Деятельность региональных органов управления государственным имуществом

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,61 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Деятельность региональных органов управления государственным имуществом

Введение

государственный управление собственность имущество

Российская Федерация относится к числу стран с традиционно обширным государственным имуществом. Это объясняется геополитическим положением и экономическими потребностями развития страны, при этом особое значение государственного имущества обусловлено двумя основными факторами: во-первых, оно является доходной статьей государственного бюджета; во-вторых, может служить для непосредственного удовлетворения разных государственных потребностей.

Начиная с 90-х гг. ХХ века в управлении государственным имуществом в Российской Федерации происходят глубокие перемены. Принципиальными факторами изменений выступают, безусловно, приватизация государственной собственности, появление частного сектора в экономике. Однако с 2004 г. наблюдается усиление позиций государства в экономике. На сегодняшний день в России крупнейшим собственником недвижимого и движимого имущества, природных ресурсов - остается государство.

Вопросы управления государственным имуществом являются важными и актуальными, и лежат в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом, а также выполнения государством социально-значимых функций при невозможности их исполнения на базе частной собственности. Поэтому стремление государства сохранить свое участие в важнейших и крупнейших компаниях, прямо влияющих на условия хозяйственной деятельности практически всех экономических субъектов является естественным. Традиционно государство берет в свои руки те объекты (предприятия, отрасли, проекты и т.п.), которые важны для общества, его стабильности и поступательного развития, но не привлекательны для частного капитала: капиталоемкие и, как правило, наукоемкие объекты, вложения в которые могут дать отдачу лишь в отдаленном будущем; объекты социальной сферы, включая образование, фундаментальную науку; депрессивные объекты и, наконец, объекты, которые позволяют государству контролировать ситуацию в экономике в целом.

В настоящее время, проводимая в стране экономическая политика предполагает более активное вовлечение имущества Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в коммерческий оборот. Однако современное состояние этого вопроса характеризуется недостаточностью опыта использования органами государственной власти возможностей воздействия на экономические процессы через осознанное распоряжение той частью национального богатства, которая находится в региональной собственности. Сложность состава и структуры региональной собственности, большие масштабы и неоднородность регионального имущества, недостаточные финансовые результаты его использования за последние годы делают очевидной необходимость изучения и совершенствования системы управления государственным имуществом региона. Значимость проблемы эффективного управления собственностью подчеркивается и в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», где в качестве определяющего момента устойчивого экономического развития определено повышение эффективности управления государственным имуществом. Все это говорит о том, что проблемы управления государственным имуществом, в том числе на региональном уровне, на сегодняшний день являются актуальными.

Объектом исследования является государственное имущество Российской Федерации.

Предмет - процесс управления государственным имуществом.

Цель написания работы заключается в изучении деятельности региональных органов управления государственным имуществом (на примере Красноярского края).

Реализация этой цели потребовала решения следующих задач:

изучить современную литературу по данной проблеме;

раскрыть содержание понятия «государственной собственности» и «государственного имущества» как объекта управления;

рассмотреть систему управления государственной собственностью в РФ;

раскрыть региональные особенности управления государственным имуществом конкретного субъекта РФ, а именно Красноярского края.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Теоретической основой исследования составили труды отечественных авторов по рассматриваемой проблеме. Так, отдельные вопросы организации управления государственной собственности и государственным имуществом рассмотрены в работах А.В. Винницкого, Е.К. Дзыбик, А.В. Дягилева, В.И. Кондратьева, О.И. Коротковой, А.С. Матненко, С.А. Пахомова, В.В. Титова, О.Ю. Ускова, С.И. Файнгерша. Конституционно-правовая основа разграничения государственной собственности в РФ была исследована Е.С. Жилинским, Э.В. Талапиной. Организация управления государственным имуществом на уровне субъектов РФ рассмотрены в исследованиях Н.М. Горбунова, С.П. Быстрицкого, В.К. Заусаева, М.И. Леденева Е.В. Кулешова, В.А. Мокшиной и других ученых.

Информационную базу составили положения Конституции Российской Федерации, законодательные и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, постановления Правительства РФ, официальные статистические данные, нормативная и справочная литература по исследуемой проблеме, материалы периодической печати, отчеты и доклады конференций, а также ресурсы Интернет.

В работе использованы методы: анализ научной, учебной и методической литературы по исследуемой проблеме; обобщение.

1. Теоретические подходы к управлению государственным имуществом

1.1 Понятие «государственная собственность» и «государственное имущество»

Правовой режим государственной собственности в Российской Федерации регламентирован Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ, - под государственной собственностью в Российской Федерации, принято понимать имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации) - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти в пределах их компетенции (ст. 215 ГК РФ). Право собственности каждого вида государственной собственности, а в пределах второго вида и каждого отдельно взятого субъекта РФ, считается самостоятельным правом. Вместе с тем в условиях федеративного государства указанные права следует рассматривать как части федеративной системы государственной собственности страны.

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, также являются государственной собственностью.

Таким образом, государственное имущество - это форма собственности, при которой имущество принадлежит государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности.

Виды имущества, которые могут находиться только в государственной собственности, определяются федеральным законом. В п. 4 ст. 214 ГК РФ (в соответствии со ст. ст. 294, 296), определены два вида имущества, находящегося в государственной собственности:

) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления;

) имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации и казну субъектов РФ.

В качестве объектов государственной собственности могут выступать: недвижимость, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, а также оборудование, транспортные средства и иные средства производства, а также вещи бытового, потребительского характера.

В состав имущества входят и принадлежащие им ценные бумаги, в частности, акции, вклады в банках, иностранная валюта и валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры.

Перечень объектов федеральной собственности не ограничен. В ней может находиться любое имущество. Перечень объектов собственности субъектов РФ меньше - в ее состав не могут входить объекты исключительной федеральной собственности. К числу имущества, составляющих объект исключительно государственной собственности, по действующему законодательству, относятся леса, недра, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ, некоторые особо охраняемые природные объекты, особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружений и объектов оборонного значения.

