Государственный строй Японии по Конституции 1947г.

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,06 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный строй Японии по Конституции 1947г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова»

Кафедра теории и истории государства и права









Курсовая работа

по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»

Государственный строй Японии по Конституции 1947г.

Студентка группы ЮР-12 БО

А.А. Федорук

Научный руководитель

кандидат юрид. наук, доцент В.И. Лайтман




Ярославль, 2016

Оглавление

Введение

Глава 1. Конституция Японии 1947 года

.1 История разработки и принятия Конституции Японии 1947 года

.2 Структура и характеристика Конституции Японии 1947 года

Глава 2. Государственное устройство Японии по Конституции 1947 года

Глава 3. Система государственных органов Японии по Конституции 1947 года

.1 Правовой статус и полномочия Императора Японии по Конституции 1947 года

.2 Законодательные органы Японии по Конституции 1947 года

.3 Исполнительные органы Японии по Конституции 1947 года

.4 Судебная система Японии по Конституции 1947 года

Глава 4. Вооружённые силы Японии по Конституции Японии 1947 года и «по факту»

Заключение

Список использованной литературы и источников

Введение

Актуальность моего исследования обусловлена теоретической и практической значимостью данного вопроса.

Во-первых, изумительно быстрый рост Японии во второй половине XX-века уже давно обращал на себя внимание европейцев. В недалёком прошлом эта страна пережила какое-то сказочное превращение, став одной из самых развитых стран мира. Однако без весомых причин и оснований совершенно немыслимо представить себе такой масштаб изменений. Право, а в частности Конституция, принятая в переломный для Японии момент, вполне могли послужить такой причиной.

Во-вторых, в настоящее время Российская Федерация расширяет сферу взаимодействия с этой азиатской страной. Особенно эффективно отношения развиваются в восточной части нашей державы, в непосредственной близости к территории Японии. Вместе с этим возрастает интерес к японскому праву, которое, безусловно, является основой любого современного демократического государства.

В-третьих, анализ Основного закона другой страны всегда бывает полезным для развития кругозора и расширения знаний в области зарубежных правовых систем.

Степень разработанности данного вопроса в литературе является недостаточно полной. Большинство исследований пришлись на 80-90-е года прошлого столетия, а с этого времени в правовой и политической жизни Японии произошли некоторые преобразования, которые почти не отражены в научной литературе.

Теоретической и методологической основой для моего исследования послужили работы как отечественных, так и зарубежных авторов. Например, «Современное право Японии» Цунэо Инако в переводе В.В. Батуренко, который освещает хронологию послевоенного развития права Японии, а также даёт правовую оценку этим преобразованиям. Учебники и лекции М.В. Батыра («Конституционное право зарубежных стран»), В.В. Маклакова (Иностранное конституционное право), В.В. Чубинского (Курс лекций: государственное управление и государственная служба за рубежом) и некоторых других авторов. Также были полезны монографии, освещающие современное законодательство Японии.

Структуру исследования можно представить так: введение, затем первая глава разделённая на два параграфа, которые посвящены истории принятия и общей характеристике Конституции Японии 1947 года, далее 2, 3 и 4 глава, содержащие параграфы и раскрывающие формы государства и систему государственных органов страны, заключение.

В своей работе я применяла следующие методы исследования: конкретно-исторический анализ Конституции и других законов Японии, классификация норм права, обобщение результатов исследования и некоторые другие.

Целью моей работы является комплексный анализ территориального, политического и в большей степени государственного устройства Японии по Конституции 1947 года.

В соответствии с этим рассмотрение данной темы призвано решить следующие задачи:

.анализ истории принятия Конституции 1947 года, послужившей основой для формирования государственного строя Японии;

.анализ содержания Конституции, а также иных законодательных актов Японии того времени;

.рассмотрение государственного строя, административно-территориального деления, а также политического режима Японии по Конституции Японии 1947 года;

.выяснение порядка формирования, принципов деятельности и полномочий высших органов государственной власти Японии;

.установление правового статуса Императора Японии и его семьи по Конституции 1947 года;

.освящение вопроса о вооружённых Японии, с учётом положений Конституции 1947 года и современных законодательных актов;

.определение роли Конституции в развитии и становлении страны восходящего солнца, как демократического государства.

Значимость данного исследования состоит в том, что мы на примере другой страны, другого народа, с совершенно иной культурой, рассмотрим вариант устройства правового государства, сохранившего свои традиции. Одной из таких традиций является монархизм, который до сих пор пользует большим уважением среди граждан.

Глава 1. Конституция Японии 1947 года

1.1 История разработки и принятия Конституции Японии 1947 года

До принятия Конституции 1947 года в Японии действовала Конституция 1889 года, так называемая Конституция Мэйдзи. Она впервые ограничила власть Императора, провозгласив конституционную монархию.

В начале 20-го века большое влияние на развитие Японии оказала Первая мировая война. Так, с 1920-ых годов в стране набирало популярность фашистское движение. Во внешней политике в то время преобладала агрессия, причём не только в отношении Китая - вечно желанной территории но и в отношении стран Нового и Старого Света (США, Англия, СССР и т.д.).

Во Второй мировой войне Япония сражалась на стороне фашисткой Германии, что привело к дальнейшей ядерной бомбардировке и оккупации этой страны Америкой.

августа 1945 года была подписана Потсдамская Декларация, ставшая основой последующих государственных преобразований. Декларация закрепляла цели оккупации Японии: демилитаризация страны, демобилизация японских вооружённых сил, наказание всех военных преступников. Кроме того указывалось, что: «Японское правительство должно устранить все препятствия к возрождению и укреплению демократических тенденций среди японского народа. Будут установлены свобода слова, религии и мышления, а также уважение к основным человеческим правам». Оккупационные войска вводились в Японию до того, как в ней будет создано «ответственное правительство, следующее свободно выраженной воле народа Японии и имеющее мирные цели».

Подразумевалось, что новая Конституция будет принята под контролем стран-победителей. Тем не менее, решающую роль в жизни этой страны сыграли США. Японией в этот период фактически управлял главнокомандующий американскими войсками на Тихом океане Дуглас МакАртур и возглавляемый им штаб. Американским правительством была принята директива «Основные принципы политики США в отношении Японии в начальный период оккупации», которой должен был руководствоваться Д. МакАртур. В качестве целей оккупации в ней указывалась следующее: Япония не должна была вновь стать угрозой для Соединёных Штатов или для мира в целом, а также необходимо было создать «миролюбивое и ответственное правительство, которое поддерживало бы американские цели, отражённые в идеалах и принципах хартии Объединённых наций ». Впоследствии подобные откровенные выражения, ставящие на первое место интересы Америки, не употреблялись в официальных документах, направляемых МакАртуру. Но их смысл красной нитью пронизывал всю почти семилетнюю оккупацию страны восходящего солнца.

