История развития таможенного права в Казахстане

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,56 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История развития таможенного права в Казахстане

Костанайский социально-технический университет

имени академика З. Алдамжар

факультет экономики права и управления

Кафедра юридических наук









Курсовая работа

по дисциплине организация таможенного дела

ТЕМА: История развития таможенного права в РК


Выполнил:

Сафина Лилия Римовна




Костанай

Содержание

Введение

. Исторический очерк правового регулирования таможенного дела

.1 Первые таможни

.2 Формирование в Казахстане основных положений таможенного права

. Становление и развитие таможенного законодательства независимого Казахстана

.1 Таможенная система советского государства

.2 Развитие таможенного законодательства независимого Казахстана

. Создание таможенного союза

.1 Понятие таможенный союз

.2 Таможенное регулирование в Таможенном союзе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Для стран СНГ, в том числе Казахстана таможенное право практически не исследованная область правовых знаний. Поэтому в правовой науке пока нет устоявшихся взглядов по этому вопросу. [1] Таким образом, тема «История развития таможенного права в РК» является актуальной, поскольку исследований на данную тему недостаточно, но существует необходимость в рассмотрении развития таможенного права, в результате которого образовался молодой таможенный союз. Таможенный союз, - соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.

В данной курсовой работе использована литература казахстанских авторов: учебники Сарсембаева, Алибекова. В ходе исследования данной темы, книги именно этих авторов раскрывали в достаточной мере выбранную тему. Также в курсовой работе использованы законодательные акты Республики Казахстан: Конституция РК, Кодекс РК, закон РК «О таможенном деле РК», указы президента РК.

В казахстанской истории таможенного права произошли серьезные изменения, относящиеся к таможенному пространству. Таким образом, в курсовую работу включен Таможенный кодекс таможенного союза, в связи с заключением межгосударственного договора о едином таможенном союзе между Республикой Казахстан, Республикой Беларусь и Российской Федерацией.

Целью этой работы является исследовать путь развития таможенного законодательства.

Поставленные задачи исследования:

Дать понятие предмету таможенного права.

Рассмотреть становление таможенного права.

Подвергнуть разбору развитие таможенного законодательства независимого Казахстана.

В заключении проанализировать недостаточно раскрытый аспект в данной теме как молодой таможенный союз.

Объект исследования - таможенное право как новая область государственного управления в Казахстане. Предмет исследования - исторический путь развития таможенного права на территории Казахстана вплоть до современности.

Для решения поставленных задач были избраны такие методы исследования как исторический метод, анализ и изучение соответствующей литературы.

1. Исторический очерк правового регулирования таможенного дела

.1 Первые таможни

Первые письменные сведения о внешнеторговых связях содержат памятники шестой династии в древнем Египте. Это был период, когда египетские купцы имели торговые связи с финикийскими городами и государствами Двуречья. [1]

Имеющиеся архивные документы свидетельствуют о существовании таможен в Казахстане в 19 веке. Тогда территория Казахстана входила в состав Российской империи. В 18 веке с ростом внешней торговли создаются первые пограничные таможни, которые делились на 5 направлений по Европейской, Азиатской, Кавказско-линейной, Закавказского края и Китайской торговле. В ведении Азиатского направления находилась Оренбургская, Троицкая, Петропавловская, Семипалатинская, Бухтарминская (Омская) таможни. На Юге 25 января 1891 года была учреждена Жаркентская таможня (ныне таможня "Коргас"). В то время штат ее насчитывал 17 человек и подчинялась она Туркестанскому таможенному отделу. На Востоке практически в это же время образована Зайсанская таможня (ныне таможня "Майкапчагай").

мая 1918 года Совет народных комиссаров издал Декрет "О разграничении прав центральных и местных властей по собиранию пошлин и регулированию деятельности местных таможенных учреждений, которым по сути дела была создана таможенная служба СССР. Все эти годы на территории Казахской ССР действовала таможня "Хоргос". В 20-е годы она выполняла не только функции таможни, но и вела борьбу с бандами Дутова.

В начале 20-х годов в республике было организовано два таможенных органа: Жетусуйский (на территории Алматинской и Талды-Курганской областей) и Зайсанский (Семипалатинская и Восточно-Казахстанская области). В Кызыл-Орде - столице Казахстана было учреждено Казахское районное таможенное инспекторское управление, объединившее Бахтынскую, Хоргосскую (с отделением в Алма-Ате) и Кузеюньскую таможни. Начали функционировать таможенные посты в Кольджате, Хабарасу, Май-Капчагае, Алкабеке и Катон-Карагае. Непосредственное руководство ими на местах осуществляли районные таможенные инспекторские управления. [4] Вновь созданная таможенная служба показала эффективность борьбы с контрабандой, которая в эти годы процветала. В 1925 году на территории СССР было создано 11 районных таможенных инспекторских управлений, в том числе и Алма-Атинское. В 1928 году был принят Таможенный кодекс СССР, который существенно упростил систему таможенных органов, значительно урезал функции и полномочия районных таможенных инспекторских управлений.

мая 1964 года утверждается новый Таможенный кодекс СССР, которым устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные таможенные учреждения (таможни и таможенные посты) подчинялись непосредственно Главному таможенному управлению Министерства внешней торговли СССР, которое и производило создание, реорганизацию и ликвидацию таможен и таможенных постов. В 1979 году был образован Алматинский таможенный пост в составе Ташкентской таможни. В 1982 году этот пост стал самостоятельным подразделением и в 1983 году он преобразован в Алматинскую таможню. В 1988 году на ее базе образована Казахская республиканская таможня. [2]

В новейшей истории Казахстана одним из первых документов, изданных Главой государства после обретения им суверенитета, был Указ Президента страны № 539 от 12 декабря 1991 года об образовании Таможенного комитета Республики Казахстан. Этот день является днем создания таможенных служб независимого, суверенного Казахстана.

После образования Таможенного комитета со штатной численностью 154 единицы, одним из первых приказов Комитета был приказ №5 от 28 февраля 1992 года о создании таможенных органов, которым были учреждены 6 таможен (Целиноградская, Карагандинская, Павлодарская, Усть-Каменогорская, Чимкентская и Хоргосская) с 12 новыми таможенными постами со штатной численностью 46 единиц.

