Государственный долг субъекта РФ (на примере Кемеровской области)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    773,37 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный долг субъекта РФ (на примере Кемеровской области)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

БЕЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФГБОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра финансов





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Финансы»

на тему:

«Государственный долг субъекта РФ (на примере Кемеровской области)»










Белово 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СУБЪЕКТА РФ

Понятие, формы и структура государственного долга субъекта РФ

Управление государственным долгом субъекта РФ

Нормативно-правовая база государственного долга Кемеровской области

Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СИСТЕМА ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Анализ динамики и структуры государственного долга Кемеровской области

Тенденции в системе обслуживания государственного долга Кемеровской области

Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетный Кодекс РФ трактует понятие государственного долга субъекта Российской Федерации как суммарный объем сложившихся долговых обязательств в результате заключения договоров государственного заимствования и предоставления гарантий по обязательствам третьих лиц.

В качестве форм договоров государственного заимствования выступают кредиты, предоставляемые кредитными и международными финансовыми организациями, а также иностранными банками субъекту Российской Федерации; бюджетные кредиты, полученные субъектом Российской Федерации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; займы, воплощенные в форме выпуска государственных ценных бумаг.

Формами гарантий по обязательствам третьих лиц являются государственные гарантии субъекта Российской Федерации и договоры и соглашения о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

В настоящее время Кемеровская область занимает 47 место в рейтинге субъектов Российской Федерации по состоянию государственного долга в размере 53 714 017,7 тыс. руб. С учетом того, что в состав России входят 85 субъектов, данная позиция определяет практически центральное положение в общей структуре задолженности по сравнению с наиболее высоким показателем у Москвы, составившим 159 717 900 тыс. руб., и нулевыми показателями Сахалинской области и Ненецкого автономного округа. Среди остальных субъектов, входящих в состав Сибирского Федерального округа, Кемеровская область занимает второе место по величине государственного долга, уступая лишь Красноярскому краю, чей долг составил 77 240 100 тыс. руб.

Со второй половины 2013 г. структура государственного долга Кемеровской области складывается только из договоров государственного заимствования. Это обусловлено тем, что до 01.01.2017 г. на территории региона действует мораторий на представление государственных гарантий с целью предотвращения увеличения объема государственного долга. Данное утверждение представлено в законопроекте «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Таким образом, в качестве объекта исследования данной курсовой работы выступает механизм управления государственным долгом Кемеровской области за период 2012-2014 гг.

Предмет исследования - экономические, правовые, управленческие и организационные отношения, появляющиеся на стадии управления государственным долгом Кемеровской области.

Цель курсовой работы заключается в исследовании современного состояния государственного долга Кемеровской области и его системы обслуживания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Ознакомиться с такими теоретическими основами государственного долга Российской Федерации, как формы, структура, управление и нормативно-правовая база;

Проанализировать динамику и структуру государственного долга Кемеровской области в период с 2012 по 2014 гг.;

Выделить тенденции в системе обслуживания государственного долга Кемеровской области в период с 2012 по 2014 гг.;

Рассмотреть перспективы сокращения государственного долга Кемеровской области в среднесрочной перспективе.

Для написания данной курсовой работы были использованы:

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА СУБЪЕКТА РФ

Понятие, формы и структура государственного долга субъекта РФ

Государственный долг любого субъекта Российской Федерации определяется Бюджетным кодексом РФ как совокупность сложившихся у него долговых обязательств в связи с заключением договоров государственного заимствования и предоставлением гарантий по обязательствам третьих лиц [1].

Основным отличием долга отдельного субъекта от общей задолженности Российской Федерации является то, что долг субъектов может быть только внутренним, а государственный - как внешним, так и внутренним.

Исходя из наличия двух основных каналов, по которым складываются долговые обязательства субъекта, можно выделить следующие элементы, образующие структуру государственного долга.

Формами договоров государственного заимствования являются:

Кредиты, предоставляемые кредитными и международными финансовыми организациями, а также иностранными банками субъекту Российской Федерации;

Бюджетные кредиты, полученные субъектом Российской Федерации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Займы, воплощенные в форме выпуска государственных ценных бумаг.

В состав гарантий по обязательствам третьих лиц входят:

Государственные гарантии субъекта Российской Федерации;

Договоры и соглашения о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта Российской Федерации прошлых лет.

Таким образом, объем внутреннего долга субъекта Российской Федерации составляют перечисленные выше обязательства, исчисленные в национальной валюте, а объем внешнего долга - те же обязательства, но выраженные в иностранной валюте.

Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации должен фиксироваться вместе с установлением верхнего предела задолженности, включающего также предельный объем обязательств по государственным гарантиям, на основании закона субъекта Российской Федерации о бюджете.

Следует отметить, что предельный объем задолженности субъекта, в соответствии с п.2 ст. 107 Бюджетного кодекса РФ, не должен превосходить уровень доходов соответствующего бюджета за вычетом финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации [1].

Субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать верхний предел государственного долга, исходя из положений проводимых им налоговой, бюджетной и долговой политики, а также при помощи соответствующих долговых механизмов и инструментов. Если положения Бюджетного кодекса РФ ограничивают предельный объем государственного долга, то субъекту Российской Федерации разрешена разработка предложений, указаний и методических рекомендаций, составляющих основу формализованных правил.

Классификации государственного долга субъекта Российской Федерации по срочности соответствует классификация государственного кредита, составленная, исходя из того же критерия. Таким образом, государственный долг может быть краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (от 1 года до 5 лет) и долгосрочным (более 5 лет).

Также государственный долг рассматривается в виде капитального и текущего. Капитальный долг - это совокупный объем реализованных и непогашенных долговых обязательств субъекта государства (в том числе начисленные проценты). Текущий долг представляет собой сумму расходных статей по погашению перед кредиторами всех видов задолженности государства, срок по которым наступил.

Таким образом, рациональное использование различных форм государственного долга субъекта Российской Федерации возможно осуществлять только с помощью грамотно изложенных мер, предложений и рекомендаций, при сложении образующих систему управления государственным долгом.

Управление государственным долгом субъекта РФ

Управление государственным долгом - это комплекс мероприятий и предложений, осуществляемых органами государственной и муниципальной власти и направленных на рациональное использование долговых обязательств в целях экономической стабилизации всего государства и его отдельных субъектов.

Как и в процессе управления государственным долгом, осуществляющегося в рамках всего государства, на уровне субъектов Российской Федерации также решается ряд необходимых и актуальных задач:

Регулирование и сохранение объема внутреннего и внешнего долга на уровне, способном поддерживать экономическую безопасность государства.

Привлечение заимствований в размерах, дополняющих доходы органов местного самоуправления до необходимых объемов, позволяющих осуществить исполнение всех их финансовых обязательств.

Разграничение долговых обязательств по доходности, срокам заимствования и формам выплаты доходов.

Поддержание репутации государства в течение длительного периода времени как ответственного заемщика на основе идеального выполнения всех финансовых обязательств перед кредиторами.

Рациональное и целевое использование всех привлеченных субъектом Российской Федерации долговых обязательств.

Согласование действий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на долговом государственном рынке.

Следует отметить, что обслуживание внутреннего долга субъектов Российской Федерации должно осуществляться только в соответствии с федеральными законами, законами конкретного субъекта, а также нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации выполняет государственный орган исполнительной власти конкретного субъекта, в то время как Правительство Российской Федерации управляет общим государственным долгом в пределах устанавливаемых Федеральным Собранием полномочий [1].

Для того чтобы своевременно погашать долговые обязательства перед кредиторами и поддерживать имеющуюся задолженность на оптимальном уровне субъект может прибегнуть к ряду экономических, финансовых, политических и организационно-правовых мер. К ним можно отнести:

Рефинансирование - это процесс выпуска новых займов, осуществляющийся с целью погашения имеющейся прошлой задолженности;

Конверсия - изменение доходности имеющихся долговых обязательств, выражающееся в уменьшении или увеличении процентной ставки;

Унификация - это объединение двух и более имеющихся займов в один общий, при условии, что облигации ранее выпущенных займов будут заменены на облигации нового займа;

Консолидация - изменение действия и условий ранее выпущенных займов, связанное с их сроками;

Аннулирование - это полный или частичный отказ субъекта от обязательств по выпущенным займам.

