Тема: Деятельность Комитета государственных доходов

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    442,44 Кб
Деятельность Комитета государственных доходов
Деятельность Комитета государственных доходов
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ, А ТАКЖЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

. АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Организационная структура Учебно-методического центра Министерства Финансов Республики Казахстан

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Комитет государственных доходов МФ РК

ПРИЛОЖЕНИЕ С

Положение об Учебно-методическом центре Комитета государственных доходов МФ РК

ВВЕДЕНИЕ

Прохождение преддипломной практики осуществлялось в Учебно-методическом центре, который является одной из подведомственных организаций Комитета государственных доходов Министерства Финансов Республики Казахстан.

Цель прохождения преддипломной практики заключается:

в получении опыта работы на практике,

сбор и анализ информации для написания дипломной работы.

Для достижения цели преддипломной практики были поставлены следующие задачи:

изучить общие сведения о деятельности центра и комитета,

проанализировать налоговое администрирование и налоговый контроль в Казахстане,

собрать необходимые данные для составления отчета и написания дипломной работы,

применять в практике работы теоретические знания.

1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ, А ТАКЖЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

доход налоговый администрирование декларирование

В соответствии с Постановлением <#"justify">Наименование показателей201120122013201420152015 в % к 2011Налоговые поступления, всего:2 934 081 3 982 338 4 095 366 4 779 004 5 115 743174,4В т.ч.: корпоративный подоходный налог837 233 1 050 380 1 041 217 1 032 737 1 169 667 139,7индивидуальный подоходный налог312 332 376 245 438 498 492 991 552 280 176,8социальный налог 253 830 296 843 340 997 380 477 427 985 168,6налог на добавленную стоимость677 229 865 213 914 361 1 327 650 1 198 170 176,9акцизы61 423 76 400 93 143 103 651 147 057 239,4Примечание - по данным Министерства финансов Республики Казахстан

Как видно из представленных данных, динамика налоговых поступлений в государственный бюджет РК характеризуется устойчивым ростом. В течение анализируемого периода налоговые поступления выросли в целом на 74,4%. При этом вклад разных налогов был неравнозначным. Так, корпоративный подоходный налог в течение анализируемого периода вырос на 39,7%, индивидуальный подоходный налог - на 76,8%, социальный налог - на 68,6%, НДС - на 76,9%, акцизы - на 139,4%.

Ниже представлена налоговая структура местных бюджетов в Казахстане.

Таблица 2. Налоговая структура местных бюджетов РК за 2011-2015 годы, % к итогу

Наименование показателей201120122013201420151. Индивидуальный подоходный налог36,738,339,238,938,12. Социальный налог29,830,330,53029,53. Акцизы5,65,965,56,994. Налог на имущество7,58,17,77,68,15. Земельный6,16,96,86,96,26. Налог на транспортные средства6,46,36,26,26,017. Прочие7,94,23,64,95,1ВСЕГО налогов:100100100100100Примечание - по данным Министерства финансов Республики Казахстан

Проведённые расчёты позволяют нам сделать следующие выводы. Из налоговых поступлений местных бюджетов наибольшее фискальное значение имеют индивидуальный подоходный и социальный налоги. При этом следует отметить, что доля налогов остаётся относительно стабильной в течение анализируемого периода.

В настоящее время наибольшая опасность, с точки зрения обеспечения финансовых потребностей государства, заключается в расширении практики сокрытия доходов от налогообложения. Так, по оценкам экспертов, в бюджет не поступает 30-40% сумм налогов, подлежащих уплате.

В таких условиях совершенно очевидна необходимость укрепления налоговой дисциплины путем осуществления действенного налогового контроля, призванного обеспечить своевременность и полноту уплаты в бюджет налоговых платежей. Учитывая, что налоговые поступления составляют ежегодно от 60% до 80% доходов бюджета, налоговая составляющая в значительной степени влияет на экономическую и общую безопасность государства.

Неэффективная система налогового администрирования и просчеты в государственном управлении несут в себе угрозы экономической безопасности и обусловливают тенденции негативного развития налоговой системы государства. Указанные обстоятельства приводят к подрыву доходной базы бюджета и резкому ослаблению его способности к финансовому обеспечению страны (табл.3).

Таблица 3. Показатели администрирования налоговых платежей и контрольной деятельности налоговых органов Республики Казахстан

№ п/пНаименование показателей2013 г.2014 г.2015 г.1.Поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет (млрд.тенге) в том числе: - в республиканский бюджет - в местные бюджеты 4 095,8 2 976,0 1 119,8 4 778,4 3 510,0 1 268,4 5 115,8 3 666,1 1 449,72.Недоимка (млрд.тенге)64,580,399,1Примечание - по данным Комитета государственных доходов МФ РК

Данные таблицы 3 показывают, что администрируемые Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан налоговые доходы возросли с 4 095,8 млрд.тенге в 2013 году до 5 115,8 млрд.тенге в 2015 году, или на 124,9%.

