Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




Министерство образования и науки Красноярского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Сосновоборский автомеханический техникум»











ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема дипломной работы: Источники, порядок формирования и учет накопительной части пенсии


Автор дипломной работы: Майдобурова Наталья Александровна

Специальность: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Группа:332 кэп-12

Руководитель работы: Козлова В.Н









Содержание


Введение

. Сущность накопительной пенсии в России

.1 Правовой аспект накопительной части пенсии в России

.2 Порядок формирования накопительной части трудовой пенсии

.3 Опыт формирования пенсионных накоплений за рубежом

. Анализ состояния пенсионного учета на предприятии

.1 Общая характеристика предприятия

.2 Исследование системы пенсионного учета

.3 Учет накопительной части пенсии

. Пути совершенствования системы учета накопительной части (на исследуемом предприятии)

.1 Проблемы формирования и учета накопительной части трудовой пенсии.

.2 Причины возникновения проблемы и формировании и учета накопительной части трудовой пенсии

.3 Предложения по решению проблемы формирования и учета накопительной части трудовой пенсии

Заключение

Список литературы



Введение


«Накопительная пенсия», «накопительная часть трудовой пенсии» все это понятия синонимы, современной пенсионной системы. Они были введены с началом пенсионной реформы в 2002 году и прочно вошли в сознание наших граждан. Сегодня мало найдется людей, которые не слышали или не знают о накопительной части пенсии. Государство провозгласило курс на формирование мотивации у граждан к накоплению на пенсию в течение всей трудовой деятельности. В Федеральном законе №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», принятом перед началом пенсионной реформы, понятие пенсионные накопления изложено было так: «пенсионные накопления - совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий и дохода от их инвестирования;». Потом с внедрением программы государственного со финансирования появилось дополнение в данное понятие «дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на со финансирование формирования пенсионных накоплений». [1]

Накопительная часть трудовой пенсии - это та часть будущей пенсии застрахованного лица, на которую поступают 6% от страховых взносов работодателя за каждого работающего гражданина, а всего работодатель перечисляет в ПФР с 1 января 2012 г. 22% от заработной платы работника (за работника, имеющего годовой доход свыше 512 000 руб. работодатель, начиная с 2012 г., перечисляет в ПФР дополнительно 10% с суммы превышающей указанную нормативную величину). Однако, государство не только обеспечило формирование самой накопительной части пенсии, но и предоставило гражданам право управления этой самой частью, разрешив гражданам распорядиться накопительной частью в ходе ее инвестирования. По федеральному закону №111-ФЗ от 24 июля 2002 года «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право выбрать тот или иной механизм инвестирования своей накопительной части пенсии. Либо передать ее в управление рыночной инвестиционной компании, либо перевести в негосударственный пенсионный фонд, либо оставить в Пенсионном фонде РФ под управлением Государственной управляющей компании.

Варианты управления накопительной частью трудовой пенсии:

Первый вариант - оставить пенсионные накопления в Пенсионном Фонде РФ под управлением государственной управляющей компании.

Второй вариант - в лице управляющей компании может быть выбрана частная Управляющая компания (УК). При выборе данного варианта накопительная часть пенсионных сбережений будет храниться в основном Пенсионном Фонде РФ, однако управление средствами будет производиться выбранной негосударственной Управляющей компанией. Как правило, за счет большего количества вариантов инвестирования такие Управляющие компании предлагают более высокую последующую доходность. Стоит отметить, что управлять накопительной частью пенсионных сбережений могут лишь те компании, которые ранее заключили договор с Пенсионным фондом РФ.

Третий вариант - управление накопительной частью трудовой пенсии производится под контролем Негосударственного пенсионного фонда (НПФ). В данном случае хранение накопительных сбережений происходит не в Пенсионном Фонде РФ, а непосредственно в НПФ. Инвестирование полученных на хранение средств НПФ может как самостоятельно, так и через Управляющую компанию, с которой заключен соответствующий договор на право осуществления данной деятельности.

Накопительная часть пенсии, по сути, является разновидностью страховой. Она финансируется за счет части страхового тарифа, выделяемой для более молодых возрастных групп из 14%-ного страхового взноса.

Цель работы изучение порядка формирования и учета накопительной части пенсии.

В соответствии с поставленной целью в работе обозначены следующие задачи:

1. рассмотреть понятие пенсионного накопления и общие положения расчета накопительной части пенсии;

. изучить порядок формирований накопительной части пенсии.

. выявить проблемы формирования и учет накопительной части пенсии

Объектом исследования является предприятие ООО «Пентар».

Предмет: порядок формирования и учет накопительной части пенсии на ООО «Пентар».



. Сущность накопительной пенсии в России


.1 Правовой аспект накопительной части пенсии в России


С 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года работодатель уплачивал обязательные страховые взносы следующим образом:

за мужчин 1953-1966 г.р. и женщин 1957-1966 г.р. в размере 2% от заработной платы;

за мужчин и женщин 1967 г.р. и моложе - 2-4% от заработной платы.

Начиная с 1 января 2005 года, в связи с изменениями налогового кодекса, работодатель за мужчин 1953-1966 г.р. и женщин 1957_1966 г.р. страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии больше не уплачивает, а за мужчин и женщин 1967 г.р. и моложе уплачивает в размере 4% от заработной платы. Соответственно, у работников 1967 г.р. и моложе накопительная пенсия продолжает формироваться за счет страховых взносов и инвестиционного дохода, у остальных - только за счет инвестиционного дохода.

Все работники, у которых формируется накопительная часть трудовой пенсии, имеют право выбрать частную управляющую компанию (УК) или не выбирать управляющую компанию, оставаясь "молчуном". Они могут также выбрать негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Давайте рассмотрим, что происходит в случае реализации застрахованным лицом указанных прав.

