Органы государственного контроля Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,27 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Органы государственного контроля Республики Беларусь

Реферат

Курсовая работа состоит из 26 страниц, 11 источников.

Ключевые слова: государственный контроль, Президент, Парламент, Комитет государственного контроля, надведомственный контроль, специальные контрольные органы.

Объект исследования: органы государственного контроля Республики Беларусь.

Цель курсовой работы: подробно рассмотреть, изучить, проанализировать принципы деятельности органов государственного контроля.

Задачи курсовой работы: определить понятие и виды органов государственного контроля и основные их функции.

Метод исследования: изучение литературных источников, рассмотрение различных органов государственного контроля.

Выводы: государственный контроль в сфере исполнительной власти подразделятся на: внешний - со стороны Президента, Комитета государственного контроля, органов законодательной и судебной власти и внутренний - в самой системе органов исполнительной власти (органами общей, межотраслевой и отраслевой компетенции). К основным целям государственного контроля относятся: соблюдение органами государства и их исполнительными лицами законодательства, целесообразное и экономное расходование экономических средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования.


Содержание

Введение

. Понятие и виды органов государственного контроля

. Основные функции органов государственного контроля

.1 Президентский контроль, контроль Национального собрания, контроль органов местного управления и самоуправления

.2 Контроль Совета Министров Республики Беларусь, специальные контрольные органы

Заключение

Список используемых источников

Введение

Создание государственной системы контроля связано с необходимостью совершенствования как организационно правовых форм осуществления контроля в каждой из ветвей власти, так и законодательной базы реализации контрольных функций.

Государственный контроль в сфере исполнительной власти подразделяется на: внешний - со стороны Президента, Комитета государственного контроля, органов законодательной и судебной власти и внутренний - в самой системе исполнительной власти (органами общей, межотраслевой и отраслевой компетенции).

Государственные органы контроля подразделяются на: Президентский контроль, контроль Парламента и местных Советов депутатов, контроль органов исполнительной власти, судебный контроль.

К основным целям государственного контроля относятся: соблюдение органами государства и их исполнительными лицами законодательства, целесообразное и экономное расходование экономических средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования.

В данной курсовой работе мы рассмотрим вопросы о правовом регулировании органов государственного контроля, основных принципах организации деятельности органов государственного контроля, системе органов государственного контроля.

Актуальность темы заключается в том, что исследуемая тематика создает предпосылки для повышения эффективности борьбы с правонарушениями в сфере республиканской службы безопасности, нацеленной на реализацию конституционного положения, защиту прав и свобод граждан, укрепления законности в стране, на создание правового государства, а также улучшения организации и функционирования исполнительных органов государственной власти.

1.Понятие и виды органов государственного контроля

Государственный контроль - одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других правовых актов, издаваемых органами государства.

Государственные органы контроля подразделяются на: Президентский контроль, контроль Парламента и местных Советов депутатов, контроль органов исполнительной власти, судебный контроль.

Президентский контроль. Президент Республики Беларусь уполномочен осуществлять контроль за субъектами административного права. Преимущественно такие полномочия относятся к органам исполнительной власти. Контрольные полномочия Президента довольно широкие и определяются Конституцией и Законом Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь». Но узаконенными нормативными правовыми актами президентский контроль недостаточно четко регулируется. Возможно, исключением является лишь пункт 26 статьи 84 Конституции [1, стр. 21], в котором записано, что Президент «непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления», и часть 2 статьи 106 [1, стр. 32], установившая подотчетность Правительства Президенту. Однако Президенту предоставлено немало возможностей, с помощью которых он может осуществлять контроль как непосредственно, так и через создаваемые им органы. К ним относятся:

формирование органов государственного управления;

упразднение и реорганизация названных органов;

назначение на должности и освобождение от должностей;

согласование назначений на должности;

отмена правовых актов;

использование права отложить проведение забастовки или приостановить ее;

выезды на места (на предприятия, в административно-территориальные единицы) и непосредственное ознакомление с положением дел [2, стр. 584].

