Законодательная деятельность Ямало-Ненецкого автономного округа

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,4 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Законодательная деятельность Ямало-Ненецкого автономного округа

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. СТАТУС ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ЯНАО

1.1 Статус, функции и полномочия

1.2 Положение в системе органов государственной власти

.3 Становление законодательного органа государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа

Глава 2. СОСТАВ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ

.1 Порядок формирования Законодательного Собрания ЯНАО

.2 Правовой статус депутата Законодательного Собрания ЯНАО

.3 Совет, комиссии и комитеты, депутатские объединения

Глава 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЯНАО ЗА 2011

.1 Стратегия правового развития Ямало-Ненецкого автономного округа

.2 Итоги и основные тенденции законодательной деятельности

ЯНАО в 2011 году

.3 Оценка качества законодательства автономного округа как системы

нормативных правовых актов

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации имеет большое количество аспектов и особенностей и все они должны быть хорошо изучены. Однако, в настоящее время отсутствует концепция развития и деятельности законодательных органов государственной власти. Внимание ученых юристов и политологов, в основном, сосредоточено на организации исполнительной и судебной власти. Между тем общественно-политическая и социальная значимость законодательных органов настоятельно требует проведения научных исследований нормативной базы и практической деятельности последних.

Задача данной работы - изучить, в чем заключаются статус, функции, полномочия Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, а также порядок его формирования и направления законодательной деятельности за 2011 г.

Целью исследования является выявление характерных черт и особенностей, присущих законодательному (представительному) органу государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа.

ГЛАВА 1. СТАТУС ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ЯНАО

.1 Основы статуса, функции и полномочия Законодательного Собрания ЯНАО

Конституция Российской Федерации устанавливает, что: «Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом»

Из вышеуказанного положения можно сделать вывод, что основы статуса органа законодательной (представительной) власти в субъектах Российской Федерации регулируются законодательством на двух уровнях.

На федеральном уровне основным законодательным актом в этой области можно считать Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с изменениями на 23 апреля 2012г. В законе устанавливаются основы статуса, основные полномочия, право законодательной инициативы, порядок принятия, обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов законодательного (представительного) органа государственной власти.

Основы статуса и функции Законодательного Собрания ЯНАО в ст.21 Устава (Основного Закона) Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 1999 года:

·Законодательное Собрание автономного округа является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной (представительной) власти области.

·Законодательное Собрание автономного округа самостоятельно

·решает вопросы организационного, правового, информационного,

·материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности

·Законодательное собрание обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать

Полномочия Законодательного Собрания ЯНАО также закреплены в Уставе Ямало-Ненецкого автономного округа.

К основным полномочиям Законодательного Собрания ЯНАО относятся:

·принятие Устава автономного округа и поправок к нему;

·осуществление законодательного регулирования по предметам ведения автономного округа и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий автономного округа;

·заслушивание ежегодных отчетов о результатах деятельности Правительства автономного округа, в том числе по вопросам поставленным Законодательным Собранием автономного округа;

·осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом автономного округа и законами автономного округа.

Также есть полномочия, которые закреплены в законах ЯНАО:

1.утверждение окружного бюджета и отчета о его исполнении; в пределах полномочий, определенных федеральным законом, установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории автономного округа;

2.утверждение программы социально-экономического развития автономного округа и отчета об ее исполнении;

.установление налогов, установление которых отнесено федеральным законом к ведению автономного округа, а также порядка их взимания;

.утверждение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов автономного округа и отчетов об их исполнении;

.установление порядка управления и распоряжения собственностью автономного округа, в том числе долями (паями, акциями) автономного округа в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

.утверждение заключения и расторжения договоров автономного округа

.установление порядка назначения и проведения референдума автономного округа;

.установление порядка проведения выборов в Законодательное Собрание автономного округа;

.установление административно-территориального устройства автономного округа и порядка его изменения;

.установление системы исполнительных органов государственной власти автономного округа;

.регулирование иных вопросов, относящихся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом автономного округа и законами автономного округа к ведению и полномочиям автономного округа.

1.2. Положение в системе органов государственной власти

Положение Законодательного Собрания ЯНАО в системе органов государственной власти определяется в первую очередь участием в законодательном процессе, что является основной функцией законодательных (представительных) органов государственной субъектов Российской Федерации.

Участие представительных органов государственной власти в законодательном процессе российского парламента осуществляется несколькими способами.

Во-первых, это участие в формировании и осуществлении программы законопроектной работы Государственной Думы.

Во-вторых, это осуществление законодательной инициативы в федеральном парламенте как одно из самых серьезных полномочий законодательных органов субъектов федерации. Право законодательной инициативы относится как к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, так и к вопросам исключительного ведения Российской Федерации.

В-третьих, это рассмотрение законопроектов, принимаемых по вопросам совместного ведения.

Участие представительных органов субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе может быть весьма эффективным, так как органы, непосредственно связанные с процессами реализации законов РФ, всегда раньше обнаруживают нормы, фактически утратившие силу или препятствующие развитию прогрессивных процессов в обществе, либо малоэффективные.

Однако, на региональном уровне Законодательное Собрание ЯНАО является основным органом по осуществлению законодательных полномочий. Небольшие правотворческие полномочия принадлежат также и органам исполнительной власти, но все же роль Законодательного Собрания в жизни региона является определяющей.

Органы исполнительной власти осуществляют тесное взаимодействие с Законодательным Собранием ЯНАО: члены Правительства автономного округа, руководители иных исполнительных органов государственной власти автономного округа вправе присутствовать и выступать на заседаниях Законодательного Собрания автономного округа, его комитетов и комиссий в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания автономного округа.

Таким образом, можно сделать вывод, что законодательное собрание не только играет ведущую роль в законодательном процессе региона, но она также оказывает серьезное влияние на законодательство страны, благодаря предоставленным полномочиям.

Законодательные инициативы заключаются, в основном, во внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации. Среди законодательных инициатив Законодательного собрания ЯНАО можно выделить следующие примеры:

·Проект «О внесении изменения в статью 1 Федерального Закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" от 17.09.2011г. №602757-5

·Проект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу установления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 28.09.2007г. №473354-4

1.3. Становление законодательного органа государственной власти
Ямало-Ненецкого автономного округа

С подписанием Федеративного договора (1992 г.) и принятием Конституции Российской Федерации (1993 г.) появились предпосылки для практического воплощения принятых общественным сознанием элементов нового государственного устройства. Одним из шагов в этом направлении является факт конституционно-правового признания Ямало-Ненецкого и других автономных округов в качестве равноправных субъектов Российской Федерации. Впервые в отечественной истории автономные округа провозглашены полноправными субъектами федеративных отношений и получили нормативную базу для организации взаимодействия с центром на основе разграничения предметов ведения и полномочий.

марта 1994 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа состоялись первые выборы в новый законодательный (представительный) орган государственной власти автономного округа впоследствии Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа, который проработал два года.

