Конституционно-правовой статус личности и современные проблемы эвтаназии и трансплантации органов человека

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,58 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конституционно-правовой статус личности и современные проблемы эвтаназии и трансплантации органов человека

Содержание

Введение

Глава 1. Конституционно-правовой статус личности и проблемы эвтаназии

1.1 Понятие, принципы и основные элементы конституционно-правового статуса личности

1.2 Эвтаназия в современном мире

1.3 Вопросы эвтаназии в Российской Федерации

Глава 2. Трансплантация органов

.1 Понятие и правовые принципы трансплантации органов

.2 Трансплантация органов в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Конституционно-правовой статус личности - один из важнейших институтов отрасли конституционного права. Многочисленные связи личности и права связаны именно через конституционно-правовой статус. Ядром статуса являются конституционные права и свободы.

В Конституции Российской Федерации закреплено, что высшей ценностью государства является человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность, возлагаемая на государство. Из этого следует, что обязанностью Российской Федерации является создание условий для реализации гражданами своих конституционных прав, исполнения своих гражданских обязанностей.

Одним из важнейших неотчуждаемых прав человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными документами является право на жизнь. В современном мире остро встает вопрос о том «имеет ли человек право на смерть?». В этом русле соприкасаются такие важные для современности явления как конституционно-правовой статус личности и эвтаназия и трансплантация органов.

Актуальность работы обусловлена тем, что в мировом сообществе все чаще возникают вопросы, связанные с применением эвтаназии, правовыми и этическими аспектами трансплантации органов. Находясь в связи с конституционно-правовым статусом личности, они создают сложное социальное явление.

Объектом курсовой работы являются взаимоотношения, возникающие между государством и личностью в рамках конституционно-правового статуса, а также отношения, складывающиеся по поводу вопросов применения эвтаназии и трансплантации органов.

Предметом работы являются нормы Конституции Российской Федерации, в которых находит свое закрепление конституционно-правовой статус личности, Федеральные законы, где он находит свое развитие, а также нормативно-правовые акты, закрепляющие правовые аспекты эвтаназии и трансплантации. К таковым необходимо отнести Федеральный Закон №323 - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21 ноября 2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Закон РФ от 22.12.1992 N 4180-1(ред. от 29.11.2007) "О трансплантации органов и (или) тканей человека"

Цель работы заключается в проведении исследования конституционно-правового статуса личности и современных проблем эвтаназии и трансплантации органов человека.

Исходя из целей работы, сформулируем задачи:

ознакомиться с понятием, принципами и основными элементами конституционно-правового статуса личности;

рассмотреть практику эвтаназии в современном мире;

исследовать вопросы эвтаназии в Российской Федерации;

дать понятие трансплантации и изучить ее правовые аспекты;

проанализировать законодательный аспект трансплантации органов в Российской Федерации.

Методологической основой исследования послужили такие методы познания, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

Глава 1. Конституционно-правовой статус личности и проблемы эвтаназии

1.1 Понятие, принципы и основные элементы конституционно-правового статуса личности

Правовой статус и правовое положение личности равнозначны и представляют собой совокупность правовых принципов, прав, свобод и обязанностей, признаваемых и гарантируемых государством. Проблема правового статуса состоит в том, что он непосредственно затрагивает интересы каждого человека. «Современная юридическая литература выделяет несколько классификаций правового статуса, в соответствии с которыми выделяются, например, по сфере их действия и структуре правовых систем следующие виды статусов:

международный статус;

конституционный статус;

отраслевой правовой статус;

родовой (специальный) правовой статус;

индивидуальный правовой статус;

Кроме того различают:

общий (конституционный) правовой статус гражданина;

специальный (родовой) правовой статус определенных категорий граждан;

индивидуальный правовой статус;

правовой статус физических и юридических лиц;

правовой статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев;

правовой статус российских граждан, находящихся за рубежом;

правовые отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и т. д.;

профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);

статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока и т.д.)»

Конституционный (общий) правовой статус - сложный комплексный институт, включающий совокупность прав и обязанностей личности, является единым и одинаковым для всех, закреплен Конституцией Российской Федерации.

Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Дальнейшее отражение положение этой статьи нашли во 2 главе Конституции Российской Федерации - «Права и свободы человека и гражданина». Именно в этой главе получил свое воплощение такой важнейший институт конституционного права, как конституционно-правовой статус личности. Данный институт выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей. Но Конституция лишь закрепляет основные положения, обширное развитие институт конституционно-правового статуса личности получает в федеральных конституционных законах и законах Российской федерации, к таковым можно отнести Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации от 2002 г.», Федеральный Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации от 1993г.», Федеральный Закон «Об общественных объединениях от 1995 г.», «Об образовании в Российской Федерации от 2012», Федеральный Конституционный Закон «О референдуме Российской Федерации от 2004г.» и других нормативно-правовых актах.

Конституционно-правовой статус личности строится на определенных принципах. Принципы конституционного статуса - закрепленные нормами Конституции основополагающие начала, регулирующие взаимодействие человека и гражданина с государством.

Среди конституционных принципов следует обозначить:

Принцип верховенства прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, признание его высшей ценностью, обязанность государства защищать права и свободы личности. Данный принцип закреплен в ст. 2 Конституции.

Принцип равенства, отражен в ч. 2 ст.6 и ст.19. Здесь выделяется равенство прав, свобод, которые принадлежат каждому от рождения в равном объеме. Никто не может быть лишен этих прав и свобод. Российская Федерация обеспечивает реализацию прав и свобод путем создания условий для этого в политической, социальной, экономической и иных сферах жизни общества, устанавливает ответственность за их нарушение. Ст. 19 гласит о равенстве всех перед законом и судом, что означает, что каждый, независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.д. обязан соблюдать законы страны.

Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод личности заключается в том, что ограничения государством или кем-либо в этих правах и свободах недопустимы. Неотчуждаемый характер присущ только естественным правам и свободам. В Российской Федерации запрещается издание законов, умаляющих или отменяющих права и свободы личности (ч.2 ст. 17, ч.3 ст.55).

Принцип непосредственного (прямого) действия конституционного статуса. Права, свободы и обязанности, установленные Конституцией, определяют смысл, содержание и применение всего законодательства в Российской Федерации, при этом права и свободы признаются непосредственно действующими независимо от существования законодательных актов, призванных их конкретизировать и определять механизмы для осуществления прав и свобод.

Основу конституционно-правового статуса личности образует правоотношение гражданства. Гражданство - устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их прав и обязанностей.

В Российской Федерации основополагающие принципы гражданства относятся к числу конституционного строя и закреплены в ст. 6. Установлено, что гражданство является единым и равным независимо от способов приобретения. Оно является тем необходимым условием, при котором человек получает те или иные права, свободы и может исполнять обязанности, кроме того, он может требовать от государства создания благоприятных условий для жизни.

Гражданство является предпосылкой наиболее полного содержания правоспособности и дееспособности личности, в том числе и их политического аспекта. Только гражданин России обладает всеми политическими правами .

