Место и роль Правительства Российской Федерации в системе государственных органов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,98 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Место и роль Правительства Российской Федерации в системе государственных органов

Содержание

Введение

Глава 1. Место и роль Правительства Российской Федерации в системе государственных органов

Глава 2. Состав и порядок формирования Правительства России

Глава 3. Полномочия Правительства Российской Федерации

.1 Порядок деятельности Правительства Российской Федерации

.2 Акты Правительства Российской Федерации

Глава 4. Отставка Правительства Российской Федерации

Заключение

Введение

Вопрос об исполнительной власти является одним из самых дискуссионных в правовой науке. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года. В связи с этим, многие вопросы конституционного права стоят наиболее остро. Исходя из вышеизложенного, темой курсовой работы автор выбирает изучение Правительства РФ как высшего органа государственной власти.

Актуальность и значение темы доказываются особым значением этого института в современном конституционном праве, обусловленном большой гибкостью и широтой сферы его применения. Правительство РФ занимает одно из самых важных мест в системе государственных органов, без его функционирования не возможно представить нормальное развитие государства.

«В соответствии со ст. 11 Конституции РФ, Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации. А согласно ст. 110 Конституции, федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих положений ясно, что Правительство - высший орган исполнительной власти.» Однако, положение Правительство РФ в системе государственных органов и по отношению к ним не однозначно, особенно, по отношению Президенту РФ.

Методологическую основу исследования составляют различные общенаучные и частные методы познания: историко-правовой, сравнительного правоведения, логический, изучения документов, метод системного подхода, анализ и синтез. Предмет исследования составляют нормы законодательства, регулирующие деятельность Правительства РФ - прежде всего Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

В работе использован широкий круг литературных источников по вопросу Правительства РФ как высшего органа государственной власти. Но в юридической литературе данной теме уделено не достаточно внимания по сравнению с другими государственными органами.

Цель работы - вопрос о роли и месте Правительства РФ в системе органов государственной власти.

Основными задачами исследования являются: комплексное изучение проблем правового, теоретического и практического характера Правительства РФ; обобщение достижений предыдущего научного опыта исследования рассматриваемой проблемы; изучение и анализ нормативно-правовых актов и научной литературы.

Глава 1. Место и роль Правительство Российской Федерации в системе государственных органов

Конституция 1993 г. изменила характер взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти, а также характер ответственности Правительства перед парламентом. Она вывела Правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной Думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике.

Правительство как исполнительная власть должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы. При этом в законах зачастую не только определяется компетенция Правительства в соответствующей сфере, но и даются ему определенные поручения.

Как субъект законодательной инициативы Правительство обеспечивает подготовку значительной части законопроектов, назначает официальных представителей в Государственной Думе, участвует в согласительных и рабочих комиссиях по доработке законопроектов. Члены Правительства вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания и быть выслушанными, как и официальные представители Правительства, при рассмотрении соответствующих законопроектов.

Правительство Российской Федерации является традиционно коллегиальным органом, каковыми были и его предшественники - Совет Народных Комиссаров, Совет Министров. При этом действующая Конституция Российской Федерации отводит Председателю Правительства определяющую роль в направлении деятельности Правительства и организации его работы.

В связи с тем, что вместо термина «государственного управления» стал употребляться термин «исполнительная власть», в механизме государственной власти был осуществлен переход от «разделения труда» к «разделению властей».

Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 09.05.2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и состоит из Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов РФ, федеральных служб России, российских агентств, федеральных надзоров России.

Конституция РФ 1993 г. Знаменует собой качественно новый этап и подход в регулировании всей системы исполнительной власти и органов, осуществляющих данную ветвь единой государственной власти.

По сравнению с Конституцией 1978г., многое существенно уточнено и поставлено на свое место в соответствии с доктриной разделения властей, местом и принципиально новым положением и ролью Президента РФ по конституции 1993г.