С 1991 года таможенные учреждения прошли несколько этапов реформирования путем переподчинения Таможенного комитета Министерству финансов (12 ноября 1992 года) путем его реорганизации в Главное таможенное управление Министерства финансов (в 1993 году - 3150 единиц, в 1994 году - 6444 единиц), затем в Таможенный комитет при Кабинете Министров в апреле 1995 года (5937 единиц), далее в Таможенный комитет Республики Казахстан в октябре 1995 года (3846 единиц), Государственный таможенный комитет Республики Казахстан в январе 1997 года (3665 единиц). С октября 1998 года Таможенный комитет работал под эгидой Министерства государственных доходов (7469 единиц). В августе 2002 года образован самостоятельный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства - Агентство таможенного контроля Республики Казахстан (5832 единицы).

февраля 1993 года Кабинет Министров Республики Казахстан принял Постановление « О декларировании и порядке перемещения товаров через границу Республики Казахстан». Данное Постановление было принято во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 25 января 1992 года № 585 « Об организации внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан на период стабилизации экономики и проведении рыночных преобразований».

В Постановлении было определено, что товары и иное имущество, перемещаемые в рамках внешнеэкономической деятельности через таможенную границу Республики Казахстан, подлежат обязательному декларированию путем предоставления таможенным органам Республики Казахстан грузовой таможенной декларации установленного образца.

Декларирование могли производить участники внешнеэкономической деятельности самостоятельно, либо они могли договариваться с организациями, получившими в установленном Главным таможенным управлением Министерства финансов Республики Казахстан грузовой таможенной декларации установленного образца. [3]

.2 Формирование в Казахстане основных положений таможенного права

Формирование в Казахстане основных положений таможенного права базируется на правовых институтах таможенного законодательства, к которым можно отнести таможенную политику, таможенное дело и правовые механизмы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, таможенные режимы, таможенные платежи, таможенное оформление и таможенный контроль, ответственность за таможенные правонарушения. Развитие и совершенствование этих правовых институтов требуют осмысления таможенного права именно как специальной области знаний в целях систематизации накопленных знаний для оптимального решения практических задач. Это тем более актуально, если учесть, что в бытность СССР таможенное право не было предметом широкого теоретического анализа, поскольку таможенная сфера была достаточно закрыта и рассматривалась только в контексте экономической безопасности федеративного государства. [4]

Термин "Таможенное право" необходимо рассматривать в трех значениях: а) как отрасль законодательства; б) в качестве отрасли юридической науки; в) как учебную дисциплину.

История отечественного таможенно-правового регулирования уходит корнями во времена образования древнерусского государства, когда взимание "мыта" за провоз товара через заставы основывалось еще на обычном праве (см. Таможня). Источниками Т.п. в "XIV-XVI вв. были грамоты великих князей и отдельные статьи "общеправовых" судебников и уставов. В XVII в. нормы Т.п. были заложены в Новоторговом уставе 1667 г., который ужесточил порядок ввоза иностранных товаров и увеличил пошлину на них в 4 раза. Иностранцы могли торговать только в приграничных городах: Архангельске, Новгороде, Пскове. Довольно детально была разработана процедура таможенного оформления. В царствование Петра I активизировалось развитие внешней торговли, в чем немалую роль сыграл принятый в 1724 г. протекционистский таможенный тариф. Управление таможенными сборами с 1718 г. начала осуществлять Коммерц-коллегия. которая была. самостоятельным управленческим ведомством. В 1731 г. был принят Морской пошлинный устав, определивший порядок захода иностранных торговых судов в российские порты. В 1782 г. Екатерина II учредила таможенную стражу на западной границе. Она состояла из таможенных надзирателей - по одному на каждые 10 верст, - которые несли дозоры на своем участке. В 1819г. были приняты либеральный таможенный тариф, а также таможенный устав, в котором охрана государственной границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу Министерства финансов. Таможни и таможенные заставы учреждались по внешней сухопутной и морской границе Империи и царства Польского, а на северо-западе - по границе России с Финляндией. Устав также содержал очень подробную регламентацию таможенной службы. Таможенный устав 1892 г. сделал едиными законодательство о контрабанде АЛЯ европейской и азиатской торговли, упорядочил таможенную охрану на море и в прибрежных водах. Устав 1904 г. ввел новую структуру таможенных органов. Теперь она состояла из Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Новым был раздел "О привозе товаров по железным дорогам". Устав 1910 г. предоставил органам таможенного надзора право самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах 100-верстной полосы от линии сухопутной границы внутрь страны и от морских берегов. Этим уставом детализировались также процессуальные вопросы разбирательства, обжалования и исполнения дел о контрабанде и т.д. [5] Одним из значительных правовых актов послереволюционной России стал утвержденный 9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР первый таможенный тариф по европейской привозной торговле. Позднее Президиум ЦИК СССР утвердил 12 декабря 1924 г. Т

аможенный устав СССР, а в 1928 г. был принят ТК СССР. С 1964 до 1991 г. существовал второй ТК СССР - до тех пор, пока не были приняты последний ТК СССР и Закон о таможенном тарифе. Этим Кодексом контрабанда исключена из числа административных правонарушений и квалифицирована как уголовное преступление; введена лицензионная система и другие таможенные инструменты. Новым явилось также установление административной ответственности предприятий за таможенные правонарушения. Существенно расширилась нормативная база в сфере охраны прав и интересов хозяйствующих субъектов и граждан, что получило отражение в подробной регламентации порядка производства по делам о контрабанде и нарушениях таможенных правил, предоставления таможенным органам права вести дознание по делам о контрабанде. ТК СССР 1991 г. действовал в РФ до 1993г., когда последняя приняла собственный ТК и Закон о таможенном тарифе. Таможенное право не является самостоятельной отраслью права. В то же время неверно считать его только подотраслью административного права.

