Оперативно-розыскная деятельность

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,41 Кб
  • Опубликовано:
    2015-08-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оперативно-розыскная деятельность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Забайкальский государственный университет"

(ФГБОУ ВПО "ЗабГУ")

Юридический факультет

Кафедра гражданского права и гражданского процесса



Контрольная работа

Оперативно-розыскная деятельность













Чита 2015

Содержание

1. Принципы оперативно - розыскной деятельности

. Оперативно-розыскное мероприятие "Наведение справок": понятие, основания и условия проведения

Задача

Библиографический список

1. Принципы оперативно - розыскной деятельности

В статье 1 ФЗ "Об оперативно - розыскной деятельности" определено, что оперативно - розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ "Об оперативно - розыскной деятельности", в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) - это разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть опосредованной правом государственной властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.

Под принципами данной деятельности понимаются руководящие идеи, основополагающие начала выработанные оперативно-розыскной практикой, которые закреплены в нормах законодательных и иных нормативных актах, регулирующих общественные отношения в области оперативно - розыскной деятельности, и которые отражают политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления оперативно-розыскной деятельности. оперативный розыскной наведение справка

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Принцип законности относится к числу ключевых государственно-правовых принципов деятельности всех без исключения органов государства, и в первую очередь правоохранительных органов.

Законность предполагает существование системы государственных гарантий, исключающих возможность злоупотреблений при осуществлении ОРД. Такие гарантии получили закрепление в ряде норм ФЗ об ОРД. В частности, законом регламентирован перечень ОРМ, перечислен строго фиксированный круг субъектов, наделенных правом их проведения; определены условия проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан; установлены задачи этой деятельности, а также наложен законодательный запрет на использование ОРД для решения задач, не предусмотренных ФЗ об ОРД, и др.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим конституционным принципом, который закреплен в ряде статей Конституции РФ. В частности, в ней провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность властей (ст. 18). Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 21).

В ФЗ об ОРД законодатель также признает приоритет личности в системе ценностей, при этом проводит некоторую дифференциацию прав правопослушного гражданина и правонарушителя. Приоритетная цель деятельности - защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина (ст. 1). В этом заключается первоочередной смысл деятельности. Вместе с тем признаются и права объектов ОРД, лиц, преступивших закон. Если применительно к первым назначение ОРД в целом состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение либо защитить их право, то по отношению к последним закон, основываясь на Конституции РФ, определяет гарантии, способы обеспечения и защиты их прав как объектов ОРМ. Так, в гл. 2 Конституции РФ содержится ряд норм, определяющих гарантии прав и свобод человека как личности, как члена общества и как гражданина, а также положения, направленные на защиту нарушенных прав, указывающие на ответственность за их нарушение.

Указанный принцип в равной мере распространяется и на лиц, оказывающих содействие органам - субъектам ОРД. В частности, ФЗ об ОРД декларирует их государственную защиту, закрепляет меры их социальной и правовой защиты, обеспечение безопасности и неприкосновенности конфидентов, определяет конфиденциальность отношений.

Конституция РФ закрепляет права всех граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), неприкосновенность жилища (ст. 25). Тем не менее, ограничение этих прав допустимо с позиции ФЗ об ОРД и не противоречит комментируемому принципу. Это связано, прежде всего, с тем, что Конституцией РФ допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55) и в соответствии с ФЗ, т.е. тех благ, на защиту которых направлена ОРД, а также в случаях, на основании и в порядке, определенных ФЗ об ОРД. К тому же ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища допускается на основании судебного решения (ст. 23, 25 Конституции РФ), что предусмотрено и ФЗ об ОРД (ст. 8).

Выполнение данных условий обеспечивается не только предписаниями норм ФЗ об ОРД, но и положениями иных законодательных актов, например устанавливающими ответственность в случае нарушения указанных конституционных прав, а также законодательной регламентацией права обжалования незаконных действий властей и механизма его обеспечения (защиты).

Отказ от ограничения рассматриваемых прав граждан при условии и в случаях, предусмотренных в законе, может расцениваться как отказ государства от средств защиты прав потерпевших в пользу обеспечения неприкосновенности правонарушителей (преступников). Необходимо отметить и то, что ОРД является единственным, вынужденным, не имеющим альтернативы средством борьбы с преступностью, с ее скрытыми проявлениями. В качестве важнейшего отраслевого принципа ОРД законодателем определен принцип конспирации.