Неопределенность места Президента РФ в системе федеральных органов государственной власти и исполнительной власти РФ, по мнению ряда ученых, обусловлена тем, что политическая система государства находится в процессе становления. Однако, данная позиция дискуссиона. Во-первых, Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и имеет право председательствовать на его заседаниях, формирует его и реформирует по своему смотрению. Во-вторых, возможность контролирования исполнительно-распорядительных полномочий главы государства со стороны Федерального Собрания ограничена достаточно жесткими требованиями Конституции РФ.

При общей характеристике Правительства РФ как органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации, необходимо выделить главные, наиболее существенные черты и особенности, отличающие его среди других органов в системе исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти. Правительство РФ призвано возглавлять систему органов исполнительной власти, а также обеспечить их согласованную деятельность

Правительство РФ - коллегиальный федеральный орган исполнительной власти. В его состав входят Председатель Правительства, заместители Председателя и федеральные министры (Ч.2 ст.130 Конституции РФ).

Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства, однако имеются исключения для ряда ведомств. Президенту РФ подведомственны министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная пограничная служба, Федеральное агентство правительственной связи и др.

Глава 2. Состав и порядок формирования Правительства России

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. По Конституции весь состав Правительства утверждается Президентом РФ в соответствии с предлагаемой структурой федеральных органов исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти включает перечень этих органов как основу для представления кандидатур на соответствующие должности в Правительстве.

Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента; изменения и дополнения в структуру федеральных органов исполнительной власти в целях ее реорганизации также могут вноситься указами Президента.

Создаваемые государственные органы призваны служить инструментом проведения политической и экономической реформ на основе Конституции, осуществлению полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Ряду федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» на основе Закона "О Правительстве Российской Федерации" придан особый статус: руководство их деятельностью в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами осуществляет Президент РФ.

Формирование персонального состава Правительства РФ зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти. Конституция не устанавливает срок для внесения Председателем федерального Правительства предложений по его персональному составу, в отличие от определенного ею недельного срока для предложений по структуре Правительства. На практике формирование нового Правительства в полном составе происходит при назначении его Председателя, в краткие сроки после утверждения структуры, а внесение отдельных персональных изменений в состав Правительства может осуществляться в течение всего срока полномочий Правительства.

Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и имеет право председательствовать на его заседаниях, формирует его состав по своему усмотрению.

Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы и его права предлагать Президенту РФ как назначить, так и освободить любого члена Правительства и делают его должностным лицом, пользующимся непререкаемым авторитетом по отношению к любому члену Правительства. Когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

Интересен вопрос о том, может ли Президент РФ взять на себя функцию Председателя Правительства РФ. В практике такой случай имел место в 1992 году, когда Президент Б.Н. Ельцин некоторое время выполнял обязанности главы Правительства. Однако Конституция РФ 1993 года это не предусматривает.

Предусмотрены два основных случая с установлением соответствующих сроков внесения кандидатуры Президентом РФ в Государственную Думу:

1) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства;

) в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума обязана рассмотреть представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре (Ч.3. ст.111 Конституции РФ). После назначения Председателя формирование Правительства РФ осуществляется простым способом: Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным.

Политическая система и форма правления в Российской Федерации не лимитирует, но и не исключает жестко партийный характер Правительства РФ. Члены Правительства не могут занимать никакой другой должности в государственных органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной или творческой.

Глава 3. Полномочия Правительства Российской Федерации

Полномочия Правительства РФ очень широки и охватывают все основные сферы общественной жизни страны. Статья 114 Конституции РФ, в контрой определяется его компетенция, включает вопросы экономики и финансов, социальной сферы, науки, культуры и экологии и т.д. Приведенный в Конституции РФ список полномочий не исчерпывающий, поэтому круг вопросов, которыми занимается Правительство РФ, является открытым. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

На определении объема полномочий федерального правительства отражается федеративной устройство российского государства, так как в этих условиях проводится разделение компетенции между Российской федерацией (органами исполнительное власти) и ее субъектами (органами исполнительной власти субъектов). Правительство Российской Федерации вправе делегировать осуществление части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, если они не отнесены законодательством к исключительным полномочиям правительства.

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются федеральному правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных им задач. Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и ведомства для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральное правительство назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти. Руководителей органов и организаций при федеральном правительстве, утверждает членов коллегий федеральных органов исполнительной власти.