В 2015 году формирование доходов государственного бюджета Республики Казахстан на 77,7% обеспечено за счет поступлений по четырем налогам: НДС - 23,4%, КПН - 22,9%, налоги на международную торговлю и внешние операции - 20,6%, ИПН - 10,8%.

Приведенные данные свидетельствует о ежегодном росте поступлений налогов в бюджеты всех уровней, что объясняется эффективностью налогового администрирования за счет введения системы управления рисками, главной целью которой является минимальный охват контролем добросовестных налогоплательщиков и, наоборот, усиление административного давления на тех, кто осуществляет свою деятельность в отраслях, относящихся к «теневому» бизнесу.

Помимо положительной тенденции налоговых поступлений, также увеличивается из года в год и недоимка.

Основной удельный вес в структуре недоимки занимают КПН и НДС, что в совокупности составляют более 80%. Недоимка по всем налоговым платежам ежегодно увеличивается, этому способствует ряд причин, одна из них - мировой финансовый кризис.

Например, многие физические и юридические лица испытывают недостаток финансовых средств, следовательно, не могут оплачивать налоги и другие обязательные платежи.

Также, немаловажной проблемой является несовершенство норм законодательства по регулированию оборота наличных денежных средств между юридическими лицами, создающие благоприятные условия для лжепредпринимательства.

Что касается лжепредпринимательства и лжебанкротства, то это также является одной из основных проблем налогового контроля.

Под лжепредпринимательством понимается создание с целью извлечения нелегальных доходов или иной имущественной выгоды коммерческими организациями без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность.

Это означает, что уголовная ответственность наступает только за создание юридического лица в форме коммерческой организации. Причем, такая коммерческая организация создается со специальной целью: получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности.

Таблица 4. Преступления в сфере теневой экономике за 2014 год.

Вид преступленияКоличество преступлений по данному видуЛжепредпринимательство306Уклонение от уплаты налога147Экономическая контрабанда96Незаконное хранение нефти и нефтепродуктов25Незаконный оборот алкогольной продукции72Незаконный игорный бизнес85Фальшивомонетничество580Примечание - по данным Министерства финансов Республики Казахстан

Таблица 5. Преступления в сфере теневой экономики за 2015 год.

Вид преступленияКоличество преступлений по данному видуЛжепредпринимательство143Уклонение от уплаты налога124Экономическая контрабанда65Незаконное хранение нефти и нефтепродуктов12Незаконный оборот алкогольной продукции47Незаконный игорный бизнес68Фальшивомонетничество428Примечание - по данным Министерства финансов Республики Казахстан

Значительное место в борьбе с теневой экономикой уделено вопросам противодействия лжепредпринимательству, т.к. оно является основой теневой экономики.

Именно через «обнальные фирмы» проводится легализация преступных доходов, совершается хищение денежных средств и уклонение от уплаты налогов. С помощью таблиц мы можем увидеть, что количество преступления по лжепредпринимательству в 2015 году уменьшилось в два раза по сравнению с 2014 годом.

В этой связи, Комитетом внесен ряд законодательных мер по вопросам введения ограничений на осуществление платежей в наличном порядке, установления лимита на снятие наличных денег с банковских счетов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (для физических лиц - общая сумма полученной наличности не должна превышать 3 тыс. МРП в месяц; для юридических лиц - не более 10 тыс. МРП в месяц.)

Введение данных ограничений не позволит выводить денежные средства в теневой оборот, а также будет способствовать увеличению налоговых поступлений, снижению уровня коррупции, поскольку будет подорвана основа для дачи взяток и хищений бюджетных средств.

Что касается лжебанкротства, то в результате камерального контроля установлено, что из 2 993 банкротов, находящихся в стадии ликвидации по состоянию на 1 июля 2015 года, в действиях 1 699 (57% от общего количества) присутствуют признаки преднамеренного и ложного банкротства, из которых 17 % (295 банкрота) имеют высокую степень риска.

К примеру, 445 должников в предбанкротный период активно участвовали в государственных закупках и внешнеэкономической деятельности на общую сумму 120 млрд.тенге, 227 должников осуществляли взаимодействие с лжепредприятиями.

В результате совместной работы с органами финансовой полиции за 1 полугодие 2015 года, по обращениям территориальных подразделений и конкурсных управляющих, в отношении 84 должников возбуждены уголовные дела по статьям 215-217 УК РК «Неправомерные действия при банкротстве»,«Преднамеренное банкротство» и «Ложное банкротство», 221-222 УК РК «Уклонение от уплаты налогов», 192 УК РК «Лжепредпринимательство».

