История развития финансовой системы во Франции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,85 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История развития финансовой системы во Франции

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ВО ФРАНЦИИ

.1 Возникновение городов

.2 Развитие вооруженных сил Франции 15 век

.3 Абсолютная монархия во Франции 16 - 17 век

.3 Великая французская революция

.4 Промышленный переворот во Франции 18-19 век

.5 Французский монополистический капитализм

.6 Общие тенденции экономического развития Франции 20-21 век

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Франция - одна из ведущих западных держав - принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы (территория 551 тыс. кв. км, население 57 млн. чел., из них работающих - 25.4 млн. чел.). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы.

На рудниках Франции добывают много железной руды и бокситов, уголь и калийные соли; на горных реках построены гидроэлектростанции. На машиностроительных заводах умелыми руками французских рабочих создаются автомобили и локомотивы, станки и тракторы, моторы и различное оборудование; на верфях портовых городов строят суда. Химические предприятия производят кислоты, искусственное волокно, красители, пластмассы, медикаменты. Издавна Франция славится парфюмерными изделиями. Текстильные фабрики выпускают ткани хлопчатобумажные и льняные, из синтетического и натурального шелка.

Столица Франции Париж - огромный, многоликий город. Население Парижа вместе с пригородами достигает 7 млн. человек. Большой Париж раскинулся на площади в 1500 кв. км.

Во Франции активно протекают процессы перестройки социальной структуры хозяйства, концентрации и централизации производства и капитала. Сто крупнейших компаний сосредотачивают свыше 2/3 промышленного производства. В ряде отраслей монополизация производства приближается к максимуму. В данной работе я хочу проследить и обратить внимание на ключевые моменты, приведшие сельскохозяйственную область, вотчину крестьян, к размерам мировой державы и преуспевающей страны.

1. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ВО ФРАНЦИИ

.1 Возникновение городов

К Х-ХI вв. в хозяйственной жизни Западной Европы произошли важные изменения. Рост производительных сил, связанный с утверждением феодального способа производства, в период раннего средневековья быстрее всего шел в ремесле. Он выражался в постепенном изменении и развитии навыков ремесла и промыслов, в их расширении и усовершенствовании. Ремесленная деятельность требовала все большей специализации, уже не совместимой с трудом крестьянина. Одновременно совершенствовалась сфера обмена: распространялись ярмарки, складывались рынки, развивались средства и пути сообщения.

Наступил момент, когда неизбежным стало отделение ремесла от сельского хозяйства: превращение ремесла в самостоятельную отрасль производства, концентрация ремесла и торговли в особых центрах.

Пути возникновения городов весьма разнообразны. Уходившие из деревень крестьяне и ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия "городскими делами", т.е. делами, связанными с рынком. В Южной Франции это были административные, военные и церковные центры, нередко располагавшиеся на территории старых римских городов которые возрождались к новой жизни - уже в качестве городов феодального типа. Укрепления этих пунктов обеспечивали жителям необходимую безопасность.

В Х в. феодальные города, в первую очередь как центры ремесла и торговли сформировались на юге Франции (Марсель, Арль, Нарбонн, Монпелье, Тулуза и др.). В этих и других областях, с богатыми античными традициями быстрее, чем в других, специализировались ремесла, произошло формирование феодального государства с его опорой на города.

Раннему возникновению и росту южных французских городов способствовали также торговые связи этих областей с более развитыми в то время Византией и странами Востока. Конечно, известную роль сыграло и сохранение там остатков многочисленных древних городов и крепостей, где легче было найти приют, защиту, традиционные рынки.

Каково бы ни было происхождение города, он был городом феодальным. Во главе его стоял феодальный сеньор, на земле которого он был расположен, поэтому город должен был подчиняться сеньору. В его руках сосредотачивалась вся городская власть, город становился как бы его коллективным вассалом. Феодал был заинтересован в возникновении города на своей земле, так как городские промыслы и торговля давали ему немалый доход.

В раннюю эпоху городское население было еще очень слабо организовано. Город имел еще полуаграрный характер. Его жители несли повинности аграрного характера в пользу сеньора. Город не имел особого городского управления. Он находится под властью сеньора или сеньориального приказчика, который судил городское население, взыскивал с него различные штрафы и поборы. Ко всему прочему, в качестве феодальной собственности сеньор мог завещать город по наследству или поделить его между своими наследниками, мог продать или заложить город целиком или частично.

Развитие товарно-денежных отношений в городах существенно обострило борьбу между городом и феодалом, который стремился присвоить растущие городские накопление путем увеличения феодальной ренты. Требования сеньора по отношению к городу все возрастали. Сеньор прибегал к методам прямого насилия над горожанами, стремясь увеличить размеры своих доходов с города. Поэтому уже первых шагов развития городов начинается их борьба с феодальными сеньорами. В этой борьбе складывается городское устройство: те разрозненные элементы, из которых состоял город в начале своего существования, сплачиваются и создают определенную организацию для завоевания себе независимости, организацию, являвшуюся в то же время и основой для городского самоуправления.

С конца Х - XI вв. во Франции, как и во всей Западной Европе, широко развернулась борьба городов за освобождение из-под власти сеньоров, которая получила название коммунального движения. Вначале требования горожан сводились к ограничению феодального гнета, сокращению поборов, увеличению торговых привилегий. Затем оно постепенно перерастает в борьбу за городское самоуправление и правовую организацию, определявшую степень независимости города, направление его экономического развития, его политическое устройство.

Коммунальные движения проходили в зависимости от условий исторического развития и приводили к различным результатам, поэтому и степень самостоятельности в городском самоуправлении, достигнутая городами, была неодинакова.

Нередко городам удавалось получить от сеньора отдельные вольности и привилегии, зафиксированные в городских хартиях, путем уплаты ему крупной суммы денег. Так получили освобождение из-под опеки сеньора многие богатые города Южной Франции.

Часто большие города, особенно города, стоявшие на королевской земле, не получали прав самоуправления, но пользовались рядом привилегии и вольностей, в том числе и правом иметь выборные органы городского управления, действовавшие, однако, совместно с назначаемым королем чиновником или другим представителем сеньора. Такие неполные права самоуправления имели Париж и многие другие города Франции, например Орлеан, Бурж, Лорис, Лион, Нант, Шартр.

В Южной Франции горожане добились независимости без кровопролития (IX - XIII вв.). Графы Тулузы, Марселя, Монпелье и других городов Южной Франции, как и Фландрии, являлись не только городскими сеньорами, но государями целых областей. Они были заинтересованы в процветании местных городов, раздавали им муниципальные вольности, не препятствовали относительной самостоятельности. Однако они не желали, чтобы коммуны становились слишком мощными, получали полную независимость. Так произошло, например, с Марселем, который в течение столетий был независимой аристократической республикой. Но в конце XIII в. после 8-месячной осады граф Прованса Карл Анжуйский взял город, поставил во главе его своего наместника, стал присваивать городские доходы, выделяя средства для поддержки выгодных ему городских ремесел и торговли.

