Информационная безопасность государства

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,66 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационная безопасность государства

Содержание

информационный безопасность законодательный киберпреступление

Введение

1. Понятие информационной безопасности в современном мире

. Обеспечение информационной безопасности в Российской Федерации

. Проблемы и перспективы обеспечения информационной безопасности России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В России к наиболее актуальным проблемам целесообразно отнести разработку концептуальных основ обеспечения информационной безопасности и формирования правового поля страны, которое бы регулировало как традиционные субъект - объективные отношения, так и новые, рождённые информационной революцией и глобальными информационными процессами. Политика информационной безопасности РФ должна реализовать требования Конституции государства и быть определяющим, объединяющим актом с функцией высшего уровня относительно формирования прочих правовых актов.

Вопрос государственной политики обеспечения информационной безопасности нуждаются в основательных научных исследованиях и соответствующем административно-правовом оформлении. Бесспорно, он в определенной мере был предметом научных теоретических исследований таких учёных, как Бабаш А., Караванская А., Кривоухов А., Лишманова Н., Литвинов В., Шаров В. и др.

Без решения этого вопроса состояние дел относительно обеспечения информационной безопасности будет оставаться на дискуссионном уровне. Но некоторые практические шаги по обеспечению информационной безопасности уже были предприняты.

Проблемы правового регулирования и организационного обеспечения информационной безопасности превращают государственную информационную политику и государственную политику информационной безопасности в важный фактор сохранения РФ как сильного самостоятельного государства и сохранения социально-экономической системы страны. Все это делает тему нашей работы актуальной и заставляет нас детально рассмотреть компоненты государственной политики РФ по обеспечению национальной информационной безопасности.

. Понятие информационной безопасности в современном мире

Проблема обеспечения безопасности всегда беспокоила человечество в процессе его цивилизационного развития.

После двух мировых войн и прекращение режима "холодной войны" не оправдали себя ожидания относительно уменьшения количества угроз национальной и международной безопасности.

Межгосударственные конфликты, террористические акты, угроза ядерной войны, чрезвычайные ситуации техногенного и естественного характера продолжают представлять большую опасность и в ХХІ столетии. Перечень реальных и потенциальных угроз национальной и международной безопасности далеко не исчерпывается вышеприведёнными примерами. Ведь современное общество - это цивилизация, в основе развития и существование которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая "информацией", обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека. Информация - это глобальный стратегический ресурс человечества. И этот ресурс может использоваться как на благо общества, так и во вред ему. Поэтому обеспечение информационной безопасности становится одним из важнейших направлений деятельности государств.

Выделяют следующие основные элементы структуры национальной безопасности:

государственную безопасность - понятие, которые характеризует уровень защищённости государства от внешних и внутренних угроз;

безопасность общества - трактуется как безопасность индивидов и социума от угроз внутри самого общества и государства, защита прав и свобод личностей и их групп;

безопасность личности;

экологическую безопасность - сохранение благоприятной для жизнедеятельности окружающей среды и защита от стихийных бедствий;

техногенную безопасность - защита людей и имущества от чрезвычайных ситуаций и др. неблагоприятного техногенного влияния;

энергетическую безопасность - обеспеченность общества энергоносителями, свободная международная и внутренняя торговля энергоресурсами при контроле государства;

экономическую безопасность - защита экономических интересов государства и общества, физических и юридических лиц, реализация права на труд и пр.;

информационную безопасность.

Все они тесно взаимосвязаны. Но, что же представляет собой информационная безопасность? В Доктрине информационной безопасности РФ написано, что "под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищённости ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства". Для личности должно быть гарантированно свободное использование информации, доступ к ней, защита личных данных. Для общества обеспечено развитие демократии, для государства - развитие информационной структуры, позволяющей защищать национальные интересы и ценности, исполнять свои функции внутри него и на международной арене.

Следовательно, государство стремится защитить себя и своих граждан от неблагоприятного информационного влияния.

Информационное влияние - планомерное направленное использование специальных информационных технологий, оборудования с целью воздействия на сознание личности или групп лиц, изменения их поведения, физическое здоровье людей, а также трансформации и разрушения информационно-технической структуры определенных объектов.

Информационно-психологическое влияние (ИПВ) - влияние на сознание лица, группы лиц или всего населения с целью изменения (коррекции) их поведения.

