Денежно-кредитная политика

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,11 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Денежно-кредитная политика

Введение

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Денежно-кредитная политика - важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Деньги существуют на протяжении тысячелетий, в отличие от центральных банков, которые появились на исторической сцене сравнительно недавно. Что же касается современной модели центральных банков, то ее формирование восходит, когда начали определяться функции центральных банков в экономике с бумажными деньгами и коммерческими банками.

Сегодня в любой, даже самой маленькой, стране мира есть свой центральный банк. Центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем. В частности, он должен предупреждать возникновение финансовой паники, вероятность которой в финансовой системе с широким набором посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачи центральный банк играет роль кредитора в последней инстанции.

Курсовая работа включает в себя три составные части.

В первой части рассмотрено денежно-кредитное регулирование в Республике Беларусь и роль Национального банка в его осуществлении.

Во второй затрагивается вопрос об организации деятельности Национального банка.

В последней части рассмотрены взаимоотношения Национального банка с Правительством Республики, кредитование государства и управление государственным долгом.

Современное государство с рыночной экономикой, используя различные денежно-кредитные инструменты, может влиять практически на все параметры национальной экономики. Одним из таких инструментов и является кредитная система совокупность кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих экономические отношения в сферах денежного оборота и кредита. Основа функционирования кредитной системы товарно-денежные отношения, способствующие возникновению и развитию денежного оборота, необходимости его организации, обслуживания, управления.

Для Беларуси эта тема особенно актуальна. Как и в других странах бывшего СССР, денежно-кредитная система Беларуси возникла на основе весьма специфической денежно-кредитной системы административно-командного типа и характеризовалась полным монополизмом государства в этой сфере, нерыночными методами формирования и распределения заемных фондов, а также жестким разделением наличного и безналичного обращения.

Развитие банковского сектора в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с приоритетами социально-экономического развития государства, определенными на 2010-2015 гг. и предусматривающие рост человеческого потенциала, инновационной, высокотехнологичной, конкурентоспособной экономики, вхождение в число 30 лучших стран мира по условиям ведения бизнеса.

Так, за этот период банковский сектор оказывал нарастающую финансовую поддержку реальному сектору экономики. Значительные кредитные ресурсы предоставлялись банками на поддержку инвестиционных проектов, направленных, главным образом, модернизацию производства и структурную перестройку экономики. Банки осуществляли кредитную поддержку организаций в ходе реализации государственных программ по развитию приоритетных секторов экономики, в первую очередь строительства жилья, и увеличению производственных инвестиций.

Цель курсовой работы - исследование денежно-кредитной политики, на основании которой разработать мероприятия по совершенствованию денежно-кредитного регулирования экономики Республики Беларусь. Понять какого роль Центрального банка в развитии денежно-кредитной системы страны.

Реализация поставленной цели подразумевает анализ и изучение учебной литературы по данной теме, нормативных документов, регламентирующих функционирование денежно-кредитной системы.

Предметом исследования выступает денежно-кредитная политика Республики Беларусь. Объект исследования выступает Республика Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд поставленных задач:

рассмотреть сущность, значение денежно-кредитной политики;

показать цели и инструменты денежно-кредитной политики;

изучить правовые основы деятельности Национального банка;

При выполнении работы использовались методы анализа литературы и периодических изданий, синтеза и обобщения.

1. Денежно-кредитное регулирование в Республике и роль Национального банка в его осуществлении

.1 Сущность и значение денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика - это политика государства, воздействующая на количество денег <#"justify">3.2 Кредитование государства и управление государственным долгом

банк государственный долг управление

Для решения социально-экономических задач, стоящих перед обществом, государство привлекает к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и населения. Одним из основных источников является государственный кредит. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство выступает заемщиком, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных отношений государство может являться как заемщиком, так и кредитором.

Основными формами кредитования государства являются:

государственные займы;

гарантирование государством кредитов.

Внешние государственные займы привлекаются и используются для:

покрытия дефицита республиканского бюджета;

пополнения валютных резервов Республики Беларусь;

реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;

решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;

импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;

поддержки экономических реформ.

Государственный кредит, как и любой другой вид кредита, характеризуется срочностью, платностью, возвратностью. Однако его отличает ряд особенностей: привлекаемые кредитные ресурсы направляются на покрытие дефицита государственного бюджета; источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают текущие бюджетные поступления; источниками средств для кредитования являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, неиспользованные для текущего потребления.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для денежного обращения по сравнению с монетарными инструментами. Это достигается на основе перераспределения временно-свободных денежных средств от физических и юридических лиц к правительству без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Международное разделение труда, обмен технологиями и научно техническими идеями, оказание финансовой помощи обусловливает развитие международных форм государственного кредита. В систему кредитных отношений включают и условный государственный кредит. В данном случае государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставленным иностранными заемщиками местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Общая сумма обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям представляет собой государственный долг.

На сегодняшний день существуют три основные формы покрытия государственного долга:

Добровольный, рыночный кредит - размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке;

Вынужденный квазирыночный кредит - рыночное оформление фактического государственного долга. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа, казначейские обязательства, векселя Министерства финансов Республики Беларусь;

Дружеский (административный) кредит центрального банка правительству.

