Организации как субъекты административного права

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,75 Кб
  • Опубликовано:
    2016-07-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организации как субъекты административного права















Контрольная работа

Организации как субъекты административного права

Содержание

1.Общее понятие организаций как субъектов административного права.

.Административно-правовой статус государственных и муниципальных предприятий, учреждений.

.Административно-правовое положение негосударственных организаций.

.Понятие и административно-правовой статус объединений граждан. Религиозные объединения.

.Литература


1.Общее понятие организаций как субъектов административного права

К числу субъектов административного права относятся организации, осуществляющие, соответственно, хозяйственные, управленческие, социально-культурные и иные функции, обеспечивающие материальные и духовные потребности людей, общества и государства. Как субъекты административного права, организации различаются по своему административно-правовому статусу. Такие различия обусловлены преследуемыми целями, принадлежностью к государственной, муниципальной или частной собственности, пространственными масштабами деятельности и др.

В зависимости от преследуемых целей организации подразделяются на коммерческие, которые согласно Гражданскому кодексу РФ в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, и, некоммерческие - не имеющие цели извлечения прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками (ст. 50).

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий, некоммерческие - в форме потребительских кооперативов, объединений граждан, в том числе религиозных, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Коммерческие организации могут создаваться на основе договоров ассоциации и союзы в целях координации своей деятельности.

Среди организаций особое место занимают предприятия и учреждения, которые являются разновидностями организаций. Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В зависимости от формы собственности предприятия могут быть государственными (находящимися в федеральной собственности и собственности субъектов); муниципальными (находящимися в собственности муниципальных образований) и частными, находящимися в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц, а также образованными на базе смешанных форм собственности.

Предприятия могут создаваться государственными органами, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Учредительным документом государственного и муниципального предприятия является устав, который утверждается учредителем предприятия в лице органа по управлению имуществом. Негосударственные предприятия действуют на основании устава, учредительного договора либо только устава (Например Общество с ограниченной ответственностью). В учредительных документах должны содержаться сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации и действует на основе учредительных документов.

Государственные и муниципальные предприятия образуются в форме унитарных предприятий, частные предприятия образуются в форме хозяйственных товариществ и обществ (полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, закрытое акционерное общество), производственных кооперативов и др.

По отраслевой специализации предприятия подразделяются на промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты); сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.); строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.); транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо, пароходства, аэропорты и др.); предприятия связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и др.); торговли (универмаги, специализированные магазины, торговые базы и др.); жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплуатационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети, газоснабжения и др.).

Государственные предприятия по значению подразделяются на общефедеральные (в том числе казенные и унитарные) и предприятия субъектов федерации. Муниципальные предприятия, находящиеся в ведении местных органов самоуправления, имеют районное, городское, поселковое значение (местное значение).

Учреждение - это разновидность некоммерческих организаций, образованное с целью выполнения социально-культурных или административно-политических (управленческие) функций, создания ценностей социального характера.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, в случаях предусмотренных законодательством относятся аппараты представительных органов, органы исполнительной власти министерства, комитеты, управления, отделы и т.п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.

Учреждениями, осуществляющими социально-культурные и иные функции, не связанные с материальным производством, являются: образовательные учреждения (школы и иные образовательные учреждения), научные учреждения (академии наук, научно-исследовательские институты и др.), учреждения культуры (театры, музеи, библиотеки и др.), учреждения здравоохранения (больницы, поликлиники и др.), учреждения социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

Учреждения, также как и предприятия, подразделяются на виды по разным основаниям: по форме собственности (государственные, муниципальные и частные), по масштабу своей деятельности (общефедеральные, субъектов федерации, местные (муниципальные); по сферам деятельности (образования науки, социальной защиты и т.п.).

Таким образом, различия между предприятиями и учреждениями состоят в содержании их основной деятельности.

К иным некоммерческим организациям относятся объединения граждан (общественные объединения), потребительские кооперативы, фонды, ассоциации (союзы).

Административная правосубъектность организаций (предприятий, учреждений, и иных некоммерческих организаций) различается по их видам, формам собственности целям деятельности и др.

Правовое положение предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными актами (положениями, уставами и т.п.). Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации являются субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением ими своих функций.