В случае необходимости федеральное правительство вправе учреждать организации. Образовывать координационные, совещательные или иные органы при правительстве. Задачи и полномочия таких организаций и органов определяются федеральным правительством при их создании (Ст.114 Конституции РФ). Можно сделать вывод, что в рамках общих полномочий Правительство Российской Федерации: организует реорганизацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону и федеральным законам.

Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.

В сфере экономики Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия: осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности; прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг.

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство Российской Федерации: обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает согласованные с Центральным банком Российской Федерации меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношении Российской Федерации с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Следующий блок полномочий Правительства составляют вопросы, относящиеся к социально-культурной сфере. Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения экологии (Ч.1 ст.114 Конституции РФ).

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды: обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

В ведении Правительства находятся федеральные министерства и иные органы исполнительной власти для оперативного решения вопросов управления отраслями: министерства: топлива и энергетики; транспорта; связи; путей сообщения; по атомной энергии; сельского хозяйства; государственные комитеты и комитеты: по промышленной политике; по оборонным отраслям промышленности; по металлургии; по машиностроению; по химической и нефтехимической промышленности; по геологии и использованию недр, управлению государственным имуществом и т.д.

Следует рассмотреть меры по обеспечению обороны страны: осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации; принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации; руководит гражданской обороной.

При характеристике компетенции Правительства Российской Федерации следует иметь в виду полномочия Президента в военной области. Президент РФ является Верховном Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ. Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ.

Согласно Конституции, Правительство Российской Федерации осуществляет меры по реализации внешней политики РФ. Правительство заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров РФ. Однако основные направления внешней политики определяет Президент РФ. Он осуществляет внешней политикой РФ. Ведет переговоры и подписывает международные договоры, осуществляет ряд других важных полномочий. Президенты подведомственно Министерство иностранных дел РФ.

Но полномочия Правительства Российской Федерации в сфере внешней политики и международных отношений не менее важны: осуществляет руководство в сфере обеспечения отношений Российской Федерации с иностранными государствами, международными организациями; обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации. Обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам. А также наблюдаем за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств; отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территорий; осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международно-технического и культурного сотрудничества.

Одним из основных направлений деятельности Российской Федерации является осуществление мер по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Кроме того, Правительство осуществляет многообразные нормативно-правовые и организационные мероприятия по борьбе с преступностью, в том числе с экономическими преступлениями, претворяя совместно с правоохранительными органами (судебными, прокурорскими, МВД, ФСБ и др.) предписания. Содержащиеся в федеральных законах, в указах Президента РФ.

Таким образом, Правительство Российской Федерации: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов; осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

Предусмотрены иные полномочия Правительства, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ (П. «ж» ч.1 ст.114 Конституции 1993 г.). Перечень таких полномочий, которые установлены Конституцией, широк и многообразен.

.1 Порядок деятельности Правительства Российской Федерации

Деятельность Правительства РФ осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 г. и Регламентом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. за № 260, которые предусматривают такую коллегиальную форму решения важнейших вопросов государственных вопросов как заседания.

Заседания проводятся, как правило, еженедельно в установленный по утвержденному календарному плану день. Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости. Заседание Правительства РФ считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины его членов, на заседаниях может председательствовать Президент РФ. В заседаниях участвуют как члены Правительства РФ, так и приглашенные лица, заинтересованные в рассмотрении соответствующего вопроса.

Решения Правительства РФ принимаются, как правило, общим согласием; по предложению председательствующего может быть проведено голосование, решение путем голосования принимается большинством голосов.

Вся деятельность Правительства РФ осуществляется на основе текущих и перспективных программ и планов. Плановые мероприятия проводятся, как правило, в установленные дни. Заседания Правительства - поквартально.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения, а также принимает обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Правительство РФ рассматривает проекты актов Президента РФ и проекты федеральных конституционных и федеральных законов, вносимых Правительством Президенту или в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Поскольку Правительство РФ принимает большое количество решений, внесение их проектов должно быть строго упорядочено. С этой целью установлено, что проекты решений (постановлений и распоряжений) и иных актов вносятся в Правительство РФ его членами, федеральными органами исполнительной власти и иными органами государственной власти.