Кратко остановимся на характеристике объектов государственной собственности. Так, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Федерации или муниципальному образованию. От имени Российской Федерации или субъекта Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Имущество закрепляется собственником за учреждениями на праве оперативного управления. Учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению. Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с Гражданским кодексом и законом об акционерных обществах.

Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Итак, государственная собственность играет важнейшую роль в функционировании государства, обеспечении экономической стабильности и позволяет ему выполнять свои социальные функции:

государственная собственность создает материальные предпосылки для обеспечения устойчивого воспроизводства общественного капитала. Это становится возможным потому, что государству, как правило, принадлежат отрасли и сферы экономики, имеющие общенациональное значение, ключевые отрасли производственной инфраструктуры. Государство является собственником важнейших природных ресурсов, интеллектуальных и историко-культурных ценностей. Оно финансирует фундаментальную науку, разработку и внедрение высоких технологий, ему принадлежит значительная часть информационной продукции и т.д.;

государственная собственность позволяет государству быть самостоятельным элементом в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом, является гарантом многих международных и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового права;

государственная собственность обеспечивает функционирование капиталоемких отраслей, производств и сфер экономики, имеющих высокий уровень обобществления и требующих таких капиталовложений, которые не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная информационная связь, экономическая безопасность и т.д.);

государство создает благоприятные условия для развития частного предпринимательства, принимая на себя долю издержек в тех сферах деятельности, которые не выгодны последнему;

государственная собственность обеспечивает функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ; национальную безопасность;

государственная собственность позволяет сглаживать удары кризисов, мобилизуя ресурсы на быстрейший выход из них путем снижения налогообложения и использования государственных резервных фондов, осуществляя интервенцию закупок товара, помогая ускорять освоение высших технологий, национализируя собственность обанкротившихся предприятий.

.2 Управление государственным имуществом Российской Федерации

Понятие управления применительно к государственному имуществу появилось в российском законодательстве в начале 90-х годов ХХ века. В этот период началось интенсивное формирование правового института управления государственным имуществом Российской Федерации.

Анализ нормативных правовых актов в сфере управления государственным имуществом позволил выделить цели и задачи управления. Основная цель управления государственным имуществом заключаются в увеличении доходов бюджетов всех уровней, в получении максимально возможных результатов экономического и социального характера. Достижение этих целей видится в эффективном использовании государственного имущества, обеспечении должного контроля за сохранностью государственного имущества, а также за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих.

Органы, осуществляющие управление, распоряжение и пользование государственной собственностью, в рамках действующих законов и других нормативных актов, выполняют следующие важные функции:

управляют пакетом государственных акций в соответствии с государственной дивидендной политикой и порядком регулирования курсовой стоимости акций государственных (или со смешанной собственностью) предприятий;

вырабатывают и реализуют стратегию управления развитием государственного предпринимательства;

формируют государственные целевые программы, планы и госзаказы;

создают адаптированную к рынку конкурентоспособную структуру управления коммерциализированным сектором и объектами государственного сектора;

вырабатывают политику ценообразования при обмене между государственными предприятиями и рыночными формированиями;

ведут вариантное стратегическое прогнозирование, программирование;

ведают долгосрочным развитием государственного имущественного потенциала;

занимаются решением стратегических и текущих задач ресурсного обеспечения государственных предприятий (хозяйств).

В их задачу входят также:

разработка и реализация стратегии научного и кадрового обеспечения управленческих структур и объектов госсобственности;

руководство процессом эффективного взаимодействия субъектов, совместно пользующимся государственным имуществом и др.

Эти и другие функции управления государственной собственностью четко распределяются между органами управления федерального, регионального и муниципального уровней на основе конкретных критериев.

Согласно п. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации, функция по управлению федеральной собственностью непосредственно закреплена за Правительством Российской Федерации, как высшего органа исполнительной власти нашей страны. Способ закрепления компетенции носит функциональный характер, в связи с чем можно сделать вывод о том, что компетенция Правительства РФ в данной сфере носит универсальный, общий характер, и предполагает осуществление всего спектра полномочий собственника в отношении любого федерального имущества, если такие полномочия законодательством не отнесены к компетенции других органов. Правительство РФ делегирует свои полномочия министерствам и ведомствам, а также органам исполнительной власти субъектов РФ в порядке, определенном Конституцией и федеральным законодательством. Таким образом, Правительство РФ осуществляет управление федеральным имуществом главным образом через координационные, организационные и распорядительные функции, в т.ч. посредством наделения правомочиями по управлению объектами федеральной собственности органов исполнительной власти РФ специальной компетенции.

Функцией по управлению федеральным имуществом могут наделяться только федеральные агентства в соответствующей сфере деятельности. Федеральные министерства и федеральные службы такой функцией (по общему правилу) не обладают, кроме случаев, специально установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ (пп. 3-6 Указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).

В настоящее время основным органом в сфере управления федеральным государственным имуществом является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом России (далее - Росимущество), которое находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации. В соответствии с Положением о Росимуществе, основными функциями в пределах установленных полномочий являются:

проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;

осуществление полномочий собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

разграничение государственной собственности (в том числе на землю) на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

осуществление полномочий собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;

защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;

Под учетом государственного имущества понимают получение, экспертизу и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.

Иные федеральные агентства наделяются полномочиями по управлению федеральным имуществом, необходимым для исполнения функций федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере деятельности, а также закрепленным за организациями, подведомственными соответствующему агентству. К таким агентствам относятся: Управление делами Президента РФ, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по сельскому хозяйству и др.

Полномочия по управлению федеральным государственным имуществом между Правительством РФ, Росимуществом и отраслевыми агентствами распределяются специальными актами Правительства РФ или устанавливаются в положениях о соответствующих федеральных агентствах, которые также утверждаются Правительством РФ.

