Определение перспектив развития муниципального образования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    242,15 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Определение перспектив развития муниципального образования

Институт (факультет) Бизнес-школа

Кафедра Экономики и управления











КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Система муниципального управления

на тему: Определение перспектив развития муниципального образования


Выполнила студентка группы 7ГМУб-00-31оп

направления подготовки (специальности)

.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Артынский Дмитрий Сергеевич

Руководитель

Тишин Юрий Нилович

Череповец, 2015 год

Введение

Муниципальное образование в Российской Федерации - часть территории РФ, в границах которой наряду с государственным управлением осуществляется местное самоуправление для решения только местных вопросов. Местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения. На территории муниципальных образований властные полномочия распределены между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Согласно статье 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения[4].

Одной из основных целей органов местного самоуправления, как власти, наиболее приближенной к гражданам, является обеспечение необходимых условий для жизнедеятельности населения.

В настоящее время проблема развития муниципальных образований становится все более актуальной. Дело в том, что не проводится грамотная комплексная оценка внутренних факторов развития муниципального образования, как результат недооцениваются возможности местного развития. Существующая практика социально-экономического развития муниципальных образований показывает, что органы местного самоуправления недостаточно используют для развития хозяйственной деятельности и роста благосостояния населения инфраструктурные, финансовые и другие возможности.

Объектом данной курсовой работы является Бабаевский района Вологодской области.

Предмет исследования - перспективы развития Бабаевского района.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы рассмотреть основы функционирования и развития Бабаевского муниципального района, проблемы и перспективы развития исследуемого муниципального образования.

Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1.   проанализировать правовую, экономическую и финансовую основы функционирования муниципального образования;

2.      рассмотреть модель организации местного самоуправления, рассмотреть муниципальные правовые акты;

.        определить и оценить сильные и слабые стороны исследуемого муниципального образования, оценку возможностей его развития и потенциальных угроз;

.        выявить приоритетные проблемы Бабаевского района и раскрыть возможные пути их решения.

1. Правовая, экономическая, финансовая основы функционирования и развития муниципального образования

правой экономический финансовый самоуправление

Бабаевский муниципальный район - муниципальное образование в составе Вологодской области Российской Федерации.

Бабаевский район - один из самых крупных районов, он занимает 9233,3 кв.км Вологодчины, расположен в западной ее части. Граничит с Устюженским, Чагодощенским, Кадуйским, Белозерским, Вытегорским и с Тихвинским районом Ленинградской области. В южной части района проходит Октябрьская железная дорога, а в 35 км от южной границы - автотрасса Вологда -Новая Ладога.

Районный центр - город Бабаево, удален от областного центра на 292 км. В состав района входят город Бабаево и 10 сельских поселений.

Большую часть территории района занимают леса (65,8%) и поэтому главенствующее положение в экономике района занимают предприятия лесопромышленного комплекса, болота (25,5%). При этом под сельхозугодия пригородными является лишь 4,6% от общей площади района. Славится район своими озерами, их насчитывается 192 (не считая безымянных). Наиболее крупные - Пяжозеро, Шольское, Линжозеро. По району протекает 66 рек и речек, а также 85 ручьев. Основные водные артерии - реки Колпь и Суда.

Поскольку в Бабаевском районе много водоемов, здесь имеются существенные запасы торфа, песков, песчано-гравийных смесей, кирпичной глины, известняков, используемых для обжига на известь и для применения в сельском хозяйстве.

Природа района богата на грибы, в том числе белые, грузди, рыжики. В изобилии есть клюква, черника, морошка, брусника, земляника. Не перевелись глухари, тетерева, рябчики, водятся медведи, лоси, кабаны, бобры, пушные звери, в том числе рысь и куница. В озерах и реках можно поймать щук, лещей, налимов, есть язь, окунь, плотва, жерех, линь и т.д.

Несомненной гордостью района являются ландшафтный памятник «Каменная гора» (в г. Бабаево), старинный парк в с. Борисово-Судское и природный заказник «Колошомский лес». Ботаническими памятниками природы являются озеро Черное (сельское поселение Куйское), Кодозеро (сельское поселение Пяжозерское), озеро Большое (сельское поселение Волковское).

К историческим достопримечательностям можно отнести культовые сооружения, которых, к сожалению, до наших дней сохранилось немного. Это церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в г. Бабаево, Никольская церковь и церковь Рождества Пресвятой Богородицы в сельском поселении Новостаринское и Георгиевская церковь в сельском поселении Пожарское. Есть сравнительно недавно построенные часовни в поселениях Куйское, Пожарское и Пяжозерское. Сейчас в райцентре строится храм во имя преподобного Гурия Шалочского.

На январь 2015 г. численность населения района <#"893268.files/image001.gif">

Рисунок - Доходы Череповецкого муниципального района

Рисунок - Расходы Череповецкого муниципального района

По итогам 2014 года доходы бюджета Череповецкого района составили 780,7 млн.руб., из них 282,3 млн.руб. - собственные доходы (36,2%). По сравнению с 2013 годом доходная часть бюджета в 2014 году сократилась на 42,8 млн. рублей, в том числе уменьшилась доля собственных доходов муниципального образования на 76,9 млн. рублей.

По данным из доклада муниципального собрания Череповецкого муниципального района о бюджете Череповецкого района на плановый период 2015 и 2016 годов можно сделать вывод о том, что ожидается увеличение доходной части бюджета района, в том числе и размера собственных доходов (всего доходов - на 7,6 % к 2016 году, собственных доходов - на 10,8 %)[7].

Расходная часть бюджета Череповецкого района по итогам 2014 года составила 780,7 млн. рублей, что на 14,8 млн.руб. меньше расходной части бюджета 2013 года. Наибольший удельный вес в общем объеме расходов в 2014 году составили расходы по следующим разделам бюджетной классификации:

1. Образование - 417 млн.руб. (53,4%)

2.      Социальная политика - 158,9 млн.руб. (20,4%)

.        Общегосударственные вопросы - 84,7 млн.руб. (10,9%)

.        Национальная экономика - 19,6 млн.руб. (2,6%)

Стоит заметить, что существенно уменьшились расходы бюджета Череповецкого района на здравоохранение, с 74,4 млн.руб. в 2009 году до 0,3 млн.руб. в 2014 году ( на 99,6%). В плановом периоде (2015-2016 гг.) ожидается дальнейшее уменьшение расходов по данному разделу бюджетной классификации. Снижение расходов по статье «Здравоохранение» связано с передачей полномочий по содержанию учреждений здравоохранения на региональный уровень.

Также на 50% выросли расходы по статье «Образование», с 279,0 млн.руб. в 2009 году до 417 млн.руб. в 2014 году (план на 2016 год - 455,4 млн.руб.). Увеличение определяется повышением заработной платы педагогическим работникам.

