Избирательная система в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,11 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Избирательная система в Российской Федерации

Содержание

Введение

. Понятие избирательного права

. Особенности избирательной системы в Российской Федерации

3. Избирательный процесс и его стадии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Принцип всеобщего избирательного права означает, что каждый гражданин Российской Федерации, достигший определенного возраста, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образования, социального происхождения, имущественного положения и т.д., имеет право избирать (т.е. пользуется активным избирательным правом) и быть избранным (пользуясь пассивным избирательным правом) в соответствующий орган государственной власти.

Нормы избирательного права установили организационные и правовые гарантии реализации гражданами указанного принципа. К числу организационных гарантий относятся: четко регулируемый нормативно-правовыми актами порядок составления списков избирателей; возможность досрочного голосования избирателями, которые не будут находиться в день выборов в месте своего постоянного жительства; организация голосования по месту нахождения граждан, не имеющих возможности прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам.

За последние годы выборы прочно вошли в жизнь российского общества в качестве реально функционирующего института формирования представительных основ народовластии. Происходит становление и развитие современной избирательной системы Российской Федерации, сопровождаемые активным поиском и апробацией на практике юридических формул осуществления и защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Процесс формирования избирательного законодательства охватил все уровни правового регулирования - федеральный, региональный и муниципальный, в него включены не только законодательные органы власти, но и президентские и правительственные структуры. Избирательные права граждан - одна из основных гарантий реального перехода к системе политической демократии в собственном смысле данного понятия, т.е. к системе организации и функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования.

Надо сказать, что избирательное право Российской Федерации является одним из важнейших институтов российского права, входит в составную часть конституционного права Российской Федерации. В связи с активизацией политической жизни страны избираемое право уже во многих высших учебных заведениях выделяют в самостоятельную учебную дисциплину. Несомненно, это решение правильно, поскольку право избирать и быть избранными, что изучает данная дисциплина, нам предоставлено Конституцией Российской Федерации, и от того, как компетентно и с должной глубиной знаний мы будем разбираться в механизме реализации данных прав зависит, каким станет наше государство.

Цель работы - исследование избирательной системы в Российской Федерации.

1. Понятие избирательного права

Сегодня практически ни одно государство не может обойтись без этого института демократии, тысячекратно оправдавшего себя в мировой политической истории. Выборы, в зависимости от конкретного соотношения политических и классовых сил в государстве, политического режима, уровня политико-правовой культуры и состояния демократических традиций в обществе, могут играть и роль орудия в борьбе за власть господствующего класса (или блока политических сил). Но во многих случаях этот институт представляет собой выражение демократизма в государстве и обществе. Путем выборных процедур формируются представительные органы государственной власти и местного самоуправления, избираются должностные лица в государстве и регионах.

Надо сказать, что институту выборов, как в советский период, так и в современный, всегда придавалось исключительно важное политическое значение. Поэтому, полагаю необходимым вспомнить историю развития избирательного права в России, чтобы понять реалии сегодняшнего дня.

Российское избирательное право имеет свою историю, которая включает в себя дореволюционное, советское и современное избирательное право.

Новый этап в развитии российского избирательного законодательства наступил в связи с прекращением деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов (согласно Указу Президента от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ») когда события 3-4 октября 1993 года выявили необходимость в короткий срок провести досрочные выборы в новый законодательный орган страны - Федеральное Собрание. Правовое регулирование порядка проведения этих выборов имело много новых особенностей для нашего законодательства (например, избрание депутатов нижней палаты Федерального Собрания на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной систем, выдвижение кандидатов избирательными объединениями по общефедеральным спискам и т.д.).

Таким образом, после принятия в 1993 году Конституции РФ избирательное законодательство динамично развивается, что свидетельствует о растущем значении выборов, как для государства, так и для общества. Развитие избирательного законодательства происходит в нескольких направлениях: увеличивается общее количество законодательных актов о выборах, существенно расширяется объем правового регулирования различных аспектов проведения выборов.

