Государственное управление социально-культурной сферой

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,58 Кб
  • Опубликовано:
    2016-07-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное управление социально-культурной сферой















Контрольная работа

Государственное управление социально-культурной сферой

Содержание

1. Организация государственного управления образованием

. Организация государственного управления наукой

. Организация государственного управления здравоохранением

. Организация государственного управления в области социальной защиты граждан

. Организация государственного управления культурой

Литература

1. Организация государственного управления образованием

Право на образование является конституционным. В соответствии с Конституцией РФ общедоступным и бесплатным являются дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. При этом основное общее является обязательным. Право на бесплатное высшее образование может быть реализовано только на конкурсной основе.

Соответствующее образование обеспечивается в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а так же в негосударственных образовательных учреждениях.

В Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни: основное общее образование; среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование - бакалавриат; высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура; послевузовское профессиональное образование. Цели, достижение которых преследует каждый уровень образования, определены ФЗ "Об образовании".

Образовательная сфера регламентируется следующими правовыми актами: Закон РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" в редакции ФЗ от 13 января 1996 г., Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. "Об утверждении федеральной программы развития образования", от 22 августа 1996 г., Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и др. Так же в данной сфере действуют и подзаконные акты: Положение о Министерстве образования и науки РФ от 15 июня 2004 г.., Положение о лицензировании образовательной деятельности от 18 октября 2000 г., Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения от 2 декабря 1999 г.., Типовые положения об учреждении начального профессионального образования, об общеобразовательном учреждении, об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), государственные образовательные стандарты и др.

Система органов государственного управления образованием

Управление образованием осуществляют различные государственные и муниципальные органы. Разграничение компетенции в области образования определяется: между федеральными органами законодательной и исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ законом, регулирующим деятельность Правительства РФ; между федеральными органами исполнительной власти - Правительством РФ; между органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, а также между их органами - законодательством субъектов РФ.

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России), которое в соответствии Положение о нем, обладает функциями и полномочиями по различным вопросам формирования и функционирования системы образования. Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

На Минобрнауки России возложены координация и контроль деятельности подведомственных ему Федерального агентства по образованию и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

В порядке нормативно-правового регулирования Министерство принимает положения по определенным вопросам, входящим в содержание его деятельности в сфере образования. К ним относятся положения: о создании филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования; о порядке замещения должностей работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования; об итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений; о формах получения выпускниками образовательных учреждений золотой и серебряной медали.

К ведению Министерства отнесено регулирование порядка аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных учреждений; формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование), которое согласно Положению о нем, осуществляет функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов. Агентство реализует функции государственного заказчика федеральных целевых программ; организует повышение квалификации и переподготовку научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования, а также государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского образования; определяет для образовательных учреждений профессионального образования, находящихся в его ведении, контрольные цифры приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квоты по целевому приему. Оно размещает на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, государственное задание по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием; открывает аспирантуру и докторантуру в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях. Ему предоставлено право утверждать на установленный срок избранных общими собраниями (конференциями) образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в его ведении, ректоров (директоров), а при наличии вакантной должности ректора возложение его обязанностей на одного из проректоров; давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам своей компетенции и т. д.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособнадзор), которое согласно Положению о ней, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, функции по контролю и надзору в сфере образования.

Служба осуществляет контроль и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования, молодежной политики; за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования. Указанные функции реализуются ею также в процессе лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений и их филиалов. Служба уполномочена подтверждать, признавать и устанавливать эквивалентность документов об образовании, полученных за рубежом, и выдавать соответствующие документы.

Рособрнадзор имеет право организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, необходимых для реализации возложенных на нее функций; пресекать нарушения законодательства РФ; применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере образовательной деятельности.

Данный контроль осуществляется: а) в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных образовательных учреждений, б) в форме плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в таких учреждениях. Плановая проверка может быть проведена не более одного раза в два года, внеплановая - на основании обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, граждан.

Уполномоченные органы в случае выявленного несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности могут направить обязательные для исполнения предписания в образовательные учреждения и их учредителям об устранении такого несоответствия.

В случае неисполнения предписания орган, выдавший лицензию, вправе приостановить действие лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам с указанием срока устранения выявленного нарушения. Если оно не будет устранено в этот срок, лицензия подлежит аннулированию по решению выдавшего ее органа, которое может быть оспорено в суде.

