Исследование юридического механизма права международной безопасности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    43,36 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование юридического механизма права международной безопасности

Содержание

Ведение

. Характеристика основ обеспечения международной безопасности

.1 Понятие и содержание международной безопасности

.2 Принципы обеспечения международной безопасности

.3. Эволюция права международной безопасности

. Анализ юридического механизма права международной безопасности

.1 Права человека и право международной безопасности

.2 Ответственность в праве международной безопасности

.3 Роль международных организаций в поддержании мира и обеспечения международной безопасности

. Перспективы укрепления системы коллективной безопасности

.1 Разоружение и меры доверия как важнейшие средства укрепления системы коллективной безопасности

.2 Правомерное применение силы как средство укрепления системы коллективной безопасности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

международный безопасность мир

Общая характеристика и актуальность темы курсовой работы. Актуальность данной темы заключается в том, что проблема поддержания мира и укрепления международной безопасности по-прежнему является одной из центральных в современных международных отношениях. Однако нынешний этап развития отличается тем, что мир становится более взаимосвязанным, взаимозависимым и неделимым, что диктует необходимость еще более широкого и активного сотрудничества государств по укреплению системы коллективной безопасности. Концептуальные и международно-правовые основы такого сотрудничества заложены в Уставе ООН, главная цель которого заключается в том, чтобы «поддерживать международный мир и безопасность», а одним из основных путей для достижения этой цели является предпринятое «эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира». Иными словами, речь идет о системе коллективной безопасности, закрепленной в Уставе ООН, которая все время усложняется в связи с усложнением решения проблем по укреплению международной безопасности. Данное обстоятельство обусловливает необходимость всеобъемлющего подхода к укреплению международной безопасности в соответствии с Уставом ООН.

В недавнем прошлом основное внимание обращалось на военные, политические, правовые и экономические аспекты обеспечения международной безопасности.

В дальнейшем стали обращать внимание и на экологические, финансовые, информационные и продовольственные аспекты обеспечения международной безопасности. В последнее время все чаще стали говорить о необходимости обеспечения биологической безопасности.

Проблемы обеспечения международной безопасности в одной области стали отражаться на проблемах обеспечения международной безопасности в других областях.

Взаимозависимый мир требует от государств выработки соответствующих стандартов их поведения в международных отношениях. Поведение государств, охватывающее как мирное, так и военное время, регламентируется мировым правопорядком, который, в свою очередь, определяется международным правом.

В Докладе Генерального секретаря ООН убедительно доказывается, что развитие, безопасность и права человека неотделимы друг от друга. Они являются теми опорами, на которых покоится система ООН и основы коллективной безопасности. Такая взаимосвязь усиливается в наш век - век стремительного технического прогресса, укрепления экономической взаимозависимости, глобализации и глубоких геополитических изменений. В связи с этим, один из главных вызовов нового тысячелетия заключается в том, чтобы обеспечить такое положение, при котором все государства были бы достаточно сильными и могли бы справиться со стоящими перед ними многочисленными проблемами.

В новых условиях становятся необходимыми активные и эффективные глобальные и региональные межправительственные учреждения для мобилизации и координации коллективных действий. И здесь особая ответственность ложится на ООН, как на единственную в мире универсальную организацию, наделенную мандатом рассматривать вопросы мира и международной безопасности.

Сегодня как никогда востребована комплексная роль ООН в усилиях по поддержанию мира в сферах превентивной дипломатии, миротворчества и послеконфликтного мироустройства.

Объект и предмет курсовой работы. Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в процессе международно-правового регулирования различных аспектов безопасности.

Предмет исследования составляют правовые проблемы совершенствования международного законодательства о безопасности.

Целью данной курсовой работы выступает исследование юридического механизма права международной безопасности.

Задачи курсовой работы:

1.систематизировать теоретический материал, посвященный данной теме;

2.дать понятие и содержание международной безопасности;

.изучить принципы обеспечения международной безопасности;

.изучить эволюцию права международной безопасности;

.исследовать права человека и право международной безопасности;

.проанализировать ответственность в праве международной безопасности;

.описать роль международных организаций в поддержании мира и обеспечения международной безопасности;

.изучить разоружение и меры доверия как важнейшие средства укрепления системы коллективной безопасности;

.проанализировать правомерное применение силы как средство укрепления системы коллективной безопасности.

Методологической основой курсовой работы является общенаучный системный подход к рассмотрению поставленных задач с использованием формально-юридического, сравнительно-правового, системно-структурного, теоретико-прогностического, исторического и иных методов познания.

1. Правовая характеристика основ международной безопасности

.1 Понятие и содержание международной безопасности

На всем протяжении человеческой истории чрезвычайную актуальность имела проблема недопущения и прекращения войн - жестокого бича народов земного шара за весь период их разумного существования. XX век, принесший две мировые войны, еще более обострил вопрос о средствах и путях разрешения вооруженных конфликтов, о создании такого миропорядка, в котором не осталось бы места войнам и все государства в равной мере находились в полной безопасности [1, с. 45].

Со второй половины XX века постепенно вызрело убеждение в том, что в истории человеческой цивилизации ушло то время, когда государства могли рассчитывать защитить себя только созданием собственной мощной обороны. Характер современного оружия не оставляет ни одному государству надежды обеспечить свою безопасность лишь военно-техническими средствами, наращиванием вооружений и вооруженных сил, поскольку уже не только саму ядерную войну, но и гонку вооружений таким образом выиграть нельзя. Ясно, что в ядерной войне, если она будет развязана, не будет победителей, а под угрозу будет поставлено существование всей человеческой цивилизации [2, с. 23].

Таким образом, стало очевидно, что безопасность государств может быть обеспечена с помощью не военных, а политических и юридических средств. Роль права международной безопасности в создании всеобъемлющей системы мира и безопасности в конечном счете можно свести к решению двуединой задачи:

1.обеспечение эффективного функционирования того механизма поддержания мира, которым мировое сообщество уже располагает, максимальное использование заложенного в действующих нормах потенциала, укрепление существующего международного правопорядка;

2.выработка новых международно-правовых обязательств, новых норм.

.Выполнение первой задачи связано с процессом правоприменения, второй - с процессом международного нормотворчества.

Современное право международной безопасности - это право мира, а потому даже те его установления, которые, казалось бы, непосредственного отношения к предотвращению войны не имеют, должны способствовать укреплению международной безопасности. Примером могут служить основные принципы международного права, направленные на обеспечение равноправного межгосударственного сотрудничества и международной защиты прав народов и человека (уважение государственного суверенитета, невмешательство во внутренние дела, сотрудничество, равноправие и самоопределение народов и др.), и соответствующие конкретные международно-правовые нормы (посвященные, скажем, созданию нового международного экономического порядка или проблеме ликвидации задолженности развивающихся стран, экономической безопасности или борьбе с расизмом) [3, с. 36].

Наряду с этим можно и нужно выделить также нормы международного права, играющие особо важную роль в создании условий, которые исключили бы возникновение войны. Совокупность этих норм и составляет право международной безопасности. Право международной безопасности - совокупность правовых способов, соответствующих основным принципам международного права, направленных наобеспечение мира и применяемых государствами коллективных мер против актовагрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов.

Юридическую основу современного права международной безопасности составляют прежде всего такие основные принципы, как принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения. При этом формы закрепления нормативных решений, составляющих основу данных принципов разнообразны:

1.международный договор (так, на Стокгольмской конференции по мерам доверия, безопасности и разоружения в Европе в 1985 г. советская сторона предложила основные положения Договора о взаимном неприменении военной силы и поддержания отношений мира);

2.итоговые документы межгосударственных конференций (например, Заключительный акт 1975 г.);

Нормативный характер носят и специальные принципы права международной безопасности. Среди них особо следует выделить принципы равенства и одинаковой безопасности, ненанесения ущерба безопасности государств и т.д. Равная безопасность понимается в юридическом смысле: у всех государств существует равное право на обеспечение своей безопасности. Фактического равенства, паритета в вооружениях и вооруженных силах при этом может и не быть. Действие принципа равной безопасности, ограничиваясь сферой юридического равенства, в этом смысле тождественно действию принципа суверенного равенства.

Международному праву известен обширный арсенал конкретных средств обеспечения международной безопасности. К ним относятся:

1.коллективная безопасность (всеобщая и региональная);

2.разоружение;

.мирные средства разрешения споров;

.меры по ослаблению международной напряженности и прекращению гонки вооружений;

.меры по предотвращению ядерной войны;

.неприсоединение и нейтралитет;

.меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;

.самооборона;

.действия международных организаций;

.нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз;

.создание зон мира в различных регионах земного шара;

.меры по укреплению доверия между государствами [4, с. 42].

Подавляющее большинство перечисленных средств - меры мирного свойства, однако некоторые из них предусматривают возможность правомерного применения силы (например, принудительные меры по постановлению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии, самооборона).