Информационно-техническое влияние (ИТВ) - воздействие на информационно-техническое строение отдельных или группы объектов для их трансформации и нарушения функционирования, например, остановки работы, ввода несанкционированных данных, снижения скорости работы и переработки объёмов информации, создания ошибок в программах и пр. Это влияние может распространяться и на физическое состояние людей, представляя одновременно биологическую и технологическую угрозу.

Информационная безопасность информационно-технической инфраструктуры делится на безопасность:

машинно-технических средств;

программного обеспечения;

средств и режима защиты от несанкционированной утечки информации.

Также выделяют информационную безопасность личности, общества и государства.

Основными угрозами для человека, общества и государства являются информационная агрессия, терроризм и киберпреступность, использование которых может приобретать черты информационной борьбы и даже войны.

Внешняя информационная агрессия или АЗА - акты агрессии, являющиеся противоправными, реже легальными действиями, последствия которых сопряжены с информационной опасностью для общества.

Информационный терроризм (ИТ) - противоправные акты информационного воздействия на отдельных лиц, объединения людей, государственные и иные органы, заключающиеся в передаче информации с угрозами физического и иного насилия. Также в ИТ относятся информационные фальсификации, провоцирующие политические, социально-экономические кризисы в стране, панические настроения в социуме.

Компьютерная преступность - противоправные действия по применению ЭВМ и другого высокоточного оборудования, компьютерных сетей и автоматизированных систем с целью получения выгоды и др. целями, преследуемые со стороны государственных органов по уголовному законодательству.

Информационное оружие - это разновидность оружия, главными элементами которой является информация, информационные технологии (в частности технологии информационного влияния), информационные процессы и технические средства, которые применяются в информационной борьбе. В качестве информационного оружия могут использоваться пропаганда, дезинформация, фальсифицирование общественного мнения, психологическое давление на личность.

Информационной безопасности РФ наиболее часто угрожают:

распространение суждений и концепций, разжигающих национальную, социальную, религиозную вражду, вызывающих массовые беспорядки;

призывы к нарушению территориальной целостности, суверенитета государства, а также покушения на оборонную мощь, экономический и научно-технический потенциал страны, которые осуществляются отдельными лицами или преступными группировками;

проведение в ущерб интересам РФ информационных процедур, проявление актов информационной агрессии;

киберпреступность, хакерство, нарушение информационного и авторского права;

информационный терроризм;

разведывательно-подрывная деятельность иностранных специальных служб;

разглашение информации, которая представляет государственную и другую, предусмотренную законом, тайну, а также конфиденциальной информации, являющейся собственностью государства или направленной на обеспечение нужд и национальных интересов общества и государства;

дискредитация политики нашего государства и авторитета отдельных государственных деятелей;

проявления ограничений граждан в доступе к информации;

распространение СМИ культа насилия, жестокости, порнографии;

научно-техническая отсталость и неразвитость информационной инфраструктуры;

неразвитость внутреннего рынка высокотехнологической продукции.

Именно на борьбу с этими негативными явлениями должна быть нацелена государственная политика обеспечения информационной безопасности РФ. Попытаемся понять, что она собой представляет.

. Обеспечение информационной безопасности в Российской Федерации

Политика государства и информация - это родственные явления, которые находятся в диалектической взаимосвязи в процессе функционирования государственно-правовых учреждений.

Существует несколько научных подходов к формированию государственной политики обеспечения информационной безопасности. По мнению ряда авторов, государство должно обладать качественной и доступной информацией, что позволит ему лучше функционировать. Но и само государство должно оказывать влияние на информацию, "дозируя" и "пакуя" ее, как важный ресурс, то есть, управляя общественным мнением.

Панарин И.Н. видит главное предназначение государственной политики в защите прав и свобод граждан относительно распоряжения информацией, обеспечении государственной безопасности и информационной сфере и охране национального информационного рынка, рынка высокотехнологической продукции. При этом государственная политика реализуется при помощи государственных органов, отношений выстраиваемых при реализации политики информационной безопасности и специальных правовых норм и принципов.

Информационная политика государства - это деятельность государства по созданию и регулированию информационного пространства, в котором свободный доступ к информации со стороны граждан и общества в условиях демократии сочетался бы с защитой национальных интересов внутри страны и на международном уровне.

Основной целью государственной политики по обеспечению информационной безопасности, как мы поняли, является нейтрализация реальных и потенциальных угроз информационной безопасности, как составляющей национальной безопасности, уменьшение вредоносного информационного влияния.

Государственная политика по обеспечению информационной безопасности представляет собой непосредственную деятельность по устранения реальных и потенциальных угроз в обществе.

Поэтому можно отметить, что государственная политика по обеспечению информационной безопасности является частью информационной политики государства.