Однако в других случаях эти привилегии, особенно право самоуправления, достигались в результате длительной, иногда вооружённой, борьбы.

Именно таким способом стали самоуправляющимися городами-коммунами многие города Северной Франции (Амьен, Сен-Кантен, Нуайон, Бовэ, Суассон и др.) и Фландрии (Гент, Брюгге, Ипр, Лилль, Дуэ, Сент-Омер, Аррас и др.).

Горожане выбирали из своей среды совет, его главу - мэра и других должностных лиц, имели собственный суд, военное ополчение, финансы, самостоятельно устанавливали налоги. Эти города освобождались от ренты и сеньориальных повинностей. Взамен они уплачивали сеньору определенную небольшую денежную ренту, в случае войны выставляли небольшой военный отряд, нередко сами выступали как коллективный сеньор по отношению к крестьянам окрестных территорий.

1.2 Развитие вооруженных сил Франции 15 век

век был переходом от Средневековья к Новому Времени, и этот переход происходил мучительно и крайне болезненно. Историческую роль этого столетия определило множество важных событий произошедших в нем. От окончания Столетней войны и до открытий Васко Да Гамы и Колумба, Европа жила в состоянии движения от феодального прошлого к новым горизонтам развития. Особую роль играли войны. В 15 веке только во Франции произошли такие крупные военные конфликты как Столетняя война, восстание «живодеров», война за Бретонское наследство, Бургундские войны, захват Людовиком XI Руссильона, аннексия Бретани Карлом VIII, Итальянский поход 1494 - 1495 гг. Армия становится постоянной составной государства, верной опорой правителя и надежным инструментом для осуществления его политики. Ввиду длительных войн и значительных изменений на политической арене Франции.

Французская армия во второй половине 15 столетия стала одной из самых боеспособных армий в Европе. Включавшая в себя разные рода войск, она, тем не менее, обладала достаточно высокой мобильностью.

Важнейшим последствиями стали:

·Развитие новых родов войск, таких как легкая кавалерия и артиллерия.

·Возвращение ведущей роли на полях сражений пехоте.

·Упадок средневекового рыцарства.

·Развитие легкой кавалерии.

·Рост роли наемных контингентов в армиях европейских правителей, стремившихся, однако, к их полному подчинению.

·Развитие новых тактических навыков ведения военных операций.

Именно все это привело к тому, что на рубеже 15 - 16 веков многие европейские государства пришли к идее создания постоянной армии, состоящей из строго регламентированных военных подразделений. Во Франции предпосылки к этому сложились еще во времена правления Карла VII и выразились в создании ордонансового войска, являвшегося, однако, лишь составной частью разрозненных вооруженных сил. Во времена же Людовика I и Карла VIII французская армия представляет собой достаточно регламентированную структуру. Основной задачей для французских королей в этот период стала борьба с децентрализующими силами внутри государства, в том числе и в армии как одной из его составных частей. Тем не менее, не смотря на прилагаемые усилия, окончательно решить эту проблему удалось лишь правителям 16 - 17 веков.

1.3 Абсолютная монархия во Франции 16 - 17 век

Время утверждения абсолютной монархии во Франции - это XVI - первая половина XVII века. Свое территориальное объединение Франция завершила в XVI в. С присоединением к королевскому домену герцогств Бургундия и Бретань и графства Прованс французское государство в основном приобрело географические контуры, существовавшие в течение всего XVI и первой половины XVII в. По территории и численности населения (20 млн. человек) Франция не знала себе равных в Западной Европе. Объединение страны создало благоприятные условия для ее дальнейшего экономического развития и политической консолидации.

Абсолютная монархия во Франции - это интересная и важная страница истории Европы. Но абсолютизм во Франции представляет интерес не только в плане простого познания исторических событий, он заслуживает более глубокого внимания как явление, вобравшее в себя черты, характерные для абсолютизма европейских стран и принявшее во Франции классическую форму. Показателями этого процесса стали сосредоточение в руках монарха-короля законодательной и исполнительной власти и ее правовое оформление. На территории Франции создавалось единое правовое пространство, из которого вытеснялось местное сеньориальное право, а так же роль старых (прежде существовавших) органов власти.

Осмысление причинно-следственных связей периода абсолютизма позволяет делать выводы для оценки развития нынешнего общества. Далекая от нас эпоха предупреждает, что нельзя сосредоточить в руках одного человека слишком много власти, ибо какими бы благородными целями это не оправдывалось, в конечном итоге оно непременно ведет к победе зла над добром, к ущемлению прав личности, торможению прогресса общества.

История Франции XVI - первой половины XVII вв. наполнена важными событиями, из которых как по кирпичику строилось здание абсолютизма. Эти события делятся на три периода:

) 1500 - конец 1550-х гг. - зарождение элементов капитализма, формирование абсолютной монархии, длительные внешние войны (так называемые «итальянские»);

) начало 60-х гг. - гражданские войны, экономический упадок;

) 1595-1648 гг. - торжество абсолютной монархии во Франции, дальнейшее развитие капиталистических отношений, участие Франции в Тридцатилетней войне.

Узловым периодом, в течение которого определялась перспектива развития Франции как государства классического абсолютизма, давшей ей в XVII в. политическую гегемонию в Европе, а в XVIII в., сделавшей ее центром Просвещения, была первая треть XVII в.

Это время деятельности первого министра Франции - кардинала Ришелье - главного архитектора здания абсолютной монархии. Ришелье оставил потомкам богатый документальный материал: мемуары, эдикты, декларации, поручения чиновникам и другие сочинения, которые дают представление о жизни современной ему Франции.

Возникновение абсолютизма во Франции было неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. В переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI-XVII вв. Абсолютизм был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них в связи с ростом экономических трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии. В абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в XVI веке в связи с Реформацией и религиозными войнами. Установление мира, справедливости и общественного порядка было заветной мечтой основной массы французского крестьянства, связывающего свои надежды на лучшее будущее с сильной и милосердной королевской властью.

Абсолютизм во Франции сложился в процессе длительной борьбы королей за соединение разрозненных феодальных провинций в единое государство. Они видели свою задачу не только в том, чтобы присоединить ту или иную область к своему домену, но и в том, чтобы реально подчинить ее своей власти. На всей территории страны французским королям принадлежала верховная и неделимая власть. По своему усмотрению они формировали Королевский совет, из которого со временем выделились советы по отдельным отраслям управления - внешним и внутренним делам, финансам и пр.

