Избирательный процесс в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,67 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Избирательный процесс в России















Курсовая работа

Тема Избирательный процесс в России

Конституционное право

Содержание

Введение

. Понятие избирательного процесса

1.1 Понятие избирательного процесса, его стадии

.2 Организация и порядок проведения выборов

.3 Субъекты избирательного процесса и институт наблюдателей на выборах

2. Стадии избирательного процесса в Российской Федерации

2.1 Назначение выборов, образование избирательных округов и избирательных участков

.2 Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, предвыборная агитация, финансирование выборов

.3 Голосование, подсчет голосов, определение результатов выборов и их опубликование

3. Восстановление нарушенных избирательных прав граждан

3.1 Обжалование нарушений избирательных прав граждан

.2 Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

.3 Сроки рассмотрения жалоб

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Список сокращений

Введение

Проблема. В современных условиях постоянного реформирования законодательства о выборах правовая значимость выборов в РФ являются в целом значимым событием для развития всей политической системы страны. Для многих прав, вбирая права социальные, действительно то, что новыми являются их субъекты, а не сами права. В этом смысле даже избирательное право - такое же новшество, по сравнению, к примеру, с правом на профсоюз и коллективный договор. Прямая демократия, проявляющаяся во внедрении пропорциональной избирательной системы выборов, даёт право определять условия применения различных видов избирательных систем.

По той причине, что Конституция РФ не содержит отдельного раздела (статей), которые посвящены избирательной системе, а также не наблюдается тенденция к принятию ФКЗ в данной сфере, основной вид нормативных актов, регулирующих избирательные правоотношения, представляют собой ФЗ, включая им не противоречащее законодательство субъектов РФ о выборах. При этом остаются несовершенными механизмы реализации избирательных прав, которые могут быть нарушены, вследствие злоупотребления свободой или правом, признанное правонарушением особого вида.

Актуальность исследования. Проходящий процесс демократизации всех институтов российского общества в последние два десятилетия с момента смены политического режима, обусловленный тем, что данный процесс не обошёл стороной избирательные правоотношения и в РФ.

Данный процесс демократизации выражен реформацией законодательства в сфере избирательного права, начавшаяся в 2000-е гг., за которые был принят колоссальный массив правовых актов, которые регулируют избирательные правоотношения, включает в себя происходящее становление и развитие современной избирательной системы РФ. Поэтому, обуславливается формирование универсального стандарта или критериев системы политико-правовых и организационно-технических принципов ротации и передачи публичной власти по итогам избирательных кампаний.

Степень разработанности проблемы. В общетеоретическом плане и применительно к изучению проблем, которые связаны с видами избирательных прав, в конституционном (государственном) праве, как отрасли права, данные проблемы обычно рассматриваются в исследованиях, которые посвящены тем или иным аспектам избирательных прав. Так, указанного вопроса касались Дубровина Е.П., Фадеев В.И., Рауткина Н.Л., Миронов Н.М., Игнатенко В.В., Ищенко Е.П., Червонюк В.И., Старостина И.А., Соловьев А.И., Баглай М.В., Князев С.Д., Веденеев Ю.А., Лысенко В.И., Хрусталев Е.Н., Борисов И.Б., Малеев Ю.Н., Суворов В.Н., Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б., Матейкович М.С. При этом, по мнению многих ученых, в отечественной юридической науке недостаточно изученной является проблема видов избирательных систем, как понятие. В этом смысле, отсутствуют чётко определенные теоретико-методологические подходы к уяснению сущности, юридической природы, назначения в социуме видов избирательных систем. Как правило, они рассматривается через призму общей массы конституционных прав и свобод без раскрытия механизмов и условий их реализации, а большинство публикуемых о ней материалов носит публицистический характер, либо ограничивается лишь анализом законодательства, что необоснованно зауживает представление об избирательных системах, в качестве объекта исследования избирательного права.

Цель исследования. Цель исследования данной курсовой работы состоит в характеристике избирательной системы и избирательного процесса в РФ.

Задачи исследования. Задачами исследования, определяемые поставленной целью, являются следующие конкретные последовательные этапы решения проблемы избирательной системы и избирательного процесса в РФ:

. образование и функционирование избирательных округов, участков и избиркомов: регистрация (учёт) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов, избирательных участков и избиркомов;

2. правовой статус кандидатов, порядок проведения голосования и подсчёта голосов: выдвижение, регистрация и статус кандидатов, предвыборная агитация, установление результатов выборов и их опубликование, финансирование выборов и ответственность за нарушение избирательных прав граждан;

3. характеристика понятия и принципов избирательных систем: понятие избирательной системы, избирательного права и принципы проведения выборов в РФ.

Методы исследования. При исследовании были использованы методы науки избирательного права и метод правового регулирования предмета избирательного права. Методы исследования избирательного права в качестве способов реализации данного права, характеризуются отходом от изучения проблемы видов избирательных систем лишь через характеристику такого одного универсального метода как диалектический и исторический материализм. Данный метод определял мировоззренческие позиции исследователей в советский период, который представлял собой конкретизацией общеметодологического, общефилософского материалистического метода применительно к предмету избирательного права, как науки.

Поэтому, при исследовании использовались такие методы как изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, моделирование, сравнение, анализ, синтез и интервьюирование.