К основным задачам государственной политики по обеспечению информационной безопасности относятся:

информационное обеспечение системы национальной безопасности;

расширение информационно-аналитических возможностей государства;

осуществление разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности;

выявление и ликвидация разведывательной или иной негативной информационной деятельности в государстве, а также из внешних источников;

предотвращение информационного терроризма;

выявление, пресечение и предотвращение киберпреступлений, нарушений на рынке информации и высокоточных технологий;

противодействие проникновению в информационную инфраструктуру и базы данных органов национальной безопасности и государственных органов РФ;

охрана государственной тайны и конфиденциальной информации;

осуществление открытого гражданского контроля за деятельностью служб безопасности;

организация нормативно-правового, финансово-экономического и организационно-методического обеспечения информационной безопасности государства.

В России информационная опасность возникла с давних времен, например, пропаганда Смутного времени является ярким примером такого явления. Однако со временем характер угроз изменился. Сегодня национальной безопасности намного больше угрожает информационная война, чем открытое военное вторжение. Еще во времена СССР наша страна начала заботиться от своем информационном пространстве. Правда эта забота не выходила за границы развития идеологической пропаганды и фильтрации входящей информации. При этом нарушались права людей на свободный доступ к информации. После распада СССР Россия переживала кризисный переходный период, с завершением которого к концу 1990-хх гг. сформировалась концепция национальной, в т.ч. информационной безопасности в современных глобальных условиях с учетом развития НТР.

Можно сказать, что современная государственная политика обеспечения информационной безопасности насчитывает около 15 лет и только развивается.

Правовые нормы и принципы, как мы знаем, занимают важное место в обеспечении информационной безопасности. За последние два десятилетия принято около восьми десятка законов и 200 подзаконных нормативно-правовых актов.

Основу составляет Конституция РФ, в которой закреплено право граждан на тайну, защиту переписки, переговоров, в т.ч. почтового и телефонного сообщения (ст. 23). Статья 24 гласит, что данные о личности неприкосновенны и лишь сама личность может дать разрешение на их использование. Но в тоже время (ст. 29) любой человек может свободно использовать информацию, не охраняемую законом, не составляющую государственную тайну. Особо подчеркивается право на экологическую информацию (ст. 42).

Закон РФ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 №149-ФЗ регламентирует отношения, связанные с правами на поиск, получение, обработку, хранение и передачу информации, а также ее производство и распространение, возникающие при использовании информационных технологий и защите информации.

Также важные отраслевые законы, регулирующие использование информации в отдельных сферах и отраслях экономики: кодексы, включая КоАП, Таможенный Кодекс, Федеральный закон от 03.04.1995 №40-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О Федеральной службе безопасности" (ст. 11.2 Обеспечение информационной безопасности), Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (ст. 17 Защита информации) и др.

Особе место отводится Федеральному закону от 29.12.2010 №436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", Закону РФ от 21.07.1993 №5485-1 (ред. от 21.12.2013) "О государственной тайне".

Завершают список законы субъектов РФ, подзаконные акты, например, Указ Президента РФ от 22.05.2015 №260 "О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации", Указ Президента РФ от 17.03.2008 №351 (ред. от 22.05.2015) "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена" и др., а также локальные акты.

На территории РФ действуют и международные акты по обеспечению информационной безопасности. В основном они касаются технических вопросов: международные стандарты ISO 17799. CobiT, BS 7799-2, ISO 9001 и др.

Важным этапом в обеспечении информационной безопасности РФ стало принятие Доктрины информационной безопасности РФ от 09.09.2000 г., после того, как в 1999 г. информационная безопасность в нашей стране были признана отдельным направлением национальной безопасности. В Доктрине мы можем видеть цели, задачи, принципы, направления обеспечения информационной безопасности, то есть законодательное воплощение государственной политики по обеспечению информационной безопасности.

Выделены три цели информационной безопасности:

защита конституционных прав и свобод граждан;

развитие информационной сферы и телекоммуникационного пространства;

охрана информационных и телекоммуникационных систем.

Если говорить об организационно-технической стороне реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности, то за последние десятилетия созданы специализированные информационно-телекоммуникационные системы в органах власти, системы защиты государственной тайны и информации.

При этом поставлены следующие задачи:

создание эффективной политики государства по борьбе с информационными угрозами в РФ;

разработка идей относительно оптимизации правового, научно-технического, методического и организационного сопровождения системы обеспечения информационной безопасности России;

внесение коррективов в законодательную базу обеспечения информационной безопасности государства;

улучшение функционирования систем защиты конфиденциальной государственной информации и государственной тайны;

формирование единой системы кадровой работы и подготовки специалистов в области информационных технологий и информационной безопасности.