На рубеже XVI-XVII вв. возникли министерства. Местную администрацию возглавляли губернаторы (в дальнейшем интенданты) и королевские суды. Особое место среди них занимали суды высшей инстанции, называвшиеся во Франции парламентами. В отличие от английских, парламенты во Франции были не законодательными, а судебными и административными учреждениями. Всего во Франции насчитывалось около дюжины парламентов - в Париже, Тулузе, Гренобле, Бордо, Дижоне, Руане, Ренне, Метце и других крупных городах. Они рассматривали наиболее важные судебные дела, касавшиеся короля, принцев крови, высших чиновников. В них можно было также обжаловать приговоры местных судов по делам меньшей важности. Помимо чисто судебных полномочий, парламенты обладали правом критики действий королевской администрации. Главным среди них был Парижский парламент. Ему, кроме обычных функций, принадлежало право регистрации королевских эдиктов, после чего они приобретали законную силу.

Еще в средние века французские короли охотно брали на государственную службу образованных и исполнительных простолюдинов. В целях пополнения государственной казны они продавали государственные должности. Это привело к необыкновенному росту чиновничества, численность которого возросла с 8 тыс. в начале XVI в. до 46 тыс. в середине XVII в. Разбогатевшие простолюдины, покупая государственные должности, получали вместе с ними и дворянские грамоты. Возникло «дворянство мантии», которое отличалось от родового дворянства, так называемого «дворянства шпаги», состоявшего из потомков средневековых рыцарей и считавшего единственно почетным для себя занятием военную службу.

«Дворянство мантии» во Франции было новым по происхождению, но отнюдь не по характеру занятий. В отличие от английского нового дворянства оно не вело активной экономической деятельности. В середине XVII в. «дворянство мантии» не менее ревностно, чем старая родовая знать, выступало в защиту сословных привилегий.

По мере роста бюрократического аппарата утратили значение сословные собрания. Генеральные штаты, возникшие еще в XIV в., после 1615 г. не созывались вплоть до 1789 г. Провинциальные собрания были ограничены в правах и к середине XVIII в. сохранились только в некоторых провинциях.

Французский абсолютизм опирался на мощный бюрократический аппарат. Однако сам этот аппарат благодаря своеобразному способу формирования, а также привилегиям, которых добились для себя чиновники, превратился в самостоятельную силу. Он не только служил опорой королю, но и существенным образом ограничивал его власть. В этом заключалась одна из гарантий от превращения абсолютизма в деспотизм, т. е. от беззакония и произвола королевской власти. Вместе с тем это делало более трудной задачу реформирования самого бюрократического аппарата.

Религиозные войны второй половины XVI в., в ходе которых королевской власти бросили вызов, как гугеноты, так и Католическая лига, резко затормозили, даже повернули вспять процесс становления абсолютизма. С последствиями этих войн - своеволием родовой знати и административной автономией протестантов - французским королям пришлось бороться в течение столетия.

К началу XVII в. были заложены основы национально-государственного единства Франции, чему, как это ни парадоксально, способствовали и религиозные войны. Франция второй половины XVI - начала XVII в. - это гигантский кипящий котел, в котором шел исторической важности процесс формирования французской нации, постепенно осознававшей свою общность и потребность в защите своих интересов от частных и религиозных эгоизмов, от экономической и политической разобщенности. Долгие годы военных действий непрерывные передвижения войск и перемещения населения из одного района Франции в другой способствовали, в частности, смешению диалектов и наречий в единый французский язык.

С прекращением гражданских войн XVI в. для Франции наступил новый подъем. В экономическом отношении он характеризовался более быстрым развитием капиталистических отношений, в политическом - представлял собой большой шаг вперед к полному торжеству феодально-абсолютистского порядка. Уже в царствование Генриха IV обозначились основные черты нового периода.

На рубеже ХVI-ХVII вв. во Франции кончилась «революция цен», что в немалой степени содействовало подъему экономики в разоренной стране. Окончание гражданской войны и восстановление внешнего мира вновь мобилизовали бездействовавшие в период разрухи капиталы буржуазии. Процесс первоначального накопления возобновился с новой силой, тем более что разорение и нищета во время междоусобицы способствовали экспроприации народных масс. Генрих IV понимал, что крестьянство должно несколько оправиться, чтобы стать снова платежеспособным, поэтому он несколько сокращает государственные расходы. Это позволило понизить прямой налог с крестьян, освободить их от уплаты накопившихся за время гражданских войн недоимок и запретить продавать скот и орудия земледельцев за долги. Однако одновременно с этим были значительно увеличены косвенные налоги, которые своей тяжестью ложились на сельские и городские трудящиеся массы.

Содействовало упорядочению государственных финансов и то, что министр финансов Сюлли сократил своеволие откупщиков и «финансистов», заставив их принять маловыгодные для них условия при расплате за прежние долги, и при оформлении новых откупов.

Гражданские войны 1614-1620 гг. кончились победой королевской армии. Прогрессивные силы Франции - буржуазия и народные массы - сыграли при этом решающую роль, поддержав абсолютизм в его борьбе с феодальной знатью и сепаратистскими тенденциями.

В XVII в. аристократия дважды пыталась ослабить королевскую власть и восстановить феодальные вольности. Впервые это произошло после гибели короля Генриха IV, когда королем стал малолетний сын Генриха IV Людовик XIII. В период регентства его матери Марии Медичи государственная власть оказалась игрушкой в руках ее могущественных фаворитов. Только в 20-30-е годы назначенный первым министром кардинал Ришелье (1585-1642) сумел обуздать аристократическую вольницу, заставил дворянство верой и правдой служить королю.

После того как правительству удалось сломить оппозицию Парижского парламента, началась Фронда принцев. Ненависть родовой знати вызывал кардинал Мазарини, занявший после смерти Ришелье должность первого министра и пытавшийся проводить линию своего предшественника на укрепление королевской власти.

К началу XVI века Франция стала единым государством, в форме абсолютной монархии.

Абсолютизм характеризуется тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти концентрировалась в руках наследного главы государства - короля. Ему был подчинен весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административный аппарат, суд. Французы всех сословий, включая и дворян, были подданными короля, обязанные беспрекословно повиноваться. При этом абсолютная монархия последовательно защищала классовые интересы дворянства.

Феодалы так же понимали, что в условиях обострения классовой борьбы подавление крестьянства возможно лишь с помощью жесткого государственного абсолютизма. В расцвет абсолютной монархии в стране утвердилось социально-политическое равновесие двух основных эксплуатационных классов - привилегированного и имеющего государственные посты дворянства и набирающей силы буржуазии.