Председателем Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа был избран Бабин Н.А., его заместителем Воронин В.С.
Депутатами Государственной Думы автономного округа были созданы постоянные комиссии в следующем составе:
·по бюджету, налогам и финансам

(председатель Шайдулин Р.Н.);

·по законодательной деятельности (председатель Лапшин М. В.);

Этим составом депутатов был принят 31 закон автономного округа, в том числе Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа, и 273 постановления.

Наработанная нормативная база дала возможность депутатскому корпусу Государственной Думы автономного округа первого созыва, несмотря на отсутствие ряда федеральных нормативно-правовых актов, раскрывающих более полно полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, работать продуктивно и обеспечить на законной основе выборы депутатов Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа нового созыва (1996 - 2000 г.г.) и губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, которые состоялись в 1996 году.

В соответствии с действующим федеральным законодательством и Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа 21 апреля 1996 года была избрана Государственная Дума автономного округа второго созыва, в которую вошёл 21 депутат. Председателем Государственной Думы автономного округа второго созыва стал Корепанов С.Е., заместителями председателя Керпельман Е.Л. и Харючи С.Н.

Вторым составом Государственной Думы автономного округа были уточнены направления деятельности законодательного (представительного) органа на период работы 1996 - 2000 г.г. и сформированы четыре комитета:

·по бюджету, налогам и финансам

(председатель Бабин Н.А.);

·по законодательству (председатель Керпельман Е.Л.);

·по делам национальностей (председатель С.Н.Харючи);

·по социальной политике (председатель Ямру Е.И.).

За период работы Государственной Думой автономного округа второго созыва (1996 - 1999 г.г.) проработаны, приняты и вступили в действие 201 закон автономного округа и 798 постановлений.

Важными событиями этого периода стали: принятие 9 декабря 1996 г. флага Ямало-Ненецкого автономного округа, разработка и подписание Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа в редакции Государственной Думы автономного округа от 10 апреля 1997 года; участие в слушаниях Конституционного Суда Российской Федерации по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области от 14 июля 1997 г.; подписание Соглашения между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа о порядке и условиях проведения выборов от 8 сентября 1997г.

В связи с избранием Корепанова С.Е. председателем Тюменской областной Думы 23 января 1998 года председателем Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа был избран Артюхов А.В.

Для усиления контрольных функций законодательного органа автономного округа за исполнением окружного бюджета, расходованием окружных внебюджетных фондов Государственной Думой автономного округа принимается Закон автономного округа «О Счётной палате Ямало-Ненецкого автономного округа». Председателем Счётной палаты назначается Бабин Н.А.

Счётная палата автономного округа, сформированная в декабре 1999 г., является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Государственной Думой автономного округа и ей подотчётным. В своей деятельности Счётная палата автономного округа руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными актами автономного округа.

Законотворческий процесс осуществлялся по двум основным направлениям:

.совершенствование законодательства автономного округа путем принятия изменений и дополнений к существующим законам;

.разработка новых законов автономного округа, регулирующих отношения по вопросам местного самоуправления, социальной политики, соблюдения прав коренных малочисленных народов Севера, а также в области бюджета, налогов, финансов.

Важнейшим событием в сфере законодательства стала новая редакция Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа, принятая 27 декабря 1998 г.

За период с 1996 г. по 1999 г. принят большой блок окружных законов, обеспечивающих правовое регулирование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Это такие важнейшие законы, как: «О государственной службе Ямало-Ненецкого автономного округа», «О муниципальной службе Ямало-Ненецкого автономного округа», «О статусе депутата Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа».
Правовые нормы избирательного процесса в округе отражены в законах: «О выборах депутатов Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа», «О выборах губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа», «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления», «О местном референдуме в Ямало-Ненецком автономном округе».
Особое место занимают законы об окружном бюджете. Госдума Ямала второго созыва впервые включила в закон о бюджете статьи о стопроцентных надбавках к окладам работников бюджетной сферы, о стопроцентных надбавках к пенсиям и все четыре года сохраняла эту помощь, несмотря на трудности исполнения бюджета.

В 15 декабря 1999 г. депутатами Государственной Думы автономного округа был принят Закон о гербе Ямало-Ненецкого автономного округа. В разработке основного окружного символа принимали участие жители автономного округа.

Следует отметить, что в основу нормотворчества Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа положено верховенство Конституции Российской Федерации и федерального законодательства над нормами законов автономного округа, обусловленное положениями статьи 76 Конституции Российской Федерации.

марта 2000 г. состоялись выборы депутатов Государственной Думы автономного округа третьего созыва. 15 апреля на первом организационном заседании Государственной Думы автономного округа председателем избрали Артеева А.В., его заместителями Керпельмана Е.Л., Артюхова А.В, сформированы четыре комитета:

·комитет по законодательству (председатель Керпельман Е. Л.);

·комитет по бюджету, налогам и финансам (председатель Новикова Л.Г.);

·комитет по природопользованию и экономическому развитию (председатель Кучеров Г.Г.);

·комитет по социальной политике (председатель Артюхов А.В.)

ноября 2000 года председателем Государственной Думы автономного округа был переизбран Харючи С.Н. 13 декабря Государственная Дума автономного округа избрала Керпельмана Е.Л. представителем в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В связи с этим комитет по законодательству возглавил Артюхов А.В., а Евай А.В. объединенный комитет по делам национальностей и социальной политике.

марта 2001 г. состоялись дополнительные выборы. Депутатами стали Степанченко В.И. и Салтыков В.В. На заседании Думы, прошедшем 28 марта, произошли очередные кадровые перестановки. Заместителями председателя избрали Степанченко В.И. и Андриянову Г. Д.

Постоянную депутатскую комиссию Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа по контролю за реализацией мер по пресечению распространения наркомании на территории Ямало-Ненецкого автономного округа возглавила Андриянова Г.Д. Была образована Комиссия Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа по этике, председателем которой стала Иванова Л.Н. В октябре 2004 г. в Государственной Думе автономного округа депутатами членами партии «Единая Россия» была создана депутатская фракция Всероссийской политической партии «Единая Россия», которую возглавил Нак И. В.

Одна из главных задач, стоявших перед депутатским корпусом третьего созыва, заключалась в необходимости отстоять самостоятельность и равноправие Ямало-Ненецкого автономного округа по отношению к федеральному центру и Тюменской области. Работа депутатов третьего созыва была связана в большей части с проводимой в стране реформой государственного и административного управления.

С первых дней работы законодательного органа Ямала постоянное внимание уделялось соответствию законов Ямало-Ненецкого автономного округа федеральному законодательству. Эта работа заслужила высокую оценку со стороны представителей федерального центра. Депутаты третьего созыва Госдумы автономного округа продолжили практику выездных заседаний, к участию в которых привлекались органы местного самоуправления, представители исполнительной власти, территориальных органов.
Важной частью работы депутатов третьего созыва было стремление сохранить социальную направленность бюджета автономного округа, нацеленного обеспечение благоприятных социально-экономических условий жизни ямальцев. При участии депутатского корпуса были сделаны первые шаги в развитии системы жилищного ипотечного кредитования на Ямале. Важным вопросом, над которым работали органы государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, являлось также обеспечение прав и гарантий коренных народов Севера.
За последние годы произошло укрепление позиций Ямало-Ненецкого автономного округа в национальной экономике, в развитии как межрегионального и международного сотрудничества, так и традиционных отраслей хозяйствования, была сохранена социальная направленность окружного бюджета, продолжалось поступательное развитие топливно-энергетического комплекса, шло интенсивное строительство школ, детских садов, больниц, спортивных комплексов, жилья, автодорог.

