Международное право

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,83 Кб
  • Опубликовано:
    2015-08-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международное право















Контрольная работа

Международное право

Содержание

1. Понятие, предмет и функции международного права

. Основные принципы современного международного права

. Источники международного права

. Субъекты международного права

. Международное сотрудничество государств в сфере прав человека

. Ответственность государств в международном праве

Литература

. Понятие, предмет и функции международного права

В современный период в связи с глобализацией международных отношений, усилением экономической и хозяйственной интеграции между государствами повышается роль и значение международного публичного права. На развитие международного права в ХXI веке значительное влияние оказывает научно-техническая революция, в том числе информационная, открывающая огромные возможности для деятельности в самых различных, в том числе и новых сферах, и порождающая новые сложные проблемы в отношениях между государствами.

На развитие международного права в Х XI значительное влияние оказывает научно-техническая революция, в том числе информационная, открывающая огромные возможности для деятельности в самых различных, в том числе и новых сферах, и порождающих новые сложные проблемы в отношениях между государствами.

Все эти факторы требуют создания новых норм международного права, а также модернизации старых, поскольку международное право развивалось на протяжении всей истории человечества с тем, чтобы приспособить их к новым условиям.

Международное право развивалось на протяжении всей истории человечества и будет совершенствоваться и далее, оно напрямую связано с развитием цивилизации.

Международное право - особая система права, обладающая большой спецификой. Оно является единым, всеобщим и неделимым для всех государств и других его субъектов. Его цель - обеспечить международный правопорядок и сохранить международную законность.

Международное право является единственным регулятором отношений на межгосударственном уровне, а сейчас и в перспективе можно говорить уже о планетарном уровне, поскольку появляются и будут возникать новые объекты регулирования (например, новые небесные тела, пока урегулирован только правовой статус Луны)

Можно сформулировать следующее определение международного права: это самостоятельная правовая система, состоящая из отраслей, подотраслей и институтов, содержащих принципы и нормы, комплексно регулирующие очень многообразные международные отношения на высшем уровне, т.е. на уровне государств и иных субъектов международного публичного права на основе межгосударственных договоров и иных его источников.

Международное право носит координационный, а не соподчиненный характер, поскольку регулирует в первую очередь правоотношения между государствами, обладающими уникальным свойством суверенитета, т.е. независимостью во внешних отношениях и полным территориальным верховенством над своей территорией и в значительной степени отличается от внутригосударственного права. Оно представляет собой общечеловеческую ценность, потому что обеспечивает юридическими средствами всестороннее сотрудничество между всеми его субъектами.

Международное право носит демократический характер, поскольку его нормы защищают не только права государств, но и народов и индивидов (физических лиц).

Международное право в значительной степени отличается от внутригосударственного права. Ему присущи особый предмет правового регулирования, специфические субъекты, объекты, методы правового регулирования, функции, источники. Механизм правотворчества, в сфере международного права отличается спецификой.

Предметом правового регулирования международного права являются разнообразные отношения: политические, экономические, культурные, научно - технические и иные, возникающие между государствами и иными его субъектами, такие как: правоотношения по вопросам обеспечения безопасности государств, правоотношения по поводу заключения международных договоров; порядку организации международных конференций; процедуре создания и функционирования международных организаций; правоотношения, касающиеся правового режима государственной территории, государственных границ, территориальных пространств; правоотношения относительно правового статуса внутригосударственных и зарубежных органов внешних сношений; правоотношения по международной защите прав и свобод человека; правоотношения, касающиеся правил и обычаев ведения вооружённых действий и защиты мирного населения в период вооружённых конфликтов; правоотношения по международному сотрудничеству государств в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера; а также правоотношения по охране окружающей среды. Первоначально международное право возникло как право, регулирующее преимущественно политические отношения, но в дальнейшем оно всё больше и больше развивалось в сторону регулирования международных экономических отношений, при этом эти экономические отношения становились всё более многообразными. Вначале такие отношения были главным образом торговыми, затем государства стали разрабатывать нормы права, регулирующие международные инвестиционные отношения, международные финансовые отношения, международные валютные отношения, международные налоговые отношения, международные таможенные отношения и т.д. В последние годы предмет правового регулирования международного права ещё более расширился, поскольку оно стало регулировать и различные международно-процессуальные отношения, например, правоотношения по созданию и функционированию органов международной уголовной юстиции: Международного уголовного суда и трибуналов «ad hoc».

