Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента
 

Тема: Организация деятельности Марьяновского районного суда Омской области






Содержание


Введение

Раздел 1. Организационно-правовые аспекты деятельности Марьяновского районного суда Омской области

.1 Направления деятельности суда, его структура и компетенции.

.2 Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность суда.

.3 Организационно-регистрационные документы суда.

Раздел 2. Практическая работа с лицами, обратившимися в Марьяновский районный суд Омской области

.1 Работа приёмной суда.

.2 Особенности рассмотрения и разрешения гражданских дел.

.3 Гражданский процесс (движение дела).

Раздел 3. Мониторинг и анализ процесса государственного регулирования направлений социальной политики

.1 Проведение мониторинга и анализа социальных процессов (условий, причин, мотивов проявления) в судебной системе.

.2 Судебная система зарубежных стран.

.3 Предложения по совершенствованию судебной системы в государстве.

Заключение

Библиография

Приложение



Введение


Производственную (преддипломную) практику я проходила в Марьяновском районном суде Омской области, расположенному по адресу:

646040, Омская область, Марьяновский район,

рабочий посёлок Марьяновка, ул. Ленина, д. 22

адрес электронной почты: marianovcourt.oms@sudrf.ru

Практика проводилась с целью применения знаний и компетенций, полученных во время учёбы в Негосударственном образовательном частном учреждение среднего профессионального образования Гуманитарный колледж г.Омска (НОЧУ СПО ГК)

Все мы знаем, что правосудие в нашей стране осуществляется только судами и суд, как юрисдикционный орган действует в целях защиты нарушенных прав и интересов всех слоев населения, независимо от расовой или религиозной принадлежности того или иного гражданина или политической ориентации организации.

Районные суды - федеральные суды общей юрисдикции, которые являются основным звеном судебной системы. Это объясняется прежде всего тем, что по своему местонахождению они наиболее близки к населению, что создает максимальные возможности для граждан, учреждений, организаций обращаться в суд за разъяснениями и по поводу защиты своих прав и законных интересов. Каждый адми???тративный район (и равная ему структура) в России имеет свой районный суд.

Марьяновский районный суд был образован в 1936 году после организации Марьяновского района, но к сожалению не известна конкретная дата, поэтому условно днём его образования суда считается 5 декабря, так как в этот день 1917 года вышел «Декрет о суде», который законодательно закрепил образование советских судов.

Одним из первых судей в Марьяновском районе был Нестренко Аркадий Сергеевич, который работал с 1950 года, суд в это время был односоставным и до 1985 года структурный состав районного народного суда практически не менялся и состоял из судьи, судебного исполнителя, заведующего канцелярией, секретаря судебного заседания, машинистки и технички. В это же время судебным исполнителем работал Астахов Иван Иванович.

В последующие годы состав суда менялся и на данный момент Марьяновский суд - это четырехсоставный суд, который работает в полном составе. Численность штата Марьяновского районного суда составляет 22 человека. Коллектив суда состоит из опытных юристов, при этом кроме судей 10 работников имеют высшее образование, в том числе восемь работников - высшее юридическое, двое обучаются в юридических вузах. Каждый работник Марьяновского районного суда исполняет свои обязанности в соответствии с законодательством РФ и должностными инструкциями.

Указом Президента РФ от 23 октября 2012 года Кузнецов И.Г. назначен председателем Марьяновского районного суда Омской области на второй шестилетний срок.

Следует отметить, что невозможно было за время прохождения практики детально изучить деятельность всех работников Марьяновского районного суда и присутствовать на всех судебных процессах. Поэтому я ограничилась знакомством с работой судей по гражданским делам, а также с работой секретарей судебного заседания. Изучила нормативно - правовую базу суда, его структуру, компетенции и порядок работы. Провела работу в Приёмной и в канцелярии суда. Освоила информационные технологии, используемые в районном суде. Кроме этого некоторое время непосредственно работала с личными делами в архиве, но прежде всего ознакомилась с правилами внутреннего трудового распорядка Марьяновского районного суда Омской области.


Раздел 1. Организационно-правовые аспекты деятельности Марьяновского районного суда омской области


.1 Направления деятельности суда, его структура и компетенции


В первые дни практики в Марьяновском районном суде Омской области я ознакомилась с компетенцией, структурой суда и порядком его работы.

Как все суды общей юрисдикции, районный суд осуществляет правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к его компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В пределах своей компетенции им рассматриваются дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств). Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировому суду судебного участка № 12, действующему на территории Марьяновского района.

В первой инстанции Марьяновский районный суд рассматривает все дела, неподсудные другим судам.

В апелляционном порядке (второй инстанции) проверяет законность и обоснованность приговоров, решений и постановлений мирового суда. В гражданском процессе по вновь открывшимся обстоятельствам им пересматриваются собственные решения, вынесенные в первой и апелляционной инстанции, ст. 393 Гражданского процессуального кодекса, а в уголовном судопроизводстве - приговоры (постановления) мирового суда.

Помимо разрешения уголовных и гражданских дел районным судом:

а) рассматриваются:

дела об административных правонарушениях;

вопросы, связанные с исполнением приговора (к примеру, применение к лицу института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания);

вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера;

вопросы о применении к лицу принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 Уголовным процессуальным кодексом;

жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. 125 УПК;

б) принимаются в ходе досудебного производства решения:

об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста;

о продлении срока содержания под стражей;

о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;

о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК;

о контроле и записи телефонных и иных переговоров.

Районный суд изучает и обобщает судебную практику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Организационная работа Марьяновского районного суда характеризуется слаженной работой всех его служащих, что очень важно. Основную роль при этом играет председатель суда - Кузнецов И.Г.

Он председательствует в судебных заседаниях; назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях; распределяет другие обязанности между судьями; ведёт личный приём, организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений; руководит работой аппарата суда; организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства; устанавливает правила внутреннего распорядка и контролирует их выполнение. Принимает на работу в суд сотрудников, подбор которых основывается на квалифицированности, добросовестности, культурности и вежливости, что во многом определяет уровень работы суда в целом, его «лицо» в представлении граждан, которые обращаются в суд. Председатель суда организует служебную подготовку судей, профессиональную подготовку других работников, связанных с рассмотрением и подготовкой к рассмотрению дел. Для этого организуются лекции, семинарские занятия, проводятся обсуждения результатов обобщения судебной практики, сообщения о принятии новых законодательных актов и т.п. Осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Существенное влияние на деятельность районного суда оказывает аппарат суда, состоящий из:

·администратора суда, подчиняющегося непосредственно председателю и не включённого в штат суда;

·помощника председателя суда и помощников судей;

·секретарей судебного заседания;

·главного специалиста (заведующей канцелярией),

·специалистов 1 и 3 разрядов,

·вспомогательный технический персонал. ( Приложение 1.)

При осуществлении своей деятельности работники аппарата суда основываются на принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод граждан, сохранения конфиденциальности информации и персональных данных, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными задачами аппарата суда являются организация, ведение и сопровождение общего документооборота и судебного делопроизводства, в связи с этим аппарат суда выполняет определённые функции, а именно:

) принимает и выдает документы;

) удостоверяет копии судебных документов;

) производит вручение документов, уведомлений и вызовов;

) контролирует уплату пошлин и сборов;

) осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;

) оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия;

) обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;

) ведет учёт движения дел и сроков их прохождения в суде;

) обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;

) осуществляет хранение дел и документов;

Помощник председателя суда (судьи) федерального суда общей юрисдикции - лицо, содействующее осуществлению правосудия и замещающее в аппарате суда должность федеральной государственной службы, учрежденную для непосредственного обеспечения исполнения полномочий судей.

Помощник председателя суда в свою очередь выполняет определённые функции:

осуществляет подбор нормативных правовых актов, необходимых для рассмотрения дела;

осуществляет контроль за сбором и анализом данных для составления статистического отчета;

готовит материалы для докладов и выступлений;

выполняет поручения председателя суда при проведении служебных проверок;

проводит запись граждан на личный прием к председателю суда, осуществляет организационное сопровождение приема;

готовит проекты ответов на обращения, поступившие в адрес председателя суда (за исключением жалоб и заявлений, поступивших в соответствии с процессуальными нормами), с последующим докладом председателю;

выполняет иные поручения председателя суда.

