Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента

















Организация работы в органах прокуратуры



1. Зонально-предметный принцип работы органов прокуратуры


Работа прокуроров управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокуратур областей, г. Минска организуется по предметному, зональному и зонально-предметному принципам.

Структура Генеральной прокуратуры, прокуратур областей, г. Минска построена по предметному принципу осуществления надзорной деятельности. Управления и отделы этих прокуратур осуществляют свою деятельность по отраслям прокурорского надзора и другим направлениям деятельности. В ряде областных прокуратурах работу по отраслевому принципу осуществляют старшие помощники соответствующих прокуроров.

Прокурорский надзор по каждому направлению прокурорской деятельности, предусмотренному ст. 4 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», осуществляет, как правило, группа управлений и отделов. Например, в Генеральной прокуратуре организация работы по надзору за исполнением законодательства возложена на управление по надзору за исполнением законодательства и за законностью правовых актов, другие структурные подразделения Генеральной прокуратуры в пределах их компетенции; по надзору за соответствием закону судебных
постановлений и за соблюдением законодательства при их исполнении - на управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам, управление по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам. Аналогично построена работа в областных прокуратурах.
Некоторые управления и отделы Генеральной прокуратуры организуют работу по осуществлению надзора за исполнением нормативных правовых актов по всем направлениям деятельности прокуратуры. В частности, такую работу организуют и осуществляют управление Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства в войсках, на транспорте и в таможенных органах, отдел по надзору за исполнением законодательства л несовершеннолетних и молодежи. В областных прокуратурах, прокуратуре г. Минска работу по всем направлениям прокурорской деятельности осуществляют либо отдел, либо группа, либо старший помощник прокурора по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.

Некоторые управления Генеральной прокуратуры состоят из нескольких отделов. На каждый конкретный отдел, осуществляющий надзор за исполнением законов, иных нормативных правовых актов, возлагается надзор за исполнением законодательства в рамках определенного предмета ведения. Например, управление по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов состоит из трех отделов: отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики; отдела по надзору за исполнением природоохранного и земельного законодательства; отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан.

Обязанности по осуществлению надзора в управлениях и отделах вышестоящих прокуратур распределяются в зависимости от численности прокурорских работников того или иного управления, отдела, а также объема работы. Распределение обязанностей между прокурорскими работниками в управлениях, отделах Генеральной прокуратуры, прокуратурах областей осуществляется по зональному и зонально-предметному принципам.

Зональный принцип распределения обязанностей применяется в тех случаях, когда прокурорские работники определенного управления (отдела) осуществляют надзор за исполнением законодательства какой-либо одной отрасли права или какого-то одного закона. Например, прокурорские работники управления Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства Следственным комитетом Республики Беларусь осуществляют надзор только за исполнением уголовно-процессуального законодательства.

При зональном принципе распределения обязанностей за каждым прокурором управления, отдела или группы закрепляется в Генеральной прокуратуре конкретная область или группа областей, в областных прокуратурах, прокуратуре г. Минска - один или несколько районов, районов в городе, городов. Прокурорских работников, которые осуществляют надзор за исполнением законодательства на закрепленных территориях (зонах) на практике именуют зональными прокурорами.

В соответствии с зонально-предметным принципом распределения обязанностей за каждым прокурором управления, отдела закрепляется определенная территория и надзор за исполнением законов и иных нормативных правовых актов в какой-то отрасли или нескольких отраслях народного хозяйства либо в отношении определенных поднадзорных субъектов. В наибольшей мере это касается надзора за исполнением законодательства (общего надзора). Для осуществления непосредственного надзора каждому прокурору управления Генеральной прокуратуры выделяется одно или несколько министерств и центральных ведомств, а каждому прокурору отдела областных прокуратур, прокуратуры г. Минска выделяется определенная, по возможности, однородная группа объектов по отраслям народного хозяйства. Например, по предметному принципу за одним из прокурорских работников управления, отдела закрепляется надзор за исполнением законодательства в организациях сельского хозяйства, за другим - в медицинских учреждениях, за третьим - в организациях образования, науки, культуры и т. д.

Закрепление зон, предметного надзора за старшими прокурорами и прокурорами управлений и отделов производится начальником управления или отдела с учетом их штатного расписания и объема работы. В областных прокуратурах по отдельным направлениям деятельности созданы группы прокуроров, которые организуют и осуществляют надзор по зонам, предмету надзора, либо вся работа по определенному направлению может быть поручена старшему помощнику соответствующего прокурора.

Зональные прокуроры обобщают работу нижестоящих прокуратур, в пределах своей компетенции осуществляют организационно-методическое руководство их деятельностью, вырабатывают методические рекомендации, изучают и распространяют положительный опыт их работы. Они должны знать состояние работы входящих в его зону прокуратур, изучать, обобщать и анализировать надзорную практику, выезжать на места, повседневно оказывать практическую и методическую помощь прокурорским работникам нижестоящих прокуратур. Зональные прокуроры в пределах своей компетенции организуют и осуществляют надзор за исполнением законодательства, контролируют исполнение нижестоящими прокурорами приказов и распоряжений Генерального прокурора. Деятельность зональных прокуроров направлена на совершенствование стиля, форм и методов работы нижестоящих прокуратур, повышение уровня руководства нижестоящими прокуратурами. Данная деятельность должна проводиться в тесном контакте с зональными прокурорами других структурных подразделений.