Объектом международного права является все то, по поводу чего его субъекты вступают и могут вступать во взаимные отношения и что урегулировано нормами международного права.

Нормы международного права создаются самими субъектами на основе согласования их воль, т.е. в результате достижения соглашения, между ними.

Нарушение норм международного права даёт основание для применения мер международно-правовой ответственности. Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права. Международно-правовая норма упорядочивает поведение участников международных отношений.

Норма международного права - это правило поведения, признанное государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.

Методы правового регулирования: в международном праве используются три метода правового регулирования: прямой - материально -правовой, императивный и диспозитивный.

Главным методом является прямой - материально -правовой. Это такой способ воздействия на правоотношение, при котором нормы права регулируют правоотношение, содержат правило поведения субъектов и дают ответ, как поступить субъекту в конкретной правовой ситуации.

Императивный метод - такой способ воздействия на правоотношение, при котором нормы права устанавливают четкие конкретные пределы поведения субъектов.

Диспозитивный метод - такой способ воздействия на правоотношение, при котором в рамках нормы субъекты международного права могут сами определять модель поведения в конкретных отношениях.

Функциями международного права являются: координирующая, регулирующая, обеспечительная и охранительная.

Координирующая функция состоит в том, что государства в результате взаимодействия устанавливают для себя определенные стандарты поведения в различных областях межгосударственных отношений.

Регулирующая функция проявляется в правотворчестве, то есть в принятии и соблюдении государствами международно-правовых норм, устанавливающих правила поведения.

Охранительная функция состоит в направленности международно-правовых норм на защиту безопасности государств, их территориальной целостности , государственных интересов, прав и свобод граждан.

Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, связанных единством и относительной самостоятельностью отдельных его частей (отраслей, подотраслей, институтов). Связующими факторами элементов системы являются единые принципы и цели международного права. Системе международного права свойственна характерная для неё структура. Система международного права объединяет различные группы норм, обязательных для его субъектов. Ядро системы образует общее международное право, обязательное для всех государств. Кроме этого, выделяются региональные международные правовые комплексы, регулирующие отношения между государствами определенных географических районов. Значительное количество норм регулирует двусторонние отношения. Система международного права - сложное явление, находящееся в процессе постоянного развития.

Система международного права отличается тем, что в её состав входят старейшие, новые и новейшие институты, подотрасли и отрасли, причем больше всего составных элементов представляют отрасли. Одни отрасли и институты возникли в древности (например, институт международного договора, институт неприкосновенности посла; международное морское право); другие появились в ХХв. (отрасль международного космического права, отрасль международного экономического права и другие); отдельные отрасли и подотрасли находятся в стадии становления (отрасль международного процессуального права, подотрасль международного налогового права, подотрасль международного таможенного права и другие).

В системе международного права выделяются общая и особенная части. Общая часть - это общие фундаментальные теоретические положения, категории и институты, которые лежат в основе конкретных отраслей, подотраслей и институтов особенной части международного права.

Общая часть: а) институты:

) Понятие, сущность, система международного права; 2) источники международного права; 3) субъекты международного права; 4) Соотношение международного и национального права; 5) Основные принципы международного права; 6) Ответственность в международном праве.

б) отрасли общей части:

) Право внешних сношений (это название отрасли ввел Сандровский К.К.). Раньше было название «Дипломатическое и консульское право», но оно составляет лишь часть более общего «Права внешних сношений».

