Общие положения исполнения заключения

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    255,52 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общие положения исполнения заключения













Контрольная работа

Общие положения исполнение заключения под стражу

Содержание

 

§1. Место заключения под стражу в организации исполнения лишения свободы

§2. Следственный изолятор как основное место содержания под стражей

§3. Назначение следственных изоляторов

§4. Прием в СИЗО и распределение по камерам

§5. Особенности содержания в СИЗО несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей

Литература

§1. Место заключения под стражу в организации исполнения лишения свободы

Согласно ст.97 УПК РФ при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу, или будет продолжать заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора, к нему может быть применена мера пресечения.

Одной из мер пресечения является заключение под стражу (ст.98, 108 УПК РФ). Заключение под стражу является самой жесткой мерой пресечения и применяется по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. При решении вопроса о назначении этой меры пресечения учитываются, помимо обстоятельств, указанных в ст.98 УПК РФ, также тяжесть предъявленного обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства.

Исполнение заключения под стражу не входит в предмет уголовно-исполнительного права, так как заключение под стражу не является уголовным наказанием. Заключение под стражу обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления по своей правовой природе является мерой уголовно-процессуального пресечения и направлено на обеспечение отправления правосудия. Основания избрания такой меры пресечения, органы, компетентные решать вопрос об избрании заключение под стражу, его сроки и другие организационные вопросы определяются уголовно-процессуальным законодательством. Вместе с тем само исполнение уголовно-процессуальной по своей природе меры государственного принуждения не является предметом и уголовно-процессуального законодательства. Возникает проблема, какой же отраслью права регулируется исполнение заключения под стражу? В литературе высказывалось предложение о выделении новой отрасли права - стражного права, которое и регулировало бы данную сферу государственной деятельности. Однако на сегодняшний день такая проблема пока существует. Следует сказать, что далеко не во всех учебниках по уголовно-исполнительному праву описывается исполнение заключения под стражу. В тех же, где существует такой раздел, последний является одним из завершающих учебник. Этим еще раз подтверждается обособленное место, традиционно выделяемое исполнению заключения под стражу в уголовно-исполнительном праве.

Чем же объясняется рассмотрение нами в рамках уголовно-исполнительного права данной темы, да еще и в преддверии рассмотрения исполнения и отбывания лишения свободы? В данном случае принимаются во внимание следующие обстоятельства. Во-первых, в соответствии с Законом "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" следственные изоляторы, основные места содержания под стражей, входят в уголовно-исполнительную систему Федеральной службы исполнения наказания. Во-вторых, следственные изоляторы исполняют функции исправительного учреждения в отношении определенной категории осужденных, то есть СИЗО одновременно исполняет и уголовное наказание в виде лишения свободы. В-третьих, способы обеспечения изоляции от внешнего мира, поддержания установленного порядка во многом схожи с используемыми в исправительных учреждениях при исполнении лишения свободы. В-четвертых, что наиболее существенно, именно с заключения под стражу начинается исполнение лишения свободы. Эта мера пресечения избирается в отношении 100% осужденных к лишению свободы. Даже если на период следствия к обвиняемому применялась иная мера пресечения, вступления приговора о лишении свободы в законную силу он ожидает в следственном изоляторе, куда препровождается из зала суда. Более того, время содержания под стражей с момента избрания настоящей меры пресечения до вступления приговора в законную силу входит в срок лишения свободы из расчета один день содержания под стражей за один день лишения свободы (ч. ч.3, 4 ст.72 УК РФ). Отбывать наказание в исправительное учреждение осужденный отправляется из следственного изолятора. Именно в силу этого следственные изоляторы в литературе обоснованно называют воротами в места лишения свободы.

Изложенное свидетельствует о необходимости изучение организации исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы начинать с ознакомления с деятельностью следственного изолятора. При этом деятельность СИЗО будет рассматриваться с точки зрения его участия в исполнении начального этапа лишения свободы.

Порядок содержания лиц, заключенных под стражу, определяется Федеральным законом Российской Федерации от 15.07.1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

В соответствии со ст.7 названного Закона местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются:

следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы;

следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности;

изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных войск федеральной службы безопасности.

Для содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления могут использоваться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы, и гауптвахты.

В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.

Лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или об изменении места его содержания под стражей.

§2. Следственный изолятор как основное место содержания под стражей

В ст.7 Федерального закона от 15.07.1995 г. в числе мест содержания под стражей называются следственные изоляторы. Они являются основными местами содержания под стражей. Иные места содержания под стражей являются вспомогательными, так как в них подозреваемые и обвиняемые содержатся до отправки их в следственный изолятор. В изоляторы временного содержания также могут переводить из следственного изолятора на время производства следственных действий или участия в судебном разбирательстве за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых их ежедневная доставка невозможна, но не более чем на 10 суток в месяц. Затем обвиняемые возвращаются в СИЗО.