Значимую роль в становлении существующего строя во Франции сыграл первый министр Людовика XIII - Ришелье. В период с 1624-1642 гг. он, оказывая огромное влияние на короля, практически правил страной. При этом его политика защищала интересы дворянства, в чем Ришелье видел укрепление абсолютизма. При Людовике XIV (вторая половина XVII - начало XVIII века) французский абсолютизм достигает высшей ступени своего развития. С XVI века по первую половину XVII века абсолютная монархия безусловно играла прогрессивную роль в развитии Французского государства, так как сдерживала раскол страны, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли. В этот период поощрялось строительство новых мануфактур, устанавливались высокие таможенные пошлины на ввозимые товары, основывались колонии.

1.3 Великая французская революция

Рубеж XVIII-XIX веков ознаменован коренными, невиданными до тех пор изменениями, произошедшими в Европе в ходе Великой французской революции. Несомненно, что эти процессы отразились не только на дальнейшей истории Франции и сопредельных ей стран, но и, как бы громко это ни звучало, на дальнейшей истории всего человечества, потому что сложно переоценить тот импульс, тот толчок, который был дан Французской революцией и отголоски которого, в какой-то степени, можно слышать и сегодня. Необходимо понимать, что революция несла в себе не только глубокие социальные, экономические и политические перемены. Далеко не в последнюю очередь отразилась она и на отношениях Франции с другими державами. И международные отношения, французская внешняя политика не стали исключением - и здесь было привнесено множество нового, по-настоящему революционного. Кроме того, условия, в которых происходил процесс формирования французского внешнеполитического курса в те годы, действительно уникальны и невероятно сложны.

В истории нет других подобных примеров, когда бы молодая страна, неугодная своим соседям, выдержала все трудности и преодолела все препятствия, чинившиеся ей. Более того, сумела выйти из этой борьбы победителем.

Революция, перевернувшая с ног на голову Францию, не могла не беспокоить остальную Европу, учитывая влияние, традиционно оказывавшееся Францией и событиями в ней происходившими на европейские умы и настроения. Кроме того, революция поставила под сомнение самое святое - нерушимость и неприкосновенность монархии - Людовик XVI был фактически лишен власти. С самого начала в целом было ясно, что все крупные европейские державы были едины в осуждении того, что происходило во Франции. Ведь революция не могла не всколыхнуть соседние страны - в Бельгии, находившейся под властью Габсбургов, начало развиваться национально-освободительное движение, впоследствии переросшее в революцию. То есть революция во Франции напрямую затрагивала интересы европейских монархов, дестабилизируя политическую ситуацию в сопредельных государствах. Помимо этого, у европейских держав были и другие интересы: Пруссия и Австрия стремились расширить свои территории за счет Эльзаса и приграничных с Бельгией французских земель соответственно. Тем не менее, до 1791 г. другие страны не вмешивались в происходившие в стране процессы.

Ситуация осложнялась тем, что внешнеполитические полномочия были поделены между Национальным собранием и королем: собрание могло объявить войну или заключить мир только по представлению короля. Это двоевластие проявлялось и в других, сопряженных с внешней политикой сферах. Ситуация была такова, что во внешней политике не было единого вектора: с одной стороны, она находилась в ведении Дипломатического комитета Национального собрания, с другой стороны, король мог и активно вел переговоры с европейскими монархами, следуя традициям и правилам династической дипломатии.

Открытая интервенция началась вскоре после свержения короля - 19 августа 1792 г. 2 сентября уже был взят Верден - перед австро-прусскими войсками открывалась прямая дорога на Париж. Великобритания отзывает из Парижа своего посла, из России изгоняется французский поверенный в делах, а Испания объявляет о своем намерении присоединиться к интервенции с юга. Таким образом, революционная Франция оказалась в плотном кольце враждебных государств, настроенных на то, чтобы силой восстановить в стране старый режим. В этой ситуации по Франции прокатилась волна казней политически ненадежных - в основном роялистов.

Крупные перемены происходят и внутри страны - провозглашается республика и создается новый орган власти - Национальный конвент. Теперь внешняя политика могла быть хотя бы относительно скоординированной. На волне военных успехов во Франции широкое распространение получили идеи распространения революции за рубеж через войну.

В марте 1793 г. антифранцузская коалиция состояла уже из Великобритании, Австрии, Пруссии, России, Нидерландов, Испании и нескольких других государств. В том же месяце французы были выбиты с занимаемых территорий, а иностранные войска вновь перешли французскую границу. В апреле 1793 г. особым декретом провозглашалось невмешательство Франции во внутренние дела других государств, что свидетельствовало о полном отказе от идей распространения революции.

В 1794 г. было принято решение восстановить старую систему дипломатических рангов и должностей, институт послов и поверенных. Франция делала поворот в сторону переговоров, и в этих переговорах она выступала с позиций победителя.

апреля 1795 г. в Базеле был подписан мирный договор с Пруссией, по которому весь левый берег Рейна получала Франция.

В том же городе 22 июля того же года был заключен мирный договор с Испанией. В мае 1795 г. был подписан договор с Голландией, по которому последняя становилась Батавской республикой, зависимым от Франции государством. А Бельгия была присоединена к Франции 1 октября 1795 г. Таким образом, в 1795-96 гг. Франция вела войну уже только с двумя государствами: Англией и Австрией.

В 1795 г. во Франции установилась новая власть - Директория, орган, состоявший из пяти человек. Директория распоряжалась армией, назначала министров, управляла налогами. В военном плане в течение 1795-97 гг. Французская армия одерживала блестящие победы над коалицией, как в Италии, так и в Германии. Основной внешнеполитической целью стало дальнейшее развитие военных успехов. А так же создание пояса из зависимых буферных государств по восточной и северной границам.

Блестящая Итальянская кампания Бонапарта вынудила Австрию выйти из войны. Интерес представляет то, что фактически во времена Директории дипломатия находилась в руках военачальников, которые и заключали договоры, выступали с предложениями и т. д. 18 октября 1797 г. был подписан Кампо-Формийский мир, по которому границами Франции становились ее естественные границы: Рейн, Альпы, Атлантика, Пиренеи, Средиземное море.

Создавалось вассальное Франции государство Цизальпинская республика, а также Лигурийская республика. Франция получала Ионические острова. Кроме того, Австрия уступала Франции Австрийские Нидерланды и левый берег Рейна. Таким образом, Война Первой коалиции заканчивается триумфом революционной Франции, существенно расширившей свои владения, сумевшей не допустить иностранного вмешательства во внутриполитические процессы и сумевшей завоевать авторитет и признание среди великих европейских держав.