Выбирая частную УК, необходимо учитывать такой правовой аспект: застрахованное лицо не вступает в правовые отношения с УК и потребовать никогда от нее ничего не может. Если застрахованное лицо остается "молчуном", ПФР автоматически передает пенсионные взносы в государственную управляющую компанию (ГУК) - Внешэкономбанк. Это самый консервативный вариант инвестирования. ПФР не несет ответственности за результаты инвестирования - как получится, так и будет. ПФР не имеет возможности оперативно менять управляющие компании, получающие низкие результаты инвестирования, и регулировать их инвестиционные декларации. Не случайно, по итогам 2004 года ПФР сообщил в извещениях, что доход от инвестирования государственной управляющей компанией составил 5,44% годовых, "забыв сообщить", что данный показатель не показывает прирост пенсионных накоплений, а является просто неким индикатором.

По неофициальным данным, ГУК обеспечил прирост пенсионных накоплений в размере 3,55% годовых. Иные взаимоотношения и иные возможности возникают у застрахованного лица, если работник захочет воспользоваться другим предоставленным ему правом - правом перейти из ПФР в негосударственный пенсионный фонд.

Взаимоотношения застрахованного лица и НПФ возникают с момента заключения ими договора об обязательном пенсионном страховании. То есть застрахованное лицо заключает с выбранным НПФ договор обязательного пенсионного страхования, который определяет весь порядок взаимоотношений сторон, в том числе права застрахованного лица и обязанности НПФ перед ним. Негосударственный пенсионный фонд, получив пенсионные накопления обеспечивает ведение пенсионных счетов застрахованных лиц, определяет инвестиционную стратегию и организует процесс инвестирования пенсионных накоплений, назначает и выплачивает накопительную часть трудовой пенсии, осуществляет выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц. Где же здесь застрахованное лицо может получить дополнительные выгоды от сотрудничества с НПФ? В части ведения НПФ пенсионных счетов - это оперативное получение информации о состоянии счета практически в любой момент времени и двусторонний контроль поступления страховых взносов от работодателя.

В части организации инвестирования пенсионных накоплений НПФ освобождает застрахованное лицо от необходимости выбора УК, анализа массы информации, связанной с фондовым рынком и пр. НПФ самостоятельно выбирает лучшие и наиболее надежные УК, вступает с ними в договорные отношения, определяет стратегию инвестирования и несет ответственность за ее результаты. Деятельность НПФ по организации инвестиционного процесса нацелена на конечный результат, а именно - на уровень получаемого инвестиционного дохода.

НПФ имеет возможность как оперативно менять управляющие компании, так и регулировать стратегию инвестирования. НПФ в своих извещениях четко и понятно сообщит клиенту о чистом финансовом результате и проценте инвестиционного дохода. В части назначения и выплаты накопительной пенсии или выплаты пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц клиент получает более высокое качество обслуживания и меньшие сроки назначения накопительной пенсии или меньшие сроки при выплате правопреемникам.

Национальный негосударственный пенсионный фонд с 2004 года заключает с работниками договоры ОПС и принимает обязательства по формированию накопительной пенсии. Инвестиционная стратегия Фонда - умеренно консервативная, направленная на сохранение и прирост пенсионных средств при минимизации фондовых рисков. Управляющие компании, с которыми сотрудничает Фонд,

Национальная УК и УК "СОЛИД-Менеджмент". Контроль за работой Фонда с пенсионными накоплениями осуществляет специализированный депозитарий "Гарант".

Есть все основания быть уверенным в том, что накопительная часть трудовой пенсии, сформированная в Национальном НПФ, составит существенную добавку к вашей трудовой пенсии.

С 2015 года накопительная пенсия по новому пенсионному законодательству перестает быть частью трудовой пенсии и трансформируется в самостоятельный вид пенсии.

Порядок ее формирования, назначения и расчета определяется отдельным Федеральным законом № 424 "О накопительной пенсии" <#"justify">Накопительная пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Средства пенсионных накоплений - совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на со финансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования.

Лица, имеющие право на накопительную пенсию:

. Право на накопительную пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на накопительную пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Условия назначения накопительной пенсии:

1. Накопительная пенсия назначается застрахованным лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно, в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, если размер накопительной пенсии составляет более 5 процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и размера накопительной пенсии, рассчитанной по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Если размер накопительной пенсии составляет 5 и менее процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и размера накопительной пенсии, рассчитанной по состоянию на день назначения накопительной пенсии, застрахованные лица, указанные в статье 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", имеют право на получение указанных средств в виде единовременной выплаты.

. Накопительная пенсия устанавливается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от получения иной пенсии и ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Изменение условий назначения накопительной пенсии, норм установления накопительной пенсии и порядка выплаты накопительной пенсии осуществляется путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Размер накопительной пенсии (Статья 7. Федерального закона №424 "О накопительной пенсии" <#"justify">1. Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия. Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, взносы на со финансирование формирования пенсионных накоплений, а также результат от их инвестирования и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, а также результат от их инвестирования включаются в состав средств пенсионных накоплений и учитываются по выбору застрахованного лица при определении размера накопительной пенсии либо размера срочной пенсионной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".

. Размер накопительной пенсии (НП) определяется по формуле:


НП = ПН / Т,


ПН - сумма средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия. В случае установления застрахованному лицу срочной пенсионной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", средства пенсионных накоплений, исходя из которых рассчитан размер этой выплаты, не учитываются в составе средств пенсионных накоплений, исходя из которых определяется размер накопительной пенсии этому застрахованному лицу;

Т - срок дожития, названный в законе - «количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, применяемого для расчета размера накопительной пенсии и определяемого в соответствии с частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона - :

До 1 января 2016 года ожидаемый период выплаты накопительной пенсии ("срок дожития" - 45-90), применяемый для расчета размера накопительной пенсии, устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев). С 1 января 2016 года продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии ежегодно определяется федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии в соответствии с методикой оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, утверждаемой Правительством Российской Федерации

Примеч. 45-90. Применение параметра "срок дожития" оставлено в новых правилах только для накопительной пенсии. В расчетах страховой части пенсии и фиксированной выплаты он теперь использоваться не будет.

Таким образом, размер накопительной пенсии рассчитывается просто:


Рисунок 1 Расчет накопительной пенсии


. При назначении накопительной пенсии позднее приобретения права на указанную пенсию ожидаемый период выплаты накопительной пенсии сокращается на 12 месяцев за каждый полный год (12 месяцев), истекший со дня приобретения права на назначение указанной пенсии. При этом ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета размера накопительной пенсии, не может составлять с 2015 года менее 168 месяцев.