Администрацией района реализуются мероприятия по увеличению доходной базы бюджета, оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов, разработаны и утверждены: - план мероприятий по укреплению доходной базы бюджета; - программа повышения эффективности бюджетных расходов; - план мероприятий по оптимизации и по оздоровлению муниципальных финансов.

План мероприятий по укреплению доходной базы бюджета Череповецкого муниципального района включает в себя:

Таблица - План мероприятий по укреплению доходной базы бюджета Череповецкого муниципального района

Направление

Мероприятия

Легализация бизнеса и объектов налогообложения

1. Регистрация недвижимого имущества физических лиц, в том числе в рамках работы по принципу «единого окна». 2. Выявление и принятие мер по постановке на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. 3. Проведение работы с работодателями в рамках легализации «теневой» заработной платы. 4. Работа со «скрытой» недоимкой по налогу на доходы физических лиц, включая контрольно- проверочную работу налоговых органов.

Увеличение занятости населения

1. Развитие индивидуального предпринимательства на основе патента в среде лиц, потерявших работу, актуализация новых «ниш» для малого предпринимательства. 2. Содействие созданию новых рабочих мест, в том числе лицам, оставшимся без работы и прошедшим переквалификацию.

Повышение качества администрирования налоговых доходов, усиление работы по неплатежам в бюджеты всех уровней

1. Деятельность рабочей группы по платежам в бюджеты всех уровней. 2. Функционирование мобильных налоговых офисов.


Помимо мероприятий, включенных в план по укреплению доходной базы, безусловно, необходимо активизировать работу в следующих направлениях[7]:

1. привлечение инвестиций, содействие развитию малого и среднего бизнеса;

2.      содействие развитию жилищного строительства;

.        расширение перечня, повышение доступности и качества платных услуг;

.        повышение эффективности деятельности муниципальных предприятий;

.        реализация непрофильных активов.

1.2.2 Прогноз динамики собственных доходов бюджета Череповецкого муниципального района

Таблица - Собственные доходы бюджета Череповецкого муниципального района 2009-2014 гг.

х (год)

1(2009)

2(2010)

3(2011)

4(2012)

5(2013)

6(2014)

∑ 21

у (собственные доходы, млн.руб.)

133,5

142,4

159,0

289,5

359,2

282,3

∑ 1365,9


Подберем теоретическую линию. Для этого рассчитаем значения показателя, которые получаются при выравнивании по той или иной теоретической линии. Для того, чтобы осуществить выравнивание по теоретической линии, необходимо использовать специальные системы уравнений.

) Система уравнений для прямой: у = а + bх:


∑x=21

∑y=1365,9

=91

∑ху=13434,9

1) Выразим коэффициент aиз первого уравнения и подставим во второе уравнение системы:

6×a+b×21=1365,9= 1365,9 - b×21

(1365,9 - b×21) ×21+ b×91=13434, 9

, 9 - 441×b + 91×b = 13434,9

, 9 - 350×b = 13434,9

, 9 -13434,9 = 350×b

= 350×b

b = 43, 569

) Подставим полученное значение коэффициента b в первое уравнение и найдем коэффициент a:= 43, 569

×a + 43, 569×21=1365,9

×a + 914,949 = 1365,9

,9 - 914,949 = 6×a

,951 = 6×a= 75,1585

Получаем уравнение прямой:

у = 75,1585 + 43, 569*х

Рисунок - Выравнивание значений по прямой

) Система уравнений для параболы

у = а + bх +с


∑x=21

∑y=1365, 9

=91

∑ху=13434,9

= 2275

y= 25908,9

1) Найдем из второго уравнения системы коэффициент b:

b = 147, 636

) Выразим из первого уравнения системы коэффициент a и подставим в третье уравнение:

6×a = 1356,9 - c×91=

×91+c×2275=25908,9

 +c×2275=25908,9

155453,4=123477,9+5369×с

,5=5369×с

с = 5,956

) Подставим значение коэффициента св первое уравнение и найдем коэффициент a:

×a + 5,956×91=1356,9

×a = 1356,9 - 514,996

×a =814,904

a = 135,817

Получаем уравнение для параболы:

у = 135,817 + 147, 636 х +5,956

Рисунок Выравнивание значений по параболе

3) Система уравнений для гиперболы

:


= 2,45

= 0,000177

= 448,965

∑y=1365,9

1) Выразим из первого уравнения системы коэффициент a и подставим его во второе уравнение:

108,7514

) Подставим значение коэффициента b в первое уравнение системы и найдем коэффициент a:

Получаем уравнение для гиперболы:

Рисунок - Выравнивание значений по гиперболе

4) Система уравнений для показательной функции :


∑x=21

=91

∑lgy=13,9481

∑xlgy =50,3642

1)Выразим lga из первого уравнения системы и подставим во второе, найдем значение lgb и значение коэффициента b:

=302,1852

=9,2751

==1,2255

) Подставим получившееся значение lgb в первое уравнение системы, найдем lga и значение коэффициента a:

=

Получаем уравнение для показательной функции:

Рисунок - Выравнивание значений по показательной функции

Подберём теоретическую линию. Лучше аппроксимирует данные та линия, которая дает наименьшую сумму квадратов отклонений фактических значений от выравненных:


Таблица - Квадраты отклонений фактических значений от выровненных

y

 (при выравнивании по прямой) (при выравнивании по параболе) (при выравнивании по гиперболе) (при выравнивании по показательной функции)




133,5

118,7275

289,409

291,9944

127,5018

142,4

162,2965

454,913

237,6187

156,827214

159,0

205,8655

632,329

219,4935

192,8974732

289,5

249,4345

821,657

210,4309

237,2638921

359,2

293,0035

1022,897

204,9933

291,8345872

282,3

336,5725

1236,049

201,3682

358,9565423


Найдем сумму квадратов отклонений фактических значений от выровненных:

Таблица - Сумма квадратов отклонений фактических значений от выровненных

При выравнивании по прямой

При выравнивании по параболе

При выравнивании по гиперболе

При выравнивании по показательной функции

11743,2

1979334

74428,12

14536,1


Наименьшая сумма квадратов отклонений фактических значений от выровненных получается при выравнивании по прямой линии, поэтому осуществим по ней прогноз изменения величины собственных доходов бюджета Череповецкого муниципального района на ближайшие три года.

Используем для прогноза уравнение прямой: у = 75,1585 + 43, 569*х

В результате получим следующие прогнозные значения собственных доходов бюджета на 2015-2017 гг.:

год - 380,1 млн.руб.

год - 423,7 млн.руб.

