Государственный земельный кадастр

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,19 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный земельный кадастр

Введение

Проводимые в России социально-экономические преобразования в значительной степени затронули проблему распределения и использования земельных ресурсов страны.

Земельные ресурсы, являясь основой национального богатства страны, в силу своих природных и экономических качеств представляют особый объект социально-экономических и общественно-политических отношений, что, в свою очередь, диктует необходимость создания принципиально иной системы управления этими ресурсами, отличающейся от управления другими видами материальных ресурсов.

Постоянно растет потребность в информации о земле как основе проводимых земельных преобразований, так как земля является основным источником материального благополучия в частном и общественном секторах. Такая информация является главной для принятия решений, связанных с инвестициями, формированием налоговой системы, развитием и управлением территориями регионов. Современные администраторы на основе этой информации решают сложные задачи и принимают обоснованные решения.

Кроме того, в информации о земельных участках нуждаются юридические лица и граждане, совершающие различные сделки с землей (купля, продажа, наследие, залог и др.).

Основная проблема теории и практики управления земельными ресурсами - установление его функций. Каждая из функций управления земельными ресурсами формирует совокупность мероприятий, систему элементов, состав и содержание которых определяют специфические для данной функции задачи, а также методы и средства их решения. Это позволяет каждой отдельной функции управления быть относительно обособленным направлением управленческой деятельности в области использования земельных ресурсов.

Важность проблемы реформирования земельных отношений на современном этапе экономических и социальных преобразований в Российской Федерации, создание фактически нового земельного строя на основе передела земельной собственности и формирование многоукладного платного землепользования, обеспечение гарантии защиты прав собственников земли государством выдвинуло задачу организации новой системы государственного земельного кадастра как важнейшего элемента структурной перестройки экономики России.

Целью выпускной работы является изучение государственного учета земель и государственного земельного кадастра.

Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих наиболее важных задач:

анализ действующего законодательства регулирующего порядок ведения кадастрового учета земельных участков,

изучение понятия и принципов государственного кадастрового учета,

характеристика документов кадастрового учета,

изучение процесса проведения кадастрового учета.

Объектом исследования является отношения, возникающие в связи ведением кадастрового учета.. Предметом исследования является законодательство регулирующее порядок ведения кадастрового учета.

Теоретическую основу составили научные труды Артеменко В. В., Лойко П. Ф., Огаркова А. П., Севастьянова А. В. , Баденко В.Л. , Варламова А.А., Веденина Н., Гаврилюк М. и других.

Методологическую и методическую основу выпускной квалификационной работы составляют общенаучные и часнонаучные методы познания, в частности: системный, формально-логический, технико-юридический.

1. Понятие государственного кадастрового учета земельных участков

На каждом историческом этапе развития человеческого общества земля является материальной основой земельных отношений и главным объектом хозяйствования, поскольку эти характеристики земля стала приобретать по мере своего использования. На этой основе возникли проблемы разграничения, раздела, перераспределения земельных участков, упорядочения хозяйственного использования и охраны земель. Таким образом, начался процесс приспособления тех или иных земельных угодий к различным видам деятельности. На первых порах использование и разграничение земли носило достаточно случайный характер (например, в первобытном обществе разграничение сфер использования земли проводилось для охоты, скотоводства, земледелия и т. д.), в дальнейшем все большую роль играла потребность в более подробном описании отдельных характеристик земельных участков и оценке качественного их состояния. На этой основе стали формироваться отдельные элементы земельного кадастра.

Исторически земельный кадастр возник в силу объективной необходимости получения сведений о земле как первоисточнике материальных благ и объекте налогообложения. С возникновением государственности земля становилась одним из основных источников государственных доходов и, в связи с этим, объектом различного рода обложений. Таким образом, с самого начала использования земли, ведения земледелия и скотоводства возникает необходимость в учете, а затем и в оценке земель, т. е. в проведении земельно-кадастровых работ.

Слово «кадастр», ставшее интернациональным, происходит от латинского слова «caput», что означало «податный предмет» и возникло во времена римского императора Августа (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.). В этот период была утверждена единица учета сбора дани за землю - «caputigum». В дальнейшем, в связи с установлением более точного размера поземельной дани с учетом переписи населения («capitum registrum»), эти слова превращаются в «capitastrum» и «catastrum», и затем во французское «cadastre» - дословно «книга-реестр».

Итак, земельный кадастр - в узком значении книга (реестр) о предметах поземельного обложения - в условиях многообразия форм собственности на землю означает определенную систему мероприятий по учету, описанию и оценке земли, проводимых государством с целью получения сведений о земле для поземельного налогообложения.