Практическая значимость. Результат обстоятельного анализа избирательного законодательства и практики его применения обусловили практическую направленность принципов избирательного права. Самостоятельное правовое оформление принципов финансирования выборов с последовательней реализацией при регламентации всех стадий выборов и деятельности организаторов выборов, характеризуется результатом обстоятельного анализа избирательного законодательства и практики его применения. Практическая возможность реализации принципов избирательного права, вырабатывают объективные выводы и рекомендаций по использованию в РФ пропорциональной избирательной системы.

1. Понятие избирательного процесса

.1 Понятие избирательного процесса, его стадии

Проблема определения понятия "избирательный процесс" не является новой в правовой науке. Несмотря на то, что попытки сформулировать данное понятие предпринимались неоднократно, четкого и однозначного определения этого политико-правового явления до сих пор не выработано, что часто приводит исследователей данного института к самым разнообразным оценкам образующих избирательный процесс признаков, вызывает необоснованное отождествление избирательного процесса с выборами, избирательными кампаниями и иными проявлениями электоральной действительности.

Сегодня действующее избирательное законодательство обходит стороной понятие избирательного процесса. Под избирательным процессом понимают урегулированную законом и другими нормативными документами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные, самоуправленческие органы и соответствующих должностных лиц.

Рассмотрим избирательный процесс в широком и узком смыслах. Понятие "избирательный процесс" в широком смысле охватывает содержание избирательной кампании как периода со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, в том числе суда, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов, поскольку связан с необходимостью принятия уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленные конституцией, уставом, законом сроки и порядке решения о назначении даты выборов и его направлении для официального опубликования. В узком смысле избирательный процесс рассматривается как формализованное явление, которое включает установленную законом совокупность стадий, обеспечивающих его целостность и легитимность результатов выборов.

Избирательный процесс - это технологическая инфраструктура и форма реализации конституционных принципов организации периодических свободных выборов и обеспечение избирательных прав человека и гражданина в рамках предусмотренной законом последовательности совершения комплекса избирательных действий и избирательных процедур. Избирательный процесс выражает динамику и структуру участия граждан в осуществлении власти.

Избирательный процесс представляет собой сложное социальное явление, одну из разновидностей человеческой деятельности, признаками, характеризующими данный институт, являются.

На основе данных признаков определяется избирательный процесс как урегулированную нормативно-правовыми актами и иными социальными нормами деятельность участников избирательного процесса, состоящую из взаимосвязанных и построенных в логической последовательности стадий, опирающуюся на демократические принципы российского избирательного права и направленную на придание выборам легитимного характера.

Избирательный процесс не через деятельность компетентных субъектов, а как систему организационно взаимосвязанных и реализуемых в установленной последовательности отношений, опосредующих подготовку и проведение выборов. Данное определение, не только отвечает интересам комплексного и всестороннего охвата этого многомерного по своему содержанию политико-правового явления, но и позволяет более четко определить его соотношение с избирательными процедурами и формами. Избирательный процесс - это несколько стадий, последовательно сменяющих одна другую от момента назначения даты выборов до объявления результатов голосования.

Помимо нормативно-правовых подходов существуют и другие. Избирательное право, выполняя функцию регулятора событий, интересует политологов как в плане проработанности норм и установлений, так и с точки зрения выполнения его требований участниками избирательного процесса и ожидаемых последствий для них. С этой точки зрения избирательный процесс - это интегральная категория, при помощи которой дается общая характеристика всего комплекса разворачивающихся в стране политических событий, связанных с выборами.

Таким образом, с нормативно-правовой точки зрения избирательный процесс должен, прежде всего, обеспечивать законный ход выборов и объективные результаты голосования, гарантировать гражданам реализацию их прав на осуществление власти и формировать ее легитимные органы.

.2 Организация и порядок проведения выборов

Обязательность выборов - они являются обязательным и легитимным способом формирования избираемых гражданами РФ законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Обязательность выборов означает, что государственные и муниципальные органы, наделенные полномочиями в сфере принятия решений об их проведении в установленные законодательством сроки, не вправе уклоняться от принятия такого решения, отменять назначенные выборы или переносить их.

Выборы назначаются уполномоченными на то органами или должностными лицами в соответствии со сроками полномочий органов и депутатов, установленными Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, и проводятся избирательными комиссиями.

Периодичность выборов - непосредственно связано с установленными законодательством сроками полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления; это, в свою очередь, означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. Именно об этом говорит КС РФ в своем Постановлении от 11 июня 2003г. № 10-П. Согласно правовой позиции КС РФ, "предусмотренная международными обязательствами РФ, а именно Международным пактом о гражданских и политических правах (п. "a" и "b" ст. 25) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 3 Протокола № 1), периодичность выборов есть необходимое условие демократического развития страны, имеющее целью посредством регулярного обновления состава органов публичной власти обеспечить их демократический и правовой характер".

Поэтому в ст. 8 ФЗ от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (далее - Рамочный закон) прямо зафиксировано нормативными правовыми актами, какого уровня устанавливаются сроки, на которые избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, ОМСУ, депутаты указанных органов. Предусмотрен предельный срок - пять лет, что является гарантией периодичности проведения выборов, т.е. гарантией закрепленного в ст. 9 РЗ принципа обязательности проведения выборов.

Свобода выборов. Рассматриваемый принцип свободы выборов находит свое выражение в ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, следовательно, является одной из основ конституционного строя. Рассматриваемый нами принцип свободных выборов закреплен в п. 3 ст. 3 РЗ и находит свое выражение в двух формах. Первая из этих форм - свободное и добровольное участие гражданина в выборах и референдуме. Принуждение к участию или, наоборот, к неучастию в голосовании недопустимо, в каком бы виде оно ни проявлялось. Вторая форма - это свобода волеизъявления при голосовании, сопровождаемая запрещением любого воздействия на него.