В течение 1797-98 гг. Франция проводила достаточно агрессивную экспансионистскую внешнюю политику, которая в себя включает и захват Мальты, и Египетский поход Бонапарта, а также укрепление французских позиций в Европе (создание подконтрольных Франции Гельветической и Римской республик). Все это привело к образованию Второй коалиции, в которую вошли Англия, Австрия, Россия и Османская империя. Военные действия велись в Италии, на Ближнем Востоке, в Голландии, Германии и на море. Несмотря на существенные успехи союзников в Италии и в общем-то отсутствие существенных результатов от Египетского похода, вследствие противоречий внутри антифранцузской коалиции и несогласованности действий ее участников, коалиция стала распадаться в 1800-01 гг. В 1801 г. из нее вышла Россия. Кроме того, Директория, неспособная справиться с таким количеством и масштабом как внешне, так и внутриполитических задач, была свергнута Бонапартом в 1799 г., в результате переворота 18-го брюмера во Франции фактически была установлена диктатура Наполеона, ставшего 1-м консулом - единоличным правителем. С Австрией в 1801 г. был заключен Люневилльский мирный договор, который подтверждал положения Кампо-Формийского мира, а также закреплял признание Австрией Гельветической и Батавской республик. Фактически под французским контролем оказывалась вся Италия, левый берег Рейна. В 1802 г. был заключен Амьенский мир с Англией, по которому стороны обязывались вывести войска и флоты из занятых областей и портов. Кроме того, Англия обязывалась не вмешиваться в континентальную политику, и английский король обязывался убрать лилии из своего герба и отказывался от титула французского короля. Таким образом, можно утверждать, что и Война Второй коалиции закончилась победой Франции, удержавшей прежние завоевания и получившей некоторые другие территории, а также международный авторитет.

1.4 Промышленный переворот во Франции 18-19 век

Большое влияние на социально-экономическое развитие Франции оказали революционные события конца ХVIII в., в результате которых в стране были созданы необходимые условия для перерастания мануфактурного производства в фабричное: решен аграрный вопрос, отменена цеховая система, введены экономические свободы. Наступившие затем времена Консульства и Первой империи в целом были периодом динамичного развития промышленности - хлопчатобумажной, шелковой, шерстяной, химической, что имело большое значение для последующего индустриального развития страны. Уже в конце ХVIII в. во Франции появились первые прядильные и паровые машины (английские). А в эпоху Первой империи сформировались необходимые условия промышленного переворота. Протекционистская политика Наполеона содействовала технологическому обновлению промышленности страны и росту экспорта. Наполеоновские войны способствовали развитию суконного производства, что во Франции привело к росту числа зажиточных крестьян, формирующих повышенный спрос на промышленную продукцию. В 1810 г. французская промышленность превысила уровень дореволюционного производства (1788 г.) на 50 %.

Вместе с тем промышленный переворот во Франции носил затяжной и неравномерный характер. Зачатки машинного производства существовали во Франции еще до 1789 г., однако заметный прогресс в промышленности наметился лишь к 20-м гг. XIX века. Такое отставание имело ряд причин, коренившихся, прежде всего в особенностях исторического развития Франции. Если в политическом отношении Франция рано сложилась как единое централизованное государство, то в экономическом - долгое время оставалась разобщенной территорией, ее отдельные провинции вели автономную жизнь. Одной из главных причин подобной ситуации была слишком обширная территория страны. По этой причине все внутренние связи были затруднены: управление, технический прогресс, обмен. Не было и единого экономического центра: Париж и Лион боролись за первенство, и лишь в 1760-х гг. победу одержал Париж, став финансовым центром. Отсутствие тесных связей между регионами вело к неравномерности развития отдельных провинций. Франция пограничная, приморская была зоной активного развития капитализма, экономически развитой. Франция внутренняя - земледельческая, ведущая полунатуральное хозяйство - пребывала в застое. В результате к началу промышленного переворота в стране отсутствовал единый национальный рынок, и его дальнейшее формирование шло очень медленно.

Технический прогресс сдерживала неэффективная система сельскохозяйственного производства. После революции ХVIII в. во Франции сложилось мелкое парцеллярного типа крестьянское землевладение, ограничивавшее развитие потребительского спроса и сохранявшее в деревне патриархальные порядки. В конечном счете, это порождало важную особенность французской экономики - узкий внутренний рынок.

Заметное влияние на экономическое развитие Франции оказывал политический фактор. Буржуазно-демократический строй утверждался здесь путем революций, что порождало нестабильность, вело к большому материальному ущербу. Прежде всего, негативную роль сыграла политика французских властей в конце ХVIII - начале XIX в. Крайним выражением политики протекционизма явилась континентальная блокада, введенная декретом 1806 г., согласно которому на территории Франции и зависимых от нее стран запрещалась торговля с Англией. В какой-то степени блокада способствовала росту французской промышленности, однако в целом экономика Франции испытывала трудности без английских промышленных изделий и сырья.

В целом промышленный переворот во Франции имел классическую схему: ведущей отраслью стало хлопчатобумажное производство, поскольку дешевые ситцевые ткани пользовались устойчивым спросом населения. В 1830-х гг. эта отрасль в основном механизировалось. Большую славу в Европе получила продукция шелкоткацкой промышленности Франции с центром в Лионе. Шелковые ткани были важным предметом французского экспорта.

Промышленный переворот сопровождался укрупнением производства. Ускорителем промышленного переворота стало железнодорожное строительство, сыгравшее огромную роль в дальнейшем развитии индустриализации.

Первая короткая железнодорожная линия во Франции была построена в 1828 г., затем, в 1835 г. - вторая. С 1840-х гг. железнодорожное строительство здесь приняло широкий размах. Оно сразу получило поддержку со стороны правительства: в 1844 г. был издан закон о его поощрении, а с 1859 г. правительство стало выступать гарантом при выплате дивидендов от доходов железнодорожных компаний. Одновременно с развитием железнодорожного транспорта строились шоссейные дороги, речные каналы. Удобные для судоходства реки и близость океана в целом создавали благоприятные условия для развития водного транспорта.

В первой половине ХIХ в. во Франции были заложены основы кредитной системы. Однако в целом банковская и кредитная сеть была еще слабо развита. Банк Франции, созданный в 1800 г., аккумулировал в своих руках крупные капиталы, но он был практически единственной организацией, дававшей краткосрочные кредиты. С 1818 г. большую роль в мобилизации денежных средств играли сберегательные кассы, первая из которых была учреждена в Париже. Однако в целом промышленность вынуждена была опираться на собственные денежные средства. Не случайно уже в это время во Франции темпы роста промышленного капитала были гораздо ниже, чем денежного.

