Землеустройство в России XIX века

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,13 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Землеустройство в России XIX века

1. Опишите поземельное устройство на основе реформы 1861 г.

Земельная реформа 1861 г. не затронула в целом земельно-правовые отношения России. Она была осуществлена на принципах, сформулированных при императоре Александре II:

) собственность на землю сохраняется за прежними владельцами-помещиками;

) крестьяне получают усадебную оседлость и наделы на условиях последующего выкупа или отработки;

) крестьяне выступают как социальный субъект земельно-правовых отношений только в составе общины;

) всемерно должен быть обеспечен фискальный и казенный интерес при реорганизации земельных отношений.

Таким образом, все виды поземельной собственности и поземельных прав, зафиксированные Сводом законов, сохранились без существенных изменений. Освобождаемые крестьяне, приобретая статус «свободных сельских обывателей», имели земельные права с такими же ограничениями, какие существовали для частновладельческих земель сословно непривилегированных лиц.

Причины земельной реформы в России кратко были выражены в преамбуле Манифеста Александра II: «…Государственное законодательство, деятельно благоустроя высшие и средние сословия,… не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они, частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственные выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния…».

По Манифесту получалось, что причиной проблем в земельных отношениях России явилось ухудшение отношений между людьми. Однако действительным источником противоречий были экономические причины: народное хозяйство России все шире и шире вовлекалось в рыночные отношения, из года в год увеличивался экспорт из России, в первую очередь хлеба, что настойчиво требовало в условиях рыночной конкуренции повышения производительности труда. Труд же крепостного крестьянина отличался низкой производительностью.

Россия пребывала в тисках феодально-крепостнической замкнутости и патриархальной обособленности, слишком поздно вступила на путь капиталистического развития. Если в Западной Европе прикрепление крестьян к земле произошло в период раннего средневековья, то в России - лишь в XVII в., т.е. когда на Западе от крепостного права оставались лишь остатки в виде феодальных повинностей.

Кроме того, феодальная система России отличалась от стран Европы исключительной тягостностью для крестьянства.

Наконец, отставание России от стран Западной Европы в реформировании производственных отношений в сельском хозяйстве было обусловлено и природными факторами: страны Западной Европы расположены вблизи морей и судоходных рек; в них получили раннее развитие торговля и ремесла; территории этих стран в несколько раз меньше России с ее бездорожьем и отсутствием должной сельскохозяйственной инфраструктуры.

Указанные объективные факторы и факторы субъективные (консервативные традиции) сделали безуспешными попытки АлександраI, издавшего в 1803 г. Указ «О свободных хлебопашцах», и Николая I, издавшего в 1842 г. Указ «Об обязанных крестьянах», реформировать крепостнические отношения в отношения свободного найма.

Более удачными попытки реформации оказались в западных провинциях России. Так, в Польше крепостное право было отменено в 1807 г., в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях (ныне - страны Балтии) - в 1816-1819 гг.* Традиционно считавшийся в истории освободительным от крепостного права 1861 г. на самом деле является лишь годом начала массового освобождения крестьян от крепостной зависимости. Положение от 19 февраля 1861 г. касалось лишь частновладельческих крестьян - наиболее многочисленной, зависимой от помещиков категорий крестьянства; положения этой реформы были распространены на другие категории крестьянства в разное время: на удельных крестьян (находившихся в зависимости от царской фамилии) - Законом от 26 июля 1863 г.; на государственных крестьян (плативших оброк непосредственно казне) - Законом от 18 января 1866 г.

Основным законодательным актом, определяющим способы и пути освобождения крестьянства от крепостной зависимости, явилось «Высочайше утвержденное Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», содержащее 207 статей.