Также следует отметить возросшую роль переговоров между должниками и кредиторами, позволяющих прийти к консенсусу об изменении условий погашения задолженности и переносу срока возврата текущих обязательств.

Кроме вышеперечисленных мер по погашению долговых обязательств субъект может использовать методы, позволяющие так же эффективно решать проблему задолженности перед инвесторами. Данные методы могут включать в себя: частичное погашение (амортизацию) долга, срочный и досрочный выкупы облигаций и других ценных бумаг, проведение тиражей выигрышей по выигрышным займам.

В настоящее время с целью погашения внешнего государственного долга субъекты могут применять внешнеторговые механизмы, к которым относятся: замена и погашение обязательств экспортом товаров, обмен обязательств на облигации и акции предприятий страны-должника, оплата задолженности в национальной валюте при условии вложения в будущем в собственность или инвестиции, замена долга более легкими формами обязательств.

Эффективность управления государственным долгом субъекта Российской Федерации можно оценить с помощью следующих показателей:

Величина ежегодных поступлений денежных средств от осуществления государственных и муниципальных заимствований.

В = П - Р,

где П - приток по системе государственных заимствований

Р - расходы, относящиеся к системе государственного долга

Эффективность управления государственным долгом - отношение в процентном выражении величины ежегодных поступлений денежных средств от осуществления государственных и муниципальных заимствований к расходам в системе государственного долга.

Э = (П - Р)/Р * 100%

Коэффициент долговой нагрузки - отношение в процентном выражении размера государственного долга субъекта к объему ВВП, рассчитывающееся как по внешнему, так и внутреннему долгу.

Коэффициент обслуживания внешнего государственного долга субъекта - отношение в процентном выражении суммы платежей по внешнему долгу к государственным валютным поступлениям от экспортируемых товаров и услуг.

Кобслуживания = ∑платежей/∑поступлений * 100%

Нормативно-правовая база государственного долга Кемеровской области

государственный долг регион

Основные положения, касающиеся определения, структуры и реструктуризации государственного долга субъекта РФ, закреплены в главе 14 Бюджетного кодекса РФ.

Относительно государственного долга Кемеровской области, важно заметить, что основные направления, цели и задачи по его регулированию представлены в Распоряжении от 5.09.2014 г. N 575-р «Об утверждении программы повышения эффективности управления государственными финансами Кемеровской области на период до 2018 года» [3].

Так, в качестве реализованных направлений выступают:

Проведение комплекса мер по повышению налоговых и неналоговых поступлений и сокращению недоимки по уплате налогов и прочих обязательных платежей;

Осуществление масштабной работы по улучшению регионального инвестиционного климата;

Привлечение дополнительных доходов в бюджет Кемеровской области в целях финансового мониторинга и разработка мер и предложений по поддержке различных экономических отраслей области;

Разработка Стратегии привлечения инвестиций на период до 2030 г.

В ближайшей перспективе ожидается обеспечение исполнения расходных обязательств Кемеровской области при сохранении качества бюджетной, налоговой и долговой политики, макроэкономической стабильности и нормативно-правового регулирования. Конечным итогом реализации данной Программы эксперты представляют снизившийся уровень подчиненности местных бюджетов муниципальных образований от финансовой помощи из областного бюджета.

Таким образом, в целях снижения негативных последствий экономического кризиса в качестве основных задач государственной политики Кемеровской области выделяются: повышение самостоятельности органов исполнительной власти, сокращение финансовой помощи бюджетам муниципальных образований, внедрение в практику новых методов решения проблем, выявление и сокращение неприоритетных бюджетных расходов и т.д.

Также программа повышения эффективности управления государственными финансами Кемеровской области рассматривает систему управления ее государственным долгом, включающую следующие цели:

оптимизация структуры долга;

соблюдение норм бюджетного законодательства Российской Федерации;

обеспечение оптимальной долговой нагрузки на областной бюджет и ее снижение на обслуживание государственного долга области;

снижение стоимости привлекаемых ресурсов кредитных организаций и зависимости бюджета области от них;

недопущение возникновения просроченной задолженности по долговым обязательствам.

Осуществление данных целей возможно с помощью проведения ряда актуальных мероприятий, среди которых выделяют: рациональное планирование состава и объема государственного долга, своевременное и полное погашение задолженности перед кредитными организациями и федеральным бюджетом, сосредоточенность сверхдоходов на ликвидации областных долговых обязательств, привлечение необходимых ресурсов кредитных организаций по минимальной процентной ставке по отношению к действующим договорам кредитования.

Таблица 1

Планируемый бюджет и объем государственного долга Кемеровской области на 2015-2017 гг., тыс. руб.


На 01.01.2015

На 01.01.2016

На 01.01.2017

Абсолютное отклонение (±)

Темпы роста, %





2015/ 2014

2016/ 2015

2016/ 2014

2015/ 2014

2016/ 2015

2016/ 2014

Бюджет

83 756 960,7

77 780 280,5

78 854 524,5

- 5 976 680,2

1 074 244

- 4 902  436,2

92,86

101,38

94,15

Предель-ный объем государ-ственного долга

 73 235 335

 78 388 471

 83 343 052

 5 153 136

 4 954 581

 10 107 717

 107,04

 106,32

 113,80

Верхний предел государ-ственного внутрен-него долга

 47 418 508

 58 591 184

 70 552 793

 11 172 676

 11 961  609

 23 134 285

 123,56

 120,42

 148,79


Не менее важным нормативно-правовым актом по регулированию государственного долга Кемеровской области является законопроект «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». В нем представлен планируемый областной бюджет в рамках государственной программы. В долгосрочной перспективе он выглядит следующим образом:

на 2015 г. - 77 780 280,5 тыс. руб., на 2016 г. - 78 854 524,5 тыс. руб. Соответственно, предельный объем государственного долга Кемеровской области на 2015 г. определяется в размере 78 388 471 тыс. руб., а на 2016 г. - 83 343 052 тыс. руб. Верхний предел государственного внутреннего долга на 2015 г. составляет 58 591 184 тыс. руб., а на 2016 г. - 70 552 793 млн. руб. Следует отметить, что абсолютное отклонение объема задолженности 2015 г. по отношению к 2014 г. составляет 5 153 136 тыс. руб., а отклонение объема 2016 г. по отношению к 2015 г. - 4 954 581 тыс. руб.

Данные о планируемом областном бюджете и объемах государственного долга Кемеровской области на 2014-2016 гг. представлены в таблице 1, а динамика долговых обязательств на рис. 1.

Рис. 1. Динамика государственного долга Кемеровской области на 2014-2016 гг., тыс. руб.

Представленный в приложении 1 состав долговых обязательств Кемеровской области, приходящийся на 2014 г., подтверждает факт накопления и роста государственного долга исключительно путем заключения договоров государственного заимствования. Тем не менее, до 01.01.2013 г. Кемеровская область заключала договоры о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации на сумму свыше 2 000 000 тыс. руб., а до 01.01.2008 г. - договоры и соглашения о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет на сумму свыше 8 000 000 тыс. руб. Складывающаяся в настоящий момент времени тенденция движения по «первому» пути доказывает, что области более выгодно брать кредиты у организаций, банков и прочих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также выпускать ценные бумаги, чем выступать в роли гаранта. Кроме того, в законопроекте «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» говорится о том, что до 01.01.2017 г. в Кемеровской области действует мораторий на представление государственных гарантий с целью предотвращения увеличения объема государственного долга.

Относительно бюджетных кредитов, предоставляемых бюджетам муниципальных районов области, действует условие выдачи только в том случае, если данные районы не будут иметь просроченной задолженности по денежным обязательствам перед бюджетом Кемеровской области. Не менее важным условием предоставления займа является составление договора, который должен быть заключен главным финансовым управлением Кемеровской области с администрациями областных муниципальных районов.

