Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь: проблемы и пути их решения
Введение
Беларусь, как молодое государство с неустойчивой
экономикой, является страной, куда, несомненно, можно и нужно «вливать»
денежные средства. Однако инвестирование есть не только получение денежных
средств донором от реципиента, но также сотрудничество и получение ценного
опыта. И получение, и использование его может дать ощутимый толчок к
нормализации экономической ситуации в стране.
Инвестиционная деятельность в
Республике Беларусь: проблемы и пути их решения
Несмотря на то, что в 2011 году
случился кризис, наблюдался резкий скачок объема инвестиций в два раза в
сравнении с 2010 годом, что является историческим максимумом для государства.
Однако после случилось резкое падение и в последние годы наблюдается незначительный
рост.
Снижение общего объема инвестиций в
2014 году обусловлено сокращением на 11,3 процента капитальных расходов
организаций, подчиненных республиканским органам государственного управления, и
на 18,7 процента капитальных расходов организаций, подчиненных местным
исполнительным и распорядительным органам при росте капитальных вложений
организаций без ведомственной подчиненности на 3,2 процента.
В технологической структуре
инвестиций в основной капитал преобладала доля расходов на
строительно-монтажные работы - 56,3 процента (годом ранее - 52,5 процента). На
инвестиции в активную часть (машины, оборудование и транс- портные средства)
приходилась третья часть общего объема капиталовложений - 32,9 процента (в
январе-октябре 2013 г. - 37,2 процента, в аналогичный период 2012 года - 42,2
процента).
Несомненно, реальные объемы
инвестиций мало удовлетворяют потребность экономики в них.
В Республике Беларусь одним из наиболее
существенных препятствий активации инвестиционных процессов является
неопределенность макроэкономической ситуации. Макроэкономическая политика
влияет на инвестиционный климат через обеспечение определенных, предсказуемых и
неискаженных ориентиров для субъектов хозяйствования.
В условиях инфляции и нестабильного обменного
курса весьма проблематично накапливать и сохранять от обесценивания финансовые
ресурсы секторов экономики (например, прибыль и амортизационные отчисления) и
просчитывать эффективность самих инвестиционных проектов даже в краткосрочной
перспективе.
Также, инвестиционная деятельность слишком
бюрократизирована в сравнении с теми же Россией и Украиной. В других странах
иностранные инвесторы регулярно участвуют в диалогах с государством в самых
различных формах, что для Беларуси является неиспробованным опытом.
Что не маловажно, высокий уровень налоговой
нагрузки, что подрывает не только иностранные компании, но и отечественные
предприятия.
Введенные высокие входные барьеры, защищают
отечественные предприятия от конкуренции, которые в отсутствии ее не являются
рентабельными и «тянут» экономику вниз, не эффективны и приносят мало
практической пользы.
Политика государства направлена на привлечение
инвестора и вместе с тем не на удержание его. Чиновники, в большинстве своем,
не знают как работать с бизнесом.
Можно привести пример. Инвестиционная
строительная компания «Svitland»,
работающая как на территории СНГ так и на территории Евросоюза, за один и тот
же промежуток времени построили в Беларуси - 15 тыс. кв. м., на Украине - 80
тыс. кв. м, в России - 200 тыс. кв. м., при этом компания имеет желание равно
развивать бизнес в каждой из стран.
Важным направлением роста инвестиций является
увеличение кредитов банковской системы. В целях активации участия банковской
системы в кредитовании инвестиций в реальный сектор, уменьшения рисков от таких
операций одновременно с макроэкономической стабилизацией целесообразно принять
следующие меры:
повысить ликвидность банковской системы
через сокращение или изменение условий кредитования за счет кредитной эмиссии;
восстановить и
расширить льготу в части освобождения от налогообложения процентных доходов
банков, полученных ими от кредитов на инвестиции в основной капитал по
объектам;
разработать концепцию
создания целевых накопительных фондов на нужды инвестиций в производственную
сферу, сферу страхования, пенсионного обеспечения, медицинских услуг на базе
указанной концепции, опираясь на опыт других стран в области целевых
накопительных и инвестиционных фондов, создать соответствующую законодательную
и нормативную базу их формирования;
продолжить работу по
развитию лизинговых операций.
Еще одним условием привлечения инвестиций в
реальный сектор экономики является активация процессов приватизации.
Потенциального инвестора в нашей стране отпугивает не только медленный процесс
приватизации, но и имеющиеся случаи реприватизации, связанные как с ухудшением
финансового положения субъектов хозяйствования, так и с тем, что
государственные льготы и субсидии, другие преференции предоставляются, как
правило, государственным предприятиям.
Как на Западе, так и в странах СНГ имеется опыт
работы с венчурными фондами. В Беларуси также есть профессионально занимающиеся
инвестированием средств, венчурные инвесторы, готовые вкладывать денежные
средства, однако отсутствие отлаженной системы приводит к утечке средств за
границу. Регулярно делаются попытки создать что-либо подобное, однако, их
работа, в конце концов, сводится к доверительному управлению.
Путем решения данной проблемы может служить
прекращение использования части административно-командных инструментов в
экономике.
Вывод
инвестиция экономика беларусь
макроэкономический
Очевидна необходимость дальнейшей работы по
устранению причин, препятствующих привлечению прямых иностранных инвестиции в
Беларусь, таких как несовершенство системы валютного регулирования,
нестабильность нормативно-правовой среды бизнеса, жёсткие санкции за нарушение
условий и порядка его ведения, высокий уровень налоговой нагрузки и др..
Устранению этих негативных факторов в определённой мере будет способствовать
Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на
период до 2015 года, утверждённая Советом Министров и Национальным Банком,
которая является основным эффективным механизмом стимулирования и активизации
инвестиционной деятельности и содержит комплексные меры мероприятий по
повышению привлекательности инвестиционного климата.
Понятно, что отмечены не все причины провалов
инвестиционных проектов, однако сегодня в реальных условиях невозможно
выработать и использовать на практике действительно эффективную концепцию,
удовлетворяющую как правительство, так и инвестора. И пока государство не
пойдет навстречу бизнесменам, рост экономики будет незначительным или нулевым.