Дознание в системе уголовного судопроизводства ПМР

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,26 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Дознание в системе уголовного судопроизводства ПМР

Содержание

Введение

. Дознание в системе уголовного судопроизводства ПМР. Понятие, сущность и значение

. Особенности процессуальной деятельности органов дознания

. Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно

. Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы исследования вызвана тем, что современный этап развития ПМР характеризуется интенсивными преобразованиями уголовной системы. Серьезные изменения, тем более с принятием нового УПК, происходят в сфере правового регулирования уголовного судопроизводства, в том числе и в, части регламентации досудебного производства.

В основе модернизации дознания ¾ идея усиления защиты прав и свобод человека. Однако практический опыт применения нового института дознания высветил массу прикладных проблем. Указанные проблемы касаются в первую очередь ряда ограничений, введенных УПК ПМР для дознания.

Анализ правовых норм и практики их применения, а также доводов разработчиков существующей формы дознания приводит к выводу о том, что задачи предварительного расследования по большинству криминальных ситуаций не могут быть практически реализованы посредством уголовно-процессуальной формы, установленной новым УПК ПМР для дознания. Сами разработчики предлагают преодолевать проблемы дознания непроцессуальным путем, посредством оперативно-розыскной и организационно-управленческой деятельности.

Все сказанное свидетельствует о наличии кризиса современного дознания. Соответственно актуализируется потребность в поиске законных путей выхода из критической ситуации.

Цель курсовой работы ¾ на основе исследования теоретических работ законодательства и практики выявить имеющиеся проблемы и сформулировать предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.

Исходя из цели курсовой работы, определены следующие задачи:

1.Рассмотреть дознание в процессе предварительного расследования.

2.Раскрыть особенности процессуальной деятельности органов дознания.

.Проанализировать направления совершенствования процессуальной деятельности органов дознания на стадии предварительного расследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе производства дознания.

Предмет исследования ¾ дознание как форма предварительного расследования.

Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на подпункты и заключения. Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, задачи, предмет и объект исследования, в первой главе рассмотрено дознание в процессе предварительного расследования, во второй главе раскрыты особенности процессуальной деятельности органов дознания, в заключении сформулированы выводы.

1. Дознание в системе уголовного судопроизводства ПМР: понятие, сущность и значение

Предварительное расследование представляет собой порядок преследования следователем, органом дознания и дознавателем преступления до суда. Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания, причем, как и прежде, производство предварительного следствия является обязательным по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым проводится дознание.

Дознание ¾ предварительное расследование, осуществляемое дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Дознание проводится по подследственности определенными органами по определенным категориям дел (ст.99 УПК ПМР).

В теории уголовного процесса встречаются различные, а в ряде случаев и противоречивые определения дознания. В частности, Ю.В. Деришев заметил: "Уголовно-процессуальное законодательство при своей лаконичности не дает определения дознания (как и предварительного следствия), но характеризует его довольно подробно, а именно как уголовно-процессуальную деятельность уполномоченных на то специальных органов, выступающую либо как экстренный, не допускающий отлагательств первоначальный и предшествующий предварительному следствию этап расследования, направленный на выявление и закрепление следов преступления и обнаружения преступника путем производства неотложных следственных действий; либо как ускоренное и упрощенное расследование в полном объеме определенной категории уголовных дел, не требующих в связи со своей простотой предварительного следствия".

Дознание можно рассматривать как упрощенную и укороченную по срокам форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу (гл.10 УПК ПМР).

С этой точки зрения обоснованным представляется определение дознания, данное В.Г. Даевым и В.В. Шимановским: "Дознание является первичной формой расследования для дел, по которым обязательно производство предварительного следствия, и основной формой расследования для несложных дел, по которым производство предварительного следствия необязательно". Это определение содержит в себе главный момент законодательной регламентации деятельности по дознанию - различия в процессуальном порядке в зависимости от категории расследуемых дел.

Законность, всесторонность, полнота и объективность предварительного расследования во многом зависит от соблюдения ряда общих условий его производства. Они представляют собой установленные законом и обусловленные принципами уголовного процесса правила, выражающие специфические особенности данного вида уголовно-процессуальной деятельности, наиболее существенные требования, предъявляемые к ней.