Таможенное право представляется в большей степени комплексной отраслью, так она включает в себя кроме административно-правовых нормы конституционного, уголовного, а также международного права. Конституционными нормами установлены исключительная компетенция РФ в области таможенного регулирования и принцип единства внутреннего таможенного пространства. Согласно ч. 1 ст. 74 Конституции РФ на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Уголовно-правовые нормы устанавливают ответственность за преступления в сфере таможенного дела, к которым относятся контрабанда: незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран; уклонение от уплаты таможенных платежей. Кроме того. Т.п. теснейшим образом связано с финансовым правом, поскольку таможенные платежи, составляют значительную часть доходов государственного бюджета. Выделение Т.п. в качестве особой комплексной отрасли права, а также научной и учебной дисциплины далеко не случайно.

Таможенно-правовое регулирование является важным инструментом экономической политики государства, что обусловливает высокую степень динамизма, подвижности многих таможенно-правовых норм, постоянное разрастание их массива. Многие подзаконные нормы, касающиеся порядка таможенного оформления и расчета таможенных платежей, носят чрезвычайно сложный характер, делающий их самостоятельное понимание и применение практически недоступным для неспециалистов. В то же время с таможенными процедурами сталкиваются в повседневной практике десятки тысяч хозяйствующих субъектов, и от оптимального применения таможенных норм напрямую зависят величина их таможенных издержек, скорость таможенного оформления. Поэтому таможенно-правовое обеспечение бизнеса выделилось в новую специализацию частнопрактикующих и корпоративных юристов.

Предмет Таможенного права составляют, прежде всего, специфические общественные отношения, которые возникают в связи с проведением государством таможенной политики в целом и установлением таможенного режима при перемещении товаров, транспортных средств через таможенную границу и пересечении ее физическими лицами с целью защиты экономической безопасности и других экономических интересов РФ. К предмету Т.п. как комплексной отрасли следует отнести и ряд других, вспомогательных отношений, касающихся организации государственной службы в таможенных органах и деятельности всей таможенной инфраструктуры, таможенной статистики, организации международного таможенного сотрудничества.

Поскольку в Т.п. преобладают административно-правовые нормы, метод регулирования в нем в основном императивный, выражающийся во властных предписаниях и запрещениях. В то же время имеется определенное количество диспозитивных норм, касающихся, например, права выбора заявителем таможенного режима. Система Т.п. включает общую и особенную части, однако такое деление носит доктринальный характер, оно не основано на структуре ТК. Общая часть Т.п. включает понятие и содержание таможенного дела, таможенной политики и ее целей, таможенной территории и таможенной границы РФ и другие общие термины и понятия. Общая часть Т.п. несколько уже общей части соответствующего учебного курса, включающей разделы о научно-теоретических основах таможенного дела и об истории Т.п., о предмете, системе и источниках Т.п. К общей части Т.п. также относятся разделы о субъектах таможенного права: о формах и методах деятельности таможенных Органов; об ответственности в Т.п.

Особенная часть Т.п. включает правовое регулирование порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств (в том числе различные таможенные режимы), таможенного тарифа и взимания таможенных платежей: таможенного оформления; таможенного контроля, в том числе различные таможенные режимы), таможенного тарифа и взимания таможенных платежей: таможенного оформления; таможенного контроля (ВЭД). К ней же относятся дознание, осуществляемое таможенными органами, их оперативно-розыскная деятельность, производство по делам о нарушениях таможенных правил. Т.п. так же как и административное, соединяет в себе оперативно-розыскную деятельность, производство по ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, делам о нарушениях таможенных правил. [5]

На момент Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 года. Руководство и управление им осуществлялось образованным в составе Министерства Финансов в 1864 года, Департаментом таможенных сборов, который к этому времени находился в довольно плачевном состоянии. Большинство таможен было закрыто, а их служащие эвакуированы.

Таможенная система России практически была разрушена. В сентябре 1917 года на съезде таможенных служащих был образован ЦК профсоюза таможенных работников, который более года осуществлял фактическое руководство таможенным ведомством при поддержке Наркома Финансов. В начале 1918 года возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов.

мая 1918 года СНК РСФСР издал декрет «О разграничении прав центральных и местных советских властей по собиранию пошлин и регулированию деятельности местных таможенных учреждений». В преамбуле декрета говорилось, что обложение таможенной пошлиной и другими сборами товаров, перевозимых через границу, принадлежит исключительно центральной государственной власти. Таможенные учреждения признавались органами центральной советской власти и управлялись Наркоматом Финансов. Никакие гражданские и военные власти, профессиональные и общественные организации, указанные в декрете, не имеют права вмешиваться в деятельность таможен. В нём регламентировались взаимоотношения таможенных учреждений и местных органов власти. Местные Советы имели право осуществлять общий надзор за деятельностью таможенных учреждений, не вмешиваясь при этом в распорядительную и административную части работы. В этих целях Советы могли назначать при таможенных учреждениях комиссаров и из числа служащих таможен и из числа лиц, к составу не принадлежащих. Следует при этом отметить, что комиссары не имели функций распорядительного характера и были вправе осуществлять лишь общий надзор за деятельностью таможен. Можно сказать, что данный декрет был актом создания советских таможенных учреждений.

Декретом СНК, изданным 29 июня 1918 года Департамент таможенных сборов переименовывался в Главное Таможенное Управление, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности, и закрепляло новое содержание деятельности советских таможен. В соответствии с декретом СНК о внешней торговле от 11 июня 1920 года Наркомат торговли и промышленности был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли. К Наркомату внешней торговли перешли все функции в области управления таможенным делом. Утвержденное постановление ЦИК СССР от 12 ноября 1923 года Положение о Наркомате внешней торговле рассмотрело таможенное дело как составную часть внешнеторговой деятельности. В нём подтверждалось, что ГТУ входит в состав НКВТ.12 ноября 1920 года СНК РСФСР издал декрет «О порядке приёма, хранения, отпуска импортных и экспортных товаров», который послужил основой для Таможенного Устава СССР 1924 года.

Декрет СНК от 31 марта 1922 года утвердил Временное положение о местных таможенных учреждениях, согласно которому Наркомат внешней торговли и Наркомат финансов совместно согласовывали перечень таможенных округов. Начальники округов подчинялись исключительно Наркомату внешней торговли, а руководимые Главным таможенным управлением таможенные учреждения подразделялись на таможни 1, 2, 3 разрядов и таможенные посты. В 1922 году Главное таможенное управление объединяло 283 местных таможенных учреждений (134 таможни и149 таможенных постов). В системе таможен в 1922 году работало 4850 человек.