Помощник судьи:

изучает жалобы, заявления, дела, поступившие к судье, вносит предложения по приему их к производству (об отказе в приеме, возбуждении дела, назначении и т.д.);

оказывает помощь судье в подготовке дела к судебному разбирательству;

подбирает законы, нормативные акты, материалы по судебной практике, готовит заключения по спорным вопросам применения законодательства;

осуществляет контроль по делам, рассмотрение которых отложено или приостановлено;

по поручению судьи готовит проекты судебных постановлений по делам;

осуществляет подбор данных и материалов для обобщений, докладов и выступлений;

готовит проекты ответов на обращения и запросы по делам, находящимся в производстве судьи;

участвует в приеме судьей граждан и юридических лиц;

выполняет иные поручения судьи.

Для выполнения возложенных на него обязанностей помощник председателя суда (судьи) вправе:

повышать свой профессиональный уровень в системе подготовки и повышения квалификации работников аппарата суда;

использовать имеющиеся в суде нормативные, статистические и другие материалы;

получать от структурных подразделений суда, специалистов сведения и материалы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;

вносить предложения по совершенствованию организации работы аппарата суда, а также своей деятельности.

За каждым судьёй закреплен свой секретарь судебного заседания, при необходимости они могут заменять друг друга. Основная обязанность секретарей судебного заседания - вести протоколы по рассматриваемым делам во время судебного разбирательства. Кроме того, секретари судебного заседания обеспечивают вызов истцов, ответчиков, обвиняемых, свидетелей, потерпевших, экспертов и других лиц, подлежащих вызову в суд. Эту работу выполняет тот секретарь, которому предстоит вести протокол по данному делу в судебном заседании.

Во время практики я познакомилась с правилами и особенностями ведения судебных протоколов, в частности присутствовала при составлении протокола судебного заседания по иску о взыскании сумм по договору займа, кредитному договору (Истец (заявитель): АО "Альфа-Банк" Ответчик: Пугачева И.В., Романов Д.В.) и помогала секретарю Орловой А.В. заполнять судебные повестки.

В канцелярии суда ведутся книги учета поступающих в суд уголовных дел, дел об административных правонарушениях, заявлений по гражданским делам, иных документов, подлежащих рассмотрению в суде. По каждой категории названных дел отдельно ведется общая для суда нумерация. Уголовные дела регистрируются под нумерацией 1 (например уголовное дело № 1-345), гражданские дела под нумерацией 2 (например гражданское дело № 2-235), административные дела под нумерацией 5( например административное дело № 5-78) и т. д., на которые заводится статистическая карточка, отдельно по уголовным, гражданским, административным делам и регистрируется в алфавитном указателе. Здесь же организуется статистический учет рассмотренных дел. В канцелярии ведется делопроизводство по гражданским, уголовным и иным делам, организуется их хранение.

В один из дней практики я ознакомилась с правилами работы с архивными делами, находящимися в канцелярии и провела опись и сшивание архивных дел.

Существенную роль в работе Марьяновского районного суда играет организация приёма граждан председателем суда, судьями, секретарями канцелярии. Приём организуется как в утренние, так и в вечерние часы, удобные для посещения суда различными группами населения.

( Приложение 2.)

На доске объявлений доведены до сведения граждан приёмные дни и часы, а также сообщена другая необходимая для них информация. В свою очередь это:

образцы наиболее распространенных заявлений по различным вопросам, с которыми обращаются граждане; (Приложение 3)

перечень документов по различным, чаще всего встречающимся в данной местности искам;

размер и порядок оплаты различных государственных пошлин;

адреса юридической консультации, прокуратуры, нотариальной конторы, сберегательного банка, почты, данного районного суда, вышестоящего суда;

номера телефонов приёмной, канцелярии и др.

Такие продуманные объявления освобождают персонал суда от множества возникающих у граждан вопросов и позволяют сосредоточиться на выполнении других служебных обязанностей.

В Марьяновском районном суде организуется справочная работа по законодательству и судебной практике. Для этого создается библиотека юридической литературы и ведется картотека по судебной практике, опубликованной в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации», а также берутся на учёт решения, определения и постановления вышестоящего суда по категориям дел.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.01.1998 N 7-ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» в судах введена должность администратора суда, обязанного организационно обеспечивать работу данного суда. В полномочия администратора суда входит: принятие мер по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; взаимодействие с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда; принятие мер по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда; обеспечение судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами; осуществление информационно-правового обеспечение деятельности суда; организация ведения судебной статистики, делопроизводства и работу архива; организация охраны здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечение бесперебойной работы транспорта суда и средств связи, работы хозяйственной службы; осуществление иных мер по обеспечению деятельности суда.

В период практики я принимала участие в составлении типового отчёта администратора суда за первый квартал 2015 г.


.2 Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность районного суда

суд гражданский дело мониторинг

Система судов, осуществляющих в нашем государстве судебную власть, имеет важное политическое и правовое значение и определяется на конституционном уровне.

Поэтому основным источником права высшей юридической силы и прямого действия, регулирующим деятельность судов, является прежде всего, Конституция Российской Федерации, которая была принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008 года).

Полномочия, порядок образования и деятельность Марьяновского районного суда устанавливаются Федеральным Конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (в редакции от 06.12.2011) О судебной системе Российской Федерации, который был принят Государственной Думой 23 сентября 1996 г. и одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 г. Данный Закон занимает особое положение, поскольку вслед за Конституцией РФ он сыграл основополагающую роль в формировании действующей системы органов судебной власти в стране. Правовым источником является и Федеральный Конституционный закон О судах общей юрисдикции в Российской Федерации от 07.02.2011 № 1 -ФКЗ (в редакции от 01.06.2011) <#"justify">Все судебные дела и корреспонденция, поступающие как по почте, так и поданные (доставленные) непосредственно в суд, принимаются, а также отправляются по назначению работником отдела делопроизводства. Работник отдела делопроизводства вскрывает пакеты, проверяет соответствие присланных судебных дел и других материалов описи, а затем ставит на первой странице обложки дела (письма и т.п.) штамп, где указывается дата поступления материала в суд, регистрационный номер документа по журналу учета входящей корреспонденции.

Если при вскрытии пакетов будет обнаружено отсутствие какого-либо документа или приложения к нему, об этом составляется акт, один экземпляр которого посылается отправителю, а второй приобщается к полученным документам и передается вместе с ними на рассмотрение исполнителю.

Конверты от поступивших по почте исковых заявлений, представлений, кассационных или частных жалоб, исполнительных документов должны быть сохранены и приложены к присланным документам.

Поступившие в суд дела, материалы и иные документы, в том числе присланные электронной почтой, факсимильной связью, а также телеграммы регистрируются в журнале учета входящей корреспонденции (форма N 1).

Дела об административных правонарушениях, поступившие в суд одновременно с доставкой правонарушителей, до их рассмотрения также подлежат предварительной регистрации в отделе делопроизводства суда (форма N 7.1).

Для регистрации отдельных видов поступающей корреспонденции (исполнительные документы, поручения других судов) в журнал учета входящей корреспонденции могут быть внесены дополнительные графы (например, для отметок об исполнении).

При большом объеме поступающей по почте корреспонденции регистрация может производиться в нескольких журналах по видам: исполнительные документы, корреспонденция по уголовным, гражданским делам, прочая корреспонденция и т.д.

Не подлежат регистрации, а передаются с отметкой о времени получения их судом для приобщения к делам:

а) судебные повестки, возвращенные суду за не нахождением адресата;

б) расписки в получении копий обвинительных заключений, судебных повесток, исковых заявлений.

После регистрации, но не позднее следующего рабочего дня, вся поступившая корреспонденция передается по назначению для рассмотрения.

Уголовные, гражданские дела, дела об административных правонарушениях, а также материалы, возвращенные в связи с отменой или изменением приговоров и решений либо с частными определениями вышестоящих судов, материалы по вопросам судебного контроля за законностью действий органов предварительного следствия и дознания, жалобы на отказ в принятии сообщений о совершенных преступлениях, письма, заявления, жалобы не процессуального характера и другие материалы передаются председателю суда.

Для учета дел и материалов, назначенных к рассмотрению в судебном заседании, в отделе делопроизводства суда ведутся журналы (форма N 2).