Они обеспечивают установление обстоятельств преступления в максимально короткий срок и с наименьшими затратами сил и средств.

Одновременно они гарантируют соблюдение прав и свобод личности и гражданина, предотвращают возможные ошибки.

УПК ПМР к этим правилам относит:

формы предварительного расследования;

подследственность;

место производства предварительного расследования;

соединение уголовных дел; выделение уголовного дела;

выделение в отдельное производство материалов уголовного дела;

начало производства предварительного расследования;

производство неотложных следственных действий;

окончание предварительного расследования;

обязательность рассмотрения ходатайства;

недопустимость разглашения данных предварительного расследования.

Некоторые исследователи делают вывод о существовании в современном УПК трех форм предварительного следствия: дознание, предварительное следствие и смешанная форма, при которой неотложные следственные действия органов дознания предшествуют предварительному следствию, что ведет к «полному смешению процессуальных институтов».

Нормы, регулирующие дознание, входят в раздел «Дознание и предварительное следствие» УПК ПМР.

Тем самым подчеркивается, что дознание есть часть предварительного расследования, одна из его форм.

Дознание возможно и наступает лишь после официального признания наличия объективной реальности преступления и отражения этого факта в постановлении о возбуждении уголовного дела.

Его сущность ¾ раскрытие уголовно наказуемого деяния, то есть принятие всех предусмотренных законом мер к установлению события преступления, виновности лиц, его совершивших, и других обстоятельств, которые должны быть доказаны.

Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознанием не считается (ст.96, ст.99 УПК ПМР). Оно рассматривается как особый, самостоятельный вид уголовно-процессуальной деятельности.

УПК ПМР устанавливается, что дознание производится дознавателями.

Дознание осуществляют и органы дознания (ст.99 УПК ПМР). Очевидно, что здесь имеются в виду органы дознания должностные лица (например, командир воинской части).

Это подтверждается, в частности, тем, что компетенция между органами дознания и дознавателями в области предварительного расследования преступлений не разграничивается.

Правило о производстве дознания в установленном законом порядке означает точное и неуклонное исполнение органом дознания, дознавателем и другими участниками процесса норм, регламентирующих данный вид расследования преступления. Обязательное соблюдение правил производства

следственных и иных процессуальных действий обеспечивает достижение задач уголовного судопроизводства, служит гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Начало дознания состоит из действий и решений, осуществляемых до принятия мер по установлению обстоятельств преступления. Сюда входят: возбуждение уголовного дела как отдельный процессуальный акт, то есть принятие решения начать расследование, возбудить уголовное преследование; решение вопроса о принятии дела к своему производству; сообщение заявителю о возбуждении уголовного дела.

Дознание начинается с момента возбуждения уголовного дела (ст.95 УПК ПМР), то есть оформленного в установленном законом порядке решения начать расследование. Это правило по своему значению принадлежит к основополагающим идеям уголовного судопроизводства. Возбуждение уголовного дела свидетельствует о наличии в объективной реальности явления (события), содержащего признаки преступления, и обусловливает необходимость его раскрытия. Дознаватель и орган дознания в пределах компетенции, установленной УПК ПМР, возбуждает уголовное дело при наличии повода и основания, предусмотренных ст.90 УПК ПМР, о чем выносит соответствующее постановление (ст.95 УПК ПМР). Содержание постановления о возбуждении уголовного дела определяется ст.95 УПК ПМР. В нем должно быть указано: время и место его вынесения; кем оно вынесено; повод и основание для его возбуждения; пункт, часть, статья УК ПМР, по признакам которых оно возбуждается, и др.

