Общество с ограниченной ответственностью в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,24 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общество с ограниченной ответственностью в Республике Беларусь

ВВЕДЕНИЕ

В связи с ориентацией нашей экономики на мировой рынок, данная тема курсовой работы становиться достаточно актуальна. В современных экономических условиях одной из важнейшей организационно-правовой формой предприятий становятся общества с ограниченной ответственностью. Это объясняется переходом к рыночной экономике, когда на первый план выдвигаются средние мобильные предприятия, поскольку они наиболее приспособлены к рыночным условиям.

В отличие от акционерного общества, являющегося более сложным видом юридических лиц, основанным на концентрации достаточно большого капитала, жестком правовом регулировании, строгих правилах внутренней организации, соблюдении специфических процедур, связанных с обязательной эмиссией акций, учетом акционеров и др., в обществе с ограниченной ответственностью удачно сочетаются личностный и материальный элементы. Правовое регулирование обществ с ограниченной ответственностью как в Республике Беларусь, так и в зарубежных странах отличается от норм акционерного законодательства большей диспозитивностью и предоставляет участникам таких хозяйственных обществ значительно более широкий выбор при определении их организационной структуры, формировании уставного капитала, установлении внутренних правил и процедур и решении других вопросов.

Широкое развитие обществ с ограниченной ответственностью привело к появлению разветвленного законодательства в этой сфере. Это законодательство постоянно развивается и совершенствуется, что вызывается необходимостью его изучения в целях рационального и успешного применения на практике.

Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, урегулированные нормами гражданского и хозяйственного права, возникающие в процессе образования, функционирования и прекращения деятельности обществ с ограниченной ответственностью.

Предметом исследования в работе являются правовые нормы, закрепляющие правовой статус обществ с ограниченной ответственностью, а так же учебный материал по исследуемой теме.

В курсовой работе ставится цель - рассмотреть правовой статус общества с ограниченной ответственностью в Республике Беларусь.

Для достижения данной цели в курсовой работе предполагается решение следующих задач:

раскрыть понятие и признаки общества с ограниченной ответственностью; общество ограниченный ответственность

рассмотреть организационную структуру общества с ограниченной ответственностью;

раскрыть процедуру регистрации и ликвидации общества с ограниченной ответственностью.

Методы исследования.

Исследование выбранной темы осуществлялось при помощи следующих методов: диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания явлений действительности; метод системного подхода, анализа и синтеза; социологический; структурно-функциональный метод; сравнительно-правовой метод; метод обобщения полученных знаний и другие методы познания.

Объем и структура работы.

Структура курсовой работы включает титульный лист, содержание, введение, четыре раздела, заключение и список использованных источников.

Объем курсовой работы составляет -29 листов.

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВАС ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

В соответствии с ч.1. ст.86 Гражданского кодекса Республики Беларусь обществом с ограниченной ответственностью признается коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на доли в размерах, определенных учредительными документами. Основной существенный признак всех хозяйственных обществ - отсутствие ответственности участников по обязательствам обществ, участниками которых они являются. В обществе с ограниченной ответственностью участники не отвечают по его обязательствам и несут лишь риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Участниками гражданских правоотношений являются не только физические лица (граждане), но и юридические лица - организации, специально создаваемые для участия в гражданском обороте. Поскольку гражданский оборот имеет имущественный, товарный характер, участвовать в нем могут лишь независимые, самостоятельные товаровладельцы, имеющие собственное имущество. Поэтому юридические лица должны иметь свое имущество, обособленное от имущества их создателей (учредителей, участников). Этим имуществом они будут отвечать перед своими кредиторами (контрагентами).

Закрепление определенного имущества за организацией в целом означает его выбытие из состава имущества ее учредителей (участников). Но одновременно значительно уменьшается риск их возможных потерь от участия в обороте. Ведь именно учредители (участники) управляют деятельностью созданного ими субъекта, а нередко даже прямо или косвенно участвуют в ней и тем самым в имущественном обороте, тогда как неблагоприятные имущественные последствия этой деятельности по общему правилу относятся на имущество этого субъекта (организации), а не на их собственное. В этом и состоит смысл конструкции юридического лица.

Использование этой конструкции свойственно высокоразвитому имущественному обороту. Не случайно юридические лица, прежде всего в форме различных торговых (купеческих, предпринимательских) компаний, стали широко признаваться законодательством лишь с появлением и усилением экономической потребности в объединении крупных капиталов, как правило не обещавшем быстрой отдачи и потому связанном с риском, непомерным для одного и даже нескольких предпринимателей (например, в эпоху великих географических открытий для организации морских экспедиций и заморской торговли, позднее для строительства судоходных каналов и железных дорог и т. д.). Конструкция юридического лица дала возможность создавать такие объединения капиталов за счет имущественных вкладов многих лиц (первоначально главным образом купцов), рисковавших при этом по общим обязательствам лишь некоторой, заранее известной частью своего имущества (и получавших часть общих доходов соразмерно вложенным средствам).