Особенная часть:

а) институты:

) Международное право прав человека (некоторые учебники именуют международным гуманитарным правом. 2)Территория и другие пространства; 3) Мирные средства разрешения международных споров.

б)отрасли: 1) Право международной безопасности; 2) Международное морское право; 3) Международное воздушное право; 4) Международное космическое право; 5) Международное экономическое право.

В её рамках выделяют подотрасли международного экономического права: а)Международное торговое право; б) Международное инвестиционное право; в)Международное финансовое право.

Разные ученые называют по иному, например, международное валютное право. Представляется необходимым различать международное финансовое право от международного валютного права. Можно выделить подотрасли, находящиеся в стадии становления: а) Международное таможенное; б) Международное налоговое; в) Международное миграционное право г) Международное право взаимопомощи; д) Международное туристское право; е) Международное транспортное право;

Очень важным остаётся вопрос о соотношении международного и национального права. Западная наука международного права в вопросе соотношения международного и национального права выработала две основные концепции: дуалистическую и монистическую. Представители дуалистического подхода (немецкий юрист Трипель, итальянский юрист Д. Анцилотти, английский юрист Л.Оппенгейм) рассматривали международное и национальное право как самостоятельные правовые системы, относящиеся к различным правопорядкам и не находящиеся в соподчиненности. Сторонники дуалистической концепции подчеркивали их различие и независимость друг от друга. Подход советской и постсоветской доктрины международного права был и остается, по существу, дуалистическим, так как международное и внутригосударственное право рассматриваются как самостоятельные правовые системы. Суть монистической концепции состоит в признании единства этих двух правовых систем. Международное и внутригосударственное право квалифицируются как части единой правовой системы. Сторонники монистической концепции также не отличались единством взглядов. Одни исходили из примата внутригосударственного права над международным, другие - из верховенства международного права над национальным. Сторонники концепции примата внутригосударственного права над международным находились главным образом под влиянием теории Гегеля, который считал что «государство есть абсолютная власть на земле» и эта власть дает право изменять по своей воле не только внутригосударственное, но и международное право. Представители этого подхода ( А.Цорн, В.Даневский, В.Кауфман и другие) рассматривали международное право как -сумму внешнегосударственных прав различных государства. На сегодняшний день эта теория не имеет широкой поддержки. В настоящее время подавляющее большинство сторонников монистической теории придерживается мнения о верховенстве международного права над внутригосударственным. Причем сторонники радикального монизма (немецкий ученый Г.Кельзен) исходят из существования одной системы права с «высшим правопорядком» (международное право) и «подчиненными» национальными правопорядками. Г.Кельзен полагал, что нормы этой единой системы права находятся в иерархии зависимости. Нижние ступеньки этой иерархической лестницы - решения суда и административных органов - зависят от всех вышестоящих норм права, верхние ступеньки - международно-правовые нормы - не зависят ни от какой юридической нормы. Как сторонники примата внутригосударственного права над международным, так и приверженцы верховенства международного права над национальным противопоставляют международное право такой объективной реальности, как принцип государственного суверенитета. Если у сторонников примата внутригосударственного права такое противопоставление ведет к отрицанию международного права, то у радикальных приверженцев монистической теории оно ведет к отрицанию суверенитета. Но государственный суверенитет и международное право предполагают взаимодействие. Отрицание одного означает и отрицание другого. Сторонники примата международного права, отрицая суверенитет, на самом деле пытаются заменить международное право правом мирового государства, т.е., по существу, отрицают реально существующее международное право как право, прежде всего, межгосударственное. В современных международных отношениях (начиная с конца Второй мировой войны) признание рядом ученых верховенства международного права над внутригосударственным связано с выдвижением ими идеи полного отказа от государственного суверенитета и создания мирового государства и мирового правительства. Если влияние норм внутригосударственного права на международное можно назвать первичным, то в процессе взаимодействия уже существующих норм оно не может признавать принцип преимущественного значения норм международного права. Этот принцип получил выражение в статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., согласно которой участник договора «не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. Под соотношением международного и внутригосударственного права в теории международного права обычно понимают, во-первых, соотношение силы, применяемой в отношении других государств, и внутригосударственных норм и, во-вторых, взаимодействие международного и национального права в процессе создания норм международного права и норм национального законодательства. Можно выделить три главных аспекта проблемы соотношения международного и внутригосударственного права.