В настоящее время принято и действует ряд законов, например Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее об основных гарантиях); Федеральный закон РФ от 10 января 2003 года №19-ФЗ «О выборах Президента РФ» (далее о выборах Президента); Федеральный закон от 20 декабря 2002 года №175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (далее «О выборах депутатов Государственной Думы»), Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и некоторые другие законы о выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, которые защищают избирательные права граждан.

В юридической литературе избирательное право традиционно определяется как «подотраслью конституционного права». Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его подотраслей и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

Для раскрытия содержания избирательного права и механизма его применения необходимо, прежде всего, отметить, что выборы представляют собой растянутую во времени избирательную кампанию, совокупность этапов избирательных действий и процедур, регламентированных законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Содержание избирательного права - это облеченные государством в форму правовых норм принципы, положения и гарантии, согласно которым проводятся выборы, осуществляются действия и принимаются решения гражданами, политическими партиями, избирательными комиссиями, другими органами, наделенными полномочиями по подготовке и проведению выборов, иными субъектами правоотношений на различных этапах избирательной кампании.

На основе международных документов и опыта развития представительной демократии в нормативных правовых актах многих государств закреплен ряд общих принципов избирательного права, составляющих его содержание, таких, как всеобщее равное и прямое избирательное право, периодичность выборов, свободное волеизъявление избирателей при тайном голосовании, гласность и открытость выборов, независимость органов, осуществляющих подготовку и проведение избирательных кампаний, от органов государственной власти, представление кандидатам равных возможностей для ведения предвыборной агитации, состязательность претендентов; обжалование действий и решений участников, а также результатов выборов, в суде.

В содержание избирательного права включаются также положения, регламентирующие этапы, порядок, правила и процедуры осуществления избирательных действий и принятия компетентными органами решений: по регистрации или учету избирателей, составлению списков избирателей, образованию избирательных округов, избирательных участков, выдвижению и регистрации кандидатов, предвыборной агитации, проведению голосования и подведению его итогов. Наконец, содержание избирательного права составляют положения, предусматривающие ответственность лиц, нарушающих нормы избирательного права, и восстановление субъективных избирательных прав тех или иных участников выборов (кандидатов, политических партий, избирателей и др.).

Следует отметить то, что избирательное право имеет два основных значения. Во-первых, под избирательным правом понимается подотрасль конституционного права, которая образует совокупность правовых норм, регулирующих выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления (позитивное избирательное право). Во-вторых, избирательное право есть субъективная возможность гражданина избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и местного самоуправления.

Исходя из позиций субъективного избирательного права, различают активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право-прямое или косвенное право граждан обладать, при достижении установленного законом возраста, решающим голосом в избрании органов государственной власти (депутатов парламентов, главы государства), органов местного самоуправления (муниципалитетов, мэрии) или принимать участие в отзыве членов и руководителей выборных органов. Это право реализуется путем участия гражданина в голосовании на выборах или во время кампании по отзыву избранного лица. Пассивное избирательное право - право граждан быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. В отличие от активного избирательного права оно реализуется, прежде всего, самим кандидатом при поддержке гораздо меньшего числа граждан, но и по более сложной процедуре, и может заканчиваться избиранием кандидата. Для этого в определенной законом последовательности проводиться целый ряд действий, как самим гражданином, так и другими участниками избирательного процесса - начиная с выдвижения и регистрации гражданина в качестве кандидата до проведения предвыборной агитации, подсчета голосов и установления результатов выборов. Реализация гражданином пассивного избирательного права зависит не только и не столько от данного лица, сколько от волеизъявления других субъектов избирательной кампании. Избирание выдвинутого в качестве кандидата гражданина возможно лишь при непосредственной и достаточной поддержке его со стороны политических партий и избирателей на различных этапах избирательной кампании, кроме того, необходимо, чтобы за него проголосовало не менее установленного в законе числа избирателей.