год - 467,3 млн.руб.

Имущество Череповецкого района.

Череповецкий район располагает 4109 единицами недвижимого и движимого имущества, общей остаточной стоимостью 312 млн. руб. Средний износ объектов имущества превышает 75%[6].

Таблица - Имущество Череповецкого района

Показатели

Недвижимое имущество

Движимое имущество

Казна, ед.

1 284

382

Оперативное управление, ед.

134

2 309

Всего

4 109

Балансовая стоимость, млн. руб.

1 101

137

Остаточная стоимость, млн. руб.

280

32

Износ, %

75%

77%


Наглядно структуру имущества Череповецкого района рассмотрим на диаграммах, представленных на рисунке 9 и 10.

Рисунок - Имущество Череповецкого муниципального района

Рисунок - Имущество Череповецкого района, находящееся в оперативном управлении

Малый и средний бизнес.

В сфере малого и среднего предпринимательства основная доля товаров и услуг приходится на сельское хозяйство, транспорт, посреднические услуги и торгово-закупочную деятельность. Несмотря на рост количества малых предприятий, начиная с 2012 года прослеживается тенденция уменьшения численности занятых в малом и среднем бизнесе, основная причина - увеличение страховых взносов в Пенсионный фонд. Количество субъектов малого предпринимательства на конец 2013 года составило 1508. В течение 2013 года был зарегистрирован 41 субъект, численность занятых составила 8879 человек, увеличение к 2012 году составило 5,2 %[7].

Таблица - Субъекты и налоговые поступления от малого и среднего бизнес Череповецкого района

Показатели

2009

2010

2011

2012

2013

Количество субъектов малых, средних и микро предприятий, ед.

1661

1677

1712

1749

1508

Количество малых предприятий на конец года, ед.

319

328

344

446

464

Всего занято в малом и среднем бизнесе, чел.

7344

9077

10922

8441

8879

Количество индивидуальных предпринимателей на конец года, чел.

1342

1349

1368

1303

1044

Налоговые поступления в консолидированный бюджет региона от МиСП, млн. руб.

93,8

109,1

107,2

109,6

110,6

Налоговые поступления в консолидированный бюджет региона от ИП, млн. руб.

13,6

15,1

19,3

22,4

21,1

В настоящее время продолжается работа по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе организовано сотрудничество с «Агентством городского развития» г. Череповца, включающее в себя доступ предпринимателей района к обучающим программам агентства, их участие в программах «Гарантийный фонд» и «Электронная бизнес-кооперация». Главными достижениями 2013 года в этой области стали[7]:

·  выделение за счет средств бюджета района гранта в размере 100 тыс.руб. на реализацию бизнес-проекта по вывозу мусора;

·        признание района лауреатом конкурса «Серебряный Меркурий» в номинации «Лучший район (город) с наиболее благоприятными условиями для развития предпринимательства»;

·        ИПБленновИ.Г. занял 2-е место в номинации «Лучший продукт, товары, услуги» на выставке «Сделал Сам».

Характеристика предприятий, расположенных на территории муниципального образования.

Основные предприятия на территории Череповецкого муниципального района[6]:

1. Закрытое акционерное общество «Уломское»

Основной вид деятельности - производство сельхозпродукции, основные производственные направления: свиноводство, молочное животноводство и производство картофеля.

На 1 января 2010 года у предприятия находится в землепользовании 2569 га сельскохозяйственных угодий, среднесписочная численность работников составляет 296 человек.

ЗАО «Уломское» является товарным хозяйством по разведению крупного рогатого скота ярославской породы и производству молока высокого качества. На фермах предприятия содержится 900 голов крупного рогатого скота, в том числе 510 коров.

2. ЗАО «Череповецкий бройлер»

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24 декабря ЗАО «Череповецкий бройлер» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении его открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.

Предприятие специализируется на выращивании мясного, высокопродуктивного кросса.

Виды деятельности:

·  Мясоперерабатывающие предприятия

·        Переработчик, производитель готовой продукции

·        Производители мяса

·        Производители скота, птицы

·        Производитель бакалейной продукции

·        Производитель готовой продукции

·        Производитель готовой продукции

·        Производитель мясного сырья

·        Птицефабрики

Виды продукции: Мясо, птица, субпродукты, Сосиски, колбасы, колбасные изделия, Полуфабрикаты мясные, Яйцо

Товары и услуги: копчености, колбасные изделия, Полуфабрикаты, Яйцо, переработка мяса птицы

3. ООО «Авангард»

Предприятие находится на территории Домозеровского сельского поселения, в деревне Городище, и занимается выловом и реализацией рыбы.

Предприятие полностью оснащено средствами передвижения для добычи рыбы. Создана база для сохранности рыбы, все склады оборудованы современными холодильными камерами. Вся продукция хозяйства качественная, соответствует государственным стандартам, и, в основном, реализуется в пределах Вологодской области. За годы работы сформировалась база потребителей - это индивидуальные предприниматели Вологды и Череповца. На предприятии открыта лодочная станция для населения на 70 мест, действующая в летний период, созданы дополнительные рабочие места. В планах - строительство цеха по переработке рыбы.

При стабильной работе предприятие планирует стать лидерами на потребительском рынке.

4. ООО «АНТАРЕС-РЕГИОН»[1]

Компания оказывает полный комплекс услуг по управлению и эксплуатации жилых домов.

Основные направления:

·        Комплексная уборка

·        Благоустройство и содержание дворовых территорий

·        Вывоз мусора

·        Аварийно-диспетчерское обслуживание

Клининговые услуги:

·  Комплексная уборка помещений ежедневная и разовая

·        Профессиональная уборка помещений после ремонта и строительства

·        Очистка стеклянных поверхностей (окон, витражей и т.п.)

·        Прочистка канализаций

·        Комплексная эксплуатация зданий

·        Услуги дезинфекции, дератизации, дезинсекции

·        Промышленный альпинизм

·        Мытье окон и чистка фасадов зданий

·        Очистка системы отопления

·        Уборка территорий, ландшафтный дизайн

5. ООО «Кантри-Сервис»

ООО «Кантри-сервис» - предприятие, специализирующееся на оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию грузовых автотранспортных средств, тракторной и сельскохозяйственной техники. Оборудование в цехах и на участках предприятия соответствует типовым требованиям к СТО. Среднесписочная численность персонала составляет 53-56 человек, 20% которого инженерно-технические работники.

Миссия предприятия - стать лидером на рынке услуг по ремонту и обслуживанию грузовых автотранспортных средств и тракторов в Череповце и Череповецком районе.

6. ООО «КСК-КОЛОР» (Череповецкий район, с. Яганово)

Предприятие занимается производством акриловых водно-дисперсионных красок, эмалей, грунтов.