.3 Особенности управления государственным имуществом в субъектах Российской Федерации

Российская Федерация представляет собой федеративное государство, и потому экономическое положение российских регионов - залог экономического процветания всего государства в целом.

Государственная собственность является основой экономической самостоятельности субъектов Российской Федерации в решении вопросов, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ и действующим законодательством. При этом территориальная организация таких крупных субъектов Федерации как края (области) с входящими в их состав автономными округами предполагает значительные особенности как в механизме разграничения государственной собственности и доходов от нее, так и в управлении объектами государственной собственности.

Между тем, государственная собственность и ее эффективное использование имеет важное значение для обеспечения устойчивости бюджетов субъектов Федерации. В этой связи эффективное управление государственным имуществом субъекта Федерации, приводящее к повышению доходов бюджета, приобретает все большее значение.

Органы регионального управления делятся на две основные группы:

. Территориальные органы федеральных органов управления (например, территориальные органы по управлению государственной собственностью, территориальные органы по антимонопольной политике и др.). Эти органы не входят в структуры региональных администраций и правительств, не подчиняются главам региональных органов представительной и исполнительной власти. Они реализуют федеральные функции управлении на территории данного региона в соответствии со своей компетенцией с целью обеспечения исполнения общефедеральных интересов, реализации федеральной политики в регионе. Свою деятельность они осуществляют во взаимодействии с региональными органами представительной власти и региональными администрациями (правительствами).

. Органы регионального управления непосредственно входящие в состав региональных администраций (правительств). Эти органы управляют всеми составляющими региональной экономической системы, в целях обеспечения интересов региона.

Таким образом, управление государственной собственностью на региональном уровне представлено, с одной стороны, территориальными органами Росимущества, а с другой - органами по управлению государственным имуществом субъектов Федерации.

Территориальные управления Росимущества осуществляют полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на его территории, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Общим кругом вопросов в сфере управления государственной собственностью в субъектах Российской Федерации наделены высшие органы государственной власти субъекта Федерации, который в рамках действующего законодательства:

управляет и распоряжается субфедеральной собственностью;

принимает в соответствии с законодательством решения о приобретении имущества в собственность субъекта Федерации и об отчуждении государственного имущества;

вносит в соответствующие федеральные органы государственной власти предложения о передаче объектов федеральной собственности в субфедеральную;

принимает решения о создании государственных унитарных предприятий и некоммерческих организаций области;

определяет размер и форму внесения имущественного вклада;

разрабатывает и представляет на утверждение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации программу приватизации и программу использования государственной собственности субъекта Федерации, обеспечивает их выполнение;

распоряжается имуществом, закрепленным за субъектом Федерации.

В рамках системы органов исполнительной власти во всех субъектах РФ, организуются специально уполномоченные органы по управлению государственным имуществом, определяемые законодательством соответствующего субъекта РФ (министерство, комитет, департамент по управлению государственным имуществом и т.д.). Как правило, данный орган именуется уполномоченным органом по управлению имуществом, либо подчеркивается, что он является основным уполномоченным органом по управлению государственным имуществом.

Так, например, в соответствии с Законом Красноярского края «Об управлении государственной собственностью Красноярского края» права владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности Красноярского края осуществляет администрация Красноярского края. А функциональным органом исполнительной власти Красноярского края в сфере управления государственным имуществом является Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края.

Таким образом, государственная собственность характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступает как Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность), так и ее субъекты - республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).

Управление государственным имуществом субъектов Федерации представляет собой организационно-распорядительную деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции по принятию решений, исполнению решений и контролю за их исполнением в сфере реализации полномочий собственника в отношении:

государственного имущества закрепленного за государственными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

имущества, составляющего казну субъекта Российской Федерации;

имущественных прав субъектов Российской Федерации, вытекающих из участия в деятельности юридических лиц.

2. Деятельность региональных органов управления государственным имуществом (на примере Красноярского края)

2.1 Управление государственным имуществом в Красноярском крае

Региональным органом в Красноярском крае по управлению государственным имуществом является Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края (далее - Агентство).

Агентство является органом исполнительной власти Красноярского края, который оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью в сферах управления государственной собственностью и земельных отношений (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края), а также в области разграничения и перераспределения государственной и муниципальной собственности на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства экономики и регионального развития края.

Агентство является основным уполномоченным органом исполнительной власти края по управлению государственной собственностью края.

Агентство находится в ведении министерства экономики и регионального развития края.

Предельная штатная численность Агентства установлена в размере 58 единиц, в том числе 55 единиц государственных гражданских служащих. Руководителем Агентства является Алексей Арсентьевич Колович.

Структура Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края показана в Приложении 1. Структура строится по функциональному принципу, сущность которого заключается в том, что структурные подразделения создаются для выполнения какой-либо определенной функции.

Агентство взаимодействует с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти края и иными государственными органами края, органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями и иными организациями, гражданами по вопросам, входящим в компетенцию Агентства.

Агентство обладает правами юридического лица, может от своего имени приобретать права и нести обязанности, выступать истцом или ответчиком в судах, имеет гербовую печать со своим наименованием и изображением герба края, лицевой счет, открытый в казначействе края, и иные счета в соответствии с действующим законодательством. Финансирование расходов на содержание Агентства осуществляется за счет средств, предусмотренных в краевом бюджете.

Задачи Агентства:

обеспечение управления государственной собственностью края;

обеспечение управления федеральной собственностью, переданной в управление края в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обеспечение распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных федеральным законодательством;

обеспечение формирования доходов краевого бюджета за счет эффективного использования находящегося в государственной собственности края имущества;

обеспечение реализации государственной политики в области разграничения и перераспределения государственной и муниципальной собственности.

Полномочия Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, а также Законы и иные нормативные правовые акты, определяющие полномочия, задачи и функции Агентства представлены в Приложении 2.