В 2005 г. Государственная Дума автономного округа впервые по новым правилам, установленным статьей 18 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа, наделила по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Неёлова Ю.В.

Процесс формирования состава Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа IV созыва (далее - автономный округ) проходил на основе новой избирательной системы. В IV созыве по единому избирательному округу по партийным спискам избрано 11 депутатов, из них 8 членов

Всероссийской политической партии «Единая Россия», 2 члена политической партии «Родина», 1 член политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». По одномандатным избирательным округам избрано 8 депутатов, по многомандатному избирательному округу - 3 депутата. 27 марта 2005 г. состоялись выборы в Государственную Думу Ямало-Ненецкого автономного округа четвертого созыва.

Первое заседание Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа четвертого созыва состоялось 15 апреля 2005 г. Председателем Государственной Думы округа избран Харючи С.Н., его заместителями Абдрахманов М.Ш. и Зленко Е.Г.
Образовано шесть комитетов:
·по бюджету, налогам и финансам (председатель Крылосов А.В.);

·по информационной политике, общественным объединениям и делам

·национальностей (председатель Евай А.В.);

·по местному самоуправлению (председатель Абдрахманов М.Ш.)

·по природопользованию, промышленности, транспорту и связи (председатель Медко В.В.);

·по социальной политике (председатель Зленко Е.Г.);

·по уставному законодательству и правовым вопросам (председатель Степанченко В.И.).

Кроме того, в 2005 - 2010 годах в Законодательном Собрании автономного округа были созданы комиссии: Постоянная депутатская комиссия по реализации приоритетных национальных проектов (председатель Харючи С.Н.), Постоянная депутатская комиссия по контролю за реализацией мер по пресечению распространения наркомании на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (председатель Зленко Е.Г.), Комиссия по регламенту и вопросам этики (председатель Иванова Л.Н.), Комиссия по совершенствованию законодательства Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа (председатель Зленко Е.Г.), Постоянная депутатская комиссия по строительству, градостроительству и жилищно-коммунальному хозяйству (председатель Бабийчук М.В.), Постоянная депутатская комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства (председатель Свидлов В.С.).

В законодательный орган Ямало-Ненецкого автономного округа люди пришли из разных сфер деятельности: работавшие в законодательных и исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления, в промышленности и строительстве, в образовании и науке, в торговле и общественных организациях. Все депутаты получили высшее образование, 6 депутатов - научную степень. Показателен тот факт, что многим из 22 избранных депутатов население доверило право представлять его интересы в законодательном (представительном) органе не в первый раз. Повторно избраны Гиря В.И., Степанченко В.И., Иванова Л.Н., Ставский М.Е., Медко В.В., Гоголь Н.Н., Евай А.В., Харючи С.Н.

В марте 2010 года Председатель Законодательного Собрания автономного округа Харючи С.Н. привел к присяге нового главу региона и вручил символ высшего должностного лица - знак Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Кобылкину Дмитрию Николаевичу.

В течение 2005 - 2010 годов депутатами Законодательного Собрания автономного округа IV созыва проведено: 78 заседаний Законодательного Собрания автономного округа, в том числе 3 выездных; 358 заседаний комитетов Законодательного Собрания автономного округа; 41 заседание постоянных и временных комиссий, рабочих групп, совещаний; 3 совместных заседания постоянных комитетов и комиссий Тюменской областной Думы и Законодательного Собрания автономного округа; 4 депутатских слушания; 8 заседаний Координационного Совета представительных органов государственной власти и местного самоуправления автономного округа; 8 заседаний Общественной молодёжной палаты при Законодательном Собрании автономного округа. Законодательным Собранием автономного округа в период с апреля 2005 года по март 2010 года было принято 2190 постановлений по количеству рассмотренных вопросов, из них 623 - о принятии законов Ямало-Ненецкого автономного округа. Из 623 принятых законов 227 являются базовыми, 396 - вносят изменения в действующее законодательство. В период с апреля 2005 года по декабрь 2009 года были награждены Почетной грамотой Законодательного Собрания автономного округа более 400 граждан и коллективов. Объявлена Благодарность Законодательного Собрания автономного округа более чем 2 300 гражданам, были поощрены Благодарственным письмом Законодательного Собрания автономного округа более 2 000 граждан.

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И СОСТАВ

2.1 Порядок формирования Законодательного Собрания ЯНАО

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в ст. 10 устанавливает, что статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов в законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ устанавливается данным федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Более подробно об избрании депутатов говорится в Законе ЯНАО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа » от 19 июня 2009 г. В частности, закон устанавливает избирательный ценз. Депутатом Законодательного Собрания ЯНАО может стать гражданин РФ, обладающий избирательным правом, достигший возраста 21 года. Не могут быть избраны граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору.

С начала IV созыва в Законодательное Собрание автономного округа избраны 23 депутата. Для проведения выборов депутатов четвертого созыва законом автономного округа были утверждены одномандатные и многомандатный избирательные округа.

Выборы в Законодательное Собрание V созыва проводились 14 марта 2010 г. Для проведения выборов были утверждены 11 одномандатных округов и единый избирательный округ. Избиралось всего 22 депутата: 11 депутатов - по одномандатным округам и 11 депутатов по единому избирательному округу.Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий депутатов одного созыва составляет пять лет. Гражданин, отвечающий требованиям, установленным в законе, может избираться неоднократно.

.2 Правовой статус депутата Законодательного собрания ЯНАО

В науке конституционного права статус - это теоретическая конструкция, соединяющая нормативные характеристики, теоретические представления и практику реализации правовых установлений. Таким образом, под статусом депутата следует понимать фактическое положение депутата, определяемое правовыми и иными социальными нормами, обеспечиваемое соответствующими гарантиями.

Однако в теории конституционного права нет единого мнения о структуре статуса депутата.

Н.В. Витрук к элементам правового статуса относит права, обязанности депутата и его законные интересы. О.О. Миронов считает, что статус депутата - это его права и обязанности, а также гарантии депутатской деятельности. По мнению И.П. Окулича, неотъемлемыми элементами правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации являются не только его права, обязанности и гарантии деятельности, но и его полномочия и ответственность. О.М. Матвеева называет следующие четыре элемента в структуре правового статуса: возникновение и срок действия депутатского мандата, его политико-правовую природу, функции и полномочия членов парламента, гарантии депутатской деятельности. А.А. Безуглов, руководствуясь функциональным критерием, выделяет пять элементов правового статуса депутата: политико-правовую природу депутатского мандата, основания возникновения и сроки действия депутатского мандата, полномочия депутата, гарантии осуществления депутатских полномочий, отчетность, ответственность и поощрение депутатов. Однако наиболее отвечающим современным требованиям, предъявляемым к статусу депутата, представляется мнение А.В. Зиновьева, который, говоря о правовом статусе депутата, выделяет несколько его элементов: императивность депутатского мандата, функции, права и обязанности народных депутатов, гарантии депутатской деятельности.

