Тема: Мусульманское право: генезис и современность

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    11,17 Кб
Мусульманское право: генезис и современность
Мусульманское право: генезис и современность
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА








РЕФЕРАТ

К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ В АСПИРАНТУРУ

по специальности: Теория и история права и государства 12.00.01

НА ТЕМУ: «Мусульманское право: генезис и современное состояние»


Выполнил: Фёдорова И.А.






Ростов-на-Дону 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Развитие мусульманского права

1.1Этапы становления мусульманского права

.2Понятие «мусульманское право», и его источники

Глава 2. Мусульманское право на современном этапе, перспективы развития

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Становление и развитие правовой системы любого государства происходит под влиянием множества факторов. Среди основных можно выделить культуру, научную деятельность, религию. Что касается мусульманского права, то в данном случае наиболее сильное влияние на формирование правовых норм оказала религия - ислам. Догмы ислама определяют и регулируют все сферы жизни мусульманского общества, поэтому государство в своей правовой деятельности должно следовать воле Аллаха. На протяжении длительного отрезка времени мусульманское право являлось неотъемлемой частью ислама и рассматривалось исследователями как часть религиозного учения. В настоящее время наблюдается тенденция социальной направленности мусульманского права. Данное явление связано с процессом начала взаимодействия мусульманской системы права с европейской правовой практикой, что приводит к формированию системы общих принципов и норм права в мусульманских общинах, основанных не только на религиозном учении, но и социальной жизни общества.

Вопросы генезиса мусульманского права рассматривались многими отечественными и зарубежными учеными, среди которых можно отметить работы: Л.Р. Сюкияйнена, С.Д. Хорошилова, А.Ю. Журавлева, Т. Хабибуллина, М.З. Раджабова, Е.Е. Смирнова и многих других.

Исходя из этого, целью данной работы является рассмотрение системы мусульманского права в историческом аспекте и ее современных тенденций развития. Данная цель будет достигнута путем решения следующих задач:

изучение становления системы мусульманского права, ее генезис;

рассмотрение теоретических подходов к пониманию сущности мусульманского права;

анализ источников мусульманского права;

рассмотрение институтов мусульманского права и выявление перспектив их развития на современном этапе.

Объектом исследования данной работы являются процессы становления и развития мусульманского права, предметом же исследования выступают тенденции развития мусульманского права на современном этапе.

Глава 1. Теоретические основы мусульманского права

1.1История становления мусульманского права

Как мы отмечали ранее, на становление и развитие любой правовой системы влияет множество факторов. На формирование мусульманского права оказали влияние правовые культуры Востока, доисламское право арабов, римское право. Изначально мусульманское право развивалось в рамках исламской религии (предписания Аллаха, переданные людям через его пророка Мухаммеда) и соответственно правовые нормы рассматривались как составляющая религиозного учения. Таким образом, изучение генезиса мусульманского права неразрывно связано с основными этапами и вехами развития исламского религиозного учения в целом.

Изначально мусульманское право возникло на Аравийском полуострове в период становления феодального общества в Арабском халифате в VII веке. Важно отметить, что мусульманское право являлось частью шариата, то есть составляющей системы предписаний Аллаха верующим. Данные предписания были переданы через пророка Мухаммеда. В своих проповедях пророк объяснял людям правила и нормы поведения праведного мусульманина. После его смерти (632 г.) основные нормы и высказывания Мухаммеда были собраны в одну книгу - Коран. В дальнейшем его сподвижники (халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али) продолжили работу в данном направлении и пытались сформулировать правила праведного поведения мусульманина, которые, по их мнению, соответствовали воле Аллаха. Однако Коран не охватывает все вопросы, возникающие в ходе жизнедеятельности людей, поэтому в случае отсутствия описания в Коране часть правил поведения устанавливались непосредственно халифами.

В период 662 - 750 гг. Арабским халифатом правила династия Омейядов. Динамично меняющиеся тенденции социально - экономического развития обусловили изменения в правовой жизни общества. В данный период начинается процесс усиления феодальных отношений. Здесь главной задачей права становится защита интересов богатых. В противовес этому вносимые изменения не должны противоречить Корану. Предпринимаемые попытки в данном направлении привели к зарождению различных мазхабов (правовых школ).

Начиная с 750 года Арабским халифатом правила династия аббасидов. В этот период признается непререкаемый авторитет мусульманских юристов, многие из них стали кади (судьями). Говоря о развитии мусульманского права в данный период, необходимо подчеркнуть роль именно кади. Многие исследователи считают, что данные представители - юристы способствовали формированию мусульманского права как права юристов.