Исторически земельный кадастр включал следующие операции:

учет земель;

естественноисторическое и экономическое описание земель;

оценка земель.

При учете определялись пространственное положение и размеры земельных участков, массивов и землепользовании, состав земельных угодий и их качественное состояние. Описание включало выяснение и фиксацию естественноисторических и экономических характеристик земли. Оценка предусматривала установление средних величин норм урожайности и доходности земель, на основании чего определялась ценность земли как средства производства.

Земельный кадастр в таком виде в разные времена весьма различался как по содержанию, так и по технике и организации его проведения. Не сразу и не одновременно возникли и оформились все его операции. Так, на самых ранних этапах общественного развития проводился лишь простой учет земель, и значительно позже стали проводить земельно-оценочные работы.

В соответствии со ст. 1 ФЗ О государственном земельном кадастре государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра).

Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера;

В соответствии со ст. 70 Земельным кодексом Российской Федерации (2001г.) государственный земельный кадастр -это систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель Российской Федерации, о кадастровой стоимости, месторасположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости. В государственный земельный кадастр также включают информацию о субъектах прав на земельные участки.

Объектом земельного кадастра в любом государстве является его земельный фонд. В жизни современного государства и общества земля имеет важное значение как предел суверенитета государства, как основа жизнедеятельности народов, как природный ресурс, как территориальный базис, как средство производства, как составная часть единой глобальной экологической системы и как элемент рыночных товарно-денежных отношений.

Понятие «земля» можно рассматривать в двух смыслах: в первом - имеется в виду планета Земля со всеми ее естественными компонентами и характеристиками, во втором - только земная поверхность. С точки зрения земельных отношений, землеустройства и земельного кадастра земля является важнейшей частью окружающей природной среды, характеризующейся определенными природными (пространство, рельеф, почвы, растительность, в том числе и леса, недра, воды и др.), социально-экономическими (средство производства, ценность, престижность и др.) и производственными (предмет, орудие и средство труда, средство производства и др.) характеристиками.

Представление о земле, ее возможностях и функциях в процессе общественного развития постоянно уточнялось и обогащалось. На этапе потребительского хозяйства это была лишь территория обитания, которая располагала определенными природными ресурсами, обеспечивающими жизнь человека, затем были оценены биологические свойства верхнего слоя земли - почвы, используя которые можно производить гораздо больше продуктов, чем при естественном процессе воспроизводства. Тогда же были открыты возможности земли, связанные с использованием запасов руд и минералов.

. Принципы осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра

Объектом государственного земельного кадастра является единый земельный фонд Российской Федерации, а предметом - создание и функционирование государственной многоцелевой системы необходимой и достоверной информации о характеристиках и состоянии земельного фонда.

Государственный земельный кадастр ведется для информационного обеспечения следующих процессов:

регулирования земельных отношений и процессов землепользования;

формирования государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

планирования инвестиционной и налоговой политики;

осуществления различных видов планирования и проектирования в области использования и охраны земель (землеустройство, планировка и т. д.);

ведения государственного контроля за использованием и охраной земель;

оценки хозяйственной и иной деятельности субъектов земельных прав;

создания оперативного и устойчивого земельного оборота;

защиты прав физических и юридических лиц на земельные участки и разрешения земельных споров;

признания государством факта существования или прекращения существования объекта учета;

ведения учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

расчета экономической оценки земель и установления обоснованной платы на землю;

проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель и др.

Основные задачи ведения государственного земельного кадастра: сбор, систематизация, хранение, обобщение, обновление и предоставление пользователям информации о землях и размещенной на них недвижимости. Данные государственного земельного кадастра позволяют решить такие проблемы, как:

передача земельных участков и иной недвижимости в собственность;

развитие ипотеки;

оценка антропогенного воздействия на окружающую среду;

совершение сделок с недвижимостью и формирование земельного оборота;

контроль за объективностью и достоверностью статистических данных;

территориально-пространственное планирование;

формирование рынка ценных бумаг;

информирование населения;

определение месторасположения объекта недвижимости и др.

Исходя из целей и задач государственного земельного кадастра можно выделить следующие принципы его ведения которые содержатся в ст. 5 ФЗ «О государственном земельном кадастре»:

. Многоцелевой и многоуровневый характер. Государственный земельный кадастр является многоцелевой, многоуровневой системой информации о земельных ресурсах страны и ее административно-территориальных образований и содержит необходимые сведения и документы о правовом режиме земель, их распределении по субъектам земельных отношений, характеристиках объектов земельного кадастра, начиная с кадастрового земельного участка и завершая земельным фондом страны. Кадастр ведут на трех уровнях: местный, региональный, федеральный.