В главе 2 содержатся важные гарантии гражданства. Во-первых, гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Во-вторых, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Вопросы гражданства в Российской Федерации регулируются Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации»

Характерной чертой конституционно-правового статуса является его относительная стабильность и неизменность. Это его качество в условиях динамичной и изменчивой общественной жизни позволяет ему играть немаловажную роль, а особенно в случаях, когда в социуме происходят регрессивные, отрицательные процессы. Оставаясь неизменным, конституционный правовой статус может препятствовать развитию негативных тенденций, олицетворяя собой определенный уровень правового развития общества в целом. Это достигается за счет того, что составляющие конституционно-правового статуса права, свободы и обязанности обеспечиваются государством вне зависимости от каких-либо событий, происходящих в обществе.

В структуре конституционно-правового статуса личности выделяют следующие элементы:

Конституционные права - юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, пользоваться социальными благами как в личных, так и общественных целях.

Конституционные свободы - такие правомочия индивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства.

Конституционные обязанности - совокупность закрепленных в Конституции Российской Федерации обязанностей, возлагаемых или на всех лиц, пребывающих на территории Федерации, или только на граждан России. Конституционные обязанности являются элементом правового статуса человека и гражданина, носят всеобщий характер, их осуществление необходимо для поддержания конституционного правопорядка и надлежащего режима конституционной законности.

Гарантии - предусмотренные Конституцией Российской Федерации условия и средства, обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и свободами и их всестороннюю охрану.

Разграничение понятий «права» и «свободы» носит дискуссионный характер, одни авторы отождествляют эти понятия, другие же разграничивают. «В действительности в различии права и свободы человека заложен глубокий смысл. Свобода - это самостоятельное поведение носителя свободы, которое должно иметь адекватную форму пользования ею. Свобода человека обеспечивается и защищается государством, но не регламентируется им. Право - это четко очерченная государством возможность свободного поведения в тех рамках, которые определены законом».

В юридической литературе конституционные права и свободы граждан делят на три основные группы:

личные права и свободы граждан;

социальные, экономические и культурные права и свободы;

политические права и свободы гражданина.

«Личные права и свободы - группа прав и свобод, которые носят естественный характер, принадлежащих каждому индивиду в силу того, что они вытекают их естественного порядка вещей. Составляют первооснову правового статуса человека и гражданина. Личные права человека принадлежат ему от рождения и составляют основу его статуса на протяжении всей жизни. Эти права выражают естественное состояние человека и его жизненные устремления, охрана которых составляет обязанность государства.» Конституция Российской Федерации закрепляет следующие права и свободы:

право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч.1 ст. 23);

право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч.2 ст. 23);

право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

право определять и указывать свою национальную принадлежность (ст. 26);

право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27)

свобода совести и вероисповедания (ст. 28);

свобода мысли и слова (ст. 29)

право на свободу информации (ст. 29)

«Политические права и свободы - группа прав, с помощью которых население может прямо или косвенно влиять на политику государства. Эти права и свободы могут быть реализованы как индивидуально, так и через объединения с другими людьми. В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства. Конституция Российской федерации закрепляет политические права и свободы весьма скупо. Они, в сущности, только обозначены, и нет никаких попыток выявить сложность конструкции и указать пределы ограничения». К основным политическим правам и свободам, закрепленными Конституцией, относят:

право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30);

право на мирные собрания, проводить митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31);

право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч.1 ст.32);

право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч.2 ст.32);

право на равный доступ к государственной службе (ч.4 ст.32);

право на участие в отправлении правосудия (ч.5 ст.32);

право обращаться лично. А также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

«Социально-экономические и культурные права и свободы - группа прав, реализующих экономические, социальные, культурные, экологические и другие потребности каждого индивида в отдельности и общества в целом. В экономических, социальных и культурных правах раскрывается важная грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить защищать им свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями и в конце погибнет. Рассматриваемая группа прав и свобод неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина». В Конституции отражены следующие права и свободы данной группы:

право на свободу экономической деятельности (ст. 34);

право на частную собственность (ст. 35);

право на свободу труда (ст. 37);

право на отдых (ст. 37);

защита семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 38);

право на социальное обеспечение (ст. 39);

право на жилище (ст. 40);

право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

право на образование (ст. 43);

свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44).

Совместно с правами и свободами неотъемлемой частью конституционно-правового статуса личности являются обязанности. «Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей». Они представляют собой четко зафиксированный в законодательном порядке перечень, предъявляемый государством к личности. «Обязанности устанавливаются как в интересах общества, так и в интересах самого правообязанного субъекта. Конечно, отдельно взятая юридическая обязанность ограничивает свободу индивида, его волю, желания; внешне она может восприниматься как нечто стесняющее действия, как форма принуждения. Тем не менее, обязанность, наряду с правом,- предпосылка свободы и выражает интересы ее носителя, даже если он этого не осознает.

В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Несоблюдение данных обязанностей влечет юридическую ответственность, установленную законом.

Конституция узаконивает следующие обязанности:

органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации (п.2 ст.15);

каждый обязан соблюдать права и свободы других лиц (п.3 ст.17);

трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях (п.3 ст.38);

основное общее образование обязательно (п. 4 ст.38);

каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (п.3 ст. 44);

каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ст. 59).

Гарантии ¾ еще один неотъемлемый элемент конституционно-правого статуса личности. Каждое право может быть реализовано только тогда, когда ему соответствует чья-то обязанность обеспечить его. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства. Наиболее общей гарантией, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных нормах и принципах международного права. Конституция Российской Федерации содержит в себе следующие гарантии:

государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ч.1 ст.45);

презумпция невиновности (ст.49);

каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч.1 ст.46);

международная защита своих прав (ч.3 ст.46);

каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53);

не допускается издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч.2 ст.55);

не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (ч.1), 24, 28, 34 (ч.1), 40 (ч.1), 46-54 Конституции Российской Федерации (ч.3 ст.56);

гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст.60);

Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ч.2 ст. 61).

.2 Эвтаназия в современном мире

«Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла» - гласит клятва Гиппократа. Медицинская деятельность - самый благородный и гуманный вид деятельности. Но иногда во благо больного необходимо причинить ему боль, чтобы в последующем избежать мучений. В жизни бывают моменты, когда болезнь побеждает организм, и уже никто ни в силах спаси человека. В такие моменты остро встает вопрос: «Зачем ежечасно подвергать организм мукам, если конец предрешен?»

«Жизнь священна и неприкосновенна»,- утверждают одни ученые. «Жизнь не должна превращаться в мучительное и бессмысленное существование», - возражают другие. Проблема эвтаназии постоянно обсуждается среди врачей, юристов, философов.

Эвтаназией называется всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом. Под словом «эвтаназия» понимается всякое действие или бездействие, которое, по своей сути или намерению, приводит к смерти, «имеющей целью устранение боли и страданий». Таким образом, в прямом значении эвтаназия - преднамеренное убийство при помощи метода, провоцирующего наименьшие боли и страдания, совершенное «из жалости», чтобы положить конец невыносимым страданиям.

