Исполнительная власть Красноярского края

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    426,26 Кб
  • Опубликовано:
    2016-08-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исполнительная власть Красноярского края

Оглавление

 

Введение

1. Общая характеристика исполнительной власти в Российской Федерации

2. Исполнительная власть Красноярского края

2.1 Система органов исполнительной власти Красноярского края

2.2 Правительство Красноярского края как высший орган исполнительной власти

Заключение

Список использованных источников

Введение

В ст.10 Конституции РФ сказано, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность возложена на исполнительную власть, которая обладает значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям власти. Органы исполнительной власти не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти.

Органы исполнительной власти могут быть федеральными и исполнительными властями субъектов РФ. Система органов исполнительной власти субъектов РФ формируется органами власти субъектов РФ самостоятельно, что приводит к достаточно большому разнообразию структурной организации самих органов исполнительной власти, а также органов, обеспечивающих их деятельность. Таким образом, актуальность организации и функционирования исполнительной власти в субъектах РФ сомнений не вызывает.

Проблема заключается в необходимости единообразной организации исполнительных органов государственной власти в регионах России.

Отдельные подходы по теме работы можно найти в научной и учебной литературе по административному праву, в трудах таких ученых как И.Л. Бачило, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, Ю.М. Козлов, В.С. Нерсесянц, Ю.Н. Старилов, Л.Л. Попов, Ю.А. Тихомиров и др. Проблемы исполнительной власти освещены в трудах М.В. Баглая, С.В. Кудрявцева, Л.А. Окунькова и др. Анализ системы органов исполнительной власти субъектов Федерации рассматриваются в работах Л.А. Андреевой, В.В. Бурлакова, Н.Н. Гриневой, Е.А. Кравцовой и др.

исполнительная власть высший орган

Цель данной работы - исследование системы исполнительной власти Красноярского края.

Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:

) дать общую характеристику исполнительной власти в РФ;

) изучить систему органов исполнительной власти Красноярского края;

) раскрыть содержание деятельности исполнительной власти Красноярского края.

Теоретической основой работы стали учебная и методическая литература, публикации в прессе, ресурсы Интернет по теме исследования, а также нормативно-правовые акты Красноярского края.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованных источников и приложения.

1. Общая характеристика исполнительной власти в Российской Федерации


Исполнительная власть - это ветвь государственной власти, представленная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства РФ и самостоятельной реализации полномочий исполнительно-распорядительного характера [9, с.32].

Исполнительная власть в РФ имеет ряд особенных черт [9, с.35]:

являясь самостоятельной ветвью власти, тесно взаимодействует с законодательной и судебной;

основная задача исполнительной власти - реализация законов и иных нормативных актов;

специальные субъекты - органы исполнительной власти РФ, круг и полномочия которых закреплены законодательно;

данная ветвь власти имеет исполнительно-распорядительный характер.

Вертикаль исполнительной власти строится по принципу: по отношению к вышестоящему тот или иной орган или должностное лицо является - исполнительным, по отношению к нижестоящему - распорядительным [10, с.73].

Исполнительная власть реализуется через деятельность специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. В государственно-властном механизме она представлена органами исполнительной власти.

Основное назначение органов исполнительной власти - деятельность по организации исполнения Конституции, других правовых актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных вопросов, входящих в их компетенцию [8, с.46].

Исполнительная власть обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов. Так, полномочия и возможности осуществления исполнительной власти на уровне Федерации предоставлены - Правительству РФ, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти. А в субъектах Федерации - органам исполнительной власти субъектов Федерации.

Исполнительная власть в РФ организуется и осуществляется на началах федерализма, то есть законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными и исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации. В основе практики регулирования отношений между Российской Федерацией и ее субъектами лежат два способа взаимодействия - конституционный и договорной. Ведущая роль при этом принадлежит Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий (ст.11 Конституции РФ.).