Таким образом, с одной стороны, избирательное право регулирует публично-правовые отношения, представляет собой систему правовых норм и как подотрасль конституционного права является неотъемлемой частью избирательной системы, а с другой стороны, избирательное право представляет собой субъективную возможность гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

. Особенности избирательной системы в Российской Федерации

В отечественной и зарубежной литературе нет единой точки зрения на понятие «избирательная система». Как правило, под избирательной системой понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, а также осуществления взаимоотношений между избирателями и депутатами. С другой стороны, в большинстве зарубежных стран под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов. В этом случае важнейший политико-правовой институт сведен только к технико-процедурным нормам.

В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. В узком смысле избирательная система - это способ определения того, кто из баллотировавшийся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято разделять на два вида - мажоритарную и пропорциональную. В России используются обе эти системы. Ярким примером служат выборы в Государственную Думу Федерального Собрания. Где 225 депутатов избираются по мажоритарной избирательной системе и 225 по пропорциональной избирательной системе.

Мажоритарная избирательная система или система большинства голосов - «один округ - один мандат».

Мажоритарная система имеет разновидности:

А. Мажоритарная система относительного большинства голосов.

В. Мажоритарная система абсолютного большинства голосов.

С. Мажоритарная система квалифицированного большинства голосов.

А. Мажоритарная система относительного большинства голосов - это самый распространенный вид. Ее применяет 43 страны (как правило, англоязычные). Считается выбранным тот кандидат, который набрал большее число голосов, чем его соперники. Не требуется от кандидата набрать определенный минимум голосов и нет необходимости устанавливать кворум, то есть обязательный минимум избирателей, при явке которых выборы будут считаться состоявшимися. Считается, что избиратели, которые не пришли на выборы, согласны с мнением избирателей, принявших в них участие. Преимущества этой системы заключается в том:

результативна (нет необходимости проводить второй тур, депутатское место занимается сразу);

понятна избирателям;

экономна;

Но также есть и недостатки:

часто депутат избирается меньшинством избирателей;

теряются голоса, поданные за других депутатов.

В. Мажоритарная система абсолютного большинства голосов.

Отличия от мажоритарной системы относительного большинства голосов:

необходимо набрать не простое большинство, а обязательно абсолютное (50 % +1 голос), большинство от принявших участие в выборах избирателей;

если никто из избирателей не наберет необходимого абсолютного большинства (50 % +1 голос), проводится второй тур, где участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в 1 туре. Побеждает тот, кто наберет больше голосов, чем его соперник;

предусматривается обязательный кворум: необходимо участие более половины или четверти избирателей от числа всех зарегистрированных. Эта система дает меньше искажений.

С. Мажоритарная система квалифицированного большинства голосов

Мажоритарная система квалифицированного большинства предполагает признание избранным кандидатам, получившего квалифицированное большинство голосов избирателей, установленное законом.

Квалифицированное большинство всегда должно быть большим, чем абсолютное. Эта система обладает еще меньшей результативностью и встречается реже. Пропорциональная избирательная система - избирательная система, при которой распределение мандатов в избирательном округе производится между партиями. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество мандатов, пропорциональное числу голосов избирателей, полученных ею на выборах.

Главная суть этой системы в том, что:

за голоса избирателей борются политические партии, а не кандидаты;

партии выдвигают "партийные списки", в которых указываются кандидаты от данной партии;

избиратель голосует за партию;

мандаты распределяются пропорционально числу голосов полученных на выборах.

Также эта система имеет ряд достоинств:

не устраняет с политической арены мелкие партии;

более точно отражает расстановку политических сил в обществе;

динамична;

укрепляет многопартийность и плюрализм.

Основные ее недостатки:

пестрая картина политических сил;

многочисленные партии не могут между собой договориться, что приводит к не стабильности;

избиратели часто не знают всех членов партии представленных в списке;

нет ни прямой, ни обратной связи между конкретными депутатами и конкретными избирателями.