Термин «эвтаназия» впервые был употреблен Фрэнсисом Бэконом в XVII веке для определения «легкой смерти», а с XIX века стал означать «умертвить кого-либо из жалости». До начала Второй мировой войны идея эвтаназии была широко распространена в ряде европейских стран. В то время эвтаназия пользовалась достаточно высокой популярностью в медицинских кругах европейских стран. Зигмунд Фрейда, который из-за неизлечимой формы рака нёба с помощью доктора Шура совершил эвтаназию в своём лондонском доме 23 сентября 1939 г., прежде пережив 19 операций по удалению опухолей под местной анестезией (общий наркоз в таких операциях в то время не применялся).

Историю возникновения, становления и развития эвтаназии как социально - правового явление можно разделить на 3 этапа:

Древний мир, когда эвтаназия рассматривалась как благо и неизбежность в определенных случаях.

Средневековье, в котором господство христианского религиозного мировоззрения привело к отрицательному отношению общественности к идеям эвтаназии.

Новое время и Новейшее время. Этот этап связан с плюрализмом мнений в отношении эвтаназии, появлением новых мнений в пользу ее аргументации и легализации. До начала Второй мировой войны идея эвтаназии была широко распространена в ряде европейских стран. В то время эвтаназия пользовалась достаточно высокой популярностью в медицинских кругах европейских стран. Зигмунд Фрейда, который из-за неизлечимой формы рака нёба с помощью доктора Шура совершил эвтаназию в своём лондонском доме 23 сентября 1939 г., прежде пережив 19 операций по удалению опухолей.

Выделяют два вида эвтаназии: пассивную и активную. При пассивной эвтаназии прекращается оказание медицинской помощи жизнеобеспечивающего лечения, что ускоряет наступление естественной смерти. Под активной эвтаназией понимают введение умирающему каких-либо лекарственных средств, влекущее за собой быстрое и безболезненное наступление смерти. В активной эвтаназии различают 3 формы:

«Убийство из милосердия» происходит в случаях, когда родственники или сам врач, видя мучительные страдания безнадежно больного человека и будучи не в силах помочь ему, вводят ему сверхдозу обезболивающего препарата, что влечет за собой наступление быстрой и безболезненной смерти. Согласие пациента в таком случае не спрашивается, поскольку он не в состоянии выразить свое мнение.

Самоубийство, ассистируемое врачом, происходит с согласия пациента, врач только помогает ему покончить с жизнью.

Собственно активная эвтаназия происходит без помощи врача. Пациент сам включает устройство, которое приводит его к быстрой и безболезненной смерти, пациент сам накладывает на себя руки.

Все страны в мире можно условно разделить на 2 лагеря: те, которые не исключают применения эвтаназии, и те, которые категорически не приемлют этот вариант решения вопроса об окончании жизни больного.

Пионером законодательного разрешения эвтаназии стали Нидерланды. В Нидерландах впервые вопрос о легализации умерщвления безнадежных больных из милосердия начали рассматривать в 1970-е годы. В 1993 году здесь был издан специальный список из 12-ти обязательных пунктов, который и был положен в основу закона об эвтаназии. 1 апреля 2002 года закон официально вступил в силу, и таким образом, Нидерланды стали первой в мире страной, законодательно закрепившей за смертельно больным право на эвтаназию.Здесь об эвтаназии может попросить даже ребенок, достигший возраста 12 лет. При этом неизлечимо больным быть не обязательно. Достаточный повод - субъективно оцененные невыносимые страдания физического или психического характера, являющегося результатом болезни или травмы. Для эвтаназии детей от 12-15 лет требуется согласие родителей, более старшие подростки вправе решать этот вопрос самостоятельно. При этом обязательно требуется повторное согласие самого пациента. Решение уполномочены выносить как минимум 2 врача, а в случае сомнения дело будет рассматриваться прокуратурой. Врачи также подпадают под контроль специальных комиссий из экспертов по медицине, праву и этике.

Как и в Нидерландах, в 2002 г.в Бельгии была осуществлена легализация эвтаназии. Уже 2003 г. 200 пациентов добровольно ушли из жизни, в 2004 общее количество таких людей составило 360. Расстаться с жизнью могут пациенты, если они больны различными формами рака, сильно искалечены, а также те, кто впал в кому или же потерял необходимую для жизни самостоятельность. Врачи проводят эвтаназию только при наличии нескольких письменных документов, подтверждающих твердую решимость пациента. В 2014 г. в Бельгии был принят закон, разрешающий эвтаназию смертельно больных детей без ограничений по возрасту. Она может осуществляться только при соблюдении ряда строгих условий:

Ребенок должен быть в терминальной стадии (уже нет возможности излечиться) и испытывать «невыносимые физические страдания», которые невозможно облегчить медикаментозно.

Ребенок должен сознательно принять решение о смерти и самостоятельно неоднократно попросить об этом, продемонстрировав врачам, что он полностью осознает свой выбор.

Просьбу ребенка рассматривают лечащие врачи и психиатры. Окончательное решение принимается только с согласия родителей.

Закон об эвтаназии, который называется в Израиле законом об умирающем больном, был утвержден Кнессетом почти 8 лет назад - в декабре 2005 года и вступил в силу 15 декабря 2006 года. Закон разрешает только так называемую "пассивную эвтаназию", то есть, он дает право врачам удовлетворять просьбы безнадежно больных отключить их от аппаратов искусственного жизнеобеспечения без обращений в судебные инстанции. Ни о каких смертельных инъекциях в законе не упоминается. Активные действия, следствием которых может стать смерть безнадежного больного, в Израиле по-прежнему запрещены.

Принятие закона сопровождалось бурной общественной дискуссией, активное участие в которой принимали религиозные круги. Как известно, в Израиле религия не отделена от государства и поэтому такой вопрос как добровольный уход из жизни не мог быть решен без участия авторитетных священнослужителей. По мнению абсолютного большинства раввинов, эвтаназия не имеет права на существование. В подтверждение этому многие приводят эпизод из Библии, из Второй книги царств. После принятия закона об эвтаназии общественная дискуссия на эту тему утихла и вопрос о принятии иного закона, разрешающего активные действия, направленные на прекращение жизни смертельно больного человека, пока, по крайней мере, не обсуждается.

В 2009 закон об эвтаназии был принят в Люксембурге. Чтобы принять закон, пришлось изменять конституцию: Великий Герцог Люксембургский отказался подписать принятый парламент закон о легализации эвтаназии, ссылаясь на его противоречие христианским ценностям. Вопрос решился тем, что в декабре 2009 г. приняли закон, ограничивающий права монарха, в том числе отменено положение, в соответствие с которым любой закон вступает в силу только после подписания его Великим Герцогом Люксембургским.Право на смерть предоставляется больному в том случае, если он подаст заявление, которое будет одобрено двумя врачами и специальной экспертной комиссией.