Исковые заявления и другие материалы, принятые на личном приеме, не позднее следующего рабочего дня сдаются в отдел делопроизводства для учета в журнале входящей корреспонденции, после регистрации с присвоением соответствующего регистрационного номера и даты поступления возвращаются судье для рассмотрения.

Лицо, подающее исковое заявление и другие материалы на личном приеме, может представить дополнительную копию вышеуказанного документа, на которой по его просьбе ставится дата и указывается фамилия лица, принявшего документы, после чего копия возвращается заявителю.

При отправке по назначению судебных дел и других документов, в том числе при направлении электронной почтой, факсимильной связью, регистрация которых производится в журнале формы N 1-а, исходящий номер на сопроводительных письмах должен соответствовать номеру дела (материала) или номеру того наряда, в котором эта переписка должна храниться.

Дела, материалы направляются заказными бандеролями, а исковые материалы, исполнительные документы - заказными письмами либо направляются курьерами.

На заказные бандероли и письма составляется опись (форма N 3), отдельно на бандероли и на письма. Опись остается в суде и подшивается в хронологическом порядке в наряд N 21

Дела, материалы и корреспонденция, направляемые адресатам с курьерами, записываются в разносную книгу для корреспонденции (форма N 4) и сдаются получателям под расписку в этой книге.

Судебные повестки и копии процессуальных актов направляются судом в соответствии с требованиями Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2000 года N 725, в заказных письмах с заказными уведомлениями о вручении. Бланк уведомления прикрепляется к стороне письма, на которой не указывается адрес. На лицевой стороне письма делается отметка "судебная повестка с заказным уведомлением", "определение" и т.д.


Раздел 2. Практическая работа с гражданами, обратившимися в Марьяновский районный суд Омской области


.1 Работа Приёмной Марьяновского районного суда Омской области


С февраля 2010 г. в Марьяновском районном суде Омской области в целях обеспечения доступности правосудия путем эффективной организации работы суда по приему заявлений и обращений граждан действует Приёмная суда.

Приёмная суда расположена в здании суда, кабинет № 9.

Приём осуществляется аттестованными государственными служащими Марьяновского районного суда Омской области, имеющими высшее юридическое образование.

Приём граждан осуществляется в порядке живой очереди при предъявлении документа, удостоверяющего личность, документа, подтверждающего полномочия представителя в соответствии с утвержденным графиком работы Приёмной, по телефону Приёмной суда можно также узнать информацию о движении дел в суде и информацию справочного характера. (Приложение 3)

Приём граждан (физических лиц), представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления производится в день их обращения государственными гражданскими служащими аппарата суда в соответствии с графиком работы Приёмной.

Основные функции Приёмной суда:

. Организация ежедневного приёма граждан, их представителей, а также представителей юридических лиц (кроме выходных и праздничных дней).

. Обеспечение приёма письменных обращений, а также документов по конкретным судебным делам, жалоб на действия судей, работников аппарата суда.

. Приём исковых заявлений, кассационных (частных) жалоб, представлений.

. Выдача копий судебных документов.

. Повторная выдача копий судебных актов, дубликатов исполнительных документов.

. Создание условий для реализации прав граждан на снятие копий судебных документов, в том числе с помощью технических средств и за свой счет.

. Информирование граждан о результатах рассмотрения их обращений в суд.

. Обеспечение сохранности поступившей документации.

. Передача материалов по принадлежности.

. Оказание информационно - консультативной помощи в разъяснении процессуального законодательства и организации судебного делопроизводства.

. Оперативное и периодическое информирование председателя суда (лица его заменяющего) о результатах работы.

Работники Приёмной вправе давать консультации по следующим вопросам:

формы искового заявления (заявления о вынесении судебного приказа, заявления, жалобы и др.);

перечня документов, прилагаемых к исковому заявлению (заявлению, жалобы);

порядка принятия искового заявления (заявления, жалобы) к производству суда;

оснований отказа в принятии, возвращении, оставлении без движения искового заявления (заявления, жалобы) предъявления встречного искового заявления;

оплаты, освобождения, уменьшения государственной пошлины, представления отсрочки (рассрочки) ее уплаты;

порядка выдачи копий судебных документов, личных документов, вещественных доказательств, исполнительных документов;

другим вопросам судопроизводства, за исключением консультационных вопросов, касающихся оценки доказательств, влияющих на характер, объем правоотношений и т.п. вопросам.

Граждане, находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, на приём не допускаются.

В случае грубого, агрессивного поведения гражданина приём может быть прекращён. При необходимости может быть вызван судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности суда.

Во время практики я оказывала консультативную помощь гражданам в подаче искового заявления, а также работала с письменными обращениями граждан по конкретным судебным делам и участвовала в организации делопроизводства. Присутствовала при разрешении нескольких гражданских дел, в частности гражданского дела по заявлению об установлении факта признания отцовства. Поэтому рассмотрению именно этой категории дел была посвящена большая часть моего времени.

Так, 18 марта 2015 года в приёмную Марьяновского районного суда Омской области поступило заявление от гражданки Морозовой Ю.Ю., проживающей по адресу: Омская область, р.п. Марьяновка, ул. Новая, дом 17, об установлении факта признания отцовства. Данное заявление соответствовало требованиям установленной инструкции при его составлении и содержало все необходимые приложенные к нему документы. На этом основании заявление, поданное гражданкой Морозовой Ю.Ю., было принято и зафиксировано под номером 1284.


.2 Особенности рассмотрения и разрешения гражданских дел


Разбирательство по гражданскому делу в Марьяновском районном суде происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, за исключением лиц, признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными.

В судебном заседании председательствует судья, которому принадлежит здесь основная роль. Он руководит судебным заседанием, обеспечивая всестороннее и объективное выяснение обстоятельств дела, устраняя из процесса все, что не относится к существу спора.

Все присутствующие в зале судебного заседания встают при входе судьи в зал. Участники процесса встают при обращении к суду, даче объяснений, показаний по делу. Решение суда также выслушивается стоя. Отступления от данных правил возможны лишь с разрешения судьи (например, в силу преклонного возраста, болезни сторон), судья может разрешить им давать объяснения сидя.

Нарушителям порядка в судебном заседании судья от имени суда делает предупреждение. При повторном нарушении порядка участники процесса (стороны, третьи лица, представители, свидетели и т.п.) по определению суда могут быть удалены из зала судебного заседания.

В назначенное для разбирательства дела время судья открывает судебное заседание и объявляет о том, какое дело подлежит рассмотрению. Затем секретарь судебного заседания докладывает суду, кто из вызванных по делу лиц явился, вручены ли неявившимся повестки, и какие имеются сведения о причинах неявки. Суд устанавливает личность явившихся, проверяет полномочия должностных лиц и представителей. Если в деле участвует переводчик, судья разъясняет ему его обязанности и предупреждает об ответственности за заведомо неправильный перевод. Явившиеся по делу свидетели до начала допроса удаляются из зала судебного заседания. Судья следит за тем, чтобы допрошенные свидетели не общались с теми, кто еще не был допрошен.

Далее судья объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в качестве представителя общественности, эксперта, переводчика, секретаря судебного заседания. Участвующим в деле лицам разъясняется их право заявлять отводы. В случае удовлетворения ходатайств об отводе судьи, народного заседателя или всего состава суда дело будет рассматриваться в том же суде, но в ином составе суда, а при невозможности сформировать новый состав суда дело передается на рассмотрение в другой суд.

После разрешения ходатайств об отводах, председательствующий разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности. Затем судья выясняет, имеются ли у сторон и других лиц, участвующих в деле, какие-либо ходатайства и заявления (например, об истребовании дополнительных доказательств, отложении разбирательства дела и др.). В зависимости от сложности вопросов суд либо удаляется для их разрешения в совещательную комнату, либо выносит определение после совещания на месте в судебном заседании.

В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. Если лица, участвующие в деле, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, но не явились по причинам, признанными уважительными, суд откладывает разбирательство дела. Стороны обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, если сведения о причинах неявки отсутствуют, либо если суд признает причины неявки неуважительными, либо если ответчик умышленно затягивает производство по делу.

Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и о направлении им копии решения суда. Суд может признать обязательным участие сторон в судебном заседании, если это необходимо по обстоятельствам дела. Неявка представителя лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела.