В ряду вышеперечисленных средств обеспечения международной безопасности самое главное место отводится первым трем.

Коллективная безопасность - система совместных мероприятий государств, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира.

Система коллективной безопасности имеет два основных признака в качестве общей характеристики. Первый признак - принятие государствами-участниками системы по крайней мере трех обязательств, обращенных как бы внутрь системы:

2.разрешать все споры мирным путем;

.активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру.

Более развитая форма коллективной безопасности может включать и обязательство, обращенное вовне,- взаимопомощь участников в случае агрессии (ст.51 Устава ООН). В этом случае нападение на одно государство-участника рассматривается как нападение на всех участников системы коллективной безопасности.

Второй признак - наличие организационного единства государств-участников системы. Это или организация, выступающая в качестве классической формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное выражение единства: учреждение консультативных или координационных органов (например, Движение неприсоединения), обеспечение систематических встреч, совещаний (например, ОБСЕ). Система коллективной безопасности оформляется договором или системой договоров.

Различают два вида системы коллективной безопасности: всеобщую(универсальную) и региональную.

В настоящее время универсальная коллективная безопасность основывается на функционировании Организации Объединенных Наций, в преамбуле Устава которой зафиксирована главная задача ее существования - избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе [5, с. 36].

В механизме обеспечения универсальной безопасности на первый план выдвигаютсяне принудительные, а мирные меры. Это, во-первых, обязательства государств-членов:

1.проявлять терпимость и жить в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединять силы для поддержания международного мира и безопасности;

2.создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к международным обязательствам;

.принимать коллективные меры для предотвращения угрозы миру и для его укрепления, проводить улаживание международных споров или ситуаций мирными средствами;

.развивать дружественные отношения между нациями.

В современных официальных документах по внешней политике Казахстана уже нет формулировок международной безопасности. Хочу предложить свои варианты формулировок термина международная безопасность и сопутствующие ему термины национальных интересов и международной безопасности.

Итак, интерес - это категория политики, отражающая осознание (субъективизацию) объективных потребностей государства. Внешнеполитический интерес, т.е. национальные интересы вовне являются выражением общих и частных потребностей государства, вытекающих из его социально-политической природы, а также его места и роли в системе международных отношений.

Безопасность (международная) - категория политики, означающая способы, средства и формы обеспечения национальных интересов государства как внутри страны, так и в системе международных отношений.

Безопасность (международная) - категория, отражающая такое состояние международных отношений, при котором обеспечиваются фундаментальные национальные интересы всех субъектов мировой политики [6, с. 26].

Необходимо обратить внимание на разницу между международной и международной безопасностью. Международная безопасность - это политика, международная безопасность - это состояние.

Какое состояние международной безопасности предпочтительнее для той или иной страны, зависит от понимания собственных национальных интересов. Поскольку чаще всего эти интересы существенно отличаются у различных держав, то они и являются внутренними источниками "опасности", т.е. напряженности, конфликтов и войн на мировой арене.

Для того чтобы понять, можно ли сконструировать систему международной безопасности таким образом, чтобы она соответствовала фундаментальным интересам всех стран, надо проанализировать эти самые фундаментальные интересы, точнее, как они формулируются теми или иными значимыми акторами мировой политики.

На теоретическом уровне обычно к фундаментальным интересам относят:

) территориальную целостность,

) независимость или политический суверенитет,

) сохранение господствующего строя, т.е. политико-экономического режима,

) экономическое развитие и процветание, которое в немалой степени зависит от взаимодействия с внешней средой .

Международная безопасность тесно связанна с безопасностью самой общественно-политической системы данной страны, с другой стороны при реализации государством своих целей, оно имеет отношения с другими государствами, которые либо будут способствовать, либо препятствовать их выполнению. Поэтому естественно концепция международной безопасности должна строится с учётом как внешних так внутренних угроз.

Исторически известно три основных подхода к обеспечению безопасности. Первым возник подход сделавший ставку на социальный эгоизм и возможность любого произвола при его реализации. В сути своей --это навязывание силой своей воли другим, для чего необходимо собственное превосходство. (Охранительный подход)

Второй подход тоже опирается на силу, на способность дать эффективный отпор потенциальному агрессору. При этом признаётся нежелательность или даже недопустимость силового давления, диктата по отношению к тем, кто не является в данный момент ни реальным, ни потенциальным агрессором («конкурентный» подход).

Существо третьего подхода связано со стремлением к обретению безопасности через отказ от насилия вообще, через процесс всеобьемлющего разоружения. На современном этапе утопичность этого подхода очевидна, поэтому в сознании систем международной безопасности в политической практике используются первые две концепции.

На протяжении многих веков мощь, военное превосходство служили государству для самозащиты и для нападений. Чем сильнее было государство, с военной точки зрения, тем меньше было шансов, что оно подвергнется нападению других государств, сила давала возможность завоевания соседних территорий, уменьшая тем самим риск нападений извне, и, конечно же, устранения любых беспорядков, восстаний и т.д. внутри государства. В то же время сила давала возможность государству достигать своих целей, используя силу как основное средство против противников [7, с. 210].

В условиях, когда национальные интересы формулировались исходя из представления о защите государственной территории, населения и природных ресурсов, военная сила выступала в качестве главного атрибута власти и мощи государства.

Исходя из этого, можно сказать, что концепция международной безопасности долгое время имела внешнюю направленность, и в этом смысле главными её несущими конструкциями были внешнеполитическая стратегия, дипломатическая практика, военно-политическая платформа и военно-силовое обеспечение.

На современном этапе значение военной силы изменилось. С появлением ядерного оружия, современных баллистических ракет, способных в считанные минуты достигать любую точку мира, и имеющих большую разрушительную силу, концепция превосходство сил для обеспечения безопасности и достижения целей потеряла смысл. К тому же с развитием науки и техники и усовершенствованием вооружений, содержание вооружённых сил становилось всё более дорогим. Последующая гонка за превосходство могло привести государства к экономическому истощению. Даже имея сверхсовременное вооружение и превосходную армию, ни одно государство не могла бы обеспечить гарантированную защиту от нападения современными ракетами, и не могла бы сохранить преимущество, которое бы гарантировала его самого от уничтожения. Иначе говоря, наступление ракетно-ядерной эры составило одну из многих причин того, что значение и роль военной мощи относительно прошлого сократилось. Но так как на протяжении всей человеческой цивилизации в сознании людей понятие силы и превосходства были напрямую связанны с понятием безопасности самого индивида, семьи, государства, а также с возможностью достижения своих целей, то переменить этот стереотип на современном этапе будет трудно. Поэтому военная мощь государства ёще долго останется одним из главных составляющих международной безопасности.

В современных условиях международная безопасность зависит не только от вооружённых сил, но и от ряда таких факторов как экономика страны и её конкурентоспособность, благосостояния граждан и их умонастроения и т.д. Среди источников реальной угрозы для многих стран можно назвать: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, межэтнические конфликты, загрязнение окружающей среды, замедление или остановку экономического роста. В дополнение к обеспечению физической безопасности страны и её территориальной целостности в настоящее время международную мощь во всех её аспектах следует реализовать, принимая во внимание загрязнение окружающей среды, численность населения, энергоресурсы и множество других проблем, усиливающихся растущей взаимозависимостью. На современном этапе международную мощь отдельно взятого государства можно определить только в контексте его отношений с другими государствами и их восприятия друг друга.

Поэтому неслучайно, что во многих странах в компетенцию органов, занимающихся проблемами государственной безопасности, кроме вопросов сугубо военной политики отнесены и более широкий круг вопросов, касающихся экономики, экологии, образования и т.д.

С уменьшением роли военных средств обеспечения безопасности увеличивается роль невоенных средств обеспечения безопасности. «Невоенные средства обеспечения безопасности - это по существу всё, чем располагает государство за вычетом военной силы, а также международные факторы, на которые можно опереться в противодействии военным угрозам. Во первых - это совокупность политических, экономических, научно - технических, духовно-культурных, информационных, гуманитарных возможностей страны для интегрирования её в мировую жизнь, развития всесторонних связей, укрепляющих доверие, снижающих военное сопротивления, воздвигающих барьеры для силовой политики, во-вторых, к ним относятся миротворческие элементы международной политической системы, соответствующие глобальные организации и движения, политико-правовые и нравственные нормы, мировое общественное мнение, которые направляют развитие военно-политических отношений государств в русло недопущения воин и военных конфликтов.

В третьих, это международный авторитет и положение государства в мировом сообществе, его духовно-нравственный облик.» [8, с. 35]

По данным учёных можно насчитать около 200 видов невоенных средств обеспечения безопасности. Но среди этих средств ведущая роль принадлежит непосредственно политическим средствам, ибо «политика формирует, направляет, применяет всю совокупную мощь государства и ее отдельные компоненты ради достижения безопасности».