Основными методами обеспечения информационной безопасности являются правовые, организационно-технические и экономические методы. Соответственно, выделяются три типа защиты информации: правовая, организационно и инженерно-техническая. Организационная защита включает урегулирование отношений исполнителей, тех, кто использует информацию, включая организацию режима и охраны информации (работа с документами, техническими средствами сбора, обработки, передачи и хранения данных). Инженерно-техническая защита предполагает применение технических средств для защиты информации от несанкционированного доступа (сооружения, аппаратные средства, программное обеспечение).

На основании Конституции РФ, Доктрины и Закона об информации были разработаны Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года. Согласно им основными целями политики являются: создание системы международной информационной безопасности, предотвращение противоправного использования информационных и коммуникационных технологий с целью нанесения вреда обществу, формирование и совершенствование международного сотрудничества суверенных государств.

Основными направлениями этой международной политики стали:

утверждение российской инициативы по разработке и принятию решений об информационной безопасности на международной арене;

осуществление многосторонних совещаний экспертов в области информационной безопасности (БРИКС, "Группа восьми", "Группа двадцати" и пр.), развитие диалога и использование экспертного потенциала государств-партнёров;

интернационализация управления сетью "Интернет" и выдвижение в ней инициативы РФ;

совершенствование кадровой политики органов, занимающихся обеспечением международной информационной безопасности;

совершенствование методологической базы обеспечения информационной безопасности на мировом уровне и др.

. Проблемы и перспективы обеспечения информационной безопасности России

Государственная политика по обеспечению информационной безопасности в РФ остается противоречивой, что является ее главной проблемой. Это вызвано противоречием нормативно-правовой базы, неполным охватом действующих законов всех проблем информационной безопасности.

Проблемы также связанны с устаревшими информационными и телекоммуникационными технологиями, что, в свою очередь, связанно с недостатком финансирования. А федеральные и региональные органы государства действуют недостаточно слаженно при обмене и хранении информации.

Желательно наличие межведомственных комиссий и советов в регионах по примеру Санкт-Петербурга и др. городов.

Целесообразным представляется расширение полномочий субъектов РФ по вопросам законодательного регулирования информационных отношений.

Так, на уровне регионов можно успешно противодействовать недобросовестной конкуренции, проявлениям монополизма на информационном рынке, а также агитации и пропаганде, способствующих разжиганию ненависти, социальной и национальной розни, пропаганде превосходства или религиозной нетерпимости, другой деструктивной информации.

Не менее важно развивать региональные информационные рынки. В регионах базы данных ГАИ, налоговых органов, справочных служб незаконно используются и даже как бы конкурируют между собой. Поэтому важно обеспечить информационную безопасность этих органов, исключая соперничество государства и отдельных лиц и незаконных группировок.

Одновременно с этим перспективным направлением обеспечения информационной безопасности является создание единого информационного пространства в регионах и налаживание сотрудничества со СМИ. При работе с последними важно провести грань демократии и вседозволенности в информационной сфере.

Главными признаками, которые характеризуют информационную ситуацию в любой стране, является, во-первых, функционирование СМИ и пропаганды, во-вторых, функционирование информационно-аналитической системы, призванной обеспечивать эффективное принятие решений и контроль в сфере государственного управления, а также управления бизнесом. Все эти составляющие информационной ситуации в РФ требуют дальнейшего совершенствования. Что касается информационно-аналитической деятельности в России, то она хотя и развивается, но этот процесс длится медленно и по большей части экстенсивным путем (возникновение новых государственных и негосударственных информационно-аналитических структур и т.п.). Это также может иметь негативные последствия, потому что количество информации растет, а ее качество остается на уровне недостаточном для принятия потребителями этой информации обоснованных решений.

Вместе с тем государственная политика по обеспечению информационной безопасности должна гарантировать информирование других государств о РФ. Но и эта задача выполняется недостаточно. Общий объем информации о РФ и ее внешней политики незначителен, неадекватен. Кроме того, в некоторых секторах мирового информационного пространства, такой информации вообще нет, либо она устарелая и тенденциозная.