Сегодня ООО «КСК-КОЛОР» является динамично развивающимся предприятием по производству лакокрасочной продукции. Среднегодовая производственная мощность составляет 120 тонн краски.

Несмотря на незначительный период деятельности с момента образования, продукция предприятия зарекомендовала себя качественной и конкурентоспособной на рынке лакокрасочных материалов Череповца и Вологодской области.

Продукция выпускается под торговой маркой «АКВУС». Вся продукция изготавливается из экологически чистых импортных материалов.

7. ООО СТК «Миргород»

Предприятие ООО «Строительно-транспортная компания «Миргород» основано в августе 2007 года.

Основными направлениями деятельности являются строительство и оказание транспортных услуг. Совместно с ОАО «Костромагорстрой» предприятие участвовало в строительстве многоэтажных жилых домов в 114 микрорайоне г.Череповца, так же выполняло строительство коттеджей в д. ЦиковоДомозёровского сельского поселения, а в настоящее время по заказу Мэрии г. Череповца ведёт строительство медицинского центра.

Новым направлением в работе предприятия является деятельность по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В настоящее время специализированная автомобильная и тракторная техника задействована в уборке территории Домозёровского сельского поселения и вывозе мусора. В перспективе развития предприятия - создание управляющей компании и оказание услуг в сфере ЖКХ в полном объёме.

8. ООО «Автоспецмаш» [5]

Форма собственности: частная

Год основания: 1995

Число работающих: 300 человек

ООО «Автоспецмаш» находится на северо-западе России на расстоянии 550 километров от Москвы и 475 километров от Санкт-Петербурга, является одним из крупнейших центров индустрии России (черная металлургия, химическая промышленность, деревообработка);

Предприятие расположено на реке Шексна, являющейся частью Волго-Балтийского водного пути.

Сфера деятельности:

·  Производство, упрочнение и восстановление роликов машин непрерывного литья заготовок (МНЛЗ)

·        Ремонт, восстановление и упрочнение прокатных валков

·        Детали и узлы металлургического оборудования

·        Кузнечные заготовки (ковка, штамповка, раскатка)

·        Стропы, грузоподъемные и грузозахватывающие приспособления

·        Проектирование, реконструкция, модернизация кузнечно-прессового и сталепрокатного оборудования

·        Проектирование и производство электропечей

·        Упрочняющая наплавка

·        Проектирование и изготовление наплавочных установок с программным управлением и прочее.

Продажа поковок и заготовок производства ОАО «Мотовилихинские заводы» г. Пермь <#"893268.files/image066.gif">

= 0,91 говорит о наличии высокой степени согласованности мнений экспертов.

Рассмотрим таблицу 6 и рассчитаем критерии для данных по населению Сокольского муниципального района.

Таблица

Население



Сильные стороны

Слабые стороны



Высокий образовательный потенциал района

Высокий уровень занятости населения

Сохранение тенденции снижения численности населения

Превышение смертности над рождаемостью, что совпадает с общеобластной тенденцией.

Близость областного центра создает условия для оттока трудовых ресурсов из района.

Угрозы

Миграция населения Демографический спад, в том числе за счет трудовой миграции, особенно в сельской местности.

8,5,6,8

2,3,3,6

9,8,9,6

9,7,10,9

8,8,9,6

Возможности

Привитие населению здорового образа жизни посредством вовлечения в занятия физической культурой и спортом.

5,6,6,5

7,5,4,4

8,8,7,8

8,7,7,7

1,2,2,4


Число факторов n = 5, Число экспертов m = 4

Так как в матрице имеются связанные ранги (одинаковый ранговый номер) в оценках экспертов, произведем их переформирование. Переформирование рангов производиться без изменения мнения эксперта, то есть между ранговыми номерами должны сохраниться соответствующие соотношения (больше, меньше или равно). Также не рекомендуется ставить ранг выше 1 и ниже значения равного количеству параметров (в данном случае n = 5). Переформирование рангов производится в табл.

На основании переформирования рангов строится новая матрица рангов:

№ п.п. / Эксперты

1

2

3

4

1

2,5

2

2

4

2

1

1

1

2

3

4,5

4,5

3,5

2

4

4,5

3

5

5

5

2,5

4,5

3,5

2


Матрица рангов:

Факторы / Эксперты

1

2

3

4

Сумма рангов

d

d2

x1

2,5

2

2

4

10,5

-1,5

2,25

x2

1

1

1

2

5

-7

49

x3

4,5

4,5

3,5

2

14,5

2,5

6,25

x4

4,5

3

5

5

17,5

5,5

30,25

x5

2,5

4,5

3,5

2

12,5

0,5

0,25

15

15

15

15

60


88


Воспользуемся коэффициентом конкордации для случая, когда имеются связанные ранги (одинаковые значения рангов в оценках одного эксперта)


где S = 88, n = 5, m = 4

- число связок (видов повторяющихся элементов) в оценках i-го эксперта, tl - количество элементов в l-й связке для i-го эксперта (количество повторяющихся элементов).= [(23-2) + (23-2)]/12 = 1= [(23-2)]/12 = 0.5= [(23-2)]/12 = 0.5= [(33-3)]/12 = 2

∑Ti = 1 + 0.5 + 0.5 + 2 = 4

= 0.61 говорит о наличии средней степени согласованности мнений экспертов.

Таблица

Экономика



Сильные стороны

Слабые стороны



Высокая степень индустриального развития района, лидирующие позиции в производстве основных видов лесопромышленной продукции.

Наличие стабильно работающих бюджетообразующих промышленных предприятий.

Наличие подготовленных трудовых ресурсов (на базе расположенных учебных заведений и вузов региона).

Неустойчивое финансово-экономическое состояние отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зависимость от кредитных ресурсов.

«Проблемы села»: низкий уровень оплаты труда, отсутствие жилья, неразвитость социальной инфраструктуры.

Угрозы

Ухудшение финансового состояния бюджетообразующих предприятий района, сокращение налоговых поступлений в бюджет, рост уровня безработицы. Увеличение износа основных производственных фондов.

3,2,2,4

8,8,7,5

6,5,7,6

9,10,8,9

10,9,9,9

Возможности

Обеспечение потребности предприятий реального сектора экономики в квалифицированных кадрах.

6,5,5,3

7,5,6,4

9,8,8,6

2,2,4,3

9,7,7,8


Число факторов n = 5, Число экспертов m = 4

Так как в матрице имеются связанные ранги (одинаковый ранговый номер) в оценках экспертов, произведем их переформирование. Переформирование рангов производиться без изменения мнения эксперта, то есть между ранговыми номерами должны сохраниться соответствующие соотношения (больше, меньше или равно). Также не рекомендуется ставить ранг выше 1 и ниже значения равного количеству параметров (в данном случае n = 5). Переформирование рангов производится в табл.