. При корректировке размера накопительной пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона (этот пункт предназначен в т.ч. для работающих пенсионеров, продолжающих производить отчисления не накопительную часть пенсий - 45-90) ожидаемый период выплаты накопительной пенсии сокращается на 12 месяцев за каждый полный год (12 месяцев), истекший со дня назначения накопительной пенсии. При этом указанный период, в том числе с учетом его сокращения в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, не может составлять с 2015 года менее 168 месяцев (т.е. 14 лет - 45-90).

·Корректировка размера накопительной пенсии (Статья 8. Федерального закона № 424 "О накопительной пенсии" <#"justify">1. Размер накопительной пенсии с 1 августа каждого года подлежит корректировке исходя из суммы поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, которые не были учтены при определении суммы средств пенсионных накоплений для исчисления размера накопительной пенсии при ее назначении или предыдущей корректировке, предусмотренной частью 2 настоящей статьи.

. Корректировка размера накопительной пенсии осуществляется по формуле:


НП = НПк + ПНк / Т,


где НП - размер накопительной пенсии;

НПк - установленный размер накопительной пенсии по состоянию на 31 июля года, в котором осуществляется соответствующая корректировка;

ПНк - сумма средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на 1 июля года, в котором осуществляется соответствующая корректировка. В случае проведения корректировки установленной застрахованному лицу срочной пенсионной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", средства пенсионных накоплений, исходя из которых осуществляется корректировка размера этой выплаты, не учитываются в составе пенсионных накоплений, исходя из которых осуществляется корректировка размера накопительной пенсии этого застрахованного лица;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, применяемого для расчета размера накопительной пенсии,по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующая корректировка.

. Размер накопительной пенсии подлежит корректировке по результатам инвестирования средств выплатного резерва в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".

Вступление в силу Федерального закона №424 "О накопительной пенсии" <#"justify">1. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года.

. Накопительные части трудовых пенсий по старости, установленные гражданам до 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с указанной даты считаются накопительными пенсиями.

. Негосударственные пенсионные фонды в срок до 1 апреля 2015 года уведомляют застрахованных лиц о соответствующем изменении наименования выплаты за счет средств пенсионных накоплений, предусмотренной в договорах об обязательном пенсионном страховании, заключенных между негосударственными пенсионными фондами и застрахованными лицами до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, путем размещения информации об указанном изменении на сайте негосударственного пенсионного фонда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) опубликования ее в средствах массовой информации.


.2 Порядок формирования накопительной части трудовой пенсии

накопительный трудовой пенсия фонд

Следует помнить, что средства пенсионных накоплений накопительной части на индивидуальных лицевых счетах имеют не все застрахованные лица. Напомним, что накопительную часть трудовой пенсии имеют: женщины 1957 года рождения и моложе, мужчины 1953 года рождения и моложе, а также застрахованные лица, вступившие в Программу государственного со финансирования пенсий и перечислявшие взносы <#"justify">1.3 Опыт формирования пенсионных накоплений за рубежом


Организация работы пенсионной системы в подавляющем большинстве зарубежных стран основана на трехуровневой модели пенсионирования, участниками которой являются государство, гарантирующее пенсию на уровне прожиточного минимума, работодатель, который отчисляет дополнительные взносы на индивидуальные счета своих работников, и работник, который формирует пенсии за счет добровольных взносов. Согласно данному подходу именно второй компонент составляет значительную долю в совокупной структуре пенсии гражданина.

В Швейцарии профессиональные пенсионные системы существуют практически в каждой организации. В Швеции коллективные договоры между союзами работодателей и профсоюзами обеспечивают профессиональными пенсиями более 90% работающих. Высок охват такими пенсиями в Нидерландах (более 80 % работающих), в США (70 % работающих), напротив, в Новой Зеландии всего 27% работников получают профессиональную пенсию.

Изучив практику функционирования профессиональных пенсионных систем за рубежом можно выделить общие черты, присущи большинству западных профессиональных систем, и особенности, которые обусловлены национальным законодательством той или иной страны.

К общим чертам можно отнести следующее:

1.В системе профессиональных пенсий плательщиками взносов наряду с работодателями выступают работники. Исключение составляет Швеция, где взносы на профессиональную пенсию выплачивают только работодатели, а в США работники платят лишь в некоторых программах.

2.Пенсионные накопления в рамках системы профессиональных пенсий аккумулируются в выбранном работодателем или работником финансовом институте и далее вкладываются в инвестиционные проекты. Данный механизм позволяет избежать обесценивания накопленных средств к моменту наступления права на получение профессиональной пенсии.

.Как правило, профессиональная пенсия выплачивается при наступлении общеустановленного пенсионного возраста. В последнее время в профессиональных программах некоторых стран (Испания, Швеция, Италия) предусматривается досрочный выход на пенсию, обычно с соответствующим ее перерасчетом в сторону уменьшения.

.Почти все страны Европы предоставляют налоговые льготы на взносы в профессиональные системы. Согласно налоговому законодательству большинства европейских государств работники не платят налоги на взносы работодателей, которые выплачиваются в их пользу, однако существуют различия по объему таких льгот. Большинство стран облагает налогом пенсии, выплачиваемые гражданам. В Бельгии, Германии, Греции, Испании, Великобритании - действует система, при которой налогообложению подлежат только выплаты. В Дании, Италии и Швеции, кроме того, еще облагается налогом доход от инвестиций, а в Люксембурге, наоборот, облагаются только взносы. Так или иначе, существование льготного налогообложения профессиональных пенсионных систем снижает уровень налогов, поступающих в государственный бюджет, тем самым государство косвенно финансирует профессиональных пенсий.

Различия профессиональных пенсионных систем:

1.Существенным различием профессиональных систем между собой является принадлежность той или иной системы к одной из двух моделей. В основе первой заложен отраслевой принцип, что характерно для европейских континентальных стран, в основе второй модели - принцип отдельной компании, что считается англо - американским подходом.