В районных, городских и приравненных к ним прокуратурах служебные обязанности распределяются в основном по отраслевому принципу. Например, за одним из старших помощников прокурора или помощников прокурора при распределении функциональных обязанностей может быть закреплен надзор за исполнением законодательства (общий надзор); за другим - надзор за соответствием закону судебных постановлений и за соблюдением законодательства при их исполнении; за заместителем прокурора - надзор за следствием и дознанием; за прокурором руководителем соответствующей прокуратуры - надзор за исполнением законодательства органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Может быть и иное распределение функциональных обязанностей между прокурорскими работниками низовой прокуратуры. При этом может быть применен зональный принцип распределения обязанностей. В первую очередь это касается общего надзора, наиболее объемного по содержанию деятельности. Осуществление общего надзора в рамках всего района, города может быть поручено двум-трем старшим помощникам (помощникам) соответствующего прокурора с распределением между ними территорий (поселковых, сельских Советов, территорий конкретного города), на которых находятся поднадзорные органы, организации.


. Планирование работы в органах прокуратуры


Планирование работы в органах прокуратуры является организационной основой повышения эффективности деятельности прокуратуры. Планирование позволяет сосредоточить имеющиеся силы и средства органов прокуратуры на главных направлениях борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, обеспечить осуществление надзора за исполнением законов, иных нормативных правовых актов на наиболее приоритетных направлениях деятельности прокуратуры. В планах должны предусматриваться мероприятия по исполнению предписаний, изложенных в приказах и указаниях Генерального прокурора.

В приказе Генерального прокурора от 15 декабря 2008 г. № 76 «Об организации надзора и управления в органах прокуратуры» обращено внимание всех прокуроров на то, что планирование работы следует рассматривать как эффективное средство руководства и управления деятельностью органов прокуратуры, рационального распределения сил, позволяющее мобилизовать подчиненных на решение наиболее актуальных проблем. В приказе указано, что работу необходимо планировать по полугодиям. При составлении планов следует обеспечивать продуманную избирательность в выборе объектов для проверок и предметов для изучения, профилактическую (упреждающую) направленность прокурорского надзора, своевременное и качественное выполнение планируемых мероприятий. Приказом предписано руководителям структурных подразделений Генеральной прокуратуры, прокуратур областей изучать планы работы нижестоящих прокуратур, требовать внесения в их необходимых корректив.

Планирование должно основываться на периодически проводимом анализе и обобщении состояния законности в республике, области, районе, городе. В связи с этим органы прокуратуры должны располагать информационно-аналитическими материалами, статистически ми данными, сведениями правоохранительных, контролирующих и других государственных органов, характеризующих положение дел на конкретных направлениях надзорной деятельности.

План должен быть комплексным, т. е. охватывать все направления деятельности прокуратуры, и в то же время небольшим по объему, должен основываться на точном расчете сил, средств и времени, необходимых для его выполнения, что обеспечивает качественное выполнение плана. В планы должны включаться наиболее важные вопросы, связанные с выполнением задач органов прокуратуры по обеспечению законности. План не должен содержать мероприятий, выходящих за пределы компетенции органов прокуратуры. В то же время в план могут быть включены совместные мероприятия с другими правоохранительными, контролирующими и инспектирующими органами.

Плановые задания должны быть конкретными, четко
сформулированными. В планах указываются конкретные должностные лица прокуратуры, ответственные за исполнение того или иного пункта плана, сроки исполнения плановых заданий. Исполнители плановых заданий определяются в соответствии с распределением функциональных обязанностей между прокурорскими работниками и в пределах их компетенции.
В составлении плана в Генеральной, областных, районных, городских, приравненных к ним прокуратурах принимают участие все оперативные работники прокуратуры.

В вышестоящих прокуратурах управления и отделы вносят свои предложения о включении в план определенных мероприятий, выполнение которых возлагается на одно или несколько управлений и отделов с привлечением нижестоящих прокуроров или без них. В районных, городских и приравненных к ним прокуратурах по предложению прокурора оперативные работники прокуратуры готовят свои предложения к плану в соответствии с возложенными на них функциональными обязанностями.

После поступления предложений в Генеральной прокуратуре, прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах проект плана составляют соответствующие структурные подразделения, в районных, городских и приравненных к ним прокуратурах проект плана готовит
прокурор или по его поручению один из оперативных работников прокуратуры.
Проект плана обсуждается соответственно на коллегиях Генеральной прокуратуры, прокуратур областей, на оперативных совещаниях районных, городских и приравненных к ним прокуратур. После одобрения проекта плана коллегией или на оперативном совещании он утверждается руководителем прокуратуры.

План работы, в нижестоящих прокуратурах составляется с учетом планов вышестоящих прокуратур. Вместе с тем планы вышестоящих прокуратур не являются обязательными для прокуратур нижестоящих. Нижестоящие прокуратуры включают в свои планы те мероприятия, которые они считают актуальными для своих территорий, а специализированные прокуратуры - для их специализированной деятельности. Вышестоящими прокурорами не связывается инициатива нижестоящих прокуроров в планировании их работы. Из запланированных вышестоящими прокуратурами мероприятий нижестоящие прокуратуры включают в свои .планы те мероприятия, которые актуальны для них с учетом состояния законности, структуры и динамики преступности, а также местных особенностей. Вместе с тем вышестоящие прокуроры изучают планы нижестоящих прокуроров, вправе делать по ним замечания в случаях наличия недостатков, давать свои советы и рекомендации, которые учитываются нижестоящими прокурорами.

Руководители соответствующих прокуратур осуществляют постоянный контроль за ходом выполнения плановых мероприятий. В каждом случае невыполнения плана руководитель прокуратуры выясняет причины невыполнения. В случаях отсутствия уважительных причин виновные в невыполнении плановых мероприятий привлекаются к ответственности. В целях укрепления плановой и исполнительской дисциплины ход и итоги выполнения планов обсуждаются на заседаниях коллегий и на оперативных совещаниях.