На основании переформирования рангов строится новая матрица рангов:

№ п.п. / Эксперты

1

2

3

4

1

3

2

1

1

2

8

8

2,5

2

3

6

5

2,5

3

4

9

10

4

4,5

5

10

9

5

4,5


Матрица рангов:

Факторы / Эксперты

1

2

3

4

Сумма рангов

d

d2

x1

3

2

1

1

7

-13

169

x2

8

8

2,5

2

20,5

0,5

0,25

x3

6

5

2,5

3

16,5

-3,5

12,25

x4

9

10

4

4,5

27,5

7,5

56,25

x5

10

9

5

4,5

28,5

8,5

72,25

36

34

15

15

100


310


Воспользуемся коэффициентом конкордации для случая, когда имеются связанные ранги (одинаковые значения рангов в оценках одного эксперта)


где S = 310, n = 5, m = 4

- число связок (видов повторяющихся элементов) в оценках i-го эксперта, tl - количество элементов в l-й связке для i-го эксперта (количество повторяющихся элементов).= [(23-2)]/12 = 0.5= [(23-2)]/12 = 0.5

∑Ti = 0.5 + 0.5 = 1

= 1.99 говорит о наличии высокой степени согласованности мнений экспертов.

Средние оценки экспертов по каждому сочетанию факторов оценки показывают общую значимость сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды. (Таблица)

Таблица

Природные ресурсы и пространственная организация



Сильные стороны

Слабые стороны



Наличие участков, пригодных для инвестиций.

Выгодное экономико-географическое положение района

Богатство природных ресурсов

Проблема уборки и утилизации мусора.

Имеются значительные запасы неиспользованных местных полезных ископаемых.

Угрозы

Загрязнение окружающей среды, почв, вод. Ухудшение качества лесных ресурсов в случае их неиспользования.

4

3

5

9

6

Возможности

Развитие лесопромышленного и агропромышленного комплексов, строительной индустрии Продвижение продукции, производимой в районе, на российские рынки сбыта, в Европе.

9

7

6

2

3

Население



Сильные стороны

Слабые стороны



Высокий образовательный потенциал района

Высокий уровень занятости населения

Сохранение тенденции снижения численности населения

Превышение смертности над рождаемостью, что совпадает с общеобластной тенденцией.

Близость областного центра создает условия для оттока трудовых ресурсов из района.

Угрозы

Миграция населения Демографический спад, в том числе за счет трудовой миграции, особенно в сельской

7

4

8

9

8

Возможности

Привитие населению здорового образа жизни посредством вовлечения в занятия физической культурой и спортом.

6

5

8

7

2

Экономика



Сильные стороны

Слабые стороны



Высокая степень индустриального развития района, лидирующие позиции в производстве основных видов лесопромышленной продукции.

Наличие стабильно работающих бюджетообразующих промышленных предприятий.

Наличие подготовленных трудовых ресурсов (на базе расположенных учебных заведений и вузов региона).

Неустойчивое финансово-экономическое состояние отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зависимость от кредитных ресурсов.

«Проблемы села»: низкий уровень оплаты труда, отсутствие жилья, неразвитость социальной инфраструктуры.

Угрозы

Ухудшение финансового состояния бюджетообразующих предприятий района, и, как следствие, сокращение налоговых поступлений в бюджет, рост уровня безработицы. Увеличение износа основных производственных фондов.

3

7

6

9

9

Возможности

Обеспечение потребности предприятий реального сектора экономики в квалифицированных кадрах.

5

6

8

3

8



На основе проставленных оценок, привлекая типовые способы решения проблем развития муниципальных образований, сформировано проблемное поле исследуемого муниципального образования. Сформулированные таким образом проблемы могут быть количественно сужены с использованием экспертных оценок сильных и слабых сторон, угроз и возможностей. Количественная оценка проблемы складывается, как сумма экспертных оценок комбинаций сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями перекрываемых проблем. (Таблица)

В результате были выделены 11 самых приоритетных задач с наибольшей оценкой в развитии Сокольского муниципального образования.

Программы развития МО

Оценка

Программа обучения и переобучения кадров для нужд местной промышленности района

38

Разработка программы улучшения экологической обстановки

16

Взаимное сотрудничество между МО в области утилизации отходов

18

Повышение привлекательности района для инвесторов, что, как следствие, привлечет новые технологии и позволит повысить экспорт готового сырья

27

Ужесточение штрафов и мер к должностным лицам

10

Введение новых или повышение уже имеющихся штрафов за загрязнение и разработка программ по озеленению

16

Разработка программы поддержки малого бизнеса в производственной сфере

26

Развитие лизинга оборудования

17

Инвестиционные проекты, направленные на поддержание экологического равновесия

15

Создание современных форм комплексной поддержки инновационной деятельности и модернизация существующих предприятий

12

Демографическая политика

11


Таблица - Количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей муниципального образования


1.Ресурсы

 



Сильные стороны

Слабые стороны

 



Значительная лесопокрытая площадь района;

Аккумулирование на территории значительных запасов известняка, лесных, недревесных, охотничье-промысловых ресурсов

Леса богаты дичью, ягодами и грибами, в реках и водоемах достаточно рыбы;

Почвы песчаные, по своим природным свойствам малоценные для ведения сельского хозяйства.

Территория района сильно заболочена, судоходных рек не имеется.

 

Угрозы

Экологические риски, связанные с близостью крупного промышленного города и перспективами развития промышленности в Череповце и Череповецком районе.

3

2

2

9

8

 

Возмож-ности

Расширение добычи природных ресурсов.

9

10

1

7

9

 


Использование местных видов топлива (торф) и отходов лесопереработки (пелетты).

10

1

2

9

2

 


Создание и развитие на территории района лесопромышленного кластера.

9

5

3

6

2

 


2.Экономика


 



Сильные стороны

Слабые стороны

 



Промышленные и сельскохозяйственные предприятия остаются основой развития района, обеспечивают занятость населения и поступления в бюджет района

Имеется потенциал для ввода различных промышленных объектов (производство строительных материалов, бетонных изделий и кирпича на основе разработки местных месторождений полезных ископаемых)

Наличие крупного железно - дорожного узла.

Сокращение объемов промышленного производства

Снижение объема инвестиций в основной капитал промышленных предприятий

Сокращение производственной базы агросектора

 

Угрозы

Высокий уровень дефицита бюджета региона

5

5

2

8

9

9

 


Отток населения, в т.ч. трудоспособного, в г. Череповец.