Свою деятельность Агентство осуществляет в соответствии с Положением об Агентстве по управлению государственным имуществом Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 02.09.2008 №70-п., которое представлено в Приложении 3.

В 2012 году базовым документом, определяющим целевые ориентиры в сфере управления государственной собственностью, являлась «Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года». Согласно Стратегии, основными задачами, с целью повышения эффективности управления государственным имуществом, является:

) оптимизация состава государственного имущества;

) использование государственных активов в качестве инструмента привлечения инвестиций в экономику Красноярского края;

) обеспечение доходов краевого бюджета от использования и приватизации государственного имущества.

Решение этих задач требует реализации ряда мероприятий в рамках соответствующих направлений деятельности Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, а именно:

) реорганизация, в том числе акционирование, государственных предприятий Красноярского края;

) реорганизация государственных учреждений Красноярского края, в том числе в соответствии с требованиями федерального законодательства;

) продажа государственного имущества, не связанного с осуществлением полномочий органов государственной власти Красноярского края;

) передача государственного имущества Красноярского края в муниципальную собственность, собственность, собственность Российской Федерации в соответствии с установленными полномочиями;

) прием имущества в государственную собственность Красноярского края из муниципальной собственности, собственности Российской Федерации в соответствии с установленными полномочиями;

) государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности Красноярского края;

) обеспечение создания системы кадастра недвижимости;

) инвентаризация государственного имущества Красноярского края;

) совершенствование системы планирования деятельности государственных унитарных предприятий Красноярского края и открытых акционерных обществ с долей Красноярского края в уставном капитале, а также контроля за их деятельностью;

) стимулирование инвестиционной активности государственных унитарных предприятий Красноярского края и открытых акционерных обществ с долей Красноярского края в уставном капитале;

) вовлечение земель, находящихся в государственной собственности Красноярского края, в гражданский оборот (предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков в соответствии с разрешенным использованием, оформление прав землепользователей).

Достижение поставленных целей и задач Агентства, представляется возможным лишь за счет сохранения устойчивой положительной динамики доходов от использования и приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Красноярского края.

.2 Деятельность Агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае

Деятельность предприятий государственного сектора экономики Красноярского края направлена на предоставление государственных услуг, обеспечение производства товаров (работ, услуг), имеющих важное значение для экономического развития края. В соответствии с Положением об учете государственного имущества Красноярского края и ведении Реестра государственной собственности Красноярского края (Реестр), объектами учета Реестра являются:

а) краевые государственные унитарные предприятия, краевые государственные учреждения, а также их филиалы и представительства;

б) государственное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за краевым государственным унитарным предприятием или на праве оперативного управления за краевым государственным учреждением, в т.ч.:

объекты нежилого фонда производственного и непроизводственного назначения;

объекты жилищного фонда;

объекты и сооружения инженерной инфраструктуры;

объекты незавершенного строительства производственного и непроиз-водственного назначения;

г) объекты государственной казны Красноярского края;

д) земельные участки, недра, водные и иные природные объекты;

е) иное находящееся в государственной собственности края недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям.

За 2012 год количество объектов, учтенных в Реестре, снизилось на 1033 единиц, в основном за счет передачи объектов недвижимости из краевой собственности в муниципальную собственность. На 1.01.2013 года, в государственной собственности Красноярского края находится:

55 государственных предприятий Красноярского края.

710 краевых государственных учреждений (Приложение 4).

27 хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности края.

11175 объектов недвижимого имущества (Приложение 4).

В том числе, действующих: 48 краевых унитарных предприятий и 24 хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в краевой собственности, из них 2 не осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, находящиеся в стадии банкротства или ликвидации (табл. 1).

Таблица 1 - Количество действующих краевых предприятий, находящихся в краевой собственности

Наименование органа исполнительной властиКоличествоунитарныххоз. обществМинистерство транспорта Красноярского края262Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края11Министерство здравоохранения Красноярского края111Министерство культуры Красноярского края1-Управление делами Администрации Губернатора и Правительства края11Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края1-Министерство промышленности и энергетики Красноярского края43Министерство инвестиций и инноваций Красноярского края13Министерство строительства и архитектуры Красноярского края12Министерство жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края1-Министерство финансов Красноярского края1Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края4Агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края4Всего4822

Основными отраслями унитарных предприятий являются: дорожное строительство, транспорт, здравоохранение, промышленность. В 2012 году выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг от деятельности краевых унитарных предприятий составила 10885955,8 тыс. рублей, что ниже аналогичного показателя 2011 года на 1451458,1 тыс. рублей, или на 11,8%. Причинами снижения данного показателя является сокращение выручки на предприятиях, подведомственных министерству промышленности и энергетики на 28,5%, в отрасли дорожного строительства на 15,1%. На 2013 год выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг запланирована в сумме 11920105,6 тыс. рублей. Рост к уровню 2012 года составляет 9,5%.

Чистая прибыль краевых унитарных предприятий в 2012 году - 85978,5 тыс. рублей, что на 3,9% ниже прибыли 2011 года. Причинами снижения данного показателя являются: сокращение прибыли в отрасли инвестиций и инноваций на 77,3%, в лесной отрасли на 25,3%. В 2013 году чистая прибыль запланирована в размере 97867,4 тыс. рублей, что выше ожидаемой 2012 года на 13,8%. Прирост планируется в фармацевтической отрасли на 49,1%, предприятиях, подведомственных министерству промышленности и энергетики Красноярского края, на 47,9%, предприятиях отрасли дорожного строительства на 17,7%. Полученная предприятиями чистая прибыль позволит сделать отчисления от прибыли за пользование государственным имуществом за 2012 год в сумме 6048,7 тыс. рублей, за 2013 год - 6970,2 тыс. рублей. Величина чистых активов предприятий на 2012 год - 6299022,3 тыс. рублей к 2015 году показатель возрастет до 6351120,8 тыс. рублей или на 0,8%. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг краевых государственных предприятий на 2014 и 2015 г. составит 12776601,3 тыс. рублей и 13386732,4 тыс. рублей, соответственно.