В соответствии с приказом Генерального прокурора от 15 декабря 2008 г. № 76 «Об организации надзора и управления в органах прокуратуры. Генеральным прокурором, прокурорами областей и приравненными к ним прокурорами либо по их поручению заместителями соответствующих прокуроров нижестоящим прокурорам могут быть даны внеплановые задания.

Немаловажную роль в деятельности каждого прокурорского работника играет индивидуальное планирование им своей повседневной работы. В течение дня прокурорскому работнику приходится выполнять в пределах своей компетенции и своих функциональных обязанностей многообразную текущую работу. Индивидуальное планирование позволяет прокурорскому работнику правильно распределить время для достижения высокого качества работы и в то же время не упустить выполнения необходимых мероприятий.

При индивидуальном планировании должен быть сделан правильный выбор последовательности работ и смена различных видов деятельности, что позволяет быстрее выполнить весь запланированный объем работ при
сохранении высокой работоспособности. По объему запланированной на день (текущую неделю) работы должно быть рассчитано время, необходимое для выполнения мероприятий. При этом следует иметь в виду, что в течение дня могут возникнуть не предусмотренные планом вопросы, которые требуют своего, иногда срочного, разрешения.
прокуратура кадры законодательство зональный


3. Руководство и контроль исполнения в органах прокуратуры


Согласно ст. 23-25 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», Генеральный прокурор возглавляет систему органов прокуратуры, организует и направляет работу органов прокуратуры, осуществляет контроль за их деятельностью и несет ответственность за выполнение органами прокуратуры возложенных на них задач; прокуроры областей, г. Минска руководят деятельностью соответствующих прокуратур и подчиненных им органов прокуратуры; прокуроры районов, районов в городах, городов и приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью соответствующей прокуратуры.

Руководство подчиненными органами прокуратуры является важным условием эффективной деятельности по обеспечению законности. Оно основывается на знании состояния работы в каждой прокуратуре.

Руководство в органах прокуратуры включает:

соблюдение предметно-зонального принципа работы;

рациональное распределение обязанностей. При этом в случае необходимости следует своевременно перераспределять обязанности между подчиненными прокурорскими работниками с тем, чтобы это максимально способствовало энергичной и целеустремленной работе по достижению позитивных результатов;

координацию деятельности подчиненных прокуроров;

рассмотрение на заседаниях коллегий принципиальных проблем состояния надзорной работы, управления органами прокуратуры;

информационно-аналитическое обеспечение. В целях такого обеспечения должно быть налажено регулярное получение из статистических учреждений, правоохранительных органов, контролирующих и иных государственных органов необходимой информации, ее накопление, систематический анализ и использование в надзорной работе;

- оказание практической и методической помощи подчиненным прокуратурам, в том числе: систематическое изучение, распространение и внедрение положительного опыта организации и осуществления прокурорской работы; распространение и внедрение в практику эффективных форм и методов выявления и предупреждения нарушений законодательства, результативного взаимодействия с правоохранительными и иными государственными органами, издавая в этих целях информационные бюллетени;

всемерную поддержку инициативы, творческого подхода прокурорских работников к выполнению служебных задач;

- повышение квалификации прокурорских работников;

оптимизацию документооборота. В повседневной практической деятельности должен быть сокращен документооборот и исключено излишнее бумаготворчество.

Формами руководства подчиненными органами прокуратуры является также дача подчиненным прокурорам письменных указаний, издание и направление им приказов, информационных и методических писем и других
документов об устранении недостатков в их работе, вызов прокуроров в вышестоящую прокуратуру с докладами по работе и объяснениями по поводу допущенных нарушений, заслушивание их отчетов на заседании коллегии и на оперативных совещаниях по наиболее важным вопросам прокурорского надзора, организация учебы подчиненных работников, проведение других мероприятий по воспитанию кадров.
Руководство подчиненными органами прокуратуры тесно связано с контролем исполнения. Предметом контроля являются полнота, качество и сроки исполнения заданий, распоряжений и т. д. Задача контроля - обеспечение единства действий всей прокурорской системы при осуществлении надзора за точным и единообразным исполнением законов, иных нормативных правовых актов.

Контроль исполнения - это определенная, специально разработанная система мер, обеспечивающих своевременную и эффективную проверку исполнения, повышение дисциплинированности кадров, своевременное выявление недостатков в работе и их исправление.

По своему характеру контроль должен быть всеобъемлющим и охватывать все направления деятельности и все звенья органов прокуратуры.

Генеральный прокурор приказом от 15 декабря 2008 г. № 76 «Об организации надзора и управления в органах прокуратуры» обязал своих заместителей, прокуроров областей использовать как действенное средство влияния на совершенствование организации работы и повышение ее результативности проверки работы нижестоящих прокуратур. В организации и проведении проверок важная роль принадлежит структурным подразделениям Генеральной прокуратуры, прокуратур областей.

Выезды на места для проверки работы нижестоящих прокуратур планируются и проводятся вышестоящими прокуратурами в зависимости от состояния законности в том или ином районе, городе, области. В зависимости от состояния дел в нижестоящих прокуратурах планируются и проводятся комплексные, отраслевые, целевые и контрольные проверки.

В ходе комплексных проверок проверяется вся деятельность нижестоящей прокуратуры за определенный период времени. В обязательном порядке комплексные проверки проводятся перед истечением срока полномочий соответствующего прокурора.

При организации комплексных проверок создаются бригады (комиссии), в состав которых включаются наиболее квалифицированные работники вышестоящей прокуратуры. Руководителями бригад (комиссий) назначаются заместители соответствующих прокуроров, члены коллегий, начальники структурных подразделений соответствующих вышестоящих прокуратур.