В первые месяцы Советской власти, а затем и в период военного коммунизма (1918-1921 годы) таможенным пошлинам отводилась весьма скромная роль. Объяснялось это тем, что Наркомат внешней торговли в эти годы не продавал, а распределял товары. С переходом к НЭПу, с расширением внешней торговли, предоставлением права самостоятельного выхода на мировой рынок хозяйственным и государственным организациям возникла необходимость в восстановлении таможенно-тарифного дела. Возвращение в 1922 году к тарифным методам регулирования внешнеторговых операций обусловило повышение роли таможенной системы в государственном управлении, практически «реанимировало» таможенные органы. [6]

Таможенное право возникает с момента появления потребности у государства в регулировании возникающих правовых отношений и закрепляется при помощи правовых норм, касающихся вопросов таможенной сферы. На первых порах таможенное законодательство имело существенные пробелы в механизме. При этом можно проследить две стадии развития: первую - с декабря 1991 года по июль 1995 года (до принятия первого кодифицированного акта) и вторую - с июля 1995 года по настоящее время. [4]

2. Становление и развитие таможенного законодательства независимого Казахстана

.1 Таможенная система советского государства

В настоящее время происходит интенсивное формирование казахстанской таможенной службы. Это сложный и противоречивый процесс. Создание новой таможенной системы опирается на предшествующий опыт, в т.ч. накопленный в советский период.

Здесь анализируются правовые аспекты деятельности таможенной службы СССР на различных этапах его развития. Институционально-материальные аспекты, связанные со статусом таможенной службы, в частности с её функциями, классификацией и т.д. не оставались неизменными, а приспосабливались, видоизменялись в соответствии с внутренними и внешнеэкономическими интересами и потребностями государства. Таможенная система Советского государства в своём развитии прошла несколько этапов 1период. Пришедшее в октябре 1917 года к власти в России новое правительство скептически отнеслось и к дореволюционной системе таможенных органов, и к выработке концепции таможенного дела. Практическая реализация идеи государственной монополии внешней торговли не оставила места для широкого применения таможенно-тарифной практики и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли. В период военного коммунизма неоднократно высказывались предложения о необходимости закрытия таможенных учреждений. 2период.

Переход в начале 20-х годов XX века к НЭПу реанимировал многие утраченные функции таможенных органов и обусловил интенсивное структурное развитие таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 годы происходит формирование сложной, многоступенчатой системы управления таможенным делом. 3период. На рубеже 20-30-х годов в СССР начинают складываться командно-бюрократические методы управления. В основу внешнеторговой политики вновь ложится принцип государственной монополии. В этих условиях таможенные органы постепенно начали утрачивать свои наиболее существенные функции, перестали играть роль фискальных учреждений. Система управления таможенным делом постепенно упрощалась. Структура таможенных органов, сложившаяся де-факто во второй половине 30-х годов и получившая юридическое закрепление в Таможенном Кодексе 1964 года, с очень незначительными изменениями сохранилась до середины 80-х годов XX века.

период. Формирование национальных таможенных служб в России и в других государствах-членах СНГ приходится уже на новый этап развития таможенной системы. [6]

.2 Развитие таможенного законодательства независимого Казахстана

Таможенная служба РК в своем развитии прошла определенные этапы. Так, Указом Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1992 г. «О реорганизации финансовой, налоговых и таможенных служб РК» в структуру Министерства Финансов был включен Таможенный Комитет РК и подчиненные ему таможенные органы, затем Таможенный Комитет был переименован в Главное Таможенное Управление Министерства Финансов. В дальнейшем Указом Президента Республики Казахстан от 1 апреля 1995 года «Об образовании Таможенного Комитета при Кабинете Министров РК» образован Таможенный Комитет на базе упраздняемого ГТУ Министерства Финансов Республики.

Важное значение сыграло постановление Кабинета Министров РК от 29 декабря 1992 года «О неотложных мерах по дальнейшей организации таможенного контроля в РК», которым определена численность работников центрального аппарата ГТУ Министерства финансов в количестве 120 единиц, а штатная численность работников таможенных органов республики доведена до 3150 единиц. В 1994-1995 годы было предусмотрено увеличение до 1000 единиц в год дополнительно. Данным постановлением Министерства Финансов было поручено создать таможни в срок до 1 апреля 1993 года. В дальнейшем постановлением Кабинета Министров республики от 10 ноября 1993 года. №О мерах по организации таможенного контроля на границе РК со странами СНГ» ГТУ Министерства Финансов РК поручено совместно с Министерством иностранных дел, министерством внутренних дел и министерством транспорта РК определить места постоянной дислокации таможенных учреждений на границе РК со странами СНГ, согласовать их с сопредельными государствами и укомплектовать личным составом. Предусмотреть дополнительное открытие таможенных учреждений для обеспечения полного таможенного контроля за перемещением через границу республики всех видов транспортных средств, грузов и пассажиров.

Обеспечить пересечение границы гражданами, перемещение всех видов товаров и предметов хозяйствующими субъектами, независимо от форм собственности, только через таможенные учреждения и таможенные пункты границе РК. Предоставить право сотрудникам таможенных учреждений в зонах таможенного контроля производить принудительную остановку транспортных средств, досмотр грузов в установленном законодательством порядке, требовать от участников внешнеэкономических связей всех форм собственности и ведомственной принадлежности бухгалтерские, финансовые, банковские и другие документы для решения вопросов, входящих в компетенцию таможенных органов. Министерству иностранных дел довести в установленном порядке до сведения представительств, граничащих с республикой государств места дислокации таможенных учреждений и порядок пересечения границы. Данным постановлением увеличена штатная численность сотрудников таможенных учреждений в 1993 году на 5 тыс. единиц, а в 1994-1996 гг. ежегодно увеличивать штатную численность на 2 тыс. единиц.