Наиболее четко урегулирован контроль, проводимый непосредственно Президентом за Правительством. Так, Президент формирует Правительство, назначает каждого из его членов. Он вправе освободить их от должностей или принять решение об отставке Правительства. Непосредственный контроль Президента возможен за работой любого члена Правительства. Кроме того, Президент уполномочен принимать отчеты Правительства [1, стр. 32], отменять его акты (п. 25 ст. 84 Конституции) [1, стр. 21], председательствовать на заседаниях Правительства (п. 15 ст. 84 Конституции) [1, стр. 21].

Опосредованный контроль, т.е. контроль Президента через создаваемые им органы, осуществляется с помощью Администрации Президента, Управления делами Президента, Совета Безопасности Республики Беларусь и специально предназначенного для контроля Комитета государственного контроля. Все они получают необходимую информацию и обеспечивают ею Президента, осуществляя свои задачи и полномочия.

Контроль Парламента и местных Советов Депутатов за субъектами административного права осуществляется в соответствии с Конституцией, регламентами палат Национального Собрания Республики Беларусь, Законом «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах», а также Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Их контролю подвергаются преимущественно органы исполнительной власти.

Контрольные полномочия у палат Парламента не одинаковы. Обе палаты парламента рассматривают и утверждают республиканский бюджет. Палата представителей заслушивает отчет о его исполнении. Проект бюджета и отчет о его исполнении Правительство представляет Президенту для внесения в Парламент. Следовательно, названные документы поступают в Палату представителей не непосредственно от Правительства, а от Президента. С докладами на заседании Палаты выступает Министр финансов.

Палата представителей дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра Республики Беларусь, заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет ее, рассматривает вопрос о доверии Правительству, может выразить вотум недоверия Правительству.

Обе палаты Национального собрания рассматривают президентские временные декреты и принимают постановления «Принять к сведению…». Декреты могут быть отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.

Таким образом, Национальное собрание осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти республиканского уровня по отдельным оговоренным в Конституции вопросам.

Местные Советы депутатов осуществляют контроль только за исполнительными комитетами. Однако сфера этого контроля более широкая, по сравнению с контролем Национального собрания. Так, они утверждают не только местные бюджеты и отчеты об их исполнении, но и программы экономического и социального развития, устанавливают местные налоги и сборы, определяют порядок управления и распоряжения коммунальной собственностью [1, стр. 36]. Все эти вопросы непосредственно связаны с деятельностью исполнительных комитетов. Кроме того, исполнительные комитеты разрабатывают и вносят для утверждения в Совет предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан (п. 1 ст. 9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республики Беларусь») [3].

Областные и Минский городской Советы депутатов принимают решения об утверждении в должности председателей исполнительных комитетов, назначенных Президентом Республики Беларусь.

Руководители исполнительных комитетов базового уровня назначаются на должности и освобождаются от должностей облисполкомом по согласованию с Президентом и утверждаются в должности соответствующими Советами.

Председатели исполнительных комитетов первичного и базового уровней подотчетны соответствующему Совету по вопросам, отнесенным к компетенции Совета (ч. 3 ст. 10 названного Закона)[3]. Более того, председатели исполнительных комитетов всех уровней представляют сессии Совета по мере необходимости, но не реже одного раза в год, отчеты о деятельности исполнительного комитета (п. 5 ст. 10 Закона)[3]. Советы наделены правом отменять в случае несоответствия законодательству Республики Беларусь распоряжения председателей исполнительных комитетов и решения исполнительных комитетов (п. 11 ст. 16 Закона)[3].

Важным методом контроля представительных органов государственной власти за субъектами административного права являются запросы депутатов. Они рассматриваются на сессиях Советов и по ним принимаются соответствующие решения.

Контроль органов исполнительной власти весьма разнообразен. Ее разнообразие определяется многими обстоятельствами. Во-первых, он в большей части внутрисистемный; во-вторых, осуществляется нередко вышестоящими органами по отношению к нижестоящим; в-третьих, по своему характеру не однозначен; в-четвертых, сопряжен с возможностями применения различных мер воздействия, в том числе дисциплинарных и иных мер; в-пятых, он постоянно действующий; в-шестых, нередко осуществляется специальными внутриструктурными звеньями; в-седьмых, осуществляется в различных сферах деятельности исполнительной власти.