Сейчас употребляются такие политические инструменты обеспечения безопасности, как договоры и соглашения о сокращении вооружений, о военно-политическом сотрудничестве, создаются новые организации и институты в виде межгосударственных и региональных центров по предупреждению военных конфликтов, контроля за военной деятельностью государства.

Но возможности политических средств в обеспечении безопасности, конечно не беспредельны.

Обеспечение международной безопасности должно означать не только предотвращение военной, экологической, экономической и иных угроз, но и создания в обществе таких условий, которые бы стимулировали социальное, культурное, экономическое развитие общества. Когда одна страна стремится заставить другую страну изменить экономическую политику, чтобы обеспечить более широкий доступ к её рынкам, невоенные средства и методы оказываются более эффективными, чем военная сила.

Важное значение имеет тот факт, что научно-техническая революция, всевозрастающий спрос на мировые ресурсы, всё более глубокое интегрирование государств во всемирное хозяйство, сократили географические, политические и экономические расстояния между государствами. В мире появилось много точек, где пересекаются интересы, потребности, продукты и т.д. государств. Государства Больше стали зависеть друг от друга [9, с. 36].

Взаимозависимость государств, в свою очередь привело к тому, что для обеспечения своей безопасности приходится думать и о безопасности других государств. Обеспечение всеобщей безопасности, создание условий исключающих нарушение всеобщего мира или возникновение угрозы безопасности народов в какой бы то ни было форме, стало частью национального интереса большинства стран - членов мирового сообщества.

В деле обеспечения коллективной безопасности все большую роль стали играть региональные и международные организации. Основные принципы поддержания мира и международной безопасности, сформулированные в уставе и других документов ООН, предусматривают принятия коллективных мер по предотвращению и устранению угрозы миру, подавление актов агрессии, неприменение насилия при разрешении международных споров и т.д. В соответствии с Уставом ООН главная ответственность за поддержания мира и международной безопасности возложена на Совет Безопасности ООН.

В заключении можно сказать, что на современном этапе в сфере безопасности произошли перемены принципиального характера, касающейся не только путей и средств обеспечения безопасности в современном мире, но и самой сути понятия. Усиления взаимозависимости стран и появление глобальных проблем ведёт к понимании того, что эти проблемы невозможно решить в одиночку, для это требуется объединенное усилия всех народов на основе мирового сотрудничества. Новая модель безопасности должна создаваться усилиями всех государств и народов.

1.2 Принципы обеспечения международной безопасности

Право международной безопасности представляет систему принципов и норм, регулирующих военно- политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений.

Уже вполне четко определились главные, основополагающие реальности в области международной безопасности и межгосударственных отношений, к числу которых, в частности, относятся следующие :

. Идеологическая и классовая борьба не могут лежать в основе мирных межгосударственных отношений.

. Ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, идеологических и каких бы то ни было других целей. Поэтому существуют договоры о запрещении ядерного оружия и оружия массового уничтожения.

. Международная безопасность имеет всеобъемлющий характер. Т.е., затрагивает многие вопросы и сферы общественной жизни.

. Международная безопасность неделима. Нельзя строить безопасность одного государства за счет безопасности другого. Нельзя допускать гонку вооружений.

. Неизмеримо выросла миротворческая роль ООН в борьбе за безопасность Перечисленные выше реальности современного мира и другие факторы свидетельствуют, с одной стороны, о многогранности и всеобъемлющем характере международной безопасности, а с другой - о неразрывной связи безопасности каждого отдельного государства с безопасностью всего международного сообщества в целом, а также связи между безопасностью и развитием.

Как и любая отрасль международного права опирается на общие принципы международного права, особенно на принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного разрешения споров, принцип территориальной целостности и нерушимости границ, а также ряд отраслевых принципов, таких, как принцип равенства и одинаковой безопасности, принцип ненанесения ущерба и др.

У права международной безопасности есть одна особенность - это то, что его принципы при регулировании международных отношений тесно переплетаются с принципами и нормами всех других отраслей международного права и образуют таким образом вторичную структуру, обслуживающую по существу, всю систему современного международного права. Эта возможность дает основание говорить о том, что право международной безопасности является комплексной отраслью современного международного права.

Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (гл.I, гл. VI, гл. VII).

Поддерживать международный мира и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры … - главные из целей Организации Объединенных Наций (ст.1)

Принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, также могут быть отнесены к категории источников права международной безопасности. Например, «О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия» (1972 г.) или «Определение агрессии» (1974 г.)

Важное место в комплексе источников права международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры. Их можно разделить на 4 группы:

. Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении. Это: Договор об Антарктике (1959г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968г.), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (1985г.) и др.

. Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношениях. Это: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963г.),

Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия (1996г.)Договор Между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1993г.)

. Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие из уничтожение. Таковы: Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении (1993г.), Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности (1987г.)

. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. Это - Соглашение о линиях прямой связи между СССР и США (1963, 1971гг.), и др.

Среди источников также особого внимания заслуживают документы, принятые в рамках СБСЕ.

Международная безопасность - это политика, направленная на защиту и реализацию национальных интересов страны. Эта политика может принимать разнообразные формы и средства: экономические, дипломатические, военные и т.д. Но, так или иначе, все государства, проводя политику международной безопасности, защищают внешние интересы. Разница же заключается в том, какими финансовыми ресурсами обеспечивается политика международной безопасности. Финансирование же этой политики зависит не только от внешних целей государства на международной арене, но и от финансовых возможностей государства, которые в свою очередь зависят от экономического потенциала страны.

Скажем, если государство претендует на роль великой державы и при этом на внешнюю политику оно выделяет 1 млрд. долл., заранее можно предсказать, что его попытки обречены на провал, а 1 млрд. долл. выброшен на ветер. Поскольку завоевание подобной роли, как показывает практика великих держав, требует, как минимум, около 50-60 млрд. долл. в год. Но если это же государство тратит на внешнюю политику, допустим, 50 млрд долл, а его экономический потенциал, определяемый через ВВП, составляет где-то 200-250 мдрд долл., то это государство начнет разорять собственную страну, поскольку внешнеполитический потенциал в 50 млрд долл требует, как минимум, ВВП не ниже 1 трлн. долл.

Эти закономерности в свое время "блестяще" продемонстрировал Советский Союз, больше половины экономики которого работала на внешние цели, которые не только не соответствовали национальным интересам страны, но и фундаментально противоречили внутренним потребностям государства. То есть руководители СССР оказались не в состоянии соразмерять затраты на внешнюю и внутреннею политику. Неумение считать был одним из важнейших факторов развала советской империи.

Вся эта цепочка международная безопасность - национальные интересы - международная безопасность - внешнеполитический потенциал - экономический потенциал взаимосвязаны, а их взаимоотношения определяются законом экономической массы, законом центра силы, законом силы и законом оптимального соотношения между затратами на внешнюю и внутреннею политику.

Отсюда следует вывод: при несовпадении фундаментальных национальных интересов двух стран выигрывает тот, кто тратит большие суммы на политику международной безопасности, или на внешнею политику вообще.

Существует не просто связь или взаимосвязь между структурой международных отношений и содержанием системы международной безопасности. Точнее, эта взаимосвязь определяется через одну закономерность: тот, кто доминирует в геостратегическом пространстве международных отношений, тот и определяет содержание международной безопасности. Последняя в конечном счете совпадает с международной безопасностью страны гегемона или лидера.

Это вывод подтверждается и исторической практикой. Напомню, что после поражения Наполеона контекст безопасности в Европе определяли страны победители - Россия и Великобритания, пока первая не потерпела поражение в Крымской войне. В годы холодной войны международная безопасность определялась биполярной структурой международных отношений, другими словами, двумя сверхдержавами США и СССР. Поскольку сейчас воцарился однополярный мир, возглавляемый США, то и международная безопасность определяется "золотым миллиардом".


2.1 Права человека и право международной безопасности

Наряду с обществом и государством к основным объектам безопасности государства относится личность - ее права и свободы. В связи с этим соблюдение прав человека в каждом государстве, т.е. у себя дома и во всем мире является важнейшим условием в ходе обеспечения как национальной, так международной безопасности .

Личные права и свободы человека называются личными потому, что принадлежат человеку или гражданину, так как он является индивидом, представителем человеческой общности. Однако необходимо пояснить, что личные права и права личности - совершенно различные понятия. Права личности - это меры возможного поведения, принадлежащие индивиду, который определяет себя в обществе и общество вокруг себя, может осознавать поступки и предвидеть их последствия. Личность обладает дееспособностью. Например, в Казахстане к правам личности относятся: право на жизнь; право на личное достоинство; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени и др [10, с. 59].

Социальные катаклизмы, любые надломы в историческом развитии народов и наций, спады и подъемы в государственной и общественной жизни, равно как и процесс по обеспечению национальной безопасности не могут быть оправданием нарушений прав и свобод человека.