В настоящее время общая численность таможенных органов РК составляет более 7 тыс. штатных единиц, а протяженность государственной границы Казахстана составляет 13030 км. Необходимо отметить, что в Казахстане одним из первых законов, регулирующих таможенное дело, был Закон «О таможенном тарифе и пошлине», утвержденный Верховным Советом республики 24 декабря 1991 года. Основу казахстанского закона составил Закон СССР «О таможенном тарифе от 26 марта 1991 года. В ст.2 Закона, таможенный тариф РК определяется, как систематизированный свод ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые на территорию РК, товары и иные предметы. Таможенный тариф РК строится в соответствии с международно-признанными нормами и принципами таможенного дела и базируются на гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Таможенный тариф утверждается Президентом РК.

Таможенная служба Казахстана была создана на основе Указа Президента РК «Об образовании Таможенного Комитета РК» от 12 декабря 1991 года. В данное время не менее 4000 таможенников работают в центральном аппарате Таможенного Комитета РК, в 14 таможенных управлениях, 16 самостоятельных таможнях, в 146 таможенных постах. Ещё одним важным законом в сфере таможенного дела является Закон РК «О государственной границе РК» принятый 13 января 1993 года. В ст.24 установлено, что таможенные органы РК осуществляют контроль в отношении следующих через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и иного имущества в соответствии с действующими нормативными актами РК и законодательством о внешней торговле, другими законами и правилами с целью защиты экономических интересов РК, её государственной монополии и монополии внешней торговли.19 февраля 1993 года Кабинет Министров РК принял постановление «О декларировании и порядке перемещения товаров через границу РК». Данное постановление было принято во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 25 января 1992 года «Об организации внешнеэкономической деятельности РК на период стабилизации экономики и проведения рыночных преобразований». В постановлении было определено, что товары и иное имущество, перемещаемые в рамках внешнеэкономической деятельности через таможенную границу РК, подлежат обязательному декларированию путем предоставления ГТД установленного образца. Таможенные органы РК могли взимать определенную Министерством Финансов РК плату за проведение таможенных процедур при перемещении товаров и иных предметов через таможенную границу РК.

Положение о порядке пропуска и декларирования товаров и имущества, перемещаемых через таможенную границу РК, утвержденное Постановлением Кабинета Министров РК 19 февраля 1993 года, было призвано обеспечивать соблюдение государственных интересов РК. Важное значение в таможенной деятельности имели декларирование товаров, которое означало предоставление таможенному органу грузовой таможенной декларации установленного образца.

Таможенные процедуры означали: осуществление контроля за соблюдением порядка перемещения товаров и имущества, досмотр предметов, оформление таможенных документов, проверку правильности заполнения ГТД, передачу статистических данных или сведений в органы статистического учета РК по таможенным вопросам, проведение консультационной и разъяснительной работы. Таможенный режим в первой половине 90-х годов означал совокупность ряда таможенных процедур, которые подлежали применению к данному предмету. [6]

Таможенное дело в Республике Казахстан включает в себя порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан, таможенного оформления и таможенного контроля, применения таможенных режимов, взимания таможенных платежей и налогов, ведения борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела и другие средства реализации таможенной политики, основанные на властных отношениях между государством и лицами, осуществляющими внешнеэкономическую и иную деятельность.

Сфера таможенного дела - область государственного регулирования по применению таможенного дела при реализации таможенной политики Республики Казахстан.

Отношения, затрагивающие сферу таможенного дела, не урегулированные настоящим Кодексом, регулируются иными законодательными актами Республики Казахстан.

В Республике Казахстан осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Казахстан.

Таможенная политика относится к ведению центральных исполнительных органов Республики Казахстан в пределах их полномочий.

Основными целями таможенной политики Республики Казахстан являются стимулирование развития экономики и защита экономических интересов Республики Казахстан, обеспечение эффективного таможенного контроля и иные цели, установленные законодательными актами Республики Казахстан.

Таможенное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом.

Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.

Таможенную территорию Республики Казахстан составляют сухопутная территория, территориальные воды (море) и внутренние воды, воздушное пространство над ними, а также находящиеся на континентальном шельфе Республики Казахстан искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых Республика Казахстан обладает исключительной юрисдикцией в сфере таможенного дела.

Территория специальной экономической зоны, созданная на территории Республики Казахстан, является частью таможенной территории Республики Казахстан.

Пределы таможенной территории Республики Казахстан, а также периметры специальных экономических зон являются таможенной границей Республики Казахстан. Таможенная граница - линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы таможенной территории Республики Казахстан.

Таможенная граница может совпадать с Государственной границей Республики Казахстан.

Основные понятия, используемые в Кодексе РК:

совместный контроль - совокупность действий, мер, методов, средств и форм контроля, совместно и согласованно применяемых и осуществляемых таможенными и контролирующими органами сопредельных государств в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу указанных государств, для упрощения процедуры контроля;

декларант - лицо, перемещающее товары и транспортные средства, либо таможенный брокер, декларирующий, представляющий и предъявляющий товары и транспортные средства от своего имени;

декларирование - заявление сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан и (или) находящихся под таможенным контролем;

таможенный орган отправления - таможенный орган Республики Казахстан, в котором начинается перевозка товаров и транспортных средств под таможенным контролем;

грузовые операции - транспортировка, погрузка, разгрузка, перегрузка, исправление повреждений упаковки, упаковка, переупаковка и принятие для перевозки товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, отбор проб и образцов таких товаров, вскрытие помещений и других мест, где могут находиться указанные товары;

таможенные сборы - виды таможенных платежей, взимаемых таможенными органами Республики Казахстан за таможенное оформление, таможенное сопровождение, а также за хранение товаров и транспортных средств на складах, учреждаемых таможенными органами Республики Казахстан;

таможенное сопровождение - сопровождение товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, должностными лицами таможенных органов Республики Казахстан;

таможенное администрирование - совокупность организационно-правовых и иных действий и мер, осуществляемых таможенными органами Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан;

таможенная пошлина - вид таможенного платежа, взимаемый таможенными органами Республики Казахстан при ввозе товара на таможенную территорию Республики Казахстан или вывозе товара с указанной территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза;

таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Республики Казахстан, в том числе с использованием системы управления рисками, по соблюдению таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Республики Казахстан;