В случаях, предусмотренных законом, они могут приостановить действие выданного ими свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения либо лишить его государственной аккредитации полностью или по отдельным программам. К таким случаям относятся: неисполнение предписания об устранении несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся соответствующему федеральному стандарту или федеральным государственным требованиям, либо несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности; неисполнения предписания об устранении нарушения образовательным учреждением установленных показателей его деятельности, необходимых для определения его вида и категории; нарушение образовательным учреждением законодательства РФ в области образования, повлекшего за собой неправомерную выдачу документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации либо иного нарушения прав и свобод обучающихся; аннулирования лицензии.

По согласованию с учредителями образовательное учреждение вправе подать заявление о повторной государственной аккредитации не ранее чем через год после отказа в государственной аккредитации, лишения его государственной аккредитации.

Основаниями для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о направлении в образовательное учреждение, обязательного для исполнения предписания также могут быть решения общего собрания родителей; обучающихся; органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное образовательное учреждение, - в отношении образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы, или образовательного учреждения дополнительного образования детей; представление органа службы занятости населения - в отношении образовательного учреждения, реализующего профессиональные образовательные программы.

Министерство образования и науки России и названные федеральные служба и агентство осуществляют свою деятельность во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти, местного самоуправления, профильными научными организациями, общественными объединениями.

В субъектах РФ в качестве специализированных органов, ведающих сферой образования, выступают министерства или комитеты, департаменты или управления. Несмотря на разные наименования, данные органы выполняют одинаковые функции и являются единственными специализированными органами, занимающимися вопросами образования на территории субъекта федерации.

К компетенции органов управления образованием субъектов РФ относятся: разработка и реализация региональных программ развития образования, в том числе международных, учитывая при этом национальные и региональные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности; формирование государственных органов управления образованием, назначение руководителей этих органов; создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование их деятельности; установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов; установление дополнительных (к федеральным) требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; организация издания учебной литературы, разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин; организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров; обеспечение соблюдения законодательства в области образования, контроль за исполнением государственных образовательных стандартов и т.д.

Федеральный закон "Об образовании" установил полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования. К их полномочиям в данной области относится организация общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. На них возложен учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования; опека и попечительство.

Указанные органы имеют право создавать и ликвидировать муниципальные органы управления образованием, контролировать их работу и т.д.

В г. Москве и г. Санкт-Петербург полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области образования устанавливаются законами этих субъектов.

. Организация государственного управления наукой

Экономическое, социальное, политическое положение нашего государства во многом зависит от уровня и состояния развития науки, поскольку она является составной частью (элементом) всех отраслей, сфер государственного управления, оказывая непосредственное влияние на их развитие. Управление наукой сводится к созданию научных коллективов, подготовке для них научных кадров, оказанию материальной и технической помощи, государственной поддержки названных коллективов, учету результатов научных исследований, внедрению их в производство и практику и т. п.

Наука делится на фундаментальную, прикладную (отраслевую, ведомственную) и вузовскую, каждая из которых решает свои задачи и имеет свои особенности.

Фундаментальная наука сосредоточена и осуществляется Российской Академией наук и входящими в ее структуру отраслевыми академиями наук. Являясь ведущим научным учреждением страны.

Прикладная наука сосредоточена и осуществляется отраслевыми академиями наук и другими научными организациями, осуществляющими прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники, внося тем самым большой вклад в развитие науки (отраслевая наука). А так же прикладная наука сосредоточена и развивается в системах соответствующих федеральных органов исполнительной власти (МВД, ФСБ, МО, и др.), органов исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют руководство ведомственными научно-исследовательскими организациями, (ведомственная наука)

Вузовская наука осуществляется высшими учебными заведениями и решает острые вопросы научно-технического прогресса в стране, ее социально-экономического развития, становления производства в соответствии с современными рыночными требованиями.

Специальным правовым актом, в соответствии с которым строится деятельность по управлению наукой, является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. "О науке и государственной научно-технической политике", который под научной (научно-исследовательской) деятельностью понимает деятельность, направленную на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека; общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач (ст. 2 Закона).

Согласно Конституции РФ (ст. 72) вопросы науки относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Система органов управления наукой

В соответствии со ст. 114 Конституции РФ и ст. 17 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области науки, Разработку и осуществление мер государственной поддержки Развития науки, особенно фундаментальной, а также имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки. Оно также определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области формирования, реализации единой государственной научнотехнический политики, утверждает федеральные научные и научно-технические программы и проекты по приоритетным направлениям развития науки.