В Постановлении КС РФ от 16 июня 2006г. № 7-П справедливо отмечается, что "свободные выборы - в условиях идеологического и политического многообразия и многопартийности и при соблюдении гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина - предполагают наличие такой избирательной системы, которая обеспечивает гражданам равные возможности в реализации активного и пассивного избирательного права, что, в свою очередь, предполагает адекватное определение статуса кандидатов и такое регулирование предвыборной агитации и финансирования выборов, которое, основываясь на конституционном принципе равенства, учитывало бы при этом различие способов и условий реализации, указанных прав, а также ее социально-политические и юридические последствия".

Свободные выборы предполагают необходимость их проведения с разумной периодичностью при обеспечении свободного волеизъявления граждан в условиях состязательности и открытости. Положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г., согласно которым "свободные выборы должны проводиться с разумной периодичностью путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе законодательной власти (ст. 3 Протокола № 1), (п. 1 ст. 10)".

Альтернативность выборов - закреплено в п. 33 ст. 38 РЗ. В соответствии с содержанием данной статьи в случае, если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему, либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат, список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий, за исключением случаев, предусмотренных РЗ. В пункте 35 ст. 38 РЗ предусмотрены случаи проведения безальтернативных выборов. Введение законодателем возможности безальтернативных выборов представляется целесообразным, поскольку оно направлено как на защиту активного избирательного права граждан, которые вправе большинством голосов наделить мандатом депутата, выборное должностное лицо, так и на защиту пассивного избирательного права кандидата от умышленного либо фактического воспрепятствования его избранию конкурентом, снимающим свою кандидатуру.

Вместе с тем на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица, согласно ст. 20 РЗ, возложена обязанность оказывать содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный ФКЗ, ФЗ, законами субъектов РФ.

1.3 Субъекты избирательного процесса и институт наблюдателей на выборах

Реализация избирательных прав граждан РФ осуществляется посредством деятельности различных организаций, лиц, участников выборного процесса, имеющих определенный правовой статус. Однако количество субъектов избирательного процесса не является раз и навсегда определенным. Это связано с тем, что законодательство о выборах развивается, совершенствуется. Учитывая, что выборы в России приобрели характер не всегда честной борьбы с использованием "грязных" технологий при недостаточном или неэффективном контроле со стороны правоохранительных органов или избирательных комиссий, возрастает роль института наблюдателя в избирательном процессе. Порядок назначения и полномочия наблюдателей регулируются ФЗ № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", № 19-ФЗ "О выборах Президента РФ", а также другими законами, иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ и международными договорами.

С 6 августа 2005г. вступил в силу п. 4 ст. 30 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" о назначении наблюдателя зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов или зарегистрировавшим список кандидатов.

Наблюдатели не могут назначаться общественными объединениями, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Создание и деятельность таких общественных объединений запрещены согласно п. 5 ст. 13 Конституции РФ.

Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов РФ, главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса. Наблюдателями являются граждане РФ, обладающие активным избирательным правом, которые в день выборов, а также в дни досрочного голосования уполномочены проводить наблюдение за ходом проведения голосования, за подсчетом голосов избирателей и другой деятельностью избирательных комиссий. Политическая партия может назначить в каждую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление наблюдения двумя и более наблюдателями от одной партии. Согласно п. 7 ст. 30 ФЗ № 51-ФЗ и п. 10 ст. 30 ФЗ № 67-ФЗ наблюдатель не вправе проводить предвыборную агитацию среди избирателей, заполнять бюллетень, выдавать избирательные бюллетени, расписываться за избирателя; совершать действия, нарушающие тайну голосования и препятствующие работе избирательной комиссии; участвовать в принятии решений избирательной комиссией. Право приглашения международных наблюдателей имеется у Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ, ЦИК РФ после официального опубликования решения о назначении выборов. Согласно внесенным изменениям в ФЗ от 18 мая 2005г. № 51-ФЗ Уполномоченный по правам человека в РФ не имеет права приглашать наблюдателей. Он может лишь вносить предложения о направлении приглашений иностранным наблюдателям, как и международные и национальные правительственные и неправительственные организации, а также частные лица, имеющие признанный авторитет в области защиты прав и свобод человека и гражданина (п. 3 ст. 31).

ЦИК РФ в силу своих полномочий, определенных ФЗ, принимает инструкции, разрабатывает рекомендации для наблюдателей, оказывая нижестоящим избирательным комиссиям правовую, методическую и иную помощь. Учитывая сложное и объемное избирательное законодательство РФ, дублирование статей в разных ФЗ, этот документ более четко разъяснил полномочия, порядок деятельности иностранных наблюдателей, ответственность за нарушение законодательства в соответствии с положениями Конституции, ФЗ, постановлениями ЦИК и нормами международного права в области организации и проведения выборов.

Задача института наблюдателей - обеспечить, чтобы граждане РФ, члены избирательных комиссий, общественные объединения и блоки, политические партии и движения в полной мере могли воспользоваться предоставленными им законодательством РФ правами.

Полномочия наблюдателей регулируются рядом ФЗ и законов, нормативных актов субъектов РФ. Лишение общественных объединений права направлять наблюдателей приводит к снижению прозрачности избирательного процесса и большей фальсификации итогов голосования. Несмотря на указанные проблемы, присутствие национальных и иностранных наблюдателей на выборах в РФ может в целом повысить авторитет избирательного процесса. Анализ нарушений, выявленных наблюдателями, позволяет совершенствовать избирательное законодательство и процесс реализации избирательных прав граждан. Обеспечивая параллельное определение результатов голосования, наблюдатели являются источником информации, на основании которой могут быть сделаны заключения о подлинности официальных итогов выборов.