Между тем начинается процесс разрозненности мусульманского права. Различные школы различно толкуют нормы божественных предписаний Аллаха.

Основными школами (мазхабами) можно назвать следующие. В рамках суннитского направления:

.Ханифитская;

.Маликитская;

.Шафиистская;

.Ханбалитская.

В рамках шиитского толка:

.Джафаристская;

.Исмаилистская;

.Зейдитская.

Наиболее популярной и авторитетной считается ханифитская школа. Данное положение связано с высокой степенью гибкости данного направления и способности приспосабливаться к общественным изменениям. Специфической характеристикой мусульманского права является то, что основополагающие моменты каждой из школ в равной степени признаются юристами, несмотря на порой явные противоречия.

Для сохранения целостности мусульманского права в данный и последующий периоды предпринимались попытки создания общих положений и принципов для всех юридических школ.

Начиная с Х века и до ХIII века наступает период прекращения поиска новых норм права. Данный период характеризуется строгим соблюдением ранее разработанных правил. Кади при вынесении решения руководствовались нормами Корана и Сунны и были не вправе в случае отсутствия данного вопроса в вышеуказанных документах самостоятельно принимать решения. В данной ситуации судье было необходимо опираться на принятый населением толк.

Вплоть до ХIХ века существовавшая система мусульманского права полностью отвечала требованиям общества. Шариат, несмотря на его постоянство, удовлетворял потребности мусульман. Упадок Османской империи способствовал развитию принципиально нового этапа мусульманского права. Законодательство выступает самостоятельным источником нормативно-правового регулирования. Начинается процесс интеграции мусульманского права и европейской правовой традиции. Лидерами мусульманских стран осознан тот факт, что система мусульманского права требует внесения изменений для установления и поддержания контактов с западноевропейскими странами.

Внесение изменений в нормы права мусульманского права противоречит исламу (божественные предписания непреложны). Но, несмотря на это, начинается процесс реформации мусульманского права, рецепции европейских правовых норм. В первую очередь изменения коснулись торгового и морского права.

Затем властями Османской империи в середине ХIХ века была предпринята попытка создания общего свода мусульманских правовых норм. Была принята Маджалла, включающая в себя 1851 статью. Маджалла регулировала обязательственное право и право собственности на основании выводов ханифитской школы. Семейное и наследственное право не были кодифицированы. Для практики мусульманского права принятие Маджаллы стало огромным прорывом. Впервые правила шариата были изложены в виде параграфов, как принято в европейской практике, и были введены государством. Маджалла применялась вплоть до середины ХХ века. В настоящее время она не применяется, но роль и значение данного свода для развития мусульманского права неоценима.

Так на современном этапе развития в Турции европейские нормы практически вытеснили мусульманские догмы. В Алжире, Сирии, Египте и других мусульманских странах мусульманское право превалирует лишь в отдельных сферах жизни общества. В странах Иран, Пакистан, Ливия, Судан, где сильны исламско-фундаменталистские традиции мусульманское право господствует и по настоящий момент.

1.2Понятие «мусульманское право», его источники

В настоящее время мусульманское право является самостоятельной правовой системой. Однако в отличие от иных систем права мусульманская правовая семья имеет ряд специфических особенностей. Во-первых, основными источниками права служат религиозные нормы. Во-вторых, мусульманское право основывается на традициях и обычаях. Несмотря на степень влияния, мусульманское право присутствует и оказывает влияние на жизнь людей во всех исламских странах мира (кроме Турции).

Большой юридический словарь в широком понимании определяет мусульманское право как одну из систем современного права.

В узком понимании мусульманское право представляет собой свод правил поведения мусульманина, для которого характерны следующие черты: нормы носят социальный характер, начальным источником права выступает религия. Иными словами мусульманское право - это совокупность религиозных предписаний, которые в последствие были дополнены нормами права, этическими и нравственными.

При этом в некоторых юридических практиках термин мусульманское право тождественен понятию «шариат». Шариат представляет собой ряд предписаний, данных людям Аллахом через его пророка Мухаммеда. Однако ряд ученых рассматривают мусульманское право как часть шариата, которая образовалась путем трансформации религиозных догм в норму права.

Основными принципами мусульманского права являются:

.Принцип справедливости;

По нормам мусульманского права равенство людей перед Аллахом и законом подразумевает и отношение к ним в равной степени одинаковое.

.Принцип равенства;

Коран определяет равенство людей и не допускает деление по таким признакам как национальность, имущественное положение и иным социальным признакам. Основным критерием деления людей выступает степень приверженности канонам ислама.

.Принцип требования.

Данный принцип отражает юридическую сущность мусульманского права.