4

2

6

2

9

9

 

Возможности

Развитие сотрудничества и кооперация с промышленными предприятиями и организациями г. Череповца с Санкт - Петербурга.

10

9

10

5

4

8

 


-Концентрация на конкурентоспособных и рентабельных направлениях сельхозпроизводства (мясомолочное животноводство).

9

2

6

3

5

5

 

3. Географическое положение и природно-климатические условия

 



Сильные стороны

Слабые стороны

 



Наличие исторических предпосылок, указывающих на возможное развитие этнического и событийного туризма.

Рост загрязнения в районе выбросами в атмосферу и территории образующимися бытовыми и производственными отходами.

 

Угрозы

Усиление диспропорций в развитии между центральными и окраинными (периферийными) районами Вологодской области.

4

10

 

Возможности

Географическое положение Бабаевского района обеспечивает выходы к основным российским рынкам сбыта, в том числе к высокоемким рынкам сбыта Москвы, Санкт-Петербурга, северной Европы.

10

1

 

4. Транспортная инфраструктура



Сильные стороны

Слабые стороны



Наличие в районе транспортных коридоров железнодорожных и магистральных сетей

Значительный прирост грузового и пассажирского автотранспорта.

Развитая маршрутная сеть района, доступность транспортных услуг для населения.

Снижение эффективности пассажирского транспорта

Многолетняя эксплуатация автомобильных дорог Бабаевского муниципального района без достаточных финансовых вложений в их содержание и ремонт привела к тому, что практически большая их часть требует реконструкции.

Угрозы

В связи со значительным приростом интенсивности движения, увеличением транспортных нагрузок происходит разрушение дорог и автодорожного покрытия

8

8

9

10

4

Возможности

Хорошее сочетание транспортных инфраструктур позволяет Бабаевскому району играть роль экономического перекрестка.

10

6

8

5

3


Таблица - Количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей

1. Ресурсы

Сильные стороны


Слабые стороны

· Значительная лесопокрытая площадь района; · Аккумулирование на территории значительных запасов известняка, лесных, недревесных, охотничье-промысловых ресурсов; · Леса богаты дичью, ягодами и грибами, в реках и водоемах достаточно рыбы;

31  18  8

· Почвы песчаные, по своим природным свойствам малоценные для ведения сельского хозяйства. · Территория района сильно заболочена, судоходных рек не имеется.

31   21

Возможности


Угрозы

· Расширение добычи природных ресурсов. · Использование местных видов топлива (торф) и отходов лесопереработки (пелетты). · Создание и развитие на территории района лесопромышленного кластера.

20  36 24

· Экологические риски, связанные с близостью крупного промышленного города и перспективами развития промышленности в Череповце и Череповецком районе.

25

2.Экономика

Сильные стороны


Слабые стороны

· Промышленные и сельскохозяйственные предприятия остаются основой развития района, обеспечивают занятость населения и поступления в бюджет района; · Имеется потенциал для ввода различных промышленных объектов (производство строительных материалов, бетонных изделий и кирпича на основе разработки местных месторождений полезных ископаемых); · Наличие крупного железно - дорожного узла.

28   18  24

· Сокращение объемов промышленного производства; · Снижение объема инвестиций в основной капитал промышленных предприятий; · Сокращение производственной базы агросектора;

18   27  31

Возможности


Угрозы

· Развитие сотрудничества и кооперация с промышленными предприятиями и организациями г. Череповца и Санкт - Петербурга.

46

· Высокий уровень дефицита бюджета региона; · Отток населения, в том числе трудоспособного, в г. Череповец.

38  32

3. Географическое положение и природно-климатические условия

Сильные стороны


Слабые стороны

· Наличие исторических предпосылок, указывающих на возможное развитие этнического и событийного туризма.

14

· Рост загрязнения в районе выбросами в атмосферу и территории образующимися бытовыми и производственными отходами.

11

Возможности


Угрозы

· Географическое положение Бабаевского района обеспечивает выходы к основным российским рынкам сбыта, в том числе к высокоемким рынкам сбыта Москвы, Санкт-Петербурга, северной Европы.

11

· Усиление диспропорций в развитии между центральными и окраинными (периферийными) районами Вологодской области.

14

4.Транспортная инфраструктура


Сильные стороны


Слабые стороны


· Наличие в районе транспортных коридоров железнодорожных и магистральных сетей; · Значительный прирост грузового и пассажирского автотранспорта; · Развитая маршрутная сеть района, доступность транспортных услуг для населения.

18   14 17

· Снижение эффективности пассажирского транспорта; · Многолетняя эксплуатация автомобильных дорог Бабаевского муниципального района без достаточных финансовых вложений в их содержание и ремонт привела к тому, что практически большая их часть требует реконструкции.

15   7

Возможности


Угрозы


· Наличие крупного железнодорожного узла позволяет Бабаевскому району осуществлять транспортировки грузов в крупные экономические центры страны.

32

· В связи со значительным приростом интенсивности движения, увеличением транспортных нагрузок происходит разрушение дорог и автодорожного покрытия.

39


Таблица - Формирование проблемного поля в рамках SWOT-матрицы

1.Ресурсы



Сильные стороны

Слабые стороны



Значительная лесопокрытая площадь района.

Аккумулирование на территории значительных запасов известняка, лесных, недревесных, охотничье-промысловых ресурсов.

Леса богаты дичью, ягодами и грибами, в реках и водоемах достаточно рыбы.

Почвы песчаные, по своим природным свойствам малоценные для ведения сельского хозяйства.

Территория района сильно заболочена, судоходных рек не имеется.

Угрозы

Экологические риски, связанные с близостью крупного промышленного города и перспективами развития промышленности в Череповце и Череповецком районе.

Разработка мероприятий по улучшению экологической обстановки. Привлечение экспертных организаций для проведения анализа и оценки негативного воздействия на окружающую среду.

Развитие сети речных дорог,

Возможности

Расширение добычи природных ресурсов.

Создание новых современных лесоперерабатывающих предприятий, способных выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью

Создание условий для роста инвестиций в сельхозпроизводство, пищевую и перерабатывающую промышленность


Использование местных видов топлива (торф) и отходов лесопереработки (пелетты).




Создание и развитие на территории района лесопромышленного кластера.



2.Экономика



Сильные стороны

Слабые стороны



Промышленные и сельскохозяйственные предприятия остаются основой развития района, обеспечивают занятость населения и поступления в бюджет района;

Имеется потенциал для ввода различных промышленных объектов (производство строительных материалов, бетонных изделий и кирпича на основе разработки местных месторождений полезных ископаемых);

Наличие крупного железно - дорожного узла.