Следовательно, актуальность анализа диалектики взаимосвязи прав человека и процесса обеспечения национальной безопасности государства имеет особый смысл для обеспечения безопасности нашей страны -Казахстана. Происходящие в ней сложные процессы становления системы национальной безопасности в условиях новой государственности, демократизации общественной жизни, перехода к рыночным отношениям, осуществления реформы чреваты нарушением социальной и политической стабильности, появлением и эскалацией внутриполитических и других конфликтов, в том числе и вооруженных.

Мировая история учит, что конфликтогенность процессов обеспечения национальной безопасности в условиях реформирования страны напрямую зависит от того, как будут решаться проблемы защиты прав человека, станут ли они в центре внимания государства и общества. Понятно, что особое значение при этом имеет правовой статус личности, принимающей самое активное участие в процессе обеспечения безопасности страны, обеспечение ее социального положения на уровне норм международных стандартов в области прав человека.

Международным сообществом накоплен большой опыт в разработке стандартов в области прав человека и создании механизма по их соблюдению. В ходе повышения эффективности функционирования механизма обеспечения безопасности государства гарантом их обеспечения является государство в лице его органов законодательной, исполнительной и судебной властей, а также государственного управления.

На международном уровне защита прав человека находит выражение в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (Пактах о правах человека), Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а также в документах, принятых в рамках ОБСЕ, Совета Европы и СНГ. В названных документах содержатся, например, положения о том, что государства признают право каждого человека на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности, одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации (ст. 7 Пакта об экономических, социальных и культурных правах), на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11).

В Пакте о гражданских и политических правах провозглашается право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. В то же время эта норма не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции (ст. 22).

В Пактах о правах человека предусматривается комплекс различных мер по осуществлению субъективных прав человека. Например, Пактом о гражданских и политических правах предусмотрено создание Комитета по правам человека, состоящего из восемнадцати независимых экспертов, выдвигаемых и избираемых государствами-участниками Пакта. Они работают в личном качестве. Комитет осуществляет контроль за соблюдением положений Пактов в том числе и путем рассмотрения периодических докладов, представляемых государствами-участниками Пакта (ст. 40). Каждое государство обязуется представлять такие доклады в течение первого года после вступления для них в силу Пакта о гражданских и политических правах, а после этого - по требованию Комитета. Комитет, изучив доклады, высказывает свою точку зрения и направляет ежегодные доклады Генеральной Ассамблее и Экономическому и Социальному Совету ООН (ЭКОСОС). Доклады рассматриваются на открытых заседаниях и в присутствии представителя заинтересованного государства, которому могут задавать вопросы. Комитет вправе также адресовать свои соображения непосредственно правительствам.

На защиту прав и свобод человека, осуществляющего защиту своей Родины в процессе обеспечения национальной безопасности, особенно в ходе войны, направлены нормы международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов. Основными источниками международного гуманитарного права являются Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы I и II к ним 1977 г. Нормы международного гуманитарного права обязывают государства обеспечивать правовую защиту законных участников вооруженных конфликтов: раненых, больных, военнопленных, лиц, потерпевших кораблекрушение, т.е. обеспечивать им такой правовой статус, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал бы насилие, издевательство, глумление над личностью.

Хотя само понимание права уважения человека корнями уходит в XIX век, однако становление как принципа всеобщего уважения прав человека пошло с принятием Устава ООН.

В преамбуле Устава члены ООН утвердили веру в основные права человека…, в равноправие мужчин и женщин.

Так в ст. 1 Устава ООН в качестве цели членов ООН говорится о сотрудничестве между ними, поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, безразличии расы, пола, языка и религии.

В то же время ст. 55 Устава ООН гласит ... ООН содействует:

1.повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

2.всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основ свобод для всех.

При этом ст. 56 предусматривает, что все члены ООН обязуются принимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с организацией для достижения целей, указанных в ст. 55.

Однако, несмотря на обилие международных основополагающих нормативно-правовых актов, надо, к сожалению, отметить, что в отношении обеспечения прав и свобод человека, занимающегося обеспечением безопасности своего Отечества, далеко еще не все сделано. И хуже того, закрепленные в Пактах о правах человека, законах права и свободы граждан нарушаются. Предстоит пройти огромный путь во имя того, чтобы всем были гарантированы общепризнанные права и свободы и в мирное, и в военное время.

Исходя из вышеперечисленного вполне очевидно, что настала необходимость в усовершенствовании нормативно-правовой базы действующего законодательства, которая позволяла бы более тщательно, надежно оберегать права человека, гражданина, общества и государства на безопасность своего развития, вводить ограничения и запреты в интересах повышения национальной безопасности Республики Казахстан в XXI веке.

При этом необходимо учитывать, что при обеспечении безопасности государства права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Например, могут быть предусмотрены следующие меры или временные ограничения: введение комендантского часа; ограничение свободы печати и других средств массовой информации; приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств; ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и т.п.

При этом граждане и организации в установленном законодательством порядке вправе получать разъяснения от субъектов обеспечения безопасности по поводу ограничения прав и свобод. Игнорирование прав человека в ходе процесса обеспечения безопасности государства может серьезно усугубить и осложнить его исход, а затем и вылиться во внутриполитические конфликты.

Рассмотрим возможные ограничения прав и свобод человека по законодательству Республики Казахстан. Следует учитывать при этом, что федеральным законодательством предусмотрены как правовые нормы, непосредственно направленные на обеспечение прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения, так и нормы, содержащие процедурные вопросы но, которые также косвенно служат целям предотвращения нарушения прав и свобод человека в ходе обеспечения безопасности страны.

К первым относятся прежде всего нормы, содержащиеся в Конституции. Так, например, в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. В то же время ни при каких условиях не подлежат ограничению права и свободы человека, право на жизнь с учетом положений о смертной казни, достоинство личности охраняется государством, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, каждый имеет право на жилище, не может быть произвольно лишен жилища, положения о судебной защите, о праве на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Таким образом, подводя итог нашим рассуждениям можно с уверенностью сказать, что вопрос диалектики взаимосвязи казахстанского и международного права и процесса обеспечения безопасности Республики Казахстан в современных условиях становится все более актуальным. Еще не в полном объеме проработаны законодательные основы механизма функционирования обеспечения национальной безопасности. Кроме того, необходимо проводить работу по согласованию содержания нормативно-правовых актов в сфере обеспечения прав человека в ходе реформирования системы казахстанской и международной безопасности.

.2 Ответственность в праве международной безопасности

В международно-правовой литературе получила известное распространение концепция уголовной ответственности государств. Наиболее горячо отстаивал эту концепцию румынский профессор В. Пелла, который в 1925 году написал книгу Коллективная преступность государств и уголовное право будущего. По мнению В. Пелла, если юридические лица могут считаться фиктивными образованиями, связанными и действующими по воле человека, то государства представляют нации, а существование нации не зависит от воли индивида. Государство претворяет в жизнь групповую волю нации. И если такая воля является преступной, то ответственность должно нести государство и соответственно - нация [11, с. 4].

С признанием уголовной ответственности государств В. Пелла связывает возможность предупреждения международных преступлений. По его мнению, история показала, что войну нельзя уничтожить заключением договоров, действием Лиги Наций или ООН. Миссию поддержания мира нужно доверить международному уголовному праву. Как внутригосударственное право было одним из факторов, позволяющих обществу обуздать агрессивные черты индивида, так и международное уголовное право может стать средством подавления империализма и других проявлений эгоистических устремлений отдельных государств.

Концепция уголовной ответственности государств в международном праве отстаивалась прежде всего специалистами в области криминалистики и основывалась на теории единства путей развития международного и национального права. Согласно указанной теории развитие права представляет собой единый процесс, в котором национальное право и международное право находятся лишь на различных ступенях развития, причем международное право отстает в своем развитии от национального права.

Оценивая практическую ценность концепции уголовной ответственности государств, А.Н. Трайнин пишет: Под покровом уголовно-правовой формы криминализация ведет к ослаблению всей системы санкций против агрессоров, ибо уголовный процесс связан с целым рядом формальных требований, выполнение которых способно лишь осложнить и ослабить борьбу с государством-агрессором. По мнению А.Н. Трайнина, такие понятия и институты материального уголовного права, как вина, вменяемость, стадии свершения преступления, соучастие, наказание, нельзя применять к государству: государство не может быть вменяемо или невменяемо; государство не может быть на скамье подсудимых или за решеткой тюрьмы[12, с. 120].

В качестве одного из возражений против концепции уголовной ответственности государств приводится тезис, что в случае ее признания вся тяжесть правовых последствий ложится не на виновных, а на все население, за действия преступной клики должен отвечать народ [13, с. 32].

Специфика международного права заключается в первую очередь в том, что основными его субъектами являются суверенные государства, для которых характерна их неподчиненность внешней власти, в том числе взаимная независимость. Именно равенство государств требует того, чтобы никакое государство не было связано международной нормой, на которую оно не дало, явно или молчаливо, своего несомненного согласия. Поскольку нормы международного права создаются путем соглашения его субъектов, механизм формирования и действия международного права носит межгосударственный, а не надгосударственный характер.