Мусульманское право определяет и закрепляет права человека (на жизнь, свободное вероисповедание, создание семьи, получение образования). Данные права носят достаточно светский характер. Важно отметить, что мусульманское право особое внимание уделяет праву собственности своих граждан. То есть без наличия на, то правовых оснований собственность не может быть забрана у ее владельца.

Что касается источников мусульманского права, то исследователи понимают основные источники, которые применяются исламскими правоведами для вынесения фетвы. Фетва представляет собой выносимое муфтием, факихом или алимом решение по различным вопросам, которое базируется на нормах ислама и прецедентах юридической практики. Фетва - это документ, который состоит из введения, описания проблемы, мотивации и повеления. Во введении описывается постановка проблемы, затем следует само описание проблемы, обязательно указывается мотивировочная часть т в конце выносится определенное правило поведения.

Среди основных источников мусульманского права можно выделить следующие:

.Коран;

.Сунна;

.Иджма;

.Кийяс.

Коран представляет собой священную книгу мусульман, которая состоит из 114 глав (сур), и большого количества коротких стихов. Коран включает в себя проповеди Мухаммада, которые были собраны в одно произведение через несколько лет после его смерти.

Основные вопросы, затрагиваемые в Коране относятся к нравственности и должному поведению мусульманина. Так Коран предписывает мусульманину сострадать слабым и неимущим, вести честное предпринимательство, не поддаваться искушению азартных игр и ростовщичества. Однако, Кораном не определяется наказание за неисполнение догм и заветов Муххамада. Таким образом, Коран не является юридическим документом в мусульманском праве наряду с Конституциями иных государств, но, несмотря на это многие исследователи и правоведы рассматривают его как основной источник мусульманского права.

Сунна - это собрание хадисов (преданий) о поступках Мухаммада и его высказываниях. По своей сути сунна представляет собой итог толкования Корана. Мусульмане обязаны следовать Сунне. Сунна в исламе выполняет ряд функций. Во-первых, повторяет повеления аятов Корана, тем самым усиливая их значимость и непреложность. Во-вторых, уточняет и более подробно описывает ряд аятов Корана.

В случае если при рассмотрении проблемы возникает противоречие между Кораном и сунной, то кадий в своих действиях должен следовать первому источнику.

Третий источник - иджма. Иджма - это общее решение авторитетных мусульманских юристов. Мухаммед в своих проповедях подчеркивал, что мусульманская община не может допускать ошибок, поэтому иджма является достаточно авторитетным источником мусульманского права.

Основной задачей иджмы является конкретизация и подробное объяснение постулатов Корана и сунны. Впервые иджма применяется после смерти пророка Мухаммеда, когда его последователи и сподвижники пытались решить некоторые проблемы путем нахождения общего консенсуса. При этом уважалось именно коллективное принятие решния, нежели выводы одного из сподвижников.

Четвертый источник мусульманского права - кийяс. По аналогии с иными правовыми системами, кияйс представляет собой прецедент по делу. То есть при вынесении решения судья опирается на решения по схожим делам, вынесенные ранее.

Характерной особенностью всех источников мусульманского права является религиозно-нравственный принцип их формирования. В структуре мусульманского права можно выделить две группы правовых норм. Первая группа включает в себя предписания Корана и сунны (юридически значимые хадисы) о высказываниях и поступках Мухаммеда. Вторая группа - это догмы, выработанные авторитетными мусульманскими правоведами (иджмы) и прецеденты (кийяс). Однако все исследователи - правоведы мусульманского права сходятся во мнении, что первая группа является доминирующей. Нормы права, нашедшие свое отражение в Коране и сунне, признаются мусульманскими юристами непреложными (божественного происхождения). Остальные источники права являются сформулированными и могут быть пересмотрены в случае необходимости.

Глава 2. Мусульманское право на современном этапе, перспективы развития

Рассматривая развитие мусульманского права на современном этапе, следует отметить, что, несмотря на происходящий процесс взаимодействия данной правовой семьи с иными правовыми культурами, можно говорить о мусульманском праве как самостоятельной правовой семье. Несмотря на то, что правовые нормы, прописанные в Коране и сунне остаются неизменными и бесспорными, в настоящее время все равно происходят процессы реформирования системы мусульманского права. Активно идет процесс кодификации законодательства. Среди тенденций развития права можно выделить - гуманизацию законодательства. Принята всеобщая декларация прав человека в 1981 году. С ее принятием начинается новый этап развития мусульманского права. Ранее Коран определялись только обязанности поведения мусульманина. Теперь же мусульманин приобрел четко закрепленные права (право на жизнь, справедливость и др.). Важный факт, что с принятием данного нормативного акта были закреплены права замужних женщин. Среди данных прав можно назвать право женщины проживать на территории мужа, получать деньги необходимые на содержание себя, право на развод и др.