товары, находящиеся под таможенным контролем, - товары, в отношении которых осуществляется таможенный контроль в соответствии с настоящим Кодексом;

таможенная декларация - документ, подтверждающий в письменном и (или) электронном виде заявленные декларантом сведения о товарах и транспортных средствах;

таможенная инфраструктура - здания и сооружения, создающие условия для функционирования таможенных органов Республики Казахстан, а также предназначенные для социального обслуживания должностных лиц таможенных органов Республики Казахстан;

таможенные операции - отдельные действия, совершаемые в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан как таможенными органами Республики Казахстан, так и лицами в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;

таможенные процедуры - совокупность действий, совершаемых таможенными органами Республики Казахстан и лицами в сфере таможенного дела в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;

таможенный режим - совокупность установленных настоящим Кодексом норм, определяющих статус товаров и транспортных средств в сфере таможенного дела при их перемещении через таможенную границу Республики Казахстан в зависимости от целей перемещения, использования на таможенной территории Республики Казахстан либо за ее пределами;

таможенное оформление - совокупность действий и процедур, совершаемых лицами и таможенными органами Республики Казахстан в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан;

таможенный тариф - систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Казахстан;

таможенный терминал - специально обустроенное, технически оснащенное и оборудованное место в зоне деятельности таможенного органа Республики Казахстан, предназначенное для совершения таможенного оформления и (или) таможенных операций с товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Республики Казахстан;

обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов - установленные настоящим Кодексом способы исполнения обязательств по уплате предусмотренных настоящим Кодексом таможенных платежей и налогов;

коммерческие документы - счета-фактуры, спецификации, отгрузочные и упаковочные листы, а также другие документы, подтверждающие сведения о товарах, в том числе стоимость товаров, и используемые в соответствии с международными договорами Республики Казахстан;

транспортные документы - международная автомобильная накладная, железнодорожная транспортная накладная, багажная ведомость, багажная квитанция, авианакладная, коносамент, а также документы, используемые при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, и иные документы, сопровождающие товары и транспортные средства при перевозках, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан о транспорте и международными договорами Республики Казахстан;

транспортное средство - морское, внутреннее водное, воздушное судно, механическое транспортное средство, используемые для осуществления международных перевозок и включающие в себя предусмотренные для них техническим паспортом или техническим формуляром запасные части, принадлежности и оборудование, горюче-смазочные материалы и охлаждающие жидкости, содержащиеся в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами;

казахстанский товар - товар, полностью произведенный в Республике Казахстан, переработанный в Республике Казахстан в соответствии с критериями достаточной переработки, выпущенный для свободного обращения на территории Республики Казахстан, обращенный в собственность государства в соответствии с настоящим Кодексом;

казахстанское лицо - гражданин Республики Казахстан, лицо без гражданства, имеющее постоянное место жительства в Республике Казахстан, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

специализированные таможенные учреждения - государственные учреждения, создаваемые Правительством Республики Казахстан для решения задач в сфере таможенного дела;

таможенный орган назначения - таможенный орган Республики Казахстан, в котором завершается перевозка товаров и транспортных средств под таможенным контролем;

пункт пропуска - территория (часть территории) в пределах автомобильного, железнодорожного вокзалов, станций, аэропорта, аэродрома, морского, речного портов либо иного оборудованного места, определенная Правительством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан, для пропуска лиц, товаров и транспортных средств через государственную (таможенную) границу Республики Казахстан;

налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимание которых возложено на таможенные органы Республики Казахстан в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан;

участник внешнеэкономической деятельности - лицо, осуществляющее внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

меры нетарифного регулирования - запреты и ограничения на ввоз в Республику Казахстан и вывоз из Республики Казахстан товаров и транспортных средств, квотирование, лицензирование, подтверждение соответствия стандартам и требованиям по безопасности товаров (в том числе технические, фармакологические, санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, фитосанитарные, радиационные, экологические стандарты) и иные требования, устанавливаемые законодательными актами Республики Казахстан и (или) нормативными постановлениями Правительства Республики Казахстан;

меры тарифного регулирования - установленные Правительством Республики Казахстан меры, обеспечивающие государственное регулирование внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела, с использованием таможенного тарифа при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан;

перевозчик - лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства;

товар - имущество, перемещаемое через таможенную границу Республики Казахстан, в том числе носители информации, валютные ценности, электрическая, тепловая и иные виды энергии, а также транспортные средства, за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 23) настоящей статьи;

получатель товаров - лицо, указанное в товаросопроводительных документах, которому перевозчик обязан доставить товары, находящиеся под таможенным контролем;

выпуск товаров и транспортных средств - действия таможенных органов Республики Казахстан по разрешению лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами и транспортными средствами в соответствии с условиями определенного таможенного режима;

перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан - совершение действий по ввозу на таможенную территорию Республики Казахстан или вывозу с таможенной территории Республики Казахстан товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи;

лицо, перемещающее товары, - лицо, совершающее внешнеэкономическую сделку от собственного имени либо по поручению другого лица; лицо, имеющее право пользования и владения на территории Республики Казахстан товарами, находящимися под таможенным контролем, если перемещение товаров через таможенную границу Республики Казахстан осуществляется без совершения внешнеэкономической сделки казахстанским лицом;

товаросопроводительные документы - коммерческие и транспортные документы на товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан;

консолидированная перевозка - перевозка, когда в одном транспортном средстве одновременно перемещаются товары нескольких отправителей или получателей;

лицо - физическое и (или) юридическое лицо;

уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в сфере таможенного дела;

условный выпуск - выпуск товаров и транспортных средств с ограничениями и условиями по пользованию и распоряжению ими;

иностранный товар - товар, не указанный в подпункте 24) настоящей статьи;

иностранное лицо - лицо, не указанное в подпункте 25) настоящей статьи;

действие непреодолимой силы - чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие, препятствующее совершению определенных действий, предусмотренных таможенным законодательством Республики Казахстан;

электронный документ - документ, в котором информация предоставлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи;

электронная цифровая подпись - набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания.

На первых порах таможенное законодательство имело существенные пробелы в механизме.