В то же время оккупационное правительство не могло руководствоваться только собственными интересами, ему необходимо было считаться с мнением народа. Также нельзя было игнорировать волю союзных держав. Поэтому в Вашингтоне была создана Дальневосточная комиссия в качестве высшего органа по управлению Японией. В её состав вошли представители одиннадцати стран: СССР, Великобритания, США, Китай, Франция, Нидерланды, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия Филиппины. В компетенцию комиссии входило формулирование принципов и общих оснований, которым должно следовать правительство Японии, а также рассмотрение директив, направляемых МакАртуру, и действий, принимаемых им. При этом оговаривалось, что в экстренных ситуация Соединённые Штаты могли давать верховному главнокомандующему промежуточные директивы, если они не касались коренных перемен в конституционном механизме. Решение Дальневосточной комиссией принималось в соответствии с мнением большинства членов, включая СССР, США, Китай и Великобританию.

Преобразования начались осенью 1945 с внесения изменений в Конституцию 1889 года. На начальном этапе Дуглас МакАртур отдавал приказы правительству Японии в форме директив, меморандумов и т.д. В свою очередь японское правительство принимало, до вступления в действие Конституции 1947 года, императорские указы, а после её вступления - правительственные указы, которые обладали большей силой чем Конституция и законы.

Важно отметить, что в то время среди стран-победителей было сильно желание привлечь Императора Хирохито, стоявшего во главе милитаристского, фашистского государственного механизма, к ответсвенности. Но благодаря настоятельным требованиям США союзные державы отказались от этой идеи.

МакАртур считал необходимым сохранение императорского строя, как орудия борьбы с коммунизмом. Так как несмотря на поражение во Второй мировой войне народ продолжал почитать Императора, и только компартия выступала за упразднение института Императора и провозглашение республики.

Проект нового Основного закона, составленный правящими кругами Японии к 1946 году, представлял из себя предыдущий документ с небольшими поправками. Это не устроило оккупационное правительство, которое разработало свой вариант Конституции. Консервативные силы Японии выступили против подобного «навязывания». Несмотря на это проект был принят в Парламенте с небольшими поправками, а затем 3 ноября 1946 года был обнародован специальным рескриптом Императора.

Согласно ст.100 Конституции Японии она вступила в силу спустя шесть месяцев со дня промульгации (т.е. 3 мая 1947г). Как мы видим процесс принятия японской Конституции 1947 года был непростым, но крайне необходимым.

В связи с ощутимым влиянием оккупационного правительства большую часть новой Конституции составляют американские политико-правовые государственные нормы. Однако справедливости ради стоит отметить, что традиции японской государственности были учтены (например, сохранение института Императора).

Как бы там ни было, после принятия данной Конституции развитие японского государства пошло по иному пути, результаты которого мы можем видеть сегодня.

1.2 Структура и характеристика Конституции Японии 1947 года

По объёму Конституция Японии является небольшой: всего 103 краткие статьи, которые образуют 11 глав.

Она начинается с Преамбулы, написанной в духе демократизма, гуманизма и миролюбия. В соответствии с ней народ Японии желает вечного мира, рассчитывает на «справедливость и честь миролюбивых народов», «хочет занять почетное место в международном сообществе», «убеждён, что ни одно государство не должно руководствоваться только своими интересами».

Далее следуют 11 глав, регулирующих правовой статус Императора и его семьи, отказ от войны, права и обязанности народа Японии, деятельность Парламента, Кабинета министров и судебной власти, а так же государственные финансы, местное самоуправление и процедуру изменения Конституции.

Особенно привлекает внимание глава II, которая состоит всего из 1 статьи, провозглашающей отказ от создания армии, ведения войны, а также угрозы или применения вооружённой силы по отношению в другим государствам. Однако в скором времени были созданы «силы самообороны», по существу мало отличающиеся от армии. Само собой о них нет никакого упоминания в Конституции Японии.

Глава 9 посвящена внесению поправок в Конституцию. Согласно ей, инициативой внесения поправок обладает Парламент и Кабинет министров. Для принятия поправки требуется согласие 2/3 числа парламентариев обеих палат, а затем «одобрение народа»: путём референдума или решением Парламента после его новых выборов. Одобренная поправка промульгируются Императором Японии «от имени народа в качестве неотъемлемой части Конституции».

Следующая 10 глава называется Верховный закон. В ней говорится об исторической важности данной конституции для настоящих и будущих поколений, а так же закрепляется верховенство Конституции как основного закона Японии, утверждается обязанность всех должностных лиц уважать и охранять данный документ.

Заключительная 11 глава содержит в себе «дополнительные положения» о дате вступления в силу Конституции Японии, а также сроках полномочий Парламента нового созыва.

До сих пор конституция 1947 г. ни разу не была изменена, хотя вопрос об отмене или пересмотре отдельных ее статей стоял буквально с первых дней обнародования.. По мнению профессора В.В. Маклакова, одна из причин стабильности этого акта - весьма «жесткий» порядок внесения в него поправок, установленный статьей 96.

Японские юристы говорят о большой консервативности Верховного суда. Так профессор Е. Нода отмечает: «В первые двадцать пять лет своей деятельности он признал неконституционным только одно положение закона. С 1948 по 1956 гг. он рассмотрел в общей сложности 41991 иск о конституционности - более чем 5000 исков в год!».

парламент правительство император конституция

Глава 2. Государственное устройство Японии по Конституции 1947 года

Формы государства - это способы внутренней организации и внешнего выражения государственной власти, включающие форму правления, форму национально-государственного устройства и государственный режим. Таким образом, основными элементами формы государства, являются: а) форма правления; б) форма государственного устройства; в) государственный режим.

Вопрос о том, какая форма правления существует в Японии, является дискуссионным, т.к. Конституция 1947 года, не содержит соответствующих указаний.

Согласно мнению профессора К.И. Батыра, в стране восходящего солнца "установилась либерально-демократическая парламентская монархия в её наиболее чёткой и последовательной форме". Действительно, в Японии существует наследственный монарх с титулом Императора, что соответствует данной форме правления.

Существует точка зрения, схожая с первой, по которой Япония считается «парламентарной салической монархией», поскольку наследственная монархия сочетается с сильным парламентаризмом. Так, например, Парламент создаёт и контролирует Правительство Японии.

Однако другие авторы полагают, что монархии как таковой не существует, а Япония является «республикой с монархическими атрибутами, имеющими лишь внешнее, формальное значение».

Также в Конституции нет упоминания о главе государства. Поэтому одни авторы полагают, что, несмотря на отсутствие статей, главой государства является Император, а другие считают, что таковым является премьер-министр.

Конституция Японии не содержит положений, закрепляющих административно-территориальное деление страны.

Тем не менее можно сделать вывод, что Япония является унитарным государством, разделенным на 47 префектур. Местное самоуправление в них осуществляют выборные префектурные собрания. В префектурах главой исполнительной власти является губернатор, в городах и поселках - мэр, а в сельских поселениях - староста. Срок их полномочий составляет 4 года.