Функции исполнительной власти на территории субъекта РФ осуществляет система органов исполнительной власти, возглавляемая соответствующей администрацией. Согласно ст.77 Конституции РФ каждый субъект Федерации формирует свою систему органов исполнительной власти самостоятельно, в соответствии с нормативно-правовыми актами, устанавливающими общие принципы организации органов власти. При этом органы исполнительной власти субъектов Федерации и федеральные органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Таким образом, сущность исполнительной власти раскрывается в ее структурированном и организующем характере. Иерархическая система исполнительной власти построена на основе структурной и функциональной соподчиненности. Она включает в себя общегосударственный, региональный и местный уровни органов, выполняющих функции непрерывного управления, регулирования и распорядительства [6, с.5].

Полномочия субъектов Федерации по организации собственной системы органов исполнительной власти конкретизируются в их конституциях и уставах. Можно представить обобщенную структуру, характерную для всех субъектов [11, с.60]:

) Высшее должностное лицо субъекта (Президент республики, губернатор области и др.);

) Высший исполнительный орган власти (Правительство или др.);

) Центральные органы исполнительной власти субъекта специальной компетенции;

) Территориальные органы специальной компетенции.

Таковы четко определенные конституционные границы, необходимые для понимания субъектной характеристики исполнительной власти.

Далее, подробно рассмотрим систему органов исполнительной власти Красноярского края.

2. Исполнительная власть Красноярского края


2.1 Система органов исполнительной власти Красноярского края


Красноярский край - субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского федерального округа. Согласно Уставу Красноярского края [3] и Закона Красноярского края "О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края" [4], система органов исполнительной власти устанавливается краем самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

В систему органов исполнительной власти Красноярского края входят [5]:

.        Губернатор Красноярского края;

2.      Правительство Красноярского края;

.        Министерства Красноярского края;

.        Службы Красноярского края;

.        Агентства Красноярского края;

.        Региональная энергетическая комиссия Красноярского края;

.        Постоянное представительство Красноярского края при Правительстве РФ;

.        Управление делами Губернатора и Правительства Красноярского края.

Высшим должностным лицом Красноярского края, возглавляющим исполнительную власть, является Губернатор края, который избирается жителями края сроком на пять лет. При этом, не может замещать должность более двух сроков подряд. В настоящее время Губернатор Красноярского края - Виктор Александрович Толоконский.

Деятельность Губернатора края обеспечивает защиту прав и свобод граждан, единства и территориальной целостности, статуса края, социально-экономическое развитие края, политическую стабильность и согласие в крае, исполнение законов края.

Структура органов исполнительной власти края, в том числе перечень и их место в системе исполнительных органов власти края, устанавливается актами Губернатора края с учетом системы органов исполнительной власти края, определенной Уставом края и Законом "О Правительстве Красноярского края".

Органы исполнительной власти края в соответствии со структурой органов исполнительной власти края находятся в подчинении Губернатора края или Правительства края. Положение о каждом органе исполнительной власти края, в котором определяются задачи, компетенция, организация деятельности данного органа исполнительной власти края и иные положения, регулирующие его правовой статус утверждается Постановлением Правительства края. Основные полномочия органов исполнительной власти Красноярского края зависят от вида того или иного органа. Так, Губернатор края определяет совместно с Законодательным Собранием края основные направления экономической и социальной политики в крае, стратегию взаимодействия с органами государственной власти РФ, международного и межрегионального сотрудничества края; обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти края с иными органами государственной власти края; в соответствии с законодательством РФ организует взаимодействие органов исполнительной власти края с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления, партиями, движениями и иными общественными объединениями.

Правительство Красноярского края является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти края, обладает общей компетенцией и возглавляет органы исполнительной власти края специальной компетенции, образующие вместе с ним единую систему органов исполнительной власти края. В настоящее время эту должность занимает - Виктор Петрович Томенко.

Министерства Красноярского края на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляют нормативное правовое регулирование и функции по разработке государственной политики в определенной области (сфере) государственного управления, а также координацию и контроль деятельности находящихся в их ведении органов исполнительной власти края.