Кроме того, в отношении руководителей 5 банкротов, вынесены судебные решения о возмещении материального ущерба интересам кредиторов на сумму 386 млн.тенге.

Таблица 6. Обязательная ведомственная отчетность по налоговым проверкам проверяемых субъектов по состоянию на 2014 год.

Виды проверок№ВсегоСубъекты малого предпринимательстваСубъекты среднего предприни-мательстваСубъекты крупного предпринимательства 1234Проведено проверок всего 133 4422 040295227в том числе: 1. Выборочные проверки Проведено проверок2 из нихкомплексные3 тематические4 Проверки по которым выявлены нарушения5 Доначисленная сумма налогов и других обязательных платежей в бюджет и пени (тыс.тенге)6 Проверки по которым не выявлены нарушения7 Сумма административных штрафов (тыс. тенге)8 2. Внеплановые проверки Проведено проверок933 4422 040295227из нихкомплексные101 1039139373тематические111 4961 127202154встречные1223 695XXXтематические по отдельным вопросам136 982XXXхронометражные обследования14166XXXПроверки по которым выявлены нарушения (комплексные и тематические)151 214914152125Доначисленная сумма налогов и других обязательных платежей в бюджет и пени (комплексные и тематические) (тыс. тенге)16102 865 94546 446 6819 774 93036 745 661Проверки по которым нарушения не выявлены (комплексные и тематические)178 3671 126143102Сумма административных штрафов (тыс. тенге)1813 385 1791 668 227131 9481 859 862Примечание - по данным Министерства финансов Республики Казахстан

Таблица 7. Обязательная ведомственная отчетность по налоговым проверкам проверяемых субъектов по состоянию на 2015 год.

Виды проверок№ВсегоСубъекты малого предпринимательстваСубъекты среднего предпринимательстваСубъекты крупного предпринимательства 1234Проведено проверок всего 123 9651 760240119в том числе: 1. Выборочные проверки Проведено проверок2 из нихкомплексные3 тематические4 Проверки по которым выявлены нарушения5 Доначисленная сумма налогов и других обязательных платежей в бюджет и пени (тыс.тенге)6 Проверки по которым не выявлены нарушения7 Сумма административных штрафов (тыс. тенге)8 2. Внеплановые проверки Проведено проверок923 9651 760 240119из нихкомплексные108899139373тематические111 1681 127202154встречные1216 546XXXтематические по отдельным вопросам135178XXXхронометражные обследования14184XXXПроверки по которым выявлены нарушения (комплексные и тематические)15844914152125Доначисленная сумма налогов и других обязательных платежей в бюджет и пени (комплексные и тематические) (тыс. тенге)16138 838 21978 441 58015 405 70344 887 519Проверки по которым нарушения не выявлены (комплексные и тематические)1712 5672 1565632Сумма административных штрафов (тыс. тенге)189 574 3801 134 58397 8461 134 754Примечание - по данным Министерства финансов Республики Казахстан

Из данных таблиц видно, что из общего количество проверок, 100 % занимают именно внеплановые проверки, что легко объясняется, так как эти проверки проводят без заранее установленных сроков.

Несмотря на это, можно все-таки увидеть положительный результат налоговых проверок. Количество проверок в 2015 году уменьшилось практически на 1/3 часть. Дело в том, что законодательство жестко регламентирует сроки проведения плановых проверок: не чаще одного раза в три года. Но выявив в ходе планового контрольного мероприятия действительные или мнимые нарушения, в целях контроля за их устранением проверяющие назначают внеплановые проверки.

Поэтому уменьшение количество внеплановых проверок говорит об уменьшении нарушений со стороны налогоплательщиков.

Также это связано с введением моратория (приостановление) на проверки субъектов малого и среднего бизнеса, проведенного в период со 2 апреля 2014 года по 1 января 2015 года в целях дальнейшего кардинального улучшения бизнес-среды.

Введение моратория, а также применение аналогичных мер защиты прав предпринимательства со стороны государства, позволяют не только сократить и упорядочить количество и качество проверок проверяющими органами, но и дают возможность стимулировать субъекты малого и среднего бизнеса к улучшению результатов своей деятельности.

Также мы видим, что в 2015 году по сравнению с 2014 годом уменьшилось количество проверок, по которым выявлены нарушения, а количество проверок, по которым нарушения не выявлены увеличилось.

В обоих случаях можно наблюдать положительный результат налоговых служб.

Увеличиваются доначисленные суммы налоговых платежей и пени по результатам налоговых проверок, что свидетельствует также о высоком профессиональном уровне в плане администрирования и в частности проведения налогового контроля.

Значительное место в работе территориальных налоговых органов занимает рассмотрение ходатайств налогоплательщиков по результатам проведенных документальных проверок.