«Глава местной администрации имеет право вносить на рассмотрение местного собрания проекты решений, устанавливать местные налоги, налагать относительное вето на решения собрания (может быть преодолено вторичным решением большинства в 2/3 голосов), досрочно распускать собрание».

Однако не всё так просто. В рамках административно-территориальной иерархии выделяют два звена. «Верхнее звено образует префектуры четырех категорий: "то" (Токио), "до" (Хоккайдо), "фу" (Осака и Киото) и "кен"». Отнесение префектур к разным категориям является исторической традицией, т.к. различия в их правовом положении не наблюдается. Второе, или низшее, звено образуют города ("си"), поселки ("мати") и сельские общины ("мура"). Интересно, что столица страны г. Токио в административном отношении «представляет собой 23 специальных района, приравненных к городам».

Помимо вышеперечисленных префектур и муниципалитетов, которые представляют собой обычные органы местного самоуправления, в Японии могут создаваться особые органы местного самоуправления - такие, как финансово-промышленные округа, особые столичные районы, ассоциации органов местного самоуправления, корпорации регионального развития создаваемые специально для решения конкретных задач.

Принцип организации местного самоуправления закреплён в 8 главе Конституции и получил дальнейшее развитие в Законе о местной автономии 1947 года. Параллельно с ними действуют несколько десятков подзаконных актов (например, Закон о местных коммунальных служащих 1950 г., Закон о сельскохозяйственных комитетах 1951 г и др.), которые вместе образуют стройную систему законодательства о местном самоуправлении.

Согласно ст.94 Конституции Японии муниципалитеты имеют право самостоятельно вести дела, а также управлять имуществом в пределах своих границ. Очень важным является факт наделения муниципальных собраний законодательной функцией, которая заключается в наличии права принимать общеобязательные нормативные акты местного значения.

Общий перечень функций муниципий содержится в п.3 ст.2 Закона о местном самоуправлении (его другое русскоязычное название Закон о местной автономии) и включается в себя 22 направления деятельности, к которым в частности относятся: обеспечение безопасности, здоровья и благополучия населения; ведение коммунального хозяйства; устройство и управление больницами, школами; поддержание общественного порядка на своей территории и др.

В законодательстве Японии выработан метод решения вопросов, требующих взаимодействия нескольких префектур. В 1965 году был принят специальный Закон, в соответствии с которым были созданы «советы связи местных администраций» для решения подобных вопросов. По некоторым данным почти 90% первичных органов местного самоуправления Японии в настоящий момент участвуют в таком сотрудничестве.

В стране восходящего солнца действует демократический политический режим.

Однако в целом можно сказать, что по форме правления Япония представляет собой «уникальное сочетание слабой монархической оболочки и вполне реального республиканского содержания принципов формирования и функционирования государственных институтов и положения личности».

Подводя итог, можно сделать вывод, что, законодательно форма правления в Японии не закреплена, также как понятие «главы государства». Поэтому данные вопросы являются дискуссионными. Я склоняюсь к мнению, что по форме правления Япония является парламентской монархией, соответственно главой государства является Император.

Также в Конституции Японии 1947 года отсутствуют нормы, определяющие административно-территориальное деление страны. Несмотря на это последующие законодательные акты в достаточной мере осветили данный вопрос.

Органы местного самоуправления образуют разветвлённую структуру, что, однако, не сказывается на качестве их работы. Сложившаяся система территориальной организации оказалась весьма эффективной для страны восходящего солнца.

Таким образом Япония является унитарным государством с парламентско-монархической формой правления и демократическим правовым режимом.

Глава 3. Система государственных органов Японии по Конституции 1947 года

3.1 Правовой статус и полномочия Императора Японии по Конституции 1947 года

Правовому положению Императора посвящена 1 глава Конституции Японии.

Институт Императора был сохранён, однако претерпел колоссальные изменения.

Отныне Император являлся «символом государства и единства народа», а его статус «определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть». (ст.1 Конституции Японии)

Правомочия монарха существенно ограничивались.

Во-первых, согласно ст.3 все действия Императора, относящиеся к государству, должны согласовываться с Кабинетом министров, и именно Кабинет несёт за них ответственность перед Парламентом.

Во-вторых, в ст.4 сказано, что Император «не наделён никакими полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти». Однако здесь есть ряд исключений.

Так, например, монарх назначает Премьер-министра по представлению Парламента и главного судью Верховного суда по представлению Кабинета Министров. Согласно ст. 7 Император «с одобрения и по совету» Правительства в лице Кабинета может:

Øобнародовать законы, поправки к Конституции, указы и договоры;

Øсозывать Парламент, распускать нижнюю палату Парламента (Палата представителей) и объявлять о всеобщих парламентских выборах;

Øподтверждать назначение и отставку государственных должностных лиц;

Øподтверждать полномочия и верительные грамоты послов и посланников;

Øподтверждать амнистию, смягчение и отсрочку наказания, восстановление в правах;

Øподтверждать пожалование наград;

Øподтверждение дипломатических документов

Øприем иностранных послов и посланников;

Øосуществление церемониала.

Однако ограничения коснулись не только полномочий Императора, но и его имущественных прав, что несколько противоречит демократическим принципам, провозглашённым в Японии. Согласно ст.8 «никакое имущество не может быть передано императорской фамилии или получено ею, и никакие дары не могут быть приняты ею иначе как в соответствии с резолюцией Парламента».

Конституция 1947 года предусматривает регентство, т.е. перепоручение государственных полномочий Императора другому лицу (ст.4-5). Регент осуществляет свою деятельность от имени Императора и назначается в соответствии с Законом об Императорской фамилии, который был принят Парламентом 16 января 1947 года. Он необходим в случае несовершеннолетия Императора или в случае болезни, как физической, так и душевной, если она мешает осуществлять монарху его государственные функции. Примечательно, что регент назначается из числа членов семьи в порядке, предусмотренном законом.

Согласно ст.2 Конституции 1947 года «Императорский трон является династическим». Порядок наследования определяется так же Законом об Императорской фамилии. Трон наследуется мужчинами по мужской нисходящей линии (от отца к сыну) в порядке, установленном законом. В случае отсутствия наследника, удовлетворяющего данному условию, престол передаётся другому члену Императорского семейства, следующего ближе всего по степени родства.

Таким образом, монарх в Японии является лишь символом и фактически не обладает властными полномочиями. По словам профессора К.И. Батыра положение Императора в Японии сходно с английской системой - «царствовать, но не управлять». По его мнению, монарх «олицетворяет … историческую преемственность в развитии государства», к тому же не исключено, что правящие круги рассчитывают использовать Императора в качестве идеологического рычага воздействия на граждан, «особенно при возникновении исключительных, чрезвычайных обстоятельств».

Профессор В.В. Маклаков говорит о том, что на практике Император Японии обладает меньшим кругом полномочий, чем английский монарх. Например, он лишён права «вето», не влияет на избрание премьер-министра (избирается Парламентом без участия Императора) и на формирование Правительства (эту функцию выполняет премьер-министром после его избрания Парламентом). Т.е. монарх является символом народа, в повседневной жизни выполняет церемониальные функции, участвует в национальных празднествах и официальных торжествах.