Таким образом, можно выделить ряд проблем государственной политики по обеспечению информационной безопасности:

отсутствие чёткой скоординированной политики, сотрудничества на федеральном и региональном уровнях;

недостаточное удаление внимания проблемам регулирования региональных информационных рынков;

инвестирование информационных структур (как государственных, так и частных), новых технологий в сфере информации и связи по остаточному принципу в результате экономических причин;

допущение экспансии в РФ зарубежных производителей информационной продукции, применяющих агрессивную рыночную стратегию при недостаточной информационной инициативе РФ на международной арене;

недостаточный профессиональный уровень работников государственных органов, занятых формированием государственной политики информационной безопасности, кадровые проблемы;

техническое отставание информационной инфраструктуры и ее зависимость от снабжения иностранной техники, упадок отечественной телекоммуникационной промышленности, допускаемые государственной политикой.

Следовательно, государственная политика РФ нуждается в пересмотре и совершенствовании. При сохранении общи целей, задач и принципов, необходимо менять механизмы ее реализации, особенно по отдельным направлениям.

Необходимо внести изменения в законодательную базу, расширить правотворческие полномочия субъектов РФ и привлечь их к формированию государственной политики, совершенствовать информационное пространство регионов.

Отдельно следует разработать документ, касающийся усиленного обеспечения информационной безопасности в сети Интернет, включая борьбу с киберпреступлениями, например, шпионажем, распространением компьютерных вирусов и т.д.

Заключение

Информационная безопасность - это "состояние защищённости ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства".

Чаще всего информационной безопасности угрожают распространение идей, провоцирующих конфликты на национальной, религиозной и социальной почве и массовые волнения; призывы относительно посягательства со стороны отдельных групп и лиц на государственный суверенитет и пр.; проведение в ущерб интересам РФ специальных информационных операций и компьютерная преступность и др. негативное информационно-психологическое и техническое влияние.

Поэтому государство, защищая себя и своих граждан, разрабатывает и реализует государственную политику обеспечения национальной безопасности. К ее основным задачам относятся: информационное обеспечение системы национальной безопасности; осуществление разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности; охрана государственной тайны и т.д.

Выражением этой политики стала Доктрины информационной безопасности РФ от 09.09.2000 г. Нормативно-правовую базу политики также составляют Закон РФ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 №149-ФЗ и др. Но, государственная политика РФ по обеспечению информационной безопасности остается противоречивой из-за несогласованности нормативно-правовой базы. К этому добавляются проблемы неурегулированности региональных информационных рынков, недостаточное финансирование сферы информационных технологий, кадровая проблема, устарелость информационной инфраструктуры и др. требующие скорейшего решения.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

.Конституция РФ от 12.12.1993 с зим. и доп. от 21.07.2014. - СПб.: Питер, 2015. - 64 с.

.Федеральный Закон РФ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 №149-ФЗ. - М.: Омега-Л, 2007. - 66 с.

.Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 №Пр-1895) - М.: Осб-89, 2004. - 48 с.

.Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года // Электронный ресурс #"justify">Прочая литература

.Бабаш А.В., Баранова Е.К., Ларин Д.А. Информационная безопасность. История защиты информации в России. - М.: КДУ, 2013. - 736 с.

.Караванская А. Информационная политика РФ на современном этапе. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 112 с.

.Кривоухов А.А. Информационная безопасность, как мера обеспечения национальной безопасности России // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Право. 2013. №9 (3). С. 105-112.

.Лишманова Н.А. Информационная безопасность Российской Федерации // Гуманитарные знания и естественные науки: современные проблемы и перспективы развития Материалы III Межвузовской научно-практической конференции; под общ. редакцией Е.В. Королюк. 2014. С. 094-097.

.Литвинов В.А. Основы национальной безопасности России. - М.: Ленанд, 2014. - 328 с.

.Марков А. Процессы формирования информационной безопасности общества. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 532 с.

.Назмутдинова Р.Р. Информационная безопасность, как вид безопасности в информационном обществе // Управление человеческими ресурсами. 2014. №1 (6). С. 51-54.

.Панарин И.Н. Информационная война, PR и мировая политика. Курс лекций - М.: Горячая линия - Телеком, 2014. - 352 с.

.Чеботарёва А.А. Человек и электронное государство. Право на информационную безопасность. монография / А.А. Чеботарёва; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Читинский гос. ун-т" (ЧитГУ). Чита, 2011. - 159 с.

.Шаров В. Ключевые проблемы обеспечения информационной безопасности России. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 100 с.

.Ящейников В.Я. Мацетунян М.В. Основные положения информационной безопасности. - М.: Инфра-М, 2015. - 208 с.

Похожие работы на - Информационная безопасность государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!