Поступающие в Правительство РФ предложения граждан, предприятий, организаций и учреждений направляются для предварительного рассмотрения органам исполнительной власти. Проекты решений подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами государственной власти, с государственными, а при необходимости и другими организациями. Если проекты имеют нормативный характер, они подлежат согласованию с Министерством юстиции РФ.

Проект федерального бюджета и другие документы, подлежащие внесению в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, представляются в Правительство, как правило, за тридцать дней до установленного в соответствии с бюджетным законодательством срока внесения проекта в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Правительство рассматривает и вносит в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекты федеральных конституционных и федеральных законов. Именно от Правительства, как в России, так и в других странах, исходит основной поток законопроектов. Правительство РФ информирует Президента РФ о своей законопроектной деятельности, а также о ходе исполнения поручений главы государства при подготовке законопроектов.

Законопроектная деятельность Правительства РФ осуществляется в соответствии с принимаемыми им программами и планами, которые формируются на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных и иных организаций России.

Решение о внесении законопроекта в Государственную Думу принимается исключительно на заседаниях Правительства РФ. Подготовка законопроектов и представление их на рассмотрение Правительства осуществляются федеральными органами исполнительной власти с необходимыми материалами.

По предметам совместного ведения России и ее субъектов Правительство РФ координирует с органами исполнительной власти субъектов РФ работу по формированию и выполнению программ и планов законопроектной деятельности, взаимодействует с этими органами и при разработке конкретных законопроектов.

Представительство в палатах парламента включает полномочных представителей в каждой палате, ответственного секретаря, статс-секретарей - заместителей (первых заместителей) министров, руководителей ведомств и иных лиц.

Правительство РФ дает заключения по законопроектам, вносимым в Государственную Думу. В число вопросов, по которым обязательно дается заключение Правительства РФ, входят отмена налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств государства и других расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.

Законопроект, поступивший в Правительство РФ с финансово-экономическим обоснованием и иными необходимыми материалами, в обязательном порядке направляется на заключение федеральным органам исполнительной власти: министерствам экономического развития и торговли, финансов и юстиции. Руководство федерального органа исполнительной власти, указанного первым, в течение пятнадцати календарных дней обеспечивает подготовку проекта заключения и представление его в Правительство РФ.

По законопроектам, рассматриваемым Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, могут готовиться поправки или официальные отзывы, направляемые в палаты. Члены Правительства РФ обязаны по приглашению палат Федерального Собрания РФ присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти - головной исполнитель - проводит соответствующую работу, согласование и представляет в Правительство РФ в установленный срок проект поправок или официального отзыва. Заключение направляется субъекту права законодательной инициативы, вносящему законопроект, и в Государственную Думу, а поправки и отзывы в соответствующие палаты Федерального Собрания РФ.

Для подготовки законопроектов, имеющих комплексный межотраслевой характер, которая требует привлечения большого количества заинтересованных организаций, по предложению головного исполнителя создаются комиссии, состав которых утверждается Правительством РФ, а для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер, - консультативные советы.

3.3 Акты Правительства Российской Федерации

Общие положения, определяющие статус актов, издаваемых правительством РФ, закреплены в ст. 115 Конституции РФ, а также в Федеральном Конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации"

Свои полномочия Правительство России реализует посредством соответствующих актов, которые принимаются и издаются на основании и во исполнение Конституции РФ и федерального законодательства. Правительственные акты обязательны к исполнению на всей территории России. Существуют две формы актов Правительства РФ:

а) постановления, носящие нормативный характер;

б) распоряжения по оперативным и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера.

Проекты актов и другие документы могут вноситься на рассмотрение в Правительство только членами Правительства, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, или лицами, исполняющими их обязанности.

К проектам актов, которые вносятся в Правительство РФ, прилагается пояснительная записка, содержащая обоснования и прогнозы ожидаемых социально-экономических и иных последствий их реализации. Проекты актов, носящих нормативный характер, должны обязательно согласовываться с Министерством юстиции РФ.