Управление наукой осуществляют Министерство образования и науки РФ, а так же, находящиеся в ведении, Министерства: Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Другие органы исполнительной власти, в системе которых имеются научные учреждения и вузы, Российская академия наук, отраслевые академии наук и др.

Министерство образования и науки РФ (Роснаука), согласно Положению о нем, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в научной, научно-технической и инновационной сфере деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности.

Решая возложенные на него задачи, Минобрнауки России осуществляет нормативное регулирование вопросов подготовки научно-педагогических кадров; определения должностей научных работников; развития многоуровневой непрерывной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации научных кадров; формирование материально-технической, экспериментальной и приборной базы науки, создания федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием и др. Оно определяет порядок представления кандидатур для назначения на должности атташе по науке и технике, кандидатур сотрудников групп по науке и технике в представительствах РФ за рубежом; присуждения премий Президента РФ в области науки и техники; создания и развития инновационной инфраструктуры; принимает положения об аспирантуре и докторантуре в научных организациях независимо от ведомственной принадлежности; обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в области науки.

Министерство принимает нормативные правовые акты, относящиеся к сферам деятельности различных научных фондов.

Федеральное агентство по науке и инновациям, которое в соответствии с Положением о нем, осуществляет функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности,

В эту сферу включается деятельность федеральных центров наук и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования оборудованием, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения, а также информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

В компетенцию Роснауки входит ведение единого реестра результатов открытых НИР и ОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета, реестра отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; осуществление распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности, другие научно-технические результаты, созданные за счет средств названного бюджета; финансирование закупки образцов приборов, оборудования, научно-технической литературы и лицензий, а также функций государственного заказчика федеральных научно-технических программ и т.д. На него возложено организация разработки прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, подготовки заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических программ; выдача иностранным и российским заявителям разрешения на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море РФ, в ее исключительной экономической зоне и на ее континентальном шельфе.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) в соответствии с Положением о ней осуществляет функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов РФ, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе в рамках международного научно-технического сотрудничества.

Роспатент осуществляет прием заявок на объекты интеллектуальной собственности, осуществляет их рассмотрение, экспертизу и выдает в установленном порядке патенты на изобретение, полезную модель, промышленный образец, на товарный знак, знак обслуживания, на право пользования наименованием места происхождения товара, на общеизвестный товарный знак, свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем. Осуществляет регистрацию договоров о передачи права пользования объектами интеллектуальной собственности. Осуществляет аттестацию и регистрацию патентных поверенных Российской Федерации, а также выдачу им регистрационных свидетельств.

Служба публикует сведения о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности; об их официальной регистрации; о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты интеллектуальной собственности и т.д.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, согласно Положению о ней, осуществляет контроль и надзор за исполнением законодательства в области науки, научно-технической деятельности, аттестации научных и научно-педагогических кадров; деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), ученых (научно-технических) советов научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий работникам научных учреждений и организаций.

В пределах своей компетенции Служба осуществляет лицензирование, аттестацию научных организаций, образовательных учреждений по всем реализуемым ими образовательным программам; рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора или доцента по кафедре; создает диссертационные советы, приостанавливает или прекращает их деятельность на основании заключения Высшей аттестационной комиссии; подтверждает, признает и устанавливает эквивалентность документов об ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в РФ и выдает соответствующие документы на основе заключения Высшей аттестационной комиссии. Ей предоставлено право осуществлять проверку деятельности научных организаций; пресекать факты нарушения законодательства в рассматриваемой сфере деятельности и применять меры ограничительного, предупредительного, профилактического характера, направленных на недопущение и пресечение нарушений в подведомственной сфере деятельности.

Высшая аттестационная комиссия Минобрнауки РФ (ВАК России). Положение о ней, ее основными задачами являются обеспечение единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров, содействие улучшению качественного состава научных и научно-педагогических кадров, повышение эффективности их подготовки и использования. На нее возложено руководство работой диссертационных советов, выдача заключения об их создании, приостановлении или прекращении деятельности. Она проводит анализ защищенных диссертаций, заслушивает отчеты руководителей диссертационных и ученых (научно-технических) советов с целью изучения и обобщения опыта их работы и совершенствования их деятельности.

На основании ходатайства соответствующего диссертационного совета ВАК России принимает решения о присуждении ученой степени доктора наук; о выдаче дипломов кандидата наук. Она принимает также решения о присвоении ученых званий профессора или доцента по специальности, о лишении (восстановлении) указанных ученых степеней и званий.

На ВАК России возложена важная функция по разработке и подготовке предложений по формированию сети диссертационных советов с учетом потребностей подготовки и аттестации научных кадров, вносимых в номенклатуру специальностей научных работников и т.д.