Внутрисистемность контроля означает, что он не распространяется на другие государственные системы, в частности на систему представительных органов государственной власти, на судебные органы, органы прокуратуры. Вместе с тем, из контроля органов исполнительной власти не исключаются такие субъекты административного права, как негосударственные организации, индивидуальные предприниматели и граждане.

Контроль органов исполнительной власти как внутрисистемное явление проводится вышестоящими органами по отношению к нижестоящим, подчиненным по вертикали. Здесь имеются и некоторые исключения. Областные (Минский городской) исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Совету министров по вопросам, входящим в компетенцию Правительства, хотя они не являются его нижестоящим органам (ч.2 ст. 9 Закона «О местном управлении и самоуправлении»)[3]. Подобное наблюдается и в отношениях Совета Министерств с Высшей аттестационной комиссией (ВАК) и Национальной академией наук Беларуси. ВАК подчиняется Президенту Республики Беларусь и подотчетен Совету Министров Республики Беларусь, то же относится и к Академии наук Беларуси (ч.2 п. 2.2 декрет президента РБ от 5 марта 2002г. №7 и ч. 3 п. 3)[4].

В системе исполнительной власти осуществляется общий, ведомственный, надведомственный и внутренний контроль.

Рассматриваемый вид контроля обеспечивается как различными мерами воздействия поощрительного характера, так и применением мер ответственности. За хорошую работу, значительные достижения могут быть применены различные поощрительные меры; за упущения, нарушения не исключается применение мер дисциплинарной ответственности. Последнее применяются к подчиненным, а не вообще к подотчетным.

Постоянство контроля подчеркивает, что он непрекращающийся, ежедневно действующий. Любые управленческие органы, их должностные лица ежедневно осуществляют многочисленные контрольные действия. В этом выражается одна из черт государственного управления.

Контроль органов исполнительной власти часто осуществляется специально создаваемыми органами, среди которых нередки и внутриструктурные подразделения. Например, В Министерстве труда и социальной защиты создан департамент государственной инспекции труда, в Министерстве по чрезвычайным ситуациям наличествует департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике.

Одной из особенностей рассматриваемого вида контроля является то, что он проводится в различных сферах деятельности исполнительной власти и на различных ее уровнях. Так, например, он присутствует в сферах финансово-экономической, правопорядка, социально-культурной, природопользования и т. д., на центральном и местном уровнях. В первой сфере контроль осуществляется министерствами финансов, экономики; Национальным банком; во второй - министерствами внутренних дел, юстиции; в третьей - министерствами образования, культуры, здравоохранения, труда и социальной защиты; в четвертой - Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Комитетом лестного хозяйства при Совете Министров.

Судебный контроль. За субъектами административного права осуществляется и судебный контроль. Главная его сущность и особенность состоит в том, что он ведется в ходе рассмотрения различных видов дел в судах гражданских, уголовных, административных, трудовых, а также приоценки конституционности нормативных актов, при активном и непосредственном участии судьи. Судья, выслушивая стороны, анализируя материалы дел, может выявить нарушения законодательства, серьезные упущения в работе органов государственного управления, их должностных лиц.

Наибольшее количество дел в производстве находится в общих судах, среди которых и дела об административных правонарушениях. Дела об административных правонарушениях рассматривает судья по административным делам и административным производствам, который следит за законностью составленного протокола об административном правонарушении, а также совершенных действий по обеспечению производства.

Общие суды рассматривают также жалобы, протесты прокурора на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные соответствующими органами (должностными лицами). В их ведении находятся и дела, возникающие из административно-правовых отношений. Среди них дела: по жалобам на действия избирательных комиссий в случаях, предусмотренных законом; по жалобам на отказ органов записи актов гражданского состояния внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния; по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении; по жалобам на действия (бездействия) государственных органов и других юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, - и права юридических лиц; иные дела, возникающие из административно-правовых отношений, в случаях, предусмотренных законом [5, ст. 335].