2.В разных странах участие в программе профессионального пенсионного обеспечения носит либо добровольный, либо обязательный характер. В данном различии существуют и свои нюансы, относящиеся к субъекту отношений. Обязательными программы профессиональных пенсий могут быть и для работодателя, и для работника. По закону или в соответствии с отраслевыми коллективными соглашениями, работодатели должны предоставлять профессиональные пенсии своим работникам. Причем к обязательным относятся и те программы профессиональных пенсий, которые работодатели обязаны организовать, хотя участие работников в них носит добровольный характер. Например, в Скандинавских странах, Нидерландах, Канаде взносы являются добровольными, в Австралии, Франции и Швейцарии - обязательными, а в Великобритании и Германии - смешанными.

.Работодатель самостоятельно выбирает одну из двух систем формирования пенсионных накоплений - с установленными взносами или с установленными выплатами. В первом случае размер страховых взносов устанавливается в процентном соотношении к заработку работника, который принимает на себя основной инвестиционный риск, при этом затраты работодателя известны заранее, стабильны и легко им контролируются. В системе установленных выплат работнику гарантируется определенная пенсия, которая зависит от стажа работы, а основные риски несет работодатель. В данном случае общие затраты будут зависеть от инвестиций, текучести кадров на предприятии, роста заработной платы в стране, т.е. могут быть только приблизительно оценены заранее. Крупные работодатели отдают предпочтение схеме с установленными выплатами, что обусловлено получением экономии от масштаба, т.к. данный вид формирования пенсионных накоплений требует постоянной проверки эффективности инвестирования пенсионных накоплений. Малые предприятия чаще используют схему с установленными взносами, что обусловлено прямой зависимостью размера взносов от размера заработка.

Как уже отмечалось, профессиональные пенсионные системы лишь в редких случаях ориентированы на досрочное назначение пенсии. Получение права на досрочную пенсию в рамках профессиональных систем обусловлено системой жестких критериев социального характера. В первую очередь это работа во вредных или тяжелых условиях труда, которая приводит к преждевременному износу рабочей силы, преждевременному старению или профессии, для которых требуются особые физические или психо-физические данные, уменьшающиеся с возрастом (шахтеры, моряки, летчики). Во многих странах, таких как Италия, Австрия, Германия, определяющим фактором, дающим право на назначение досрочной пенсии, является трудовой стаж.

Приведенный анализ профессиональных пенсионных систем в западных странах позволяет выявить положительные стороны трехуровневой система пенсионного обеспечения, в которой значительное место занимает институт профессиональных пенсий. В рамках данной системы профессиональные пенсии являются значимым инструментом привлечения квалифицированных кадров на предприятие, т.к. при найме на работу кандидатом принимается во внимание уровень пенсионных взносов, которые выплачиваются конкурентными организациями. В свою очередь подобная личная заинтересованность работника объясняется тем, что в рамках трехуровневой система пенсионного обеспечения при отказе от выплаты взносов на профессиональную пенсию работник может рассчитывать только на минимальный размер пенсии, гарантируемый государством. Поэтому работник (особенно низкооплачиваемый) заинтересован в уплате взносов на профессиональную пенсию.

Несмотря на столь существенный положительный эффект и для работодателя, и для работника, не следует забывать, что профессиональные пенсии создают работодателям ряд трудностей, среди которых в первую очередь административное бремя и финансовые расходы.

Наиболее значимый вывод приведенного анализа касается роль государства в системе пенсионного обеспечения. В рассмотренных странах государство выполняет скорее административную функцию, либо является гарантом поддержания доходов пенсионера на уровне прожиточного минимума. Именно по этой причине работодатель и работник активно участвуют в формировании пенсионных выплат. При этом необходимость возникновения профессиональных пенсионных систем в большей степени обусловлена структурой национального пенсионного обеспечения, нежели отраслевой спецификой.

Опыт зарубежных стран позволяет проследить отрицательные и положительные последствия функционирования профессиональных пенсионных систем в системе национального пенсионного обеспечения, особенности которого необходимо учитывать в процессе развития института профессиональных пенсий в Российской Федерации.


. Анализ пенсионного учета на предприятии


.1 Общая характеристика предприятия


Компания ООО "ПЕНТАР" зарегистрирована 29 октября 2002 года, регистратор - Инспекция МНС России по г. Железногорску Красноярского края. Полное наименование - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПРОИЗВОДСТВЕННО-СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ПЕНТАР". Компания находится по адресу: 662971, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Андреева, д. 31.

Основным видом деятельности является: "Производство общестроительных работ". Юридическое лицо также зарегистрировано в таких категориях ОКВЭД как: "Разборка и снос зданий, расчистка строительных участков", "Подготовка участка для горных работ". Основная отрасль компании: "Специализированные организации, осуществляющие монтажные работы". Должность руководителя компании - директор. Организационно-правовая форма (ОПФ) - общества с ограниченной ответственностью. Тип собственности - частная собственность.


ОГРН1022401410514ИНН2452020415ОКПО50328639КПП245201001ОКАТО04535000000РегистраторИнспекция МНС России по г. ЖЕЛЕЗНОГОРСКУ КРАСНОЯРСКОГО краяДата регистрации29 октября 2002 годаТип собственностиЧастная собственностьОрганизационно-правовая формаОбщества с ограниченной ответственностьюУставный капитал10 000 руб.


.2 Исследование системы пенсионного учета


. Вот уже на протяжении нескольких лет работы предприятие ООО «Пентар» находиться на пике истощения трудовых ресурсов, персонал работающий на предприятии в большинстве своём люди в возрасте, которым трудно приспособиться к новым изменениям внешней среды.

Соответственно руководство предприятием ведётся в старом ретроградном стиле. Руководство отвергает введение всех актуальных новшеств производственного процесса, работы с персоналом и с клиентами.

. Точная формулировка проблемы

Одной из главных проблем рассматриваемого предприятия является наличие большого количества персонала пожилого возраста, не желающего саморазвиваться и самосовершенствоваться, что тормозит развитие самого предприятия в целом.

. Анализ логической структуры проблемы

Проблема достаточно обширная, так как охватывает всё предприятие, поскольку напрямую связана с принятием управленческих решений.