Белорусское гражданское законодательство закрепляет обязательные признаки юридического лица, совокупность которых дает возможность учредителям обладающей такими признаками организации ставить вопрос о признании ее самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. К числу таких признаков относятся:

) организационное единство;

) имущественная обособленность;

) самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам;

) выступление в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от собственного имени [10, с. 190].

Как всякий участник гражданского оборота, юридическое лицо, в том числе общество с ограниченной ответственностью, обладает правоспособностью и дееспособностью. Однако эти его качества отличаются от аналогичных качеств, признаваемых законом за физическими лицами (гражданами).

Прежде всего, правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, в момент его государственной регистрации. У граждан же дееспособность, как известно, возникает лишь с достижением определенного возраста, а иногда зависит и от состояния здоровья человека. Поэтому для юридических лиц различие данных категорий обычно не имеет значения. Прекращаются они также одновременно в момент завершения ликвидации юридического лица путем внесения соответствующий записи об этом в государственный реестр юридических лиц.

Правоспособность юридических лиц может быть как универсальной (общей), дающей им возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях, так и специальной (ограниченной), предполагающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге таких правоотношений. Правоспособность граждан всегда является общей, ибо гражданин обладает признанной законом возможностью иметь любые имущественные и личные неимущественные права. Правоспособность юридических лиц предполагается ограниченной (целевой), ибо юридическое лицо по общему правилу может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют определенным законом и (или) учредительными документами целям его деятельности, и соответственно может нести лишь связанные с этой деятельностью обязанности.

Такие ограничения вызваны тем, что сами юридические лица обычно создаются для достижения вполне конкретных целей, определенных их учредителями, а потому не могут использовать свою самостоятельную правосубъектность в противоречии с этими целями. Ясно, например, что государственные учреждения или общественные организации не должны иметь широких возможностей для занятия коммерческой деятельностью, ибо они создавались для достижения совсем других целей. Кроме того, некоторые гражданские права и обязанности по самой своей сути могут принадлежать лишь физическим, но не юридическим лицам.

Вместе с тем в условиях рыночной организации хозяйства, целевые ограничения правоспособности юридических лиц весьма отрицательно сказываются на деятельности коммерческих организаций, заставляя их учредителей (участников) изменять и перерегистрировать учредительные документы при каждом, иногда даже не очень существенном изменении характера деятельности созданной ими организации (например, при вступле-нии ее во внешнеэкономический оборот или при развитии в ее рамках дополнительных, «непрофильных» видов деятельности). Вместе с тем с формальной стороны такие ограничения легко обходятся закреплением в учредительных документах длинного перечня различных видов деятельности, которые вправе осуществлять данная организация, да и сами цели деятельности могут быть сформулированы весьма общим образом.

Новый ГК, следуя общим современным тенденциям развития гражданского законодательства, закрепил почти за всеми коммерческими организациями способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых не запрещенных законом видов деятельности, т. е. общую правоспособность.

Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов [2].

Таким образом комментируемая норма разграничивает обязательства участника общества и обязательства самого общества с ограниченной ответственностью, имея в виду, что каждое из указанных лиц в данном случае является самостоятельным участником гражданского оборота. Имущество участников общества «обособлено от имущества общества с ограниченной ответственностью, и в случае возникновения у общества убытков его участники рискуют лишь в пределах стоимости внесенных ими вкладов». Принцип ограниченной ответственности не позволяет кредиторам такого хозяйственного общества при удовлетворении своих требований рассчитывать на любое иное имущество, помимо имущества общества.

Важной особенностью общества с ограниченной ответственностью является и то, что по своей природе оно является закрытым хозяйственным обществом, т.е. предполагает стабильный состав участников. Поэтому Гражданский кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» подробно регламентируются процедуры исключения участника общества из общества, его добровольного выхода из состава участников, передачи или отчуждения доли участника, приема третьих лиц в состав участников общества.

Общество с ограниченной ответственностью как собственник своего имущества вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Такое общество вправе также передавать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). При этом передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Имущественная обособленность - классический признак юридического лица, подразумевающий в данном случае, что имущество общества с ограниченной ответственностью, находящееся в его собственности, обособлено (отделено) от имущества его участников. Общество имеет самостоятельный баланс, фиксирующий стоимость его имущества. В самостоятельном балансе общества с ограниченной ответственностью и находит свое конкретное выражение имущественная обособленность общества как юридического лица - самостоятельного участника гражданского оборота. В свою очередь, имущество участников общества, которыми могут являться как юридические лица, так и граждане, существует отдельно от имущества общества и не связано с ним.