Постановление, установленное Коллегией администрации Кемеровской области, позволяет регулировать предоставление, использование и возврат областными муниципальными районами бюджетных кредитов.

Также законопроектом «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» раскрываются условия реструктуризации (списания) государственного долга муниципальных образований перед бюджетом Кемеровской области. Для списания задолженности по бюджетным кредитам, выданным под товарный кредит на поставку горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным предприятиям, а также бюджетным кредитам, предоставленных агропромышленным организациям, областной долг должен быть уменьшен на сумму, равную 99 процентам от полной суммы задолженности по данным кредитам, не имеющей альтернативных источников погашения, в связи с ликвидацией перечисленных организаций с опорой на законодательство Российской Федерации [2].

В случае если задолженность по бюджетным кредитам невозможно подвергнуть реструктуризации, то она списывается путем предоставления рассрочки исполнения обязательств на срок до 31 декабря 2014 г. При этом, по объему имеющейся рассроченной задолженности должны начисляться проценты из расчета 0,01 % годовых.

Коллегия администрации Кемеровской области также играет важную роль по осуществлению реструктуризации государственного долга данного субъекта: принимает правовой акт о списании объемов имеющейся задолженности. Непосредственно после принятия данного акта с муниципальным образованием должно быть заключено соглашение о реструктуризации, разрешающее ее проведение.

Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СИСТЕМА ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

.1 Анализ динамики и структуры государственного долга Кемеровской области

На 01.04.2015 г. Кемеровская область занимает 47 место в рейтинге субъектов Российской Федерации по состоянию государственного долга в размере 53 714 017,7 тыс. руб. С учетом того, что в состав России входят 85 субъектов, данная позиция определяет практически центральное положение в общей структуре задолженности по сравнению с наиболее высоким показателем у Москвы, составившим 159 717 900 тыс. руб., и нулевыми показателями Сахалинской области и Ненецкого автономного округа (рисунок 2). Среди остальных субъектов, входящих в состав Сибирского Федерального округа, Кемеровская область является второй по величине государственного долга территорией, уступая лишь Красноярскому краю, чей долг составил 77 240 100 тыс. руб.

Рис. 2. Сравнительная характеристика объема государственного долга Кемеровской области с размерами задолженности прочих субъектов Российской Федерации на 01.04.2015 г., тыс. руб.

Такой высокий объем государственного долга Кемеровской области может быть объяснен рядом крупных бюджетных расходов, среди которых экономические аналитики выделяют затраты на образование и реализацию молодежной политики (28 700 000 тыс. руб.), социальную поддержку населения (17 700 000 тыс. руб.) и предоставление украинским беженцам рабочих мест и жилья на первичном и вторичном рынках (30 000 000 тыс. руб.).

Таблица 2

Анализ структуры государственного долга Кемеровской области за период с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г., тыс. руб.

Обязатель-ства

На 01.01.2012

На 01.02.2012

На 01.03.2012

На 01.04.2012

На 01.05.2012

На 01.06.2012

На 01.07.2012

На 01.08.2012

На 01.09.2012

На 01.10.2012

На 01.11.2012

На 01.12.2012

На 01.01.2013

Кредиты, предостав-ленные кредитны-ми органи-зациями, иностранными банками и меж-дународ-ными финанс-овыми организа-циями

9 586 014,75

9 786 014,75

10 356 014,75

10 756 014,75

11 250 344,75

11 466 485,75

11 778 485,75

12 000 122 ,75

12 585 122,75

12 985 122,75

13 693 122,75

14 011 122,75

14 511 122,75

Удель-ный вес в общей сумме долга, %

44,86

44,95

45,66

46,43

47,14

47,12

47,61

47,60

48,76

49,21

50,33

50,50

51,73

Бюджет-ные креди-ты от дру-гих бюджетов бюджет-ной сист-емы РФ

9 404 755,00

9 604 755,00

9 944 755,00

10 031 385,23

10 234 385,23

10 489 385,23

10 583 569,48

10 833 569,48

10 845 569,48

11 023 254,37

11 137 254,37

11 357 254,37

11  542 254,37

Удель-ный вес в общей сумме долга, %

44,01

44,12

43,85

43,30

42,89

43,11

42,78

42,97

42,02

41,78

40,93

40,93

41,14

Государст-венные гарантии субъекта РФ

2 378 534,33

2 378 534,33

2 378 534,33

2 378 534,33

2 378 534,33

2 378 534,33

2 378 534,33

2 378 534,33

2 378 534,33

2 378 534,33

2 378 534,33

2 378 534,33

2 000 000,00

Удель-ный вес в общей сумме долга, %

11,13

10,93

10,49

10,27

9,97

9,77

9,61

9,43

9,22

9,01

8,74

8,57

7,13

Итого

21 369 304,08

21 769 304,08

22 679 304,08

23 165 934,31

23 863 264,31

24 334 405,31

24 740 589,56

25 212 226,56

25 809 226,56

26 386 911,45

27 208 911,45

27 746 911,45

28 053 377,12


В таблицах 2-3 представлен анализ структуры и динамики государственного долга за период с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г. Очевидно, что долговые обязательства области в 2012 г. складывались по двум направлениям: в качестве заключения договоров государственного заимствования (кредиты, полученные от кредитных и международных финансовых организаций; бюджетные кредиты, заимствованные из других бюджетов бюджетной системы РФ) и в виде предоставления гарантий по обязательствам третьих лиц (государственные гарантии субъекта РФ). Наибольший удельный вес в общем объеме обязательств ежемесячно занимают кредиты, предоставленные кредитными организациями и иностранными банками, а наименьший вес - государственные гарантии Кемеровской области. Следует отметить, что в структуре государственного долга данного субъекта за 2012 г. отсутствуют такие виды обязательств, как государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, а также договоры и соглашения о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет [2].

Таблица 3

Анализ динамики государственного долга Кемеровской области за период с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г., тыс. руб.

Обязательства

01.02/ 01.01

01.03/ 01.02

01.04/ 01.03

01.05/ 01.04

01.06/ 01.05

01.07/ 01.06

01.08/ 01.07

01.09/ 01.08

01.10/ 01.09

01.11/ 01.10

01.12/ 01.11

01.01/ 01.12

Кредиты, предостав-ленные кредитны-ми органи-зациями, иностранными банка-ми и меж-дународными финанс-овыми организа-циями

Абсолютное отклонение (±)

 200  000

 570  000

 400  000

 494  330

 216  141

 312  000

 221  637

 585  000

 400  000

 708  000

 318  000

 500 000


Темпы роста, %

102, 09

105, 82

103, 86

104, 60

101, 92

102, 72

101, 88

104, 87

103, 18

105, 45

102, 32

103, 57

Удельный вес в общей сумме долга, %

0,09

0,71

0,77

0,71

- 0,02

0,49

- 0,01

1,16

0,45

1,12

0,17

1,23

Бюджет-ные креди-ты от дру-гих бюдж-етов бюдж-етной сист-емы РФ

Абсолютное отклонение (±)

200  000

340  000

86  630, 23

203  000

255  000

94  184, 25

250  000

12  000

189  684, 89

114  000

220  000

185 000


Темпы роста, %

102, 13

100, 87

102, 02

102, 49

100, 90

102, 36

100, 11

101, 64

101, 03

101, 98

101, 63

Удельный вес в общей сумме долга, %

0,11

- 0,27

- 0,55

- 0,41

0,22

- 0,33

0,19

- 0,95

- 0,24

- 0,85

0,00

0,21

Государст-венные гарантии субъекта РФ

Абсолютное отклонение (±)

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

- 378 534,33


Темпы роста, %

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

84,09

Удельный вес в общей сумме долга, %

-  0,2

- 0,44

- 0,22

-  0,3

-  0,2

- 0,16

- 0,18

- 0,21

- 0,21

- 0,27

- 0,17

- 1,44

 того

Абсолютное отклонение (±)

400  000

910  000

486  630, 23

697  330

471  141

406  184, 25

471  637

597  000

589  684,89

822  000

538  000

306  465,67


Темпы роста, %

304, 22

309, 36

304, 73

306, 62

304, 41

303, 62

304, 24

304, 98

304, 82

306, 48

304, 3

289, 29




Согласно изложенным в таблице 3 данным видно, что с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г. объем кредитов, предоставленных кредитными организациями, иностранными банками и международными финансовыми организациями регулярно увеличивался неравномерными долями.