С учетом вышеизложенного можно выделить следующие элементы статуса депутата: мандат депутата (полномочия депутата), компетенцию депутата (права и обязанности депутата при реализации функций депутата), гарантии депутатской деятельности.

Статус депутата Законодательного Собрания автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством <consultantplus://offline/ref=89FCB4860BD96AA9BADF5905F70EF15A33FF3B56FBF56C6F2905C0BCB7A4FB4882AD5500674D17D7o76CD>, Уставом <consultantplus://offline/ref=89FCB4860BD96AA9BADF4708E162A65734F6675BF9F76238755A9BE1E0ADF11FoC65D> (Основным законом) автономного округа, Законом о статусе депутата Законодательного Собрания и иными нормативными правовыми актами автономного округа

Депутат Законодательного Собрания автономного округа осуществляет депутатскую деятельность в следующих формах:

.Участие в заседаниях Законодательного Собрания автономного округа.

.Участие в работе комитетов и других органов, образуемых Законодательным Собранием автономного округа.

.Участие в депутатских слушаниях.

.Участие в выполнении поручений Законодательного Собрания автономного округа и ее органов.

.Работа с избирателями.

.Обращение с запросом к Губернатору автономного округа, первому заместителю Губернатора автономного округа, заместителям Губернатора автономного округа, в Правительство автономного округа и иные исполнительные органы государственной власти автономного округа на заседаниях Законодательного Собрания автономного округа.

.Обращение с запросом в органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления, к руководителям организаций автономного округа.

.Участие в заседаниях представительных органов местного самоуправления с правом совещательного голоса.

.Осуществление контроля за выполнением законов автономного округа и постановлений Законодательного Собрания автономного округа.

.Участие в работе органов, образуемых на основе соглашений о взаимодействии Законодательного Собрания автономного округа с законодательными (представительными) органами государственной власти других субъектов Российской Федерации.

.Участие в работе депутатских объединений Законодательного Собрания автономного округа.

Депутат Законодательного Собрания ЯНАО имеет :

.Право требовать устранения нарушения закона

.Право на прием в первоочередном порядке должностными лицами

.Право на получение и распространение информации

Депутат обязан обеспечивать реализацию законных интересов своих избирателей, принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод избирателей (граждан), безотлагательно рассматривать поступившие от них обращения, предложения, заявления, жалобы, способствовать в пределах своих полномочий решению поставленных в них вопросов, ведет прием граждан, изучать интересы избирателей и при необходимости вносить предложения в соответствующие органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления, организации автономного округа

Также депутат Законодательного Собрания имеет гарантии депутатской деятельности:

.Неприкосновенность

.Право на обучение, переподготовку и повышение квалификации

.Право на защиту

.Охрана трудовых прав

.Освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатских полномочий

.Право на обеспечение жилым помещением

.Материальное обеспечение

.Право на помощник

В случаях, предусмотренных ст.4 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа», депутат досрочно прекращает свои полномочия.

2.3 Совет, комитеты и комиссии, депутатские объединения

Совет Законодательного Собрания автономного округа создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Законодательного Собрания автономного округа.

В состав Совета Законодательного Собрания автономного округа входят Председатель Законодательного Собрания автономного округа, заместители Председателя Законодательного Собрания автономного округа, председатели комитетов Законодательного Собрания автономного округа, осуществляющие полномочия на постоянной профессиональной основе, руководители депутатских фракций

Совет Думы:

.формирует проект повестки дня заседания Законодательного Собрания автономного округа;

.принимает решение о включении законопроектов в проект повестки дня очередного заседания Законодательного Собрания автономного округа;

.созывает по требованию не менее одной трети депутатов от установленного числа депутатов, Председателя Законодательного Собрания автономного округа либо по требованию Губернатора автономного округа внеочередное заседание Законодательного Собрания автономного округа и определяет дату его проведения;

.назначает соответствующий комитет Законодательного Собрания автономного

.округа ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в Законодательное Собрание автономного округа субъектом права законодательной инициативы, к рассмотрению Законодательным Собранием автономного округа на заседании;

.принимает решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы, если им не выполнены требования статьи 25 Устава (Основного закона) автономного округа настоящего Регламента;

.утверждает план работы Счетной палаты автономного округа;

.согласовывает план работы Уполномоченного по правам ребенка в автономном округе;

.ходатайствует о награждении государственными наградами Российской Федерации;

.формирует и утверждает ежегодный план научно-исследовательской работы и издательско-полиграфической деятельности Законодательного Собрания автономного округа;

.решает иные вопросы организации работы Законодательного Собрания автономного округа в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания ЯНАО .

Заседания Совета Законодательного Собрания автономного округа проводятся по мере необходимости, как правило, не реже одного раза в месяц и не позднее 15 дней до заседания Законодательного Собрания автономного округа.

Заседание Совета Законодательного Собрания автономного округа правомочно, если на нем присутствует не менее половины от установленного числа членов Совета Законодательного Собрания автономного округа.

Другой важной формой осуществления своих полномочий Законодательного собрания является организация и действие комитетов и комиссий.

Комитеты и комиссии могут быть постоянными и временными. Постоянные создаются на весь срок полномочий законодательного органа и решают общие задачи законопроектной работы. Временные комиссии создаются на ограниченный срок для решения отдельных вопросов.

Комитеты являются постоянными формированиями и создаются на срок полномочий одного созыва Законодательного Собрания.

Комитеты по вопросам, отнесенным к их ведению:

.обеспечивают подготовку законопроектов, их предварительное рассмотрение;

.принимают решения по законопроектам и проектам постановлений Законодательного Собрания автономного округа, поступившим на рассмотрение Законодательного Собрания автономного округа;

.рекомендуют субъекту права законодательной инициативы в случаях, предусмотренных законодательством автономного округа, отозвать внесенный законопроект и внести в Законодательное Собрание автономного округа в порядке законодательной инициативы законопроект, доработанный им самостоятельно либо совместно с профильным комитетом;

.вносят предложения по проекту повестки дня заседания Законодательного Собрания автономного округа;

.вносят предложения к проекту плана законопроектных работ на очередной год и проекту перечня основных вопросов для рассмотрения на заседаниях Законодательного Собрания автономного округа и плана организационно-массовых мероприятий в очередном квартале;

.организуют депутатские слушания, круглые столы и другие мероприятия. При необходимости принимают решения об изучении общественного мнения;

.заслушивают на своих заседаниях должностных лиц по вопросам реализации и правоприменительной практики законов автономного округа;

.в соответствии с настоящим Регламентом и Положением о соответствующем комитете самостоятельно решают вопросы организации своей деятельности;

.осуществляют иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и поручениями Законодательного Собрания автономного округа.

В каждом комитете его председатель и заместители председателей могут осуществлять депутатскую деятельность на постоянной основе. Комитеты ответственны перед Законодательным Собранием и подотчетны ему.