Для устранения недостатков вводится заградительный барьер для предотвращения проникновения слишком мелких партий и способствовать тому, чтобы в парламенте были представлены средние и крупные партии. Тем самым достигается стабильность. Партии, набравшие менее 5 % голосов, считаются не преодолевшими заградительный барьер и к распределению депутатских мандатов не допускаются.

О смешанной избирательной системе мы говорим в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. Это обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. Характерен в этом отношении порядок выборов немецкого Бундестага, послуживший примером для ряда стран, в том числе и для России.

Постановления Конституционного Суда, защитившего смешанную пропоционально-мажоритарную избирательную систему, крайне нежелателен и опасен. Однако, как не существует в мире идеальной избирательной системы, так и действующее ныне в России избирательное законодательство не может и не должно оставаться неизменным. На протяжении последних лет оно не раз подвергалось дополнениям и уточнениям, исходившим из анализа и обобщения избирательной практики. Опыт стран даже с устоявшимися демократическими традициями показывает, что избирательное законодательство является менее стабильным, чем многие другие отрасли права.

Нормативное регулирование избирательных отношений установлено в Федеральных законах "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2007), "О политических партиях" от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ (ред. от 26.04.2007), "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (ред. от 24.07.2007), "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу избирается 450 депутатов. В принятом в мае 2005 года Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", предусмотрено избрание всех депутатов Госдумы по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.

Федеральные списки кандидатов выдвигаются только политическими партиями, которые в соответствии с законом "О политических партиях" имеют право участвовать в выборах. Создание избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной Думы не предусматривается. Выдвижение списков кандидатов осуществляется тайным голосованием на федеральных съездах партий, объединений. Политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами данной политической партии. Число таких лиц не должно превышать 50 процентов от числа кандидатов, включенных в указанный список.

К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Предусмотрены также случаи, когда к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, не преодолевших 7-процентный барьер. Если ни один из федеральных списков кандидатов не получил семь и более процентов голосов избирателей либо все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, выборы депутатов Государственной Думы признаются несостоявшимися.

Распределение депутатских мандатов осуществляется как между федеральными списками кандидатов, так и внутри каждого списка между региональными группами кандидатов в соответствии с методикой пропорционального распределения депутатских мандатов.

Таким образом, было найдено определение избирательной системе, под которой понимается, во-первых, система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти; во-вторых, способ определения того, кто из баллотировавшийся кандидатов избран на должность или в качестве депутата; рассмотрены основные ее виды: мажоритарная, пропорциональная и смешанная, а также освещены их положительные и отрицательные черты.

. Избирательный процесс и его стадии

Российское избирательное законодательство строго регулирует избирательную систему и избирательный процесс, опираясь на рассмотренные конституционные принципы избирательного права. Выборы Президента РФ, согласно Конституции РФ (ст. 102), назначает Совет Федерации. Вы боры депутатов Государственной Думы назначает Президент (ст. 84). Президент РФ избирается в первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который он был избран. Выборы назначаются не менее чем за четыре месяца до дня выборов. Вы6оры Государственной Думы проводятся в первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва, а назначение выборов происходит менее чем за четыре месяца до дня выборов. В случае отсутствия указанных назначений в указанные сроки выборы Президента и Государственной Думы осуществляются Центральной избирательной комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия соответственно Президента и Государственной Думы.

Избирательные округа образуются по территориальному принципу, на основе данных о численности зарегистрированных на соответствующей территории избирателей, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. При определении избирательных округов обеспечивается примерное равенство их по числу избирателей. При этом в целом допускается отклонение от средней величины не более 10%, а в труднодоступных и отдаленных областях - не более 15%; при создании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов это отклонение не должно превышать 30%. Важно и то, что, как правило, избирательный округ должен иметь единую территорию. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом из них устанавливаются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим органом представительной власти не позднее чем за 60 дней до дня выборов. Внутри округов главой муниципального образования но согласованию с соответствующими избирательными комиссиями не позднее чем за 30 дней до выборов образуются избирательные участки для проведения голосования и подсчета голосов, исходя из того, чтобы на каждый участок приходилось не более 3 тыс. избирателей. Президент РФ избирается по единому избирательному округу на территории всей страны. Половина депутатов Государственной Думы избирается по 225 одномандатным избирательным округам, а вторая половина - по общефедеральному избирательному округу по системе пропорционального представительства.