Нормы права, определяющие административно-правовой статус предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций независимо от форм собственности, устанавливают:

общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;

государственную регистрацию предприятий, учреждений и иных некоммерческих организацией;

порядок производства регистрации и основания отказа регистрации;

общеобязательный порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчетности государственным органам, необходимый для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации.

Органы исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями и иными некоммерческими организациями российского законодательства. Они наделены правом применять к нарушителям меры административного принуждения, предусмотренные законодательством.

2.Административно-правовой статус государственных и муниципальных предприятий и учреждений

административный право статус религиозный

Административно-правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений регулируется Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 08.12.2003), Законом РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании», ФЗ от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 31.12.2005), ФЗ от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ред. от 22.08.2004), «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 31.12.2005), ФЗ от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 25.07.2006) и др.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

К ведению собственника унитарного предприятия любого вида относится: создание предприятия; определение цели, предмета, вида его деятельности; утверждение показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности; утверждение устава; назначение на должность и освобождение от должности руководителя и главного бухгалтера предприятия; контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества; другие права и обязанности, определенные законодательством РФ.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (далее государственное и муниципальное унитарное предприятие) может быть создано в случае:

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченной в обороте.

Такие предприятия, обладают достаточным объемом самостоятельности в деятельности. Они самостоятельно планируют свою работу и перспективы развития, заключают хозяйственные договоры, распоряжаются движимым имуществом, принадлежащим на праве хозяйственного ведения, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Свою продукцию, работы и услуги предприятие реализует по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно, а в случаях, предусмотренных законодательством - по государственным ценам. Они несут ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины.

Вместе с тем, государственные и муниципальные унитарные предприятия не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Распоряжение имуществом возможно только в пределах, не лишающих предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным унитарными предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Уставом государственного или муниципального унитарного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определено, что государственное и муниципальное предприятие, основанное на праве оперативного управления (далее казенное предприятие), может быть создано в случае:

если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Федерации или муниципального образования;

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности государства, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государственным ценам в целях решения социальных задач;

необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Решение о создании федерального казенного предприятия принимается Правительством РФ, казенного предприятия субъекта РФ - органом исполнительной власти субъекта РФ, муниципального казенного предприятия - органами местного самоуправления. Органы, принимающие решение о создании, действуют от имени собственника соответствующего уровня.

Собственник казенного предприятия вправе изымать у предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество; доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; утверждать схему доходов и расходов предприятия.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа.

Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Оно вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что степень хозяйственной и оперативной самостоятельности у казенных предприятий меньше, чем у предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социальнокультурных или административно-политических функций. Учреждения, как говорилось выше, могут осуществлять управленческие, образовательные, научные, медицинские, культурные и прочие функции.

Правовое положение учреждений определено рядом правовых актов, регулирующих отношения в отдельных отраслях и сферах управления, например, в Федеральных законах «Об образовании», «О науке и государственной научно-технической политике», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Основах законодательства Российской Федерации о культуре», «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» и др.

Органы государственной власти и местного самоуправления создают государственные и муниципальные учреждения, осуществляют их финансирование, устанавливают размеры тарифов на услуги, предоставляемые учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также иные полномочия в соответствии с законодательством.

Государственные учреждения, как и государственные предприятия, наделены достаточной самостоятельностью; их оперативная деятельность координируется и контролируется соответствующими органами исполнительной власти. На сегодняшний день государственные и муниципальные учреждения могут реорганизовываться, либо создаваться в форме автономного учреждения.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения, а автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.

Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах деятельности. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества. Учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью и осуществляет финансирование деятельности по его выполнению. Иные уставные виды деятельности автономных учреждений финансируются за счет учреждения.

Новой организационно-правовой формой существования государственных организаций в настоящее время является Государственная корпорация. Корпорация является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме «Государственная корпорация».

На сегодняшний день созданы следующие государственные корпорации: Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии», Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта «ГК Олимпстрой», Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и др.