. Анализ развития проблемы в прошлом и будущем времени

В прошлые годы эта проблема не стояла так остро, в силу возрастного фактора. Но время не стоит на месте. С каждым днём рабочий график становиться всё более напряжённым, и работа для пожилого человека становиться не только эмоционально тяжёлой (как например для более молодых рабочих кадров), но и физически. Если не принять меры сегодня, то завтра, предприятие может столкнуться с тем что, не сможет найти для себя профессионально квалифицированный персонал, поскольку нынешнем профессионалам некого подготавливать и передавать опыт. А так же в силу отсутствия «свежей крови» предприятие не будет развиваться и не сможет гибко реагировать на изменение внешней среды.

. Определение внешних связей с другими проблемами

Повторимся, что проблема «старения» рабочих кадров главная для предприятия, поскольку из неё вытекаю остальные. Второстепенной и тесно связанной с первой проблемой является отвержение нововведений на данной фирме в менеджерской и маркетинговой деятельности. Что ведёт за собой элементарную потерю спроса на продукцию, и соответственно прибыли. Одной из проблем является не соблюдение сроков заданной работы, поскольку пожилые люди чаще болеют, чаще берут больничные листы, поэтому не всегда укладываются в сроки. Следствием этого является усиление нагрузок на более трудоспособный персонал. Так же в коллективе существует конфликт поколений, так как пожилых людей больше количественно, они чувствуют своё превосходство и требуют к себе большего внимания, преимуществ, что в свою очередь не очень нравиться молодому персоналу, работающему «за двоих».

. Выявление принципиальной разрешимости проблемы

Проблема разрешима несколькими способами, которые так же могут использоваться в комплексе. Во-первых, это смена руководителей высшего звена, назначение на их должность более квалифицированных менеджеров. Во- вторых, нужно нанять молодых работников, которые в дальнейшем смогут заменить персонал, который уже достиг пенсионного возраста. А так же уволить работников по причине ухода на пенсию, тех кто уже достиг пенсионного возраста. Так же возможно оставить пожилых работников в качестве консультантов, или работающих на полставки. Далее нужно расширить самые перспективные отделы такие как: отдел маркетинга, бухгалтерия, финансовый отдел, отдел сбыта и продажи продукции. Так же не лишним было бы прописать все права и обязанности каждого рабочего, чтобы в дальнейшем можно было чётко выяснить, по чьей вине работа не была выполнена в срок, это бы дисциплинировало работников.


.3 Учет накопительной части пенсии


(Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ):

Статья 6. Условия назначения накопительной пенсии

.Накопительная пенсия назначается застрахованным лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно, в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, если размер накопительной пенсии составляет более 5 процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и размера накопительной пенсии, рассчитанной по состоянию на день назначения накопительной пенсии. Если размер накопительной пенсии составляет 5 и менее процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и размера накопительной пенсии, рассчитанной по состоянию на день назначения накопительной пенсии, застрахованные лица, указанные в статье 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", имеют право на получение указанных средств в виде единовременной выплаты.

У ООО «Пентар» "Трудовая пенсия состоит из 3 частей: базовой, накопительной и страховой. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца из 2 частей: базовой и страховой.

Итак, конкретный пример:

Произведём расчёт пенсии на примере пенсии для мужчины, который является работником ООО «Пентар Андрюшин Ю. Общий стаж его работы на 01.01.2016 года равен 40 годам, зарплата в 2015 году была 15000 рублей в месяц. Сначала, по статье № 30 ФЗ «о трудовых пенсиях в РФ», определяется размер пенсии на 01.01.2016.


Формула расчета пенсии: РП = СК*ЗР/ЗП*СЗП.

ЗР - среднемесячная зарплата застрахованного гражданина за 2014 - 2015 год, которая определяется за счёт сведений индивидуального (персонифицированного) счёта, или же сведения о зарплате за любые 60 месяцев подряд, которые в установленном порядке выдаёт работодатель или государственные (муниципальные) органы.

ЗП - среднемесячная зарплата по РФ за тот же период.

СЗП - данные о среднемесячной зарплате в РФ за III и IV квартал 2014 года, которые утвердило Правительство РФ (1671)

СК - стажевый коэффициент; рассчитывается с учётом стажа на 01.01.2016. Для мужчин, которые отработали более 20 лет, он составляет 0,55 и с каждым дополнительно проработанным годом увеличивается на 0,01 (но не более 0,75).

В нашем примере стажевый коэффициент ровняется 0,70, т.к. 0,55 + 0,15 = 0,70.

Следовательно размер пенсии: РП= 0,70&1,2&1671 = 1403 рубля 64 копейки


Расчет пенсионного капитала: ПК = (РП-БЧ)*Т.


ПК - пенсионный капитал до 01.01.2002

БЧ - базовая часть пенсии, которая на 01.01.2002 года составляла 450 рублей

Т - период ожидаемой выплаты трудовой пенсии по старости, на 2002 год- это 12 лет (144 месяца), ежегодно увеличивается на 6 месяцев и к 2015 год составит 19 лет (228 месяцев)

Для расчёта пенсии нашего примера пенсионный капитал (ПК) мужчины до 01.01.2016 года равен: (1403,64 + 450) х 162 = 154489,68

После, пенсионный капитал на 01.01.2016 года постепенно повышается на индекс увеличения страховой части пенсии. Последний индекс увеличения страховой части пенсии, который был установлен с 01.01.2016 на день обращения мужчины из нашего примера за своей пенсией:

.08.2004&1,0628

Итого: 252647 рублей и 9 копеек

После всех произведённых расчётов был установлен ПК (пенсионный капитал) мужчины в период до 01.01.2016 года.

Пенсионный капитал после 01.01.2016 из страховых взносов, которые перечисляет работодатель на индивидуальный (персонифицированный) счёт своего работника.

Пенсионный капитал мужчины после 01.01.2016 года составляет 50400 рублей.

В итоге до и после 01.01.2016 года пенсионный капитал составляет 303047 рублей 9 копеек.


СЧ = ПК: Т = 303047,9: 162 = 1870 рублей и 66 копеек.


В итоге, общая сумма пенсии составляет 2374 рубля и 66 копеек, при учёте, что базовая часть пенсии на день обращения составляет 954 рубля.