Под имуществом общества с ограниченной ответственностью следует понимать вещи в гражданско-правовом смысле - движимое и недвижимое имущество (предметы, имущественные комплексы, земельные участки, животные, сельскохозяйственные насаждения и др.), деньги, ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права (права на вещи и обязанности, возникающие по поводу вещей), результаты интеллектуальной деятельности, включая исключительные права на них (интеллектуальная собственность). К имуществу общества с ограниченной ответственностью относятся также плоды, продукция и доходы, полученные в результате правомерного использования обществом своего имущества.

Самостоятельность бухгалтерского баланса заключается в том, что он отражает денежную стоимость всего имущества общества с ограниченной ответственностью в динамике. В отличие, например, от баланса, который могут иметь некоторые структурные подразделения (например, филиалы), самостоятельный (завершенный, всеобъемлющий) баланс хозяйственного общества отражает все поступления, активы, пассивы общества, а также затраты, многие из которых могут не учитываться в балансе структурного подразделения.

Еще один существенный признак общества с ограниченной ответственностью как юридического лица - самостоятельная имущественная ответственность. Признаком общества с ограниченной ответственностью как юридического лица является также способность выступать в гражданском обороте (быть его участником) от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (имеются в виду суды общей юрисдикции, арбитражные и третейские суды).

Традиционным признаком общества с ограниченной ответственностью, как и любого другого юридического лица, является его организационное единство. Целостность, организационное единство общества с ограниченной ответственностью подразумевает, что общество имеет устойчивую структуру и стабильные органы управления, обладающие собственной компетенцией. Органы управления общества с ограниченной ответственностью осуществляют внутреннюю организационную и исполнительно-распорядительную деятельность в обществе и представляют данное хозяйственное общество (действуют от его имени) во внешних отношениях по горизонтали и вертикали (с контрагентами, дочерними и зависимыми обществами, основными и преобладающими (участвующими) обществами, государственными, муниципальными и другими органами).

2. СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

Число участников общества с ограниченной ответственностью не должно быть менее двух ст. 87 ГК Республики Беларусь[2].. В составе участников общества с ограниченной ответственностью могут быть: а) только граждане (гражданин); б) только юридические лица (юридическое лицо); в) одновременно граждане (гражданин) и юридические лица (юридическое лицо).

Право гражданина на предпринимательскую деятельность опирается на ст 13 Конституции Республики Беларусь. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом[1]. Также право гражданина на предпринимательскую деятельность закреплено в нормах гражданского законодательства Республики Беларусь. Статья 17 Гражданского кодекса Республики Беларусь, раскрывая содержание правоспособности граждан, предусматривает саму возможность заниматься такой деятельностью. Одной из форм реализации данной возможности может являться участие гражданина в обществе с ограниченной ответственностью.

Для того, чтобы быть субъектом предпринимательской деятельности, гражданин должен быть способен реализовать это право, т.е. своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Поэтому участниками общества с ограниченной ответственностью могут быть только дееспособные граждане, т.е. те, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им, заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законодательством деятельностью, отвечать за причинение вреда другому лицу, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств и т.п.

По общему правилу, гражданская дееспособность возникает в полном объеме по достижении 18-летнего возраста.

По общему правилу, юридическое лицо может быть участником общества с ограниченной ответственностью в силу своей правоспособности, возникающей с момента государственной регистрации соответствующего юридического лица.

Учредительными документом общества с ограниченной ответственностью является его устав и учредительный договор (ст.88 ГК). Устав представляет собой локальный нормативный акт, регулирующий важнейшие вопросы организации и деятельности соответствующего общества.

Учредительный договор общества с ограниченной ответственностью, являющийся его учредительным документом, существенно отличается от договора о создании акционерного общества, который не относится к числу его учредительных документов, поскольку имеет значение лишь договора о совместной деятельности. Прежде всего это отличие состоит в том, что договор о создании акционерного общества необходим только при создании общества и утрачивает силу с момента его государственной регистрации в связи с исполнением сторонами своих обязательств, связанных с достижением указанной цели.

Для государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью учредители представляют в регистрирующий орган:

заявление, оформленное в установленном порядке;

анкету установленного образца, представляемую каждым учредителем - физическим лицом;

копию решения о создании общества с ограниченной ответственностью, утвержденного в установленном порядке, или протокол собрания учредителей (участников), содержащий такое решение;

учредительные документы (по два экземпляра копий устава и (или) договора о совместной деятельности по созданию общества с ограниченной ответственностью в случаях, когда законодательством предусмотрено заключение такого договора, нотариально засвидетельствованных, если в соответствии с законодательством такое свидетельствование требуется);

документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда общества с ограниченной ответственностью (платежный документ, подтверждающий внесение денежного вклада в уставный фонд, и заключение экспертизы о достоверности оценки имущества в случае внесения денежного вклада в уставный фонд):

документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) общества с ограниченной ответственностью - физических лицах (копию трудовой книжки, заверенную по последнему месту работы, копию пенсионного удостоверения, заверенную органом социального обеспечения по месту жительства или иным органом в соответствии с законодательством, справку органа занятости, если такие документы имеются);

нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в одном экземпляре, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица, выступающего в качестве учредителя (участника) общества с ограниченной ответственностью;

гарантийное письмо или другой документ, подтверждающие право на размещение общества с ограниченной ответственностью по месту нахождения;

платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию.