Некоторые же авторы считают, что Император Японии помимо своих конституционных полномочий, которые зачастую являются формальными, поскольку инициатива Императора в них не предусмотрена (например, созыв Парламента, объявление всеобщих парламентских выборов), обладает и несколько иным. Так, монарх присутствует на первом заседании Парламента и выступает с речью на его заседаниях.

Таким образом, Император занимает особое место в системе государственных органов Японии, не входя ни в одну из ветвей власти.

Стоит отметить, что он пользуется большим авторитетом среди граждан этой страны, и около 80% населения поддерживают монархическую форму правления.

3.2 Законодательные органы Японии по Конституции 1947 года

Согласно ст.41 высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом Японии является Парламент.

Он состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников. В ст.43 указано, что обе палаты являются выборными и представляют весь народ, при этом число членов каждой палаты устанавливается законом, а не самой Конституцией.

Избирательные округа, способ голосования и иные вопросы, связанные с избранием членов Парламента, согласно ст. 47 Конституции Японии, регулируются Законом о выборах публичных должностных лиц 1950 года.

Конституцией закрепляется принцип всеобщего равного избирательного права, при котором не допускается половая, расовая, социальная, имущественная и другие виды дискриминации (ст.44). Возраст, а также другие условия, необходимые для получения активного и пассивного избирательного права, тоже устанавливаются Законом о выборах публичных должностных лиц. Согласно данному закону избирать могут японцы, достигшие 20 лет, прожившие в избирательном округе не менее 3 месяцев и внесенные в список избирателей (списки ежегодно обновляются к 15 сентября). Выдвигать свою кандидатуру на выборах могут японцы, достигшие 25 лет, а в Палату советников - по достижении 30-летнего возраста. Более того, кандидаты в члены палат должны внести внушительный залог, который в случае проигрыша им не возвращается.

«Основу парламентской избирательной системы составляет смешанная система, сочетающая в себе элементы мажоритарной и пропорциональной систем».

Срок полномочий верхней палаты (Палаты советников) составляет 6 лет, причём каждые три года переизбирается 50% парламентариев, а нижней (Палаты представителей) - 4 года, при этом она может быть досрочно распущена. Согласно ст.54 в течение 40 дней со дня роспуска нижней палаты Парламента должны быть проведены всеобщие выборы, а в течение 30 дней со дня выборов - собрание Парламента. При роспуске Палаты представителей Палата советников тоже прекращает свою деятельность, однако Правительство Японии может созвать чрезвычайную сессию верхней палаты Парламента, если того требуют обстоятельства. Интересно, что решение, принятое на чрезвычайной сессии носит временный характер и теряет силу, если не будет одобрено Палатой представителей в течение 30 дней со дня открытия новой сессии Парламента.

Сессии Парламента созываются 1 раз в год. Правительство Японии может созывать чрезвычайные сессии Парламента, если за это проголосует боле 1/4 членов одной из палат.

Заседание любой из палат состоится только в случае присутствия более 1/3 от общего числа её членов. Все вопросы решаются большинством голосов; при равенстве голосов решающим является голос председателя. Заседания палат могут быть как открытыми, так и закрытыми. Каждая из палат ведёт протоколы заседаний, которые согласно ст.67 должны публиковаться для всеобщего ознакомления.

Ст. 48 закрепляет, что никто не может быть членом обеих палат сразу, однако, исходя из смысла ст.63, есть возможность занимать пост премьер-министра (или другого министра) и одновременно быть членом одной из палат.

Согласно ст.50 члены обеих палат, за исключением случаев, предусмотренных законом, не могут быть арестованы в период сессии Парламента, а члены Парламента, уже арестованные до открытия сессии, по требованию соответствующей палаты должны освобождаться из заключения на период сессии.

Стоит отметить, что члены палат не несут ответственности за свои высказывания и голосование в палатах за стенами палаты.

Благодаря небольшому сроку полномочий нижней палаты Парламента, а так же возможности её досрочного роспуска предполагалось, что партийный состав Палаты представителей будет отражать политические настроения в обществе, т.е. будет подвижным. В противовес ей учреждалась верхняя палата Парламента, с более высоким возрастным цензом, длительным сроком полномочий и отсутствием возможности досрочного роспуска. Палата советников должна была сдерживать поспешные, необдуманные законопроекты нижней палаты. Однако на практике Палата советников сыграла значительную роль в срыве или отсрочке принятия реакционного законодательства из-за слишком сильного консервативного настроя её членов.

Некоторые авторы ставят под вопрос исключительность законодательных полномочий Парламента Японии. Так, Конституция позволяет муниципиям принимать свои обязательные постановления. В связи с этим японские учёные считают, что муниципальные образования в качестве исключения тоже имеют законодательную функцию. Они называют эти собрания «вторичной законодательной властью, а их постановления - автономным правом».

Полномочия Парламента Японии достаточно обширны.

Согласно ст.58 Конституции 1947 года палаты самостоятельно избирают Председателя и других должностных лиц, а так же устанавливают правила ведения заседания и могут применять наказания к нарушителям. Возможно даже исключение члена палаты (2/3 голосов присутствующих членов).

Законодательная функция принадлежит исключительно Парламенту. Законодательной инициативой обладает Кабинет министров и парламентарии. Проект закона может быть представлен в Парламенте, если в его пользу высказалось 20 депутатов или 10 советников. Однако некоторые авторы, например Стрельцов Д.В., отмечают, что большинство законов, предлагаемых на рассмотрение, подготавливаются и лоббируются Кабинетом министров, что «превращает Парламент в машину для штампования решений, принятых правительственной бюрократией».

Законопроекты становятся законами после принятия их обеими палатами. Если Палата советников отклоняет проект, принятый в Палате представителей, то он может быть принят повторно 2/3 присутствующих членов Палаты представителей. Если в установленные сроки Палата советников не принимает решения по законопроекту, то это расценивается как отклонение данного проекта. Соответственно решением Парламента является решение Палаты представителей.

Отдельно можно выделить функцию инициирования внесения поправок в Конституцию Японии. Стоит отметить, что это достаточно сложный процесс. Согласно ст.96 для этого требуется согласие 2/3 парламентариев обеих палат, а затем «одобрение народа».

Другая функция Парламента - ежегодное утверждение национального бюджета, которое производится двумя палатами. В соответствии с ст.60 Конституции 1947 года если нижняя и верхняя палаты Парламента не пришли к единому мнению по вопросу формирования бюджета, то проводится общее заседание. Если и в этом случае консенсуса нет или если Палата советников не дала своего ответа в установленные сроки, то решение Палаты представителей является решением всего Парламента.