В случае неявки в судебное заседание свидетелей или экспертов суд выслушивает мнение лиц, участвующих в деле и выносит определение о продолжении судебного разбирательства или об отложении разбирательства.

Откладывая разбирательство дела, суд может допросить явившихся свидетелей, если в судебном заседании присутствуют все участвующие в деле лица. Однако допрос свидетелей не допускается, если разбирательство дела откладывается из-за неявки кого-либо из участвующих в деле лиц, например истца, ответчика, обеих сторон, третьего лица.

Рассмотрение дела по существу начинается докладом судьи, в котором дается общее представление о деле. Докладчик сообщает суду, кто и к кому предъявил иск, каковы требования истца к ответчику, кратко излагает существо заявленных требований, их основания. При поступлении от ответчика письменных возражений также кратко излагается их суть.

Далее судья выясняет, поддерживает ли истец свои требования, в каком размере; признает ли ответчик иск и не хотят ли стороны кончить дело мировым соглашением. Если стороны выразят такое желание, то суд, прежде чем принять отказ истца от иска и утвердить мировое соглашение, разъясняет сторонам последствия совершения этих процессуальных действий, невозможность повторного обращения в суд с тождественными исковыми требованиями. Заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком, условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно истцом, ответчиком или обеими сторонами. Данные действия могут быть также выражены в отдельных письменных заявлениях, которые приобщаются к материалам дела, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

Суд не принимает признания иска ответчиком и не утверждает мирового соглашения, если придет к выводу, что они противоречат закону или нарушают чьи-либо права и охраняемые законом интересы, о чем выносит мотивированное определение.

Затем суд переходит к заслушиванию объяснений лиц, участвующих в деле. Сначала заслушиваются объяснения истца и участвующего на его стороне третьего лица, затем ответчика и участвующего на его стороне третьего лица. Далее дают объяснения остальные лица, участвующие в деле. Если в суд за защитой прав интересов других лиц обратились прокурор, представители органов государственного управления и иных организаций, либо отдельные граждане, они дают объяснения первыми. Во время объяснений участвующие в деле лица вправе задавать друг другу вопросы в целях уточнения фактических обстоятельств дела.

Объяснения, как правило, даются в устной форме. Когда в деле имеются письменные объяснения лиц, полученные судом в порядке выполнения судебных поручений или обеспечения доказательств, они оглашаются судьей в судебном заседании. Это происходит также и в тех случаях, когда лица, от которых получены такие объяснения, не явились в судебное заседание, а суд принял решение о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заслушав объяснения сторон и других лиц, участвующих в деле, суд устанавливает порядок проверки и исследования доказательств и приступает к их рассмотрению. Этот вопрос он разрешает, предварительно, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, присутствующих в зале судебного заседания.

Как правило, исследование доказательств начинается с допроса свидетелей. Каждый из них допрашивается судом отдельно. После допроса они остаются в зале судебного заседания до окончания судебного разбирательства, если суд не разрешит им удалиться раньше. Этот вопрос решается судом с учетом мнения всех участвующих в деле лиц.

Прежде чем начать допрос свидетеля, судья устанавливает его личность и предупреждает об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. О предупреждении об ответственности у него берется подписка, которая приобщается к протоколу судебного заседания. Свидетели, не достигшие 16 лет, не предупреждаются об ответственности за отказ, уклонение от показаний и за дачу заведомо ложных показаний, но судья разъясняет им, что они обязаны правдиво рассказать все известное им по делу.

Исследование письменных доказательств или протоколов их осмотра, начинается с оглашения протоколов в судебном заседании, предъявления доказательств лицам, участвующим в деле, представителям, а в надлежащих случаях - экспертам и свидетелям. После этого участвующие в деле лица вправе дать свои объяснения.

Когда все имеющиеся доказательства рассмотрены и все существенные обстоятельства спора выяснены, судья разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять ходатайства о дополнении материалов дела. При отсутствии таких заявлений судья объявляет исследование дела законченным, удаляется в совещательную комнату для постановления решения, о чем судья объявляет присутствующим в зале. Во время совещания и вынесения решения в совещательной комнате могут присутствовать только судья и народные заседатели, участвовавшие в рассмотрении дела.

Нарушение правил о тайне совещания всегда влечет за собой отмену вынесенного решения.

В совещательной комнате суд должен обсудить и разрешить все вопросы, возникшие во время разбирательства деда. Решение выносится немедленно по окончании разбора дела. Только при особой сложности дела изготовление мотивированного решения может быть отложено на срок не более трех дней, но и при этом суд объявляет резолютивную часть решения в том, же заседании, в котором закончено рассмотрение дела.

Решение суд основывает лишь на доказательствах, исследованных в судебном заседании. Он по своему внутреннему убеждению оценивает доказательства и определяет, какие факты на их основании следует считать установленными, какой закон должен быть применен, как следует разрешить спор между сторонами, а также как подлежат распределению между ними все судебные расходы по делу.

Вынесенное судебное решение объявляется публично в зале судебного заседания судьей.

Судья разъясняет его содержание, порядок и срок обжалования. После этого судебное заседание объявляется закрытым.


.3 Гражданский процесс (движение дела)


Нельзя переоценить огромное значение знакомства с судебным разбирательством на практике. Присутствуя при рассмотрении конкретных гражданских дел, наиболее полно усваиваешь всю процедуру рассмотрения дела, правила оценки доказательств и т.д.

Гражданский процессуальный принцип непосредственности означает, что суд должен исследовать все материалы дела и разрешить дело лишь на основании исследованных материалов (см. ч.1 ст.146 ГПК). То есть именно в судебном заседании должны быть заслушаны показания свидетелей, прочитаны документы, - письменные доказательства, осмотрены вещественные доказательства (есть правда несколько исключений из этого принципа - ст. 51 - 52, ст.62 ч.3 и др.)

После рассмотрения материалов по заявлению Морозовой Ю.Ю., судья Марьяновского районного суда - Кузнецов И.Г., 23 марта 2015г. вынес определение о принятии заявления к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. На основании этого, руководствуясь ст. 147 - 150 ГПК РФ, определил:

лицам, участвующим в деле разъяснить им их процессуальные права и обязанности, привлечь к участию в рассмотрении гражданского дела заинтересованных лиц и истребовать из Департамента ЗАГС Министерства государственно - правового развития Омской области - Марьяновский район: копию актовой записи о рождении Морозовой Ю.Ю.

После чего, 10 марта 2015 года судья Кузнецов И.Г., признав дело об установлении юридического факта признания отцовства подготовленным и руководствуясь ст. 153 ГПК РФ, определил:

назначить к разбирательству в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Морозовой Ю.Ю. об установлении юридического факта признания отцовства на 15 часов 00 минут 23 апреля 2015года в Марьяновском районном суде Омской области.

В судебное заседание вызвать заявителя, заинтересованных лиц - Управление ЗАГС Министерства государственно - правового развития Омской области - Марьяновский район, нотариуса Марьяновского нотариального округа Омской области, свидетелей - Магомаеву Р.Р., Фабрициуса В.В., Винокурову Н.Н..

Судебное заседание по гражданскому делу № 2- 360/2015 состоялось 23 апреля 2015 года, в связи с чем был составлен протокол данного судебного заседания в составе председательствующего судьи И.Г. Кузнецова при секретаре Михайленко И.В., с участием заявителя Морозовой Юлии Юрьевны, представителя заинтересованного лица Управления записи актов гражданского состояния - Марьяновский район Рожновой Елены Анатольевны, действующей на основании доверенности от 02 декабря 2013года.

Рассмотрев в порядке особого производства в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Морозовой Юлии Юрьевны об установлении факта признания отцовства, 23 апреля 2015 года Марьяновский районный суд Омской области вынес решение об удовлетворении заявления.

Ко всему выше сказанному прилагаю копии всех судебных документов, составленных, зафиксированных и сшитых в дело в процессе рассмотрения данного делопроизводства, в которых изменена фамилия заявителя.

( Приложение 4).