Если в Правительство РФ вносятся предложения, требующие принятия закона РФ или решения Президента РФ, то одновременно с предложением представляются проекты соответствующих актов и необходимые документы к ним.

Президент РФ определяет порядок вступления в силу правительственных актов. Последние подлежат обязательному официальному опубликованию (за исключением актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или носящие конфиденциальный характер), не позднее пятнадцати дней со дня их принятия.

Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования, а остальные - со дня подписания, если само постановление не предусматривает иной порядок вступления в силу.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации.

Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суде. Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству, могут отменяться главой государства. Актами министерства являются приказы министра, инструкции и указания. Они акты носят подзаконный характер. Акты министерства обязательны для исполнения соответствующими подведомственными ему органами, предприятиями, объединениями, организациями, учреждениями, должностными лицами системы министерства.

Приказ федерального министра - это предписание по вопросам компетенции министерств, обращенное к должностным лицам министерства, подведомственным ему органам, предприятиям и организациям, а в необходимых случаях и к гражданам.

Приказы могут быть нормативными, содержащими определенные правила, индивидуальными и конкретными, решающими отдельные вопросы.

Инструкция - это акт, содержащий определенные правила по применению законов, Указов Президента, актов Правительства и других нормативных актов. Все инструкции - акты нормативного характера.

Указание министра - это директива должностным лицам, подразделениям министерства и подведомственным органам по осуществлению задач и функций министерства.

Глава 4. Отставка Правительства Российской Федерации

Конституция устанавливает период, в течение которого Правительство РФ может осуществлять свои полномочия. Этот период полностью зависит от периода исполнения своих полномочий Президентом РФ. Поскольку срок полномочий Президента РФ составляет 4 года, срок полномочий Правительства совпадает с ним.

При этом, если досрочное прекращение полномочий Президента РФ допускается только в установленных Конституцией случаях, Правительство РФ может быть отправлено в отставку Президентом в любое время по своему усмотрению.

Сложение полномочий Правительства перед вновь избранным Президентом происходит в любом случае, даже если вновь избранный Президент избран на эту должность на второй срок и предполагает работать с тем же составом Правительства.

Новое Правительство может быть сформировано в том же составе, что и прежнее, но формальный акт сложения полномочий является обязательным.

Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ.

После сложения полномочий Правительство продолжает по поручению Президента действовать до сформирования нового Правительства.

Что касается отставки Правительства, то, как следует из ст.117 Конституции РФ, право Правительства РФ подать в отставку является едва ли не единственным средством выражения его несогласия с Президентом РФ, который вправе решить вопрос о том, принять отставку Правительства или отклонить ее. В случае отклонения отставки Правительства оно продолжает работать в прежнем статусе. В случае принятия отставки Правительства оно по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Одним из способов обеспечения Президентом РФ согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти является его право по своему усмотрению без согласования с иными органами государственной власти РФ принять решение об отставке Правительства РФ. Такое право является самой важной формой воздействия Президента по отношению к Правительству.

В качестве системы сдержки законодательной власти по отношению к исполнительной Конституция предусматривает право Государственной Думы выразить недоверие Правительству. Это важное средство парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти. Решение Государственной Думы о выражении недоверия Правительству она принимает самостоятельно и независимо от угрозы ее роспуска. Президент может в случае несогласия с Государственной Думой принять решение о ее роспуске и назначении новых выборов только после повторного, в течение 3 месяцев после получения вышеуказанного уведомления о выражении недоверия Правительству РФ, заявления о недоверии Правительству.