. Совместимость и сопоставимость земельно-кадастровой информации с информацией других видов государственных ведомственных кадастров (градостроительного, лесного, водного и других кадастров природных ресурсов, Единого государственного реестра прав и др.). Выполнение этого принципа обеспечивается сбором информации для различных видов кадастров природных ресурсов по единой методике, единой степени полноты и детализации.

Это позволит в последующем свести все виды кадастровой информации в единую систему информационных реестров.

. Непрерывность ведения земельного кадастра. В процессе реорганизации земельных отношений и формирования многоукладных форм собственности, владения и пользования землей, изменения количественных и качественных характеристик земельного фонда страны и его отдельных категорий, увеличения антропогенной нагрузки на земельные ресурсы происходят различные изменения в составе и распределении земельного фонда. Поэтому для обеспечения непрерывности ведения земельного кадастра необходимо систематическое или периодическое, сплошное или выборочное обновление информации.

. Достоверность и точность земельно-кадастровой информации. Достоверность кадастровых сведений определяется степенью их соответствия фактическому состоянию и использованию земельного фонда. Точность и детальность земельно-кадастровой информации отражают степень соответствия ее величин истинному значению характеристик земельного фонда. Точность измерений земельно-кадастровой информации для различных административно-территориальных уровней должна соответствовать конкретным целям и задачам. Кроме того, в земельном кадастре достоверно то, что признано государством. Какие бы фактические изменения ни происходили с объектом, пока эти изменения не зарегистрированы в установленном порядке в государственном земельном кадастре, существующими их не признают.

. Полнота сведений земельного кадастра. Совокупность земельно-кадастровой информации для различных административно-территориальных уровней и форм собственности, владения и пользования землей должна быть достаточной, но без излишней детализации. Более полную и подробную информацию необходимо собирать для конкретных землевладений и землепользовании, а также для земель местных администраций (сельских, городских, районных), а генерализированная (обобщенная) с различной степенью детализации информация должна собираться для более высоких административно-территориальных уровней - субъектов Российской Федерации (областей, краев и республик в составе РФ) и государства в целом. Таким образом, земельный кадастр на всех уровнях ведения должен содержать все необходимые сведения с целесообразной степенью их детализации. Необходимость сведений кадастра определяется конкретными потребностями общества и отдельных его членов, а степень детализации показателей зависит от уровня ведения кадастра и условий применения земельно-кадастровой информации.

. Всесторонность и всеохватность земельно-кадастровой информации. Для создания достоверной системы земельного кадастра информация должна отражать все направления в использовании земельного фонда (правовое, экономическое, организационно-хозяйственное и др.). Для получения точных и полных сведений о земельном фонде необходимо учитывать все земли, независимо от их ведомственной или хозяйственной принадлежности, а также форм прав на нее. Любые пропуски или перекрытия искажают кадастровые данные.

. Юридическая равнозначимость кадастровой информации на электронных и бумажных носителях. При наличии расхождений приоритет имеют данные на бумажных носителях, если иное не оговорено федеральным законодательством.

. Бессрочность действия земельно-кадастровых документов. Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и карты являются документами вечного пользования. Их уничтожение или изъятия из них каких-либо документов не допускается по закону. Документы, утратившие актуальность, хранят уполномоченные государственные органы (архивы).

. Формирование системы ГЗК снизу вверх. Ввиду того что организационной основой системы ГЗК являются земельные органы муниципальных образований (административные районы/города), то государственный земельный кадастр должен формироваться с учетом приоритетного значения этого низшего организационного уровня. Это означает, что введение стандартов, унификация процедур и материально-техническое обеспечение должны быть в первую очередь направлены наулучшение организации работы низовых уровней кадастровой службы. Первоочередными мероприятиями для этого должны стать разработки и введение в практику форм государственного учета, а также правил ведения документации государственного земельного кадастра.