Конечно, степень присутствия и влияния мусульманского права на жизнь той или иной страны на современном этапе зависит от уровня социально-экономического развития.

На настоящий момент мусульманское право регулирует взаимоотношения порядка 900 миллионов человек, исповедующих ислам. Часть современных государств следуют традициям мусульманского права. Нормы права закреплены в их законодательстве. Алжир, Марокко, Пакистан, Тунис закрепили верховенство ислама в основном законе своих стран - конституции. Гражданские кодексы ряда стран утверждают порядок следования нормам мусульманского права.

Во многих мусульманских странах (наиболее ярко данный факт прослеживается в современной Турции) идет процесс следования правовым нормам Европы. Однако нельзя говорить о тенденции отказа странами применения норм мусульманского права. Скорее это можно назвать процессом симбиоза, существования двух правовых систем в рамках одной территории.

Мусульманское право в чистом виде также присутствует в ряде стран, которые проповедуют фундаменталистский ислам. Среди них Пакистан, Иран, ряд стран Африки и Азии. Здесь ислам провозглашен государственной религией и вся жизнедеятельность государства и общества подчинена нормам Корана.

Стоит отметить особенность мусульманского права на современном этапе. Для судов мусульманское право дает достаточно большие полномочия. В случае отсутствия определенной правовой нормы судья руководствуется наиболее предпочтительными выводами авторитетных юристов. Данное положение позволяет в некоторых случаях принимать решения в пользу социально-политической обстановки в государстве.

мусульманский право фетва религиозный

Заключение

В данной работе рассмотрены основные моменты становления мусульманского права как самостоятельной правовой системы, изучены теоретические основы, выявлены и проанализированы основные источники мусульманского права.

Несмотря на то, что мусульманское право зародилось только в VII веке, оно получило достаточно широкое распространение. При этом важно, что в основу правовой системы положен не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманская доктрина предписывает, что независимо от местонахождения мусульманина, он обязан соблюдать нормы шариата, придерживаться норм мусульманского права. При этом мусульманское право является единственной мировой религией в основе которой лежат религиозные принципы. Именно предписания Аллаха, переданные им через его пророка Мухаммеда стали базисом формирования последующих постулатов правовой системы. В последующем произошло деление мусульманского права на различные школы, но, несмотря на этот факт, юристами в равной степени признаются постулаты всех направлений.

Основными источниками мусульманского права выступают Коран, сунна, иджма и кийяс. Данные источники позволили сформировать мусульманское право как целостную систему, которая и в настоящее время не утратила своей актуальности. Однако на современном этапе для мусульманских стран характерна тенденция слияния норм европейского права и мусульманского. Данный факт обусловлен социальной направленностью мусульманского права, а также расширением влияния европейских стран на традиционные общества. Однако в ряде стран, где ислам остается фундаментальной направленности мусульманское право играет доминирующую роль и в настоящее время.

Список используемой литературы

1.Аляутдинов Ш. Мусульманское право. Первый и второй уровни. - Издание второе, дополненное. СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2009. - 496 с.

2.Жидков О.А, Крашенинникова Н.А., Савельев В.А. История государства и права зарубежных стран. М., 2009. - 614 с.

.Иванова М.Н. Современные проблемы развития мусульманского права // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе. Материалы Всерос. научно-практ. конф., 29-30 сентября 2011. Краснодар: Изд-во: Дом - Юг, 2012. 138-141 с.

.Исламский энциклопедический словарь, М.: Ансар, 2011. - 490 с.

.История политических и правовых учений/Под ред. Нерсесянца В.С., М.: ИНФРА, 2005. - 610 с.

.Коряков В.П., Старостина С.А. История мусульманского государства и права. Часть 1. Учебно-методологическое пособие. Калининград. КЮИ МВД, 2009. - 260 с.

.Марченко М.Н. Правовые системы современности. М.: Зерцало - М, 2009. - 528 с.

.Теория государства и права: учебник для ВУЗов//Под ред. Бабаева В.К. М.: Юристъ, 2011. - 592 с.

.Религиоведение/Энциклопедический словарь. М.: Академический проект, 2006. - 657 с.

.Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности), М., 2010. - 547 с.

.Элементарные начала общей теории права: учеб. пособие для ВУЗов/Под общ. Ред. Червонюка В.И. М.: Изд-во «Колос», 2011. - 544 с.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!