Важная роль в управлении наукой, организации научной деятельности отводится академиям наук. К ним относятся Российская академия наук и отраслевые академии наук (Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств. Все они имеют государственный статус, т. е. являются государственными академиями наук - некоммерческими организациями. Они создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента РФ или Правительства РФ и финансируются из средств федерального бюджета. В их состав входят научно-исследовательские институты, научные лаборатории, конструкторские бюро и другие научные организации.

Российская академия наук представляет собой высшее научное учреждение, некоммерческую самоуправляемую научную организацию, призванную проводить фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, гуманитарных и общественных наук. Ей предоставлено право участвовать в координации фундаментальных научных исследований, которые выполняются научными организациями и образовательными; разработка прогнозов технологического развития мировой экономики и определение места и роли РФ на рынке наукоемкой продукции; учреждениями высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета.

. Организация государственного управления здравоохранением

власть управление социальный образование

В Российской Федерации здоровье людей охраняется Конституцией РФ (ст. 7). Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Охрана здоровья граждан - важнейшая задача государства как социальной политической организации.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с внутренним законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Общие вопросы здравоохранения относятся к совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов (п. "д", "е", "ж" ст. 72 Конституции РФ). Компетенция РФ и ее субъектов, а также органов местного самоуправления закреплена в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан.

Система охраны здоровья включает в себя государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения, каждая из этих систем имеет свою структуру.

К муниципальной системе относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности учреждения, аналогичные тем, которые входят в государственную систему здравоохранения.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.

Охрана здоровья граждан базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ и Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, принятыми 22 июля 1993г. К ним относятся: бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-санитарной помощи; социальная защищенность в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Система органов исполнительной власти и основы их компетенции в области здравоохранения определены Конституцией РФ, Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. Важное значение для их деятельности имеют Закон РФ от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан РФ, Федеральный закон "О предупреждении распространения в РФ заболевания, называемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" от 30 марта 1995 г., Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г.,, Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 г. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ, утвержденная Правительством РФ 5 ноября 1997 г., Концепция охраны здоровья населения на период до 2006г., утвержденная Правительством РФ 31 августа 2000 г., Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 года)", утвержденная постановлением Правительства РФ от 10 мая 2007 г. № 280 и другие нормативные правовые акты.

Система органов государственного управления здравоохранением

Общее руководство здравоохранением осуществляют Президент РФ и Правительство РФ, которое обеспечивает проведение в РФ государственной политики в области здравоохранения. Оно утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения; в пределах, предусмотренных законодательством, координирует в области охраны здоровья граждан деятельность органов государственного управления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России), в соответствии с Положения о нем, является федеральным органом исполнительной власти, в сферу деятельности которого входит непосредственное руководство здравоохранением в стране. Министерство осуществляет функции по: выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека опасных факторов физической и химической природы, курортного дела.

В ведении Министерства находятся: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федерального медико-биологического агентство, а также Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В порядке нормативно-правового регулирования Министерство утверждает положения о территориальных органах федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных ему; квалификационные требования к работникам и номенклатуру специальностей в сфере, отнесенной к его компетенции; методические рекомендации по вопросам обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, связанной с повышенной опасностью; перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности; об оказании первичной медико-санитарной, а также скорой медицинской помощи и др.

Министерство осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, предоставление услуг в области курортного дела, организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, оказание протезно-ортопедической помощи и т.д.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая в соответствии с Положения о ней, занимается вопросами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: Она участвует в формировании направлений государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ в этой области; проводит санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, испытания, научные исследования в области санитарно-эпидемиологического благополучия.

Роспотребнадзор, в пределах своей компетенции, выполняет функцию государственного санитарно-эпидемиологического нормирования в соответствии с Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденном Правительством РФ 24 июля 2000 г.. основная задача нормирования - это установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания В частности, требования к планировке и застройке городских и сельских поселений; пищевым продуктам; организации питания населения; водным объектам, условиям труда и т.д. Утвержденные санитарные правила и нормы обязательны для выполнения на всей территории страны всеми государственными органами, государственными и негосударственными организациями, их должностными лицами и гражданами.

Контрольно-надзорные функции она реализует также в процессе осуществления лицензионной и регистрационной деятельности. На нее возложены: выдача лицензий на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; регистрация впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ; отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека; отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию РФ и пр.