Для государственной регистрации изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы, общества с ограниченной ответственностью коммерческие и некоммерческие организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, представляют в регистрирующий орган:

заявление с указанием вносимых изменений и дополнений;

копию решения о внесении изменений и дополнений в учредительные документы, утвержденного в установленном порядке;

два экземпляра нотариально засвидетельствованных копий изменений и дополнений, которые оформляются в виде приложений к учредительным документам. Если изменения и дополнения вносятся неоднократно либо изменяется и дополняется более половины положений учредительных документов, то для государственной регистрации требуется представление таких документов в новой редакции;

оригинал свидетельства о государственной регистрации в случае изменения наименования общества с ограниченной ответственностью или его реорганизации;

документ, подтверждающий право на размещение юридического лица по новому месту нахождения;

платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию изменений и дополнений в учредительные документы.

В учредительных документах общества с ограниченной ответственностью кроме сведений, установленных законодательством, предусматриваются:

виды деятельности (в соответствии с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности, перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), которые будут осуществляться (осуществляются) обществом с ограниченной ответственностью;

сведения об обособленных подразделениях общества с ограничен-ной ответственностью (представительствах, филиалах);

Если одним из собственников имущества (учредителей, участников) создаваемого общества с ограниченной ответственностью неоднократно в течение года до подачи документов для государственной регистрации допускались нарушения налогового законодательства, а также если общество с ограниченной ответственностью намерено осуществлять виды деятельности с повышенным предпринимательским риском, отнесенные к таковым законодательством, регистрирующие органы вправе потребовать создания общества с ограниченной ответственностью в организационно-правовой форме, предусматривающей субсидиарную ответственность ее учредителей (участников).

Регистрирующие органы обязаны принимать на рассмотрение документы, представленные для государственной регистрации, рассматривать их по существу, при необходимости разъяснять лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.

На основании представленных документов, дополнительных сведений, полученных регистрирующим органом, они принимают решение о государственной регистрации либо об отказе в ней с указанием причин отказа.

Государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью не допускается при обнаружении следующих обстоятельств:

общество с ограниченной ответственностью расположено в жилом помещении без соответствующего решения местного исполнительного и распорядительного органа или по месту нахождения (в одном помещении) другой коммерческой или некоммерческой организации;

на момент осуществления государственной регистрации уставный фонд не внесен менее чем на половину. Оставшаяся часть уставного фонда общества с ограниченной ответственностью должна быть внесена в течение года со дня государственной регистрации;

собственник имущества (учредитель, участник) общества с ограниченной ответственностью имеет непогашенную или неснятую судимость за изготовление, хранение или сбыт поддельных денег либо ценных бумаг, незаконный выпуск (эмиссию) ценных бумаг, подлог проспекта их эмиссии, нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и драгоценными камнями, установленного порядка проведения валютных операций, незаконное открытие счетов за пределами Республики Беларусь, взяточничество, за совершение преступления против собственности, корыстного преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности либо преступления в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности;

в отношении одного из собственников имущества (учредителей) общества с ограниченной ответственностью не исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество;

в случае государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью будет установлен запрет на занятие предпринимательскими видами деятельности для собственника имущества (учредителя, участника);

на момент государственной регистрации собственник имущества (учредитель) общества с ограниченной ответственностью (за исключением реорганизации такой организации):

а) имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет и (или) в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды либо является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, имеющего такую задолженность;

б) является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен;

при реорганизации общества с ограниченной ответственностью учредителями (участниками) либо органом, принявшим решение о реорганизации, регистрирующему органу не представлены наряду с учредительными документами передаточный акт или разделительный баланс либо в учредительных документах создаваемой организации отсутствуют положения о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица и по другим основаниям.

3. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

Управление в ООО регулируется ст. 90 ГК Республики Беларусь. Специфика обществ с ограниченной ответственностью проявляется не столько в обычных договорных отношениях, сколько в отношениях, связанных с изменением субъектного состава экономических собственников предприятия (субъектов права собственности на акции, паи, доли участия) без изменения организационно-правовой формы юридического лица, а также в отношениях, возникающих в сфере управления обществом, т.е. деятельности по определению порядка использования имущества общества и его использовании, в отношениях между экономическими собственниками акционерного общества, между этими последними и самим обществом как субъектом права собственности и субъектом предпринимательства.