Таким образом, государства в качестве субъектов международного права, суверенных и не подсудных другим субъектам, не могут нести уголовную ответственность. Когда агрессию и некоторые другие серьезные нарушения императивных норм международного права называют преступлениями, то этим хотят лишь подчеркнуть в отношении государств существование особой категории международных обязательств erga omnes, которые являются обязательствами не только по отношению к каждому другому члену международного сообщества государств, но одновременно и обязательствами в отношении международного сообщества государств в целом.

В современном международном праве признается принцип индивидуальной ответственности (наряду с ответственностью государств) за преступления против мира, а именно за планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны либо войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, либо за участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий.

Вопрос о наказании виновников развязывания и ведения войны был впервые поставлен в ходе работы Комиссии по вопросам ответственности за войну, так называемой Комиссии пятнадцати, созданной 25 января 1919 г. на Парижской мирной конференции. В своем заключении Комиссия указала, что агрессивная война не может рассматриваться как акт, прямо противоречащий положительному праву. Ссылаясь на принципы nullum crimen sine lege и ex post facto, то есть на недопустимость наказания без закона и недопустимость придания закону обратной силы, американские делегаты в Комиссии пятнадцати высказались против привлечения к суду бывшего императора Германии Вильгельма II.

В то же время под давлением международного сообщества в Версальский мирный договор были включена статья 227, предусматривающая создание специального суда, состоявшего из пяти судей, назначенных каждой из пяти держав-победительниц, для отправления правосудия над Вильгельмом II за грубейшие нарушения в области международной морали и несоблюдение святости договоров. Как известно, суд над бывшим германским императором не был проведен из-за отказа Голландии выдать его.

Преступления против международного права, - гласит Нюрнбергский приговор, - совершаются людьми, а не абстрактными категориями, и только путем наказания отдельных лиц, совершающих такие преступления, могут быть соблюдены установления международного права.

Международный военный трибунал отверг и доктрину государственного акта, сославшись на ст. 7 Устава, которая гласит: Должностное положение подсудимых, их положение в качестве глав государств или ответственных чиновников различных правительственных ведомств, не должно рассматриваться как основание для освобождения от ответственности или смягчения наказания. Трибунал указал в приговоре, что принцип международного права, который при определенных обстоятельствах защищает представителя государства, не может быть применен к действиям, которые осуждаются как преступные согласно международному праву.

В этой связи можно ли рассматривать утверждение в международном праве принципа индивидуальной ответственности за международные преступления как доказательство того, что индивиды являются субъектами международного права.

Как известно, субъект международного права должен обладать определенными качествами, прежде всего способностью быть носителем суверенных прав и обязанностей. Важным является то, что, во-первых, указанные права и обязанности являются суверенными, имманентно присущими субъекту международного права и, во-вторых, первоисточником таких прав и обязанностей является суверенитет.

Одна из самых существенных особенностей субъектов международного права состоит в том, что они являются не только носителями суверенных прав и обязанностей, но и одновременно выступают как единственные создатели норм международного права. Иначе говоря, субъекты международного права сами вырабатывают и закрепляют свои права и обязанности в соглашениях в результате свободного волеизъявления сторон.

Субъекты международного права, помимо того, что они являются носителями суверенных прав и обязанностей и создателями норм международного права, выступают еще и как сила, обеспечивающая их соблюдение, поскольку в международном праве отсутствует централизованный аппарат (аналогичный с государственным аппаратом), способный принуждать к соблюдению норм права.

Никакие из указанных выше качеств не присущи индивидам.

Таким образом, если признать, что индивид может нести уголовную ответственность по международному праву, то тогда следует признать его международную правосубъектность, если же он не обладает международной правосубъектностью, то, следовательно, и не может нести ответственность по международному праву. Возникает вопрос: кто же в таком случае должен отвечать за совершенные злодеяния?

Ведение агрессивной войны означает осуществление непосредственных военных действий против другого государства.

Международно-правовая ответственность - один из старейших институтов международного права, сложившихся на базе обычно-правовых норм. Но тот институт - классического международного права - отличен от института, оформившегося в современном мире.

В прошлом ответственность главным образом сводилась к обязанности государства возместить ущерб, причиненный личности или имуществу иностранцев; не знал названный институт таких понятий современной международно-правовой ответственности, как «агрессия», «права человека», «ответственность за войну» и т.д.; наконец, классическое международное право в основном было обычным правом, теперь же институт ответственности наряду с обычаем включает и статьи в отдельных договорах, а кроме того, предпринимаются попытки кодифицировать общие нормы ответственности в международном праве.

Нормы о международно-правовой ответственности государств «разбросаны» по отдельным отраслям международного права, таким, как право международной правосубъектности, право международных организаций, право международной безопасности и др.

Комиссия международного права по поручению Генеральной Ассамблеи ООН занимается кодификацией норм этого института с 1956 года, но до сих пор не завершила свою работу.

Ответственность в международном праве представляет собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю. Содержание правоотношения международно-правовой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения.

Как заявила в 1928 году Постоянная палата международного правосудия (предшественница Международного Суда ООН), принципом международного права и, более того, общей правовой концепцией является признание того, что любое нарушение взятого на себя обязательства влечет за собой обязанность возместить ущерб. Иначе говоря, это является непременным следствием несоблюдения договоров, в связи с чем нет необходимости оговаривать это в самом договоре.

Из данного положения вытекает следующее: 1) обязанность нести ответственность за международные правонарушения есть общепризнанная норма обычного международного права; 2) в международном праве нет деления ответственности на договорную и деликтную. Независимо от того, закреплено это в договоре или нет, любое его нарушение влечет за собой право требовать возмещения, с одной стороны, и обязанность отвечать за свои действия - с другой.

Таким образом, ответственность в международном праве можно определить как международно-правовой институт, включающий совокупность правовых норм, которые регулируют международные отношения в случае совершения государством или иным субъектом международного права деяний, относящихся к разряду транснациональных и признанных таковыми в международных соглашениях.

Международно-правовая ответственность означает обязанность государства не только ликвидировать вред, причиненный нарушением, но и право потерпевшей стороны на удовлетворение своих нарушенных интересов (восстановление границы, требование публичного извинения и т.д.).

Например, с точки зрения международного права, в балканском конфликте страны НАТО, а также другие страны мира подверглись агрессии со стороны Югославии, за что последняя и понесла наказание.

Юридические последствия нарушения договорных или обычных норм международного права могут затрагивать государство-правонарушителя, потерпевшее государство или группу государств или все международное сообщество в целом, а также международные правительственные неправительственные организации. Эти последствия, а также формы и объем ответственности могут быть различными в зависимости от тяжести правонарушения, размера нанесенного ущерба, от характера и степени опасности правонарушения и, в частности, могут включать:

а) ответственность за агрессию, геноцид, апартеид, расовую дискриминацию, за нарушение законов и обычаев войны, за отказ от предоставления независимости колониальным странам и народам;

б) обязанность государства-правонарушителя (группы государств-правонарушителей) возместить причиненный ущерб другим субъектам международного права, а в отдельных случаях и их юридическим и физическим лицам;

в) применение в соответствии с международным правом к государству-правонарушителю принудительных мер в ответ на правонарушение, вплоть до установления экономической блокады и использования вооруженных сил по ст. 41 или 42 Устава ООН (например, против Ирака и Югославии в 90-х годах и КНДР в 1950-1958 гг.).

Вопрос о международно-правовой ответственности государств впервые возник после первой мировой войны, когда в международных отношениях стала укрепляться идея преступности агрессивной войны. Эта идея, пройдя через ряд международно-правовых актов, постепенно превратилась в действующий и уже достаточно действенный принцип международного права. Первые попытки его установления связываются с созданием после первой мировой войны Лиги наций. В преамбуле к статуту этой организации подчеркивается необходимость принять некоторые обязательства по предотвращению войны и «строго соблюдать предписания международного права, признаваемого отныне действительным правилом поведения правительств». В Статуте отмечалось также обязательство членов Лиги «уважать и охранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги».

В числе первых наиболее значимых международно-правовых, положивших начало разработке института международной ответственности, стала Декларация об ответственности гитлеровцев за совершенные зверства, принятая на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в октябре 1943 года. После этого по итогам Крымской конференции (февраль 1945 года) руководители трех держав, выражая свое отношение к будущему Германии, заявили: «нашей непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира».

Наконец, 1 октября 1946 года был вынесен Приговор Международного военного трибунала, который в декабре того же года получил признание в Организации Объединенных Наций. В Резолюции по этому поводу отмечалось, что Генеральная Ассамблея ООН подтверждает принципы международного права, выработанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие отражение в его приговоре; ныне эти принципы имеют универсальное значение.