Роспотребнадзор имеет право проверять деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по вопросам выполнения требований санитарного законодательства. В установленной сфере она вправе пресекать выявленные нарушения законодательства РФ; применять предусмотренные им меры ограничительного, предупредительного, профилактического характера, направленные на недопущение и ликвидацию последствий этих нарушений.

Особой разновидностью контроля в сфере здравоохранения является государственный санитарно-эпидемиологический надзор, задачами которого являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения РФ, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также гигиеническое воспитание и обучение граждан.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор сформирован и функционирует в соответствии с ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Положением об осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2005 г. № 569, а также другими нормативными правовыми актами.

Данный надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную системы.

Федеральное медико-биологическое агентство, на которое возложены функции по организации и осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора в отдельных отраслях промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях, а также мер, направленных на выявление особо опасных факторов физической, биологической и химической природы и устранение их влияния; оказанию государственных услуг в сфере медикосанитарного обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия по вопросам своей компетенции и т. д.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравсоцнадзор), которая в соответствии с Положение о ней, осуществляет надзор за фармацевтической деятельностью; соблюдением Государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения. Она осуществляет контроль за порядком производства медицинской экспертизы, установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; порядком организации и осуществления медикосоциальной экспертизы, а также за осуществлением судебномедицинских и судебно-психиатрических экспертиз. Ее контрольные функции осуществляются по вопросам производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности, оборота и порядка использования лекарственных средств, а также оборота и порядка использования изделий медицинского назначения; соблюдения стандартов качества медицинской помощи.

Контрольно-надзорные функции реализуются в процессе выдачи ею лицензий на осуществление медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи, по производству лекарственных средств и медицинской техники; разрешений на применение новых медицинских технологий; проведение клинических исследований лекарственных средств; на ввоз в РФ и вывоз из нее лекарственных средств; регистрации лекарственных средств и изделий медицинского характера; ведения государственного реестра лекарственных средств; перечня учреждений здравоохранения, имеющих право проводить клинические исследования лекарственных средств.

Служба осуществляет проверку деятельности организаций здравоохранения, аптечных учреждений, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения. Сотрудники Службы в праве беспрепятственно входить на подконтрольные объекты, изымать образцы лекарственных средств; снимать копии с документов и др. полномочия.

В систему органов государственного управления здравоохранением входят федеральные органы государственной власти, имеющие в своем ведении учреждения здравоохранения. Медицинские службы имеют многие министерства и ведомства: Минобороны, МВД, ФСБ и др., которые определяют их структуру и осуществляют управление ими. Но, несмотря на это, данные учреждения действуют в общем правовом режиме, установленном правовыми актами, относящимися к учреждениям здравоохранения.

Государственное управление здравоохранением в субъектах осуществляют министерства, департаменты, главные управления, отделы здравоохранения и др. Несмотря на разные наименования эти органы выполняют одинаковые функции связанные с осуществлением федеральной государственной политики в области здравоохранения; разработкой и реализацией программы соответствующих субъектов РФ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи и другим вопросам охраны здоровья граждан. К их компетенции относится осуществление мер по развитию сети учреждений государственной системы здравоохранения на соответствующей территории.

Органы управления здравоохранением субъектов РФ участвуют в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Им поручена координация деятельности субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; охрана семьи, материнства, отцовства и детства. На них возложена реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья в чрезвычайных ситуациях.

На уровне местного самоуправления, органы местного самоуправления осуществляют задачи и функции, подобные тем, которые возложены на государственные органы. В их обязанности входит обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; проведение профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий. На них возложены координация и контроль деятельности учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, контроль за качеством оказываемой медицинской помощи в частной системе здравоохранения. Они осуществляют меры по охране семьи, материнства, отцовства и детства.

. Организация государственного управления в области социальной защиты граждан

В соответствии с Конституцией РФ Российская федерация есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Основными направлениями социально политики являются; охрана труда и здоровья людей; установление гарантированный минимального размера оплаты труда; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособия и пр.

В реализации государственной политики социальной защиты граждан участвуют различные органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Основными нормативными актами в области государственного управления социальной защиты граждан являются: Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в РФ" от 10 декабря 1995 г., Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 г., Федеральный закон "О ветеранах" от 12 января 1995 г., Федеральный закон "О занятости населения РФ" в редакции ФЗ от 20 апреля 1996 г., Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 г., Федеральный закон "Об основах охраны труда в РФ" от 17 июля 1999 г., Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15 декабря 2001 г., Федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 г. и другие нормативные акты.