Стоит отметить, что в соответствии с ст.85 Парламент обладает исключительными полномочиями в сфере финансов: «Никакие государственные средства не могут быть израсходованы, и никакие государственные денежные обязательства не могут быть приняты иначе как по решению Парламента».

Главной формой парламентского контроля в Японии, по мнению профессора В.В. Маклакова, является интерпелляция, т.е возможность Парламенту официально задавать вопросы Правительству. Право ее внесения принадлежит отдельным депутатам палаты представителей.

Так же в круг обязанностей Парламента входит одобрение заключения международных договоров, как на первоначальном этапе, так и после его заключения. Согласно ст.61 применяется та же процедура, что и при принятии бюджета.

Другой важной функцией является назначение премьер-министра и вынесение резолюции о недоверии (доверии) главе Правительства. При этом премьер-министр избирается из числа парламентариев.

Парламент может производить расследование по вопросам государственного управления, требовать явки и показания свидетелей, а так же предоставление протоколов заседаний. Из числа обеих палат Парламент образует суд для рассмотрения дел, касающихся импичмента судей.

В итоге мы видим, что в стране восходящего солнца существует принцип «верховенства Парламента», что является причиной его исключительного значения для японской государственности. Гарантией парламентской ответственности Кабинета министров служат: а) избрание премьер-министра палатами Парламента; б) право нижней палаты на резолюцию о недоверии Правительству.

Законодательная и финансовая функции являются наиболее важными для Парламента Японии, причём в законодательном процессе палаты не равны: приоритет отдаётся Палате председателей.

Одним словом, Парламент Японии обладает значительным спектром полномочий, играя особую роль как во внутренней, так и во внешней политике Японии.

3.3 Исполнительные органы Японии по Конституции 1947 года

Согласно ст.65 Конституции 1947 года Кабинет министров (в англоязычных источниках он именуется просто «Кабинет») является высшим органом исполнительной власти Японии.

Правительство возглавляется премьер-министром, который назначает других государственных министров, в большинстве своём из числа парламентариев, а также отстраняет их от должности.

Как уже говорилось в предыдущем параграфе, кандидат в премьер-министры выдвигается Парламентом из числа его членов, а после утверждается Императором. По традиции главой Кабинета становится лидер партии парламентского большинства. В соответствии со ст.67 Конституции если палаты Парламента не пришли к единому мнению или если Палата советников не приняла решение о выдвижении кандидатуры в течение 10 дней, то решение Палаты представителей становится решением всего Парламента.

Полномочия премьер-министра достаточно широки. Помимо решения кадровых вопросов он поддерживает единство в кабине, контролирует и направляет его деятельность. От его имени в Парламент представляются все законопроекты, бюджет и другие важные документы, включая инициативу о внесении поправок в Конституцию. «Глава Правительства подписывает законы и указы единолично как соответствующий министр, или после соответствующего министра как премьер-министр, т. е. контрассигнует подпись министра». Он также регулирует разногласия между членами Кабинета.

В ст.66 Конституции Японии сказано о том, что члены Кабинета должны быть гражданскими, т.е. не состоять на военной службе в настоящем или прошлом, а также не являться приверженцами милитаристских воззрений. Здесь усматривается так называемый «принцип гражданского кабинета». При этом «должности военного и военно-морского министров, а также министра внутренних дел отсутствуют».

Подробно порядок формирования Правительства регулируется Законом о Кабинете министров 1947 года и Законом о структуре государственных исполнительных органов 1948 года. Согласно данным актам премьер-министр назначает не более 20 государственных министров, которые утверждаются указом Императора. Из них 12 министров возглавляют соответствующие министерства, например, финансовое, рыбного хозяйства, внешней торговли и др., 1 министр является генеральным секретарём, а остальные 8 - «министры без портфеля», т.е. фактически «советники главы Правительства и по традиции руководят отдельными подразделениями канцелярий».

По словам профессора В.В. Маклакова, Японские министры в большинстве своём «не являются специалистами и потому целиком зависят от компетентности своих подчиненных». «Реальным руководителем аппарата министерства является административный заместитель министра - профессиональный чиновник со специальным образованием. Министр - прежде всего представитель правящей партии, который в своей деятельности руководствуется чаще всего партийными интересами, тесно связан с одной из парламентских фракций и вынужден большую часть времени уделять не делам министерства, а решению партийных вопросов». Приблизительно 1 год составляет средний срок пребывания министра на посту. Причём не исключается вариант, что после этого он займёт пост в другом министерстве. Из-за регулярной сменяемости министры не успевают в полной мере ознакомиться с делами министерства, что, безусловно, сказывается на качестве работы.

В соответствии со ст.75 Конституции 1947 года без согласия премьер-министра нельзя привлекать других министров к судебной ответственности в период занятия ими своих должностей.

Парламент Японии может принять резолюцию о недоверии Правительству. В этом случае согласно ст.69 Конституции 1947 года Кабинет должен уйти в отставку в полном составе. Этого может не произойти, если в следующие 10 дней после принятия соответствующей резолюции Палата представителей будет распущена.

Ст. 70 Конституции Японии предусматривает иные случаи отставки Правительства в полном составе: а) «вакантность должности премьер-министра»; б) созыв первой сессии Парламента после проведения всеобщих выборов членов Палаты представителей. В этих ситуациях, однако, Кабинет продолжает функционировать до назначения нового Премьер-министра.

Помимо резолюции контроль Парламента над деятельностью Кабинета заключается также в несении Правительством коллективной ответственности перед ним (Ст.66 Конституции Японии 1947 года).

Таким образом, принципы деятельности японского Кабинета министров во многом отвечают требованиями демократического государства, не исключая при этом индивидуальных особенностей.

Перечень основных функций Кабинета министров Японии содержится в 73 статье Конституции. Помимо осуществления общих функций управления в них входит:

·проведение в жизнь законов и ведение государственных дел;

·руководство внешней политикой;

·заключение международных договоров (требуется одобрение Парламента);

·издание правительственных указов в целях проведения в жизнь конституции и законов;

·составление бюджета и внесение его на рассмотрение в Парламент;

·организация и руководство гражданской службой;

·принятие решений о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах.

Подробнее полномочия Парламента раскрыты в Законе о Кабинете, который также закрепляет структуру данного органа, компетенцию министров и взаимоотношения с другими государственными органами.

Кабинет министров обладает также рядом других важных полномочий: дает императору советы в отношении всех его действий, касающихся государственных дел, и несет ответственность за эти действия; назначает судей Верховного суда (кроме Главного судьи), а также всех судей судов низших инстанций; принимает решение о созыве чрезвычайных сессий парламента, несет ответственность за расходование резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита с последующим одобрением этих расходов парламентом. Кабинет министров обязан ежегодно представлять парламенту заключительные отчеты о государственных расходах и доходах; докладывать парламенту и народу о состоянии государственных финансов. Кроме того, он наделен правом законодательной инициативы - именно кабинет министров разрабатывает и представляет на рассмотрение парламента большинство законопроектов.