В Законодательном Собрании V созыва действуют 5 комитетов:

1.Комитет по бюджету, налогам и финансам

2.Комитет по социальной политике и жилищно-коммунальному хозяйству;

.Комитет по государственному устройству и местному самоуправлению;

.Комитет по экономической политике, промышленности и природопользованию;

.Комитет по делам национальностей и общественных объединений;

Комиссии Законодательного Собрания, в отличие от комитетов, могут быть как временными, так и постоянными. Задачи комиссий, срок их деятельности и персональный состав определяются Регламентом Законодательного Собрания ЯНАО и Положениями о постоянных комиссиях.

Депутатские объединения - это внутри парламентские формирования депутатов для налаживания совместной деятельности, координации усилий, выработки общей тактики и стратегии прохождения законопроектов и обсуждения других вопросов в законодательном органе.

Депутатские объединения - устойчивые формирования, образуемые по большей части на весь срок полномочий депутатов на добровольной основе. Они подразделяются на депутатские фракции и группы.

Депутатская фракция - это объединение депутатов по признаку принадлежности к избирательным объединениям - партиям, политическим движениям и их блокам.

В депутатские группы объединяются депутаты по профессиональным, территориальным и иным признакам.

Регистрации подлежат фракции и группы численностью не менее пяти депутатов. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении.

Депутатские объединения вправе осуществлять право законодательной инициативы, вносить предложения по повестке дня заседания Законодательного Собрания автономного округа, выступать с обращениями.

Во время проведения заседания Законодательного Собрания автономного округа в зале заседания запрещается использование атрибутики партийной агитации (плакаты, флаги, растяжки и др.). Партийная принадлежность депутата указывается на аншлаге рабочего места депутата.

В настоящее время в Законодательное Собрание ЯНАО действуют: фракция «Единая России», фракция «КПРФ», фракция «ЛДПР» и фракция «Справедливая Россия»

ГЛАВА 3. ЗАКОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЯНАО

.1 Стратегия правового развития Ямало-Ненецкого автономного округа

Правовое развитие всех субъектов относительного молодого государства - Российской Федерации - давно миновало два первых периода развития регионального законодательства: период становления законодательства (начавшийся в 1993 году, когда Конституция Российской Федерации провозгласила право субъектов РФ иметь свое законодательство) и период стабилизации законодательства (начавшийся в 2000 году, когда был принят Федеральный закон от 29.07.2000 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Началом следующего периода - периода оптимизации регионального законодательства - принято считать 2008 год. Именно в 2008 году во всех регионах России фиксируется осознание необходимости оптимизировать свое законодательство, а вместе с ним управленческие и финансовые процессы. В этом смысле автономный округ выступил лидером среди других субъектов РФ. В марте 2008 года в автономном округе, в одном из первых регионов, принимается Доклад о состоянии законодательства в Ямало-Ненецком автономном округе в 2007 году; в июне 2009 года вступает в силу Закон автономного округа «О мониторинге правового пространства в Ямало-Ненецком автономном округе».

Стратегия правового развития автономного округа в период его оптимизации направлена, с одной стороны, на уточнение и конкретизацию (детализацию) регионального законодательства, с другой - на комплексное совершенствование всей системы законодательства в целом и выстраивание четкой иерархической структуры (закон - подзаконный акт - правоприменительный акт) и предметной структуры (систематизация законодательного массива с упразднением устаревших законов, обобщением действующих законов, выделением отдельных положений законов в самостоятельные акты).

Как и любая другая стратегия, стратегия правового развития имеет качественные параметры оценки. Качественные характеристики этой стратегии отражают степень «включенности» законодательства как способа правового обеспечения процессов публичного управления в целостный механизм управления социально-экономическими процессами.

Наличие стратегии правового развития региона является необходимым условием правовой интеграции общих тенденций развития страны и особенных характеристик автономного округа, условием соблюдения баланса интересов и возможностей федерации и региона. Формализованная с 2008 года стратегия правового развития автономного округа - это еще один шаг к построению долгосрочной, целенаправленной деятельности по формированию такого правового пространства, которое обеспечивает согласованность тенденций социально-экономического развития региона и направлений регулирующего воздействия на его состояние.

Стратегия правового развития региона сегодня базируется на следующих приоритетах:

) единство цели правового регулирования для всех ветвей и уровней власти, определяемое через установление природы российской государственности и характера российского государства как «социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции Российской Федерации). Именно содержание целеполагания формирует способы и критерии измерения результатов регулирующего воздействия государства, основной формой которого является законодательное регулирование;

) учет состояния и тенденций развития федерального институ-ционального процесса в различных его проявлениях - от перераспределения полномочий и предметов ведения между федеральными и региональными органами государственной власти до использования результатов федерального законодательного процесса в собственном правотворческом процессе;

) конкретизация на региональном уровне общих правовых контуров системы публичного управления, установленных Федеральным законом от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который определил - «законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации взаимодействуют в установленных настоящим Федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта Российской Федерации и в интересах его населения» (ст. 27). В соответствии с этими общими параметрами региональной системы публичного управления к числу базовых принципов стратегии правового развития региона относятся:

приоритет общей эффективности публичного управления над частной (ведомственной) эффективностью деятельности этих органов власти,

содержание критериев оценки общей результативности системы публичного управления - экономическое и социальное развитие субъекта РФ, учет интересов населения региона,

целевое содержание публичной управленческой деятельности, которое каждый из органов государственной власти осуществляет в свойственных его природе формах, - управление социально-экономическими процессами;

) развитие механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина в соответствии с полномочиями субъекта РФ по предметам совместного ведения (ст. 72 Конституции Российской Федерации), общая результативность которых оценивается показателями качества и уровня жизни человека, а частная (ведомственная) эффективность - параметрами оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, оценки эффективности соответствующих бюджетных расходов;

) расширение прав и возможностей участников правотворческого процесса, развитие системы взаимодействия органов государственной власти автономного округа с потребителями результатов публичного управления путем формирования современных коммуникаций и информационных технологий;

) внедрение в практику публичного управления и его правовое обеспечение современных технологий и приоритетов - стратегического планирования, мониторинга права и социально-экономических процессов, оценки регулирующего воздействия, перехода от управления объектами к управлению процессами и результатами, стандартизации государственных услуг и функций и т.д.;

) взаимосвязь различных аспектов публичного управления - правотворческой деятельности и создания расходных обязательств субъекта РФ, управления финансовыми потоками и создания бюджетных обязательств субъекта РФ и т.д.

Стратегия правового развития автономного округа позволяет, с одной стороны, интегрировать правовые и социально-экономические возможности федерации и региона, с другой - компенсировать отдельные противоречия и ограничения во взаимодействии между ними. В связи с этим серьезное развитие в региональном законодательстве в предшествующие годы получили следующие направления правового регулирования:

) стимулирование инвестиционных процессов в различных сферах экономической деятельности;

) обеспечение социальной поддержки различных категорий населения и регулирование иных социально-трудовых вопросов, связанных с поддержанием уровня доходов и минимально-необходимых потребительских расходов населения;

) создание условий для активизации демографических процессов, развития кадрового потенциала региона, в том числе путем стимулирования жилищного строительства и защиты прав граждан на жилье;

) поддержание баланса экологической системы как среды обитания и основы жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера и населения автономного округа в целом.