Компания "Программные Решения", progresh@progresh.ru, 222-01-20, 1c.progresh.ru"

Для ООО «Пентар» тарифы страховых взносов остались на уровне 2013г.:

·22% - отчисляются в ПФР;

·5,1% - отчисляются в ФФОМС;

·2,9% - отчисляются в ФСС.С выплат свыше предельной величины базы (624 тыс. руб. с 2014г.) взносы направляются лишь в ПФР (10%) на страховую часть. База рассчитывается с начала года нарастающим итогом по каждому работнику.


. Пути совершенствования системы учета накопительной части (на исследуемом предприятии)


.1 Проблемы формирования и учета накопительной части трудовой пенсии


В Российской Федерации в течение последних 10 лет проводились мероприятия, направленные на совершенствование накопительной пенсионной системы. Среди ряда преобразований наиболее интересным представляется реформирование накопительной части трудовых пенсий граждан РФ.

Накопительная часть трудовой пенсии - это та часть будущей пенсии работающего гражданина (застрахованного лица), который имеет официальный заработок и 6% от страховых взносов которого в Пенсионный фонд платит его работодатель. Данный механизм отчислений применяется с 2010 года к лицам, рожденным в 1967 году и моложе. У мужчин, рожденных в 1953-1966 годах, и женщин, рожденных в 1957-1966 годах, накопительная часть трудовой пенсии формировалась в 2002-2004 годах. В 2005 году в связи с реформированием пенсионной системы накопительная часть трудовой пенсии для указанного выше поколения была отменена.

Следует отметить, что сама идея инвестирования пенсионных накоплений россиян представляется более чем рациональным способом решения основных проблем пенсионной системы: при эффективном инвестировании накопительной части трудовой пенсии появляется и возможность гарантировать достойную пенсию грядущему поколению, и изыскать средства на обеспечение выплат пенсий поколения нынешних пенсионеров и, ко всему вышеуказанному, направить определенный объем денежных накоплений на финансирование некоторых мероприятий государства, решая определенные задачи экономической и социальной политики.

Однако на практике все обстоит совершенно иначе. Десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений показал ряд проблем накопительной составляющей пенсионной системы, основными из которых являются:

отсутствие эффективных механизмов гарантий сохранности и возвратности пенсионных накоплений и, как следствие, незаинтересованность граждан и работодателей в управлении пенсионными ресурсами и их накапливании;

отсутствие стимулов к развитию добровольного формирования пенсионных накоплений;

несовершенство законодательства в части контроля и регулирования накопительной составляющей пенсионной системы, требования которого не соответствует объему накоплений и уровню рисков;

реальное обесценивание средств пенсионных накоплений;

возрастание рыночных рисков (по которым ответственность несет государство) по мере увеличения объемов пенсионных накоплений в условиях нехватки инструментов инвестирования;

высокие издержки администрирования накопительной составляющей пенсионной системы, разрешенные законодательством (комиссия управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов составляет 1,4% стоимости чистых активов, что значительно превышает уровень комиссии на развитых финансовых рынках (0,5 - 0,7%).


.2 Причины возникновения проблемы и формировании и учета накопительной части трудовой пенсии


Для изучения данной проблематики следует рассмотреть показатели инвестирования пенсионных накоплений за последние три года.

Инвестирование средств пенсионных накоплений - деятельность государственной управляющей компании, частных управляющих компаний или негосударственных пенсионных фондов по управлению средствами пенсионных накоплений. Цель инвестирования - их сохранение и приумножение.

Согласно федеральному закону «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право выбрать механизм инвестирования своей накопительной части пенсии. Он может оставить все как есть, то есть его средства будут накапливаться на его личном счету в Пенсионном фонде под управлением государственной управляющей компании - Внешэкономбанка (таких граждан называют «молчунами»). Гражданин имеет право передать накопительную часть в управление инвестиционной компании (УК), имеющей лицензию на управление такими деньгами, либо перевести ее в негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

Средства пенсионных накоплений размещаются только в низко рисковые активы (денежные средства и ценные бумаги), разрешенные российским законодательством:

государственные ценные бумаги Российской Федерации;

государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

облигации российских эмитентов;

акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;

денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;

депозиты в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кредитных организациях;

иностранную валюту на счетах в кредитных организациях;

ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.

На наш взгляд система пенсионного накопления имеет огромное количество недоработок и заведомо не может принести желаемых результатов ни нынешнему поколению пенсионеров, ни будущему. Разрабатывая программу реформирования пенсионного обеспечения в РФ следует учесть следующие аспекты:

введение системы гарантий сохранности средств пенсионных накоплений путем повышения требований к минимальному размеру собственных средств финансовых институтов, а также создания фондов солидарной ответственности, страховых фондов по аналогии со страхованием вкладов граждан в банковской сфере;

модернизация системы государственного контроля за формированием средств пенсионных накоплений: создание эффективной системы контроля за инвестированием пенсионных накоплений с помощью внедрения качественных характеристик деятельности соответствующих стандартов их разумного поведения, сконцентрировав контроль в рамках единого контролера за деятельностью негосударственных пенсионных фондов - Федеральной службы по финансовым рынкам;

целевое налоговое стимулирование добровольного формирования пенсионных накоплений;

регламентация механизма формирования пенсионных прав в накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования и негосударственном пенсионном обеспечении;

совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов;

установление для негосударственных пенсионных фондов обязанности участия в саморегулируемой организации;

расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений (в том числе с включением в него российских депозитарных расписок, муниципальных облигаций, акций компаний, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации, инфраструктурных облигаций, имеющих государственную гарантию, производных финансовых инструментов, увеличение максимальной доли облигаций одного эмитента в инвестиционном портфеле, расширение возможности инвестирования средств пенсионных накоплений в акции за счет введения альтернативного требования к рейтингу эмитента и капитализации акций одновременно, предоставление возможности инвестирования пенсионных накоплений в ценные бумаги в ходе их первичного размещения, снижение на одну ступень требования к уровню рейтинга долгосрочной кредитоспособности эмитента ценных бумаг для инвестирования средств пенсионных накоплений);

а) переход от законодательного ограничения направлений и объемов инвестирования средств пенсионных накоплений к ограничению выбора уровня риска инвестиционного портфеля в зависимости от возраста лица, в пользу которого формируются накопления;

б) расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений за счет включения страховых компаний и кредитных организаций;

в) содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем;

г) повышение финансовой грамотности граждан.