Следственные изоляторы образуются и функционируют в рамках уголовно-исполнительной системы и в рамках органов Федеральной службы безопасности. В своей деятельности они руководствуются одними принципами, подчиняются одним и тем же целям и выполняют одинаковые задачи, разница заключается лишь в контингенте заключенных под стражу, и поэтому порядок и условия содержания идентичны.

Следственный изолятор как специализированное учреждение для исполнения заключения под стражу выделился в 1964 г.  До этого времени заключение под стажу исполнялось тюрьмами наряду с исполнением лишения свободы.

Следственный изолятор создаются, реорганизуется и ликвидируется министром юстиции Российской Федерации или Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Правовую основу деятельности следственного изолятора составляют: Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституция или устав, а также иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказания, территориального органа уголовно-исполнительной системы и Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы МЮ РФ.

Следственный изолятор является юридическим лицом, имеет гербовые печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим полным наименованием, другие необходимые для своей деятельности печати, штампы и бланки, а также текущий, расчетный, валютный и иные счета в банках и других кредитных организациях, открываемые в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Положением о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы основными задачами следственного изолятора являются:

создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия или суда, а осужденным к лишению свободы и смертной казни уклониться от отбывания наказания;

осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу;

обеспечение правопорядка и законности в следственном изоляторе, безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на его территории;

обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

организация жизнедеятельности следственного изолятора, а также развитие и укрепление его материально-технической базы и социальной сферы.

Для выполнения стоящих перед ним задач следственный изолятор исполняет следующие функции:

осуществляет прием подозреваемых и обвиняемых и размещение их по камерам в соответствии с установленными нормами и требованиями;

обеспечивает охрану подозреваемых и обвиняемых и надзор за ними;

обеспечивает изоляцию подозреваемых и обвиняемых;

обеспечивает установление и поддержание порядка, регламентированного Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (утверждены приказом Минюста РФ от 12.05.2000 г. № 148;

предоставляет помещения, расположенные на территории следственного изолятора, оборудованные для проведения специальных следственных действий, амбулаторных судебно-психиатрических и других экспертиз;

осуществляет вывод подозреваемых и обвиняемых из камер к следователям, прокурорам, иным лицам, имеющим право вызова, а также на свидания с защитниками и иными лицами;

осуществляет конвоирование подозреваемых и обвиняемых внутри следственного изолятора; при выводе осужденных на хозяйственные работы за пределы следственного изолятора; при доставке лиц, бежавших из-под охраны; при помещении лиц, содержащихся в следственном изоляторе, в медицинское учреждение и при доставке на железнодорожные станции, пристани, в аэропорты и обратно для обмена с караулами, осуществляющими этапирование по плановым маршрутам;

освобождает из-под стражи лиц, в отношении которых вынесено соответствующее судебное решение, постановление органа дознания, следователя или прокурора, истек срок содержания под стражей, состоялись акты об амнистии или помиловании либо истек назначенный приговором срок отбывания наказания в виде лишения свободы;

осуществляет организацию и проведение мероприятий по обеспечению безопасности следственного изолятора и соблюдению режимных требований на прилегающей к нему территории;

осуществляет материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствии с требованиями гигиены, санитарии, законодательством об охране здоровья граждан и нормами, установленными законодательством Российской Федерации;

исполняет уголовное наказание в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в СИЗО с их письменного согласия;

осуществляет проведение оперативно-розыскных мероприятий в следственном изоляторе в порядке, предусмотренном законом;

создает необходимые условия для обеспечения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

проводит культурно-воспитательную работу с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, создает им условия для получения общего среднего образования;

иные функции, связанные с организацией жизнедеятельности следственного изолятора, а также развитием и укреплением его материально-технической базы и социальной сферы.

Работа следственного изолятора организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

В зависимости от определенного для СИЗО лимита наполнения устанавливается должность одного, двух или трех заместителей начальника следственного изолятора и соответствующий штат аппарата управления, куда входят охрана, специальная, оперативная, медицинская, хозяйственная, финансовая части, инспектор по кадрам.

Следственный изолятор возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности начальником территориального органа управления УИС. Начальник следственного изолятора осуществляет непосредственное руководство работой всего аппарата СИЗО, обеспечивает взаимодействие между отдельными его службами. Он отвечает за состояние всей работы изолятора. Основные права и обязанности начальника следственного изолятора предусмотрены п.4 Положения о следственном изоляторе УИС МЮ РФ.

Заместители начальника следственного изолятора осуществляют руководство отдельными службами.