. Обязательность применения земельно-кадастровых данных. Сведения, регистрируемые в государственном земельном кадастре, юридически предполагаются законными для всех пользователей, включая судебные, налоговые и финансовые органы. Эти сведения должны быть обязательными для применения при решении проблем в области земельных отношений и использования земельного фонда. Земельно-кадастровая информация после ее утверждения может быть оспорена только в судебном порядке. Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, в том числе при разработке генеральных и региональных схем развития и размещения производительных сил, охраны окружающей природной среды, разработке генеральных планов, проектов планировки и застройки поселений, при предоставлении (в том числе и продаже) земель, их изъятии (выкупе), проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности, определении платежей за землю (размеров налога, арендной платы, нормативной, рыночной и залоговой цены), разрешении земельных споров, осуществлении государственного контроля и мониторинга за использованием и охраной земель.

. Доступность и открытость земельно-кадастровых данных (ст. 8 ФЗ «О государственном земельном кадастре»). Данные земельного кадастра должны быть максимально доступны для всех заинтересованных юридических и физических лиц (за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну). Они должны быть представлены в наглядной форме, включая использование современных средств вычислительной техники и компьютерных технологий. Данные земельного кадастра предоставляют с учетом участия соответствующих организаций и ведомств в создании баз и банков данных земельного кадастра. Одновременно ряд сведений, представляющих государственную тайну или угрозу для собственников информации, могут быть закрыты.

. Эффективность земельного кадастра. При организации и ведении земельного кадастра необходимо применять методы, технологии, способы и приемы, обеспечивающие получение, систематизацию и поддержание земельно-кадастровых данных с учетом экономической, экологической, социальной и других видов эффективности системы ГЗК. При расчете эффективности земельного кадастра целесообразно учитывать как краткосрочный, так и долгосрочный эффект от использования земельно-кадастровых данных.

. Централизованность руководства системой государственного земельного кадастра. Необходимость проведения кадастровых работ по единой методике в масштабе РФ, обеспечения сопоставимости данных о состоянии и использовании земельного фонда страны, обеспечения государственного контроля возможны при руководстве из единого центра, ныне Федеральной агентства кадастра объектов недвижимости.. Одновременно этот принцип предусматривает создание вертикальной иерархической структуры земельно-кадастровых органов.

Таким образом, деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии со следующими принципами:

единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации;

непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков;

открытость сведений государственного земельного кадастра;

сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.

. Состав документов государственного земельного кадастра

государственный земельный кадастр

Все документы государственного земельного кадастра, в соответствии со ст. 13 Закона «О земельном кадастре» подразделены на основные, вспомогательные и производные.

Основными документами являются ЕГРЗ, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы). Книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети отнесены к вспомогательным документам государственного земельного кадастра. Производные документы государственного земельного кадастра - это документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов РФ и др.

Состав документов государственного земельного кадастра и порядок их ведения устанавливается федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами.

Приказом Росземкадастра от 15.06.01 N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра", зарегистрированным в Минюсте России 20 июня 2001 г. (N 2753), утвержден Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района, раздела "Земельные участки".

В Приказе Росземкадастра от 13.06.01 N П/115 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра", зарегистрированном в Минюсте России 20 июня 2001 г. (N 2757), содержатся требования к оформлению заявок о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет.

Сведения государственного земельного кадастра, носящие открытый характер, предоставляются органами, осуществляющими деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заинтересованному лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - предъявившему документы, подтверждающие государственную регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя), в порядке, утвержденном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 918 утверждены Правила предоставления сведений государственного земельного кадастра.

Указанные сведения предоставляются в виде выписок по месту учета определенного земельного участка за плату или бесплатно.

Законом о земельном кадастре (ст.22) определен круг лиц, которым данные сведения предоставляются бесплатно или на платной основе.

В соответствии со ст. 24 Закона 2О Земельном кадастре», Деятельность по ведению государственного земельного кадастра финансируется из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, средств, получаемых в виде платы, взимаемой за предоставление сведений государственного земельного кадастра, и иных не запрещенных законом источников.

Следует отметить, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.

Так, например, государственный земельный кадастр наряду с соответствующей градостроительной документацией является основой при ведении градостроительных кадастров всех уровней.

Сведения о правах на земельные участки, а также об обременениях этих прав вносят в Единый государственный реестр земель (далее ЕГРЗ) на основании данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Эти документы сложные и состоят из целого ряда документов.

Рассмотрим содержание документов госземкадастра на примере кадастрового района.

Документы государственного земельного кадастра кадастрового района подразделяют на основные, вспомогательные и производные

В состав основных документов ГЗК входят:

государственный реестр земель кадастрового района (ГРЗ КР), который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков;

дежурная кадастровая карта (план) (ДКК), предназначенная для документирования актуальных сведений о границах земельных участков, учтенных в ГРЗ КР;

журнал учета кадастровых номеров, который предназначен для учета кадастровых номеров, присвоенных земельным участкам в кадастровом районе;

кадастровое дело (предназначено для организации архивного хранения совокупности документов, на основании которых проводят государственный кадастровый учет и формируют сведения в ГРЗ КР и ДКК) (ст. 13 ФЗ РФ О государственном земельном кадастре.