Данный процессуальный документ свидетельствует, с одной стороны, об окончании первой стадии уголовного процесса, а с другой, ¾ о начале новой, второй стадии ¾ предварительного расследования. Постановление о возбуждении уголовного дела служит правовой основой не только для последующих процессуальных действий, но и для производства следственных действий по собиранию и проверке доказательств. Оно обязывает орган дознания и дознавателя принять в пределах их компетенции все необходимые меры к установлению обстоятельств совершенного преступления. Без вынесения постановления о возбуждении уголовного дела производство дознания незаконно. Полученные в этом случае фактические данные признаются не имеющими юридической силы. В рассматриваемом документе решается вопрос, кто проводит дознание.

Обязанность начать дознание в день возбуждения уголовного дела диктуется задачей быстрого и полного раскрытия преступления.

Приняв решение о возбуждении уголовного дела, дознаватель должен определить, вправе ли он производить расследование, нет ли обстоятельств, препятствующих этому.

Установив отсутствие обстоятельств, исключающих возможность его участия в уголовном процессе, дознаватель принимает решение о принятии дела к своему производству. Об этом он указывает в постановлении о возбуждении уголовного дела (ст.95 УПК ПМР). Если дознаватель принимает уже возбужденное уголовное дело, то он выносит отдельное постановление о принятии уголовного дела к своему производству. Принятие дела к своему производству означает определение и процессуальное оформление дознавателем своего исключительного права расследовать преступление. Другие органы предварительного расследования с этого момента не имеют права производить следственные и иные процессуальные действия по делу. Кроме того, принятие дела к своему производству нужно для того, чтобы всем было ясно, кто ведет дознание, кто отвечает за законность и быстроту его производства. Наконец, оно создает надлежащие предпосылки и условия для установления действенного надзора и контроля за исполнением законов дознавателем.

В тот же день о принятом решении сообщается заявителю ( ст.93, ст.94 УПК ПМР). Форма сообщения законом не установлена, однако в деле должна быть, по крайней мере, отметка о сделанном сообщении. Об этом может свидетельствовать копия письма, справка о состоявшемся разговоре и т.д. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

О возбуждении уголовного дела сообщается также лицу, в отношении которого принято данное решение (ст.94 УПК ПМР).

Первая группа действий является подготовительной по отношению ко второй. Она обеспечивает законность принятия мер по установлению обстоятельств преступления, соблюдению прав и свобод участников уголовного процесса и граждан.

Дознаватель самостоятельно проводит следственные и иные процессуальные действия и принимает процессуальные решения. Заканчивается дознание выполнением ряда процессуальных действий, связанных с принятием решения об окончании дознания.

Дознание проводится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела руководителю следственного органа. При исчислении срока дознания не принимается во внимание тот день, в который было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела (ст.84 УПК ПМР). Этот срок может быть продлен руководителем следственного органа, но не более чем на 1 месяц. Порядок продления срока не определен.

Статья 78 УПК ПМР регламентирует особенности избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу.

Эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, при наличии одного из следующих обстоятельств: подозреваемый не имеет постоянного места жительства на территории ПМР; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда (ст.78 УПК ПМР).

При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу дознаватель возбуждает перед судом соответствующее ходатайство (ст.78 УПК ПМР) ¾ выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, в котором излагаются сущность предъявленного обвинения (подозрения), основания, в силу которых возникла необходимость в заключении обвиняемого (подозреваемого) под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения, фамилия, имя, отчество, дата рождения и другие данные о лице, в отношении которого избирается данная мера процессуального принуждения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства.

Руководитель следственного органа изучает материалы и, в случае согласия на возбуждение ходатайства перед судом, делает на постановлении резолюция «Согласен», при несогласии с ходатайством ¾ «Не согласен».

Затем задержанный подозреваемый доставляется в судебное заседание.

Постановление о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу рассматривается судьей районного городского суда в присутствии следователя, дознавателя, подозреваемого, государственного обвинителя и защитника, если последний участвует в деле.

Избрание в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу обязывает дознавателя предъявить обвинение подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу ¾ в тот же срок с момента задержания (ст.73 УПК ПМР).

По выполнении требований УПК ПМР дознавателем составляется обвинительное заключение, которое представляется руководителю следственного органа. Руководитель следственного органа рассматривает данный документ, при отсутствии возражений утверждает заключение. Копия обвинительного заключения вручается обвиняемому и его защитнику. В деле должна быть сделана отметка о вручении копии обвинительного заключения, удостоверяемая подписями указанных выше участников процесса. Затем дело направляется в суд.