Ликвидация феодального землевладения способствовала подъему сельского хозяйства. Увеличивались посевные площади, улучшалась агрикультура. В течение первой половины XIX в. урожайность зерновых культур повысилась на 50 %. Первое место по этому показателю заняла пшеница. Развивалось животноводство, особенно разведение мериносовых овец. Экономическая дифференциация сельского населения привела к формированию крепких крестьянских хозяйств, прежде всего на севере страны. Однако в первой половине XIX в. во Франции сохранялся относительно низкий уровень развития аграрного сектора, что в значительной степени обусловливалось преобладанием мелкотоварного хозяйства. Постепенно с ростом населения в деревне крестьянские хозяйства дробились, превращаясь в крошечные наделы - парцеллы. Парцеллярное земледелие особенно страдало от государственных налогов: крестьяне были вынуждены закладывать свои наделы в ипотечных банках под высокие проценты. Парцеллизация (дробление) в целом вела к обнищанию деревни, росту ипотечной задолженности крестьян. Владельцы мелких парцелл со временем становились лишь формальными собственниками земельных участков. Господство мелких хозяйств в аграрном секторе сдерживало расширение внутреннего рынка и являлось одной из главных причин низких темпов развития индустриализации во Франции.

Второй этап промышленной революции во Франции проходил в новой политической ситуации, в условиях режима Второй империи. Правительство Наполеона III для укрепления своего положения делало ставку на внешнеполитический фактор. Великодержавные планы бонапартистского режима были направлены на установление гегемонии Франции в Европе и расширение колониальных владений. Подобная агрессивная политика предполагала создание мощной тяжелой индустрии. В этой связи второй период промышленного переворота характеризовался быстрым ростом крупных предприятий, с широким использованием паровых машин. Этому способствовали целевые государственные кредиты, специальные займы для внедрения новой техники.

В 1850-х гг. по всей стране развернулся процесс грюндерства (массового учредительства банковских акционерных обществ). В это время в стране была создана разветвленная кредитно-денежная система, учреждались различные торговые и промышленные банки. Так, в 1852 г. владельцы крупных сахарных заводов братья Перейра основали банк «Креди мобилье», основной целью которого было создание акционерных обществ и осуществление различных спекулятивных операций с акциями на бирже.

Этот банк широко финансировал железнодорожное строительство и промышленность, а в 1882 г. разорился, поскольку большей частью входившие в него акционерные компании оказались фиктивными. В данный период возникли и другие крупные банки: в 1854 г. - «Общество поземельного кредита», в 1855 г. - «Национальная учетная контора», кредитовавшая внутреннюю и внешнюю торговлю, в 1863 - «Лионский кредит», занимавшийся аккумуляцией мелких капиталов и размещением во Франции зарубежных займов. Одновременно были созданы колониальные банки: Алжирский, Гваделупский, Гвианский.

Важное место в формировании кредитной системы занимала Парижская биржа, на которой продавались облигации, выпущенные французским правительством и правительствами других стран. Позже она стала функционировать как крупный международный финансовый центр. Видные представители Парижской биржи братья Перейра, Ротшильды, Мале контролировали всю экономику страны.

В конце 1860-х гг. Франция не вышла за пределы аграрно-индустриальной экономики: в сельском хозяйстве была занята почти половина населения страны, в промышленности - одна треть. Французский капитализм все более усиливал экспорт капитала по линии международных кредитов, страна превращалась в мирового ростовщика, постепенно теряя свои позиции в мировом промышленном производстве. В 1870 г. доля Франции здесь составляла лишь 10 %, по этому показателю она переместилась на третье место в мире.

1.5 Французский монополистический капитализм

Темпы концентрации и централизации банковского капитала во Франции были исключительно высокими. По этим показателям она занимала 1-е место среди других капиталистических государств.

В конце XIX - начале XX в. в металлургии, угольной, машиностроительной и других отраслях промышленности Франции начинается процесс концентрации капитала. За 1892 - 1913 гг. количество металлургических предприятий сократилось более чем вдвое, значительное сокращение произошло в бумажной, горнорудной и некоторых других отраслях. Возникают крупные монополистические объединения. В 1876 г. был образован металлургический синдикат "Комитэ де форж", который объединил 13 крупнейших металлургических заводов. В 1883 г. возник сахарный картель, в 1885 г. - керосиновый. Основные предприятия военной промышленности объединились в концерн "Шнейдер Кредо", в автомобилестроении крупнейшими монополистическими объединениями стали компании "Рено" и "Пежо".

Концентрация производства приводила к образованию монополий. Процесс монополизации охватил также текстильную и пищевую промышленность. Наиболее типичными для Франции этого времени формами монополистических объединений стали картели и синдикаты. Однако возникали и концерны, которые объединяли предприятия смежных отраслей.

Франция, которая была страной относительно отсталого сельского хозяйства и медленных темпов промышленного развития, вместе с тем владела огромными денежными накоплениями. Французские банки через акционерные общества и сберегательные кассы сконцентрировали в своих руках многолетние накопления капиталов, чему в немалой степени содействовало существование в стране преимущественно мелкого предпринимательства в промышленности, торговле и сельском хозяйстве, не требовавших крупных капиталовложений. Поэтому мелкий капитал на длительный срок вкладывался в банки и сберкассы.

По темпам концентрации банковского капитала Франция занимала первое место в мире. В начале XX в. в трех крупнейших банках ("Лионский кредит", "Национальная учетная контора" и "Генеральное общество") было сконцентрировано около 70 % всех вложений. Они распоряжались денежными капиталами страны и контролировали значительную часть промышленного производства.

Образование финансового капитала во Франции происходило при решающей роли банковского капитала. Центром финансового капитала страны стал Французский банк. Двести крупнейших акционеров банка составили верхушку финансовой олигархии, которая сосредоточила в своих руках экономическую и политическую власть в стране. В совет Французского банка входили представители финансовой олигархии - Ротшильд, Де Вандель, Шнейдер, Пежо. Премьер-министр Франции Клемансо признавал, что во Франции полнотой власти обладают «члены правления Французского банка».

Для получения высоких прибылей финансисты и банкиры во все больших масштабах вывозили свои капиталы в другие страны.

Со временем финансовый капитал все больше приобретает ссудно-ростовщический характер. Ссудно-ростовщический характер капитализма наложил отпечаток на социальную структуру французского буржуазного общества. Во Франции стал развиваться специфический слой буржуазии, так называемых рантье - людей, не занимающихся никакой производительной деятельностью и живущих исключительно за счет процентов на капитал, помещенный в облигации займов.

Ростовщические черты французского капитализма в полной мере проявились в монополистическую эпоху. Однако их вызревание началось уже в период промышленного переворота. Темпы роста денежного капитала во Франции были значительно выше, чем промышленного.