По итогам 2014-2015 годов государственные предприятия планируют получить чистую прибыль в размере 99171,5 тыс. рублей в 2014 году и 101897,4 тыс. рублей в 2015 году. Получение запланированного объема прибыли позволит предприятиям сделать отчисления от прибыли за пользование государственным имуществом за 2014 год в сумме 7102,8 тыс. рублей, за 2015 год - 7224,7 тыс. рублей. Общая сумма налогов, зачисляемых в краевой бюджет предприятиями, в 2013 году ожидается в размере 322384,8 тыс. рублей, что ниже уровня 2012 года на 1,4%. К 2015 году планируется постепенное увеличение налоговых поступлений в краевой бюджет до 344988,5 тыс. рублей, что выше уровня 2013 года на 7,0%.

Управление принадлежащими Красноярскому краю акциями в уставном капитале хозяйственных обществ осуществляется через представителей, назначаемых в соответствии с требованием действующего законодательства. Советом директоров хозяйственных обществ ежегодно утверждаются плановые финансово-экономические показатели деятельности обществ, в том числе размер чистой прибыли и направления ее использования. Так, в 2012 году выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в целом по хозяйственным обществам составила 30395255,6 тыс. рублей, что выше показателя 2011 года на 1713134,6 тыс. рублей или на 6,0%. Ожидается значительное увеличение выручки с 31421577,0 тыс. рублей в 2013 году до 36093040,6 тыс. рублей в 2015 году за счет роста выручки по ОАО «Красцветмет» и ОАО «Красноярсккрайгаз». Чистая прибыль в целом по хозяйственным обществам составила 1475541,8 тыс. рублей, что выше показателя 2011 года на 481202,2 тыс. рублей или на 48,4%. На 2013 год ожидается снижение чистой прибыли на 166033,1 тыс. рублей. В то же время, чистая прибыль ОАО «Красцветмета» ожидается около 81,5% чистой прибыли всех хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в краевой собственности.

Рост показателя чистых активов обществ в 2012 году - 872541,5 тыс. рублей или на 7,2% к показателю 2011 года. Сумма дивидендов, подлежащих перечислению в краевой бюджет, в 2012 году - 245280,8 тыс. рублей. Ожидается увеличение дивидендов с 245717,4 тыс. рублей в 2013 году, и до 250742,9 тыс. рублей в 2015 году. Основным источником дивидендов по акциям, находящимся в краевой собственности, являются дивиденды ОАО «Красцветмет», занимающие 97,6% от общей суммы дивидендов, перечисляемых в краевой бюджет.

В целом, соответствии с Законом Красноярского края от 01.12.2011 №13-6649 «О краевом бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов», планируемые доходы от использования и реализации имущества, находящегося в государственной собственности края и источников внутреннего финансирования дефицита краевого бюджета, составляли 486300,4 тыс. рублей. Фактически в краевой бюджет перечислено 437570,5 тыс. рублей, что составляет 90% от планового показателя. В структуру доходов от использования и реализации краевого имущества и источников внутреннего финансирования дефицита краевого бюджета включены:

1.Дивиденды по акциям, находящимся в государственной собственности края.

2.Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в государственной собственности края.

.Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти края и созданных ими учреждений (за исключением имущества краевых автономных учреждений).

.Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей краевых унитарных предприятий.

.Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений (в части реализации основных средств, материальных запасов).

6.Доходы от реализации иного имущества, находящегося в государственной собственности края.

.Государственная пошлина за выдачу аттестатов кадастровых инженеров. Поступления от продажи земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

.Доходы от оказания услуг учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

.Продажа акций, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

.Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм возмещения ущерба.

.Прочие неналоговые доходы.

.Невыясненные поступления, зачисляемые в краевой бюджет.

Не выполнение бюджетного задания по доходам от использования и реализации государственной собственности связано с тем, что не состоялась запланированная приватизация ряда объектов.

Информация о доходах краевого бюджета, включая источники внутреннего финансирования дефицита краевого бюджета, и исполнении планового задания представлена в Приложении 5.

Плановые показатели деятельности краевых унитарных предприятий и показатели эффективности управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящимися в краевой собственности, определяемые в соответствии с целями участия края в этих хозяйственных обществах определяет план развития краевых унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в краевой собственности. Так, на ближайший период, в собственности Красноярского края планируется сохранить предприятия основных отраслей государственного сектора экономики - фармацевтической, транспортной и дорожной отраслей - деятельность которых носит социальный характер и направлена на оказание услуг по государственному заказу.

Администрирование доходов краевого бюджета в 2013 году показаны в Приложении 6.

Также в собственности Красноярского края планируется сохранить краевые унитарные предприятия, осуществляющие следующие виды деятельности: модернизацию, реконструкцию и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры Красноярского края; оказание услуг по передаче электрической энергии, ремонту и эксплуатации систем энергоснабжения Красноярского края; регистрацию, сертификацию и маркировку алкогольной продукции; перевозка пассажиров и грузобагажа водным транспортом; перевозка пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом, в том числе и по регулируемым тарифам. Кроме того, в краевой собственности планируется сохранить пакеты акций акционерных обществ, по которым осуществляются основные поступления дивидендов (в т.ч. ОАО «Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова» поступления дивидендов от общей суммы которого составят в 2012 году 97,6%). В собственности края также будут сохраняться акционерные общества, осуществляющие: оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами для промышленности, сельского хозяйства и населения Красноярского края, поставку нефтепродуктов в навигационный период в районы Крайнего Севера; обеспечение сжиженным газом населения и других потребителей; создание необходимой инфраструктуры для поддержки малого и среднего бизнеса; развитие в Красноярском крае технопарка в сфере высоких технологий, реализация экономических и интеллектуальных возможностей Красноярского края посредством формирования и развития Региональной инновационной системы.