Кроме того, любое юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности, по общему правилу, через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Органы юридического лица являются его составной частью, формируют и выражают его волю, руководят деятельностью. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами, а порядок деятельности - законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Определяя органы управления общества с ограниченной ответственность, Гражданский кодекс Республики Беларусь устанавливает в качестве его высшего органа общее собрание участников [2]. И это следует из самой сути понятия общества с ограниченной ответственностью: предприятие создается благодаря вкладам его участников, из которых формируется его уставный капитал. Следовательно, каждый из участников, общее количество которых не должно превышать пятидесяти, должен иметь возможность участвовать в управлении делами общества. Именно этим объясняется и категорическое требование законодательства о ничтожности любых положений учредительных документов общества или решений его органов, ограничивающих права участников общества.

Компетенция общего собрания участников общества определяется уставом общества в соответствии с законодательством [2]. Следовало бы обратить внимание на то, что компетенцию общего собрания участников общества определяет не только устав конкретного общества, но и Закон Республики Беларусь «Об акционерных обществах с ограниченной ответственностью, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью».

К исключительной компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью относятся:

изменение устава общества и размера его уставного фонда;

образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибыли и убытков;

решение о реорганизации или ликвидации общества;

избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества. Помимо указанных, законодательством, к исключительной компетенции общего собрания может быть отнесено также решение иных вопросов[2].

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение совета директоров (наблюдательного совета) общества, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а также на решение исполнительных органов общества.

Такой подход призван защитить важнейшие интересы участников общества (отнюдь, порой, не являющихся профессиональными предпринимателями) от возможных злоупотреблений со стороны исполнительных органов. Этими же соображениями обусловленные предусмотренные законом и уставами конкретных обществ правила о созыве и проведении очередных и внеочередных собраний. Вопросы, не входящие в исключительную компетенцию общего собрания, предполагаются отнесенными к компетенции исполнительного органа (органов) общества (если иное прямо не предусмотрено в его уставе), поскольку последний в силу своей природы должен иметь достаточно широкие возможности самостоятельной действий.

Законодательство об обществах с ограниченной ответственностью предусматривает два варианта осуществления руководства текущей деятельностью общества.:

единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором, президентом и др.);

единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом общества (правление, дирекция и др.) одновременно.

Ввиду сравнительно небольшой численности участников общества с ограниченной ответственностью формирование такого органа позволяет обществу действовать весьма динамично. Речь идет об исполнительном органе, который призван готовить и осуществлять решения общего собрания, оперативно решать конкретные организационные, финансовые и хозяйственные вопросы. В качестве такового выступает одно лицо, наделенное полномочиями от имени общества. Наименования здесь применяются разные - генеральный директор, президент, исполнительный директор и т.д.

Исполнительный характер единоличного органа выражен в самой процедуре его формирования. Этот орган избирается общим собранием участников общества.

Полномочиями единоличного органа являются:

. Без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки. Единоличный исполнительный орган действует от имени общества без какой-либо доверенности в рамках компетенции, установленной в уставе общества и договоре с ним. Его деятельность включает в себя представление интересов общества в государственных органах, в суде, в отношениях с партнерами, с банковскими организациями, а также в подписываемых им платежных и иных исходящих от общества документах.

Единоличный исполнительный орган совершает сделки, заключает договоры, открывает в банках расчетный и другие счета, распоряжается имуществом и финансовыми средствами общества в пределах своей компетенции.

Единоличный исполнительный орган обеспечивает подготовку и представляет совету директоров (наблюдательному совету) или общему собранию участников годовой отчет, годовой бухгалтерский баланс, предложения о распределении чистой прибыли между участниками, информирует о текущей финансовой и хозяйственной деятельности, организует выполнение решений общего собрания, совета директоров (наблюдательного совета).

Единоличный исполнительный орган может быть избран в состав совета директоров (наблюдательного совета), но не вправе возглавлять его. Он руководит исполнительным персоналом общества, утверждает организационную структуру и штатное расписание, организует учет и обеспечивает составление и своевременное представление бухгалтерской и статистической отчетности о деятельности общества в налоговые органы и органы государственной статистики.

. Выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия. Это бывает необходимо в случае невозможности самому органу выполнить непосредственно те или иные полномочия или при желании обеспечить более широкую и маневренную деятельность общества «вовне». Сказанное относится и к доверенности с правом передоверия тому или иному лицу соответствующих полномочий совершать конкретные действия и подписывать документы.

. Издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания. Это объясняется его положением как лица, курирующего кадровую службу в обществе и непосредственно решающего ряд вопросов организации трудовых отношений. Речь идет о таких полномочиях, как назначение на должность, перевод или перемещение на другую должность, увольнение, применение мер поощрения, мер дисциплинарной ответственности.

. Осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества. Данный пункт предполагает осуществление единоличным исполнительным органом иных полномочий, кроме перечисленных выше. Если набор фиксированных полномочий является обязательным и его нельзя игнорировать и сужать, то круг «иных» полномочий дает возможность в максимальной степени отразить конкретные условия деятельности общества и его единоличного исполнительного органа. Нужно соблюдать при этом одно условие - нельзя включать в компетенцию единоличного исполнительного органа полномочия, отнесенные к компетенции других органов общества - общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа общества.

Срок полномочий и деятельности единоличного исполнительного органа общее собрание участников общества определяет самостоятельно. В уставе общества этот срок должен быть четко установлен, и его соблюдение является обязательным для общества до тех пор, пока в устав не будут внесены соответствующие изменения. Срок должен быть достаточным для освоения и полного использования компетенции единоличного органа. В то же время он не должен быть чрезмерно продолжительным. Наиболее оправданным представляется срок полномочий исполнительного органа в пределах от 2 до 3 лет.

Чаще всего в качестве единоличного исполнительного, органа избирается один из участников общества. Это позволяет ему лучше разбираться в делах общества, в обстановке и полнее оценивать настроения и поведение участников общества. Ведь именно для общества такого вида характерен лично-открытый характер взаимоотношений его участников.

Не исключено, что по соображениям профессиональной подготовленности, по деловым качествам более подходящей кандидатурой для выполнения компетенции единоличного исполнительного органа будет посторонний человек, не являющийся участником общества.

Устойчивости отношений между обществом и генеральным директором в полной мере отвечает договор между ними, под которым подразумевается трудовой договор (контракт). Рекомендуется в такой договор включать: а) наименования сторон договора; б) предмет договора, т.е. правоотношения между сторонами в связи с осуществлением генеральным директором возложенных на него функций и полномочий; в) обязательства сторон, в т.ч. обязанности и права генерального директора, обязательства общества по обеспечению деятельности генерального директора (предоставление рабочих помещений, автомашины, оплата труда, предоставление социальных льгот и гарантий, ежегодное или отпускное вознаграждение, осуществление обязательного социального и медицинского страхования и т.п.); г) режим рабочего времени (чаще всего это ненормированный режим рабочего времени с указанием периодически проводимых мероприятий); д) время отдыха; е) оплата деятельности (должностной оклад, премиальные выплаты, ежеквартальное денежное вознаграждение по итогам деятельности общества); ж) ответственность генерального директора - основания и виды ответственности (за убытки, функциональные ошибки, бездействие); з) срок действия договора и порядок его расторжения.

Законодательство допускает альтернативные варианты подписания такого договора от имени общества - либо лицом, которое было председателем общего собрания участников, либо участником общества, которому общее собрание поручило подписать договор. Полномочность подписи последнего удостоверяется специальным решением общего собрания.

Порядок деятельности единоличного исполнительного органа устанавливается: а) уставом общества, где должны содержаться основные положения; б) внутренними документами общества, которые можно назвать организационно-функциональными (регламентом общего собрания участников общества, положением о совете директоров (наблюдательном совете), правилами принятия решений в обществе, в т.ч. единоличным исполнительным органом, положением о персонале общества, положением о порядке сбора, обработки и использования информации в обществе и др.); в) договором между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа.

Коллегиальный исполнительный орган избирается общим собранием участников общества. Член коллегиального исполнительного органа может не быть участником общества. Буквальное толкование данного правила позволяет утверждать, что теоретически весь состав правления или дирекции может быть представлен лицами, не являющимися участниками соответствующего общества с ограниченной ответственностью. Однако на практике вряд ли целесообразно, чтобы коллегиальный орган целиком состоял из посторонних лиц, за исключением случаев, когда речь идет о дочерних и зависимых обществах.

Если в обществе с ограниченной ответственностью образуется коллегиальный исполнительный орган, то в уставе общества должна быть четко разграничена компетенция всех органов управления, действующих в обществе. Причем целесообразно устанавливать полномочия данных органов, по возможности, в исчерпывающих (закрытых) перечнях, не допускающих расширительного толкования. В процессе практической деятельности указанных органов это позволит избежать противоречий и конфликтов.

Ревизионная комиссия не является органом управления общества. Она не осуществляет ни организационную, ни исполнительно-распорядительную деятельность. В ее компетенцию входит контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества, а также право требования созыва внеочередного собрания общества.

Избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества с ограниченной ответственностью относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества [2].

Образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) является обязательным только в тех обществах с ограниченной ответственностью, которые имеют более 15 участников. Остальные общества не обязаны формировать данный орган, хотя при желании вправе это сделать. Правила образования ревизионной комиссии (избрания ревизора), срок полномочий этого органа, количество членов ревизионной комиссии, порядок ее работы и другие вопросы функционирования данного органа должны разрешаться в уставах обществ, в которых его создание обязательно, и иных обществ, принявших соответствующее решение. В отличие от обществ с ограниченной ответственностью, все акционерные общества в обязательном порядке избирают ревизионную комиссию (ревизора) акционерного общества.