Хозяйственные (сейчас экономические) суды также участвуют в контроле за субъектами административного права. Так, им представлено право признавать недействительным ненормативный акт государственного или иного органа, если он не соответствует законодательству Республики Беларусь и нарушает права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей [6, п. 8, ст. 27]; решать спор в связи с отказом в государственной регистрации либо уклонении от государственной регистрации в установленный срок юридического лица или индивидуального предпринимателя и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законодательством [6, п. 11, ст. 27]; решать споры в связи с ликвидацией, реорганизацией юридических лиц, прекращением деятельности индивидуальных предпринимателей [6, п. 14, ст. 27].

Хозяйственные суды рассматривают также дела по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении [6, ч. 2, п. 2, ст. 27].

В соответствии со статьей 140 Хозяйственно процессуального кодекса Республики Беларусь[6] хозяйственный суд вправе применять меры административного воздействия в отношении нарушителей порядка в судебном заседании, в том числе и наложить штраф. Штраф может быть наложен и за оставление без ответа частного определения хозяйственного суда, а равно дачу несвоевременного ответа. Субъектами ответственности являются организации, должностные лица и граждане [6, ч. 3, ст. 169]. Хозяйственные суды осуществляют контроль и при рассмотрении дел об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами [7].

Конституционный суд Республики Беларусь осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов, в том числе и носителей исполнительной власти. Он воплощает этот вид деятельности по предложениям Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда и Совета Министров Республики Беларусь.

По результатам рассмотрения Конституционный суд дает заключение о конституционности или неконституционности того или иного нормативного правового акта государственного управления. В случае признания акта неконституционным, он утрачивает юридическую силу [1, стр. 34-35, ст. 116]. Конституционный суд наделен правом вносить Президенту, Совету Министров Республики Беларусь и иным государственным органам в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов [8, ст. 7].

Государственный контроль - одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других правовых актов, издаваемых органами государства.

Президент Республики Беларусь уполномочен осуществлять контроль за субъектами административного права.

Контроль Парламента и местных Советов Депутатов за субъектами административного права осуществляется в соответствии с Конституцией, регламентами палат Национального Собрания Республики Беларусь, Законом «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах», а также Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Их контролю подвергаются преимущественно органы исполнительной власти.

Контроль органов исполнительной власти весьма разнообразен. Ее разнообразие определяется многими обстоятельствами. Во-первых, он в большей части внутрисистемный; во-вторых, осуществляется нередко вышестоящими органами по отношению к нижестоящим; в-третьих, по своему характеру не однозначен; в-четвертых, сопряжен с возможностями применения различных мер воздействия, в том числе дисциплинарных и иных мер; в-пятых, он постоянно действующий; в-шестых, нередко осуществляется специальными внутриструктурными звеньями; в-седьмых, осуществляется в различных сферах деятельности исполнительной власти.

Каждый вид суда в пределах своей компетенции осуществляет контроль за субъектами административного права[2, стр. 585-591].

2.Основные функции органов государственного контроля

.1 Президентский контроль, контроль Национального собрания, контроль органов местного управления и самоуправления

Создание государственной системы контроля связано с необходимостью совершенствования как организационно-правовых форм осуществления контроля в каждой из ветвей власти, так и законодательной базы реализации контрольных функций.

К основным целям государственного контроля относятся: соблюдение органов государства и их исполнительных лицами законодательства, целесообразное и экономное расходование экономических средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирование.

Президентский контроль. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Президент является главой государства и гарантом Конституции. Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь установлены Конституцией (ст. 84), Законом Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» [9, стр. 470].

Значительное место в контрольных полномочиях Президента Республики Беларусь занимают его права и обязанности в сфере деятельности Совета Министров Республики Беларусь. Основание тому служат конституционные положения, позволяющие Президенту определять структуру Правительства Республики Беларусь, назначать на должности и освобождать заместителей премьер-министра, министров и других членов правительства, принимать решения об отставке Правительства и его членов; отменять акты правительства; председательствовать на заседаниях Советов Министров Республики Беларусь и др.