Таким образом, с помощью базисной схемы расчета относительных показателей динамики государственного долга были выявлены наибольшие и наименьшие приросты по объему выданных банками кредитов Кемеровской области. Максимальное отклонение наблюдалось в периоды с 01.10.2012 г. по 01.11.2012 г. (708 000 тыс. руб. или 105,45%), 01.08.2012 г. по 01.09.2012 г. (585 000 тыс. руб. или 104,87%), 01.02.2012 г. по 01.03.2012 г. (570 000 тыс. руб. или 105,82%), а минимальное отклонение - в периоды с 01.01.2012 г. по 01.02.2012 г. (200 000 тыс. руб. или 102,09%), 01.05.2012 г. по 01.06.2012 г. (216 141 тыс. руб. или 101,92%), 01.07.2012 г. по 01.08.2012 г. (221 637 тыс. руб. или 101,88%). Столь неравномерное увеличение объема государственного долга Кемеровской области, осуществлявшееся на протяжении 2012 г., могло происходить из-за определенных направлений статей расходов бюджета данного субъекта (высокие затраты на социальную политику и поддержку населения, проведение политических мероприятий и здравоохранение).

На рисунке 3 представлена динамика кредитов, полученных Кемеровской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.

 

Рис. 3. Динамика кредитов, выданных кредитными организациями, коммерческими банками и международными финансовыми организациями в период с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г.

Общая сумма бюджетных кредитов и ссуд, заимствованных из других бюджетов Российской Федерации, также была подвержена скачкообразному изменению и в период с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г. трансформировалась в сторону увеличения (рисунок 4).

Так, максимальное отклонение наблюдалось в периоды с 01.02.2012 г. по 01.03.2012 г. (340 000 тыс. руб. или 103,54%), 01.05.2012 г. по 01.06.2012 г. (255 000 тыс. руб. или 102,49%), 01.07.2013 г. по 01.08.2012 г. (250 000 тыс. руб. или 105,82%), а минимальное отклонение - в периоды с 01.08.2012 г. по 01.09.2012 г. (12 000 тыс. руб. или 100,11%), 01.03.2012 г. по 01.04.2012 г. (86 630,23 тыс. руб. или 100,87%), 01.06.2012 г. по 01.07.2012 г. (94 184,25 тыс. руб. или 100,90%). Такие резкие колебания в стороны увеличения и снижения по направлению бюджетных кредитов, выданных Кемеровской области, могли быть вызваны, как объективными факторами (отсутствием необходимости области в заемных средствах), так и дефицитом в других бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.

Рис. 4. Динамика бюджетных кредитов, полученных от других бюджетов бюджетной системы РФ в период с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г.

Относительно предоставления государственных гарантий Кемеровской области динамики не наблюдается. С 01.01.2012 г. по 01.12.2012 г. сумма по данному обязательству составляла 2 378 534,33 тыс. руб. и оставалась неизменной вплоть до 01.01.2013 г., когда была погашена на 378 534,33 тыс. руб. и стала равной 2 000 000 тыс. руб.

Таким образом, общая сумма всех обязательств в период с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г. изменялась нарастающими темпами. Из приведенных значений и рисунка 5 видно, что наибольший прирост общего объема задолженности приходится на 01.03.2012 г. - 910 000 тыс. руб., а наименьший - на 01.01.2013 г. - 306 465,67 тыс. руб.

Рис. 5. Прирост государственного долга Кемеровской области в период с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г., тыс. руб.

Таблица 4

Анализ структуры государственного долга Кемеровской области за период с 01.01.2013 г. по 01.01.2014 г., тыс. руб.

Обязатель-ства

На 01.01.2013

На 01.02.2013

На 01.03.2013

На 01.04.2013

На 01.05.2013

На 01.06.2013

На 01.07.2013

На 01.08.2013

На 01.09.2013

На 01.10.2013

На 01.11.2013

На 01.12.2013

На 01.01.2014

Кредиты, предоставленные кредитными организациями, иностранными банками и меж-дународными финансовыми организациями

14 511 122,75

15 458 122 ,75

16 213 122,75

17 738 917,75

19 150 498,75

20 619 498 ,75

21 396 498,75

22 196 623,75

23 549 623,75

23 767 606,7

24 050 606,7

25 354 606,7

25 824 606,7

Удельный вес в об-щей сумме долга, %

51,73

52,68

53,72

55,85

57,18

58,64

58,80

62,80

63,94

63,67

63,56

64,18

62,19

Бюджетные кредиты от дру-гих бюджетов бюджетной сист-емы РФ

11  542 254,37

11 884 254,37

11 968 254,37

12 023 254,37

12 340 450,3

12 540 450,3

12 985 450,3

13 145 980,7

13 280 980,7

13 563 980,7

13 790 808

14 153 808

14 698 808

Удельный вес в общей сумме долга, %

41,14

40,50

39,65

37,85

36,85

35,67

35,70

37,20

36,06

36,33

36,44

35,82

35,40

Государственные гарантии субъекта РФ

2 000 000, 00

2 000 000, 00

2 000 000, 00

2 000 000, 00

2 000 000, 00

2 000 000, 00

2 000 000, 00

0

0

0

0

0

0

Удельный вес в общей сумме долга, %

7,13

6,82

6,63

6,30

5,97

5,69

5,50

0

0

0

0

0

0

Государственные ценные бумаги

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1 000 000

Удельный вес в об-щей сумме долга, %

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2,41

Итого

28 053 377,12

29 342 377,12

30 181 377,12

31 762 172,12

33 490 949,05

35 160 399,05

36 381 949,05

35 342 604,45

36 830 604,45

37 331 587,4

37 841 414,7

39 508 414,7

41 523 414,7




В таблицах 4-5 представлен анализ структуры и динамики государственного долга за период с 01.01.2013 г. по 01.01.2014 г. Структура долговых обязательств Кемеровской области в 2013 г. была трансформирована, но, как и в 2012 г. складывалась, исходя из двух направлений: в качестве заключения договоров государственного заимствования (кредиты, полученные от кредитных и международных финансовых организаций; бюджетные кредиты, заимствованные из других бюджетов бюджетной системы РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг) и в виде предоставления гарантий по обязательствам третьих лиц (государственные гарантии субъекта РФ). Наибольший удельный вес в общем объеме обязательств ежемесячно занимают кредиты, предоставленные кредитными организациями и иностранными банками, а наименьший вес - государственные ценные бумаги Кемеровской области. Следует отметить, что в структуре государственного долга данного субъекта за 2013 г. отсутствует такой вид обязательств, как договоры и соглашения о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Таблица 5

Анализ динамики государственного долга Кемеровской области за период с 01.01.2013 г. по 01.01.2014 г., тыс. руб.