Под конспирацией применительно к ОРД понимается сохранение в тайне ее сил, средств и методов, организационных и тактических аспектов осуществления. Конспирация подразумевает осуществление таких правил поведения, применение таких методов, приемов, способов, при помощи которых обеспечиваются скрытность проводимых ОРМ, действий их субъектов, зашифровка целей и объектов ОРМ, сохранение в тайне отношений конфиденциального сотрудничества, информации (сведений, фактических данных), являющейся результатом (продуктом) такого сотрудничества.

Необходимость соблюдения принципа конспирации обусловлена тем, что проведение ОРМ, действия их участников невозможно сделать абсолютно скрытыми от посторонних лиц, все они происходят в условиях реального времени, места, осуществляются конкретными лицами. В то же время возможно, необходимо и целесообразно представить ОРМ и действия так, что окружающими они воспринимаются как обыденные, не имеющие отношения к деятельности оперативно-розыскных органов. Это может достигаться путем применения камуфлирующих средств (предметов одежды, транспортных средств и др.), некоторых приемов поведения (вести себя сообразно обстановке, не привлекая внимания окружающих, быть как все), использованием специальных помещений, легендированных предприятий, документов прикрытия, укрытий, тайников, паролей, правил делопроизводства и др.

Конспиративность при проведении ОРМ (осуществлении ОРД) имеет и другое назначение. Она, в частности, позволяет не допустить преждевременной или необоснованной компрометации объектов ОРМ, является мерой обеспечения прав лиц, оказывающих содействие субъектам ОРД, условием обеспечения безопасности участников мероприятий и др.

Рассматриваемый принцип материализован в ряде норм ФЗ об ОРД. Так, закон ограничивает предоставление сведений о лице, являвшемся объектом ОРД, пределами, допускаемыми требованиями конспирации (ст. 5); предусматривает использование помощи должностных лиц и отдельных граждан на негласной основе (ст. 6, 15, 17); возлагает на субъектов ОРД обязанность соблюдать конспирацию при проведении ОРМ (ст. 14); предоставляет им право создания предприятий, организаций для решения задач ОРД, использования документов, зашифровывающих личность участников ОРД (ст. 15), и др. Указанные положения свидетельствуют о том, что принцип конспирации не просто продекларирован законодателем, а обозначен (очерчен) ФЗ об ОРД.

К числу основных законодателем отнесен принцип сочетания гласных и негласных методов и средств. Его сущностная значимость и решающее практическое значение для ОРД подчеркнуты и в законодательном определении ОРД (ст. 1 ФЗ об ОРД).

Рассматриваемый принцип содержит положения хотя и противоположные, автономные по содержанию, но не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга. Выполнение одного не вызывает обязательность исполнения или исключения другого. ОРД в содержательной части предполагает проведение достаточно обширного перечня ОРМ, характер и сочетание которых диктуются конкретными условиями и законодательными границами. Их проведение может быть как гласным, открытым для лиц, в отношении которых они проводятся, либо для окружающих, так и негласным, тщательно скрываемым от окружающих и самих объектов ОРМ. В частности, опрос может носить как гласный, так и негласный характер. В то же время при проведении комплекса ОРМ одни из них могут проводиться гласно, другие, наоборот, могут быть негласными, например, при проведении гласного опроса можно негласно контролировать поведение опрашиваемого, его реакцию на информацию, выдаваемую ему в ходе беседы.

Таким образом, приведенный перечень принципов не является исчерпывающим и может изменяться под воздействием права, которое связано с моралью и воздействует на ее развитие, а в свою очередь совершенствование нравственных основ общества оказывает влияние на применение и реализацию правовых норм, регламентирующих деятельность органов осуществляющих ОРД.

. Оперативно-розыскное мероприятие "Наведение справок": понятие, основания и условия проведения

Оперативно - розыскные мероприятия (ОРМ) - это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. По своей сути ОРМ направлены на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц.

Согласно ст.6 данного Федерального Закона, к оперативно-розыскным мероприятиям относятся:

. Опрос граждан

. Наведение справок.

. Сбор образцов для сравнительного исследования.

. Исследование предметов и документов.

. Наблюдение.

. Отождествление личности.

. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

. Прослушивание телефонных переговоров.

. Снятие информации с технических каналов связи.

. Оперативное внедрение.

. Контролируемая поставка.

. Оперативный эксперимент.

ОРМ носят, как правило, разведывательно-поисковый характер и направлены на получение следующей информации:

) о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих, а также о лицах, способствующих этой деятельности;

) о наличии материальных следов противоправной деятельности, в том числе орудий преступлений, предметов, добытых преступным путем, и о возможности их использования в качестве источников доказательств при раскрытии преступления;

) о существовании и местонахождении лиц, обладающих информацией об интересующем оперативного сотрудника событии (например, очевидцев);

) о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда;

) о без вести пропавших гражданах.