Контроль в сфере деятельности органов публичной администрации Президент осуществляет лично либо через специальные структуры, прежде всего, - Администрацию Президента, которая согласно Положению о ней является органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента Республики Беларусь в области государственной кадровой политике, идеологии и права, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента.

Контрольные функции Администрация Президента осуществляет в процессе выполнения ее основных задач, связанных прежде всего с государственной кадровой политикой и идеологией; координацией деятельности подотчетных Президенту Государственных органов.

Важную роль в обеспечении контроля Президента за деятельностью органов публичной администрации играет институт помощников Президента.

Контрольные функции Президента распространяются и на деятельность местных органов управления и самоуправления.

Важное место в деятельности Президента отводиться подготовке специалистов с высшим образованием. Об этом можно судить по ежегодным указам Президента. В них отражены не только положения, связанные с составом и деятельностью этих комиссий, но и определена форма президентского контроля в виде предоставления ему отчетов о проделанной комиссией работы [9, стр. 471].

Контроль Национального собрания. Национальное собрание, согласно конституции осуществляет: государственный контроль президент собрание

контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

контроль за законностью и своевременностью движения средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов в Национальном банке Республики Беларусь, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Республики Беларусь.

Парламентский контроль осуществляется и в процессе заслушивания доклада Премьер-министра о программе деятельности Правительства, Результатом которого может стать выражение вотума недоверия Правительству.

Контрольные функции Палаты представителей Национального собрания проявляются в процессе формирования государственных органов. В частности, она дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра; Председателя Конституционного суда, Председателя и судей Верховного суда, Председателя и судей Высшего хозяйственного (сейчас экономического) суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов правления Национального банка.

Плодотворна, но еще не используемая в полной мере Национальным собранием и такая форма парламентского контроля, как депутатский запрос, механизм которого определен законодательством [9, стр. 472].

Контроль органов местного управления и самоуправления. Контроль за деятельностью местных органов публичной администрации осуществляется местными представительными органами - Советами депутатов. Круг контрольных полномочий местных Советов депутатов определен Конституцией и Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» [3]. Согласно им контрольные функции осуществляются в процессе:

утверждение программ экономического и социального развития местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

определение в пределах установленных законом порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью.

Важное место в контрольной деятельности местных Советов депутатов занимает контроль со стороны депутатов. По поручению Совета депутатов, его органов или по собственной инициативе депутат может участвовать в проверке работы расположенных на территории Совета государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к ведению Совета, знакомиться с необходимыми документами.

В рамках контрольных полномочий депутат вправе обращаться во все государственные органы, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, к должностным лицам по вопросам, связанным с депутатской деятельностью в своем округе, и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов. Органы и должностные лица, которым адресовано обращение, обязаны дать депутату ответ на его обращение в срок и в порядке, предусмотренном для разрешения жалоб, заявлений и предложений граждан.

Государственный контроль в сфере исполнительной власти подразделяется на: внешний - со стороны Президента, Комитета государственного контроля, органов законодательной и судебной власти и внутренний - в сомой системе органов исполнительной власти (органами общей, межотраслевой и отраслевой компетенции).

Основные функции президентского контроля, контроля Национального собрания, контроля местного управления и самоуправления разнообразен. Значительное место в контрольных полномочиях Президента Республики Беларусь занимают его права и обязанности в сфере деятельности Совета Министров Республики Беларусь. Контроль в сфере деятельности органов публичной администрации Президент осуществляет лично либо через специальные структуры, прежде всего, - Администрацию Президента. Значительная роль в сфере государственного контроля принадлежит и Национальному собранию (парламенту). Контроль за деятельностью местных органов публичной администрации осуществляется и местными представительными органами - Советами депутатов.