Государственный реестр земель кадастрового района - составная часть Единого государственного реестра земель Российской Федерации и представляет собой сложный документ, состоящий из форм ГРЗ КР, представляющих собой бланки установленного образца, заполняемые в процессе государственного кадастрового учета.

Структурно ГРЗ КР включает разделы и подразделы, содержащие сведения о земельных участках, территориальных зонах, а также отдельных видах недвижимого имущества, используемые в качестве характеристик земельных участков.

Дежурные кадастровые карты (планы) кадастрового района представляют собой сложные документы, которые воспроизводят в графической и текстовой форме сведения о месторасположении и границах земельных участков, полученные в процессе государственного кадастрового учета на территории кадастрового района. Дежурная кадастровая карта (план) кадастрового района состоит из форм ДКК, которые ведут на бланках установленного образца.

Кадастровая карта территории - чертеж поверхности земли с изображением кадастровых объектов и поясняющим текстом. Кадастровые карты можно вести на бумажных и электронных носителях.

Кадастровая карта (план) ГЗК - тематическая карта (план), на которой отображают сведения, содержащиеся в ГЗК. Различают карты объектов кадастрового учета, дежурные и иные карты.

Кадастровые карты (планы) объектов кадастрового учета как часть ЕГРЗ составляют в масштабе, обеспечивающем необходимую точность отображения сведений ГЗК. Одновременно с этой картой ведут журнал учета кадастровых номеров, который представляет собой простой документ для учета кадастровых номеров, присвоенных земельным участкам, сгруппированным по кадастровым кварталам внутри кадастрового района.

Как отмечалось ранее, кадастровое дело земельного участка представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Документы, содержащиеся в кадастровом деле, служат основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в Государственный реестр земель кадастрового района.

Кадастровое дело земельного участка должно содержать оригиналы или заверенные копии документов, на основе которых определяют характеристики самого земельного участка, а также связанных с ним территориальных зон (внутренних и внешних). Основу кадастрового дела составляют результаты проводимых на земельном участке натурных землеустроительных работ кадастровой съемки, согласования границ, межевание (вынос границ в натуру) и др. При изменении существующего земельного участка, которое приводит к аннулированию (погашению) его кадастрового номера, кадастровое дело закрывают и переводят в архив, где хранят вечно. В свою очередь, кадастровое дело нового земельного участка, образованного на основе слияния, разделения,

присоединения и других операций с исходными участками, должно содержать ссылки на их кадастровые дела и номера.

Статья 12 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" определяет содержание государственного земельного кадастра. В него включаются сведения о земельных участках; территориальных зонах; землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление; землях и границах субъектов Федерации; землях и границах РФ. Закреплены также правовые формы земельно-кадастровой документации: Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).

Используются также вспомогательные документы государственного земельного кадастра: книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети. К производным документам относятся документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и аналитические документы.

Закон в ст. 14 определяет содержание Единого государственного реестра земель. В него включаются основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками. Установлено также содержание иных форм земельно-кадастровой документации.

Кадастровое дело согласно ст.15 Закона представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Документы, содержащиеся в кадастровом деле, являются основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.

. Порядок кадастрового учета земельных участков

Необходимость в получении достоверной оценочной стоимости по каждому из более чем 100 млн. земельных участков в России испытывают как государственные и муниципальные органы при управлении земельными ресурсами, осуществлении политики приватизации и налогообложения, так и частные субъекты земельного права при совершении различного рода земельных сделок.

Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и дать его количественную и экономическую оценки. При государственном кадастровом учете земельных участков каждому земельному участку присваивают кадастровый номер.

На всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.

В отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках.

Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр.

Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Сведения о территориальных зонах вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных, полученных от органов, осуществляющих регистрацию или учет территориальных зон.

Документирование сведений государственного земельного кадастра осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При наличии расхождений в сведениях, записанных на бумажных носителях, и сведениях, записанных на электронных носителях, приоритет имеют сведения, записанные на бумажных носителях, если иное не установлено федеральным законом.

Единый государственный реестр земель и кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются.

Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ) - документ, входящий в состав основных документов ГЗК, в котором проводят государственный кадастровый учет земельных участков. ЕГРЗ состоит из государственного реестра земель федерального уровня, государственных реестров земель субъектов Российской Федерации, а также государственных реестров земель кадастровых районов.