Сокращение объемов промышленного производства;

Снижение объема инвестиций в основной капитал промышленных предприятий;

Сокращение производственной базы агросектора;

Угрозы

Высокая конкуренция других муниципальных образований.

1)Создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа 2)Поддержка действующих сельхозпредприятий, содействие повышению их экономической эффективности за счет модернизации и применения передовых технологий.



рекреационных зон для туристов.

доступности торговых объектов для населения района.

Повышение уровня занятости и доходов населения района,













Формирование современной инфраструктуры розничной

торговли и повышение территориальной




Отток населения, в т.ч. трудоспособного, в г. Череповец.




качества и престижности жизнив Череповецком районе.

Возможности

Развитие сотрудничества и кооперация с промышленными предприятиями и организациями г. Череповца.

Участие в конкурсах, выставках,




Концентрация на конкурентоспособных и рентабельных направлениях сельхозпроизводства (мясомолочное животноводство).

Разработка комплекса мероприятий развития молочного и мясного животноводства.

ярмарках, конференциях, форумах с организациями и предприятиями г.Череповца.


3. Географическое положение и природно-климатические условия



Сильные стороны

Слабые стороны



На территории города расположены предприятия, обслуживающие железнодорожный транспорт: станция, локомотивное депо, ШЧ-1 ОАО «Российские железные дороги»

Рост загрязнения в районе выбросами в атмосферу и территории образующимися бытовыми и производственными отходами.

Возможности

Географическое положение Бабаевского района обеспечивает выходы к основным российским рынкам сбыта, в том числе к высокоемким рынкам сбыта Москвы, Санкт-Петербурга, северной Европы.

Развитие сети крупной розничной торговли с крупными экономическими районами страны

Контроль за выполнением природоохранного законодательства. Развитие звеньев экологического мониторинга

Угрозы

Усиление диспропорций в развитии между центральными и окраинными (периферийными) районами Вологодской области.

Развитие звеньев экологического мониторинга

4. Транспортная инфраструктура



Сильные стороны

Слабые стороны



Наличие в районе транспортных коридоров железнодорожных и магистральных сетей;

Значительный прирост грузового и пассажирского автотранспорта;

Развитая маршрутная сеть района, доступность транспортных услуг для населения.

Снижение эффективности пассажирского транспорта;

Многолетняя эксплуатация автомобильных дорог Бабаевского муниципального района без достаточных финансовых вложений в их содержание и ремонт привела к тому, что практически большая их часть требует реконструкции.

Угрозы

В связи со значительным приростом интенсивности движения, увеличением транспортных нагрузок происходит разрушение дорог и автодорожного покрытия.

Формирование единой сети междугородных и пригородных маршрутов пассажирских перевозок Бабаевского района. Создание условий для развития предприятий автомобильного транспорта. Развитие сети автодорог с твердым покрытием межмуниципального значения.

Обеспечение минимального гарантированного уровня перевозок льготных категорий пассажиров.


Возможности

Наличие крупного железнодорожного узла позволяет Бабаевскому району осуществлять транспортировки грузов в крупные экономические центры страны.

Создание сети междугородных грузоперевозок с крупными экономическими районами страны.

Ремонт и реконструкция автодорог.



Таблица - Количественная оценка проблем муниципального образования

Проблемы

Оценка

Ресурсы

1. Ликвидация несанкционированных свалок, организация сбора и вывоза ТБО, а также полигонов по утилизации ТБО. Реконструкция и капитальный ремонт систем водоотведения и очистных сооружений канализации.

16

Экономика

1. Создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Поддержка действующих сельхозпредприятий, содействие повышению их экономической эффективности за счет модернизации и применения передовых технологий. Разработка инвестиционных проектов по обустройству рекреационных зон для туристов. 2. Формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения района. 3. Повышение уровня занятости и доходов населения района, и престижности жизни в Череповецком районе. 4. Участие в конкурсах, выставках, ярмарках, конференциях, форумах с организациями и предприятиями г.Череповца. 5. Разработка комплекса мероприятий развития молочного и мясного животноводства.

9     40 18  35  9

Географическое положение и природно-климатические условия

1. Необходимость сохранения и повышения экономической и территориальной связанности района, оптимизации систем расселения и межселенного обслуживания. 2. Создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения.

10   14

Транспортная инфраструктура

1. Создание на территории района сети дорог, отвечающих современным требованиям. Текущее содержание автомобильных дорог и мостов. Технический надзор за строительством, капитальным ремонтом и ремонтом автомобильных дорог.

25

2. Формирование открытой транспортно-планировочной структуры, обеспечивающей территориальное развитие по нескольким направлениям. Усиление инфраструктуры основных планировочных осей, совпадающих с зонами влияния транспортных коридоров. 3. Увеличить налог, который остается в районе, для поступления дополнительных средств в бюджет. 4. Предоставление налоговых льгот субъектам малого и среднего бизнеса, строящим объекты придорожного сервиса.

 24    18  23


3. Приоритетные задачи развития Бабаевского муниципального района

Главной целью развития района является рост благосостояния и качества жизни населения на основе устойчивого функционирования многопрофильной экономики, развития предпринимательства, инженерной и социальной инфраструктуры, повышения инвестиционной привлекательности.

Эти целеполагающие положения составляют основу политики, реализуемой органами власти района, и носят долговременный характер. По мере решения обозначенных целей они могут конкретизироваться и дополняться новыми.

Для Бабаевского муниципального района можно выделить следующие задачи и направления развития:

Направление 1 «Повышение устойчивости экономики».

Задачи:

·    Создание благоприятного инвестиционного климата в районе.

·        Стимулирование технико-технологической модернизации организаций.

·        Формирование условий для развития малого и среднего бизнеса.

·        Диверсификация экономики района с открытием новых направлений деятельности.

·        Расширение ассортимента реализуемых товаров и услуг.

·        Развитие межмуниципального и межрегионального взаимодействия.

Направление 2 «Развитие трудового потенциала».

Задачи:

·    Повышение привлекательности рынка труда района для высококвалифицированных специалистов.

·        Содействие людям в смене профессии, трудоустройстве или начале собственного бизнеса.

·        Поддержка непрерывного обучения и переподготовки кадров.

·        Стимулирование образовательных учреждений к внедрению инновационных образовательных технологий.

·        Создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

Направление 3 «Улучшение условий проживания населения».

Задачи:

·    Стимулирование конкуренции и развитие рыночных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

·        Обеспечение бесперебойной, безопасной работы энергетического комплекса района.

·        Формирование земельных участков в поселениях под жилищную застройку.

·        Улучшение жилищных условий малообеспеченных и социально незащищенных граждан.

·        Ликвидация аварийного жилого фонда.

·        Развитие системы автомобильных дорог.