. Особенности процессуальной деятельности органов дознания

Перечень органов дознания является исчерпывающим и приводится в ст.99 УПК ПМР. К числу указанных органов законодатель относит:

органы внутренних дел;

командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений

органы государственной безопасности

органы государственного пожарного надзора

органы пограничной охраны

таможенные органы

Основные уголовно-процессуальные функции перечислены в ст. 6-5 УПК ПМР (обвинение, защита и разрешение уголовного дела). Cтороны ¾ это «участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты от обвинения; сторона защиты ¾ обвиняемый, а также его законный представитель, защитник, гражданский ответчик»; «Сторона обвинения ¾ следователь, руководитель следственного органа, дознаватель…». Таким образом, лиц, производящих предварительное расследование, законодатель однозначно признал стороной обвинения, т.е. должностными лицами, осуществляющими функцию обвинения (уголовного преследования).

Под термином «дознаватель» понимается должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

Под это понятие не подпадает дознаватель, производящий следственные действия и оперативно - розыскные мероприятия по поручению следователя.

Уголовно-процессуальный закон детально определяет полномочия дознавателя по принятию решений и по производству процессуальных действий. Так, согласно ст.101 УПК ПМР дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК ПМР на это требуются согласие руководителя следственного орган и (или) судебное решение.

Анализ гл. 10 и ст. 101 УПК ПМР, регламентирующих порядок производства дознания и полномочия дознавателя, позволяет сделать вывод о том, что процессуальные полномочия дознавателя и следователя практически не отличаются друг от друга.

Анализ действующего уголовно-процессуального законодательства приводит к выводу о том, что дознаватель наделен следующими основными правами:

·рассматривать и проверять сообщения о совершенных и готовящихся преступлениях в порядке ст. 93 УПК ПМР;

·принимать решения по результатам рассмотрения сообщений о преступлении (ст. 93 УПК ПМР);

·производить дознание в порядке, предусмотренном гл. 10 УПК ПМР;

·применять меры процессуального принуждения, а также принимать иные процессуальные решения в соответствии с уголовно- процессуальным законодательством;

·осуществлять производство неотложных следственных действий по поручению органа дознания;

·осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно - процессуальным законодательством.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством дознаватель обязан:

·осуществлять свою деятельность, руководствуясь принципами уголовного судопроизводства;

·производить доказывание по уголовному делу по правилам, сформулированным в главе 6 УПК ПМР;

·применять меры уголовно - процессуального принуждения строго в рамках, предусмотренных законом;

·информировать заявителя о решении, принятом им по результатам рассмотрения сообщения о преступлении (ст. 93 УПК ПМР);

·в случае принятия решения, предусмотренного п. 3 ч. 3 ст. 93 УПК ПМР, осуществлять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 93 УПК ПМР);

·выполнять указания руководителя следственного органа (ст.101 УПК ПМР);

·осуществлять иные обязанности, предусмотренные уголовно- процессуальным законодательством.

По завершении расследования дознаватель составляет обвинительное заключение. Решение, принимаемое в форме обвинительного заключения и сочетает в себе два процессуальных документа и постановление о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительное заключение. Этим процессуальным документом подводятся итоги исследования обстоятельств преступления и личности лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Составление обвинительного акта обязывает дознавателя ознакомить обвиняемого и его защитника с этим документом, а также с материалами уголовного дела. Потерпевшему или его представителю по его ходатайству может быть предоставлено право ознакомления с обвинительным актом и материалами уголовного дела в том же порядке, который предусмотрен для обвиняемого и его защитника. Обвинительное заключение утверждается руководителем следственного органа и служит правовым основанием для последующего его рассмотрения судом.

Дознаватель несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых им решений.

3. Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно

В соответствии с ч. 1 ст. 101 УПК ПМР при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Статья 101 УПК ПМР относит к числу следственных действий, которые в качестве неотложных может производить орган дознания, осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, прослушивание телефонных и иных переговоров и в случае необходимости назначить экспертизу.