Статус, цели создания и деятельности, функции и полномочия Корпорации определяются одноименными Федеральными законами и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Особенностью административно-правового статуса Государственных корпораций является то, что им, во-первых, передаются полномочия по осуществлению государственного управления в установленной сфере деятельности, например, использованием атомной энергии. Во-вторых корпорация управляет государственным имуществам, переданным ей указом Президента. В-третьих, она может являться собственником акций акционерных обществ и управлять ими. В-четвертых, корпорации передаются профильные по роду деятельности государственные предприятия и учреждения, которыми она управляет от имени собственника и пр.

Следует отметить, что в соответствии законами, регулирующими статус Государственных корпораций, их нельзя считать ни органами государственной власти, ни государственными предприятиями или учреждениями. На них не распространяется действие пунктов 3, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регламентирующих порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, а так же Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Таким образом, Государственная корпорация фактически является особой организационно-правовой формой государственной некоммерческой организации, которая создается в целях решения государственных задач и в связи с этим может наделяться федеральными законами отдельными государственными полномочиями.

Следует отметить, что в настоящее время деятельность в форме государственных корпораций подвергается критики.

3.Административно-правовое положение негосударственных организаций

Административно-правовой статус негосударственных организаций регулируется следующими Федеральными законами: «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах», «О некоммерческих организациях», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О свободе совести и о религиозных объединениях» и др.

Негосударственные (частные) предприятия могут существовать в следующих основных формах: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и др.

Акционерным обществом признается коммерческая организация открытого или закрытого типа, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. По каждой категории (типу) акций общество выплачивает акционерам дивиденды. Они выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества - иным имуществом.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады в уставный капитал общества не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников общества.

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии, а также объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Кооператив является коммерческой организацией, юридическим лицом.

Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым или иным участием, размером паевого взноса, а между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в деятельности кооператива, соответственно размеру их паевого взноса. Порядок распределения прибыли предусматривается уставом кооператива.

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет. В состав исполнительных органов, которые осуществляют руководство деятельностью кооператива, входят правление и (или) председатель кооператива.

Негосударственные учреждения создаются для выполнения социальных функций. В настоящее время действуют негосударственные образовательные учреждения, негосударственные учреждения культуры, негосударственные научные учреждения, которые не являются коммерческими. Для осуществления своей деятельности такие учреждения должны быть аккредитованы государством, а в случаях, предусмотренных законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности - иметь лицензию.

Иными негосударственными организациями являются:

объединения граждан - добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, что способствует реализации прав и законных интересов граждан;

потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов;

фонд - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридически лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118 ГК РФ);

ассоциации (союзы) - добровольные объединения учреждений и иных некоммерческих организаций. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз».

Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что особенностью административно-правового статуса негосударственных (частных) предприятий, является то, что влияние на них со стороны государства ограничено, так как оно не управляет ими.

Управление негосударственными предприятиями, учреждениями и иными некоммерческими организациями осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями.

Порядок образования и ликвидации негосударственных предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа.

Учредительным документом является устав (положение) предприятия, учреждения, организации, который утверждается его учредителями (участниками).

Негосударственные предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации подлежат государственной регистрации и считаются созданными с момента государственной регистрации, за исключением случаев, когда объединение граждан может существовать без приобретения статуса юридического лица. Данные регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц.

Нарушение установленного законом порядка образования или несоответствие учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации. Уклонение компетентного органа от производства регистрации могут быть обжалованы в суд. Их ликвидация производится по решению учредителей (участников) или органа, уполномоченного их создавать, либо по решению суда, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов. Негосударственные предприятия, учреждения могут быть ликвидированы в случае признания их банкротами.

Гарантиями самостоятельности негосударственных предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций являются: запрет на вмешательство органов государства в их деятельность за исключением случаев, предусмотренных законом; право на защиту самостоятельности в административном и судебном порядке.

Неправомерные действия или незаконные акты государственных органов, в том числе и органов исполнительной власти, могут быть обжалованы в прокуратуру, суд или арбитражный суд. Вместе с тем предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации являются субъектами юридической ответственности, в том числе административной. В частности, они несут административную ответственность за нарушение налогового законодательства, за несоблюдение правил и сроков представления статистической отчетности и другие административные правонарушения.