Службы Красноярского края осуществляют контроль и (или) надзор в определенной области (сфере) государственного управления на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов

Агентства Красноярского края в определенной области (сфере) государственного управления оказывают государственные услуги, управляют и распоряжаются государственной собственностью на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства края в случае нахождения в его ведении.

Региональная энергетическая комиссия Красноярского края осуществляет государственное регулирование тарифов, независима в своих решениях в пределах полномочий, установленных ФЗ "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации", законом Красноярского края от 18.09.2001 № 16-1469 "О Региональной энергетической комиссии Красноярского края" и постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 № 216-п "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края".

Постоянное представительство края при Правительстве РФ представляет интересы Красноярского края в Правительстве РФ и иных федеральных органах государственной власти, организует участие Губернатора края, Правительства края в координационных и совещательных органах, созданных Президентом РФ, Правительством РФ, иными федеральными органами государственной власти, и обеспечивает другие формы взаимодействия с федеральными органами государственной власти, а также осуществляет иные полномочия по поручению Губернатора края, Правительства края. В настоящее время руководителем является - Латышев Михаил Юрьевич.

Управление делами Губернатора и Правительства края на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет управление и распоряжение государственной собственностью, финансовое, хозяйственное, транспортное, социально-бытовое обеспечение и техническое сопровождение деятельности Губернатора края, Правительства края, иных органов исполнительной власти края, Администрации Губернатора края, а также осуществляет иные полномочия по поручению Губернатора края, Правительства края.

Органы исполнительной власти края осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых Правительством края. В определенных областях (сферах) органы исполнительной власти края могут осуществлять нормативное правовое регулирование, осуществлять контроль и надзор, оказывать государственные услуги, и управлять и распоряжаться государственной собственностью, а также в случаях, установленных Законом, правовыми актами Губернатора края или Правительства края, могут обеспечивать деятельность других органов исполнительной власти края.

Министерства Красноярского края, подчиненные Правительству Красноярского края, и органы исполнительной власти Красноярского края, находящиеся в их ведении, а также другие ведомства, подчиненные Правительству края, представлены в Приложении 1.

2.2 Правительство Красноярского края как высший орган исполнительной власти


В соответствии со ст.97 Устава Красноярского края Правительство края, как высший постоянно действующий орган исполнительной власти, обладает общей компетенцией и возглавляет органы исполнительной власти края специальной компетенции, образующие вместе с ним единую систему органов исполнительной власти края.

Правительство на территории Красноярского края организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ; Устава, законов и договоров края, а также нормативных правовых актов Губернатора. С этой целью, правительство в пределах своих полномочий, принимает нормативные правовые акты, осуществляет распорядительную деятельность, руководит органами исполнительной власти края, подчиненными ему в соответствии со структурой органов исполнительной власти края.

По вопросам исполнения законов, в пределах, определенных федеральными законами, Уставом и законами края, органы исполнительной власти края подотчетны Законодательному Собранию края.

В состав Правительства входят по должности члены Правительства [3]:

заместители председателя Правительства Красноярского края;

первый заместитель Губернатора Красноярского края - руководитель Администрации Губернатора Красноярского края;

заместители Губернатора Красноярского края;

министры Красноярского края.

Количество членов Правительства края устанавливается Губернатором края при формировании Правительства края.

Правительство края руководит работой органов исполнительной власти края, подчиненных ему в соответствии со структурой органов исполнительной власти края, координирует и контролирует их деятельность, дает им поручения и указания в соответствии с федеральными законами, Уставом, законами края, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти о передаче осуществления части полномочий.

Деятельность Правительства края осуществляется в форме: заседаний (как правило, два раза в месяц), а также опросов членов Правительства, путем проведения письменного согласования проектов правовых актов Правительства ее членами, которые осуществляют координацию вопросов в соответствующей области (сфере) государственного управления.