Конституция предусматривает и такой серьезный противовес Правительства по отношению к законодательной власти, как постановка вопроса перед Государственной Думой о доверии Правительству. Государственная Дума может принять одно из двух возможных решений: о доверии Правительству или об отказе в нем. С целью недопущения затягивания кризиса власти Конституция обязывает Президента РФ оперативно, в течение 7 дней, принять решение об отставке Правительства либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Деятельность органов государственной власти должна быть непрерывной. Особенно это касается исполнительной власти, осуществляющей оперативное, каждодневное регулирование и руководство всеми основными сферами государственной и общественной жизни, включая оборону, безопасность, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

С целью недопущения перерыва в деятельности высшего органа исполнительной власти страны Конституция устанавливает, что во всех случаях отставки Правительства или сложения им своих полномочий оно продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Как верно отмечают, неоднозначно в Конституции РФ решен вопрос об ответственности Правительства РФ. Согласно п.«в» ст.83 Конституции РФ Президент РФ в любой момент может принять решение об отставке Правительства РФ, не мотивируя и не согласуя свое решение. Эта норма прямо указывает на политическую ответственность Правительства РФ перед Президентом РФ.

Однако в соответствии со ст.117 Конституции РФ Государственная Дума имеет возможность выражать Правительству РФ недоверие, что теоретически указывает на наличие у Правительства РФ ответственности и перед парламентом. Вместе с тем установленная в этой же статье процедура опровергает высказанное предположение.

Так, в случае выражения Государственной Думой недоверия Президент РФ решает: согласиться ему с Государственной Думой и отправить Правительство РФ в отставку или же не соглашаться с Государственной Думой и не предпринимать никаких действий.

То есть выражение Государственной Думой Правительству РФ недоверия - лишь способ, при помощи которого парламент российского государства может обратить внимание Президента РФ на свое несогласие с осуществлением Правительством РФ своих полномочий. Вопрос об отставке решает Президент РФ.

Если Президент РФ не согласится с выдвинутым Государственной Думой недоверием, все остается на своих местах и у Государственной Думы возникает возможность выражения повторного недоверия.

В случае повторного выражения недоверия Президент РФ вынужденно становится перед следующим выбором:

согласиться с Государственной Думой и отправить Правительство РФ в отставку;

повторно не согласиться с Государственной Думой и распустить ее.

Если учитывать, что Президент РФ может в случае возникновения такого желания самостоятельно отправить Правительство РФ в отставку и, кроме того, мог сделать это при первоначальном выражении Государственной Думой недоверия, сложно представить что Президент РФ выберет первый из названных вариантов.

Однако на данную ситуацию влияет еще одно условие. Согласно п.3 ст.109 Конституции РФ Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст.117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания.

Таким образом, обозначенная схема правомочна только по истечении года со дня избрания Государственной Думы. До истечения годичного срока у Президента РФ остается лишь один вариант в случае повторного выражения недоверия: согласиться с Государственной Думой и отправить Правительство РФ в отставку.

Но при этом активируется процедура формирования нового состава Правительства РФ, которое Президент может сформировать в прежнем составе, а если Государственная Дума не будет утверждать кандидатуру Председателя Правительства, распустить Государственную Думу (ст.111 Конституции РФ).

Таким образом, при комплексном анализе конституционных процедур очевиден факт наличия юридической ответственности Правительства РФ только перед Президентом РФ.

Показательно и право Президента РФ отменять постановления и распоряжения Правительства РФ. Статья 115 Конституции РФ наделяет его правом отменять постановления Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Это полномочие является реализацией Президентом РФ своих конституционных функций как главы государства и гаранта Конституции РФ. При этом Президент, прежде чем отменить постановление Правительства, обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности отменяемых нормативных актов.

В целом эта теория заслуживает внимания, однако ее действие распространяется только на случаи отмены Президентом РФ актов Правительства РФ, противоречащих Конституции РФ, оставляя в стороне процедуру отмены актов, противоречащих федеральным законам и указам Президента. Кроме того, содержание ст.115 Конституции РФ не указывает на обязательность предварительного обращения в судебные органы.

Таким образом, отмена Президентом РФ актов Правительства РФ - не результат признания судом акта противоречащим законодательству, а самостоятельная процедура. Причем ст.115 Конституции РФ даже не предусматривает возможность Правительства РФ обжаловать соответствующее решение Президента в суде.

Можно утверждать, что в отношениях с федеральными органами исполнительной власти Президент обладает широчайшими полномочиями и не только определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст.80 Конституции РФ), но и кардинально воздействует на Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной власти России.

правительство исполнительный власть

Заключение

Изложенные в курсовой работе положения и исследования дают возможность сделать следующие выводы.