Анализ содержания данных нормативно-правовых актов приводит к выводу, что принципы земельной реформы, избранные Секретным комитетом (образован в январе 1857 г. для подготовки проекта освобождения крестьян) - «осторожность и постепенность» - нашли в них свою реализацию. Была создана система земельного строя, позволявшая постепенно, по «прусскому типу» аграрной эволюции перерасти крепостническому помещичьему хозяйству в хозяйство рыночного буржуазного типа. Этому способствовали следующие основные законоположения:

) помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, обязаны были предоставить крестьянам, объявленным поголовно свободными сельскими обывателями, указанное в местных положениях количество земли (ст. 3 Общего положения о крестьянах, вышедших из зависимости);

) крестьяне были обязаны нести в пользу помещика повинности работой или деньгами за отведенный земельный надел в рамках правил, содержащихся как в Общем, так и в местных положениях (ст. 4 Общего положения);

) наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за это повинности, должны были отвечать таким условиям:

размер надела не должен быть ниже установленного минимума;

работы в качестве повинности за переданный надел должны были определяться в договорах, заключенных на срок не свыше трех лет; перезаключаемый договор также не должен был превышать трехлетнего срока (ст. 6 Общего положения).

При разработке Общего и местных положений, а также Правил о порядке применения этих положений, был разработан правовой механизм оптимального разрешения противоречий и гармонизации интересов собственников с неимущими. Например, если не достигалось добровольного соглашения между помещиком и крестьянином относительно получения надела и отработки повинности, надел крестьян землей и порядок отправления повинностей за него определялся Общим и местным положениями (ст. 6 Общего положения).

2. Как развивалось землеустроительное образование в России в связи с реформой 1861 г.?

Реформа собственности на землю осуществлялась двумя путями: в порядке рыночных отношений (купля-продажа земли) и в порядке выкупа крестьянами у помещиков в собственность своей усадебной оседлости (земли, предоставленной помещиком в постоянное пользование).

В последнем случае был предусмотрен механизм правительственной помощи, крестьянам: правительство ссужало под приобретаемую землю определенную сумму с рассрочкой уплаты ее крестьянами на определенный срок. В результате помещик при сделке получал стоимость земельного участка сразу, имея возможность вложить средства в ведение новых форм хозяйствования на земле, а крестьянин не разорялся при покупке этого участка.

На период реформации земельных отношений вводился взамен крепостничества новый правовой институт - «постоянные поземельные отношения между помещиком и водворенным на его земле крестьянином», оформляемый специальным документом - уставной грамотой. Этот институт прекращался по двум основаниям: в случае добровольного отказа крестьянина от пользования предоставленным ему наделом или перехода крестьянина в установленном законом порядке в другое сословие.

Одновременно был введен новый институт - сельских обществ и волостей. Согласно ст. 40 Общего положения, сельское общество составлялось из крестьян, водворенных на земле одного помещика. Волости образовывались из состоящих в одном уезде и, по возможности, смежных сельских обществ (ст. 42).

Объединение крестьян в общины было обязательным, а выход из них осуществлялся лишь в порядке, определенном законом. Taк, для увольнения крестьян из сельских обществ требовалось, чтобы они, если пользовались наделом помещичьей земли, не имели недоимок в повинностях, причитающихся за такое пользование, чтобы они отказались навсегда от мирского надела в установленном порядке и сдали состоявшие в их пользовании участки земли (ст. 130 Общего положения).

Наконец, надельная земля предоставлялась не каждому лицу в отдельности, а крестьянскому двору, крестьянской семье в лице ее представителя - домохозяина, который нес ответственность перед общиной за исправное отбывание повинностей, а все члены этой семьи находились в полной зависимости от домохозяина (без него нельзя было уйти на заработки, менять место жительства и т.п.).

В результате реформы, таким образом, была создана взамен крепостного права сложная система общинной и семейной круговой поруки; сельская община («мир») отвечала перед государством за каждого домохозяина, а домохозяин отвечал перед общиной за членов своей семьи. В результате крепостное право, будучи отмененным, фактически трансформировалось в другую форму

Вновь образованная система земельных отношений явилась переходной к созданию капиталистической (рыночной) системы сельского хозяйства. Разрабатывая ее, государство исходило из особенностей России, ее огромных территорий, укоренившихся крепостнических традиций, которые опасно было сразу ломать. Предосторожности, соблюденные государственными чиновниками того времени, имели в России своим последствием почти 42 года без значительных потрясений государственного строя, не считая, конечно, убийства царя-освободителя Александра II в 1881 г., т.е. через 20 лет после издания Манифеста об освобождении крестьян.