Объективные потребности социально-экономического развития автономного округа и интересы его населения формируют сегодня общественный запрос на дальнейшее развитие институциональной среды, стимулирующей устойчивое повышение уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических требований. Основные направления развития, которым требуется соответствующее правовое, организационное и финансовое обеспечение, определены сегодня в Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года (постановление Законодательного Собрания автономного округа от 14.12.2011 г. № 839).

Именно поэтому становится важным анализ качества и управленческих результатов законодательного процесса, то есть оценка степени соответствия законодательства приоритетам развития региона, интересам его населения, состоянию системы публичного управления.

3.2 Итоги и основные тенденции законодательной деятельности ЯНАО в 2011 году

Основным итогом законодательной деятельности органов государственной власти автономного округа в 2011 году стала конкретизация в рамках модели российского федерализма нормативных контуров стратегии правового развития региона и создание условий для интеграции двух стратегий: правового и социально-экономического развития региона.

Федерализм - это правовая оболочка системы коммуникаций между уровнями, ветвями и органами публичного управления социально-экономическими процессами. Неотъемлемой частью стратегии правового развития автономного округа, обеспечивающей реализацию характерных особенностей региона в рамках федерализма, является системный подход к мониторингу законодательства на территории автономного округа.

Системность подхода к мониторингу регионального законодательства проявляется в развитии правового обеспечения этого процесса, накоплении совокупности взаимосвязанных между собой действующих нормативных правовых актов, выстраивании взаимосвязей между процессами мониторинга законодательства и иными аспектами функционирования системы публичного управления. Мониторинг регионального законодательства, безусловно, являясь одной из функций и стадий публичного управления, постепенно преобразуется в механизм публичного управления. Сегодня в автономном округе действуют законы автономного округа от 06.04.2006 г. № 13-ЗАО «О правотворчестве» и от 08.06.2009 г. № 37-ЗАО «О мониторинге правового пространства в Ямало-Ненецком автономном округе», Постановление Государственной Думы автономного округа от 20.06.2007 г. № 930 «О Концепции мониторинга правового пространства в Ямало-Ненецком автономном округе», Постановление Губернатора автономного округа от 19.03.2009 г. № 25-ПГ «О мониторинге правового пространства Ямало-Ненецкого автономного округа в системе исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа», Постановление Правительства автономного округа от 06.06.2011 г. № 377-П «О правотворческой деятельности и правовой работе исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа».

Более того, в регионе развивается правовое обеспечение и второй формы мониторинга, без которой оценка результативности законодательства по социально-экономическим критериям невозможна. Речь идет о мониторинге социально-экономических процессов, позволяющем выявлять существенные признаки, критерии и индикаторы оценки социально-экономических явлений, на которые оказывается регулирующее воздействие государства. Сегодня в этой сфере уже действуют такие правовые акты, как Постановление Администрации автономного округа от 26.06.2008 г. № 309-А «О мониторинге социально-экономической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе», Постановление Правительства автономного округа от 08.07.2010 г. № 95-П «О регламенте мониторинга и контроля исполнения приоритетных национальных проектов и мероприятий по улучшению демографической ситуации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа».

Постепенная интеграция двух форм мониторинга в единую технологию позволит в дальнейшем сформировать дееспособную систему оценки взаимосвязей между стратегиями правового и социально-экономического развития региона.

Наиболее существенными для региона и региональной системы публичного управления свойствами федерализма являются:

) разделение полномочий и предметов ведения между уровнями власти (и сегодня уже подходит к концу инвентаризация и упорядочение полномочий, закрепленных за федеральным и региональным уровнем управления);

) наличие экономической основы для реализации этих полномочий.

Для регионального законодательства это означает необходимость формирования устойчивой и экономически обоснованной взаимосвязи между принимаемыми субъектом РФ расходными и бюджетными обязательствами, результативность которой измеряется показателями качества жизни человека.

Обязательным условием этого становится дополнение юридических аспектов формирования регионального законодательства управленческими аспектами, позволяющими оценивать содержание правового регулирования не только на основе формально-юридических характеристик правовых актов (соответствие федеральному законодательству или собственным полномочиям, дублирование федерального законодательства и т.д.), но и на основе прогнозирования и оценки результатов регулирующего воздействия законодательства.

Различные сферы окружного законодательства изменялись в 2011 году с разной динамикой. В значительной степени это обусловлено направлениями и интенсивностью законодательной деятельности в предыдущие годы. К этому времени объемный массив законодательного обеспечения был создан в таких сферах регулирования как социальная защита, социальная поддержка и социальное обеспечение; охрана окружающей среды; защита прав национальных меньшинств и политических прав граждан; деятельность органов государственной власти и местного самоуправления; инвестиционная деятельность, и т.д.

В связи с этим органами государственной власти автономного округа в 2011 году решались две задачи: оптимизация законодательства в этих сферах отношений и развитие новых направлений правового регулирования. Некоторые тенденции в развитии законодательства, отмеченные в 2011 году, могут стать принципами развития законодательного обеспечения в последующие годы:

. Дальнейшее стимулирование позитивных социально-экономических тенденций в новых сферах общественных отношений за счет создания для этого соответствующих условий. Например, принятие Закона автономного округа от 25.11.2011 г. № 135-ЗАО «О создании благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья в Ямало-Ненецком автономном округе» обеспечивает в долгосрочной перспективе стимулирование процессов создания ассоциированных субъектов деятельности в сфере ЖКХ и развитие некоммерческого сектора в целом.

. Модернизация структуры управленческого воздействия на социально-экономические процессы в соответствии с изменениями институциональной среды на федеральном уровне. Например, принятие Закона автономного округа от 26.09.2011 г. № 87-ЗАО «О пожарной безопасности в Ямало-Ненецком автономном округе» обусловлено существенными изменениями в федеральном законодательстве и «перенакоплением» в ранее действовавшем окружном законе изменений (к моменту признания его утратившим силу изменения в него вносились уже 10 раз) и обеспечивает изменение потенциала противопожарной службы автономного округа.

. Развитие методов стимулирования межотраслевых явлений и связанных с этим механизмов финансирования. Например, принятие Закона автономного округа от 27.04.2011 г. № 34-ЗАО «О развитии инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе» обусловлено обобщением результатов применения действовавшего 10 лет окружного закона и обеспечивает интеграцию передовых форм управления инновационными процессами с новыми возможностями управления бюджетными расходами.

. Расширение границ расходных обязательств за счет коррекции отдельных его параметров. Например, принятие Закона автономного округа от 25.11.2011 г. № 138-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере государственной гражданской службы» обусловлено расширением компетенции и функционала Счетной палаты автономного округа и обеспечивает развитие контроля за расходованием бюджетных средств; принятие Закона автономного округа от 25.11.2011 г № 132-ЗАО «О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе» обусловлено расширением перечня и уточнением состава отдельных категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, и обеспечивает рост качества жизни этих категорий граждан.