Предметом отраслевых проверок является состояние надзора нижестоящей прокуратуры за исполнением законов, иных нормативных правовых актов только по линии надзора за исполнением законодательства, либо надзора за исполнением законодательства органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве дознания и предварительного следствия, либо иной отрасли надзора, предусмотренной ст. 4 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь».

При осуществлении целевых проверок проверяется состояние надзора нижестоящей прокуратуры по какому либо одному вопросу или группе вопросов, например состояние соблюдения трудового, жилищного, природоохранного или иного законодательства.

В ходе проверок устанавливаются причины просчетов и недостатков, проверяющими предлагаются конкретные меры по их устранению, дается оценка работы прокурорских работников, деятельность которых подвергнута
проверке.
Контрольные проверки проводятся в нижестоящей прокуратуре через определенное время после проведения комплексной, отраслевой или целевой проверки в целях выяснения, устранены ли нижестоящей прокуратурой те недостатки в ее деятельности, которые были выявлены при прежних проверках вышестоящей прокуратурой.

Вместе с тем, в соответствии с указанным приказом Генерального прокурора, не должны допускаться необоснованно частые, а также разобщенные выезды для проверок в одни и те же прокуратуры, если это не вызвано какими-либо особыми обстоятельствами. Однако регулярные выезды в нижестоящие прокуратуры должны осуществляться для оказания методической и практической помощи, особенно прокурорам, впервые назначенным на должности, и молодым специалистам.

В вышестоящих прокуратурах регулярно должна анализироваться результативность выездов. При необходимости этот вопрос должен выноситься на рассмотрение коллегий или оперативных совещаний соответствующих прокуратур.

Контроль исполнения в органах прокуратуры возлагается непосредственно на Генерального прокурора, прокуроров областей, г. Минска, районов, городов и приравненных к ним прокуроров.

В работу по контролю исполнения включены все управления и отделы вышестоящих прокуратур. Эту работу в Генеральной прокуратуре координирует и непосредственно проводит организационно-инспекторское управление. В прокуратурах областей, г. Минска эту работу организуют и осуществляют организационно-контрольные отделы либо группа или старший помощник прокурора по организации работы и контролю исполнения. Работу по контролю исполнения возглавляет руководитель прокуратуры.

Организационно-инспекторское управление Генеральной прокуратуры осуществляет контроль исполнения в следующих формах:

) проводит проверку исполнения приказов, распоряжений Генерального прокурора, решений коллегии Генеральной прокуратуры;

) готовит мероприятия об улучшении организации работы в аппарате Генеральной прокуратуры и нижестоящих прокуратурах;

) осуществляет контроль за планированием работы в нижестоящих прокуратурах. за направлением управлениями и отделами Генеральной прокуратуры заданий нижестоящим прокурорам;

) организует обмен опытом работы по контролю исполнения аппаратами вышестоящих прокуратур;

) изучает организацию работы в управлениях и отделах Генеральной прокуратуры, координирует их деятельность, подготавливает совместно с начальниками управлений и отделов планы работы;

) комплектует бригады для проверки работы нижестоящих прокуратур и оказывает им помощь;

) изучает материалы по результатам выезда на места, знакомится с мерами, принимаемыми начальниками управлений, отделов по реализации этих материалов;

) контролирует подготовку материалов, выносимых на рассмотрение коллегии Генеральной прокуратуры;

) периодически проверяет правильность исполнения поступающих с мест материалов, характеризующих состояние борьбы с преступностью и другими нарушениями закона;

) проверяет работу органов прокуратуры по рассмотрению писем, жалоб, заявлений граждан и юридических лиц.

В пределах своей компетенции в аналогичных формах осуществляют контроль исполнения соответствующие отделы, группа или старшие помощники прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров.

В практической деятельности органов прокуратуры приоритетными критериями оценки эффективности работы прокуратур областей и приравненных к ним прокуратур по контролю исполнения являются состояние информационно-аналитического обеспечения надзорной работы и иной практической деятельности, качество планирования надзорных и других организационно-практических мероприятий, наличие системы организационных мероприятий и управленческих решений по обеспечению выполнения заданий Генеральной прокуратуры, требований приказов, распоряжений Генерального прокурора, решений коллегии Генеральной прокуратуры, а также собственных решений, уровень постановки контрольной работы и состояние исполнительской дисциплины, методическое обеспечение надзорной и иной правоприменительной деятельности органов прокуратуры.

В районных, городских и приравненных к ним прокуратурах прокурор осуществляет контроль за качеством произведенных проверок, рассмотрением протестов и представлений, правильностью и своевременностью принятых по ним мер и т.д. Прокурор также контролирует исполнение аппаратом прокуратуры приказов и распоряжений вышестоящих прокуроров, качественное выполнение плана работы прокуратуры, сроки прохождения поступающих в прокуратуру документов, разрешения обращений граждан и юридических лиц, законность действий оперативных работников прокуратуры.

Формами контроля за работой аппарата районной, городской, приравненной к ним прокуратуры являются заслушивание прокурором докладов старших помощников и помощников, обсуждение вопросов исполнения на оперативных совещаниях, рассмотрение подготовленных прокурорскими работниками протестов, представлений, других актов прокурорского реагирования и их подписание, контрольные проверки выполненных заданий.


. Работа по систематизации законодательства


Для эффективного применения правовых норм при осуществлении прокурорского надзора, оказания помощи прокурорским работникам в оперативном поиске нормативных правовых актов по вопросам их деятельности, правильном и единообразном применении актов законодательства необходимо иметь полную и достоверную информацию о действующем законодательстве. С этой целью ведется систематизация законов и других нормативных правовых актов.