Раздел 3. Мониторинг и анализ процесса государственного регулирования направлений социальной политики


.1 Проведение мониторинга и анализа социальных процессов (условий, причин, мотивов проявления) в судебной системе Российской Федерации


Одним из наиболее актуальных и социально значимых направлений правового мониторинга является мониторинг судебной деятельности. Наблюдаемый во всем мире "рост общественной значимости судебной системы вызывает необходимость поиска адекватных средств, направленных на совершенствование судебной деятельности с целью повышения ее эффективности и открытости для нужд гражданского общества". Для современной России работа в этом направлении имеет особое значение, поскольку качество судебной системы в настоящее время - важнейший фактор модернизации российской экономики и гарантия демократических преобразований в социально-политической сфере. Это направление исследовательской деятельности, связанное с анализом и прогнозом состояния законодательства и практики его применения, в последние годы привлекает все большее внимание российских юристов (как ученых, так и практиков). О значении, придаваемом органами власти работе в данном направлении, свидетельствует, в частности, создание при Совете Федерации Центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики. Таким образом, правотворчество и правоприменение предстают, как два взаимосвязанных аспекта единого процесса утверждения правопорядка. Поэтому проблемы совершенствования правосудия необходимо ставить и решать в контексте более широкой задачи совершенствования законотворческого процесса и повышения качества законодательства.

К числу основных принципов организации и осуществления судебной власти следует отнести независимость судей, доступ к правосудию, состязательность судебного процесса, его публичность и диспозитивность. Наибольший интерес представляет изучение степени реализации на практике таких принципов, как независимость судей и доступ населения к правосудию.

Другим значимым принципом организации и осуществления судебной власти является доступ к правосудию. Доступность правосудия для населения означает прежде всего отсутствие непосильных судебных расходов, судебной коррупции, запутанных и усложненных судебных процедур и волокиты в принятии решений. Как показывают результаты социологических исследований, наибольшие нарекания со стороны населения вызывает судебная волокита. Так, согласно данным упомянутого выше всероссийского опроса, проведенного Центром социального прогнозирования, на первом месте в ряду претензий, высказанных гражданами в адрес судов, оказались (с большим отрывом) упреки по поводу судебной волокиты: на длительный, бюрократический характер судебной процедуры указали 65,4% респондентов, обращавшихся в районные суды, и 72,7% обращавшихся в арбитражный суды. Однако, анализируя эти данные, нельзя не учитывать, что российские граждане, не имевшие ранее столь массового опыта общения с правосудием, не вполне адекватно оценивают ситуацию. Согласно данным судебной статистики в России (при всей известной перегруженности наших судов) средний срок рассмотрения, например, административных дел составляет два месяца, в то время как, например, в Германии средний срок рассмотрения дел в административных судах достигает двух лет. В целом же 80% дел у нас рассматриваются в срок до одного месяца. Поэтому, проводя исследование данной проблематики, недостаточно выявлять эмоциональную реакцию граждан и их представление о разумном сроке судебного разбирательства; важно соотносить эти представления с реальными возможностями судебной системы, с принятой международной практикой и т.п.

По результатам исследования Социологического центра Российской академии государственной службы 2003 г., выяснялось, по каким причинам граждане не обращаются в суд при нарушении их прав. Мнения и граждан, и экспертов сошлись в том, что главными причинами отказов граждан от защиты своих прав в судах являются неверие в справедливость судебных решений, отсутствие финансовых средств на судебные расходы и юридическую помощь, а также незнание законов и нежелание суда идти на конфликт с органами власти. По двум последним причинам оценки граждан и экспертов разошлись, незнанию законов граждане придали существенно меньшую значимость, чем эксперты, а нежеланию суда идти на конфликт с органами власти - существенно большую значимость.

В комплексной, многоаспектной проблеме взаимоотношений судебной власти и общества следует выделить, прежде всего, два аспекта наиболее значимые. Это степень общественного доверия судебной власти и эффективность социального контроля за сферой судебного правоприменения.

Проблема общественного доверия к правосудию в последние годы находится в центре постоянного внимания ведущих социологических центров страны. Обычно эта проблематика анализируется в более широком контексте доверия к различным органам власти, иным государственным и социальным институтам. При этом зачастую вопрос, посвященный судам, не выделяется в специальную позицию: речь идет о доверии к правоохранительной системе в целом, о доверии к полиции, суду.

В последнее время становится все более очевидной необходимость эффективного общественного контроля над правосудием. Речь должна идти о социальном контроле в широком смысле этого слова, включающем в себя не только отслеживание недостатков и придание им гласности в деятельности судебной системы, но и общественную поддержку судов в их противостоянии давлению со стороны других ветвей власти, заинтересованных группировок и частных лиц.

Внимание к судебной власти со стороны общества - это не только обнаружение недостатков и придание им гласности в функционировании судебной системы, но и значимая форма поддержки правозащитной деятельности судов со стороны общества. Решение этих задач требует серьезного научного обеспечения, в том числе с привлечением методов социологического анализа.

В заключении хотелось бы представить обзор всех дел, рассматриваемых Марьяновским районным судом за 1 квартал 2015г. (Приложение 5 )


.2 Судебная система зарубежных стран


Системы судебных органов в унитарных и федеративных государствах неодинакова. В унитарных государствах обычно существует единая система общих судов. В федеративном государстве может быть единая система (например, Канада), но возможна и отдельная система федеральных судов, и отдельная система судов субъектов федерации (яркий пример тому судебная система в США). При данной системе федеральные суды применяют только федеральные законы, суды же штатов - и федеральные законы, и законы своего штата.

В судах первой инстанции (мировые судьи, полицейские суды, районные суды, суды судебных округов и др.) рассматриваются впервые все дела. Следующая инстанция - кассационная. Это либо вышестоящий суд, либо верховные суды, иногда официально называющиеся кассационными. Они заседают только в составе профессиональных судей, но не рассматривают факты, доказательства, а проверяют дела только с точки зрения соблюдения закона в судебном процессе.

В большинстве стран второй инстанцией являются особые апелляционные или высокие суды, когда можно обращаться с жалобой на решение суда первой инстанции. Здесь весь процесс повторяется аналогично процедуре первой инстанции, но возможно привлечение новых свидетелей, предъявление дополнительных доказательств.

Данная схема системы общих судов в ряде стран имеет свои особенности. Суды первой инстанции рассматривают большинство уголовных и гражданских дел отнесенных к их компетенции. Верховные суды могут рассматривать отдельные дела, установленные конституцией или законом, в первой инстанции, иногда даже с участием присяжных или народных заседателей. В актах конституционного права упоминаются различные органы и должностные лица, одна из задач которых состоит в содействии судебной власти. И во-первых это прокуратура. Прокуратура занимается уголовным преследованием лиц, совершивших преступления. Действуя как представитель государства, она поддерживает публичное обвинение в суде (в делах частного обвинения прокурора не участвует),осуществляет надзор за местами заключения, в странах тоталитарного социализма осуществляет общий надзор за законностью.

Деятельность суда призвана обеспечивать господство права, в т.ч. и по отношению к государству. Вследствие этого суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни исполнительная власть. Принимая решения, суд может на основе закона лишить человека свободы и даже жизни за совершение преступления, отобрать у физических или юридических лиц собственность, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить свое решение и возместить лицу ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц и т.д. Законы многих стран предусматривают особый состав преступлений - неуважение к суду, которое подлежит строгому наказанию.

Если сравнивать нашу систему правосудия с западной, то она имеет следующие два фундаментальных недостатка. Во-первых, она неэффективна в смысле затрат времени и средств на само судопроизводство. И, во-вторых, наша система правосудия сконцентрирована на «наказании», в то время как западная - на «возмещении» (вреда, ущерба) и на «воспитании» (хотя о последнем можно и поспорить).

Опыт США подтверждает, что развитый самоконтроль судебной власти и самоуправление судейских органов обеспечивают рост самостоятельности судебной власти и независимости судей, что в свою очередь является важнейшим условием повышения эффективности реализации судами своей основной функции - защиты прав человека.

Поскольку судебная власть является одновременно и субъектом социального контроля за всеми структурами государства, политической системы, и объектом социального контроля со стороны прежде всего гражданского общества, то социальный контроль предстает как координация политических и правовых процессов, т.е. эффективное взаимодействие политических и правовых процессов и явлений обеспечивается развитием системы социального контроля за судебной властью.