Обязательства

01.02/ 01.01

01.03/ 01.02

01.04/ 01.03

01.05/ 01.04

01.06/ 01.05

01.07/ 01.06

01.08/ 01.07

01.09/ 01.08

01.10/ 01.09

01.11/ 01.10

01.12/ 01.11

01.01/ 01.12

Кредиты, предостав-ленные кредитными организациями, иностранными банка-ми и международными финансовыми организациями

Абсолютное отклонение (±)

947  000

755 000

1 525 795

1 411 581

1 469 000

777  000

800 125

1 353 000

217 982,95

283  000

1 304 000

470 000


Темпы роста, %

106, 53

104, 88

109, 41

107, 96

107, 67

103, 77

103, 74

106, 10

100, 93

101, 19

105, 42

101, 85

Удельный вес в общей сумме долга, %

0,95

1,04

2,13

1,33

1,46

0,16

4,00

1,14

- 0,27

- 0,11

0,62

-1,99

Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ

Абсолютное отклонение (±)

342  000

84  000

55 000

317  195,93

200  000

445 000

160  530,4

135  000

280 000

226  827,3

363  000

545 000


Темпы роста, %

102, 96

100, 71

100, 46

102, 64

101, 62

103, 55

101, 24

101, 03

102, 13

101, 67

102, 63

103, 85

Удельный вес в общей сумме долга, %

- 0,64

- 0,85

-  1,8

- 1,00

- 1,18

- 0,03

 1,50

- 1,14

 0,27

 0,11

- 0,62

- 0,42

осударственные гарантии субъекта РФ

Абсолютное отклонение (±)

0

0

0

0

0

0

- 2 000 000

0

0

0

 0


Темпы роста, %

100

100

100

100

100

100

0

-

-

-

-

-

Удельный вес в общей сумме долга, %

-  0,31

- 0,19

- 0,33

-  0,33

-  0,28

- 0,19

- 5,50

0

0

0

0

0

Государственные ценные бумаги

Абсолютное отклонение (±)

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1 000 000


Темпы роста, %

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Удельный вес в общей сумме долга, %

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2,41

Итого

Абсолютное отклонение (±)

1 289 000

839  000

1 580 795

1 728 776,9

1 669 000

1 222 000

- 1 039 344,6

1 488 000

497  982, 95

509 827,3

1 667 000

2 015 000


Темпы роста, %

309, 49

305, 59

309, 87

310, 6

309, 29

307, 32

204, 98

207, 13

203, 06

202, 86

208, 05

205, 7





Согласно представленным в таблице 5 данным можно отметить, что с 01.01.2013 г. по 01.01.2014 г. объем кредитов, предоставленных кредитными организациями, иностранными банками и международными финансовыми организациями Кемеровской области, регулярно увеличивался неравномерными долями.

Так, максимальное отклонение наблюдалось в периоды с 01.03.2013 г. по 01.04.2013 г. (1 525 795 тыс. руб. или 109,41%), 01.05.2013 г. по 01.06.2013 г. (1 469 000 тыс. руб. или 107,67%), 01.04.2013 г. по 01.05.2013 г. (1 411 581 тыс. руб. или 107,96%), а минимальное отклонение - в периоды с 01.09.2013 г. по 01.10.2013 г. (217 982,95 тыс. руб. или 100,93%), 01.10.2013 г. по 01.11.2013 г. (283 000 тыс. руб. или 101,19%), 01.12.2013 г. по 01.01.2014 г. (470 000 тыс. руб. или 101,85%).

Как и на протяжении 2012 г. такое неравномерное увеличение объема государственного долга Кемеровской области могло происходить из-за определенных направлений статей расходов бюджета данного субъекта, включая высокий уровень затрат на социальную политику, а также расходы на здравоохранение.

 

Рис. 6. Динамика кредитов, выданных кредитными организациями, коммерческими банками и международными финансовыми организациями в период с 01.01.2013 г. по 01.01.2014 г.

На рисунке 6 представлена динамика кредитов, полученных Кемеровской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций в течение 2013 г.

 

Рис. 7. Динамика бюджетных кредитов, полученных от других бюджетов бюджетной системы РФ в период с 01.01.2013 г. по 01.01.2014 г.

Общая сумма бюджетных кредитов и ссуд, заимствованных из других бюджетов Российской Федерации, также подвержена скачкообразному изменению и в период с 01.01.2013 г. по 01.01.2014 г. трансформировалась в сторону увеличения (рисунок 7).

Так, максимальное отклонение наблюдалось в периоды с 01.12.2013 г. по 01.01.2014 г. (545 000 тыс. руб. или 103,85%), 01.06.2013 г. по 01.07.2013 г. (445 000 тыс. руб. или 103,55%), а минимальное отклонение - в периоды с 01.03.2013 г. по 01.04.2013 г. (55 000 тыс. руб. или 100,46%), 01.02.2013 г. по 01.03.2013 г. (84 000 тыс. руб. или 100,71%), 01.08.2013 г. по 01.09.2013 г. (135 000 тыс. руб. или 101,03%).

Относительно предоставления государственных гарантий Кемеровской области в 2013 г. динамика наблюдалась во второй половине года, когда с 01.07.2013 г. по 01.08.2013 г. сократилась на 2 000 000 тыс. руб. и стала равна 0 (рисунок 8). Такое уменьшение явилось следствием введения моратория на предоставление гарантий Кемеровской области до 01.01.2017 г. с целью предотвращения увеличения объема государственной задолженности. Тем не менее, с 01.01.2014 г. одной из основных форм долговых обязательств области стали государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг.

 

Рис. 8. Динамика государственных гарантий Кемеровской области в период с 01.01.2013 г. по 01.01.2014 г.

Таким образом, общая сумма всех обязательств в период с 01.01.2013 г. по 01.01.2014 г. изменялась нарастающими темпами со снижением объема государственного долга области к 01.08.2013 г. Из приведенных значений и рисунка 9 видно, что наибольший прирост общего объема задолженности приходится на 01.01.2014 г. - 2 015 000 тыс. руб., а наименьший - на 01.08.2013 г. - - 1 039 344,6 тыс. руб.

 

Рис. 9. Прирост государственного долга Кемеровской области в период с 01.01.2013 г. по 01.01.2014 г., тыс. руб.

Таблица 6

Анализ структуры государственного долга Кемеровской области за период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г., тыс. руб.

Обязатель-ства

На 01.01.2014

На 01.02.2014

На 01.03.2014

На 01.04.2014

На 01.05.2014

На 01.06.2014

На 01.07.2014

На 01.08.2014

На 01.09.2014

На 01.10.2014

На 01.11.2014

На 01.12.2014

На 01.01.2015

Кредиты, предоставленные кредитными органи-зациями, иностранными банками и международными финансовыми организациями

25 824 606,7

25 783 606 ,7

26 104 606,7

26 237 606,7

26 547 606,7

26 937 606,7

27 237 606,7

27 640 606,7

28 041 606,7

28 517 606,7

28 730 606,7

28 907 545,7

29 107 545,7

Удельный вес в общей сумме долга, %

62,19

61,22

60,86

60,41

60,41

60,10

59,95

60,56

62,68

62,38

59,45

58,26

57,28

Бюджетные кредиты от других бюджетов  бюджетной системы РФ

14 698 808

15 329 808

15 791 808

16 198 808

16 400 808

16 880 808

17 198 808

17 000 808

15 698 808

16 198 808

18 598 808

19 706 472

20 706 472

Удельный вес в общей сумме долга, %

35,40

36,40

36,81

37,29

37,32

37,66

37,85

37,25

35,09

35,43

38,48

39,72

40,75

Государственные ценные бумаги

1 000 000

1 000 000

1 000 000

1 000 000

1 000 000

1 000 000

1 000 000

1 000 000

1 000 000

1 000 000

1 000 000

1 000 000

1 000 000

Удельный вес в общей сумме долга, %

2,41

2,38

2,33

2,30

2,27

2,24

2,20

2,19

2,23

2,19

2,07

2,02

1,97

Итого

41 523 414,7

42 113 414,7

42 896 414,7

43 436 414,7

43 948 414,7

44 818 414,7

45 436 414,7

45 641 414,7

44 740 414,7

45 716 414,7

48 329 414,7

49 614 017,7

50 814 017,7

В таблицах 6-7 представлен анализ структуры и динамики государственного долга за период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г. Очевидно, что долговые обязательства области за 2014 г. складывались только по одному направлению - в качестве заключения договоров государственного заимствования. Каждый месяц наибольший удельный вес в общем объеме обязательств занимают кредиты, предоставленные кредитными организациями и иностранными банками, а наименьший вес - государственные ценные бумаги Кемеровской области.

Таблица 7

Анализ динамики государственного долга Кемеровской области за период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г., тыс. руб.