Еще одной страной, где разрешена эвтаназия, является Швейцария. На территории государства действует 6 клиник, помогающих людям расстаться с жизнью. Законодательство Швейцарии позволяет умерщвлять не только граждан страны, но и иностранцев. Таким образом, в Швейцарию стекаются потоки людей из разных стран мира, которые при помощи врачей хотят покончить с жизнью. Данный бизнес получил название «суицидальный туризм». Самой популярной компанией для иностранцев считается Dignitas. Организация поставила на широкий поток различные программы для туристов-самоубийц.

Подобный тур начинается в Цюрихе, если клиент в состоянии самостоятельно передвигаться, предлагается посетить местные достопримечательности. После этого следует осмотр у врача и подписание документов, в которых пациент официально соглашается уйти из жизни. После этого больному вручается стакан со смертельной дозой снотворного «нембулата», который приводит к остановке дыхания во сне. В среднем подобная процедура обходится в четыре тысячи евро.

В то же время в Швейцарском законодательстве даны четкие определения типов эвтаназии: активная и пассивная. Активная прямая эвтаназия, не требующая согласия пациента, запрещена, она расценивается как убийство, и за нее грозит тюремное заключение сроком до 5 лет. Активная непрямая эвтаназия (введение или предоставление больному препаратов) или пассивная (отключение от жизнеобеспечивающих препаратов) являются легальными. Также различают добровольную и принудительную эвтаназию. Добровольная осуществляется по просьбе самого больного, принудительная - при просьбе родственников больного, находящегося в бессознательном состоянии.

В 2010 г. Верховный суд Германии легализовал эвтаназию. Постановление суда распространяется на пассивную эвтаназию, которая подразумевает отключение врачом больного от аппарата жизнеобеспечения, с согласия самого пациента. До этого подобные действия считались уголовным преступлением. Решению о легализации предшествовал прецедент с юристом, который поссоветов своей клиентке отключить систему искусственного поддержания жизни ее матери, находившейся в коме уже на протяжении 8-ми лет. Родственница последовала совету, но врачи вопреки желанию родственников подключили ее вновь к аппарату. Двумя неделями позже больная скончалась от сердечной недостаточности. Суд принял во внимание, что женщина ранее сообщала родственникам и врачам, что не хочет, чтобы ее жизнь поддерживали искусственно, и это ее желание не было удовлетворено медицинским персоналом дома престарелых, в котором она содержалась. Оправдательного приговора добивались как адвокат подсудимого, так и федеральная прокуратура.

В настоящее время во Франции разрешена пассивная эвтаназия, т.е. отключение от аппарата жизнеобеспечения. Она осуществляется на основании закона, принятого в 2005 г., где сказано, что жизнь не должна быть продлена «искусственно через ненужное и неоправданное лечение». Однако помощь врача в уходе пациента из жизни считается преступлением.

В Великобритании в соответствии с законом от 1961 г. любая помощь в самоубийстве считается уголовным преступлением и наказывается сроком до 14 лет. Однако в 2013 г. был разработан договор об эвтаназии, который смогут подписать неизлечимо больные. Договор является частью законопроекта «Об ассистируемом уходе из жизни». Согласно документу, попросить об эвтаназии могут лишь неизлечимо больные, которым, по прогнозам врачей, осталось жить не более полугода. Такой человек должен иметь возможность самостоятельно принять смертельную дозу лекарства без посторонней помощи и должен быть психически здоровым. Его заявление считается законным, если документ подписали два врача и свидетель.

В Соединенных Штатах Америки только 4 штата могут помочь искусственно прервать жизнь: Орегон, Вашингтон, Монтана и Вермонт. Вместо термина «эвтаназия» В Америке используют понятие «самоубийство с помощью врача».

К примеру, в Орегоне законом «Смерть с достоинством», принятом еще в 1997 г., может воспользоваться только резидент этого штата, не моложе 18 лет, больной неизлечимым заболеванием, которое по медицинским прогнозам должно стать причиной смерти в ближайшие шесть месяцев. Такой пациент должен дважды обратиться к лечащему врачу с устной просьбой, и между обращениями должно пройти не менее 15 дней. Считается, что этого времени достаточно, чтобы передумать. После этого, решение должно быть утверждено другим независимым врачом. Если все разрешения получены, то больному выписывают барбитурат быстрого действия. За ним последовал штат Вашингтон в 2006 году. Также штат Монтана позволил эвтаназию после соответствующего судебного решения. В мае 2013 г. подобную процедуру легализовали в Вермонте. Новый закон содержит ряд оговорок, которые, как рассчитывают законодатели, позволят избежать злоупотреблений. Например, для получения смертельного препарата нужно мнение двух профильных врачей и психиатра, а между выпиской рецепта и продажей препарата должно пройти 17 дней, чтобы подтвердить решимость больного уйти из жизни.

В странах, где эвтаназия не разрешена, она является преступлением, и практикующих ее врачей судят.

1.3 Вопросы эвтаназии в России

В 2007 г. Совет Федерации ставил вопрос о принятии законопроекта об эвтаназии. Инициатором выступила председатель комитета по социальной политике Совета Федерации - Валентина Петренко: «эвтаназию необходимо разрешить для самых исключительных случаев. Она не будет носить массовый характер, это должен быть выход для особо больных, которые не имеют шансов на выздоровление, мучаются болями или имеют сильнейшие увечья и которые сами просят о том, чтобы их освободили от страданий». По предложениям инициаторов инициатива должна исходить от самого больного. Заявление должен рассмотреть медицинский консилиум и с участием специалистов из других медучреждений. При органе исполнительной власти должен быть создан специальный совет, в который бы вошли медики, представители прокуратуры, адвокаты, представители общественных учреждений. За два месяца пока изучается дело, больной вправе отказаться от своего решения. Если же пациент не передумает, то ему будет введена повышенная доля обезболивающего.

Инициаторы направляли письма в медицинское сообщество, но данный проект одобрен не был. Законопроект дальше стадии инициативы не продвинулся. Более вопросы о легализации эвтаназии не рассматривались.

В Российской Федерации эвтаназия официально запрещена. Ст. 45 Федерального Закона от 21 ноября 2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» гласит: «Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение его смерти какими-либо действиями (бездействиями) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента».

Но в то же время ст. 19-20 того же Федеральный Закон допускает отказ от медицинского вмешательства. В частности ч.3-4 ст. 20 гласит: «(3)Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в "части 2" настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных "частью 9" настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного в установленном законом "порядке" недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства. (4)При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в "части 2" настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа». Таким образом, в статье прослеживаются признаки пассивной эвтаназии.

В современном российском обществе мнения так же неоднозначны. Есть и противники процедуры эвтаназии, есть и сторонники. Естественно, против эвтаназии решительно выступает церковь, которая и самоубийство считает великим грехом: человеческой жизнью не может распоряжаться человек - только Бог. Но и в рамках светской этики противники эвтаназии аргументируют свою позицию абсолютной ценностью человеческой жизни. Весомый аргумент против состоит в том, что нужно развивать альтернативу - хорошую паллиативную помощь, которая облегчит участь умирающих, позволив им дожить без страданий до смертного часа. Чаще всего противники говорят о неминуемых злоупотреблениях, которые повлечет за собой разрешение эвтаназии. Так, считают они, можно «покатиться по наклонной плоскости» - сначала разрешить эвтаназию, потом поощрять самоубийство, потом оправдывать убийство.