Систематизация законодательства - это деятельность органов прокуратуры по приведению в единую, упорядоченную систему учета и хранения законодательных и иных нормативных правовых актов, поддержанию установленного перечня правовых актов в контрольном состоянии.

Систематизация законодательства обеспечивает квалифицированное выполнение прокурорскими работниками возложенных на них законодательными актами задач. Уровень знания прокурорскими работниками законодательства учитывается при их аттестации.

Органы прокуратуры всех звеньев обеспечиваются соответствующими изданиями актов законодательства, справочной и другой юридической литературой. В каждой прокуратуре ведется полный и достоверный учет действующих актов законодательства, своевременно вносятся в них вновь принятые изменения и дополнения, обеспечивается поддержание фонда актов законодательства в контрольном состоянии.

Систематизация законодательства в органах прокуратуры ведется в двух формах: на бумажных носителях и в компьютерном Эталонном банке данных правовой информации Республики Беларусь (ЭБДПИ).

Инструкцией о порядке ведения систематизации законодательства в органах прокуратуры Республики Беларусь, утвержденной приказом Генерального прокурора от 23 апреля 2013 г. № 24, определен перечень актов законодательства, по которым ведутся контрольные экземпляры, т.е. в них вносятся все изменения и дополнения, принятые органом, полномочным их принимать.

В органах прокуратуры в контрольном состоянии ведутся:

) Конституция Республики Беларусь;

) Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», другие правовые акты, регламентирующие деятельность органов прокуратуры Республики Беларусь;

) кодексы Республики Беларусь (изданные отдельно):

Уголовный кодекс;

Уголовно-процессуальный кодекс;

Уголовно-исполнительный кодекс;

Гражданский кодекс;

Гражданский процессуальный кодекс;

Хозяйственный процессуальный кодекс;

Кодекс об административных правонарушениях;

- Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях;

- Кодекс о браке и семье;

Жилищный кодекс;

Трудовой кодекс;

Избирательный кодекс;

) сборник приказов Генерального прокурора Республики Беларусь (в электронном виде).

Распоряжением соответствующего прокурора могут быть установлены дополнительно другие издания, которые ведутся в контрольном состоянии. Издания правовых актов, содержащие контрольные тексты, должны иметь на титульном листе отметку «Контрольный».

В контрольные экземпляры актов законодательства вносятся отметки о всех внесенных в них изменениях, дополнениях либо о признании этих актов (их статей, частей, пунктов, абзацев и т.д.) утратившими силу. Контрольные
отметки должны содержать реквизиты акта законодательства, которым вносятся изменения или дополнения: вид акта, орган, принявший его, дату, номер и источник официального опубликования. В контрольных отметках к тексту акта законодательства (преамбулы, раздела, главы, статьи, пункта, подпункта, части, абзаца) используются предусмотренные Инструкцией сокращения.
При получении нового издания кодекса Республики Беларусь контрольный экземпляр заменяется новым. Изменения и дополнения вносятся в контрольный экземпляр нового издания после даты, по состоянию на которую издан кодекс. Контрольный экземпляр предыдущего издания сохраняется для справок.

Акты законодательства, помещенные в отдельных изданиях, по которым ведутся контрольные экземпляры, подлежат обязательному учету и хранению.

Порядок пользования текстами актов законодательства в каждой прокуратуре определяется распоряжением соответствующего прокурора, при этом пользование контрольными экземплярами производится, как правило, в
кабинете, в котором они хранятся.
Ответственность за сохранность контрольного фонда правовых актов возлагается на прокурорского работника, ответственного за ведение систематизации законодательства. При переводе или увольнении этого прокурорского работника передача указанного фонда производится по акту.

Приказом Генерального прокурора от 23 апреля 2013 г. № 24 «О систематизации законодательства в органах прокуратуры Республики Беларусь» установлено, что контроль за исполнением этого приказа возложен на заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь, курирующего работу экспертно-правового управления Генеральной прокуратуры, а также на прокуроров областей, города Минска. Также указано, что экспертно-правовому управлению Генеральной прокуратуры, прокурорам областей, города Минска, прокурорам районов, районов в городах, городов, межрайонным и приравненным к ним транспортным прокурорам следует обеспечить организацию работы по систематизации законодательства в строгом соответствии с Инструкцией о порядке ведения систематизации законодательства в органах прокуратуры Республики Беларусь.

В названной Инструкции о порядке ведения систематизации законодательства в органах прокуратуры Республики Беларусь указано, что систематизация законодательства в Генеральной прокуратуре осуществляется прокурорским работником экспертно-правового управления, в должностные обязанности которого входят: учет и хранение правовых актов; поддержание Конституции Республики Беларусь, кодексов Республики Беларусь, правовых актов, регламентирующих деятельность органов прокуратуры, сборника приказов Генерального прокурора Республики Беларусь (в электронном виде) в контрольном состоянии согласно пункту 8 настоящей Инструкции; консультационно-справочная работа и подготовка справочных материалов, в том числе на основе применения современных информационных технологий; обеспечение при необходимости прокурорских работников Генеральной прокуратуры правовыми актами и юридической литературой; информирование руководства Генеральной прокуратуры, начальников структурных подразделений Генеральной прокуратуры, а также прокуроров областей, города Минска о внесении изменений и дополнений в кодексы Республики Беларусь, правовые акты, регламентирующие деятельность органов прокуратуры (указанная информация размещается на внутренних ресурсах системы органов прокуратуры, использование которой предусмотрено для всех прокурорских работников органов прокуратуры); направление в прокуратуры областей, города Минска правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь в электронном виде, а тех, в которые внесены изменения и дополнения, - в контрольном состоянии с помощью единой защищенной ведомственной локальной вычислительной сети системы органов прокуратуры; проверка работы по систематизации законодательства и контроль за соблюдением требований настоящей Инструкции в органах прокуратуры, оказание им практической помощи, распространение положительного опыта работы в этом направлении; организация мероприятий по повышению квалификации прокурорских работников, ответственных за работу по систематизации законодательства, их стажировка; сотрудничество с прокуратурами государств - участников Содружества Независимых Государств по вопросам систематизации законодательства; комплектование фонда юридической литературы, ее учет, хранение и выдача прокурорским работникам и работникам Генеральной прокуратуры, хранение и выдача периодических изданий (журналов), участие в организации подписки на периодические издания (журналы) Республики Беларусь, Российской Федерации и других государств в соответствии с требованиями Генерального прокурора Республики Беларусь.