избирательный округ ответственность право

2. Стадии избирательного процесса в Российской Федерации

.1 Назначение выборов, образование избирательных округов и избирательных участков

Назначение выборов является первичной стадией избирательного процесса, а также началом всей деятельности, связанной с организацией и проведением выборов. Как будет проведена процедура назначения выборов и будут ли соблюдены при этом все организационные предписания, зависит организация всей избирательной кампании.

Выборы органов и должностных лиц являются обязательными, периодическими и должны проводиться в сроки, установленные законодательством о выборах, уставами. При этом должно соблюдаться требование ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" о том, чтобы указанные сроки обеспечивали соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. Наиболее важные элементы процедуры назначения выборов - орган, назначающий выборы, способ определения их даты, срок, остающийся до даты очередных или внеочередных (досрочных) выборов, гарантии назначения выборов.

ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не содержит прямого указания на конкретный орган или должностное лицо, в компетенцию которого входит назначение выборов органов и должностных лиц. В соответствии со ст. 10 данного Закона выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. Компетенция соответствующего органа или должностного лица определяется соответственно Конституцией РФ, ФЗ, конституциями (уставами), законами субъектов РФ. Таким образом, указанный Закон относит решение вопроса об уполномоченном по назначению выборов на иные нормативные акты.

Поэтому, основными критериями для отнесения того либо иного вопроса к собственному ведению субъекта РФ в области избирательных правоотношений должны выступать его географические, национальные, региональные особенности, проявляющиеся на различных этапах прямого волеизъявления граждан. Они наиболее характерны для стадий образования избирательных округов, избирательных участков, финансирования выборов, голосования. Во всех других нормах должно быть единство. Сегодня ЦИК РФ разрабатывает модельные законы о выборах, являющиеся значительным подспорьем для регионального нормотворчества. С позиций правоприменения было бы удобнее, если бы в федеральном нормативом акте появилась статья, посвященная комплексному регулированию особенностей избирательного процесса законодательством субъектов РФ.

.2 Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, предвыборная агитация, финансирование выборов

В целях обеспечения подготовки и проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов и референдумов в РФ установлена Государственная система регистрации (учета) избирателей, участников референдума. Получаемые с помощью данной системы сведения о зарегистрированных избирателях, участниках референдума и их численности используются для образования избирательных округов, избирательных участков, совершения иных действий, предусмотренных избирательным законодательством.

Основные правила регистрации (учета) избирателей, участников референдума закреплены в ФЗ от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", который предусматривает утверждение ЦИК РФ. Действующая редакция Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в РФ (далее - Положение) утверждена Постановлением ЦИК РФ от 29 декабря 2005г. № 164/1084-4.

Список избирателей по избирательному участку, образованному в месте временного пребывания избирателей, составляется соответствующей участковой избирательной комиссией на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают, за исключением списков, составляемых на вокзалах и в аэропортах. На избирательных участках, образованных на вокзалах и в аэропортах, списки избирателей составляются в день голосования. Избиратели, находящиеся в день голосования в указанных местах, включаются в списки избирателей по предъявлении открепительного удостоверения.

Выдвижение и регистрация кандидатов являются одной из самых важных стадий избирательного процесса, определяемой в литературе как "завязка" избирательной кампании, влияющей на весь ее дальнейший ход. О необходимости демократизации этих избирательных процедур говорили при подготовке проекта действующей Конституции РФ в рамках работы Конституционной комиссии. Порядок регистрации кандидатов (списков кандидатов), с одной стороны, должен быть направлен на предоставление возможности гражданам реализации своего пассивного избирательного права, с другой стороны, должен обеспечить возможность участия в выборах лишь тем кандидатам (избирательным объединениям), у которых есть некоторый уровень поддержки избирателей.

Проведение предвыборной агитации и наличие ее финансирования должно осуществляться в противоправных формах. Законодательный перечень форм предвыборной агитации, закрепленный в п. 2 ст. 48 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав", является исчерпывающим, то есть данная норма является императивной, на основании чего можно утверждать, что предвыборная агитация в иных формах, чем определено законом, не допускается. Наиболее часто встречающиеся в практике нарушения связаны с распространением информации о профессиональной деятельности кандидата или исполнением им своих должностных (служебных) обязанностей. Совершение вышеуказанных действий может быть сопряжено с разглашением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, также с разглашением иных сведений, распространение которых может повлечь неблагоприятные последствия (ст. 4 Закона РФ "О СМИ");

Проведение свободных и демократических выборов немыслимо без соблюдения принципа равноправия всех участников избирательного процесса. Реализация данного принципа достигается посредством регламентации на законодательном уровне определенной совокупности избирательных процедур, в том числе и процедуры финансирования избирательных кампаний. Законодательное регулирование порядка финансирования избирательной кампании направлено на достижение необходимой степени равенства возможностей, прозрачности и контроля законности как источников происхождения денежных средств кандидатов и избирательных объединений, так и направлений расходования денежных средств из избирательных фондов. Поэтому можно говорить о том, что степень демократичности порядка финансирования выборов позволяет в значительной мере судить и о степени демократичности проводимых в государстве выборов. За годы, прошедшие после введения в практику проведения альтернативных выборов, в РФ утвердилась смешанная модель финансирования избирательных кампаний, представляющая собой определенный баланс между системами публичного и частного финансирования.