Исключительно на заседаниях Правительства края рассматриваются [3]:

а) проект краевого бюджета и отчет об исполнении краевого бюджета;

б) проекты концепций, программ социально-экономического развития края, а также отчеты о выполнении программ социально-экономического развития края;

в) проекты краевых целевых программ и ведомственных целевых программ;

г) проект программы приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Красноярского края;

д) проекты законов края о внесении поправок в Устав края, проекты уставных законов края;

е) проекты законов края, влекущих серьезные социально-экономические последствия;

ж) проекты законов края и проекты постановлений Правительства края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина;

з) проекты законов края и проекты постановлений Правительства края по вопросам установления цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги);

и) проекты постановлений Правительства края по вопросам установления объемов и условий выпуска государственных ценных бумаг края;

к) проекты постановлений Правительства края об утверждении положений о министерствах края, а также проекты постановлений Правительства края об утверждении положений об органах исполнительной власти края, находящихся в непосредственном подчинении (в ведении) Правительства края;

л) проекты постановлений Правительства края об утверждении административного регламента взаимодействия органов исполнительной власти края;

м) иные вопросы, решения по которым должны приниматься исключительно на заседаниях Правительства края в соответствии с Регламентом Правительства края.

Правительство края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития края в пределах предметов исключительного ведения края, а также участвует в проведении единой в РФ государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и иных областях (сферах) государственного управления, находящихся в ведении Российской Федерации и совместном ведении Российской Федерации и края (ст.103 Устава края).

Основные направления деятельности Правительства Красноярского края по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году представлены в Приложении 2.

Таким образом, согласно Уставу и законодательства Красноярского края, система органов исполнительной власти устанавливается краем самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Такая модель организации исполнительной власти имеет свои плюсы. Как, отмечают некоторые исследователи [7, с.15], организационное не вхождение губернатора в состав правительства позволяет осуществлять этим органам самостоятельную исполнительно-распорядительную деятельность, освобождая губернатора от повседневных, текущих организационных вопросов.

Заключение


Таким образом, в первой части данной работы были рассмотрены теоретические аспекты исполнительной власти.

Ст.10 Конституции РФ установила, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, при этом каждая из которых - самостоятельна.

Исполнительная власть - это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и в рамках установленной законом компетенции.

Субъекты федерации имеют собственные органы исполнительной власти, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Перечень исполнительных органов субъекта Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта в соответствии с Конституцией или Уставом субъекта.

Наименование высшего исполнительного органа субъекта Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Федерации (например, правительство, администрация и т.п.).

Во второй части работы, нами исследуются региональные органы исполнительной власти в Красноярском крае: раскрывается структура и особенности формирования и функционирования органов исполнительной власти субъекта Федерации, а также организационно-правовые основы их деятельности.

В основу формирования органов государственной власти Красноярского края положен конституционный принцип разделения властей. Согласно этому принципу, исполнительная власть Красноярского края осуществляется системой органов исполнительной власти, возглавляемой Губернатором Красноярского края.

Согласно ст.77 Конституции РФ система органов исполнительной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно, в соответствии с нормативно-правовыми актами, устанавливающими общие принципы организации органов власти. В Красноярском крае система органов исполнительной власти определена Уставом Красноярского края и Законом "О Правительстве Красноярского края".

В систему органов исполнительной власти Красноярского края входят:

а) Губернатор Красноярского края;

б) Правительство Красноярского края;

в) Министерства Красноярского края;

г) Службы Красноярского края;

д) Агентства Красноярского края;

е) Региональная энергетическая комиссия Красноярского края;

ж) Постоянное представительство Красноярского края при Правительстве РФ;

з) Управление делами Губернатора и Правительства Красноярского края.

Структура органов исполнительной власти края определяется Указом Губернатора края с учетом системы органов исполнительной власти края. Основные полномочия органов исполнительной власти Красноярского края зависят от вида того или иного органа.

Высшим постоянно действующим органом исполнительной власти края является Правительство Красноярского края, которое обладает общей компетенцией и возглавляет органы исполнительной власти края специальной компетенции, образующие вместе с ним единую систему органов исполнительной власти края.

Правительство края обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, нормативных правовых актов Губернатора края на территории края.