Решение об избрании ревизионной комиссии (ревизора) принимается общим собранием участников общества большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия решения по данному вопросу не предусмотрена уставом общества.

В обществах с небольшим количеством участников функции ревизионной комиссии могут быть возложены на одно лицо - ревизора общества. Ревизор тоже избирается на общем собрании участников общества. Ревизором может быть не только участник соответствующего общества, но и любое иное лицо по выбору участников данного общества.

Ревизионная комиссия вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности общества. По требованию ревизионной комиссии общества члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, а также работники общества обязаны давать необходимые пояснения в устной или письменной форме.

Помимо полномочий ревизионной комиссии (ревизора), установленных законодательством, в уставе и внутреннем документе общества, регулирующем порядок ее деятельности (например, в положении о ревизионной комиссии), целесообразно закрепить права и порядок действий ревизионной комиссии (ревизора) общества при контроле за ведением бухгалтерского учета и представлением отчетности, в т.ч. при проверке достоверности данных, содержащихся в бухгалтерских документах, в частности, при проверке результатов инвентаризации имущества и финансовых обязательств общества, при ревизии кассы и осуществлении контроля за соблюдением кассовой дисциплины и т.д.

На ревизионную комиссию (ревизора) возлагается обязанность ревизионной проверки бухгалтерских документов общества. Как правило, проверке годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества с ограниченной ответственностью должна предшествовать комплексная проверка его финансово-хозяйственной деятельности по итогам работы общества за истекший год.

4. ЛИКВИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

Реорганизация и ликвидация ООО регулируется ст. 91 ГК Республики Беларусь. Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано по решению:

учредителей (участников) либо органа общества с ограниченной ответственностью, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создана эта организация, достижением цели, ради которой она создана, или признанием судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер. Учредители (участники) либо орган общества с ограниченной ответственностью, уполномоченный на то ее учредительными документами, по указанным основаниям обязаны обеспечить ее ликвидацию в срок, согласованный с регистрирующим органом;

экономического суда в случаях:

а) непринятия решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;

б) осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям общества с ограниченной ответственностью, или признания судом недействительной регистрации общества с ограниченной ответственностью в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства либо экономической несостоятельности (банкротства) этой организации, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;

в) сокрытия (занижения) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения в течение 12 месяцев подряд;

г) наличия убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и не направления общества с ограниченной ответственностью, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива, в течение 3 месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков;

д) наличия задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты образования задолженности коммерческой организации, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива;

е) уменьшения стоимости чистых активов общества с ограниченной ответственностью по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда;

регистрирующего органа в случаях:

а) нарушения сроков регистрации акций, установленных законодательством;

б) нарушения сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с законодательством;

в) неосуществления предусмотренной учредительными документами предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и не направления обществом с ограниченной ответственностью регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах неосуществления такой деятельности.

При обнаружении оснований для ликвидации общества с ограниченной ответственностью, о которых говорилось выше:

органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Государственного налогового комитета, Государственного комитета финансовых расследований и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление о ликвидации общества с ограниченной ответственностью;

Регистрирующий орган, принявший решение о ликвидации общества с ограниченной ответственностью, в десятидневный срок создает ликвидационную комиссию, назначает ее председателя либо ликвидатора, а также устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством.

В состав ликвидационной комиссии, создаваемой регистрирующим органом, могут входить один из учредителей (участников), руководитель ликвидируемой коммерческой организации, представители регистрирующего и уполномоченного органов. К работе комиссии на договорных условиях могут привлекаться аудиторы, экономисты и юристы. Члены ликвидационной комиссии назначаются решением регистрирующего органа.

С момента создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) полномочия руководителя общества с ограниченной ответственностью переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору), которая решает все вопросы по ликвидации данной организации в пределах полномочий, установленных законодательством.

Регистрирующие органы при ликвидации общества с ограниченной ответственностью обязаны обращаться в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве общества с ограниченной ответственностью, при наличии обстоятельств, свидетельствующих о неплатежеспособности этой организации, если такая неплатежеспособность приобретает устойчивый характер, либо иных оснований для обращения с таким заявлением, предусмотренных законодательством.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор), созданная регистрирующим органом, в соответствии с законодательством :

помещает в газете «Республика» сообщение о ликвидации общества с ограниченной ответственностью, в котором указывает порядок и сроки заявления требований ее кредиторами;

составляет перечень кредиторов с указанием сумм долга;

уведомляет в письменном виде кредиторов о ликвидации общества с ограниченной ответственностью;

принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности;

сосредоточивает денежные средства общества с ограниченной ответственностью на единых расчетном (текущем) и валютном счетах в одном банке, закрывает все счета в других банках;

оценивает имущество ликвидируемого общества с ограниченной ответственностью;

рассчитывается с кредиторами в порядке очередности;

обеспечивает соблюдение прав и интересов увольняемых работников;

утверждает смету расходов по ликвидации общества с ограниченной ответственностью, в том числе по финансированию деятельности ликвидационной комиссии на период ее работы;

составляет в установленном порядке ликвидационный баланс, в том числе промежуточный, и представляет его регистрирующему органу со всей документацией и отчетом о работе ликвидационной комиссии;

осуществляет иные функции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и утверждает его. Имущество общества с ограниченной ответственностью, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается собственнику.