Защитники эвтаназии подчеркивают, что это акт милосердия, избавление от страданий. Не отрицая ценность человеческой жизни, они подвергают сомнению, что жизнь - благо, когда она превратилась в сплошное страдание без всякой надежды на облегчение. Если последовательно отстаивать принцип автономии, то эвтаназия - крайнее проявление этого принципа: человек имеет право распоряжаться своей жизнью до конца. Эвтаназию можно считать и проявлением медицинской ответственности: если вы позволили человеку дожить со своей болезнью до терминальной стадии, так дайте ему и спокойно уйти. Но нельзя сбрасывать со счетов и право на автономию врача, а попросту говоря, то, что примерно половина врачей испытывает дискомфорт, когда им приходится осуществлять эвтаназию.

Таким образом, на основании изложенного можно сделать ряд выводов:

конституционно-правовой статус личности закреплен непосредственно в Конституции и представляет собой сложный комплексный институт, состоящий из прав, обязанностей, являющийся обязательным для всех;

статус строится на принципах, к таковым относятся: принцип верховенства прав и свобод личности, неотчуждаемость прав и свобод, равенства и непосредственного действия конституционно-правового статуса;

правовой статус состоит из таких элементов, как права и свободы, гарантии и обязанности личности.

Одним из важнейших неотчуждаемых прав человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными документами является право на жизнь. В современном мире остро встает вопрос о том «имеет ли человек право на смерть?». Эвтаназия предоставляет такое право, она легализована уже в ряде стран: Норвегия, Бельгия, Израиль, Швейцария и др.

В Российской Федерации эвтаназия законом запрещена, а лица ее осуществившие попадают под действия ст. 45 Уголовного Кодекса Российской Федерации.


Глава II. Трансплантация органов

.1Правовые принципы трансплантации органов

Трансплантация (пересаживание) - это замещение поврежденных или отсутствующих тканей или органов собственными тканями либо тканями и органами, взятыми из другого организма.

Организм, от которого берут материал для трансплантации, называют донором, организм, которому приживляют пересаживаемый материал, называют реципиентом или хозяином.

Началом истории развития трансплантологии можно считать момент первого переливания крови. В целом историю трансплантологии можно разделить на 2 этапа. В первом периоде трансплантация предполагала удаление хирургическим путем патологических измененных тканей и органов. Второй период связан с работами удалению органа или ткани утратившего свои функции и пересадке на его место здорового органа.

В 1902г венский хирург Э. Ульман доложил о первой трансплантации почки и представил козу с пересаженной ей на шею почкой собаки. Демонстрация вызвала большой резонанс в медицинских кругах. Первую трансплантацию от человека к человеку выполнил в 1931 профессор Ю.Ю. Вороной. В течение следующих двух десятилетий многие пытались провести трансплантацию почки в разных странах. Долгожданный успех пришел в 1954г, когда в Бостоне Дж. Мюррей и Дж. Мерил выполнили трансплантацию почки от мужчины его однояйцовому близнецу, который прожил после этого более 20 лет. В 1991г Дж. Мюррей за вклад в развитие трансплантологии стал лауреатом Нобелевской премии.

Пересадка печени начиналась с экспериментов на собаках. Первая трансплантация печени в клинических условиях была выполнена Т. Старзлом в 1963 году. В дальнейшем проводились и другие попытки пересадки печени, но только с развитием хирургической техники и иммуносупрессии были достигнуты реальные успехи.

В конце 1950-х годов была установлена роль стволовых клеток в кроветворении и доказано, что пересадка костного мозга, содержащего эти клетки, позволяет восстановить нормальное кроветворение.

Таким образом, человечество, вопреки биологическим законам, отвоевало право больных с неизлечимыми заболеваниями на жизнь путем трансплантации органов и вышло на новые рубежи своей истории.

Всемирная Организация Здравоохранения приняла «Руководящие принципы по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов», целью которых является предоставление упорядоченной, приемлемой структурной основы для процедур приобретения и трансплантации человеческих клеток, тканей и органов в лечебных целях с соблюдением этических принципов.

Клетки, ткани и органы могут быть изъяты из тела умерших или живых лиц для проведения трансплантации только с соблюдения этих принципов.

Принцип 1: «Для проведения трансплантации клетки, ткани и органы могут быть изъяты из тел умерших, если:

получено согласие в форме, требуемой законом и

нет оснований полагать, что умершее лицо возражало против изъятия органов.»

В системе четко выраженного согласия, которую еще называют «презумпция несогласия», изъятие может производиться из тела умершего в том случае, если умершим при жизни было заявлено такое согласие. Такое согласие допускается в устной форме или может быть зафиксировано в карте донора, водительских правах или удостоверении личности, в медицинской карте или реестре доноров. В случае, если умерший при жизни не дал четкого ответа, разрешение может быть получено у членов семьи.

Система предполагаемого согласия или «презумпция согласия» позволяет осуществлять изъятие материала для трансплантации из тела умершего в случае, если при жизни он не выразил отказа в письменной форме на подобную процедуру.

Принцип 2: «Врачи, удостоверяющие факт смерти потенциального донора, не должны участвовать непосредственно в изъятии у него клеток, тканей или органов или в последующих процедурах пересадки. Не должны они и быть лечащими врачами реципиентов»

Данный принцип направлен на устранение конфликта интересов, который может возникнуть, если врач удостоверяющий факт смерти потенциального донора, одновременно являлся бы и лечащим врачом пациентов, благополучие которых зависит от клеток, тканей и органов.

Принцип 3: «Для пересадки следует максимально возможным образом брать органы умерших, однако осуществлять безвозмездную передачу органов могут и лица, достигшие совершеннолетия, в соответствующими в стране нормативными актами. По общему правилу, живые доноры должны находиться в генетической, правовой или эмоциональной связи с реципиентом.

Донорство при жизни приемлемо в случае информирования и добровольного согласия донора, в случае обеспечения профессионального ухода за донором и надлежащей организацией последующего наблюдения, а также при условии добросовестного использования критерия отбора доноров и проведения контроля над этим процессом. Живые доноры должны быть информированы исчерпывающим образом и в понятной форме о возможных рисках, преимуществах и последствиях предоставления человеческого материала; они должны быть дееспособными, а также способными анализировать информацию; они должны действовать на основе совей доброй воли и быть свободными от какого бы то ни было давления или принуждения.»

Генетическое родство между донором и реципиентов может иметь преимущества в терапевтическом плане и позволяет быть уверенным в том, что мотивацией донора является его искренняя забота о здоровье реципиента; аналогичную уверенность может обеспечить и правовая связь (супруги). Весьма нередки случаи бескорыстного донорства на основе эмоциональной связи.