При Кабинете действуют секретариат, во главе которого находится генеральный секретарь Кабинета министров, а также совет по делам персонала, законодательное бюро и совет национальной обороны. При законодательном бюро могут создаваться временные комиссии и советы.

При канцелярии премьер-министра и министерствах существует большое количество комитетов и управлений. Так например, при канцелярии премьер-министра действуют комиссия по урегулированию экологических конфликтов, комитет по делам государственной безопасности (ему подчиняется управление полиции), комитет по делам справедливой торговли, управление по делам государственных земель, управление императорского двора, управление по делам окружающей среды и др.

Хочется отметить, что Кабинет осуществляет свои функции на основе обычая: процедура заседаний и принятие решений не регулируются писаными нормaми права. Обсуждение вопросов и подготовка решений происходят в условиях секретности, решения принимаются кабинетом путем единогласия, а не голосованием. Принятие решений консенсусом во многом способствует более взвешенному и продуманному подходу, требует более тщательной подготовки и согласования проектов документов.

В общем и целом можно сказать, что Правительств Японии выполняет важные функции во внутренней и внешней политике этой страны. В своей деятельности Кабинет руководствуется законодательством, а также обычаем, сложившимся за годы практики. Подконтрольность Парламенту является ещё одной особенностью японского Кабинета министров.

3.4 Судебная система Японии по Конституции 1947 года

В Конституции Японии 1947 года судебной системе посвящена 6 глава.

Согласно ст.76 судебная власть в Японии осуществляется исключительно Верховным судом, а также судами низших инстанций, которые учреждаются в соответствии с Конституцией и дополнительными законами. Примечательно то, что японская судебная система является единой, создание специальных судов (напр., судов административной юстиции или арбитражных) не допускается.

Верховный суд состоит из Главного судьи и 14 судей, которые назначаются на свою должность сроком на 10 лет.

Главный судья назначается императором по представлению кабинета министров, остальные - непосредственно кабинетом. Спустя 10 лет судья может быть назначен на свой пост повторно.

Верховный суд может осуществлять свою работу как в полном составе (кворум 9 членов) под председательством Главного судьи, так и в составе отделений (имеется три отделения по пять судей в каждом, кворум составляет 3 члена). Решения суда и особые мнения отдельных судей публикуются. Профессор В.В. Маклаков полагает, что эта практика основана на англо-саксонской правовой системе, однако она не соблюдается нижестоящими судами.

Верховный суд является судом последней инстанции, действует в качестве суда второй инстанции по делам о государственных преступлениях (например, государственная измена) и в качестве суда третьей инстанции по остальным уголовным или гражданским делам.

Верховный суд имеет право проверить конституционность любого закона, указа, постановления или административного акта. Такое решение может быть принято, если за него проголосовало не менее 8 членов. В случае признания закона неконституционным, копия решения посылается в Парламент и в Кабинет. Особенность конституционного контроля заключается в том, что этот вопрос решается вне связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела. Иск об антиконституционности нормативного акта должен быть подан в суд первой инстанции.

В Японии существует традиция централизации в отношении «управления правосудием». Верховный суд обобщает судебную практику, издает обязательные для нижестоящих судов руководящие указания, устанавливает положение о прокуратуре при нем, о внутренней дисциплине и административном управлении судебными органами. Эти решения принимаются коллегией, состоящей из членов Верховного суда и высших судов Японии. Наряду с этим каждые 10 лет (ст. 79 конституции) одновременно с выборами в нижнюю палату парламента проводится референдум по поводу состава Верховного суда: если большинство избирателей проголосует против определенного судьи, он обязан покинуть свой пост.

Для проведения расследования с целью подготовки дела к слушанию в назначенный день имеется 20 «исследовательских секретарей», избираемых из числа судей. В соответствии с этим почти все они должны иметь опыт судейской работы в течение нескольких лет. В отличие от практики Соединенных Штатов, они не служат секретарями индивидуальных судей, а работают на суд в целом.

В крупнейших городах Японии действует 8 высших судов, которые дополнительно имеют 6 отделений. Они выступают главным образом в качестве апелляционных судов и рассматривают в коллегиях из 3 судей жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по уголовным и гражданским делам. Также в некоторых делах высшие суды могут выступать в качестве второй инстанции или первой, например, в делах о государственных преступлениях. В случае необходимости Верховный суд Японии может учреждать филиалы каждого из высших судов.

В каждой из 47 префектур Японии созданы окружные суды (всего 50, имеют 242 отделения). Они рассматривают основную массу гражданских и уголовных дел, выступают в качестве апелляционной инстанции по решениям, вынесенным дисциплинарными судами. Дела могут рассматриваться единолично или коллегиально (как правило коллегия состоит из 3 судей) в том случае, если дело касается большой суммы иска или обвинения в преступлении, наказуемое лишением свободы на срок более 1 года.

Также в Японии существуют так называемые семейные и дисциплинарные суды соответственно, которые выступают неким аналогом мировых судей. Суды по семейным делам имеют такую же структуру, как и окружные суды и действуют при окружных судах и их отделениях. Они выполняют посреднические функции и выносят решения по делам, связанным с семейным правом, спорами о наследстве, рассматривают мелкие уголовные преступления, совершенные несовершеннолетними (в возрасте до 20 лет).

Дисциплинарные суды (всего 575) рассматривают незначительные гражданские дела с ценою иска не свыше 900 тыс. иен и мелкие уголовные дела. Дела рассматриваются одним судьей, который не обязательно должен иметь юридическое образование.

Конституция не запрещает низшим судам осуществлять конституционный контроль, но устанавливает, что окончательное решение по подобным вопросам принимает только Верховный суд. Последствиями вынесенного Верховным судом решения является неприменение нормы, признанной неконституционной.

Профессор А.В. Малько отмечает, что на систему судопроизводства позитивное воздействие оказывают такие конституционные положения, как право на судебную защиту (ст. 31, 32), право задержанного и обвиняемого на помощь адвоката (ст. 34, 37), право обвиняемого по уголовному делу на быстрое и открытое разбирательство своего дела беспристрастным судом (ч. 1 ст. 37) и некоторые другие.

Основы правового статуса судей также закрепляются 6 главой Конституции Японии. Так, в ст.76 провозглашается принцип независимости судий, которые в своей деятельности должны руководствоваться законом и «голосом совести». В соответствии со ст.78 «судьи не могут быть отстранены от должности без публичного разбирательства в порядке импичмента». Исключение составляют случаи признания в судебном порядке умственно или физически не спoсoбным осуществлять свoи oобязанности. В дополнение к этому администрaтивные oорганы не могут применять к судьям дисциплинaрные взыскaния.

Таким образом, судебная система Японии является единой и не допускает создание специальных судов. Высшим судебным органом является Верховный суд. Под его непосредственным контролем находятся «территориальные» или окружные суды, расположенные во всех префектурах Японии. Несмотря на разветвлённость, судебная система Японии работает слаженно и эффективно.

