 обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является исчерпывающим, то есть нельзя признать отягчающими обстоятельства, не перечисленные в данной статье. К ним относятся /7/:

продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, свидетельствует о злостном характере правонарушения, о нежелании виновного отказаться от продолжения противоправного поведения и об игнорировании требований уполномоченных на то лиц о прекращении совершаемого правонарушения;

повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в силу ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения;

вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения (подстрекательство, обман, уговоры, использование служебного положения);

совершение административного правонарушения группой лиц (объединение усилий двух или более лиц для совершения одного и того же правонарушения);

совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах закон признает отягчающим обстоятельством;

совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения. Для некоторых видов административных правонарушений состояние опьянения является одним из неотъемлемых признаков состава.

Административная ответственность устанавливается за посягательства на определенные виды отношений, к каковым можно отнести и таможенные отношения и налоговые отношения и различного рода другие отношения.

Итак, в современном российском государстве более часто применяется административная ответственность, чем уголовная, гражданская или какая-нибудь иная юридическая ответственность, по причине более широкого спектра правовых отношений, регулируемых административным правом.

В частности, согласно КоАП РФ, к сфере ее регулирования - родовому объекту правонарушения - относятся такие виды жизнедеятельности граждан и деятельности юридических лиц в области:

защиты прав и законных интересов граждан и общества (гл. 5, 6);

охраны всех видов собственности, например частной, государственной и муниципальной (гл. 7);

охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);

промышленности, строительства и энергетики (гл. 9);

сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10);

транспорта (гл. 11);

дорожного движения (гл. 12);

связи и информации (гл. 13);

предпринимательской деятельности (гл. 14);

финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15);

таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);

посягательства на институты государственной власти, порядка управления общественного порядка и общественной безопасности (гл. 17, 19, 20);

защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан (лиц без гражданства) на территории РФ (гл. 18);

воинского учета (гл. 21).


Административное правонарушение является основанием наступления административной ответственности, преступление - уголовной, дисциплинарный проступок - дисциплинарной ответственности, а основанием материальной ответственности является гражданско - правовой деликт.

Административные взыскания налагаются уполномоченными органами лицами на неподчиненных им правонарушителей.

Неблагоприятные последствия для правонарушителя наступают в виде лишений или ограничений морального характера (предупреждение), материального (штраф, возмездное изъятие предмета явившегося орудием совершения или непосредственным объектом совершенного правонарушения, безвозмездное изъятие предмета явившегося орудием совершения или непосредственным объектом совершенного правонарушения) или физического характера (административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, административный арест).

Административное правонарушение необходимо отграничивать от преступлений. Критерием разграничения выступает степень общественной опасности этих правонарушений, которая у административных правонарушений значительно ниже, чем у преступлений.

Также в качестве критерия может выступать такой показатель, как наличие или отсутствие тяжких последствий. Нередко также критерием является и размер имущественного ущерба.

Субъектами административной ответственности являются физические лица и коллективные образования. Уголовной - пока только физические лица, индивиды, а вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным.

Административные наказания предусмотрены за административные правонарушения, уголовные наказания за преступления, дисциплинарные наказания за дисциплинарные проступки. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях.

Отношения по материальной ответственности участников трудового отношения за ущерб, причиненный по вине одной стороны другой являются отношениями охранительного характера. Стороны их - трудового отношения - работник и работодатель. Возникают эти отношения лишь при наличии противоправных действий, нанесших определенный вред. У большинства работников не возникают такие отношения. Отношения по материальной ответственности за ущерб, в зависимости какая сторона нанесла ущерб, могут быть двух видов:

по материальной ответственности работодателя, нанесшего вред работнику трудовым увечьем

по материальной ответственности работника, причинившего ущерб имуществу работодателя.

Материальная ответственность работников является одним из средств защиты форм собственности, так как она представляет собой юридическую обязанность работника, виновно причинившего ущерб, возместить его в установленном законом размере.

В гражданском праве также взыскиваются неполученные доходы, которые физическое или юридическое лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода или неполученные доходы).

Санкции финансово - правовых норм определяют меры ответственности, применяемые к их нарушителям. Финансово - правовые санкции отличаются от других санкций рядом особенностей.

Они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителя нормы через его денежные фонды и средства. При изъятии денежных средств путем финансово - правовых санкций характерным является зачисление их в государственную бюджетную систему или иной централизованный государственный денежный фонд.

В связи с направленностью финансово - правовых санкций на обеспечение общегосударственных интересов в области финансов, необходимостью быстрого реагирования на финансовые правонарушения наиболее распространенным является административный порядок применения этих санкций.

Таким образом, сходные правоотношения и их нарушение относятся также и к ведению смежных отраслей права: уголовного и гражданского. А вот по степени тяжести деяний правонарушителей уголовное право регламентирует и запрещает более социально опасные правонарушения: уголовные преступления, а не административные проступки. Гражданское право, гражданский и арбитражный процессы устанавливают иные формы защиты нарушенных прав и свобод граждан и юридических лиц в осуществлении ими предпринимательской деятельности.