.2 Контроль Совета Министров Республики Беларусь, специальные контрольные органы

Контроль Совета Министров Республики Беларусь и подчиненных ему органов состоит из надведомственного и ведомственного.

Надведомственный контроль имеет место тогда, когда субъект и объект контроля несоподчинены, т. е. субъект и объект контроля относятся к различным организационным системам.

Особое место в системе органов исполнительной власти, осуществляющих контроль, занимает Совет Министров Республики Беларусь. Согласно Закону Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» и Конституции Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему органами государственного управления и другими органами исполнительной власти, физическими и юридическими лицами [10, ст. 3], [1, стр. 33, ст. 107].

Контроль, осуществляемый Советом Министров Республики Беларусь, с одной стороны, имеет признаки ведомственного контроля, осуществляемого за подчиненными ему органами государственного управления, с другой - надведомственного, применительно к другим органам исполнительной власти, физическим лицам и юридическим органам. Возможное включение Совета Министров в систему органов надведомственного контроля обусловлено значимостью его внутрисистемных контрольных функций надотраслевого характера. Сюда относятся контрольные функции:

в социально-культурной сфере (контроль за соблюдением предоставленных женщинам прав и гарантий);

в области кадровой политики (контроль за деятельностью подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти Республики Беларусь по осуществлению кадровой политики, созданию системы непрерывного обучения кадров);

в сфере деятельности местных исполнительных и распорядительных органов (контроль за исполнением местными исполнительными и распорядительными органами Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь и др.).

Надведомственный контроль осуществляется и рядом министерств, в частности:

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, к контрольным функциям которого относится соблюдение юридическими и физическими лицами законодательства в сфере охраны окружающей среды;

Министерством статистики и анализа, одной из основных задач которого является контроль деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, - по вопросам статистики, создания условий для использования этими органами статистический стандартов и методологии проведения ими отраслевых, ведомственных и межотраслевых статистических наблюдений по формам и в соответствии с министерскими нормативами;

Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь - контроль за соблюдением законодательства о труде и социальной защите и др.;

Министерствам финансов Республики Беларусь, которое осуществляет: контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство; контроль в сфере деятельности с драгоценными камнями; создание в республике запасов драгоценных металлов и драгоценных камней; контроль за своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами и организациями.

Функции надведомственного контроля осуществляют ряд комитетов: Государственный таможенный комитет, Комитет государственной безопасности, Комитет по науке и технологиям.

В систему органов надведомственного контроля входят и департаменты министерств и государственных комитетов.

Особую группу органов надведомственного контроля составляют специальные контрольные органы. К ним в первую очередь необходимо отнести Комитет государственного контроля. Комитет государственного контроля является органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента Республики Беларусь, парламента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения [1, стр.38, ст. 129 ], [11].

Об особом статусе Комитета государственного контроля в системе специальных контрольных органов можно судить исходя из содержания и объема основных направлений его деятельности, которые включают контроль за:

Соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

Расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества;

Исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности;

Соблюдением государственными органами, иными юридическими лицами (в том числе резидентами свободных экономических зон) актов законодательства в области инвестиционной деятельности;

Законностью использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов;

Соблюдением государственными органами, банками законодательства, регулирующими использование кредитных и валютных средств;

Состоянием контрольно-резервной работы в государственных органах, а также за проведение проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, представительств и учреждений Республики Беларусь, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета;

Соблюдением законодательства в области получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, а также со сбором и сдачей их лома и отходов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь;

Соблюдением законодательства при использовании черных и цветных металлов, соблюдением порядка сбора, учета, хранения, использования, реализации и переработки черных и цветных металлов, их лома и отходов;

Исполнением Национальным банком Республики Беларусь и иными банками, страховыми и небанковскими финансовыми организациями законодательства, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;

Соблюдением участками рынка ценных бумаг, а также Национальным банком Республики Беларусь и иными юридическими лицами, осуществляющими деятельность по регулированию этого рынка, законодательства при выпуске, размещении и обращении ценных бумаг;

Поставкой товаров для государственных нужд;

Соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, определяющего правила торговли и обслуживания населения, порядок формирования цен на товары (работы, услуги) и дисциплины цен при реализации товаров (работ, услуг), качество изготовляемых и реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), их безопасности для жизни, здоровь и имущества потребителей, защиты потребительского рынка и прав потребителей;

Использованием государственными органами, иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, а также за законностью использования государственных средств при осуществлении внешнеэкономических операций;

Соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций на территории Республики Беларусь [9, стр. 475-477].