Реформа 1861 г. сохранила исторически сложившиеся две основные формы землевладения: общинное на большей территории России и подворное - преимущественно в западной ее части.

Приоритетным положением пользовалось общинное землевладение (объединение землепользователей, связанное обязательной общностью уравнительного землепользования), поскольку оно являлось гарантией против окончательного обезземеливания и пролетаризации крестьян, а значит, и против социально-государственных потрясений в России.

Изменения, происходившие в земельном строе России в этот пореформенный период, и появление новых форм крестьянского землевладения получили отражение в юридической науке того времени.

Разрешение спора между сторонниками общинного и подворного землевладения началось после неудач в Русско-японской войне 1904 г. и революции 1905 г.

Развитие рыночных отношений в земельном строе России работало на укрепление позиций подворного землевладения. Важную роль в вовлечении земли в орбиту товарно-денежных отношений сыграли созданные под общим ведомством Министерства финансов России Крестьянский поземельный банк (с 1882 г.) и Дворянский поземельный банк (с 1885 г.). Эти банки давали денежные ссуды в обеспечение покупки земель в собственность либо под залог недвижимости.

Подводя итог изучению данного периода и сопоставляя его с предыдущим историческим периодом, можно сделать следующие выводы:

) феодально-крепостнические тенденции в регулировании земельных отношений России пришли в противоречие с рыночными отношениями, в которые вступила Россия;

) земельная реформа по Манифесту от 19 февраля 1861 г. начала разрушать тормозящий развитие страны феодально-крепостнический строй;

) с учетом закоренелых традиций феодализма в России, ее особого природно-экономического положения, резкая ломка феодальных отношений в земледелии была чревата социальными потрясениями, а поэтому Секретный комитет при разработке нормативных актов руководствовался принципами постепенности и осторожности;

) общинная форма землевладения вскоре также стала тормозом развития сельского хозяйства России, и со всей остротой встал вопрос о ее реформации.

3. Какой была система землепользования в конце XIX в.?

В 40-х годах ХІХ в. система права, существующая в Украине, была заменена системой российского права, основой которого являлся Свод законов Российской империи. В этом документе право собственности на землю рассматривалось как право на все созданное природой на поверхности последней, на всё, что содержится в недрах земли, на воды, находящиеся в её границах.

Земельное законодательство этого периода в виде норм обычного и писаного права находилось ещё в «зародышевом» состоянии. Причём эти нормы имели различное происхождение, источники права были неупорядоченными и одни из них противоречили другим. Однако уже во время составления проекта «Собрание малороссийских прав» 1807 г. кодификаторы выделили в отдельный раздел вопросы, связанные с поземельными отношениями, которые должны были регулироваться нормами обычного права.

При этом выяснялось, часто ли встречается совместная земельная собственность, часто ли возникают противоречия в отношении неё, не мешает ли существование этой собственности развитию государственных хозяйств, при каких условиях и каким способом производится разделение указанной собственности. Раздел состоял из 25 параграфов и назывался «Про поземельное и оброчное право». Указанный кодифицированный акт играл огромную роль в становлении отечественного земельного законодательства.

Не смотря на то, что по своей сути «Собрание малороссийских прав» было цивильным кодексом, оно впервые урегулировало в законодательном порядке целый комплекс земельно-правовых институтов, например, таких, как право земельного сервитута, чиншевое (нормы феодального права, сложившегося в XIII-XIV в Европе), а также право поземельного пользования, которые или совсем не были урегулированы общеимперским законодательством, или противоречили ему. Таким образом, практически до конца XIX в. земельные отношения на территории Украины в основном регулировались нормами обычного и писанного цивильного права.

Крестьянская реформа 1861 г. дала импульс настоящему развитию земельного законодательства. Был принят пакет законодательных актов. Наиболее важное значение имел Манифест об отмене крепостного права, принятый 19 февраля1861 г. Во исполнение манифеста были приняты «Общее положение о крестьянах, которые вышли из крепостной зависимости»; «Положения об устройстве дворовых людей»; «Положения о губернских и поветовых по крестьянским вопросам учреждениям»; «Правила о порядке приведения в действие положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»; «Закон о создании крестьянского банка».