В целях снижения рисков накопительной составляющей пенсионной системы, которые могут снизить размер трудовых пенсий, а также в виду недостаточной эффективности финансового рынка в среднесрочной перспективе предлагается:

а) рассмотреть вопрос об оптимизации тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы;

б) предоставить застрахованным лицам право самостоятельного выбора:

. остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера;

. подать соответствующее заявление и формировать свои пенсионные права в рамках накопительной составляющей в добровольной пенсионной системе с уменьшением тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на величину уплаченных взносов в накопительную составляющую (в текущей ситуации в размере 6%);

. поэтапно ввести дополнительный платеж в размере 2% для работника в накопительную составляющую пенсионной системы с учетом уровня его дохода;

. обеспечить расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений за счет включения страховых компаний и кредитных организаций;

. оказать содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем.

Основным принципом реформирования института накопительной составляющей пенсионной системы является повышение ее эффективности в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан за счет формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.


.3 Предложения по решению проблемы формирования и учета накопительной части трудовой пенсии


Как известно, до 2002 года наша пенсионная система была распределительной, при которой налоговые взносы шли на выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Размер трудовой пенсии практически уже не зависел от заработка, выплата пенсий финансировалась за счет единого социального налога, а сами трудовые пенсии были весьма скромного размера. Именно тогда был предложен новый механизм формирования трудовых пенсий, рассчитанный на длительную перспективу, связывающий уплату страховых взносов с размером формируемой трудовой пенсии и был введен накопительный компонент, призванный решить две задачи: обеспечить формирование будущему пенсионеру индивидуального пенсионного капитала и сформировать для нашей экономики «длинные» деньги, работающие на благо страны в целом и индивидуально на благо каждого.

В начале действия новых пенсионных законов, пока совокупная сумма страховых взносов, направляемых на формирование накопительных пенсий, была относительно мала, а объем страховых взносов, поступающих в ПФР увеличивался, новая пенсионная модель не вызывала большой критики и нареканий. Однако, когда объем средств, стал приближаться к триллиону рублей, на накопительную систему обрушился шквал критики, сосредоточенный, в основном на неэффективности инвестиционной составляющей накопительной системы.

Средний размер выплат составляет около 10 тыс. руб., но выплаты тем, кто воспользовался программой со финансирования с начала ее действия составляют в десять раз больше.

Кроме того, накопительные средства, если человек ушел из жизни, выплачиваются его наследникам (правопреемникам).

Однако сегодня было принято решение частично упразднить накопительную часть трудовой пенсии, тем самым вернув нас всех в распределительный механизм советского и постсоветского периода.

Безусловно, накопительная часть пенсии остается, но теперь всем нам необходимо сделать документально подтвержденный выбор: формировать ее или отказаться. Если такой выбор не сделать, все средства по умолчанию будут истрачены государством на пенсионные выплаты сегодняшним пенсионерам.

Необходимость эффективного развития накопительной части пенсии отметил и Президент РФ Владимир Путин, поручив Правительству доработать механизмы пенсионной системы до конца 2013 года.

Критики пенсионной реформы, в частности, представители Федерации независимых профсоюзов России, обвиняют негосударственные пенсионные фонды в том, что они якобы не справились с задачей обеспечения достойными пенсиями граждан, которые доверились им и ранее перевели свои 6% из Пенсионного фонда России (ПФР). Действительно, доходность НПФ в последние годы не превышала 7,8% годовых, но это все равно больше, чем инфляции и доходность по накоплениям, которыми управляет ПФР. А если вспомнить, что им пришлось работать в кризисные годы, то этот результат можно назвать даже успешным.

Говоря о перспективах пенсионной реформы, Президент РФ Владимир Путин подчеркнул: «В целом она не только заработала, но и показала, что имеет перспективы развития».

Что касается доходности НПФ, то президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов считает, что они в отличие от ВЭБ (управляет накоплениями ПФР) имеют большую свободу распоряжаться средствами из накопительной части. Однако на деле они также ограничены в инструментарии, что прибавляет им надежности. В основном они вкладывают средства в государственные ценные бумаги и в депозиты. Но даже так в кризис они смогли сберечь доверенные им деньги. В 2008 году они не только не обратились за помощью к государству, но и достойно вышли из сложной ситуации. Более того, деньги, аккумулированные НПФ, тогда помогли, отмечают эксперты, удержать финансовый рынок от обвального падения. Если же инвестиционные возможности НПФ расширить, о чем в России говорят с 2002 года, то доходность российских пенсионных фондов может значительно вырасти.

Неверно и утверждение о том, что НПФ, начав первые выплаты, показали свою несостоятельность. Те, кто вышел на пенсию недавно, не успели накопить более-менее вразумительную сумму не только в негосударственных пенсионных фондах, но и в ПФР. При этом участники рынка отмечают, что эти деньги начали получать так называемые «двухпроцентники», за которых работодатели платили только 2% от заработка и только три года, а с 2005 года накопления этой категории граждан увеличивались исключительно за счет инвестиционного дохода. И ждать при таких условиях больших накоплений - неразумно. Хотя разница в размерах выплат в ПФР и НПФ кое о чем говорит. Вполне очевидно, что граждане моложе 1967 г. рождения через 10-15 лет будут получать в НПФ гораздо большие суммы - уже сегодня их накопления составляют до 200 тыс. руб., а в некоторых случаях еще больше.