Глава 4. Вооружённые силы Японии по Конституции Японии 1947 года и «по факту»

Одной из наиболее интересных статей Конституции является статья 9, которая посвящена отказу от войны. Для того, чтобы избежать непривлекательного пересказа её содержания, я нахожу необходимым процитировать данную статью полностью:

«Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.

Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается».

Из этого следует, что Япония обязуется не создавать вооружённые силы на своей территории, что является серьёзным шагом, так как вооружённые силы имеют большое значение для любой страны.

Профессор В.Н. Хропанюк справедливо полагает, что существование государства неразрывно связано с существованием армии. Именно войска обороняют страну от возможной внешней агрессии, обеспечивают её суверенитет.

Как ни странно, при обсуждении проекта конституции в 1945-1946 годах больше всего споров было именно по поводу данной статьи. Более того, в последующие года японская общественность активно выступала против данной нормы, а правящая верхушка всеми силами старалась компенсировать официальное отсутствие войск. И это неудивительно. После ядерной бомбардировки и оккупации Япония как никогда нуждалась в чувстве безопасности и защищённости, что было невозможно. Оккупационные американские войска вели себя нагло и беспардонно, вмешиваясь во все сферы жизни японского общества: с октября 1953 года по декабрь 1956 в японские суды было передано 12 581 дело о преступлениях, совершённых американскими солдатами. Однако наказаны были единицы, потому что командование США, как правило, брало провинившихся солдат на поруки.

В связи с этим Японии почти сразу почувствовала необходимость в создании собственных вооружённых сил, однако статья 9 Конституции не позволяла этого сделать. Тем не менее, решение было найдено: в 1946 году была создана полиция численностью около 93 тыс. человек, а к январю 1946 года её состав увеличился до 160 тыс. человек, что в 2 раза превышало показатели довоенной Японии. Также в 1948 году были учреждены такие органы полицейского ведомства, как «Департамент охраны порядка на море», «Департамент безопасности железнодорожного движения», «Департамент безопасности полётов авиации» и другие, которые, как можно догадаться, de facto являлись прямыми аналогами военных ведомств. «Формирования полиции, к тому же, оснащались современным оружием и соответствующей техникой. Так, например, в 1949 году на вооружении морской полиции имелось 125 кораблей, в том числе, 28 противолодочных».

Сотрудничество с США, которые не спешили ликвидировать свои военные базы на территории Японии, во время войны в Корее (1950-1953) оказало значительное влияние на развитие и укрепление военного потенциала страны восходящего солнца. Во-первых, Америка снабжала японскую промышленность спецзаказами, во-вторых, в рамках Договора «о помощи в обеспечении взаимной обороны» от 8 марта 1954 года поставляла боеприпасы и военные машины.

После в американских журналах напишут, что «рост численности японских вооружённых сил начался со времени войны в Корее, когда японские власти заявили о необходимости обеспечения внутренней безопасности». Однако подлинные цели видны из откровенного заявления генерала Макартура, возглавлявшего японскую оккупацию: «Эти вооружённые силы являются не столько полицейскими силами, сколько регулярной армией, которая может быть использована в Корее». Америке был нужен сильный союзник, и она делала всё для достижения данной цели.

События развивались стремительно. Уже в сентябре 1953 года были созданы так называемые «войска самообороны», которые по структуре и характеру вооружений представляли собой настоящую кадровую армию. После в 1954 году был принят Закон о Силах самообороны, в соответствии с которым были созданы «сухопутные войска самообороны», «военно-морские войска самообороны», а также «военно-воздушные силы самообороны». Для непосредственного управления и руководства данными вооруженными силами было учреждено Управление национальной обороны. Общая численность Сил самообороны составила 130 тыс. человек.

Далее последовало бурное экономическое и военное развитие Японии. Численность войск увеличивалась с каждым годом. Так, к 1961 году численность сухопутных войск возросла до 171,5 тыс. человек с резервом в 17 тыс. человек. Численность ВМС была доведена до 34 тыс. человек (более 500 боевых единиц техники), а ВВС - до 41,5 тыс. военнослужащих (1300 самолётов).

Правительство Японии объясняло создание Сил самообороны тем, что 9 статья Конституции не исключает права на индивидуальную оборону, в случае нападения на страну. Но со временем проявилась тенденция к расширению сферы применения Сил самообороны. Так, в июле 1992 года Парламент принял закон, разрешающий участие японских военных в миротворческих операциях ООН, не связанных с ведением боевых действий, то есть, участие в полицейских операциях, грузовых перевозках, гуманитарных миссиях, восстановлении разрушенной инфраструктуры, наблюдении за ходом выборов. С этого времени примерно 50 тыс. японских граждан приняли участие почти в 30 миротворческих миссиях, в том числе в Афганистане (2001-2009) и Ираке (2004-2008).

В 2010 году правительством Японии были приняты Основные направления развития вооруженных сил на 2011-2015 годы, а в 2013 году - Стратегия национальной безопасности. Эти документы ориентированы на усиление военного потенциала страны и снятие ряда прежних ограничений в сфере обороны. Правящие круги Японии объясняют это растущей активностью вооруженных сил Китайской Народной Республики рядом со спорными территориями, а также реализацией ракетной программы Корейской Народной Демократической Республики.

В сентябре 2015 был принят закон, в соответствии с которым полномочия Сил самообороны были значительно расширены:

был снят запрет на применение оружия японскими солдатами в ходе участия в миротворческих операциях за рубежом, а также возможность их участия в операциях, направленных на защиту японских граждан (например, освобождение заложников);

кроме того, теперь возможно использование Сил самообороны за пределами японской территории для защиты союзников от нападения общего врага, так называемое право на "коллективную самооборону". Круг стран-союзников при этом не обговаривается, указано лишь, что это страны, "имеющие тесные связи с Японией". На данный момент это США;

была упрощена процедура принятия решения об использовании Сил самообороны. Отныне решения принимаются Кабинетом министров. Ранее было необходимо принятие специального закона, определяющего жесткие временные и географические границы военной миссии.

Недавно РИА Новости опубликовало следующую информацию. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ, выступая на заседании бюджетного комитета нижней палаты парламента Японии заявил о том, что 70% ученых, специализирующихся на исследованиях конституции, считают наличие сил самообороны нарушением второго параграфа 9-й статьи. Из этого премьер-министр сделал вывод, что необходимо "исправить второй параграф 9-й статьи и прописать право на самооборону, установить создание новой структуры для самообороны" и придать, таким образом, основному закону вид, в котором конституция будет существовать в дальнейшем.

Таким образом, сегодня Силы самообороны Японии насчитывают более 250 тыс. человек, оснащены современным оборудованием и технологиями. За послевоенный период правящим кругам Японии удалось не только воссоздать вооружённые силы страны, что напрямую противоречит Конституции Японии 1947 года, а также Потсдамской декларации, но и вывести их на качественно новый уровень, сделать конкурентно способными.