В прокуратурах областей, города Минска систематизация законодательства ведется старшими помощниками прокуроров областей, города Минска. В прокуратурах районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним специализированных транспортных прокуратурах работа по систематизации законодательства осуществляется помощниками прокуроров.

Кодексы Республики Беларусь, иная юридическая литература приобретаются прокуратурами областей, города Минска в розничной сети или непосредственно в издательствах самостоятельно в количестве, необходимом для обеспечения нормального функционирования органов прокуратуры.

Обязательной подписке в органах прокуратуры подлежат следующие периодические издания: правовой научно-практический журнал «Законность и правопорядок»; журнал «Судовы веснiк»; газета «Юридическая газета»; журнал Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ «Прокурорская и следственная практика». Подписка на другие периодические издания осуществляется по усмотрению прокуроров областей, города Минска, а также с учетом требований Генерального прокурора Республики Беларусь.

В органах прокуратуры осуществляется постоянный контроль за состоянием работы по ведению систематизации законодательства на бумажных носителях, проводятся проверки состояния этой работы. Результаты проверок обсуждаются на заседаниях коллегий и оперативных совещаниях.


. Учет, отчетность и делопроизводство в органах прокуратуры


Одним из условий совершенствования прокурорского надзора, повышения его эффективности является точное соблюдение правил первичного учета. Во всех звеньях прокуратуры установлена единая система учета поступающей информации и выполненной работы.

Организационно-инспекторское управление Генеральной прокуратуры осуществляет хронологический учет зарегистрированных в отделе кадров приказов и распоряжений Генерального прокурора по основным направлениям деятельности, ведет картотечный или компьютерный учет организационно-практических мероприятий, предусмотренных правовыми актами Генерального прокурора, решениями коллегии.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 94-З «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений», органы прокуратуры как органы уголовного преследования после вынесения постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в случаях, предусмотренных п. 3, 4, 7, 10 ч. 1
ст. 29 УПК, и о возбуждении уголовного дела присваивают правонарушению регистрационный номер. После вынесения ими процессуальных решений фиксируют на бумажных и (или) электронных носителях информации
сведения о правонарушениях, предусмотренные ст. 9 этого Закона, и передают их по техническим каналам передачи данных в органы внутренних дел по территориальному принципу. Присвоение регистрационного номера правонарушению, фиксация сведений о правонарушении и их передача органами прокуратуры осуществляются в течение суток.
Органы внутренних дел в течение трех суток со дня получения из органов прокуратуры (органов уголовного преследования) сведений о правонарушениях помещают их в единый государственный банк данных о правонарушениях, который представляет собой информационно-техническую систему, находящуюся в ведении Министерства внутренних дел Республики Беларусь и включающую в себя всю совокупность сведений о правонарушениях.
Анализ состояния законности в районе, городе, области, республике, на поднадзорных объектах составляет аналитическую функцию органов прокуратуры. Состояние законности может быть изучено на основании статистических отчетов, составляемых всеми органами прокуратуры прокурорской системы. Результаты такого анализа способствуют совершенствованию прокурорского надзора, повышению его эффективности.

К статистическим отчетам предъявляются требования полноты и объективности. По статистической отчетности оценивается результативность прокурорской деятельности. Систематический анализ состояния законности позволяет определить эффективность использования предусмотренных законом средств выявления нарушений законов, своевременно определять проблемы, требующие вмешательства прокуратуры.

В целях установления в органах прокуратуры единого порядка формирования и представления статистического отчета «О работе прокурора» по форме П, совершенствования структуры и информационной полноты отчетных данных приказом Генерального прокурора от 24 февраля 2010 г. № 15 утверждены форма статистического отчета «О работе прокурора» (форма П) и Инструкция по составлению статистической отчетности о работе прокурора по форме П.

Этим приказом заместителям Генерального прокурора, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокурорам областей, прокурору г. Минска вменено в обязанность организовать изучение названных Инструкции и формы статистического отчета всеми прокурорскими работниками, обеспечить учет новых показателей, полноту и достоверность представляемых статистических сведений.

Согласно Инструкции, отчет по форме П должен представляться вышестоящим прокурорам четыре раза в год за квартал, полугодие, 9 месяцев и год. Отчет по всем разделам составляется на основании документов первичного учета, предусмотренных этой Инструкцией, и подписывается соответствующим прокурором.

В прокуратурах районов, районов в городах, городов и приравненных к ним специализированных транспортных прокуратурах отчеты составляются соответствующими прокурорами.

В прокуратурах областей, г. Минска, Генеральной прокуратуре отчеты составляют руководители структурных подразделений по соответствующим отраслям прокурорского надзора и представляют их старшему прокурору (прокурору) по оперативному учету по статистике (в Генеральной прокуратуре - в отдел анализа практики прокурорского надзора). На основании отчетов нижестоящих прокуратур, а также отделов и управлений составляются сводные статистические отчеты.