Система органов государственного управления в области социальной защиты граждан

Президент РФ, осуществляет общее руководство и определяет основные направления социальной политики, социальной защиты граждан.

Правительство РФ, обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья; содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики и пр.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ, согласно Положению о нем, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития, труда, защиты прав потребителей, включая вопросы уровня жизни и доходов населения, демографической политики, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, социальной защиты населения, семьи, женщин и детей.

Министерство закрепляет квалификационные требования к работникам социальной сферы и номенклатуру специальностей; принимает Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов, служащих; определяет размеры тарифных ставок и разряды оплаты труда Единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы и пр. В этой области оно определяет перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда; порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда; принимает положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве и иных нормативов в области охраны труда; определяет порядок регистрации соглашений и коллективных договоров.

Минздравсоцразвития России определяет порядок финансирования мероприятий по повышению занятости населения и социальной поддержке безработных граждан; порядок исчисления среднего заработка для определения размеров пособий по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости; принимает акты о выдаче заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников. Оно определяет перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организации, в которых она может проходить.

Министерство определяет порядок ведения пенсионной документации, подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, за выслугу лет и закрепляет правила обращения за пенсией и т. д. В содержание его деятельности входит определение порядка заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, диспансерного наблюдения и лечения несовершеннолетних в детской и подростковой службах, разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалидов; разработка и утверждение нормативов оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению и т.д.

В пределах своей компетенции Министерство координирует деятельность Пенсионного фонда РФ, фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и осуществляет проверку их деятельности.

В ведении Министерства находятся: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, которые реализуют полномочия в данной области.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка. Согласно Положению о ней, она осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг. Ее контрольные функции реализуются в процессе регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовленных на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельные виды продукции, продукты, представляющие потенциальную опасность для человека, в том числе впервые ввозимые на территорию РФ; лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате радиационных катастроф и инцидентов. В пределах своей компетенции она осуществляет проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

В установленной сфере деятельности Служба имеет право пресекать нарушения нормативных правовых актов; применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение, ликвидацию последствий этих нарушений, и т.д.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, которая в соответствии с Положение о ней осуществляет функции по контролю и надзору в сфере социального развития за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания различных категорий граждан; регистрацию предельных отпускных цен на жизненно важные и необходимые лекарственные средства; проверку деятельности организаций, осуществляющих социальную защиту населения, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты населения, и т.д.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), которая в соответствии с Положением о ней выполняет функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, а также по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

На Роструд возложен контроль и надзор за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; анализ состояния и причин производственного травматизма и разработка предложений по его профилактике. Она осуществляет подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу.

Роструд осуществляет реализацию мер активной политики занятости населения, федеральных программ в сфере занятости населения, территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения. Она осуществляет контроль и надзор за осуществлением органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий РФ в области содействия занятости населения, за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым данными органами в указанной области; информирование о правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы; согласовывает схему размещения государственных учреждений службы занятости населения субъектов РФ и т.д.

По вопросам своей компетенции Служба вправе проводить проверки, обследования подконтрольных объектов. При обнаружении в процессе проведения проверок нарушений она выявляет причины и обстоятельства их совершения, дает обязательные для исполнения предписания об устранении правонарушений, причин и условий, способствующих их совершению, составляет протоколы об административных правонарушениях.

Роструд обобщает практику применения и анализ причин нарушений трудового законодательства, законодательства о занятости, альтернативной гражданской службе и готовит предложения по его совершенствованию.

Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 27 октября 2006 г. № 274 с 1 января 2007г. территориальные органы по вопросам занятости населения реорганизованы путем их преобразования в органы государственной власти субъектов РФ. Таким образом, в области занятости населения значительными функциями и полномочиями наделены органы исполнительной власти субъектов РФ.

На них возложена регистрация безработных граждан, а также иных граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы; информированием о положении на рынке труда в субъекте РФ; организацией профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, профессионального обучения; психологической поддержкой, профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации безработных граждан; осуществлением социальных выплат гражданам, признанным безработными; организацией проведения оплачиваемых общественных работ, временным трудоустройством несовершеннолетних граждан; социальной адаптацией безработных граждан на рынке труда.

Значительная роль в области управления социальной защитой граждан принадлежит органам местного самоуправления. В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления осуществляют управление учреждениями социального обеспечения. Они назначают и выплачивают пенсии и пособия, осуществляя при необходимости доплаты к ним из собственных и привлеченных средств. На них возложены функции по выявлению и учету лиц, которым необходима материальная поддержка и которая осуществляется за счет средств местного бюджета. В целях социальной защиты граждан они формируют фонд социальной защиты населения, распоряжаются его средствами в соответствии с его целевым назначением и принимают необходимые меры по его пополнению. В пределах своей компетенции они предоставляют льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей и др. полномочия.