К этим мероприятиям привлекаются как оперативные сотрудники, так и агентура, а также граждане. Конечные цели произвольных мероприятий перед гражданином, как правило, не расшифровываются.

Наведение справок - это сбор информации об интересующих оперативные подразделения субъектах, в том числе о лицах, причастных к преступной деятельности, хранящихся в местных, региональных и общероссийских информационно-поисковых систем также различных документах.

Наведение справок предполагает сбор сведений о самых разных аспектах жизни проверяемых лиц, в том числе о его биографии, его связях, образовании, умениях и навыках, о роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах совершения в прошлом административных правонарушений и уголовных преступлений и т.п. Весь перечень данных, которыми могут заинтересоваться оперативные подразделения, привести затруднительно.

Для наведения справок используются информационно-поисковые системы МВД, а также любых других государственных учреждений и организаций. В необходимых случаях запросы с наведением справок в других министерствах и ведомствах должны оформляться руководителями органов внутренних дел. Полученная информация при условии соблюдения требований ч.6 ст.5, ст.12 ФЗ об ОРД, а также ст. ст.74 - 84, ст. ст.86 - 89 УПК РФ может приобщаться к материалам уголовного дела. Одно из требований допуска полученной информации в качестве источника доказательств - возможность проверки и перепроверки документа в ходе следственных действий или посредством судебной экспертизы.

Результаты изучения документов оформляются либо рапортом (как правило, для внутриведомственного документооборота), либо справкой. В последнем случае справка вместе с подлинниками документов, поступившими из информационно-поисковых систем (требование из ИЦ о судимости, справка ОВД об административных правонарушениях и т.п.), могут приобщаться к материалам уголовного дела.

Задача

В дежурную часть УВД г. Энск поступил телефонный звонок о том, что по ул. Центральная, 55 кв. 12 совершена квартирная кража путем взлома входной двери. Похищены видеомагнитофон "Панасоник" № 756789, золотые часы "Заря" № 674321, шапка норковая мужская коричневого цвета.

Задание.

Определите состав следственно-оперативной группы, которую необходимо направить на место происшествия. Определите действия каждого из участников следственно-оперативной группы на месте происшествия. Какие оперативно-розыскные мероприятия и с какой целью необходимо провести оперуполномоченному уголовного розыска по данному факту? Имеются ли основания для заведения по данному факту дела оперативного учета? Если имеются, укажите статью, пункт, содержание данного пункта Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

1. Следователь, оперативных работников, специалиста-криминалиста и инспектора-кинолога со служебно-розыскной собакой.

. Задача следователя - осмотр места происшествия, допрос потерпевшего и свидетелей-очевидцев.

Эксперт - криминалист приступает к осмотру места происшествия, чтобы установить комплекс обстоятельств, имеющих значение при расследовании преступления, а именно: характер обстановки места происшествия; пути подхода и ухода лица, совершившего преступление, с места противоправного деяния; возможность подхода к месту преступления незамеченным; места возможного наблюдения очевидцами обстоятельств происшедшего; наличие следов на месте происшествия. Кроме того, он производит опросы пострадавших, очевидцев и других лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах происшедшего.

Оперативные сотрудники предпринимают меры по ликвидации последствий происшествия, организации мероприятий по задержанию лица, совершившего преступление, выявлению очевидцев и других лиц, осведомленных об обстоятельствах происшедшего.

. Оперативно-розыскные мероприятия:

подробно опросить потерпевших и других лиц о всех обстоятельствах преступления, приметах преступников и похищенного;

проверить чердаки, подвалы, лестничные марши и другие места, где могут укрываться преступники или может быть спрятано похищенное;

провести квартирный (или подворный) обход в целях установления дополнительных сведений по делу;

принять исчерпывающие меры к обнаружению и изъятию следов преступления;

организовать (в случае необходимости) преследование преступников и блокирование возможных путей их отхода. Такая ситуация чаще всего возникает, когда с момента совершения кражи до ее обнаружения прошло незначительное время и есть данные полагать, что преступник не успел далеко уйти.

. Согласно ч.1 п.2 ст.7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" есть основания для заведения по данной информации дела оперативного учета с целью ее проверки.

Основания для проведения ОРМ - ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)

. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ] // "Российская газета" - 2001. - № 249. - Ст. 4921

Учебная литература

. Горяинов К.К., Овчинский В.С., Синилов Г.К. Оперативно-розыскная деятельность: учеб./ Горяинов К.К., Овчинский В.С., Синилов Г.К. - Москва: Инфра-М, 2004. - 848 с.

. Малыгин С.С., Чечётин А.Е. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций / Малыгин С.С. Екатеринбург, 2001. - 301 с.

Похожие работы на - Оперативно-розыскная деятельность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!