Таможенная сфера является саморазвивающейся системой Казахстана, к осмыслению которой подходят только сейчас, с перспективой закрепления на законодательном уровне. С обретением независимости и суверенитета Казахстаном объективно потребовалось принципиально новое законодательство (действующее право). Формирование правовой инфраструктуры, связанной с национальной безопасностью страны, обусловило определение приоритетных направлений, и принятие соответствующих законодательных мер. Одним из таких направлений стала таможенная сфера.

3. Создание таможенного союза

.1 Понятие таможенный союз

К числу региональных таможенных международно-правовых актов следует отнести Соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 10 января 1995 года. Целью этого Соглашения стало содействие дальнейшему развитию взаимовыгодных экономических связей между участниками Соглашения.

В этой связи участники создают единый Таможенный союз. Принципы формирования этого союза, порядок взимания таможенных пошлин, условия, при которых вводятся ограничения и устанавливается таможенный контроль, определены Соглашением о Таможенном союзе. В статье 1 данного Соглашения записано: «Договаривающиеся стороны определяют Таможенный Союз как экономическое объединение государств, основывающееся на следующих принципах: А) наличие единой таможенной территории государств участников Таможенного Союза. Формирование единой таможенной территории осуществляется путем: отмены в торговле между государствами Договаривающихся Сторон товарами, проходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений; установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли; формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями на основе положений Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 года.

Б) наличие однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве. Ограничения временного характера во взаимной торговле сторон посредством использования тарифных и иных аналогичных мер подлежат применению только в следующих случаях: острой нехватки того или иного товара на внутреннем рынке (ограничение снимается когда положение на рынке стабилизируется); в случае дефицита платежного баланса, в случае ввоза товара на территорию одного из участников Соглашения «в таких возросших количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям подобных им непосредственно конкурирующих товаров». Статья 6 Соглашения говорит о том, что участники этого акта обеспечивают единство управления своими таможенными службами.

Участники Соглашения договорились проводить работу с целью унификации внутреннего законодательства своих стран по экономическим вопросам. Стороны договорились организовать контроль за правоприменительной практикой и обеспечением единообразия осуществления методов, имеющих отношение к установлению механизмов контроля с целью недопущения неразрешенного реэкспорта товаров в третьи страны, а также к осуществлению платежных и расчетных отношений как по торговым, так и не по торговым операциям. В рамках СНГ был принят ряд международно-правовых документов по таможенным вопросам, которыми стороны руководствуются в своей повседневной деятельности. В частности, участники Соглашения исходят из положений Основ таможенных законодательств участников СНГ от 10 декабря 1994 года, руководствуются Единой методологией таможенной статистики внешней торговли государств-участников СНГ от 10 декабря 1994 года, соблюдают правила определения страны происхождения товаров от 24 сентября 1993 года, применяют подписанное в Москве Соглашение о реэкспорте товаров от 15 апреля 1994 года. Все вышеприведенные положения имеют прямое отношение к Таможенному союзу, членом которого является и Казахстан, образованному по Соглашению от 10 января 1995 года.

В Соглашении о Таможенном союзе от 10 декабря 1995 года новым положением является то, что договаривающиеся стороны посредством отдельного соглашения намерены создать исполнительный орган Таможенного союза. И такой отдельный договорной акт между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Республикой Кыргызстан был подписан. Благодаря Договору 1996 года об углублении интеграции в экономических и гуманитарных областях, был создан Межгосударственный Совет (высший орган управления интеграции) и Интеграционный Комитет (постоянно действующий исполнительный орган Межгоссовета).

В соответствии со статьей 4, страны-участницы Соглашения подписали 20 января 1995 году Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности и Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений от 20 января 1995 года, который является неотъемлемыми частями рассматриваемого Соглашения. Специально подчеркивается, что в случае необходимости, любая из договаривающихся сторон может принять соответствующие международному праву и внутреннему законодательству страны меры, направленные на обеспечение охраны государственной безопасности, общественного порядка и т.д. соглашение не может стать препятствием к принятию таких мер. Любой Таможенный союз не может существовать без пакета межправительственных документов, договоров.

В этой связи три государства, затем Кыргызстан, образующие Таможенный союз, планирую разработать тексты Соглашения о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности, соглашения о единстве управления таможенными службами, текст договора о совместных условиях по охране внешних границ Таможенного союза, соглашения о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости национальных валют по курсам, котируемым национальными банками. Таможенный союз будет более соответствовать своему статусу, если государства-участники Союза разработают текст Протокола о введении режима внешней торговли в полном объеме без изъятий и ограничений и подпишут его. 29 марта 1996 году был подписан Договор о присоединении Кыргызстана к Таможенному союзу.

На втором этапе участники союза планируют создание единой таможенной территории, что будет означать, что таможенный контроль с внутренних границ будет перенесен на внешние границы Таможенного союза государств. Единое таможенное пространство приведет к унификации налогового, валютного законодательства, нормативных актов о ценах, к созданию единых условий деятельности хозяйствующих субъектов всех входящих в Таможенный Союз государств.

В 1995 году проводились переговоры по вопросам присоединения к Таможенному союзу Республики Узбекистан и Таджикистан. После заключения соглашения о создании Таможенного Союза, на срок до 6 месяцев были отменены все тарифные и количественные ограничения в торговле между Республикой Казахстан, Беларусь и Россией. На основе создания идентичных систем регулирования внешних экономических связей, безусловного обеспечения эффективной совместной защиты внешних границ государств-участников Таможенного союза, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношении третьих государств.

По мере формирования Таможенного союза будут создаваться благоприятные условия для приоритетного развития торговли между странами, более полного обеспечения необходимыми видами энергоносителей, сырьевыми ресурсами, машинно-технической продукцией, продовольствием и потребительскими товарами. В конечном счете полнокровный Таможенный союз явится существенным шагом по пути к созданию общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Нужно подчеркнуть, что развитию торговли между странами будет способствовать поэтапное создание платежного Союза, обеспечивающего бесперебойность расчетов на основе использования взаимной конвертируемости национальных валют и формирования эффективной платежной системы.