Так был создан первый прецедент привлечения государства, совершившего международное преступление, к международно-правовой ответственности. Однако темпы развития этого института оказались не столь высокими, как ожидалось, - слишком уж трудным является нахождение решений, удовлетворяющих необходимое большинство стран мира.

В дальнейшем, после Нюрнбергского и Токийского процессов, в вопросах ответственности государств за агрессию, преступления против мира и человечности главную роль стал играть Совет Безопасности ООН - один из основных постоянно действующих органов ООН. В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами и других нарушений мира.

Получила международное признание и юридическое закрепление уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира, человечности и военные преступления, а также другие международные преступления с неприменимостью срока давности к таким преступлениям. Ответственность наступает, если деяния отдельных лиц связаны с преступной деятельностью государства и государственных органов. Эта ответственность получила отражение в Уставах международных военных трибуналов 1945 и 1946 гг., в других международных конвенциях, касающихся уголовных преступлений международного характера, в которых принимают участие должностные лица государственных органов.

В связи с распадом Югославии и СССР и самороспуском Организации Варшавского Договора необычайно возросла роль ООН и ее Совета Безопасности, который в феврале 1993 года принял решение об учреждении Международного трибунала по расследованию преступлений в бывшей Югославии, а в 1994 году - аналогичного Трибунала по Руанде. Вместе с тем российская наука международного права отвергает уголовную ответственность государства как субъекта международного права и саму возможность применения к нему норм уголовного права.

Таким образом, можно сделать вывод, что институт ответственности является общим, «сквозным» институтом международного права, его нормы признаны обеспечить охрану правопорядка во всех межгосударственных отношений.

Ответственность наступает при наличии определенных оснований, понимаемых в двух значениях - на основе чего и за что возникает ответственность.

Основанием международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения.

Основаниями международной ответственности являются предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.

Между ними существует тесная связь. С одной стороны, если право не содержит обязанности определенных действий либо запрета, то не может идти речь о правонарушении и, следовательно, об ответственности. С другой - если в поведении субъекта нет признаков правонарушения, то постановка вопроса об ответственности также исключается.

Юридические основания. Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности шире, чем круг источников международного права.

Юридическими основаниями ответственности являются: договор, обычай, решение международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций (например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую обязательность для всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающих юридически обязательные правила поведения для данного государств (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).

Фактические основания. Фактические основания есть то, за что наступает ответственность. В силу этого необходимо четко установить элементы международного правонарушения, которое и выступает в качестве фактического основания ответственности. КМП выделила два элемента правонарушения. Статья 3 проекта статей об ответственности «Элементы международно-противоправного деяния» гласит: «Международно-противоправное деяния государства налицо в том случае, когда а) какое-либо поведение, заключающееся в действии или бездействии, может, согласно международному праву, присваиваться государству и б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства».

Государство - это единый социальный организм, все функции которого осуществляются через систему государственных органов. Поэтому, решая вопрос о вменении поведения государству, надо установить круг органов, за которые оно несет ответственность. Статья 5 проекта статей формулирует общее правило: «Поведение любого органа государства, имеющего такой статус согласно внутреннему праву этого государства, рассматривается согласно международному праву и при условии, что в данном случае указанный орган действовал в качестве такового, как деяние этого государства». Следовательно, какая-либо инстанция должна иметь статус органа государства, определение же системы таких органов относится к внутренней компетенции каждого государства.

Последующие статьи проекта конкретизируют общее правило и устанавливают, что не имеет значения, к какой власти принадлежит орган государства - учредительный, законодательный, исполнительный, судебный или иной, а также какой - международный или внутригосударственный - характер имеют эти функции.

Презумпция, следовательно, такова, что государство несет международную ответственность за действия любых своих органов, независимо от их функций.

Процессуальные основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально регламентирована в международно-правовых актах, в других - ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.

Итак, международно-правовая ответственность возникает при необходимых юридических и фактических основаниях - конкретного правового обязательства и наличия правонарушения в действиях субъекта.

При квалификации поведения государств необходимо учитывать обстоятельства, наличие которых освобождает государства от ответственности. Они могут быть двух видов - исключающие возникновение ответственности и исключающие реализацию ответственности. Первые представляют собой ситуации, при которых поведение государства, квалифицируемое в нормальных условиях как правонарушение, признается правомерным и не порождает ответственности. Вторые - это фактические ситуации, , при которых порожденная правонарушением ответственность фактически не осуществляется.

Отличие между поведением государства при обстоятельствах, освобождающих от ответственности, и поведением, смежным с правонарушениями, состоит в том, что первое формально содержит все признаки состава, тогда как второе лишь внешне похоже на правонарушение, но не содержит всех его признаков.

В проекте статей об ответственности КМП фактически сконцентрировала внимание только на обстоятельствах, исключающих возникновение ответственности. Выделив специальную главу "Обстоятельства, исключающие противоправность", она отметила случаи, когда "несмотря на явное наличие двух условий существования международно-противоправного деяния, нельзя сделать вывод о его существовании. Комиссия назвала следующие обстоятельства: согласие, контрмеры, форс-мажор и непредвиденный случай, бедствие, состояние необходимости, самооборона.

Надо подчеркнуть, вместе с тем, что международное право не допускает ссылок на обстоятельства, освобождающие от ответственности, при нарушении норм jus cogens (прежде всего при совершении международных преступлений). Это нашло отражение и в проекте статей об ответственности.

Согласие, ответные меры, самооборона осуществляются самим государством и представляют волевое действие, осуществление права. В отличие от них форс-мажор, случай, бедствие, состояние необходимости - это объективные, внешние по отношению к поведению государства обстоятельства, независящие от его воли.

Согласие. Статья 29 проекта говорит, что данное одним государством другому государству согласие на отступление последнего от международного обязательства исключает противоправность в отношении первого государства. Согласие должно быть юридически действительным, т.е. не быть результатом ошибки, подкупа, насилия.

Итак, международно-правовая ответственность представляет собой юридические последствия, которые могут наступить для субъекта международного права в результате его действий или бездействий, если при этом нарушены применимые к данному правоотношению международно-правовые нормы.

Одновременно это и одно из юридических средств обеспечения соблюдения этих норм и возмещения нанесенного ущерба. Являясь важнейшим и наиболее эффективным правовым средством обеспечения норм международного права, международно-правовая ответственность получает выражение в обязанности ее субъекта полностью или частично устранить допущенное нарушение: ликвидировать причиненный вред, понести иные неблагоприятные последствия. Практически все правовые системы мира признают международно-правовую ответственность государств, нарушающих нормы международного права и свои обязательства по международным договорам.

3. Перспективы укрепления системы коллективной безопасности

.1 Разоружение и меры доверия как важнейшие средства укрепления системы коллективной безопасности

Деятельность государств по соблюдению договоров, касающихся мер по укреплению доверия и безопасности, непосредственно затрагивает интересы военной организации и требует глубокой проработки названных международно-правовых актов в целях выработки и обеспечения правового статуса наблюдателей и инспекторов, а также высокопрофессиональной подготовки и работы в этом качестве российских военнослужащих. В связи с развитием и совершенствованием института мер укрепления доверия и безопасности в рамках ОБСЕ знания международного права необходимы и для подготовки проектов соглашений, нацеленных на расширение зоны доверия [13, с. 65].

В литературе отмечается, что «меры доверия в военной области, имеющие материальное значение, могут носить самый разнообразный характер, однако они как таковые создают благоприятную атмосферу для начала переговоров и решения конкретных вопросов разоружения, создают определенные политические гарантии этому процессу» [14, с. 65].

Важным средством укрепления доверия между государствами является международный контроль. Институт международного контроля широко применяется по соглашениям в области разоружения, охраны окружающей среды, освоения космоса и др. Так, например, Национальный центр России по уменьшению ядерной опасности и подобный ему в США являются по сути рабочими органами правительств по контролю за реализацией международных договоров об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок, о взаимных заблаговременных уведомлениях о крупных стратегических учениях, о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, о подземных ядерных взрывах в мирных целях и других.

Крупнейшая концентрация вооружений и вооруженных сил в Европе и во всем мире в середине 70-х годов создала обстановку подозрительности и враждебности между государствами. Их устранение потребовало поиска мер, ведущих к созданию климата доверия между государствами вообще, и в военной области, в частности.

Юридическое содержание добросовестности вытекает из текста Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. из разделов: применение договоров (ст. 28-30); толкование договоров (ст. 31-33).

Применение положений договора во многом определяется его толкованием. С этой точки зрения можно предположить, что добросовестным будет применение договора, который и истолкован добросовестно (в соответствии с обычным значением, которое следует предавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора). Важным шагом в этом направлении явилась выработка государствами мер по укреплению доверия в рамках СБСЕ, содержащихся в Документе по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения, включенном в Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.; Итоговом документе мадридской встречи 1980 г.; Документе стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению 1986 г.; Итоговом документе венской встречи 1989 г. и других документах СБСЕ (а с 1994 г. - ОБСЕ).