Национальные органы здравоохранения должны обеспечить проведение социально-писхологической оценки для предупреждения принуждения донора или использования его в коммерческих целях.

Данное положение подчеркивает важность охраны здоровья живых доноров в процессе отбора, изъятия трансплантата и необходимого последующего ухода. Уход за донором должен быть сопоставим с уходом за реципиентом, при этом органы здравоохранения несут ответственность за жизнь и здоровья каждого из них.

Принцип 4: «Не допускается брать для пересадки клетки, ткани или органы у лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, за исключением ограниченного числа случаев, разрешенных в рамках национального законодательства. Должны существовать специальные меры для защиты несовершеннолетних и, где это возможно, следует получить согласие несовершеннолетнего до процедуры изъятия органа. Положение, применимое к несовершеннолетним, также применимо к любому недееспособному лицу».

Принцип обеспечивает запрещение изъятия клеток, тканей или органов для пересадки лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Основные исключения могут быть сделаны для семейного донорства регенерирующих клеток.

Для изъятия клеток достаточно согласия одного из законных представителей, но может возникнуть конфликт, если на них возложена ответственность за благополучие потенциального реципиента. В подобных случаях необходимо заручиться рассмотрением и оценкой независимого органа (суд). В любом случае мнение несовершеннолетнего должно преобладать над решениями другой стороны.

Принцип 5: «Предоставление клеток, тканей или органов предоставляется на безвозмездной основе, без какой-либо денежной выплаты или другого вознаграждения в денежном выражении. Необходимо запретить покупку или предложения о покупке клетки, тканей или органа для трансплантации, либо их продажу живым донором или родственником умершего

Запрет за продажу или покупку клеток, тканей или органов не исключает возмещения разумных и поддающихся контролю расходов, понесенных донором, включая потерю дохода, или оплату издержек, связанных с уходом, обработкой, сохранением и передачей человеческих клеток, тканей или органов для трансплантации.»

Идея оплаты трансплантационного материала чревата опасностью недобросовестного использования беднейших и наиболее уязвимых групп населения, при этом подрывается идея безвозмездного донорства, что в конечном итоге приведет к спекуляции и торговле людьми.

Цель данного принципа состоит еще и в том, чтобы отметить особую заслугу, заключающуюся в безвозмездном предоставлении человеческих материалов для спасения и продления жизни. Допускается в знак благодарности донору преподносить символические подарки, не имеющие денежного выражения.

Принцип 6: «Содействие развитию безвозмездного донорства человеческих клеток, тканей или органов с использованием рекламы или обращения к общественности может осуществляться в соответствии с внутригосударственными нормами и правилами.

Следует запретить рекламирование необходимости в клетках, тканях и органах или их наличия с целью поиска средств для оплаты лиц за их клетки, ткани и органы, либо ближайшего родственника в случае умершего донора. Следует также запретить посредничество с осуществлением выплат таким лицам или третьей стороне.»

Данный принцип не затрагивает рекламные объявления или обращения к общественности общего характера, направленные на поощрения бескорыстного поощрения донорского материала, в том случае, если они не идут в разрез с созданными в правовом порядке системами распределения органов. Этот принцип направлен на запрещение предложений сделок в целях наживы, в том числе предложений о выплате донорам, ближайшим родственникам умершего, или другим сторонам, владеющим материалом.

Принцип 7: «Врачам и другим профессиональным работникам здравоохранения не следует участвовать в процедурах пересадки органов, а медицинские страховщики и другие возможные плательщики не должны покрывать расходы, связанные с проведением данных процедур, если клетки, ткани или органы для пересадки были получены в результате недобросовестного использования или принуждения, или оплат услуг живого донора или близких родственников умершего.»

Специалистам здравоохранения следует осуществлять изъятие, промежуточную обработку или имплантацию донорского материала только в случае, если эти материалы не были предметом купли-продажи, и донорство носило добросовестный характер.

Врачи и медицинские учреждения не должны направлять пациентов в учреждения трансплантологии своей или другой стране, которые используют клетки, ткани или органы с оплатой доноров, их семей или других поставщиков или посредников; в этом случае врачи и медицинские учреждения не могут также ожидать и получать за это плату. В таких учреждениях пациенту, прошедшему процедуру трансплантации, может быть отказано в послеоперационном уходе однако не следует применять профессиональные санкции к врачам, которые предоставлять уход, в случае, если они направляют таких пациентов в другие учреждения.

Медицинским страховщикам и другим плательщикам надлежит способствовать более жесткому соблюдению этических норм путем отказа от оплаты операции по трансплантации.

Принцип 8: «Всем медицинским учреждениям и специалистам, связанным с процедурами поставки и трансплантации клеток, тканей или органов, следует запретить получать какую-либо оплату, превышающую обоснованный размер вознаграждения за оказанные услуги.»

Органам здравоохранения следует контролировать размеры гонораров за услуги трансплантации для исключения ситуации, при которой эти гонорары являются завуалированной формой вознаграждения непосредственно за трансплантационный материал. Все участвующие лица и учреждения должны быть подотчетны за все выплаты, связанные с трансплантацией. В случае, если у врача или другого медицинского работника возникает сомнение относительно размера гонорара, до предложения или взимания оплаты ему следует обратиться за консультацией по этому вопросу в соответствующий лицензионный или профессиональный орган.

Принцип 9: «При распределении клеток, тканей или органов следует руководствоваться клиническими критериями и этическими нормами, а не соображениями финансового или иного характера. Правила распределения, которые устанавливаются надлежащим образом сформированными комитетами, должны быть справедливыми, оправданными с точки зрения внешних условий и транспарентными.»

Там, где предложение не соответствует клиническому спросу на человеческий материал для трансплантации, комитету, включающему экспертов по соответствующим медицинским дисциплинам, биоэтике и здравоохранению, следует определить критерии распределения на национальном или субрегиональном уровне. Применения междисциплинарного подхода необходимо для обеспечения такого положения вещей, при котором распределение учитывает не только медицинские факторы, но и ценности, принятые в данном обществе, и общие этические правила. Критерии распределения донорского материала должны учитывать вопросы прав человека и не должны основываться на расовой, половой принадлежности, религиозными взглядами и экономическом состоянии.

Этот принцип подразумевает, что стоимость трансплантации и последующего лечения, должны быть доступны всем заинтересованным пациентам, т.е. ни один реципиент не должен быть исключен по финансовым соображениям.

Принцип 10: «Высококачественные, безопасные и эффективные процедуры представляют наиважнейшее значение, как для доноров, так и для реципиентов. Как в отношении живого донора, так и реципиента следует проводить оценку отдаленных последствий изъятия клеток, тканей и органов и их трансплантации, с тем чтобы документировать пользу и вред.

Следует поддерживать и оптимизировать на постоянной основе уровень безопасности, эффективности и качества человеческих клеток, тканей и органов для трансплантации, которые являются медицинской продукцией столь исключительного характера. Для этого следует использовать системы обеспечения качества, включая такие аспекты, как отслеживаемость и бдительность, с сообщением о неблагоприятных событиях и реакциях, как в отношении материала, используемого внутри страны, так и в отношении экспортируемой продукции.»