. Организация государственного управления культурой

Согласно Конституции РФ (ст. 44) каждый гражданин имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство при этом гарантирует каждому гражданину свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Вместе с тем оно возложило на граждан обязанность заботиться о сохранении культурного наследия, а также беречь памятники истории и культуры. Права и свободы граждан в области культуры являются конституционными.

Конституция РФ (ст. 71, 72), относит сферу культуры как к исключительному ведению РФ, так и к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Государственное управление области культуры осуществляется многообразной системой органов государственной. В то же время управленческими полномочиями в дано сфере обладают и органы местного самоуправления.

Основными нормативно-правовыми актами в данной области являются: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации", Федеральный закон от 1 декабря 1995г. "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ", Федеральные закон "О государственной поддержке кинематографии РФ" Федеральный закон от 22 августа 1996 г., Федеральные закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ" Федеральный закон от 15 апреля 1998 г., "О народных художественных промыслах" Федеральный закон от 6 января 1999 г.,

Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" Федеральный закон от 25 июня 2002 г., Федеральный закон "О библиотечном деле" от 23 января 1994 г. и др.

Система органов государственного управления культурой Совет при Президенте РФ по культуре и искусству

Данный орган является консультативным. Он создан для информирования Президента РФ о положении дел в области культуры и искусства, обеспечения его взаимодействия с творческими союзами, организациями культуры и искусства, представителями творческой интеллигенции, выработки предложений Президенту РФ по актуальным вопросам государственной политики в области культуры и искусства.

Правительство РФ обеспечивает государственную поддержку и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов РФ, проведение единой государственной политики в области культуры; осуществляет регулирование и государственный контроль в области международного культурного сотрудничества и т.д.

Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России), которое осуществляет функции по выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав, а также по нормативно-правовому регулированию в названных сферах, за исключением сферы охраны культурного наследия, контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав,

Министерство определяет порядок хранения исходных материалов национальных фильмов и кинолетописи; формирования, учета, сохранения и использования Музейного фонда РФ, а также порядок деятельности музеев в РФ; перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и вывозу их из РФ; перечни документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения.

К компетенции Минкультуры России относятся разработка и реализация федеральных целевых программ развития культуры и искусства, в том числе кинематографии. Оно принимает участие в разработке и реализации иных федеральных и межгосударственных программ по вопросам его компетенции, вносит предложения о включении объектов исторического и культурного наследия в Государственный список недвижимых памятников истории и культуры федерального значения, а также в Свод всемирного наследия ЮНЕСКО, об отнесении историко-культурных и природных комплексов, архитектурных ансамблей и сооружений, организаций культуры, а также других объектов к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ.

Минкультуры России осуществляет также функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии. На него возложено ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов РФ, Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, электронной базы данных всех перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ культурных ценностей, предназначенных для обмена, Государственного каталога Музейного фонда РФ, государственного регистра фильмов.

В пределах своей компетенции Минкультуры России выдает учреждениям культуры разрешения на использование дубликатов перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ культурных ценностей для культурного обмена с иностранными организациями; прокатных удостоверений на фильмы, созданные в РФ или приобретенные за рубежом для проката в РФ; удостоверений национального фильма.

По вопросам своей компетенции Министерство координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти. В ведении Минкультуры России находятся Федеральное архивное агентство, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.

Федеральное архивное агентство (Росархив), которое в соответствии с Положением о нем, осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела.

Росархив осуществляет организацию информационного обеспечения граждан и их объединений, органов государственной власти и местного самоуправления и организаций на основе документов Архивного фонда РФ и других архивных фондов; организует экспертизу; архивных документов, заявленных к вывозу за пределы РФ.

В пределах своей компетенции Агентство ведет государственный учет документов Архивного фонда РФ, Государственный реестр уникальных документов данного фонда. Оно осуществляет меры по обеспечению преимущественного права РФ на покупку архивных документов, находящихся в частной собственности, в случае их аукционной или комиссионной продажи; экспертизу проектов национальных стандартов в области архивного дела; обеспечение соблюдения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, а также контроль сроков возврата архивных документов, временно вывезенных за пределы РФ, и т.д.