Обозначенный выше спектр направлений развития законодательства формирует не только изменение качества расходных обязательств в регионе. Одновременно создаются условия для формирования системы оценки экономической и социальной эффективности бюджетных расходов. В связи с этим представляется, что анализ, систематизация и коррекция законодательства автономного округа в соответствии с критериями бюджетной эффективности может стать одним из доминирующих направлений стратегии правового развития Ямала.

В качестве системного итога 2011 года и позитивной тенденции развития окружного законодательства следует отметить изменения в регулировании межбюджетных отношений, реализуемых через передачу отдельных государственных полномочий и формирующих результативную систему публичного управления. В этой сфере отмечается:

. Одновременное установление в рамках одного нормативного акта контуров расходного обязательства и передача отдельных полномочий по его реализации органам местного самоуправления. К таким законам «двойного назначения» относится Закон автономного округа от 23.12.2011 г. № 165-ЗАО «О мерах социальной поддержки работников сфер средств массовой информации и развития институтов гражданского общества в Ямало-Ненецком автономном округе и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа в области социальной поддержки работников муниципальных учреждений в Ямало-Ненецком автономном округе в сфере средств массовой информации». К этой группе можно отнести Закон автономного округа от 25.11.2011 г. № 136-ЗАО «О компенсации выпадающих доходов организациям коммунального комплекса и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса», Закон автономного округа от 23.12.2011 г. № 162-ЗАО «О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О молодежной политике в Ямало-Ненецком автономном округе» и т.д.

Обоснованность такого подхода к объединению в рамках одного закона двух достаточно разных по форме и содержанию нормативных блоков требует дополнительного анализа. Проблема заключается в том, что отдельные структурные части такого закона имеют разный режим действия - одна часть действует постоянно, вторая - ежегодно вводится в действие законом об окружном бюджете.

. Использование в законах о передаче отдельных государственных полномочий единообразного подхода к определению финансово-экономического содержания и управленческой формы реализации полномочий. Фактически формируется целостная модель управления этими процессами (например, Закон автономного округа от 23.12.2011 г. № 159-ЗАО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по осуществлению социальной поддержки работников муниципальных учреждений культуры и искусства в Ямало-Ненецком автономном округе»).

Необходимо отметить, что не все элементы этой модели являются в настоящее время дееспособными. Так, включаемая в эти законы норма об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за исполнение отдельных государственных полномочий носит декларативный характер и не может применяться, поскольку такой состав административного правонарушения, как нарушение порядка осуществления отдельного государственного полномочия, в федеральном и окружном законодательстве отсутствует.

. Коррекция законодательства в связи с изменением системы финансирования, в том числе обусловленная:

) переходом к трехлетнему периоду бюджетного планирования (например, Закон автономного округа от 23.12.2011 г. № 157-ЗАО «О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения Ямало-Ненецкого автономного округа»);

) заменой единого социального налога страховыми взносами во внебюджетные фонды (например, Закон автономного округа от 01.07.2011 г. № 81-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа»);

) уточнением оснований, нормативов или механизма индексации расходов на осуществление выплат (например, Закон автономного округа от 28.02.2011 г. № 11-ЗАО «О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

. Своевременное прекращение передачи отдельных государственных полномочий в связи с изменениями системы разделения полномочий в публичном управлении (приняты три окружных закона о прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий - законы автономного округа от 02.11.2011 г. № 121-ЗАО, от 02.11.2011 г. № 120-ЗАО, от 02.11.2011 г. № 119-ЗАО).

К числу других важных итогов развития законодательства можно отнести:

) формирование правовой модели эффективного управления налоговыми льготами, которая сложилась в результате вносимых в 2011 году изменений в Закон автономного округа от 25.09.2008 г. № 77-ЗАО «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций отдельным категориям налогоплательщиков»;

) существенное расширение границ правового регулирования в отношении тех сфер экономической деятельности, которая обеспечивает производство продукции (товаров, работ, услуг) для населения.

Анализ системных итогов и тенденций развития законодательства позволяет обеспечить своевременное выявление ресурсов оптимизации законодательства и скорректировать текущие планы законопроектных работ органов государственной власти автономного округа для решения ближайшей «оптимизационной задачи». Ближайшая управленческая задача связана с началом бюджетного процесса 2013 года и заключается в следующем: как в условиях ограниченности бюджетных ресурсов обеспечить максимально емкие социально-экономические результаты. Один из возможных ответов: используя итоги оценки законодательства для повышения результативности публичной управленческой деятельности.

Представляется, что правовое закрепление взаимосвязи между качеством законодательства, эффективностью публичного управления и результатами регулирующего воздействия законодательства может являться предметом деятельности Законодательного Собрания автономного округа как законодательного органа государственной власти субъекта РФ. Именно законодательный орган государственной власти региона определяет в силу своей природы и компетенции контуры правовой стратегии развития региона, а также обеспечивает трансформацию результатов выполнения собственных представительных и контрольных функций в качество и тенденции развития регионального законодательства.

Очевидно, что понимание роли и места законодательного (представительного) органа государственной власти Российской Федерации в процессах социально-экономического развития региона, а также создание целостного контура стратегии правового развития автономного округа делают все более актуальным вопрос о необходимости принятия окружного закона, определяющего статус, управленческие функции и иные существенные характеристики регионального парламента как одного из субъектов публичного управления

.3 Оценка качества законодательства автономного округа как системы нормативных правовых актов

Показателями качества законодательства как системы нормативных актов являются:

) системность законодательства;

) полнота законодательства;

) внутренняя согласованность законодательства;

) наличие системы мер, направленных на выявление потребностей населения региона в законодательном регулировании (изменении условий регулирования), мер, обеспечивающих устойчивую связь между изменениями в законодательстве и задачами социально-экономического развития региона, эффективность такой системы;

) оперативность отражения в законодательстве изменений в общественных отношениях и в федеральном законодательстве.

На качество системы законодательства влияют следующие факторы:

) уровень нормативно-правового обеспечения правотворческой деятельности в регионе;

) состояние планирования и координации правотворческой деятельности в регионе;

) качество экспертизы проектов нормативных правовых актов и принятых нормативных правовых актов, а также научно-методическое обеспечение правотворческой деятельности в целом.

Несмотря на очевидные достижения в формировании окружного законодательства, все же нет оснований для вывода о том, что достигнут необходимый уровень системности. Анализ действующей системы законодательства автономного округа и изменений, внесенных в законодательство в течение 2011 года, показывает, что система стала громоздкой. Стабильное увеличение законодательного массива без надлежащей систематизации снижает его действенность, не всегда является оправданным и требует уточнения принципов правотворческой деятельности.

Выводы о полноте законодательства автономного округа являются разноплановыми. С одной стороны, некоторые отрасли законодательства подвергнуты чрезмерному вниманию законодателей, и можно констатировать некоторую «зарегулированность» отношений, иногда проявляющуюся и в том, что нарушаются пределы правотворческой компетенции. С другой стороны, отдельные отрасли остаются без должного внимания.