Реализацию и защиту избирательных прав граждан, подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии. Система этих комиссий включает: Центральную избирательную комиссию РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии (в пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей создается несколько территориальных избирательных комиссий); участковые избирательные комиссии. Все избирательные комиссии при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Их акты, принятые в рамках их компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, избирательных блоков, кандидатов, предприятий учреждений, организаций и должностных лиц, нижестоящих избирательных комиссий. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты их доверенные лица, депутаты, судьи, супруги и ближайшие родствен пики кандидатов, а также лица, находящиеся в непосредственном подчинении у кандидатов. После регистрации кандидата избирательно объединение (политическая партия, другая политическая организация или политическое движение), выдвинувшее кандидата (список кандидатов), или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссии зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса, которые имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствуй щей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех ее заседаниях и вправе выступать на этих заседаниях.

Избирательные комиссии действуют на коллегиальной основе. Заседания считаются правомочными, если на них присутствует большинство установленного числа членов комиссии с правом решающе голоса. Решения по важнейшим вопросам своей деятельности комиссии принимают лишь при наличии указанного большинства, а по другим вопросам - большинства присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. Члены комиссии, не согласные с ее решение вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено данной комиссией и доведено председателем это комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно.

Регистрацию кандидатов (списков кандидатов) проводит соответствующая избирательная комиссия. Регистрацию кандидатов на пост Президента РФ осуществляет Центральная избирательная комиссия РФ. На выборах депутатов Государственной Думы она же регистрирует федеральные списки кандидатов избирательных объединений и блоков. Кандидаты в депутаты Государственной Думы, выдвинутые в одномандатных избирательных округах, регистрируются окружными избирательными комиссиями. Для регистрации кандидата (списка) необходимо письменное заявление кандидата о самовыдвижении либо представление отдельного избирателя, группы избирателей, избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата (список), а также заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

избирательный право мажоритарный

Заключение

Подводя итоги своей работы, хотелось остановиться на основных выводах, проведенного исследования.

Во-первых, принятие 12 июня 2002 года нового Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» является большим вкладом в развитие избирательной системы Российской Федерации.

Во-вторых, современное Российское избирательное законодательство, к сожалению еще достаточно противоречиво, особенно это касается законодательства субъектов федерации. Новым Федеральным законом вводится пропорциональная система выборов депутатов законодательных органов государственной власти субъектов РФ в отношении замещения не менее половины депутатских мандатов, которые распределяются между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками. В-третьих, очевидно, что при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления необходимо понизить процент явки избирателей, поскольку возможны ситуации, когда соответствующие органы просто не будут выбраны. В-четвертых, полагаем, что введение избирательного залога также более результативно при регистрации кандидатов, чем сбор подписей, который фактически превратился в формализованные действия, выполняемые зачастую специализированными фирмами.

В-пятых, руководствуясь ст.21 Федерального закона об основных гарантиях ЦИК России должна оказывать в большей мере правовую, методическую и организационно-техническую помощь избирательным комиссиям субъектов РФ при проведении региональных выборов. В-шестых, недостаточно в настоящее время урегулированы и разработаны вопросы ответственности за нарушение избирательного законодательства.

Список использованной литературы

1.Алексеева Т.А. Современные политические теории. М.: РОССПЭН, 2015. - 344с.

.Гараджа К.С. Политическая наука. М.: Международные отношения, 2014. - 400с.

.Голосов Г., Яргомская Н. Избирательная система и межпартийная конкуренция на думских выборах. М.: МГУ, 2015. - 264с.

.Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. СПб.: Питер, 2014. - 395с.

Похожие работы на - Избирательная система в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!