Исполнительная власть, согласно Конституции РФ, является самостоятельной ветвью государственной власти, основное назначение которой - организация исполнения актов законодательной власти и других нормативных актов.

Механизм исполнительной власти включает всю систему органов государственной власти, призванную обеспечивать ее фактическую и юридическую реализацию на всей территории РФ, которая образуется:

федеральными органами государственной власти органами исполнительной власти субъектов Федерации;

  • органами исполнительной власти субъектов Федерации;
  • органы исполнительной власти, формируемы субъектами Федерации самостоятельно.

Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ. Правительство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти общей компетенции.

Полномочия Правительства РФ очень широки и охватывают все основные сферы общественной жизни страны. Статья 114 Конституции РФ, в которой определяется его компетенция, включает вопросы экономики и финансов, социальной сферы, науки, культуры и экологии и т.д.

Правительство и другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России. Федеральное правительство самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его компетенции. Направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Важнейшая роль Правительства как высшего исполнительного органа государственной власти в России заключается в организации исполнения Конституции страны, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров России, осуществлении систематического контроля за их реализацией федеральными органами исполнительной власти субъектов России, в принятии мер по устранению нарушений федерального законодательства.


Список использованных источников и литературы

1. Нормативные акты

1.Конституция Российской Федерации / Российская Федерация // / Российская Федерация. - 1993. - 25 декабря.

.О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации : Федеральный Конституционный Закон от 31 декабря 1997 г. №3 СЗ РФ. -1998. - N 1. - Ст. 1.

.О Правительстве Российской Федерации : Федеральный Конституционный Закон от 17 декабря 1997 г. №2 // СЗ РФ. - 1997. - N 51. - Ст. 5712.

.Об обороне : Федеральный Конституционный Закон от 31 мая 1996 г. №61 // СЗ РФ. - 1998. - N 23. - Ст. 2750.

.О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 01 июня 2004 г. №260 // СЗ РФ. - 2004. - № 23. - Ст. 2313.

.О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 09 мая 2004 г. №314 // СЗ РФ. - 2004. - № 11. - Ст. 945.

.Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. №724 // СЗ РФ. - 2008. - N 40. - Ст. 4717.

. Специальная и учебная литература

.Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай - М: Норма. - 2005. - 816 с.;

2.Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика / В. Г. Вишняков. Журнал Российского права. - 2006. - №8. - 67 с.;

.Гончаров, В.В. Проблемы соотношения и взаимодействия президентской и исполнительной власти в России // Юридический мир - 2010. - №4. - 34 с.;

.Конституционное право России / Е.И. Козлова - М: ЮРАЙТ. 2008. - 608 с.;

.Процедура реализации принципа законности в деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации /И.А. Макаров.- СПб.: Юридический мир. 2008. - №11. - 65 с.;

.Разделение властей в Российской Федерации: Конституционная модель // Л.Б. Тиунова. - М.: Правоведение. 2010. - 40 с.;

.Конституционное право России / В. Е. Чиркин. - М.: Юрист, 2011. - 463 с.;

.Конституционное право Российской Федерации / И. С. Яценко. - М.: Бератор-Пресс, 2003. - 496 с.;

.Конституционное право России. Учебник 2-е изд. перераб. и доп. / С.В. Васильева и др. - М.: Эксмо. 2011. - 560с.;

.Конституционное право России практикум. Учебное пособие для бакалавров, 2-е изд. испр. и доп / Л.А. Нудненко. - М.: издательство - ЮРАЙТ. 2013. - 268с.;

.Конституционное право России. Учебник 5-е изд. перераб. и доп. /Е.И. Козлова. 2014. - 592с.;

.Конституционное право России. Учебное пособие 3-е изд. стандарт третьего поколения/ П.П. Глущенко. - СПб.: Питер. 2012. - 320с.;

.Конституционное право Российской Федерации. Учебник для бакалавров 3-е изд./ Г.Н. Комкова. - М.: издательство ЮРАЙТ. 2013. - 457с..

Похожие работы на - Место и роль Правительства Российской Федерации в системе государственных органов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!