Рост государственного долга, помимо экономических выгод, влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложению средств в новые предприятия, инновации, а также усилить социальную напряженность в обществе. В-третьих, выплаты процентов или основной суммы долга за границу вызывают перевод определенной части реального ВВП за рубеж. В-четвертых, государство переносит реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущих поколений.

Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» от 22 июня 1998 года, Положением «О порядке привлечения, использования и погашения внешних государственных займов», одобренным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 1 июня 1998 года № 826/23.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О внешнем государственном долге Республики Беларусь», внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени [Ссылка].

Национальный банк Республики Беларусь принимает непосредственное участие в мероприятиях по управлению государственным долгом. Он является финансовым агентом правительства в обслуживании государственного внутреннего долга, кредитует государство при осуществлении централизованных государственных программ на возвратной основе и др.

Средства, полученные от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг, могут использоваться только для покрытия дефицита республиканского бюджета и (или) пополнения валютных резервов Республики Беларусь.

Государственный долг Республики Беларусь полностью обеспечивается всем находящимся в ее собственности имуществом. Долговые обязательства Республики Беларусь могут существовать в форме:

кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Республики Беларусь с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Республики Беларусь;

договоров о предоставлении государственных гарантий Республикой Беларусь, договоров поручительства Республикой Беларусь по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Республики Беларусь на основе принятых законов;

соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет.

Правительство Республики Беларусь совместно с Национальным банком Республики Беларусь:

обосновывают необходимость привлечения внешних государственных займов, анализируют возможность такого привлечения с учетом уровня кредитоспособности государства и готовят предложения по лимиту внешнего государственного долга;

оценивают условия, на которых предоставляются внешние государственные займы;

проводят анализ фактически сложившегося уровня внешнего государственного долга по отношению к его лимиту, а также использования внешних государственных займов;

определяют порядок выпуска, размещения и погашения государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг.

По субъектам заемных отношений - займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.

По месту размещения - внутренние и внешние.

По обращению на рынке - рыночные и нерыночные. Рыночные, когда облигации свободно покупаются и продаются и являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные - не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.

В зависимости от срока привлечения средств - краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов (обычно векселя, казначейские или муниципальные).

По обеспеченности долговых обязательств - закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом. Центральные органы управления обычно выпускают высоконадежные беззакладные облигации.

По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства, продающиеся со скидкой, а выкупающиеся по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

Внешние государственные заимствования осуществляются в пределах лимита внешнего государственного долга, установленного законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, с предварительного согласия Президента Республики Беларусь.

Решение о привлечении внешних государственных займов от имени Республики Беларусь принимается Правительством Республики Беларусь, а решение о привлечении таких займов для пополнения валютных резервов - совместно Правительством и Национальным банком Республики Беларусь.

Государственные гарантии по внешним займам резидентов Республики Беларусь предоставляются Правительством Республики Беларусь. Решение о выпуске государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг, принимается:

для покрытия дефицита бюджета - Правительством Республики Беларусь или по его поручению Министерством финансов Республики Беларусь;

для формирования валютных резервов - совместно Правительством Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь.

К государственным эмиссионным ценным бумагам относятся:

государственные краткосрочные облигации со сроком обращения до одного года;

государственные долгосрочные облигации со сроком обращения один год и более.

Государственные краткосрочные облигации и государственные долгосрочные облигации могут выпускаться с дисконтным и процентным доходами. Облигации с дисконтным доходом размещаются по стоимости ниже номинальной. При их погашении владельцам таких облигаций эмитент выплачивает номинальную стоимость облигаций. Облигации с процентным доходом размещаются по номинальной стоимости или выше номинальной стоимости. При их погашении владельцам таких облигаций эмитент выплачивает номинальную стоимость облигаций и вознаграждение (процентный доход). Процентный доход выплачивается в течение срока обращения облигаций или при их погашении в порядке и размерах, установленных Министерством финансов.

Облигации являются именными государственными ценными бумагами и выпускаются Министерством финансов от имени Правительства Республики Беларусь в пределах источников финансирования дефицита республиканского бюджета, установленных Законом Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

Владельцами облигаций могут быть юридические лица - резиденты и нерезиденты Республики Беларусь. Облигации могут быть долгосрочными и краткосрочными ценными бумагами с купонным или процентным доходом. Объемы эмиссии облигаций учитываются при формировании республиканского бюджета и могут уточняться при его исполнении с учетом условий финансирования дефицита бюджета, определенных Законом Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

Национальный банк выполняет функции центрального депозитария и осуществляет контроль за общим количеством облигаций. Отношения Национального банка и Министерства финансов по размещению, обслуживанию и погашению облигаций регулируются договорами.

Очередной выпуск облигаций осуществляется на основании решения Министерства финансов об объеме выпуска, номинальной стоимости, валюте номинала, сроке обращения, датах выпуска и погашения, порядке выплаты дохода, а также других условиях, объявляемых юридическим лицам - резидентам и нерезидентам Республики Беларусь не позднее чем за три дня до даты выпуска облигаций.

Похожие работы на - Денежно-кредитная политика

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!