На момент проведения реформы правовой режим земель определялся главным образом не их целевым назначением, а правовым положением субъектов поземельных прав. Существовало большое количество категорий земель, среди которых можно выделить государственные, удельные, кабинетские, монастырские, церковные, майоратные, частнособственнические, посессионные, общественные, крестьянские.

Главный вопрос реформы (о предоставлении земли бывшим крепостным) решался путём предоставления крестьянам земли за выкуп. В результате чего они получали землю не в собственность, а в постоянное землепользование, за что обязаны были отбывать в пользу помещиков повинность в виде исполнения конкретных работ или выплаты некоторой суммы денег. После выкупа крестьянами надельных земель у помещиков селениям выдавались документы на приобретенную у помещиков землю.

Реформа 1861 г. сохранила две основные формы землевладения, сложившиеся исторически: общину, которая существовала на большей части территории Украины, и подворовую. Общинная собственность на землю была особым видом совместного пользования ею. Соответственно указаниям второго департамента Правительствующего сената от 25 февраля и 10 марта 1908 г. разница между понятиями общественной и совместной собственности состояла в том, собственником первой было общество как юридическое лицо, отделенное от его членов, а собственником другой - отдельные лица.

Община представляла собой форму «поземельного сравнения» полос и земельных наделов путём осуществления периодических «общих переделов», а в периоды между ними - «частных переделов». Сравнения проводились в зависимости от изменения семейного состава дворов. При подворовом землепользовании размещение и размеры полос и земельных наделов оставались неизменными.

4. Дайте описание первым проектам внутрихозяйственного землеустройства в России второй половины XIX в.

В конце XIX в. помещичьи имения стали представлять крупные по земельной площади частные землевладения. Собственниками земель в них были дворяне, а также выходцы из других сословий, сконцентрировавшие у себя большие площади земельных угодий. Таких владений, площадью свыше 50 десятин (54,5 га), согласно учету земель 1905 г. в европейской части России было 133 898.

Большинство из них (79,3%) имело площадь до 500 десятин, а в среднем на хозяйство -163 десятины; примерно шестая их часть (16,2%) имела от 500 до 2000 десятин, а остальные 4,5% - более 2000 десятин; 699 владельцев имели огромные латифундии средней площадью почти 30 000 десятин (32 700 га).

Большинство землевладельцев было высокообразованными людьми, которые видели резервы повышения эффективности сельского хозяйства в улучшении культуры земледелия и в правильной организации, «планировании» территории.

Традиционная для России трехполка со второй половины XIX в. все больше стала заменяться на многопольные севообороты. В их основе лежал плодосмен, пришедший из Англии, так называемый «норфолкский» севооборот, трансформировавшийся к нашим условиям.

Например, в Батищевском имении Энгельгардта был введен следующий 15-польный севооборот: 1) пар; 2) рожь; 3) яровое; 4) пар; 5) рожь; 6) яровое; 7) пар; 8) рожь; 9) трава (клевер с тимофеевкой); 10) трава; 11) трава; 12) трава; 13) трава; 14) трава; 15) лен. При таком севообороте под многолетними травами было занято шесть полей, причем в первые годы клевер использовался на укос, а в последние годы - для выпаса скота.

В крупных имениях с дальноземельем или с большим различием почв нередко вводилось два севооборота. На ближайших к хозяйственному центру землях обычно вводился интенсивный севооборот (в передовых хозяйствах - плодосменный), а на более отдаленных оставлялся трехпольный севооборот или часто велось залежное хозяйство.

Уже в это время появилась необходимость рационально организовать производство и территорию хозяйства. Поэтому при землеустройстве крупные имения стали разбиваться на отдельные хозяйственные единицы, называвшиеся «экономиями», «фольварками», «хуторами», «фермами» и т.п.

Размеры экономии были различны, в зависимости от расположения земель и уровня интенсивности их использования. При организации экономии стремились к тому, чтобы расстояние полей от усадьбы было не более 3-4 верст. В хозяйствах, не применявших навозного удобрения, экономии и хутора создавались с более крупной земельной площадью, так как внутрихозяйственных перевозок в них было меньше.

Похожие работы на - Землеустройство в России XIX века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!