Важное место в деятельности Комитета государственного контроля отводиться финансовому контролю, осуществляемому департаментом финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

К специальным контрольным органам Республики Беларусь относятся и формируемые Советом Министров и подчиненными ему министерствами иные органы: департамент контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь, задачей которого является государственный контроль за функционированием республиканской системы образования; департамент экономического контроля при Госэкономплане Республики Беларусь.

Одним из условий эффективности и законности деятельности органов, учреждений и организаций является ведомственный контроль.Он осуществляется повсеместно, во всех государственных органах и на всех уровнях.

Особенность этого вида государственного контроля проявляется в том, что в его основе заложена субординационная подчиненность, т. е. объект контроля, как правило, является нижестоящим по отношению к субъекту звеном.

Признаком ведомственного контроля можно считать и то, что в процессе реализации его органами своих полномочий деятельность подконтрольного объекта оценивается, прежде всего, с точки зрения целесообразности и эффективности его деятельности и по широкому кругу вопросов. Субъекты ведомственного государственного контроля широко применяют дисциплинарное принуждение в отношении должностных лиц.

К органам и лицам, наделенным полномочиями по осуществлению ведомственных контрольных функций, относится контрольно-ревизионная служба, являющаяся самостоятельным структурным подразделением (управление, отдел) органа государственного управления, подчиненным его руководителю. Если контрольно-ревизионная служба не может быть создана в качестве самостоятельного структурного подразделения, организация и осуществление ведомственного контроля возлагаются на руководителя службы бухгалтерского учета (главного бухгалтера) соответствующего органа государственного управлении.

Контрольно-ревизионная служба органа государственного управления:

) координирует деятельность его структурных подразделений при осуществлении ведомственного контроля;

) организует и проводит проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности организаций, подчиненных соответствующему органу государственного управления или входящих в его состав;

) разрабатывает проекты нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и осуществление ведомственного контроля;

) проводит работу по изучению и распространению в своей отрасли более совершенных форм организации ведомственного контроля;

) на основе анализа выявляемых нарушений в установленном порядке вносит предложения по изменению и дополнению законодательства в сфере экономических отношений;

) ведет учет проведенных проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций, их результатов и принятых по ним мер, составляет и представляет отчетность о проделанной контрольно-ревизионной работе[9, стр. 478-479]

Плановые проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности организаций проводятся, как правило, один раз в год, а организаций, финансируемых из бюджета, - не реже одного раза в два года. В отдельных случаях руководитель органа государственного управления вправе принять решение в проведении плановой проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности организации один раз в два-три года.

В соответствии с установленным законодательством порядком могут осуществляться и внеплановые проверки (ревизии).

Инструкции о порядке организации и проведения проверок (ревизий) утверждаются руководителем соответствующего органа государственного управления по согласованию с Министерством финансов либо его территориальными органами в областях и г. Минске.

Материалы проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций, проведенных контрольно-ревизионными службами органов государственного управления, представляются по запросам в Комитет государственного контроля, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам и их территориальные органы.

Контроль Совета Министров Республики Беларусь и подчиненных ему органов состоит из надведомственного и ведомственного. Надведомственный контроль имеет место тогда, когда субъект и объект контроля несоподчинены, т. е. субъект и объект контроля относятся к различным организационным системам. Ведомственный контроль осуществляется повсеместно, во всех государственных органах и на всех уровнях. Особенность этого вида государственного контроля проявляется в том, что в его основе заложена субординационная подчиненность, т. е. объект контроля, как правило, является нижестоящим по отношению к субъекту звеном. Особую группу органов надведомственного контроля составляют специальные контрольные органы к которым относятся Комитет государственного контроля, формируемые Советом Министров и подчиненными ему министерствами иные органы: департамент контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь; департамент экономического контроля при Госэкономплане Республики Беларусь, контрольно-ревизионная служба органа государственного управления.