3. Правонарушение как основание административной ответственности

Основой государственного управления при любом государственном устройстве является принуждение одной группой лиц - властной элитой - остальной части гражданского общества, сложившегося в определенном государстве. Основное выражение метод принуждения находит в юридической регламентации нормами административного права, наряду с другими его отраслями (уголовным, гражданским, налоговым), определенного перечня прав, свобод и обязанностей индивида по отношению к личности, обществу и государству в целом.

В частности, это применение государственными органами различных видов административной ответственности к субъектам административного права, которые нарушили те или иные нормативные предписания КоАП РФ и регионального законодательства в области административного права, что, согласно административной науке и сложившейся правоприменительной практике, является административным правонарушением /5/.

Так, в 1 полугодии 2014 году в районные суды и мировым судьям РФ поступило 3217781 дело об административном правонарушении, в 2013 году - 5820161 дело, в 2012 году - 5742442 дела (Приложение) /9/.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. В соответствии со ст. 2.1 «Административное правонарушение» КоАП РФ «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Правонарушение в сфере административного права может совершаться в форме как действия, так и бездействия отдельно взятого лица по отношению к иным субъектам административного права. Данные формы правонарушения обязаны носить следующий характер:

быть обязательно противоправными, нарушать отдельные или, наоборот, ряд предписаний, установленных источниками административного права. Например, нарушение положений КоАП РФ, законов субъектов РФ в области административного права, должностных инструкций, властных директив - указаний федеральных органов государственной власти и их должностных лиц; органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления;

деяние (действие или бездействие) виновного субъекта административного права обязательно должно носить виновный характер, нарушать общепринятые правовые нормы, а в отдельных случаях и нормы морали.

Законодатель, раскрывая понятие «административное правонарушение», указывает, что его субъектами могут быть как физические, так и юридические лица /7/.

Гражданский кодекс РФ подробно определяет понятие и признаки юридического лица, виды юридических лиц, их правоспособность, устанавливает обязанность юридического лица проходить в установленном порядке государственную регистрацию.

К физическим лицам, противоправные действия (бездействие) которых могут быть квалифицированы как административные правонарушения, относятся дееспособные граждане начиная с 16-летнего возраста (ст. 2.3 КоАП РФ).

Субъекты административной юрисдикции на всех стадиях административного процесса, в каждом конкретном случае должны удостовериться в личности лица, привлекаемого к административной ответственности, и в первую очередь уточнить его возраст. Недостижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет к его прекращению.

Административно - процессуальные нормы, входящие в институт производства по делам об административных правонарушениях регулируют порядок реализации соответствующих материальных норм, процедуры их применения, процесс осуществления принудительного воздействия на виновных с помощью административных взысканий. То есть они регламентируют производство об административных правонарушениях /4/.

Законодателем выделяются четыре основных задачи производства по делам об административных правонарушениях:

-        всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела;

-        разрешение дела в соответствии с законом;

         обеспечение исполнения вынесенного постановления;

         выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как отмечает ряд авторов - налицо сочетание превентивных и карательных (наказательных) целей, что полностью соответствует духу законодательства о борьбе с правонарушениями такого рода /3/.

Итак, признаки административного правонарушения, закрепляемые правом, в совокупности образуют сложный юридический состав, который является единственным основанием наступления административной ответственности.

С помощью признаков административного правонарушения можно получить общую социально - психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния /10/.

Заключение

Итак, административной ответственностью называется вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Административная ответственность обладает рядом характерных качеств. Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и юридические лица, она отличается от других видов ответственности своим субъектным составом.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. В соответствии со ст. 2.1 «Административное правонарушение» КоАП РФ «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Признаки административного правонарушения, закрепляемые правом, в совокупности образуют сложный юридический состав, который является единственным основанием наступления административной ответственности.

Список использованных источников

1.         Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1; 2015. - № 14. - Ст. 2917.

2.         Административное право: учебник / под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. - М., 2009. - 413 с.

3.      Алехин А. П. Административное право Российской Федерации: учебник / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. - М., 2006. - 480 с.

4.         Бахрах Д. Н. Административное право / Д. Н. Бахрах. - М., 2009 - 312 с.

5.         Звоненко Д. П. Административное право: учебник / Д. П. Звоненко, А. Ю. Малумов, Г. Ю. Малумов. - М., 2007. - 480 с.

6.         Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / под ред. Н. Г. Салищевой. - М., 2011. - 625 с.

7.         Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / И. И. Веремеенко / под ред. Е. Н. Сидоренко. - М., 2008. - 590 с.

.           Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / под ред. Э. Г. Липатова, С. Е. Чаннова. - М., 2010.

9.         Краткий обзор статистических показателей о работе районных судов и мировых судей РФ по рассмотрению дел в 2012, 2013, 1 полугодии 2014 года. [Электронный ресурс] : Официальный сайт Судебного департамента при Верховном суде РФ. - Режим доступа : #"893335.files/image001.gif">

Похожие работы на - Основания административной ответственности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!