Специфика судебной власти как объекта заключается в том, что она является важнейшей частью всей системы социального контроля, поскольку представляет собой не только независимую ветвь власти, характеризующуюся высокой степенью самоконтроля, но и непосредственно реализующую задачу защиты прав личности.

В свою очередь, целью социального контроля за функционированием судебной власти является создание условий для ее дальнейшего развития как независимой ветви власти.

Для США основными направлениями политико-правовой детерминации судебной власти как социального контроля являются специфическая система отбора, подготовки и переподготовки судей на основе четкой политики, проводимой как в результате функционирования внешнего контроля, так и самоконтроля, системы самоуправления при сложившейся системе открытости деятельности судов.


.3 Предложения по совершенствованию судебной системы в государстве


Как уже говорилось ранее, районный суд перегружен делами и, как бы не была слажена организация работы суда, перегруженность существует.

Судья просто не успевает работать на качественном уровне, то есть, уделить внимание каждому конкретному делу, глубоко и в установленный срок исследовать его обстоятельства и т.д. Судьи должны быть разгружены от чрезмерного количества рассматриваемых ими дел за счет разрешения части дел на досудебной стадии.

Если в стране судьи зависимые и Закон для них не превыше всего, если судьям не хватает времени, чтобы досконально разбираться с делами, и они спешат побыстрее состряпать решение, то в стране нет Правосудия. Судебная система работает в рамках Закона эпизодически!

Главная причина порочности судебной системы - отсутствие в ней механизма обеспечения законности (качества). Законность является фактором качества в судебной системе.

Существующая судебная система не в полной мере выполняет своего главного предназначения: обеспечить торжество разума и Закона при рассмотрении судебных дел и приятии судебных решений, то есть, быть объективной, справедливой и безошибочной.

Главная фигура в судебном процессе - судья. В его голове и сердце складывается судебное решение. От его ума, компетентности, совести и чести зависит справедливость, законность, безошибочность принимаемых им по делу решений.

От ума и профессиональной подготовки судьи, знания Законов и других нормативных актов и умения их применять, зависит способность решать сложные дела быстро, качественно и без ошибок.

От наличия у судьи совести и чести зависит способность его не поддаваться на вмешательство в судебные дела посторонних лиц. Способность не идти на преднамеренное искажение фактов, выводов и решений по делу в угоду своим или чужим корыстным интересам. При отсутствии у судьи совести и чести, он вместо служения Закону, начинает служить корпоративным интересам своего судейского сообщества, высоким чиновникам. Или продаваться богатым за деньги и другие материальные блага.

Итак, мы знаем, какими качествами должен обладать квалифицированный, порядочный судья. Нам нужно теперь найти инструмент, который бы оценивал во всей полноте профессиональные качества судьи, мог классифицировать их и относить по ним судью к одной из трех групп.

-я группа: судьи, которым в полной мере присущи ум, профессионализм, совесть и честь. Данная группа судей может и должна работать в судебной системе.

Судьи двух других групп имеют недопустимые для работы в судах недостатки, пороки.

-я группа: судьям этой группы для квалифицированной, безошибочной работы не хватает необходимых знаний и опыта.

-я группа: судьям этой группы для квалифицированной, безошибочной работы не хватает совести и чести. Они развращены и зависимы от многих внешних противоправных воздействий. (Судей, имеющих одновременно недостатки 2-ой и 3-ей группы, выделять в отдельную группу не будем).

Сегодня в судебной системе работают судьи всех трех групп и много из двух последних. Вполне понятно, что обеспечение законности в судебной системе ставит задачу: освободиться от судей второй и третьей группы. И чтобы такие судьи в судебной системе вообще не появлялись, не приходили извне и не рождались в самой системе.

Как же нам в системе выявлять и различать судей конкретных групп?

Данную задачу будем решать через оценку качества принимаемых судьями судебных решений. Признаем непосредственную связь между качеством судебных решений и профессиональными качествами судей. Исходя из этого, нам необходимо найти и задействовать в судебной системе инструмент оценки качества судебных решений, который бы разделял решения по качеству на три класса: А, Б и В. При этом будем считать, что:

судебное решение А класса (качественное) принадлежит судьям 1-ой группы,

судебное решение Б класса (с ошибками) принадлежит судьям 2-ой группы,

судебное решение В класса (с нарушениями Законов) принадлежит судьям 3-ей группы.

Еще нам нужно задействовать механизм обратной связи между качеством конкретного судебного решения и соответствующим воздействием на исполнителя данного решения. Без такого механизма невозможен процесс непрерывного совершенствования (очищения) судейского корпуса и повышение качества всей судебной системы.

Отсутствие механизма обратной связи приводит ко многим негативным моментам, в том числе к ненадлежащему исполнению судьями своих обязанностей.

Наша судебная система должна перейти на новые принципы обеспечения высокого качества судебных решений, их безусловной законности. Под принципами подразумеваются нормы, предписывающие условия деятельности судей и градация мер воздействия на судью, в зависимости от качества (или дефектности) его судебного решения. Фактически это алгоритм управления судебным процессом по качеству судебных решений.

Для обеспечения законности должны выступать следующие принципы:

первый принцип - судья не должен допускать ошибок при принятии решений по судебным делам. По аналогии с производством, этот принцип будет обозначать: ноль дефектов на каждом рабочем месте. В этом смысл гарантии законности!

Соответственно, судья, который допускает ошибки в решениях, по профессиональным качествам не подготовлен для работы в должности судьи. Поэтому он и не должен им быть. При обнаружении в его решениях любых ошибок, он должен лишаться должности судьи.

Сегодня судейское сообщество декларирует принцип: судья-человек и он имеет право на ошибку. Сегодня это закреплено в формулировке: судья принимает решение, исходя из норм Закона и из внутренних убеждений. Как это, ведь от ошибки судьи зависит судьба людей. Поэтому для работы судьи должен быть принцип как для сапера - судья не имеет права ошибаться!

Если ошибки у судьи незначительные и непреднамеренные, то он должен быть отстранен от судейства и должен продолжить обучение и повышение своей квалификации до необходимого уровня. Это предписание для судей 2-ой группы при ошибочности их судебных решений, соответствующих классу Б.

второй принцип - отдание по сложным делам приоритета коллегиальным методам рассмотрения и принятия судебных решений.

третий принцип - безусловная уголовная ответственность судей за преднамеренные ошибки (по умыслу), сделанные ими при принятии судебных решений.

Это предписание для судей 3-ей группы, при наличии нарушений законности их судебных решений, соответствующих классу В. Если ошибки у судьи значительные или преднамеренные, то он должен нести уголовную ответственность. В этом случае уже появляется факт содеянного, вины судьи.

Данный принцип - это принцип неотвратимости наказания за содеянное, и он, безусловно, в полной мере должен применяться в отношениях к судьям.

Вероятность выявления содеянного (противозаконных решений) в судебной системе должна быть не ниже 98% за три месяца после принятия такого судебного решения.

четвертый принцип - обеспечение безусловной законности решения суда с первой судебной инстанции. Ошибочное решение суда не должно уходить с первой судебной инстанции. Оно должно обнаруживаться, отменяться и пересматриваться в том же суде.

пятый принцип - в судебной системе должно быть минимальное количество судебных дел, совершающих пустые пробеги по судебной лестнице (не находящих решений по жалобам).

Реализация указанных принципов должна устранить следующие дефекты судебной системы:

безответственность судей за преднамеренное принятие незаконных решений,

зависимость судей от чиновников и взяток (ниже будут предложены еще два механизма по данному направлению),

непрофессионализм судей,

архаичность организационной структуры судебных органов и их функций,

низкая роль судов надзорных инстанций,

отсутствие в судебной системе заинтересованности в качественной работе.

Уход от дефектов сократит количество повторно рассматриваемых дел в несколько раз. Сегодня около полумиллиона судебных дел карабкаются в судебной системе наверх до Верховных судов без пользы. Это дела-пустышки. Для рассмотрения их по существу у судей Верховного суда не хватает времени. Вот за счет сокращения этих дел судебную систему (без мировых судей), можно значительно разгрузить.