Как свидетельствует практика, большинство нарушений является не умышленным уклонением от налогообложения, а техническими ошибками, являющимися, как правило, следствием неправильного толкования норм налогового законодательства.

в вышестоящие государственные органы с иском об отмене решения нижестоящих органов;

в органы прокуратуры - с заявлением об устранении нарушений их прав и законных интересов;

в суд - за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или охраняемых законом интересов;

в органы по защите прав субъектов частного предпринимательства

Таблица 8. Информация о количестве жалоб, поданных субъектами частного предпринимательства на нарушение порядка проведения проверок органами контроля и надзора и на их результаты за 2014 год.

ВсегоВ вышестоящие государственные органыВ органы прокуратурыВ судВ органы по защите прав предпринимателей№А123451Количество жалоб, поданных на нарушение порядка проведения проверок и на их результаты 619112 3 504 2Количество удовлетворенных жалоб, поданных на нарушение порядка проведения проверок и на их результаты 16918 151 3Количество проверок, признанных недействительными по результатам удовлетворенных жалоб 4 4 4Количество должностных лиц, привлеченных к ответственности по удовлетворенным жалобам 7 7 Примечание - по данным Комитета государственных доходов МФ РК

Таблица 9. Информация о количестве жалоб, поданных субъектами частного предпринимательства на нарушение порядка проведения проверок органами контроля и надзора и на их результаты за 2015 год.

Всегоиз графы 1 в разрезе:В вышестоящие государственные органыВ органы прокуратурыВ судВ органы по защите прав предпринимателей№А123451Количество жалоб, поданных на нарушение порядка проведения проверок и на их результаты 321640323 2Количество удовлетворенных жалоб, поданных на нарушение порядка проведения проверок и на их результаты 1249 142 3Количество проверок, признанных недействительными по результатам удовлетворенных жалоб 0 0 4Количество должностных лиц, привлеченных к ответственности по удовлетворенным жалобам 3 3 Примечание - по данным Комитета государственных доходов МФ РК

По данным таблиц можно увидеть, что количество жалоб, поданных на нарушение порядка проведения проверок и на их результаты в 2015 году уменьшилось почти в два раза, что говорит об улучшении работы налоговых служб.

Таким образом, исходя их того, что налоговое администрирование, фактически, и есть налоговая политика, управление налоговой реформой заключается в ее юридическом, организационно-техническом и административном обеспечении как сложного таксиметрического процесса, с точки зрения своевременного и экономически эффективного претворения в жизнь предусмотренных ее проектом программных и целевых задач, сведения к минимуму всех возможных потерь (отклонений) по сбору и распределению налогов; повседневного контроля над однозначным толкованием на всей территории страны и неукоснительным соблюдением требований налогового законодательства, в том числе, по защите прав налогоплательщиков; оперативного решения возникающих при этом вопросов.

То состояние неустойчивого динамического равновесия, которое называется гармонизацией налоговых отношений и выражается в установленном под регулирующим воздействием рынка оптимальном, то есть объективно необходимом и достаточном уровне налогового бремени, достигается в столкновении и приведении к общему знаменателю в основном не совпадающих, а то и противоположных интересов участвующих в налогообложении сторон.

Все это обусловливает объективную необходимость пристального внимания к налоговой системе и глубокий анализ налоговых отношений.

Мы применили основные принципы системного метода.

Если брать за основу, что налоговая система - это устойчивая совокупность элементов, то согласно принципу целостности элементами налоговой системы являются следующие: · налогоплательщики и налоговые агенты (физические и юридические лица); государство в лице органов управления налоговой системой; · налоги, сборы, пошлины; органы, взимающие налоги и сборы; регулирующие (контролирующие) органы (МВД).

Статистический метод также использовался при анализе, так как непосредственно имеются числовые (количественные выражения).

Следует помнить, что статистика следует, прежде всего, из опыта, и мы указали это с помощью приведения данных разных годов. Также использовались традиционные методы анализа.

Одним из них является метод анализа относительных величин.

К примеру, путем соотношения сумм поступления налогов в разных годах, мы показывали их рост или наоборот.

Метод сравнения также применялся в анализе, так как мы приводили данные разных годов, тем самым сравнивая их показатели.

. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Налоговое администрирование - наиболее социально выраженная сфера, в которой государство взаимодействует с населением и бизнесом.

Определенные недостатки или недоработки, которого могут привести к снижению поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет <#"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ А

Организационная структура Учебно-методического центра Министерства Финансов Республики Казахстан



ПРИЛОЖЕНИЕ В

Комитет государственных доходов МФ РК




ПРИЛОЖЕНИЕ С

Положение об Учебно-методическом центре Комитета государственных доходов МФ РК


Похожие работы

 

Не нашел материал для курсовой или диплома?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!