Процедура государственного земельного кадастрового учета земельного участка включает: проверку полноты и правильности формирования кадастрового дела земельного участка; присвоение ему уникального кадастрового номера, нанесение границ земельного участка на дежурный кадастровый план, занесение сведений о земельном участке в государственную кадастровую книгу; заполнение специальной регистрационной карты земельного участка, которую передают в службу государственной регистрации прав на земельный участок (вместе с кадастровым делом) для регистрации прав.

Система многоцелевого государственного земельного кадастра для многих категорий земельного фонда в России создается впервые, поэтому потребуется первичное описание всех земельных участков и прочно связанного с ними недвижимого имущества. В этой связи необходимо провести следующий комплекс работ: инвентаризацию, землеустроительные и геодезические действия, оценку земельно-имущественного комплекса. Инвентаризация включает полное техническое описание объектов недвижимого имущества, характеристики которого не обновлялись в течение нормативно определенного срока. Землеустроительные работы включают действия, необходимые для физического и юридического закрепления границ земельного участка с установлением на местности межевых знаков (межевание, геодезические съемки, проектные работы и др.).

Среди учитываемых характеристик объекта государственного земельного кадастра основными являются сведения правового характера, формирование и оформление которых происходит в процессе регистрации объектов земельных прав, т. е. земельных участков и территориальных зон.

Особенность земельной регистрации - придание официального государственного статуса всему кадастровому процессу, а также полученным в ходе его проведения сведениям о земельном участке. Земельная регистрация является первичной по отношению к юридической регистрации имущественных прав.

В соответствии со ст.19 Закона о кадастре государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории РФ по единой методике. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Эти документы должны быть надлежащим образом оформлены. Не подлежат приему документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова или иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

Государственный кадастровый учет земельных участков проводится в течение месяца со дня подачи заявки о проведении государственного кадастрового учета определенного земельного участка. В результате проведения учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков. Плата за проведение государственного кадастрового учета земельных участков с заявителей не взимается. Деятельность по проведению государственного кадастрового учета земельных участков подлежит страхованию в установленном порядке.

Заключение

В соответствии с Земельным кодексом РФ 2001 г. государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, месторасположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр также включают информацию о субъектах прав на земельные участки.

Основная цель государственного земельного кадастра - обеспечить органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждан и юридических лиц кадастровой информацией для использования и охраны земель, установления платежей за землю, формирования земельного рынка, защиты прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и других держателей прав.

Земельный кадастр является основой, на которой базируются государственные и отраслевые регистрационные и учетные системы: регистры и реестры жилых и нежилых помещений, предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования и т. п.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята 12.12.1993 г. - Отдельное издание. - М.: Закон, 2005.

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.)// Собрании законодательства Российской Федерации от 10 января 2000 г., N 2, ст. 149

Закон РФ от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ. «О землеустройстве».// Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июня 2001 г. N 26 ст. 2582

Научная литература

Баденко В.Л. Государственный земельный кадастр. - СПб.: Питер, 2003. - 320 с.

Варламов А.А. Земельный кадастр. - М., 2004. - 527 с.

Веденин Н. Земельное право. - М., 2005. - 354 с.

Волков С.Н. Землеустройство. - М., 2001. - 647 с.

Воронцов А.П. Кадастровая оценка земли. - М.: Экмос, 2002. - 238 с.

Государственный земельный кадастр. - М., 2004. - 128 с.

Земельный кадастр как механизм управления земельными ресурсами/ Под ред. А.А. Варламова. - М.: ГУЗ, 2002. - 286 с.

Землеустройство и земельный кадастр. - М., 2004. - 480 с.

Земельное право / под. ред. В.Х. Улюкаева. - М., 2005. - 563 с.

Комов Н. В. и др. Пособие по землеустройству: Практическое руководство. - М.:Юни-пресс, 2001.-334 с.

Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Крассова О.И. - М.: Юристъ, 2002

Комментарий к Земельному кодексу / из книги "Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации". - М.: Юрайт-Издат, 2002.

Комментарий к Закону о государственном земельном кадастре / Под ред. Е.А. Галиковской - М.: Юстицинформ, 2004. - 159 с.

Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Крассов аО.И. - Юристъ, 2002 - 534 с.

Чешев А.С. Земельный кадастр. - М.: приор, 2001. - 363 с.

Похожие работы на - Государственный земельный кадастр

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!