Необходимо отметить, что происходящие перераспределение полномочий между публичными уровнями власти влечет за собой и изменение состава государственного имущества края. В соответствии с Законом Красноярского края от 01.12.2011 №13-6543 в план приватизации включены пакеты акций, находящиеся в собственности Красноярского края, открытых акционерных обществ - ОАО «Ачинская типография», ОАО «Минусинская типография», ОАО «Канская типография», ОАО «Красноярск-комбытоптторг», ОАО Автоколонна 1265», ОАО «Лесосибирская типография». В 2013 году планируется приватизация пакетов акций, находящихся в собственности Красноярского края, 4 открытых акционерных обществ - ОАО «Сибстройтехнология», ОАО «Племенной завод «Шуваевский», ОАО «Ачинская хлебная база №17» и ОАО «Птицефабрика Бархатовская», и в 2014 году - ОАО «Красноярское автотранспортное предприятие №5». В 2015 году планируется приватизация ГПКК «Земельного кадастра и проектирования» - путем преобразования в открытое акционерное общество.

В таблице Приложения 7 представлены сведения о проведении работ по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, относящихся к государственной собственности края, из которой видно что в течение 2012 года сформировано и поставлено на кадастровый учет 29181 земельных участков общей площадью 966199,9 га, большей частью которых (90,0%) являются земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей (26272 земельных участка общей площадью 946045,8 га).

В течение 2012 года приняты также распорядительные акты в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности края, которые представлены в Приложении 8.

Законом Красноярского края от 01.12.2011 №13-6649 «О краевом бюджете на 2012 год и плановый 2013-2014 годов» в целях разграничения государственной собственности на землю предусматривалось:

выполнить кадастровые работы по образованию 50 земельных участков и частей этих земельных участков, занятых объектами недвижимости, с постановкой их на кадастровый учет. В результате за отчетный период получены кадастровые паспорта по 64 земельным участкам;

выполнить кадастровые работы по образованию частей по 60 земельным участкам, занятым объектами недвижимости, с постановкой этих частей на кадастровый учет. Фактически по данному виду работ поставлено на кадастровый учет 17 земельных участков.

В связи с изменениями в законодательстве требования по обязательному отражению в кадастровом паспорте земельного участка частей, занятых объектами недвижимости, были отменены.

Кроме того, учитывая, что границы многих земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, переданные из федеральной собственности в краевую, были не установлены, наиболее целесообразным было выполнение кадастровых работ по образованию земельных участков с одновременным нанесением частей земельных участков, занятых объектами недвижимости.

В связи с этим, а также с учетом заявок краевых учреждений на проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, объем на выполнение кадастровых работ по образованию земельных участков и частей этих земельных участков, занятых объектами недвижимости, был увеличен.

В целях реализации данного мероприятия проведено 2 запроса котировок, 2 открытых аукциона в электронной форме, и заключено 2 прямых контракта, в том числе:

запрос котировок на выполнение кадастровых работ по образованию земельных участков и частей этих земельных участков, занятых объектами недвижимости, по16 земельным участкам на сумму 159740,0 рублей;

запрос котировок на выполнение кадастровых работ по образованию земельных участков и частей этих земельных участков, занятых объектами недвижимости, по 17 земельным участкам на сумму 151300,0 рублей;

открытый аукцион в электронной форме на выполнение кадастровых работ по образованию земельных участков и частей этих земельных участков, занятых объектами недвижимости, по 21 земельному участку на сумму 294 000,0 рублей;

открытый аукцион в электронной форме на выполнение кадастровых работ по образованию земельных участков и частей этих земельных участков, занятых объектами недвижимости, по 21 земельному участку на сумму 288090,0 рублей.

прямой контракт на выполнение кадастровых работ по образованию частей земельных участков, занятых объектами недвижимости, по 20 земельным участкам на сумму 99000,00 рублей.

прямой контракт на выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка и части этого земельного участка, занятой объектом недвижимости, по 1 земельному участку на сумму 10990,0 рублей.

В результате проведенного мероприятия выполнены кадастровые работы по 81 земельному участку, что составляет 84,4% от запланированных, из них:

поставлено на государственный кадастровый учет 64 земельных участка, с целью осуществления государственной регистрации права собственности Красноярского края;

по 17 земельным участкам внесены сведения в государственный кадастр недвижимости о частях земельных участков, занятых объектами недвижимости, переданными в собственность Красноярского края, с целью осуществления государственной регистрации права собственности Красноярского края на земельные участки, либо одновременной регистрации права собственности Красноярского края на земельные участки и объекты недвижимости;

Реализация данного мероприятия направлена на продолжение работы по разграничению государственной собственности на землю, регистрации права собственности Красноярского края на земельные участки, что в целом позволит повысить эффективность управления государственным имуществом, в том числе посредством создания условий для реализации прав краевых учреждений по использованию земельных участков в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Важной задачей эффективности использования объектов недвижимости, переданных в хозяйственное ведение и оперативное управление, направленный на выявление излишних или используемых не по назначению помещений является постоянный мониторинг. Так, в целях осуществления контроля за сохранностью и использованием по назначению краевого имущества использовались различные формы контроля:

проведение экспертизы проектов договоров и иных документов, представляемых краевыми унитарными предприятиями и краевыми государственными учреждениями в установленном порядке в агентство по управлению государственным имуществом при совершении сделок с объектами контроля на их соответствие законодательству Российской Федерации и Красноярского края, а также данным, содержащимся в Реестре государственной собственности Красноярского края;

проверка фактического наличия, состояния сохранности и использования по назначению краевого имущества и соответствия фактических данных об объектах контроля сведениям, содержащимся в документах бухгалтерского учета предприятия и в Реестре.

В течение года было осуществлено 113 проверок, по состоянию на 01.01.2013 по 110 проверкам акты проверок сохранности и надлежащего использования краевого государственного имущества утверждены.