На сегодняшний день проблема обеспечения законности в сфере финансирования избирательных кампаний по-прежнему остается актуальной. В этой связи важным представляется принятие комплекса мер, в первую очередь направленных на усиление прозрачности действий, так или иначе связанных с финансированием выборов, поскольку информационная закрытость в этой сфере значительно облегчает совершение нарушений. Сама идея раскрытия информации является основополагающей концепцией открытых и гласных выборов. Невозможно констатировать эффективность положений Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ о финансировании избирательных кампаний, исключительно, судя по регламентации вопросов, связанных со сбором и расходованием средств на предвыборную деятельность. Необходимо также предусмотреть создание механизмов, обеспечивающих возможность анализа информации о финансовой отчетности кандидатов, избирательных объединений. Наиболее эффективным представляется механизм, при котором информация, содержащаяся в отчетах, будет находиться в единой электронной базе и станет доступна для ознакомления с ней всем заинтересованным лицам.

Итак, в настоящее время законодательством урегулирован статус избирательных комиссий, определена их роль в избирательном процессе. Формально это роль арбитра, независимого и беспристрастного организатора конкурентной политической борьбы, институционализированной в форме избирательной кампании. Однако на практике избирательные комиссии не всегда отвечают этому своему назначению, они все менее самостоятельны и все более превращаются в заинтересованных участников выборов, играющих "на одну сторону". Обеспечение независимости и беспристрастности избирательных органов и надлежащего судебного контроля за их деятельностью является первоочередной задачей, от которой зависит чистота и законность выборов и референдумов в РФ.

.3 Голосование, подсчет голосов, определение результатов выборов и их опубликование

Голосование проводится в день выборов с восьми до двадцати двух часов по местному времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее двадцати двух часов.

Избиратель - гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом.

По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет, что время голосования истекло и завершить голосование могут только избиратели, находящиеся в помещении для голосования. Доступ в помещение для голосования разрешается только кандидатам, их доверенным лицам, членам соответствующих избирательных комиссий, наблюдателям и представителям средств массовой информации.

Председатель и члены участковой избирательной комиссии проверяют неповрежденность печатей или пломб на переносных избирательных ящиках и избирательных ящиках, находившихся на избирательном участке. Далее председатель и члены участковой избирательной комиссии вскрывают переносные избирательные ящики. Проверяется соответствие количества обнаруженных в них избирательных бюллетеней количеству письменных заявлений избирателей. Председатель и члены участковой избирательной комиссии вскрывают избирательные ящики, находившиеся на избирательном участке.

По каждому избирательному участку, прежде всего, отделяются и подсчитываются недействительные избирательные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени неустановленной формы, не заверенные печатью избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также бюллетени, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности такие, в которых крест или любой иной знак проставлен более чем в одном квадрате (в большем количестве квадратов, чем мандатов по данному округу при многомандатных округах) либо не проставлен ни в одном из них.

Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования. Протокол об итогах голосования составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии. После контрольного подсчета голосов составляется в соответствии с вышеприведенными требованиями протокол, который подписывают члены избирательной комиссии, проводившей контрольный подсчет, и члены участковой избирательной комиссии. В случае несовпадения результатов контрольного подсчета голосов с результатами подсчета голосов, осуществленного участковой избирательной комиссией, общие итоги голосования устанавливаются на основании протокола о контрольном подсчете голосов.

Комиссии всех уровней, за исключением участковых комиссий, публикуют (обнародуют) данные, которые содержатся в протоколах комиссий соответствующего уровня об итогах голосования и о результатах выборов, референдума, и данные, которые содержатся в протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий и на основании которых определялись итоги голосования, результаты выборов, референдума в соответствующих комиссиях. Законом опубликование (обнародование) перечисленных данных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий, действовавших на территории избирательного округа, может быть возложено на соответствующую окружную избирательную комиссию либо на избирательную комиссию субъекта РФ. Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов в федеральные органы государственной власти, референдума РФ осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования. Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, референдума субъекта РФ, местного референдума осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования. В течение трех месяцев со дня официального опубликования (обнародования) полных данных о результатах выборов в органы государственной власти, референдума РФ, референдума субъекта РФ данные, которые содержатся в протоколах всех комиссий об итогах голосования и о результатах выборов, референдума, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы, что избирательные права граждан РФ подразделяются на два вида, различающихся по юридической природе. Одни из них, например, право избирать и быть избранными, относятся к основным, базовым конституционным правам. Наряду с другими конституционными правами они образуют конституционный статус гражданина. Другие права, независимо от того, установлены они Конституцией или иным актом избирательного законодательства, выполняют вспомогательные функции по отношению к праву избирать и быть избранными: без них вряд ли можно представить себе демократический избирательный процесс, без совершения избирательных действий, предусмотренных этими правами, маловероятна реализация права избирать и быть избранными.

Принятие на себя повышенной ответственности каждым гражданином РФ, желающим возложить на себя обязанности члена избирательной комиссии, должно решаться им самостоятельно и находить отражение в подписанном им письменном документе, который можно именовать распиской о повышенной ответственности члена избирательной комиссии перед народом РФ или присягой. Почему такой подход не использовать, если наш народ доверяет избирательным комиссиям самую большую для нашего государства конституционную ценность - определение своего волеизъявления, на основе которого происходит формирование всех органов народного представительства страны?