Охраной следственного изолятора руководит заместитель начальника следственного изолятора по режиму и охране или начальник отдела режима и охраны. В состав службы охраны входят дежурные помощники начальника следственного изолятора (ДПНСИ), инструкторы боевой подготовки, младший инспекторский состав, проводники служебных собак и работники пожарной охраны СИЗО. Служба охраны обеспечивает охрану и изоляцию заключенных, а также постоянный надзор за ними.

Специальный отдел возглавляется начальником отдела или старшим инспектором. В его состав входят работники учетного аппарата, делопроизводства, фотодактилоскописты, переводчики (если они предусмотрены штатом).

Специальный отдел производит оформление документов для внутреннего и централизованного учета всех принимаемых в СИЗО лиц, заводит личные дела на заключенных (если они отсутствуют), дактилоскопирует и фотографирует поступающих, следит за своевременностью исполнения процессуальных действий в отношении заключенных.

Оперативный отдел, возглавляемый заместителем начальника следственного изолятора по оперативной работе, ведет работу по выявлению и предотвращению готовящихся преступлений и иных правонарушений: побегов, убийств, нападений на представителей администрации, неповиновений и других опасных действий со стороны заключенных и нарушений ими установленного режима. Наряду с этим оперативный отдел оказывает содействие следственным органам и оперативным подразделениям органов внутренних дел и других правоохранительных органов в раскрытии преступлений, разоблачении преступников и их сообщников, находящихся на свободе, в выявлении улик и документировании преступной деятельности и т.д. В своей деятельности сотрудники оперативного отдела руководствуются Законом РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" и соответствующими подзаконными актами.

Это основные отделы следственного изолятора. Помимо перечисленных в следственном изоляторе функционируют медицинский отдел, служба интендантского обеспечения (хозяйственный отдел), финансовый отдел и другие.

Структуру управления СИЗО можно изобразить в виде схемы:

§3. Назначение следственных изоляторов


Деятельность СИЗО многофункциональна, что обуславливается специфическим строением и оборудованием следственных изоляторов. Так, охраняемая территория СИЗО разделена на две изолированные зоны - административную и режимную. На административной зоне располагаются административные здания с кабинетами сотрудников. Административная зона отделена от режимной контрольно-пропускным пунктом со строгим пропускным режимом. На режимной зоне расположены режимные корпуса. Схематично режимные корпуса можно изобразить следующим образом:


В режимном корпусе оборудованы камеры для содержания спецконтингента. В разрезе режимный корпус мог бы выглядеть следующим образом:


Такое оборудование СИЗО позволяет изолированно содержать различные категории спецконтингента.

Основное назначение следственных изоляторов - исполнение меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемых и обвиняемых, к которым в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу (подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений; подсудимые; осужденные по уголовным делам, в отношении которых обвинительные приговоры не вступили в законную силу). Таким образом, следственный изолятор играет значимую роль в обеспечении отправления правосудия. В этих же целях в СИЗО содержатся не только обвиняемые, но и осужденные к лишению свободы и смертной казни до их этапирования к месту отбывания наказания для исключения возможности уклониться от отбывания наказания. В интересах отправления правосудия в следственном изоляторе также могут оставляться или переводится в него из исправительных учреждений осужденные к лишению свободы для участия в следственных действиях, а также судебных разбирательствах в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого. В соответствии со ст.771 УИК РФ оставление (перевод) таких осужденных в СИЗО производится на основании мотивированного постановления прокурора, следователя или органа дознания, санкционированного прокурором субъекта Российской Федерации или его заместителями либо приравненным к нему прокурором или его заместителями, на срок, не превышающий двух месяцев, а санкционированного Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями, на срок до трех месяцев - для участия в следственных действиях, а для участия в судебном разбирательстве в этом же качестве - по определению суда или постановлению судьи.

В указанных случаях осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда. Осуществление их права на длительные свидания на территориях исправительного и воспитательного учреждений или за их пределами, а также права несовершеннолетнего осужденного на краткосрочные свидания с выходом за пределы воспитательного учреждения заменяется правом на телефонный разговор в соответствии с ч.3 ст.89 УИК РФ.

Режим содержания подозреваемых и обвиняемых в следственном изоляторе (надежная изоляция заключенных под стражу не только от внешнего мира, но и разных категорий между собой, запрет на обладание ножницами, иголками, нитками и т.п. ) ставит вопрос о необходимости их хозяйственно-бытового обслуживания (приготовление и раздача пищи, стирка и ремонт одежды и постельного белья, ремонт и уборка режимных корпусов и т.п.). Для выполнения таких работ используются осужденные к лишению свободы, изъявившие в письменной форме желание остаться для отбывания наказания в СИЗО. В отношении таких осужденных следственный изолятор исполняет лишение свобод, то есть функции исправительного учреждения. Ст.77 УИК РФ определяет порядок и условия оставления осужденных в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. В соответствии с названной статьей оставить в СИЗО можно не всех осужденных, а только впервые осужденных к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима. Осужденные оставляются для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию решением начальника следственного изолятора при наличии согласия осужденного в письменной форме.