Возрастает объем вывоза французского капитала - с 15 млрд. франков в 1880 г. до 60 млрд. франков в 1914 г. Хотя по размерам экспорта капитала первое место в мире занимала Англия, главным мировым ростовщиком стала Франция. В отличие от Англии, которая экспортировала капитал в форме инвестиций в промышленности, Франция вывозила его главным образом в форме ссуд. В стране значительно возросло количество рантье, размещавших деньги в иностранные займы и без какого-либо промышленного и торгового риска получавших проценты по облигациям. Ростовщические явления все больше распространялись во Франции и в итоге наложили паразитический отпечаток на всю экономику страны. Франция превратилась в государство-рантье. Так, за 1870 - 1913 гг. промышленное производство возросло в 3 раза, а экспорт капитала - в 6 раз. Накануне войны все ценные бумаги во Франции оценивались в 104 млрд. франков, а вложения в промышленность и торговлю составили всего 9,5 млрд. франков. Специфика экономического развития определила и особенности внешней торговли Франции. Относительная неразвитость фабричной промышленности, господство мелкого сельского хозяйства, недостаточность внутренних природных ресурсов, особенно каменного угля, - все это обусловило преобладание потребительского экспорта и пассивность торгового баланса Франции.

Итак, ростовщический характер имел существенные недостатки, тормозившие развитие промышленности. Ростовщичество не вело к массовому разорению крестьян и превращению их в рабочих. Ростовщичество имело тенденцию рождать не промышленников, а рантье, людей, живущих на доход с ценных бумаг. Тем самым ростовщичество сужало внутренний рынок.

1.6 Общие тенденции экономического развития Франции 20-21 век

Франция - одна из ведущих западных держав - принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы (территория 551 тыс. кв км, население 57 млн. чел., из них работающих - 25.4 млн. чел.). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы.

Современная французская экономика - одна из наиболее мощных в мире. На рубеже XX и XXI вв. Франция занимает среди ведущих стран Запада 5-е место в мире по ВВП на душу населения, 5-е - по удельному весу в мировом промышленном производстве, 4-е - по доле в мировом экспорте, однако по уровню экономического развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу).

Процессы, имевшие место в экономике в течение «тридцати горестных лет» (так во французской экономической прессе часто именуют период с начала 70-х до конца 90-х годов), имели неоднозначный характер. До начала 80-х годов чем больше сокращалось производство, тем сильнее увеличивалась безработица и падали темпы потребления, тем активнее боролось с их проявлениями государство, что лишь ухудшало ситуацию. Предприятия сократили инвестиции, но справиться с задолженностью и существенно повысить прибыльность не смогли.

Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли. За 80-е годы ее доля в промышленном производстве сократилась с 6,6 до 5,7%. Уменьшились экспортные возможности. Норма безработицы превысила 10%. Французская промышленность по-прежнему имела недостаточную специализацию, с трудом приспосабливалась к быстро меняющемуся спросу на рынках.

С начала 90-х годов темпы развития экономики Франции замедлились и стали просто несопоставимы с 60-70-ми годами. Так, если в конце 60-х годов среднегодовой прирост ВВП составлял 5,7%, то в 90-е годы он снизился до 1,3%. На протяжении 90-х годов сохранялся устойчиво высокий уровень безработицы (11-12%); она носила застойный характер, увеличивалась и ее средняя продолжительность. Государственный долг в 1996 г. составил 100% ВВП.

Ускорился рост дефицита бюджета социального обеспечения, стимулируемый воздействием демографических факторов: сокращением суммарной рождаемости, увеличением средней продолжительности жизни населения. При этом процесс старения населения сопровождается не только увеличением доли пожилых людей, но и сокращением доли молодежи.

В результате денационализации в 1995 - 1996 гг. в бюджет поступило 48 млрд. фр. вместо запланированных 60 млрд. фр., в том числе в 1996 г. - около 27 млрд. фр. вместо 40 млрд. фр. Государство является акционером всех приватизированных предприятий. За ним остается 0,8% акций «Рон - Пуленк», 12,5 - табачной фирмы «Сейтс», 9,8 - «Юзинор», 46% - «Рено». Часть акций остается в собственности самих предприятий.

Экономическая ситуация во Франции в 2012 году продолжает ухудшаться. Безработица растет, а уровень жизни снижается. Об этом говорит как суровая статистика, так и объявленные недавно меры властей по борьбе с кризисом. Во Франции все отчетливее проявляются «греческие» симптомы, обещающие острый бюджетно-долговой кризис и депрессию в экономике

Французская Республика обладает второй по значимости экономикой в Евросоюзе после Германии. В 2008-2009 годах страна пережила серьезный спад. В 2010-м на волне мировой финансовой стабилизации во Франции началось оживление. Однако ему не суждено было перейти в устойчивый рост, как надеялись аналитики-оптимисты. В 2011 году оживление прервалось. По данным Банка Франции, в четвертом квартале прошлого года рост ВВП оказался нулевым. Ранее статистическое бюро страны констатировало увеличение ВВП в третьем квартале на 0,3 процента, а во втором - на 0,1 процента; лишь первый квартал показал ощутимый рост на 0,9 процента. Примечательно, что Франция столкнулась с проблемами в экономике одновременно с другими странами.

Ставка процента по французским государственным облигациям, вероятно, будет расти. Но вместе с тем с 60 до 62 лет может быть увеличен пенсионный возраст, а еще раньше - повышены косвенные налоги. Рядовым французам грозит снижение уровня жизни, а многим государственным служащим и занятым в частном секторе - потеря работы. Провоцировать это будут не только экономические проблемы, но и меры правительства по «спасению» Франции по образцу Греции, то есть по антикризисным стандартам ЕС.

Хорошие тенденции 2011 года закончились для Франции в мае. Затем стали расти страхи и ощущение нестабильности - успехи французской индустрии по итогам минувшего года не впечатляли. В ноябре 2011-го рост промышленного производства во Франции в сравнении с ноябрем 2010-го составил 2,2 процента. Об этом свидетельствует национальное статистическое бюро Insee, но критики официальной статистики имеют право усомниться даже в этой скромной цифре. Согласно отчету министерства труда, за 2011 год безработица в стране выросла на 5,6%, достигнув в декабре 9,6 процентов трудоспособного населения республики. Лишь за последний месяц минувшего года этот печальный показатель поднялся на 1 процент. И все указывает на то, что в 2012 году рост безработицы продолжится.

Шесть французских телеканалов транслировали 29 января выступление президента Николя Саркози. Его обращение было посвящено конкретным мерам по выводу страны из кризиса, в котором она все сильнее вязнет. В январе агентство Standard & Poors понизило рейтинг Франции и присвоило ей негативный прогноз. Другие международные агентства не поддержали этих выводов. Европейский союз, словно споря с S&P, объявил, что Европа получит свое рейтинговое агентство. Но решение это бессильно спасти Францию от реальных экономических проблем, и в 2012 году затруднения республики станут важным фактором финансово-экономической нестабильности в Европе.