Отчеты регистрируются, копируются и хранятся в соответствии с действующими правилами делопроизводства. Отчеты в вышестоящие прокуратуры пересылаются по электронной почте с последующей высылкой их на бумажных носителях.

Представляются отчеты в вышестоящие прокуратуры в сроки, установленные Инструкцией по составлению статистической отчетности о работе прокурора по форме П.

Делопроизводство и его правильная организация в органах прокуратуры обеспечивает своевременную регистрацию и сохранность документов, быстрое их нахождение, ведение первичного учета работы, необходимого для статистической и иной отчетности, анализов и обобщений, оценки деятельности прокуратуры.

В приказе Генерального прокурора от 15 декабря 2008 г. № 76 «Об организации надзора и управления в органах прокуратуры» указано, что заместители Генерального прокурора, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры обязаны обеспечивать конкретный и контролируемый характер всех управленческих решений (приказов, указаний, распоряжений, решений коллегий). В повседневной практической деятельности следует сокращать документооборот и исключать излишнее бумаготворчество, отвлечение прокурорских работников для участия в заседаниях и совещаниях, не вызываемых необходимостью.

Во всех территориальных и специализированных прокуратурах делопроизводство ведется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству, в прокуратуре Республики Беларусь, утвержденной приказом Генерального прокурора от 1 июля 2009 г. № 50. Этой Инструкцией установлена единая система делопроизводства в Генеральной прокуратуре, областных, районных, районных в городах, городских и приравненных к ним прокуратурах. Она определяет порядок приема, учета, регистрации, перевода, подготовки, оформления, размножения, контроля за использованием документов, формирования их в дела и надзорные производства, хранения и использования.

Делопроизводство в органах прокуратуры ведется на белорусском и русском языках.

В Генеральной прокуратуре, прокуратурах областей, районов, районов в городах, городов и приравненных к ним прокуратурах делопроизводство организуют соответственно начальники отделов организации и ведения делопроизводства, заведующие канцеляриями нижестоящих прокуратур. Непосредственное ведение делопроизводства осуществляют работники канцелярий, прокурорские работники в пределах их служебных обязанностей.

Отделы организации и ведения делопроизводства Генеральной прокуратуры, областных прокуратур, заведующие канцеляриями вышестоящих прокуратур осуществляют методическое руководство и контроль за состоянием делопроизводства в подчиненных прокуратурах, принимают меры к его совершенствованию и повышению квалификации прокурорских работников и работников канцелярии.

Общее руководство делопроизводством в вышестоящей прокуратуре осуществляет один из ее руководителей. Ответственность за организацию делопроизводства в структурных подразделениях вышестоящих прокуратур, районных, районных в городах, городских и приравненных к ним прокуратурах возложена на руководителей этих структурных подразделений и руководителей прокуратур.


. Кадры органов прокуратуры


Правильный подбор и расстановка кадров прокурорских работников являются важнейшим условием эффективности и действенности прокурорского надзора в борьбе с нарушениями законности. От уровня их профессиональной квалификации, степени ответственности за порученное дело зависит качество выполнения возложенных на них обязанностей по обеспечению законности в государстве. Генеральный прокурор обязывает руководителей нижестоящих прокуратур постоянно совершенствовать работу по воспитанию кадров, принимать меры по улучшению работы, по повышению квалификации прокурорских работников: использовать индивидуальное обучение, проводить учебно-методические и практические семинары, стажировку и иные формы повышения деловой квалификации. Основной принцип подбора и расстановки кадров состоит в том, чтобы подбирать работников и расставлять их на определенных участках работы по деловым и моральным качествам.

В ст. 48 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» установлены критерии, которым должны соответствовать прокурорские работники. На должность прокурорского работника могут назначаться лица:

1)являющиеся гражданами Республики Беларусь;

2)имеющие высшее юридическое образование.

На должность прокурорского работника в исключительных случаях может быть назначен гражданин, имеющий иное высшее образование;

3)обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также отвечающие иным требованиям, предусмотренным законодательством о государственной службе.

На должность прокурора района, района в городе, города, межрайонного и приравненного к нему транспортного прокурора назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее трех лет, а на должность прокурора области, г. Минска - лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее пяти лет, если иное не установлено Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь. С гражданами, поступающими на службу в органы прокуратуры, заключается контракт.

В ст. 33 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» установлены основания, по которым гражданин не может быть назначен на должность прокурорского работника, являющегося одним из государственных служащих.

В соответствии со ст. 6 Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, прокурорским работникам, находящимся между собой в близком родстве или свойстве, не разрешается проходить службу в органах прокуратуры при условии, если она будет связана с непосредственной подчиненностью либо подконтрольностью одного из них другому.

Согласно ст. 49 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», лица, впервые поступающие на службу в органы прокуратуры в качестве прокурорского работника, сдают квалификационный экзамен и проходят стажировку в соответствии с Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь. Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, зачисляется для прохождения в течение шести месяцев стажировки в органах прокуратуры. При прохождении стажировки изучаются деловые, профессиональные и моральные качества данного лица в целях рационального исполнения обязанностей по соответствующей должности в органах прокуратуры. Стажировка включает в себя обучение в течение трех недель в Институте переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета. Общее руководство стажировкой возлагается на прокуроров областей, города Минска.

По решению Генерального прокурора на службу в органы прокуратуры без прохождения стажировки могут быть приняты имеющие необходимую квалификацию для замещения соответствующих должностей прокурорских работников лица, уволенные с военной службы, со службы в Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля в должностях офицерского (среднего, старшего и высшего начальствующего) состава, лица, занимавшие государственные должности в других государственных органах (организациях), а также осуществлявшие адвокатскую деятельность.