В целях оптимизации результатов трансплантации клеток, тканей и органов необходимо наладить процесс, основанный на определенных правилах, который охватывает клинические вмешательства и процедуры ex vivo, начиная с этапа отбора доноров до последующего наблюдения в отдаленные сроки. Под надзором национальных органов здравоохранения программы должны осуществлять мониторинг как в отношении доноров, так и реципиентов с целью обеспечения надлежащей помощи.

Оценка информации относительно отдаленных рисков и пользы очень важна для процесса получения согласия и для надлежащего сбалансирования интересов донора и реципиента. Польза должна превосходить риски, связанные с предоставлением трансплантата и трансплантацией.

При трансплантации человеческого материала в тех случаях, когда нет необходимости осуществлять поддерживающую терапию, может не требоваться проведение активного долгосрочного наблюдения, но следует обеспечить отслеживаемость в течение определенного периода.

Принцип 11: «Организация и осуществление мероприятий, связанных с донорством и трансплантацией, равно как и клинические результаты, должны быть транспарентными и открытыми для внимательного изучения при обеспечении личной анонимности и конфиденциальности доноров и реципиентов.»

Транспарентность в кратком виде можно определит как доступ общественности к регулярно обновляемым всеобъемлющим данным о процессах, в частности, о распределении донорских материалов, о мероприятиях, связанных с трансплантацией, и о конечных результатов как для реципиентов, так и живых доноров, равно как и об организации, ресурсах и финансировании. Такая транспарентность не противоречит необходимости сокрытия от общественного доступа информации, которая могла бы выявить отдельных доноров или реципиентов. Целью системы должно явиться не только обеспечение максимального количества данных для научных исследований и контроля со стороны правительства, но также выявление рисков и содействие внедрению коррективов для сведения к минимуму нанесения вреда донорам и реципиентам.

.2 Трансплантация органов в Российской Федерации

Основополагающие положения о трансплантации органов и тканей закреплены в статье 47 Федеральный Закон от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

. Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие методы лечения не могут обеспечить сохранение жизни пациента (реципиента) либо восстановление его здоровья.

. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора допустимо только в случае, если по заключению врачебной комиссии медицинской организации с привлечением соответствующих врачей-специалистов, оформленному в виде протокола, его здоровью не будет причинен значительный вред.

. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) не допускается у живого лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста (за исключением случаев пересадки костного мозга) или признанного в установленном законом "порядке" недееспособным.

. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) допускается у живого донора при наличии его информированного добровольного согласия.

5. Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека допускается при наличии информированного добровольного согласия совершеннолетнего дееспособного реципиента, а в отношении несовершеннолетнего реципиента, а также в отношении реципиента, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если он по своему состоянию не способен дать информированное добровольное согласие, - при наличии информированного добровольного согласия одного из родителей или иного "законного представителя", данного в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

. Совершеннолетний дееспособный гражданин может в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально, выразить свое волеизъявление о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации (пересадки) в порядке, установленном "законодательством" Российской Федерации.

7. В случае отсутствия волеизъявления совершеннолетнего дееспособного умершего право заявить о своем несогласии на изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) имеют супруг (супруга), а при его (ее) отсутствии - один из близких родственников (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка).

. В случае смерти несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей.

. Информация о наличии волеизъявления гражданина, указанного в "части 6" настоящей статьи, иных лиц в случаях, предусмотренных "частями 7" и "8" настоящей статьи, выраженного в устной или письменной форме, заверенной в порядке, предусмотренном "частью 6" настоящей статьи, вносится в медицинскую документацию гражданина.

. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у трупа не допускается, если медицинская организация на момент изъятия в установленном "законодательством" Российской Федерации порядке поставлена в известность о том, что данное лицо при жизни либо иные лица в случаях, указанных в "частях 7" и "8" настоящей статьи, заявили о своем несогласии на изъятие его органов и тканей после смерти для трансплантации (пересадки).

11. Органы и ткани для трансплантации (пересадки) могут быть изъяты у трупа после констатации смерти в соответствии со "статьей 66" настоящего Федерального закона.

. В случае необходимости проведения судебно-медицинской экспертизы разрешение на изъятие органов и тканей у трупа для трансплантации (пересадки) должно быть дано судебно-медицинским экспертом с уведомлением об этом прокурора.

. Не допускается принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации (пересадки).

. В Российской Федерации осуществляется учет донорских органов и тканей, а также лиц, нуждающихся в лечении методом трансплантации (пересадки) органов и тканей.

. Донорство органов и тканей человека и их трансплантация (пересадка) осуществляются в соответствии с федеральным "законом".

Кроме того 22 января 1992 г. был принят закон "О трансплантации органов и (или) тканей человека". Настоящий Закон определяет условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики, а также учитывая рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения.

Трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом, при этом интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки.

В статье первой «Условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека» нашли свое отражение основные принципы пересадки Всеобщей Организации Здравоохранения.

В статье второй закреплен перечень органов и (или) тканей человека, которые могут быть объектом пересадки, к таковым относятся: сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и другие органы и (или) ткани. Не могут быть трансплантированы органы, их части и ткани имеющие отношение к репродуктивной функции человека (яйцеклетку, сперму, яичники, яички или эмбрионы).

Раздел II изъятие органов и (или) тканей для трансплантации органов. Статьей 8 предусмотрена презумпция согласия, которая позволяет осуществлять изъятие материала для трансплантации из тела умершего в случае, если при жизни он не выразил отказа в письменной форме на подобную процедуру. Также это предусмотрено и п.2 ч.1 ст.5 Федеральный Закон от 12.01.1996 "О погребении и похоронном» требуется волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:

о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела.

Производить изъятие можно только после доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом врачей-специалистов. В соответствии со ст. 9 заключение о смерти дается на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга), установленной в соответствии с процедурой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития. В диагностике смерти в случае предполагаемого использования в качестве донора умершего запрещается участие трансплантологов и членов бригад, обеспечивающих работу донорской службы и оплачиваемых ею. Трансплантация производится только с согласия главного врача учреждения здравоохранения.

Раздел III изъятие органов и (или) тканей у живого донора может осуществляться только в интересах здоровья реципиента и в случае отсутствия пригодных для трансплантации органов и (или) тканей трупа или альтернативного метода лечения, эффективность которого сопоставима с эффективностью трансплантации органов и (или) тканей. Пересадка возможна только при соблюдении ряда условий:

) донор должен быть предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим изъятием;

) донор должен сознательно и добровольно в письменной форме выразить свое согласие;

) необходимо пройти всестороннее медицинское обследование и получено заключение консилиума врачей-специалистов на изъятие

Изъятие у живого донора органов допускается, если он находится с реципиентом в генетической связи, за исключением случаев пересадки костного мозга.