Правительство края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития края в пределах предметов исключительного ведения края, а также участвует в проведении единой в РФ государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и иных областях (сферах) государственного управления, находящихся в ведении РФ и совместном ведении РФ и края. Правительство края принимает меры по реализации политики края на основе направлений этой политики.

Согласно Уставу Красноярского края, система органов исполнительной власти устанавливается краем самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Данная система организации исполнительной власти имеет свои плюсы: организационное не вхождение губернатора в состав правительства позволяет осуществлять этим органам самостоятельную исполнительно-распорядительную деятельность, освобождая губернатора от повседневных, текущих организационных вопросов.

Список использованных источников


1.      Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. от 21.07.2014) // Российская газета. - 1993. - № 248.

2.      О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 15.01.2016) // Собрание законодательства РФ от 28.05.2012. - № 22. - Ст.2754.

.        Устав Красноярского края: Закон Красноярского края от 05.06.2008 №5-1777 (ред. от 27.08.2014 № 4-1178) // Краевой вестник. - 2008. - № 12.

.        О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края: Закон Красноярского края от 10.07.2008 № 6-1930 (ред. от 16.02.2015) // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. - 2008. - №35 (256).

.        О структуре органов исполнительной власти Красноярского края: Указ Губернатора Красноярского края № 224-уг от 13.10.2014 (ред. от 05.10.2015) // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. - 2014. - № 40 (669).

.        Андреева Л. А Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации: система и структура / Л.А. Андреева // Вопросы современной юриспруденции. - 2013. - № 25. - С.5-12.

.        Бурлаков В.В. Анализ и разработка рекомендаций по построению структуры органов исполнительной власти в субъектах федерации / В.В. Бурлаков, Е.А. Власенкова // Науковедение. - 2014. - № 3 (22). - С.1-15.

.        Гринева Н.Н. Осуществление исполнительной власти в субъектах Российской Федерации / Н.Н. Гринева // Вестник ВолГУ. - 2013. - № 11. - С.46-48.

.        Костькова О.В. Административное право / О.В. Костькова. - М.: Аллель, 2010. - 64 с.

.        Кравцова Е.А. Система органов исполнительной власти субъектов РФ и обеспечение их деятельности вспомогательными органами / Е.А. Кравцова // Наука. Теория. Практика. - 2014. - № 1. - С.73-78.

.        Никонов А.В. Административное право России / А.В. Никонов и др. - Тюмень: ТЮИ МВД России, 2010. - 116 с.

.        Официальный сайт Правительства Красноярского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"892703.files/image001.gif">

Приложение 2

Основные направления деятельности Правительства Красноярского края в 2015 г. [12]

Наименование направления

1

Разработка и утверждение Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года

2

Реализация бюджетной политики Красноярского края, обеспечивающей рост доходов консолидированного бюджета края и повышение эффективности бюджетных расходов

3

Обеспечение поддержки экономического роста и стимулирование инвестиционной деятельности

4

Развитие и усиление государственной поддержки научно-исследовательской и инновационной деятельности

5

6

Развитие северных территорий Красноярского края, поддержка коренных малочисленных народов края

7

Развитие транспорта, связи и дорожного хозяйства, включая утвержденные программы развития регионального авиационного сообщения, совершенствование системы организации пригородных перевозок железнодорожным транспортом, формирование плана развития железнодорожной инфраструктуры края

8

Развитие строительной отрасли, включая совершенствование проектно-изыскательной и строительной деятельности

9

Формирование эффективной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Красноярского края

10

Развитие энергетического комплекса края, в том числе за счет реализации мероприятий по газификации региона, развитие энергосетевого хозяйства края

11

Реализация экологической политики, обеспечивающей решение имеющихся у Красноярского края экологических проблем, в том числе вопросов утилизации и переработке отходов производства потребления, сохранения биоресурсов

12

Развитие социальной сферы и совершенствование социальной политики Красноярского края

13

Подготовка к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске, в том числе реализации основных проектов по строительству объектов, необходимых для ее проведения

 

Похожие работы на - Исполнительная власть Красноярского края

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!