3. Восстановление нарушенных избирательных прав граждан

.1 Обжалование нарушений избирательных прав граждан

Правонарушающие действия могут быть обжалованы в установленном порядке. В частности, согласно ст. 1 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и ст. 75 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Нам представляется, что жалоб и судебных споров по поводу различных нарушений избирательных прав становится в последнее время больше, а дел об административных правонарушениях - меньше.

В то же время нынешний законодательный порядок возбуждения дела об административном правонарушении не позволяет гражданам напрямую обращаться в суд с заявлениями о привлечении виновных лиц к административной ответственности. Такое право предоставлено только прокурору и членам избирательной комиссии, уполномоченным на это комиссией.

Юридическим основанием для привлечения лица к административной ответственности является наличие состава правонарушения, под которым понимается совокупность элементов и признаков, образующих деяние, рассматриваемое законом как административное правонарушение.

Объективная сторона административного правонарушения характеризует, прежде всего, внешнее проявление противоправного деяния (действия или бездействие). Под этим элементом состава административного правонарушения понимается совокупность существенных и необходимых конкретных признаков, характеризующих внешний акт соответствующего деяния.

Как указано ранее, субъектами административной ответственности в сфере избирательных отношений могут быть юридические лица. Между тем законодательство наделяет правом участвовать в выборах организации, которые могут и не быть юридическими лицами. Не все избирательные комиссии наделены статусом юридического лица (прежде всего, участковые комиссии). Кроме того, такими организациями являются, например, не только региональные, но и иные структурные (в частности, местные) подразделения политических партий, не наделенные в соответствии с уставом политической партии правами юридического лица. В частности, местные отделения политических партий независимо от того, зарегистрированы они или нет в органах госрегистрации, имеют право выдвигать кандидатов на выборах в органы местного самоуправления в порядке, установленном уставом партии. Поэтому, несмотря на то, что избирательные объединения в некоторых ст.ст. КоАП РФ названы в качестве потенциальных субъектов административной ответственности, те из них, которые не являются юридическими лицами, к административной ответственности не могут быть привлечены. Совершенствование законодательства в данной области позволит создать более эффективный механизм предотвращения противоправных деяний в избирательной сфере, что, в свою очередь, приведет к большей защищенности избирательных прав граждан, обеспечит надежные гарантии демократических, свободных и честных выборов в России.

.2 Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

За нарушения законодательства о выборах и референдумах предусмотрено несколько видов юридической ответственности. В зависимости от отраслевой принадлежности законодательной (нормативно-правовой) основы традиционно выделяют три вида ответственности: конституционно-правовую (ответственность по избирательному праву); административную и уголовную ответственность. В нынешних условиях именно административная ответственность является одним из широко и часто применяемых видов юридической ответственности в электорально-политической сфере. Административная ответственность в данной сфере призвана воздействовать на различных правонарушителей не только из числа граждан, рядовых избирателей, но и из числа специальных субъектов - должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, председателей и членов избирательных комиссий и других уполномоченных лиц, в той или иной форме участвующих в избирательной кампании.

В литературе по избирательному праву указывается: федеральными законами предусмотрена уголовная ответственность, наступающая за совершение общественно опасных нарушений избирательных прав граждан, законодательства о выборах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав, организации и проведения выборов. Для защиты волеизъявления народа от искажения было бы упущением не использовать возможности юридической конструкции уголовной ответственности, которая, как известно, без вины не бывает.

марта 2011г. в целом ряде субъектов состоялись выборы глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований, которые вновь выявили ошибки, допускаемые судьями при рассмотрении в особенности дел об административных правонарушениях в сфере избирательных прав (официальный сайт Верховного Суда РФ).

С нашей стороны отметим, что и ЦИК РФ стала более прозрачно и эффективно реагировать на поступающие жалобы, на нарушения, допускаемые в ходе избирательных процессов.

Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. На основании данного конституционного принципа за нарушение избирательных прав граждан предусмотрены не только традиционные виды юридической ответственности (административная и уголовная), но и "особая правовая ответственность", установленная нормами избирательного права. С принятием Конституции РФ 1993г. отечественное конституционное право в целом и отдельные его институты существенным образом преобразились.

Конституционное право выработало свой собственный запас принудительных мер, направленных на обеспечение нормального функционирования общественных отношений, в которых реализуются представительные и непосредственные формы демократии, а также некоторые, преимущественно политические, права граждан в РФ. Указанное обстоятельство во многом объясняет то, что в современной конституционно-правовой среде практически всеобщее признание получил институт конституционно-правовой ответственности.

Основанием конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательных прав граждан, может быть только конкретное предусмотренное федеральным законом деяние, которое характеризуется государственной и общественной вредностью (посягает на избирательные права граждан), противоправностью (является нарушением избирательного законодательства), виновностью, а также возможностью применения конституционно-правовых санкций. В противном случае конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательных прав граждан сама приобретает характер, нарушающий эти права.

.3 Сроки рассмотрения жалоб

Растянутая во времени судебная процедура по защите любого субъективного права и защищаемого законом интереса становится малоэффективной с точки зрения конечного результата ввиду многомесячной отдаленности акта, восстанавливающего право, от акта его нарушения. И уж совсем неэффективна и даже бесполезна такая процедура в делах о защите избирательного права. Это и понятно. Любые выборы, как в местные органы власти субъектов Федерации, так и в органы федерального уровня, требуют огромных финансовых затрат. Отсюда возникают естественные вопросы: во-первых, каковы будут финансовые последствия при удовлетворении жалобы, поставившей под сомнение законность уже проведенной выборной кампании; во-вторых, любые повторные выборы не только стоят новых денежных затрат, но они вообще могут не состояться из-за нежелания избирателей вновь проявлять свою политическую активность; в-третьих, ни один суд и судья, даже обладающие необходимой независимостью и принципиальностью, не смогут не учитывать реалии жизни, а именно - те два фактора, которые были отмечены выше.