Важным направлением деятельности Законодательного Собрания автономного округа должна стать систематизация законодательства автономного округа. Необходимо заменить десятки разрозненных законов однородной тематики на несколько крупных систематизированных законов. Одной из отраслей законодательства, остро нуждающейся в специальном анализе, систематизации и кардинальном обновлении, является законодательство автономного округа об оплате труда.

Предметная структурированность законодательства автономного округа, которая предопределена его правотворческими полномочиями как субъекта РФ, также вызывает вопросы. Важное значение для анализа и формирования стратегии развития законодательства автономного округа имеет вопрос о структуре окружного законодательства. В настоящее время в автономном округе она не применяется. Поэтому для первичной обработки и систематизации законодательного массива 2011 года применялся Классификатор правовых актов (Указ Президента Российской Федерации от 15.03.2000 г. № 511). Структура законодательства должна строиться на основе единого классификатора, так как правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней составляют единую систему нормативных правовых актов. Так, первичная систематизация на основе Классификатора правовых актов выявила и первые системные проблемы: у ряда законов автономного округа отсутствовали индивидуальные отличительные признаки, позволяющие точно определить их место в структуре законодательства. В частности, обращали на себя внимание абсолютно идентичные названия законов, например, «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа» (законы автономного округа от 05.04.2011 г. № 25-ЗАО, от 02.11.2011 г. № 122-ЗАО); «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере государственной гражданской службы» (законы автономного округа от 30.09.2011 г. № 97-ЗАО, от 30.09.2011 г. № 109-ЗАО, от 25.11.2011 г. № 138-ЗАО) и др.

Вопрос о соответствии структуры законодательства Классификатору правовых актов имеет методологическое значение и требует разрешения. В частности, рекомендуется на основе Классификатора правовых актов разработать собственную структуру законодательства Ямало-Ненецкого автономного округа, которую надлежит использовать, в том числе для планирования и координации правотворческой деятельности. При этом именно планирование и координация правотворческой деятельности должны сыграть положительную роль в создании стройной непротиворечивой системы окружного законодательства.

Статьей 30 Закона автономного округа от 06.04.2006 г. № 13-ЗАО «О правотворчестве» предусмотрено две формы планирования правотворческой деятельности: текущее и перспективное. Сегодня существенным недостатком планирования законодательной деятельности является то, что принципы формирования текущих планов законопроектных работ не определены, критерии для разработки планов законопроектных работ отсутствуют. При этом в автономном округе принят и действует такой программный документ, как Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года (постановление Законодательного Собрания автономного округа от 14.12.2011 г. № 839), для реализации которой, безусловно, требуется план мероприятий по подготовке ее законодательного обеспечения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего вышесказанного следует, что Законодательное Собрание ЯНАО является устойчивой и хорошо организованной системой.

Не смотря на множество перемен, наконец-то сложилась система выборов, которая, в соответствии с Федеральным и региональным законодательством, сможет обеспечить действительно законодательный (представительный) орган созданный народом и для народа.

Положение Законодательного Собрания ЯНАО в системе органов государственной власти, как в субъекте, так и за его пределами является определенным и постоянным. И, следовательно, осуществляется наиболее полное и быстрое взаимодействие с другими органами, что дает существенные результаты..

Однако, не смотря на существенное развитие парламента региона, есть и свои проблемы:

) Недостаточная работа фискальных служб по сбору налогов в областной бюджет часто приводит к срыву выполнения принятых законодательных актов и программ.

В целом, законотворчество автономного округа предлагается совершенствовать в следующих направлениях:

) обеспечить систематизацию законодательства автономного округа как условие его структурирования и формирования системы критериев качества нормативных актов в различных сферах правового регулирования;

) внедрить механизмы перспективного планирования правотворческой деятельности как способ повышения эффективности публичного управления в регионе;

) нормативно установить соответствие основных направлений социально-экономического развития до 2020 года и стратегии правового развития автономного округа;

) нормативно зафиксировать единый подход к формированию расходных обязательств субъекта РФ, обеспечив последующий анализ, систематизацию и коррекцию законодательства автономного округа в соответствии с критериями бюджетной эффективности;

) определить единство и особенности различных моделей передачи отдельных государственных полномочий - полномочий органов государственной власти автономного округа по предметам совместного ведения субъекта РФ и Российской Федерации (общий порядок и основания передачи установлены федеральным законодательством) и полномочий по предметам собственного ведения субъекта РФ (общие положения установлены федеральным законодательством);

) разработать реальный правовой механизм наступления ответственности за ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий.

законодательный собрание округ депутат

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Нормативные источники

.1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета №237 от 25.12.1993

.2 Федеральный закон РФ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ от 07.05.2012, № 19, ст.2273.

.3 Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 1998 г. (в ред. От 23.12.2011 г.) [Электронный ресурс]//Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа: Сайт. - URL : http://zsyanao.ru/about/documents/

.4 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 июня 1998 г.

«О статусе депутата Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа» №34-ЗАО [Электронный ресурс]//Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа: Сайт. - URL : http://zsyanao.ru/about/documents/

.5 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 г. «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа» №51-ЗАО [Электронный ресурс]//Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа: Сайт. - URL : http:// old.zsyanao/engine/download.php?id=581

.6 Постановление от 20 мая 2009 г. «О Регламенте Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа» №1757 http://zsyanao.ru/about/documents/

Научная литература

.1 Безуглов А.А. Теоретические проблемы правового статуса советского депутата: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М., 1971.

.2 Богданова Н.А. Категория статуса в конституционном праве // Вестник МГУ. - Серия 2. - Право. - 1998 г. - № 3.

.3 Витрук Н.В. Структура правового статуса депутата: Вопросы теории // Закон о статусе депутата на практике: Материалы научно-практической конференции. - Ярославль, 1976.

.4 Глазунова Н.И. Система государственного управления // Учебник для вузов.-2002 г.

.5 Гранкин В.И. О принципах формирования деятельности законодательной власти субъектов Федерации. Журнал Российского права. №4/5, 1998 г.

.6 Громова О.Н. Участие представительных органов субъектов Российской Федерации в законодательном процессе // Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: Материалы конференции. Саратов. 1998.

.7 Зиновьев А.В. Статус народного депутат в СССР. - Л., 1987

.8 Матвеева О.М. Правовое положение депутата в парламентах стран Западной Европы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2001.

.9 Миронов О.О. Статус депутата российской парламента // Вестник Саратовской государственной академии права. - 1995. - № 2

.10 Окулич И.П. Проблемы правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. - Челябинск: Околица, 2003.

.11 Харючи С.Н. Доклад о состоянии законодательства в Ямало-Ненецком автономном округе в 2011 году - Салехард,2012

Электронные ресурсы

3.1 Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа: Сайт (архив сайта 2008-2010 г.) - URL: <http://www.old.zsyanao>

.2 Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа: Сайт. - URL : http://zsyanao.ru

Похожие работы на - Законодательная деятельность Ямало-Ненецкого автономного округа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!