Обязательства

01.02/ 01.01

01.03/ 01.02

01.04/ 01.03

01.05/ 01.04

01.06/ 01.05

01.07/ 01.06

01.08/ 01.07

01.09/ 01.08

01.10/ 01.09

01.11/ 01.10

01.12/ 01.11

01.01/ 01.12

Кредиты, предоставленные кредитны-ми организациями, иностранными банками и международными финансовыми организациями

Абсолютное отклонение (±)

- 41 000

321  000

133 000

310  000

390 000

300  000

403 000

401  000

476  000

213 000

176 939

200 000


Темпы роста, %

99,84

101, 24

100, 51

101, 18

101, 47

101, 11

101, 48

101, 45

101, 70

100, 75

100, 62

100, 69

Удельный вес в общей сумме долга, %

- 0,97

- 0,36

- 0,45

 0,00

- 0,31

- 0,15

 0,61

 2,12

- 0,30

- 2,93

- 1,19

- 0,98

Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ

Абсолютное отклонение (±)

631  000

462  000

407 000

202  000

480  000

318 000

-198  000

-1 302 000

500 000

2 400 000

1 107 664

1 000 000


Темпы роста, %

104, 29

103, 01

102, 58

101, 25

102, 93

101, 88

98, 85

92, 34

103, 18

114, 82

105, 96

105, 07

Удельный вес в общей сумме долга, %

1,00

0,41

0,48

0,03

0,34

0,19

- 0,60

- 2,16

0,34

3,05

1,24

1,03

Государственные ценные бумаги

Абсолютное отклонение (±)

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0


Темпы роста, %

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

-  0,03

- 0,05

- 0,03

-  0,03

-  0,03

- 0,04

- 0,01

0,04

- 0,04

- 0,12

- 0,05

- 0,05

Итого

Абсолютное отклонение (±)

590  000

783  000

540 000

512 000

870 000

618 000

205 000

597  000

- 901 000

2 613 000

1 284 603

1 200 000


Темпы роста, %

304, 13

304, 25

303, 09

306, 62

302, 43

302, 99

300, 33

293, 79

304, 88

315, 57

306, 58

305, 76




Согласно представленным в таблице 7 данным видно, что с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г. объем кредитов, выданных кредитными организациями, иностранными банками и международными финансовыми организациями изменялся, как в сторону увеличения, так и в сторону снижения.

Так, максимальное отклонение наблюдалось в периоды с 01.09.2014 г. по 01.10.2014 г. (476 000 тыс. руб. или 101,7%), 01.07.2014 г. по 01.08.2014 г. (403 000 тыс. руб. или 101,48%), 01.08.2014 г. по 01.09.2014 г. (401 000 тыс. руб. или 101,45%), а минимальное отклонение - с 01.01.2012 г. по 01.02.2012 г. (- 41 000 тыс. руб. или 99,84%). Изменение объема государственного долга Кемеровской области в 2014 г. было вызвано определенными направлениями статей расходов бюджета, среди которых выделяются высокие затраты на социальную политику и поддержку украинских беженцев.

Рис. 10. Динамика кредитов, выданных кредитными организациями, коммерческими банками и международными финансовыми организациями в период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г.

На рисунке 10 представлена динамика кредитов, полученных Кемеровской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций в 2014 г.

Общая сумма бюджетных кредитов и ссуд, заимствованных из других бюджетов Российской Федерации, также была подвержена скачкообразному изменению и в период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г. трансформировалась в стороны увеличения и снижения (рисунок 11).

 

Рис. 11. Динамика бюджетных кредитов, полученных от других бюджетов бюджетной системы РФ в период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г.

Максимальное отклонение объема бюджетных кредитов наблюдалось в период с 01.10.2014 г. по 01.11.2014 г. (2 400 000 тыс. руб. или 114,82%), а минимальное - в период с 01.08.2014 г. по 01.09.2014 г. (- 1 302 000 тыс. руб. или 92,34%). Столь резкие колебания в стороны увеличения и снижения могут объясняться дефицитом и резким профицитом к 01.11.2014 г. в других бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.

Относительно государственных займов Кемеровской области, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг, динамики не наблюдалось. С 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г. сумма по данному обязательству составляла 1 000 000 тыс. руб. и оставалась неизменной.

Таким образом, общая сумма всех обязательств в период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г. изменялась нарастающими темпами со снижением объема государственного долга области к 01.09.2014 г. Из приведенных значений и рисунка 12 видно, что наибольший прирост общего объема задолженности приходится на 01.11.2014 г. - 2 613 000 тыс. руб., а наименьший - на 01.10.2014 г. - - 901 000 тыс. руб.

 

Рис. 12. Прирост государственного долга Кемеровской области в период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г., тыс. руб.

Тенденции в системе обслуживания государственного долга Кемеровской области

Обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации - это проведение мероприятий по выплате доходов по государственным долговым обязательствам, представленных в виде процентов по ним или дисконта, осуществляемые за счет денежных средств соответствующего бюджета [1].

Кемеровская область ставит одной из главных экономических задач обеспечение сбалансированного бюджета и устойчивости бюджетной системы данного субъекта с учетом процесса модернизации не только финансовой, но и политической, и социальной сфер. Но при преобладании финансово-экономического кризиса практически невозможно осуществлять наращивание собственных региональных доходов, поддержку стабильного бюджета и, соответственно, уровня задолженности перед государством.

В настоящее время в сфере обслуживания государственного долга Кемеровской области выделяются следующие проблемы:

Увеличение верхнего предела государственного внутреннего долга по сравнению с показателями за 2012 и 2013 гг.;

Невозможность осуществления объективного анализа проблем региональной задолженности из-за отсутствия планирования на средне- и долгосрочную перспективу;

Низкий объем вложений в государственные ценные бумаги Кемеровской области.

Обращая внимание на последнюю проблему в сфере обслуживания государственного долга, следует заметить, что в 2014 г. в структуру задолженности Кемеровской области стали входить займы, воплощенные в форме выпуска государственных ценных бумаг. И поскольку российский рынок ценных бумаг далек от совершенного уровня, Кузбассу необходимо проводить мероприятия, направленные на привлечение инвесторов, а также своевременное и полное погашение долга перед кредитными организациями и федеральным бюджетом и привлечение необходимых ресурсов кредитных организаций по минимальной процентной ставке.

Оптимальная долговая нагрузка на бюджет области - актуальный финансовый показатель, показывающий готовность и способность региона погасить имеющиеся обязательства [6]. В целях обслуживания задолженности Кемеровской области для расчета долговой нагрузки действуют два показателя:

Процентное отношение объема просроченной областной задолженности по долговым обязательствам к общему объему областной задолженности по долговым обязательствам;

Процентное отношение государственного долга области к доходам бюджета за вычетом объема безвозмездных поступлений.

Сумма процентных платежей по государственному долгу Кемеровской области рассчитывается как процентное отношение расходов на обслуживание задолженности области к общему объему бюджетных расходов области.

Обслуживание государственного долга Кемеровской области не ограничивается только мероприятиями и механизмами, закрепленными в законодательных и нормативно-правовых актах.

Так, 4 февраля 2015 г. Главное финансовое управление области подписало Приказ о проведении конкурса на лучшее предложение по поддержанию устойчивого развития экономики, социальной стабильности и обеспечению сбалансированности бюджетной системы Кемеровской области. Одной из главных задач конкурса была поставлена разработка мероприятий по выявлению резервов по доходам и расходам бюджета области, сокращению объемов государственного долга и затрат на его обслуживание. В целевую аудиторию входили, как физические лица (научные работники, студенты), так и различные организации (предприятия, учреждения, фонды). 

В сентябре 2013 г. Кемеровской областью также был объявлен конкурс на право заключения государственного контракта по предоставлению услуг по обслуживанию процедур выпуска, размещения, а также обращения областных облигаций на сумму 1 млрд. руб. Основными претендентами стали банки ВТБ Капитал и Связь-банк, оценившие стоимость данного контракта в 700 тыс. руб. и 1 рубль. В конечном итоге максимальная цена контракта возросла до 1,5 млн. руб., а основной статьей расходов вырученных денежных средств стало продолжение строительства автомагистрали Кемерово - Ленинск-Кузнецкий.

На протяжении анализируемого периода с 2012 по 2014 гг. основные расходы областного бюджета были направлены на улучшение и повышение качества образования (29%), решение проблем здравоохранения в малых городах Кемеровской области, организацию политики здорового образа жизни, физкультуры и спорта (28%), а также повышение эффективности социальной политики (25%) и стабилизацию национальной экономики (18%) (рисунок 13).