В целом, для взаимоотношений органов исполнительной власти с предприятиями и учреждениями всех видов собственности характерно то, что законодательством установлены: государственная регистрация предприятий как юридических лиц и аккредитация соответствующих учреждений; получение предприятиями и учреждениями разрешений (лицензий) на определенные виды деятельности; запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий (учреждений); обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчетности; представление государственным органам соответствующей информации; обязанность соблюдать законодательство и др.

Органы исполнительной власти обязаны принимать все возможные меры к обеспечению прав и законных интересов предприятий, учреждений и выполнению ими своих обязанностей. Вместе с тем, государственные органы осуществляют контроль за соблюдением предприятиями и учреждениями соответствующего законодательства и вправе применять к его нарушителям меры воздействия, установленные законодательством за экологические правонарушения, нарушения в области строительства, по вопросам рекламы и др.

4.Понятие и административно-правовой статус объединений граждан. Религиозные объединения

Право граждан на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ, Федеральных законах «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др.

Объединения граждан создаются в целях реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод; активизации самодеятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами; удовлетворения профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества; охраны здоровья населения, участия в благотворительной деятельности; проведения культурно-оздоровительной и спортивной работы; охраны природы, памятников истории и культуры; патриотического и гуманистического воспитания; расширения международных связей; осуществления иной деятельности, не запрещенной законом.

В соответствии с Конституцией РФ, не допускается создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью или методом действий свержение, насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной, или религиозной розни, совершение иных уголовно наказуемых деяний. Преследуется законом деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственность населения, права и охраняемые законом интересы граждан.

Ограничения на создание отдельных видов общественных объединений могут устанавливаться только федеральным законом.

Общественные объединения обладают следующими характерными чертами:

образуются гражданами на добровольной основе;

не обладают государственно-властными полномочиями;

не являются субъектами правотворчества;

действуют от своего имени;

являются некоммерческими организациями.

Можно выделить следующие виды общественных объединений:

политические партии;

массовые движения;

профессиональные союзы;

женские, молодежные, ветеранские организации;

организации инвалидов;

научно-технические и иные добровольные общества;

творческие союзы;

землячества;

ассоциации.

Объединения граждан подразделяются по территориальной и отраслевой сферам деятельности.

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

По сфере деятельности общественные объединения разделяются на объединения, действующие независимо от отрасли или сферы управления (политические партии), и объединения, действующие в отдельных отраслях и сферах управления (например, научные, культурно-просветительные и др.).

Организационно правовыми формами общественных объединений являются:

Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено Федеральным законом «Об общественных объединениях» и законами об отдельных видах общественных объединений.

Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Общественный фонд - не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками, либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.

Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).

В соответствии с учредительными документами, в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

В случае государственной регистрации в качестве юридического лица руководящие органы данных объединений граждан приобретают права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом и Гражданским кодексом РФ.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

в политической партии должно состоять не менее десяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее пятидесяти членов;

руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Основными целями политической партии являются:

формирование общественного мнения;

политическое образование и воспитание граждан;

выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Политическая партия может участвовать в выборах только после ее регистрации в качестве юридического лица.

Объединения граждан, независимо от их организационно-правовой формы, вправе создавать союзы (ассоциации) объединений на основе учредительных документов (договоров, уставов, принятых союзами (ассоциациями) общественных объединений, образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Объединения граждан создаются по инициативе их учредителей. В состав учредителей, наряду с физическими лицами, могут входить юридические лица общественные объединения.

Административная правосубъектность общественных объединений возникает с момента принятия объединением решений: о его создании, об утверждении устава объединения и формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов съездом (конференцией) или общим собранием. Правоспособность объединения граждан как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения. Учредителями, членами и участниками объединений граждан могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, и юридические лица, если иное не установлено законодательством. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, кроме политических партий.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане с 14 до 30 лет, а детских объединений - с 8 до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности.

Не могут быть учредителями, членами и участниками объединений граждан органы государственной власти и местного самоуправления.

Устав объединений должен предусматривать:

название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

структуру объединения, руководящие и контрольно-ревизионные органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

компетенцию и порядок формирования руководящих органов объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

правила внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

источники формирования денежных средств и иного имущества объединения, права объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Устав объединения граждан может содержать описание символики данного объединения. Объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае оно не приобретает прав юридического лица. Государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации; межрегионального, регионального и местного объединения - органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа объединения - органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации.

Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:

заявление, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства и контактных телефонов;

устав общественного объединения в трех экземплярах;

выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

сведения об учредителях;

документ об уплате государственной пошлины;

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

при использовании общественным объединением личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав - документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Документы подаются на государственную регистрацию в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

Орган юстиции в месячный срок обязан зарегистрировать объединение и выдать учредителям свидетельство о его регистрации, либо отказать в государственной регистрации и выдать учредителям мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке.

Общественное объединение по решению съезда (конференции) или общего собрания может быть реорганизовано. Реорганизованное общественное объединение подлежит государственной регистрации.

Ликвидация общественного объединения осуществляется либо по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного объединения, либо в судебном порядке. Решение о ликвидации объединения, являющегося юридическим лицом, направляется в орган, зарегистрировавший объединение, для исключения объединения из единого государственного реестра юридических лиц.

Права общественного объединения. Для осуществления уставных целей общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет право:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными Федеральным законом «Об общественных объединениях» и другими законами;

проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Для осуществления уставных целей общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, имеет право:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;

выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Осуществление указанных прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.

Обязанности общественного объединения. В своей деятельности общественное объединение обязано:

соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц;

допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;

оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, в соответствии с п.1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с требованием о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных преимуществ. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Вместе с тем орган, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям. Этот орган вправе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы, направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях. Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, за размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством. Надзор и контроль за выполнением общественными объединения существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля. Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет Прокуратура Российской Федерации.

Государственные органы и органы местного самоуправления и их должностные лица, причинившие ущерб общественным объединениям вследствие нарушения указанными органами и их должностными лицами законов об общественных объединениях, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством.

Общественные объединения, в том числе не обладающие правами юридического лица, в свою очередь, в случае нарушения законодательства несут ответственность. Если нарушение совершено объединениями, не обладающими правами юридического лица, ответственность за данные нарушения несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений.

В случае нарушения общественным объединением законодательства и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган, либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор, вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. Если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.

Деятельность общественного объединения может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» и Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», «О военном положении».

В случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается: организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия; принимать участие в выборах; использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.

Если в течение срока приостановления деятельности объединение устраняет выявленные нарушения, то решением органа или должностного лица, приостановивших деятельность, деятельность объединения возобновляется. Если нарушения не устраняются, то начинается процедура ликвидации объединения, являющегося юридическим лицом, либо запрещения деятельности объединения, которое не является юридическим лицом.

Ликвидация объединения и запрет на его деятельность.

Общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по следующим основаниям:

нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;

неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Заявление в суд о ликвидации общероссийского или международного общественного объединения вносится Генеральным прокурором РФ, заявление о ликвидации межрегионального, регионального и местного общественных объединений вносится прокурором соответствующего субъекта. Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации. Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного объединения либо запрете его деятельности, оно возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения, его ликвидации или запрета деятельности может быть обжаловано в суд. Отмена таких решений влечет возобновление деятельности объединения и возмещение государством всех убытков, понесенных общественным объединением в связи с его незаконной ликвидацией.

При совершении общественными объединениями, в том числе не обладающими правами юридического лица, деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в руководящие органы этих объединений, при доказательстве их вины за организацию указанных деяний могут нести ответственность как руководители преступных сообществ в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Другие члены и участники таких объединений несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.

Среди общественных объединений важную роль играют профсоюзы. Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Деятельность профсоюзов регламентируется Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996г. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

Профсоюзы защищают право своих членов на труд, заключают с администрацией коллективные договоры и контролируют их выполнение; контролируют законодательство о труде и об его охране. Профсоюзы располагают возможностями активно влиять на правотворчество. Так, проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Профсоюзам принадлежат равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального и обязательного медицинского страхования, пенсионным и другими фондами. Они взаимодействуют с органами государственной власти и местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

В соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», религиозным объединением признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозная группа - добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Религиозные группы имеют право совершать богослужения и другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Члены группы в дальнейшем могут преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляя о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.