·        Стимулирование внедрения «зеленых» технологий.

·        Улучшение состояния водных объектов, земельных ресурсов, зеленых насаждений и атмосферной среды.

·        Снижение уровня техногенных и природных опасностей для населения.

·        Повышение эффективности системы охраны правопорядка.

·        Создание системы стимулов для законопослушного поведения граждан, формирование гуманистических ценностей.

Направление 4 «Развитие современной социальной сферы».

Задачи:

·    Обеспечение жителей района полным набором социальных услуг в соответствии с полномочиями.

·        Содействие развитию рыночных услуг в социальной сфере.

·        Повышение эффективности системы социальной защиты семьи и детства.

·        Обеспечение равных социальных возможностей лицам с особым социальным статусом и особыми потребностями (инвалидам, пожилым людям, неполным семьям, детям - сиротам и др.).

·        Формирование у населения ценностей здорового образа жизни.

·        Обеспечение доступности и высокого качества образовательных услуг.

·        Повышение степени участия учащихся в жизни района, области.

·        Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения.

·        Формирование условий для сохранения и использования культурно-исторического наследия.

Направление 5 «Совершенствование системы управления».

Задачи:

·    Повышение эффективности управления общественными финансами.

·        Аудит эффективности бюджетных программ с учетом общественного мнения о результативности использования органами власти ресурсов, а также качества оказываемых услуг.

·        Развитие муниципально-частного партнерства.

·        Внедрение системы электронного документооборота, организация работы многофункциональных центров, предоставляющих государственные и муниципальные услуги по принципу «одного окна».

·        Содействие развитию гражданского общества, создание условий для партнерства общественных объединений, бизнеса и органов власти в решении проблем района.

·        Создание эффективной команды специалистов по стратегическому управлению районом.

Решение вышеперечисленных стратегических задач во многом будет определяться активностью и системностью политики государства и региона, выбранным сценарием развития, эффективностью муниципального управления и организационно-экономических механизмов, отвечающих взаимным интересам участников развития.

Заключение


Развитие местного самоуправления предполагает рост роли муниципальных образований и расширение спектра решений, принимаемых и реализуемых на местном уровне. Важнейшей предпосылкой успеха в этом случае является наличие стратегии с четким определением целей, ориентиров и приоритетов развития. Муниципальный район, располагая законодательной базой, бюджетом и материальными ресурсами, имеет возможность способствовать вариантам развития, в наибольшей степени соответствующих удовлетворению текущих и перспективных потребностей населения.

Обеспечение успешности развития Череповецкого района основывается на решении трех базовых задач: развитие социальной инфраструктуры, развитие инженерной инфраструктуры и развитие экономики.

Череповецкий муниципальный район обладает значительным ресурсным потенциалом, который представлен земельными, водными, лесными и минерально-сырьевыми ресурсами. Удобное географическое положение позитивно влияет на развитие экономики района. Промышленное производство района сосредоточено в трех основных отраслях: пищевая промышленность (57,2%), производство и распределение электроэнергии, газа, пара и воды (31,9%), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (10,7%). Также Череповецкий район является одним из крупнейших производителей сельхозпродукции в Вологодской области.

В курсовой работе был проведен SWOT-анализ Череповецкого муниципального района для выявления приоритетных проблем, на решение которых следует направить стратегические разработки и ресурсы местного бюджета.Таковыми задачами для Череповецкого района являются:

Задача 1 - Охрана окружающей среды, а именно - экологическое образование и воспитание населения; привлечение населения района к участию в экологических мероприятиях.

Задача 2 - Наиболее полное и эффективное использование ресурсов района.

Задача 3 - Формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения района.

Задача 4 - Развитие межмуниципального сотрудничества. Участие в конкурсах, выставках, ярмарках, конференциях, форумах с организациями и предприятиями г. Череповца.

Задача 5 - Развитие транспортной инфраструктуры: совершенствование и развитие сети автомобильных дорог общего пользования муниципального значения и улично-дорожной сети в населенных пунктах Череповецкого района.

Широкий спектр стоящих перед администрацией района задач предполагает использование системного подхода при их решении, а выявленный баланс сильных и слабых сторон, возможностей и угроз призывает к адресному воздействию на элементы системы с целью достижения максимальной эффективности этих воздействий.

Мы видим два ключевых инструмента воздействия на ситуацию: муниципальные программы, разрабатываемые и реализуемые органами местного самоуправления, и инвестиционные проекты, реализуемые предприятиями, организациями и индивидуальными предпринимателями района, реализация которых предполагает значимый эффект для экономики района или его социальной сферы.

Список литературы


1.            Рой О. М. Основы государственного и муниципального управления: Учебное пособие. - 4-е изд. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2013. - 448 с.: ил.

2.            Система государственного и муниципального управления: учебное пособие по специальности «Государственное и муниципальное управление» / М. И. Халиков. - 2-е изд. - Москва: Флинта, 2010. - 446, [1] с.: табл.; 21 см. - (Государственное и муниципальное управление / Российская акад. образования, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный ин-т»).

Приложение


Таблица - Доходы и расходы Череповецкого муниципального района 2009-2014 гг.

Статьи доходов и расходов

2009

2010

2011

2012

2013

2014

План на 2015

План на 2016

Собственные доходы

133,5

142,4

159,0

289,5

359,2

282,3

290,2

312,7

Дотации

122,4

129,4

153,2

-

-

19,9



Субвенции

270,5

391,5

373,1

410,5

385

462,6

484,1

505,4

Субсидии

48,0

26,7

48,9

28,1

68,7

8,2

17,3

21,7

Иные межбюджетные трансферты

5,7

7,1

14,4

19,2

7,1

7,6

-

-

Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет

-

-

-2,4 -

-0,3

-1,4

-

-

-

Итого доходов

580,2

697,1

746,2

746,9

823,5

780,7

791,6

839,8

Расходы

Общегосударственные вопросы

53,5

54,4

57,8

59,0

82,9

84,7

66,4

73

Национальная экономика

15,2

17,0

20,8

33,6

52,1

19,6

26,2

27,9

ЖКХ

14,3

8,2

26,2

15,4

11,6

10,9

5,1

12,8

Образование

279,0

294,2

332,5

363,2

437,9

417

432,6

455,4

Здравоохранение

74,4

46,1

53,3

59,3

0,3

0,1

0,1

0,1

Социальная политика

148,8

254,1

236,9

199,3

179,6

158,9

163,1

165,7

Итого расходов

601,7

697,4

748,4

752,4

795,5

780,7

791,6

839,8

Дефицит, профицит

-21,5

-0,3

-2,1

-5,4

28,1

0

0

0


Похожие работы на - Определение перспектив развития муниципального образования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!