Заключение

Итак, Конституция Японии была принята в послевоенные годы под давлением оккупационного правительства. Это был тяжёлый процесс, вовлекший в себя многие государства мирового сообщества. Большое влияние на её содержание оказала Потсдамская декларация, подписанная в 1945 году, а также Конституция США.

Данная Конституция является действующей и по сей день, при этом она не претерпела существенных изменений. В связи с этим рассмотренное нами государственное устройство Японии применимо и в настоящий период.

Конституция Японии 1947 года содержит основные принципы организации государственных органов, которые дополняются другими законами, принятыми в период с 1946 под 1960-е года.

В сравнении с Конституциями других государств, Конституция Японии, на мой взгляд является достаточно краткой. В ней не оговаривается форма правления и государственно-территориальное устройство. Порядок формирования органов тоже содержится в специальных законах, к которым есть отсылки в основном законе этой страны.

Япония является парламентской монархией, унитарным государством с демократическим политическим режимом.

Согласно Конституции в Японии действует принцип разделения властей. В связи с этим высшим и единственным законодательным органом Японии является двухпалатный Парламент. Помимо законодательной функции он утверждает государственный бюджет, контролирует деятельность министерств, ратифицирует международные договоры, а также обладает судебными полномочиями. Парламентарии обладают депутатским иммунитетом и не несут ответственности за слова и мнение, выраженное в стенах Парламента. Для кандидатов в обе палаты законодательного органа существует значительный имущественный ценз. Зачастую депутатское кресло «передаётся по наследству», то есть избиратели охотно отдают голоса за представителя той же семьи, так как у неё сложилась хорошая репутация.

Высшим исполнительным органом по Конституции Японии 1947 года является Кабинет министров во главе с Премьер-министром. Основными обязанностями Правительства является проведение в жизнь законов и, как следствие, издание правительственных указов, руководство внешней политикой, составление бюджета. Также Правительство обладает законодательной инициативой и принимает решения об амнистии, смягчении или отсрочке наказания. В структуру Кабинета министров входят разнообразные министерства, комитеты и управления, что позволяет оптимизировать его работу, во главе которых стоят министры. Недостатком является частая сменяемость руководителей министерств, так как они не успевают в полной мере вникнуть в дела министерства. Поэтому действительная работа лежит на профессиональных чиновниках.

Вся полнота судебной власти принадлежит судам и Верховному суду и другим судам, создаваемым в соответствии с Конституцией 1947 года. Японская судебная система исключает создание специальных судов. Судом последней инстанции является Верховный суд. Также он действует в качестве суда второй инстанции по делам о государственных преступлениях (например, государственная измена) и в качестве суда третьей инстанции по остальным уголовным или гражданским делам. Подконтрольные ему суды осуществляют отправление правосудия на местах.

При этом немаловажным является сохранение института Императора, который отныне есть символ государства и единства народа. Он не входит не в одну ветвь власти, а его правовой статус определяется принципом английской монархии «царствовать, но не управлять».

Данный документ не предусматривает создание армии, однако в Японии действуют Силы самообороны, организованные по принципу войск. Они формировались постепенно, начиная с создания в 1946 году полиции. Это открытое противоречие Конституции Японии, пренебрежение решением Потсдамской конференции.

Более того, с девяностых годов во внутренней политике японского правительства наметилась тенденция к расширению полномочий Сил самообороны. Теперь Япония может использовать войска за пределами своей территории не только в целях обороны (т.е. после фактического нападения на них другого государства, как было ранее), но и в качестве помощи союзному государству. При чём перечень «союзных государств» не указывается. А недавно премьер-министр Синдзо Абэ заявил о намерении японского правительства узаконить существование военных сил на территории страны. Японская общественность выступила против подобных новшеств, под страхом начала военного конфликта. Некоторые депутаты бойкотировали голосование по данных законопроектам. Но Правительство осталось неизменно в своей политике.

Так или иначе, Конституция 1947 оказала решающее воздействие на развитие Японии во второй половине ХХ века. Она послужила правовой основой для дальнейших преобразований, результат которых мы можем видеть сегодня. Япония это высокотехнологичная страна, занимающая передовое место в мировом сообществе.

Список использованной литературы и источников

Нормативные правовые источники и другие официальные материалы

.Конституция Японии от 3 мая 1947 года. // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Новое и новейшее время. / Сост. Н.А. Крашенинникова. - М., 1999. с. 344-359.

.Заявление глав правительств Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и Китая (Потсдамская декларация) от 26 июля 1945 г. // Справочная правовая система «Гарант».

Литература

.Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. - М., 2005. - 552 с.

.Всеобщая история государства и права. Учебник / Под ред. проф. К.И. Батыра. - М., 2001. - 496 с.

.Вооруженные силы Японии. История и современность / Под. ред. Б.Е. Косолапова. - М., 1985. - 325 с.

.Ёлкин М.В. Создание и развитие сил самообороны Японии после Второй мировой войны // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2015, №28. С.17-23

.Иностранное конституционное право / под ред. Проф. В.В. Маклакова. электронный ресурс М., 1996.

.Карпов Е.В. Особенности системы безопасности Японии после окончания Второй мировой войны // Вестник Башкирского университета. 2012. № 2. С. 1144-1148

.Карташов, В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавров / В. Н. Карташов. Ярославль, 2012. - 274 с.

.Корнилов А. А., Маслов И. А. Система внешнеполитических органов современной Японии // Вестник Нижегородского университета им.Лобачевского. 2008. №4. С. 154-158

.Конституционное право зарубежных стран / О. В. Афанасьева, Е. В. Колесников, Г. Н. Комкова, А. В. Малько; Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. В. Малько. - М., 2004. - 320 с.

.Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. - М., 2004. - 832 с.

.Кузнецова О.А. Противодействие коррупции как цель правоохранительной политики: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. №1. С. 147-158.

.Курс лекций: государственное управление и государственная служба за рубежом / под общ. Ред. Проф. В.В. Чубинского. [электронный ресурс] - СПб, 1998.

.Лих М.А. Роль традиционных ценностей в формировании этики государственных служащих Японии // Вестник Международного института экономики и права. 2013. №3. С.23-29.

.Сазонов М.А. Формирование современной системы местного самоуправления в Японии после Второй мировой войны // Власть. 2011. №8. С.112-114.

.Реховский А.Ф. Об участии народных заседателей в уголовном судопроизводстве Японии // Судебная власть и уголовный процесс. 2015. №4. С.291-296.

.Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Стрельцов Д. В. Современный японский Парламент. [Электронный ресурс] - М. , 1994.

.Теория государства и права. Учебник высших учебных заведений / Под общ. ред. проф. В.Г. Стрекозова - М, 2008. - 384

.Цунэо Инако / Под ред.: Еремин В.Н. (Вступ. ст.), пер.: Батуренко В.В. Современное право Японии. - М., 1981. - 269 с.

.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 2-е изд., перераб. И доп. - М., 2000. - 600 с.

Похожие работы на - Государственный строй Японии по Конституции 1947г.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!