К неотложным следственным действиям относятся такие действия по обнаружению и закреплению доказательств, которые совершаются по горячим следам, то есть незамедлительно, так как промедление с их производством может повлечь исчезновение, порчу, утрату, фальсификацию доказательств. Перечень следственных действий, которые органы дознания вправе производить в качестве неотложных, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Это означает, что по делам, по которым предварительное следствие обязательно, органы дознания не вправе производить другие следственные действия.

В целях обеспечения надзора за законностью орган дознания обязан немедленно уведомить руководителя следственного органа об обнаружении преступления и начатом дознании (ст. 101 УПК ПМР). В соответствии со ст. 103 УПК ПМР дознание по делам по которым предварительное следствие обязательно должно быть закончено не позднее пятнадцати суток со дня возбуждения уголовного дела.

После того как дело передано следователю, орган дознания действует в зависимости от результата проведенного дознания. Если в ходе дознания было обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания может производить розыскные или следственные действия по делу только по поручению следователя. Если лицо, совершившее преступление, в ходе дознания установить не представилось возможным, орган дознания и после передачи дела следователю обязан продолжать оперативно-розыскные мероприятия для установления преступника, уведомляя следователя об их результатах (ст. 101 УПК ПМР). Следственные же действия орган дознания может производить во всех случаях только по поручению следователя.

Анализ закона, регламентирующего дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, позволяет прийти к выводу о факультативном характере этой формы дознания. По данной категории дел орган дознания лишь в тех случаях возбуждает уголовное дело и производит дознание, когда преступление обнаруживается в ходе его деятельности и по нему требуется производство неотложных следственных действий по горячим следам, а следователь по объективным причинам не может приступить к расследованию дела с самого начала. Если же следователь сам возбудил уголовное дело и приступил к расследованию, дознание по этому делу не производится, а орган дознания может выполнять, лишь поручения и указания следователя о производстве оперативно-розыскных и следственных действий.

Орган дознания не вправе приостановить или прекратить дело, по которому предварительное следствие обязательно, так как его компетенция по делам данной категории исчерпывается производством неотложных следственных действий и вынесением постановления о направлении дела следователю.

Таким образом, дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, состоит:

  • В возбуждении уголовного дела и проведении неотложных следственных действий, когда в этом возникает необходимость, в целях установления и закрепления следов преступления;
  • В выполнении поручений и указаний следователя о производстве оперативно-розыскных и следственных действий;
  • В оказании содействия следователю при производстве им отдельных следственных действий.

. Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно

При производстве дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания руководствуется правилами, установленными для предварительного следствия, за следующими исключениями:

  1. Потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители извещаются об окончании дознания и направлении дела руководителю следственного органа, но материалы дела им для ознакомления не предъявляются.
  2. На орган дознания не распространяются правила, установленные ч. 2 ст. 38 УПК ПМР. При несогласии с указаниями должностного лица следственного органа орган дознания вправе обжаловать их у вышестоящего должностного лица следственного органа, не приостанавливая выполнения этих указаний.

Эти различия не имеют достаточных оснований. Лишение потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика права на ознакомление с материалами дела после окончания дознания противоречит общему правилу о равенстве прав участников процесса, которое должно иметь место при любой форме расследования. Лишение лица, производящего дознание, права не согласиться с указаниями руководителя следственного органа по основным вопросам направления расследования противоречит принципу оценки доказательств по внутреннему убеждению (ст. 57 УПК ПМР), которым должно руководствоваться и лицо, проводящее дознание.

Дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела (ст. 103 УПК ПМР). Указанный срок может быть продлен руководителем следственного органа, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц.

В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть продлен по правилам ст. 116 УПК ПМР, установленным для предварительно следствия.