Прокурорские работники подлежат аттестации. В ст. 52 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» указано, что аттестация прокурорских работников проводится с целью объективной оценки их практической деятельности, уровня профессиональной подготовки, правовой культуры и определения служебной перспективы. Аттестации подлежат прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Аттестация заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь, прокуроров областей, г. Минска проводится в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. Порядок аттестации иных прокурорских работников устанавливается Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь. Аттестация проводится в целях улучшения подбора, расстановки и воспитания кадров, стимулирования повышения квалификации и эффективности их работы.

Большое значение в органах прокуратуры придается повышению квалификации прокурорских работников. Как отмечено в приказе Генерального прокурора от 15 июня 2011 г. № 26 «О работе с кадрами в органах прокуратуры Республики Беларусь», повышение квалификации - служебная обязанность прокурорского работника. Результаты повышения квалификации и переподготовки прокурорского работника являются одним из оснований для продвижения его по службе. В этом же приказе Генерального прокурора указано на необходимость совершенствовать и более действенно использовать созданную единую систему повышения квалификации прокурорских работников, включающую в себя: учебу в Институте переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета; самостоятельную учебу; постоянно действующие семинары; научные и научно-практические конференции; зональные семинары по изучению законодательства, новых форм и методов прокурорского надзора; производственную практику в структурных подразделениях органов прокуратуры; производственную практику на рабочих местах; обобщение и распространение положительного опыта работы. Установлена периодичность повышения квалификации прокурорских работников в Институте переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета - не реже одного раза в 5 лет. При организации повышения квалификации всех прокурорских работников необходимо особое внимание уделять обучению кадров прокуратур районов, районов в городах, городов и приравненных к ним транспортных прокуратур.

Согласно ст. 51 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» прокурорским работникам присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями классные чины. Порядок присвоения и лишения классных чинов прокурорских работников определяется Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь.

В соответствии с п. 21 Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, для прокурорских работников установлены соответствующие воинским званиям следующие классные чины: государственный советник юстиции 1-го класса (генерал-полковник); государственный советник юстиции 2-го класса (генерал-лейтенант); государственный советник юстиции 3-го класса (генерал-майор); старший советник юстиции (полковник); советник юстиции (подполковник); младший советник юстиции (майор); юрист l-го класса (капитан); юрист 2-го класса (старший лейтенант); юрист 3-го класса (лейтенант).

Согласно ст. 54 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», за успешное и добросовестное исполнение прокурорскими работниками служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности, другие достижения по службе руководителями органов прокуратуры к прокурорским работникам применяются меры поощрения.

К прокурорским работникам могут применяться следующие меры поощрения:

объявление благодарности;

единовременное денежное вознаграждение;

награждение ценным подарком;

награждение Почетной грамотой Генерального прокурора;

. занесение на Доску почета Генеральной прокуратуры;

досрочное присвоение классного чина;

присвоение очередного классного чина на одну ступень выше положенного по занимаемой должности;

присвоение классного чина на ступень выше очередного;

награждение нагрудным знаком органов прокуратуры;

присвоение в установленном порядке почетных званий «Заслуженный работник органов прокуратуры Республики Беларусь», «Заслуженный юрист Республики Беларусь» и награждение другими государственными наградами Республики Беларусь;

досрочное снятие дисциплинарного взыскания;

иные меры поощрения, предусмотренные законодательством о государственной службе и о труде.

В ст. 55 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» указано, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине прокурорского работника возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины, совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника и несовместимых со службой в органах прокуратуры, а равно за несоблюдение установленных этим Законом и другими законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой, прокурорский работник несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами. Помимо предусмотренных законодательством о государственной службе и законодательством о труде мер дисциплинарного взыскания к прокурорскому работнику могут быть применены меры дисциплинарного взыскания, указанные в этой же статье Закона.

За совершение дисциплинарных проступков на прокурорского работника могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания:

замечание;

выговор;

предупреждение о неполном служебном соответствии;

понижение в классном чине на срок до шести месяцев;

понижение в должности на срок до шести месяцев;

лишение нагрудного знака органов прокуратуры;

освобождение от занимаемой должности (увольнение);

освобождение от занимаемой должности (увольнение) с лишением классного чина.



Литература


1. Антикоррупционная экспертиза: теория и практика: Научно-практическое пособие"/ А.В. Кудашкин А.В. М.:"Норма", 2012.

. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007.

. Организация деятельности и управление в органах прокуратуры Гулягин А.Ю. "Российский следователь", 2011, N 5.

. Исполнение законных требований прокурора, осуществляющего производство по делам об административных правонарушениях / Баскакова С.И., Законность ,2013, №4.

. Из практики прокурорского надзора по гражданским делам/ Законность, 2012, N 12.

. Соотношение прокурорского надзора с судебным и ведомственным контролем / Петров А.В. , Законность, 2013, N 4.

. Цели, задачи и функции органов прокуратуры - основа качественного обеспечения законности, Гулягин А.Ю. "Юридический мир", 2011, N 3.

. Требование прокурора о проведении проверки / Винокуров А.Ю. , Законность. 2012, N 2.

. Учебный курс "Прокурорский надзор" и подготовка прокурорских кадров Бессарабов В.Г. ,Законность", 2010, №7.

. Правовая природа функций прокуратуры/ Гулягин А.Ю., Российская юстиция", 2011, №1.

. Третьяков С.С. Реализация полномочий прокурора в арбитражном процессе // Законность. 2013. N 6.