Общество с ограниченной ответственностью считается ликвидированным с даты внесения записи о ликвидации (прекращении деятельности) в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие выводы:

. В современных экономических условиях одной из важнейшей организационно-правовой формой предприятий становятся общества с ограниченной ответственностью. Это объясняется переходом к рыночной экономике, когда на первый план выдвигаются средние мобильные предприятия, поскольку они наиболее приспособлены к рыночным условиям.

. В соответствии со ст. 86 Гражданского кодекса Республики Беларусь обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

. В обществе с ограниченной ответственностью обязательна двухзвенная структура управления. Высшим (волеобразующим) органом общества является общее собрание его участников. Кроме того, образуется исполнительный (волеизъявляющий) орган, который может быть как коллегиальным (правление, дирекция и т. п.), так и единоличным (президент, директор, генеральный директор и т. д.). При этом коллегиальный исполнительный орган образуется в обществе при необходимости, а единоличный - во всех случаях. Последний не обязательно должен быть участником общества - в его роли может выступить и наемный управляющий (менеджер), и даже управляющая компания (другая коммерческая организация). Возможно одновременное создание и функционирование коллегиального и единоличного исполнительных органов общества.

. Наиболее важные вопросы жизни общества относятся к исключительной компетенции общего собрания и не могут быть переданы на решение исполнительного органа даже по воле самого собрания. Это:

изменение устава общества и размера его уставного фонда;

образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибыли и убытков;

решение о реорганизации или ликвидации общества;

избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества. Помимо указанных, законодательством, к исключительной компетенции общего собрания может быть отнесено также решение иных вопросов.

. Участниками общества с ограниченной ответственностью могут быть физические и юридические лица, обладающие правоспособностью и дееспособностью Количество участников общества с ограниченной ответственностью должно быть не менее двух.

. Общества с ограниченной ответственностью реорганизуются или ликвидируются по общим правилам о реорганизации или ликвидации коммерческих организаций как в добровольном, так и в принудительном порядке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

1.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.- Режим доступа: #"justify">.Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г., с изменениями и дополнениями от 08.07.2008 г. // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.- Режим доступа: #"justify">.Налоговый кодекс Республики Беларусь от 29 декабря 2009г., принят Палатой представителей 11 декабря 2009 года. Одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 года (с изменениями и дополнениями от 1 июля 2015 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 1 января 2016 г.)// Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.- Режим доступа: #"justify">. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь №1 от 16 января 2009г. В ред. От 21 февраля 2014г. №3// Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.- Режим доступа: #"justify">Специальная литература

5. Вабищевич, С.С. Предпринимательское право: состояние и перспективы развития предпринимательской деятельности: монография. В 2т. Т.1\Вабищевич С.С. -Минск: Молодежное, 2008.- 508с.

.Веремейко, Ю.А. Создание индивидуальным предпринимателями коммерческих организаций// Право Беларуси. -2003.-№44.-С.48.

. Витушко, В.А. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: учебник. -Минск: Книжный дом, 2004. -832с.

.Гражданское право: в 2 ч. Ч. 1. Учебник / Под общ. ред. проф. Чигира В.Ф.. - Мн.: Амалфея, 2000. - 976 с.

. Гражданское право: В 2 ч. Ч. 2: Учебник / Под общ. ред. проф. Чигира В.Ф. - Мн.: Амалфея, 2002. - 1008 с.

.Гражданское право: учебник. В 3 т. Т. 1 / А.В. Каравай [и др.]; под общ ред. Проф. В.Ф. Чигира. - Минск: Амалфея, 2008. - 864 с.

.Гражданское право: учебник. В 3 т. Т.2 / Т.В. Авдеева [и др.]; под общей ред. Чигира. - Минск: Амалфея, 2010. - 960 с.

.Гражданское право: учебник. В 2 т. Том 2. / Отв. Ред. проф. Е.А. Суханов.- М.: Юрист, 2002.-480с.

.Колбасин, Д.А. Гражданское право. Общая часть: учебное пособие.- Минск: ФУАинформ, 2009.- 592с.

.Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики (постатейный): В 3 кн. / В.Ф. Чигир (и др.); Отв. ред. и руководитель авторского коллектива Чигир В.Ф. - Минск: Амалфея, 2005.-1240с.

Похожие работы на - Общество с ограниченной ответственностью в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!