Рис. 13. Структура расходов бюджета Кемеровской области в период с 01.01.2012 г. по 01.01.2015 г., %.

Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

На протяжении 2012-2014 гг. вокруг бюджета Кемеровской области складывалась нестабильная экономическая обстановка, оказывающая непосредственно, как косвенное, так и прямое воздействие на общий объем государственной задолженности данного региона.

Внезапное сокращение уровня цен на энергоносители в отчетном периоде не увеличило, а, наоборот, уменьшило объем доходов бюджета Кемеровской области, что явилось очевидным следствием наращивания долговых обязательств перед российскими банками, иностранными кредитными организациями, а также бюджетами прочих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

По мнению заместителя А. Г. Тулеева - начальника главного финансового управления Кемеровской области, С. Н. Ващенко, главной первопричиной ежегодного увеличения регионального государственного долга является высокий уровень привязанности бюджета от платежеспособности основных региональных налогоплательщиков, поскольку именно от налоговых отчислений данных экономических субъектов формируется высокий удельный вес в структуре областной бюджетной системы [5].

Существует ряд профилактических мероприятий по борьбе с налоговыми правонарушениями, имеющими отрицательную природу воздействия на финансовые показатели. Так, в случае повторного создания организации необходима проверка данных ее руководителей и учредителей с помощью применения информационной базы данных. Активное информирование жителей области и налогоплательщиков о конечных результатах отклонения от уплаты налогов и прочих обязательных платежей также способно оказывать сильное воздействие на снижение уровня налоговых правонарушений.

Безусловно, применение санкций в отношении юридических и физических лиц, уклоняющихся от уплаты налогов в бюджет области, имеет положительный эффект, но не стоит забывать о том, что чрезмерное возрастание налоговой нагрузки также способно оказывать и негативное воздействие на общий уровень экономической стабильности и состояние бюджетной системы Кемеровской области. Для того чтобы результативно решить проблему обслуживания государственного долга необходима реанимация основных макроэкономических показателей, имеющих, как прямую, так и обратную зависимость по отношению к индикаторам бюджетных доходов и расходов.

Не менее важным мероприятием по сдерживанию роста объема государственного долга Кемеровской области является закрепление моратория на предоставление государственных гарантий данного субъекта Российской Федерации на срок до 01.01.2017 г. [7].

Таким образом, в целях расширения доходной базы области и погашения государственного долга С. Н. Ващенко предлагает применение таких мер, как создание новых рабочих мест и увеличение кадрового резерва, активное привлечение и поиск инвесторов, развитие предпринимательского потенциала у молодежи за счет внедрения новых технологий финансирования в области и выгодные условия для ведения бизнеса [5].

В качестве примера использования на территории Кемеровской области новых технологий финансирования может послужить открытие Кемеровского бизнес-инкубатора и Кузбасского технопарка, предлагающих лицам, заинтересованным во внедрении новых экономических проектов в практической деятельности, спектр различных услуг от оказания консультаций по юридическим, маркетинговым и налоговым вопросам вплоть до продвижения проекта в СМИ и разработки рекламно-презентационного материала.

Основными составляющими инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области являются Государственный фонд поддержки предпринимательства, а также Муниципальные центры и фонды поддержки предпринимательства.

Областными экономическими аналитиками также предлагается система предложений по стабилизации государственного долга, включающая:

Применение программно-целевого метода к государственным программам с целью рационального развития расходной части областного бюджета в среднесрочной перспективе. Осуществление данного предложения имеет высокую эффективность по сокращению отрицательных последствий от финансово-экономического кризиса, а также по предварительному выявлению экономических угроз в долгосрочной перспективе;

Применение государственных программ для оценки эффективности расходов областного бюджета. Данное мероприятие осуществимо с применением трех способов оценки: итоги от реализации программы при помощи сопоставления плановых и фактических показателей и объема финансирования из бюджета области по программным мероприятиям; эффективности от реализации программы путем сравнения конечной оценки состояния с общим количеством целевых показателей; состояния целевого показателя по итогам оценки эффективности от реализации программы, основывающейся на балльном принципе;

Четкое разграничение и выделение в систему социально-экономических проблем региона в целях совершенствования направлений бюджетных расходов. Так, при разработке целевых программ будут учитываться не только положительные, но и отрицательные эффекты от их применения, которые позволят заранее просчитать степень превалирования убытков над прибыльностью;

Регулярное проведение мониторинга за исполнением бюджета, основывающееся на аудите эффективности. Данный механизм является относительно новым в практическом применении Кемеровской областью, поскольку основной целью аудита является не обнаружение финансовых правонарушений, а реальное выявление результативности использования государственных заимствований.

На 2012-2014 гг. Министерством финансов были предложены следующие направления долговой политики [4]:

Развитие рынка ценных бумаг;

Привлечение финансовых ресурсов, входящих в структуру государственного долга, на рынках капитала;

Регулярное осуществление мониторинга внутренних заимствований;

Стабилизация высоких рейтингов российских кредитных организаций.

В момент действия финансово-экономического кризиса - предсказуемого, но зачастую спонтанно возникающего явления направления долговой политики не могут полностью оставаться на прежнем уровне и претерпевают значительные изменения, касающиеся как структуры задолженности, так и основных экономических субъектов. Так, в среднесрочной перспективе для Кемеровской области будет проблематично осуществление привлечения денежных заемных средств у иностранных банков и развитие рынка ценных бумаг в связи с введением санкций от Европейского Союза и США и падением курса рубля.

Учитывая современное состояние российской бюджетной системы, Министерство финансов предложило иные направления долговой политики на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 гг. [5]:

Снижение доли государственных гарантий субъекта Российской Федерации в общем объеме государственной задолженности региона (введение на территории Кемеровской области моратория сроком до 01.01.2017 г.);

Поиск и привлечение инвесторов с наиболее оптимальными условиями кредитования;

Повышение отдельных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и стабилизация условий обслуживания и погашения долговых обязательств;

Выполнение принципа равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации.

С учетом сложившейся в российской экономики кризисной ситуации следует признать, что направления, предложенные Министерством финансов, также могут иметь положительную и отрицательную природу воздействия на объем государственного долга Кемеровской области. Так, при грамотном подходе можно обратить возникшую или уже имеющуюся задолженность в механизм управления инфляцией, занятостью, уровнем производства и экономическим ростом.

В заключение данной главы можно выделить следующие перспективы по сокращению объемов государственного долга Кемеровской области в 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. Во-первых, статистика ежемесячного роста долговых обязательств не позволяет утверждать, что благодаря мерам по регулированию задолженности, изложенным в Распоряжении Коллегией Администрации Кемеровской области, и направлениям долговой политики Министерства финансов, объем государственного долга будет существенно сокращен. Большие затраты на предоставление рабочих мест и жилищных условий беженцам из Украины, а также осуществление региональных программ по здравоохранению на данный момент тормозят снижение общего уровня задолженности. Во-вторых, в целях финансового процветания области в первую очередь необходимо провести регулирование налоговой политики и, соответственно, налогового законодательства без увеличения объема налоговой нагрузки. Такие меры позволят сократить уровень уклонения от уплаты налогов и укрепить бюджетные статьи доходов, что поспособствует существенному снижению потребности в привлечении заемных средств. В-третьих, для того чтобы сделать бюджет области сбалансированным в условиях экономического кризиса необходимо повысить уровень налогового бремени и стимулировать потребительский спрос именно на отечественную продукцию. Таким образом, если сокращение объемов государственного долга Кемеровской области и будет возможным осуществить в дальнейшей перспективе, то говорить об улучшении уровня и качества жизни населения не придется.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершение темы данной работы следует отметить, что резкое увеличение объемов государственного долга Кемеровской области в 2012-2014 гг. явилось прямым следствием сложившейся в регионе нестабильной экономической обстановки. Начальник главного финансового управления области, С. Н. Ващенко считает, что основная причина ежегодного увеличения регионального государственного долга заключается в высокой бюджетной зависимости от платежеспособности основных региональных налогоплательщиков, так как именно от их налоговых перечислений формируется высокая удельная доля в структуре областной бюджетной системы.