Первый аспект - влияние внутригосударственного права отдельных государств на образование и развитие принципов и норм международного права и влияние международного права на образование и развитие принципов и норм внутригосударственного права отдельных государств, иначе говоря, фактическое взаимодействие международного и национального права.

Второй аспект - юридическая сила норм международного права, когда речь идет о правовом регулировании отношений, совершающихся внутри государства, и юридическая сила внутригосударственного права, когда речь идет о правовом регулировании международных отношений, т.е. о вопросах формально юридических способов применения норм международного права на территории государства и норм внутригосударственного права за пределами разработавшего их государства, в частности, вопросов рецепции норм одной правовой системы в другую правовую систему, трансформации норм одной правовой системы в другую и т.д.

Наконец, третий, главный аспект общей проблемы соотношения международного и внутригосударственного права - коллизии норм внутригосударственного и норм международного права и пути предупреждения и разрешения таких коллизий. С этим аспектом неразрывно связан анализ выдвигаемых как в теории, так и на практике положений о примате международного права над внутригосударственным, или о примате национального права над международным, или, наконец, о юридическом равенстве международного и национального права.

В международном праве используются 3 модели систематизации норм права:. Простая систематизация, т.е. расположение норм по какому-либо признаку. Она проводилась, главным образом, в прошлые века.

II Кодификация - (более усложненная юридическая техника чем просто систематизация). В ходе её устраняются устаревшие нормы, обогащается содержание действующих норм, они наполняются более прогрессивным и демократическим содержанием, происходит разработка новых норм, отвечающих объективным реалиям современного периода. Пример успешной кодификации: кодификация «Права международных договоров» ( 2 Конвенции 1969 и 1985 гг.) кодификация «Международного морского права» (Конвенция ООН <#"justify">1.Международное публичное право. Учебник. Издание пятое переработанное и дополненное. Отв. ред. д.ю.н., проф. Бекяшев К.А., М., изд-во «Проспект», 2011.

.Международное право. Учебник. Под ред. А.Н. Вылегжанина. М. «ЮРАЙТ», 2011.

3. Блатова Н.Т., Мелков Г.М., Международное право :сборник документов». Учебное пособие.М.: РИОР, 2009.

.Капустин А.Я. Международные организации в глобализирующем мире.

. Волова Л.И. Международные договоры в правовых системах федеративных государств. Ростов-на-Дону , изд-во «Эверест»,2004.

. Иваненко В.С. Международные договоры. Конституция и правовая система Российской Федерации: Эволюция соотношения и тенденции взаимодействия; статья// Российский ежегодник международного права// 2009, СПб, 2010.

.Тиунов О.И. Международное право и правовые позиции Конституционного суда РФ; статья; //Журнал российского права№10//, 2011 г.

. Ковалев А.А. Концепция универсальных прав человека как общечеловеческой ценности; статья//Московский журнал международного права № 1(81)// 2011 г.

. Н.А. Ефремова Международная экономическая интеграция и суверенитет государства; статья// Государство и право № 6// 2011 г.

. А.Х. Абашидзе Организация объединённых наций и защита прав человека; статья //Государство и право № 8// 2011 г.

.Блатова Н.Т., Мелков Г.М., Международное право :сборник документов». Учебное пособие.М.: РИОР, 2009.

Похожие работы на - Международное право

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!