В ходе проверок выявлялись нарушения и в течение 2012 года принимались меры по их устранению. Основными нарушениями по-прежнему являются: отсутствие регистрации прав краевых унитарных предприятий и краевых государственных учреждений, использование имущества, не учтенного в Реестре и на балансе указанных организаций-пользователей, использование объектов краевого имущества сторонними лицами без согласования с агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края.

Также, в ходе проверок установлены факты неэффективного использования (не использования) объектов краевого имущества, закрепленного за краевыми предприятиями и учреждениями в хозяйственного ведении и оперативном управлении. Сводная информация по данному вопросу представлена в табл. 2.

Таблица 2 - Сведения о проверках сохранности и надлежащего использования государственного имущества Красноярского края в 2012 году

ПоказательВсегов т.ч.ГосучрежденияГоспредприятияГосказнаПланируемое количество проверок, ед.46251110Фактически проведенное количество проверок, ед., из них завершенных в 2012 г. 113 110 66 64 16 16 24 23из них внеплановых, ед.6539613Выявлено неучтенного имущества:кол-во объектов, ед.6745175площадь, кв. м6817,64368,82068,8380Выявлено неиспользуемого имущества:кол-во объектов, ед.8757219площадь, кв. м28019,316200,82457,69360,9Выявлено используемого не по назначению имущества:кол-во объектов, ед.118822510площадь, кв. м9442,23529,8782,92546,5

В целях обеспечения системной работы по устранению нарушений в части сохранности и использования по назначению объектов краевой собственности, выявляемых в ходе контрольных мероприятий, акты проверок с выявленными нарушениями направлялись агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края в адрес руководителей организаций - балансодержателей краевого имущества, а также в адрес органов исполнительной власти края, осуществляющих полномочия по управлению государственным имуществом в соответствующей отрасли (сфере) государственного управления, для организации ведомственного контроля.

В 2012 году в соответствии с соглашением о порядке взаимодействия между прокуратурой Красноярского края и агентством по управлению краевым имуществом администрации края от 28.03.2008 данные о выявленных в ходе контрольных мероприятий правонарушениях в сфере исполнения законодательства о собственности направлялись в адрес прокуратуры края.

Акты проверок были направлены в адрес проверяемых учреждений и предприятий для устранения выявленных нарушений и замечаний, а также в соответствующие органы власти края для осуществления мониторинга процесса устранения выявленных нарушений.

По результатам контрольных мероприятий Правительству Красноярского края предложено:

. Принять меры по устранению недостатков нормативно-правового регулирования в сфере деятельности государственных предприятий Красноярского края.

. В целях обеспечения контроля и управляемости деятельности дочерних структур государственных предприятий и зависимых от них хозяйственных обществ рассмотреть возможность изменения их организационно-правовой формы с установлением прямого подчинения Отраслевым органам.

. Принять меры по усилению контроля Отраслевых органов за деятельностью краевых унитарных предприятий с установлением персональной ответственности конкретных лиц за результаты их деятельности.

. Продолжить работу по ликвидации недействующих краевых унитарных предприятий.

Проведенное исследование показало, что выработка эффективной политики управления государственным имуществом в субъектах Российской Федерации, взаимоотношения органов государственной власти, направленной на повышение эффективности управления государственным имуществом, призванной обеспечить продуктивное использование имеющегося имущества в субъектах Российской Федерации, заключается в формировании четких организационно-правовых основ управления государственным имуществом в субъектах Российской Федерации.

Заключение

Таким образом, в данной работе мы рассмотрели понятие государственной собственности, способы ее формирования, а особенности управления государственной собственностью, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов РФ. Кроме того, изучена практика управления государственной собственностью на примере Красноярского края.

Обобщая результаты проведенного исследования управления государственной собственностью, отметим следующее.

В соответствии с ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Наличие самостоятельной государственной собственности является основополагающим признаком и неотъемлемым условием самостоятельности в рамках Конституции РФ и российского законодательства для всех субъектов Российской Федерации.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. ст. 294, 296 ГК РФ).

Управление государственной собственностью можно определить как систему экономических, административных, правовых действий органов государственной власти, непосредственно управляющих объектами собственности по поводу организации воспроизводства, использования и трансформации ее объектов с помощью определенных принципов, форм и методов с целью реализации основополагающих социальных и экономических публичных интересов (интересов общества и государства).

Выделяют несколько сфер управления: 1) управление государственными унитарными предприятиями; 2) управление государственными пакетами акций акционерных обществ; 3) управление казной субъекта РФ.

Основная цель управления государственным имуществом: извлечение доходов, получение финансовых средств, участвующих в формировании доходной части бюджета.

Для эффективного управления государственным имуществом в регионах создаются органы по управлению государственным имуществом. В Красноярском крае - это Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, которое является органом исполнительной власти Красноярского края: оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью в сферах управления государственной собственностью и земельных отношений (за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти).

Рассмотрение деятельности Агентства показало, что число объектов государственной собственности региона является значительным. По состоянию на 1 января 2013 года в Реестр внесены сведения о 27 хозяйственных обществах, акции (доли) которых находятся в государственной собственности края, 55 краевых унитарных предприятиях, 710 краевых государственных учреждениях. При этом количество объектов снизилось на 1033 единиц, в основном за счет передачи объектов недвижимости из краевой собственности в муниципальную.

В 2012 году планируемые доходы от использования и реализации имущества, находящегося в государственной собственности края и источников внутреннего финансирования дефицита краевого бюджета, составляли 486300,4 тыс. рублей. В краевой бюджет перечислено 437570,5 тыс. рублей (90% от планового показателя), что связано с тем, что не состоялась запланированная приватизация ряда объектов, ввиду отсутствия заявок претендентов.

В целом же выявлена положительная тенденция в направлении использования государственного имущества. Увеличение доходов краевого бюджета в 2012 году, по отношению к 2011 году, составило 18530,0 тыс. рублей или на 4,0%.