В Документе по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения нашли юридическое закрепление следующие меры по укреплению доверия в военной области: предварительное уведомление о крупных военных учениях; обмен наблюдателями; предварительное уведомление о крупных передвижениях войск; содействие обменам по приглашению между военным персоналом, включая визиты военных делегаций.

В Стокгольмском документе государства-участники СБСЕ расширили круг мер доверия, согласившись на предварительное уведомление об определенных видах военной деятельности, наблюдение за определенными ее видами, обмен ежегодными планами уведомляемой военной деятельности и др. Кроме того, государства договорились о том, что согласованные меры укрепления доверия и безопасности будут обеспечиваться адекватными формами проверки.

Очевидно, что меры укрепления доверия в военной области - это система политико-правовых средств, направленных на обеспечение международной безопасности, добросовестное выполнение которых государствами устраняет сомнения и подозрительность между ними, создает благоприятные условия для дальнейшего развития международного сотрудничества.

При этом контрольная деятельность государств может способствовать укреплению доверия только при том непременном условии, если она будет правомерной. Критерием правомерности в осуществлении контроля являются основные принципы и нормы международного права.

В практическом плане ими руководствуются военные делегации, эксперты, инспектора, наблюдатели на переговорах по обсуждению проблем контроля, при проверке выполнения действующих соглашений государствами или разработке проектов международных документов, касающихся контрольной деятельности государств.

Признание разоружения в качестве принципа международного права налагает на государства обязанность искать согласованные подходы для заключения международных договоров в области разоружения и добросовестно выполнять вступившие в силу соглашения.

Отдавая приоритет шагам, направленным на разоружение, нельзя приуменьшать значение конкретных согласованных мер укрепления доверия, создающих благоприятные условия для практического разоружения.

В заключительном документе первой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению сказано: «Для содействия процессу разоружения необходимо принимать меры и проводить политику укрепления международного мира и безопасности и создания атмосферы доверия между государствами. Обязательство принимать, меры по укреплению доверия могло бы значительно способствовать подготовке и дальнейшему прогрессу в области разоружения».

Интересы обеспечения безопасности государств требуют создания такой модели переговорного процесса в области разоружения, который обеспечивал бы эффективное дополнение разоружения мерами укрепления доверия. Эта модель признана в рамках СБСЕ и практически начала действовать при проведении переговоров по сокращению обычных вооруженных сил в Европе и переговоров по укреплению доверия и безопасности на континенте. Преимущество такой взаимосвязанной модели заключается в том, что меры укрепления доверия не только создают благоприятную атмосферу для сокращения вооруженных сил и вооружений договаривающихся сторон, но и служат гарантом стабильности военно-политической ситуации в Европе, обеспечивая ее предсказуемость и своевременно предотвращая потенциальные конфликтные ситуации. Однако следует иметь в виду, что меры укрепления доверия не должны ни заменить меры по разоружению, ни служить предварительным условием для их осуществления, ни отвлекать от них внимания. Не следует предаваться иллюзиям и пытаться увидеть в мерах укрепления доверия нечто большее, чем они есть на самом деле, а именно то, что это сопутствующие разоружению шаги [13, с. 56].

3.2 Правомерное применение силы как средство укрепления системы коллективной безопасности

Правомерное применение вооруженной силы в рамках Устава ООН сводится к двум ситуациям: коллективным действиям для поддержания или восстановления международного мира и безопасности, предпринимаемым по решению Совета Безопасности ООН, и осуществлению права на индивидуальную или коллективную самооборону в ответ на вооруженное нападение.

Отдельным случаем правомерного применения силы может быть вооруженная борьба национально-освободительных движений, которые представляют нации и народы, стремящиеся к самостоятельности. На такой позиции на протяжении долгого времени твердо стояла отечественная международно-правовая доктрина. Более того, она полагала такое применение силы способом реализации национально-освободительным движением права на самооборону.

Устав ООН допускает применение силы еще и против «вражеских государств». Имеются в виду те, кто нес ответственность за развязывание Второй мировой войны. Спору нет, эти государства уже давно заняли достойное и уважаемое место в международном сообществе, однако пока не совершены все формальности, необходимые для полного устранения самого понятия «вражеское государство» из международного права.

Государство может сослаться на право на самооборону для того, чтобы силой восстановить юрисдикцию над территориями, эффективно контролируемыми силами, противостоящими центральному правительству и претендующими на полную независимость. Между тем лет пятьдесят назад в конкретных исторических и политических условиях официальная советская доктрина международного права отстаивала право КНР на восстановление своей юрисдикции над Тайванем с применением силы, называя это осуществлением права на самооборону.

Закрепляют ли положения Устава ООН, допускающие применение силы, неотъемлемое право государства или они оговаривают исключение из запрета применения силы или угрозы ее применения, предусмотренного тем же Уставом в качестве основополагающего принципа международного права? Среди отечественных экспертов найдутся приверженцы как той, так и другой точки зрения. Иные же вообще придерживаются сколь экстравагантной, столь и совершенно необоснованной точки зрения об отсутствии в международном праве формального запрета на применение силы как таковое. Последние ищут подтверждение в том, что Устав ООН буквально требует «воздержания» от применения силы, да еще отсылают к английскому тексту, где употреблен термин refrain. Отметем эту позицию, поскольку она основана на ложном представлении о практике понимания и применения данного положения Устава и несколько ущербном знании иностранного языка [11, с. 25].

Правильнее, видимо, считать, что та часть Устава, которая говорит о «воздержании от применения силы», устанавливает запреты, а положения, определяющие параметры самообороны, имеют характер разрешения. Устав признает, что в международном праве традиционно существовало право на самооборону, и не вторгается в него, но оговаривает, что в отсутствие санкции Совета Безопасности ООН сила может применяться лишь в ответ на вооруженное нападение.

Что же касается запрета угрозы силой или ее применения, то Уставом он установлен в отношении действия, направленного против трех элементов: во-первых, территориальной неприкосновенности государств, во-вторых, политической независимости государств, в-третьих, целей Объединенных Наций.

Любопытна история первого элемента. Термину «территориальная неприкосновенность» в русском тексте Устава соответствует в английском territorial integrity и однокоренные с последним термины во французском и испанском вариантах. Им скорее соответствовало бы выражение «территориальная целостность». И это неспроста. Инициатива дополнить проект Устава ООН ссылкой на территориальную целостность была выдвинута в ходе конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско в 1945 году делегацией Австралии и, понятно, на английском языке, который наряду с французским был рабочим языком конференции. Глава советской делегации Андрей Громыко телеграфировал в Центр о своем намерении поддержать австралийское предложение дополнить проект специальным обязательством о неприменении силы против «территориальной целостности и политической независимости» государств - членов организации. Лишь позднее, при окончательном согласовании текстов термин «целостность» в русскоязычной версии Устава был заменен на «неприкосновенность» [14, с. 56].

Запрет посягательства на первую предполагает недопустимость захвата, отторжения или расчленения территории, на вторую - категорическую неприкасаемость чужой земли. Не напрашивается ли вывод, что краткая по продолжительности высадка подразделения вооруженных сил или правоохранительных органов одного государства на территорию другого государства исключительно с целью преследования и ликвидации бандформирования или нейтрализации приготовившейся к нападению группы террористов, с немедленной эвакуацией после выполнения задачи, может восприниматься как нарушение неприкосновенности, но не целостности государства, на территории которого проведена операция? И авторы Устава ООН согласились запретить покушение именно на целостность территории, что нашло отражение в английском, французском, испанском, а также, по свидетельству экспертов, и в китайском аутентичных текстах, но не в русском.

Остается вопрос, как на это посмотрит государство, на чьей территории проводится такая операция. Идеальный вариант - если оно само нейтрализует террористов или соглашается на совместные действия с заинтересованной стороной. Близкий к идеальному - когда оно соглашается на проведение операции на своей земле другим государством или даже просит об этом, сознавая, что не в силах совладать с бандитами. Хуже, если оно им покровительствует, но не путем вооружения, финансирования, подготовки и заброски, что явно составляло бы преступление агрессии, а попросту не изгоняя их, не мешая передохнуть и собраться с силами перед новыми нападениями.

Если такое покровительство становится практикой, а нападения - все более болезненными, долготерпение власти будет не просто неуместным, а идущим вразрез с интересами собственного народа и государства. Удар по сопредельной территории будет оправдан с политической и военной точек зрения, однако крайне важно дать ему и правовое обоснование. Напомню, Устав ООН говорит о самообороне в случае вооруженного нападения. Опыт применения этого положения свидетельствует о возможности не только моментального, но и отсроченного применения силы в порядке самообороны - как это произошло в случае с нападением Ирака на Кувейт. Вооруженное воздействие на террористов, изготовившихся к очередному рейду, было бы правомерным, при этом формальным объектом применения права на самооборону было бы покрывающее их государство. Однако необходимо соблюсти все процедуры и незамедлительно сообщить о принятых мерах Совету Безопасности ООН, предоставив убедительные доказательства пособнической роли государства, по территории которого был нанесен удар [15, с. 45].