Осужденные, оставленные в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержатся в незапираемых общих камерах отдельно от иных лиц на условиях, предусмотренных УИК РФ для исправительных колоний общего режима, и пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью два часа.

Отбывать назначенное наказание в виде лишения свободы в СИЗО могут не только осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. В целях экономии средств на этапирование осужденных в исправительные учреждения Уголовно-исполнительным кодексом РФ после внесения в него изменений ФЗ от 08.12.2003 г. № 161 разрешено оставлять в СИЗО до конца срока осужденных на срок до шести месяцев, если они выразят в письменной форме свое согласие на это. Такое нововведение видится вполне обоснованным, тем более, если учесть, что срок содержания под стражей засчитывается в назначенный срок лишения свободы (ст.72 УК РФ), т.е. осужденному фактически осталось отбыть до конца срока гораздо меньше шести месяцев.

Оборудование камерами с возможностью изолированного содержания различных категорий граждан позволят СИЗО исполнять также функции транзитных пересыльных пунктов, где некоторое время содержатся осужденные, переводимые из одного исправительного учреждения в другое.

Изложенное можно изобразить в виде схемы:

содержание следственный изолятор стража

§4. Прием в СИЗО и распределение по камерам


Порядок приема подозреваемых и обвиняемых регулируется §2 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС МЮ РФ (приказ Минюста от 12.05.2000 г., № 148 (в ред. от 02.10.2002 г.).

Основанием для приема в СИЗО обвиняемых и подозреваемых являются решение суда об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, либо выписка из него, оформленные строго определенным образом.

Подозреваемые, обвиняемые и осужденные, следующие через СИЗО транзитом, принимаются на основании справки по личному делу и попутного списка.

Прибывшие в СИЗО проходят первичное медицинское освидетельствование дежурным врачом (фельдшером). Лица, нуждающиеся по заключению врача или фельдшера СИЗО в срочном стационарном лечении, при отсутствии возможности такого лечения в СИЗО либо с истечением срока содержания под стражей, в случае доставки их из ИВС конвойными подразделениями ОВД в учреждение не принимаются.

В других случаях результаты медицинского освидетельствования вносятся в медицинскую амбулаторную карту. Лица, подозрительные на наличие инфекционных заболеваний, размещаются в камерах, выделяемых под карантин. Срок карантина определяется по медицинским показаниям. При наличии у доставленных телесных повреждений составляется соответствующий акт, который подписывается ДПНСИ, медицинским работником и начальником караула, доставившим заключенных под стражу. В случае выявления таких фактов оперативным отделом проводится проверка, материалы которой, при наличии признаков состава преступления, направляются территориальному прокурору для принятия решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

Доставленные в СИЗО подвергаются полному (с раздеванием) обыску, а их вещи досмотру с целью обнаружения и изъятия у них предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию либо не принадлежащих данному лицу. Полный обыск сопровождается тщательным осмотром тела обыскиваемого, его одежды, обуви, а также протезов. Подозреваемым и обвиняемым предлагается полностью раздеться, обнажить соответствующие участки тела. Пластырные наклейки, гипсовые и другие повязки проверяются совместно с медицинским работником. При обнаружении предметов, зашитых в одежде, ткань распарывается. Из обуви извлекаются супинаторы, металлические набойки.

На период оформления учетных документов и до распределения по камерам подозреваемые и обвиняемые размещаются в камерах сборного отделения на срок не более одних суток с соблюдением требований изоляции либо на срок не более двух часов в одноместные боксы, оборудованные местами для сидения и искусственным освещением. Это время доставленные могут использовать для ознакомления с предоставленной им информацией о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб. Указанная информация может предоставляться подозреваемым и обвиняемым как в письменном виде, так и устно. В последующем такого рода информация регулярно предоставляется подозреваемым и обвиняемым по радио, во время посещения камер сотрудниками, на личном приеме подозреваемых и обвиняемых начальником СИЗО и уполномоченными им лицами.

Лица, прошедшие санитарную обработку, получают постельные принадлежности и в необходимых случаях переодеваются в одежду установленного образца. Одежда установленного образца выдается несовершеннолетним, а также лицам, поступившим в форменной одежде военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов. При необходимости переодеваются и работники других служб.

Похожие работы на - Общие положения исполнения заключения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!