Религиозные организации - добровольные объединения граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированные в качестве юридического лица. Религиозная организация может быть местной и централизованной, т.е. имеющей вышестоящие руководящие органы и имеющей местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации. Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции (централизованных) и органами юстиции субъектов Российской Федерации (местных). Для регистрации религиозной организации должны предоставляться следующие документы:

заявление о регистрации или соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей) - для централизованной;.

список учредителей, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения, или реквизитов;

нотариально удостоверенные копии устава и свидетельства о государственной регистрации учредителя (учредителей) (для централизованной);

устав религиозной организации;

протокол учредительного собрания;

документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;

документ, подтверждающий место нахождения руководящего органа (юридический адрес) создаваемой религиозной организации (для централизованной);

сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, об особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, об ограничениях для членов и слушателей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

документ, подтверждающий место нахождения (юридический адрес)создаваемой организации.

уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях (для централизованной).

Вопрос о государственной регистрации религиозной организации, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных законом документов.

Отказ в государственной регистрации религиозной организации. В регистрации может быть отказано в случаях, если:

цели и деятельность религиозной организации противоречат законодательству Российской Федерации - со ссылкой на конкретные статьи законов;

создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

устав и другие представляемые документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, или содержащиеся в них сведения не достоверны;

в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

учредитель (учредители) не правомочен.

Отказ в регистрации в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа. Отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не допускается. Отказ регистрирующего органа в регистрации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу для третьихлиц со дня государственной регистрации. В случае изменения данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, религиозная организация в месячный срок со дня внесения такого изменения уведомляет об этом регистрирующий орган.

Религиозные организации вправе производить, приобретать экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения. Религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения.

Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную и культурно-просветительную деятельность, создавать учреждения профессионального религиозного образования, устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях.

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество и отвечают им. Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации. На граждан, работающих по трудовым договорам (контрактам), распространяется законодательство о труде. Работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному страхованию и пенсионному обеспечению.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону;

обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

Религиозное объединение в свою очередь:

не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений политических прав членов данных объединений.

По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. Надзор за исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляет прокуратура. Орган, зарегистрировавший религиозную организацию, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.

Ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения осуществляется добровольно по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом, или принудительно по решению суда. Представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной группы вносится в суд прокуратурой, органами, осуществляющими регистрацию религиозных организаций, а также органами местного самоуправления.

Основаниями для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной группы в являются:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России;

создание вооруженных формирований;

пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

принуждение к разрушению семьи;

посягательства на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе с использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование выходу гражданина из религиозного объединения реальной угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу или его применения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Лица, виновные в нарушении законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях несут уголовную, административную и иную ответственность.

Литература

Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая : учеб. / Р.Р. Алеулов [и др.]. - М. : ЦОКР МВД России, 2011.

Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная : учеб. / О.И. Бекетов [и др.]. - М. : ЦОКР МВД России, 2011.

Административная ответственность: вопросы теории и практики / под ред. Н. Ю. Хаманевой - М. : ИГП РАН, 2009.

Административное право : учеб. для вузов. - 2-е изд., изм. и доп. / Д.Н. Бахрах [и др.]. - М. : Норма, 2010.

Административное право : учеб. для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. / Д.Н. Бахрах [и др.]. - М. : Норма, 2012.

Административное право России в таблицах и схемах : учеб. пособие. / А.Н. Головистикова. - М. : ЭКСМО, 2012.

Административное право. В 2 ч. Ч. 1. : учеб. / Т.М. Занина [и др.]. - М. : ЦОКР МВД России, 2009.

Административное право. В 2 ч. Ч. 2. : учеб. / В.Б. Белорусов [и др.]. - М. : ЦОКР МВД России, 2009.

Административное право. Особенная часть / под ред. Э. Г.Липатова, Ю. Е. Чаннова. - М. : Ось-89, 2010.

Административно-процессуальное право : курс лекций. / Д. А. Газизов [и др.]. - М. : ЦОКР МВД России, 2011.

Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ / под ред. П.П. Серкова. - М. : НОРМА, 2010.

Похожие работы на - Организации как субъекты административного права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!