Заключение

Государственный контроль - одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других правовых актов, издаваемых органами государства.

Контроль органов исполнительной власти весьма разнообразен. Ее разнообразие определяется многими обстоятельствами. Во-первых, он в большей части внутрисистемный; во-вторых, осуществляется нередко вышестоящими органами по отношению к нижестоящим; в-третьих, по своему характеру не однозначен; в-четвертых, сопряжен с возможностями применения различных мер воздействия, в том числе дисциплинарных и иных мер; в-пятых, он постоянно действующий; в-шестых, нередко осуществляется специальными внутриструктурными звеньями; в-седьмых, осуществляется в различных сферах деятельности исполнительной власти.

Каждый вид суда в пределах своей компетенции осуществляет контроль за субъектами административного права.

Создание государственной системы контроля связано с необходимостью совершенствования как организационно-правовых форм осуществления контроля в каждой из ветвей власти, так и законодательной базы реализации контрольных функций.

Основные функции президентского контроля, контроля Национального собрания, контроля местного управления и самоуправления разнообразен. Значительное место в контрольных полномочиях Президента Республики Беларусь занимают его права и обязанности в сфере деятельности Совета Министров Республики Беларусь. Контроль в сфере деятельности органов публичной администрации Президент осуществляет лично либо через специальные структуры, прежде всего, - Администрацию Президента. Значительная роль в сфере государственного контроля принадлежит и Национальному собранию (парламенту). Контроль за деятельностью местных органов публичной администрации осуществляется и местными представительными органами - Советами депутатов.

Контроль Совета Министров Республики Беларусь и подчиненных ему органов состоит из надведомственного и ведомственного. Надведомственный контроль имеет место тогда, когда субъект и объект контроля несоподчинены, т. е. субъект и объект контроля относятся к различным организационным системам. Ведомственный контроль осуществляется повсеместно, во всех государственных органах и на всех уровнях. Особенность этого вида государственного контроля проявляется в том, что в его основе заложена субординационная подчиненность, т. е. объект контроля, как правило, является нижестоящим по отношению к субъекту звеном. Особую группу органов надведомственного контроля составляют специальные контрольные органы к которым относятся Комитет государственного контроля, формируемые Советом Министров и подчиненными ему министерствами иные органы: департамент контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь; департамент экономического контроля при Госэкономплане Республики Беларусь, контрольно-ревизионная служба органа государственного управления.

В данной курсовой работе мы ответили на вопросы о правовом регулировании органов государственного контроля, основных принципах организации деятельности органов государственного контроля, системе органов государственного контроля.


Список используемых источников

Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. - 7-е изд., стер. - Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. - 64с.

Крамник А. Н. Курс административного права Республики Беларусь / Мн.: Тесей, 2002. - 608с.

Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Закон Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении": URL: #"justify">Декрет Президента Республики Беларусь от 05.03.2002г. №7 "О совершенствовании государственного управления в сфере науки"[Электронный ресурс] // Советская Белоруссия: Электронная версия газеты - 2002. - 12 марта. - URL: #"justify">Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь:URL: #"justify">Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь[Электронный ресурс]:URL: #"justify">Указ Президента Республики Беларусь от 16.01.2002г. №40 "О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений" [Электронный ресурс]:URL: #"justify">Закон "О Конституционном суде Республики Беларусь"[Электронный ресурс]:URL: #"justify">Мах И. И. Административное право: курс лекций/ - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Амалфея, 2012 - 640с.

Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Закон Республики Беларусь "О Совете Министров Республики Беларусь": URL: #"justify">Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Закон Республики Беларусь "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах":URL: http://www.pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=H11000142 (дата обращения: 06.05.2014г.)

Похожие работы на - Органы государственного контроля Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!