Донор, изъявивший согласие на пересадку своих органов и (или) тканей, вправе:

требовать от учреждения здравоохранения полной информации о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством по изъятию органов и (или) тканей;

получать бесплатное лечение, в том числе медикаментозное, в учреждении здравоохранения в связи с проведенной операцией.

У живого донора можно изымать только те органы, отсутствие которых не влечет за собой необратимого расстройства здоровья (парные органы).

Учреждения здравоохранения и медицинский персонал несут ответственность, которая предусмотрена частью IV Федерального закона. Им запрещается разглашать сведения о донорах и реципиентах. В соответствии с принципами Всеобщей Организации Здравоохранения запрещается продажа органов.

Если здоровью донора или реципиента причинен вред, связанный с нарушением условий и порядка изъятия органов и (или) тканей либо условий и порядка трансплантации, предусмотренных настоящим Законом, учреждение здравоохранения несет материальную ответственность перед указанными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основе вышеизложенного можно сделать выводы:

Трансплантация (пересаживаю) - это замещение поврежденных или отсутствующих тканей или органов собственными тканями либо тканями и органами, взятыми из другого организма.

Организацией Всеобщего Здравоохранения были приняты «Руководящие принципы по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов», целью которых является предоставление упорядоченной, приемлемой структурной основы для процедур приобретения и трансплантации человеческих клеток, тканей и органов в лечебных целях с соблюдением этических принципов.

В соответствии с данными принципами строится законодательство Российской Федерации в сфере трансплантации. Так в 1992г. был принят Закон 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»

Заключение

На основании проделанной работы можно сформулировать некоторые выводы:

Конституционный (общий) правовой статус - сложный комплексный институт, включающий совокупность прав и обязанностей личности, является единым и одинаковым для всех, закреплен Конституцией Российской Федерации. Он получил свое воплощение во второй главе Конституции Российской Федерации. Данный институт выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей.

Конституционно-правовой статус личности строится на определенных принципах:

принцип верховенства прав и свобод человека и гражданина;

принцип равенства;

принцип неотчуждаемости основных прав и свобод личности;

принцип непосредственного (прямого) действия конституционного статуса.

Основу конституционно-правового статуса личности образует правоотношение гражданства.

В структуре конституционно-правового статуса личности выделяют следующие элементы:

конституционные права;

конституционные свободы;

конституционные обязанности;

конституционные гарантии.

Одним из важнейших неотчуждаемых прав человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными документами является право на жизнь. В современном мире остро встает вопрос о том «имеет ли человек право на смерть?». В настоящее время явление эвтаназии получает все более широкое распространение. Эвтаназией называется всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом. Под словом «эвтаназия» понимается всякое действие или бездействие, которое, по своей сути или намерению, приводит к смерти, «имеющей целью устранение боли и страданий». Таким образом, в прямом значении эвтаназия - преднамеренное убийство при помощи метода, провоцирующего наименьшие боли и страдания, совершенное «из жалости», чтобы положить конец невыносимым страданиям. Выделяют два вида эвтаназии: пассивную и активную.

Она легализована уже в ряде стран: Норвегия, Бельгия, Израиль, Швейцария и др.

В Российской Федерации эвтаназия запрещена ст. 45 Федерального Закона от 21 ноября 2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». За неоказание помощи больному предусмотрена уголовная ответственность.

Немаловажны и вопросы, касающиеся трансплантации органов. Трансплантация (пересаживание) - это замещение поврежденных или отсутствующих тканей или органов собственными тканями либо тканями и органами, взятыми из другого организма.

Организацией Всеобщего Здравоохранения были приняты «Руководящие принципы по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов», целью которых является предоставление упорядоченной, приемлемой структурной основы для процедур приобретения и трансплантации человеческих клеток, тканей и органов в лечебных целях с соблюдением этических принципов.

В соответствии с данными принципами строится законодательство Российской Федерации в сфере трансплантации. Она регулируется Федеральным Законом №323 - ФЗ от 21 ноября 2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Законом РФ от 22.12.1992 № 4180-1(ред. от 29.11.2007) "О трансплантации органов и (или) тканей человека". эвтаназия трансплантация правовой

Сложные отношения, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. Именно поэтому, личные права и свободы человека и гражданина - наивысшая ценность, как в государстве, так и во всем мире, а потому исследование их конституционных основ приобретает особую важность. Также, стоит заметить, что права и свободы человека - развивающееся явление. Как и законодательство, которое подстраивается под интересы общества и воплощает процессы, происходящие в нем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Нормативные акты и другие официальные документы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 15. - Ст. 1691.

. Руководящие принципы всеобщей организации здравоохранения по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов: утверждены на 63 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае 2010 г.// #"justify">. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон [от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // СПС Консультант Плюс.

. О погребении и похоронном деле: федер. закон [от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // СПС Консультант Плюс.

. О трансплантации органов и (или) тканей человека: закон [от 22.12.1992 N 4180-1(с посл. изм. и доп.)] // СПС Консультант Плюс.

. Учебная литература

. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации - 6-е изд. изм. и доп. - М. Норма, 2007 - 989 с.

. Боер А.А., Сергеева Е. И., Смоляков А.А. Конституционное право России (учебное пособие) С-Петербург 2007 - с.342

. Загыртдинова Ф.А. Эвтаназия. Право родиться и право умереть // 2005, #"justify">. Маевский Е. И. Искусственные органы - #"justify">. Щербакова О.В. Конституционное (государственное) право России - М. ЮристЪ,2009 - 500 с.

. Научная литература

11. Капинус О.С. Эвтаназия как социально-правовое явление: дисс..д-ра юридич. наук. - М., 2006. - 344 с.

. Лазарев В.В. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации СПС "Гарант". - 2003 г. - с.300.

. Романовский Г.Б. Эвтаназия: анналы истории // Медицинское право. - Москва, 2007. -№3. Стр. 16-19.

. Чепурнов А.А. Правовой статус личности в Российской Федерации: конституционные основы гарантирования. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. - 65 с.

4. Иные источники

15. Александрова Наталья. Право на легкую смерть Вокруг Света от 19.05.2008 - http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/pulse/632/

16. Бархатова Наталья. В Бельгии разрешили эвтаназию детей "Коммерсантъ" <http://www.kommersant.ru/online/2014-2-14> от 14.02.2014 - http://www.kommersant.ru/doc/2409235

. «Благая смерть». Опыт легализации эвтаназии в других странах - РИАНовости от 17.04.2007 - http://ria.ru/spravka/20070417/63786753.html

. Богдановский Алексей. Вермонт стал четвертым штатом США, разрешившим эвтаназию РИАНовости от 14.05.2013 - http://ria.ru/world/20130514/937144493.html

.Высший суд Франции разрешил медицинскую эвтаназию ВВС русская служба от 24 июня 2014г. - http://www.bbc.co.uk/russian/society/2014/06/140624_france_euthanasia_court_case

Похожие работы на - Конституционно-правовой статус личности и современные проблемы эвтаназии и трансплантации органов человека

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!