Список используемых источников

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // РФ, 26.01.2009. №4. - Ст. 445.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5. - Гл. 35. - Ст. 410.

.О государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ред. от 02.07.2013): Федеральный закон от 14.11.2002 №161-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 02.12.2002. - №48. - Ст. 4746.

.Об управлении государственной собственностью Красноярского края (с изм. от 4.04.2013): Закон Красноярского края от 03.03.2011 №12-5650 // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края от 15.04.2013. - №14 (589).

.О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (ред. от 22.06.2010): Указ Президента РФ от 09.03.2004 №314 // Собрание законодательства РФ от 15.03.2004. - №11. - Ст. 945

.О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (ред. от 22.05.2013): Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 №432 // Собрание законодательства РФ от 09.06.2008. - №23. - Ст. 2721.

.О совершенствовании учета федерального имущества (ред. от 30.01.2013): Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 №447 // Собрание законодательства РФ от 20.08.2007. - №34. - Ст. 4237.

.Об управлении государственной собственностью Красноярского края (в ред. от 04.04.2013): Закон Красноярского края от 03.03.2011 №12-5650 // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края от 28.03.2011. - №12 (453).

.О прогнозном плане (программе) приватизации краевого имущества на 2012-2014 годы: Закон Красноярского края от 01.12.2011 №13-6543 // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края от 22.12.2011 №68 (509).

.О прогнозном плане (программе) приватизации краевого имущества на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов: Закон Красноярского края от 04.04.2013 №4-1191 // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края от 15.04.2013 №14 (589).

.Об утверждении Положения об агентстве по управлению государственным имуществом Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края (ред. от 28.02.2013): Постановление Правительства Красноярского края от 02.09.2008 №70-п // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края от 08.09.2008 №43 (264).

.Положение об учете государственного имущества Красноярского края и ведении Реестра государственной собственности Красноярского края (Реестр): Постановление администрации Красноярского края от 16.02.2000 №101-п // Красноярский рабочий 20.02.2000 №6.

.Абросимов Н.Р. Особенности управления государственной собственностью в Российской Федерации: Учебное пособие / Н.Р. Абросимов. - М.: Юрайт, 2008. - С. 92-96.

.Авеков В.В. Актуальные вопросы управления собственностью субъекта Федерации. Монография / В.В. Авеков. - М.: Маросейка, 2010. - 283 с.

.Балацкий Е. Роль государственного сектора в национальной экономике: общемировые тенденции / Е. Балацкий, В. Кокышев // Общество и экономика. - 2003. - №7. - С. 13.

.Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2 т. Т. 2 / Под ред. В.А. Козбаненко. - М: Статут, 2004. - 592 с.

.Громова Т.А. Доклад о состоянии земель Красноярского края в 2012 году / Т.А. Громова.-Красноярск: Росреестр по Красноярскому краю, 2013. - 204 с.

.Ковтун Е.В. Осуществление контроля (надзора) государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями: аналитический доклад / Е.В. Ковтун, А.В. Кнутов, А.В. Чаплинский. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 84 с.

.Коровкина С.Н. Управление территориями и имуществом. Учебное пособие / С.Н. Коровкина. - СПб.: Александровский лицей, 2011. - 71 с.

.Кочеткова С.А. Концептуальная модель управления региональной собственностью / С.А. Кочеткова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №2. - С. 102.

.Кошкин Л.И. Вопросы эффективности управления государственной имущественной собственностью / Л.И. Кошкин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - №4. - С. 30-35.

.Кулешов Е.В. Управление государственной собственностью в сложносоставных субъектах РФ: дис. … канд. юрид. наук / Е.В. Кулешов - М., 2004. - 190 c.

.Маргасов Д.В. Контроль эффективности управления государственным имуществом / Д.В. Маргасов // Российское предпринимательство. - 2011. - №5 Вып. 1 (183). - С. 10-16.

.Меньшенина А.В. Управление государственным имуществом: проблемы формирования имущества государственной корпорации / А.В. Меньшенина // Экономика и управление. - 2010. - №10 (71). - С. 103-107.

.Мокшина В.А. Организационно-правовые проблемы управления государственным имуществом в субъектах Российской Федерации: Дис…. канд. юрид. наук / Мокшина В.А. - Воронеж: ВГУ, 2005. - 210 c.

.Отчет об использовании имущества, находящегося в государственной собственности Красноярского края в 2012 году. - Красноярск: Красноярскстат, 2013. - 33 с.

.Пермяков В.А. Актуальные вопросы управления государственным имуществом в России / В.А. Пермяков // Журнал «Человек и закон». - 2011. - №2. - С. 6.

.Пермяков В.А. Система управления государственным имуществом в Российской Федерации: автореферат дис. … канд. юрид. наук / В.А. Пермяков. - М.: ФГБУН Институт государства и права РАН, 2012. - 29 с.

.Региональная экономика и управление Курс лекций / Коллектив авторов. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2011. - С. 125.

.Савченко А.В. Эффективность управления государственной собственностью в рыночной экономике: автореферат дис. … докт. экон. наук / А.В. Савченко. - СПб.: СПб ГУЭиФ, 2005. - 42 с.

.Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года. - Красноярск, 2013. - 160 с.

.Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. В.И. Кошкина. - М.: ЭКМОС, 2002. - 664 с.

.Ханнанов Р.М. Актуальные проблемы управления государственным имуществом / Р.М. Ханнанов. - Уфа: УЮИ, 2011. - С. 7.

.Юшкевич Е.Е. Формирование и развитие интеграционных форм управления государственным имуществом: автореферат дис. … докт. экон. наук / Е.Е. Юшкевич. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГЭУ, 2009. - 45 с.

.Ядрова И.В. Методология управления государственной и муниципальной недвижимостью региона: автореферат дис. … докт. экон. наук / И.В. Ядрова. - СПб.: ГОУ ВПО СПб ГИЭУ, 200. - 36 с.

Похожие работы на - Деятельность региональных органов управления государственным имуществом

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!