Теперь несколько соображений о наделении правом на применение силы вообще и на самооборону в частности движений, не оформившихся в государства, а также иных негосударственных субъектов (понятно, что речь не может идти о террористических или иных преступных группировках). Не видно, чтобы международное сообщество в наши дни стремилось признать таковое за кем-либо, кроме палестинской администрации, да и то с оговорками. Однако хотя бы в теории стоит задуматься над тем, какими признаками следует обладать негосударственному субъекту, чтобы претендовать на такое право, например, наличием военной организации и владением средствами вооруженной борьбы, или уже основными признаками государственности? Будет ли в современных условиях международное юридическое признание такого субъекта означать автоматическое наделение его правом на самооборону с применением вооруженной силы?

Предположим, негосударственный субъект - крупная ТНК - имеет собственную службу безопасности либо нанимает частное предприятие, - а иракская действительность показывает, что такие фирмы могут выставить несколько тысяч хорошо обученных и оснащенных бойцов. Будет ли ТНК субъектом права на самооборону, если окажет вооруженное сопротивление силовым органам государства, например береговой охране, высаживающей досмотровую партию на плавучую буровую платформу? А как квалифицировать отпор ТНК вооруженному нападению со стороны другого негосударственного субъекта - террористической группировки или другой ТНК? Кому-то сказанное покажется плодом воспаленного воображения. Но нет, экспертами, в том числе близкими к правительственным кругам разных стран, уже не первый год вполне серьезно обсуждается вопрос о международной правосубъектности подобных образований, то есть об обладании ими международными правами и обязанностями, такими, которыми наделены государства и образованные ими международные межправительственные организации.

Целесообразно ли провозглашать объектом применения права на самооборону негосударственный субъект, например, некую преступную организацию, не повышает ли это статус такого субъекта до уровня, равного государственному? Международный суд ООН - главный мировой арбитр в вопросах международного права - в решении о правомерности строительства Израилем стены на оккупированной палестинской территории совершенно определенно заявил, что право на самооборону возникает и реализуется исключительно в отношениях между государствами. Вспомним: российская власть не раз приписывала северо-кавказским инсургентам совершение акта агрессии против Федерации. Агрессия порождает самооборону. Между тем агрессия с точки зрения международного права - это преступное вооруженное нападение, совершаемое государством, а если не государством, то поддерживаемой и направляемой им группировкой. Если доказательства устойчивой прямой связи бандформирования с иностранным государством отсутствуют, не лучше ли оставить отношения между государством и негосударственным субъектом, единственная цель и смысл существования которого - противоправная деятельность, в сфере применения уголовного права и не связывать себе руки ограничениями, налагаемыми правом международным?

В последние годы весьма оживилась дискуссия о возможности применения силы в отсутствие вооруженного нападения с целью его предотвращения или минимизации последствий. Официальная российская позиция исходит из допустимости - с соблюдением ряда условий - такого применения военного инструмента власти, а Владимир Путин как-то даже обмолвился, что «если в международной практике… будет утверждаться принцип превентивного применения силы, то Россия оставляет за собой право действовать аналогичным образом для защиты национальных интересов». По мере того как все больше влиятельных государств претендуют на то, чтобы применять силу не только в ответ на случившееся вооруженное нападение, но и для предупреждения нападения, которое кажется им неизбежным, а то и для ликвидации условий, при которых такая угроза могла бы материализоваться, могут возникнуть предпосылки для концепции формирования в международном праве новой обычной, то есть не закрепленной в формальном документе нормы поведения.

К такой ситуации нашему государству надо быть готовым как материально, то есть иметь надежные и убедительные силовые средства, так и интеллектуально, то есть предложить внятные, подкрепленные правовыми аргументами условия применения таких средств.

Заключение

Подводя итог, отметим:

. В курсовой работе обосновывается формирование комплексной отрасли международного права - права международной безопасности, в основе которого лежит концепция коллективной безопасности, закрепленная в Уставе ООН.

. Доказывается, что обеспечение международной безопасности напрямую зависит от наличия основ нового мирового порядка и соответствующего правопорядка. В нынешних условиях международное право выдвигается на первый план в международной системе, являясь необходимым средством установления правопорядка в сложной системе международных отношений. Международное право в процессе своего развития само становится сложной многоотраслевой системой, претерпевая качественные изменения как в системе в целом, так и в характере отраслей, свидетельством чего может служить право международной безопасности.

. Обосновывается необходимость выработки новых концептуальных построений международного права, которые позволили бы не только реально осмыслить меняющиеся реалии современного мира, но и могли бы выполнить роль действенных инструментов, влияя на эти реалии современного мира в целях снижения существующих и потенциальных угроз.

. Обосновывается потребность пересмотра прежних и разработки новых концепций международной безопасности. Данный процесс, по мнению автора, должен проходить на фоне развития более широкого понимания международной безопасности на основе парадигмы коллективной безопасности. Одной из центральных в этой парадигме является идея о международном сотрудничестве, основанном на универсальных ценностях и общечеловеческих интересах.

. Показывается, что коллективная безопасность - единственный путь для преодоления дилеммы международной безопасности, который проходит через создание и укрепление международных институтов, прежде всего системы ООН, и дальнейшее совершенствование международного права.

. Обосновывается, что обеспечение международной безопасности осуществляется посредством способов и приемов, которые в доктрине международного права именуются средствами обеспечения международной безопасности. По мнению автора, на каждом этапе развития мирового сообщества в зависимости от наличия угроз и вызовов различные средства обеспечения международной безопасности могут вьщвигаться в качестве основных, приоритетных и наиболее эффективных.

. Доказывается, что на данном этапе реформирования ООН применение силы в соответствии с Уставом ООН является наиболее эффективным средством укрепления системы коллективной безопасности.

. Предлагаются конкретные предложения по укреплению системы коллективной безопасности. В том числе:

а) создать в рамках ООН постоянно действующий механизм по достижению консенсуса по современным угрозам и вызовам. По мнению автора, было бы желательно, чтобы предлагаемый механизм курировался главами государств или правительств постоянных членов Совета Безопасности, а также тех государств, которые предлагаются в качестве членов Совета Безопасности в случае его реформирования. Такой высокий уровень обеспечит не только политический вес достигнутых результатов, но и справедливое географическое, культурное и цивилизационное представительство;

б) разработать в рамках Совета Безопасности рамочное соглашение, обеспечивающее точное выполнение требований гл. VIII Устава ООН и учитывающее особенности уставных положений соответствующих региональных организаций. Данное рамочное соглашение следует положить в основу при заключении соглашения о взаимоотношениях между Советом Безопасности и региональной организацией по выполнению требований положений гл. VIII Устава ООН.

Список использованной литературы

1.Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г.//Действующее международное право/Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. В 3 т. М., 2002.

.Богданов О.В. Запрещение оружия массового уничтожения. М., 1985.

2.Бэттлер А. Национальные интересы, национальная и международная безопасность//ПОЛИС/Политические исследования. - 2012. - № 4. - С. 146-158.

.Декларация об установлении фактов ООН в области поддержания международного мира и безопасности 1991 г.//Действующее международное право/Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. В 3 т. М., 2002.

.Денисов В.Н. Правовые аспекты разоружения в ракетно-ядерную эру. Киев, 2011.

.Заключительный акт СБСЕ 1975 г.// БМД. - 1996. - №10.

.Иванов И. Международная безопасность в эпоху глобализации//Россия в глобальной политике. - 2013. - № 1. - С. 36-47.

.Игнатова Н.С. СНГ и проект Евразийского Союза//Правоведение. - 2005. - №2. - С 77-82.

.Исраелян Е.В. Проблемы международной безопасности и российско-канадские отношения//США. Канада: экономика, политика, культура. - 2001. - № 10. - С. 24-37.

.Карташкин В.А. Права человека и международная безопасности//Юрист-международник. - 2013. - № 1. - С. 2-8.

.Кириченко В.Н. Экономическая консолидация стран СНГ. Общество и экономика. 1995 г. №1.

.Колчин С. Россия - ближнее зарубежье: взаимоотношения, интересы, цели политики//Мир экономики и международные отношения. - 1995. - №4.

.Концепция Коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности 1995 г.//Действующее международное право/Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. В 3 т. М., 2002.

.Королев Ю.А. Проблемы соотношения законодательства государств - участников СНГ и актов органов Содружества//ГиП. - 2015. - №2.

.Корсаков Г.Б. Проблема распространения ракет и ракетных технологий//США. Канада: экономика, политика, культура. - 2009. - № 6. - С. 31-47.

Похожие работы на - Исследование юридического механизма права международной безопасности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!