Совершенствовать судебную систему под данными принципами тоже необходимо с надзора за первой же стадией судебного процесса, которые должны осуществлять контроль законности формирования судебных решений. Помимо этого, необходим контролирующий орган, независимый от судейского сообщества. Это будет экспертный комитет, состоящим из юристов высокой квалификации, блестяще разбирающихся в судопроизводстве. Указанные эксперты должны оценивать качество судебных решений, по которым у одной из сторон процесса, а также у адвоката, имеются серьезные замечания. Замечания подтверждаются жалобами. Допускаем предположение, что по указанным делам могут иметься ошибки, принадлежащие к классам Б и В.

В случае выявления ошибок в судебном решении, оно должно исправляться на той же судебной инстанции: отменяться и дело должно пересматриваться в том же суде, но другим судьей.

Положение в правосудии можно улучшить (уйти от существующих пороков), лишь путем создания внешнего по отношению к судебной системе, органа экспертного контроля судебных решений, а также создания механизма воздействия на профессионально неподготовленных и на развращенных судей, которые творят беззаконие преднамеренно (принимают решения по указаниям властей или за денежные вознаграждения).


Заключение


Производственная практика для меня стала важным этапом в процессе обучения, поскольку позволила сопоставить полученные теоретические знания с практической действительностью, применить имеющиеся навыки и наработать новые.

В процессе прохождения производственной практики, я изучила основные положения, касающиеся организации и деятельности районных судов Российской Федерации на примере Марьяновского районного суда Омской области. Познакомилась с порядком ведения делопроизводства, изучила порядок составления отдельных официальных документов.

Изучила технологию работы с входящей и исходящей корреспонденцией, а также оказала помощь ведущему специалисту в работе с личными делами.

Подробно ознакомилась с работой Отдела обеспечения судопроизводства по гражданским и уголовным делам Марьяновского районного суда Омской области, изучила практику рассмотрения гражданских и уголовных дел разных категорий. Принимала участие в судебным процессах по разрешению гражданских дел.

Всё это я постаралась систематически изложить в ходе прохождения в отчете.

В результате проведённой работы можно сделать вывод, что основная работа по осуществлению правосудия ложится именно на суды районного масштаба, а значительное увеличение количества дел, рассмотренных судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства, свидетельствует о повышении доверия граждан к судам, стремление участников общественных отношений к цивилизованному разрешению споров, возникающих из гражданских правоотношений посредством обращения к правосудию, и в целом говорит о повышении авторитета судебной власти в Российской Федерации. Доверие к судебной власти, уважение к ней во многом определяются культурой судебной деятельности, которая представляет собой качественную характеристику судебной деятельности, опирающуюся на общее понятие культуры, а также представления о юридической культуре.

В настоящее время районные суды рассматривают абсолютное большинство дел, поэтому количество районных судов в стране исчисляется тысячами.

Положительным моментом является возрождение в России на новой основе института мировых судей, находящихся в непосредственной близости от населения, что позволило освободить районные суды от рассмотрения многих менее значительных уголовных и гражданских дел.

Если говорить о так называемом "качестве правосудия", то за последние годы снизился процент пересматриваемых дел, многие из которых отменялись вышестоящим судом. Повышается улучшение стабильности приговоров, продолжается снижение остатка нерассмотренных дел и дел, рассмотренных районными судами с нарушением установленного законом срока, что подтверждается проверкой дел поданных в кассационном порядке. Снизились случаи неявки лиц, участвующих в деле в судебное заседание, что очень хорошо сказывается на сроках рассмотрения и разрешения судом различных дел. Конечно, нельзя не сказать, что проблема исполнения решений по гражданским делам исчезла. Есть всё же лица, уклоняющиеся от выполнения предписаний суда, которые скрывают свои доходы от судебных приставов - исполнителей, или умышленно их занижают, но и разрешение этой проблемы проводится активная работа надзорных органов.

На практике я также убедилась, что помощник судьи по гражданским делам не менее часто, чем судья, вступает в отношения с участниками процесса и иными гражданами, внося свой вклад в отправлении правосудия и в формирование имиджа судебной власти. При наблюдении специфики работы помощника судьи по гражданским делам для успешной его деятельности, я считаю большое внимание должно быть уделено умению помощника конструктивно вести диалог с гражданами. Ведь представление о суде и людях, которые отправляют правосудие, может сложится на основе одного телефонного разговора или резкого отказа в возможности получить какой-либо документ, справку, ознакомится с материалами дела. Помощник судьи должен уметь понятно и доступно объяснить участникам процесса причины и мотивы своих действий, особенно связанных с отклонением их обращений, и одновременно разъяснить установленный законом порядок совершения тех или иных процессуальных действий.

В целом я могу сказать, что работа всего штата Марьяновского районного суда на данный момент организуется и исполняется в полном объём и при этом строго соблюдается законодательство Российской Федерации.

Но всё же, нельзя не сказать о том, что, хотя большинство гражданских дел рассматриваются именно в районных судах, однако условия, в которых работают судьи не всегда пригодны. Это, безусловно, связано с тем, что материальная база суда недостаточна для обеспечения нормальной работы. Нередко помещения судов оказываются неприспособленными для работы или находятся в аварийном состоянии. Все это приводит на практике к тому, что не по вине судей часто срываются сроки рассмотрения дел и другие, установленные законом сроки. И для того, чтобы сохранить уважение к суду, как к органу государственной власти, совершенно необходимо всё - таки подкрепить материальную базу суда и строго вести контроль за использованием выделенных финансовых средств. Необходимо также повысить судьям заработную плату (некоторые шаги в этом направлении уже делаются, но нужно это ускорить).



Библиография


1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008 года)

.Федеральный Конституционный закон О судебной системе Российской Федерации от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (в редакции от 06.12.2011)

. Федеральный Конституционный закон О судах общей юрисдикции в Российской Федерации от 07.02.2011 № 1 -ФКЗ (в редакции от 01.06.2011)

. ФЗ О средствах массовой информации от 27.12.1991 № 2124-1 (в редакции от 21.07.2011)

. ФЗ О статусе судей в Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1-ФЗ (в редакции от 03.12.2011)

. ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в редакции от 06.12.2011)

. ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ (в редакции от 27.07.2010)

. ФЗ О персональных данных от 27.07.2006 № 152-ФЗ (в редакции от 25.07.2011)

. ФЗ О противодействии коррупции от 25.12.2008 № 273-ФЗ (в редакции от 21.11.2011)

. ФЗ Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации от 22.12.2008 № 262-ФЗ (в редакции от 18.07.2011)

. ФЗ О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок от 30.04.2010 № 68-ФЗ

11. ФЗ О судоустройстве РСФСР от 08.07.1981 № 976-ФЗ (в редакции от 07.02.2011) <#"justify">14. Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным конституционным законом от 12 марта 2014 года N 5-ФКЗ.

. Перечень должностей сотрудников аппарата суда, определённый Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы.

16. Положение о Приемной в Марьяновском районном суде Омской области <#"justify">Список литературы


1.Кобликов А.С. Юридическая этика. М., 2001. С. 139

.Кони А.Ф. Избранные произведения. М. ,1956. С. 20.

.Судебная власть под ред. И.Л. Петрухина. М., 2003. С. 9.

4.Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.

.Боботов С.В. Буржуазная социология права. М., 1978.

.Бобрищев-Пушкин А.М. Эмпирические законы деятельности русского суда присяжных. М., 1896.

.Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ за 1992 - 2002 гг.). М., 2003.

.Демичев А.А. Суд присяжных в представлениях нижегородцев // Социс. 2000. N 4.

.Закатнова А. Суд да реформа // Российская газета. 2003. 28 нояб.

.Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.

.Кульчар К. Основы социологии права. М., 1981.

.Л апаева В.В. Методология изучения эффективности действия законодательства в процессе правового мониторинга // Законодательство и экономика. 2008. N 11.

.Маликов М.Ф. Эффективность приговора в советском уголовном процессе: Вопросы теории и практики / Под ред. М.С. Брайнина. Саратов, 1982.

.Мейхью Л. Социология права // Американская социология. М., 1972.

.Морщакова Т.Г. Судебная реформа. М., 1990.

.Морщакова Т.Г., Петрухин И.Л. Оценка качества судебного разбирательства по уголовным делам. М., 1987.

.Нешатаева Т.Н. Оценка профессиональной деятельности судьи: проблемы правового регулирования // Российское правосудие. 2008. N

.Реформирование России: реальность и перспективы / Под ред. Г.В. Осипова. М., 2003.

.Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2003.