Многие французы потеряли надежду трудоустроиться: за год 1,61 млн человек не смогли найти постоянного места работы. Вместе с остальными они внимательно смотрели выступление Саркози. От зрителей не ускользнуло, что президент всячески старался подчеркнуть свою роль реформатора-спасителя, действующего под давлением реальности - кризиса в экономике. Однако и без того непопулярный глава республики сделал упор на шоковые меры, направленные не против причин кризиса, а против французов. Это имеет свои резоны: по данным Европейского статистического агентства, размер государственного долга Франции в 2011 году возрос до 1,688 трлн евро, что равнозначно 85 процентов ВВП. В докризисном 2007 году он составлял лишь 1,21 трлн евро. Иными словами, Франция стоит не только перед пропастью депрессии, но и на грани государственного банкротства.

Французское правительство в 2012 году рассчитывает уменьшить бюджетный дефицит до 4,5 процента ВВП (с 5,7 процента в 2011-м). О способах сокращения этого дефицита и говорил Саркози. С 1 октября власти повышают косвенное налогообложение, НДС будет увеличен с 19,6 до 21,2 процента. Поднимется на два пункта социальный налог на финансовые доходы - скромная популистская мера. Казна в итоге должна будет получить 13 млрд евро дополнительных доходов. Без сомнения, увеличение и без того высоких косвенных налогов ударит по французским трудящимся. Но Саркози этим не ограничивается. Он выступает за пересмотр 35-часовой недели.

Саркози стремится предоставить руководству компаний право сокращать зарплату работника, если они считают, что его занятость уменьшилась. Эта мера, по мнению президента Франции, должна помочь предотвратить рост безработицы. Но нетрудно догадаться, сколь дурно отразится она на уровне жизни, а следом и на потребительском рынке страны. Снижение заработной платы под любым предлогом остается общим для Евросоюза принципом. Примечательно, что Саркози ставит французским наемным работникам условие: если они не отдадут предпочтение уменьшению заработной платы, пусть не удивляются сокращению рабочих мест. Впрочем, даже если французы вдруг захотят принять предложение президента, безработица в стране расти не перестанет. И идея президента обязать предприятия нанимать не 4, а 5 процентов учеников ничего не изменит.

Повышение уровня безработицы во Франции отражает ухудшение общей экономической ситуации и работает на развитие долгового кризиса. Названные Саркози меры гарантируют проблемы французскому рынку и государственному бюджету. Все это повторение тех мер, которые за 2010-2011 годы загнали экономику Греции в небывалую депрессию. Французский президент обеспокоен нежеланием банков кредитовать индустрию. В феврале во Франции появится особый «банк промышленности» (филиал «банка помощи» PME Osйo) с капиталом 1 млрд евро. Средства эти, по словам Саркози, будут одалживаться реальному сектору, а не финансовому. Однако такая мера не вытянет индустрию и почти ничего не отнимет от более крупных средств, идущих на помощь банкам.

Налоговое бремя во Франции и так уже очень высоко, что ведет к бегству капитала и заставляет все больше состоятельных французов переносить место жительства в соседние страны. Но слишком большая фискальная нагрузка - это лишь одна из тех проблем, которые породило многолетнее чрезмерное вмешательство государства в экономику.

Стоит отметить, что среди проблем имеется и незначительные улучшения макроэкономических показателей. Например, Франция достигла успехов в стабилизации цен. Прекрасные достижения в области внешней торговли являются хорошим показателем развития национальной экономики Франции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Франция в конце XIX - начале XX вв. оставалась страной, где сельское хозяйство первенствовало перед промышленностью, а ремесло и мелкие предприятия первенствовали перед крупной фабрикой. Банковский капитал, проценты на банковские вклады, мелкая собственность - движимая и недвижимая -характерные черты французской экономики.

Несмотря на поражение во Франко-прусской войне, Франция оставалась великой державой, обладавшей большими экономическими возможностями, огромной колониальной империей, мощной армией и крупным флотом, уступавшим, однако, английскому. Темпы промышленного роста Франции в начале XX в. составляли 2,6 % в год (в Англии - 2,1 %). По темпам роста экономики Франция отставала от Германии и США, а по объему промышленного производства - и от Англии.

Современные тенденции мирохозяйственного развития Франции подтверждают тесную взаимосвязь внутренней экономики и внешнеэкономических связей страны, их растущее взаимодействие и взаимопереплетение в условиях глобализации. Структура и характер участия Франции в международных экономических отношениях в полной мере отражают особенности национального хозяйства, базирующегося на мощном агропромышленном комплексе, обрабатывающих отраслях с высоким научно-техническим компонентом (автомобилестроении, авиакосмической, оборонной, химико-фармацевтической промышленности), а также диверсифицированной и весьма эффективной сфере услуг.

В международном разделении труда для Франции по-прежнему большое значение имеет межотраслевой обмен, базирующийся на структуре и характере национальных конкурентных преимуществ. Соответственно экспортируются, в первую очередь, продукция транспортного машиностроения, химической и оборонной промышленности, продовольствие, туристические услуги. В импорте растет доля частей и компонентов, свидетельствующая о расширении внутриотраслевой торговли, но все же интенсивность ее ниже, чем в большинстве других развитых стран.

Отмечая отдельные негативные моменты в динамике международной конкурентоспособности Франции, проявившиеся как следствие трудностей адаптации ее экономики к условиям глобализации и углубления европейской интеграции, необходимо подчеркнуть, что многие существующие проблемы возможно имеют благоприятные перспективы разрешения.

промышленный переворот французский монополистический

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Вутянов В. Новые тенденции организации международного бизнеса французскими ТНК // Мировая экономика и международные отношения, 2000, № 9, с. 110-111

.Европейские банки продолжают объединяться // Финансист, 1999, № 3 - 4, с. 37

.Ломакин В.К. Мировая экономика. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 727 с.

.Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Е.Ф.Жуков, Т.И.Капаева и др.; Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 485 с.

.История экономики: Учебное пособие. 3-е изд., стереотип./Заславская, М.Д. - М.: МГИУ, 2008

.История экономики: Учебное пособие. 3-е изд., стереотип./Заславская, М.Д. - М.: МГИУ, 2008, - с.45.

.История средних веков / Под ред. С.Д.Сказкина. М.: Высшая школа, 1966. -Т.1- с.273.

.Основные проблемы истории средневекового города/Стоклицкая-Терешкович, В.В. - М.: Изд-во социально-экон. лит-ры, 1960. - с.122.

.История средних веков / Под ред. С.Д.Сказкина. М.: Высшая школа, 1966. -Т.1- с.237.

. История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под ред. Н.А. Крашенинниковой. М., 2008. Ч. 1. С. 233

. Экономическая история зарубежных стран: Учебное пособие / Под ред. В.И. Голубовича. Минск, 2006. С. 127

Похожие работы на - История развития финансовой системы во Франции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!