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура), которая в соответствии с Положением о ней, осуществляет функции по охране культурного наследия, авторского и смежного права. В этой связи, она осуществляет государственную аккредитацию организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами; лицензирование в установленной сфере деятельности; функции по реставрации объектов культурного наследия, аттестации экспертов по культурным ценностям.

Важнейшей функцией Росохранкультуры является контроль и надзор за деятельностью аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами; за вывозом из РФ и ввозом на ее территорию культурных ценностей; за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной культурного наследия народов РФ; за хранением и использованием отнесенных к культурному наследию народов РФ библиотечных фондов и кинофонда, сохранностью перемещенных культурных ценностей и их учетом. В ее ведении находится проведение экспертиз культурных ценностей, заявленных к вывозу и временному вывозу, а также при возврате после их временного вывоза. На нее возложена регистрация культурных ценностей, ввозимых и временно ввозимых на территорию РФ, задержанных или конфискованных таможенными и другими правоохранительными органами; факты пропажи, утраты, хищения культурных ценностей.

Росохранкультура принимает решения о возможности вывода или временного вывоза культурных ценностей из РФ, выдает юридическим и физическим лицам свидетельства на право их вывоза и временного вывоза с территории РФ; заключает договоры о возврате вывозимых культурных ценностей с лицами, ходатайствующими о временном их вывозе.

Функции контроля реализуются Росохранкультурой также в процессе государственной аккредитации, лицензирования, согласования, регистрации, выдачи разрешений по вопросам и в пределах своей компетенции в рассматриваемой сфере деятельности. По итогам контроля Служба вправе давать обязательные для исполнения предписания о прекращении действий, влекущих повреждение, разрушение, уничтожение или перемещения объекта культурного наследия, а также изменение его облика; применять меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений со стороны юридических и физических лиц требований в установленной сфере деятельности, и т.д.

В субъектах РФ действуют органы государственного управления культурой различных наименований: министерства культуры, управления или департаменты культуры и др. Несмотря на разницу в их наименовании они выполняют одинаковые функции в пределах субъекта федерации. К их ведению относится осуществление федеральной политики в области культуры, разработка на ее основе региональных и иных программ сохранения и развития культуры, их реализация, финансовое и материально-техническое обеспечение; создание, реорганизация и ликвидация организаций и учреждений культуры; формирование фондов развития культуры; информационное обеспечение культурной деятельности, введение статистического учета в этой сфере. В их компетенцию входит организация охраны и обеспечения объектов культурного наследия регионального значения; библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов РФ; создание и поддержка государственных музеев, учреждений искусства; поддержка народных художественных промыслов, региональных и местных национально-культурных автономий, изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности. На них возложен контроль за исполнением законодательства о культуре и т. д.

На уровне муниципальных образований органы местного самоуправления организуют на своей территории библиотечное обслуживание населения; создают условия для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры; обеспечивают охрану и сохранение объектов культурного наследия. Они формируют местные бюджеты и фонды развития культуры; разрабатывают и принимают местные нормативы финансирования культуры; осуществляют регулирование отношений собственности в области культуры. Органы местного самоуправления наделены полномочиями по созданию, реорганизации и ликвидации муниципальных организаций культуры, они назначают руководителей данных организаций.

Литература

. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2013). - Справочная система гарант.

. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (ред. от 27.09.2005). - Справочная система Гарант.

. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ (ред. от 02.11.2004). - Справочная система Гарант.

. Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ (ред. от 29.06.2004). - Справочная система Гарант.

. Федеральный закон "О беженцах" от 19 февраля 1993 года N 4528-1 (ред. от 22.08.2004). - Справочная система Гарант.

. Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 года N 4530-1 (ред. от 23.12.2003). - Справочная система Гарант.

. Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 года N 5242-1 (ред. от 02.11.2004). - Справочная система Гарант.

. Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года N 2124-1 (ред. от 21.07.2005). - Справочная система Гарант.

. Закон Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 года N 4866-1 (в ред. от 14.12.95). - Справочная система Гарант.

. Административное право. / Учебник. Под ред. Д.Н. Бахрах, Изд. - М.: БЕК, 2014.

. Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов, МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Зерцало, 2014.

. Бахрах Д.Н. Административное право. - М.: издательский дом "ИНФРА-М", 2005.

. Воронин А.Г, Лапин В.А., Широков А.Н. Основы административного права. Учебное пособие. - М.: Дело, 2014.

. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 2014.

. Писарев А.Н. Административное право РФ: Учеб. пособие. - М.: Ин-т международного права и экономики. Изд-во "Триада, Лтд", 2014.

Похожие работы на - Государственное управление социально-культурной сферой

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!