февраля 1995 году в г. Алматы государства-участники СНГ подписали «Основы таможенного законодательства». В Казахстане Основы таможенного законодательства были ратифицированы Указом Президента Республики Казахстан от 3 июля 1995 года. В преамбуле этого документа говорится, что основы определяют принципы правового, экономического, организованного регулирования таможенного дела государств-участников СНГ, за которыми сохраняется право введения других норм, не противоречащих настоящим основам. [1]

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором <#"justify">Кодекса таможенного союза международных договоров государств - членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе;

Решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Таможенное законодательство Таможенного союза действует на таможенной территории Таможенного союза.

Если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства - члена Таможенного союза.

При таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, применяются таможенное законодательство Таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяются таможенное законодательство Таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день выявления нарушения установленных требований, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

В Кодексе Таможенного Союза используются следующие основные термины и их определения:

авария - вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), а также чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств (непреодолимой силы);

административные правонарушения и преступления - административные правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство), и преступления, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза;

ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами;

вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы;

выпуск товаров - действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры;

декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

заинтересованные лица - лица, интересы которых в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов непосредственно и индивидуально;

запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза;

иностранное лицо - лицо, не являющееся лицом государства - члена Таможенного союза;

иностранные товары - товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с настоящим Кодексом;

Комиссия Таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза;

коммерческие документы - счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

лицо - физическое и (или) юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом, если иное не вытекает из настоящего Кодекса;

лицо государства - члена Таможенного союза - юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене Таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза;

международные договоры государств - членов Таможенного союза - международные договоры, составляющие договорно-правовую базу Таможенного союза;

международные почтовые отправления - почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории Таможенного союза, поступающие на таможенную территорию Таможенного союза либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза;

меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза;

налоги - налог на добавленную стоимость и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

незаконное перемещение товаров через таможенную границу - перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение;

оператор почтовой связи - лицо государства - члена Таможенного союза, обеспечивающее оказание услуг почтовой связи в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза и актами Всемирного почтового союза;

перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории Таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств;

перемещение товаров через таможенную границу - ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза;

припасы - товары:

необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, судов внутреннего плавания, судов плавания "река - море", судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и маломерных судов, включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи (далее - водные суда), воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования;

предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту водных судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет;

предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей водных судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов;

таможенная декларация - документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров;

таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу;

таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами;

таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;

таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей;

таможенные операции - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза;

таможенные органы - таможенные органы государств - членов Таможенного союза;

таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза;

таможенный орган назначения - таможенный орган, в регионе деятельности которого находится, установленное таможенным органом отправления место доставки товаров либо который завершает таможенную процедуру таможенного транзита;

таможенный орган отправления - таможенный орган, который совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;

таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу;

товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом;

товары Таможенного союза - находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары:

полностью произведенные на территориях государств - членов Таможенного союза;

ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза;

изготовленные на территориях государств - членов Таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза;

транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке;

транспортные средства - категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами;

транспортные средства международной перевозки - транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

экспресс-груз - товар, перевозимый в рамках скоростной перевозки любыми видами транспорта с использованием электронной информационной системы организации и отслеживания перевозок в целях доставки данного товара до получателя в соответствии с индивидуальной накладной в течение минимально возможного и (или) фиксированного промежутка времени, за исключением товара, пересылаемого в международных почтовых отправлениях.

Таможенный союз создают не ради создания такого союза; такой союз является не самоцелью, а средством к достижению цели. Создание таможенного союза - дело привлекательное и выгодное. Не случайно в послевоенное время в мире делалось не менее пятидесяти попыток создать тот или иной региональный таможенный союз.

Мировой опыт свидетельствует, что таможенные союзы создают благоприятные условия для развития торговли, производства, способствуют укреплению не только экономических, но и политических связей государств, которые объединены общими экономическими интересами.[11]

таможенный законодательство правовой

Заключение

Изучение исторического пути и развития таможенного дела дает нам возможность глубоко понять сущность таможенного права, разобраться детально в данном законодательстве и тем самым с надлежащими знаниями анализировать нынешнее положение и возможно даже повлиять на современное состояние таможенного законодательства.

Таможенное право возникает с момента появления потребности у государства в регулировании возникающих правовых отношений и закрепляется при помощи правовых норм, касающихся вопросов таможенной сферы. На первых порах таможенное законодательство имело существенные пробелы в механизме. При этом можно проследить две стадии развития: первую - с декабря 1991 года по июль 1995 года (до принятия первого кодифицированного акта) и вторую - с июля 1995 года по настоящее время. [4]

Таможенная сфера является саморазвивающейся системой Казахстана, к осмыслению которой подходят только сейчас, с перспективой закрепления на законодательном уровне. С обретением независимости и суверенитета Казахстаном объективно потребовалось принципиально новое законодательство. Формирование правовой инфраструктуры, связанной с национальной безопасностью страны, обусловило определение приоритетных направлений, и принятие соответствующих законодательных мер. Одним из таких направлений стала таможенная сфера.

Таможенный союз создают не ради создания такого союза; такой союз является не самоцелью, а средством к достижению цели. Создание таможенного союза - дело привлекательное и выгодное. Не случайно в послевоенное время в мире делалось не менее пятидесяти попыток создать тот или иной региональный таможенный союз.

Мировой опыт свидетельствует, что таможенные союзы создают благоприятные условия для развития торговли, производства, способствуют укреплению не только экономических, но и политических связей государств, которые объединены общими экономическими интересами.

Целью исследования являлось проанализировать путь развития таможенного законодательства. Таможенное законодательство прошло немало этапов в своем развитии. На данный момент мы находимся на новом этапе, касательно стремлению Казахстана к единому таможенному пространству.

Список использованной литературы

1. Сарсембаев М.А. Таможенное право Республики Казахстан. - Алматы: Данекер, 2000, 241 с.

. Сарсембаев М.А. Таможенное право (право казахстанское и международное) - Ғылым, 1997 год.

. Алибеков С.Т. Казахстанское таможенное право, 1999год.

. Кодекс Республики Казахстан от 05.04.2003 N 401-2

. Конституция Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями от 21. 05. 2007 г.)

Похожие работы на - История развития таможенного права в Казахстане

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!