Обязанность суда в кратчайшие сроки рассмотреть дело по жалобе на нарушение избирательных прав была закреплена и в ранее действовавшем ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" (от 26 октября 1994г.).

Но, несмотря на столь суровое законодательное предписание о сроках рассмотрения дел этой категории, подавляющее большинство дел по жалобам такого рода получают свое разрешение и не через 10 и даже не через 20 дней, а спустя 2 - 4 месяца и более, т.е. фактически после того, как закончилась избирательная кампания. По этой причине решение суда приобретает формальный характер.

Прежде всего, следует отметить, что Кодекс устанавливает сравнительно небольшой срок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении - 10 суток со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу. При этом по жалобам на постановления об административном аресте такой срок составляет одни сутки, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест. Кроме того, ФЗ от 4 июля 2003г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" введен сокращенный срок рассмотрения жалоб на постановления по делам о нарушениях в области законодательства о выборах и референдумах - 5 дней.

Особо следует отметить, что в результате рассмотрения жалобы судья не вправе принять решение по основаниям и в форме, предусмотренным ГПК РФ. В частности, он не может оставить жалобу без рассмотрения или вынести постановление о прекращении производства по делу в связи с заявлением сторон о заключении мирового соглашения.

Думается, было бы правильным и обоснованным установление законодателем не только особых сроков рассмотрения жалоб (заявлений) на нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме, но и особых процессуальных правил с определенными изъятиями и дополнениями для данной категории дел. Эти новеллы следовало бы внести в проект нового ГПК РФ.

К сожалению, нужно констатировать факт недостаточной изученности этой проблемы. Нет работ, освещающих ее в полном объеме, всесторонне и с учетом современного состояния законодательства, практики. Видимо, в силу этого обстоятельства разработчики проекта нового ГПК РФ не обратили на эту проблему должного внимания. Между тем количество дел по жалобам (заявлениям) на нарушение избирательных прав имеет тенденцию к значительному росту.

Заключение

Избирательное право с учётом международно-правовых стандартов позволяет реализовать право граждан через свободные справедливые выборы принимать участие в управлении своей страной, то есть активное избирательное право, выраженное правом гражданина избирать в выборные органы власти.

Поэтому, в объективном смысле термин избирательное право обусловлен системой правовых норм, которые регулируют порядок формирования выборных органов государства, а также органов местного самоуправления, используется с целью обозначения одного из конституционно-правовых институтов и в качестве названия одного из субъективных прав граждан РФ, а в субъективном смысле - в возможности участия гражданина в выборах органов государства, органов местного самоуправления, которая гарантирована государством, обусловленная комплексом конкретных прав лица, основное место среди которых занимают активное и пассивное избирательное право.

На сегодняшний день предпринимаются меры к восстановлению сочетания на выборах депутатов ГД СФ ФС РФ мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, что будет содействовать определенной активизации населения на выборах.

Существует две основные избирательные системы - мажоритарная, пропорциональная и смешанные - где основное различие между первой и второй избирательными системами определяется способом определения результатов выборов. Избирательной система в РФ выражена в качестве порядка выборов Президента РФ, депутатов ГД ФС РФ, в другие федеральные государственные органы, которые предусмотрены Конституцией РФ, непосредственно избираемые гражданами РФ регламентированные ФЗ, а используемый при выборах в органы государственной власти субъектов РФ, в органы местного самоуправления, проводимых руководствуясь с ФЗ, законами, а также иными нормативными правовыми актами законодательных или представительных органов государственной власти субъектов РФ.

Цензы избирательного права закреплён в ст. 4 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ, установившей принцип всеобщности. При этом, установление цензов избирательного права - сфера принципа всеобщности, а не принципа равного избирательного права (п. 2.4 мотивировочной части Постановления КС РФ от 22.01.2002 № 2-П).

Возрастной ценз, в качестве требования закона, регламентирует предоставление право участия в выборах только по достижении определенного возраста - меньше 21 года (выборы в законодательные или представительные органы государственной власти субъектов РФ), 30 лет (выборы высшего должностного лица субъекта РФ), 21 года (выборы главы местного самоуправления). Ценз оседлости, установленный Конституцией РФ и ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ, выражен в требовании получения гражданином избирательного права характеризующееся определённым сроком проживания в стране к моменту проведения выборов.

Финансирование выборов осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета, в соответствии с видами выборов. При этом, за счёт собственных средств кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком, средств, которые выделены избирательному объединению, избирательному блоку (кандидату) соответствующей избирательной комиссией, добровольных пожертвований граждан, а также юридических лиц могут создаваться избирательные фонды.

Подготовку и проведение выборов в РФ реализуют ЦИК РФ, избиркомы субъектов РФ и муниципальных образований, окружные избиркомы, территориальные избиркомы - районные, городские, а также другие избиркомы и участковые избиркомы. Где ЦИК РФ, на постоянной основе действующий, реализует руководство деятельностью избиркомов по выборам Президента РФ, депутатов ГД, а также в другие федеральные государственные органы, которые предусмотрены Конституцией РФ, включая избираемые непосредственно гражданами в соответствии с ФЗ и по проведению референдумов РФ.