дознание расследование уголовный

Заключение

В заключение можно сделать следующие выводы:

Дознание - это форма предварительного расследования, выраженная в виде уголовно-процессуальной деятельности органа дознания по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, иначе - его процессуального полномочия, реализуемого в системе органа дознания дознавателем. Она отличается от предварительного следствия по субъекту, осуществляющему производство, кругу расследуемых преступлений (подследственности) и объему прав участников процесса.

Процессуальные документы органов дознания и собранные ими доказательства в пределах предоставленной законом компетенции имеют такое же юридическое значение, как документы и результаты предварительного следствия.

В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную и укороченную по срокам форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу. При этом действия и решения, принятые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и осуществленные при производстве предварительного следствия

Органами дознания, т.е. органами, наделенными правом производить предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам, являются: ОВД; командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений; органы государственной безопасности; органы государственного пожарного надзора; органы пограничной службы; таможенные органы.

Процессуальный порядок дознания, регламентированный уголовно-процессуальным законом, един для всех органов дознания и не зависит от их ведомственной принадлежности. Органы дознания, как и органы предварительного следствия, решают общие задачи уголовного процесса.

При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, орган дознания обязан возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования.

При производстве предварительного расследования по делам, отнесенным к подследственности органов дознания, дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением тех из них, на выполнение которых требуется согласие начальника органа дознания, санкция руководителя следственного органа и (или) судебное решение. Дознаватель вправе осуществлять иные полномочия, предоставленные ему законом, при этом письменные указания начальника органа дознания в случаях, указанных в законе, обязательны для исполнения.

Сущность дознания ¾ раскрытие уголовно наказуемого деяния, то есть принятие всех предусмотренных законом мер к установлению события преступления, виновности лиц, его совершивших, и других обстоятельств, которые должны быть доказаны.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:

1.Конституция ПМР от 10.02.2006г./Издательство «Литера». Тирасполь 2006г.;

2.Уголовно-процессуальный кодекс ПМР от 26.10.12г./Издательство «Ликрис». Тирасполь 2012г.;

.Уголовный кодекс ПМР от 8.10.2012г./Издательство «Ликрис». Тирасполь 2012г.;

Учебная и научная литература

.Аргунова Ю. Дознание в уголовном процессе // Российская юстиция. - 2006. - № 2. - С. 8.

2.Арестова Е.Н. Производство органами дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия // Российский следователь. - М.; Юрист, 2003. - № 10.

.Абдуллаев Ф., Зайцев О. Дознание по УПК РФ // Уголовное право. - М.; Интел-Синтез, 2006. - № 3.

4.Баяхчев В.Г. Недопустимые доказательства // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.В. Мозякова. М., 2002.

.Васильев О.Л. Укрепление законности и борьба с преступностью // Вестник МГУ, сер.11, право,2003.- №4.

6.Гирько С.И. Расследование преступлений в форме дознания в системе МВД России // Юридический консультант: . - М.; ЮРМИС, 2003. - № 7.

.Деришев Ю.В. Органы предварительного расследования: прошлое, настоящее, будущее. Омск, 1998.

.Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности: Монография / Химичева Г.П.. - М.; Экзамен, 2005.

10.Косова С.А. Особенности производства дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно // Законодательство и практика. - Омск; Изд-во Ом. юрид. ин-та МВД России, 2002. - № 1.

.Рыжаков А.П. Орган дознания: понятие и проблемы // Юридический мир. - М.; Юрид. мир ВК, 2002. - № 1.

12.Сергеев А.Б. Особенности формирования органов дознания в России // История государства и права. - М.; Юрист, 2002. - № 5.

.Суслов В.М. Вопросы регламентации деятельности органов дознания в УПК РФ // Новый уголовно-процессуальный закон: теория и практика применения: Материалы межведомственного «круглого стола». - М.; Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2003.

.Смирнов А.В. Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской федерации /Под ред. А.В.Смирнова. СПб.: Питер, 2003.

.Кругликов А. Следственные действия и проблемы их производства органами дознания по поручению следователя // Уголовное право. - М.; Интел-Синтез, 2003. - № 3.

16.Якупов Р.Х. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Галузо. М., 1998.

Похожие работы на - Дознание в системе уголовного судопроизводства ПМР

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!