.Шабанова М.А. Социология свободы: трансформирующееся общество. М., 2000.

21.Шереги Ф. Социология права. Прикладные исследования. М., 2002

Интернет - ресурсы:

1.Гарант - Консультант.

.Портал - ГАС Правосудие


Приложение 1


ДолжностьФ.И.О.Служебный телефонКабинетОснования наделения полномочиямиПредседатель судаКузнецов Игорь Георгиевич17Указ Президента РФ от 23.10.2012 № 1427)Помощник председателя судаБазыловаАлияВагисовна8(381-68) 2-16-4912Приемная, Секретарь судебного заседанияМихайленко Ирина Викторовна8(381-68)2-16-4916СудьяКульков Вячеслав Сергеевич18Указ Президента РФ от 27.10.2011 № 1431Помощник судьиМихайленко Жанна Александровна8(381-68) 2-21-9116Секретарь судебного заседанияФлеглер Татьяна Александровна8(381-68) 2-21-9116СудьяГалькова Татьяна Романовна21Указ Президента РФ от 02.02.2013 № 67Помощник судьиФролова Лариса Петровна8(381-68) 2-29-6220Секретарь судебного заседанияОрлова Алла Владимировна8(381-68) 2-29-6220СудьяСоляник Елена Александровна8Указ Президента РФ от 30.01.2014 № 41Секретарь судебного заседанияЧередниченко Юлия Валерьевна8(381-68) 2-14-127Канцелярия Ведущий специалистСавельева Марина Сергеевна8(381-68) 2-19-5115Секретарь суда по гражданским делам8(381-68) 2-19-5115Секретарь суда по уголовным делам, архивариусГерстенбергер Алевтина Ионатовна8(381-68) 2-16-16, факс 2-16-16148(381-68) 2-92-629Специалист 3 разряда канцелярии судаКателенец Инна Владимировна8(381-68) 2-16-1614


Приложение 2


ГРАФИК ПРИЕМА ГРАЖДАН

В Марьяновском районном суде Омской области

на 2015 год.


По личным вопросам:

№Ф.И.О., должностьДни приема1.Кузнецов Игорь Георгиевич Председатель судаПонедельник с 10.00 ч. до 12.00 ч.

ПРИЕМНАЯ СУДА


КАНЦЕЛЯРИЯ СУДА

№Ф.И.О., должностьДни приема1.Савельева Марина Сергеевна Ведущий специалистЕжедневно Понедельник-Четверг с 09.00 ч. до 13.00 ч., с 14.00 ч. до 18.15 ч. Пятница с 09.00 ч. до 13.00 ч., с 14.00 ч. до 17.00 ч.2.Герстенбергер Алевтина Ионатовна Специалист 1 разряда3.Специалист 1 разряда4.Кателенец Инна Владимировна Специалист 3 разряда



является отцом _______________________________________________.

(Ф.И.О. ребенка, число, месяц, год его рождения)

. Взыскать с ответчика ______________________________________

(Ф.И.О.)

в мою пользу алименты на содержание сына (дочери) ______________

в размере __________ части всех видов заработка и иного дохода, но

не менее _______________________________ рублей в месяц, начиная с

_________________________ до его(ее) совершеннолетия.

(дата подачи заявления)

. В подтверждение иска вызвать и допросить свидетелей: ______

____________________________________________________________.

(Ф.И.О. и адреса)

Приложения:

. Копия искового заявления.

. Копия свидетельства о рождении ребенка.

. Доказательства, устанавливающие совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и ответчика до рождения ребенка или совместное воспитание либо содержание им ребенка (справки жилищных органов, советов самоуправления, местной администрации о совместном проживании и ведении общего хозяйства, совместном воспитании и содержании ребенка; переписка сторон; денежные переводы, документы о получении посылок, письма, почтовые открытки, письменные ходатайства ответчика по месту работы о предоставлении членам его семьи жилой площади, путевок для помещения детей истицы в детские учреждения, выписки из автобиографии и личного дела ответчика и т.п.).

. Доказательства, подтверждающие признание ответчиком отцовства, в том числе в период беременности матери ребенка (письма и иная переписка сторон, его анкеты, заявления ответчика и другие фактические данные, которые с достоверностью подтверждают факт признания ответчиком отцовства).

. Справка о заработке ответчика и наличии удержаний по исполнительным листам.

"___"_________ ____ г. ______________

(подпись)



Приложение 4


График работы Приёмной Марьяновского районного суда Омской области.

В рабочее время:

понедельник - четверг 09.00-18.00

пятница 09.00-17.00

обед 13.00-14.00

Телефон Приёмной Марьяновского районного суда Омской области.



Приложение 5


Общие сведения о результатах рассмотрения дел Марьяновским районным судом Омской области в 1 квартале 2015 года (статистические данные)


Содержание показателяЗначение показателяА1I инстанцияПо уголовным деламПоступило уголовных дел18из них поступило повторно на судебное разбирательствоЧисло лиц по поступившим делам23Окончено производством уголовных дел20из нихрассмотрено по существу в особом порядке (ст. 316, 317.7 УПК РФ)16с нарушением сроков УПК РФв сроки свыше 3 мес. до 1 года включительно (исключая срок приостановления)1Число осужденных лиц, всего18из них по тяжести совершенных преступленийза совершение особо тяжких преступленийза совершение тяжких преступлений5за совершение преступлений средней тяжести8за совершение преступлений небольшой тяжести5в том числе осуждено лицв отношении которых при рассмотрении дела применен особый порядок рассмотрения уголовного дела16военнослужащих111, 11221587222-226.11228-2333Число оправданных, всегоЧисло оправданных (кроме дел частного обвинения, поступивших от граждан)Число лиц, дела которых прекращены2Остаток нерассмотренных дел:9в том числе приоста-новленныев связи с розыском5Взято под стражу судом (мировым судьей) по приговору с реальным лишением свободы6Освобождено из-под стражи осужденных, оправданных по приговору суда и лиц, в отношении которых дела прекращеныМеры наказания:исключительная мера наказанияпожизненное лишение свободылишение свободы на определенный срок7Рассмотрение гражданских исков в уголовном процессе:удовлетворено полностью2удовлетворено частично2оставлено без рассмотрения4По гражданским деламПоступило гражданских дел322Окончено гражданских дел271из нихдел с вынесением решения240в том числе в сроки свыше установленных до 3 мес. включительно (включая срок приостановления)3Рассмотрено с вынесением решения по категориям гражданских дел:трудовые споры о восстановлении на работетрудовые споры об оплате труда17о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло и электроэнергию1другие жилищные споры (кроме дел о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло и электроэнергию)31жалобы на неправомерные действия (бездействие) должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, органов государственной власти, органов местного самоуправления3Остаток нерассмотренных дел136из них находится в производстве судовв сроки свыше установленных до 3 мес. включительно (включая приостановленные)1в сроки свыше 3 мес. до 1 года включительно (включая приостановленные)2Зарегистрировано исковых заявлений, заявлений и жалоб в порядке гражданского производства, заявлений о выдаче судебного приказа, поступивших в отчетном периоде327из них принято к производству с нарушением сроков ГПК РФОтказано в приеме заявлений, жалоб, в том числе в вынесении судебного приказа в порядке ст.134 ГПК РФ1По делам об административных правонарушенияхОстаток неоконченных дел об административных правонарушениях на начало отчетного периода1Всего поступило дел об административных правонарушениях за отчетный период4Рассмотрено дел об административных правонарушениях по числу лиц5Число лиц, подвергнутых наказаниям по делам об административных правонарушениях4из них назначено административное наказание в видештрафа3ареста1Апелляционная инстанция на судебные постановления мировых судей (заполняют районные суды)Уголовные делаПоступило дел за отчетный период2Окончено дел за отчетный период, всего1из них с нарушением сроков УПК РФОтменены обвинительные приговоры (по числу лиц)1Гражданские делаПоступило дел за отчетный период6Окончено дел, всего4Отменены решения мировых судейПересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях (ст. 30.9 и 30.10 КоАП РФ)Рассмотрено дел по жалобам и протестам на не вступившие в законную силу постановления3из них на постановления судей (мировых судей)2Отменено и изменено не вступивших в законную силу постановлений о назначении административных наказаний1из них постановлений вынесенных судьями (мировыми судьями)