В настоящее время в сфере обслуживания государственного долга Кемеровской области можно выделить следующие крупные проблемы:

Увеличение верхнего предела государственного внутреннего долга по сравнению с показателями за 2012 и 2013 гг.;

Невозможность осуществления объективного анализа проблем региональной задолженности из-за отсутствия планирования на средне- и долгосрочную перспективу;

Низкий объем вложений в государственные ценные бумаги Кемеровской области.

С учетом деструктивной природы действия финансово-экономического кризиса - предсказуемого, но зачастую спонтанно возникающего явления направления долговой политики, преобладающие в 2012-2014 гг., претерпели значительные изменения, касающиеся как основных экономических субъектов, так и структуры задолженности, в целом. Так, в среднесрочной перспективе для Кемеровской области не будет целесообразным осуществление привлечения денежных заемных средств у иностранных банков и развитие рынка ценных бумаг в связи с введением санкций от Европейского Союза и США и падением курса рубля.

Учитывая современное состояние российской бюджетной системы, Министерством финансов были предложены следующие направления долговой политики на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 гг.:

Снижение доли государственных гарантий субъекта Российской Федерации в общем объеме государственной задолженности региона (введение на территории Кемеровской области моратория сроком до 01.01.2017 г.);

Поиск и привлечение российских инвесторов с наиболее оптимальными условиями кредитования;

Повышение отдельных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и стабилизация условий обслуживания и погашения долговых обязательств;

Выполнение принципа равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации.

Ведущие финансисты Кемеровской области также излагают в научно-исследовательских работах свои предложения по рационализации управления государственным долгом. Данные мероприятия заключаются в применении программно-целевого метода к государственным программам с целью рационального развития расходной части областного бюджета в среднесрочной перспективе, применении государственным программ для оценки эффективности расходов бюджета Кемеровской области, четком разграничении и выделении в систему региональных социально-экономических проблем в целях модернизирования направлений бюджетных расходов, а также регулярном проведении мониторинга за исполнением бюджета, основывающемся на аудите эффективности.

Таким образом, в среднесрочной перспективе, в 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. не предусматривается сокращение объемов государственного долга Кемеровской области. Такой прогноз обусловлен рядом причин.

ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовые документы

Бюджетный кодекс (БК РФ) N 145-ФЗ от 31.07.1998 (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015). Статья 99 (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ); Статья 101 (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ); Статья 107 (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ); Статья 119 (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru/popular/budget/56_18.html#p3186 (Дата обращения: 18.04.2015)

Законопроект Кемеровской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.rg.ru/2013/11/29/kemerovo-proekt-byudget-reg-dok.html (Дата обращения: 17.04.2015)

Об утверждении программы повышения эффективности управления государственными финансами Кемеровской области на период до 2018 года, Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 сентября 2014 года №575-р [Электронный ресурс] // Режим доступа: docs.cntd.ru/document/422405115 (Дата обращения: 17.04.2015)

Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов (утв. Минфином РФ) // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119093 (Дата обращения: 08.05.2015)

Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165592 (Дата обращения: 08.05.2015)

Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.08.2014 N 338 «О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 08.10.2013 N 421 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Управление государственными финансами Кузбасса» на 2014 - 2016 годы» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru/document/regbase_doc_RLAW284_60079/ (Дата обращения: 18.04.2015)

Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.04.2015 N 193-р «О внесении изменений в распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.02.2015 N 73-р «Об утверждении плана по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Кемеровской области в 2015 году и на 2016 - 2017 годы» // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW284;n=64683 (Дата обращения: 03.05.2015)

Описание книг

Бабич, А. М. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебник / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. - 2-е изд., пер. и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 703 с.

Барулин, С. В. Финансы [Текст]: учебник / С. В. Барулин. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2015. - 640 с.

Белотелова, Н. П. Финансы [Текст]: учебник для бакалавров / Н. П. Белотелова, Ж. С. Белотелова, П. Н. Шуляк. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. - 383 с.

Миляков, Н. В. Финансы [Текст]: учебник / Н. В. Миляков. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 543 с.

Мордвинцева, А. Д. Государственный и муниципальный долг [Текст]: учебное пособие / А. Д. Мордвинцева. - Владивосток: Владивостокский государственный университет сервиса и экономики, 2010. - 32 с.

Нешитой, А. С. Финансы [Текст]: учебник / А. С. Нешитой, Я. М. Воскобойников. - 10-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. - 528 с.

Финансы [Текст]: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 496 с.

Щербакова, Н. С. Бюджетная система РФ [Текст]: конспект лекций / Н. С. Щербакова. - М.: Автономная некоммерческая организация «Международный институт ИНФО-Рутения», 2013. - 125 с.

Описание статей

Алабина, Т. А. К вопросу повышения эффективности управления расходной частью бюджета Кемеровской области / Т. А. Алабина // Концепт. Современные научные исследования. Выпуск 2. - 2014, с. 16-19.

Воронцова, Е. Н. Проблема государственного долга в развитых странах и политика бюджетной консолидации как возможность ее решения [Электронный ресурс] / Е. Н. Воронцова // Режим доступа: web.snauka.ru/issues/2013/06/24937 (Дата обращения: 04.05.2015)

Ершов, М. В. О российской долговой политике в современных условиях / М. В. Ершов, В. Ю. Татузов, А. С. Танасова // Деньги и кредит. - 2012. - №6. - с. 36-41.

Жихарев, А. А. История, количественные параметры и качественная характеристика государственного долга РФ / А. А. Жихарев // Проблемы современной экономики. - 2011. - №3-1. - с. 234-241.

Солдаткин, С. Н. К вопросу о сущности управления государственным долгом на субфедеральном уровне / С. Н. Солдаткин // Проблемы современной экономики. - 2010. - №4 (32). - с. 52-56.

Фурсова, С. Д. Государственный внутренний долг Российской Федерации, его структура

и динамика / С. Д. Фурсова, М. Г. Разыграева, Д. А. Тамразян // Транспортное дело России. - 2013. - №6 - с. 180-183.

Интернет-источники

Вопрос: Порядок расчета верхнего и предельного объемов долга [Электронный ресурс] // Режим доступа: bujet.ru/answers/227524/ (Дата обращения: 20.04.2015)

Динамика и структура государственного долга Кемеровской области // Главное финансовое управление Кемеровской области [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.ofukem.ru/content/blogcategory/120/127/ (Дата обращения: 26.04.2015)

Инфраструктура поддержки предпринимательства // Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.dprpko.ru/podderzhka-malogo-i-srednego-biznesa.html (Дата обращения: 03.05.2015)

Кемеровская область: Fitch «BB», стабильный. Презентация для инвесторов [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.sberbank-cib.ru/files/Kemerobl/Kemerovo reg_investor pres_final.pdf (Дата обращения: 01.05.2015)

Кузбасс: использовать все резервы [Электронный ресурс] // Режим доступа: bujet.ru/article/250995.php?print=y (Дата обращения: 02.05.2015)

Минфин: на обслуживание госдолга в 2015 году не хватает 26 млрд рублей // Вести.Ru [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.vesti.ru/doc.html?id=2501417 (Дата обращения: 01.05.2015)

Объявлен конкурс на лучшее предложение по поддержанию устойчивого развития экономики // Главное финансовое управление Кемеровской области [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.ofukem.ru/content/view/2278/1/ (Дата обращения: 28.04.2015)

Связь-банк и ВТБ Капитал претендуют на право организации выпуска бондов Кемеровской области [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.sviaz-bank.ru/corp/deposit-service-corp/corp-cenbum-news/20366. html (Дата обращения: 30.04.2015)

Фирмы-однодневки наносят ущерб бюджету [Электронный ресурс] // Режим доступа: bujet.ru/article/219691.php (Дата обращения: 02.05.2015)

Похожие работы на - Государственный долг субъекта РФ (на примере Кемеровской области)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!