Доверие значительной части россиян сами НПФы считают своим главным достижением, и 20 миллионов человек, формирующих в них свои пенсионные накопления, это подтверждают. Негативное отношение к НПФ, которое в последнее время формируется в обществе, противоречит цели пенсионной реформы - сделать граждан ответственными за свои пенсии. Не исключено, что критику в адрес НПФ пытаются использовать в качестве инструмента влияния на ход пенсионной реформы. Сторонники сокращения накопительной компоненты полагают, что таким путем можно покрыть дефицит ПФР. Однако большинство экспертов в этом не уверены. Для того чтобы его перекрыть, или нужно будет существенно снизить пенсии относительно заработной платы, или поднять налоги. Это решит проблему ПФР максимум на три года, а дальше все вернется на круги своя. Кроме того, изъятые из накопительной части средства перестают «работать». В результате наша экономика потеряет «длинные» деньги, нужные на инфраструктурные проекты, а также доверие иностранных инвесторов. Вероятно, пора перестать критиковать НПФ и пытаться временно закрыть дыру в пенсионной системе деньгами из накопительной компоненты. Путь решения у этой проблемы другой - необходимо создать инструменты и мотивы для дополнительного накопления на будущую пенсию.

Как считает научный руководитель Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Евгений Ясин, во всем остальном мире граждане в значительной мере сами формируют свои пенсионные накопления (как правило, отчисляя 1/3 будущей пенсии, а 2/3 берут на себя государство и работодатели). У нас же это носит необязательный характер, хотя государство и пытается поощрить таких граждан, удваивая их отчисления (до 12 тыс. в год). По мнению уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова, международный опыт доказал, что негосударственные пенсионные фонды являются передовым механизмом самообеспечения в старости. Среди финансовых институтов им нет равных по надежности. При этом они способны приносить неплохие доходы.

Уже сегодня те, кто сделал выбор в пользу своей накопительной части пенсии, имеют весомое преимущество в виде ежегодно начисляемого инвестиционного дохода на средства пенсионных накоплений. Поэтому вопрос закономерен: стоит ли отказываться от того, что и так принадлежит вам по закону? Причем все пенсионные накопления надежно защищены государством согласно ФЗ N 75 "О негосударственных пенсионных фондах" и ФЗ N 111 "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". В пользу НПФ говорит и тот факт, что будущие пенсионеры могут самостоятельно контролировать состояние своего пенсионного счета с помощью удобных интернет-сервисов, что обеспечивает прозрачность контроля средств пенсионных накоплений. Например, на сайте НПФ «Национальный» клиент Фонда, воспользовавшись сервисом «Личный интернет-кабинет», может узнать всю необходимую информацию о состоянии своего пенсионного счета, а также задать свой вопрос экспертам Фонда и оперативно получить ответ.

Президент РФ Владимир Путин 14 ноября на совещании по вопросам пенсионной системы заявил, что считает необходимым отложить срок вступления в действие данной нормы до 1 января 2014 года для того, чтобы к тому времени были приняты решения по реформе пенсионной системы. Он также подчеркнул, что считает необходимым и после вступления этого закона в силу сохранить возможность выбора для граждан оставаться в накопительной системе. Вместе с тем Президент дал поручение Правительству РФ подготовить предложения по пенсионной формуле в течение первого полугодия 2013 года. Новации по поводу накопительной части будут прописаны в пенсионном законодательстве.



Заключение


И так проблема найдена, методы решения обозначены, цели поставлены.

Предприятию предстоят большие перемены, для того чтобы решить поставленные задачи. Организации теперь придётся пересмотреть всю свою управленческую политику. Придётся обновить свои трудовые ресурсы, что потребует не малых материальных затрат. Придётся менять принципы работы с персоналом. Возможны затраты на обучение новых, ещё неопытных, служащих. Целостная система предприятия может не вполне адекватно воспринять нововведения по началу, но если выше приведённые меры осуществлять поэтапно и в нужный момент, они могут оказаться весьма эффективными в решении проблемы с персоналом на данном предприятии.



Список литературы


1. Вафин Э.Я. Организационно-экономическая и законодательная эволюция отечественной системы пенсионного обеспечения. // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2012. № 2-1. С. 112-115.

10. Захаров М.Л. Международные стандарты и российская пенсионная система // Журнал российского права. 2012. № 9. С. 5 - 18; № 10. С. 14 - 29.

. Кутепова К.О., Степанов А.Г. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. М.: Омега-Л, 2010. 68с.

. Мачульская Е.Е. Накопительная пенсия: вопросы и решения // Социальное и пенсионное право. 2011. N 4. С. 7 - 10.

. Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / А.Х. Абашидзе, З.Г. Алиев, К.Ф. Амиров и др.; под ред. Р.М. Валеева. М.: Статут, 2011. 830 с.

. Тучкова Э.Г. И вновь о пенсионной реформе. // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 58-60.

. Федотов Д.Ю. Основные этапы эволюции отечественной пенсионной системы. // Историко-экономические исследования. 2013. Т. 14. № 3. С. 70-97.

. Федотов Д.Ю. Перспективы развития пенсионной системы России с учетом реализации стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России. // В сборнике: Актуальные проблемы формирования государственных доходов в России сборник научных трудов. под ред. Д.Ю. Федотова. Иркутск, 2012. С. 5-20.

Халтурина О.А. Исторический опыт становления пенсионного обеспечения в России. // Сибирская финансовая школа. 2010. № 3. С. 153-158.

. Вовченко Н. Направления развития системы пенсионного обеспечения в условиях структурной перестройки финансовой системы России / Н. Вовченко, И. Ефременко // Финансовые исследования. - 2010. - № 3. - С. 36-42.

. Гонтмахер Е. Пенсионные системы: мировой и российский опыт / Е. Гонтмахер // Общество и экономика. - 2010. - № 9. - С. 37-80.

. Йермо, Дж. (2012), Роль финансируемых пенсий в системах пенсионного дохода: проблемы для Российской Федерации, рабочие документы OECD на финансах, страховке и частных пенсиях, № 27, OECD Publishing, Париж.

. Кузина Е.Ю. Влияние демографической ситуации на пенсионную систему России. // Вестник Чувашского университета. 2010. № 4. С. 380-384.

. Пенсионная реформа: вопросы и ответы. // Финансы. 2011. № 5. С. 53-56.

. Роик В. Эволюция пенсионных систем: мировые тенденции и опыт России / В. Роик // Человек и труд. - 2010. - № 8. - С. 17-24.

. Роик В. Эволюция пенсионных систем: мировые тенденции и опыт России / В. Роик // Человек и труд. - 2010. - № 9. - С. 25-28.

. Газета: Пенсионер Сибири № 5 (13) от 27.03.2014 г. С. 3.