Практическая значимость. Весьма скромный по своим юридическим масштабам и политической роли институт, связанный с правом голоса граждан и их электоральной правосубъектностью, постепенно оформился в весьма сложный межотраслевой комплекс норм и институтов, гарантий и процедур, претендующий стать и быть политической конституцией страны.

Выборы из формальной, точнее административной, процедуры голосования превратились в политический институт. Волеизъявление граждан, выраженное в форме электоральных предпочтений, стало неотъемлемой частью механизма публичного властвования и управления.

На современном этапе развития избирательной системы РФ, понимаемой в широком смысле как система норм и институтов, учреждений и ценностей, избирательное право по своему содержанию и смыслу представляет юридическую форму и способ взаимодействия гражданского общества и государства.

Глоссарий

Возрастной ценз - требование закона, руководствуясь которому право участвовать в выборах предоставляется только по достижении определенного возраста

Избирательная система (в узком смысле) - избирательная система, характеризующаяся распределением депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования

Избирательная система (в широком смысле) - избирательная система, обусловленная порядком формирования выборных органов государства, а также органов местного самоуправления, который вбирает в себя принципы и условия участия в формировании избираемых органов, включая организацию и порядок выборов

Избирательное право (объективный смысл) - система правовых норм, которая регулирует порядок формирования выборных органов государства, а также органов местного самоуправления

Избирательное право (субъективный смысл) - возможность участия гражданина в выборах органов государства и органов, а также местного самоуправления, которая гарантирована государством, обусловленная комплексом конкретных прав лица, основное место среди которых занимают активное и пассивное избирательное право

Избирательные цензы - цензы, устанавливаемые Конституцией РФ либо законом условия с целью получения (осуществления) избирательного права

Мажоритарная избирательная система подсчёта голосов - избирательная система подсчёта голосов, когда избранными считаются кандидаты, которые получили установленное большинство голосов

Мажоритарная система подсчёта голосов абсолютного большинства - избирательная система подсчёта голосов, когда считается избранным кандидат, который получил абсолютное большинство голосов - более половины общего их числа, при установлении нижнего порога участия избирателей в голосовании

Мажоритарная система подсчёта голосов относительного большинства - избирательная система подсчёта голосов, когда избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов - наибольше число голосов по сравнению с другими кандидатами

Служебный ценз - положения закона, которое ограничивает избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности либо духовного сана

Территориальный принцип организации выборов РФ - принцип организации выборов, используемый на территории РФ по избирательным округам

Финансирование выборов - финансирование, которое осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета, в соответствии с видами выборов

Ценз оседлости - установленное Конституцией РФ (законом) требование, которое регламентирует получение гражданином избирательного права, характеризуемое определенным сроком проживания в РФ к моменту проведения выборов

Список использованных источников

Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». Послед. Обновление 01. 11. 2012

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 № 67-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». Послед. Обновление 01. 11. 2012

Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. С. 506

Суворов В.Н. Основы государства и права. М., 2011. С. 117; Сомов С. Избирательному законодательству - свой понятийный аппарат // Российская юстиция. 2013. № 4. С. 45

Борисов И.Б., Малеев Ю.Н. Основные права и обязанности государств в избирательном процессе // Московский журнал международного права. 2012. № 1. С. 5

Хрусталев Е.Н. Избирательный процесс в России: понятие и стадии // Правоведение. 2012. № 2. С. 33

Князев С.Д. Избирательный процесс: понятие, особенности и структура // Правоведение. 2012. № 3. С. 48

Баглай М.В. Конституционное право РФ - М., 2011 - С. 370

Законодательство РФ о выборах и референдумах: Науч.-практ. коммент. к ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

Соловьев А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии. М., 2011. С. 552

Собрание законодательства РФ. 2012. N 25. Ст. 2564

Постановление ЦИК РФ «О внесении изменений в Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума РФ» от 29.12.2005 № 164/1084-4 (ред. от 16.01.2013) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». Послед. Обновление 13 .08. 2013

Старостина И.А. Российское избирательное право: доктрина и законодательство // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 24

Игнатенко В.В., Ищенко Е.П. Административная ответственность за нарушение российского законодательства о выборах и референдумах. М., 2012. С. 46

Из истории создания Конституции РФ Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 - 1993 гг.): В 6 т. Т. 1: 1990 год / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М.: Волтерс Клувер, 2012 С. 158

Избирательное право и избирательный процесс в РФ. М.: Норма, 2011. С. 316

Фадеев В.И., Рауткина Н.Л., Миронов Н.М. Муниципальные выборы в РФ. М., 2012 С. 164

Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 05.04.2013) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». Послед. Обновление 13 .08. 2013: #"justify">Список сокращений

ВС - Верховный Суд;

ГАС - государственной автоматизированной системе;

ГД - Государственная Дума;

генпрокурор - генеральный прокурор;

КС - Конституционный Суд;

КоАП - Кодекс об административных правонарушениях

ГПК - Гражданский процессуальный кодекс

министерство финансов - Минфин;

РФ - Российская Федерация;

СМИ - средства массовой информации;

СФ - Совет Федерации;

ФЗ - Федеральный закон;

РЗ - Рамочный закон

ФКЗ - Федеральный конституционный закон;

ФС - Федеральное Собрание;

ЦИК - центральная избирательная комиссия.

Похожие работы на - Избирательный процесс в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!